Социальные услуги

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    491,65 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные услуги

Введение

Развитие в России рыночных отношений, наряду с кардинальными переменами в политической структуре, идеологии, нравственно-духовной сфере, принесло большинству россиян множество материальных и социальных проблем. Введение рыночного типа хозяйствования, либерализация цен, допущение руководством страны множества ошибок, наряду с крайне быстрыми темпами реформирования, обусловили множество негативных явлений в обществе. Прежде всего, это стремительное разделение общества по материальному признаку, рост обнищания огромного числа граждан, безработица, потеря населением уверенности в завтрашнем дне. В особенно тяжелом положении оказались наименее защищенные слои общества - пенсионеры, инвалиды, дети, в том числе дети-сироты, одинокие матери, то есть люди, у которых возникли самые серьезные проблемы в самом процессе жизнеобеспечения, в получении элементарных жизненных благ.

Сегодня известно множество фактов, свидетельствующих о социальных проблемах разных категорий населения России: об этом постоянно пишут СМИ, многочисленные сюжеты о судьбах отдельных граждан и целых социальных групп показывают телеканалы центральные и местные. Во всех этих случаях гражданам нередко требуется помощь со стороны государства, и предоставить ее как раз и обязаны органы, осуществляющие социальное обслуживание населения.

Социальное обеспечение в Российской Федерации существует в виде особого социально-защитного института, а его сущность составляет совокупность закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни.

Назначение социального обеспечения состоит в том, чтобы путем возложения на государство обязанности по предоставлению конкретных мер социальной поддержки отдельным слоям населения обеспечивалось поддержание социальной стабильности в обществе, стимулировалось воспроизводство народонаселения, восстанавливался общественный статус нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп.

Социальное обслуживание населения в этих рамках представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время рыночные отношения ставятся выше судеб большинства представителей социально уязвимых слоев населения, что порождает у них чувство тревоги и незащищенности. Проблема социального обслуживания социально незащищенных категорий граждан в Российской Федерации особо актуальна в наше время, так как социально-экономические реформы в России, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере распределительных отношений и переходом к рынку, в корне изменили контекст социальных условий жизни граждан России.

Актуальность темы исследования основана на том, что существенной особенностью любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем, кто не может посредством трудовой деятельности обеспечить себя, в частности, детям, пожилым людям, инвалидам и др. В мировой практике существуют разные формы помощи и поддержки людей, реализуемые как государственными, так и общественными структурами. От того, насколько эта помощь и поддержка эффективны, зависит социальное благополучие страны, уровень жизни проживающих в ней граждан.

Объектом исследования является сфера социальных услуг в российской экономике.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, направленные на развитие социальных услуг как фактора повышения качества жизни населения.

Цель работы - изучить социальные услуги, их понятие, виды и место в системе современного права РФ.

Для реализации поставленных целей при написании дипломной работы ставились следующие задачи:

) Изучить историю развитие системы социального обслуживания;

) Рассмотреть правовые основы системы социальных услуг;

) Раскрыть понятие социальных услуг;

) Охарактеризовать виды социальных услуг.

Гипотеза: социальное обслуживание населения является наиболее эффективной формой социальной защиты незащищенных слоев общества.

Теоретико - методологической базой исследования являются работы Цыренжаповой О. Д., Холостовой Е. И., Дементьевой Н. Ф., Устиновой Э. В., Щукиной Н. П. и т.д.

Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Общая характеристика социальных услуг

социокультурный реабилитация срочный социальный

1.1 Понятие социальных услуг

Социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми выступает обязательным элементом государственной системы социального обеспечения в РФ. Оно включает в себя различные виды социальных услуг, которые являются нацеленными на удовлетворенность особых потребностей лиц данного контингента. На данный момент для создания комплексной системы социального обслуживания населения и выделения финансовых средств на ее развитие государство прилагает немалые старания. Уже приняты ключевые законы, которые составили правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Государственными социальными службами социальное обслуживание предоставляется бесплатно следующим категориям граждан:

Детям, не достигшим совершеннолетия и пребывающим в трудной жизненной ситуации по причине конфликтов и жестокого обращения в семье, инвалидности, болезни, безнадзорности, сиротства, мало обеспеченности и т.д.

Гражданам, которые не способны к самообслуживанию по причине преклонного возраста, инвалидности, болезни, a также граждане не имеющие родственников, способных обеспечить им уход и помощь, - при условии, что среднедушевой доход таких граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают; гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации из-за стихийных бедствий, безработицы и катастроф.

Право на социальное обслуживание имеют:

граждане РФ;

иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания:

Материальная помощь в виде продуктов питания, денежных средств, одежды и обуви, средств санитарии и гигиены, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Социальное обслуживание на дому стремится к максимально возможному продлению пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов.

Виды социального обслуживания различаются в зависимости от категории граждан, которым данный вид социального обслуживания предоставляется, и от характера предоставляемой услуги:

         содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной защиты населения (стационары и полустационары);

         социальное обслуживание инвалидов и престарелых на дому;

         содержание детей в детских учреждениях;

         срочное социальное обслуживание;

         социально-консультативная помощь;

         реабилитационные услуги для инвалидов.

Важнейшей задачей социальной политики любого цивилизованного государства является максимально возможная поддержка уровня жизни населения, обеспечение полноценной жизни всем гражданам. Поскольку Федеральным законом от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» определено, что граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом. В условиях перехода к рыночным отношениям социальная политика приобретает качество нового развития, обусловленного созданием относительно новых для России институтов социальной защиты, а именно социального страхования, в том числе пенсионного, адресной социальной помощи. Одним из механизмов государственной и общественной поддержки людей по старости, ограниченные физические возможности или сложные обстоятельства являются социальные услуги, потребность в предоставлении которых возникла еще в советское время. Сегодня развитие системы социальных услуг является крайне необходимым и важным.

В науке социальной защиты этот вопрос был и остается предметом исследования многих как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди них следует назвать прежде всего Болотина Н.Б., Сташкива Б.И., Прилипко С.М., Фогеля Я.М., Захарова М.Л., Тучкову Е.Г., Гусова К.Н., Путило Н. В. и других.

По сравнению с советским периодом, когда в социальных услугах нуждались преимущественно нетрудоспособные, получая их через социальное обслуживание, в сегодняшних условиях потенциальным получателем социальных услуг может быть любое лицо, попавшего в сложную жизненную ситуацию, количество которых, к сожалению, увеличивается. В связи с этим социальные услуги в системе социальной защиты населения занимают значительное место и с каждым годом становятся все более весомым ее элементом.

Любую систему социальной защиты можно рассмотреть со следующих сторон:

) с позиции организационно-правовых форм, посредством которых осуществляется социальная защита;

) с позиции составляющих элементов (видов), которые составляют систему социальной защиты.

Сейчас, по праву, основной организационно-правовой формой осуществления социальной защиты признается общеобязательное государственное социальное страхование.

Следующей организационно-правовой формой в системе социальной защиты РФ является государственная социальная помощь, которая представляет собой систему мероприятий по оказанию за счет государственного и коммунального (местного) бюджетов и других программ материальной помощи, осуществления социального обслуживания и содержания, установления льгот. Среди существующих организационно-правовых форм социального обеспечения в ходе реформирования пенсионной системы Российской Федерации появилась новая форма - это негосударственное пенсионное обеспечение. Согласно специального законодательного акта негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется негосударственными пенсионными фондами, банковскими учреждениями и страховыми организациями. Благодаря перечисленным организационно-правовым формам в России реализуется гарантировано на законодательном уровне право человека на социальную защиту.

В то же время, видами социальной защиты являются определенные материальные блага, которые предоставляются лицу в пределах определенной организационно-правовой формы. Независимо от того, через какую организационно-правовую форму осуществляется социальная защита, его разделяют на следующие виды: субсидии; денежные выплаты; натуральная помощь; льготы; медицинская помощь; лекарственные средства и другие изделия медицинского назначения, технические средства реабилитации, технические средства передвижения, социальное обслуживание. Анализ предложенных видов социальной защиты позволит определить их роль и назначение в сфере социальной защиты или за ее пределами.

Субсидия - это безналичная помощь для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового (жидкого) топлива. Денежные (наличные) социальные выплаты предоставляются в виде пенсий, социальных пособий (одноразовых и периодических), компенсационных выплат. Социальные пособия, в свою очередь, делятся на пособия малообеспеченным семьям, семьям с детьми, детям-сиротам, в случае временной нетрудоспособности, по безработице, денежная целевая помощь на проживание, денежные надбавки на уход, помощи больным СПИДом, на иждивенцев, на погребение и тому подобное. Натуральная социальная помощь предполагается через бесплатное обеспечение предметами первой необходимости - продуктами питания, лекарствами, средствами санитарии и личной гигиены, средствами ухода за детьми, одеждой, обувью, а также техническими и вспомогательными средствами реабилитации. В связи с рассмотренным считаем, что лекарственные средства и другие изделия медицинского назначения, технические средства реабилитации, технические средства передвижения есть не что иное, как натуральная помощь. Последняя в свою очередь предусмотрена как вид социальной защиты и является комплексным понятием, поэтому, по нашему мнению, не стоит лекарственные средства и другие изделия медицинского назначения, технические средства реабилитации, технические средства передвижения рассматривать как отдельный вид социальной защиты. Целесообразнее определить их как виды натуральной помощи.

Об отнесении медицинской помощи к видам социальной защиты может оказаться, на первый взгляд, спорным вопросом. Бесспорно, медицинская помощь составляет отдельный элемент социальной политики государства, однако является самостоятельным правом граждан. Итак, из приведенного определения следует, что медицинская помощь оказывается исключительно лицами, имеющими медицинское образование. В то же время, социальные услуги могут предоставляться не только медицинскими работниками, но и специалистами других сфер, в частности, психологами, педагогами, юристами. Кроме того, Федеральным законом от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» определено, что социально-медицинские услуги - консультации по предупреждению возникновения и развития возможных органических расстройств, сохранение, поддержка и охрана его здоровья, осуществление профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий, трудотерапия. Анализ приведенных законодательных актов указывает на то, что медицинские услуги можно считать разновидностью социально-медицинских услуг, которые являются одним из видов социальных услуг.

Как уже было отмечено, социальные услуги охватывают все виды услуг в сфере социальной защиты, поскольку социальные услуги - это услуги в социальной сфере, связанные с удовлетворением потребностей определенных социальных групп, отдельных индивидуумов, занимающих разное положение в обществе и принимают неодинаковое участие в его функционировании и развитии, в результате чего отличаются по уровню и качеству жизни, источниками и размерами доходов, структурой личностного потребления. Поэтому их необходимо рассматривать как отдельный вид социального обеспечения, которое является важной составной частью социальной защиты.

На основе проведенных рассуждений, следует, что первым и основным видом социальной защиты являются пенсии. Вторым видом, который широко используется в системе социальной защиты, является социальная помощь. Социальная помощь может предоставляться в денежной форме (например, пособие по уходу за ребенком до достижения им трех летнего возраста, помощь при рождении и т.д.), в натуральной форме (например, лекарственные средства, технические средства реабилитации, одежда, продукты питания и т.д.), а также в безналичной форме (например, субсидия). Третьим видом социальной защиты населения являются социальные услуги. Все эти перечисленные виды фактически и формируют систему социальной защиты. Итак, видами социальной защиты РФ являются: 1) пенсионные выплаты; 2) социальная помощь (денежная, натуральная, безналичная); 3) социальные услуги. Приведенное указывает на то, что социальные услуги, наряду с другими видами, занимают одно из определяющих мест в системе социальной защиты РФ.

Относительно указанных видов социальной защиты будь то по назначению и функцией, каждый из них выполняет свою собственную роль в системе социальной защиты. Так, пенсия определяется как регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая осуществляется в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, которые создаются для этой цели. Следовательно, назначение пенсии заключается в обеспечении граждан в случае наступления пенсионного возраста или инвалидности, в случае потери кормильца, предоставляемой в виде ежемесячных денежных выплатах.

Под помощью понимают гарантированные, урегулированные нормами права разовые или периодические (ежемесячные) денежные выплаты социально-алиментарного характера, с целью материальной поддержки граждан, которые в силу определенных социальных случаев, предусмотренных законом, нуждаются в такой помощи независимо от наличия в них каких-либо других источников дохода. Следует также добавить, что помощь может быть не только в денежной форме, но и в других, указанных выше, формах. Таким образом, как пенсии, так и помощи, носят исключительно материальный характер, который проявляется, соответственно, в денежной и натуральной формах.

Предоставление социальных услуг не имеет целью материальную компенсацию. Оно приобретает характер действий, которые способствуют привлечению получателей социальных услуг к активной общественной жизни, улучшению состояния здоровья, поддержанию высокого уровня работоспособности, а также сохранению и укреплению их социальных связей. Именно поэтому социальные услуги не заменяют и не дополняют денежную или натуральную форму социального обеспечения, а выполняют относительно самостоятельную функцию. Более того, социальное обслуживание не может рассматриваться как предоставление совокупности социальных услуг, поскольку даже одна какая-нибудь важная услуга не компенсирует и не заменяет другую социальную услугу, а удовлетворяет конкретную потребность своим, только ей присущим качественным содержанием. По целевому назначению услуги представляют собой единое целое, а термин «социальное обслуживание» интегрирует их в относительно самостоятельный комплекс отношений по социальной защите. Таким образом, социальные услуги, в прошлом заменяли или дополняли материальные блага, прошли существенную эволюцию, получив самостоятельную роль в системе социальной защиты. Однако во многих научных исследованиях социальные услуги рассматриваются исключительно с точки зрения потребностей социально незащищенных слоев населения. Между тем, в условиях постиндустриального общества эти услуги важны не только для беднейших слоев населения, но и для большей части общества. Цель этих услуг - содействие, а иногда и непосредственное обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития.

Приведенное дает основания для вывода о том, что в сфере социальной защиты социальные услуги играют чрезвычайно важную роль. Роль социальных услуг состоит в обеспечении нуждающихся лиц соответствующими социальными благами, которыми удовлетворяются социальные потребности как отдельно взятых социально уязвимых групп населения (инвалидов, пожилых людей, детей-сирот), так и населения страны в целом. Поскольку социальные услуги рассчитаны на достаточно широкий круг субъектов - получателей социальных услуг, при этом не принимаются во внимание возраст, положение в обществе, участие в формировании источников финансирования социальных мероприятий, правовая связь лица с государством и другие факторы, при этом главной, необходимым условием получения социальных услуг является наличие неблагоприятных жизненных обстоятельств в лица.

Учитывая важное значение, которое имеют социальные услуги в социальной адаптации лиц, подвергшихся в своей жизни неблагоприятным обстоятельствам, в повышении уровня жизни, необходимо остановиться на качестве социальных услуг на современном этапе развития общества. В связи с этим следует отметить, что в настоящее время уровень качества социальных услуг для населения России в значительном количестве случаев остается неудовлетворительным из-за недостаточного уровня развития инфраструктуры рынка социальных услуг, отсутствие надлежащего государственного финансирования соответствующих проектов, несовершенство стандартизированной системы повышения базовой квалификации работников социальных услуг, ненадлежащий уровень работы системы управления качеством социальных услуг и тому подобное. Как следствие, уровень неудовлетворенности граждан, которые получают социальные услуги остается стабильно высоким. Поэтому в условиях реформирования системы социальной защиты, необходимо приложить усилия для улучшения качества социальных услуг. Среди приоритетных направлений этой деятельности является совершенствование существующей законодательной базы, повышение эффективности деятельности субъектов, предоставляющих социальные услуги, разработка действенных механизмов использования средств, направленных на финансирование этой сферы социальной защиты.

Вследствие проведенного анализа научной литературы стоит отметить, что социальные услуги выполняют собственно присуще им и обоснованное требованиями развития общества значение. Содержание последнего заключается в обеспечении нормальной жизнедеятельности любого лица, попавшего в сложную жизненную обстоятельство, путем предоставления необходимых ей разного рода полезных действий, подобранных в конкретном индивидуальном порядке. Существование социальных услуг дополняет эффективность осуществления таких видов социального обеспечения, как пенсии и социальные пособия. А последние, в свою очередь, дополняют эффективность социальных услуг, специфика которых проявляется в том, что этот вид социального обеспечения рассчитан на широкий круг субъектов - получателей социальных услуг. Таким образом, социальные услуги являются самостоятельным видом социальной защиты и выполняют свою функцию, которая заключается в содействии социальной адаптации населения страны и повышения качества жизни каждого человека, который попал в неблагоприятную жизненную ситуацию.

1.2 Правовые основы оказания социальных услуг

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о социальном обслуживании граждан), который отражает и закрепляет происходящие в обществе изменения, направленность развития которых определяется новыми экономическими отношениями, углублением демократизации политической системы, идеологическим плюрализмом. Российский законодатель внедряет в систему российского социального обеспечения многие прогрессивные элементы в сфере заботы государства о нуждающихся в такой помощи гражданах, апробированные в других странах.

Указанный Федеральный закон об основах социального обслуживания является направленным на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, а также повышения эффективности и качества.

В соответствии с Федеральным законом об основах социального обслуживания социальное обслуживание граждан будет основываться на заявительном принципе, который заключается в следующем - предоставление социальных услуг и отказ от них будут возможны только с учетом волеизъявления (желанием) получателя.

Необходимо обратить особое внимание, что Федеральным законом об основах социального обслуживания предполагается индивидуальный подход к социальному обслуживанию населения исходя из потребностей граждан в конкретных социальных услугах.

Вместе с тем в неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (например - обеспечение предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и психологической помощи).

Федеральным законом об основах социального обслуживания определяются условия предоставления социальных услуг, как на бесплатной так и на платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги должны предоставляться бесплатно.

Вводится социальное сопровождение граждан, которое выражается в содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Кроме того Федеральным законом об основах социального обслуживания устанавливаются положения, которые предусматривают осуществление общественного контроля (иными словами общественного надзора) в сфере социального обслуживания.

Действие закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.

Законом вводятся понятия: «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие «стандарт социальных услуг» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах и составление индивидуальных программ предоставления социальных услуг (статья 16 Закона). Рекомендации по определению потребности в социальных услугах, а также форма индивидуальной программы утверждается Минтрудом России (статья 7 Закона). Программа пересматривается не реже, чем раз в три года.

Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Согласно Закону, платность социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за социальные услуги.

В Законе декларируется, что социальное обслуживание осуществляется на принципе добровольности. Однако, согласно статье 14 Закона, заявление о социальном обслуживании могут подать как сам гражданин, так и другие граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также субъекты межведомственного взаимодействия. В Законе не сказано, что для подачи заявления требуется согласие получателя социальных услуг.

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг. Следовательно, получателям социальных услуг можно будет самим выбирать наиболее подходящего поставщика. Вводится общественный контроль в сфере социального обслуживания.

Статистические наблюдения позволяют говорить о четком проявлении устойчивости развития сферы услуг. При этом усиливается ее дифференциация: сфера услуг уже не является однородной и может быть подразделена на ряд субсекторов.

Согласно посланию Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ от 4 декабря 2014 г., образование, здравоохранение, система социальной помощи должны стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны. Гражданина, как указано в послании, не должно заботить, где он получает социальную услугу - в государственной, муниципальной, частной организации. Государство и впредь планирует обеспечивать поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. В послании обращается внимание также на то, что конкуренция это решающий фактор повышения качества услуг социальной сферы. Кроме того, необходимо запустить механизм независимой оценки качества услуг, обеспечить открытость информации о работе учреждений социальной сферы.

В настоящее время социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охватывается более 34 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как указано в пояснительной записке к проекту ФЗ о социальном обслуживании граждан, модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества, о чем свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг, а также сохраняющаяся в субъектах Российской Федерации на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях и др. Таким образом, система социального обслуживания граждан нашей страны нуждается в развитии, повышении ее уровня, качества и эффективности, на что и направлен принятый Закон о социальном обслуживании граждан.

Закон о социальном обслуживании граждан конкретизирует содержание ряда основных понятий, применяемых в действующих законах, таких как «социальное обслуживание», «социальная услуга», «трудная жизненная ситуация», с целью их единообразного толкования и практического использования, а также предусматривает введение ряда новых основных понятий, к которым относятся: «поставщик социальной услуги», «получатель социальной услуги», «индивидуальная нуждаемость в социальных услугах». Так, в ст. 3 Закона о социальном обслуживании под социальной услугой понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и / или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. При этом социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. За предоставлением социальных услуг гражданин или его законный представитель может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения как в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (ст. 14 Закона о социальном обслуживании). Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждается Минтрудом России (ст. 7 Закона о социальном обслуживании).

Что касается вопроса об исполнителе социальных услуг, то согласно ст. 5 Закона о социальном обслуживании такими субъектами, кроме органов и организаций, находящихся в ведении органов власти, в качестве услугодателей могут выступать коммерческие и некоммерческие организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. Тем не менее отсутствует четкий критерий отнесения негосударственных организаций к возможным исполнителям социальных услуг.

Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело, в котором открытое акционерное общество (далее - ОАО), на основании ст. 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), договора аренды обратилось в Комитет имущественных отношений с заявлением о предоставлении преференции в форме заключения договора аренды объекта недвижимости и части земельного участка. Управление Федеральной антимонопольной службы отказало в предоставлении ОАО муниципальной преференции в виде передачи в аренду помещения в связи с тем, что ее предоставление не соответствует целям ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции. Соглашаясь с позицией антимонопольного органа, суд первой инстанции указал, что деятельность общества (в соответствии с Уставом), в том числе по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями, не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения, поскольку правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон о государственной социальной помощи), в соответствии со ст. 1 которого государственная социальная помощь состоит в предоставлении малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Набор таких услуг определен в ч. 1 ст. 6.2 указанного Закона. Исходя из положений Закона о государственной социальной помощи социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществляться также организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Вывод суда можно сформулировать таким образом, что деятельность общества, в том числе по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения, поскольку услуга, которая продается как товар, не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, деятельность общества по розничной торговле хлебом по фиксированным оптово-отпускным ценам в магазине, который располагается в помещении, испрашиваемом обществом в аренду в порядке предоставления муниципальной преференции, охватывает все население города, то есть отсутствует адресность, как основополагающий принцип государственной социальной поддержки в системе государственного социального обеспечения населения. Иными словами, исполнитель социальных услуг по смыслу законодательства о социальном обслуживании населения - это лицо, оказывающее услуги адресно.

В Законе о социальном обслуживании граждан изложен перечень основных видов социальных услуг, условия их предоставления. Так, в соответствии со ст. 20 Закона получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, а также срочные социальные услуги. С целью большей конкретизации оказываемых населению услуг, Правительство РФ утвердило примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг. Перечисленные социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг (ст. 17 Закона). В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату. Форма договора также утверждается Минтрудом России (ст. 7 Закона). В настоящее время форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг». В Новосибирской области утвержден Порядок назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области.

В субъектах Российской Федерации формируются и ведутся реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг (ст. 24-26 Закона). Реестр поставщиков социальных услуг размещается в открытом доступе на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг утверждаются Минтрудом России (ст. 7 Закона). В Новосибирской области с 1 января 2015 г. действует Постановление Правительства Новосибирской области от 20 октября 2014 г. № 420-п «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг», согласно которому реестр поставщиков социальных услуг включает основные сведения, среди них - наименование поставщика социальных услуг; место предоставления социальных услуг; информация о лицензиях, имеющихся у поставщика социальных услуг; сведения о формах социального обслуживания; перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг; тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг; информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания; информация об условиях предоставления социальных услуг; информация о результатах проведенных проверок; информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет. В реестр могут быть включены не только муниципальные организации, но также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Закон о социальном обслуживании граждан определяет условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Исходя из положений ст. 8 Закона о социальном обслуживании граждан, в субъекте Российской Федерации утверждается перечень предоставляемых в различных формах социального обслуживания социальных услуг на основании утвержденного Правительством Российской Федерации примерного перечня видов социальных услуг, а также порядки предоставления социальных услуг, обязательные для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта Российской Федерации (ст. 7 Закона). Министерство труда России разрабатывает примерные порядки предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания.

В качестве самостоятельного вида социальных услуг Законом о социальном обслуживании граждан определены срочные социальные услуги (ст. 21 Закона), предоставляемые без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг. Законом также введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающейся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Таким образом, анализируя содержание Закона о социальном обслуживании граждан, можно прийти к выводу, что перед нами типичный пример публично-правовой услуги, оказываемой субъектами публичного права посредством гражданско-правовых средств, к числу которых относится договор. Социальная услуга возникает при реализации субъективного права на социальную помощь, гарантированную Конституцией РФ (ст. 39). Сущность социальной услуги обусловлена ее публично-правовой природой и заключается в диалектическом характере взаимодействия разноуровневых интересов личности и государства, которые полностью регламентированы и закреплены в нормах права. При определении легальных оснований для выделения социального обслуживания в особый предмет правового регулирования можно прийти к выводу о том, что социальное обслуживание представляет собой родовое понятие, объединяющее в себе два блока отношений: оказание социальной помощи и удовлетворение потребностей граждан в социальных услугах. В законодательстве указанное различие проявляется в возможности предоставления социальных услуг возмездно и без взимания платы. При этом социальная услуга всегда представляет собой деятельность, требующую договорного режима оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и других услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от условий ее оказания и оплаты. Тем не менее, нуждаются в разграничении не «платные» и «бесплатные», «государственные» и «негосударственные» услуги, имеющие общий частноправовой, дозволительный режим регулирования, а «социальное обслуживание» и «социальная помощь», включенные в один правовой институт. Приведенная позиция также поддерживается и другими исследователями.

Кроме того, предоставление социальных услуг эффективно в условиях действия договора, в котором предусматриваются и защищаются субъективные права потребителя на информацию, безопасность, качество услуги. Договор также направлен на обеспечение защиты интересов исполнителя услуги, поскольку в отсутствие договора за некачественное обслуживание наступает внедоговорная (деликтная) ответственность. Особенностью публичной услуги является ее социальная направленность, проявляющаяся в необходимости эффективной защиты лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, от воздействия рыночной экономики, что предполагает, в первую очередь, необходимость обеспечения защиты прав потребителей социальных услуг как слабой стороны в отношениях по их оказанию. Насколько новое законодательство о социальном обслуживании граждан выполнит поставленные цели, указанные в Законе о социальном обслуживании граждан, покажет время.

Следовательно, сущность социальных услуг имеет место быть в союзе зафиксированных экономических и правовых гарантий, которые обеспечивают следование главным социальным правам граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни. Социальные услуги, которые предоставляются населению, являются не чем иным, как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, a также оказанию социально-медицинских, социально-бытовых, материальной помощи, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и проведению социальной реабилитации и адаптации граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, общественно-социальное значение видов социальных услуг является неоспоримо высоким.

ГЛАВА 2. Виды социальных услуг

.1 Срочные социальные услуги

Срочное социальное обслуживание предоставляется гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, также пожилым гражданам и инвалидам, гражданам независимо от их возраста, остро имеющим необходимость в социальной поддержке, срочной поддержки разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

Срочные социальные услуги, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг в неотложной помощи, предоставляются поставщиками социальных услуг без составления индивидуальной программы и заключения договора о предоставлении срочных социальных услуг.

Срочные социальные услуги предоставляются на основании заявления и акта о предоставлении срочных социальных услуг, содержащего сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт подтверждается подписью получателя срочных социальных услуг.

Срочные социальные услуги, предоставляемые в соответствии с пунктами 1-5 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ:

.        Обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов. Поддержание и обеспечение жизнедеятельности граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающихся в социальной поддержке. Консультирование об условиях предоставления государственной социальной помощи, прием документов, проведение обследования материально-бытового положения с выездом по месту жительства заявителя, проведение проверки представленных заявителем сведений, представление документов заявителя на комиссию по предоставлению государственной социальной помощи с оформлением рекомендаций, информирование заявителя о принятом решении, получение заявителем горячего питания или продуктовых наборов.

. Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости. Поддержание и обеспечение жизнедеятельности граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающихся в социальной поддержке. Консультирование об условиях предоставления натуральной помощи, прием документов, проведение обследования материально-бытового положения с выездом по месту жительства заявителя, проведение проверки представленных заявителем сведений, представление документов заявителя на комиссию по предоставлению государственной социальной помощи с оформлением рекомендаций, информирование заявителя о принятом решении, получение заявителем одежды, обуви, предметов первой необходимости.

. Содействие в получении временного жилого помещения. Содействие в получении временного жилого помещения лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с отсутствием своего жилья или невозможностью проживания в нем:

выяснение трудной жизненной ситуации клиента,

консультирование клиента об условиях предоставления временного жилого помещения по месту пребывания, в том числе в организациях социального обслуживания (дом-интернат, организации для лиц БОМЖ, социальная гостиница и др.),

консультирование по сбору необходимых документов,

при наличии жилья - проведение обследования материально-бытового положения клиента,

оказание содействия в сборе документов для получения жилого помещения в органе местного самоуправления (в учреждении социального обслуживания).

. Содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание и защиту своих интересов, содействие клиентам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами, получением установленных законодательством льгот и преимуществ, защитой и соблюдением прав детей на воспитание и заботу о них или в решении других правовых вопросов.

Выяснение жизненной ситуации клиента, информирование клиента о путях реализации его законных прав, разъяснение права на получение бесплатной юридической помощи.

. Содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей. Безотлагательная (экстренная) психологическая помощь в кризисной ситуации, в том числе по телефону:

оценка психического и физического состояния клиента в кризисной ситуации;

восстановление психического равновесия;

психологическая помощь в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния;

расширение диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей

привлечение квалифицированных специалистов, психологов, священнослужителей.

2.2 Иные виды социальных услуг

Социальная реабилитация - это такой пакет мер, который нацелен на то, чтобы восстановить человека в правах, в социальном положении, в здоровье, в способности. Безусловно, что этот процесс, нацеленный не совсем только лишь на возобновление возможности человека к деятельности в общественной окружающей среде, но также и на восстановление самой социальной среды, условий деятельности, нарушенной или ограниченной по некоторым причинам.

Внедрение социальной реабилитации находится в тяжелой мере в зависимости от соблюдения ее ключевых оснований. К ним надлежит отнести: организация, дифференцирование, сложность, непрерывность, последовательность, непрерывность в выполнении действий восстановления, доступности и предпочтительную бесплатность более нуждающимся. Социокультурная реабилитация является специальной формой психотерапии, обращенной к внутреннему личному опыту человека; символической творческой работой, действующей как устройство внутриличностных и межличностных коммуникаций.

Задачей социокультурной реабилитации является достижение, при помощи арттерапевтических способов взаимодействий арттерапевта с человеком. Социокультурная реабилитация применяет в виде терапевтических средств разные художественные техники (пластику, мимику, вокал, клоунаду, актёрскую импровизацию, стихосложение, видеосъёмку, рисование и так далее) и использует при этом эпизоды эстетических переживаний для достижения гармонизации психического состояния. Реабилитационным пространством имеют все шансы быть хореографический класс, живописная мастерская, драматический театр, филармонический зал, цирковая арена, эстрадная площадка, музейная экспозиция, картинная галерея, поэтическая студия, видеосалон.

Задачи социокультурной реабилитации включают в себя:

предотвращение занять значительное место в стиле жизни человека полученному дефекту, для компенсации ограничений жизнедеятельности содействие в развитии иных возможностей;

подготовка людей к адекватному ответу на требования окружения и энергичному воздействию на него. При этом следует использовать игровые и обучающие способы, которые учитывают недостатки, посодействовать овладению стандартами взаимодействия и поведения, по возможности избежать или же одолеть чувство собственной неполноценности.

Содействие в проведении и проведение социально-реабилитационных мероприятий в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации:

изучение истории болезни, индивидуальной программы реабилитации клиента, медицинской карты клиента;

назначение в соответствии с рекомендациями специалистов службы, медицинскими показаниями, состоянием здоровья клиента курса прохождения реабилитационных (адаптационных) мероприятий (лечебная физкультура, физиопроцедуры, восстановительная терапия: прием лекарств, подкожные, внутримышечные и внутривенные инъекции, занятия на тренажерах и иные мероприятия);

выбор формы проведения реабилитационных (адаптационных) мероприятий (индивидуальные, групповые);

составление каждым специалистом индивидуального графика проведения реабилитационных (адаптационных) мероприятий социально-медицинского характера с учетом режимных моментов, индивидуальных медицинских показаний, пожеланий клиента;

проведение реабилитационных (адаптационных) мероприятий в соответствии с разработанным графиком;

заполнение истории болезни клиента, индивидуальной программы (плана, карты) реабилитации клиента, журнала посещения занятий;

организация амбулаторного посещения реабилитационного учреждения в пределах населенного пункта (при наличии);

оценка результативности проводимых реабилитационных мероприятий.оциокультурная помощь имеет возможность осуществляться в учреждениях культуры по следующим подразделениям:

работа с инвалидами и пожилыми людьми;

работа с семьей инвалида и пожилого человека;

работа в трудовом, учебном коллективе, по месту оздоровления и отдыха инвалида;

наработка и апробирование интерактивных методик и технологий социокультурной реабилитации. В основе социокультурной деятельности, направленной на реабилитацию граждан, лежат:

личность человека в ее многообразии;

отношения и контакты человека с окружающей средой - семейной, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;

культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность человека, на его социальную реабилитацию и статус в обществе.

Основные методы технологии социокультурной реабилитации: библиотерапия, изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, глинотерапия, гарденотерапия, туротерапия, спорт, активный отдых и туризм.

Предоставление приюта с обеспечением питания, медицинской помощи, образования. Временные приюты в специализированных учреждениях государственной службы предоставляются сиротам, детям, которые остались без родительского попечения, безнадзорным, не достигшим совершеннолетия, лицам без определенного места проживания и очевидных занятий, детям, оказавшимся в какой-либо трудной ситуации, лицам, которые по тем или иным причинам пострадали от любого вида насилия, от стихийных бедствий, вследствие вооруженных этнических столкновений, а также лицам, которые по другим причинам нуждаются во временном приюте.

Заказ и условия предоставления краткосрочного пребывания в приюте для детей разных категорий.

Предоставление временного жилища возможно по нескольким причинам:

.        Индивидуальное обращение несовершеннолетнего;

.        Заявление родителей или лиц, их заменяющих в отношении ребенка, который не достиг 14-летнего возраста с учетом его мнения, кроме тех случае, когда учет его мнения противоречит интересам самого ребенка;

.        По направлению органов дознания или следственных органов при задержании или лишении свободы на законных основаниях родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих;

.        Наличие акта муниципальных органов или правоохранительных органов о помещении ребенка в специализированное учреждение для социальной реабилитации. Копия данного акта в течение пяти дней должна быть направлена в органы социальной защиты населения. В учреждения принимают детей в возрасте 4-18 лет.

В специализированные учреждения не помещаются лица, которые находятся в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического), имеют признаки обострения психического заболевания или совершили правонарушение.

Дети находятся в учреждении столько времени, сколько необходимо для оказания помощи социального характера или реабилитации.

В рамках социальной помощи и реабилитации малолетние граждане получают необходимую медицинскую и психологическую помощь, юридическую и социальную, а также педагогическую помощь на основе трудовой, учебной, физкультурной, оздоровительной и других видов деятельности. Для реабилитации создаются индивидуальные программы для каждого несовершеннолетнего, в которую включены в разном объеме вышеперечисленные виды деятельности. Услуги по реабилитации и социальная помощь детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, оказываются детям без письменного согласия.

Порядок предоставления места временного пребывания для лиц без определенного места проживания, пострадавших в результате стихийных бедствий и военных действий:

.        Личное обращение лица, которое нуждается в социальной помощи и временном приюте. При этом от гражданина требуется паспорт и справка об отсутствии инфекционных заболеваний.

.        Лица, у которых нет документов, также принимаются в учреждение. При этом сотрудник учреждения оповещает соответствующие органы от появления такого гражданина в социальном приюте для того, чтобы установить его личность и обеспечить получение необходимых документов.

.        Граждане могут находиться в учреждении до 60 дней один раз в год. Им выдаются постельные принадлежности и другие необходимые предметы быта. Также граждане получают ежедневно горячий обед, оказывается доврачебная помощь и санобработка при необходимости.

.        Направление руководителя органа социального обеспечения.

Консультирование населения проводится компетентными сотрудниками в области психологии, медицины, права, педагогики и других сферах для помощи гражданину принять единственно правильное решение в своей жизни в целях ее улучшения. Наиболее распространенным является психологическое консультирование, которое не вызывает у некоторых авторов негативную реакцию. Например, Джеффри Коттлер и Роберт Браун считают, что психологическое консультирование - это процесс, в котором люди «не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики и как лучше работать…., и что лучше поддерживать…».

Социальное консультирование проводится с целью оказания помощи лицам, которые нуждаются в этом, для их социализации, восстановления и оптимизации их функций в социуме. Социальное консультирование включает в себя следующие виды помощи: медико-социальная, социально-правовая, психолого-педагогическое и другие.

В решении вопросов граждан, которым необходима социальная поддержка, должен использоваться мультидисциплинарный подход. Консультирование в социальной практике происходит следующими методами:

.        Общее консультирование - проводится несколькими специалистами социальной службы;

.        Специальное консультирование - консультирование по направлению социальных работников;

.        Обучающее консультирование - консультирование сотрудников социальной службы с целью разъяснения новых программ и методов, которые направлены на улучшение качества социального обслуживания;

.        Договорное консультирование - консультирование по различным темам, необходимым клиенту социальной службы;

Консультант предоставляет информацию клиенту службы, которая является для гражданина своего рода катализатором, ускоряющим процессы реабилитации. В частности, информация может помочь мобилизовать ресурсы личности, станет средством, которое формирует мотивацию деятельности в социальном обществе.

Итог консультации зависит от налаженного контакта между специалистом и клиентом. Консультант должен вызвать к себе положительное отношение гражданина.

Работа консультанта может быть классифицирована по следующим признакам:

.        По организации:

Контактное - консультант и клиент встречаются, между ними устанавливается определенный контакт и происходит общение;

Дистанционное - консультант и клиент не встречаются, контакт и общение происходят посредством телефонной связи или сообщений. Консультация по телефону помогает гражданам, не выходя из дома, получить ответы на интересующие вопросы и необходимую информационную и психологическую поддержку.

Переписка как форма дистанционной консультации, является для некоторых клиентов наиболее удобной формой контакта в случае отсутствия в городе или районе, где проживает клиент, «телефона доверия», обычной телефонной связи или отсутствие телефона у самого клиента. Такая форма называется скриботерапия.

.        По форме: групповая и индивидуальная форма консультации;

.        По содержанию: программное и конкретное. Конкретное консультирование осуществимо в случаях, когда речь заходит о проблеме индивида или семьи. Программное консультирование является двусторонним процессом, где участниками становятся консультант и организация. Специалист с помощью передачи информации и работы с данной организацией помогает решить некоторые значимые вопросы деятельности учреждения. Разновидностью программного консультирования является обращение особого внимания на организационные вопросы.

.        Совокупность программного и конкретного консультирования;

.        Супервизорство - оказание психологической помощи специалистам социальной сферы.

Консультация как вид помощи предполагает формирование специальных советов и рекомендаций по обеспечению клиентом собственной эффективной жизнедеятельности.

Консультирование имеет огромные возможности в плане воздействия на граждан, которые нуждаются в поддержке органов социальной службы.

Для оказания надомной помощи создаются специальные группы помощи на дому. Это могут быть специальные структурные подразделения домов-интернатов, центров обслуживания пенсионеров или самостоятельные организации, которые подчинены в своей деятельности городскому отделению труда и социальной помощи.

Социальное обслуживание на дому предоставляется одиноким гражданам и гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, а также гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому либо об отказе в социальном обслуживании на дому принимается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) заявителя (далее - уполномоченный орган) в течение 5 рабочих дней с подачи заявления. Основанием для отказа в предоставлении социального обслуживания на дому является наличие медицинских противопоказаний, предусмотренных федеральным законодательством для предоставления данного вида обслуживания.

В первоочередном порядке социальное обслуживание на дому предоставляется одиноким гражданам, имеющим 1 группу инвалидности, одиноким супружеским парам граждан, имеющих 1 группу инвалидности, одиноким пожилым людям старше 80 лет, а также гражданам, нуждающимся в стационарном социальном обслуживании, до определения их в соответствующие организации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, принимаемые на социальное обслуживание на дому, должны быть ознакомлены с перечнем и содержанием предоставляемых им социальных услуг, условиями и правилами их предоставления, а также правилами поведения граждан при социальном обслуживании на дому.

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется посредством предоставления установленных стандартом различных видов социальных услуг, указанных в индивидуальной программе, разработанной уполномоченным органом.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, социальное обслуживание на дому предоставляется временно на период отсутствия объективной возможности осуществления ухода за ними членами семьи (командировка, лечение в лечебно-профилактических учреждениях, период временной нетрудоспособности, временное отсутствие по постоянному месту жительства в связи с отпуском, обучением), но не более чем на 6 месяцев.

Предоставление социальных услуг осуществляется на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты предоставления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Решение о зачислении на социальное обслуживание на дому оформляется распорядительным документом поставщика социальных услуг.

Социальные услуги в объемах, определяемых установленными стандартами, предоставляются гражданам на дому бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Плата за обслуживание на дому взимается с клиента с учетом перечня и объема предоставляемых социальных услуг, величины среднедушевого дохода обслуживаемого гражданина.

Дополнительные услуги сверх объемов, определяемых государственными стандартами социального обслуживания, оказываются гражданам на условиях полной оплаты.

Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается поставщиком социальных услуг на основании представленных заявителем (представителем заявителя) сведений о составе семьи, доходах членов семьи и (или) одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности, и иных сведений, обуславливающих потребность в предоставлении социальных услуг, указанных в заявлении о предоставлении социальных услуг.

Для получения социального обслуживания на дому граждане (далее - заявители) одновременно с заявлением предъявляют в уполномоченный орган следующие документы:

а) копию паспорта заявителя (страниц, содержащих информацию о личности заявителя, отметки о его регистрации по месту жительства, сведения о регистрации и расторжении брака, несовершеннолетних детях);

б) заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому.

Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) и размер взимаемой с граждан платы за социальные услуги пересматриваются поставщиком социальных услуг при изменении доходов граждан пожилого возраста и инвалидов, среднедушевого дохода семей, прожиточного минимума, установленного в области, но не реже двух раз в год.

При наличии у гражданина пожилого возраста и инвалида родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством их содержать, руководитель поставщика социальных услуг в случае их согласия заключает трехсторонний договор на оказание социальных услуг на дому, предусматривающий оплату социальных услуг родственниками этих граждан в соответствии с утвержденными тарифами.

Надомное обслуживание производится по решению руководителя органа социальной защиты на следующих основаниях:

Личное заявление гражданина;

Медицинское заключение о необходимости данного обслуживания;

Заключения по исследованию материально-бытовых условий (приложение 1, 2, 3, 4, 5).

Снимают с такого обслуживания по личному заявлению гражданина или в случае, если он помещается в интернат, а также при наличии грубых нарушений договора, как со стороны гражданина, так и со стороны службы.

Таким образом, сущность социальных услуг имеет место быть в союзе зафиксированных экономических и правовых гарантий, которые обеспечивают следование главным социальным правам граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни. Социальные услуги, которые предоставляются населению является не чем иным, как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, a также оказанию социально-медицинских, социально-бытовых, материальной помощи, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и проведению социальной реабилитации и адаптации граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Отсюда следует, что общественно-социальное значение видов социальных услуг является неоспоримо высоким.

Роль социальных услуг состоит в обеспечении нуждающихся лиц соответствующими социальными благами, которыми удовлетворяются социальные потребности как отдельно взятых социально уязвимых групп населения (инвалидов, пожилых людей, детей-сирот), так и населения страны в целом. Поскольку социальные услуги рассчитаны на достаточно широкий круг субъектов - получателей социальных услуг, при этом не принимаются во внимание возраст, положение в обществе, участие в формировании источников финансирования социальных мероприятий, правовая связь лица с государством и другие факторы, при этом главной, необходимым условием получения социальных услуг является наличие неблагоприятных жизненных обстоятельств в лица.

2.3 Проблемы и пути реформирования системы социальных услуг для населения в России

Развитием социальных услуг в современном российском обществе занимается социальный институт, который называется системой социального обслуживания. В нашей стране на начало 90-х гг. XX в. приходится её развитие, когда в процессе социально-экономических реформ большинство людей оказывается за чертой бедности и даже на грани выживания.

До настоящего времени в России не состоялось формирования довольно четких подходов для реформирования сложившейся системы социальной защиты, отличительной чертой которых является очень слабо обозначенные общественные институты и необыкновенно высочайшая патерналистская роль страны. Социальная защита населения РФ в течение последних лет ориентировалась на адресное оперативное решение самых кризисных, острых, жизненных проблем отдельных категорий людей на заявительной основе. Данный путь на определенном рубеже был более реальным для практического решения задач в данной сфере и представлялся успешным. Но время продемонстрировало, что такой подход не дает долговременного результата, потому что не нацелен на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом, на профилактику повторений кризисных ситуаций.

Происходящие в стране реформы, которые направлены на упорядочение всех сфер жизни, требуют перемен в социальной сфере, так же создания высокоэффективной, направленной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая обязана гарантировать комплексною многоплановою помощь человеку в решении разных, вызывающих потребность социальной защиты проблем в течении всей его жизни - начиная с периода вынашивания матерью малыша и заканчивая достойным погребением человека. В связи с этим социальную защиту надлежит рассматривать как защиту от социальных рисков утраты или же ограничения социального благополучия человека и финансовой самодостаточности.

Значительным понижением компенсаторных способностей социальной сферы характеризуется современное российское общество. Это обстоятельство требует от системы социального обслуживания решения новейших задач, основной сутью которых считается не совсем только отход от основ патерналистской идеологии в отношении всевозможных категорий населения, но и дифференцированное воздействие при помощи либеральных идей на динамичных и приспособленных к рынку людей, которые ведут активный образ жизни.

Одним из главнейших направлений социальной политики становится социальное обслуживание населения в России. Социальное обслуживание связано, прежде всего, с работой органов управления социальной защиты и надлежащих социальных служб, направленной на осуществление социальной поддержки, предоставление социальных услуг и адаптации людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Как вид специфичной социальной деятельности социальное обслуживание считается труднейшей системой с различными и бессчетными по принципу взаимосвязями и взаимоотношениями между отдельными её составляющими, блоками и частями, со своеобразными функциями, которые являются свойственными лишь ей.

Взаимосвязи между составляющими данной формирующейся в РФ системы характеризуются внутренней организацией, определённым порядком, тенденцией на исполнение функций по оказанию услуг, также функций социальной адаптации, социальной реабилитации и ресоциализации, которые определёны законодательством.

С нашей точки зрения в научной литературе мало актуализированы нюансы системного подхода, раскрывающие обусловленность действий институционализации социального обслуживания, субъективные и объективные моменты его развития, также методологические неточности в схеме: «социальная защита - социальное обслуживание - социальные услуги». Социальное обслуживание может стать социальным институтом в обществе только после этого, когда любой человек сможет удовлетворить собственные потребности в социальных услугах.

Сегодня организация социального обслуживания населения осуществляется в ситуации, когда изменяется структура спроса на социальные услуги, всё наиболее нужными становятся их дорогостоящие виды. Непрерывно складываются группы населения, которые готовы оплачивать дополнительные виды социальных услуг.

Становление социального обслуживания населения, удовлетворяющее и в перспективе опережающее социальную потребность в данных услугах, вероятно только при осуществлении групповых мер научно-технического, институционального и ресурсного характера, обеспечивающих увеличение качества и доступности социальных услуг по адаптации этой категории населения к новым условиям жизнедеятельности.

Перечень целесообразных мер по улучшению системы социальных услуг для населения в РФ:

разграничить персональный уход, сервисные услуги и мероприятия по реабилитации получателей социальных услуг в целях высвобождения и перераспределения в выгоду наиболее нуждающихся клиентов потенциала работников социальных служб, появления негосударственных поставщиков сервисных и прочих услуг;

организовать разработку системы персональной оценки нуждаемости в социальных услугах исходя из степени нуждаемости (всего восемь-десять степеней), характеризуемой с учётом функционального состояния гражданина и социальных показаний, которой станет соответствовать определённый список социальных услуг (паспорт социальных услуг);

активнее внедрять действенные социальные технологии (участковый, бригадный методы обслуживания на дому, создание отделений социального обслуживания на дому для людей с пониженным уровнем слуха, мобильная социальная помощь гражданам);

становление специальных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, предоставляющие услуги по уходу за инвалидами и тяжелобольными пожилыми людьми (патронажные службы).

помощь семье в обеспечении ухода за неизлечимо больными умирающими родственниками и социально-психологическая поддержка в переживании утраты;

сохранение социально и персонально приемлемого качества жизни на протяжении терминального периода жизни пожилого пациента;

удовлетворение острой необходимости в оказании услуг по паллиативному уходу;

экономия трудового потенциала в связи с выборочным высвобождением родственников, иных членов семьи от исполнения прямых обязанностей по долгому уходу за неизлечимо больными и умирающими родственниками;

высвобождение больничных коек, долго занимаемых лицами указанной группы;

понижение социальной напряжённости в связи с острыми трудностями умирающих людей и их членов семьи.

Следовательно, начавшееся на этапе XX-XXI вв. развитие системы социального обслуживания в РФ идёт эволюционным путём. В наше время система социальных услуг выступает в виде работы социального института, который создан для социальной реабилитации и адаптации лиц старшего поколения, семей «групп риска», инвалидов и так далее.

Процесс становления системы социального обслуживания считается переходным, промежуточным, данное отражается, с одной стороны, в поползновениях представления социального обслуживания как части социального обеспечения, с иной - как части социального сервиса, с третьей как агента социальных перемен, имеющего отношение к классическим секторам социальной сферы.

Заключение

На данном этапе времени организация социальной работы проходит стадию формирования и институционализации в России. Несмотря на разнообразие подходов к организации социальной работы, обсуждение теоретических оснований различных типов социальной работы идет, главным образом, от практики исследования самых фактических проблем социальной защиты и социального обеспечения населения. Сегодня социальная работа включает и социальную защиту и социальную помощь, которые зависят от реальных трудностей в деятельности человека, группы или сообщества.

Профессиональная социальная работа связана с деятельностью услуг и учреждениями социальной защиты населения. Социальная сфера действует как объект социальной работы как область жизнеобеспечения общества, в котором понята социальная политика государства, направленного на удовлетворение срочных необходимостей населения.

Несомненно, социальная работа не может быть выполнена без территориального опыта, поэтому в каждом муниципалитете, направления в реализации общих задач определены. Социальная защита и социальное обеспечение населения как ведущие субъекты социальной работы на муниципальном уровне, конечно, способствуют реализации целей, определенных в пределах федеральных и региональных особенностей принятия во внимание социальной политики конкретных территорий.

Сегодня возможно ассигновать высокий потенциал региональных и муниципальных механизмов социально-экономической политики, способной, чтобы влиять на инновационное управление. Уровень инноваций области и конкретной территории сформирован в результате взаимодействия многих факторов, среди которых социальная работа как общественное явление и профессиональная деятельность занимает ведущие позиции.

Очевидно, что в условиях дифференцирования российских областей и особенностей принятия во внимание социального уровня развития определенных территорий новые возможности для формирования и развития системы социальной защиты населения открываются. Социальная сфера - ключевой объект контроля от муниципальных властей поскольку в этой сфере узлы основной проблемы, определяющие, в первую очередь, проблемную область и соответствующие направления муниципальных органов, в которых сконцентрированы уровень и качество социальной жизни; национальное образование; здравоохранение; проведение законов в жизнь, государственная безопасность и предотвращение нарушений; культурная политика. Через муниципальную социальную политику поняты и собственные полномочия местного органа власти и государственные власти, делегированные к муниципальному уровню в социальной сфере.

На территориальном уровне муниципальные программы и ведомственные целевые программы поняты, и адресная социальная помощь - одно из главных направлений в деятельности властей социального обеспечения в последние годы. Конечно, возможно сказать, что с одной стороны внедрение бюджетных целевых программ оказывает государственную поддержку и создание благоприятных условий для сложного развития и деятельности граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации, развитии и оптимизации сети государственных учреждений сегодня. Анализ современной ситуации в сфере социальной защиты свидетельствует о дефекте существующей системы социальной защиты населения на территориальном уровне. Так, на данный момент в Российской Федерации есть не разработанные административные механизмы социальной защиты тех категорий граждан, которым действительно нужна такая поддержка.

Необходимо продолжить дальнейшее совершенствование системы исполнительных властей и местного органа власти в сфере социальной защиты населения, развить и ввести системы оценки эффективности муниципального управления. Дальнейшая работа в следующих направлениях необходима: чтобы перейти на основе программно-целевого метода к перспективному планированию развития услуг в системе социального обеспечения, чтобы оптимизировать существующую систему с учетом принятия во внимание потребностей населения, создать списки получателей социального обеспечения; развить критерии оценки потребностей населения в социальном обеспечении, фиксировав их в законодательном порядке, создать социальный инспекцию за осуществляющим контроля над качеством предоставленных социальных услуг; создать на основе учреждений социального обеспечения опорно-экспериментальные платформы для отработки инновационных технологий предоставления социальных услуг; расширить новые модели социального обеспечения и инновационных технологий социального обеспечения, принимающего во внимание российскую и иностранную практику (услуги мобильной связи, службы сопровождения для инвалидов, санатории на дому, «тревожная кнопка» и т.д.).

Расширение социального обеспечения, принимающего во внимание требования населения, увеличение их качества и эффективности, несомненно, будет способствовать созданию многоцелевой системы социальной защиты различных категорий населения города, и таким образом соответствовать стандартам мирового сообщества. Только при комплексном подходе в муниципальном управлении возможно увеличение его эффективности, качестве предоставленных услуг и надежности эксплуатации муниципального устройства в современных условиях.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: «Омега - Л», 2011.

2.      Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 6. - Ст. 640.

.        Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013, №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // «Российская газета» от 30.12.2013, № 6271.

.        Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в ред. от 19 декабря 2005 г.) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 168; 2005. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5576.

.        Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 5. - Ст. 3607.

.        Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2005 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563; 2006. - № 1. - Ст. 10.

.        Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.

.        Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ ( вред. от 8 мая 2006 г.) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19. - Ст. 2062.

.        Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. от 17 апреля 2002 г.) «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 4798.

.        Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 (в ред. от 17 апреля 2002 г.) «О Порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 4345.

.        Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.).

12.   Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ от 4 декабря 2014 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

13.    Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

.        Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962).

.        Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982). Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №321 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

.        Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. №328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». Источник?

.        Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». Источник?

.        Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Источник?

19.   Приказ Минтруда РФ от 23 января 2002 г. № 11 «Об утверждении Положения «О Порядке оказания материальной помощи малоимущим гражданам Российской Федерации, обратившимся на личный прием в Министерство труда и социального развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. -Ст. 2002.

20.    Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 декабря.

21.   Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Источник?

.       Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 N 2719-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Василенко Людмилы Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 124, 247 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации". Источник

23.    Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2013 г. по делу № А42-2452/2012 // Архив Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. 2013.

24.   Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Справ.правовая система «КонсультантПлюс». Источник

25.    Постановление Правительства Новосибирской области от 23 апреля 2013 г. № 180-п «Об установлении Порядка назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Источник

Научная литература

.       Агапов Е.П. Теория социальной работы. Учебное пособие: Дашков К, 2010.

2.      Амелина А.Н. Российское социальное право. - М.:Юридическая литература, 2009.

3.     Барков А. В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования: Автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. М., 2008. 60 с.

.       Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 949 с.

5.      Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие: Дашков и К, 2007.

.        Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. М., 2002.

.        Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

.        Миронова Т.К. Социальная защита в России (правовые вопросы). МонографияТ.К. Миронова. - М.: Смарт, 2009.

.        Семенова А.Н. Социальное право РФ. - М.: Юридическая литература, 2009.

.        Смирнова А.Н. Исследование социальных основ современного государства. - М.: Олма-пресс, 2007.

.        Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебник. - М.: Юрайт, 2011.

.        Терехова Ю.К. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2006.

.        Ткаченко В.С. Организационно-административная работа в системе социальных служб: Дашков и К, 2009.

.        Тучкова Э.Г Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. М.: Теис, 2004.

.        Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для вузов. - 4-ое изд.: Академический проект, Гаудеамус, 2009.

.        Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Дашков и К, 2009.

.        Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М., 2006.

Приложения

Приложение 1

Приложения 2

Приложение 3

Приложение 4

Есть ли проблемы или напряженная обстановка в семье? да/нет

III. Условия проживания


. Определение способности самостоятельного передвижения

п/п

Виды повседневной деятельности

Оценка

1

Внутри помещения

Может самостоятельно

частично может

Самостоятельно не может

2

При входе в дом и выходе из дома




3

Спуск, подъем по лестнице




4

С помощью лифта




5

Вне помещения




6

На личном транспорте





Приложение 5

Блок-схема предоставления государственной услуги «Зачисление на социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов»


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!