Рынок труда в России: современное состояние и перспективы. Безработица как элемент современного рынка труда

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    943,88 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок труда в России: современное состояние и перспективы. Безработица как элемент современного рынка труда

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет

Кафедра экономической теории




РАБОТА

На тему “Рынок труда в России современное состояние

и перспективы. Безработица как элемент современного рынка труда”

(по предмету «Экономическая теория»)

 

Выполнила студентка

экономического факультета

гр. . Бережнова О.






АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению вопроса современного состояния рынка труда в России, перспективам его развития. Подробно рассмотрена безработица, как элемент современного рынка труда. Сделан вывод о том, что рынок труда, как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. Российский рынок труда имеет ряд особенностей: значительная часть работодателей и самозанятых, а также немалая часть наемных работников действуют в режиме теневой, серой экономической деятельности; малый бизнес весьма специфичен, он мобилен и динамичен, развиваясь практически без поддержки государства, он втягивает в себя людей, склонных к риску, молодежь, в том числе образованную и энергичную; массовое распространение вторичной занятости - добровольной оплачиваемой трудовой деятельности, осуществляемой в свободное от основной работы время.

Определены основные проблемы российского рынка труда: низкая цена труда; огромное неравенство в доходах; бедность; безработица; глубокие структурные и межрегиональные диспропорции; неразвитость инфраструктуры; слабость профсоюзов; низкая трудовая мобильность работников и их незащищенность (в том числе от дискриминации); недоверие к государству; социальный пессимизм; депопуляция; «утечка умов»; недостатки институциональной среды; слабость и незащищенность института частной собственности и института контрактов, которые приводят к усилению роли неформальных правил институтов, в том числе противозаконных, нередко криминальных.

Сделан вывод о том, что экономический кризис, санкции со стороны Запада приводят к падению производства, росту безработицы, снижению дохoдов населения. Однако они не являются поводом отказаться от модернизации и дальнейшего развития рынка труда.

ABSTRACT

article considers the current state of the labor market in Russia, the prospects for its development. Unemployment is considered in detail, as part of the modern labor market. The conclusion is that the labor market, as part of a market economy is a system of social relations to reconcile the interests of employers and the workforce. The Russian labor market has a number of features: a significant portion of employers and self-employed, as well as a large part of employees operate in a shadow, the gray economy; Small business is very specific, it is mobile and dynamic, evolving almost without state support, it draws in people prone to the risk of young people, including educated and energetic; mass distribution of secondary employment - voluntary paid labor activities in their spare time.main problem of the Russian labor market: the low price of labor; huge inequalities in income; poverty; unemployment; deep structural and regional disparities; poor infrastructure; the weakness of trade unions; low labor mobility of workers and their exposure (including discrimination); distrust of the state; social pessimism; depopulation; "Brain drain"; shortcomings of the institutional environment; weakness and insecurity of private property and the institution of the contracts, which lead to the strengthening of the role of informal rules of the institutions, including the illegal and often criminal.is concluded that the economic crisis, sanctions by the West led to a drop in production, increased unemployment, reduced incomes. However, they are not a reason to abandon the modernization and further development of the labor market.

Ключевые слова: Трудовые ресурсы; Трудовой потенциал; Экономически активное население, Занятые в экономике, Безработные, Уровень экономической активности населения, Уровень безработицы, Уровень зарегистрированной безработицы, Продолжительность безработицы

Keywords: Human Resources; Labor potential; The economically active population employed in the economy, unemployed, economically active population, unemployment rate, registered unemployment rate, duration of unemployment

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы современного состояния и перспектив развития рынка труда в РФ являются сегодня одними из наиважнейших как в экономическом, так и социальном отношениях.

Одна из главных проблем современного рынка труда ― структурная безработица, т.е. несоответствие между видами деятельности, предлагаемыми рынком труда, и тем, что ищут сами соискатели.

Причины этого следующие: переизбыток предложения «модных» специальностей (экономист, юрист, и т.п.) при серьезной нехватки квалифицированного рабочего персонала, технических и естественнонаучных специалистов, к тому же наблюдаются существенные изменения в демографической структуре общества, отсутствие необходимой профессиональной подготовки нужных специалистов и изменение географии распределения рабочих мест при низкой мобильности населения.

Скрытая проблема трудоустройства, характерная для 90-х годов (фактическое отсутствие занятости при сохранении трудовых отношений с работодателем), практически ушла в прошлое и сегодня констатируется в Дальневосточном федеральном округе, в Центрально-Черноземном районе и на Северном Кавказе. В этих же регионах Росстат фиксирует и самый высокий уровень данной проблемы, зарегистрированный официально (по данным на конец 2014 года). При этом появился огромный теневой сектор рынка труда - «серая» занятость[10].

Структура безработицы в современной России следующая (данные Росстата на 01.01.2015):

мужчин - 53,9%;

городских жителей - 64,3%;

уровень проблемы трудоустройства среди сельских жителей выше, чем среди горожан, в 1,8 раза;

самая многочисленная группа (28,3%) ― молодежь до 25 лет. Но и у людей в возрасте от 45 лет ситуация едва ли лучше: многие из них месяцами ищут работу и в итоге устраиваются не по специальности, на место, требующее невысокую квалификацию, поскольку подавляющее большинство работодателей, как правило,практикует дискриминацию по возрасту в той или иной мере;

большинство (38,7%) трудоустраиваются в течение трех месяцев. Однако 28,1% ищут себе место пугающе долго (это явление называется «застой») ― год и более;

с точки зрения имеющегося опыта наибольшая доля, 31,9%, приходится на безработных без какого-либо опыта трудовой деятельности. Это логично: человек без практических навыков, к сожалению, неконкурентоспособен на рынке труда [10].

После кризиса 2008-09 годов <#"881713.files/image001.gif">

рис. 1

Источник: Росстат, ЦБ РФ, Минфин. Социально-экономическое положение России. ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2015 ГОДА. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ)

 

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в январе 2015г. составил 5,5% (без исключения сезонного фактора).

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в январе 2015г. составил 64,8%.

По сравнению c декабрем 2014 г. численность занятого населения в апреле 2015г. (без Республики Крым и г.Севастополя) уменьшилась на 655 тыс.человек или на 0,9%, численность безработных - увеличилась на 120 тыс.человек, или на 3%. По сравнению январем 2014г. численность занятого населения (без Республики Крым и г.Севастополя) увеличилась на 326 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных - уменьшилась на 86 тыс.человек, или на 2,1%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2015 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 924 тыс.человек, что на 2,6% больше по сравнению с декабрем 2014г. и на 2,7% - меньше по сравнению с январем 2014г. (без Республики Крым и г.Севастополя).

рис. 2.

Источник: Росстат, ЦБ РФ, Минфин. Социально-экономическое положение России. ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2015 ГОДА. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ)

Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в январе-апреле 2015 г. 73% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в январе-апреле 2015 г. составила 24,4%, среди безработных женщин - 29,9%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в январе-апреле 2015г. его использовали 61,4% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали 38,9% безработных.

Экономическая активность населения
(без корректировки сезонных колебаний)

 

Апрель 2015г.

2014г.

Январь 2015г.1) (+,-) к



Апрель

IV квартал

в среднем за год

апрелю 2014г.

декабрю 2014г.

Тыс.человек

 

 

 

 

 

 

Экономически активное население в возрасте  15-72 лет (рабочая сила)

75919

74627

75592

75428

240

-535

занятые

71752

70447

71665

71539

326

-655

безработные

4167

4180

3928

3889

-86

120

В процентах







Уровень экономической  активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

68,5

68,1

69,0

68,9

0,6

-0,2

Уровень занятости  (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

64,8

64,3

65,4

65,3

0,6

-0,3

Уровень безработицы  (безработные к численноти экономически  активного населения)

5,8

5,6

5,2

5,2

+0,2

+0,6

1) В целях обеспечения статистической сопоставимости данных показатели по Российской Федерации рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г.Севастополю.

Источник: Росстат, ЦБ РФ, Минфин. Социально-экономическое положение России. ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2015 ГОДА. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ)

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в январе 2015г. составила 45,8%, доля городских жителей - 65,4%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В январе-апреле 2015г. это превышение составило 1,7 раза.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ ПО ПОЛУ И ВИДУ ПОСЕЛЕНИЯ
(без корректировки сезонных колебаний)

в процентах

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

2014г.

 

 

 

 

 

Январь

5,6

6,1

5,1

4,5

9,1

Февраль

5,6

6,1

5,2

4,7

8,8

Март

5,4

5,9

4,7

4,6

7,8

Апрель

5,3

5,8

4,8

4,3

8,6

Май

4,9

5,2

4,6

4,1

7,6

Июнь

4,9

5,2

4,5

4,1

7,3

Июль

4,9

5,1

4,6

4,1

7,3

Август

4,8

5,1

4,5

4,1

7,3

Сентябрь

4,9

5,1

4,7

4,1

7,6

Октябрь

5,1

5,2

5,0

4,3

7,5

Ноябрь

5,2

5,2

5,2

4,4

7,7

Декабрь

5,3

5,7

4,8

4,4

8,0

2015г.






Январь

5,5

5,8

5,2

4,7

8,2

Февраль

5.6

5,8

5,3

4,8

8,2

Март

5.7

5,8

5,4

4,9

8,2

Апрель

5.8

5,9

5,5

4,9

8,3


Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в январе-апреле 2015г. составил 35,7 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,3%, 20-24 лет - 19,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,2%) и 20-24 лет (14,0%).

Источник: Росстат, ЦБ РФ, Минфин. Социально-экономическое положение России. ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2015 ГОДА. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ)

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2015г. составил 15,1%, в том числе среди городского населения - 13,5%, среди сельского населения - 19,7%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза, в том числе среди городского населения - 3,7 раза, сельского населения - 2,8 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 33,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,4% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 34%, среди городских - 23,9%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 24,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2015г. их численность составила 1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 11,9% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 48,4% - от 20 до 24 лет, 22,3% - от 25 до 29 лет.

В январе 2015г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 20,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,3%

Согласно Росстату, уровень безработицы за последние 10 лет колебался в пределах от 5,3% в 2014 году до 8,2% в кризисном 2009 году, в целом изменяясь в сторону уменьшения безработицы.

Динамика уровня безработицы по данным Росстата. Для 2015 год - в среднем за январь-апрель

Источник: Росстат, ЦБ РФ, Минфин. Социально-экономическое положение России. ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2015 ГОДА. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ)

Официальная статистика дает весьма успокаивающие значения безработицы. Тем не менее, абсолютное число поисковых запросов на слово «вакансия» с марта 2013 года по апрель 2015 года выросло на 94,2%, достигнув максимума за последние два года[13]

Динамика уровня безработицы (по данным Росстата) и количества поисковых запросов в системе «Яндекс» по слову «вакансия»

Источник: Росстат, ЦБ РФ, Минфин. Социально-экономическое положение России. ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2015 ГОДА. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ)

Получается, что количество безработных практически не изменилось, но всё чаще люди начинают искать работу, что выглядит несколько нелогично.

Если принимать за факт 5,7% безработных в марте 2013 года, и предположить, что безработица растет сообразно количеству запросов в сети (т.е. в апреле 2015 года увеличилась в 1,94 раза, как и количество запросов), то она должна была бы вырасти до 11 %, однако по официальным данным выросла лишь на 0,1%.

Такое расхождение с официальной статистикой можно объяснить ростом скрытой безработицы - то есть ростом количества тех, кто формально числится работником организации, но фактически либо не занят совсем, либо работает неполный день.

Поиск работы с помощью обращений в СМИ и Интернет - второй по популярности среди населения. Первый - обращение к родственникам, друзьям и знакомым, которые первые узнают о потере работы. Поэтому данные социологических опросов покажут и ситуацию с безработицей, в том числе скрытой, и ожидания населения, что немаловажно - человек, который чувствует угрозу увольнения, будет стараться найти себе работу.

В феврале 2015 года ФОМ проводил мониторинг в сфере занятости населения. В целом, случаи потери работы среди своих родственников, друзей и знакомых отметили 31% опрошенных, 27% опрошенных отметил сокращения у себя на предприятиях. 39% опрошенных сообщили о существовании вероятности увольнения, хотя в октябре 2008 года таких было 21%.

19% опрошенных отметили скрытую безработицу на своем предприятии (неоплачиваемый отпуск, неполный рабочий день/неделя), 21% - среди родственников, знакомых и друзей[14]

Особенно заметен тот факт, что по сравнению с кризисным 2008 годом ухудшение ситуации с увольнениями заметило большее количество респондентов, в то время как официальная статистика утверждает обратное. Согласно ей, в 2008 - 2009 году уровень безработицы был выше, чем сейчас.

Изменение уровня безработицы во время кризиса 2008-2009 года и в 2014-2015 годах, по данным Росстата

Источник: Росстат, ЦБ РФ, Минфин. Социально-экономическое положение России. ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2015 ГОДА. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ)

Различия в темпах роста могут быть связаны как с определенными управленческими решениями - в частности, внедрением программ по борьбе с безработицей, - так и с ростом скрытой безработицы, не отражаемой в отчетах статистики Росстата.

Второй вариант намного более вероятен, что связано, во-первых, с определенным временным лагом между началом реализации управленческих решений и эффектом от них. Тем более, что основой всего комплекса мер по борьбе с безработицей в России, фактически, является профессиональная переподготовка, которая сама по себе занимает время и не гарантирует моментального трудоустройства.

А во-вторых, как было показано выше, несмотря на почти неизменные показатели официальной статистики, активность в сети «Интернет» по поиску работы и увеличение количества человек, замечавших сокращения, по данным социологических опросов, говорят о нехватке работы для населения.

Есть еще одно соображение. Как известно, самое большое начальство в России не любит плохих новостей. Ну так - готовятся новости хорошие. Если можно приписать на выборах Единой России в два раза больше голосов, то уж дать цифры по безработице, приятные глазу, даже проще.

В начале мая глава Министерства экономики А. Улюкаев предложил остановить финансирование программ по борьбе с безработицей в связи с тем, что реальные значения безработицы оказались менее серьезны, чем ожидаемые.

Однако основная волна безработицы начинается не сразу, а через некоторое время после начала кризиса.

Во время кризиса 2008-2009 годов первая информация о сокращениях в СМИ появилась в октябре 2008 года, но основная волна безработицы наблюдалась позже, в январе-апреле 2009 года. Таким образом, основная волна безработицы оказалась отложена во времени примерно на 7-8 месяцев.

В России уровень безработицы сильно различается в региональном разрезе, что при сохранении текущей региональной политики может привести к серьезным негативным последствиям, особенно в регионах Северного Кавказа и на Дальнем Востоке.

В региональном разрезе наихудшая ситуация в республике Ингушетия - уровень безработицы там равен 29,9% на апрель 2015 года. В других Северо-Кавказских республиках, а также Калмыкии, Забайкальском крае, Севастополе, республике Тыва и в Ненецком АО уровень безработицы превышал 10%.

Уровень безработицы в пределах 3% отмечается только в Москве и Санкт-Петербурге. Именно в Центральной части России уровень безработицы либо не превышает, либо превышает незначительно средний по стране показатель в 5,8%. На значительной части территории России безработица достигает 6 - 8 % от количества экономически активного населения, среднее значение 7%.

Таким образом, самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Источник: Росстат, ЦБ РФ, Минфин. Социально-экономическое положение России. ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2015 ГОДА. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ)

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

Количество создаваемых рабочих мест, которые СМИ освещают как великое достижение, крайне недостаточно. Например, для Дальнего Востока, на котором по данным ЕМИСС безработными являются 224,2 тысячи человек, создание около 40 тысяч рабочих мест не сможет решить проблему.

Кроме того, поменялся и тип безработицы. Безработица в 2014-2015 году растет по большей части за счет скрытой безработицы, в отличие от безработицы во время кризиса 2008-2009 года. Сложность в регистрации такого вида безработицы приводит к фактической невозможности адекватно оценить происходящие в экономике процессы, а также позволяет использовать низкие показатели в политических целях, что подкрепляет позитивные социальные настроения.

Сложившаяся ситуация в сфере занятости в дальнейшем, если исходить из опыта 2008-2009 годов, будет ухудшаться. Состояние в сфере занятости главным образом отразится на благосостоянии и уровне жизни граждан, что вместе с процессами, которые происходят в социальной сфере, а именно, фактическое разгосударствление социальной сферы, в дальнейшем может стать триггером для деструктивных процессов, особенно в регионах.

2.3 Перспективы развития рынка труда в РФ

После более десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Финансовый кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения, к тому же в РФ после резкого падения цен на нефть произошла девальвация рубля, а также введены санкции после известных событий в Украине.

В России ВВП может упасть (по разным прогнозам) в 2015 году более чем на 2 - 4%.

В такой трудной ситуации сложно говорить о перспективах развития рынка труда в РФ. Но кризис, «слабый» рубль и санкции - не повод отказаться от модернизации и дальнейшего развития рынка труда.

В ближайшие годы будет последовательно проводиться политика интенсивного наращивания человеческого потенциала, структурного обновления и диверсификации экономики, макроэкономического оздоровления, повышения уровня социальной защищенности. Антикризисная политика будет последовательно сочетаться с мерами по комплексной модернизации российского рынка труда.

Политика Правительства Российской Федерации в 2014 - 2015 годах в большей степени направлена на смягчение последствий воздействия финансового кризиса и западных санкций на граждан и экономику, на предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала.

Начиная с 2013 года, происходит смещение структуры производства в пользу продукции с высокой долей инноваций, обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности, существенное возрастание в структуре экономики производства товаров инвестиционного назначения, доли машиностроительного комплекса, химической промышленности при существенном снижении доли топливно-энергетического комплекса.

Структурные сдвиги в экономике также характеризуются увеличением доли услуг в структуре валового внутреннего продукта, обусловленным опережающей динамикой роста торговли, транспорта и связи. Наиболее существенно будет сокращаться доля сельского и лесного хозяйства, а доля рыболовства и рыбоводства будет оставаться достаточно стабильной. При этом данный процесс будет способствовать соответствующему перераспределению рабочей силы между секторами экономики и видами экономической деятельности.

Достижение поставленной цели модернизации экономики в среднесрочной перспективе будет осуществляться посредством создания правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы.

2.3.1 Основные направления действий на рынке труда

Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.

Исходя из задач развития рынка труда в 2015-2020 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

.        совершенствование законодательства в области труда и занятости населения, трудовой миграции;

.        легализация занятости;

.        снижение скрытой безработицы;

.        мониторинг ситуации на рынке труда;

.        повышение качества рабочей силы;

.        развитие институтов рынка труда;

.        содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

безработица рынок труд занятость

2.3.2 Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда, занятости населения и трудовой миграции

Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости должно быть направлено на реализацию прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии (специальности), а также на обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы.

В рамках мероприятий по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о занятости населения представляется целесообразным в среднесрочной перспективе осуществить разработку нормативных правовых актов по следующим вопросам:

.        внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты, предусматривающие нормы, устанавливающие особенности труда в организациях малого бизнеса;

.        внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие систему квалификационных требований к работникам различных категорий в целях стимулирования развития инновационной деятельности;

.        внесение изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы занятости населения, в части:

·        совершенствования механизмов защиты от безработицы на основе принципов добровольного страхования на случай потери работы;

·        организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также организации в приоритетном порядке профессионального обучения безработных родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

·        совершенствования механизма определения размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице;

·        совершенствования механизма содействия переезду и переселению безработных граждан и членов их семей для работы в другую местность;

·        создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, с целью обеспечения их занятости на рабочих местах с безопасными условиями труда.

2.3.3Легализация занятости

Существующий в России неформальный рынок труда, характеризующийся неформальной занятостью, оказывает отрицательное воздействие на развитие современного цивилизованного рынка труда. Неформальный сектор составляет существенную долю российского рынка труда (чаще всего к этому понятию относят индивидуально занятых, работников и владельцев мелких, в том числе незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленных работников в зарегистрированных организациях). Неформальная деятельность составляет предмет как основной, так и вторичной занятости человека. По самым общим расчетам, в России неформально занято около 20% граждан трудоспособного возраста (по методике Росстата, масштабы теневого рынка труда в России определяются на основе баланса совокупных доходов и расходов населения. Предполагается, что недостающие суммы получаются в виде скрытой заработной платы).

Наличие нелегального рынка труда в России обусловлено в основном нелегальной занятостью иностранных граждан, которая, по оценке ФМС России, в настоящее время превышает 4,0 млн. человек. Проблема ее ликвидации сохранит актуальность и в среднесрочном периоде.

В целях легализации занятости необходимо:

·        совершенствовать нормативную правовую базу в сфере трудовой миграции и трудовых отношений, включая развитие системы добровольного страхования от безработицы;

·        совершенствовать условия выплаты пособия по безработице, предполагающие установление зависимости размера пособия по безработице от величины получаемой в прошлом заработной платы (дохода), стажа работы, активности поиска работы и участия в специальных программах по содействию занятости;

·        ликвидировать излишние административные барьеры для организаций малого и среднего бизнеса;

·        стимулировать развитие различных форм гибкой занятости.

2.3.4 Снижение скрытой безработицы

Скрытую безработицу характеризуют избыточная занятость, потери рабочего времени, связанные с низкой интенсивностью (производительностью) труда, сезонным характером производства, потерями продукции на стадии производства и транспортировки, отвлечениями рабочей силы от основной деятельности. Одним из открытых проявлений потенциальной (скрытой) безработицы является «видимая» неполная занятость («административные отпуска», неполный рабочий день, простой). По оценке Минздравсоцразвития России, только неполная занятость в России в среднем за 2010 год составила более 1,2 млн. человек.

Скрытая безработица является одним из факторов, характеризующих эффективность экономики.

Одновременно скрытая безработица является сдерживающим фактором нарастания открытой безработицы. Поэтому объективный прогноз динамики общей и регистрируемой безработицы во многом зависит от динамики скрытой безработицы. Ее обоснованный расчет имеет важное экономическое и социальное значение, позволяющее объективно оценить складывающуюся социально-экономическую ситуацию и принять оперативные упреждающие меры по недопущению роста социальной напряженности.

В целях снижения скрытой безработицы необходимо:

·        создавать новые высокотехнологичные рабочие места в инновационных отраслях экономики, обеспечивающие повышение уровня производительности труда;

·        обеспечить реализацию комплексных инвестиционных проектов модернизации неэффективных промышленных предприятий и диверсификации экономики моногородов;

·        снижать потери рабочего времени и продукции за счет оптимизации и повышения эффективности управления производством;

·        повышать квалификацию и профессиональный уровень работников и управленческих кадров;

·        содействовать развитию малого и среднего бизнеса, обеспечивающего высокую оборачиваемость рабочих мест и рост производительности труда.

2.3.5 Совершенствование системы мониторинга рынка труда

Внедрение системы мониторинга ситуации на рынке труда во взаимосвязи с решением задач социально-экономического развития страны является основанием обоснованности выбора наиболее эффективных мер политики, а также разработки основных направлений действий на рынке труда.

В целях повышения объективности анализа и прогноза ситуации на рынке труда и в связи с сохранением последствий кризисных явлений и очаговой напряженности на рынке труда необходимо:

·        продолжить проведение мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации в части определения масштабов увольнения, а также неполной занятости работников организаций;

·        продолжить проведение мониторинга реализации мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, включая:

·        мониторинг трудоустройства и прогноза распределения выпускников образовательных учреждений всех уровней по каналам занятости, в том числе обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве, а также состоящих на учете в качестве безработных;

·        мониторинг переселения и трудоустройства незанятых граждан и членов их семей в другую местность.

2.3.6 Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики

Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство кадрового потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития качество рабочей силы является определяющим фактором, обеспечивающим успех перестройки экономики.

В этой связи, основными задачами, которые должны быть решены в среднесрочной перспективе, являются создание условий для повышения качества рабочей силы, предлагаемой на внутреннем рынке, до мировых стандартов, а также приведение количественного показателя и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы в соответствие с потребностями формирующейся инновационной экономики.

В целях повышения качества рабочей силы, формирования кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики необходимо продолжить реформирование системы профессионального образования всех уровней, в том числе:

.        продолжить разработку интегрированных программ подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, федерального уровня, которым установлена категория «национальный исследовательский университет», по смежным (родственным) профессиям и специальностям;

.        развивать многопрофильное обучение в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, в федеральных университетах и университетах, которым установлена категория «национальный исследовательский университет»;

.        совершенствовать национальную систему квалификаций, в том числе:

·        продолжить разработку квалификационных требований к уровню подготовки специалистов соответствующему требованиям рынка труда;

·        продолжить разработку профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов экономики;

·        создать систему оценки профессиональных качеств работников на основе оценки их компетентности уровня квалификации;

·        осуществлять меры по модернизации квалификационных характеристик;

·        продолжить формирование системы признания и оценки результатов профессионального образования и обучения;

·        проводить информационно-пропагандистские кампании по повышению престижа рабочих профессий и профессионального мастерства с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;

·        развивать практику формирования государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров на федеральном и региональном уровнях на основе оценки качества образовательных программ, уровня подготовки и конкурентоспособности на рынке труда выпускников учреждений профессионального образования всех уровней;

·        продолжать практику организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования всех уровней с привлечением наставников из числа работников организаций в рамках реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

2.3.7 Развитие институтов рынка труда

Институты рынка труда имеют важнейшее значение как для распределения трудовых ресурсов, так и для их эффективного использования и профессионального обучения.

Преодоление диспропорций в сфере занятости и системе социально-трудовых отношений возможно при условии совершенствования институтов рынка труда. Рынок труда в большей степени, чем другие рынки, зависит от регулирующего воздействия иституциональных структур (системы трудового законодательства, социально-экономических программ, органов государственной службы занятости населения и кадровых агентств, профессиональных союзов, объединений работодателей и др.) Вместе с тем, эффективность функционирования институтов рынка труда является индикатором уровня экономического развития страны.

Одним из главных направлений развития институтов рынка труда является создание конкурентной среды на рынке оказания услуг по подбору работы для граждан и персонала для работодателей. В этих целях необходимо:

·        развивать государственно-частное партнерство в сфере оказания услуг на рынке труда, создавать условия для развития негосударственных агентств занятости;

·        повышать качество предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;

·        разрабатывать новые направления активной политики занятости населения на основе ее адресности;

·        совершенствовать механизмы защиты от безработицы на основе внедрения принципов добровольного страхования на случай потери работы;

·        развивать доступность информационных ресурсов в сфере занятости населения;

·        развивать систему информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах Российской Федерации.

.3.8 Содействие развитию малого предпринимательства и

самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу

Малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие национального хозяйства, гибкость и мобильность экономики, является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также развития занятости населения.

Развитие малого предпринимательства является, в том числе, обязательным условием решения следующих задач:

·        формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений;

·        создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы;

·        вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся).

Социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в число важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. Малое предпринимательство является тем сектором экономики, который в кратчайший срок позволяет создавать необходимое количество новых рабочих мест, обеспечить их оборачиваемость и расширить возможности занятости населения.

В целях содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости необходимо обеспечить:

·        координацию действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

·        на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обеспечить координацию действий по содействию самозанятости населения и поддержке развития малого предпринимательства, информированию безработных граждан, создающих собственное дело, о возможности и порядке получения финансовой помощи;

·        организацию профессионального обучения безработных граждан, а также опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, основам предпринимательской деятельности, включая разработку бизнес-проектов.

Эффективная реализация рассматривыемых мер, максимизация их воздействия на экономику возможны только при обеспечении необходимого уровня макроэкономической стабильности [11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей статье я попыталась дать анализ современного рынка труда в РФ. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов:

. Рынок труда, как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. Его составляющими элементами являются люди, которые выступают носителями рабочей силы.

2. Безработица представляет собой сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости - важный макроэкономический показатель.

3. Российский рынок труда имеет следующие особенности:

·   значительная часть работодателей и самозанятых, а также немалая часть наемных работников действуют в режиме теневой, серой экономической деятельности;

·   малый бизнес весьма специфичен, он мобилен и динамичен. Развиваясь практически без поддержки государства, он втягивает в себя людей, склонных к риску, молодежь, в том числе образованную и энергичную;

·        массовое распространение вторичной занятости - добровольной оплачиваемой трудовой деятельности, осуществляемой в свободное от основной работы время.

. Основные проблемы российского рынка труда: низкая цена труда; огромное неравенство в доходах; бедность; безработица; глубокие структурные и межрегиональные диспропорции; неразвитость инфраструктуры; слабость профсоюзов; низкая трудовая мобильность работников и их незащищенность (в том числе от дискриминации); недоверие к государству; социальный пессимизм; депопуляция; «утечка умов»; недостатки институциональной среды; слабость и незащищенность института частной собственности и института контрактов, которые приводят к усилению роли неформальных правил институтов, в том числе противозаконных, нередко криминальных.

.Одной из основных проблем нынешнего кризисного состояния российской экономики является обвальное падение производительности труда.

Главной причиной сокращения производительности труда стало падение объемов производства. К тому же происходящий спад производства не сопровождается соответствующим сокращением численности занятых, а точнее-численности промышленно-производственного персонала. Еще одной из существенных причин спада производства и нынешнего состояния экономики является существенное ухудшение управления, как отдельным производством, так и отраслевыми и межотраслевыми, территориальными комплексами и народным хозяйством в целом.

.После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Экономический кризис, санкции со стороны Запада приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Но финансовый кризис, санкции, резкое падение цен на нефть и обесценивание рубля - не повод отказаться от модернизации и дальнейшего развития рынка труда.

В этой связи в современных рыночных условиях изучение проблем в области рынка труда должно основываться на фундаментально новых концептуальных представлениях о функционировании и эффективности труда, формировании и регулировании трудового потенциала, а также на анализе реальных экономических и социальных процессов, происходящих в сфере труда в условиях развития рыночных отношений в российской экономике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации»

2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М, 2004.- 656. с.

. Соболева И. Скрытые формы безработицы в России. - М.: ИЭ РАН, 2005. - 434 с.

. Четвернина Т., Л.Лакунина Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления (в статье использованы результаты, полученные Центром исследований рынка труда ИЭ РАН в 2005-2006 гг.) // Вопросы экономики, 2006. - №2.

5. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. М.: «Экзамен», 2000. 448с.

6. Экономика труда: учебник / под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. М.: Юристъ, 2003. 592 с.

7. Экономика труда: учебное пособие / А.Л. Мазин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 575с.

8. Экономическая теория: учебник / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997. 480 с.

Интернет-ресурсы:

.http://rosprofsouz.ru/tesaurus/221/7985/

.http://www.gks.ru/(Социально-экономическое положение в России. Январь-апрель 2015 г)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за ноябрь 2014г. - январь-апрель 2015г.)

 

Экономи-чески активное население, тыс. человек

В том числе

Уровень экономи-ческой активности населения, в %

Уровень заня-тости,в %

Уровень безрабо-тицы,в %



занятые

безра-ботные




Российская Федерация1)

75264,3

71262,5

4001,8

68,8

65,2

5,3

Центральный  федеральный округ

21079,8

20402,5

677,2

70,5

68,2

3,2

Белгородская область

812,0

779,8

32,1

68,8

66,0

4,0

Брянская область

612,0

581,6

30,5

64,6

61,4

5,0

Владимирская область

755,5

725,0

30,4

69,8

67,0

4,0

Воронежская область

1153,4

1098,5

54,9

64,6

61,6

4,8

Ивановская область

553,3

526,9

26,3

69,3

66,0

4,8

Калужская область

539,6

516,2

23,4

69,9

66,9

4,3

Костромская область

339,3

323,8

15,5

68,5

65,4

4,6

Курская область

571,0

548,2

22,8

67,3

64,6

4,0

Липецкая область

587,3

562,7

24,6

66,5

63,7

4,2

Московская область

3915,5

3805,8

109,7

71,4

69,4

2,8

Орловская область

378,8

357,8

20,9

64,3

60,7

5,5

Рязанская область

538,0

514,0

23,9

61,7

58,9

4,5

Смоленская область

518,9

487,9

31,0

68,7

64,6

6,0

Тамбовская область

523,0

499,8

23,1

63,6

60,7

4,4

Тверская область

708,4

670,9

37,6

70,3

66,6

5,3

Тульская область

796,0

762,5

33,5

67,8

64,9

4,2

Ярославская область

706,5

672,8

33,7

73,1

69,6

4,8

г.Москва

7071,5

6968,1

103,4

74,9

73,8

1,5

Северо-Западный федеральный округ

7553,0

7228,3

324,7

70,9

67,8

4,3

Республика Карелия

325,4

295,7

29,7

67,0

60,9

9,1

Республика Коми

483,0

453,8

29,2

71,3

67,0

6,0

Архангельская область

619,0

580,2

38,8

67,8

63,6

6,3

в том числе Ненецкий авт.округ

22,4

21,0

1,4

70,6

66,2

6,2

Архангельская область без авт.округа

596,6

559,2

37,4

67,7

63,5

6,3

Вологодская область

622,7

578,0

44,8

69,0

64,1

7,2

Калининградская область

524,4

497,3

27,1

70,7

67,0

5,2

Ленинградская область

965,6

918,8

46,8

70,3

66,9

4,8

Мурманская область

437,1

405,4

31,6

71,3

66,1

7,2

Новгородская область

323,7

311,0

12,6

68,7

66,0

3,9

Псковская область

336,1

313,6

22,5

67,0

62,5

6,7

г.Санкт-Петербург

2916,1

2874,5

41,6

73,2

72,2

1,4

Южный федеральный округ

6952,1

6514,0

438,1

65,8

61,7

6,3

Республика Адыгея

201,7

183,7

18,0

60,9

55,5

8,9

Республика Калмыкия

143,8

129,5

14,3

68,1

61,3

9,9

Краснодарский край

2615,5

2464,2

151,2

64,7

61,0

5,8

Астраханская область

524,8

484,6

40,2

68,8

63,5

7,7

Волгоградская область

1319,7

1230,1

89,5

67,4

62,8

6,8

Ростовская область

2146,7

2021,9

124,8

66,0

62,1

5,8

Северо-Кавказский  федеральный округ

4503,8

4021,2

482,6

65,5

58,5

10,7

Республика Дагестан

1325,0

1182,9

142,0

63,0

56,3

10,7

Республика Ингушетия

222,0

186,3

35,6

73,2

61,4

16,1

Кабардино-Балкарская Республика

419,1

373,2

45,9

58,5

11,0

Карачаево-Черкесская Республика

225,4

193,7

31,7

64,9

55,8

14,0

Республика Северная  Осетия - Алания

336,9

302,0

34,9

65,4

58,7

10,3

Чеченская Республика

608,7

500,5

108,2

70,7

58,1

17,8

Ставропольский край

1366,8

1282,5

84,3

64,8

60,8

6,2

Приволжский  федеральный округ

15430,1

14692,2

737,9

68,2

64,9

4,8

Республика Башкортостан

1964,5

1854,3

110,2

64,8

61,2

5,6

Республика Марий Эл

357,1

334,3

22,8

67,9

63,6

6,4

Республика Мордовия

446,9

426,8

20,1

70,4

67,3

4,5

Республика Татарстан

2063,2

1975,8

87,4

71,2

68,2

4,2

Удмуртская Республика

829,0

794,8

34,3

72,5

69,5

4,1

Чувашская Республика

691,3

652,0

39,2

73,5

69,4

5,7

Пермский край

1291,5

1206,9

84,6

65,0

60,8

6,5

Кировская область

692,3

657,3

35,0

69,4

65,9

5,1

Нижегородская область

1777,5

1706,0

71,6

70,7

67,8

4,0

Оренбургская область

1027,2

974,5

52,7

68,0

64,5

5,1

Пензенская область

700,6

667,6

33,0

66,6

63,5

4,7

Самарская область

1708,4

1652,8

55,6

68,6

66,4

3,3

Саратовская область

1239,6

1181,8

57,8

64,6

61,6

4,7

Ульяновская область

641,1

607,5

33,6

65,1

61,6

5,2

Уральский федеральный округ

6539,1

6137,3

401,8

70,5

66,2

6,1

Курганская область

420,1

389,0

31,0

64,1

59,4

7,4

Свердловская область

2306,1

2151,9

154,2

70,3

65,6

6,7

Тюменская область

1953,6

1857,6

96,1

72,2

68,6

4,9

в том числе:Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

929,3

888,7

40,6

75,5

72,2

4,4

Ямало-Ненецкий авт.округ

323,7

310,2

13,5

76,7

73,5

4,2

Тюменская область  без авт.округов

700,6

658,7

41,9

66,4

62,5

6,0

Челябинская область

1859,3

1738,8

120,5

70,5

66,0

6,5

Сибирский федеральный округ

9802,2

9076,8

725,3

67,3

62,3

7,4

Республика Алтай

101,8

92,2

9,6

69,1

62,5

9,4

Республика Бурятия

450,5

408,6

42,0

63,2

57,3

9,3

Республика Тыва

117,9

95,9

22,0

56,5

46,0

18,7

Республика Хакасия

256,1

242,8

13,3

64,1

60,8

5,2

Алтайский край

1186,5

1078,4

108,1

65,6

59,7

9,1

Забайкальский край

534,5

480,6

53,9

65,7

59,1

10,1

Красноярский край

1506,4

1438,1

68,3

68,9

65,8

4,5

Иркутская область

1251,8

1135,8

116,0

69,0

62,6

9,3

Кемеровская область

1380,4

1289,3

91,0

66,7

62,3

6,6

Новосибирская область

1454,7

1365,6

89,1

69,7

65,5

6,1

Омская область

1034,2

956,6

77,5

68,7

63,6

7,5

Томская область

527,5

492,9

34,6

64,1

59,9

6,6

Дальневосточный федеральный округ

3404,2

3190,1

214,1

70,2

65,8

6,3

Республика Саха (Якутия)

506,2

467,9

38,3

71,2

65,9

7,6

Камчатский край

186,6

175,7

11,0

73,0

68,8

5,9

Приморский край

1064,0

999,3

64,8

69,6

65,3

6,1

Хабаровский край

741,6

694,7

46,9

70,4

66,0

6,3

Амурская область

414,6

389,8

24,8

66,5

62,6

6,0

Магаданская область

93,8

90,3

3,4

77,0

74,2

3,6

Сахалинская область

278,7

260,7

18,0

71,8

67,2

6,5

Еврейская авт.область

86,0

80,1

5,9

65,7

61,2

6,9

Чукотский авт.округ

32,6

31,6

1,0

82,3

3,2

Крымский федеральный округ

...

...

...

...

...

...

Республика Крым

...

...

...

...

...

...

г.Севастополь

...

...

...

...

...

...

1) Без учета данных по Крымскому федеральному округу. Обследование населения по проблемам занятости в Крымском федеральном округе проводится, начиная с января 2015 года. В соответствии с действующей методологией, данные с учетом Крымского федерального округа будут опубликованы по итогам за январь-март 2015 года.В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.


Похожие работы на - Рынок труда в России: современное состояние и перспективы. Безработица как элемент современного рынка труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!