Исследование форм и методов регулирования рынка в современных развитых странах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование форм и методов регулирования рынка в современных развитых странах

Содержание

Введение

1. Роль государства в экономике развитых стран

.1 Финансовые затраты развитых стран в экономике

.2 Государственное планирование в развитых странах как форма регулирования рынка

.3 Налоги как форма регулирования рынка в развитых странах

. Особенности регулирования рынка в современных развитых странах

.1 Государственное регулирование хозяйства в США

.2 Государственное регулирование в Великобритании

.3 Национализация и государственное регулирование хозяйства во Франции

.4 Корпорации, финансовые группы и государственное регулирование в Германии

.5 Государственное вмешательство в Японии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В данной работе будут рассмотрены различные формы и методы регулирования рынка, прошедшие определенный момент времени, в современных развитых странах. И автор этой работы постарается сравнить рынки различных стран и выделить в них плюсы и минусы.

Цель данной работы - исследование форм и методов регулирования рынка в современных развитых странах.

Задачи:

) изучить роль государства в экономике развитых стран;

) рассмотреть особенности регулирования рынка в современных развитых странах.

1. Роль государства в экономике развитых стран

.1 Финансовые затраты развитых стран в экономике

государственный регулирование хозяйство

Социально-экономические процессы, протекающие в развитых странах, нельзя рассматривать в отрыве от вопроса о роли государства в экономике. Эта роль изменялась на разных исторических этапах.

Начало глубокому и систематическому вмешательству государства в экономику развитых стран в мирное время было положено антикризисным регулированием в условиях экономического кризиса 1929-1933 гг. Основными инструментами антикризисной политики в соответствии с кейнсианской теорией стали налоговая, кредитная, ценовая политика, манипулирование государственными расходами, в том числе и военными, а также меры по стимулированию и ограничению спроса. В периоды спада государство стимулировало совокупный спрос, наращивая государственные расходы, уменьшая налоги на бизнес и проводя мягкую денежно-кредитную политику, нацеленную на увеличение доступности кредита. В периоды подъема государство сокращало свои расходы и увеличивало налоги, ограничивало доступность кредита, проводя жесткую денежно-кредитную политику.

Как правило, фаза подъема сопровождалась повышением цен. Поэтому антициклическое регулирование дополнялось мерами, направленными против инфляции. Антициклическая и антиинфляционная политика получили широкое распространение в послевоенные годы, особенно в период экономических кризисов 70-80-х годов.

С уменьшением роли государственной собственности и предпринимательской деятельности государства важнейшим инструментом государственного регулирования экономики становятся государственные финансы. Через государственный бюджет государство перераспределяло все большую часть национального дохода страны и использовало ее на различные цели.

В XIX в. доля государственных расходов в ВВП ныне развитых стран была стабильна и не превышала 8-12%. В XXI в. она постепенно увеличивалась, и выросла в 4-5 раз.

Изменение роли государственных расходов в ВВП стран в период 1870-2014 гг.

Страны1870191319201938195019731996Великобритания9,412,726,230,035,041,541,9Франция12,612,527,623,227,638,854,5Германия10,017,725,042,430,442,049,0Италия11,912,222,512,522,034,052,0США3,99,07,019,821,431,133,3Япония8,814,214,830,319,822,936,2Нидерланды9,19,013,521,7026,849,149,9

Большое влияние на развитие экономики государство оказывает путем разработки и проведения научно-технической политики, главным инструментом которой являются средства государственного бюджета. В большинстве развитых стран в 70-80-е годы был в основном завершен процесс формирования государственного сектора науки. Этот процесс был наиболее интенсивным в военный и послевоенный периоды. Государство финансирует от 1/5 до 1/2 национальных научных расходов. Для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше - от 1/2 до 2/3. Практически полностью из бюджета финансируются фундаментальная наука в университетах и национальных центрах здравоохранения, исследования оборонного характера в гослабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки» (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).

Доля затрат на развитие науки за последние 20 лет в общей сумме государственных расходов изменилась незначительно, составив 6-7% в США, 4-5% - во Франции, Германии, Великобритании и Италии, 3-3,5% - в Японии. Большую часть научных расходов государство направляло на финансирование оборонных исследований и разработок в США, Великобритании и во Франции. В Японии, Германии, Канаде и Италии на первом месте находились фундаментальные исследования невоенного характера.

В современных условиях основная задача государственной научно-технической политики развитых стран - создание благоприятных условий для инновационной деятельности частнопредпринимательского сектора. При этом используются такие методы, как: включение затрат на НИОКР частного сектора в себестоимость продукции; списание значительной части стоимости научного оборудования по ускоренным нормам амортизации; применение системы адресных налоговых льгот, направленных на постоянное наращивание объема научных исследований в крупных корпорациях и на привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий; льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование больших научных проектов; безвозмездная передача либо предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для создания инновационных предприятий (в основном в сфере образования или для мелкого и среднего бизнеса), а также для формирования научной инфраструктуры в регионах.

Активная политика льготного налогового стимулирования науки проводится всеми развитыми странами.

1.2 Государственное планирование в развитых странах как форма регулирования рынка

В послевоенный период во многих развитых странах стали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, получившие название политики экономического роста. Одной из форм такого регулирования является экономическое программирование и прогнозирование, или индикативное планирование. Оно возникло во Франции в 1947 г., позднее - в странах Бенилюкс, а в 50-60-е годы составлением комплексных хозяйственных программ занялись Швеция, Великобритания, Италия, ФРГ, Испания, Финляндия, Япония. Индикативное планирование позволяет:

  1. обосновать приоритетные цели макроэкономической и социальной политики;
  2. определить комплекс взаимоувязанных количественных показателей социально-экономического развития и сроки их достижения;
  3. установить экономические нормативы, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов в планируемом периоде;
  4. разработать целевые программы социально-экономического развития;
  5. согласовать меры по регулированию экономики со стороны государственных и негосударственных органов управления.

Комплексные хозяйственные программы (планы) составляются, как правило, на 3-5 лет, но могут быть также краткосрочными (менее трех лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).

Важнейшими инструментами индикативного планирования являются государственные закупки и госзаказы, планы-договоры в форме срочного контракта между государственными органами управления и предприятиями, а также региональными властями, союзами предпринимателей, профсоюзами. В качестве главной задачи индикативного планирования в современных условиях выдвигается согласование действий государства и хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и формы хозяйствования.

Индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора национальной экономики, а частные предприятия подстраиваются под этот план, хотя для них это необязательно. Так, разрабатываемые в Японии «общегосударственные планы социально-экономического развития» формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этой программы в общенациональных интересах. Более четверти века Япония осуществляет целенаправленные структурные изменения в экономике на основе индикативного планирования.

В современных условиях получила распространение стратегическая форма индикативного планирования, основной целью которой является выбор главных приоритетов развития национальной экономики, в реализации которых государство должно играть решающую роль. Так, в десятом индикативном плане развития французской экономики на 1989-1992 гг. выделены следующие шесть главных направлений развития: укрепление национальной валюты и обеспечение занятости; образование; научные исследования; социальная защита населения; обустройство территории; обновление государственных служб. Они оформлены как целевые государственные программы, обеспеченные системой финансовых преференций.

Стратегическое планирование США направлено на поиск новых решений для достижения успешной конкуренции, развития всестороннего сотрудничества, максимального содействия продуктивности экономической политики, основанной на полном доверии и финансовой поддержке штатных и местных властей.

Широкое применение получило бюджетное планирование.

Одним из важнейших инструментов государственного воздействия на экономику развитых стран является денежно-кредитная политика. Ее проводят центральные банки государств, которые изменяют процентные ставки с помощью дисконтной политики; устанавливают нормы минимальных обязательных резервов частных банков, хранящихся на особых счетах центрального банка; осуществляют операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и ценными бумагами негосударственных компаний и банков.

Денежно-кредитная политика используется для ослабления циклических колебаний в развитии экономики и борьбы с инфляционными процессами. В целях стимулирования производства и деловой активности центральный банк понижает учетную ставку и норму минимальных резервов, а также активно скупает ценные бумаги на открытом рынке, чтобы расширить кредитные возможности банков и сделать кредит более привлекательным для частного бизнеса.

Обратная картина наблюдается, когда инфляция достигает угрожающих размеров и государство старается ограничить расширение денежной массы и кредитов. Так, руководство ФРС США для борьбы с инфляцией с 15 сентября 1979 г. до 15 февраля 1980 г. четыре раза поднимало дисконтную ставку (в общей сложности с 10,5 до 13%), вынуждая банки увеличить обязательные резервы на 8%. Кроме того, был резко ограничен потребительский кредит. Официальный уровень процентной ставки, устанавливаемый ФРС в 1981-1982 гг., дважды вплотную приближался к 20% годовых, что оказывалось на 400 пунктов выше текущей доходности облигаций Федерального казначейства. Это позволило в 1982 г. снизить инфляцию до 6,4% в годовом исчислении, а на следующий год - до 3,9%.

.3 Налоги как форма регулирования рынка в развитых странах

Б последние десятилетия государство стало крупнейшим заемщиком ссудных капиталов для покрытия огромных бюджетных расходов. Одновременно государство выступает и как крупный кредитор благодаря огосударствлению значительной доли национального дохода.

Высокие темпы роста государственных расходов стали причиной хронического дефицита госбюджета развитых стран примерно с начала 80-х годов.

Дефицит государственного бюджета (центральных и местных органов власти), % к ВВП

СтраныГоды1960198019902000201220132014США1,3-1,3-3,2-2,7-1,9-1,10,0Германия3,0-2,9-1,2-2,1-3,3-3,4-2,6Франция0,90,2-2,9-1,6-5,0-4,0-3,0ИталияН/д-11,5-12,6-11,1-7,7-6,7-2,7Англия-1,0-3,5-2,8-1,2-5,6-4,7-1,9

  • Признавая в соответствии с кейнсианской концепцией положительное воздействие бюджетного дефицита в условиях экономического спада, большинство экономистов, в том числе и кейнсианцев, отмечает отрицательный эффект хронического дефицитного финансирования государственных расходов.
  • Покрытие дефицита с помощью кредитов центрального банка ведет к «отсасыванию» капитала в государственный сектор, уменьшению источников и стимулов для частных инвестиций, к росту ссудного процента. Это явление получило название «эффекта вытеснения».
  • Вместе с тем, рост государственных расходов в развитых странах в 70-90-е годы сопровождался увеличением налогового бремени, которое можно измерить долей всех налоговых поступлений в объеме ВНП.

  • Доля налоговых поступлений в центральный бюджет государства в ВНП стран ОЭСР, %

Страны и их группыгоды1975-19801981-19951996-20121234Все страны ОЭСР в среднем27,329,230,4США17,518,018,0Япония10,111,612,9Великобритания30,032,732,6Германия26,327,927,7Франция34,937,737,6Италия26,732,537,3Швеция31,032,736,7Канада16,016,817,6

  • Налоги, являясь основным источником доходов государства, в то же время используются как важнейший инструмент антициклического регулирования, антиинфляционной политики и перераспределения доходов между богатыми и бедными слоями населения.
  • Налоговая политика служит рычагом стимулирования деловой активности предпринимательского сектора, структурной перестройки экономики и территориального размещения производства.

Своеобразной разновидностью налоговой политики является ускоренная амортизация. Фирмам разрешается списывать в амортизационный фонд прибыли до половины стоимости оборудования в течение трех-четырех лет его эксплуатации. Это ускоряет накопление капитала, его техническое обновление и экономический рост.

  • Однако чрезмерный рост налогов приводит к снижению деловой активности, к замедлению экономического роста и развитию «теневой экономики». Поэтому в 80-90-е годы в большинстве развитых стран проведены налоговые реформы, направленные на снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Взамен увеличены косвенные налоги, в частности НДС. Так, в Англии базовая ставка подоходного налога снижена с 33% в 1979 г. до 23% в 1997 г. и предполагается ее уменьшение до 20%, а налога на прибыль корпораций - с 50 до 30%.

В последнее десятилетие в связи с усилением процессов глобализации, разрастанием функций государства, ростом государственных расходов и государственного бюрократического аппарата появились мнения, что необходима минимизация роли государства в экономике, что оно должно играть лишь вспомогательную роль, а не вмешиваться непосредственно в процессы реального производства и его финансирование.

  • Исследования по США и двенадцати западноевропейским странам за 1950-2014 гг. показали наличие обратной зависимости между уровнем развития страны и масштабами производственной деятельности государства в обрабатывающей промышленности. Для высокоразвитых стран в высшей степени характерны высокая трудовая мотивация предпринимателей и их исторически сложившиеся сильные позиции, устраняющие необходимость и возможность активной деятельности государства непосредственно в производстве.
  • Вместе с тем в опубликованном в 1997 г. докладе Мирового Банка «Государство в меняющемся мире» на основе анализа преимуществ и недостатков государственного регулирования за последние пятьдесят лет сделан основной вывод: эффективное государство жизненно необходимо для экономического процветания. Однако в отличие от кейнсианских концепций авторы доклада видят роль государства не как непосредственного участника воспроизводственного процесса, а в качестве гаранта:
  • основ законности;
  • макроэкономической и политической стабильности;
  • социального обеспечения и образования.

2. Особенности регулирования рынка в современных развитых странах

.1 Государственное регулирование хозяйства в США

Каким образом в послевоенный период американское государство регулирует экономическое развитие страны?

Здесь, как и в других странах, существует государственный сектор хозяйства, т. е. хозяйственные объекты, принадлежащие государству. В состав этого сектора входит приблизительно четверть национальных богатств страны. Государству принадлежит часть инфраструктуры. Инфраструктура (почта, дороги, школы, больницы) - это отрасли, обслуживающие хозяйство и население, обеспечивающие уровень цивилизации. В состав государственного сектора входят также военные объекты и некоторые предприятия отраслей малорентабельных, куда не идут частные капиталы. Но государственный сектор США - не главный инструмент государственного регулирования.

Государство регулирует хозяйственное развитие в основном через государственный бюджет. Раньше через бюджет проходила незначительная часть национального дохода. Теперь американское государство изымает, в виде налогов и других поступлений и использует как государственный капитал около трети валового национального продукта. Использованием этих денег государство и регулирует экономическое развитие. Каким образом?

Во-первых, государственными заказами промышленным фирмам. По заказам государства работает свыше 20% американской промышленности. Например, электронная промышленность загружена государственными заказами более чем на 60%. Государственные заказы вызывают рост производства не только в отрасли, получившей эти заказы, но и в других: фирмы, выполняющие заказы, в свою очередь заказывают материалы, оборудование и т. д., а рабочие этих фирм покупают товары.

Во-вторых, государственным строительством. Свыше 20% нового строительства в США ведется государством на государственные средства. Не нужно повторять, какое это воздействие оказывает на хозяйство страны.

В-третьих, государство принимает на себя расходы по научным исследованиям. Около 60% всех научных исследований в США проводится на средства государства.

Государство регулирует экономическое развитие не только тем, как оно тратит деньги, но и тем, как оно их получает, налогами. Например, широко практикуется стимулирование экономического роста уменьшением налогов с инвестиций. С той части прибыли, которая распределяется между акционерами и идет на личное потребление, берется довольно высокий налог, но очень низкий - с той части, которая вкладывается обратно в производство. Это побуждает фирмы увеличивать капиталовложения. Не берется налог с различных благотворительных фондов, что побуждает фирмы вкладывать деньги в сферы культуры и просвещения.

И, наоборот, сокращением государственных заказов, увеличением налогов государство могло бы вызвать снижение темпов промышленного роста. Но, как правило, в этом направлении государственная экономическая политика не проводится.

Дополнительным элементом государственного регулирования является ссудный процент. В США государство через федеральную резервную систему (ФРС), т.е. через объединение банков, действующее под контролем государства, может увеличивать или уменьшать ссудный процент, делать деньги «дорогими» или «дешевыми». Когда процент понижается, т.е. дается дешевый кредит, капиталисты стремятся воспользоваться дешевыми деньгами, берут ссуды в банках и вкладывают их в производство. Темпы роста увеличиваются. Повышается ссудный процент - понижаются темпы.

Характер и методы государственного регулирования со времени «нового курса» Рузвельта существенно изменились. Тогда государство сдерживало рост производства, ставило его в определенные рамки, чтобы не производилось товаров больше, чем может поглотить рынок сбыта, чтобы не было кризиса. Теперь - наоборот: государство стимулирует рост производства, потому что в условиях научно-технической революции обеспечить соответствие спроса и предложения, производства и потребления товаров можно лишь при определенных темпах роста. Современную экономику иногда называют «велосипедной» - остановка в развитии грозит падением.

Американское государство, выполняя функции удовлетворения социальных потребностей различных групп населения, играет все возрастающую роль в развитии социально-экономической системы США. Оно решает такие задачи, как: определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельности общества; регулирование кредитно-финансовых отношений; развитие экономической инфраструктуры; проведение научно-технической и промышленной политики; развитие социальной сферы и обеспечение внешней безопасности. Причем роль государства в экономике проявляется не в прямом контроле над средствами производства, а через регулирование экономических процессов.

Главным инструментом такого регулирования, а также перераспределения валового внутреннего продукта является федеральный бюджет. Через него перераспределяется около 20% объема ВВП. Это значительно меньше, чем в других развитых странах, но гигантские масштабы американской экономики придают федеральному бюджету впечатляющую весомость (примерно 1,8 трлн долл.). В мировых государственных расходах на долю США приходится около 20%, хотя в стране проживает меньше 5% населения Земли. Получается, что в пересчете на душу населения американские государственные расходы превышают общемировой стандарт примерно в четыре раза.


Государственное регулирование хозяйства в Англии развивалось несколько иначе, чем в США. Как и в США, первым толчком стал кризис 1929-1933 гг. Государство в эти годы принимало антикризисные меры и для этого создавались специальные государственные органы. Но в Англии была и еще одна форма - организация смешанных государственно-капиталистических компаний, т.е. компаний с участием государственного капитала, действующих под государственным контролем. Такую смешанную форму получило производство и распределение электроэнергии, радиовещание (Би-Би-Си) и некоторые другие отрасли.

Следующим толчком, усилившим тенденции государственного регулирования, стала Вторая мировая война. Государство стимулировало концентрацию промышленности. Военные заказы получали крупнейшие фирмы. Чтобы обеспечить выполнение этих заказов, государство брало в свои руки распределение сырья, топлива, энергии и обеспечивало всем этим в первую очередь те крупные фирмы, которые выполняли военные заказы. Более того, государство ликвидировало некоторые мелкие фирмы или подчиняло их крупным для помощи в выполнении военных заказов.

Но полностью государственное регулирование развернулось лишь после войны. В 1945 г. к власти в Англии пришли лейбористы, английская рабочая партия. В своей программе они провозглашали переход к социализму в Англии путем национализации промышленности.

С 1946 г. по 1951 г. они провели национализацию ряда отраслей хозяйства. Были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, электростанции, радио и телевидение, железные дороги и другие виды транспорта. В 1967 г., когда лейбористы снова оказались у власти, была национализирована металлургическая промышленность.

При переходе фирм в собственность государства акции акционерам обменивались на облигации государственного займа, приносившие такой же доход, как и прежние акции. Точнее, несколько больший, потому что при национализации большинство предприятий оценивалось с существенным завышением их стоимости. Облигации можно было продать на бирже, получив капитал в деньгах.

Рассмотрим главные результаты этой национализации.

. Национализированы были преимущественно «старые», малорентабельные отрасли. Выкупая их, государство принимало на себя расходы по содержанию этих важных для хозяйства отраслей, а бывшим их хозяевам предоставляло возможность на полученный выкуп осваивать перспективные «новые» отрасли.

Национализированные отрасли, особенно угольная и металлургическая промышленность, нуждались в реконструкции. Прежним владельцам такая реконструкция была непосильна именно потому, что они не обеспечивали достаточно высоких прибылей. Теперь государство провело их реконструкцию за счет государственного бюджета.

. В руки государства перешли главным образом те отрасли, которые обслуживают остальное хозяйство, обеспечивают его топливом, энергией, металлом, перевозками. После национализации они стали предоставлять частному сектору энергию, транспорт и сырье по сниженным ценам, часто по ценам ниже себестоимости. Таким образом, за счет государства расходы корпорации снизились, доходы увеличились и положение упрочилось.

Однако экономически государственный сектор оказался малоэффективным. Он требовал больших расходов на содержание. Государственное хозяйство управлялось преимущественно административными методами, недостатки которых нам хорошо известны. Поэтому каждый раз, когда консерваторы возвращались к власти, они предпринимали действия по денационализации.

В 80-х гг. правительство М. Тэтчер приватизировало ряд фирм. В национализированные отрасли, которые до этого были монополией государства, был допущен частный сектор. Были уменьшены государственные инвестиции в хозяйство. Проводились меры по ограничению государственного регулирования, в какой-то степени близкие «рейганомике». Однако эти меры лишь немного сократили государственный сектор хозяйства.

В ходе приватизации преимущественным правом при покупке акций пользовались работники приватизируемых фирм. В результате за годы правления М. Тэтчер число акционеров выросло с 7 до 25% взрослого населения страны.

К настоящему времени вес государства в хозяйстве страны определяется следующими величинами. В государственном секторе производится около 20% промышленной продукции Англии. Через государственный бюджет проходит до 40% валового национального продукта. Очевидно, что в Англии, как и в США, именно государственный бюджет является главным инструментом государственного регулирования хозяйства.

В сфере этого регулирования находится и сельское хозяйство. Выше говорилось, что к началу Первой мировой войны сельское хозяйство Англии свелось преимущественно к пригородному, а 2/3 потребляемого продовольствия поступало из-за границы.

Со вступлением Англии в «Общий рынок» перед ее сельским хозяйством встали новые трудности. Сельскохозяйственная продукция Англии дороже аналогичной продукции партнеров по «Общему рынку», поэтому при объединении рынков сельскохозяйственной продукции она оказывается неконкурентоспособной, и требуются дополнительные государственные ассигнования в помощь фермерам. Это порождает конфликты Англии с партнерами по «Общему рынку».

.3 Национализация и государственное регулирование хозяйства во Франции

В первом правительстве Франции, которое приняло в свои руки руководство страной после Второй мировой войны, пять министерских портфелей принадлежало коммунистам, причем именно под их руководством оказались министерства, ведавшие экономикой. Поэтому и национализация была проведена по программе коммунистов. В руки государства перешли 5 крупнейших банков (60% банковского капитала страны), угольная и газовая промышленность, электростанции, военная промышленность, транспорт, авиационная, часть автомобильной промышленности. В руках государства оказалось 20% производственных мощностей.

Национализация во Франции отличалась от английской. С самого начала здесь наряду с предприятиями «старых» отраслей национализировались и предприятия «новых». Компенсацию получили не все: предприятия коллаборационистов переходили в собственность государства без компенсации.

В 1982 г. был проведен второй этап национализации. Теперь в государственную собственность переходили еще 36 банков, крупнейшие банки из оставшихся вне государственного сектора. Кредитная система практически оказалась полностью в руках государства. Были национализированы крупнейшие финансовые группы «Париба» и «Сюэз», 5 крупнейших промышленных корпораций. Теперь государственный сектор давал уже 23% промышленной продукции, на него приходилась половина всех капиталовложений в стране. Но почему только 23% промышленной продукции после национализации главных финансовых групп и корпораций? Потому что во Франции значительную часть продукции выпускают мелкие фирмы и предприятия. Государственные предприятия теперь стали выпускать 85% авиационной продукции, 80% черных и 62% цветных металлов, 48% продукции химической промышленности, 44% электроники и электротехники.

Естественно, что при этом государственное планирование получило особенное развитие. Главный орган планирования во Франции, «Генеральный комиссариат планирования», был создан по инициативе коммунистов в 1946 г. С. тех пор планирование не прекращалось, в 1980 г. был принят уже 8-й план экономического развития на 1981-1985 гг.

Именно Францию приводят обычно в качестве наиболее показательного примера индикативного планирования. Государственные органы непосредственно руководят только предприятиями государственного сектора, заключая с ними «долгосрочные контракты». При этом контракты с конкретными плановыми заданиями и цифровыми показателями заключаются только с неакционерными компаниями. С акционерными же компаниями, которые в государственном секторе составляют большинство, заключаются контракты, в которых указываются лишь стратегические направления развития.

Государственный сектор и государственный бюджет используются во Франции для увеличения капиталовложений и ускорения промышленного роста. Как уже сказано, промышленные фирмы во Франции сравнительно небольшие, поэтому самофинансирование, расширение производства за счет прибыли менее возможно, чем в других странах. Государство принимает на себя значительную часть капиталовложений.

На пороге 80-х гг. в руководстве хозяйством Франции боролись две тенденции. Левые, коммунисты и социалисты, стремились выполнить программу строительства социализма, а правые добивались «либерализации» в экономике. После проведения второго этапа национализации левые убедились, что их программа не соответствует реальным экономическим условиям. Если прежде промышленное производство в среднем увеличивалось на 4-4,5% в год, то в 1980-1985 гг. в среднем за год оно стало сокращаться на 0,1%.

Коммунисты ушли из правительства. Упал их авторитет, и вместо 20% голосов, как было прежде, компартия на очередных выборах не набрала и 8%. Социалисты после некоторого перерыва вернулись к власти, но теперь это умеренная партия, хозяйственная политика которой мало отличается от политики М. Тэтчер.

В 1986 г. правительство правых партий приняло закон о денационализации госсектора к 1991 г. В 1987 г. процесс приватизации был остановлен возвращением к власти социалистов. Но 12 компаний к этому времени были уже приватизированы. В их числе банк «Сосьете женераль», группы «Париба» и «Сюэз». Одновременно стали проводиться меры по снижению «дирижизма», т.е. государственного административного регулирования и контроля. Даже те небольшие элементы административного управления и планирования, которые допускались во Франции, теперь были забракованы. Таким образом, тенденция свертывания государственного регулирования хозяйства коснулась и Франции.

.4 Корпорации, финансовые группы и государственное регулирование в Германии

После окончания войны на Потсдамской конференции было принято решение, ликвидировать монополии, которые стояли за спиной Гитлера. В Западной Германии это решение было проведено в жизнь в форме их «разукрупнения»: гигантский трест делился на ряд самостоятельных компаний. «Стальной трест» был разбит на 10 частей, концерн Круппа - на 7. Однако ничто не препятствовало им через некоторое время путем слияний восстановиться в прежнем объеме, и в настоящее время ведущие места в списке германских корпораций занимают те же компании, что и в годы фашизма.

К началу 80-х гг. среди 10 крупнейших банков мира не было ни одного германского. Из 20 крупнейших промышленных корпораций мира лишь одна германская, «Сименс», да и та занимает предпоследнее место.

Нетрудно заметить, что головное положение в финансовых группах ФРГ занимают, наряду с банками, и промышленные корпорации.

Другая особенность корпораций и финансовых групп ФРГ - далеко зашедший процесс диверсификации. Отрасли разрезаны между разными группами и в составе разных групп - одни и те же отрасли. Переход к многоотраслевой структуре здесь облегчали два обстоятельства: старая традиция образования многоотраслевых монополий с расчетом на «самообслуживание» («Крупп», «Стальной трест») и «разукрупнение» монополий после войны: разукрупненные компании сращивались уже с учетом процесса диверсификации.

Государственный сектор ФРГ сравнительно невелик - меньше 20% акционерного капитала страны. В послевоенные годы здесь не проводилась национализация. В руки боннского правительства перешла собственность фашистского государства и военных преступников, а в дальнейшем государственный сектор увеличивался за счет государственных инвестиций и нового строительства. Впрочем, государственные компании дают 95% электроэнергии ФРГ, 75% каменного угля, 80% железной руды, 50% алюминия, 40% автомобилей. В руках государства находится почти вся инфраструктура. В кредитной системе страны также господствует государственный сектор. Через государственный бюджет проходит около 40% валового национального продукта, и именно бюджет является главным государственным регулятором экономического развития.

В ФРГ, как и во Франции, практикуется индикативное планирование. Государственные программы воздействия на экономику разделяются на краткосрочные (антициклические) и долгосрочные (структурные), связанные с прогнозированием и программированием. Антициклические меры заключаются в том, что в периоды спадов государство увеличивает инвестиции, в основном в отрасли инфраструктуры, и усиленно субсидирует промышленников, а в годы подъема государственные инвестиции и субсидии уменьшаются. Долгосрочное планирование ориентировано на поддержание оптимальной структуры производства. Государство стимулирует развитие наиболее перспективных для Германии отраслей и одновременно поддерживает развитие малорентабельных производств и инфраструктуры.

Мы не коснулись экономических последствий объединения ФРГ и ГДР. Объединение государств стало свершившимся фактом, но для слияния двух экономических систем требуется длительное время, и все результаты такого слияния станут очевидными лишь в будущем.

Пока очевидно лишь то, что с присоединением ГДР экономическая мощь ФРГ и ее вес в европейском хозяйстве существенно возрастают.

.5 Государственное вмешательство в Японии

Объяснение высоких темпов роста японской промышленности было бы неполным без анализа особенностей государственного регулирования экономики.

В Японии государству принадлежит более трети основных производственных фондов, 20% валового национального продукта производится по государственным заказам. Через государственный бюджет проходит 30% валового национального продукта.

Экономическим планированием занимается орган, который так и называется - «Управление экономического планирования». В нем активно участвуют представители финансовых групп и корпораций. Парламент ни в разработке, ни в утверждении планов участия не принимает. Здесь считают, что планирование хозяйства должно быть делом тех, в чьих руках реально находится хозяйство. В этом смысле планирование строго централизованно: совет корпораций и групп планирует свое будущее. Планы принимаются группами и корпорациями к неуклонному исполнению: санкции за нарушение пойдут не от государства, а от «своих», что значительно больнее.

Разрабатываются планы двух видов - общегосударственные и отраслевые. Цель общегосударственных планов - обеспечить определенные темпы роста. Для достижения этой цели план намечает по каждой отрасли объем капиталовложений, которые должны делать сами корпорации. Цель отраслевых планов - ликвидировать слабые места японской экономики, т.е. обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственной помощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются частными инвестициями, то отраслевые - государственными.

В настоящее время государственное вмешательство в экономику носит системный характер и осуществляется на всех уровнях. Японское правительство решительно воздействует на все стороны воспроизводственного процесса и экономических отношений, в том числе на экономический рост и его темпы, структуру промышленного производства, образование и науку; на занятость и взаимоотношения труда и капитала; на кредит и денежное обращение; на ценообразование; на внешнеэкономические связи.

В рамках промышленной политики государство проводит комплекс мероприятий, направленных на совершенствование отраслевой структуры, размещение производства, регулирование и стимулирование инвестиций, формирование промышленных групп, поощрение мелкого и среднего бизнеса, поддержание конкуренции, стимулирование определенных отраслей хозяйства, экспорта и конкурентоспособности национальной экономики, реализацию крупномасштабных общенациональных программ НИОКР.

Применительно к депрессивным отраслям используются такие инструменты, как субсидии и кредиты для перераспределения ресурсов, модернизации производства, переобучения кадров, оказания помощи работникам в поисках новой работы. Широко применяются также поощрение и финансовая поддержка новых фирм и НИОКР, разрабатываются государственные программы приватизации, используются протекционистские меры и т.д. Конкретные меры в отношении молодых отраслей с высоким потенциалом роста включают в себя низкопроцентные кредиты, импортные квоты, налоговые льготы, субсидии, тарифную защиту, ограничение прямых зарубежных инвестиций, поддержку фундаментальных исследований и т.п.

Вмешательство государства в экономику проявляется и в его созидательной деятельности в области мелкого и среднего бизнеса. Японская экономика носит в определенной степени двойственный характер. Наряду с мощными, высокомонополизированными крупными объединениями существуют сотни тысяч мелких и средних фирм с количеством работающих от нескольких человек до 300. Вклад этого сектора в экономику значителен. По данным 1990 г., на долю мелких и средних фирм приходилось 99,2% общего числа всех предприятий Японии, 80,6% всех занятых в национальной экономике, 51,6% общего объема продаж продукции в обрабатывающей промышленности, 80,4% - в розничной торговле. Особенно распространены такие предприятия в сельском хозяйстве, торговле, общественном питании и вообще в сфере услуг.

Необходимость государственной помощи малым и средним предприятиям считается в Японии аксиомой. Такие предприятия уступают крупным по возможностям модернизации, финансовым ресурсам и т.д. Компенсацию относительной слабости малого и среднего бизнеса как раз и берет на себя государство, причем цели государственной поддержки за последние годы менялись. Вначале они подчинялись задаче восстановления разрушенного хозяйства в послевоенной экономике на базе новейших достижений НТП.

В набор главных средств государственной поддержки некрупного предпринимательства входят:

  1. специальное финансирование и льготное кредитование;
  2. гарантирование займов;
  3. льготное налогообложение и особый порядок амортизации;
  4. организация обучения и повышения квалификации кадров;
  5. консультирование;
  6. оказание научно-технического и информационного содействия;
  7. кооперирование.

Исключительно большую роль играет японское государство в проведении антидепрессионной политики. В период ухудшения общеэкономической конъюнктуры правительство увеличивает ассигнования на общественные строительные работы, снижает налоги и ставку учетного процента Банка Японии.

Заключение

Итак, государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоев населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

На примере моделей государственного регулирования, применявшихся в США и Франции, мы можем говорить о том, что они были призваны в первую очередь решить проблемы так называемого свободного рыночного развития. К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Японские методы организации труда широко используются за пределами Японии, в совершенно иных социально-экономических условиях. При правильном подборе этих методов в соответствии с устоями, принципами и обычаями какой-либо страны достигаются поразительно эффективные результаты.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Исходя из прогнозируемых темпов роста экспорта и импорта, можно сделать вывод, что британская экономика в 2014 г. и в последующие годы еще в большей мере будет зависеть от мирового рынка. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте Великобритании возрастет с 33,3% в 2013 г. до 34,4% в 2014 г.

Продолжится реструктуризация экономики за счет перераспределения инвестиций в пользу передовых и новых отраслей. Опережающими темпами будут расти инвестиции в высокотехнологичные сектора (телекоммуникации, электроника, биотехнологии, фармацевтика и др.).

Список используемой литературы:

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист, 2011. - 386с.

2.Деловой еженедельник «Деловой Рог OnLine» // #"justify">3.Деловое обозрение «Республика» // #"justify">4.Интернет-издание «Континент»; №9(47) 9-22 мая 2015 // #"justify">5.Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. М.: «Логос», 2013. - 204 с.

6.Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.И. Журкалина. - М.: Логос, 2015. - 248 с.

7.Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 575 с.

8.Согрин В.В. Политическая история США. XVII-XX вв. М.: Издательство «Весь мир», 2015. - 346 с.

9.Хлынов В. Япония: становление новой модели управления трудом // «МэиМО», 2013, № 2, с.102-110.

10.Хлынов В.Н. Японские «секреты» управления персоналом. - М: Институт Дальнего Востока, 2015. - 140 с.

.Шенаев В.К. Особенности экономического развития Западной Европы. М.: Наука, 2015. - 95 с.

12.Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П. Колесова и др. / М.: Высш. шк., 2013. - 479 с.

13.Энциклопедия «Страны мира». М. 2014.

Похожие работы на - Исследование форм и методов регулирования рынка в современных развитых странах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!