Японский менталитет и характер

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,27 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Японский менталитет и характер

Содержание

Введение

. Природные условия Японии

. Влияние природы на развитие и форму культуры Японии

. Становление японского характера в условиях феодализма

Заключение

Литература и источники

Введение

Эта работа посвящена культуре и особенностям психологии населения Японии.

Культура Японии всегда привлекала своей необыкновенной изысканностью и простотой. Европейцев покоряла учтивость населения, и поэтому интерес к этой загадочной стране никогда не иссякал.

Целью этой работы является изучение предпосылок складывания японского национального характера, в особенности его склонности к корпоративности. Социальная история, природные условия и влияние иностранных идей, в основном, Китая и Кореи - все это играет свою роль в создания современного японского общества.

Этнографическими исследованиями Японии занимались Волков В.С., Герасимова М.П., Воробьев М.В., Гришелева Л.Д., Иофан Н.А., Ермакова Л.М., Искендеров А.А., Мещеряков А.Н.

В книге Волкова С.В. "Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке" рассматривается проблема военного сословия в целом, его идеология и вкусы.

Также использовались в этой работе труды Воробьева М.В. "Древняя Япония", "Япония в III-VII веках", "Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии".

Герасимова М.П. представляет в своей работе историю, культуру и традиции в своем труде "Киотоский альбом".

Также японскую национальную культуру рассматривает Гришелева Л.Д. в книгах "Формирование японской национальной культуры. Конец XVI-начало XX века" и "Японская культура Нового времени".

Многочисленные сведения представлены в работе Иофан Н.А. "Культура древней Японии".

В труде Искендерова А.А. представлена биография японского военачальника Тоётоми Хидэёси.

Историю Японии рассматривает Киддлер Д.Э. в своем труде "Япония до буддизма. Острова, заселенные богами".

В книге Кин Д. описывается история взаимоотношений Европы и Японии.

О культуре средневековой Японии пишет зарубежный этнограф Конрад Н.И. в книге "Очерки культуры средневековой Японии VII - XVI века".

Много трудов посвятил Японии Мещеряков А.Н.: "Древняя Япония: культура и текст", "Герои, творцы и хранители японской старины", "Император Мэйдзи и его Япония", "Японский император и русский царь: элементная база" и "История древней Японии".

Также историей этой страны занимался Лещенко Н.Ф. в своем труде "Япония в эпоху Токугава". Историей взаимоотношений русских и японцев занимался Накамура Синтаро в работе " Японцы и русские. Из истории контактов".

О формировании современного общества в Японии пишет Норман Г. в работе "Возникновение совремнного государства в Японии".

Социально-экономическое развитие Японии в VII-XIII представлено в труде Паскова С.С. "Япония в раннее средневековье. VII-XIII века. Исторические очерки".

В работе Попова К.А. "Законодательные акты средневековой Японии" представлены нормативные документы этого государства.

Об открытии европейцами Японии пишет Роджерс Ф. в книге "Первые англичане в Японии".

В книге Светлова Г.Е. "Колыбель японской цивилизации" рассказывается развитие японского этноса в условиях островов.

Спеваковский А.Б. в труде "Самураи. Военное сословие Японии" рассказывает о воинах, их быте, культуре и нравах.

1. Природные условия Японии

Одной из основных особенностей этой страны является ее изолированность. На ранних стадиях развития культура испытывала влияние различных культурных и антропологических факторов. Особое значение имел южный морской путь, связывающий Японию с Корейским полуостровом и с Китаем.

Ранняя культура Японии формировалась в результате тесного взаимодействия различных культурных и антропологических компонентов. Заметны инокультурные этнические вливания оттуда, проходившие в несколько этапов, продолжавшихся до VII века н.э. Но и после этого связи с Дальним Востоком, в частности с Китаем, были важным фактором в эволюции японской культуры.

Островам Японского архипелага присущ ряд разнообразных географических и климатических особенностей, которые оказали значительное влияние на стиль жизни японцев, их менталитет, культуру и историю.

На территории Японского архипелага не существует точки, откуда расстояние до моря превышало бы сто плюс несколько десятков километров. Рельеф в основном представлен горами (около 75%) и равнинами, разделенных горными грядами. Поэтому каждый из регионов Японии, расположенных на одной широте, представляет существование трех природных зон на близком расстоянии. На их основе получили развитие три хозяйственно-культурных комплекса: морской, равнинный и горный.

Как показывает история мирового хозяйства, каждый из этих укладов может быть вполне самодостаточным. Но их физическая приближенность друг к другу в условиях Японии предопределила возможность и даже необходимость тесных контактов между их носителями, что выразилось в ранней специализации типов хозяйствования, а также в интенсивных процессах обмена (товарного и культурного), происходивших на региональном уровне.

Вместе с тем, природные условия архипелага предопределили и значительную изолированность друг от друга отдельных регионов. С VII в. и до середины XIX политико-административная карта Японии делилась приблизительно на 60 провинций. Большинство из них имело выход к морю и располагали как равнинными, так и горными участками. Это привело к тому, что провинции были достаточно самообеспечивающимися образованиями и являлось предпосылкой политического сепаратизма.

Кроме того, следует отметить большую протяженность Японского архипелага. Узкая гряда островов вытянута в направлении с северо-востока на юго-запад в пределах 45° - 24° северной широты. Поэтому условия обитания населения разных регионов Японии весьма различны. К тому же обилие гор способствует консервации локальных особенностей стиля жизни. Еще в прошлом веке обитатели севера и юга Японии испытывали значительные лингвистические затруднения при общении друг с другом (не изжиты они окончательно и в настоящее время).

С 7 в. до середины 19 в. политико-административная карта Японии делилась на около 60 провинций. Большинство из них имело выход к морю, равнинные и горные участки, делающих их самообеспечивающимися образованиями. Это стало предпосылкой политического сепаратизма на протяжении долгого периода времени.

Также следует отметить большую протяженность Японского архипелага. Острова расположены в пределах 45° - 24° северной широты, что делает условия обитания населения разных регионов различными, а обилие гор способствует консервации локальных особенностей стиля жизни.

До второй половины XIX в. из внимания японского государства выпадал остров Хоккайдо, так как там было невозможно рисоводство, столь важное для жизни государства. Архипелаг Рюкю также вел вполне независимое культурно-хозяйственное и историческое существование и окончательно попал в сферу влияния Японии только в 1879г., когда была образована префектура Окинава.

Реки, короткие и бурные, текут только в широтном направлении. Их использование в качестве транспортных и информационных артерий ограничено, поэтому отдавалось предпочтение сухопутным дорогам и прибрежным морским путям.

Море играло особую роль для хозяйственной жизни японцев. Близко от островов встречаются теплые и холодные течения, что создает благоприятные условия для ведения рыбного хозяйства.

Таким образом, жизнь народа, проживающего на территории Японии, в большей степени зависит от капризов природы. Многовековое проживание человека в таких условиях привело к формированию особого менталитета и уникальной культуры, которая и в наше время поражает своими формами.

. Влияние природы на развитие и форму культуры Японии

японский менталитет самобытность искусство

Искусство этой древней страны восходит своими корнями к 8 тысячелетию до н.э. Но самым значительным этапом является период феодализма, начавшийся в VI - VIIв. и продолжавшийся вплоть до середины XIX века. Японское искусство не знало слишком резких спадов или подъемов, каждый этап отмечен своими достижениями.

Древнейший и древний периоды показывают долгий путь познания японским народом законов окружающей природы. Ранний этап феодализма (VII - XII века) соответствует времени утверждения японской государственности, введения буддизма и создания замечательных памятников буддийского искусства - храмов, пагод, разнообразных статуй буддийских божеств. Зрелый этап средневековья (XIII - XVI в.) - время бурного расцвета самобытной живописи на свитках, создания дворцов и дворцовых росписей, храмов и храмовых садов. Культуру позднего средневековья (XVII - XIX в.), связанную с ростом городов, увековечили уже другие виды искусства, поставленные на службу повседневности: гравюра на дереве, прославившая в странах Европы, и "нэцкэ" - миниатюрная скульптура, вобравшая с себя огромный мир легенд, сказок и жизненных наблюдений народа.

Культура Японии складывалась в особых исторических и природных условиях. Землетрясения и тайфуны разрушали дома и посевы, тропическая влажность способствовала недолговечности вещей. Все эти обстоятельства, в которых складывалась жизнь японского народа, научили его обходиться небольшим количеством вещей, легких и удобных для переноски.

Необходимость частых перестроек зданий и заботы о предохранении их от разрушения способствовали созданию рациональных конструктивных приемов для архитектуры и при этом сохранялась неповторимая выразительность. Японцы с древности приучили себя к скромности домашнего обихода. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы.

При создании дома, храма, дворца или замка в средневековой Японии использовались почти все виды искусства. Каждое из них, несмотря на то, что развивалось самостоятельно, служило дополнением другого. Например, искусно подобранный букет дополнял и оттенял настроения, переданные в пейзажной картине. В изделиях декоративного искусства ощущалась та же безупречная точность глаза, то же чувство материала, что и в отделке японского дома. Поэтому при чайных церемониях ценилась посуда, вылепленная руками. Её мягкий, глянцевый и неровный черепок как бы хранил след пальцев, лепивших сырую глину. Розово-жемчужный, бирюзово-лиловый или серо-голубой цвета поливы не были броскими, но в них как бы ощущалось сияние самой природы, с жизнью которой связан каждый предмет японского искусства.

Средневековая японская архитектура отличается простыми и строгими линиями. Она соответствует масштабам человека, размерам самой страны. Основным строительным материалом было дерево, из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки.

Здания строились по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Столбы, на которые опиралось здание, не уходили глубоко в землю, для устойчивости при землетрясении. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Стены в условиях теплого климата не были капитальными и не имели опорного значения. Они могли быть раздвинуты очень легко, заменены более прочными на холодное время или же в теплое время сняты вовсе. Окон также не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение неяркий рассеянный свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение, лишенное постоянной мебели, имело скользящие стены-перегородки, благодаря которым можно было по желанию создавать то зал, то несколько небольших изолированных комнат.

Японский дом был и внутри так же ясен и прост, как и снаружи. В нем поддерживалась постоянная чистота. Отшлифованный до блеска пол покрывали светлыми соломенными циновками - татами, разделявшими комнату на ровные прямоугольники. Обувь снимали у порога, все необходимые вещи содержали в стенных шкафах, кухня находилась отдельно от жилого помещения. В комнатах не было постоянных вещей. Их вносили и уносило по мере надобности. Но каждая вещь в пустом помещении, будь то цветок в вазе, картина или лаковый столик, притягивала внимание и приобретала особую выразительность.

Большое внимание уделяли пейзажу, который можно было видеть через раздвинутые перегородки. Обычно при доме разбивался небольшой сад, становившийся частью дома или храма. Он проектировался таким образом, чтобы зритель чувствовал себя окруженным природой. Поэтому оно должно было казаться глубже, чем на самом деле. С разных углов зрения открывались для глаза новые перспективы, и каждое растение, каждый камень занимали в нем глубоко продуманное и точно найденное место.

Садово-парковое искусство японцы переняли у китайцев, но придали ему другой смысл. Китайские сады предназначались для прогулок, японские больше подчинялись законам живописи, служили главным образом для созерцания и сами напоминали картину. Пейзажный свиток, росписи на ширмах и скользящих дверях вместе с садом при японском храме взаимно дополняли друг друга, выражая особенность японской культуры - стремление к гармонии с природой.

Искусство Японии IX - XII веков. В этот период, когда Фудзивара перенесли столицу в город Хэйан в 794г, ставший центром культурной и политической жизни страны, появились новые явления в развитии культуры. Длительный и сложный, этап 794 - 1185гг., известный как "Мир и Покой" известен в историю Японии как время ослабления иностранных влияний и расцвета столичной японской культуры, породившей неповторимые в своей самобытности творения архитектуры и живописи, поэзии и прозы. Экспромты - картины, экспромты - пейзажные миниатюры, экспромты - психологические зарисовки возникали по каждому поводу.

Искусство Японии конца XII - середины XVI века. В конце XII века столица была вновь перенесена, на этот раз уже на весьма далекое расстояние от былых культурных центров Хэйана и Нары. Причиной стала кровопролитная война между двумя феодальными родами, завершившаяся захватом власти кланом Минамото и провозглашением в качестве главы государства сёгуна Минамото Ёримото, перенесшего столицу в свою ставку Камакура. В Японии, вступившей в эпоху развитых феодальных отношений, с этого времени на многие века установился сёгунат - система военного управления государством, а вместо старой родовой аристократии к власти пришли воины-самураи, принесшие с собой новые вкусы и взгляды. Закалённым в жестоких сражениях воинам был чужд образ жизни хэйанской аристократии и её интерес к поэзии и музыке. Самураи ценили стойкость, простоту и мужество. Ближе, чем танка и роман, им стали героические эпопеи - гунки, повествующие о недавно пережитых трагедиях войн. В формировании феодально-рыцарского мировоззрения самураев важную роль играл буддизм, но выдвинулись другие, чем прежде, стороны его учения, те, которые помогали выжить, преодолеть страх смерти. Такие стороны подчеркивались пришедшим из Китая учением секты Дзэн с его проповедью возможности достичь спасения тут же, на земле, путем волевого самоуглубления, физической тренировки. Отрицание важности обрядов, знаний, основанных на чтении книг, и проповедь значительности любых повседневных дел привлекало к этому учению многих людей. Строгость и простота стали важными чертами архитектуры и искусства периода Камакура.

Искусство Японии конца XVI - середины XIX века. В конце XVI века в Японии пришли к власти новые правители: Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, положившие конец феодальным смутам. Объединение страны было завершено в 1603 году Токугава Изясу, провозгласившим себя великим сёгуном. Наступил довольно длительный этап мира. Наладилась торговля со странами Запада, что способствовало развитию ремесел, ткачества, декоративных искусств. Новые правители с их жаждой власти искали поддержки не у буддийских монастырей, а у богатого купечества, которое набирала силу, было полно творческой активности и постепенно стало вводить в жизнь свои вкусы и художественные понятия. В японском искусстве возросла тяга к многоцветности, зрелищности, праздничности. Уже не храмы и монастыри играли главную ведущую роль в архитектуре. Стремясь утвердить свою власть и свое могущество, сёгуны на протяжении сменившего период Муромати периода Момояма (1573-1614) возвели по всей стране небывалые по величине и прочности замки, победно возносящиеся ввысь дозорные башни. Эти замки, обнесенные несколькими кольцами толстых стен, впервые начали строиться еще в период междоусобных войн в качестве оборонительных сооружений. В них соединилесь заимствованные из Китая и европейских стран приёмы возведения крепостных сооружений - циклопическая кладка огромных цоколей, бойницы с решетками, обитые железом ворота - с традиционными мотивами оформления легких японских деревянных павильонов. Самой высокой частью замка была башня-тэнсю, состоящая из мощного каменного основания и нескольких деревянных оштукатуренных этажей, увенчанных изогнутыми нарядными крышами. При многих чертах сходства с другими, каждый замок имел неповторимый облик и по-своему вписывался в японскую природу. Один из самых живописных - замок Хакуродзё в Химедзи, близ Кобе. Это огромный и сложный комплекс сооружений с лабиринтами, тайными переходами, множеством построек внутри стен. Три малые его трехъярусные башни живописно группировались вокруг главной, пятиярусной, украшенной множеством фронтонов, повторяющихся в различных сочетаниях.

Таким образом, можно отметить, что необычная культура Японии, несмотря на то, что подвергалась влиянию со стороны других культур, сохранила свою самобытность и некоторый консерватизм в вопросах искусства и традиций. Даже в современном мире японцы сохраняют верность древним традициям и обычаям, оставляя тот романтический налет, которым овеяна Япония.

. Становление японского характера в условиях феодализма

Авторитет Сога падал с каждым днем, число противников росло, а длительный голод и эпидемия лишь усилили всеобщее недовольство.

В результате был организован заговор в 645г. Считается, что с этого момента возникло японское государство, завершившее процесс формирования. Главными зачинщиками переворота были семьи Наканооэ и Накатоми. Семья Сога была истреблена почти полностью, а их резиденцию сожгли. Период правления ставленника заговорщиков - Котоку - известен в истории Японии как время "великих перемен", или реформы Тайка.

В документах, сопровождающих эти преобразования, Япония впервые упоминается как государство, а не как сообщество земледельческих общин, которым она официально являлась вплоть до VII века. Отныне отменялось право старейшей аристократии на крупные земельные угодья, которые переходили в собственность государства, т. е. фактически в личное владение императора. Для мелких земледельцев устанавливалась система повинностей, которая разделялась на два вида: барщина и оброк. Административная власть тоже была потеряна для семейных групп: отныне управление осуществлялось специально созданным чиновничьим аппаратом. Из разрушенной резиденции Сога столица переместилась в город Асука, современный Пара.

Основная цель преобразований - перераспределение земли и введение системы наделов - потребовала проведения многих подготовительных мер. Одним из {этапов подготовки стала перепись населения. Крестьянские дворы ("ко"), зафиксированные в результате переписи, были поделены на Мелкие объединения "гоко", включающие в себя пять дворов. Среди членов каждого пятидворья насаждалась круговая порука в результате которой каждый крестьянин оказывался связанным с другим и был обязан следить за соблюдением порядка каждым из соседей. Кроме того, подобное объединение брало на себя функции обеспечения своего рода социальной защиты, что обязывало его следить за хозяйством тех дворов, где не было мужчины, предотвращать бегство крестьян, докладывать о нарушениях, заботиться о детях-сиротах и вдовах.

Император Тэати немало способствовал передаче частных владений в собственность государства, для чего он даже отказался от собственных личных угодий. Вновь была осуществлена перепись населения, которое после этого было поделено на деревня "гёсэй сонраку", представлявших собой более крупные административные единицы, нежели песо. Эти новые объединения управлялись специальными чиновниками, назначаемыми из центра, что значительно повысило эффективность контроля за порядком и уменьшило бегство крестьян.

При Тэнти начались процессы по созданию единых уголовных и гражданских кодексов, долженствующих прекратить произвол чиновников на местах, обязав их следовать единому законодательству. Кроме того, эта важная мера была направлена на ликвидацию пережитков старого обычного права, что способствовало утверждению нового порядка. Одной из таких попыток был кодекс "Омирицурё", составленный в области под названием Оми. Составителя щедро отблагодарили, а чуть позднее он был назначен на должность первого министра, получив при этом фамилию Фудзивара. С этого момента началась эпоха почти безраздельного властвования клана Фудзивара, захватившего в свои руки все основные сферы жизни страны. Особенно их авторитет усилился, когда в результате хитрых интриг императоры прекратили обычай брать жен из царской семьи и стали жениться только на женщинах рода Фудзивара. Наложниц они брали там же, так что все ближайшее окружение правителя были представители Фудзивара. Постепенно роль правителя все уменьшалась и уменьшалась, дойдя до степени фиктивной, когда власть осуществляли императрицы под руководством мужчин своей семьи.

При императрице Дзито был разработан новый сборник законов "Киёми-харарё". Род Фудзивара продолжал осуществлять свою лолитику. Теперь он уже не довольствовался контролем над царскими женами, поскольку окончательное решение принимал все же император. Представители этого могущественного клана стали применять другую тактику, согласно которой на престол возводился малолетний наследник, а правил при нем канцлер из Фудзивара. Так императрица Дзито была вынуждена отказаться от престола в пользу свого юного внука Момму, правившего всего 10 лет, после чего его насильно отправили в монастырь, а ему на смену пришел очередной император-марионетка. Такое положение дел просуществовало относительно недолго, затем снова наступила эпоха императриц. Здесь, однако, Фудзивара столкнулись с неожиданным препятствием: при дворах все большим влиянием стали пользоваться буддистские монахи, вмешиваясь во внутреннюю политику. Так продолжалось до 781 года, когда Фудзивара добились запрета на осуществление функций управления государством женщинами. Это положение было закреплено в новом и на этот раз последнем законодательстве - "Тайхорё". Главным достижением, конечно же, было не это, а закон о системе наделов.

В 784 году члены рода Фудзивара, стремясь ослабить престиж императорской власти, насильно увезли наследника престола на принадлежащие им земли, где вскоре после этого началось возведение города Хэйан, ставшего впоследствии новой столицей и центром нового этапа развития Японии.

Именно в этот период появляется название исконной японской религии, к которому мы привыкли. Столкнувшись с тем, что в их жизнь решительно и повсеместно стало проникать нечто чуждое их культуре, японцы впервые задумались о национальном самосознании. Конечно, тогда они это так не называли, но именно эти мотивы подвигли их на первые попытки систематизации собственной религии. Пришествие буддизма заставило их осознать, определить и дать название "родной" религиозной традиции, противопоставив ее заморскому учению. Япония чувствовала в себе достаточно сил, чтобы не оказаться полностью поглощенной более высоко развитой китайской культурой. Пришедшие оттуда термины и понятия они толковали достаточно свободно.

Примером такого отношения к заимствованиям служит слово "синто", которое японцы взяли из китайского языка. У себя на родине оно означало "божественная истина", а придя в Японию, стало означать "путь богов" и использовалось для обозначения японского культа в противовес буддизму, т. е. "учению Будды". После этого продолжалось сосуществование двух этих религий и их активное взаимовлияние. Стремление коренных жителей приспособить высокоразвитое философское учение, обладавшее нескончаемой глубиной, но, увы, недоступное пониманию того уровня сознания, которым обладали японцы того времени, к своим, более практическим нуждам, было невероятно сильно. Чтобы как-то примирить местных богов с чужеземными, их стали рассматривать как предков, достигших просветления и вернувшихся к потомкам, дабы помочь им избавиться от страданий. Это вполне соответствовало канонам принятой в Японии разновидности буддизма - махаяны.

При входе в буддистский храм первое, что видит посетитель, - это статуи воинственных языческих богов с довольно свирепой внешностью, которые служат для того, чтобы помешать злым духам проникнуть в святая святых. Первым из японских богов, начавшим выполнять такие "охранные" функции, стал бог войны Хатиман, достаточно недружелюбный, чтобы отпугнуть любых незваных гостей. Несмотря на подобные меры, все же сохранялись некоторые незначительные, на наш взгляд, но весьма значимые для японцев осложнения в отношениях двух культов, проявление которых жители страны видели в различных болезнях и прочих неприятностях. Например, при возведении нового храма нужно было испросить разрешения у богов обеих религий.

Сохранились свидетельства случаев, когда император заболевал, если для строительства буддистского храма брался материал со священной горы, из священной чащи и т. п. Со временем подобные записи не только не исчезали, но, напротив, количество их лишь увеличивалось. По мнению исследователей, этот факт можно объяснить все возрастающим авторитетом синто как способа утверждения национального достоинства. Проще говоря, прошла некая "мода" на буддизм, и японцы обратились к истокам. В буддизме произошел даже пересмотр позиции по отношению к ками: теперь это не просто нуждающиеся в спасении существа, но и грозная сила, с которой нужно считаться.

Таким образом, на самосознание японского народа значительно повлияли религиозные течения Китая и Кореи, определив пути развития и становления Японии. Также они заложили основу для традиционных черт характера и культуры страны.

Заключение

Жизнь народа, проживающего на территории Японии, в большей степени зависит от капризов природы. Многовековое проживание человека в таких условиях привело к формированию особого менталитета и уникальной культуры, которая и в наше время поражает своими формами.

Можно отметить, что необычная культура Японии, несмотря на то, что подвергалась влиянию со стороны других культур, сохранила свою самобытность и некоторый консерватизм в вопросах искусства и традиций. Даже в современном мире японцы сохраняют верность древним традициям и обычаям, оставляя тот романтический налет, которым овеяна Япония. На самосознание японского народа значительно повлияли религиозные течения Китая и Кореи, определив пути развития и становления Японии. Также они заложили основу для традиционных черт характера и культуры страны.

Литература и источники

.Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., 1999.

2.Воробьев М.В. Древняя Япония. М., 1958.

3.Воробьев М.В. Япония в III-VII веках. М., 1980.

4.Воробьев М.В., Соколова Г.А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. М., 1976.

5.Герасимова М.П. Киотоский альбом. История, культура, традиции. М. 2002.

6.Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. Конец XVI - начало ХХ века. М., 1986.

7.Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.И. Японская культура Нового времени. Эпоха Мэйдзи. М., 1998.

8.Ермакова Л.М. Вести о Япан-острове в стародавней России и другое. М., 2005.

.Иофан Н.А. Культура древней Японии. М., 1974.

10.Искендеров А.А. Тоётоми Хидэёси. М., 1988.

11.Киддер Дж. Э. Япония до буддизма. Острова, заселенные богами. М., 2003.

.Кин Д. Японцы открывают Европу. М., 1972.

.Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор XVII столетия. М., 1988.

.Конрад Н.И. Избранные труды. История. М., 1974.

.Конрад Н.И. Очерки культуры средневековой Японии VII-XVI века. М., 1980.

.Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. М., 1999.

.Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. М., 1991.

.Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М., 1988.

.Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. М., 2006.

.Мещеряков А.Н. Общественные сверхзадачи японской археологии // Вопросы философии, 1999, №6. С.139-144.

.Мещеряков А.Н. Японский император и русский царь: элементная база. М., 2004.

.Мещеряков А.Н., Грачев Н.В. История древней Японии. СПб, 2003.

.Накамура Синтаро. Японцы и русские. Из истории контактов. М., 1983.

24.Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М., 1961.

25.Пасков С.С. Япония в раннее средневековье. VII-XIII века. Исторические очерки. М., 1987.

26.Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. М., 1984.

27.Роджерс Ф.Дж. Первые англичане в Японии. М., 1987.

28.Савельев И.Р. Японцы за океаном. История японской эмиграции в Северную и Южную Америку. СПб, 1997.

29.Светлов Г.Е. Колыбель японской цивилизации. М., 1994.

.Симонова-Гудзенко Е.К. Япония VII-IX веков. Формы описания пространства и их историческая интерпретация. М., 2005.

.Спеваковский А.Б. Самураи. Военное сословие Японии. М., 1981.

.Толстогузов А.А. Японская историческая наука: очерки истории. М., 2005.

.Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. Краткий очерк. М., 1968.

Похожие работы на - Японский менталитет и характер

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!