Социология как наука

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,75 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология как наука

Реферат

Социология как наука

Оглавление

1. Предмет и объект социологии

. Структура социологии и ее основные функции

. Специфика социологического подхода и основные методы социологии

. Социологическое исследование: понятие и методика проведения

Список литературы

1. Предмет и объект социологии


Каждая наука имеет свое предметное поле исследования, которое формируется в процессе ее институционализации, а порой и после его завершения, если не утихают дискуссии вокруг того, что должно считать предметом исследования данной области науки. Становление социологии и определение ее места в системе социальных наук продолжается и в XX в., когда уже более четко определилось ее место в системе наук.

Ныне принято выделять гуманитарные, естественные и технические науки. Грани, отделяющие их друг от друга, имеют относительный характер, ибо есть науки, которые трудно отнести к той или иной группе. Таковы психология, экология, охрана труда и т. п. О социологии можно сказать, что это социально-гуманитарная наука, ее объектом является современное общество. В то же время она имеет много общего с естественными и техническими науками. Во-первых, все науки обобщенно, наиболее адекватно, объективно отражают глубинные, сущностные процессы в изучаемом объекте. Во-вторых, они имеют общую методологию. В-третьих, социология, как и ряд других наук, в том числе естественных и технических, использует математические методы, моделирование, эксперимент. В-четвертых, как и многие науки, особенно технические, она имеет прикладной характер, выход на практику.

Объект науки - это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами. Предмет - это содержание науки, ее основные положения, система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие, предметом же социологии выступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии - результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых формулировало принципы нового знания. Основополагающими предмета социологии являются два понятия: статус и роль. Первый описывает статическую, а вторая - динамическую картину общества.

Общество, общественные явления изучаются и другими гуманитарными науками: социальной философией, экономикой, политологией, культурологией и т. д. Социологию и социальную философию сближает то, что они, в отличие от других гуманитарных наук, рассматривают общество в целом. В то же время социология, в противоположность социальной философии, является эмпирической наукой: во-первых, она изучает жизнь людей, их потребности и интересы, их мнения; во-вторых, она рассматривает общество, общественные явления в аспекте отношений между социальными группами и взаимоотношения людей как личностей; в-третьих, она имеет эмпирический уровень, включает эмпирические прикладные исследования.

Социология, кроме общества в целом и социальных отношений, может изучать все общественные явления, экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, в аспекте жизнедеятельности человека. Человек - основное звено общественной системы, и социальная составляющая имеется во всех сферах, явлениях общества. Исходя из этого можно определить социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.

Объектами социологии являются микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив, неформальная группа, т. е. группа друзей, приятелей); макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения); общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, само общество. С целью изучения объекта рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденция и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них - к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и получить возможность выявления тенденций, закономерностей.

Весьма емким и глубоким является определение предмета социологии Ж.Т. Тощенко, считающего, что предмет социологии как науки включает в себя реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развивается и осуществляется реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей; сама же социология является наукой о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.

 

. Структура социологии и ее основные функции


Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:

□       общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

□             социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

□       микросоциология как исследование социальных явлений и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Теоретическая социология представляет собой совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им интерпретацию. Для более углубленного исследования многообразных аспектов социального развития, объективированных в конкретных социальных сферах, применяются специальные социологические теории, или теории среднего уровня. Специальные социологические теории - это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно автономные, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Теории среднего уровня как относительно самостоятельные теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, политика, социальные группы, слои и т.д.) с общественной системой в целом; во-вторых, - выявить специфические для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. В результате этого социологическое знание обогащается ответами на самые актуальные проблемы современности.

Идея разработки специальных социологических теорий принадлежат американскому социологу Роберту Мертону, однако возникли эти теории значительно раньше, и их присутствие можно обнаружить в трудах классиков социологии - Макса Вебера, Эмиля Дюрк- гейма и др. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями функционирования и развития. Выступая в неразрывном единстве, все уровни социологии обеспечивают получение объективного социологического знания о том мире, в котором мы живем.

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой наукой социальной действительности. В этом особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям.

Практически-политическая функция социологии свидетельствует о том, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология - одна из теоретических основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживаются социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому можно выделить и такие функции социологии, как социальное проектирование и конструирование, управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).

 

. Специфика социологического подхода и основные методы социологии

социум опрос интервью репрезентативность

Социология изучает, каким образом на поведение индивидов влияют традиции, обычаи, ценности, социальные институты и организации; каким образом и под влиянием каких факторов происходит эволюция социальных систем и социальных отношений; какова роль отдельных субъектов в процессе развития и функционирования общества и т.д. Как уже было сказано, общество, поведение индивидов в нем, взаимодействие между ними являются предметом исследования различных научных дисциплин, но именно социологический подход способен обеспечить комплексное знание о специфике общественных процессов, протекающих на макро- и микроуровне, поскольку социология изначально формировалась как наука, призванная исследовать все многообразие процессов, протекающих на уровне общества.

Обращение к социологии и применение социологического подхода, согласно мнению Дж. Масиониса, позволяет нам:

□       оценить истинность здравого смысла. Речь идет о том, что некоторые вещи и явления мы часто расцениваем как само собой разумеющееся, однако это вовсе не делает их по-настоящему истинными. Социологический подход побуждает нас сомневаться в истинности убеждений, достоверность которых не доказана. Это, в свою очередь, формирует необходимость разобраться в том, почему в обществе укореняются мнения и позиции при очевидном отсутствии их истинности;

□       увидеть как возможности, которые предоставляет нам жизнь, так и препятствия. Другими словами, социологическое мышление подводит нас к пониманию того, что в игре под названием "жизнь" результаты наших действий определяются не только содержанием этих действий, но и влиянием общества, в котором социальные действия и социальные процессы выступают в некоем единстве, изучение которого позволит смотреть на мир таким образом, чтобы эффективнее добиваться своих целей;

□       быть активными членами общества. Данное утверждение основано на том предположении, что понимание механизмов работы общества позволяет становиться более активными гражданами на основе выявления определяющих социальных сил и последствий их деятельности;

□       жить в мире многообразия. Это означает, что социологический подход предполагает исследование различных сторон социальной жизни, различных стилей жизнедеятельности, характерных для различных обществ, что существенно расширяет взгляды и оценки, с помощью которых мы воспринимаем собственный образ жизни и образ жизни социума, в котором мы живем.

На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое исходя либо из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (символический интерак- ционизм).

В целом структура методов социологии представляет собой единство общенаучных (теоретических) методов и специфических для социологии (эмпирических) методов исследования (рис. 1).

Рис. 1. Методы социологии

 

Теоретические методы. Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиций этого метода общество рассматривается как функциональная система, характеризующаяся устойчивостью - важной функцией любой системы. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:

□       в центре его внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;

□       функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры;

□       динамика социальной структуры объясняется исходя из принципа консенсуса - сохранения социального равновесия.

Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на утверждение, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов есть много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т. д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Макс Вебер, например, сопоставлял протестантскую и индуистскую разновидности фатализма с целью показать, как каждый из этих типов коррелирует с соответствующей системой секуляритивных ценностей; Э. Дюркгейм сравнивал суицидальную статистику в протестантских и католических странах.

Эмпирические методы. Социологический опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации: с его помощью получают почти 90% всех социологических данных. Он может иметь форму анкетирования (когда респондент сам отвечает на вопросы анкеты и заполняет ее) или интервьюирования (когда опрос проходит в виде интервью и исследователь (интервьюер) сам заполняет анкету в соответствии с ответами опрашиваемого (респондента)).

Поскольку опросить все население или какую-либо его часть (молодежь, спортсмены, рабочие и т. д.) при крупномасштабных исследованиях (такой опрос называют сплошным) не представляется возможным, в социологии применяют выборочное исследование.

При этом составляется выборочная совокупность, или выборка исследования, которая соответствует по всем параметрам генеральной совокупности (все население или та его часть, которая подвергается исследованию). Другими словами, выборочная совокупность приставляет собой уменьшенную во много раз копию генеральной совокупности. Если выборка составлена правильно, тогда результаты исследования и само исследование в целом можно считать репрезентативным (т. е. соответствующим исследуемой социальной реальности), и сведения, полученные в результате опроса, к примеру, 1000 человек, могут относиться ко всей исследуемой группе (например, молодежь России). Процент погрешности, который всегда присутствует при проведении социологического исследования, при этом будет минимальным.

Отклонение копии (выборки) от оригинала (генеральной совокупности) называется ошибкой репрезентативности. Если эта ошибка будет очень велика, то полученные в ходе исследования результаты не могут расцениваться как репрезентативные, и их распространение в качестве таковых воспрещается.

Следует иметь в виду, что принципы выборочного обследования заложены в основу всех методов социологии: анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента по той причине, что охватить опросом всю генеральную совокупность часто практически невозможно, а если и возможно, то не рационально.

Широкое применение в социологии имеет такой вид опроса, как экспертный опрос, или экспертное интервью, при котором исследователь получает возможность узнать мнение специалистов по тому или иному вопросу и сравнить его с мнением других респондентов, не являющихся экспертами по изучаемой проблеме.

При социологическом эксперименте создается специальная исследовательская ситуация, которая позволяет получить социальную информацию, не извлекаемую другими методами социального измерения. Проведение социального эксперимента также требует серьезной и глубокой подготовки с исследованием самой ситуации, объекта исследования, его взаимодействия с другими социальными объектами и характера этих связей. На основе проделанного анализа выбирается фактор влияния (переменная), который и используется в эксперименте, с тем чтобы проследить реакции исследуемых в той или иной ситуации под воздействием данного фактора.

Контент-анализ представляет собой социологический метод, при котором анализу подвергаются записи исследователей, выписки из документов и другие сведения, полученные из различных источников документального характера.

 

. Социологическое исследование: понятие и методика проведения


Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки - обдумывания целей, программы, плана, гипотезы исследования, определения средств, сроков, способов обработки и т. д. На данном этапе также проводится предварительный анализ того, в какой степени разработана данная проблематика, какие сложились мнения и подходы в рамках ее решения, а также какие из вопросов остались за пределами внимания исследователей.

Второй этап - сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения: записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.

Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

И, наконец, заключительный этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т.д. Основные виды социологического исследования - разведывательное (пилотажное) и описательное.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование - простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, это означает "обкатку" инструментария, т. е. методических документов - анкеты, бланк-интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и его инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д.

Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируются тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организационный вопрос: тема научно-исследовательской работы социолога включается в план НИР учреждения, в котором он служит, либо с ним заключает договор организация-заказчик, заинтересованная в подобном исследовании.

Социальная проблема, на решение которой направлено исследование, имеет своих носителей. К ним относятся те или иные социальные группы и социальные институты. Они выступают в качестве объекта исследования. Напомним, что объект - это часть действительности, которая нуждается в социологическом познании. Это может быть жизнедеятельность людей, организуемая конкретными социальными институтами. Предмет исследования - это определенный аспект объекта, его отдельные стороны и свойства, которые в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

После составления программы социологического исследования на основе ее методологического раздела (стратегии) и в соответствии с методическим разделом (тактикой) начинается организация полевого исследования, т. е. сбор первичной информации.

 

Список литературы


1.     Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. - М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007-572 с.

2.      Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009.-316 с.

.        Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с.

.        Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с.

.        Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.-269с.

.        Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.-319с.

.        Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2007.- 479с.

.        Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с.

.        Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с.

.        Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. - М.: Гранд, 2009. - 602с.

.        Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2008.-234с.

.        Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2009- 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)

13.   Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!