Социально-психологические особенности проявления религиозности у современной молодёжи (на примере христиан и мусульман г. Москвы)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,6 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-психологические особенности проявления религиозности у современной молодёжи (на примере христиан и мусульман г. Москвы)















Курсовая работа

Социально-психологические особенности проявления религиозности у современной молодёжи (на примере христиан и мусульман г. Москвы)

Оглавление

Введение

. Феномен религиозности

. Сущность и типы религиозности

. Религиозность в системе идентичности молодёжи

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. Россия конца ХХ - начала XXI столетий проходит через сложнейшие, порой трагические, социальные трансформации. Жители России живут в непрерывно меняющемся обществе. Понятие "меняющегося общества" подразумевает как изменения в сфере социальных институтов, так и глубокие перемены в системе ценностных ориентаций, фундаментальные ценностные "сдвиги", влекущие за собой обновление различных сторон общественной жизни.

Религиозная ситуация, сложившаяся в современном российском обществе, по-своему уникальна. Сегодня она отличается как от ряда стран Западной Европы и Америки, так и от религиозной жизни предшествующих поколений внутри самой России.

Главная особенность религиозности российской молодёжи, сразу бросающаяся в глаза, состоит в том, что молодые люди находятся в состоянии интенсивного религиозного поиска. Современное поколение молодых россиян представляет собой людей, активно вовлечённых в духовный поиск, активно ищущих собственную религиозную идентичность. Стоит отметить, что в своих поисках религиозных смыслов молодые россияне часто противоречивы и непоследовательны. А их восприятие религиозного мира подчас характеризуется синкретизмом и эклектикой. Тем не менее, встречающаяся фрагментарность религиозного мышления, отсутствие логической согласованности его элементов никоим образом не способны заслонить искренности и глубины духовного поиска.

Нельзя оставить без внимания обращение молодёжи к духовным ценностям. В условиях нестабильности и перемен принадлежность к определённому религиозному объединению, как правило, даёт человеку желанное чувство социальной поддержки и ощущение счастья.

Анализ особенностей религиозности молодёжи поможет понять их религиозную идентификацию, а включение позитивных ресурсов религиозности в потенциал развития государства, в свою очередь может явиться перспективой гуманизации и гармонизации общественных отношений. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования.

Цель работы: изучить особенности религиозности современной молодёжи.

Объект исследования: религиозность молодёжи.

Предмет исследования: особенности проявлений религиозности современной молодёжи.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует различия в проявлениях религиозности между представителями разных конфессий.

Задачи исследования:

. Рассмотреть феномен религиозности

. Изучить сущность и типы религиозности.

. Проанализировать религиозность в системе идентичности молодёжи.

. Провести исследование особенностей религиозности современной российской молодёжи.

Для решения задач были использованы следующие методы исследования:

анализ литературы по проблеме исследования;

социологический опрос;

тестирование;

анкетирование;

статистическая обработка результатов исследования.

Теоретико-методологическая база исследования: труды К.А. Абульхановой, С.А. Белорусова, В.Л. Веремчука, А.В. Жукова, Н.А. Кобзевой, Д.В. Ольшанского, В.И. Потапчука, С.А. Черняевой и др.

База исследования: В исследовании приняло участие 64 человека в возрасте 20-29 лет, принадлежащих к двум религиозным конфессиям. В первую группу вошли молодые люди, считающие себя православными христианами, во вторую - молодые люди, придерживающиеся ислама.

Теоретическая значимость заключается в том, что проведённое исследование открывает перспективы дальнейшего исследования особенностей религиозного сознания молодёжи.

Практическая значимость: результаты исследования могут найти применение в различных областях социальной философии, философии религии, социологии, психологии личности и педагогике.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объём работы, не включая приложений составляет __ страниц.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, поставлена цель, определены объект, предмет и задачи исследования, изложены методы исследования, отражена практическая значимость полученных результатов.

В первой главе "Теоретическое исследование религиозности" рассматривается феномен религиозности, сущность и типы религиозности, а также дан анализ места религиозности в системе идентичности молодёжи.

Во второй главе "Эмпирическое исследование особенностей проявления религиозности современной молодёжи" описывается выбор методического материала для проведения исследования, даётся интерпретация результатов эмпирического исследования.

1. Феномен религиозности

Религиозность является объектом системного исследования и междисциплинарного изучения. Она анализируется в рамках религиоведения, социологии, психологии. В пределах психологической науки рассматривается в разделах социальная психология и психология личности.

В настоящее время психологи стали исследовать религиозность с позиций психологии религии, в соответствии с принципом методологического атеизма, как психическое отражение религии, проявляющееся в сознании и поведении. С позиций религиозной психологии признается наличие трансцендентного в психике (Б.С. Братусь, Ю.М. Зенько, Б.В. Ничипоров и др.).

Религиозность является наиболее изученным психологической наукой феноменом по сравнению с другими религиозно-психологическими явлениями.

Под религиозностью можно понимать степень приверженности отдельной личности к религии, наличия у нее элементов религиозного комплекса (М.Ф. Калашников). "Религиозность это некое свойство личности, выражающее ее религиозную направленность, определенное качество личности или группы, проявляющееся в индивидуальном и групповом сознании и поведении" (Л. Н. Ульянов). Дефиниция, данная Л.Н. Ульяновым, значима тем, что религиозность определяется как свойство, т.е. он ее относит к классу психологических явлений.

Встречаются определения, в которых авторы указывают на то, что религиозность принадлежит и индивидуальному и общественному сознанию, т.е. является характеристикой личности и групп, реализуется в их поведении. Данные определения обладают важностью в том плане, что религиозность операционализируется здесь не только как свойство личности, но и отражается ее социально-психологическая сущность.

Религиозность - степень воздействия религии на сознание и поведение отдельных индивидов. Состояние сознания и поведения отдельной личности и определенной группы людей. В определение понятия религиозность должны войти компоненты: миф, мистика, фантазия, чувство, вера, культ (Д.М. Угринович).

А. И. Демьянов даёт такое определение: "Религиозность - религия, отраженная в сознании верующих индивидов и проявляющаяся в их практических действиях, субъективная сторона религии, ее конкретное проявление в индивидуальном и групповом сознании верующих людей. Определенная степень приверженности индивида к религии, сформировавшейся в его сознании в результате отражения действительности (А.И. Демьянов).

По мнению В.И. Веремчук, "Религиозность - состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний" (В.И. Веремчук)

Религиозность может принадлежать общественному и индивидуальному сознанию, может изменяться благодаря включенности в соответствующие социальные процессы.

А.И. Демьянов, проанализировав ряд определений религиозности, пришел к выводу, что необходимо учитывать ее социально-психологические аспекты и гносеологическую сущность.

Отдельные авторы предлагают религиозность рассматривать как социально-психологическое явление, а именно как свойство, не только ссылаясь на определения, хотя там отражены социально-психологические аспекты, вплоть до прямой операционализации религиозности как социально-психологического свойства.

С точки зрения устойчивости, религиозность является устойчивым образованием. Её формирование обуславливают не психофизиологические факторы, а социальные, социокультурный контекст и окружающие люди.

Социально-психологические свойства личности представляют собой особенности, которые она обнаруживает в контактах с общественными отношениями, социальными ценностями, нормами, группами, другими людьми (A.M. Столяренко). Это мы и наблюдаем в случае с религиозностью, она выступает как форма социальной идентичности, отражает принадлежность к группе, к большой социальной группе - религиозной. Любая конфессия, в том числе христианство, задает определенные нормы, ценности, которые личность усваивает.

Д. Майерс проводит аналогии между религиозным учением и социальной психологией в плане убеждений, нравственной ответственности, поведения личности под влиянием фактора ситуации, сопоставляя свободу воли и субъектность и т.д., тем самым, обосновывая, что религия должна изучаться в социально-психологическом плане..M. Столяренко предлагает обобщение научных точек зрения на признаки социально-психологических свойств личности. Можно выделить следующие признаки, относящиеся к религиозности.

. Отношение к миру и жизни - мировосприятие и мироотношение. Понимание окружающего мира, человечества. Отношение к ценности своей жизни, понимание смысла.

. Мотивация достижение в самореализации. Высшая группа мотивов -это духовность. Это трансцендентная духовная потребность.

. Отношение к достижениям ценностям человеческой культуры (цивилизованность).

. Отношения с группой - групповая интегрированность личности.

Религиозная вера проясняет связь с конечными, предельными вопросами жизни и смерти, созидая духовную сферу (Б.С. Братусь). В религии, которая субъективно воспринимается и интерпретируется личностью, воспроизводится мировосприятие, предлагается религиозная картина мира, которая усваивается верующими.

В.В. Знаков предлагает различать несколько аспектов духовности, где религиозность только одно из них. Духовность есть результат приобщения к общечеловеческим ценностям; духовность это принцип саморазвития и самореализации человека; духовные состояния сопровождаются концентрацией на этических и эстетических аспектах бытия.

Религиозность выступает как форма социальной идентичности, выражает принадлежность к группе, к большой социальной группе -религиозной.

Можно предложить свой подход к операционализации религиозности, опираясь на положения исследователей и актуальность ее социально-психологического рассмотрения. Религиозность это социально-психологическое свойство личности, субъективное отражение и интерпретация, степень усвоения элементов религии, проявляющиеся в сознании и в поведении. Мы учитываем важность субъективного восприятия религии личностью. Религиозные представления и ценности конструируется в соответствии с личностными смыслами.

Социально-психологическая сущность религиозности нами раскрывается через анализ психического отражения религии на микро и макро уровне. Ниже будут рассмотрены структурные компоненты религиозности как предмета социальной психологии личности и психологические особенности большой социальной группы - религиозной.

Религия - это общественное явление, ее нормы, догматика и т.д. усваиваются из окружающей социальной среды, в результате социального взаимодействия. Исследователи подчеркивают, что нужно обязательно учитывать социальный контекст при изучении религиозности и специфику конфессии. Религиозные группы - это разновидность больших социальных групп, таких социальных общностей, члены которых, не имея непосредственного общения между собой, опосредованно связаны психологическими механизмами групповой коммуникации.

Следовательно, целесообразно изучать те же явления, что и при изучении больших социальных групп вообще: идентичность, массовое сознание, социальные представления, ценности, традиции, язык. При социально-психологическом рассмотрении больших социальных групп исследуются психические явления на макроуровне, относящиеся к познавательной сфере, эмоциональной сфере, поведенческой сфере, мотивационно-потребностной, анализируется социально-психологический тип личности.

По нашему мнению, целесообразно будет рассмотреть структуру религиозности. Согласно аналитическому подходу, традиционно разделяемому отечественными и зарубежными исследователями, структура религиозности содержит три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. В психологии предложен новый подход к структуре религиозности (Е.А. Ходжаева, Е.А. Шумилова), она имеет пять составляющих. Здесь предложены для рассмотрения еще два компонента: идентификационный и нормативно-ценностный. Важно учитывать и то, насколько личность сама осознает себя религиозной и следует нормам и ценностям конкретной религии.

Рассмотрим каждый компонент более подробно.

. Когнитивный компонент. Религиозные представления - это представления о Боге, о других сверхъестественных существах, их образ в сознании верующих. Религиозные верования - источник представлений, вызывающих и поддерживающих эмоции и чувства верующих, позволяющих им строить взаимоотношения со священным. Он нужны, чтобы обобщить и согласовать все элементы вероучения, приспособив их к массовому сознанию верующих. Когнитивный компонент обязательно предполагает наличие иррационального в мышлении. В него входят также религиозные убеждения. Исследователями рассматриваются психические познавательные процессы, обуславливающие религиозные представления.

При рассмотрении познавательной сферы верующих на макроуровне обращаются к понятию "религиозное сознание". Это широкое понятие, несколько абстрактное, имеет место его междисциплинарность, психологическое и не психологическое понимание; оно включает религиозную идеологию и религиозную психологию (имеются ввиду психологические явления).

Религиозное сознание понимается как разновидность массового. По результатам исследований в России: оно синкретично - включает веру и представления из различных конфессий, в то же время верования, касающиеся магии, астрологии, оккультизма, при этом люди считают себя христианами, в то время как христианство отвергает подобные верования и практики. Наблюдается модернизация религиозного сознания.

Религиозные чувства принадлежат к эмоциональному компоненту религиозности. Религия оказывает психологическое воздействие на человека, ее принявшего. Существуют чувства, вызванные религией и специфические, связанные только с религиозным. Ко вторым относятся: поклонение, смирение, просветление, любовь к богу, покаяние, религиозный катарсис.

Религиозные чувства можно разделить на две большие категории: позитивные и негативные. Среди позитивных чувств большое внимание уделялось мистическим чувствам как типично религиозному переживанию: радость, любовь, привязанность и т.д. Среди негативных чувств исследовательский интерес вызывали чувства религиозной нетерпимости и предвзятости, а также страх, чувство вины и т.д.

Религиозность важнейшая психологическая категория, составленная из множества компонентов, основными из которых являются эмоциональные и интеллектуальные.

Религиозная вера - психологический феномен, интегрирующий когнитивный и эмоциональный компоненты религиозности

Если рассматривать данное явление в когнитивном аспекте, то вера вообще представляет собой результат познавательного процесса, отличающегося от знания. "Вера - это ментальная установка, утверждающая реальность данного объекта". Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели: наступлении события. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. В соответствии с психологией социального познания нужно признать допустимость познания при помощи веры.

С позиций массовых психических явлений "вера - это есть результат заражения, внушения и подражания. Это базовый элемент всей структуры восприятия и усвоения суггестивных воздействий и одновременно результат таких воздействий". Это утверждением без доказательств (Д.В. Ольшанский).

Вера вообще выполняет для личности важные функции, имеет значение для осуществления человеком своих замыслов, намерений, является своего рода гарантией и средством мобилизации. Это предпосылка осуществления, необходимая поддержка, условие любой сложноорганизованной человеческой деятельности.

Вера и ее производные являются важной частью нерациональной сферы личности, причем нерациональная не расценивается как нецелесообразная. Иррациональная вера берет начало не в собственном опыте мышления и чувств, она основана на эмоциональном подчинении иррациональному авторитету (например, вера в Абсолют) (Э. Фромм).

Вера выступает как защитный механизм (в широком смысле): снижает тревогу, избавляет от ряда страхов, переключает внимание с оценки значимости ситуации на переработку информации, обдумывание и принятие решения. Следовательно, она прерывает фиксированность на возможных неблагоприятных последствиях и возвращает внимание в рациональную плоскость.

Обобщая подходы различных исследователей, можно заключить, что вера представляет собой когнитивный процесс и результат этого процесса, выполняет важную функцию, являясь защитным механизмом. Она взаимосвязана с эмоциональной сферой, со значимостью предмета. Если человек верит во что-то, он признает реальность, истинность какого-либо объекта.

Существует ряд определений понятия "религиозная вера". Т.Н. Глебова считает это понятие "очень трудным для исследовательской операционализации и спорным при академическом определении. Некоторые авторы настаивают на целостном, но и более абстрактном определении, как отклика на трансцендентное; некоторые предпочитают более узкое определение веры, как системы верований и связанных с этим эмоций".

К.К. Платонов подходит к рассмотрению данного явления с атеистических позиций, при этом он постулирует: "Вера - это чувство, создающее иллюзию познания и реальности того, что создается фантазией с участием этого же чувства. Оно является обязательным компонентом структуры религиозного сознания и минимумом религии". Д.М. Угринович определяет религиозную веру как гностическую характеристику, которая принадлежит обыденному сознанию, отличается устойчивостью, поскольку включена в систему ценностных ориентации.

Предметом религиозной веры является сверхъестественное, не доступное верификации. Её содержание религиозные представления и догматы (Д.М. Угринович и др.).

В качестве характеристик религиозной веры Д.М. Угринович называет интенсивность религиозной веры и степень информированности о вероучении. Интенсивность это - убежденность человека в истинности догматов, наличие или отсутствие сомнений, определяется глубиной и яркостью переживаний. Наличие в сознании информации о вероучении еще не обуславливает веру, можно знать, но не верить.

Анализируя подходы различных авторов к понятию религиозной веры, можно выделить ее отличительные особенности. Ее предметом является сверхъестественное, причем оно не подлежит верификации, связано с высшими смыслами. В религиозной вере обязательно присутствуют познавательные процессы, задействована эмоциональная сфера. Мы предполагаем, что религиозная вера является интеграцией когнитивного и эмоционального компонентов религиозности, проявляется в конкретных религиозных верованиях.

. Поведенческий компонент. Религиозное поведение это внешнее выражение религиозности, культовая и внекультовая практика. Участие в обрядах, исполнение ритуалов, праздников, посещение церкви, чтение религиозной литературы, соблюдение постов, исповедь. Также религиозное поведение включает в себя молитву, религиозную речь и обращение в веру.

Молитва рассматривается как специфически религиозная активность. Выделяют также внекультовые действия: общение в религиозной группе, помощь приходу, пропаганда, восстановление храмов, пожертвования и т.д. Религиозное поведение может рассматриваться как разновидность социального. Обряды, ритуалы, в том числе религиозные создаются на макроуровне, они - элемент культуры.

Идентификационный компонент религиозности это осознание человеком принадлежности к определённой конфессии, важный этап в становлении конфессиональной религиозности, определяющий ее общую направленность. В идентификационном компоненте важно с позиции социальной психологии - социальная идентичность личности, в данном случает религиозная идентичность. Это не просто номинальная принадлежность к какой-либо конфессии, а осознание себя верующим.

. Нормативно-ценностный компонент (или структурирующий сознание) это интериоризация норм и ценностей, сообщаемых религией, стремление следовать им в повседневной жизни, стремление их распространять. Однако нормативно-ценностный компонент тесно связан со знанием догматических и концептуальных основ веры. Они обосновывают для верующего его систему ценностей.

Выделяют специфические религиозные и нерелигиозные ценности, общечеловеческие, в том числе признаваемые религией. Религия молсет выступать как высшая ценность, это характерно для внутренней религиозности. Верующие разделяют общечеловеческие ценности в большей степени, чем неверующие. С возрастом религиозные ценности становятся более либеральными. По результатам исследований последних лет в России: молодежь, считающая себя верующей, придерживается в большей степени нерелигиозных ценностей.

Ценностные ориентации верующих позволяют понять мотивы их культового поведения, характеризуют из взаимоотношения с религиозной общиной, их социальные и нравственные качества. Они определяют общее отношение к окружающей действительности, общую социальную направленность их сознания и поведения. Определяющее значение имеют религиозные заповеди, проповедуемые вероучением.

Представители верующей молодежи не ведут себя в соответствии с религиозными ценностями. Их ценности вполне секулярные: спокойный образ жизни, получение образования, создание счастливой семьи, занятие любимым делом. В то же время наблюдается тесная связь между религиозностью и национальным самосознанием. Присутствует уважение молодежи к конфессии своей культуры, т.е. к православному христианству. (М.П. Мчедлов).

В содержание религиозности обязательно входят религиозное сознание и поведение. Кроме того, необходимо рассматривать религиозную мотивацию индивида во всех сферах деятельности и поведения. Ч. Глок и Р. Старк, анализируя измерения религиозности, также признают в качестве одного из них "влияние религиозных мотивов на поведение индивида".

При анализе особенностей мотивационной сферы религиозной группы на макроуровне необходимо рассматривать потребности, мотивы, ценностные ориентации, связанные с религией. Мотив связывает религиозное сознание и поведение (А.И Демьянов). Верующий не просто знает догмы и заповеди, он действует в соответствии с ними, осуществляет культовую практику, взаимодействует с окружающими.

Выделяют религиозные и нерелигиозные мотивы и потребности верующих, к нерелигиозным относятся те, которые можно удовлетворить с помощью религии: потребности в защите, в аффилиации, в утешении, в поддержке, в идеальном собеседнике в сакральном, священном. Религиозные: выполнять обряды и ритуалы, потребность в контакте с богом. Особенности потребностей определяют типы религиозности.

Следует отметить, что в настоящее время религиозность больше изучается в области социологии, нежели психологии, тем не менее, результаты дают информацию о процентном соотношении лиц с разным ее уровнем, о динамике религиозности и т.д. Ниже представлены результаты социологических и социально-психологических исследований последних лет в России, с ориентацией на структурные компоненты религиозности.

На основе эмпирического изучения были выделены составляющие религиозности (Мягков И.Ф. Щербатых Ю.В., Кравцов М.С). Основные компоненты общего уровня религиозности: вера в наличие могущественной силы и потребность в поддержке с ее стороны. Здесь представлены составляющие, которые согласуются со структурными компонентами религиозности. К идентификационному компоненту можно отнести: "религиозное самосознание", к нормативно-ценностному - "моральные нормы". Под "внешними признаками религиозности", вероятно, понимается религиозное поведение.

По результатам социологического исследования молодежи под руководством В.Е. Семенова (2007) выявлено, что присутствуют явные противоречия в общественном в сознании современной российской молодежи, слабо выражены типы базовой российской ментальности. Более половины опрошенных молодых петербуржцев называют себя верующими.

И.Г. Дубов изучал уровень религиозности, когнитивные и поведенческие особенности жителей России как большой социальной группы - религиозной. Активное проникновение религии в массовое сознание, общественную жизнь. Прежде всего, отмечается динамика роста религиозности, а точнее количества верующих по самоидентификации, если в 1991 г. верующими себя назвали 31%, то в 2000 уже 64 %. 53% исповедуют православие, 2% др. христианское вероисповедание. Неверующие внутри неоднородны, 17 % (из них) - убежденные атеисты, 19% - бог не нужен, 18 % не могут поверить, но хотят. Как факторы роста автор называет: ликвидацию государственного давления на верующих; потребность в утешении, которое не смогли найти в окружающей действительности.

Особое внимание было уделено религиозным представлениям и верованиям (т.е. когнитивному компоненту религиозности). Изучались представления о боге, выявлены представления: как о космической силе, имеющей материальное воплощение; о непознаваемой разумом нематериальной силе. Ответили, что Бога нет только 31% неверующих. Исследователь отмечает влияние литературы на представления о сверхъестественном, путаницу в умах, в массовом сознании. В отношении религиозного поведения выяснилось, что 40% назвавших себя верующими не соблюдают обрядов. Религиозность поверхностна, есть соблюдение формальных требований. Границы между теми, кто отнес себя к верующим и неверующим условны, если учесть эмпирические признаки.

Д.М. Угринович анализируя подходы к структуре и содержанию религиозности, выделяет ее общие критерии: содержание религиозной веры -представления и догматы, в которые верит человек. Интенсивность религиозной веры - насколько человек убежден в истинности религиозных догматов, испытывает ли сомнения. Это определяется глубиной и яркостью религиозных переживаний. Степень информированности индивида о вероучении.

Религиозность целостна и включает в себя все выделенные компоненты, которые тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Разделение является аналитической моделью, которая позволяет избежать подмены целостного явления религиозности его частью (например, соблюдением обрядов и традиций). Следует учитывать не только наличие компонентов религиозности как перечень, но и взаимодействие между ними, и, следовательно - функцию каждого из них.

. Сущность и типы религиозности

На основе анализа научной литературы по проблеме религиозности можно выделить следующие ее количественные и качественные характеристики: степень, уровень, характер, направленность (внешняя, внутренняя). Типы религиозности содержат оценочность, основаны на ценности религии для личности, имеют место позитивно и негативно окрашенные, в основном они представлены парами антагонистами.

Для обозначения количественных показателей понятия уровень и степень употребляются как синонимы. Степень религиозности означает силу религиозной веры, глубину и интенсивность эмоциональных переживаний. Принято говорить о высокой, средней, низкой степени религиозности. В таком случае нужно рассматривать интенсивность всех структурных компонентов религиозности: силу идентичности, принятия религиозных ценностей, количество действий, объем знаний и силу веры.

В частности И.Н. Яблоков определяет степень религиозности, как определенный уровень интенсивности религиозных свойств индивида и группы. Степень религиозности - уровень влияния религии на отдельную личность, интенсивность проявления признаков.

Выделяют понятие "степень ортодоксальности" - степень совпадения веры индивида с вероучением той или иной конфессии. В частности, ортодоксия оценивает степень веры в традиционные христианские доктрины (К. Бэтсон, Д. М. Угринович).

Уровень религиозности представлен шкалой от активных атеистов до глубоковерующих, восходяще, на основе характеристик сознания и поведения, которые можно отследить эмпирически (В.И. Веремчук, В.Г. Крысько, М.К. Тепляков). Для классификации верующих по уровню религиозности предложены эмпирические признаки:

а) вера в основные религиозные догматы и мифы;

б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии);

в) позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам;

г) отправление религиозных обрядов и праздников; выполнение ритуальных предписаний, участие в деятельности религиозных организаций.

В первом эмпирическом критерии представлен когнитивный и эмоциональный компоненты религиозности, во втором -идентификационный, в третьем - нормативно-ценностный и в четвертом поведенческий компонент религиозности.

"Активные атеисты не верят в религиозные догматы и мифы; негативно относятся к религиозным нормам и ценностям; позитивно относятся к атеистическим ценностям и нормам; считают, что религия приносит вред обществу. Не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; не допускают элементов религиозного поведения дома; активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах".

Пассивные атеисты отличаются меньшей активностью, атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. В целом атеисты сознательно отрицают все религиозные догматы (материалистическое мировоззрение); считает негативной религиозную идентификации.

У неверующих также отсутствует религиозная вера, они не идентифицирует себя по признаку религии; не разделяют религиозных ценностей и норм, но терпимы в отношении религиозной веры других людей. Как правило, наблюдается отсутствие элементов религиозного поведения.

Индифферентные к религии люди не верят в религиозные догматы и мифы, но нет и атеистических убеждений; безразлично относятся как к религиозным, так и к атеистическим нормам и ценностям.

Уровень религиозности "колеблющиеся" характеризуется колебанием меду верой и неверием. Сомнения в правильности основных религиозных догматов; колебания в отношении к религиозным и атеистическим ценностям и нормам; возможна частичная религиозная идентификация (относят себя к последователям той или иной религии).

"Верующие" верят в самые существенные религиозные догматы и мифы (вера в существование бога); осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям и нормам; негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

У глубоковерующих (убежденных верующих) имеет место наличие глубокой религиозной веры. Они негативно относятся к атеизму, его ценностям и нормам. Осознают себя членом определенной религиозной группы (конфессии); позитивно относятся к основным религиозным нормам и ценностям. Вера реализуется в поведении. Регулярное отправление религиозных обрядов и праздников; следование религиозным нормам в повседневном поведении; участие в деятельности религиозной организации и пропаганда своего вероучения.

Характер религиозности это качественная характеристика, конфессиональная определенность, особенности, наложенные историческим, культурным контекстом. Он отражает, проявляется та или иная степень религиозности в чувствах, эмоциях и практических действиях.

Состояние - синхронически относительно устойчивая система субординационных религиозных свойств индивида и группы. Состояние выражает качественные показатели явления в его развитии, изменении. Конкретное положение дел в той или иной конфессии. Специфика конфессии, в частности догматы, ценности (заповеди).

Направленность (ориентация) религиозности - понятие, введенное Г. Оллпортом. Внешняя религиозная направленность выступает как способ достижения целей, внешних по отношению к религии, т. е. смысл и ценность религии определяются ее функциональной полезностью. Внутренняя (или подлинная) формирует цельную моральную личность, для которой религия -самостоятельная конечная высшая цель. Г. Оллпорта критиковали за упрощенную двухфакторную структуру, тем не менее, он был одним из тех, кто поставил вопрос о ценности религии для личности

Религиозная интернализация показывает степень усвоения религии (R. Ryan). Интроекция предполагает частичную интернализацию и характеризуется преобладанием давления со стороны себя и других. Большая степень - усвоение предметов веры в качестве личных ценностей, большая произвольность в принятии решений.

Г. Оллпорт предлагает различать внешнюю и внутреннюю религиозность в зависимости от религиозной направленности, от места религии в системе ценностей индивида, является ли она ценностью целью (внутренняя) или средством (внешняя). Он анализирует крайние типы, обычно реально существуют промежуточные. Конфессия при этом значения не имеет.

К. Бэтсон и коллеги дифференцировали и детализировали формы религиозности (аспекты религиозности, личного "запроса" в религии) для измерения личной религиозности как нижеследующие. "Средство" оценивает религиозность как способ достижения других, направленных на себя целей; религиозность "цель" оценивает религию как главную цель саму по себе, самоценную.

Также они предлагают свое видение внешней и внутренней религиозности. Внешняя оценивает степень, в которой внешняя социальная среда определяет личную религиозность. Внутренняя оценивает степень, в которой личная религиозность является результатом личной необходимости в определенности, силе и руководстве.

Выделяют виды религиозности: традиционная и формальная. Социальные нормы традиционной религиозности: терпимость, милосердие, прощение. Ее отличает стабильность, нравственные, эстетические воззрения; массив информации мало меняется и передается из поколения в поколение. Информация включена в обыденное сознание не в теоретической, а в наглядно-образной форме. Традиционная религиозность связана с этнопсихологической самоидентификацией личности, ее социальная функция - соединение этноса, защита от социальных и природных процессов.

Формальная религиозность предполагает глубокое равнодушие к вере при соблюдении обрядов, внешняя ориентация на конформистский стандарт. Нетерпимость к инакомыслию, может перерасти в одержимость, если социальная нестабильность и не действуют традиционные нормы и ценности. Религиозное сознание содержит смесь различных религиозных представлений, характеризуется синкретичностью. Традиционная религиозность представляет собой некий желаемый образец.

Социальная и духовная религиозность различаются по значимости религии для верующего. Социальная религиозность это приверженность одобряемым социальным нормам, моде, религиозность в меньшей степени связанная с осознанными духовными потребностями. Духовная религиозность предполагает глубинные внутренние переживания верующим своего религиозного чувства, чувства единства с богом, религиозного братства с другими верующим. Религия предстает конечной, неоспоримой ценностью.

В основе данной классификации лежат ценности и социальная ориентированность, первая осуществляется как бы для демонстрации другим, она показная, на религиозность влияет социальный фактор, вторая - для собственно личности. В этих двух разных видах удовлетворяются разные потребности верующих. Различается не столько степень, сколько характер ценностей.

Основа типологий религиозности - формальные характеристики: в поведении, степень религиозности, принятие тех и или иных ценностей, функции, выполняемые религией для личности, факты сознания и поведения. Авторы предлагают различного рода признаки, но наблюдается сходство между "средством", внешней, социальной, формальной видами религиозности, т.к. здесь религия имеет для личности меньшую ценность. Во внутренней, традиционной, духовной религия сама по себе представляет ценность.

При психологическом анализе больших социальных групп рассматривается социально-психологический тип личности - доминирующие у членов данной большой социальной общности особенности направленности, интересов, целей, ролевых представлений, привычек и т.п. В данном случае предлагается рассмотрение личности религиозного человека как социально-психологического типа через типологии верующих, предложенные психологией и социологией религии.

Изучение психологических особенностей верующих должно опираться на некоторые методологические и методические принципы социально-психологического исследования религиозности и атеистичности, к ним можно отнести: необходимость единого логического основания для вычленения всех групп типологии. Реализацию этого основания в. двух видах признаков, относящихся: а) к сфере сознания индивида и б) к сфере его поведения. Анализируется совокупность субъективных и объективных признаков для отнесения тех или иных индивидов к определенной мировоззренческой группе.

Исследователи предлагают различные основы типологий, учитывая факты сознания и поведения, предлагая один или. несколько признаков: формальные характеристики, степень религиозности, принятие тех и или иных ценностей, степень религиозной осведомленности, культовые действия. Среди социально-психологических типов религиозных людей есть абстрактные, идеальные, реальные; выделенные по теоретическим и эмпирическим основаниям.

Абстрактный идеальный верующий (обобщенный- эталонный) это идеальный образец для подражания. Характеристики конкретного идеального верующего устанавливаются на основании знаний реальных особенностей группы религиозного населения и условий их жизни. Конкретный реальный верующий имеет присущую ему степень адаптированности в религиозной системе. Степень (уровень) религиозности может определяться степенью соответствия эталону (В.Г. Пивоваров).

В.Е. Семенов в ряду базовых российских менталитетов рассматривает-православно-российский - он имеет тысячелетнюю историю на Руси и в России, активно возрождается с конца 80-х гг. XX в.; представляет ценности Бога, Духа, заповедей, святости, совести. Российский менталитет отличает синтез веры в другого человека, в общество и в идеал; преобладание морального сознания над политическим и правовым; представление о "Я" как о неразрывно связанным с представлениями об обществе.

Э. Шпрангер среди типов личности (теоретический, экономически и т.д.) выделяет - религиозного человека, он переживает высшие ценности, религия - более всеобъемлющая и интегративная из ценностей, определяет не только его личную жизнь, но и тотальность мира в целом. К типу религиозного человека относится имманентный мистик - все жизненные ценности переживаются как стоящие, утверждение жизни и активное участие в ней. Для трансцендентного мистика жизненные ценности отрицаются, соединяет себя с более высокой реальностью с помощью ухода от жизни, признает аскетизм, самоотрицание.

Типы верующих различаются по частоте и интенсивности эмоциональных переживаний. Эмоциональный компонент - обязательный компонент религиозности.

. лица, испытывающие глубокие и частые эмоциональные переживания;

. лица, для которых религиозные переживания единичны, а религиозный опыт большей частью опосредован религиозными институтами.

Возможно, в третью группу входят колеблющиеся, сомневающиеся, равнодушные по другой классификации.

И.Н. Яблоков анализирует место религиозных ориентации в ряду ценностных ориентации и в зависимости от этого выводит классификацию. Личность верующего оценивается по параметрам: пропорции светских и религиозных ценностей в сознании, выраженность религиозной веры, указаны социально-психологические факторы: группа, совместная деятельность.

Наибольшая выраженность религиозной ориентации (определяющей жизненной ориентации) характеризуется: верой в бога, признанием истинности догматов, культовыми действиями по религиозным мотивам; активной ролью в религиозной группе, распространяем религиозных взглядов. Их религиозное сознание влияет на мотивацию социальной деятельности.

Ряд французских исследователей классифицируют верующих в зависимости культовой практике. К. Леплэ делит католиков на практикующих, нерегулярно практикующих, непрактикующих. О. де Бейль: регулярно присутствующие на воскресной мессе, не регулярно практикующие, исполняющие только пасхальные предписания, не соблюдающие.

3. Религиозность в системе идентичности молодёжи

религия самосознание молодежь идентичность

Религиозная идентичность это разновидность социальной идентичности личности. Социальная идентичность - самоопределение в терминах отнесения себя к определённой социальной группе (У.Джеймс), осознание себя как элемента социального мира (Э. Эриксон). "Та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству" (Г. Тэджфел). Индивид формирует для себя психологически группу посредством категоризации себя с другими (Дж. Тернер).

Социальная идентификация - психологический механизм познания личностью или группой других людей, при котором происходит сопоставление. Процесс самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Ярко выраженное становление религиозной идентичности происходит после обращения в веру (М. Baird). Следует учитывать религиозную идентичность или самоопределение -считает ли сам человек себя верующим. Важно ее не переоценивать, не делать единственным показателем. Индивид относит себя к той или иной группе (большой социальной группе) по религиозному признаку, как минимум к верующим или неверующим.

По результатам российских исследований последних лет наблюдается закономерность: зачастую совпадают религиозная идентичность и этническая, если человек относит себя, к русским, то и к православным христианам. И.Г. Дубов, анализируя особенности религиозности в современной России, предположил, что люди обратились к религии, в том числе для того, чтобы найти свою национальную идентичность.

Многие авторы пишут об очевидной многоуровневости, мозаичности и множественности идентичностей у каждого человека, который одновременно или последовательно выступает и как "физик", и как "православный", и как "мужчина", и как "отец" и т.п. В этой связи М.П. Мчедлов полагает, что важно различать идентичности "ситуативные" (социальные, политические, международные), "примордиальные" (тендерные, расовые) и "традиционные" (этнические, религиозные), характеризующиеся особыми "механизмами формирования", где "в первом случае превалируют сознательные, рациональные факторы, во втором - естественные (неизменные пол, раса), в третьем - немалую роль играет сила исторической инерции".

Действительно, в современной России на обыденном уровне наблюдается тесная связь идентичности этнонациональной и религиозной, фиксируемая многочисленными социологическими исследованиями, поскольку, как полагает М.П. Мчедлов, "национальные (этнические) и религиозные чувства и представления, имея одних и тех же носителей, тесно связаны между собой. Взаимодействие и взаимопроникновение национальных и религиозных факторов способствует росту их влияния на общественное сознание".

Христианство вносит новое этико-жертвенное содержание в понимание природы религиозной идентичности, меняя всю европейскую и российскую культуру. Драматические коллизии исторического становления христианства как Церкви, противопоставившей себя "античному язычеству", дифференциация самого христианства на "ортодоксию" и "ереси", расколы на многомиллионные государственные "конфессии" и "юрисдикции", столкновение с исламским "иноверием" и "светским свободомыслием" привели к необходимости различать, по меньшей мере, три современных типа религиозной идентичности: "юрисдикционный", "культурно-конфессиональный" и "секуляристский". В первом случае личность ориентирована на "причастность к конкретному юридическому лицу, "юрисдикции", к примеру, к РПЦ МП или РПАЦ и считает только эту организацию подлинной религиозной, т.е. дающей спасение; во втором случае можно говорить о широком и недифференцированном самоотнесении к "православию вообще", "православной культуре", тогда как в третьем -только к "самоопределяющейся", "ищущей себя" личности, "человеке вселенной", "пилигриме", "прохожем", причастном к любым формам "высшего", даже если это высшее таково только лично для него и только на этот моменте. Одним из первых об этом стал размышлять И.В. Гете, понимавший "ядром всякой настоящей религии" неконфессиональное чувство "благоговения" , особой гениальности как способности понять тайну очевидного бытия, ибо это "открытая тайна, тайна, ничего не таящая и предлагающая себя каждому взгляду, способному смотреть...", сменяя собственно конфессиональные и мировоззренческие идентичности как односторонние формы.

Социологи отмечают, что "сознание людей - противоречиво и многослойно", что особенно проявляется в условиях того или иного тоталитарного общества, где "вопросы ... предполагают стереотипные, единственно "правильные" ответы", что порождает феномен "многослойности" сознания, когда, к примеру, "во время войны под пулями коммунисты совершали крестные знамения и шептали молитвы", подобно тому как в Средневековье наблюдался феномен двоеверия, "когда люди, считавшиеся и искренне сами считавшие себя православными, могли одновременно выполнять древние языческие обряды".

Такие оценки предполагают стереотипные представления о норме, которая в Средневековье олицетворялась с образом монаха, в советское время - с коммунистом-атеистом, тогда как классик современной антропологии Б. Малиновский полагал нормальной ситуацию "троеверия" (магия - религия - наука) у каждого человека.

На необходимость более сложной классификации форм религиозной идентичности указывает Д.С. Крюков. Он отмечает, что большинство исследователей традиционно религиозную идентичность представляют как двухуровневый феномен, когда выделяются групповая (коллективная, социальная) и индивидуальная (личностная) идентичность верующего . Сам он выделяет три вида религиозной идентичности: социальную, личностную и субъективную. Под социальной идентичностью верующего он понимает "его переживания сопричастности и единения с группой, с которой он разделяет религиозные ценности и установки, систему религиозных норм и ориентации, переживает религиозную картину мира, разделяет систему смыслов и символов данной религии. В соответствии с этим можно говорить, что данный уровень идентичности обуславливается последовательностью событий межличностных и групповых взаимодействий религиозной общности, посредством реализации нормативно-ценностной базы религии и религиозных практик. Эта событийная последовательность формирует соответствующую последовательность эмоционально-чувственных переживаний и опыта взаимодействия со сферой сакрального, систему самовосприятия верующего в соответствии с заданными религиозными образами человека" .

В свою очередь личностная идентичность верующего выступает как "совокупность переживаний верующего, которые раскрывают внутреннее значение религии для его жизни и социальной жизнедеятельности, эта система отношений качеств, характеристик, действий и поступков верующего с нормативно-ценностной базой религии, а также совокупность ожиданий и оценок со стороны его значимого религиозного окружения".

Наконец, субъективная идентичность верующего (или экзистенциальный уровень религиозной идентичности) - "это совокупность переживаний верующего на уровне непосредственного религиозного опыта взаимодействия с сакральной, реальностью. Здесь религиозные переживания, переживания отношений с богом (богами) и другими религиозными персонажами раскрывают непосредственную связь данного конкретного человека со смыслом его жизни. Они предстают как столкновение человека с предельными аспектами его существования, к которым следует отнести и столкновение с сакральным и потусторонним".

Ж.Т. Тощенко отмечает, что пост-советская "религиозная идентичность "формируется и функционирует достаточно противоречиво". После периода "взлета интереса к религии, наступили времена, которые ставят под сомнение качество той идентичности, когда человек заявляет: "Я - православный", "Я - мусульманин", "Я - иудей", "Я - буддист" и т.д.". В этой связи важно исследовать "состояние религиозности", которое обладает определенной "размытостью", "поэтому религиозную идентичность можно определить через диапазон отношения людей к религии: от религиозности (разных форм и интенсивности) - через колебания в вере (неопределенность отношения к религии, индифферентность) - до неверия и атеизма".

В целом идентичность предполагает наличие трех факторов:

Во-первых, нужно, чтобы человек сам считал себя частью этого сообщества, и не только "в душе", но показывая это ("Я" - фактор).

Во-вторых, чтобы сообщество было с этим согласно, и демонстрировало это согласие не на словах, а на деле ("Мы" - фактор).

И, в-третьих, чтобы это признавали посторонние - то есть всякие "третьи лица" ("Они" - фактор).

Иное понимание религиозной идентичности мы встречаем у В.Ф. Чесноковой, которая связывает ее с "воцерковленностью": "Воцерковление человека - это освоение им церковного образа жизни, церковного способа мышления, церковных точек зрения, существующих на данный момент". От индивидуальной воцерковленности она отличает "воцерковление общественного сознания - это освоение массой людей, в нем участвующих, основных понятий, связанных с религиозной сферой: установление точного их содержания, правильных способов их применения, связей и разграничений между ними".

Она полагает, что самоназвание человеком себя "православным" является первым этапом в многоступенчатом и сложном процессе воцерковленности: "Самоназвание "православный", даже если оно еще никак не подкреплено делами и сопровождается весьма смутными представлениями о догматах православной религии и нормах религиозного поведения, тем не менее есть уже первый шаг по направлению к церкви. Человеку предстоит еще большой путь постепенного приближения к ней, медленного воцерковления. Народ, десятилетиями оторванный от Церкви и не получивший никакого религиозного образования, не может воцерковиться быстро и легко"

Отмечая, что сегодня самоидентификация с православием часто сопровождается тем, что человек не ходит в церковь, не молится, увлекается гаданиями, астрологией и т.п., В.Ф. Чеснокова полагает, что человек "в начале своего пути отягощен не только верой в астрологию и доверием к колдунам и знахарству - он отягощен всем своим образом жизни: обычаями, привычками, сложившимся укладом своего быта, вошедшего, как говорится, в "плоть и кровь"", но "несмотря на то, что нельзя считать наших православных верующих сплошь образцовыми представителями православной культуры и православных канонов поведения, все они должны считаться православными, даже и те, кто ни разу в жизни не были в храме и вообще не читали Евангелия. Ибо они, во-первых, признают своею Православную Церковь; во-вторых, им близка именно православная культура, поскольку они, как показывает анализ материала, хорошо (может быть, лучше даже, чем все другие группы) укоренены в русской культуре, которую в значительной степени за последнее тысячелетие сформировало православие, а потому эти наши представления имеют во многом православные установки; и, в-третьих, потому, что они доверяют Православной Церкви".

Таким образом, данным автором фактически признается сосуществование в современной "личности с православной идентичностью" комплекса сосуществующих научных, магических и собственно религиозных (т.е. церковных) моментов. Главным критерием объявляется то, что эти респонденты "признают своею Православную Церковь", "им близка именно православная культура", "они доверяют Православной Церкви". При этом игнорируется то, термин "Православная церковь" не является строгим, как, к примеру, обозначение такой юрисдикции как РПЦ МП, которая, как хорошо известно, считает и будет считать, что "еретиков", "раскольников" или "сектантов" нельзя именовать "православными", даже если сами себя они так именуют и даже если их достаточно много (только один пример: старообрядцы, к которым все названные выше критерии полностью применимы).

Личная религиозность всегда по самой своей природе фундаментально парадоксальна, ибо "не только каждый тип веры не доступен никому, кроме его исповедующих, но и сама вера не доступна пониманию как таковая" .

Сами "верующие" не способны "ведать" всей содержательной глубиной собственной религии, вера по определению предполагает "тайну" и вообще не может быть представлена как однозначная, законченная и ясная рациональная система, каковой является, к примеру, инструкция по пользованию холодильником или телевизором, которыми можно "овладеть" и манипулировать. Решения этих проблем, как представляется, лежит на более глубоком уровне анализа, рассматривающего проблему отношения "своего" и "чужого". Именно "инаковость" способствует идентификации индивида по отношению к той или иной религиозной группе.

Религиозная идентичность (как и любая другая) формируется на основе противопоставления "своих" и "чужих", что, с одной стороны, облегчает общение представителей разных конфессий, а, с другой, ведет порой к конфликтам и конфронтациям. А.К. Якимович указывает, что оппозиция "свой - чужой" "является условием "человеческого бытия"", поскольку в истории культурные конфликты воспринимаются массовым сознанием и мифологизируются по одной и той же схеме, где "НАШИ описываются как носители культуры и человеческих ценностей, а ЧУЖИЕ - как варвары, дикари, зверообразные нелюди".

Противопоставление "своего" и "чужого" начинается с архаической модели мира и трактуется в строгом соответствии с оценкой "хороший - плохой", при этом отрицательно воспринимается все, что принадлежит "чужому" миру: "Смысловым родством с парой "Свой - чужой" обладают пары "хороший - плохой", "чистый - нечистый", "земной - подземный" и т.п.". К "чужим" заведомо относятся нелюди (демонические существа, предки, животные), люди "извне" (инородцы, люди иного социального происхождения и положения, странники). Отличительными маркерами "чужого" являются его "внешность, одежда, запах, бытовое, обрядовое и речевое поведение".

Заключение

Настоящее исследование было посвящено изучению особенностей религиозности молодёжи.

Под религиозностью понимается социально-психологическое свойство личности, субъективное отражение и интерпретация, степень принятия элементов религии, проявляющиеся в сознании и поведении. Это многоплановое свойство, оно, согласно аналитическому подходу, имеет структуру, включающую пять компонентов. Когнитивный компонент, как наиболее значимый, (знания, верования, убеждения); эмоциональный (чувства и эмоции, связанные с верой); поведенческий (культовое и внекультовое поведение: обряды, ритуалы); идентификационный (осознание человеком своей принадлежности к определённой конфессии и вере) и нормативно-ценностный. Религиозность целостна компоненты, тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Религиозная вера представляет особую форму социального познания, где играют роль эмоции и чувства. Религиозная вера интегрирует в себе когнитивный и эмоциональный компоненты религиозности

Религиозность описывается через количественные и качественные характеристики: уровень, характер, направленность (внешняя, внутренняя).

Религиозность россиян в настоящее время характеризуется повышением уровня (в том числе у молодежи), поверхностностью, синкретичностью религиозного сознания, совпадением религиозной и этнической идентичности, неоднородностью внутри себя групп верующих и неверующих.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Издательство «Институт психологии РАН. 1997.

. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2005.

. Артёмова И.В. Особенности религиозности русских в Хакасии. // Вестник Евразии. - 2006. - №3. - С. 71-83.

. Баёв П.А. Проблема типологии феномена религиозности. // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. -№14. - С. 10-14.

. Баева Л.В. Экзистенциальные основания религиозности. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - №2. - С. 18-23.

. Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // СоцИс, - 2004. - № 9. - С. 102-107.

. Беликова Е.О., Нестерова А.Г. Социально-демографические различия в характере современной религиозности (по материалам социологического исследования в волгоградской области) // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. - 2006. - №4. - С. 85.

. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии // Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия. / Сост. К.В. Сельчонок. - Мн.: Харвест; М.: ACT, 2001.

. Белоусова М.М., Сасс О.Н. Молодёжная мифология и субкультурные формы религиозности. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - №3. - с. 35-40.

. Братусь Б. С. Психология и духовный опыт // Консультативная психология и психотерапия. - 2009. - №3 - С. 19-49.

. Будич Н.Ю. Религиозность как условие личностного самоопределения. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2010. - №3. - С. 44-48.

. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). - М.: Смысл, 2005.

. Веремчук В.Л. Социология религии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. - СПб.: Издательство С.-Петерб. Ун-та, 2002.

. Вовченко В.А. Религиозность орловской студенческой молодёжи в социологическом измерении. // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - №1. - С. 87-92.

. Воробьёва М.В. Религия и религиозность в современной России. //Религиоведение. - 2006. - №2. - С. 21-32.

. Воробьёва Н. В. Уровень религиозности студенчества (на примере ОМЗИ) // Инновационное образование и экономика. - 2011. - № 9. - С. 62-69.

. Глебова Т.Н. Психологический портрет религиозности в Америке//www.fapsyrou.ru.

. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности. - Воронеж. 1984.

. Дубов И.Г. Психология больших социальных групп: социально-психологические феномены. - М.: В.Секачев. 2004.

. Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам. // Полис Политические исследования. - 2001. - №2. - С. 78-92.

. Жосан Г. П. Парадигмы православной религиозности современного российского общества (на материалах Орловской области) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2005. - №52. - С. 3-9.

. Жуков А.В. Религиозность, субъективизм и конструирование концепций религиозной личности // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 129-136.

. Жуков А.В. Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности. // Вестник Забайкальского государственного университета. - 20010. - №3. - С. 27-33.

. Журавский А., Кырлежев А. Российское государство перед феноменом религиозности. // Россия и мусульманский мир. -2003. - №12. - С. 13-17.

. Знаков В.В. Духовность в зеркале психологического знания и веры // Вопросы психологии. - 1998. - №3. - С. 104-114.

. Каариайнен К., Фурман Д. Е. Религиозность в России на рубеже ХХ-ХХI столетий. // Общественные науки и современность. - 2007. - №1-2.

. Казьмина О.Е. Православная религиозность в современной России: историческая проблема соотношения религиозной идентичности и религиозной практики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - 2007. - №1. - С. 129-135.

. Кобзева Н.А. Религиозность студенческой молодежи в трансформирующейся России: социологический анализ: Автореф. дис. канд. социол. наук. - М., 2006.

. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.

. Комарова Е.В. К вопросу об определении специфики русской религиозности. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурологи и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2009. - №3. - С. 84-87.

. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, 2004.

. Крюков Д.С. Феномен повседневности и религиозная идентичность . URL: #"justify">34. Кублицкая Е.А. Особенности религиозности в современной России. // Социологические исследования. - 2009. - №4. - 96-107.

. Митрофанова А.В. "Политическое православие" и проблема религиозности. // Философия и общество. - 2006. - № 1. - С. 78-95.

. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // СоцИс. - 1998. - №6. - С. 107-111.

. Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах. URL:#"justify">. Мэлони Н. Религиозный опыт: феноменологический анализ уникального поведенческого события // Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия. / Сост. К.В. Сельчонок. Мн.: Харвест; М.: ACT, 2001.

. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцов М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. №6. - С. 119-122.

. Оллпорт Г. Личность в психологии. - М.: «Ювента», СПб. (При участии психологического центра «Ленато», СПб.), 1998.

. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2011.

. Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1976.

. Потапчук В.И. Религиозность как основа общественного единства (социально-философские идеи С.Л. Франка). // Религиоведение. - 2007. - № 1. - С. 133-141.

. Семёнов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи// СоцИс. - 2007. - № 3. - С. 37-43.

. Слобожникова В. С. Политические партии современной России: между светскостью и религиозностью. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2005. - Т. 5. - №1-2. - С. 81-88.

. Смирнов М.Ю. О религиоведении, религии и религиозности. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2008. - Т. 9. - №2. - С. 62-73.

. Смирнова (Дубова) Е.Т. Введение в религиозную психологию: Учеб. Пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003.

. Соколовская И.Э. Механизмы психологических защит в связи с религиозностью личности. // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №4. - С. 46-49.

. Социальная психология / Под ред. A.M. Столяренко. - М., 2001

. Сучкова О.В. Методика изучения социально-психологического свойства личности "религиозность". // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2008. - №3. - С. 136-146.

. Толерантность в обществе различий: коллективная монография / Под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, А.Ю. Зенковой. Вып. 15. Екатеринбург: Полиграфист, 2005.

. Тощенко Ж.Т. Религиозная идентичность и бюрократия // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процесса) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М. : Институт социологии РАН, 2008.

. Угринович Д.М. Психология религии. - М.: Политиздат. 1986.

. Фабинский М. Религиозность населения в годы гражданской войны. // Высшее образование в России. - 2006. - №12. - С. 136-137.

. Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Россия и мусульманский мир. - 2005. - №10. - С. 42-53.

. Фромм Э. Догмат о Христе. - М.: Олимп, ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1998.

. Христофорова О.Б. Небесные письма: новая книга о народной религиозности. // Живая старина. - 2008. - №4. - С. 64-66.

. Черняева С.А. Влияние христианской религиозности на нравственные представления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №78. - С. 199-205.

. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX в. - М. : Академический Проект, 2005.

. Шергенг Н.А., Баширов Т.А. К вопросу о религиозности российского правосознания. // Современные наукоёмкие технологии. - 2005. - №1. - С. 42.

. Яворски Р. Способы преодоления стресса у лиц с разным типом религиозности. // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №3. - с. 105-116.

. Якимович А.К. "Свой - чужой" в системах культуры // Вопросы философии. 2003. - № 4. - С. 48.

. Mayers D. Big Ideas in Social Psychology and Religion //www.davidmyers.org

Похожие работы на - Социально-психологические особенности проявления религиозности у современной молодёжи (на примере христиан и мусульман г. Москвы)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!