Социология миграция

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,87 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология миграция

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МИГРАЦИИ

.1 Трактовка понятия «миграции» и виды миграции

.2 На что влияет миграция населения

. МИГРАЦИЯ В РОССИИ

.1 Современная миграционная ситуация в России

.2 Трудоустройство мигрантов в РФ

.3 Москва - лидер по количеству мигрантов среди регионов

. МИГРАЦИЯ В РОССИИ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА

.1 Закрытие въезда в Россию для иностранцев

.2 Введение штрафов за привлечение трудовых мигрантов к работе не по специальности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут за город, проводят свой отпуск в деревне или отправляются путешествовать в совершенно другие края. Все эти явления заключены в одном понятии - миграции. Но, конечно, в более частых случаях под миграциями понимают более масштабный процесс - процесс переезда, смены постоянного места жительства.

Весь временной путь, пройденный человечеством с древнейших времен и до наших дней, непременно сопровождался территориальными перемещениями, переселениями людских масс в поисках лучших условий для существования. И особенно важное значение такие переселения приобретают в современном мире - мире, где с огромной скоростью проходит процесс глобализации, идет тенденция к разрушению межэтнических, межнациональных, языковых барьеров.

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и рассмотрение решения государством проблем миграции в России.

. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МИГРАЦИИ

1.1 Трактовка понятия «миграции» и виды миграции

Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.[2]

Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения.

К другим признакам миграции относят функциональный признак, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки.

По временному признаку выделяются временная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции.

По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину). Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков.

По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР.

По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические, или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические, вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые.

Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища.

1.2 На что влияет миграция населения

Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения.

Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов.

Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.

Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.

Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока.

. МИГРАЦИЯ В РОССИИ

Миграционные проблемы характерны для многих стран мира. В последние два десятилетия с этими проблемами столкнулась и Россия. В советский период проводилась довольно четкая миграционная политика, которая ставила цели ограничения роста крупнейших городов, более равномерного размещения производительных сил и привлечение населения в районы нового освоения. В основе этой политики лежали внеэкономические методы регулирования, предусматривавшие ограничения прописки в крупнейших городах, прикрепление населения к месту жительства и работы, контроль за перемещением (за счет жесткой паспортной системы). После распада СССР государственно-политическая и социально- экономическая системы разрушились, соответственно разрушился и централизованный механизм регулирования демографических процессов, что привело к массовому перемещению людей.

В 1990-е годы основными мигрантскими потоками в Российскую Федерацию были беженцы и вынужденные переселенцы. В 2000-е годы основным мигрантским потоком в Российскую Федерацию стали трудовые мигранты. Страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии).

С учетом демографической ситуации миграция является одним из основных и реальных источников восполнения нехватки трудовых ресурсов. В целом можно сказать, что в настоящее время миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира и, в основном, обусловлены экономическими и демографическими причинами. Однако, несмотря на позитивные аспекты (частичное восполнение нехватки трудовых ресурсов и убыли населения России), миграция неизбежно порождает ряд проблем. Главная из них - незаконная миграция. Упрощение въезда в Россию и «прозрачность» государственных границ привели к резкому увеличению масштабов нелегальной миграции. Кроме того, большинство иностранцев, въехавших в Россию на законных основаниях, впоследствии остаются на российской территории с нарушением установленных правил и переходят в категорию нелегальных мигрантов. Основная масса незаконных мигрантов прибывала в Россию из стран СНГ, а также Китая, Вьетнама и стран Африки.

Еще одним из факторов, оказывающих негативное влияние на миграционную ситуацию в стране, является избыточная концентрация мигрантов в густонаселенных центральных и южных районах России, что приводит к перегрузке социальной инфраструктуры, увеличению диспропорций региональных рынков труда, росту этнической преступности и социальной напряженности. Широкое использование трудовых мигрантов на неквалифицированных работах и мизерная оплата их труда «демпингуют» оплату труда российских работников. Последним становится некомфортно работать и по условиям труда, и по его оплате в тех сферах, которые освоены трудовыми мигрантами. Кроме того, предпринимателям более выгодно использовать дешевую рабочую силу, лишенную к тому же каких-либо прав, чем вкладывать средства в инновационные проекты. По мнению экспертов, в ближайшие 15 лет Россия не сможет обойтись без привлечения в экономику трудовых иммигрантов.

2.1 Современная миграционная ситуация в России

По данным Организации Объединенных Наций за 2013 г., Россия занимает второе место в мире (после США) по числу мигрантов. В настоящее время на территории РФ постоянно находятся около 11,5 млн иностранных граждан. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) на законных основаниях в России трудоустроены 2,7 млн человек, при этом число нелегальных трудовых мигрантов оценивается службой в 2,9 млн. Остальные - это лица, пребывающие на территорию РФ с частными целями - учеба, лечение или туризм.

На протяжении последних четырех лет число мигрантов, въезжающих в Россию, выросло на 40%.

По данным ФМС, за 11 месяцев 2014 г. в Россию въехали 16 млн 458 тыс. 913 иностранных граждан. На миграционный учет поставлены более 8 млн 5 тыс. человек (за аналогичный период 2013 г. - въехали свыше 17 млн 125 тыс. человек, на учет встали более 7 млн 56 тыс.). Миграционными службами было выдано 1 млн 126 тыс. разрешений на работу, из них более 170 тыс. - для высококвалифицированных специалистов.

2.2 Трудоустройство мигрантов в РФ

С 2010 г. в России действует патентная система трудоустройства для мигрантов, приезжающих в Россию из стран с безвизовым режимом. Первоначально иностранец мог приобрести патент для трудоустройства к гражданам РФ, которые нанимали иностранного гражданина для выполнения работы, не связанной с предпринимательской деятельностью. С 1 января 2015 г. патентная система введена для всех категорий трудовых мигрантов из безвизовых стран. Патент действует в том регионе, где приобретен. Стоимость документа устанавливают регионы. Так, в Москве и Московской области она составляет 4 тыс. рублей (в 2013 г. - 1 тыс. 300 рублей) в месяц. Всего за 11 месяцев 2014 г. оформлено 2 млн 170 тыс. 632 патента.

.3 Москва - лидер по количеству мигрантов среди регионов

Москва является лидером среди российских регионов по количеству мигрантов. По словам начальника Управления Федеральной миграционной службы по Москве Ольги Кирилловой и властей Москвы, за 9 месяцев 2014 г. в Москву прибыли свыше 1,2 млн человек, указавших трудоустройство в качестве цели визита. Из них более 214 тыс. иностранных граждан имели действительное разрешение на работу, более 396 тыс. - миграционный патент. Всего число трудовых мигрантов, вставших на учет в столице за 9 месяцев 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., выросло почти на 50% и составило 2 млн 186 тыс. граждан (в 2013 г. - 1 млн 458 тыс.). Всего с января по ноябрь 2014 г. в Москве было выдано 700 тыс. миграционных патентов.

Иностранцы, работающие в Москве и Санкт-Петербурге, зарабатывают в среднем более 28 тыс. рублей в месяц. Этот показатель на 30 % выше средней зарплаты, которую в России получают иностранные работники.

По данным Росстата за 2013 г., более 80% мигрантов прибыли в Россию из стран СНГ.

Больше всего мигрантов трудоустроены в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте, продавцами, нянями и др.

По данным Центрального банка РФ, в страны СНГ за III квартал 2014 г. иностранными гражданами было переведено 6 млрд 362 млн долларов (за аналогичный период 2013 г. - 6 млрд 731 млн долларов). Больше всего средств было перечислено в Узбекистан - 2 млрд 87 млн долларов. В Таджикистан - 1 млрд 346 млн, Украину - 676 млн, в Киргизию - 654 млн долларов. Часть денег перевозится мигрантами наличными.

Денежные средства, высылаемые на родину мигрантами, играют важную роль для экономики этих стран. Так, например, денежные переводы мигрантов из Таджикистана составляют около половины ВВП этого государства. Ежегодно в республику переводится из РФ более 3 млрд 500 тыс. долларов (в 2013 г. - свыше 4 млрд 173 млн долларов, в России работает около 1 млн граждан этой страны).

По данным ФМС, за 11 месяцев 2014 г. к административной ответственности привлечены свыше 2 млн 146 тыс. мигрантов. Наложено штрафов на 5 млрд 710 млн 837 тыс. 700 рублей. Выдворены и депортированы более 124 тыс. (в 2013 г. - более 82 тыс. 413). Закрыт въезд для более 630 тыс. иностранцев (въезд может быть запрещен за нарушения срока пребывания в РФ, самовольный уход из спеццентров для мигрантов, преступления).

. МИГРАЦИЯ В РОССИИ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА

3.1 Закрытие въезда в Россию для иностранцев

Россия закрыла въезд для 1 млн 309 тыс иностранцев. Об этом сообщает Федеральная миграционная служба РФ (ФМС). Из этого количества для 8 тыс. въезд закрыт на наиболее трудоактивный период их жизни - на 10 лет.

Миграционные ведомства стран СНГ рассматривают вопрос о создании единой базы данных по недействительным документам граждан стран-членов Содружества. Будет рассмотрен проект соглашения о сотрудничестве по введению электронной карты трудящегося мигранта на территориях стран СНГ.

Центры для оформления документов мигрантам открыть еще в четырех регионах. Единые миграционные центры, где мигранты могут оформить документы, планируется открыть еще в четырех российских регионах. Открытие такого центра, аналогичного московскому и подмосковному, планируется в недалеком будущем в Вологде. Кроме того аналогичные центры могут появиться на Дальнем Востоке, Красноярске и Краснодаре.

Необходимость в создании миграционных центров нового типа возникла после внесения изменений в миграционное законодательство в 2014 году. Для получения разрешения на работу в России мигранты теперь обязаны сдавать экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства РФ. С 2015 года они также обязаны иметь полис добровольного медицинского страхования. Кроме того, система квотирования иностранной рабочей силы уступила место патентам, их стоимость регионы определяют самостоятельно.

В Москве откроют представительство миграционного ведомства Киргизии. Россия и Киргизия подписали соглашение о сотрудничестве в сфере миграции. Соглашение предусматривает открытие в Москве представительства киргизского ведомства, аналогичное представительство ФМС РФ в Киргизии уже действует.


3.2 Введение штрафов за привлечение трудовых мигрантов к работе не по специальности

Госдума приняла проект закона о введении административной ответственности за привлечение мигрантов к трудовой деятельности в России не по профессии и специальности, указанной в их разрешении на работу.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) дополняется положением, признающим незаконным использование иностранной рабочей силы "не по специальности" в России.

В качестве максимального наказания за данное правонарушение предусмотрен штраф до 7 тыс. рублей с принудительной депортацией для иностранцев и до 1 млн рублей для российских юридических лиц с приостановлением их деятельности на срок до 90 дней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миграция - это часть современной мировой глобализации. Существующая в огромных масштабах миграция вовлекает в свой оборот огромные массы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Миграция - процесс, главным следствием которого является усложнение экономической и общественной жизни. И в то же время она открывает новые возможности.

Проблема миграции как явления не только социально-экономического, но и политического должна решаться при пристальном внимании со стороны государства. Для этого оно составляет и постепенно реализует свою миграционную политику.

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых - первоочередная задача и цель любого государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Алешковский И.А.Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика М., ТЕИС, 2007

.Бугаева Н.Г. Внутренняя трудовая миграция в Центральной России в современных экономических условиях / / Орловский государственный университет, факультет экономики и управления

.Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2000.

.Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2002.

.#"justify">[1] Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2002. 39 с.

[2] Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2000. 39 с.

[3] Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я.Боярский, Д.И.Залентей, А.Г.Вишневский и др.; Под ред. проф. А.Я.Боярского. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 1985. 161с.

Похожие работы на - Социология миграция

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!