Стадии профессионального самоопределения и их возрастные границы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    186,39 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стадии профессионального самоопределения и их возрастные границы

Содержание

1. Стадии профессионального самоопределения и их возрастные границы

2. Продолжите фразу: Согласно Климову: К числу основных факторов, определяющих профессиональный выбор можно отнести

3. Какие способности из числа общих обеспечивают эффективность профессионального самоопределения

4. Какую профессию называют доминантной правильного выбора профессии? 

Список литературы

1. Стадии профессионального самоопределения и их возрастные границы

Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется различными событиями (окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.).

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Развитие профессионального самосознания личности в большой степени связано с развитием личности в целом. Реализуя представления о себе в процессе общения и включения себя в ту или иную деятельность, человек имеет возможность оценить свое соответствие выбранным идеалам, осознать уникальность своих возможностей, соотнести эти возможности с реальными условиями их реализации.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к себе. Потребность в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека, в его стремлении проявить себя.

Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его «внутреннее-Я», его мотивацию. Самоопределяющаяся личность - это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждет общество [27].

Условием успешного самоопределения, по мнению Ю.А. Корелякова, можно считать формирование отношения у старшеклассника к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности. П.Г. Щедровицкий выделяет в качестве такого условия развитие способности строить свою индивидуальную историю, а О.С. Газман - овладение способами и механизмами саморазвития (информация о себе, о мире, самопознание, рефлексия, целеполагание, планирование).

Таким образом, выбор профессии предполагает определенный уровень развития профессионального самосознания, включающего образ будущей профессии, реального и идеального «Я». Выбор профессионального пути мотивирует постановку тех или иных профессиональных и жизненных целей. Важное значение приобретает социально-профессиональная позиция человека, главными составляющими которой являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и смысловые установки. Образ профессии как когнитивно-эмоциональное образование служит мотивирующим фактором оценки себя. Таким образом, самооценка выступает внутренним побудителем сопоставления прошлого (знаний и опыта), настоящего (переживаний «Я») и будущего (цели).

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач - уход от проблем, их игнорирование и т.д. Возникает проблема социального и профессионального идеала, связанная с усвоением и построением знаково-символических форм (понятий и образов) и с оценкой предметно-практической деятельности человека (процесса и результата деятельности).

Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, которые и определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Образ профессии, как когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь, результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профессиональных и жизненных целей. Таким образом, самооценка выступает как внутренний побудитель, внутренняя мотивация, и соотносит прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в настоящем (переживание «Я»).

Самооценка всегда связана с сравнением себя с другими, сравнением с собой («Я-идеальным», «Я-возможным», «Я-реальным»), или сравнением других с собой. Выбор таких норм самооценки оказывает существенное влияние на когнитивное образование «Я-образа» и связан со смыслообразующими мотивами в профессиональном самоопределении.

Важнейшим смыслообразующим мотивом является мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценочными эмоциями и обеспечивает непротиворечивость образа «Я» в целом (идеальное «Я», возможное «Я» и реальное «Я»).

Другим смыслообразующим мотивом является мотив самоуважения. Он выражается в самосознании, как степень достижения идеального «Я». Побуждающее действие этого мотива связано с постановкой цели в отношении выбора ценностей (мотив сохранить или изменить свое идеальное «Я»). Ожидание положительных или отрицательных последствий выбора ценностей, повышающих или понижающих самоуважение, побуждает к совершению или не совершению этого выбора.

К смыслообразующим мотивам можно отнести и мотивы достижения успеха или избегания неудач. В случае развитых когнитивных составляющих самооценки усиливается вероятность мотивации на достижение успеха, а эмоциональная составляющая самооценки в большей степени связан с мотивацией на избегание неудачи.

Рассмотрев социально-психологические аспекты развития профессионального самосознания и построения образа «Я-профессионал», можно предположить, что эмоциональные и когнитивные различия в способах построения разными людьми идеального образа профессионала связаны с факторами, определяющими общественное самосознание. К этим факторам прежде всего относится изменение общественных ценностных ориентации и моральных установок. Различия в индивидуальных способах построения образа профессии определяют формирование смыслообразующих мотивов и установок в профессиональном самоопределении личности и направление развития профессионального самосознания человека.

В.И. Степанский выделил ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.

Неадекватная самооценка.

Решение любых психологических проблем связано, прежде всего, с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди рассматриваемого в нашей работе старшего школьного, для которых проблема профессионального самоопределения является насущной и актуальной.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим (стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении, или получить профессию в процессе работы), как правило, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Первая оценка является более обоснованной и дифференцированной, включает большее число параметров. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, т.е. в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

Таким образом, на выбор профессии огромное влияние оказывает достаточная сформированность всех компонентов образа профессии у учащегося. Рассмотрим различные подходы к выбору будущей профессии.

Как правило, такой выбор подразумевает сравнение идеала и реальности. Гинзберг выделяет в этом процессе три стадии:

. Стадия фантазии - продолжается у ребенка до 11-летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности получить работу по данной специальности или иных реалистических соображений. Они хотят быть летчиками, учителями, докторами, медсестрами и т. п.

. Гипотетическая стадия длится - с 11- до 17-летнего возраста и подразделяется на четыре периода. В период интереса (11-12 лет) дети делают свой выбор, главным образом руководствуясь своими склонностями и интересами. Это переходный период от выбора на основе фантазий к гипотетическому выбору. Второй период, период способностей, (13-14 лет) - подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они думают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии. В течение третьего периода, периода оценки, (15-16 лет) молодые люди пытаются «примерить» те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями. Четвертый период (16 лет) является переходным, в течение которого осуществляется переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под давлением со стороны школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоятельств на момент окончания среднего учебного заведения.

. Реалистическая стадия - 17 лет и старше; молодые люди стараются принять окончательное решение - выбрать профессию. Эта стадия делится на период исследования (17-18 лет), когда прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; период кристаллизации (между 19 и 21 годами), во время которого значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности, и период специализации, когда общий выбор профессии уточняется выбором конкретной узкой специализации.

На основании различных исследований О. К. Соколовская выделяет основные психологические особенности становления профессиональной позиции студентов-психологов: - деятельностный характер развития (профессиональная позиция развивается в результате учебно-профессиональной деятельности, способствует активному овладению знаниями, умениями и навыками для дальнейшей профессиональной деятельности); - неравномерный характер развития (в развитии профессиональной позиции студентов-психологов наблюдаются латентные и кризисные периоды, можно выделить стадии с эволюционным и революционным течением); - вероятностный характер развития (при равных условиях, создаваемых вузом, у студентов формируются различные типы профессиональной позиции, часть студентов после окончания высшего учебного заведения планируют работать по специальности, остальные предпочитают другие профессии, не связанные со специальностью, получаемой в вузе); - индивидуальный характер развития (профессиональная позиция обусловлена личностными особенностями, в том числе, их соответствием требованиям, предъявляемых профессией, от мотивации учебно-профессиональной деятельности, от ценностей и смыслов, реализуемых в профессии, от активизированности механизмов развития профессиональной позиции). Большинство важнейших характеристик, определяющих особенности профессионального становления личности специалиста в целом и его профессиональной позиции в частности, формируются и закладываются в период профессионального обучения. Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в процессе обучения в вузе, - это способность к самообразованию, которая окажет влияние на его профессиональное становление и дальнейший профессиональный рост. Приобретаемые знания, умения и навыки выступают для студента уже в качестве средств будущей профессиональной деятельности.


2. Продолжите фразу: Согласно Климову: К числу основных факторов, определяющих профессиональный выбор можно отнести….

) позиция старших, семьи: очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

) позиция сверстников: именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.): каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.; 4) личные профессиональные и жизненные планы: в поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль.

Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения; 5) способности и их проявления: способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

) притязание на общественное признание;

) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности.

3. Какие способности из числа общих обеспечивают эффективность профессионального самоопределения

Традиционно принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности.

В отечественной психологии соотношение общих и специальных способностей рассматривается как соотношение общего и особенного.

С.Л. Рубинштейн охарактеризовал это следующим образом: «Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие и единство» (Рубинштейн С.Л., 1940, с. 538).

В отличие от общих, специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по ее видам (математические, литературные, художественные и т.д.). В.Д. Шадриков, уточняя такое разделение способностей, предлагает выделять общие, особенные и единичные профессионально важные качества или способности, подчеркивая, что” любое качество психических процессов психомоторики может стать профессионально важным качеством и выступить в роли профессиональной способности” (В.Д. Шадриков, 1982, с. 25). В более поздних работах В.Д. Шадриков еще резче ставит эту проблему, считая в принципе неверным разделение способностей на общие и специальные. Он утверждает, что специальные способности «есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.»(1994, с. 239). По нашему мнению рассмотрение специальных способностей как оперативной формы общих способностей представляет наибольший интерес для понимания их генезиса. Когда же мы имеем дело с уже сложившейся под воздействием профессиональной и других видов деятельности систему способностей, то традиционное их разделение на два больших класса представляется правомерным, поскольку позволяет получить качественно-своеобразные характеристики личности представителей разных профессий. Правомерность выделения общих и специальных способностей на определенном уровне онтогенетического развития личности подтверждается эмпирическими исследованиями с применением факторного анализа, проведенными Ч. Спирменом (С.Spearman, 1927), Л. Терстоном (L.Thurstone, 1957), Дж. Гилфордом (J.Guilford, 1967) и другими.

По мнению Д.Н. Завалишиной структуру профессиональных способностей можно представить следующим образом:

«1. Общечеловеческие способности - в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства: ответственность, аккуратность и т.п.). Формирование этого базового компонента способностей связано с воспитание человека как субъекта труда (в первую очередь его мотивационно-потребностной сферы).

. Общие способности - родовые возможности нормального человека, являющиеся эффектом его совокупной жизнедеятельности в определенный исторический момент и в определенной культуре.

. Специальные способности - требуемые деятельностью специфическое качество или уровень развития профессионально важных качеств (предполагающих для своего развития длительного занятия данным видом деятельности и часто особой тренировки, а также нередко природно обусловленных») (Д.Н. Завалишина, 1991, с. 128).

Мы разделяем позицию Д.Н. Завалишиной, о важнейшей роли общечеловеческих способностей как основы развития профессиональных (1991,1991). Эти способности являются базовыми образованиями, без которых затруднено или вовсе невозможно формирование профессионально важных качеств личности. Развитию таких способностей особое внимание следует уделять на ранних этапах онтогенетического развития (Э.А. Фарапонова, 1988).

Зарубежные психологи выделяют четыре большие группы способностей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные, т.е. соответствующие той или иной профессии - конторские, артистические, художественные и др. Как видим, классификация эта не является безукоризненной, поскольку выделение групп способностей проводится по двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные), во-вторых, по видам деятельности. Однако такое деление используется наиболее часто психологами при обсуждении методов диагностики специальных способностей.

самоопределение профессиональный выбор способность

4. Какую профессию называют доминантной правильного выбора профессии?

) учет своих желаний («хочу»);

) учет своих способностей и возможностей («могу») и

) учет потребностей общества, или, как сейчас говорят, потребностей рынка («надо»).

Это и есть три важнейшие основы - «три кита» - профориентации. Фактически, опираясь на эти составлявшие, можно серьезно размышлять о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Правда, при атом не следует забывать, что и желания, и возможности, и рынок трудя находятся в постоянном изменении, поэтому долгосрочные планы надо строить с учетом возможных изменений «хочу», «могу», «надо», но для конкретных выборов эти «три кита» вполне годятся.

Для более обстоятельного размышления о конкретном профессиональном выборе Е.А. Климов предлагает использовать восемь основных факторов профессионального выбора (Климов, 1976). Для удобства эти факторы представлены в виде «восьмиугольника», а сам такой «восьмиугольник» можно использовать как практическую методику.

Рис. 1

Список литературы

1. Вачков И., Гриншпун И., Пряжников Н. Введение в профессию психолог. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. - 464 с. 3.

. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2003. - 288 с.

. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Ремикс, 1996. - С. 248-255.

. Карандашев В.Н. Международные тенденции высшего психологического образования. /Материалы III Всероссийского съезда психологов. −Т. 4. − СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2003.− С. 159-163.

. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М: Из-во УРАО, 2002. - 244 с. 6. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.

Похожие работы на - Стадии профессионального самоопределения и их возрастные границы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!