развитие системы маркетинга;
Все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные возникают независимо от субъекта управления (например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия). Субъективные, составляющие абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления и должны быть всегда в поле зрения и анализа. [13]
Рассмотрим подробнее некоторые внутренние факторы.
Компетентность руководства выступает первым пунктом во внутренних факторах заслуженно. Ни одно предприятие не обходится без руководства. Часто предприятие не добивается успеха из-за отсутствия опытного, предприимчивого руководства, а эффективное управление всегда дает свои положительные результаты. Руководитель предприятия должен владеть информацией в полной мере и уметь ей распоряжаться. Так от «верхушки» управление зависят остальные внутренние факторы, например на сколько активно будет проводится инновационная политика, которая способна открыть большие возможности для развития предприятия, повысив технический уровень и конкурентоспособность. Все современные экономические теории указывают на то, что инновации являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды для их инициирования. [16, с. 67-68]
Руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.
Уровень организации, система стимулирования и маркетинга (систематизированной деятельность, связанной с разработкой, созданием и реализацией продукции для удовлетворения личных и общественных потребностей [14, с. 6]) все это также относится к внутренней среде предприятия. Внутренняя среда предприятия - это люди, имущество и информация. Результатом взаимодействия этих элементов является готовая продукция.
Трудно поспорить с тем, что основу предприятия составляют люди, их усилия и знания. В связи с этим стимулирование работников имеет свою непосредственную отдачу. Значительную роль играет премирование за рационализаторскую и изобретательскую деятельность, которая ведет к увеличению прибылей фирм. Стимулирование перспективных специалистов осуществляется посредством не только денежного вознаграждения, но также льгот и бесплатных услуг из фондов социального потребления. Крупные организации выплачивают своим сотрудникам премии к праздникам в среднем в размере 25-50% месячной заработной платы, 13-ую зарплату; производят выплаты к очередным отпускам; предоставляют в личное пользование автотранспорт с оплатой бензина; полностью или частично компенсируют стоимость жилья и т.д. [4, с. 200-201]
С другой стороны, например, сотрудник, осуществивший выгодную сделку для компании, которого не поощрили и не оценили, может попросту покинуть компанию, даже уйти к конкурентам и унести с собой информацию. Это грозит убытками для компании, привыкшей экономить на персонале. От этого может пострадать и репутация. Фирма не будет привлекательна для высококлассных специалистов. Имидж компании-то, о чем не стоит забывать.
Можно сделать вывод, что факторы внутренней среды оказывают прямое воздействие на результаты деятельности предприятия и друг на друга. Например, изменение технологии может потребовать обучения кадров, изменения оплаты труда и т.д.
Факторы внутренней среды определяют производственный потенциал предприятия, но существуют и внешние факторы, которые косвенно влияют на деятельность предприятий и их также надо учитывать и по возможности использовать в пользу предприятия или свести к минимуму их влияние, если оно не благоприятно.
.2 Внешние факторы
Внешние факторы - это те условия, на которые организация не может повлиять, зато внешние факторы оказывают существенное влияние на ее деятельность. Можно назвать это явление внешней средой предприятия, которая подразумевает множество сил и субъектов, оказывающих непосредственное или опосредованное воздействия на функционирование организации и действующих за ее пределами. Чтобы выжить, фирма должна приспосабливаться к внешней среде. [10, с. 40]
Существуют факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия Прямым воздействием обладает такой фактор как население, живущее в окрестности предприятия, так как является основным потребителем и поставщиком рабочей силы. Важную роль играет поставщик компонентов производства, таких как: материальные ресурсы, технология и техника и финансовые ресурсы.
Для подбора поставщиков материальных ресурсов необходим анализ цен, условий поставки и их возможностей. Также из-за недобросовестного поставщика может пострадать качество продукции, а это отразиться на лояльности потребителя к производителю. [17, c. 103]
Техника и технологии важны сами по себе, т.к. от реагирования предприятия на новые технологии и их внедрения зависит эффективность производства. Поставщиками финансовых ресурсов выступают банки, инвестиционные компании, фонды и др.
Потребители - следующий фактор прямого воздействия. Потребители формируют рынок сбыта. Фирма должна знать своего потребители и его потребности, находить способы их удовлетворения. Потребители рассматриваются с точки зрения ценообразования, возможности предоплаты, использования системы скидок и прочих акций. [9, c. 31]
Конкуренты также имеют непосредственное воздействие. Конкуренты определяют условия функционирования и величину прибыли, отвлекаемую на создание оптимальных условий для работы. Во многих случаях именно конкуренты, а не потребители, влияют на принятие решений: что и по какой цене продавать. Конкурентная борьба ведется не только за потребителей, но и материальные, финансовые и трудовые ресурсы. [3, c. 53]
От того, насколько хорошо разработана система взаимодействия с контактными аудиториями, зависит прибыльность предприятия. Именно вовремя проведенный анализ может предупредить о грядущих переменах в потребительских предпочтениях.
Государство - достаточно мощный центр регулирования экономической деятельности. Государство оперирует нормативно правовыми актами, посредствам установления налогов, субсидий, налоговых ставок, ставок рефинансирования, дотаций и других инструментов. [17, c. 105]
О влиянии государства на экономику можно говорить много. Например, на сегодняшний день существует мнение, что правительство России должно частично или временно освобождать от уплаты налога на прибыль начинающие, перспективные проекты. Считается, что эта мера окажет благоприятное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства. 45% предпринимателей считают необходимой мерой устранение административных барьеров, и 47% считают важным снизить ставку по коммерческим кредитам. [28, с. 57]
Государство устанавливает таможенные пошлины, так например с 1 сентября 2015 г. Россия снизила таможенные пошлины почти по 4 тыс. наименований товаров. Ввозные пошлины в основном были снижены на санкционные товары. Из-за этого, в некоторых случаях, могут пострадать отечественные производители. Так, снижение ставок коснулось нескольких отраслей промышленности, в том числе, легкой промышленности и индустрии детских товаров. [24]
Здесь мы видим и влияние политической обстановки на проводимую политику в области экономики, и так плавно переходим к факторам косвенного воздействия.
Существуют факторы внешней среды косвенного воздействия. Это политические, экономические, социально-культурные, демографические, международные факторы. [20, c. 95]
Политические факторы отражают стабильность преобразований в стране, количество политических фракций, криминальную обстановку. Политическая ситуация и инвестиционный климат определяют объем инвестиций в экономику страны. [25]
Известно, что в России экспорт на 37,6% определяет динамику промышленного производства. Так в 2014 году этот показатель был весьма не велик (101,1%).Это связано с сокращением экспорта в связи с введенными санкциями, которые извне повлияли на деятельность многих производств. [27,66 с.]
Влияние внешней среды можно рассмотреть на примере деятельности золотодобывающего предприятия. Для этого обратимся к таблице 2 (Приложение 2) «Возможности и угрозы внешней среды, влияющие на деятельность золотодобывающих предприятий». [26, с. 6]
В таблице видно влияние на деятельность предприятия политической обстановки, государственного правового регулирования, уровня цен на продукцию, уровня инвестиционной привлекательности отрасли. Каждое предприятие имеет свою специфику при взаимодействии, как с внешней, так и с внутренней средой. Однако каждое предприятие стремится к повышению доходности, и в следующей главе речь пойдет о путях достижения увеличения доходов предприятия.
3. Пути повышения доходности предприятия
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников. [1, 268 с.]
Ключевое слово: увеличение. Далее представим существующие методы увеличения доходности предприятия.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. [2, с. 50]
Предприятие может снизить себестоимость продукции, если начнет использовать более дешёвое сырье, однако в некоторых случаях это может отразиться на качестве продукта, а значит и на спросе на него. Выбирая дешевый материал, производитель рискует расположением потребителя, поэтому следует обратить внимание на такой способ снижения себестоимости продукции как модернизация производственного процесса.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции. Предприятия может находить эффективные способы использования отходов производства. [17, с. 118]
Рационализация использования имеющихся ресурсов в том числе и рабочей силы: повышение уровня квалификации работников, обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению со средней зарплатой также даст свои результаты. Соответствие квалификации работников уровню используемых технологий предельно важно, иначе дорогостоящее оборудование может быть не оправдано, и коэффициент его использования будет низким.
Известно, что в 90-х гг. инновационной деятельностью занимались от 52 до 76% предприятий. В том числе, от 31 до 46% предприятий применяли товарно-продуктовые инновации, от 15 до 33% - технологические инновации. [5, с. 47].В начале ХХI в. эти параметры изменились - большее число предприятий стали применять технологические инновации (до 51%), большое внимание стало уделяться новым подходам к системе управления и формированию качества персонала. [13]
Увеличение производства продукции и повышение ее цены за счет повышения качества, совершенствование средств производства. Это тоже может быть связано с НТП.
Действительно, увеличение объема продаж в натуральном измерении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли, но соответствующее увеличение объемов производства требует дополнительных инвестиций и, следовательно, собственных средств предприятия или доступного долгосрочного кредита. [3, с. 160]
Снижение затрат на производство и реализацию продукции можно обеспечить используя выгодное местоположение, например близость предприятия к месторождениям позволяет сократить расходы на транспортировку. Все чаще производители предпочитают иметь собственную точку сбыта - свой магазин.
Диверсификация производства, то есть расширение ассортимента, освоение новых рынков является важным этапом развития предприятия и подкрепляется стремлением к экономической выгоде. Здесь же можно отметить важность ориентации на потребителя, ведь ассортимент корректируется под его потребности. Принцип ориентации на потребителя проявляется в понимании потребностей и ожиданий потребителей, измерении удовлетворенности потребителей и результатов действий. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны выполнять требования потребителя и стремиться превзойти его ожидания. Характеристика клиентских сегментов, составление портрета потребителя является этапом разработки стратегии предприятия. [30, с. 291]
Для получения большей прибыли и увеличения доходности предприятие также может сдать часть своего имущества, включая помещения, сооружения, оборудование и т.д., на аренду на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выкупом. В итоге предприятие получает доход, увеличивающий внереализационные доходы и валовую прибыль. [7] Но этот метод не связан с развитием предприятия.
Заключение
Итак, существует несколько путей повышения доходности предприятия. Они связаны с снижением себестоимости продукции и издержек производства, с расширением выпуска и ценовой политикой, проведением работы с потребителями, и конечно с техническим прогрессом. Руководство предприятия выбирает наиболее действенные методы исходя из специфики деятельности организации. На решение руководства влияют множество факторов, которые делятся на внешние и внутренние. Если на внутреннюю среду есть возможность повлиять, то влияние извне необходимо либо сводить к минимуму, либо использовать на пользу организации.
При выборе стратегии по повышению доходности анализируются в первую очередь такие показатели как прибыль и рентабельность. Существуют различные формы расчета данных величин. Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Прибыль - определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками. От своевременности проведения анализа, от достоверности полученных результатов и оперативности разработки мер, направленных на рост показателей прибыли и рентабельности зависит успешное развитие организации в долгосрочной перспективе.
В настоящее время для повышения прибыльности и рентабельности наиболее часто используют такие способы как повышение уровня продаж и снижение издержек, а также все больше компаний уделяют повышенное вниманию маркетингу (работе с потребителем), что позволяет им не только выбирать товары, которые представляют интерес для потребителей, но и продвигать их на рынок.
Библиографический список
1.Блэкуэлл Р., Поведение потребителей. 10-е изд./ Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Пер. с англ. - Спб.:Питер, 2010.
2.Бородина Е.И. Финансы предприятий. Учебн. пособие / Бородина Е.И. - М.: ЮНИТИ, 2000.
.Гапоненко А.Л., Теория управления: Учебник / Под. общ. ред. Гапоненко А. Л, Панкрухина А.П. - М.: Изд-во РАГС, 2004.-558 с.
.Генкин, Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник для студентов/ Б.М. Генкин. - М:НОРМА, 2005 - 431 с.
.Заусаев В.К. Стратегия устойчивого развития города Южно-Сахалинска до 2020 года. В.К. Заусаев, С.А. Надсадин, И.Г. Минервин, Розанова Н.В. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009. - 215 с.
.Иванова Ю.Н Принципы составления стратегии. // Экономика и предпринимательство №3 (26), май-июнь 2012 г.
.Коновалова Г.И. Проблемы управления затратами на промышленном предприятии и способы их решения // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №1.
.Кондратьева, М.Н. К 64 Экономика и организация производства: учебное пособие / М.Н. Кондратьева, Е.В. Баландина. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 98 с.
.Кондратьева, М.Н. Экономика предприятия: учебное пособие / М.Н. Кондратьева, Е.В. Баландина. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 174 с.
.Коршунов В.В. Экономика организации(предприятия):учебник для бакалавров / В.В Коршунов, - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 392 с.
.Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. 218 с.
.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - Н 90 2-е изд., изм. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М), 2000. - 572 с.
.Пинегина И.Т. Стратегическое планирование научно-технического прогресса. // Проблемы современной экономики. №3 (35), 2013.
.Семенов, Н.А. Маркетинг / Н.А. Семенов: учебное пособие. 1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2007. 100 с.
.Сергеев И.В, Веретенникова И.И Экономика организаций (предприятий):учеб./под ред. И.В Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 560 с.
.Репин Л.Н. Диагностика и управление бизнесом угледобывающей компании. - СПб: МАНЭБ, 2003. - 178 с.
17.Титов В.И. Экономика предприятия: Учебник / В.И. Титов. - М.: ЭКСМО, 2007. - 416 с.
18.Хунгуреева И.П. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева. - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. - 240 с.
19.Шеремет А.Д. Финансы предприятий./ Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. - М.: ИНФРА, 2002. - 356 с.
.Чуева Л.Н. Экономика фирмы: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 416 с.
.Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия [Электронные ресурс] Юркова Т.И., Юрков С.В. Режим доступа: /#"justify">.#"justify">23.Роль контактных аудиторий в маркетинговой среде предприятия [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">24.Таможня&Бизнес [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">25.Региональные аспекты развития малого предпринимательства [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">26.Экономический анализ: теория и практика. // Инновации и инвестиции. 47 (398) - 2014
27.Вопросы статистики 11/2014
.Вопросы статистики 6/2015
.Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н)
.Экономика и предпринимательство №3 (26), май-июнь 2012 г.