Социокультурная концепция К. Хорни и ее трансформация в современных условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    122,34 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социокультурная концепция К. Хорни и ее трансформация в современных условиях















Курсовая работа

на тему:

«Социокультурная концепция К. Хорни и ее трансформация в современных условиях»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ К. ХОРНИ

.1      Неофрейдизм как направление в зарубежной социальной психологии

.2      Социокультурная концепции К. Хорни и ее трансформация в современных условиях

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ К. ХОРНИ

.1. Организация и методы исследования

.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования

.3 Рекомендации по формированию адаптации и развитию направленности личности подростков

Заключение

Список использованной литературы

Приложения 1

Приложения 2

Приложения 3

Введение

Актуальность. Среди всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе человеческого развития, вероятно, наиболее сложной является загадка природы самого человека. Поскольку многие личностные проблемы современных людей имеют признаки невротических наклонностей, связаны с тревожностью и чувством незащищенности, зависят от изменений окружающей среды и заставляют искать пути разрешения внутренних конфликтов, теория невротической личности, созданная именитой американской представительницей неофрейдизма К. Хорни, как нельзя лучше подходит для описания существующей ситуации развития личности в обществе.

Рассматривая труды американского психолога - Карен Хорни, главным является то, что она так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Неофрейдизм К. Хорни исходил из ценности опыта раннего детства. Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Сущность её концепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическое здоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры.

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

Цель исследования: изучение адаптации и направленности личности у детей в возрасте 12-13 лет, как одних из элементов социокультурных факторов.

Объект исследования: социокультурные факторы у детей подросткового возраста.

Предмет исследования: проявление адаптации и направленности у детей-подростков, как социокультурных факторов.

Задачи исследования:

.        На основе теоретического анализа, определить основные теоретические подходы к изучению социокультурной концепции К. Хорни и её компонентов.

.        Подобрать и провести методики для исследования адаптации и направленности личности у подростков 12-13 лет.

.        Осуществить эмпирическое исследование по выявлению и изучению таких феноменов как адаптация и направленность личности у подростков 12-13лет.

Гипотеза курсовой работы основана на предположении о том, что адаптация и направленность личности у детей подросткового возраста взаимосвязаны.

Методологическая база исследования: данной проблемой занимались З.Фрейд, А. Адлер, О. Ранк, В. Райх, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, Э. Эриксон.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, беседа, математико-статистические методы, психологическое наблюдение, психологический эксперимент.

Психодиагностические методики:

.        «Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда».

.        «Методика определения направленности личности Б.Басса».

Эмпирическая база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» города Курска, выборка составила 25 человек в возрасте 12-13 лет.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации взаимоотношений между подростками.

Структура работы. Курсовая состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 30 наименований.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ К. ХОРНИ

1.1    Неофрейдизм как направление в зарубежной социальной психологии

Совершив переворот в сознании людей, психоанализ дал мощный импульс для развития новых научных концепций и теорий. Ревизия психоанализа, которую начали осуществлять ещё при жизни З. Фрейда его последователи, изначально не предполагала кардинального пересмотра психоаналитической парадигмы. Однако итогом ревизии стал пересмотр многих базовых положений учения З. Фрейда. Все это нашло отражение в таком психологическом направлении как неофрейдизм.

Неофрейдизм (англ. neo-Freudianism) -направление в психологии, представители которого, так или иначе, опираются на психоанализ 3. Фрейда. Неофрейдизм возник в 1920-30-е гг. Неофрейдизм признает важное значение открытий антропологов и этнопсихологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики неофрейдизма пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значении социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности.

Наибольшие перемены во взглядах таких лояльных фрейдистов касались понятия эго (Hartmann. 1964). Права эго были существенным образом расширены, и теперь его роль уже не сводилась только к подчинению ид. Эго становится значительно более независимым: оно обладает собственной энергией и функциями, не сводимыми к энергии и функциям ид. Более того, многие из неофрейдистов этого направления высказывали предположение, что эго независимо и от тех конфликтов, которые возникают в сфере ид.

Еще одной существенной новацией неофрейдизма можно назвать переоценку влияния биологических факторов на развитие личности в пользу усиления роли социальных и психологических <#"883383.files/image001.gif">

Рисунок 1.

Как видно на гистограмме уровень адаптации выше нормы выявлен у 4 подростков, уровень адаптации в норме наблюдается у 20 подростков, а уровень ниже нормы выявлен у 1 подростка.

Анализ результатов позволил получить следующее процентное соотношение:

Рисунок 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что у 80% подростков преобладает уровень адаптации в норме, у 16% подростков выявлен уровень адаптации выше нормы и у 4% подростков выявлен уровень адаптации ниже нормы.

Для исследования направленности личности подростков была использована «Методика диагностики направленности личности Б. Басса».

Направленность личности - обозначает динамические аспекты личности, такие, как потребности, установки, интересы и наклонности, которые определяют мотивацию деятельности индивида и его поведение в соответствии с конкретными жизненными целями. Результаты по данной методике представлены в таблице ниже:

Таблица №2

номер

код

баллы

направленность

1

АО

43

на общение

2

БА

33

на себя

3

ВЕ

34

на общение

4

42

на общение

5

ГА

38

на общение

6

ГА

31

на дело

7

ДЮ

32

на общение

8

ДИ

32

на общение

9

ГО

35

на дело

10

ЕА

34

на дело

11

ЕИ

32

на себя

12

ИА

41

на дело

13

КА

34

на дело

14

ЛА

31

на общение

15

МА

41

на себя

16

МИ

42

на себя

17

НН

31

на общение

18

ОР

35

на себя

19

ПВ

34

на общение

20

ПД

42

на себя

21

ФА

31

на общение

ЧА

32

на общение

23

ШН

34

на дело

24

ЮА

38

на общение

25

ЮЯ

31

на дело


Рисунок 3.

Как видно на гистограмме направленность на себя была выявлена у 6 подростков, направленность на общение преобладает у 12 подростков, направленность на дело выявлена у 7 подростков.

Анализ результатов позволил получить следующее процентное соотношение:

Рисунок 4.

Таким образом, можно сделать вывод, что у 48% подростков преобладает направленность на общение, у 28% преобладает направленность на дело и у 24% подростков преобладает направленность на себя.

Направленность на себя - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Результаты сравнительной статистики.

Сравнительный анализ показателей адаптации и направленности личности у подростков определяется коэффициентом ранговой корреляции r-Спирмена.

Основания выбора критерия:

.        гипотеза о взаимосвязи;

.        признаки количественно измеряемы;

.        отсутствие нормального распределения.

Н0: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на себя подростков не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на себя подростков статистически значимо отличается от нуля.

Подсчет ранговых сумм представлен в таблице (Приложение № 1).

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

;

 = -0,471

По таблице критических значений определяем Ri при N=6:

Ri =

Построим «ось значимости»:

                        0,05

                     -0,471       0,85

Рисунок 5. Ось значимости

Ответ: H0 принимается. Корреляция между адаптацией и направленностью личности на себя подростков статистически значимо отличается от нуля.

Н0: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на общение подростков не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на общение подростков статистически значимо отличается от нуля.

Подсчет ранговых сумм представлен в таблице (Приложение № 2).

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

;

 = 0,266

По таблице критических значений определяем Ri при N=12:

Ri =

Построим «ось значимости»:

                                     0,05                          0,01

            0,266             0,58                             0,73

Рисунок 6. Ось значимости

Ответ: H0 принимается. Корреляция между адаптацией и направленностью личности на общение подростков статистически значимо отличается от нуля.

Н0: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на дело подростков не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на дело подростков статистически значимо отличается от нуля.

Подсчет ранговых сумм представлен в таблице (Приложение № 3).

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

;

 = 0,098

По таблице критических значений определяем Ri при N=7:

Ri =

Построим «ось значимости»:

                                           0,05                       0,01

              0,266         0,78                             0,94

Рисунок 7. Ось значимости

Ответ: H0 принимается. Корреляция между адаптацией и направленностью личности на дело подростков статистически значимо отличается от нуля.

.        Расширение и обогащение индивидуального опыта подростка: чем разнообразнее деятельность подростка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

2.      Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

3.      Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.

.        Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

.        Учитель должен выстраивать позитивные взаимоотношения с каждым ребенком: хвалить его за успех, быть ориентированным на успех школьника и ориентировать его самого на свой успех.

.        Также необходимо организовывать разнообразные формы работы на уроке: групповую и парную, фронтальную и индивидуальную.

Упражнение «Атомы»

Представьте, что каждый из вас - маленькая частичка, атом. Атомы могут объединяться по нескольку, образуя молекулы. Вы тоже можете по моей команде объединиться в молекулы, сцепившись за руки. Молекулы могут состоять из двух-трех и большего количества атомов. Сколько раз я прохлопаю в ладоши, столько атомов должно быть в молекуле. А вы в это время должны объединиться в молекулы. Напоминаю, что в каждой молекуле столько атомов, сколько раз я хлопну в ладоши. Тот, кто не объединился в молекулы, выбывает их игры. Приготовились. Вышли из-за парт. Внимательно слушайте, сколько будет хлопков. Упражнение продолжается до тех пор, пока большинство «атомов» не выйдет из игры.

Игра «Здравствуй, друг»

Цель: формировать положительные взаимоотношения в детском коллективе, основанные на доверии, взаимоуважении и взаимопонимании.

Ход игры: Дети становятся в круг и распределяются на «день» и «ночь». Дети - «день» остаются на своих местах, а дети «ночь» образуют внутренний круг, становясь лицом к партнеру.

Дети одновременно произносить выученные заранее слова, сопровождая их определенными действиями:

Здравствуй, друг! (Положить правую руку на правое плечо партнера)

Как ты тут? (Потрепать партнера правой рукой за правое ухо)

Где ты был? (Развести обе руки в стороны)

Я скучал! (положить руки на свои плечи крест-накрест: правая рука на левое плечо, левая рука на правое плечо)

Ты пришел? (Потрепать партнера левой рукой за левое ухо)

Хорошо! (Партнеры должны обняться)

Выводы по II главе

Таким образом, в ходе исследования нами были подобраны и проведены методики, направленных на выявление адаптации и направленности личности у подростков.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу, а также были подвергнуты статистической обработке с помощью коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена.

На основании проведенного эмпирического исследования нами было установлено, что доминирующего количества подростков наблюдается уровень адаптации в норме (80%), а доминирующей направленностью личности является направленность на общение (48%).

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, нами была выявлена взаимосвязь между адаптацией из каждой из трех направленностей личности подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы было «исследование адаптации и направленности личности подростков, установление взаимосвязей между этими понятиями, разработка рекомендаций».

Для достижения данной цели нами были выполнены следующие задачи:

.        Были проанализированы и определены основные теоретические подходы к изучению социокультурной концепции К. Хорни и её компонентов.

К. Хорни представитель такого психологического направления как неофрейдизм. Является последовательницей З. Фрейда, но она отвергает постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Главным понятием ее концепции является понятие базовая тревога (Basic anxiety). Это реакция ребенка на внешнюю среду, кажется, угрожающую нашему физическому выживанию, так же как и нашим желаниям и побуждениям. Теория Хорни большей частью основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, считают наиболее значительным вкладом в современную теорию личности.

.        Подобраны и проведены методики для исследования адаптации и направленности личности у подростков 12-13 лет.

В исследовании принимали участие 25 подростков (10 мальчиков и 15 девочек), обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Курска. В исследовании использовались следующие методики:

·        «Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»

.        «Методика диагностики направленности личности Б. Басса»

4.      Проведено эмпирическое исследование по выявлению и изучению таких феноменов как адаптация и направленность личности у подростков 12-13лет.

По результатам «Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» было выявлено, что у 80% подростков преобладает уровень адаптации в норме, у 16% подростков выявлен уровень адаптации выше нормы и у 4% подростков выявлен уровень адаптации ниже нормы. А также с помощью «Методика диагностики направленности личности Б. Басса» было выявлено, что у 48% подростков преобладает направленность на общение, у 28% преобладает направленность на дело и у 24% подростков преобладает направленность на себя.

Также была проведена статистическая обработка, по результатам которой была подтверждена гипотеза о том, что адаптация взаимосвязана с направленностью личности подростка.

.        Разработаны рекомендации по формированию адаптации и развитию направленности личности у подростков.

В курсовой работе представлены рекомендации по адаптации подростков к учебной деятельности и по развитию их личностной направленности.

Анализ теоретической литературы, полученные эмпирические данные и разработанные рекомендации могут использоваться педагогами, психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации психического развития у подростков с целью формирования у них школьной адаптации и развитию личностной направленности.

Список используемой литературы

1.      Бухтиярова, Т.Н. Поведение российской молодежи в условиях современных социокультурных изменений: в контексте неофрейдисткой теории личности К. Хорни [Электронный ресурс] // Режим доступа : / <http://www.dissercat.com/content/povedenie-rossiiskoi-molodezhi-v-usloviyakh-sovremennykh-sotsiokulturnykh-izmenenii-v-kontek> (Дата обращения 30.05.2013 )

.        Ждан, А.Н, История психологии / А.Н. Ждан. - М.: МГУ, 2008. - 576 с.

.        Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [Электронный ресурс] / / Режим доступа : <http://vocabulary.ru/dictionary/978/word/napravlenost-lichnosti> (Дата обращения 01.06.2013.)

.        Зеленский, В. Словарь аналитической психологии / В. Зеленский. - М. : Когито-центр, 2008. - 336 с.

5.      Карелин, А.А Психологические тесты Т. 2/ А.А. Карелин. - М. : Владос, 2002. - 248 с.

.        Константинов, В. История психологии : учеб. пособие / В. Константинов. - П. : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. - 144 с.

.        Лейбин, В. Словарь-справочник по психоанализу / В. Лейбин. - М.: АТС, 2010. - 960 с.

.        Малашкина, М. Популярная история психологии / М.Малашкина. - М. : Вече, 2002. - 480 с.

.        Марцинковская, Т. Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская.- М.: Академия, 2009. - 544 с.

.        Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие / А.Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2006. - 392 с

.        Полный энциклопедический справочник / Б. Зинченко, В. Мещеряков. - СПб. : прайм -ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

.        Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. - С. : Бахрах - М, 2006. - 672 с.

.        Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2000. - 352 с.

14.    Флоренская, Т. А. Социализация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г.С. Салливена [Электронный ресурс] // Режим доступа : <http://childpsy.ru/dissertations/id/19937.php> (Дата обращения 26.05.2013 )

15.    Фрейджер, Р. Теория личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. - М. : Мир, 2004. - 608 с.

.        Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. - М. : Академический проект, 2007. - 224 с.

.        Хорни, К. Невроз и личностный рост борьба за самоосуществление / К. Хорни. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 2006. - 318 с.

.        Хьелл, Л.Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - Спб. : Питер, 2006. - 607 с.

.        Щульц, Д. История современной психологии / Д. Щульц, С. Щульц. - Спб. : Евразия, 2002. - 544 с.

.        Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. - М. : Мысль, 1996. - 464 с.

Приложение № 1

Таблица №3

N

Адаптация (А)

Ранг А

Направленность на себя (В)

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

70

33

2

2

4

2

89

6

32

1

5

25

3

59

3

41

4

-1

1

4

35

1

42

5.5

-4.5

20.25

5

73

5

42

5.5

-0.5

0.25

6

57

2

35

3

-1

1

Суммы


21


21

0

51.5



Приложение № 2

Таблица № 4

N

Адаптация (А)

Ранг А

Направленность на общение (В)

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

65

7

43

12

-5

25

2

74

11

34

7.5

3.5

12.25

3

68

8

11

-3

9

4

63

6

38

9.5

-3.5

12.25

5

72

10

32

5

5

25

6

52

3.5

32

5

-1.5

2.25

7

57

5

31

2

3

9

8

69

9

31

2

7

49

9

90

12

34

7.5

4.5

20.25

10

44

1

31

2

-1

1

11

50

2

32

5

-3

9

12

52

3.5

38

9.5

-6

36

Суммы


78


78

0



Приложение № 3

Таблица №5

N

Адаптация (А)

Ранг А

Направленность на дело (В)

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

90

6

31

1.5

4.5

20.25

2

93

7

35

6

1

1

3

60

2

34

4

-2

4

4

72

4.5

41

7

-2.5

6.25

5

59

1

34

4

-3

9

6

68

3

34

4

-1

1

7

72

4.5

31

1.5

3

9

Суммы


28


28

0

50.5


Похожие работы на - Социокультурная концепция К. Хорни и ее трансформация в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!