Поиск направлений совершенствования финансовой деятельности ПАО 'Северсталь'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,5 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Поиск направлений совершенствования финансовой деятельности ПАО 'Северсталь'

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты формирования финансовой отчетности

1.1 Понятие финансовой отчетности и основа ее формирования

1.2 Состав финансовой отчетности

1.3 Порядок составления финансовой отчетности

2. Оценка показателей финансовой отчетности деятельности предприятия ПАО "Северсталь"

2.1 Оценка показателей финансовой отчетности и порядок ее проведения

2.2 Оценка показателей бухгалтерской отчетности

2.3 Оценка показателей отчета о прибылях и убытках

2.4 Анализ на основе оценки деятельности ПАО "Северсталь"

3. Поиск направлений совершенствования деятельности ПАО" Северсталь"

3.1 Основные направления оптимизации деятельности ПАО" Северсталь"

3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий для ПАО "Северсталь"

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение


В настоящее время наблюдается большое количество организаций и соответственно большое количество конкурентов. Каждая организация стремиться уменьшить затраты и увеличить чистую прибыль.

Для того чтобы вести успешную предпринимательскую деятельность, необходим хороший бухгалтер, который сможет контролировать движение денежных средств по счетам, и направлять это движение в лучшее для организации русло. Проведение анализа, оценка показателей финансовой отчетности неразрывно связано с ведением бухгалтерского учета, точнее анализ финансово-хозяйственной деятельности это конечная цель ведения бухгалтерского учета, это его неотъемлемая важная часть. Поэтому данная тема является очень актуальной.

Публичное Акционерное Общество "Северсталь" имеет большое количество филиалов. Держать в стабильном финансовом положении компанию таких размеров - это труд ни одного человека. Каждый филиал имеет большое значение, так как оказывает влияние на финансовые показатели ПАО "Северсталь". Такая компания должна иметь хорошую деловую репутацию не только в России, но и мире. Чтобы обеспечивать стабильное положение и иметь возможность вовремя отреагировать на изменения в показателях необходимо постоянно оценивать показатели финансовой отчетности.

Главной целью работы является оценка показателей финансовой отчетности и поиск направлений совершенствования деятельности Публичного Акционерного Общества "Северсталь".

Задачами работы являются:

·        Изучение теоретических положений, нормативно-технической документации, статистических материалов, справочной и научной литературы;

·        Комплексный анализ финансовых результатов;

·        Предложение мероприятий по совершенствованию показателей ПАО "Северсталь".

Предметом работы и источниками данных для проведения анализа являются отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс, а так же приложения к бухгалтерскому анализу.

Объектом работы является Публичное Акционерное Общество "Северсталь" Предметом работы является улучшение финансовых показателей ПАО "Северсталь".

В ходе анализа были применены следующие методы экономического анализа: метод цепных подстановок, индексный метод и метод абсолютных разниц.

Методы финансового анализа позволяют определить насколько организация способна выплачивать обязательства, каких выгод она добилась за рассматриваемый период. Является ли работа руководства организации успешной и ведет ли она к стабильному росту и развитию организации.

Таким образом, все вышеизложенное делает выбранную тему дипломной работы достаточно интересной и актуальной.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении содержится актуальность, цель и задачи, структура и методическая база работы.

В первой главе собраны теоретические сведения о финансовой отчетности, рассмотрен порядок ее составления.

Во второй главе проведен комплексный анализ финансовой отчетности ПАО "Северсталь", а именно: горизонтальный и вертикальный анализ форм бухгалтерской отчетности, анализ финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности, деловой активности.

В третьей главе подведен итог финансового анализа, выявлены показатели с отрицательными и положительными показателями. Также предложен ряд мероприятий, которые позволят усовершенствовать финансовые показатели.

В заключение сформулированы выводы.

Подобными проблемами занимались следующие ученые: Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Их изучения посвящены анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций; Кулакова Н.Н., Семененко М.Г., Черняев С.И., Унтилова Л.А. изучали анализ финансовой устойчивости предприятия; Сулейманова Д.А., Ахмедова Л.А. изучали комплексную оценку и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

На основе трудов, вышеперечисленных ученых была написана данная Выпускная квалификационная работа.

финансовая отчетность экономическая эффективность

1. Теоретические аспекты формирования финансовой отчетности


1.1 Понятие финансовой отчетности и основа ее формирования


Финансовая отчётность - совокупность показателей учёта, отражённых в форме определённых таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчётный период.

Значение финансовой отчетности велико. Отчетностью пользуются все контрагенты организации, так как она является источником информации о финансовом положении организации. У каждого субъекта рыночных отношений свои цели при изучении отчетности организации. Инвесторов интересует какую прибыль организация получает и насколько стабильно развивается организация. Кредиторов интересует способность организации погашать свои долги. Сотрудников интересует своевременность выплаты заработной платы и уверенность в завтрашнем дне. Все выше перечисленное говорит о том, что организация должна иметь устойчивое финансовое положение, оптимальную финансовую устойчивость.

Руководитель должен постоянно изучать комплексный анализ финансовой деятельности, для того чтобы вовремя среагировать на изменения в финансовом положении.

Рассмотрим на Таблице 1 внутренних и внешних пользователей финансовой отчетности.

Таблица 1. Пользователи финансовой отчетности


Исходя из значимости финансовой отчетности для внутренних и внешних пользователей, можно сформулировать основные принципы (требования) ее построения:

·        Периодичность отчетности.

·        Полнота охвата.

·        Принцип консерватизма.

·        Принцип ясности.

·        Существенность.

·        Надежность.

·        Преемственность.

Финансовая отчетность должна отражать все финансовые операции, осуществляемые за отчетный период. Отчетным периодом может быть месяц, квартал, год. Для предоставления отчетности в налоговые органы используется отчетный период, равный календарному году.

Финансовая отчетность должна реально отображать финансовое положение организации и каждой цифре в отчетах должны иметься подтверждающие документы. В этом заключается надежность финансовой отчетности.

Информация должна быть существенной, то есть с использованием данных отчетов могут приниматься существенные решения.

Финансовый отчет должен понять каждый пользователь, поэтому отчетность должна быть изложена ясно, точно, просто.

Исходя из этих требований (принципов), финансовая отчетность должна показывать:

·        финансовое состояние предприятия на конец периода;

·        полные доходы и расходы за период;

·        потоки денежных средств за период;

·        вклады собственников и выплаты им за период.

Ведение бухгалтерского учета базируется на нормативной базе бухгалтерского учета. Малейшее несоответствие отчетности правилам и нормам бухгалтерского учета и законодательству может сделать отчеты непригодными. В настоящее время отчеты не заполняются вручную, а выполняются с помощью автоматизированных средств. На таблице 2 представлена нормативная база бухгалтерского учета.

Таблица 2. Нормативная база бухгалтерского учета


То есть ведение учета должно основываться на следующем:

·        Законы и подзаконные акты, указы президента, нормативные акты и другое, что касается бухгалтерской деятельности с точки зрения закона;

·        Формы и методы бухгалтерского учета;

·        Статьи баланса;

·        Экономику, финансы, организацию труда и управления;

·        Методы экономического анализа;

·        Налоговое законодательство, законные методы уклона от налогов.

Финансовая отчетность предоставляется в различные органы власти, такие как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, налоговые органы, Правительство РФ и другие.

На Таблице 3 представлены уровни контроля, а также органы, работающие с перечисленными документами.

Таблица 3. Нормативная база бухгалтерского учета (2)

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

1-ый - Законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ

2-ый Нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

3-й -  Методический

Нормативные акты (иные, чем положение), методические указания

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

4-й -  Организационный

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы


Перечислим контролирующие бухгалтерию органы:

·        Федеральная налоговая служба и другие органы налогового контроля.

·        Федеральная инспекция труда.

·        Пенсионный фонд.

·        Органы социального страхования.

Перечисленные выше органы могут прийти в организацию с проверкой, не предупредив. Органы проверяют насколько соответствуют действительности финансовые отчеты. Проверяют все бумаги бухгалтерии и могут в случае чего изъять то, что не соответствует закону, оштрафовать и даже подать иск в суд.

В настоящее время уже не используется ручной учет, так как бухгалтерия полна типовых операций, проводок, задач, то учет можно автоматизировать. В таком порядке работа бухгалтера сводится к контролю, проведению нетипичных проводок и операций. Самым распространенным программным продуктом в нашей стране является 1С "Бухгалтерия". Редакции этой программы постоянно обновляются, меняется интерфейс, и добавляются функции, бухгалтер должен постоянно изучать программу, чтоб вести качественный учет. У каждого сотрудника бухгалтерского отдела имеется свое автоматизированное рабочее место, что обеспечивает слаженность работы, экономию времени, минимизацию ошибок. Программные продукты позволяют обмениваться бухгалтерскими данными, сводными отчетами, как с внешними агентами учреждения, так и с самими сотрудниками в кратчайшие сроки.

 

1.2 Состав финансовой отчетности


Бухгалтерская отчетность создается на основе бухгалтерского учета. В течение отчетного периода отдел бухгалтерии отмечает, точнее регистрирует каждое движение денежных средств. Бухгалтерия должна быть точной. Необходимо учитывать каждый потраченный и приобретенный рубль, чтоб иметь реальный результат, чтоб иметь квитанции, рко, пко, выписки и другие. Каждое движение денежных средств сопровождается соответствующими документами и затем отражается в финансовой отчетности.

При проверки финансовой отчетности налоговыми органами, они могут потребовать объяснить каждую цифру в отчете. И тогда добросовестный бухгалтер должен предоставить документы, доказывающие указанную в отчете сумму.

Задача бухгалтерии заключается в реальном отражении финансового положения организации и является по истечению отчетного периода и предоставлению данных в налоговые органы общедоступной. Бухгалтерская отчетность является залогом успеха (неудачи). Каждый контрагент перед сотрудничеством с организацией просмотрит отчетность и убедиться в финансовой стабильности и прибыльной деятельности, только потом начнет сотрудничество. Формы бухгалтерской отчетности организации, а также Инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Если бухгалтерия не будет справляться со своими обязанностями организация придет к банкротству. Если бухгалтерия будет выполнять свои обязанности эффективно и профессионально организация расцветет. На бухгалтерии лежат многочисленные функции и операции, связанные с движением денежных средств на счетах бухгалтерского учета. Грамотный бухгалтер должен уменьшать расходы организации и увеличивать чистую прибыль. Вести бухгалтерский учет, таким образом, чтоб не смог ни один контролирующий орган найти ошибки. Чтоб не смогли органы найти несоответствие данных в отчетах бухгалтерии с действительностью.

На Таблице 4 представлены виды бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таблица 4. Виды бухгалтерского отчетности

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

1-ый - Законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ

2-ый Нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

3-й -  Методический

Нормативные акты (иные, чем положение), методические указания

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

4-й -  Организационный

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы


Все вышеперечисленные формы следует применять при составлении годовой бухгалтерской отчетности. В состав квартальной бухгалтерской отчетности включаются только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

В отчете предприятия должны быть конкретные статьи, а не группы статей.

Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах дают полную картину финансового состояния организации, показывают движение денежных средств по счетам бухгалтерского учета, выявляют нарушения и ошибки бухгалтера, позволяет провести полный финансовый анализ, в том числе провести анализ эффективности инвестиционной деятельности.

Задача бухгалтерии заключается в реальном отражении финансового положения организации и является по истечению отчетного периода и предоставлению данных в налоговые органы общедоступной. Бухгалтерская отчетность является залогом успеха (неудачи). Каждый контрагент перед сотрудничеством с организацией просмотрит отчетность и убедиться в финансовой стабильности и прибыльной деятельности, только потом начнет сотрудничество.

На Таблице 5 представлены требования к составу отчетности.

Таблица 5. Состав финансовой отчетности

Состав годовой отчетности согласно МСФО-1

Состав годовой отчетности согласно Четвертой директиве ЕС

Состав годовой отчетности согласно GAAP

Состав годовой отчетности согласно российскому законодательству

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о доходах

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о движении капитала

Отчет об изменениях финансового положения

Отчет о движении наличности

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных средств

Примечания к отчетам

Отчет о нераспределенной прибыли

Отчет о движении денежных средств

Описание учетной политики и пояснения к отчетности

Отчет о правлении компании

Отчет об акционерном капитале

Приложения к бухгалтерскому балансу


Отчет аудитора


Отчте о целевом использовании полученных средств




Пояснительная записка




Аудиторское заключение


1.3 Порядок составления финансовой отчетности


При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

По мнению Слободняк И.А., все показатели, характеризующие выполнение принципов формирования бухгалтерской отчетности, могут быть классифицированы по нескольким признакам: по порядку формирования оценки качества информации; по стадиям формирования информации; по характеру показателей, с помощью которых осуществляется оценка качества информации.

Объём представляемой бухгалтерской отчётности зависит от организационно правовой формы хозяйствующего субъекта (рисунок 1).

Рисунок 1. Объем финансовой отчетности в зависимости от организационно-правовой формы организации

На представляемых организацией по принадлежности формах бухгалтерской отчетности в соответствии с п.7 "Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности" обязательно наличие следующих данных:

·        наименование составляющей части;

·        указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность

·        организация (полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке)

·        идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

·        вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с регистрационными документами Госкомстата России);

·        организационно-правовая форма собственности (согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (КОФ);

·        единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384; млн. руб. - код по ОКЕИ 385);

·        адрес (полный почтовый адрес организации);

·        дата утверждения (установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

·        дата отправки / принятия (конкретная дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

Общий порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регламентирует необходимость самостоятельной разработки предприятием порядка представления информации о значимых или существенных показателях деятельности. При этом должны быть решены четыре основных вопроса:

) содержатся ли в рекомендованных формах показатели, оценка которых всегда будет нулевой.

) должен быть определен перечень показателей, являющихся существенными при формировании бухгалтерской отчетности.

) необходимо установить, где будет раскрываться информация по существенным показателям и показателям, подлежащим обязательному представлению в бухгалтерской отчетности.

) следует принять решение о необходимости представления каждого числового показателя более чем за два года (составление бухгалтерской отчетности по продвинутому варианту).

Перед составлением бухгалтерской отчетности осуществляется комплекс процедур, выполнение которых позволяет получить наиболее точные данные бухгалтерской отчетности. К процедурам, предшествующим заполнению форм бухгалтерской отчетности, относятся:

·        исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчетности;

·        уточнение оценки активов и пассивов, отраженных в бухгалтерском учете;

·        отражение финансового результата деятельности организации;

·        сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчетности.

Необходимо отразить на дату составления бухгалтерской отчетности приобретенные ценности, находящихся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, на счетах учета имущества.

Эффективность функционирования отдельных подразделений, участвующих в формировании учетно-аналитической информации внутренней бухгалтерской отчетности, может быть оценена и по общим для всех подразделений показателям, предполагающим сопоставление динамики затрат данных подразделений с динамикой объема продаж по организации, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, общей величины активов, среднесписочной численности сотрудников организации и конкретного подразделения, а также с динамикой соответствующих относительных показателей (затрат подразделений на один рубль выручки от продаж, на один рубль прибыли, на один рубль активов). Изменение относительных показателей, характеризующих затраты соответствующих служб, можно сопоставить с темпами изменения рентабельности продаж, ресурсоотдачи, производительности труда.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация и ее результаты отражаются в бухгалтерском учете.

2. Оценка показателей финансовой отчетности деятельности предприятия ПАО "Северсталь"

 

2.1 Оценка показателей финансовой отчетности и порядок ее проведения


Северсталь - одна из крупнейших в мире вертикально интегрированных сталелитейных и горнодобывающих компаний c активами в России, Латвии, на Украине, в Польше, Италии и Либерии. В компании работает порядка 52 тысячи человек. Акции компании котируются на российской торговой площадке ММВБ-РТС, глобальные депозитарные расписки представлены на Лондонской фондовой бирже.

Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Анализ структурных и поведенческих взаимосвязей помогает установить цели организации и определить возможность достижения этих целей. С позиции удобства анализа, проектирования и управления в составе структуры предприятия выделяют организационную и производственную структуры. На рисунке 7 представлена организационная структура ПАО "Северсталь".

Рисунок 7. Организационная структура

В данном подпункте рассмотрим показатели финансовой устойчивости организации. Финансовая устойчивость это стабильность организации, ее уверенность в завтрашнем дне. Если организация не обладает финансовой устойчивостью, то в скором времени может обанкротиться.

Источниками информации, для проведения анализа, является бухгалтерская отчетность, а именно бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Бухгалтерский баланс - это свод информации о средствах организации и источников их образования, представленный в табличной форме. Баланс состоит из двух разделов актива и пассива. Актив баланс состоит из следующих категорий:

·        Внеоборотные активы (участвуют в нескольких производственных циклах, используются более одного года);

·        Оборотные активы (участвуют в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость продукции).

Пассив баланса состоит из источников средств, которые могут быть:

·        Собственными (уставный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, собственные акции и др.);

·        Заемными (долгосрочные и краткосрочные обязательства).

Актив всегда должен быть равен пассиву, именно поэтому форма отчета носит название баланс.

Представленный ниже анализ финансового положения и эффективности деятельности ПАО "Северсталь" выполнен за 2014 год.

Дебиторская задолженность - это сумма долгов контрагентов организации, или временная разница между отправкой товара контрагенту и получением денежных средств.

Запасы - оставшиеся на складах материалы, сырье, неиспользованное топливо, неиспользованные оборотные активы. Наилучшим вариантом является завершать производственные циклы до конца периода, незавершенное производство негативно влияет на показатели и коэффициенты.

Прочие оборотные активы - это может быть стоимость недостающих или испорченных ценностей, по которым не принято решение о списании в расходы по производству, или в пользу виновных лиц, суммы акцизов подлежащие вычету и др. На диаграмме ниже представлена структура активов организации в разрезе основных групп:

Диаграмма 1. Структура активов организации

Организация имеет огромную дебиторскую задолженность, которая является преимущественной в общей сумме чистых активов. Величина запасов, настолько мала, что потерялась в диаграмме, и составляет 5901 рублей.

Основными показателями финансовой устойчивости являются следующие коэффициенты.

Коэффициент автономии (платежеспособности) - характеризует долю средств, вложенных собственниками в организацию по отношению ко всей сумме капитала.

Нормальное значение коэффициента финансового левериджа зависит от отрасли, величины предприятия и даже способа организации производства (фондоемкое или трудоемкое производство). Поэтому его следует оценивать в динамике, и сравнивать с показателем аналогичных предприятий.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Данный коэффициент не имеет распространения на западе. Согласно экономическим документам, данный коэффициент используется как признак банкротства организации.

Индекс постоянного актива показывает долю внеоборотных активов в собственном капитале организации. Для улучшения состояния организации необходимо увеличивать источники собственных средств.

Коэффициент покрытия инвестиций показывает, какая часть активов финансируется собственным капиталом и долгосрочными обязательствами. Показатель позволяет оценить платежеспособность и состоятельность предприятия.

Коэффициент маневренности собственного капитала характеризует степень использования и оборота собственного капитала.

Коэффициент обеспеченности запасов показывает может ли предприятие приобретать материальные ценности за счет своих средств, или необходимо привлекать средства.

Коэффициент краткосрочной задолженности показывает долю краткосрочных обязательств в общей сумме задолженности. Если коэффициент высокий организация признается зависимой от краткосрочных обязательств. В таблице 1 рассчитаны показатели финансовой устойчивости.

Таблица 1. Коэффициенты финансовой устойчивости

Показатель

Значение показателя

Изменение показателя

Описание показателя и его нормативное значение


2014

2013



1. Коэффициент автономии

0,27

0,48

-0,21

Отношение собственного капитала к общей сумме  капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 0,45 и более (оптимальное 0,55-0,7).

2. Коэффициент финансового левериджа

0,72

0,52

0, 19

Отношение заемного капитала к собственному. Нормальное значение для данной отрасли: 1,22 и менее (оптимальное 0,43-0,82).

3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,51

0,00

0,51

Отношение собственных оборотных средств к оборотным активам. Нормальное значение: 0,1 и более.

4. Коэффициент маневренности собственного капитала

0,74

0,00

0,74

Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных средств. Нормальное значение для данной отрасли: 0,1 и более.

5. Коэффициент обеспеченности запасов

3,16

0,00

3,16

Отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов. Нормальное значение: 0,5 и более.


Коэффициент автономии уменьшился за 2014 год и значение не является оптимальным. Это говорит о том, что доля собственных средств в общей сумме капитала меньше нормы.

Это свидетельствует о большей сумме заемных средств, несмотря на это коэффициент финансового левериджа соответствует нормальному значению. Коэффициент финансового левериджа показывает стабильное финансовое положение ПАО "Северсталь".

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами так же отражает финансовую ситуацию с положительной стороны. В сравнение с 2013 годом показатель увеличился и стал соответствовать нормальному значению.

Коэффициент маневренности собственного капитала соответствует норме и отражает стабильное финансовое положение.

Коэффициент обеспеченности запасов отражает, что запасов довольно много. По сравнению с 2013 годом показатель заметно улучшился.

Коэффициент финансового левериджа, так же этот коэффициент называют плечом финансового рычага, само название говорит о его важности. Каждая организация испытывает финансовый риск, который связан с привлечением средств, если, организация привлекает много средств, может возникнуть ситуация, когда она не сможет покрыть обязательства, такая ситуация является рисковой. Так как это может привести к банкротству организации. В нашем случае нет риска, так как показатель финансового левериджа у нас очень хороший. Наша организация стабильна.

В таблице 2 рассмотрим показатели ликвидности. Показатель ликвидности это показатель платежеспособности. Способность превращать активы в денежные средства и во время погашать обязательства организации. Чем выше ликвидность организации, тем оно платежеспособнее.

Анализ ликвидности наиболее актуален, когда организация планирует взять новое обязательство, или когда собирается пустить активы в новый оборот. Если ликвидность низкая, то лучше сначала оплатить обязательства. Так же актуален расчет ликвидности, когда организация на гране банкротства. Так как необходимо определить сможет ли организация оплатить свои обязательства.

Для проведения анализа ликвидности баланса предприятия, статьи активов группируют по степени ликвидности - от наиболее быстро превращаемых в деньги к наименее. Пассивы же группируют по срочности оплаты обязательств. По степени ликвидности активы классифицируются следующим образом:

1.      Труднореализуемые активы - это внеоборотные активы, так как срок их использования больше года, они предназначены для долгосрочного пользования и соответственно наименее ликвидны.

2.      Медленно реализуемые активы или текущие активы - все оборотные активы, кроме денежных средств, краткосрочных обязательств, финансовых вложений. Это запасы, НДС по приобретенным ценностям и прочие оборотные активы.

.        Быстрореализуемые активы или ликвидные активы - краткосрочная дебиторская задолженность, которую необходимо погасить в течение года, поэтому обязательства ликвидны.

.        Высоколиквидные активы - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

Таблица 2. Расчет коэффициентов ликвидности

Показатель ликвидности

Значение показателя

Изменение показателя

Расчет, рекомендованное  значение


2013

2014

 (гр.3 - гр.2)


1. Коэффициент текущей (общей)  ликвидности

0,66

1,58

0,92

Отношение текущих активов к  краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 2 и более.

2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности

0,61

1,69

1,09

Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: не менее 1.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,29

1,24

0,95

Отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 0,2 и более.


На последний день анализируемого периода (31.12.2014) коэффициент текущей (общей) ликвидности не укладывается в норму (1.58 при нормативном значении 2). При этом за год имело место некоторое улучшение значения показателя - коэффициент снизился на 0.92.

Значение коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности соответствует норме - 1,69 при норме 1. Это говорит о наличии у общества ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.

Третий из коэффициентов имеет значение соответствующее допустимому (1.24). В тоже время за год коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 0.95.

На графике 1 изображены значения показателей ликвидности за 2014 год и нормативные значения. По графику заметно соответствие и несоответствие показателей норме.

График 1. Анализ ликвидности

Вывод: все коэффициенты говорят о том, что активы ликвидны. Кроме того, положительным является то, что показатели за 2014 год увеличились по сравнению с показателями за 2013 год.

Рентабельность - важнейший экономический показатель. Показатели рентабельности показывают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Рентабельность это результирующий показатель деятельности организации. Рассмотрим показатели рентабельности в таблице 3. Все коэффициенты рентабельности можно разбить на три большие группы:

1.      Рентабельность капитала позволяет определить эффективность использования вложенных собственниками средств. Показатели, характеризующие рентабельность капитала наиболее важны для инвесторов. Этот показатель имеет ограничения, в том плане, что многие организации, банки существуют за счет привлеченных средств, а собственные средства являются гарантом стабильности, платежеспособности и обеспечивает кредитом доверия со стороны клиентов.

2.      Рентабельность продаж показывает какую прибыль получает организация, Если организация не использует собственный капитал, а только заемный, то рентабельность продаж является показателем эффективности деятельности организации. Повысить рентабельность можно двумя способами:

·        Увеличить объем продаж.

·        Увеличить ассортимент продукции.

Если продавать больше продукции, то прибыль будет увеличиваться быстрее затрат в результате действия производственного левериджа. Так же разнообразие продукции, может привлечь дополнительных клиентов. От этого рентабельность продаж возрастет.

.        Рентабельность затрат показывает прибыль организации с каждого рубля, потраченного на производство и реализацию продукции. Рентабельность затрат показывает окупаемость издержек, характеризует эффективность предпринимательской деятельности.

Рентабельность способствует грамотному ценообразованию и повышению качества продукции.

Далее в таблице представлены основные показатели, характеризующие рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала:

·        Рентабельности собственного капитала - этот показатель является одним из самых важных для предпринимателя - собственника, так как он показывает, насколько эффективны, вложены средства.

·        Рентабельность активов - этот показатель не так интересен инвесторам, как предыдущий, так как учитывает все активы организации.

·        Прибыль на задействованный капитал - данный показатель позволяет сравнить доходы разных отраслей, позволяет сравнить результаты деятельности организаций конкурентов. Данный показатель так же важен для инвестора.

Основные производственные фонды предприятия - это средства труда в стоимостном выражении. Основным свойством основных фондов является то, что они переносят стоимость постепенно по истечении нескольких производственных циклов; равными амортизационными долями: по мере изнашивания. Каждый месяц организация откладывает амортизационные средства, которые предназначены для накопления средств, в течение срока использования основных фондов. Таким образом, осуществляется главный кругооборот "Деньги - Товар - Деньги". В этом состоит экономическая сущность основных фондов.

Таблица 3. Коэффициенты рентабельности

Показатель рентабельности

Значение показателя, %

Расчет показателя


2014 г.


Рентабельность собственного капитала (ROE)

-10,46

Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 17% и более.

Рентабельность активов (ROA)

-2,85

Отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. Нормальное значение для данной отрасли: 7% и более.

Прибыль на инвестированный капитал (ROCE)

-10,11

Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.

Рентабельность производственных фондов

24,76

Отношение прибыли от продаж к средней стоимости основных средств и материально-производственных запасов.

Справочно: Фондоотдача, коэфф.

2,91

Отношение выручки к средней стоимости основных средств.


За 2014 год каждый рубль собственного капитала Общества не принес чистой прибыли.

Собственный капитал и активы нерентабельны. Но большое значение показателя рентабельности собственного капитала свидетельствует о том, что собственный капитал не используется полностью.

Вовлечение собственного капитала принесет большую прибыль и вовлечет денежные средства в оборот.

Значение рентабельности активов является так же отрицательным.

Представленные в таблице показатели рентабельности за год имеют положительные значения как следствие прибыльной деятельности.

Анализ рентабельности показывает, что собственный капитал и активы нерентабельны. Это происходит от того, что собственный капитал не используется максимально. Необходимо увеличить производство, обновить технику, освоить новые технологии, тем самым поднять качество продукции и задействовать капитал в полной мере, оставив лишь резерв.

Коэффициент фондоотдачи показывает, что основные средства приносят хорошую выручку.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности представлен в таблице 4.

Таблица 4. Расчет показателей деловой активности

Показатель оборачиваемости

Значение в днях

Число оборотов в год


2014г


Оборачиваемость оборотных средств (отношение средней величины оборотных активов к среднедневной выручке*; нормальное значение для данной отрасли: 136 и менее дн.)

279,87

1,30

Оборачиваемость запасов (отношение средней стоимости запасов к среднедневной выручке; нормальное значение для данной отрасли: не более 51 дн.)

45,53

8,02

Оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение средней величины дебиторской задолженности к среднедневной выручке; нормальное значение для данной отрасли: 63 и менее дн.)

62,12

5,88

Оборачиваемость кредиторской задолженности (отношение средней величины кредиторской задолженности к среднедневной выручке)

58,79

6,21

Оборачиваемость активов (отношение средней стоимости активов к среднедневной выручке)

718,57

0,51

Оборачиваемость собственного капитала (отношение средней величины собственного капитала к среднедневной выручке)

195,66

1,87


Анализ деловой активности показывает очень хорошие результаты, благодаря тому, что организация получает хорошую выручку.

Оборачиваемость запасов показывает хороший результат, так как величина запасов достаточно большая. Все остальные показатели соответствуют нормативному значению и показывают хороший результат.

 

2.2 Оценка показателей бухгалтерской отчетности


Бухгалтерская отчетность является важным источником информации. Оценим показатели бухгалтерской отчетности в таблице 5.

Таблица 5. Показатели бухгалтерского баланса

Показатели

2014

2013

Абсолютное отклонение

Темп роста

Актив I. Внеоборотные активы Нематериальные активы

66351

67455

-1104

0,98

Результаты исследований и разработок

43909

37456

6453

1,17

Основные средства

80415567

80526416

-110849

0,99

Финансовые вложения

162372472

232507387

-70134915

0,69

Отложенные налоговые активы

29091346

4043765

25047581

7, 19

Прочие внеоборотные активы

8821266

7767907

1053359

1,14

Итого по разделу I

280810911

324950386

-44139475

0,86

II. Оборотные активы Запасы

29143607

26566461

2577146

1,09

НДС по приобретенным ценностям

2178533

1939990

238543

1,12

Дебиторская задолженность

39764696

23640913

16123783

1,68

Финансовые вложения

8767584

1644889

7122695

5,33

Денежные средства и эквиваленты

98721170

20127823

78593347

4,9

Прочие оборотные активы

568877

1056069

-487192

0,54

Итого по разделу II

179144467

74976145

104168322

2,39

Баланс

459955378

399926531

60028847

1,15

Пассив III. Капитал и резервы Уставный капитал

8377

8377

0

1

Собственные акции



0


Переоценка внеоборотных активов

5482795

5522427

-39632

0,99

Добавочный капитал

87354182

87354182

0

1

Резервный капитал

504

504

0

1

Нераспределенная прибыль

32396862

98117002

-65720140

0,33

Итого по разделу III

125242720

191002492

-65759772

0,66

IV. Долгосрочные обязательства Заемные средства

240551394

127126097

113425297

1,89

Отложенные налоговые обязательства

6969348

6426470

542878

1,08

Оценочные обязательства

221808

459410

-237602

0,48

Прочие обязательства



0


Итого по разделу IV

247742550

134011977

113730573

1,85

V. Краткосрочные обязательства Заемные средства

48181497

40925348

7256149

1,18

Кредиторская задолженность

37633376

31395391

6237985

1, 19

Оценочные обязательства

1155235

2591323

-1436088

0,45

Прочие обязательства



0


Итого по разделу V

86970108

74912062

12058046

1,16

Баланс

459955378

399926531

60028847

1,15


За 12 месяцев 2014 г. имущество Компании увеличилось на 60,0 млрд. руб., что составляет 15,0%, за счет увеличения суммы оборотных активов на 104,2 млрд. руб. или 139%. Большую часть в общей стоимости имущества составляют внеоборотные активы, доля которых за 2014 год снизилась с 81,3% до 61,1%. По сравнению с 2013 годом произошло снижение главным образом по инвестициям в другие компании на 63,0 млрд. руб., а также по прочим финансовым вложениям на 7,1 млрд. руб. При этом отложенные налоговые активы выросли на 25,0 млрд. руб. В течение 2014 года доля оборотных активов в структуре имущества увеличилась с 18,7% до 38,9%. По сравнению с 2013 годом увеличение стоимости оборотных активов произошло, в основном, за счет увеличения суммы денежных средств и денежных эквивалентов на 78,6 млрд. руб., дебиторской задолженности на 16,1 млрд. руб., финансовых вложений на 7,1 млрд. руб., запасов на 2,6 млрд. руб. Дебиторская задолженность увеличилась в основном за счет расчетов по выплате дивидендов к получению на 15,5 млрд. руб.

Преимущественно внеоборотные активы состоят из финансовых вложений. За 2014 год отложенные налоговые активы возросли в 7 раз.

Финансовые вложения возросли в 5.3 раза. А денежные эквиваленты увеличились в 4.9 раза. Прочие оборотные активы за 2014 год уменьшились.

Капитал и резервы за 2014 год уменьшились на 65759772 тысяч рублей.

Долгосрочные обязательства увеличились на 113730573тысяч рублей преимущественно за счет заемных средств.

Краткосрочные обязательства возросли на 60028847 тысяч рублей преимущественно за счет кредиторской задолженности.

 

2.3 Оценка показателей отчета о прибылях и убытках


Отчет о прибылях и убытках содержит сведения о выручке организации, себестоимости продукции, валовой прибыли, налоговых и прочих расходах, финансовом результате (чистой прибыли). Отчет о прибылях и убытках так же называют отчетом о финансовых результатах.

В таблице 6 рассмотрим оценку показателей отчета о прибылях и убытках.

Таблица 6. Оценка показателей отчета о прибылях и убытках

Показатели

2014

2013

Абсолютное отклонение

Темп роста

Выручка

233634415

212897869

20736546

1,10

Себестоимость продаж

-171185835

-174202752

3016917

0,98

Валовая прибыль

62448580

38695117

23753463

1,61

Коммерческие расходы

-13827369

-14187975

360606

0,97

Управленческие расходы

-8795259

-9445434

650175

0,93

Прибыль от продаж

39825952

15061708

24764244

2,64

Доходы от участия в других организациях

54351268

9015573

45335695

6,03

Проценты к получению

1842883

1803892

38991

1,02

Проценты к уплате

-9017105

-9179856

162751

0,98

Прочие доходы

67970394

41519883

26450511

1,64

Прочие расходы

-192682920

-49050801

-143632119

3,93

Прибыль до налогообложения

-37709528

9170399

-46879927

-4,11

Текущий налог на прибыль

-961

-510

-451

1,88

в т. ч. постоянные налоговые обязательства

-16550916

-809726

-15741190

20,44

Изменение отложенных налоговых обязательств

-542878

-412330

-130548

1,32

Изменение отложенных налоговых активов

24636661

-611514

25248175

-40,29

Прочее

515969

-90924

606893

-5,67

в том числе: налог на прибыль прошлых лет

98835

8918

89917

11,08

Чистая прибыль

-13100737

8055121

-21155858

-1,63


Выручка от реализации товарной продукции в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла на 20,7 млрд. руб. или 9,7% за счет роста цен на внутреннем рынке и увеличения экспортной выручки из-за ослабления рубля.

Себестоимость реализованной продукции за 2014 год по сравнению с 2013 годом снизилась на 1,7%, в основном за счет снижения цен на часть сырья и материалов (угли, ЖРК, окатыши) и за счет мероприятий по повышению эффективности. Затраты на сырье и топливно-энергетические ресурсы являются основными составляющими себестоимости. В отчетном году доля этих затрат составила 79%.

За 2014 год ПАО "Северсталь" не получила прибыль. По сравнению с 2013 годом прибыль уменьшилась на 21155858 тысяч рублей. Несмотря на это выручка увеличилась на 20736546 тысяч рублей.

Доходы от участия в других организациях увеличились на 45335695 тысяч рублей.

Преимущественно из-за прочих расходов, которые уменьшились на 143632119 тысяч рублей, организация понесла убытки.

 

2.4 Анализ на основе оценки деятельности ПАО "Северсталь"


Проанализируем предыдущие пункты и выделим положительные и отрицательные стороны.

В целом в 2014 году ПАО "Северсталь" сохранила отраслевую структуру продаж на внутренний рынок. Увеличение доли продаж в сегмент "Строительство и металлопереработка" связано с ростом продаж продукции "Северсталь - Сортовой завод Балаково". Компания продолжает наращивать долю продуктов с высокой добавленной стоимостью. В 2014 году доля таких продуктов в портфеле составила 49% (47% в 2013 году). Это стало возможным благодаря активной разработке и продвижению таких продуктов, как штрипс для производства нефтегазовых труб, высококачественный автомобильный оцинкованный лист, прокат с полимерным покрытием, трубы конструкционного назначения.

Деятельность за 2014 год положительно повлияла на следующие показатели:

·        Коэффициент финансового левериджа.

·        Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

·        Коэффициент маневренности собственного капитала.

·        Коэффициент обеспеченности запасов.

·        Коэффициент текущей (общей) ликвидности.

·        Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности.

·        Коэффициент абсолютной ликвидности.

·        Оборачиваемость запасов.

·        Оборачиваемость дебиторской задолженности.

·        Оборачиваемость кредиторской задолженности.

·        Оборачиваемость активов.

·        Оборачиваемость собственного капитала.

Отрицательно сказалась деятельность на следующих показателях:

·        Коэффициент автономии.

·        Рентабельность собственного капитала (ROE).

·        Рентабельность активов (ROA).

·        Прибыль на инвестированный капитал (ROCE).

·        Рентабельность производственных фондов.

·        Фондоотдача.

·        Оборачиваемость оборотных средств.

В целом положительные результаты деятельности ПАО "Северсталь" можно объяснить успешной реализацией стратегии Компании, которая характеризуется следующими параметрами:

·        увеличение доли в отраслевых сегментах как внутреннего, так и внешнего рынка, а также в логистически привлекательных регионах;

·        постоянная работа над повышением эффективности бизнеса - как в части производства, так и продаж;

·        повышение клиентоориентированности Компании (что выражается в постоянной работе по повышению качества продукции, а также по развитию новых видов продукции и повышению уровня сервиса).

В долгосрочном плане ПАО "Северсталь" будет продолжать следовать данной стратегии. Однако, в краткосрочном плане в условиях ухудшения конъюнктуры, возможно временное перераспределение продаж с приоритетных сегментов в пользу альтернативных рынков сбыта. Факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции:

·        рецессия мировой экономики;

·        снижение мировых цен на нефть или резкое повышение цен, способное замедлить экономический рост;

·        рост цен на сырье;

·        агрессивные действия конкурентов.

Основными направлениями сбытовой политики Эмитента в 2014 году являются:

·        увеличение присутствия в отраслевых сегментах (автомобилестроение, машиностроение, трубные предприятия);

·        эффективное перераспределение продаж в сегмент, ориентированный на строительство, логистически привлекательные регионы;

·        увеличение доли продуктов с высокой добавленной стоимостью.

3. Поиск направлений совершенствования деятельности ПАО" Северсталь"


3.1 Основные направления оптимизации деятельности ПАО" Северсталь"


Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, является неотъемлемой частью ведения успешного стабильного бизнеса. Без проведения анализа, руководитель не будет иметь представления, в каком направления развивается его организация, и развивается ли. Необходимо проводить анализ финансовой деятельности, для того чтобы планировать деятельность организации, планировать расходы, узнать по каким показателям организация развивается хорошо, а по каким отстает. Так же анализ помогает сравнивать свои показатели с показателями конкурентов. Без анализа планирование бессмысленно. Неправильное планирование деятельности и расходование средств может привести к банкротству. Проводить глубокий всесторонний экономический анализ организации за определенный период необходимо.

После проведения комплексного анализа финансовых результатов предприятия, можно сделать вывод, что финансовое состояние предприятия нестабильно. Об этом свидетельствует ряд показателей, а именно:

·        Коэффициент автономии.

·        Рентабельность собственного капитала (ROE).

·        Рентабельность активов (ROA).

·        Прибыль на инвестированный капитал (ROCE).

·        Рентабельность производственных фондов.

·        Фондоотдача.

·        Оборачиваемость оборотных средств.

Перечисленные выше показатели не соответствуют оптимальному значению. Если предприятие не предпримет ряд мероприятий для повышения своей финансовой устойчивости, то предприятие может попасть в кризисное положение с последующим банкротством. Все показатели свидетельствуют уменьшение за 2014 год по сравнению с 2013 годом. Это говорит о том, что меры по улучшению положения не предприняты или недостаточны.

На финансовую устойчивость организации влияет множество факторов, чтоб определить какие именно факторы оказали решающее воздейсвие на увеличение (уменьшение) финансовой устойчивости необходимо, как говорилось выше, проводить анализ. Мы рассмотрели выше показатели, с помощью которых мы можем определить финансовую устойчивость предприятия. Рассмотрим еще два показателя, которые позволят спрогнозировать финансовую устойчивость. Это такие показатели, как порог рентабельности и запас финансовой прочности.

Под порогом рентабельности, или как еще называют данный показатель, точкой безубыточности понимают такую выручку, которая покрывает постоянные и переменные издержки. При получении такой выручки прибыль организации равна нулю, это состояние, когда организация не имеет убытков, но и дохода тоже не имеет.

Запас финансовой прочности позволяет определить насколько выручка больше или меньше выручки, образующей точку безубыточности. Также данный показатель позволяет определить, как изменится прибыль организации, если она уменьшит или увеличит объем реализации.

Рассмотрим график, позволяющий наглядно изучить состояние организации, на графике 2.

График 2. График безубыточности

Если организация будет обеспечивать, как минимум, нулевую прибыль, то она будет держаться на рынке и сможет избежать кризиса. Целью организации является зона прибыли. Если же организация будет несколько периодов оказываться в зоне убытков, то значит наступление кризиса и последующего банкротство близко. Минимальным итогом деятельности организации должна быть точка безубыточности.

Коэффициенты и показатели имеют большое значение. Не только руководители могут изучать проведенную работу, но и инвесторы, и прочие контрагенты организации. Если организация имеет хорошее положение на рынке и постоянно развивается и поддерживает деловую активность, то это заинтересует инвесторов и привлечет их. Также организация зарекомендует себя на рынке как надежного партнера, отвечающего по своим обязательством, обладающим большим оборотом и ликвидными активами. Это обеспечит в случае возникновения рисковых финансовых ситуациях поддержку контрагентов, так как организация имеет большой потенциал, она сможет без труда привлечь средства.

Антикризисное управление нацелено на достижение оптимальной структуры капитала, в которой доли заемных и собственных средств покрывают расходы организации и обеспечивают достаточный уровень самофинансирования. Антикризисное управление должно быть жестким, должны урезаться все лишние затраты и должны быть использованы все возможности заработка прибыли. "Если не выкинуть балласт, можно самому погибнуть". Так же и при кризисе.

Действие финансового рычага или левериджа состоит в том, что если рентабельность заемных средств выше, чем ставка по кредитам, то рентабельность собственного капитала при использовании кредитов можно заметно увеличить. И чем больше разница между рентабельностью и процентной ставкой, тем выше результат.

В связи с этим возникает вопрос, каким должно быть соотношение собственных и заемных средств.

Важнее не какие средства иметь, а уметь увеличивать эти средства и оплачивать обязательства. Идеальное соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала организации является нерешенным вопросом. Одной из версией ответа на данный вопрос является модель финансистов М. Миллера, Ф. Модильяни, З. Боди. Они считают, что доля собственных средств должна быть 0, а доля заемных - 100.

Основной причиной является защита от налогов, так как заемные средства уменьшают налог на прибыль. А если средства у организации все собственные, то от выплаты налога никто не освободит.

Но теория не выполнима, так как увеличивать заемные средства до бесконечности невозможно, так как может возникнуть рисковая для организации ситуация, при увеличении финансового рычага.

Чтобы изучить влияние факторов на показатель финансового левериджа, Г.В. Савицкая предложила факторную модель.

Показатель, характеризующий дополнительную единицу прибыли от собственных средств, при различных долях заемного капитала, называется эффектом финансового левериджа.

Так же используется другая форма левериджа - операционная. Она определяет долю затрат в прибыли. С помощью операционного левериджа можно проанализировать темп прироста прибыли, относительно темпа прироста выручки. Различают следующие виды операционного левериджа:

·        Ценовой операционный леверидж равен отношению выручки от продаж к прибыли от продаж.

·        Натуральный операционный леверидж определяется, как отношение суммы прибыли от продаж и постоянных затрат к прибыли от продаж.

В целях максимизации потока денежных средств предприятию следует провести ряд мероприятий, наиболее действенными из которых являются следующие.

Увеличить прибыль можно двумя путями, либо увеличением цены на продукцию, либо уменьшением себестоимости продукции. Также на прибыль влияет незаконченное на конец периода производство. Также сэкономить средства можно оптовой закупкой материалов. Для этого нужны средства, но при покупке большой партии материалов сразу организация экономит средства, покупая материалы по оптовой цене.

Чтобы улучшить показатели и использовать свой капитал полностью можно провести следующие мероприятия:

.        Ценообразование. Пересмотреть ценовую политику организации, по возможности уменьшить затраты на себестоимость оказываемых услуг.

2.      Повысить качество оказываемых услуг.

.        Провести анализ предпочтений потребителей.

.        Увеличить оборачиваемость оборотных средств.

.        Увеличить клиентскую базу.

.        Освоить новые рынки сбыта. Если организация увеличит спектр, оказываемых услуг, то клиентская база пополнится новыми пользователями.

.        Приобрести новую технику и освоить новые технологии.

Вот главные мероприятия, которые организация должна провести. Выполнение этих мероприятий расширит деятельность организации, повысит оборот и вовлечет собственный капитал организации.

Улучшение показателей может создать преимущество над конкурентами, что является немаловажно. Это привлечет еще большее количество клиентов. Снижение цен и увеличение качества продукции и ассортимента продукции, это то, что нужно клиенту в первую очередь.

Организация по перевозке грузов может создать систему поощрения клиентов. Например, постоянным клиентам можно давать бонусы, которые в дальнейшем будут обеспечивать скидку на услуги организации. Такая система может не только поощрить существующих клиентов, но и привлечь новых.

Необходимо не только уметь привлекать клиентов, но и уметь сохранять их на продолжительное время. Это обеспечит организации стабильную прибыль и рост, организация станет финансово устойчивой, финансовые показатели возрастут.

Необходимо провести маркетинговый анализ рынка. Разделить рынок на потребительские группы, изучить потребности каждой группы. Можно разделить группы по роду деятельности или по частоте их обслуживания. Например, постоянные клиенты и разовые. Обслуживание постоянных клиентов должно только улучшаться, но никак не ухудшаться. Необходимо создать систему очередей, чтоб уменьшить время ожидания каждого клиента и оптимально распределить нагрузку диспетчеров.

Общество зарекомендовано на рынке, как поставщик качественных услуг. Такую репутацию надо поддерживать и еще больше улучшать хорошим сервисом. Стратегия сегментации рынка базируется на точном знании сильных и слабых сторон конкурентных товаров.

Еще одним важным показателем для общества является привлечение инвестиций. Для этого необходимо создать благоприятный инвестиционный климат.

Инвестиционный климат - совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска.

Также перед выбором нового рынка сбыта общество должно изучить социальные, экономические и политические условия страны, в которой находится рынок. Если государство нестабильно развивается, или находится в состоянии социального напряжения, или инфляция больше нормы, то вкладывать средства в рынок этой страны не является целесообразным, так как велик риск потери средств.

Организация в своем развитии проходит несколько фаз, за вершиной следует падение. Особенно сложно удержаться на рынке новым организациям, так как они еще не завоевали своих клиентов.

Целью деятельности организации не должно быть "лишь бы прибыль была больше". Дальновидный и мудрый руководитель понимает, что нельзя скупиться на качестве продукции. Самым разумным решением должно быть завоевание клиента, обслуживание клиента на высшем уровне, прислушивание к жалобам и критике клиента. Целью организации должны быть не разовые клиенты, поэтому в первую очередь продукт должен быть качественным, во вторую очередь его цена должна ему соответствовать. Только монополист может диктовать условия. А в условиях конкуренции необходимо слышать клиента и работать на клиента, только таким образом можно завоевать свое место на рынке.

Наиболее часто рекомендации по улучшению финансовой устойчивости компании сводятся к следующему:

·        управление оборотными активами: готовой продукцией на складах, дебиторской задолженностью;

·        управление краткосрочными обязательствами - кредиторской задолженностью перед поставщиками, персоналом, бюджетом;

·        управление внеоборотными активами и собственными средствами.

В кризисное состояние предприятия попадает постепенно, а не спонтанно. Для того, чтобы вовремя принять меры хороший руководитель должен постоянно узнавать о финансовом положении дел своей организации, для этого необходимо постоянно проводить анализ деятельности и изучать изменение показателей.

При осуществлении каких-либо мероприятий необходимо так же проводить анализ, чтобы изучить реакцию показателей. Если мероприятие не является эффективным необходимо перестать тратить средства на его реализацию, и попробовать другое средство.

Необходимо любыми путями предотвратить кризис, необходимо начать принимать меры уже в тот момент, когда начинает расти вероятность наступления кризиса. Так как для клиентов организации, для инвесторов, поставщиков, для всех остальных контрагентов, данная информация может стать сигналом для разрыва деловых отношений, что еще больше усугубит кризисное положение.

3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий для ПАО "Северсталь"


Россия входит в число регионов с самыми низкими издержками в металлургической отрасли. Кроме того, "Северсталь" занимает уникальное положение в металлургической отрасли благодаря тому, что Компания практически полностью самодостаточна по железной руде и более чем самодостаточна по коксующемуся углю. Горнодобывающие предприятия Компании находятся вблизи от металлургических комбинатов, а благодаря избыточному объему производства железорудных окатышей и коксующегося угля "Северсталь" имеет возможность продавать большие объемы сырья покупателям в России и за рубежом.

Наличие двух металлургических предприятий в США ("Северсталь Северная Америка") помогает "Северстали" диверсифицировать клиентскую базу и удерживать прочные позиции в автомобильной, строительной и трубопрокатной отраслях. В 2014 году "Северсталь" отмечает 10-летнюю годовщину присутствия на рынке США.

Несмотря на сложные финансово-экономические условия в 2014 году, особенно во втором полугодии, год в целом стал успешным для Общества. Повышение эффективности бизнес-процессов, сокращение издержек, совершенствование продуктовой линейки позволило ПАО "Северсталь" повысить рентабельность продаж с 7,1% в 2013 году до 17,0% в 2014 году. В условиях сложной ситуации на рынках и нестабильной экономической обстановки в 2015 году приоритетными станут мероприятия последовательного, комплексного снижения затрат, гибкого и разумного инвестирования, которое обеспечит значимое повышение эффективности и стабильный рост качества продукции, а также мероприятия по реализации клиентоориентированного подхода в работе как с внешними, так и внутренними клиентами.

В целом, экономика РФ замедляется. Рост ВВП за 2014 год составил 0,6% при росте промышленного производства на 1,7%. Основным негативным фактором для российской экономики стало ухудшение условий кредитования, приведшее к нехватке оборотных средств и инвестиционных расходов. Кроме того, произошедшее в конце года резкое падение цен на нефть повлекло за собой сокращение доходов как отдельных отраслей экономики, так и государственного бюджета. Ухудшение состояния экономики привело к незначительному снижению металлопотребления РФ (по оценкам эмитента примерно на 1%). При этом производство стали в России выросло по оценке WorldSteelAssociation на 2,6%. Это привело к усилению конкуренции как на российском рынке стали, так и на экспортных рынках, где присутствуют российские производители.

Результаты 2014 года оцениваются Эмитентом как положительные и соответствующие тенденциям развития отрасли. В связи с замедлением темпов роста металлопотребления Компания сосредотачивает усилия на сохранении объемов продаж и повышении их эффективности за счет оптимизации продуктового портфеля.

ПАО "Северсталь" продолжит воплощать долгосрочную стратегию по превращению в одного из самых эффективных вертикально-интегрированных производителей стали в мире. Эффективная бизнес-модель и концентрация на контроле над издержками позволяет быть уверенными в отношении будущего развития Северстали.

В 2015 году Череповецкий металлургический комбинат планирует выпустить около 10 млн. тонн готовой продукции, из них на внутренний рынок планируется поставить около 6,5 млн. тонн. Ключевыми клиентами для ЧерМК остаются, как и прежде автомобильная промышленность, трубные предприятия, машиностроение и строительство.

В 2015 году сегмент "Метизы" планирует произвести около 625 тыс. тонн готовой продукции. Прирост продаж планируется в калибровочном, высокоуглеродистом и крепежном направлениях за счет развития новых видов продукции. Основной фокус - рост продаж продукции с высокой добавленной стоимостью.

В 2015 году через сегмент "Сервисные металлоцентры" планируется реализовать около 1,3 млн. тонн товарной продукции, в том числе большую часть объема через дистрибуционную сеть.

В 2014 году Центром технического развития и качества совместно с производствами и цехами проводились работы по освоению 121 нового вида металлопродукции.

В странах с нестабильной политической ситуацией Компания обеспечивает дополнительные меры по снижению политических рисков: установление лимита инвестиций по стране; создание международных совместных предприятий. Большая часть стальной продукции Компании поставляется на экспорт по спотовым контрактам. С учетом низкой себестоимости производства, в случае торговых ограничений в ряде стран, "Северсталь" планирует перенаправить свои экспортные объёмы на другие рынки.

Основными факторами влияния на металлоёмкий спрос в РФ в настоящее время и на обозримую перспективу являются:

•        ослабление рубля (однако, в части экспорта и импортозамещения данный фактор оказывается выгодным для российских металлургов). Негативное влияние связано с угнетающим воздействием на потребительский рынок;

•        введенные против России санкции (провоцируют снижение инвестиционной активности в частном секторе, и ужесточению кредитной политики российских банков;

•        сокращение кредитования, в т. ч. ипотечного, что может отрицательно сказаться на металлоёмком спросе в строительстве;

•        падение цен на нефть, прочие энергоресурсы и сырьевые материалы (в т. ч. для черной металлургии);

•        протекционистские меры некоторых государств по защите собственных рынков от импорта (расторжение США 15-летнего соглашения с РФ по поставкам российской г/к стали, по которому горячекатаный лист из РФ не облагался антидемпинговыми пошлинами.

Возвращенные пошлины составляют от 73,59% до до 184,56%).

К положительным факторам следует отнести:

•        сокращение импорта (не менее чем на 25%),

•        государственные программы поддержки банков и сектора недвижимости,

•        программы стимулирования: утилизация старых и субсидирование покупки новых автомобилей российского производства; запрет на продление срока службы железнодорожных вагонов.

•        вероятное усиление мер по защите рынка.

Контракты на поставку железорудного сырья заключены на долгосрочной основе. Цены внутреннего рынка в основном зависят от спотовых котировок рудной мелочи на рынке Китая и, частично, от курса доллара. По итогам 4 кв. 2014 г. среднее значение IODEX составило 74,28 долл/т CFR Китай против 90,21 дол/т в 3 квартале. Снижение котировок рудной мелочи в 4 кв. 2014 г. было компенсировано ростом курса Годовой отчет Публичного акционерного общества "Северсталь" за 2014 год 21 доллара. Это обеспечило стабильность рублёвых цен на железорудное сырьё в течение всего квартала.

Значительное влияние на внутренний рынок в 4 кв. 2014 г. оказала девальвация рубля, следствием чего стало увеличение экспортных альтернатив и пересмотр спотовых цен в сторону повышения. Это создаёт условия для пересмотра цен по контрактам на железорудное сырьё в 1 кв. 2015 г. На этом фоне влияние внешних факторов в 1 кв. 2015 г. будет незначительным. На внешних рынках железорудного сырья сохранится понижательный тренд: профицит сырья, снижение спроса со стороны Китая, замедление темпов роста мировой экономики.

В условиях неустойчивости курса рубля и дисбаланса на рынке сырья основными мероприятиями для обеспечения стабильной производственной деятельности являются ограничение роста рублёвых цен из-за курсовой разницы за счёт продления действующих механизмов ценообразования по железорудному сырью и увеличение периода контрактования с фиксированными ценами на угольную продукцию.

Наиболее подвержены изменению в результате влияния финансовых рисков:

•        Выручка от продажи товаров, работ, услуг (статья отчета о прибылях и убытках) - риск изменения обменного курса, вероятность возникновения - средняя, характер изменений - снижение выручки от реализации в рублевом выражении.

•        Денежные средства (статья бухгалтерского баланса) - кредитный риск, вероятность возникновения - низкая, характер изменений - уменьшение остатка денежных средств; риск изменения обменного курса, вероятность возникновения - средняя, характер изменений - уменьшение остатка денежных средств в рублевом выражении.

•        Проценты к уплате (статья отчета о прибылях и убытках) - риск изменения процентных ставок, вероятность возникновения - средняя, характер изменений - увеличение расходов по указанной статье.

•        Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (статья отчета о прибылях и убытках) - риск увеличения инфляции, вероятность возникновения - низкая, характер изменений - увеличение расходов по указанной статье.

Цели на 2015 год:

•        Обеспечение качества выполнения базовых HR функций;

•        Совершенствование системы материальной и нематериальной мотивации, направленной на достижение целей;

•        Совершенствование системы целеполагания - использование потоковых КПЭ;

•        Поиск и внедрение новых возможностей по развитию системы управления, организационной структуры, снижению затрат, росту производительности труда;

•        Развитие клиентоориентированности на всех уровнях управления;

•        Организация эффективного выявления, удержания и развития кадрового резерва на всех уровнях управления;

•        Повышение компетенций технологического персонала.

Заключение


Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, является неотъемлемой частью ведения успешного стабильного бизнеса. Без проведения анализа, руководитель не будет иметь представления, в каком направления развивается его организация, и развивается ли. Необходимо проводить анализ финансовой деятельности, для того чтобы планировать деятельность организации, планировать расходы, узнать по каким показателям организация развивается хорошо, а по каким отстает. Так же анализ помогает сравнивать свои показатели с показателями конкурентов. Без анализа планирование бессмысленно. Неправильное планирование деятельности и расходование средств может привести к банкротству. Проводить глубокий всесторонний экономический анализ организации за определенный период необходимо.

После проведения глубокого и полного финансового анализа были выявлены положительные и отрицательные показатели организации.

Несмотря на то, что некоторые финансовые показатели не соответствует норме, предприятие продолжает получать прибыль. За 2014 год предприятие получило прибыль в размере 992187 рублей. Но в сравнение с полученной выручкой равной 36998391 рублей, прибыль мала. Предприятие пользуется спросом и получает большую выручку. Значит проблемы предприятия в неумении правильном расходовании средств.

После проведения комплексного анализа финансовых результатов предприятия, можно сделать вывод, что финансовое состояние предприятия нестабильно.

Некоторые показатели не соответствуют оптимальному значению. Если предприятие не предпримет ряд мероприятий для повышения своей финансовой устойчивости, то предприятие может попасть в кризисное положение с последующим банкротством. Все показатели свидетельствуют уменьшение за 2014 год по сравнению с 2013 годом. Это говорит о том, что меры по улучшению положения не предприняты или недостаточны.

Повышение финансовых показателей это проблема сейчас стоит практически перед каждым предпринимателем, ведь анализ финансовых показателей это итог деятельности организации, ее результат.

Улучшение показателей содержит в себе такие задачи, как увеличение оборачиваемости денежных средств и произведенной продукции, снижение затрат, увеличение выручки, а значит и прибыли. Управление прибылью, правильное формирование, пользование и распределение средств, грамотное планирование движения денежных средств - выполнение этих важных задач, является основой получения хороших финансовых показателей.

Денежные средства должны быть в постоянном движении и приносить хоть небольшую прибыль, если они будут лежачим неиспользованным капиталом, то инфляция съест их значимость, они обесценятся.

Увеличить прибыль можно двумя путями, либо увеличением цены на продукцию, либо уменьшением себестоимости продукции. Также на прибыль влияет незаконченное на конец периода производство. Также сэкономить средства можно оптовой закупкой материалов. Для этого нужны средства, но при покупке большой партии материалов сразу организация экономит средства, покупая материалы по оптовой цене.

В целом положительные результаты деятельности ПАО "Северсталь" можно объяснить успешной реализацией стратегии Компании, которая характеризуется следующими параметрами:

·        увеличение доли в отраслевых сегментах как внутреннего, так и внешнего рынка, а также в логистически привлекательных регионах;

·        постоянная работа над повышением эффективности бизнеса - как в части производства, так и продаж;

·        повышение клиентоориентированности Компании (что выражается в постоянной работе по повышению качества продукции, а также по развитию новых видов продукции и повышению уровня сервиса).

ПАО "Северсталь" будет и в дальнейшем продолжать вести свою деятельность по данной стратегии.

Список использованной литературы


1.      Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

2.      Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. - практ. пос. М.: Дело и сервис, 2013.

.        Базилевич, А.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник для бакалавров / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. - М.: Проспект, 2013. - 640 c.

.        Баканов М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов - М.: Финансы и статистика, 2011. - 416 с.

.        Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2013г.187с.

.        Банк В.Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С.В. Банк. - М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2011, - 344 с.

.        Безрукова Т.Л. Борисов А.Н. Шанин И.И. "Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций" Журнал Общество: политика, экономика, право / Выпуск № 1/2014

.        Бутенко Д.В., Бутенко Л.Н., Кошечкин Я.С. Концептуальный анализ системы антикризисного управления / Журнал Известия волгоградского государственного технического университета / Выпуск № 9/том 11/2014

.        Волков, О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 c.

10.    Гиляровская Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций. / учебное пособие/ Гиляровская Л.Т.  <#"883892.files/image008.gif">

Бухгалтерский баланс (2.2)


Отчет о финансовых результатах

Похожие работы на - Поиск направлений совершенствования финансовой деятельности ПАО 'Северсталь'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!