Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия [38].
«Первые годы обучения в школе - это годы очень заметного развития интересов, и основой из них - познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше» [31].
Развитие интересов идет от интересов к отдельным фактам, изолированным явлениям, к интересам, связанным с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимости между явлениями.
Внеклассная работа - форма разнообразной организации добровольной работы учащихся под руководством учителя для возникновения и проявления у них познавательных интересов и творческой самодеятельности.
«Значение внеклассной работы с младшими школьниками состоит в следующем:
. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются при проведении соответствующих игр и т.д.
. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль учебных предметов в жизни.
. Внеклассная работа содействует воспитанию коллективизма и товарищества (в связи с совместной работой по выпуску стенгазеты соревнований на занятиях и т.д.), накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.
. Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств и интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности и вытекающих из них чувств удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости или огорчения и т.д.)» [22].
Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить познавательный интерес учащихся, содействует развитию разнообразных способностей младших школьников.
Рассмотрим различные виды познавательной внеклассной работы учащихся: игра, кружок, викторина, олимпиада, конкурс.
Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Как гласит старая мудрая народная поговорка: «делу время, а потехе - час». Ребята привыкли отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более, в этом нуждается ребенок, для которого игра - это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы [28].
Игра приучает детей к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих.
Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства.
Успех игры зависит во многом от условий, в которых она проводится. Умение правильно выбрать игру столь же важно, как и умение ее провести. В любой игре обязательно должно быть то или иное игровое препятствие, без чего игры не существует. Соревнование между игроками препятствий и является «внутренней пружинкой» игры. Чем туже закручена эта «пружинка», тем острее и оживленней игра, тем больше увлекает она участников. Организатор должен прийти к ребятам с «готовой» игрой, т.е. с тщательно продуманным планом ее проведения [7].
Предлагая новую игру, можно кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить ее, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать. Краткость изложения содержания игры и ее правил лучше дополнить наглядно - подкрепить показом.
Хотя ведущая деятельность младших школьников - учение, игра занимает важное место в жизни. Коллективные игры способствуют сплочению коллектива. Игра создает особого рода практику в поведении ребенка и таким образом способствует формированию ценных качеств личности.
В учебной деятельности педагог стремиться сформировать у детей устойчивый познавательный интерес к знаниям и потребностям в умственном труде.
Успешное решение этих задач - важнейший и наиболее эффективный путь умственного развития учащихся.
Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Наиболее формирующими познавательный интерес являются кружки, викторины, олимпиады, конкурсы, экскурсии и т.п.
Кружковая работа содействует развитию у детей познавательного интереса, краткости речи, умению сосредоточиться, делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Кружки создаются на добровольных началах. На занятиях кружка могут присутствовать не только его члены, но и все желающие. Работу следует проводить не чаще одного раза в неделю. Методы проведения занятий кружка могут быть разнообразными. Это могут быть сообщения, инсценировки, ребусы, загадки, выпуск стенгазет, экскурсии, изготовление наглядных пособий, дидактические игры и пр. такие мероприятия способствуют развитию более высокого интереса.
Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка. Во внеклассной деятельности викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса учащихся всего класса или параллельных классов, их интеллектуальных умений. Викторины могут быть обзорными и тематическими [14].
Экскурсии должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, связаны с учебными интересами учащихся и возможностями расположения школы.
Перед экскурсией необходимо подготовить детей к наблюдениям природы, явлений или процессов, связанных с посещением предприятий. Перед началом экскурсии детям ставятся задачи, что наблюдать и как фиксировать, затем проводиться обсуждение увиденного на экскурсии материала. Учитель выявляет, что детей наиболее заинтересовало, оставило наиболее сильные впечатления.
Олимпиада - одна из важных форм подготовки учащихся, развитие у них познавательного интереса к окружающему миру и учебному процессу. Целесообразно в подготовительный период к олимпиаде по данной теме привлекать детей к решению более сложных заданий, добиваясь того, чтобы сам процесс поиска и, полученных затем ответов на вопрос, заинтересовал и приносил радость самому ученику. Задание составляется заранее по материалу, полностью или частично изученному в классе. На олимпиадах ученики выполняют задания самостоятельно и только письменно. Олимпиада может проводиться по любой тематике и содержать задания из области знаний, доступных младшим школьникам [31].
Наибольшему развитию познавательного интереса способствуют такие формы внеклассной работы как праздники, вечера. Они содействуют развитию познавательной деятельности; аналитического восприятия; устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения. В процессе их проведения дети совершенствуют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем, все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает урочные занятия.
Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты, праздничное оформление зала, нарядные костюмы доставляют детям радость, развивают эстетические чувства. На вечерах и праздниках для развития познавательного интереса используются различные виды занимательности: задачи - шутки; задания в стихотворной форме; загадки; пословицы; поговорки; считалки; головоломки; лабиринты.
Развлечения с элементами драматизации строятся на основе сюжета литературных произведений, сказок, мультфильмов, теле - и радиопередач, либо организуется как встреча с литературными героями. Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры - это различные «путешествие, концерты, поле чудес, звездный час и т.д.». Здесь как в мире, дети воспроизводят в ролях то, что видят в окружающей жизни. Но в отличие от игры, замысел которой полностью принадлежит ребенку, замысел развлечения и пути его воплощения определяются учителем, регламентируется сценарием. В сценарий включается занимательный материал. Такие формы внеклассной работы привлекают, усиливают и развивают интерес учащегося [28].
Конкурсы - являются одной из форм внеклассной работы. Конкурсы развивают смекалку, находчивость, расширяют кругозор учащихся и усиливают познавательный интерес. Участие принимают участники двух команд. Происходит соревнование между командами. Вопросы заранее подготовлены учителем.
Основными источниками побуждения младшего школьника к умственному труду на внеклассных занятиях может послужить интерес. Поэтому используется следующие средство и способы развития интереса детей к знаниям, предлагаемых во внеклассной работе. Чтобы заинтересовать учащихся надо вызвать у них удивление, которое формирует острое, сосредоточенное внимание. Учащиеся стремятся узнать что-то новое до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством может вызвать активную мыслительную деятельность учащихся. Привлечь внимание и вызвать удивление детей - это лишь начало возникновения интерес, который необходимо сделать достаточно стойким. А для этого необходимо добиться активной деятельности каждого ученика - организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий [20].
Материал задания должен быть интересен для каждого ученика, в котором должны быть определенные элементы старого, известного детям. При переходе от знакомого к неизвестному полезно использовать наглядность.
«Учась в школе, ребенок уже понял ценность самого знания, у него есть интерес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения. Интерес к знанию вообще постепенно переходит в обучение отдельными приемами учебной работы, а затем появляется интерес к содержанию учебной деятельности. Нельзя забывать о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. Игра по-прежнему привлекательна для детей, они овладели в процессе игры многими умениями и навыками, у них сформировался познавательный интерес. В игре даже иногда получается то, что не получается в учебной деятельности» [10].
В разнообразных творческих играх формируется социальное самосознание, развиваются нравственные качества, формируются взаимоотношения детей. Введение в школьную жизнь игр, вызывающих положительное формирование познавательных интересов, необходимо.
«Известно, что детей необходимо упражнять в положительных поступках. Одно из требований нравственных упражнений состоит в том, что упражнения должны быть естественными и включаться в игровую форму. Например, многие упражнения, необходимые для формирования трудовых навыков самообслуживания, навыков культуры поведения, в начальных классах могут проходить как сюжетные игры: «Город Вежливых», «Фабрика Деда Мороза», «Книжкина больница» и др. сам процесс этих игр дает возможность детям постоянно осваивать и многократно повторять правильные действия, которые постепенно превращаются в привычки» [22].
Таким образом, внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению дополнительной литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории предмета. Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития младших школьников и постоянно расширять свои знания. Это благоприятно сказывается и на качестве его работы.
2.2 Характеристика форм внеклассной работы по музыке с учащимися в начальной школе
Музыкальное воспитание в школе не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная музыкальная работа. Она должна быть тесно связана с работой групп продленного дня и тщательно спланирована. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Учитель же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность больше приобщить их музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.
Организую внеклассную работу по музыке, следует помнить, что:
все виды внеклассных занятий должны быть направлены на нравственно эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;
необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру [2].
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, СМИ, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае.
Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
. соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность, увлеченность;
. разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями;
. подбирать художественный иллюстрированный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьником;
. повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов;
. учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал;
. направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы;
. соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей [10].
Организационными формами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:
. массовые: общешкольный хор, оркестр, народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекторием (лекции - концерты, беседы о музыке), просмотр видеофильмов;
Охарактеризуем подробнее некоторые наиболее популярные формы внеклассной музыкально-воспитательной работы.
Праздники.
Как правило, яркими событиями в жизни школы являются - праздники. Это центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка.
Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительную, драматическую деятельность, художественное слово и танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все виды искусства.
Праздники могут быть связаны с конкретными датами календаря (Новый год, 8 Марта), а могут иметь более общую тематику - музыкальные праздники песни, события музыкальной жизни. Важна предварительная подготовка к празднику. Необходимо выбрать тему, наполнить ее необходимым содержанием, расположить иллюстративный материал в определенной последовательности, точно указать всех участников, продумать оформление декораций, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, включить спортивные развлечения, аттракционы, эстафеты по командам.
Для праздников отбираются хорошо выученные на уроках музыки песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (кружок фортепиано). Должны звучать яркие произведения, любимые детьми и соответствующие теме праздника. Так, на Новогоднем празднике используется музыка веселая, шутливая - она настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов. А в день 8 Марта должны звучать задушевные и лирические мелодии, передающие любовь к мамам и бабушкам.
В программе праздника предусматривается: отгадывание загадок, использование рисунков и аппликаций, продолжительность и темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и учительского участия.
Праздник - это не только проявление художественных способностей, но и встреча с кем-то или чем-то интересным. Например: встреча с детским поэтом, композитором и т.д. [39]
Хоровые кружки
Наиболее распространенной формой внеклассной музыкально-воспитательной работы является работа со школьным хором.
Организация хора - это первый весьма важный этап в создании школьного хорового коллектива. Сначала подбирается небольшая группа учащихся-любителей хорового пения, которые составят ядро, основу будущего коллектива. С этой группой следует подготовить несложную программу и выступить с небольшим концертом на школьном вечере либо школьном радио.
Затем полезно провести беседы на классных собраниях об организации хора и познакомить учащихся с планом работы будущего хорового коллектива, рассказать о содержании хоровых занятий, о разнообразном вокальном репертуаре, предложить послушать произведения зарубежных и отечественных композиторов, народные песни. При организации школьного хора в первое время нужно принимать всех желающих, не бояться, если у школьников слабый музыкальный слух или плохой тембр голоса, хотя это, кончено, потребует индивидуальной дополнительной работы. В дальнейшем основным требованием к участникам хора станет наличие музыкального слуха и хотя бы небольшого голоса.
После набора хора руководитель должен иметь список участников с телефонами и именами-отчествами родителей. После зачисления детей в хор рекомендуется провести родительское собрание, на котором руководителю необходимо оповестить родителей о перспективах работы, создать родительский комитет, решить вопрос расписания занятий, приобретения костюмов для концертов.
Количественный состав школьного хора может быть различным. Хоровой ансамбль - 16 человек, классный хор - 24-30 человек, большой общешкольный хор - 60-100 человек.
Высокие голоса (сопрано) располагаются в хоре по левую руку от дирижера, низкие (альты) - по правую. Хористов принято ставить в несколько рядов, один выше другого, на специально оборудованный хоровых подставках. Располагать хоровой коллектив надо в виде небольшого полукруга.
План работы школьного хорового коллектива включает следующие разделы:
. организационная;
. воспитательная работа;
. учебная работа;
. совершенствование исполняемого репертуара;
. концертные выступления.
Основной задачей работы с детским хором является вырабатывание у певческого коллектива навыков чистого интонирования, пения в ансамбле, художественно-выразительного исполнения.
Руководитель хора должен приходить за 15 минут до начала занятий, чтобы провести готовность помещения и оборудования к хоровой работе, раздать партии, сосредоточиться самому.
Занятия младшего хора следует проводить дважды в неделю по 40-45 минут. Учитывая специфику младшего школьного возраста, на репетициях полезно использовать игровые приемы, а так же музыкальные инструменты, двигательные ритмические упражнения, поддерживающие тонус и снимающие напряжение и усталость [28].
Инструментальный кружок
Занятия по обучению игре на музыкальном инструменте следует проводить в индивидуальной форме, по 2 часа в неделю. Музыкальный инструмент дети выбирают по желанию. Такие индивидуальные занятия проводятся за отдельную плату специалистами в контакте с учителем музыки.
Условно можно выделить 2 этапа в обучении игре на музыкальном инструменте:
. постановка двигательного аппарата, обучение ребенка разбирать нотный текст;
. развитие творческих способностей.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, в занятиях с ними рекомендуется максимально использовать игровые формы.
К числу полезных практических приемов также относится выучивание какой-либо мелодии наизусть «методом подбора» (методика Смирнова). При этом у ребенка воспитывается умение вслушиваться в особенности мелодического и ритмического рисунка.
Обычно индивидуальный план работы учащегося включает этюды, пьесы различного характера, а также сочинения крупной формы. По трудности все произведения должны соответствовать степени подготовки ученика, но при этом нельзя забывать о заинтересованности детей той или иной пьесой, которая представляет собой более трудной для них музыкальный материал, и стоит разрешить им пробовать в музыке все, что привлекает их внимание. На всех этапах роста ученика ему необходимо дать возможность проявить себя в концертах, почувствовать удивительное ощущение артистического самовыражения [5].
Танцевальный кружок
Организационными условиями проведения занятий является чистое, проветренное помещение, хорошие полы и т.д.
Задачи занятий - формировать пластику движения, воспитывать интерес к хореографии, развивать навыки выражения музыкального образа в танце.
Занятия в кружке могут быть разработаны по следующему плану:
. вводная часть: организационный момент, поклон, марш с определенным задание;
. упражнения на передачу в движении характера музыки и средств музыкальной выразительности, на выработку и совершенствование двигательных навыков, основные движения, гимнастические комплексы, упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановки корпуса, изучение позиций рук, ног;
. ритмические задания и упражнения, направленные на развитие чувств ритма и совершенствование ритмических навыков, определение размера произведений и тактирование, передачу ритмических рисунков через движения, запись их условными движениями, исполнение ритмического «эка», анализ формы произведений;
. танцевальные элементы. Танец - разучивание элементов детских, народных, бальных танцев, постановка нового или повторение ранее разученного танца.
. музыкально-ритмические игры, инсценировки, упражнения с предметами. Отдельные творческие задания.
. заключительная часть. Краткий итог-анализ или выставление оценок. Домашнее задание. Поклон.
Предложенная схема условна. В ходе работы все части переплетаются и дополняют друг друга [28].
Музыкальный и кукольный театр
Предпосылки успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, предрасположенность детей к творчеству во всех его проявлениях. Педагогическим условием такой деятельности является понимание театра как сотворчества детей и преподавателя.
Для малышей особенно интересным видом творческой деятельности является кукольный музыкальный спектакль. В качестве примеров для постановки в кукольном театре можно предложить такие музыкальные сказки, как «Зайкина избушка», «Кот», «Петух да Лиса» В. Герчик; «Теремок» М. Красева на слова С. Маршака и другие.
Целью организации музыкального театра должно стать развитие эстетических творческих способностей детей. Занятия в музыкальном театре способствует решению следующих задач:
образовательных - формировать навыки владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой), кукловедения;
воспитательных - воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа;
развивающих - развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы - внимание, память, воображение, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.
В музыкальном театре целесообразно участие учащихся всех классов начальной школы. Занятия музыкальным театром необходимо начинать с совместного коллективного посещения Детского музыкального театра.
После просмотра спектакля с детьми полезно поговорить о том, что им особенно запомнилось - актерская игра, музыка, декорации, свет. При этом важно не разрушить излишними рассуждениями непосредственного впечатления произведенного спектаклем на зрителей. Дальнейшую работу на занятиях можно определить как вспомогательную перед серьезным обращением к какому-либо музыкальному спектаклю. Такая работа должна идти по трем направлениям - развития навыков сценической речи, пластики движений и певческих данных. Эти направления естественным образом согласуются с синтетической природой музыкального театра, сочетающего в себе музыкальное искусство, искусство слова, хореографию и сценические действия.
Роль педагога-руководителя детского музыкального театра заключается в сценической постановке, разучивании хоровых номеров и партий с солистами, постановке танцев, подготовке эскизов декораций. Режиссерским указаниями могут явиться также сценические моменты: откуда выходить, в каком направлении двигаться и т.д.
Задача педагога - дать детям яркие представления, как словесный образ превращается в зримый, объемный персонаж спектакля [14].
Рассмотрим далее формы внешкольной работы по музыке.
Система общего музыкального образования включает в себя наряду с уроками музыки разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися, основанные на принципе добровольности. Задача состоит в том, чтобы школа, внешкольные учреждения предоставили каждому ребенку максимальную возможность реализовать свои музыкальные интересы, потребности, влечения.
Как во внеклассных, так и во внешкольных занятиях существуют такие стабильные формы, как хоровые, оркестровые коллективы, ансамбли, музыкальные классы, студии, разнообразные клубные объединения учащихся, создаваемые в соответствии и их музыкальными интересами, а также музыкальные театры и т.д.
Уровень многих детских внеклассных и внешкольных музыкально-исполните6льских к4оллективов приближается к профессиональному. Хорошо известны в нашей стране и за рубежом коллективы: Детский хор Всероссийской государственной телерадиокомпании под руководством В.С. Попова, московская хоровая школа «Весна» под руководством А.С. Пономарева, Детский музыкальный театр города Москвы под руководством А.Л. Федорова, детская хоровая студия «Радуга» общеобразовательной школы №391 г.С.-Петербурга под руководством Б.С. Рачиной и др.
К другим формам внеклассной и внешкольной музыкальной работы относятся массовые музыкально-просветительские формы, проводимые школой или внешкольным учреждением. Это - разнообразные музыкальные праздники, лектории-концерты, музыкальные игротеки. Их главное отличие от стабильных форм внеклассной и внешкольной работы заключается в том, что они ориентированы на всех без исключения детей. Цель таких занятий - пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным занятиям, способствовать расширению их музыкального кругозора.
Говоря о формах внеклассной и внешкольной работы, нельзя не сказать и о регулярно проходящих в нашей стране музыкальных смотрах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, благодаря которым дети получают возможность выступать на лучших сценах города, проводящего такие праздники. Подобные формы работы позволяют не только выявить новые музыкальные таланты, но и распространять лучший музыкальный опыт организации внеклассной и внешкольной работы.
Музыкальные конкурсы, фестивали, смотры часто организуются с помощью радио, телевидения, что дает возможность познакомиться с лучшими образцами детского музыкального творчества во всех регионах страны.
Филармония (с греческого: люблю и гармония) - это название концертных организаций, в задачи которых входит пропаганда музыкальных произведений и исполнительского мастерства, а также других видов искусства (танец, художественное чтение и др.). Филармонии способствуют выдвижению и художественному росту молодых исполнителей, осуществляют обмен артистическими силами с концертными организациями других стран. В составе филармонии постоянные штатные исполнители-солисты, большие музыкальные коллективы (симфонические и камерные оркестры, хоры), камерные ансамбли. Деятельность филармонии играет большую роль в развитии музыкальной культуры [14].
Музыкальные фестивали (от латинского festivus - веселый, праздничный) - празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединенные общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. Бывают, различны по продолжительности и содержанию. Существуют фестивали монографические (посвященные музыке одного композитора), тематические (посвященные определенному жанру, эпохе или стилистическому направлению), исполнительского искусства и другие. Фестивали организуются государственными и местными властями, филармониями и музыкальными обществами. Проводятся регулярно: ежегодно, раз в 2 года или раз в 3-4 года, а также в связи с особо торжественными событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся музыкальными традициями либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов.
Концерты (с латинского concerto - состязаюсь) - публичное исполнение музыки, обычно по заранее объявленной программе, различными исполнительскими составами в специальном помещении.
Музыкальные музеи - научные и культурно-просветительские учреждения, осуществляющие собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников музыкальной культуры.
Встречи с творческой интеллигенцией.
Культурно-массовые центры.
Особое место в системе внеклассной и внешкольной работы занимают детские музыкальные школы, которые теперь называются музыкальными учреждениями дополнительного образования детей. Они могут иметь самостоятельный статус или создаваться на базе общеобразовательного учебного заведения.
Детские музыкальные школы призваны решать двоякую задачу: давать учащимся систему музыкальных знаний, умений и навыков, целенаправленно расширяя и обогащая музыкальный опыт, приобретенный ими на обязательных уроках музыки, и в то же время готовить наиболее одаренных из них к последующей профессиональной музыкальнойдеятельности. Такие школы служат тем базисом, на котором строится в дальнейшем профессиональное музыкальное образование. Программы музыкальных школ включают в себя комплекс музыкально-исполнительских, музыкально-исторических, музыкально-теоретических дисциплин. Тем самым достигается всесторонность музыкального развития учащихся.
Среди внеклассных форм музыкального воспитания, важнейшим по охвату, доступности, популярности, справедливо называют занятия в хоре. Хоровое пение обладает рядом неоценимых общевоспитательных и специфически музыкальных возможностей. Участие в процессе исполнения музыки, одновременно с активным развитием музыкального слуха и певческого голоса, способствует наиболее полному и глубокому проникновению в ее содержание, пониманию выразительного значения основных средств «музыкального языка». Поэтому хоровое пение может служить не только путем для воспитания исполнителя (певца), но и культурного слушателя музыки. Вместе с тем, занятия в хоре воспитывают прекрасное чувство коллективизма, ответственности каждого его участника за общее дело и другие важнейшие качества личности.
Однако зачастую, хормейстеры не используют богатейшие возможности хорового пения для активизации музыкального развития. Ограничивая свою работу лишь воспитанием певческих навыков, умений в области звукоизвлечения, звукообразования, дыхания, дикции руководитель подчас добивается возможности исполнения довольно сложных произведений, но мало заботится о расширении музыкальных интересов учащихся, воспитании их активного, сознательного, заинтересованного отношения к окружающим музыкальным явлениям. В результате того, что подбор репертуара, его интерпретация определяются лишь самим руководителем, исполнители привыкают к пассивной роли «послушного инструмента» в его руках, не чувствуют себя участниками творческого процесса. [21]
Вопросы воспитания музыкального слуха и ритма не могут не волновать каждого педагога-музыканта, так как от степени их развития во многом зависит успех музыкальной работы в целом. В широком смысле под музыкальным слухом следует понимать способность воспринимать, представлять и эмоционально переживать содержание музыкального произведения во всех его аспектах: звуковысотных, ритмических, тембровых, громкостных, формообразующих и т.д.
В узком смысле в основе музыкального слуха лежит ощущение музыкальной высоты, возникающей в результате соотношений между различными звуковыми линиями в их развитии. Такую трактовку музыкального слуха дает известный советский ученый-психолог Б.М. Теплов. В музыкальном слухе он выделяет два вида - мелодический и гармонический. Первый из них проявляется в умении узнавать и воспроизводить мелодию, а также в чувствительности к точности ее интонирования; второй - в восприятии созвучий. [36]
Основополагающий вывод ученого заключается в том, что ощущение музыкальной высоты возникает лишь в результате ладового чувства.
Итак, воспитание ладового чувства, несомненно, является самой серьезной практической задачей. Ладовое чувство, по определению Б.М. Теплова, это, прежде всего эмоциональное переживание определенных отношений между звуками [36].
Вот почему осознание лада во всех его проявлениях - одна из главных практических задач при воспитании и развитии слуха.
Здесь уместно отметить, что во многих методиках развития и воспитания музыкального слуха на первоначальном этапе обучения основным художественным материалом служит народное творчество.
В этой же связи следует указать на возможность использования и многих других приемов, ускоряющих обучение, например, опирающихся на зрительное восприятие. Так, можно рекомендовать применять ручные знаки, закрепленные за определенными ступенями лада (как это принято в системе относительной сольмизации), графическое изображение соотношений между ступенями (по методу болгарской «столбицы») или пять пальцев рук, заменяющих нотный стан. Наглядность и эмоциональность - важные принципы развития музыкального слуха.
На эмоциональную окраску ступеней лада, интервалов и аккордов следует обратить особое внимание, ибо от этого в значительной мере зависит выразительное интонирование и развитие гармонического слуха.
Особенно важно научить детей интонационно обостренно петь тоны и полутоны.
В связи с этим необходимо подтвердить важнейший принцип музыкального воспитания - все теоретические выводы должны вытекать из художественной практики.
Заинтересовать (удивить) - показать - объяснить - вот путь преподнесения знаний детям. Этот принцип является важнейшим в педагогической науке.
Основополагающий принцип в формировании знаний и умений, в том числе и в развитии слуха, заключается в том, что ребенок должен услышать, потом увидеть и, наконец, понять
Раскрывая вопрос выразительного интонирования, нельзя не остановиться и на значении так называемого вокального и внутреннего слуха. Несомненно, что чуткость ребенка к качеству звука поможет ему значительно обостреннее интонировать.
Теперь остановимся на развитии чувства ритма. Существует мнение, что оно не требует специальной тренировки, так как от природы развито у детей лучше, чем музыкальный слух. Такое понимание вопроса наносит огромный вред широкому гармоническому развитию слуха. Воспитание и развитие чувства ритма - серьезная и ответственная задача в работе с детьми.
Развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе самой музыки. Вот почему первейшая задача педагога - постепенно вовлечь ребенка в активную моторную деятельность. Юный певец обязан всем своим телом почувствовать ритмическую сферу, то есть инкорпорировать моторно-двигательное начало музыки. В этом ему помогут, прежде всего, самые простые народные песенки и детские игры. Дети должны научиться двигаться в такт хороводной песне, передавать ее ритмический рисунок хлопками, шагами и т.д.
Игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных - полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развить музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. [12]
Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных руководителей с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка. Настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. [12]
Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Специфика каждого средства музыкального воспитания определяется его отношением к определенному виду музыкального искусства. Поэтому содержание программных умений строится в соответствии с основами данного вида искусства.
Заканчивая вторую главу выпускной квалификационной работы отметим, что в целом внеклассная, внешкольная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними, прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкального образования. Эта работа представляет собой открытую систему, чутко реагирующую на музыкальную жизнь страны и мира в целом, на внутришкольные события, на конкретно выраженные музыкальные потребности детей разного школьного возраста. Внеклассная и внешкольная музыкальная работа в силу своей специфики осуществляется особенно эффективно в тех случаях, когда она нацелена на поддержание интереса детей к музыки, на достижение и демонстрацию музыкально-творческих результатов в самых разных формах: от выступлений детей перед родителями или совместно с ними - до участия - в музыкальных фестивалях и конкурсах
3. Опытно-экспериментальная работа по музыкальному развитию младших школьников во внеклассной музыкально-воспитательной деятельности
.1 Организация исследования
В данной главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по музыкальному развитию младших школьников во внеклассной музыкально-воспитательной деятельности.
Музыкальное воспитание как грань эстетического развития предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, способность понимать содержание музыки и искусства. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности.
В ходе нашего исследования были уточнены критерии музыкального развития школьников при диагностировании на основе средств музыкальной деятельности: наличие опыта и знаний о средствах художественной выразительности; проявление эмоционального отношения и интереса к хоровому пению (эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкальных произведений и в процессе музыкальной деятельности; стремление к творческой самореализации в процессе музыкальной деятельности); самостоятельность включения в художественно-творческую деятельность.
Исследование было проведено в Чарской средней общеобразовательной школе №1 в 3 классе. Нами были выделены две группы: контрольная (12 чел.) и экспериментальная (12 чел.)
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:
. констатирующий этап
. формирующий этап
. контрольный этап
При организации констатирующего этапа исследования нами было проведено диагностирование уровня музыкального развития детей младшего школьного возраста. Для этой цели нами была разработана серия заданий.
Для изучения были выявлены следующие музыкальные способности:
а) состояние музыкального слуха;
б) состояние чувства ритма;
в) способность к воплощению художественного образа;
г) навыки хорового пения.
Для данных заданий нами были разработаны следующие уровни развития: высокий, средний, низкий.
Все задания по диагностике проводились в игровой форме, также учитывались индивидуальные особенности каждого ученика.
Задание №1.
Цель: диагностика способности к сочинению мелодий или припевок.
Учитель зачитывает вслух небольшое стихотворение и предлагает ученику, сочинить на эти слова мелодию и воспроизвести ее голосом.
Задание №2.
Цель: выявить способность к созданию целостного художественного образа.
Учитель играет на фортепиано мелодию со словами и просит ученика создать образ и проинсценировать песню.
Задание №3.
Цель: выявить развитие ритмических ощущений; умения импровизировать на заданную тему.
Учитель играет на инструменте (фортепиано) какую-либо мелодию и просит ребенка придумать к ней ритмический аккомпанемент (с помощью треугольника, бубна и т.д.).
Обработанные и проанализированные результаты, полученные в ходе диагностики, находят свое отражение в таблице №1.
Таблица 1. Уровни музыкального развития школьников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Уровень музыкального развитияКоличество детей 24Абсолютное число% соотношениеВысокий520,5%Средний729,5%Низкий1250%
Результаты первичной диагностики показывают, что большая часть детей находится на низком уровне музыкального развития.
На формирующем этапе эксперимента нами была предложена методика музыкального развития детей младшего школьного возраста. Она заключалась в следующем: поскольку на занятия музыкальной деятельностью в этой школе отводится всего один час в неделю, нами было предложено проведение дополнительных внеклассных занятий, где можно было использовать индивидуальный подход к каждому ученику.
На основе констатирующего анализа музыкального развития младших школьников нами было предположено, что для осуществления индивидуального подхода и с целью эффективного музыкального развития важно организовать работу в следующем направлении:
поддерживать и закреплять интерес детей к занятиям музыкальной деятельностью и к музыкальным произведениям, который уже проявился у детей;
формировать интерес к музыкальной деятельности и музыкальным произведениям у тех, кто еще не проявляет к ним положительного отношения.
Во время эксперимента нами были использованы следующие принципы организации музыкальной деятельности:
- принцип принятия эмоциональных реакций другого, требующий создания психолого-педагогических условий для свободного проявления детьми эмоционального состояния;
- принцип поддержки творческой инициативы детей, предполагающий использование разнообразных видов деятельности на занятиях музыки, которые стимулируют музыкальную активность ребенка на доступном ему уровне;
- принцип персонификации, обусловливающий индивидуальную ориентированность процесса воспитания, учет задатков и возможностей каждого ребенка.
В рамках экспериментальной программы на занятиях по хору, а также на внеклассных занятиях нами был использован игровой метод.
Музыкальная игра «Осень» (см. приложение №1) очень понравилась детям. Целью данной игры явилось раскрепощение детей, развитие воображения, умения находить нужный образ, развитие пластичности.
Занятия по музыкальному развитию включали в себя:
сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст;
выполнение образных упражнений;
составление пляски-импровизации;
проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов;
сюжетных и несюжетных этюдов;
инсценирование незнакомых песен под исполнение учителя.
На занятии, посвященному формированию и развитию у детей представлений об изобразительности ритма, темпа, мелодических интонаций использовались многочисленный музыкальный материал. Детям очень понравилась нетрадиционная форма занятий, которая включала в себя игровые методы, они с удовольствием участвовали во всех заданиях, старались, как можно активнее проявить свои музыкальные и творческие способности (см. приложение №2).
Попутно, в процессе такого музицирования усваивались приемы звукоизвлечения, а также знания о регистрах, динамике, ладе. Для характеристики персонажей сказки учитель предлагал несколько мелодий, из которых ученик должен был выбрать наиболее соответствующую данному действующему лицу. Далее мотив подбирался учеником по слуху. Эмоционально насыщенная речь преподавателя поддерживала сказочно-музыкальную атмосферу урока. Одновременно происходило ознакомление с клавиатурой инструмента, приемами исполнения легато, нон легато, стаккато. Подобранные учащимися мелодии исполнялись с аккомпанементом преподавателя. Найденные средства музыкальной выразительности ребенок должен был использовать в дальнейшем при «сочинении» музыкальных иллюстраций к другим сказкам.
Активно использовались преподавателем «звучащие» жесты, обозначающие артикуляцию, динамику (в соответствии с амплитудой движения руки), ритм и направление движения мелодии по высоте. Так, характерный плавный жест, подчеркивающий связанность звуков при исполнении мелодии легато; движение руки, как бы отталкивающейся от воображаемой точки опоры при иллюстрации приема стаккато, ускоряли усвоение указанных приемов исполнения. Данная методика позволяет проводить занятие в атмосфере музыкальной игры, активизирует познавательную активность учащихся, нейтрализует состояние скованности, развивает творческое воображение и способности.
На контрольном этапе эксперимента, который проводился в заключении опытно-экспериментальной работы, нами была разработана методика выявления уровня музыкального развития младших школьников средствами музыкальной деятельности.
Диагностика проводилась в двух группах: контрольной и экспериментальной. Нами было проведено занятие «Разыгрываем сказочный сюжет».
3.2 Анализ полученных результатов
Обработанные и проанализированные результаты диагностики, проведенной на контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группах, отображены в таблице №2.
Таблица 2. Уровни музыкального развития школьников на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Экспериментальная группа
Уровень музыкального развитияКоличество детей 12Абсолютное число% соотношениеВысокий758,5%Средний325%Низкий216,5%Контрольная группа
Уровень музыкального развитияКоличество детей 12Абсолютное число% соотношениеВысокий325%Средний650%Низкий325%
Как видно в таблице, уровень музыкального развития у детей в экспериментальной группы выше, чем в контрольной.
Дети, входящие в состав экспериментальной группы, показали, что достаточно хорошо усвоили предложенный им материал. Ученики, занимавшиеся в игровой форме обучения, лучше чувствуют динамику, интонацию, характер, ритм звучащей мелодии, легче придумывает разнообразные попевки, танцевальные движения, четко воспринимают и создают новые художественные образы в инсценировках.
Сравнивая первые и последние результаты, мы видим скачок в музыкальном развитии учеников экспериментальной группы.
В контрольной группе уровень музыкального развития значительно ниже экспериментальной. Изменения не так значительны.
Ученики экспериментальной группы восприняли предложенный материал как яркий, красочный, разнообразный мир музыки. А ученики контрольной группы сделали маленький шаг в освоении музыкального инструмента и музыкальной грамоты.
Исходя из полученных результатов, можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза о эффективности внеклассных занятий музыкальной деятельностью нашла свое подтверждение в ходе экспериментальной методики. Музыкальное развитие младших школьников осуществляется более эффективно, если учтены индивидуальные психолого-физиологические особенности учеников, а также используются различные формы познавательной, репродуктивной и творческой деятельности.
Заключение
В заключении можно отметить, что исследование психолого-педагогической литературы, наблюдение за деятельностью учащихся и экспериментальная проверка разработанной методики внеклассных занятий музыкальной деятельностью позволили получить следующие результаты и сформулировать основные выводы.
В данном исследовании показаны место и возможности использования разных видов музыкальной деятельности во внеклассной музыкально-воспитательной работе в музыкальном развитии детей младшего школьного возраста.
Внеклассные занятия по музыке, несмотря на свою необязательность для школьника, заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по музыке дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Проблема учета и оценки музыкального воспитания и по сей день вызывает много споров. Вокруг нее разгораются дискуссии, где высказываются самые различные точки зрения Все это говорит о сложности решения проблемы и вместе с тем о ее важности. Действительно, могут ли быть определенные критерии, по которым оцениваются результаты музыкального воспитания, если совершенно невозможно измерить воздействие музыки на внутренний мир ребенка, богатство его душевных переживаний.
Таким образом, специфика урока музыки ведет учителя к тому, чтобы учитывать не только знания, навыки и умения, которые наиболее очевидны в результатах музыкальной деятельности, например в исполнении произведений или высказываниях учащихся о воспринятой музыке. Особое значение на уроке приобретает увлеченность ребят, их интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые важны на всех этапах деятельности учащихся и свидетельствуют о влиянии музыки на внутренний мир ребенка. При таком понимании учета хорошо видна его не только обучающая, но и воспитывающая функция.
Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Современная ситуация предъявляет к начальному музыкальному обучению изменившиеся требования. Среди его задач появились и иные, отвечающие насущным запросам человека. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:
·создание условий, предоставления шанса каждому человеку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
·творческое развитие его природной музыкальности;
·высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
·помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого.
Проведенное экспериментальное исследование подтвердило основные положения, и показало, что для эффективного музыкального развития детей младшего школьного возраста целесообразно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Выработанная в исследовании методика музыкального развития детей, включающая комплексное использование разных видов стимулирования творческой активности на основе психологической поддержки учителя, активизации детей и развития их творческой инициативы, вовлечении их в музыкальную деятельность средствами игры оказалась результативной. При ее последовательном применении у детей младшего школьного возраста наблюдается:
) повышение и укрепление интереса ко всем видам музыкальной деятельности;
) приобретение теоретических знаний, а также практических умений, навыков и опыта;
) повышение уровня музыкального развития на контрольном этапе эксперимента.
Подводя итоги можно заключить, что занятия внеурочной музыкальной деятельностью, к которым осуществляется нестандартный, «живой» подход имеют огромное положительное влияние на музыкальное развитие у детей младшего школьного возраста. Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои знания по предмету. Это благоприятно сказывается и на качестве его работы.
Список литературы
1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2.Абдуллин Э.Б, Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М.: Инфра-М, 2004.
.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 2003.
4.Агеева С.А. Развитие гармонического слуха у младших школьников.: Метод. пособие. Могилев: МГУ. - 2010. - 60 с.
5.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуман. изд. Центр «Владос». 2009. - 335 с.
.Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением. Автореферат., М.: 2000.
7.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2000.
8.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. - М., 2005.
.Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // О хоровом искусстве. - М.: Музыка, 2000.
.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: АКАДЕМИА, 2002.
11.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие. - М.: Издат.центр «Академия», 2002.-320 с.
12.Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 2006.
.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 2008.
.Глазырина Л.Д. Методические основы музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Проблемы развития педагогического образования. Мн., 2005.
15.Гончарова Н.И. Воспитание музыкой. Учебн.-метод. пособие. - 2004. - 129 с.
.Гришанович Н.Н. Музыка в школе. Метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих среднее образование. Мн., Изд-во Юнипресс. 2006. - 376 с.
17.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 2001.
.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2010. - 304с
19.Зимина А.Н. Первые шаги творчества. - М., 2007.
.Из опыта хоровой работы с детьми. Под редакцией Д.Л. Локшина. - М.: 2003.
.Кравченко М.Б. Организация внеклассной познавательной работы в школе. - Тамбов: ТГПИ, 2008. - 154 с.
.Левенберг Л.Ш. Активизация познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 2001. - 156 с.
.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2000.
24.Методология педагогики музыкального образования: учебник / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Б.М. Целковников и др.; под ред. Э.Б. Абдуллина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 272 с.
.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Поп. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития., 2007. - 238 с.
26.Молоков Г.Ц. Интересы школьников к учебным предметам. - Улан - Удэ: Бурят.кн. изд-во, 2005. - 87 с.
27.Музыкальное образование в школе. Под ред. Л.В. Школяр. М.: АКАДЕМИА, 2001.
28.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
29.Перфильева И.А. Через игру на уроке музыки - к познанию эстетической сущности человека (педагогика искусства в творческих поисках). - Москва-Самара, 2006.
30.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 2007.
31.Ратова Т.Е. Внеучебная воспитательная работа в школе. - Калинин: Калинин.гос. ун-т, 2002. - 165 с.
32.Савинов С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2004. - 89 с.
.Семенова П.И. Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной воспитательной работе. - Чебоксары: ЧГПУ, 2009. - 192 с.
.Сластенин В.А. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и внеучебной деятельности. - М.: МПГИ, 2000. - 278 с.
35.Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. - М., 2009.
36.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 2000.
38.Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. - М., 2008. - 292 с.
39.Школяр Р.В. Противоречие и тенденции современного урока музыки (педагогика искусства в творческих поисках). М.-Самара, 2006.