Основная часть
.1 Индивидуальная воспитательная работа с пожарными
Индивидуальная воспитательная работа это система целенаправленного воздействия со стороны руководителей и общественных объединений на конкретную личность.
Процесс воспитательного воздействия на личность отдельного сотрудника зависит не только от самого воспитателя, но и от лица, которое воспринимает данное воздействие, не только от характера воспитательных мер, но и от отношения к ним воспитуемого.
Многогранность и сложность этой работы связана с тем, что она проводится с людьми развитыми, грамотными, имеющими разносторонние интересы, наделенными индивидуальными чертами и особенностями.
Поэтому требуется творческий подход к применению различных педагогических средств и методов воспитательного воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Следовательно, важным источником качественного совершенствования воспитания пожарных является усиление индивидуальной работы с ними и ее, основы - дифференцированного подхода.
Индивидуальный подход - это основной принцип воспитания. Он требует от воспитателя организации педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности каждого сотрудника, и вместе с тем его реализация предполагает подчинение всей воспитательной работы общим задачам. Наконец, индивидуальный подход немыслим без учета условий и соответствующей организации быта и службы воспитуемого. Таким образом, знание индивидуальных особенностей пожарного, конкретная постановка задач воспитательной работы с ним, создание соответствующих воспитательных условий - все это обеспечивает реализацию требований принципа индивидуального подхода.
Совершенно очевидно, что индивидуальный подход в воспитании личного состава несовместим с "валовым подходом". Умелые руководители берут под особый контроль поведение человека, способного допустить нарушение дисциплины, занимаются с ним конкретно, а не вообще, анализируют его поступки, выявляя их мотивы. Надо твердо знать, как именно следует воздействовать на таких сотрудников. К каждому из них с общей меркой не подойдешь.
Недисциплинированное поведение - в зависимости того, какого рода требования преимущественно нарушаются работником, бывает трех разновидностей:
а) склонность к пререканиям (в том числе бестактность, грубость);
б) склонность к неисполнительности (недостаточное усердие в выполнении обязанностей, стремление создать видимость выполнения порученного дела);
в) склонность к самочинным действиям (приводящая к нарушению уставных требований, чрезвычайным происшествиям).
Эти склонности могут выступать в различных комбинациях при психологических срывах, вызванных, например, отрицательными эмоциональными перегрузками.
Причинами недисциплинированного поведения часто бывают:
недостатки прежнего воспитания, недостаточно высокий уровень интеллекта;
состояние здоровья, психологическая неустойчивость;
неурядицы в семье;
негативное влияние друзей, товарищей, знакомых;
пристрастие к спиртным напиткам;
разочарование в профессии, когда романтические представления о ней сталкиваются с повседневной реальностью;
неправильное использование начальниками дисциплинарной практики (скупость на заслуженную похвалу, щедрость на взыскания, необдуманное чередование поощрений и наказаний);
отсутствие перспективности (в службе, учебе, повышении квалификации, классности и т. п.).
Таким образом, выбор методов, средств и форм, которые именно в отношении данного подчиненного могут дать наибольший эффект, требует:
Всестороннего анализа поступков (внешне одинаковые действия вызываются различными мотивами);
"Новизны" педагогического средства (в результате применения однотипных средств воздействия постепенно исчезает острота их восприятия и между подчиненным и руководителем возникает психологический барьер);
Учета того, что одни и те же приемы на каждого подчиненного действуют по-разному. К примеру, сангвиники к наложенному взысканию относится болезненно, но быстро успокаиваются, до флегматика примененная мера порой "не доходит"; холерика наложенное без достаточного такта взыскание может толкнуть на путь пререканий; меланхолику, внутренне переживающему свой проступок, зачастую достаточно и порицания.
.2 Институт наставничества
Целью наставничества в системе МЧС России является оказание помощи сотрудникам в приобретении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы, соблюдении служебной, воинской или трудовой дисциплины, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда.
Задачами наставничества являются:
оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников, в отношении которых осуществляется наставничество;
оказание помощи в адаптации сотрудников к условиям осуществления служебной или трудовой деятельности;
воспитание профессионально-значимых качеств личности сотрудников, ознакомление их с историей и традициями МЧС России;
содействие выработке навыков поведения сотрудников, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
формирование активной гражданской и жизненной позиции сотрудников, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе, работе (далее - служба);
реализация мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудников;
оказание моральной и психологической поддержки сотрудникам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных или трудовых обязанностей.
.3 Культурно-досуговая работа - как одна из форм воспитательного процесса.
Культурно-досуговая работа - это система мероприятий, осуществляемая во всех видах служебной деятельности сотрудников по организации отдыха и воспитания личного состава средствами культуры и искусства в интересах решения профессиональных задач.
Культурно-досуговая работа организуется и осуществляется в целях формирования у сотрудников высоких морально-психологических качеств, необходимых для успешного решения поставленных задач; выполнения требований служебной (воинской, трудовой) дисциплины; приобщения сотрудников и членов их семей к национальным и общекультурным ценностям, самодеятельному творчеству.
При проведении культурно-досуговой работы решаются следующие основные задачи:
воспитание у сотрудников уважения к истории, культуре, традициям своей страны посредством приобщения к ценностям и лучшим образцам отечественной и мировой культуры;
развитие у сотрудников потребности в личностном совершенствовании и повышении уровня образования и культуры, внедрение эстетических правил в их служебную деятельность и быт;
формирование позитивного образа сотрудника МЧС России, повышение на этой основе престижа службы в Министерстве; оказание помощи личному составу в преодолении психологической и физической усталости, компенсация последствий эмоциональных перегрузок в служебной деятельности посредством организации содержательного досуга сотрудников и членов их семей;
создание условий для творческой самореализации сотрудников и членов их семей, развития художественного самодеятельного творчества личного состава;
Решение задач культурно-досуговой работы достигается: готовностью и рациональным определением сил и средств культурно-досуговой работы; планированием и организацией культурно-досуговой работы в соответствии с планами воспитательной работы и конкретными условиями; разнообразием форм и методов культурно-досуговой работы, эффективным использованием технических средств воспитания, взаимодействием с учреждениями культуры и искусства.
1.4 Сущность самовоспитания пожарных
Внутреннюю основу самовоспитания составляет потребность в самосовершенствовании. Процесс самовоспитания имеет свою логику и этапы развития.
Современная действительность потребовала по-новому посмотреть на пожарных, их возможности и способности, в том числе и в плане развития личности. Пожарные должны проявлять активность не только в приобретении профессионального мастерства, но и в совершенствовании всех качеств своей личности.
Решению этой задачи способствует внедрение в повседневную практику самовоспитания пожарных современных требований пожарной тактики.
Самовоспитание - это целеустремленная, активная деятельность пожарных, направленная на формирование, развитие и совершенствование положительных и подавление, устранение у себя отрицательных качеств.
Воспитание оказывает большое влияние и активирует процесс формирования личности пожарных, способствует и ускоряет развитие у них моральных, боевых, психологических и физических качеств.
Стремление к самовоспитанию - это естественная потребность человека, который в силу его природы должен действовать, показывать, осуществлять и реализовывать себя.
Для самовоспитания необходимо создавать такие условия службы, жизни, при которых каждый получает возможность свободно развивать, совершенствовать свою человеческую природу.
Самовоспитание играет большую роль в выработке, развитии качеств, необходимых пожарным.
Идеи о преобразующей роли самовоспитания и его связях с психолого-педагогическими задачами последовательно, всесторонне развивались и развиваются в трудах видных философов, психологов, педагогов.
Так, К. Д. Ушинский отмечал, что самовоспитание - это не внешняя полировка личности, а глубокая морально-психологическая перестройка, основанная на цельности человека, его желания самосовершенствоваться:
«Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту встать лицом к лицу со своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями,... только тот, кто не торгуется с самим собой, а готов всегда, во всей целости своей души, решиться на то или другое, без задних мыслей, без скрытых, не выдавшихся наружу чувств, без обманчивых фраз, - только тот способен идти по дороге самосовершенствования и вести по ней других.»
Самостоятельная работа российских пожарных по всестороннему совершенствованию своих личностных качеств рассматривается ныне как один из показателей жизненной позиции и как важное направление всестороннего развития личности.
Занимаясь самовоспитанием, пожарные приобретают активность, волю, целеустремленность и способность постоянно, систематически воздействовать на отрицательные черты своего характера.
Самовоспитание играет особую роль в профессиональной деятельности, которая требует от личности самого высокого уровня воспитанности и способности умело и мужественно выполнять свой долг перед государством и гражданами нашей страны.
Самовоспитание обусловливается многими объективными и субъективными факторами: развитием нашего государства, реформированием Министерства и в частности пожарной охраны; внутренними потребностями в духовном и физическом развитии пожарных; стремлением овладеть специальностью в короткие сроки и др.
Самовоспитание обязательно предполагает определенный уровень воспитанности личности, готовности и способности к самосознанию, самоанализу и самооценке, сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других пожарных, выработки устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. Все это показывает, что существует сложная диалектическая взаимосвязь между воспитанием и самовоспитанием. Воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует, направляет и конкретизирует его.
В свою очередь, самовоспитание как результат воспитания придает тому действенность и в какой-то мере завершенность.
В тех случаях, когда пожарные путем самовоспитания стремятся избавиться от негативных элементов в своем поведении и действиях, оно выступает в качестве внутренней основы их перевоспитания.
Пожарные, активно и творчески занимающиеся самовоспитанием, вырабатывают у себя необходимые качества и способности, которые регулируют их поведение и отношение к службе.
Самовоспитание - непременное условие самосовершенствования личности. В процессе самовоспитания все стороны личности становятся предметом постоянного изменения и изучения.
Самовоспитание - это явление социальное. Оно присуще пожарным, осознающим себя в коллективе, в системе дружеских взаимоотношений.
Занимаясь самовоспитанием, реализует социальную потребность по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, которые способствуют выполнению требований ратного труда. Пожарные при этом четко определяют программу работы над собой с учетом своих сил, возможностей, мотивов, потребностей и психологической готовности к систематической работе над собой.
По своей социальной функции самовоспитание - это еще и педагогический процесс, предполагающий, что в нем субъект и объект воспитания - одно лицо. Следовательно, требуется особая методика работы над собой. Самовоспитание индивидуально и обусловлено внутренними предпосылками.
Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует всячески поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки личного состава, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие сотрудника.
Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.
Побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных сотрудников.
Заключение
Эффективность воспитательной работы достигается: скоординированными действиями должностных лиц всех уровней; обеспечением непрерывности и дифференцированным подходом при ее организации с различными категориями сотрудников МЧС России, наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров и необходимой материальной базы.
Основной задачей воспитательной работы в подразделении пожарной охраны является создание организованного, сплоченного коллектива, способного достичь высоких результатов в служебной деятельности. В нем должна быть здоровая морально-психологическая обстановка, полная уверенность в каждом структурном звене и каждом сотруднике в том, что они надлежащим образом выполнят свой служебный долг.
Для ее достижении, на мой взгляд нельзя обойтись без тех форм воспитания, которые я рассмотрел в данной работе - это индивидуально-воспитательная работа, наставничество, культурно-досуговая работа и самовоспитание.
В конечном итоге индивидуальная воспитательная работа призвана заложить устойчивые традиции, которые бы своим непрерывным влиянием воздействовали на сотрудников подразделения, воспитывали в них добросовестное исполнение своих обязанностей, ответственность за нарушенное дело, дисциплинированность и порядочность.
Одну из важнейших задач воспитания составляет психологическая и практическая подготовка к работе над собой. Самовоспитание способствует осознанию своего образа жизни, осмысление значимости своей профессиональной деятельности; овладению навыками самостоятельной работы для достижения успеха.
И так я пришел к выводу, что организация самовоспитания в избранной деятельности - это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.
Литература
1.Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. - М.:
Стройиздат, 1982.-79 с., ил.
.Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
.Основы педагогики: учебн. Пособие. Издание 2-е, перераб.и доп. -М.,1999
4.-Военная педагогика Ефремов О. Ю. <http://www.univer5.ru/pedagogika/voennaya-pedagogika-efremov-o.yu.html>
.Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974.
.Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.
7.ПРИКАЗ МЧС России № 859 от 30.11.2005 года. О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России
.Приказ МЧС РФ от 20 июля 2009 г. N 416 "Об организации наставничества в системе МЧС".