Нормативно-правовое регулирование в сфере таможенного дела

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    64,57 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормативно-правовое регулирование в сфере таможенного дела

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Глава 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

§1. Понятие и содержание таможенного регулирования в Российской Федерации

§2. Цели таможенного регулирования

§3. Компетенция государственных органов в области таможенного регулирования

Глава 2. Система источников таможенного права

§1. Акты международного нрава как источники таможенного права

§2. Нормативные правовые акты Российской Федерации

§3. Подзаконные правовые акты

§4. Судебные решения как источник таможенного права

§5. Обычай как источник таможенного права

Глава 3. Обзор судебной практики

Заключение

Список используемых источников

Приложение


Введение


Тема курсовой работы. Нормативно-правовое регулирование в сфере таможенного дела.

Актуальность темы исследования предопределяется значительной ролью, которою играет таможенное регулирование в системе норм, регламентирующих отношения с участием предпринимателей, особенно на современном этапе, характеризующимся активной интеграцией России в мировую экономику.

Последние изменения в области таможенного регулирования свидетельствуют о том, что наше право активно впитывает в себя демократические принципы. В частности, формируется новая система таможенного законодательства. Теперь не только оно, но и законодательство о внешнеторговой деятельности относятся к таможенному регулированию. В целом, происходящие изменения приводят к увеличению объема гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела, в том числе к расширению сферы применения гражданско-правовых методов воздействия на соответствующие общественные отношения.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что становление и развитие современных институтов таможенного права возможно не только при наличии адекватных экономических предпосылок, но и при условии надлежащего правового обеспечения, которое станет возможным лишь тогда, когда у законодателя вслед за юридической наукой будет выработано адекватное представление о правовой сущности таможенного права в целом. Естественно, что обозначенная сущность теснейшим образом связана не только с публичным правом, но и с частным, главным образом с гражданским правом, и проявляется именно в этой области.

Являясь одним из естественных публично-правовых инструментов ограничения свободы частной предпринимательской деятельности, таможенное регулирование в настоящее время стало испытывать все большее влияние частно-правовых средств. Изучение с позиции науки гражданского права складывающегося механизма таможенного регулирования, основанного на сочетании гражданско-правовых и публичных средств, выявление роли и функций указанных частно-правовых средств должно привести к более точному пониманию правовой природы и генезиса взаимовлияния частного и публичного права.

Все выше отмеченное свидетельствует об актуальности исследования гражданско-правового регулирования общественных отношений в области таможенного дела.

Объектом исследования являются гражданское и таможенное законодательство Российской Федерации, система нормативных правовых актов России, определяющих правовое положение субъектов отношений в области таможенного дела и регулирующих отношения с их участием; особенности гражданско-правового регулирования общественных отношений в области таможенного дела, специфика общественных отношений в соответствующей области.

Предметом исследования выступают проблемные аспекты гражданско-правового регулирования общественных отношений в области таможенного дела; существующие теоретические положения, характеризующие сущность гражданско-правового регулирования общественных отношений; судебная практика применения гражданско-правовых приемов, способов и средств в области таможенного дела, гражданско-правовое нормативно-статусное, вещно-правовое, договорное регулирование в области таможенных отношений, а также гражданско-правовая ответственность в области таможенного дела.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является научный анализ развития гражданско-правового регулирования общественных отношений в области таможенного дела и разработки наиболее эффективных путей реализации соответствующих правовых средств на практике.

В соответствии с данной целью автор сформулировал основные задачи исследования:

) Понятие и содержание таможенного регулирования в Российской Федерации;

) Анализ источников гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела;

) обнаружение особенностей защиты прав и интересов, частных лиц и государства с помощью мер гражданско-правовой ответственности в области таможенного дела.

Методологическую основу исследования составляют общие и специальные приемы научного познания правовой действительности.

Структура работы определяется указанной выше целью и задачами. Исследование включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.

Глава 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации


§1. Понятие и содержание таможенного регулирования в Российской Федерации


Определение понятия «таможенное регулирование» содержится в Конституции РФ. В соответствии со ст. 71 таможенное регулирование находится в ведении России и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Можно выделить два вида таможенной политики как единой системы мер (различных по характеру), применяемых государством: 1) протекционизм и 2) свободную торговлю.

Протекционизм преследует цель создать дополнительные обременения для ввозимых товаров, понизить их конкурентоспособность на внутреннем рынке и посредством этого поддержать и развивать национального, отечественного производителя. Суть этого вида заключается в том, что для ввозимых иностранных товаров (или их группы) устанавливаются высокие, зачастую даже искусственно завышенные таможенные пошлины и усложненный порядок таможенного оформления (вплоть до полного запрета ввоза).

Протекционизм по степени таможенного обложения можно подразделить на жесткий (вплоть до запрета на ввоз многих групп иностранных товаров), умеренный (сниженный по сравнению с жестким; более упрощенный порядок таможенного оформления) и мягкий (используется в основном, когда ввозимые товары по своим основным характеристикам не могут составить конкуренцию товарам, производимым в стране). Согласно официальной точки зрения, в нашей стране в настоящее время установлен режим умеренного протекционизма.

Свободная торговля характеризуется минимальными таможенными пошлинами и облегченным порядком таможенного оформления ввозимых иностранных товаров. Фактически она направлена на поощрение импорта и характерна для государств с устойчивой, хорошо развитой экономикой.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации. Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, а также настоящим Положением. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

 

§2. Цели таможенного регулирования


Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

принимает решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обеспечивает опубликование таких решений;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

осуществляет ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению; выдачу лицензий на учреждение свободного склада; - ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; - информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность;

осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

осуществляет функции заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры;

осуществляет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

 

§3. Компетенция государственных органов в области таможенного регулирования

таможенный регулирование государственный международный

Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

определять регион деятельности таможенных органов;

) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

) запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

) осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

) разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.

Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг. Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития и торговли Российской Федерации.

Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий. Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития и торговли Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Федеральной таможенной службы устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Руководитель Федеральной таможенной службы:

) распределяет обязанности между своими заместителями;

) представляет Министру экономического развития и торговли Российской Федерации:

проект положения о Службе;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников таможенных органов;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности начальников региональных таможенных управлений и таможен;

проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

) назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата Службы, заместителей начальников региональных таможенных управлений, таможен, начальников таможенных постов, а также руководителей, иных должностных лиц и работников представительств Службы за рубежом;

) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе;

) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

) утверждает численность и фонд оплаты труда работников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, организаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

) определяет порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-разыскной деятельности;

) организует в таможенных органах в установленном порядке оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия;

) утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы;

) награждает в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, именным оружием, а также ценными подарками или деньгами;

) определяет правомочия таможенных органов и их должностных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;

) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Финансирование расходов на содержание Федеральной таможенной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, а также средств иных источников, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке. Место нахождения Федеральной таможенной службы в г. Москва.

Глава 2. Система источников таможенного права


Источники таможенного права - формы выражения таможенно-правовых норм. В науке теории государства и права наряду с термином "источники права" применяется термин "формы права".

Система источников таможенного права включает (см.приложение 1):

законодательные акты;

подзаконные акты;

акты международного права;

акты судебного правопроизводства;

обычай как источник таможенного права.

Для системы источников таможенного права характерно следующее.

. Российское законодательство о таможенном деле представлено исключительно нормативными правовыми актами федерального уровня, так как регулирование в этой сфере отнесено Конституцией РФ (п. "ж" ст. 71) к ведению федеральных органов государственной власти. В его составе нет правовых актов государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

. В системе источников таможенного права исключительную роль играют акты международного права, так как таможенное дело тесно связано с международными контактами и осуществляется в настоящий момент в условиях Таможенного союза.

. В системе источников таможенного права существенную роль играют подзаконные акты, издаваемые па уровне ФТС России и ЕЭК.

 

§1. Акты международного нрава как источники таможенного права


Таможенное дело неразрывно связано с международными контактами. Современная тенденция развития таможенного администрирования - стремление к всеобщей стандартизации и унификации норм, регламентирующих международную торговлю вообще и таможенное дело в частности. В связи с этим роль международно-правовых актов в системе таможенного регулирования постоянно повышается. Необходимо помнить тот факт, что согласно ст. 15 Конституции РФ и ч. 10 ст. 4 Закона о таможенном регулировании акты международного права имеют приоритет над актами национального законодательства.

С начала функционирования Таможенного союза удельный вес международных договоров в области таможенного дела значительно возрос. Можно констатировать, что в рамках Таможенного союза акты международного права занимают ведущую роль в системе источников таможенного права. Международными договорами введены в действие узловые документы в сфере таможенного регулирования.

 

§2. Нормативные правовые акты Российской Федерации


Во главе системы нормативных правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения, стоит Конституция РФ, многие положения которой прямо или косвенно устанавливают исходные начала и принципы таможенного права.

Принципиальное значение в установлении исходных начал таможенного дела в России имеют нормы, закрепляющие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Указанные конституционные нормы служат базисом для основных принципов таможенного права и принципов перемещения товаров через таможенную границу.

Одним из основополагающих является конституционный принцип единства осуществления государственной политики на всей территории РФ, что предопределяет единство таможенной политики РФ.

Важное значение для системы таможенного права имеет ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, содержащая норму о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы ввиду того, что акты международного права играют, как говорилось выше, исключительно важную роль в системе таможенно-правового регулирования (ч. 2 и 10 ст. 4 Закона о таможенном регулировании).

Основой для деятельности таможенных органов в сфере информирования и консультирования являются нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

Существенное значение для регулирования правоохранительной деятельности таможенных органов имеют конституционные нормы, устанавливающие гарантии прав личности при применении различных мер юридической ответственности. Примером могут служить нормы ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, гласящие, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, нормы ст. 19, закрепляющие принцип равенства всех перед законом и судом. Важное значение в данной сфере имеют конституционные нормы о неприкосновенности жилища (ст. 25), о судебной защите прав и свобод (ст. 46), о гарантии на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), презумпции невиновности (ст. 49).

Принципиальное значение для таможенного законодательства имеет п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящий к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. "в" ст. 106 Конституции РФ).

На осуществление таможенного регулирования направлена ст. 74 Конституции, в с соответствии с которой на территории РФ запрещается устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы, а также какие-либо иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Подобные ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Указанными конституционными нормами закрепляется принцип единства таможенной территории.

Приведенные выше примеры не исчерпывают всей совокупности конституционных норм, направленных на установление основ таможенно-правового регулирования.

Федеральные конституционные законы содержат незначительное количество норм, непосредственно направленных на таможенное регулирование. Для характеристики источников таможенного права гораздо большее значение имеет анализ системы федеральных законов, содержащих нормы таможенного права. Для систематизации этой категории источников представляется возможным, с некоторой долей условности, разделить весь массив федерального законодательства в данной сфере на две категории:

• федеральные законы, целью принятия которых было осуществление таможенного регулирования;

• федеральные законы, содержащие нормы таможенного права.

Основополагающее место в первой категории занимает Закон о таможенном регулировании, фактически представляющий собой кодифицированный акт в области таможенного дела, основной задачей которого является установление основ таможенно-правового регулирования в данной сфере на уровне Российской Федерации как государства -участника Таможенного союза. Закон является необходимым продолжением ТК ТС, составляя с ним единое целое.

Принципиальное значение для системы источников таможенного права имеет Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", устанавливающий пределы вмешательства государства в данную сферу предпринимательства, раскрывающий правовые механизмы, связанные прежде всего с таможенным делом и направленные на регулирование внешней торговли. Особо следует отметить нормирование данным актом основ применения мер нетарифного регулирования.

Сохраняет свое значение Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе", несмотря на то что с момента своего принятия он претерпел значительные изменения. Данный Закон устанавливает основные принципы тарифного регулирования, дополняя акты Таможенного союза в данной сфере.

Существует значительное число законодательных актов федерального уровня, связанных с регламентацией применения отдельных мер государственного воздействия на экономику. Среди них следует назвать:

• Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", регламентирующий применение специальных мер защиты от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных импортеров товаров;

• Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле", направленный на предотвращение распространения оружия массового поражения и его компонентов, защиту национальных интересов, связанных с военно-промышленным комплексом;

Среди источников таможенного права особое место занимает Федеральный закон "О службе в таможенных органах", регламентирующий правовой статус сотрудников таможенных органов, несмотря на то, что сфера его применения несколько сузилась после появления в таможенных органах второй категории - государственных гражданских служащих, на которых действие указанного Закона не распространяется.

Вторая категория федеральных законодательных актов состоит из законов, содержащих нормы таможенного права наряду с нормами иной отраслевой принадлежности. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающий основы перемещения иностранной валюты через таможенную границу, НК, являющийся основным актом, регламентирующим уплату налогов в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, КоАП, устанавливающий санкции за административные правонарушения в области таможенного дела.

 

§3. Подзаконные правовые акты


Они являются важными и многочисленными источниками таможенного права. Назовем основные виды подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения.

Значение указов Президента РФ как источников таможенного права заключается в следующем.

. В настоящий момент структура федеральных органов исполнительной власти определяется Президентом РФ, следовательно, место таможенных органов в системе органов исполнительной власти предопределено актами Президента, прежде всего Указом от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

. Президент наделен особыми полномочиями в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе полномочиями по нормативно-правовому регулированию перемещения товаров, подлежащих экспортному контролю.

. Президентом регламентируются отдельные вопросы, связанные со статусом таможенных органов и прохождением службы в таможенных органах. Примером могут служить Указы Президента РФ: от 03.12.1994 № 21,52, которым утверждены описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов РФ, размещение указанной эмблемы на транспортных средствах, а также рисунок вымпела морских и речных судов таможенных органов РФ; от 16.11.1998 № 1396, утвердивший Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации.

Правительство РФ непосредственно руководит работой ФТС России и, следовательно, издаст акты, направленные на правовую регламентацию ее деятельности (см. постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 "О Федеральной таможенной службе").

Большая часть нормативных правовых актов органа исполнительной власти в области таможенного дела - это акты ФТС России, уполномоченной осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере. Актами ФТС России охватывается весь спектр правоотношений в области таможенного дела. Это установление порядка включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, правовая регламентация совершения отдельных таможенных операций, нормирование порядка осуществления отдельных форм и способов таможенного контроля.

К этой же категории следует отнести неотмененные акты ГТК России, не противоречащие действующему ТК ТС. В период 2004^2006 гг. полномочия по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела принадлежали Минэкономразвития России, в связи с чем существует незначительное количество неотмененных актов указанного органа государственной власти, являющихся источниками таможенного права. Так как ФТС России является единственным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, акты иных министерств и федеральных служб не играют существенной роли в таможенно-правовом регулировании, за исключением актов Минфина России, которому в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о таможенном регулировании предоставлено право нормативно-правового регулирования в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления не наделены полномочиями осуществлять нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.

 

§4. Судебные решения как источник таможенного права


Вопрос об отнесении судебных актов к числу источников таможенного права (к числу источников права вообще) следует назвать одним из самых дискуссионных в правовой науке. В рамках настоящего учебника авторы сочли возможным исходить из традиционного понимания роли судебных актов в системе российского права, в соответствии с которым решения судебных органов не могут рассматриваться как источник права. Несмотря на это, необходимо отметить, что постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ, затрагивающие таможенную проблематику, оказывают серьезное воздействие на таможенные правоотношения, их обязательно необходимо учитывать в практической деятельности как представителям таможенных органов, так и участникам ВЭД.

Единственная категория судебных актов, которая является источником таможенного права России - это решения Конституционного Суда РФ.

Свои полномочия Конституционный Суд РФ (далее - КС РФ) реализует, принимая решения различного вида: постановления, заключения, определения и организационные решения. Итоговым решением КС РФ по существу вопросов, явившихся основанием для рассмотрения дела, является постановление, которое выносится именем Российской Федерации. Решения КС РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, - определения.

Законодатель установил, что решения КС РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Юридическая сила решений КС РФ проявляется в том, что они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами (см. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Многие решения КС РФ связаны с перемещением товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную границу. Их многообразие предопределяет большое теоретическое и практическое значение распределения на виды. Среди них выделяют акты, касающиеся порядка исчисления таможенных платежей; нарушения прав должностных лиц таможенных органов. Также отдельные группы составляют решения КС РФ, касающиеся уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере таможенного дела, связанные с административной ответственностью за совершение таможенных правонарушений, и др.

 

§5. Обычай как источник таможенного права


Сфера применения обычая в правовой системе РФ довольно узкая. Вместе с тем существует возможность выделить две категории обычаев, применяемых в качестве источников таможенного права:

• обычаи делового оборота;

• международные торговые обычаи. Возможность применения обычаев делового оборота в качестве источников права предусмотрена ст. 5 ГК, в соответствии с которой обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деятельность участников ВЭД, как правило, предпринимательская, и поэтому обычаи делового оборота, регламентирующие факт заключения сделки, порядок расчетов по договору, порядок и сроки осуществления поставки, могут оказывать и оказывают воздействие на регулирование таможенных правоотношений, так как внешнеторговый контракт - основной документ, используемый для целей таможенного оформления.

Глава 3. Обзор судебной практики


Классическая система права не рассматривает прецедент или судебную практику как источник права, но и не отказывается от применения судебной практики в процессе применения права. В современной отечественной юридической литературе существуют следующие подходы к пониманию понятия «судебная практика». Во-первых, к судебной практике относят только решения высших судебных инстанций по толкованию отдельных норм права. Во-вторых, судебной практикой признается обобщение высшей судебной инстанцией решений судов по различным вопросам. В-третьих, к судебной практике относят весь массив судебных решений по всем рассматриваемым этими органами делам. По сути, каждый подход к пониманию понятия «судебная практика», оправдан и может использоваться в процессе применения права.

Судебная практика является наиболее показательным инструментом применения права в различных ситуациях. Вынесенные судебные решения не являются обязательными для применения в дальнейшем, но позволяют несколько систематизировать процессы правосудия.

На сегодняшний день можно выделить два вида обобщения судебной практики:

Официальное - процесс сбора судебных решений по тем или иным вопросам осуществляется централизовано. Как правило, результатом такого обобщения становятся Постановления пленума Верховного Суда РФ по определенному вопросу. Также широкое распространение получил регулярный обзор судебной практики, подготавливаемый Верховным Судом.

Частное - обобщение судебной практики по определенному вопросу осуществляется в частном порядке. Например, адвокат при подготовке искового заявления обращается к ранее вынесенным судебным решениям в аналогичных делах.

Таким образом, судебная практика это один из основных источников информации по практике применения судами норм права в самых различных ситуациях.

Особенно важное значение имеет судебная практика по делам, не имеющим широкого распространения. Как правило, в таких ситуациях суды не знают, какое принять решение, и обращаются за опытом своих коллег. Законодательство не ограничивает возможность суда изучать судебные решения, вынесенные другими судами. Нет и ограничений по принятию аналогичных решений. В практике иногда случаются ситуации, когда суд выносит решение, точно совпадающее с решением по схожему вопросу другим судом. Но это возможно только в том случае, если все обстоятельства по делу также очень схожи.

Многократное вынесение однозначных решений по одному и тому же вопросу нередко приводит к тому, что они получают официальное закрепление в Постановлениях пленума ВС РФ. Данный документ содержит разъяснения по применению отдельных норм права судами при рассмотрении дела в рамках судебного процесса. Разъяснения эти формируются за счет проанализированной практики судов разных уровней по данному вопросу. Указанные постановления уже носят обязательный характер и суды должны учитывать их в своей работе.

Широко используются материалы судебной практики в комментариях законодательства. При рассмотрении отдельных норм права, а особенно при их толковании, использование примеров из практики судов является наиболее востребованным. Такое объяснение тому или ному положению законодательного акта носит объективный и убедительный характер, так как строится беспристрастном и правовом решении судебной инстанции.

Судебная практика учитывается и законодательными органами при разработке проектов законов и поправок в них. Нередки ситуации, когда уже принятый нормативно-правовой акт создает сложности применения его на практике, либо его использование противоречит самому смыслу права. В таком случае заинтересованные лица могут обратиться в суд с заявлением о разъяснении норм права. Вынесенное судебное решение устраняет недоработку законодателей и носит обязательный характер для всех субъектов права на территории Российской Федерации. В дальнейшем законодатели на основании данного судебного решения могут подготовить новый законодательный акт или внести изменения в существующий.

Для более глубокого понимания темы отобраны два случая судебной практики, наглядно показывающие нормативно-правовое регулирование в сфере таможенного дела Российско Федерации.

.1. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 N 12АП-12462/2014 по делу N А12-24147/2014 (см. приложение 2).

Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении ООО к ответственности за совершение налогового правонарушения.

.2. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от от 18 июля 2015 г. N 15АП-10470/2015 Дело N А53-30606/2014 (см. приложение 3).

Судебная практика в российском праве это только опыт применения норм права и она не может становиться обязательной для применения, кроме определенных в законе случаев. Поэтому к её практическому использованию необходимо подходить с определенной долей критичности. Так как, даже большое число одинаковых судебных решений не является гарантией того, что в конкретном деле судья не займет особую позицию и вынесет решение не совпадающее, а то и противоречащее, с решениями коллег. Все это делает процесс судопроизводства непредсказуемым.

Однако, такое возможно крайне редко, когда дело носит неоднозначный характер и не имеет широкого распространения. Во всех остальных случаях судьи предпочитают выносить одинаковые решения с небольшими расхождениями в формулировках резолютивной части.

Заключение


В исследовании проведен комплексный анализ гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела на современном этапе, освещены отдельные проблемы взаимодействия гражданско-правового и иного отраслевого регулирования в области таможенного дела.

Проведенное исследование гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела позволяет сделать определенные выводы и предложения.

При осуществлении таможенного регулирования предпринимательской деятельности таможенное законодательство в ограниченных пределах опирается и на положения гражданского права. Это, например, выражается в использовании в области таможенного дела таких гражданско-правовых институтов, как залог, банковская гарантия, различные договоры, например, посреднического характера.

Общественные отношения в области таможенного дела представляют собой комплексную систему общественных отношений межотраслевого (частно-публичного) характера, специфика которой определяет особенности соответствующего правового регулирования. В указанную систему включаются три основных вида отношений: административные, налоговые (фискальные), гражданские. При этом гражданские отношения в данной системе занимают относительно самостоятельное место и носят субсидиарный характер, что находит свое проявление в цели их установления - обеспечении, главным образом, имущественных потребностей субъектов отношений в области таможенного дела.

Гражданско-правовое регулирование в области таможенного дела выступает как относительно самостоятельный, субсидиарный, но необходимый инструмент воздействия государства на данную область общественных отношений (одно из средств организации желаемого законодателем правопорядка в таможенной сфере). Отмеченные самостоятельность и субсидиарность основываются на используемой законодателем модели правового регулирования области таможенного дела (публично-частной) и находят свое проявление в основном на уровне системообразующих признаков правовых отраслей. Они отражаются: в цели данного регулирования (организация удовлетворения частных интересов в области таможенного дела); в предмете указанного регулирования (совокупность гражданских отношений, возникающих в таможенной сфере; в методе регулирования - используются гражданско-правовые приемы, способы и средства); в источниках соответствующего правового регулирования (наряду с актами таможенного законодательства используются общие источники гражданского законодательства).

Необходимость гражданско-правового регулирования как инструмента правового воздействия обусловлена тем, что область таможенного дела выступает и как сфера удовлетворения отдельных частных интересов.

Список используемых источников

 

1. Нормативно-правовые акты

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] //Российская газета.- 1993. - 25 декабря.

. Гражданский кодекс РФ (часть первая) [Электронный ресурс]: [от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ с изм. и доп.] // // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) [Электронный ресурс]: [от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп.] //// СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015..

. Уголовный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 с изм. и доп.] // // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ с изм. и доп.] //// СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) [Электронный ресурс]: [от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ с изм. и доп.] // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ с изм. и доп.] // // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Арбитражный процессуальный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ с изм. и доп.] // // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Гражданский процессуальный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 с изм. и доп.] // // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Таможенный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ с изм. и доп.] // // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Федеральный закон РФ: от 8 декабря 2003 г «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 "О Федеральной таможенной службе" // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле", направленный на предотвращение распространения оружия массового поражения и его компонентов, защиту национальных интересов, связанных с военно-промышленным комплексом // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", регламентирующий применение специальных мер защиты от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных импортеров товаров // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

2. Материалы судебной практики

17 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 N 12АП-12462/2014 по делу N А12-24147/2014 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от от 18 июля 2015 г. N 15АП-10470/2015   Дело N А53-30606/2014// СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 30.10.2015.

3. Специальная литература

19. Таможенное право: учебное пособие [Текст] / К.А.Бякешев, Е.Г.Моисеев - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.184с.

. Богомолова, А.А. Таможенное право: конспект лекций [Текст] / А.А. Богомолова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

. Жалинский А.Э. Учебно-практический комментарий к УК РФ [Текст] / А.Э.Жалинский - М., 2012. 943 с.

. История таможенного дела и таможенной политики России: учебное пособие [Текст] / А.Ю. Соломеин. - СПб.: Интермедия, 2011.- 252 с.

. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Ред. коллегия: Веремеенко И.И., Салищева Н.Г., Сидоренко Е.Н., Якимов А.Ю. - М., 2010. 1106 с.

. Ноздрачев, А.Ф. Таможенное право: учебно-методический комплекс [Текст] / А.Ф. Ноздрачев; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 86 с.

. Таможенное право. Методические указания. Учебное пособие [Текст]/ С.С.Хищенкова - ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА», 2011. -с.49.

Приложение

 

Приложение 1

 

Схема источников таможенного права


Приложение 2


Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 N 12АП-12462/2014 по делу N А12-24147/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении ООО к ответственности за совершение налогового правонарушения.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2015 г. по делу N А12-24147/2014

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Смирникова А.В., судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н., при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области Бондаренко Г.Н., действующей на основании доверенности от 13.01.2015 N 1, Кобзева Д.В., действующего на основании доверенности от 15.01.2015 N 23, представителя общества с ограниченной ответственностью "Ремиконт" Вилковой Н.А., действующей на основании доверенности от 30.12.2014, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2014 года по делу N А12-24147/2014 (судья Пак С.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремиконт" (400011, г. Волгоград, ул. Электролесовская, д. 21, ИНН 3444070710, ОГРН 1023404238956) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (400062, г. Волгоград, ул. им Богданова, 2, ИНН 3446858585, ОГРН 1043400495500) о признании недействительным ненормативного акта, установил: В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ремиконт" (далее - ООО "Ремиконт", общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) от 31.12.2013 N 15-08/41 о привлечении ООО "Ремиконт" к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2014 года требования налогоплательщика удовлетворены. Суд признал недействительным, противоречащим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области от 31.12.2013 N 15-08/41 о привлечении ООО "Ремиконт" к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Кроме того, с налогового органа в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества в полном объеме. ООО "Ремиконт" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, инспекцией в период с 14.05.2013 по 21.11.2013 проведена выездная налоговая проверка ООО "Ремиконт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 22.11.2013 N 15-08/29-ДСП, в котором зафиксированы выявленные нарушения. 31.12.2013 по результатам рассмотрения акта и других материалов выездной налоговой проверки инспекцией принято решение N 15-08/41, которым общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 1 735 606 руб. Кроме того, данным решением заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль и НДС в сумме 8 794 965 руб., начислены пени в сумме 1 772 264 руб., предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, ООО "Ремиконт" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области).

Решением УФНС России по Волгоградской области от 31.03.2014 N 198 решение инспекции от 31.12.2013 N 15-08/41 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения. Общество, полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недоказанности налоговым органом отсутствия реальных хозяйственных операций между ООО "Ремиконт" и его контрагентами ООО "ВСП-Сервис", ООО "ПКФ "Волга-Дон", о непредставлении налоговым органом доказательств наличия признаков недобросовестности в действиях самого налогоплательщика, а также признаков согласованных действий налогоплательщика и его контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном увеличении налоговым органом внереализационных доходов ООО "Ремиконт" на суммы кредиторской задолженности в пользу ООО "Оснастка", ООО "Юнитгрупп".

Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в силу следующего. В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Напротив, в обоснование своей позиции инспекция представила противоречивые доказательства, ссылалась на неполно исследованные обстоятельства. Выявленная судом первой инстанции неполнота проведенной налоговой проверки не может быть восполнена в рамках судебного разбирательства. Доводы общества об отсутствии в его действиях умысла на получение необоснованной налоговой выгоды налоговым органом в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должным образом не опровергнуты. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области от 31.12.2013 N 15-08/41 о привлечении ООО "Ремиконт" к налоговой ответственности.

Выводы, сделанные судом первой инстанции, соответствуют правовым нормам законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основаны на их правильном применении. Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд постановил: Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2014 года по делу N А12-24147/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Приложение 3

 

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2015 г. N 15АП-10470/2015         Дело N А53-30606/2014

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрекачева А.Н. судей Д.В. Емельянова, Н.В. Сулименко при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ароян О.У. при участии: от общества с ограниченной ответственностью "РРС": представитель Титоренко О.Л. по доверенности от 01.12.2014, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области: представитель Редкокашина В.С. по доверенности от 28.01.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.05.2015 по делу N А53-30606/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РРС" (ОГРН 1136193003198, ИНН 6166087409) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области, к Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области о признании решений недействительными, принятое в составе судьи Мезиновой Э.П. установил: Общество с ограниченной ответственностью "РРС" (далее - ООО "РРС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области о признании недействительными решения от 08.09.2014 N 14/52760 и к Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области решения от 17.11.2015 N 15-15/2736. Решением суда от 05.05.2015 признано недействительными решение инспекции от 08.09.2014 N 14/52760 и решение управления от 17.11.2015 N 15-15/2736, как не соответствующие Налогового кодексу Российской Федерации.

представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации заявителя по УСН за 2013 год. По результатам рассмотрения материалов данной проверки, в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом вынесено решение от 08.09.2014 N 14/52780 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку по УСН в сумме 470133 руб., пени в сумме 20815,14 руб., штраф в размере 47013,30 руб. и предложено уменьшить на исчисленные в завышенном размере налог в сумме 87508 рублей. Данное решение было обжаловано заявителем путем подачи жалобы в УФНС России по Ростовской области и решением вышестоящего налогового органа от 17.11.2014 N 1515/2736 решение инспекции оставлено без изменения. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и доводов сторон, между лицами, участвующим в деле, не имеется разногласий в отношении арифметической правильности исчисленных налоговым органом и оспариваемых обществом доначисленной суммы налога; фактически спор имеет позиционный характер. В рассматриваемом случае по результатам проверки инспекцией установлено, что обществом был изменен указанный налогоплательщиком в заявлении от 28.05.2013 объект налогообложения с "доходы" на "доходы минус расходы" до окончания налогового периода 2013 года в нарушение требований, установленных статьей 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения урегулированы в главе 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации РФ (в редакции Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ) вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

При подаче указанного заявления налогоплательщик самостоятельно в добровольном порядке осуществляет выбор объекта налогообложения в соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. В силу пункта 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. Переход на упрощенную систему налогообложения предусматривает ограничения, приведенные в статье 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, которые после подачи заявления подлежат проверке в рамках налогового контроля. Таким образом, переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и носит заявительный характер.

Налоговый орган не вправе самостоятельно перевести налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения, определить объект налогообложения вправе только сам налогоплательщик. Как следует из материалов дела, 07 июня 2013 года общество представило в инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1), из которого следует, что оно переходит на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на налоговый учет, о чем свидетельствует цифра "2", отмеченная в соответствующем разделе заявления; в качестве объекта налогообложения заявителем проставлена цифра "1" - "доходы". Обществом представлена в инспекцию налоговая декларация по УСН за 2013 год, в которой в качестве объекта налогообложения заявлены доходы, уменьшенные на величину расходов. Основанием вынесения оспариваемых решений явился вывод налогового органа о неверном определении обществом объекта налогообложения, поскольку предоставление налоговой декларации с другим объектом налогообложения по существу означает изменение выбранного объекта налогообложения. Суд признал позицию налоговых органов излишне формальной и ошибочной, поскольку, несмотря на допущенную обществом ошибку при заполнении заявления о переходе на УСН, при наличии совокупности иных обстоятельств, данная ошибка не может указывать на неправомерность действий налогоплательщика. При этом судом правомерно учтены следующие обстоятельства: - в рассматриваемой ситуации источником об объекте налогообложения, прежде всего, является налоговая декларация налогоплательщика; - до подачи в инспекцию заявления о применении УСН, а также налоговых деклараций, общество не применяло иной объект (режим) налогообложения и не предпринимало действий по изменению объекта налогообложения; анализ действий общества свидетельствует о том, что оно фактически с момента создания применяло объект налогообложения - "доходы минус расходы", несмотря на допущенную в заявлении от 28.05.2013 ошибку; доказательств обратного инспекцией не представлено. Из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2013 год следует, что общество фактически применяло систему налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов"; - налоговый орган при отсутствии у него информации от общества на направленные ему уведомления и сообщения с требованием представить необходимые пояснения, продолжая получать соответствующие налоговые декларации общества и зная о допущенной неточности в заявлении общества о применении УСН (по отношению ко всем представленным декларациям), при проведении камеральной налоговой проверки ограничился формальным подходом: принял во внимание только сведения, изложенные в представленном обществом заявлении от 28.05.2013, согласно которому выбран объект налогообложения "доходы". Доказательств обратного налоговым органом в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было. Суд указал, что в рассматриваемом случае, так как налоговым органом при выявлении несоответствия объекта налогообложения, указанного в заявлении на применение специального налогового режима, и объекта налогообложения, указанного в декларации за 2013 год, исходя из которого и был рассчитан налог по упрощенной системе налогообложения, не было проведено соответствующих мероприятий налогового контроля, налицо отсутствие надлежащего взаимодействия с налогоплательщиком и при проведении камеральной налоговой проверки.

В рассматриваемом случае налоговый орган ограничился формальным подходом, принял во внимание только сведения, изложенные в представленном обществом заявлении от 28.05.2013, согласно которому выбран объект налогообложения "доходы", что в рассматриваемом случае, по убеждению суда, является недопустимым. С учетом изложенного допущенная обществом ошибка в заявлении о применении упрощенной системы налогообложения, при наличии совокупности иных обстоятельств, безусловно, не может указывать на неправомерность действий налогоплательщика.

На основании вышеизложенного, суд правомерно признал оспариваемые решения налоговых органов незаконными и нарушающими законные права и интересы налогоплательщика. Приведенная инспекция судебная практика к существу спора не относится, поскольку по указанным инспекцией делам не рассматривалась ситуация, когда налогоплательщик сразу же после регистрации стал применять, с отражением в бухгалтерской и налоговой отчетности, объект налогообложения "доходы минус расходы", несмотря на допущенную в бланке уведомления от переходе на упрощенную систему от 28.05.2013 ошибку в виде указания объекта налогообложения "доходы".

Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил: решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.05.2015 по делу N А53-30606/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Похожие работы на - Нормативно-правовое регулирование в сфере таможенного дела

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!