Анализ системы рециклинга отходов на ОАО 'МАЗ'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    684,11 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ системы рециклинга отходов на ОАО 'МАЗ'

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты логистики рециклинга

1.1 Логистическое обеспечение рециклинга отходов

1.2 Отходы как вторичные материальные ресурсы

1.3 Государственная политика в области управления отходами

Глава 2. Система рециклинга отходов на ОАО "МАЗ"

2.1 Производственная характеристика ОАО "МАЗ"

2.2 Анализ системы рециклинга отходов на ОАО "МАЗ"

Глава 3. Предложения по оптимизации логистической деятельности в области рециклинга отходов на ОАО "МАЗ"

Заключение

Список использованных источников

Введение

Интенсивное развитие промышленности, рост численности населения приводит к постоянному увеличению объемов отходов. Для того, чтобы добыть из недр природное сырье, необходимо извлечь большое количество вскрышных и вмещающих пород, которые принято называть отходами добычи полезных ископаемых. Кроме того, из-за ограниченного содержания полезного компонента в извлекаемом из недр сырье (в ряде случаев составляющего всего несколько процентов или даже долей процента) в процессе обогащения и химической переработки добытого сырья образуется значительное количество отходов обогащения, шлаков и других многотоннажных видов отходов.

Технологические процессы переработки полученных из природного сырья материалов в промышленную продукцию также не являются безотходными и сопровождаются образованием значительного количества отходов металлов и сплавов, пластмасс, углеводородов, химических, древесных и других материалов. Наконец, вся произведенная продукция практически полностью переходит в категорию отходов после ее использования потребителями как в сфере производства и услуг, так и в процессе конечного потребления.

Это отходы производственного и бытового потребления. К их числу относятся твердые бытовые отходы, отходы упаковки, изношенная одежда и обувь, отработанные аккумуляторы, гальванические элементы и люминесцентные лампы, а также потерявшие потребительские свойства мебель, бытовые приборы и бытовая техника, выводимые из эксплуатации жилые дома и производственные сооружения, производственное оборудование, автотранспортные средства, электро- и радиотехника, отработанные масла и технологические жидкости и т.д.

Анализ современного состояния управления отходами на предприятиях и изучение мирового опыта свидетельствуют о необходимости внедрения логистических методов в управление отходами, что является очень важным в условиях угрозы экологического кризиса и определяет актуальность и выбор темы настоящей работы.

Цель работы: исследование теоретических и практических аспектов рециклинга отходов, разработка рекомендаций по формированию и оптимизации логистической деятельности в области рециклинга отходов на ОАО "МАЗ".

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

.        Оценить объемы и состав отходов производства, которые могут быть использованы в качестве вторичных материальных ресурсов.

2.      Установить логистическую природу вторичных материальных ресурсов и обосновать применение принципов и методов логистики к рециклингу вторичных материальных ресурсов.

.        Охарактеризовать понятия рециклинга и реверсивной логистики, исследовать современную интерпретацию этих понятий

.        Проанализировать организацию системы движения отходов на предприятии на примере ОАО "МАЗ".

Теоретической основой исследования послужили работы в области теории и практики организации оборота отходов, нормативно-правовая база в области обращения с отходами. Информационной базой исследования послужили материалы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также внутренние информационные базы ОАО "МАЗ".

Глава 1. Теоретические аспекты логистики рециклинга


1.1 Логистическое обеспечение рециклинга отходов


Для предотвращения ухудшения экологической ситуации и поддержания уровня состояния компонентов окружающей среды, соответствующего требованиям устойчивого развития, необходимо проведение целенаправленной экологической политики, определяемой как совокупность экономических, правовых и организационных мер, направленных на поддержание способности окружающей среды удовлетворять потребности нынешних и не ставящих под угрозу удовлетворение потребности будущих поколений. [14]

Следует принять во внимание, что полная себестоимость производства представляет собой сумму затрат, связанных с оплатой рабочей силы, стоимостью материалов, плюс накладные расходы, минус любой доход от успешной продажи отходов материалов. Таким образом, утилизация отходов важна не только с точки зрения защиты окружающей среды, но и с точки зрения максимизации прибыли. [23, c.278]

Логистика рассматривает процесс движения вторичных ресурсов от мест их образования до производственного потребления - изготовления новой продукции, т.е. взамен первичных ресурсов. [2] Такой кругооборот материальных ресурсов "от производства - в производство" в современной экономике называется рециклингом. [26]

Рециклинг (другие термины: вторичная переработка, рециклинг (отходов) (от англ. recycling - рециклирование и утилизация отходов) - повторное использование или возвращение в оборот отходов производства или мусора. [10]

рециклинг вторичный материальный ресурс

Примечание - Источник [26]

Рисунок 1.1.1 - Международный символ вторичной переработки - лента Мёбиуса <#"881710.files/image002.gif">

Примечание - Источник [17]

Рисунок 1.1.2 - Логистика возвратных потоков в пределах типовой цепи поставок

Для реализации концепции рециклинга нужно решать несколько проблем: как способность продукта к неоднократному использованию может добавить стоимость; какие потребуется создать каналы в сети поставок, распределения иобратного движения материалов; как рециклинг повлияет на выбор материалов для упаковки продукта. [9, c.593]

Следует отметить, что для эффективной организации логистической схемы утилизации отходов особое значение приобретает управление информационным потоком, включающим данные об образовании отходов, местах их скопления, необходимости в определенных видах вторсырья на предприятиях и др. [24]

Таким образом, широкомасштабная переработка отходов возможна при условии создания соответствующей инфраструктуры, к которой относится логистическая схема как целостная интегрированная хозяйственная система сбора, складирования, сортировки, сертификации и идентификации, реализации, утилизации и рециклинга с элементами соответствующего обслуживания: информационного, маркетингового, транспортного, коммерческого.

 

1.2 Отходы как вторичные материальные ресурсы


В настоящее время наблюдается устойчивый количественный рост отходов, и никаких принципиальных изменений этой тенденции в обозримом будущем не предвидится.

Это очевидным образом связано с ростом объема промышленного производства и уровня конечного потребления. При этом отходы потребления будут расти быстрее, чем отходы производства, из-за опережающего роста продукции конечного потребления - в первую очередь бытовой, компьютерной и радиоэлектронной техники, предметов домашнего обихода, одежды, автомобилей и т.д. [8]

В 2012 г. на территории Беларуси образовалось 40,847 млн. т отходов производства, что на 7,8% меньше чем в предыдущем году (рис. 1.2.1).

Примечание - Источник: [18, c.338]

Рисунок 1.2.1 - Динамика образования отходов производства в 2005-2012 гг.

Уменьшение обусловлено падением годового выхода галитовых отходов и галитовых глинисто-солевых шламов на ОАО "ПО "Беларуськалий". Тем не менее, доля этих отходов составляла более половины (62%) общей массы образующихся в стране отходов. [18, c.337]

В 2012 г. образовалось 1378 видов отходов с широким спектром морфологических и химических свойств. [18, c.337] Структура образования отходов производства без учета отходов переработки калийных руд представлена на рисунке 1.1.2.

Примечание - Источник: собственная разработка по данным [18, c.338]

Рисунок 1.1.2 - Структура образования отходов производства в 2012 г. (без учета галитовых отходов и галитовых глинисто-солевых шламов)

Использование отходов производства. Уровень использования отходов производства в 2012 г. составил 32%, что на 3,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Данный факт обусловлен уменьшением на 3,9 млн. т годового выхода отходов производства калийных удобрений с крайне низким уровнем использования. Из 23018,7 тыс. т галитовых отходов использовались 754,8 тыс. т (3,3% от общего объема образующихся отходов реализовано коммунальным службам Беларуси, России и Украины); шламы галитовые глинисто-солевые вообще не использовались. [18, c.344]

На рисунке 1.3 показаны направления использования отходов, большая часть которых (52,5%) была использована на нужды самих предприятий, 47,5% переданы другим предприятиям, реализованы или экспортированы для дальнейшего использования.

Примечание - Источник: собственная разработка по данным [18, c.345]

Рисунок 1.1.3 - Структура использования отходов производства в 2012 г.

Динамика использования отходов производства в 2005 - 2012 гг. приведена на рисунке 1.3 По сравнению с 2005 г. уровень использования отходов (без учета галитовых отходов и шламов галитовых глинисто-солевых) увеличился в 1,8 раза и составил 80%. Наиболее полно используются отходы растительного и животного происхождения. Отходы производства пищевых продуктов используются практически полностью в сельском хозяйстве, отходы обработки и переработки древесины перерабатываются или сжигаются для получения энергии. В объеме использования отходов минерального происхождения доля вскрышных пород составляет 56% (3883,0 тыс. т). Вскрышные породы почти в полном объеме применяются для засыпки карьеров и восстановления нарушенных земель. [18, c.345]

Примечание - Источник [18, c.346]

Рисунок 1.1.4 - Динамика использования отходов производства в 2005-2012 гг. (по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь)

В настоящее время в стране перерабатываются преимущественно строительные отходы, образующиеся при производстве строительных материалов, деталей и конструкций. Переработка осуществляется непосредственно на самих предприятиях - источниках образования отходов. Высоким уровнем использования (86%) характеризуются асфальтобетон от разборки асфальтовых покрытий, некондиционные бетонные конструкции и детали, отходы предварительного грохочения, бой изделий из ячеистого бетона, отходы бетона, бой бетонных изделий. Часть строительных отходов использовалась на рекультивацию карьеров, благоустройство промплощадок, подсыпку дорог. [18, c.346]

Другие виды отходов используются в меньшей степени. Из общего количества образовавшихся в 2012 г. отходов производства остались неиспользованными 3768,6 тыс. т (без учета отходов калийного производства). Из них основным неиспользуемым видом отходов минерального происхождения является фосфогипс (из образовавшихся 796,2 тыс. т использовано только 11,3 тыс. т или 1,4%). [18, c.347]

Одной из самых важных проблем в области обращения с отходами является их использование в качестве вторичных материальных ресурсов (ВМР). Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами", вторичные материальные ресурсы - это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов. [10]

За январь-сентябрь 2013 года собрано 618,6 тыс. т ВМР, что на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В общем объеме собранных ВМР доля строительных отходов составила около 297,4 тыс. т, отходов бумаги и картона - 201,4 тыс. т, стекла - 61,9 тыс. т, полимерных отходов - 25,7 тыс. т, изношенных шин - 23,6 тыс. т, текстильных отходов - 8,6 тыс. т. [4]

В значительной степени увеличению объемов сбора и заготовки ВМР способствовала деятельность ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов", созданного в 2012 году указом №313. Предприятие осуществляет координацию деятельности по сбору вторичных материальных ресурсов, их обезвреживанию и использованию. В обязанности оператора входит аккумулирование финансовых средств, уплачиваемых производителями и поставщиками <http://gb.by/novosti/ekonomika/uslugi-operatora-vtorichnykh-materialnyk>, а также последующее их направление на реализацию государственных программ, организационно-техническую и информационную поддержку системы сбора и переработки, иные мероприятия в области использования вторичных материальных ресурсов. [22]

В качестве ВМР можно рассматривать любые отходы, поскольку они могут быть использованы в хозяйственных целях, либо частично (т.е. в качестве добавки), либо полностью замещая традиционные виды материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, причем главной особенностью таких ресурсов является их постоянная воспроизводимость в процессе материального производства, оказания услуг и конечного потребления. [8]

ВМР используются практически во всех отраслях промышленности. При этом масштабы и степень переработки различных видов ВМР значительно варьируют в зависимости от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, обусловленной их свойствами как загрязнителей среды, и от конкретных экономических условий, определяющих рентабельность использования отходов в том или ином виде производства. Средний уровень использования отходов в качестве вторичных ресурсов составляет около одной трети. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, стеклобой, часть минеральных отходов производства электроэнергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов. Плохо используются золы и шлаки ТЭС, фосфогипс, лигнин, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления. [1] Они, как правило, не образуют крупных очагов накопления и имеют более разнородный состав, что затрудняет их сбор, перевозку и переработку. [3]

Одной из составляющих проблемы вторичных материальных ресурсов является их каталогизация. Для реализации полезности любых товаров и услуг необходима информация, т.е. сведения об их объективных и рыночных параметрах. Данное положение в полной мере относится и к вторичным материальным ресурсам. В странах с развитой рыночной экономикой функционируют специализированные фирмы, выполняющие различные операции по преобразованию вторичных материальных ресурсов, и этот вид предпринимательства считается коммерчески выгодным, поскольку он стабилен и поощряется государством. [2]

Основными факторами низкого в среднем уровня использования отходов в качестве ВМР являются:

·        недостаточность и несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления;

·        необходимость создания специальной производственной инфраструктуры, включающей пункты сбора вторсырья и заготовительные предприятия;

·        трудоемкость сортировки и дезагрегации сложных отходов на отдельные компоненты по видам материала, а также их чистки, мойки и дезинфекции, проверки на наличие радиоактивных и других опасных материалов;

·        значительный расход энергии на их дробление и выпуск из них вторичного сырья или полуфабрикатов;

·        снижение производительности оборудования из-за наличия в перерабатываемых отходах примесей и мусора (особенно это относится к переработке полимерных отходов);

·        отсутствие достаточных экономических стимулов для сбора и переработки значительной массы отходов. Вызвано это относительно низкой конкурентоспособностью товаров, произведенных с использованием отходов, поскольку даже при относительной дешевизне соотношение цена/качество для них менее благоприятно, чем у продукции, изготовленной только из природного сырья. В первую очередь это относится к широкому ассортименту продукции из отходов термопластов и резины (таре, поливочным шлангам, полимерной пленке, изделиям технического назначения из термопластов и резины), регенерированным моторным маслам, туалетной бумаге из макулатуры и т.д. Спрос на такую продукцию нередко остается довольно низким даже при существенном - до 50% и более - снижении цены на нее. [1;7]

Таким образом, под вторичными материальными ресурсами (ВМР) предлагается понимать отходы производства и потребления как источник постоянно пополняемых материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, образующихся в материальном производстве, сфере услуг и в процессе конечного потребления. Масштабы и степень переработки ВМР варьируют в зависимости от их ресурсной ценности, от свойств отходов как загрязнителей среды, и от экономических условий, определяющих рентабельность их использования.

 

1.3 Государственная политика в области управления отходами


Развитые страны мира пришли к заключению о необходимости усиления государственного регулирования в области сбора и переработки отходов и о том, что ответственность за управление отходами должна быть сконцентрирована на национальном уровне. В структуре государственного аппарата стран ЕС имеются специально уполномоченные для этого органы. Все более широкие масштабы за рубежом принимает практика государственного нормирования уровня сбора и переработки наиболее распространенных видов отходов. Как правило, эта задача решается в рамках государственных (национальных) программ с выделением существенных финансовых ресурсов на эти цели. В соответствии с Шестой программой действий ЕС в области окружающей среды, принятой в 2002 году, была поставлена задача снизить в странах ЕС к 2010 году количество захороненных отходов на 20% в сравнении с 2000 годом, а к 2020 году - на 50%. [8]

Широкое распространение за рубежом получили методы экономического стимулирования сбора и переработки отходов с помощью целевого субсидирования, льготного кредитования и налогообложения, предоставления льгот по транспортным тарифам, ускоренного списания амортизационных отчислений, использования залогово-возвратных и других механизмов. [8] Наиболее экономически значимым было внедрение в США, а затем и в странах Европы так называемых "разрешений на выбросы с возможностью их последующей перепродажи другому производителю отходов" (tradable permits). Этот инструмент экономического стимулирования является ключевым в построении рыночного механизма управления отходами. [25, с.45] Развитием такого компенсационного подхода стал так называемый бабл-принцип, или принцип пузыря (bubble - пузырь). В соответствии с этим предполагается, что региональная производственная деятельность и прочие виды человеческой хозяйственности, приводящие к отрицательному воздействию на воздушную среду, осуществляются в некотором гипотетическом "пузыре" достаточно больших размеров, и задача состоит в наиболее региональном распределении возможностей выбросов различных видов загрязняющих веществ между загрязнителями воздушной среды, ограниченных объемом "пузыря". Предприятие, снижая путем дополнительной очистки или усовершенствования технологии объем выбросов определенного типа загрязняющего вещества, становится обладателем "права на выброс", которое может быть зарезервировано в специальных "банках" излишков разрешенных выбросов или продано фирме, заинтересованной в получении такого права. [6]

Значительное внимание в развитых странах уделяется внедрению системы ответственности производителей продукции (предпринимателей) за сбор и переработку своей продукции и ее упаковки после их использования. Основные целевые установки по нормативам ответственности производителей продукции регламентируются следующими специальными директивами Парламента и Совета Европейского союза:

·        94/62/ЕС - упаковка и отходы упаковки,

·        2000/53/ЕС - транспортные средства, выведенные из эксплуатации,

·        2002/96/ЕС - отходы электротехнического и электронного оборудования.

В соответствии с целевыми установками этих директив планируется последовательное наращивание уровня сбора и переработки отходов и постепенный отказ от практики их захоронения [8]

Эффективным способом экономического стимулирования правительством мероприятий по обработке и вторичному использованию отходов является предоставление фирмам режима ускоренной амортизации.

Помимо государственных способов стимулирования рынка переработки отходов существует и корпоративная форма. В Японии, Северной Америке и Западной Европе развит обмен отходами. Обмен базируется на предположении, что отходы одного производства могут служить сырьем для другого. Многие предприятия выступают в качестве информационных центров, издавая каталоги имеющихся отходов и требуемых отходов для информирования различных отраслей промышленности. В настоящее время в мире функционирует примерно 51 биржа отходов. [25, с.46] Оптимизация управления обращения с отходами требует значительной оперативно-стратегической и аналитической работы как по получения этой информации, так и по ее обработке. Важнейшим ее компонентом является единая, комплексная, достоверная база данных отходов. [13]

Лидером в области рециклинга отходов как в Европе, так и за ее пределами является Германия, о чем свидетельствуют данные о технологических инновациях и расходах на окружающую среду. [7] В настоящее время Германия перерабатывает 90% всего объема образующихся отходов. [25, с.44]

С конца 1980-х Германия стремилась внедрить интегрированный подход системы управления отходами. Это привело к некоторым изменениям в деятельности органов, связанных c защитой природных и технических ресурсов в области управления отходами:

.        Предотвращение и сведение к минимуму, вызванное растущими темпами производства и потребления, было первоочередной задачей. Важным вкладом в ее достижение было введение высоких денежных штрафов на выбросы, регламентированных разработанной системой национальных экологических стандартов. Помимо них также существуют специальные стандарты по предотвращению выработки мусора вообще.

2.      Для эффективного функционирования замкнутых циклов должен существовать рыночный механизм для перерабатываемых материалов. Для "классического" вторичного сырья (стекло, бумага, металлы, пластик) рынок формируется без помощи государства. Но для разработки циклов переработки прочих материалов необходимы дополнительные стимулирующие государственные и экономические инструменты, потому что стоимость таких восстановленных материалов не может покрыть стоимость их переработки.

.        Для всех видов упаковки промышленных товаров в Германии потребитель должен дополнительно делать взносы на ее переработку.

.        Отправлять на захоронение допускается только тот мусор, который не представляется возможным переработать. Захоронение мусора в Германии также соответствует очень строгим стандартам. [25, с.45]

Внедрение систем производственной логистики устранения отходов способствует рационализации обращения отходов и развитию эффективного бизнеса. [25, с.46]

В Республике Беларусь во исполнение Государственной программы сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Беларуси на 2009-2015 годы, утвержденной Указом Президента от 22.06.2009 № 327 необходимо:

·        определить перечень товаров, в отношении которых должна быть установлена ответственность производителей и импортеров за их сбор и организацию переработки после использования;

·        определить сроки ввода в действие перечня товаров, в отношении которых должен быть установлен норматив содержания в них вторичного сырья;

·        разработать меры экономического стимулирования сбора (заготовки) и переработки отходов, меры стимулирования спроса на вторичное сырье и товары с его использованием. [21]

В целях совершенствования системы сбора (заготовки) основных видов вторичных материальных ресурсов предусмотрены:

·        мероприятия по организации сбора и использованию отходов в качестве вторичного сырья, в том числе создание производства сортировки смешанного стеклобоя, заводов по переработке вторичных материальных ресурсов, региональных центров по сбору отходов в качестве вторичного сырья, в том числе отходов сложной бытовой техники и транспортных средств, создание производств по переработке отходов асфальтобетона и строительных отходов;

·        расширение сети приемных пунктов заготовки вторичного сырья;

·        дальнейшее внедрение системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов путем увеличения пунктов (линий) сортировки раздельно собранных коммунальных отходов и контейнеров для раздельного сбора твердых коммунальных отходов;

·        оснащение организаций, осуществляющих сбор (заготовку) вторичных материальных ресурсов, специальной техникой и оборудованием для сбора вторичных материальных ресурсов;

·        установление объемов сбора вторичных материальных ресурсов по областям и г. Минску. [21]

Государственная политика в области ценообразования на вторичное сырье должна содействовать расширению сырьевой базы отечественной экономики, повышению устойчивости материального обеспечения товаропроизводителей, сокращению потерь сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов. В основном закупочные и отпускные цены на вторичные ресурсы государством не регулируются и устанавливаются на договорной основе между продавцом и покупателем. [21]

Вместе с тем в сфере ценообразования на вторичные ресурсы имеется ряд проблем, требующих решения для успешной реализации поставленных задач. Закупочные цены на вторичное сырье не стимулируют население к его сбору. Рентабельность заготовки вторичных материальных ресурсов невысока в связи со значительными капитальными и эксплуатационными затратами. Необходимо реформирование системы оплаты услуг по вывозу и захоронению коммунальных отходов. [21]

Выполнение Государственной программы позволит максимально вовлечь отходы в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и усовершенствовать механизмы экономического стимулирования сбора отходов в качестве вторичного сырья, что позволит сделать этот вид деятельности более привлекательным для инвестиций и частного бизнеса и формировать новые механизмы (применение принципа расширенной ответственности производителя к таким товарам, как сложная бытовая техника, автотранспортные средства), позволяющие привлекать средства производителей и импортеров товаров к созданию систем сбора и использования отходов, в которые превращается выпускаемая (импортируемая) ими продукция.

Таким образом, управление отходами на основе ресурсосбережения при производстве продукции и ее потреблении носит комплексный характер и включает решение широкого спектра задач экономического, природоохранного и социального значения в соответствии с принципом субсидиарности. Общепринятой практикой во многих высокоразвитых странах является экономическое стимулирование деятельности, связанной со сбором, заготовкой и переработкой отходов.

Глава 2. Система рециклинга отходов на ОАО "МАЗ"


2.1 Производственная характеристика ОАО "МАЗ"


Минский автомобильный завод (ОАО "МАЗ") - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. МАЗ был создан в 1944 году и в настоящее время является одним из ведущих и стабильно работающих автомобильных заводов на рынке стран СНГ и дальнего зарубежья. МАЗ находится в ведении Министерства промышленности РБ и в качестве головного предприятия входит в состав производственного объединения "БелавтоМАЗ" (ПО "БелавтоМАЗ"), которое было создано приказом Министра автомобильной промышленности СССР №255 от 25.09.1975 г. В начале 2009 года МАЗ был преобразован в открытое акционерное общество, в котором 100% акций принадлежат белорусскому государству. В мае 2012 г. Министерством экономики в государственном реестре холдингов зарегистрирован холдинг "БелавтоМАЗ". С 19 декабря 2013 г. в состав холдинга "БелавтоМАЗ" входят:

·        ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БелавтоМАЗ"

·        ОАО "Барановичский автоагрегатный завод" (г. Барановичи)  <http://maz.by/about/feleals/a9963313af88679f.html>

·        ОАО "Осиповичский завод автомобильных агрегатов" (г. Осиповичи)  <http://maz.by/about/feleals/ed4959e4dece73a5.html>

·        ОАО "Кузнечный завод тяжелых штамповок" <http://maz.by/about/feleals/e7ef3a314385a03a.html> (г. Жодино)

·        ОАО "Дзержинский экспериментально-механический завод" (г. Дзержинск)  <http://maz.by/about/feleals/deba6d0a59ad73cc.html>

·        ОАО "Клецкий мехзавод" (г. Клецк)

·        ОАО "СтройМАЗтрест" (г. Минск)  <http://maz.by/about/feleals/e251dbe60d556f56.html>

·        ООО "Завод автомобильных прицепов и кузовов "МАЗ-Купава" <http://maz.by/about/feleals/ab0913961b4bb0a9.html> (г. Минск)

·        сельскохозяйственное унитарное предприятие "АгроМАЗ" (Березинский р-н, дер. Василевщина)

·        ОАО "Брестмаш" (г. Брест)

·        ОАО "ВолМет" (г. Волковыск)

·        ОАО "ТАиМ" (г. Бобруйск)

·        ОАО "Гродненский механический завод" <http://maz.by/about/feleals/a45d17dad909c8c3.html>

Минский автозавод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия.

Юридический адрес: Республика Беларусь, 220831 г. Минск, ул. Социалистическая, 2.

Основной вид деятельности ОАО "МАЗ" - производство и сбыт на внутреннем рынке и за рубежом автомобильной и прицепной техники, автобусов, запасных частей, узлов и агрегатов, литья, поковок, штамповок, технологического оборудования, товаров народного потребления, организация фирменной торговли, сбыта выпускаемой продукции и ее сервисного обслуживания, осуществление проектной, коммерческо-посреднической и внешнеэкономической деятельности.

МАЗ широко известен в странах СНГ и во всем мире как производитель большегрузных автомобилей. Всего ОАО "МАЗ" выпускает более 500 моделей и модификаций автомобилей. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного оборудования и установок. ОАО "МАЗ" - экспортоориентированное предприятие. Поставка более 80% продукции осуществляется за пределы Республики Беларусь.

В настоящее время на МАЗе освоено производство грузовиков, отвечающих требованиям ЕВРО-4 и ЕВРО-5. В этих автомобилях воплотились наиболее современные конструкторские решения, позволившие получить большую грузоподъемность, высокую скорость, топливную экономичность, проходимость, надежность, комфортабельность в сочетании с низкими эксплуатационными расходами.

В последние годы, помимо традиционных большегрузных автомобилей, на ОАО "МАЗ" освоено производство среднетоннажных низкорамных грузовиков.

Совместно с автогигантом МАН (MAN) создано совместное белорусско-немецкое предприятие ЗАО "МАЗ-МАН", на котором к 1998 году было налажено серийное производство большегрузной автомобильной техники с использованием кабины и двигателя производства "МАН" и шасси "МАЗ". Обладая сравнимым с европейскими моделями аналогичного класса качеством, продукция "МАЗ-МАН" в среднем на 30% дешевле автомобилей зарубежного производства.

МАЗ до настоящего времени остается единственным в мире производителем не только автомобильной техники, но и прицепного состава. Он производит свыше 60 модификаций прицепной техники, что позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили - с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жесткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двухсторонней разгрузкой, выпускаются прицепы к легковым автомобилям.

Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".

Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

Грузовики "МАЗ" неоднократно признавались лучшими по результатам работы ведущих автомобильных выставок в странах СНГ. Система качества ОАО "МАЗ" соответствует требованиям ISO 9001 при проектировании, разработке, производстве и обслуживании автотехники. Минским автозаводом получен сертификат TUV CERT (Германия), который удостоверяет, что на предприятии внедрена и успешно применяется система менеджмента качества при проектировании и производстве автобусов. Предприятие было оценено и сертифицировано как отвечающее международным требованиям ISO 9001: 2008 для проектирования, производства и обслуживания грузовых автомобилей и автобусов.

 

2.2 Анализ системы рециклинга отходов на ОАО "МАЗ"


Реверсивная логистика связана со всеми функциональными сферами предприятия: разработкой и созданием автомобильной техники, закупкой, производством, транспортировкой, складированием, сбытом, финансированием и т.д., поэтому оптимизация движения отходов позволяет сэкономить ресурсы и достичь целей, поставленных перед предприятием относительно экологической безопасности. Важным элементом логистики рециклинга на предприятии является оптимизация подходов к управлению запасами отходов на складах. При управлении отходами предприятие стремится к:

·        минимизации расходов на складирование, хранение и транспортировку отходов,

·        сокращению штрафов за хранение сверхнормативных объемов отходов и времени их хранения.

В результате производственной деятельности на ОАО "МАЗ" образуется 110 видов отходов производства, в том числе отходов производства, которые используются в качестве вторичных материальных ресурсов - 62 вида, что составляет 56 %. На предприятии организован раздельный сбор по видам отходов, от реализации которых в 2013 г. была получена прибыль в размере 342 млн. руб. Состав и места образования отходов приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Виды, наименование, источники образования и класс опасности отходов на ОАО "МАЗ".

Вид отхода

Наименование отхода

Наименование техпроцесса, который является источником отхода

Степень (класс) опасности отхода

1

2

3

4

1

Продукты питания испорченные, загрязненные или немаркированные

Приготовление пищи

4

2

Отходы продуктов питания, содержащие компоненты животного происхождения (мясо, жиры, кровь и прочее)

Приготовление пищи

3

3

Осадки мыловарения

Ванна фосфатных покрытий в гальваническом цехе

3

4

Обувь кожаная рабочая, потерявшая потребительские свойства

Осуществление трудовой деятельности в рабочей обуви

4

5

Опилки натуральной чистой древесины

Обработка древесины

4

6

Отходы (куски, обрезки) черновой мебельной заготовки, фанеры, древесностружечных плит, древесноволокнистых плит, шпона, заготовок гнутоклееных и плоскоклееных и др.

Сборка автотехники

3

7

Деревянная тара и незагрязненные древесные отходы

Деревянная тара б/у (ящики, поддоны)

4

8

Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел 15% и более)

Уборка полов

3

9

Опилки, стружка, загрязненные неорганическими химикалиями (кислоты, соли)

Уборка случайных разливов в гальваническом производстве

3

10

Древесные отходы и деревянные емкости, загрязненные органическими химикалиями (минеральные масла, лаки)

Трапы из цехов, деревянные шпалы

3

11

Сучья, ветви, вершины

Обрезка объектов растительного мира

Неопасные

12

Отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытием

Использование упаковочного материала

3

13

Отходы вощеной бумаги

Упаковка

4

14

Отходы рубероида

Ремонт крыш

4

15

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

Делопроизводство

4

16

Отходы упаковочного картона незагрязненные

Отходы упаковки

4

17

Бумага, загрязненная лакокрасочными материалами

Окраска изделий

3

18

Бумажные мешки из-под сырья (цемент)

Использование упаковочного материала

4

19

Шлак ваграночный гранулированный

Литье чугуна в литейном цехе серого чугуна

4

20

Шлаки сталеплавильные

Литье стали в СЛЦ-1 и СЛЦ-2

4

21

Шлаки чугунолитейного производства

Литье чугуна в ЛЦКЧ и СЛЦ-1

4

22

Отходы сжигания кокса

Нагрев металла в печи для ремонтных нужд на Рессорный завод

3

23

Отходы фасонно-литейных цехов

Металлургическое производство

4

24

Стеклобой бесцветный тарный

Использование стеклянных материалов

Неопасные

25

Стеклобой термически стойкого стекла

Бой лабораторной посуды

4

26

Бой боковых стекол автобусов и автомобилей

Стеклобой неармированного цветного стекла

3

27

Отходы стекла "Триплекс"

Бой лобовых стекол автобусов и автомобилей

4

28

Стеклобой при использовании стекла 4мм и более в строительстве

Остекление

Неопасные

29

Асфальтобетон от разборки асфальтовых покрытий

Разборка асфальтовых покрытий

3

30

Земляные выемки, грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненные опасными веществами

Проведение строительных работ

3

31

Бой шифера

Ремонт зданий

3

32

Лом огнеупорных изделий производства литьевых изделий из чугуна

Литейное производство

4

33

Лом огнеупорных изделий производства литьевых изделий из стали

Литейное производство

4

34

Отсев кокса (мелочь коксовая с размером частиц не более 5 мм)

Литейное производство

Неопасные

35

Песок, загрязненный маслами (содержание масел - 15% и более)

Устранение проливов масла

3

36

Отходы формовочных смесей

Литейное производство

4

37

Бой железобетонных изделий

Разборка зданий и сооружений

Неопасные

38

Электроды графитовые отработанные незагрязненные

Литейное производство

Неопасные

39

Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов

Эксплуатация шлифовальных станков

Неопасные

40

Отработанные шлифовальные шкурки

Зачистка поверхностей деталей в ИШЗ, ПКЗ

Неопасные

41

Бой фарфоровых изделий

Использование фарфоровых изделий

Неопасные

42

Шлам карбидный

Сварка изделий

3

43

Шлам фосфатирования

Подготовка поверхностей к покраске

3

44

Шлам очистки сточных вод автотранспортных предприятий

Водоочистка

4

45

Шлам ванн выщелачивания отливок

Процесс выщелачивания отливок в СЛЦ-1

3

46

Пыль циклонов

Освобождение циклонов после очистки вентвыбросов

4

47

Шлам мокрого пылеулавливания при очистке вентвыбросов

Мокрое улавливание пыли в газоочистных установках

3

48

Пыль железосодержащая с дробью

Дробеструйная обработка поверхностей деталей

4

49

Окалина от зачистки закалочных баков

Закалка металла

3

50

Металлическая тара, загрязненная ЛКМ

Окраска изделий

4

51

Лом стальной несортированный

Металлообработка, списание материалов и оборудования

Неопасные

52

Лом чугунный несортированный

Металлообработка, списание материалов и оборудования

Неопасные

Отходы штамповки и резки, металлическая стружка

Металлообработка

4

54

Лом алюминия несортированный

Металлообработка, списание материалов и оборудования

Неопасные

55

Лом медных сплавов несортированный

Металлообработка, списание материалов и оборудования

Неопасные

56

Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные со слитым электролитом

Эксплуатация транспорта

2

57

Ртутные лампы отработанные

Освещение

1

58

Люминесцентные трубки отработанные

Освещение

1

59

Батареи (элементы питания) различных моделей отработанные

Эксплуатация лабораторного и иного оборудования

Не установлен

60

Силовые конденсаторы с диэлектриком, пропитанным жидкостью на основе ПХБ

Эксплуатация оборудования, содержащего ПХБ

1

61

Шлам металлошлифовальный

Обработка деталей

3

62

Отходы от разборки зданий

Снос зданий

Неопасные

63

Смешанные отходы строительства, сноса зданий и сооружений

Ремонт зданий, новое строительство

4

64

Осадки очистных сооружений гальванических производств

Водоочистка

3

65

Оксид кремния с вредными примесями (кремнегель)

Наплавка крановых колес (отходы флюса)

4

66

Отходы соляных ванн (содержащие соединения калия и натрия)

Соляные ванны в гальваническом цехе

3

67

Кислота аккумуляторная серная отработанная

Эксплуатация транспорта

1

68

Растворы отработанные, содержащие хром шестивалентный

Гальваническое производство

Не установлен

69

Кислые травильные растворы отработанные

Гальваническое производство

3

70

Масла моторные отработанные

Эксплуатация автотранспорта

3

71

Масла индустриальные отработанные

Эксплуатация оборудования

3

72

Масла трансмиссионные отработанные

Эксплуатация автотранспорта

3

73

Масла трансформаторные и теплонесущие, не содержащие галогены, полихлорированные дифенилы и терфинилы, отработанные

Эксплуатация электрооборудования

3

74

Масла компрессорные отработанные

Эксплуатация компрессорных установок

3

75

Эмульсии мехобработки, смеси эмульсий

Охлаждение станков

3

76

Шлам очистки емкостей

Зачистка емкостей, содержащих нефтепродукты

3

77

Шлам нефтеловушек

Эксплуатация водоочистных сооружений

4

78

Смеси растворителей без галогенных органических составляющих

Окрасочные работы

3

79

Шламы, содержащие галогенированные растворители

Химчистка одежды в УМС

3

80

Шлам лаков и красок

Окраска изделий

3

81

Пенопласт полистирола

Утепление автобусов, производство моделей

3

82

АБС-пластик

Обрезки в лаборатории изделий из пластмасс и РТИ, при внутренней облицовке автобусов

3

83

Отходы (суммарные) эластичного ППУ (вспененная масса, куски, пропитанные восковой эмульсией, смазка и т.п.) производства изделий из интегрального пенополиуретана

Очистка промстоков

3

84

Полиамид (брак, обрезки)

Обрезки в лаборатории изделий из пластмасс и РТИ

3

85

ПЭТ-бутылки

Питание работников

3

86

Отходы линолеума поливинилхлоридного

Сборка автобусов

3

87

Отходы материала тентового, метражные

Обрезки от изготовления тентов, списанные тенты

4

88

Отходы полиэтилена производства литья (литых изделий) из полимерных материалов на основе полиэтилена высокого давления

Изготовление деталей в лаборатории изделий из пластмасс и РТИ

3

89

Полиэтилен низкого давления

Изготовление деталей в лаборатории изделий из пластмасс и РТИ

3

90

Полиэтилен (пленка, обрезки)

Использованная чистая пленка для упаковки новых двигателей и деталей

3

91

Пластмассовые отходы в виде тары из-под ЛКМ

Использование краски в таре из пластмасс

3

92

Полипропилен, бракованные изделия, обрезки изделий

Использование мягкой тары в литейном производстве

3

93

Отходы полипропилена производства литья (литых изделий) из полимерных материалов на основе полипропилена

Изготовление деталей в лаборатории изделий из пластмасс и РТИ

3

94

Отходы стеклопластика

Производство автобусов

3

95

Отходы резиновые вулканизированные производства формовых РТИ

Изготовление деталей

Не установлен

96

Отходы конвейерной ленты

Замена конвейерной ленты

3

97

Отходы технической пластины

Замена технических пластин из резины

4

98

Изношенные шины с металлокордом

Эксплуатация транспорта

3

99

Тормозные композиционные колодки отработанные

Эксплуатация автотранспорта

3

100

Прочие резиносодержащие отходы, не вошедшие в группу VI Д

Замена ремней вентиляторов, резиновых шлангов и проч.

Не установлен

101

Отходы (обрезки) для всех видов тканей при раскрое

Пошив спецодежды в швейном цехе УМС

3

102

Ткани и мешки фильтровальные с вредными загрязнениями, преимущественно органическими

Замена фильтрующего материала

3

103

Ветошь, загрязненная ЛКМ

Покраска деталей и машин

3

104

Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15 % и более)

Устранение проливов масла

3

105

Изношенная спецодежда хлопчатобумажная и другая

Осуществление трудовой деятельности в спецодежде

4

106

Одноразовые шприцы, бывшие в употреблении, обеззараженные (обезвреженные)

Выполнение инъекций

4

107

Осадки взвешенных веществ от очистки дождевых стоков

Осадок от эксплуатации очистных сооружений

4

108

Отходы кухонь и предприятий общественного питания

Приготовление пищи

Неопасные

109

Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения

Жизнедеятельность

Неопасные

110

Отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций

Уборка территории и основных производственных помещений

4


Примечание - Источник: собственная разработка по данным ОАО "МАЗ"

Как видно из таблицы 2.1, на предприятии в основном образуются отходы 3 (умеренно опасные вещества) и 4 (малоопасные вещества) классов опасности.

В целях экономии финансовых средств обществом разрабатываются мероприятия по рациональному использованию отходов производства. Для вовлечения в хозяйственный оборот отходы литейного производства передают на ОАО "Эко Терра" и ОАО "Радошковичский керамический завод". В результате плановая экономия финансовых средств до конца текущего года составит более 4130 млн. руб.

Высоким уровнем использования (свыше 96%) характеризуются отработанные масла. Незначительная часть обезвреживается, остальные направляются на хранение для последующего использования. ОАО "МАЗ" имеет ряд заключенных договоров на использование отработанных масел в 2014 году. Около 34% отработанных масел идет на получение энергии,20 - на получение продуктов, применяемых на предприятии и 46% - на получение нового товарного продукта, регенерированного исходного сырья и побочных продуктов, реализуемых в качестве сырья.

Неиспользуемые отходы производства (3-4 классов опасности и неопасные) преимущественно захоронены на полигонах твердых коммунальных отходов. Среди вывозимых на захоронение преобладают отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы от уборки территорий, а также отходы минерального происхождения в виде отходов литейно-фасонных цехов, различных строительных отходов и лома огнеупорных изделий, отходов сухой уборки гаражей, автостоянок, мест парковки транспорта и др.

Внедрение линии катафорезного грунтования деталей (узлов) рам автомобилей позволило сократить выбросы летучих органических соединений на 72 т/г, снижения образования отходов лакокрасочных материалов на 20 т/год.

В 2013 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух уменьшены на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Ожидается снижение добычи артезианской воды и сброса сточных вод.

На предприятии осуществляется локальный мониторинг источников выбросов загрязняющих веществ, оказывающих значительное влияние на окружающую среду. Исследования атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне предприятия выполняются без привлечения сторонних организаций

Таким образом, на ОАО "МАЗ" образуется значительное количество отходов. В целях экономии финансовых средств на предприятии разрабатываются мероприятия по их рациональному использованию.

Глава 3. Предложения по оптимизации логистической деятельности в области рециклинга отходов на ОАО "МАЗ"


В настоящее время перед предприятием возникают следующие проблемы, связанные с управлением отходами:

·        уменьшение объемов отходов, в том числе уменьшение отходов токсичного и опасного характера;

·        необходимость создания цепи по утилизации отходов;

·        создание современной системы управления отходами и их утилизацией с учетом специфики предприятия;

·        привлечение необходимых финансовых ресурсов для создания оптимальной системы утилизации отходов;

·        обеспечение сбалансированности экономических и социальных аспектов управления отходами;

·        внедрение международных правил в механизмы управления отходами.

Исходя из основных целей развития рынка вторичных ресурсов и с учетом международного опыта, представляется необходимым решить следующие задачи:

·        определить номенклатуру отходов производства и потребления, подлежащих использованию в первоочередном порядке в качестве вторичных материальных ресурсов;

·        выработать и обеспечить условия для комплексной переработки сырья и материалов, экономии первичных материальных ресурсов в основном производстве за счет их замены соответствующими вторичными материальными ресурсами;

·        создать оптимальную систему управления отходами с учетом специфики выпускаемой продукции;

·        обосновать оптимально допустимые размеры запасов отходов для дальнейшей переработки. При этом должны учитываться расходы на хранение запасов отходов на складе, на их транспортировку, степень загрязнения окружающей среды; штрафы за несанкционированное хранение отходов на складах предприятия; создание региональных предприятий по переработке отходов в местах концентрации, На основании проведенных исследований доказано, что эффективным является использование системы с фиксированным размером запаса. В модели управления запасами с фиксированным размером запаса объем вывоза отходов является постоянной величиной. Предельно допустимый объем запаса отходов определяет уровень запаса, при достижении которого осуществляется заказ транспортных средств, необходимых для вывоза отходов, и рассчитывается по критерию минимизации совокупных затрат для рациональной загрузки площадей склада запрещенного товара. Предельно допустимый объем запасов отходов должен быть не меньше (в денежном выражении) расходов на их транспортировку. При этом модель управления запасами должна обеспечивать реализацию целей и функций предприятия при уменьшении объема загрязнения окружающей среды. Выбор данной модели, с одной стороны, обусловлен высокими расходами на транспортировку отходов и незначительным влиянием изменения объема отходов на расходы, связанные с их хранением (расходы на хранение больших объемов отходов значительно ниже расходов на их частую транспортировку), но при этом необходимо учитывать токсичность отходов, их влияние на работников предприятия и штрафы за несанкционированное хранение сверхнормативных объемов отходов. [17] Несмотря на все преимущества, предложенная система имеет недостатки - необходимость постоянного контроля за уровнем запасов отходов;

·        установить требования рециклинга при проектировании или конструировании новых изделий. Это означает, что необходимо заранее предусматривать способы рециклинга (регенерации) данного изделия. Например, правительства ряда европейских стран правомочны требовать замены конкретных изделий или изменения их характеристик, чтобы упростить сбор, разделку, сортировку и другие операций, связанные с рециклингом. [2]

Реализация этих положений позволит:

·        уменьшить потери сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, выводимых в настоящее время из хозяйственного оборота с отходами производства и потребления, и тем самым повысить эффективность использования природного сырья;

·        увеличить объем производства товаров, изготовленных из отходов или с их использованием;

·        создать более благоприятные условия для расширения сырьевой базы экономики, в том числе для замещения импортных поставок некоторых видов сырья, природные ресурсы которых ограничены или отсутствуют в Республике Беларусь;

·        снизить уровень загрязнения отходами окружающей природной среды;

·        создать новые рабочие места;

·        обеспечить выполнение экологических требований, предъявляемых европейским экономическим сообществом.

Заключение


Результаты изучения рециклинга вторичных материальных ресурсов в системе логистического управления позволяют сделать следующие выводы:

1.      В условиях постоянно растущих объемов производства по всему миру естественным образом увеличиваются и объемы вредных выбросов и отходов, тем самым порождая еще одну проблему, которую должна решить логистика. Утилизация отходов важна не только с точки зрения защиты окружающей среды, но и с точки зрения максимизации прибыли.

2.      Наиболее актуальными с точки зрения минимизации издержек бизнеса, снижения экологической нагрузки на территорию выступают операции возвратности некачественных или неиспользованных ресурсов, а также так называемых вторичных материальных ресурсов, использование которых возможно по первичному назначению как в рамках производственных или иных процессов предприятия, так и в дальнейшей переработке или изготовлению продукции сторонними субъектами хозяйствования.

3.      Масштабы и степень переработки вторичных материальных ресурсов варьируют в зависимости от их ресурсной ценности, от свойств как загрязнителей среды, и от экономических условий, определяющих рентабельность их использования.

4.      Широкомасштабная переработка отходов возможна при условии создания соответствующей инфраструктуры, к которой относится логистическая схема как процесс возвращения товарно-материальных ценностей (изъятые товары, упаковка и отходы, которые подлежат вторичной переработке и рециклингу) от потребителя к производителю.

5.      Анализ управления отходами в промышленно развитых странах показывает, что использование отходов в качестве вторичного сырья возможно и эффективно достигается в процессе его капитализации непосредственно при государственном регулировании с использованием законодательных, организационных, экономических, технических и экологических методов.

6.      На ОАО "МАЗ" образуется значительное количество отходов. В целях экономии финансовых средств обществом разрабатываются и проводятся мероприятия по рациональному использованию отходов производства.

7.      В целях обеспечения сбалансированности экономических и социальных аспектов управления отходами необходимо решить задачи, связанные с классификацией отходов производства, создать оптимальную систему управления отходами с учетом специфики выпускаемой продукции, что позволит обеспечить значительную экономию финансовых средств, уменьшить потери ресурсов и обеспечить выполнение экологических требований, предъявляемых экономическим сообществом.

Список использованных источников


1.      Альбеков А.У. Логистика вторичных материальных ресурсов // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2 (200). - c.102. Режим доступа: <http://www.creativeconomy.ru/articles/22793/>. Дата доступа: 23.01.2014.

2.      Альбеков А, Кизим А., Березовский Э. Моделирование процессов рециклинга на принципах логистики // Логистика. - 2012. - №5. - с.48-51.

3.      Букринская Э., Мясникова Л. Логистическое обеспечение рециклинга ТБО (твердых бытовых отходов) в мегаполисе // РИСК (Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция). - 2006. - 4. - с.38 - 45.

4.      В Беларуси за 9 месяцев собрано на 31% больше вторичных материальных ресурсов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gb. by/novosti/ekonomika/v-belarusi-za-9-mesyatsev-sobrano-na-31 <http://www.gb.by/novosti/ekonomika/v-belarusi-za-9-mesyatsev-sobrano-na-31>. Дата доступа: 09.02.2014.

5.      Внутренние базы ОАО "МАЗ"

6.      Воронков А.Н., Точков А.Г., Вакуленко Р.Я. Направления применения "зеленых" технологий в логистике. // Вестник СамГУПС. - 2012. - №2. - с.62-69.

7.      Галиулин В. Рециклинг как ключевой элемент современной системы использования вторичных материальных ресурсов/В.О. Галиулин // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - № 4. - с.74-76.

8.      Девяткин В.В. Отходы как вторичные материальные ресурсы. // Экология производства. - 2007. - №2. Режим доступа: http://recyclers.ru/modules/section/item. php? itemid=203 <http://recyclers.ru/modules/section/item.php?itemid=203>. Дата доступа: 19.12.2013.

9.      Джонсон Дж.С. Современная логистика / Дж.С. Джонсон, С.В. Дональд, Д.Л. Вордлоу, П.Р. Мэрфамл. М.: Издат. Дом "Вильямс", 2002.

10.    Закон Республики Беларусь "Об обращении с отходами"

11.    Карх Д., Потапова С. Некоторые теоретические и прикладные аспекты возвратной логистики // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2012. - № 2. - с.118-122.

12.    Каталоги продукции ОАО "МАЗ"

13.    Макаров А.В., Володькин П.П. Создание информационной системы обращения с отходами автотранспортного комплекса на территории Хабаровского края. // Вестник ТОГУ. - 2013. - №4 (31). - с.091-100.

14.    Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. - Мн.: Юнипак, 2004.

15.    Сайт ОАО "МАЗ". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://maz. by/ <http://maz.by/>. Дата доступа: 02.12.2013.

16.    Сагайдак-Никитюк, Р.В.  <http://weblib.omsk-osma.ru/CGI/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=KP&P21DBN=KP&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%A1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D0%BA-%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%BA,%20%D0%A0.%20%D0%92.> Внедрение реверсивной логистики в условиях фармпроизводства/ Р.В. Сагайдак-Никитюк, Н.А. Селиванова // Ремедиум. - 2008. - № 5. - с.38-40.

17.    Сагайдак-Никитюк Р.В.  <http://weblib.omsk-osma.ru/CGI/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=KP&P21DBN=KP&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%A1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D0%BA-%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%BA,%20%D0%A0.%20%D0%92.> Логистический подход в управлении запасами отходов на фармпредприятии // Ремедиум. - 2008. - № 11. - с.53-56.

18.    Состояние природной среды Беларуси: экол. бюл. 2012 г. / Под ред. В.Ф. Логинова. - Минск, 2013. - 378 с.: табл.110, рис.113.

19.    Сток Дж.Р. Стратегическое управление логистикой / Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. М.: ИНФРА-М, 2005. - 797 c.

20.    Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления"

21.    Указ Президента Республики Беларусь от 22.06.2012 №327 "О государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Беларуси на 2009-2015 годы"

22.    Устав Государственного учреждения "Оператор вторичных материальных ресурсов". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mjkx.gov. by/uploaded/УСТАВ оператора. pdf <http://www.mjkx.gov.by/uploaded/УСТАВ%20оператора.pdf>. Дата доступа: 07.02.2014.

23.    Хэндфилд Р.Б. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности.: Пер. с англ. / Хэндфилд Р.Б., Николс мл., Эрнест Л. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. - 416 с.

24.    Шевцова С., Терещенко И. Формирование модели логистической системы рециклинга // Економічні проблеми сталого розвитку: тези доповідей науково-технічної конференції викладачів, співробітників, аспірантів і студентів факультету економіки та менеджменту, присвяченої дню науки в Україні, Суми, 18-22 квітня 2011 року / Відп. за вип. А.Ю. Жулавський. - Суми: СумДУ, 2011. - Ч.2. - с. 200-201.

25.    Шуварикова Е.В. Использование международного опыта для решения проблем управления отходами производства и потребления в Пермском крае // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 1. - с.41-48.

26.    LeBlanc Rick. The Importance of Logistics to the Recycling Industry. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://recycling. about.com/od/Collecting/a/The-Importance-Of-Logistics-To-The-Recycling-Industry. htm <http://recycling.about.com/od/Collecting/a/The-Importance-Of-Logistics-To-The-Recycling-Industry.htm>. Дата доступа: 19.12.2013.

Похожие работы на - Анализ системы рециклинга отходов на ОАО 'МАЗ'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!