Транстихоокеанское партнерство и многосторонняя торговая система

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    186,32 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Транстихоокеанское партнерство и многосторонняя торговая система















Контрольная работа

Транстихоокеанское партнерство и многосторонняя торговая система

Содержание

1. Основное содержание Соглашения о ТТП

. Вероятность коллизии норм ВТО и ТТП

. Возможные последствия для многостороннего регулирования торговли

Литература

1. Основное содержание Соглашения о ТТП

Заключённое между 12 странами Соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве представляет собой весьма объёмный и сложный по содержанию документ - 6370 страниц, включая приложения, таблицы, дополнения и пояснения. Многие параграфы содержат отсылку к приложениям, которые, в свою очередь, отсылают к цифрам таможенной классификации. Всего Соглашение насчитывает 30 глав, которые разбиты на разделы, статьи и приложения.

В преамбуле стороны Соглашения заявляют, что Транстихоокеанское партнёрство учреждено в соответствии с правами и обязанностями, которые вытекают из Марракешского соглашения об учреждении Всемирной Торговой Организации. Первый пункт преамбулы указывает на основную цель учреждения ТТП: создать всеобъемлющее региональное соглашение, способствующее экономической интеграции, направленное на либерализацию торговли и инвестиций, обеспечения экономического роста и социальной выгоды, создание новых возможностей для работников и предприятий, повышение уровня жизни, привнесение пользы потребителям, сокращение бедности и содействие устойчивому росту. Согласно преамбуле стороны будут осуществлять:

)        Содействие развитию малых и средний предприятий, повышению конкурентоспособности отечественных компаний на мировом рынке путём развития и укрепления региональных цепочек поставок;

)        Создание предсказуемой, понятной правовой и коммерческой базы для торговли и инвестиций;

)        Содействие региональной торговле путём повышения эффективности и прозрачности таможенных структур;

)        Внедрение высоких стандартов защиты окружающей среды, обеспечение соблюдения трудовых прав, улучшение условий труда и повышение уровня жизни, укрепление сотрудничества сторон по вопросам труда;

)        Стремление к прозрачности и верховенству закона, а также ликвидация взяточничества и коррупции в сфере торговли и инвестиций.

Также стороны указывают на то, что принимают к вниманию различия в уровнях развития и разнообразие экономик стран-участниц. Тем самым подразумевается необходимость переходного периода для развивающихся стран-участниц. Помимо этого, стороны Соглашения утверждают, что «государственные предприятия могут играть законную роль в отличных друг от друга экономиках стран-членов Соглашения», признавая при этом, что предоставление несправедливых преимуществ для государственных предприятий подрывает справедливую и открытую торговлю. В конце преамбулы, стороны заявляют, что готовы расширить Партнёрство в целях укрепления региональной интеграции. Иными словами, ТТП открыто для присоединения других государств.

Таким образом, уже преамбула намекает на ключевую особенность Соглашения - ориентация на формирования институциональной однородности экономик всех стран-членов ТТП. Соглашение охватывает различные сферы деятельности: инвестиции, правительственные закупки, конкуренция, деятельность монополий и государственных корпораций, защита прав интеллектуальной собственности, трудовых прав, охрана окружающей среды. Формирование идентичных институциональных стандартов в этих областях должно привести к созданию среды без каких-либо барьеров, препятствующих ведению бизнеса на территории стран-участниц Партнёрства.

Глава 1 содержит основные определения, используемые в Соглашении, а также закрепляет «отношение к другим соглашениям». Об этом подробнее будет сказано в следующем параграфе.

В главе 2 «Национальный режим и доступ товаров на рынок» закрепляются положения о таможенных пошлинах. Страны-члены должны постепенно снижать пошлины, и ни одна сторона не должна повышать или вводить новые таможенные пошлины (за исключением случаев, предусмотренных в Соглашении). Соглашение устанавливает два Графика снижения тарифов: общий и индивидуальный. Общий График распространяется на все страны и практически все товарные позиции, снижение пошлин прописано в Приложении 2-D (Ликвидация тарифов): для Соединённых Штатов максимальный срок либерализации на некоторые группы товаров достигает 35 лет, для Вьетнама 20 лет, срок Мексики, Малайзии и Перу составляет 16 лет, Канада - 12 лет, для Брунея срок либерализации составляет 11 лет, Чили предоставлен 8-летний срок, Новой Зеландии 7-летний, у Австралии - 4 года, а Сингапур ликвидирует пошлины с момента вступления Соглашения в силу.

Индивидуальный График касается чувствительных областей каждой страны. В соответствии с ним члены ТТП могут сохранять тарифы в течение определённого периода, прежде, чем снижать их, или сохранять тарифы до момента истечения срока их действия, или же снизить тарифы на определённый процент для конкретных товаров. При этом каждая страна-участница может ускорить снижение пошлин как в одностороннем порядке, так и в рамках соглашения с другим членом ТТП, но в таком случае об этом необходимо заранее уведомлять остальных членов. Наиболее интересный момент в этом разделе заключается в том, что после ускоренного снижения таможенной пошлины в одностороннем порядке, страна-участница может обратно поднять пошлину до уровня, соответствующего Графику. Таким образом членам ТТП предоставляется своего рода «пространство для манёвра», то есть участники могут снизить пошлины в ускоренном порядке, оценить последствия и, если либерализация покажется правительствам чрезмерной в текущих экономических условиях, вернуться к предыдущему уровню пошлины. Стоит отметить, что степень либерализации между двумя странами-членами ТТП будет также зависеть и от тарифов, содержащихся в преференциальных торговых соглашениях между этими странами. Например, Канада или Мексика могут применять тарифы, прописанные в соглашении НАФТА, если они ниже, чем в рамках ТТП. Таким образом, может сложится ситуация в которой канадский экспорт и экспорт из прочих стран-участниц столкнётся с разными тарифами США, даже если в рамках ТТП тарифы последнего одинаковы для всех стран.

В этой главе также заявляется о duty-free режиме на временный ввоз товаров на территория страны участницы ТТП, на товары повторно ввезённые после ремонта или модификации, на перепроизведённые товары, на различные коммерческие и рекламные образцы. Отдельное внимание уделяется «административным сборам и формальностям»: сборы и платежи любого характера, налагаемые на ввоз или вывоз ограничены в размере приблизительной стоимости оказанных услуг и не должны являться косвенной защитой отечественных товаров или налогообложением импорта или экспорта в фискальных целях.

Следующий раздел данной главы посвящён сельскому хозяйству. Во втором параграфе статьи 2.23 говорится, что ни одна сторона не может принимать или сохранять экспортные субсидии на продукцию, предназначенную для рынков стран-членов ТТП. Вместе с тем, страны ТТП сохраняют защитные меры в отношении некоторых видов аграрной продукции, импортируемой из других стран Партнёрства. Однако это временные меры, они подлежат ликвидации по прошествии определённого срока, который указан в Приложении 2-D. К примеру, Штаты вправе применять защитные меры в отношении импорта сухого молока из Австралии и Новой Зеландии в течение 25-ти лет со дня вступления Соглашения в силу. Отдельно оговаривается, что в целях продовольственной безопасности страны-участница ТТП могут вводить ограничение или запрет экспорта. В этом случае, сторона, которая вводит запрет или ограничение экспорта должна уведомить остальных участников Соглашение за 30 дней до введения подобных мер.

Особое внимание стоит уделить Приложению 2-А «Национальный режим и ограничения экспорта и импорта», которое содержит информацию об изъятиях из национального режима для каждой страны. Другими словами это исключения из статей 2.3 «Национальный режим» и 2.11 «Ограничения экспорта и импорта». Канаде удалось добиться исключений в таких областях как экспорт древесины всех видов, экспорт переработанной рыбы, акцизы на чистый спирт, использование судов в прибрежной торговле, внутренняя продажа и дистрибуция вина, а также крепких спиртных напитков. Соединённые Штаты тоже сохраняют контроль над экспортом древесины всех типов, а Чили добилась особого режима регулирования импорта поддержанных автомобилей. Для Перу статьи 2.3 и 2.11 не распространяются на импорт поддержанной одежды и обуви, поддержанных автомобилей, автомобильных двигателей, шин и запчастей. Вьетнам сохраняет за собой право на запрет импорта машин с правым рулём, включая те, которые изначально были произведены с левым рулём, но затем были переделаны на правый руль. Исключение составляет техника, использующаяся в небольших областях: краны, мусоровозы, экскаваторы, дорожно-уборочные машин, дорожно-строительная транспортная техника и т.д. Запрет импорта также распространяется на поддержанную одежду, обувь, поддержанную бытовую технику. Мексика добилась права вводить запрет или ограничения на импорт бензина и дизельного топлива, в соответствии со своим законодательством, но лишь до 1 января 2019 года.

Обязательной частью любого преференциального таможенного соглашения является определение правил происхождения товаров. Это прежде всего связано с предотвращением уклонения от уплаты таможенной пошлины не-членами зоны свободной торговли. Такое может возникнуть, если третья страна ввозит товар на рынок США, к примеру, через Вьетнам или любую другую страну-участницу ТТП. Третья глава как раз посвящена этим правилам. В ней подробно расписаны общие критерии, по которым определяется происхождение товаров. Более детально для каждого товара всё расписано в Приложении 3-D «Правила происхождения для конкретных товаров». Подробно расписано из чего складывается стоимость материалов, используемых для производства, а также внесение дополнительных корректировок в стоимость материалов. Поскольку Соглашение нацелено на повышение эффективности функционирования глобальных производственных цепочек в рамках ТТП, то особое внимание уделяется вопросу регионального содержания добавленной стоимость. В статье 3.5 расписаны формулы по которым рассчитывается региональное содержание добавленной стоимости для определения преференциального происхождения товара:

) Метод «сфокусированной» добавленной стоимости (Focused Value Method) - основывается на вычитании стоимости не-преференциальных материалов, которые используются в производстве и перечислены в Приложении 3-D «Правила происхождения для конкретных товаров»:


) Метод «сокращения» добавленной стоимости (Build-down Method) - основывается на вычитании стоимости не-преференциальных материалов:


) Метод «создания» добавленной стоимости (Build-up Method) - основывается на стоимости преференциальных материалов:


)        Метод чистых издержек (Net Cost Method) - только для автомобильных товаров:


Условные обозначения:- regional value content of a good - региональное содержание добавленной стоимости.

Value of the Good - стоимость товара.

FVNM - focused value of non-originating materials - стоимость не-преференциальных материалов, включая материалы неопределённого происхождения, перечисленные в Приложении 3-D «Правила происхождения для конкретных товаров» и используемые в производстве.- value of non-originating materials - стоимость не-преференциальных материалов, которые были использованы при производстве товара.- value of originating materials - стоимость преференциальных материалов, которые были использованы при производстве товара на территории одной или нескольких стран-участниц ТТП.- net costs - чистые издержки, определённые в соответствии со статьёй 3.9, то есть общие издержки минус издержки на стимулирование продаж, маркетинг, доставку и упаковку, послепродажное обслуживание товаров и выплаты роялти.

При этом в Соглашении подчёркивается применение «принципа кумуляции». Заключается он в одинаковом преференциальном отношении к материалам, произведённых в любой стране-участнице ТТП.

Глава «Текстиль и одежда» определяет какие виды текстильной продукции подлежат беспошлинному ввозу на территорию стран-членов ТТП. Прежде всего текстильная продукция должна состоять из компонентов, произведённых на территории ТТП. Правила происхождения по отдельным видам продукции содержаться в Приложении 4-А.

Также в этой главе Соглашения прописаны так называемые «чрезвычайные меры». Страна-импортёр вправе применить чрезвычайные меры, если ввоз текстильной продукция происходит в таких больших количествах, что наносится ущерб отечественным производителям идентичной или конкурирующей продукции. Чрезвычайные меры вводятся в форме таможенной пошлины, ставка которой определяется в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования. В отношении чрезвычайных мер существуют следующие ограничения: меры вводятся на срок, не превышающий двух лет с возможным продлением на дополнительные два года, и чрезвычайные меры не могут быть использованы против одной и той же продукции одной и той же страны более одного раза. Интересный момент в этой статье заключается в том, что после применения чрезвычайных мер, страна-импортёр должна предоставить стране-экспортёру согласованную «компенсацию в форме уступки», которая имела бы такой же торговый эффект. Если же стороны не смогут договорится в течение 60 дней, то страна-экспортёр может в свою очередь применить тарифы в отношении той же самой продукции, при условии, что торговые эффект будут точно такими же.

Что касается санитарных и фитосанитарных мер, то страны-члены ТТП признают их деструктивный эффект на торговлю, однако разработка и применение новых мер не запрещается. Если государство-член вводит новые санитарные и фитосанитарные меры, то оно обязано предоставить остальным участникам ТТП описание этих мер, но не позднее 60 дней с момента принятия. В основном данная глава закрепляет сотрудничество участников Партнёрства в форме обмена информацией, взаимного консультирования, оказания технического содействия. В главе подчёркивается необходимость проведения аудита продовольственной безопасности, а также возможность применять «чрезвычайные меры» в целях защиты здоровья и жизни людей, животных и растений. Однако в этом случае необходимо предоставить научное обоснование применения подобных мер.

Важным аспектом стимулирования торговли является то, что стороны Соглашения руководствуются принципом эквивалентности санитарных и фитосанитарных мер, который определяется в соответствии с инструкцией Комитета ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам.

Восьмая глава посвящена техническим барьерам в торговле. Под техническими барьерами в торговой политике понимаются нетарифные ограничения в соответствии с классификацией Всемирной Торговой Организации. Это могут быть различные требования по упаковке товаров, промышленные стандарты, нормы здравоохранения, требования маркировки и т.д. Члены ТТП могут устанавливать технические барьеры в соответствии с нормами и правилами ВТО, Соглашением о ТТП и прочими международными стандартами. Объёмная статья 8.7 посвящена принципу прозрачности, который играет важную роль в применении технических барьеров. Суть принципа заключается в том, что каждая страна-участница Партнёрства должна публиковать информацию о введении новых технических барьеров, предложений по изменению действующих барьеров, уведомлять членов ВТО о новых мерах. Страна-член ТТП должна позволять физическим и юридическим лицам прочих членов Соглашения принимать участие в разработке новых технических барьеров в соответствии с национальным режимом. Другими словами физическим и юридическим лицам прочих членов ТТП предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным физическим и юридическим лицам. При публикации предложения о новых технических барьеров, страна-участница должна предоставлять письменное объяснение каких целей и каким образом новые барьеры помогут достичь. В течение 60 дней со дня публикации предложения остальные заинтересованные стороны должны предоставить свои комментарии. Данная глава имеет отдельные Приложения, посвящённые техническим барьерам в различных товарных группах: вино и спиртосодержащие напитки, фармацевтика, косметика, медицинское оборудование и ИТ продукция. При разработке правил в отношении косметики, фармацевтической продукции и медицинского оборудования стороны должны учитывать релевантные научные исследования. В приложении о вине и спиртосодержащих напитках в целях защиты потребителей в Соглашении закрепляется определение понятий «вино» и «спиртосодержащие напитки». Приложение об ИТ продукции охватывает продукты, содержащие криптографию и содействующие электромагнитной совместимости ИТ оборудования. Членам ТТП запрещается разглашать конфиденциальную информацию в целях соблюдения технических регламентов.

Глава 9 посвящена одной из самых интересных тем Соглашения о ТТП - инвестициям. Инвесторам стран-участниц Партнёрства, а также их инвестициям гарантируется национальный режим (в соответствии с определением термина «национальный режим»), режим недискриминации, полной защиты и безопасности. Странам, которые не являются участницами ТТП, гарантируется режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Изъятия из РНБ и национального режима распространяются на государственные закупки, гарантии, субсидии, гранты и государственное страхование. Статья 9.7 запрещает членам ТТП проводить прямую или косвенную национализацию иностранных инвестиций. Однако присутствует исключение - национализация может быть произведена ради «общественной цели» (public purpose). Последняя определяется в соответствии с обычным международным правом или внутренними законами членов ТТП. В этом случае страна, проводящая национализацию, обязана без задержек выплатить адекватную компенсацию. Сумма компенсации должна соответствовать справедливой рыночной стоимости национализируемого имущества в конвертируемой валюте. В случае вооружённых столкновений или беспорядков, которые привели к конфискации или разрушению инвестиций, страна-реципиент обязана возместить убытки пострадавшей стороне. В статье 9.8 прописаны гарантии свободного перевода доходов от инвестиционной деятельности (банковские проценты, дивиденды, роялти, доходы от капиталовложения и др.) в страну, где находится материнская компания. Параграф 4 данной статьи закрепляет возможность ограничения переводов денежных средств в следующих случаях: банкротство, необходимость защиты прав кредиторов, выпуск ценных бумаг, фьючерсов, деривативов, опционов, а также в случаях решения финансовых органов о необходимости сохранения доходов или уголовного обвинения.

Обычно страны вводят требования к деятельности иностранных инвесторов в качестве условия допуска на свой рынок. К ним относятся необходимость использования какого-либо конкретного компонента в производстве, экспорт определённого процента товаров или услуг, передача технологий или производственного процесса, увязка объёма или стоимости экспорта (импорта) с объёмом или стоимостью инвестированных средств, требования иметь определённую структуру совета директоров, требования к национальной принадлежности членов совета директоров и др. Соглашение же запрещает введение подобных требований к иностранным инвесторам, и это, пожалуй, является одной из важнейших особенностей инвестиционного регулирования в рамках ТТП. Так называемые «эксплуатационные требования» (performance requirements) призваны защищать и поддерживать отечественных производителей, но в действительности они имеют негативный эффект. Эти требования увеличивают издержки инвесторов, тем самым «отталкивая» инвестиции, которые могли бы принести пользу отечественной экономике. Таким образом, ликвидация «эксплуатационных требований», вероятно, увеличит объём трансграничных инвестиций между членами ТТП, что будет содействовать вовлечению стран в глобальные цепочки поставок и развитию их экономик.

Помимо этого, в ТТП впервые создан механизм разрешения споров «инвестор-государство». Соглашение закрепляет, что иностранное юридическое лицо имеет право подать иск против принимающего государства, которое нарушает права инвесторов. Причём иск можно подавать не только в международный арбитраж или государственный суд, но и в суды, состоящие из профессиональных юристов и представителей бизнеса, так называемые «суды ad hoc».

Соглашение предусматривает и «мирный» порядок разрешения споров между инвестором и принимающем государством, который должен проходить в форме консультаций и переговоров. Первым шагом является подача заявления истцом о проведении консультации. На переговоры отводится 6 месяцев со дня получения ответчиком заявления истца. Если же в течение данного периода сторонам не удалось достичь договорённости, то дело выводится из-под юрисдикции принимающей страны - стороны обращаются в соответствующий международный судебный орган, например, в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Похожие положения касаются и финансовых услуг. Они регулируются двумя режимами - РНБ и национальным режимом. Не допускается введение каких-либо ограничений на деятельность финансовых институтов (их количество, общая стоимость финансовых транзакций и т.д.) Каждая страна-участница ТТП должна разрешать финансовому институту другой страны-участницы ТТП предоставлять любую новую финансовую услугу, которую она позволила бы предоставить отечественному финансовому институту.

Отдельная глава посвящена трансграничной торговле услугами. Соглашение устанавливает два режима по торговле услугами - национальный режим и РНБ. Ликвидируются барьеры в форме введения ограничений на число занятых людей в секторе услуг, число поставщиков услуг, общую стоимость и количество сделок по услугам. Запрещается требовать от поставщиков услуг создание представительства на территории принимающего государства. Стороны Соглашения не должны препятствовать или ограничивать какие-либо платежи, связанные с трансграничной торговлей. Платежи должны проводится свободно, без задержек и в легко конвертируемой валюте. Перечисленные выше положения не используются в случае банкротства, требования финансовых регулирующих органов, возбуждении уголовного дела, а также при защите прав кредиторов, выпуске или торговле ценными бумагами и связанными с ними производными финансовыми инструментами.

Единственное исключение из указанных выше норм - это воздушно-транспортные услуги. Но с целью дальнейшей либерализации Соглашение позволяет сторонам заключать международные договоры в этой сфере.

Глава 12 посвящена временному пребыванию предпринимателей на территории члена ТТП. Нормы данной главы не распространяются на физических лиц, пребывающих на территории члена ТТП с целью получения занятости на постоянной основе, гражданства или статуса резидента. В остальных случаях стороны придерживаются программы АТЭС под названием Business travel card, цель которой заключается в повышении мобильности предпринимателей путём упрощённой и ускоренной процедуры выдачи виз. Согласно статье 12.4 (пункт 4) страна-участница ТТП может отказать в выдачи визы физическому лицу, в следующих случаях:

)        Если физическое лицо может оказать негативное влияние на процесс разрешения трудового спора.

)        Если физическое лицо имеет влияние на трудоустройство лица, вовлечённого в трудовой спор.

Особое внимание в Соглашении о ТТП уделяется государственным закупкам. Соглашение устанавливает главные принципы в отношении государственных закупок - режим недискриминации и национальный режим. Стороны Соглашения должны стремиться проводить тендер с использованием электронных средств для публикации информации о тендере, необходимой документации и для получения заявок. В общем, Соглашение обязывает стороны проводить госзакупки через открытый тендер, однако существует возможность проведения выборочного и ограниченного тендера. Государственная организация, которая проводит выборочный тендер, должна заранее опубликовать объявление о проведении закупок (со всеми общими требованиями, указанные в данной главе), опубликовать уведомление об ограниченном числе поставщиков, которые будут допущены к участию, а также критерии или обоснования для выбора ограниченного числа поставщиков. Ограниченный тендер может быть проведён только при определённых условиях: ни один поставщик не отправил запрос на участие, ни один поставщик не соответствует условиям, указанным в документации к тендеру, товар или услуга могут быть предоставлены лишь определённым поставщиком и прочее. Таким образом, если государственная структура хочет провести ограниченный тендер, то она должна предоставить доказательства, что данный тендер не проводится с целью избегания конкуренции между поставщиками для защиты отечественных компаний.

Согласно статье 15.12 государственной организации, проводящей тендер, запрещается указывать в документации технические спецификации, которые требуют наличия конкретной торговой марки, патента, авторских прав, дизайна или определённого происхождения.

Помимо государственных закупок Соглашение также регулирует деятельность государственных предприятий. В соответствии с главой 17, при осуществлении коммерческой деятельности государственные компании должны действовать исходя из коммерческих соображений. Под термином «коммерческие соображения» понимаются «цена, качество, транспортировка, доступность, конкурентоспособность и другие условия покупки или продажи; или прочие факторы, которые принимаются во внимание в коммерческой деятельности частных компаний». На товары и услуги государственных предприятий распространяются национальный режим и режим недискриминации. Соглашение также запрещает государствам и подконтрольным им структурам оказывать некоммерческую помощь государственным предприятиям, поскольку это приводит к неблагоприятным последствиям. Например, вытеснение идентичной продукции или услуг, импортируемых из стран-членов и не-членов ТТП, с рынка. Под «некоммерческой помощью» подразумевается выдача грантов, прощение долгов, выдача кредитов на более льготных условиях, чем для частных предприятий и т.д.

Отдельная статья данной главы посвящена так называемым «переходным мерам». Они заключаются в предоставлении развивающимся странам определённых преференций в области ценообразования в течение переходного периода, который определён для каждой развивающейся страны в Приложении к данной главе.

В главе «Конкурентная политика» прямо закрепляется, что каждая сторона Соглашения должна принимать законы о национальной конкуренции, запрещающее «неконкурентное поведение», с целью «повышения экономической эффективности и благосостояния потребителей». Основное требование - законы должны распространяться на всю коммерческую деятельность на территории страны-участницы ТТП. При этом стороны Соглашения признают необходимость сотрудничества в этой области (обмена информацией и опытом, проведения консультаций, а также помощь в применении данных законов) и повышении прозрачности законодательства. Данные законы должны учитывать принципы АТЭС об усилении конкуренции, принятые 13 сентября 1999 года в Окленде.

Важной частью Соглашения стало регулирование прав интеллектуальной собственности (ИС). Это самая объёмная глава Соглашения - насчитывает 61 страницу, не считая приложения. К интеллектуальной собственности относятся все категории, указанные в разделах 1 - 7 Части II соглашения ТРИПС, и всем категориям гарантируется национальный режим. В Соглашении говорится, что страны-участницы могут выбрать два пути защиты патентов на фармацевтическую продукцию: 8-летний период защиты патента или сочетание 5-летнего периода защиты с другими с другими мерами (например, нормативные процедуры или административные действия). Период защиты торговой марки составляет 10 лет. В данной главе подчёркивается важность сотрудничества, которое распространяется на специальные структуры, ответственные за выработку национальной и международной политики в области прав ИС, оказание технической поддержки развивающимся странам, за применение прав ИС в научной деятельности, за разработку регистрационных систем. Стороны Соглашения также отмечают необходимость повысить качество и эффективность патентных служб и упростить процедуры регистрации патентов. Отличительной чертой регулирования прав ИС в рамках Соглашения о ТТП является то, что похищение коммерческой тайны влечёт за собой уголовную ответственность. Помимо этого, Соглашение закрепляет, что на предприятия государственной собственности также распространяются правила защиты ИС. Таким образом, Соглашение о ТТП стало первым соглашением о зоне свободной торговли, в котором закрепляются два указанных выше положения.

В главе посвящённой защите трудовых прав определяется, что все страны-члены ТТП должны принять и поддерживать в своих законах основные трудовые права в соответствии с нормами Международной Организации Труда (свобода ассоциаций, ликвидация детского труда, дискриминации в области труда и всех форм принудительного труда). В трудовых кодексах стран-участниц должны быть зафиксированы минимальный размер оплаты труда, количество рабочий часов, а также нормы социального страхования. Также в соответствии с положениями данной главы, стороны обязаны разрешить деятельность независимых профсоюзов. Помимо этого, члены ТТП должны препятствовать импорту товаров, произведённых полностью или частично за счёт принудительного или детского труда. В рамках Соглашения США заключили двусторонние планы реализации трудовых норм с Вьетнамом, Брунеем и Малайзией. К примеру, Вьетнам обязан разрешить работникам создавать независимые профсоюзы, а также развивать государственные структуры, контролирующие соблюдение норм трудового законодательства. Будет создан специальный «механизм обзора» для обеспечения осуществления трудовых реформ. Если в течение пяти лет Вьетнам не выполнит своё обязательство предоставить право рабочим создавать профсоюзы, то Штаты имеют право приостановить или отказать Вьетнаму в снижении торговых тарифов. Малайзия обязана в полной мере реализовать принятые поправки к закону о «Борьбе против торговли людьми». Бруней должен активно проводить реформы в отношении профсоюзного движения, установить защиту от вмешательства в деятельность профсоюзов и т.д.

В отношении защиты окружающей среды, Соглашение определяет, что каждое государство-член ТТП имеет право развивать законодательство об охране окружающей среды, защищать экологию и национальные приоритеты в области охраны окружающей среды. Однако экологические законы не должны препятствовать торговле и инвестициям. Иными словами, не допускается использование законодательства об охране окружающей среды в качестве скрытой формы протекционизма. Стороны Соглашения признают необходимость защиты озонового слоя и значимость сотрудничества в развитии мер по защите озонового слоя. Также признаётся необходимость бороться с чрезмерным выловом рыбы, в связи с чем стороны обязаны отменить субсидии, которые способствуют этому. Если подобные программы субсидирования были приняты до момента вступления Соглашения в силу, то они должны быть отменены в течение трёх лет. Механизмы защиты окружающей среды формируются на базе добровольной отчётности, проведения консультаций, обмена информацией межгосударственного сотрудничества и сотрудничества государства и бизнеса, а также на основе рыночных стимулов.

Глава 28 определяет процедуру разрешения споров. Прежде всего жалующаяся страна-участница Соглашения о ТТП вправе выбрать любой форум для разрешения спора по вопросу, возникающему как в рамках Соглашения о ТТП, так и в рамках любого другого международного соглашения. Процедура же разрешения спора в рамках Транстихоокеанского партнёрства выглядит следующим образом. Одна из сторон направляет другой стороне письменный запрос на проведение консультации. Другая сторона должна предоставить ответ в течение семи дней с момента получения запроса. При этом любая третья сторона (являющаяся стороной Соглашения) может присоединиться к консультации посредством направления спорящим сторонам письменного уведомления, которое включает разъяснение проявленного интереса к предмету спора. Уведомление должно быть направлено в течение семи дней с момента отправки запроса на проведение консультации жалующейся стороной. Стороны должны начать консультацию в течение 15 дней, если спор касается скоропортящихся продовольственных товаров, или 30 дней во всех остальных случаях. Стороны также могут прибегнуть к услугам посредника для разрешения спора. Если стороны не решили проблему в течение 30 дней с даты получения запроса на проведение консультации (спор о скоропортящихся продуктах) или 60 дней (все остальные случаи), то сторона-инициатор спора может потребовать создать комиссию для разрешения спора. Комиссия формируется из трёх экспертов, которые являются экспертами в предмете спора и в сфере международной торговли. На изучение сути вопроса комиссии отводится 20 дней. Решения принимаются консенсусом, а если членам комиссии не удалось достичь консенсуса, то решение принимается большинством голосов. Комиссия должна предоставить предварительный доклад в течение 150 дней с момента назначения комиссии или в течение 120 дней в случае срочности. Если члены комиссия считают, что указанного периода будет недостаточно, то они могут запросить отсрочку, которая не должна превышать 30 дней. При этом в запросе на отсрочку должны быть представлены причины, по которым комиссии требуется дополнительное время. Предварительный доклад является конфиденциальным и предоставляется спорящим сторонам для того, чтобы они высказали свои замечания. После этого, в течение 30 дней с момента презентации предварительного доклада комиссия должна представляет окончательный доклад. В случае, если одна из спорящих сторон не согласна с результатами в окончательном докладе, то она имеет право обратиться к председателю комиссии с просьбой о передачи данного дела в суд. Сторона должна обратиться к председателю в течение 45 дней с даты публикации окончательного доклада. Если же стороны удовлетворены результатами окончательного доклада, то они обязаны официально опубликовать его в течение 15 дней.

Финальная глава Соглашения о ТТП определяет механизм вступления Соглашения в силу, процедуры принятия поправок, приёма новых членов, а также процедуру выхода из ТТП. Соглашение вступает в силу по прошествии 60 дней с момента ратификации Соглашения всеми странами-участницами. На процесс ратификации отводится два года с момента подписания Соглашения. Отдельно отмечается, что если не все страны-участницы ратифицируют Соглашение в течение двух лет, то оно всё же сможет вступить в силу при условии, что как минимум 6 исходных стран-подписантов, доля которых в 2013 году составляла как минимум 85% совокупного ВВП Партнёрства, ратифицируют Соглашение.

Любая страна, готовая соблюдать обязательства Соглашения, может присоединиться к Соглашению о Транстихоокеанском партнёрством. После подачи заявки на присоединение, будет создана рабочая группа для согласования условий вступления в ТТП.

Помимо вышеуказанных тем, Соглашение о ТПП содержит небольшие главы посвящённые различным сферам. В главе о таможенной администрации закрепляется таможенное сотрудничество членов ТТП и транспарентность таможенной деятельности. Глава «Средства защиты торговли» устанавливает, что члены ТТП могут вводить защитные меры, если импорт наносит урон той или иной отрасли, но затем необходимо будет компенсировать урон, нанесённой контрагенту. Глава «Телекоммуникация» закрепляет сотрудничество членов ТТП в области международного роуминга, также компаниям предоставляется свобода для инноваций, запрещается вводить запреты на технологии в целях защиты отечественных компаний. Глава «Электронная коммерция» запрещает накладывать таможенные пошлины на цифровые продукты (программное обеспечение, музыка, электронные книги и т.д.). Подчёркиваются обязательства стран-членов принимать и поддерживать законы о защите потребителей от мошенничества в Интернете, а также обязательства обеспечивать компании и потребителей свободным доступом к информации и свободой перемещать информацию. В главе «Конкуренция» определяются обязательства членов ТТП принимать законы о национальной конкуренции, которые предотвращали бы неконкурентное ведение бизнеса. Отдельные две главы «Сотрудничество и наращивание потенциала» и «Развитие» посвящены обязательствам стран-участниц по обеспечению устойчивого экономического роста. В главе «Конкурентоспособность и упрощение деловой практики» подчёркивается приверженность стран к развитию производственных цепочек и повышению конкурентоспособности предприятий, а глава «Малые и средние предприятия» уделяет особое внимание необходимости обеспечить малые и средние предприятия всей необходимой информацией о Соглашении, чтобы последние могли извлечь максимальные преимущества из новых норм и обязательств. Глава «Траспарентность и антикоррупция» содержит обязательства стран поддерживать кодексы поведения официальных лиц для содействия добросовестности, эффективно применять антикоррупционное законодательство. В главе прописаны меры, которым членам ТТП надлежит следовать: прозрачность государственных структур, обеспечение надлежащей процедуры отбора и подготовки кадров и т.д. Отдельные главы посвящены нормативной согласованности, административным и институциональным положениям. В соответствии с последними в рамках Партнёрства учреждается Комиссия по Транстихоокеанскому партнёрству, которая будет следить за надлежащим исполнением положений Соглашения.

Таким образом, содержание Соглашения позволяет сказать, что Транстихоокеанское партнёрство формирует широкомасштабную зону свободной торговли, которая будет охватывать множество сфер торгово-экономических отношений. При этом учитываются различия в уровнях экономического развития стран-участниц - в определённых случаях Соглашение устанавливает переходный период для развивающихся государств. Основное же внимание уделяется унификации стандартов и гармонизации законодательств в различных областях: трудовые прав, экология, деятельность государственных предприятий, государственные закупки и т.д. Всё это направленно на создание однородной институциональной среды в странах-участницах. Именно поэтому ТТП является преференциальным торговым соглашением нового качественного уровня.

. Вероятность коллизии норм ВТО и ТТП

транстихоокеанский партнерство торговый

Как видно из анализа содержания Соглашения, в разработке правил регулирования различных сфер экономических отношений и в области либерализации ТТП продвинулось дальше, чем ВТО. В ТТП нормы появляются там, где в ВТО их пока ещё нет. Это касается правил защиты трудовых отношений, защиты окружающей среды, электронной коммерции, телекоммуникаций, временного пребывания предпринимателей, борьбы с коррупцией. Некоторые же нормы ТТП гораздо более жёсткие, чем в ВТО. Сюда можно отнести правила происхождения товаров, жёсткое регулирование прав интеллектуальной собственности, государственные закупки, деятельность государственных предприятий, торговлю текстильной продукцией, трансграничную торговлю услугами. Плюс к этому в рамках ТТП будет осуществляться примерно треть мировой торговли, а на членов Партнёрства будет приходиться около 40% мирового ВВП. Всё это порождает множество вопросов о взаимодействии Всемирной торговой организации и Партнёрства. Некоторые скептики даже заявляют, что ТТП, а также другие крупные мегарегиональные союзы, находящиеся в процессе формирования (ТТИП и ВРЭП) могут «похоронить» ВТО.

Следует, однако, отметить, что ТТП учреждалось на основании прав и обязанностей, которые вытекают из Марркешского соглашения об учреждении ВТО, более того, - большинство глав Соглашения содержат отсылки к тем или иным нормам ВТО. Рассмотрим данный вопрос более детально. В статье 1.1 «Создание зоны свободной торговли» первой главы стороны заявляют: ТТП создаётся в соответствии со статьёй XXIV ГАТТ от 1994 года «Территориальное применение - Приграничная торговля - Таможенные союзы и зоны свободной̆ торговли» и со статьёй V ГАТС «Экономическая интеграция». Далее в статье 1.2 «Отношение к другим соглашениям» страны-участницы подчёркивают, что признают права и обязанности друг друга, обусловленные членством стран-участниц в прочих международных соглашениях, включая соглашение о ВТО. Если же член Партнёрства считает, что положения Соглашения о ТТП идут вразрез с положениями иного соглашения, заключённого с другим членом ТТП, то в соответствии с главой 28 «Урегулирование споров» стороны должны провести консультации и добиться обоюдовыгодного решения. В итоге, указанные выше статьи являются своего рода ответом на озабоченность международного сообщества по поводу «намеренного подрыва ВТО».

Статья 2.23 «Сельскохозяйственные экспортные субсидии» закрепляет: «Стороны разделяют цель многосторонней ликвидации экспортных субсидий для сельскохозяйственных товаров и должны работать вместе, чтобы достичь соглашения в рамках ВТО по устранению этих субсидий и предотвратить их повторное введение» . Правда тут стоит оговориться: на недавней 10-й Министерской конференции ВТО в Найроби, которая состоялась в декабре 2015 года, членам ВТО удалось наконец достичь соглашения об отмене сельскохозяйственных экспортных субсидий. Тем не менее статья 2.23 является своего рода показателем того, что участники ТТП намерены содействовать развитию ВТО. В статье 4.3 «Чрезвычайные меры» (глава «Текстиль и одежда) и статье 6.2 «Глобальные защитные меры» (глава «Средства защиты торговли») указывается, что содержание статей не должно быть истолковано как ограничение прав и обязанностей членов ТТП, вытекающих из Соглашения ВТО по специальным защитным мерам и статьи XIX «Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров» ГАТТ 1994 г. Кроме того, восьмой параграф статьи 4.43 определяет, что стороны не имеют права применять чрезвычайные меры в отношении текстильной продукции, которая является предметом защитной меры, применяемой членом ТТП во исполнение Соглашения ВТО по специальным защитным мерам. В отношении санитарных и фитосанитарных мер, членам ТТП следует принимать во внимание рекомендации Комитета ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам.

Глава «Технические барьеры» практически основана на Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле:

. Следующие положения Соглашения ТБТ включены и сделаны частью настоящего Соглашения, mutatis mutandis (с учётом соответствующих изменений):

(А) статьи 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12;

(Б) статьи 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9; а также

(С) Пункты D, E и F приложения 3».

Отдельный интерес представляет предпоследняя глава «Исключения». Любопытна же она тем, что в ней содержатся положения, подчёркивающее приверженность членов ТТП Всемирной Торговой Организации. Четвёртый параграф статьи 29.1 «Общие исключения»: «Ничто в настоящем Соглашении не должно толковаться как препятствие Стороне (Соглашения о ТТП) принятию мер, в том числе сохранение или увеличение таможенной пошлины, санкционированных Органом по разрешению споров ВТО…». Шестой параграф статьи 29.3 «Временные защитные меры»: «В случае торговли товарами, статья XII ГАТТ 1994 и положения, касающиеся платёжного баланса ГАТТ 1994 года включены и сделаны частью настоящего Соглашения, mutatis mutandis (с учётом соответствующих изменений)». Таким образом, перечисленные выше положения дают понять, что страны-учредители ТТП не ставили своей целью создать противовес Всемирной Торговой Организации.

Всемирная Торговая Организация создала универсальные правила и инструменты регулирования глобальной торговли, которые были приняты всеми государствами. Партнёрство же по большей части формирует специфические правила торговли, которые было бы крайне проблематично распространить на всех участников международной торговли. Однако эти специфические правила определяют новые ориентиры для дальнейшего развития ВТО и, как следствие, дальнейшей либерализации международной торговли.

Стоит также заметить, что в рамках ВТО существуют нормы, которые попросту отсутствуют в Соглашении о ТТП. Например, в нормативно-правовой базе ВТО содержатся правила, регулирующие применение антидемпинговых и компенсационных мер, а в рамках ТТП их нет. Но что более важно, в ВТО существует Орган по разрешению споров. Эта площадка разрешения споров на сегодняшний день пользуется наибольшим доверием среди всех участников международной торговли. С другой стороны, Орган по разрешению споров имеет свои проблемы - в некоторых спорах, некоторых секторах нет правил ВТО. На сегодняшний день структура мировой торговли становится более сложной - большую роль играют глобальные цепочки добавленной стоимости, возрастает роль государственных предприятий, возрастает применение солнечной и ветряной энергии и т.д. В это же время Орган по разрешению споров сталкивается с тем, что приходиться принимать решения, основываясь на прежних правилах и нормах, которые зачастую не предусмотрены для решения споров, связанных с новой природой торговли. К примеру, в 2014 году состоялся спор между Японией и Канадой. Япония заявила, что Канада применяла субсидирование в производстве возобновляемой энергии, тем самым нарушая параграфы 4 и 5 статьи III ГАТТ 1994, статью 2.1 Соглашения ТРИМс и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Апелляционный орган установил наличие субсидии, однако не смог сказать была ли субсидия запрещённой в соответствии с Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам, поскольку в нём отсутствуют конкретные исключения. Таким образом, в ВТО уже сейчас есть запрос на новые правила, которые необходимы для регулирования торговли и разрешения споров, но они пока отсутствуют. В рамках ТТП такие правила уже частично имеются и, в теории, могут в дальнейшем появляться.

Таким образом, можно сказать, что сравнение положений Транстихоокеанского партнёрства и Всемирной Торговой Организации не даёт оснований на сегодняшний день для опасения возникновения коллизии норм ТТП и ВТО.

. Возможные последствия для многостороннего регулирования торговли

По оценкам Всемирного банка, к 2030 году Транстихоокеанское партнёрство увеличит ВВП стран-участниц в диапазоне от 0,4 до 10 процентов. По оценкам института Петерсона экспорт участников ТТП должен вырасти на 7 процентов (440 млрд долл.). При этом наибольший рост ВВП ожидается во Вьетнаме и Малайзии - 10 и 8 процентов соответственно. Прежде всего эти страны выигрывают от низких тарифов и нетарифных ограничений на рынках остальных участников Партнёрства, а также от вовлечения в региональные производственные цепочки. Наименьшее увеличение ВВП от участия в ТТП ожидается в странах НАФТА (США - 0,4 процента, Канада и Мексика - чуть меньше 1 процента). Это связано с тем, что торговые барьеры между этими странам уже достаточно низкие.

Важно отметить, что хотя на членов ТТП и приходится примерно 40% мировой торговли, на значительную часть торговли, в частности, на торговлю товарами между ними Соглашение влияния не окажет. Во-первых, до подписания Соглашения о ТТП между странами участницами уже было заключено 42 соглашения о ЗСТ. Во-вторых, после Уругвайского раунда участники ТТП отменили таможенные пошлины на значительную часть импортных промышленных товаров (см. Таблицу 1). В основном это касается развитых стран: Австралия, Канада, Новая Зеландия, США и Япония.

Таблица 1. Отмена таможенных пошлин после Уругвайского раунда членами ТТП

Страна-участница ТПП

Процент импортных промышленных товаров, на которые участники ТТП отменили пошлины после Уругвайского раунда

Процент импорных с/х товаров, на которые участники ТТП отменили пошлины после Уругвайского раунда

Австралия

18,8

31,3

Бруней

0,0

0,0

Вьетнам

15,0

8,7

Канада

35,8

46,0

Малайзия

5,0

12,9

Мексика

0,2

0,4

Новая Зеландия

46,3

53,6

Перу

2,2

0,0

Сингапур

17,0

4,1

США

47,4

30,2

Чили

0,0

0,0

Япония

55,9

34,1

Источник: WTO World Tariff Profiles 2015

В этой связи следует отметить, что либерализация торговли товарами не являлась основополагающей целью учреждения Партнёрства. Как указывалось выше, Соглашение о ТТП прежде всего нацелено на формирование однородной институциональной среды с нормами, уходящими за рамки ВТО.

Такой продвинутый характер Соглашения не может не повлиять на систему многостороннего регулирования торговли. Таким образом, возникает вопрос: к каким долгосрочным последствиям приведёт учреждение Транстихоокеанского партнёрства? Для ответ на него необходимо рассмотреть возможные направления, по которым в ближайшем будущем будет развиваться мировая система торговли. По мнению автора, возможны несколько сценариев.

Сценарий первый. Соглашение о ТТП так и не ратифицировано, а прогресс в Дохийском раунде переговоров по-прежнему отсутствует. Такой сценарий порождает неопределённость в отношении пути дальнейшего развития многосторонней торговли - ВТО не развивается, а мегарегиональные инициативы остаются на бумаге. Тем не менее даже если такая ситуация сложится, это будет временное «торможение» в развитии, поскольку усложняющаяся структура мировой торговли требует новых регулятивных норм и правил. Естественный процесс развития международной торговли и связанные с ним потребности не могут быть проигнорированы. Безусловно, такое «торможение» нежелательно в быстроменяющемся мире, однако данный сценарий не является самым неблагоприятным.

Второй сценарий представляется наихудшим. Он предполагает подписание Соглашения о ТТП, а затем Соглашений о ТТИП, и, возможно, ВРЭП в отсутствии прогресса торговых переговоров Доха раунда в рамках ВТО. 10-я Министерская конференция ВТО стала знаменательна тем, что на ней впервые произошёл раскол между странами по поводу будущего Всемирной Торговой Организации. В итоговой Декларация Найроби фиксируется, что в то время как одни страны сохраняют приверженность Программе развития повестки Дохи, другие призывают участников ВТО отойти от Программы и искать новые подходы для завершения Дохийского раунда. Если участникам Организации не удастся прийти к единому мнению, то не исключена «маргинализация» ВТО.

Вступление в силу Соглашения о ТТП, а затем подписание и реализация других мегарегиональных торговых соглашений создаст новую реальность в регулировании торговли. ТТП «оттянет» на себя международную торговлю в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ТТИП - торговлю между ЕС и США, ВРЭП - торговлю в Азии. Негативный эффект могут дать размеры МРТС и их вес в мировой торговле, а также нескоординированные правовые базы с нормами, уходящими за рамки ВТО. Такая ситуацию может привести к разделению глобальной системы торговли на отдельные блоки и, как отмечает А.П. Портанский, «подорвёт глобальное верховенство закона и нанесёт вред как прогрессу GVC (global value chains), так и мировой торговле в целом».

К тому же, крайне маловероятно что у МРТС получится создать такой гармоничный и эффективный механизм разрешения споров, каким обладает ВТО, а также сформировать гармоничные инвестиционный и торговый режимы. Более того, такой сценарий развития событий подразумевает разделение стран на два лагеря: состоящие в МРТС и «аутсайдеры» (по сути развивающиеся страны). При этом правовая база МРТС будет содержать новые, передовые нормы, при помощи которых будет возможно решать споры по «новейшим вопросам» (GVC, госзакупки и т.д). «Аутсайдеры» же, сталкивающиеся с аналогичными торговыми спорами, будут неспособны эффективно разрешать их ввиду отсутствия необходимых регулятивных норм в ВТО. Выходом для развивающихся стран будет вступление в ТТП, ТТИП или ВРЭП, однако это будет довольно затруднительно, так как они должны будут соответствовать «передовым» обязательствам, содержащиеся в МРТС.

Третий сценарий прямо противоположен предыдущему. Доха раунд завершён или же найден новый подход в рамках ВТО, а МРТС не подписаны (в случае ТТП - Соглашение не ратифицировано). Если ситуация будет складываться в соответствии с этим сценарием, то, вероятно, заключение МРТС будет отложено на неопределённый период, так как усилия стран будут сосредоточены на подготовке к будущему переговорному раунду в рамках ВТО и разработке новых высококачественных правил Организации. При этом ВТО сохранит за собой центральную позицию в разработке норм международной торговли. Тем не менее данный сценарий представляется маловероятным именно из-за того, что участники МРТС будут вынуждены отложить переговоры. А это будет означать откладывание «в долгий ящик» не без труда достигнутые договорённости по различным вопросам.

Наиболее реалистичным и желаемым сценарием, по мнению автора, является создание «многоопорной» системы регулирования торговли - Доха раунд завершён или же странам удалось выйти за рамки Дохийского раунда, и МРТС вступили в силу. На сегодняшний день имеется ряд предпосылок, которые позволяют назвать данный сценарий «наиболее реалистичным». Во-первых, Соглашение о ТТП уже подписано. Безусловно имеется вероятность, что Соглашение не будет ратифицировано и, следовательно, не вступит в силу. Однако 12-ти членам ТТП удалось выработать нормы, соответствующие нынешним вызовам мировой торговли, и заключить Соглашение, что по сути является большим шагом на пути развития глобальной системы торговли. Во-вторых, нормы и обязательства ТТП и прочих МРТС со временем могут становиться нормами и обязательствами Всемирной Торговой Организации. Важно отметить, что достижение такой плавной гармонизации требует определённых подходов. В рамках Транстихоокеанского партнёрства, например, такие подходы существуют. Первый - это приверженность участников ТТП принципам и правилам Всемирной Торговой Организации и закреплённое в Соглашении стремление содействовать дальнейшему развитию ВТО. Второй и основной подход - открытость Партнёрства для присоединения других стран. Суть заключается в том, что страна присоединяется к ТТП, когда готова принимать на себя передовые обязательства и нормы. Уже сейчас Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Коста-Рика, Филиппины, Колумбия и Индонезия заявили о своём желании присоединиться к ТТП. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство также будет открыто для присоединения по словам Представителя США на торговых переговорах М. Фромана. Таким образом, чем больше стран будут принимать обязательства и нормы МРТС, тем быстрее эти нормы будут входить в правовую базу ВТО.

«Реалистичность» указанного выше сценария обеспечивается и наличием относительного прогресса в переговорах в рамках ВТО. На 10-й Министерской конференции участникам удалось достичь соглашения по отмене сельскохозяйственных экспортных субсидий, на 9-й конференции на Бали участники приняли Соглашение по содействию торговли (Trade Facilitation Agreement) - по факту члены ВТО нарушили принцип «единого пакета» (single Undertaking). Сейчас часть членов ВТО призывает остальных участников продолжать двигаться в этом же направлении. Вероятно это наилучший выход из тупика Дохийского раунда переговоров. Также стоит отметить, что в Министерской Декларации Найроби участники ещё раз подтвердили, что Всемирная Торговая Организация играет ведущую роль в укреплении и поддержании стабильности мировой экономики, а также закрепили единый подход в отношении региональных торговых соглашений: «РТС должны оставаться дополнением, а не заменой многосторонней торговой системе».

Стоит также пояснить, почему данный сценарий является «желаемым». Ратификация Соглашения о ТТП и подписание прочих МРТС необходимый шаг для развития торговой системы. ТТП несёт в себе нормы и обязательства, необходимые для регулирования международных экономических отношений в условиях, когда границы государств пересекают не только товары и услуги, но крупные инвестиции и целые производства. В таком случае ТТП способно дополнить Всемирную Торговую Организацию, регулируя деятельность, в отношении которой у последней отсутствуют необходимые нормы. Однако постепенное завершение Доха раунда необходимо, поскольку может нивелировать риск «фрагментации» мировой экономики, порождаемый мегарегиональными торговыми соглашениями. Роль Всемирной Торговой Организации должна оставаться существенной, как минимум для защиты интересов развивающихся и наименее развитых государств, а также для определения вектора дальнейшего развития глобальной торговой системы.

Таким образом, отвечая на поставленный выше вопрос, учреждение Транстихоокеанского партнёрства несёт с тобой определённые риски для многостороннего регулирования торговли. Но вместе с тем оно открывает новые возможности, можно даже сказать выводит систему мировой торговли на новый виток развития, предлагая мировому сообществу новые нормы регулирования экономических отношений. Тем не менее в одиночку ТТП совместно с прочими МРТС не смогут сформировать гармоничный порядок, поэтому ВТО должна оставаться одним из опорных столпов многоопорной торговой системы.

Литература

1)  Портанский А.П. Мегарегиональный вызов: в поисках выхода из торговых лабиринтов новой эпохи. - Россия в глобальной политике, 2016, №1.

2)      Портанский А.П. После Найроби ВТО будет вынуждена меняться. - Российский внешнеэкономический вестник, 2016, №3.

)        Ремчукова В.К. Влияние преференциальных торговых соглашений на многостороннюю торговую систему / Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. М.: МГИМО(У) МИД РФ. 2015.

)        Холодков В.М. Основные проблемы переговоров Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО и интересы России. - Проблемы национальной стратегии, 2014, №1.

5)  Baldwin R. Multilateralising 21st Century Regionalism. Geneva: OECD, 2014.

6)      Draper P., Lacey S., Ramkolowan Y. Mega-Regional Trade Agreements: Implications for the African, Caribbean and Pacific Countries. - ECIPE OCCASIONAL PAPER, 2014, №2.

8)      Elmes D. The Origins and Evolution of the Trans-Pacific Partnership (TPP) Trade Negotiations // Asian Trade Centre Working Paper. 2015.

9)      Global Economic Prospects, January 2016: Spillovers amid Weak Growth / World Bank Group. Washington, DC: World Bank 2016.

10)    Hufbauer G.C., Cimino-Isaaks C. How will TРP and TTIP Change the WTO System? - Journal of International Economic Law, 2015, № 18.

)        Williams. B. Trans-Pacific Partnership (TPP) Countries: Comparative Trade and Economic Analysis // Congressioanl Research Service. 2013.

Похожие работы на - Транстихоокеанское партнерство и многосторонняя торговая система

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!