Рынок труда авиационной отрасли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    989,76 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок труда авиационной отрасли

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ




Курсовая работа

на тему: «Рынок труда авиационной отрасли»


Выполнил: курсант группы м-10-1

Киселева Е.А.







Ульяновск 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы рынка труда

1.1 Сущность рынка труда

1.2 Зарубежный опыт регулирования процессов занятости

Глава 2. Рынок труда авиационной отрасли

2.1 Рынок труда Ульяновской области

2.2 Авиационный рынок труда

2.3 Проблемы развития кадрового менеджмента на предприятиях и в организациях Ульяновской области

Заключение

Список использованных источников

Введение


Актуальность темы исследования определяется возрастающей ролью рынка труда в социально - экономическом развитии общества, так как через него проходят, пересекаясь, три взаимосвязанных эволюционирующих потока: развитие экономики (материально-технических элементов и соответствующих структур), процесс развития человека (в аспектах общей и профессиональной культуры образования, творческих возможностей, нравственных качеств), а также развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе и главное его содержание.

Эффективное управление региональным рынком труда зависит от механизмов сбора, переработки, хранения и использования информации. В условиях становления информационного общества это связано с использованием информационных технологий и автоматизированных информационных систем. Они позволяют аккумулировать и эффективно обрабатывать большие объемы аналитической информации, снижают трудоемкость процессов управления и использования информационных ресурсов, повышают надежность и оперативность передачи и получения информации.

Рынок труда представляет собой важнейший элемент народнохозяйственного рынка, что обусловливает важность изучения основных закономерностей его формирования и функционирования. Именно в его рамках реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства - рабочей силы. В любой стране рынок труда находится под пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством.

Целью курсовой работы является анализ рынка труда авиационной отрасли.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

­    изучить сущность рынка труда;

­    оценить структуру и механизм функционирования современного российского рынка кадровой бизнес-информации;

­    рассмотреть рынок труда Ульяновской области;

­    оценить проблемы рынка труда;

­    проанализировать информирование населения о рынке труда.

Объектом курсовой работы является авиационная отрасль.

Предметом курсовой работы является рынок труда.

Литература и источники, подобранные по данной теме, помогают более точно и подробно раскрыть тему курсовой работы, показать ее важность и актуальность. Используя не только современную учебную литературу по макроэкономике, но и газетные и журнальные статьи, а также интернет-источники, удалось проанализировать и подробно проработать подлежащие разработке вопросы, а также решить задачи, поставленные при работе над данной курсовой работой.

Глава 1.     Теоретические основы рынка труда


1.1 Сущность рынка труда

Рынок труда представляет собой систему экономических отношений, которая возникает на договорной основе между предпринимателем, желающим увеличить штат служащих, и работником, который ищет работу и готов к ней приступить. В качестве основных элементов трудового рынка выступают извечные экономические категории спроса и предложения на товар под названием «рабочая сила». Кроме того, сюда включаются и сам тип конкуренции, и стоимость оплаты единицы труда (оклад + премии и надбавки),которые формируются на основании квалификационного разряда работника. Когда человек ищет работу, он обращается за информацией на рынок труда. Посредством этого он узнает, какие вакансии и специальности нуждаются в пополнении, какова заработная плата за выполнение определенной работы, соотносит полученные данные с собственными возможностями и желаниями и осуществляет свой выбор.

Соответственно, рабочая сила является объектом рынка труда, который может быть охарактеризован следующим образом:

­    сам человек не является объектом купли-продажи, как это было в эпоху рабовладения. Индивид и его свобода юридически защищены, поэтому продаже подлежит только то, что человек может предложить работодателю, а именно: усердие, работоспособность, опыт, квалификацию, творческий потенциал и пр.Кроме того, сделка найма на работу осуществляется исключительно на добровольной договорной основе так, чтобы обе стороны остались довольны;

­    рабочие способности человека не могут быть отделимы от него, поэтому они являются основным источником получения дохода или заработной платы. За определенный объем выполненной работы в соответствии с условиями договора работник получает заработную плату, оклад. В случае, если трудовая деятельность имела высокие качественные характеристики или результаты, существует премиальная система в виде дополнительного заработка-вознаграждения, что еще больше стимулирует индивида к достижению цели;

­    простой труда или его неиспользование в течение какого-либо времени неизбежно ведет к утрате полезных характеристик. Например, работник, имеющий высшее образование, достаточно высокую квалификацию и опыт работы, но долгое время не работающий по своей специальности, теряет профессиональный навык и свои качественные характеристики. Поэтому, когда он возвращается к прежнему труду, то начинает по-новому приспосабливаться к его условиям и требованиям.

Спрос на трудовом рынке предъявляется со стороны тех организаций, фирм, государства, а иногда и сектора«заграница», которые нуждаются в пополнении штата служащих и готовы нанять за определенную плату определенное число рабочих. Предложение обеспечивается за счет того, что индивиды, фирмы-посредники, домашние хозяйства желают продать свои трудовые навыки и получить за это, по их мнению, справедливую денежную сумму. Не обязательно, что спрос всегда совпадает с предложением, но если такая ситуация возникает, наступает равновесие, т. е. ситуация, когда желание работодателей привлечь к деятельности новых сотрудников полностью компенсируется потребностью людей найти место работы. В результате формируется равновесная номинальная заработная плата. Однако для самих работников наиболее важна именно реальная ее величина, поскольку цены крайне динамичны и стоимость потребительской корзины регулярно меняется.

Зависимость трудового спроса от минимальной величины оплаты труда может быть выражена обратной связью, т. е. чем больше растет номинальная заработная плата, тем меньшему числу работников предприниматель решает предоставить рабочее место. Срабатывает закон убывающей предельной производительности. Иными словами, чем большая величина рабочей силы вовлекается в производство или иной вид деятельности, тем меньше становится полезность или производительность каждой дополнительно привлеченной единицы труда. Для организации наиболее рациональным является решение вопроса о численности и структуре работников, в соответствии с чем ее расширение будет производиться до тех пор, пока результат деятельности отдельно взятого работника будет полностью удовлетворять потребностям фирмы.

По-другому представлена кривая предложения на рынке, тут наблюдается обратная зависимость между количеством труда и его оплатой. Первоначально возникает эффект замещения, т. е. по мере роста ставки оплаты труда число желающих найти работу и применение своим трудовым способностям растет, поскольку большинство работников все же мотивирует высокий заработок. Однако при достижении определенного уровня дохода спрос на труд начинает сокращаться, поскольку фирмы не могут допустить увеличения постоянных издержек. Труд перестает быть приоритетным и замещается досугом, следовательно, возникает эффект дохода.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые качественно влияют на величину и структуру предложения.

.        Общая численность населения данной территориальной единицы в какой-то степени отражает структуру экономически активной рабочей силы, а именно: занятость и безработицу. Чем больше, данный показатель, тем выше вероятность того, что предложение будет составлять большую величину и являться дифференцированным по направлению и роду деятельности.

.        Доля трудоспособного населения непосредственно является определяющим показателем при исчислении общего объема трудовых ресурсов, которые могут полностью или максимально удовлетворить потребности работодателей.

.        Продолжительность рабочего дня и условия труда влияют на осуществление выбора работника. Он автоматически пытается найти такое место, где для него были бы созданы все необходимые условия.

.        Мобильность трудовых ресурсов определяется тем, что рабочая сила может свободно перемещаться в пределах рынка труда. Мобильность подразумевает и переманивание кадров из одной организации в другую с предоставлением условий труда и его оплаты, что определяется общим понятием «утечка кадров».

Рынок труда является необходимой частью рыночной экономики и в широком смысле слова - совокупным рынком, который описывает величины совокупного спроса (организации или государство, принимающие решение о дополнительном найме сотрудников) и совокупного предложения (желающие найти работу и немедленно приступить к ней).

Если рассматривать рынок в более узком понятии в статичном состоянии, то он представляет собой место совершения текущих сделок между работодателями и в соответствии с количеством имеющихся на данный момент вакансиями. Текущий рынок труда может быть поделен на две части, или два типа. Открытый рынок характеризуется тем, что предложение охватывает тех экономических субъектов, которые сами или через посредников ищут работу, т. е. нуждаются в переподготовке или переориентации. Спрос в данном случае представлен всеми вакансиями и свободными рабочими местами. Скрытый рынок труда, помимо экономических субъектов открытого, включает и тех работников, которые на данный момент заняты в производстве, хозяйственной или иной деятельностью, но в любое время могут быть освобождены от своих обязанностей без ущерба для организации. Иными словами, в будущем - это потенциальные безработные люди, которые впоследствии попадут в списки открытого рынка.

Важно заметить, что каждая отдельно взятая страна в соответствии со своими национальными, экономическими и технологическими особенностями формирует свой рынок труда.

Существуют такие страны, которые ориентированы как на внутренний, так и на внешний рынок труда, т. е.они практикуют привлечение к деятельности иностранцев, которые имеют на территории страны сферу экономических интересов. В то же время сегодня для России характерно то, что высококвалифицированные специалисты предпочитают переехать в страну с более развитой рыночной экономикой для участия в производстве ее ВВП (валовой внутренний продукт) на более выгодных условиях работы и оплаты труда. Поэтому важной задачей рынка труда любого уровня (международного, федерального, регионального или местного) является создание привлекательных рабочих мест, чтобы не просто существовал спрос на рабочую силу, а чтобы он удовлетворялся желанием экономических субъектов осуществлять тот или иной вид трудовой деятельности.

Говоря о рынке труда, стоит в первую очередь дать ему определение. Итак, рынок труда - это система определенных социально-экономических отношений между двумя сторонами. Одна сторона - трудоспособный владелец рабочей силы, который нуждается в трудоустройстве, а другая - юридическое или физическое лицо, которое имеет спрос на рабочую силу для осуществления процессов производства, оказания услуг и других видов деятельности.

Структуру современного рынка труда нельзя назвать однородной. По сути, на данный момент можно выделить две формы рынка - «скрытый» и «открытый».

«Скрытую» часть составляют те работники, которые имеют статус занятых, но из-за работы по контракту или договору рискуют в будущем лишиться работы. «Открытый» рынок - это те люди, которые нуждаются в трудоустройстве, а, кроме того, в некоторых случаях - переподготовке или повышении квалификации. Также к этой категории относятся существующие вакансии, и ученические места в государственном и частном секторах.

«Открытый» рынок в свою очередь состоит из официально и неофициально организованных частей, причем большую его часть занимает неофициальная. К официальной относятся рабочая сила, вакансии, которые зарегистрированы в службах занятости, а также ученические места. Неофициальная часть является следствием прямых контактов работодателей с потенциальными работниками, а также контактов при участии различных посредников, в качестве которых выступают негосударственные структуры.

Развитию современного рынка труда в России в значительной мере препятствует несоответствие наиболее важных его элементов - цены рабочей силы, потребительского уровня населения - со стоимостью рабочей силы. Это в свою очередь приводит к значительной деформации важнейших компонентов рынка труда - таких экономических понятий как спрос и предложение.

Спрос и предложение как основные компоненты рынка труда

Как же проявляются на российском рынке труда спрос и предложение? Что касается первого показателя - спроса, который отражает емкость рынка труда, то здесь становится очевидным, что постепенно состояние нестабильности, которое было двадцать-тридцать лет назад все больше и больше сменяется состоянием определенности. Иными словами, спрос на рабочую силу имеет тенденцию к росту. Такой вывод можно сделать на основе данных о количестве имеющихся вакансий. Немалая доля вакансий на сегодняшний день, так или иначе, связана с физическим трудом. Конечно, развивающиеся новые рыночные структуры провоцируют увеличение спроса на работников сфер деятельности, не связанных физическим трудом - страховых агентов, работников налоговых служб, юристов и нотариусов, банковских работников. Назвать точное число вакансий в этой сфере не представляется возможным, так как трудоустройство не всегда происходит через федеральные службы занятости. В то же время снижаются показатели востребованности научных работников. Кстати, мужчины-работники востребованы гораздо больше, нежели женщины.

Предложение, же в отличие от спроса наоборот растет - такие выводы позволяет делать количество зарегистрированных безработных. На основании них можно судить о том, что эта тенденция будет расти, и что будет появляться все больше и больше людей, заинтересованных в трудоустройстве.

Россия - страна, имеющая огромную территорию, но при этом достаточно слабо развитую систему транспорта, информации и связи. Данная система не отвечает требованиям современного рыночного общества и законам бизнеса, и как следствие нуждается в модернизации, которая в свою очередь невозможна без значительных финансовых вложений.

Нельзя не отметить и недостаточный уровень организованности, который имеет рынок труда в России. В частности нет адекватной инфраструктуры, которая должна обеспечивать несколько функций:

­    вести работу, цель которой - предотвратить критические ситуации на рынке труда, так называемый «перегрев».

­    облегчать контакт работника и работодателя, помогать им взаимодействовать для того, чтобы свести разрыв между предложением рабочей силы и спросом на нее до минимума.

­    предоставлять достаточную информацию о спросе на рабочую силу, чтобы была корректно организована работа по обеспечению населения занятостью на официальном рынке труда.

­    обеспечивать координацию деятельности служб занятости, объединений работодателей, общественных организаций, силовых структур.

В условиях возникновения и развития новых профессий и отмирания старых, структуризации рынка труда, расширения альтернативных форм занятости, увеличение количества предложений потенциальной рабочей силы нужна оперативная разработка новых методов для решения проблемы занятости в стране. В частности одним из эффективных методов может стать государственное регулирование рынка труда.

.2 Зарубежный опыт регулирования процессов занятости

В современной экономике можно выделить три основные модели рынка труда: американскую, японскую и шведскую.

Американская модель рынка труда предполагает свободный вход и выход рабочей силы и гибкость затрат на нее. Управление осуществляется посредством свободного найма и гибкостью заработной платы. Наемный работник чаще самостоятельно заботится о своем образовании. Часто происходит смена работодателя при предложении более выгодных условия труда и заработной платы. На одних и тех же должностях в различных организациях могут быть разные уровни заработной платы. При установлении ставок заработной платы обычно не учитываются анкетные данные (пол, возраст, стаж, образование). При выполнении одинаковых трудовых функций оплата труда не различается.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность рабочей силы.

Шведская модель рынка труда предполагает активную государственную политику занятости. Государство финансирует образование, создает рабочие места в государственном секторе, субсидирует частные компании с целью создания рабочих мест и так далее. Политика занятости в данном случае увязана с общей экономической политикой государства.

В некоторых развитых странах (например в США) практическое применение получила доктрина гибкого рынка труда. Гибкий рынок труда означает высокий уровень адаптации рабочей силы к колебаниям на рынке труда. В результате получила распространение гибкая система оплаты труда (учитывающая прибыль и участие в доходах). Работникам платят высокую заработную плату, однако они не имеют гарантий занятости. Функциональная гибкость предприятия предполагает что персонал не должен иметь барьеров между специальностями. Постоянная модернизация производства требует от персонала способности легко изменять профессию.

Государственное регулирование гибкого рынка труда сводится к следующему:

­    уменьшается роль правовых норм в области трудовых отношений;

­    отказ от ряда государственных социальных программ;

­    отказу от программ значительного перераспределения доходов и регулирования заработной платы;

­    поощрению индивидуальных, а не коллективных договоров.

Однако, данная политика эффективна только в период подъема экономики, в период спада появляется необходимость государственного регулирования для смягчения последствий кризиса.

Существует два вида политики занятости: активная и пассивная. Активная направлена на создание новых рабочих мест, пассивная на социальную защиту населения на рынке труда.

Политика занятости многих развитых стран имеет два направления:

­    стимулирование рынка труда;

­    социальная защита безработных граждан и членов их семей.

Для ускорения привлечения безработных к трудовой деятельности создаются центры занятости, которые аккумулируют информацию о безработных и свободных вакансиях, подбирают работу, организуют обучение и так далее. Социальная защита населения включает пособия по безработице, защиту от необоснованных увольнений, защиту социально-уязвимых слоев граждан на рынке труда. При этом пособия по безработицы не должны вызывать иждивенческих настроений, но и не вызывать обнищания.

Одним из основных направлений регулирования рынка труда является установление государством минимального размера оплаты труда. В частности во Франции и некоторых других странах устанавливается минимальный размер оплаты труда не только для всего рынка в целом но и различный для различной квалификации, уровня образования.

Также могут устанавливаться минимально допустимые условия труда (продолжительность рабочего дня, рабочей недели, участие работников в управлении предприятием и так далее). Применяется развитая система коллективных договоров.

Соблюдение этих норм может контролироваться как государственными органами так и профсоюзами.

Однако, системы направленные на улучшение условий труда и коллективных договоров вызывают проблемы с трудоустройством социально-незащищенных слоев граждан.

В настоящее время в связи с усиливающейся глобализацией экономики, большое значение получили международные организации в сфере труда.

Наиболее значимая из них - Международная организация труда (International Labor Office) (МОТ) - это специализированное подразделении ООН, которое способствует установлению социальной справедливости и признанию человеческих прав в области труда на международном уровне.

МОТ формирует международные стандарты труда в форме Конвенций и Рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты основных трудовых прав.

Основные сферы деятельности МОТ:

­    политика найма рабочей силы;

­    управление трудом;

­    условия труда;

­    развитие менеджмента;

­    кооперация;

­    социальная защита;

­    статистика труда и безопасность и здоровье в сфере труда;

­    профессиональное обучение и восстановление прав в сфере труда.

МОТ содействует развитию независимых организаций работодателей и профсоюзов и предоставляет услуги по обучению и консультированию в сфере труда.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму) , являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих предложить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Кроме трудоустройства безработных биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий, занимаются профориентацией молодежи, направляют на различные курсы.

На мировом уровне существует Всемирная ассоциация государственных служб занятости (World Association jf Public Employment Services), которая объединяет службы занятости многих стран.

Во многих странах важное значение имеет государственное содействие найму.

Так в США функции службы занятости выполняет Управление занятости и профподготовки Министерства труда США (U.S. Department of LaborEmployment & Training Administraition), которое руководит правительственной программой профессиональной подготовки и программой распределения рабочей силы, управляет федеральными грантами для программ государственных служб занятости и организует выплату пособий по безработице. Эти услуги обеспечиваются прежде всего через системы развития рабочей силы штатов и муниципальных образований.

Управление занятости США имеет разветвленную по всей территории сеть бирж труда, которые занимаются регистрацией безработных, подбором для них вакансий, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации и так далее.

Шведская государственная служба занятости (Swedish Public Employment Service) действует на 68 региональных рынках труда. Это разделение основано на способах замещения занятых и на региональных предпочтениях организаций по поводу найма персонала. Региональные рынки труда представляют из себя четыре рыночных пространства.

Также служба занятости включает Отдел промышленности и целевых групп и Отдел поддержки и обслуживания занятости. Отдел промышленности и целевых групп работает с заслуживающими особого внимания категориями клиентов. Отдел поддержки и обслуживания занятости обеспечивает внутреннюю деятельность службы занятости.

Шведская государственная служба занятости уполномочена Правительством и Парламентом выполнять различные задачи в области занятости. Эти задачи далее описываются для целей годового бюджета и финансовых документов.

Главная цель Шведской службы занятости - улучшить функционирование рынка труда. Служба занятости делает это путем:

­    соотнесения ищущих работу с работодателями, желающими нанять персонал;

­    прилагая все усилия для обслуживания индивидуумов на рынке труда;

­    содействуя достижению в долгосрочном периоде стабильного и высокого уровня занятости.

Проблема социальная защита безработных решается с помощью страхования от безработицы и системы выплаты пособий по безработице

Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

На международном уровне существует Международная конфедерация частных кадровых агентств (International Confederation of PrivateEmployment Agencies) - это организация, созданная для поддержки интересов кадровых агентств на международном уровне. Поддержка обеспечивается посредством:

­    помощи ее членам в ведении их бизнеса;

­    разработке стандартов качества услуг по подбору и найму персонала;

­    развития лучшего понимания существующего положения в сфере услуг по найму персонала;

­    улучшения имиджа и представительности кадровых агентств;

­    и другие.

Глава 2. Рынок труда авиационной отрасли

.1 Рынок труда Ульяновской области

Региональную службу занятости населения представляет департамент занятости населения, труда и развития социального партнёрства Министерства труда и социального развития Ульяновской области, 23 областных государственных казённых учреждения центра занятости населения: в г.Ульяновске, г.Димитровграде (с обслуживанием населения Мелекесского района), г.Новоульяновске и в 20 районных центрах Ульяновской области.

В области разработаны и реализуются мероприятия следующих подпрограмм государственной программы Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области на 2014-2018 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/408-П (ред. от 21.02.2014 № 4/58-П):

«Содействие занятости населения и улучшение условий охраны труда»;

«Оказание содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом».

Мероприятия этих подпрограмм направлены на снижение напряжённости на рынке труда, принятие превентивных мер, упреждающих значительный рост безработицы на территории Ульяновской области, содействие занятости граждан и оказание социальной поддержки безработным и добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

За 1 квартал 2014 года в службу занятости области за содействием в поиске подходящей работы обратились 3857 человек, что на 2,4 % больше числа обратившихся граждан за 1 квартал 2013 года (3766 человек).

Без учёта учащихся, желающих работать в свободное от учёбы время, численность обратившихся граждан составила в 2014 году 3554 человека, что на 6,1 % больше, чем за 1 квартал 2013 года (3348 человека).

Рис. 1. Динамика численности граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске работы (без учёта учащихся, желающих работать в свободное от учёбы время), (чел.)

Рис. 2. Численность граждан, обратившихся в службу занятости городов и районов области за содействием в поиске работы (без учёта учащихся, желающих работать в свободное от учёбы время), (чел.)

Из 3857 граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы:

­   женщины - 2188 человек (56,7 %);

­    рабочие - 1609 человек (41,7 %);

­    служащие - 1602 человека (41,5 %);

­    выпускники учебных заведений - 138 человек (3,6 %);

­    уволенные с военной службы - 53 человека (1,4 %);

­    занятые трудовой деятельностью - 330 человек (8,6 %);

­    жители г. Ульяновска - 2090 человек (54,2 %);

­    жители других городов и районов области - 1767 человек (45,8 %);

­    учащиеся, желающие работать в свободное от учёбы время - 303 человека (7,9 %).

В сравнении с 1 кварталом 2013 года в структурном составе граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, уменьшилась доля рабочих (с 51,8 до 41,7 %), обратившихся инвалидов (с 10,6 до 8,5 %), занятых трудовой деятельностью (с 14,7 до 8,6 %). При этом увеличилась доля женщин (с 53,8 до 56,7 %), уволенных с военной службы (с 1,3 до 1,4 %), выпускников учебных заведений (с 2,5 до 3,6 %).

Рис. 3. Численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, по группам населения, (чел.)

По сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличилось количество обратившихся выпускников учебных заведений на 44 %, уволенных по сокращению численности или штата - в 2 раза.

За 1 квартал 2014 года работодателями были представлены сведения на 14208 вакансий. В структуре банка вакансий 73,7 % составили рабочие профессии, 26,3 % - для специалистов и служащих.

Потребность в работниках по состоянию на 01.04.2014 г. составила в целом по области 9107 человек, 72,4 % из них - в г. Ульяновске. Из числа вакансий, заявленных на конец отчетного периода, 71,0 % - с оплатой труда выше прожиточного минимума (за соответствующий период прошлого года - 76,5 %).

Рис. 4. Распределение заявленной за 1 квартал 2014 года потребности в рабочей силе по видам экономической деятельности

Рейтинг вакансий заявленных в органы службы занятости населения Ульяновской области за 1 квартал 2014 года:

Таблица 1 Профессии рабочих

№ п/п

Наименование профессии (должности)

Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), единиц

Средняя заработная плата, руб.

1

Рабочий по благоустройству населенных пунктов

1553

5 657

2

Подсобный рабочий

624

7 166

3

Водитель автомобиля

426

12 531

4

Каменщик

355

13 752

5

Уборщик производственных и служебных помещений

355

6 924

6

Швея

237

8 322

7

Дворник

218

6 588

8

Повар

212

9 756

9

Плотник

201

11 901

10

Штукатур

193

14 333


Таблица 2 Профессии служащих

№ п/п

Наименование профессии (должности)

Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), единиц

Средняя заработная плата, руб.

1

Медицинская сестра

331

8 706

2

Специалист

11 875

3

Врач-специалист

205

11 872

4

Менеджер

180

13 855

5

Консультант

154

13 576

6

Охранник

132

9 954

7

Военнослужащий (рядовой и сержантский состав)

119

24 625

8

Бухгалтер

118

10 691

9

Врач

113

14 159

10

Инспектор

86

16 833


Коэффициент напряжённости на рынке труда по состоянию на 01.04.2014 в целом по области составлял 0,46 против 0,56 - на конец марта 2013 года.

По районам области данный показатель по состоянию на 01.04.2014 дифференцируется от 4,45 (в Цильнинском районе), 2,42 (в Карсунском районе), 2,05 (в Инзенском районе), 1,70 (в Николаевском районе), до 0,28 (в Ленинском районе г.Ульяновска) и 0,30 (в Новоспасском районе).

Рис. 5. Динамика численности безработных граждан и вакантных рабочих мест на конец месяца (2012 г. -2014 г.)

За 1 квартал 2014 года при содействии органов службы занятости населения 2123 гражданина нашли работу (доходное занятие), что составило 55 % от численности обратившихся в органы службы занятости населения в целях содействия в поиске подходящей работы (за соответствующий период прошлого года - 58 %).

Без учёта несовершеннолетних граждан, желающих работать в свободное от учёбы время, при содействии органов службы занятости в 1 квартале 2014 года нашли работу 1820 человек. Из числа обратившихся граждан за содействием в поиске работы трудоустроено:

­    женщин - 1160 человек (53,0 %);

­    рабочих - 866 человек (53,8 %);

­    служащих - 799 человек (49,9 %);

­    инвалидов 129 человек (39,2 %);  

­    уволенных с военной службы - 15 человек (28,3 %);

­    выпускников учебных заведений - 71 человек (51,4 %).

В течение первых десяти дней после обращения в службу занятости были трудоустроены 444 человека (24,4 % от трудоустроенных без учёта учащихся, желающих работать в свободное от учёбы время), в том числе 228 женщин.

Рис. 6. Численность трудоустроенных граждан, (чел.)

Рис. 7. Трудоустройство граждан в городах и районах области за 1 квартал 2014 года (без учёта трудоустройства учащихся)

За 1 квартал 2014 года в центры занятости населения обратилось 138 человек из числа выпускников учебных заведений (за соответствующий период прошлого года 96 выпускников), из них:

­  выпускники общеобразовательных организаций- 16 человек (11,6 %);

­    выпускники профессиональных образовательных организаций - 96 человек (69,6 %);

­    выпускники образовательных организаций высшего образования - 26 человек (18,8 %).

Рис. 8. Численность выпускников учебных заведений, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, (чел.)

В течение 1 квартала 2014 года 71 выпускник учебных заведений был трудоустроен (51,4 % от обратившихся выпускников), 16 человек были направлены на профессиональное обучение (11,6 %).

На 01.04.2014 г. на учёте в службе занятости состояли 72 выпускника учебных заведений, из них:

­  выпускники общеобразовательных организаций- 6 человек (8,3 %);

­    выпускники профессиональных организаций - 48 человек (66,7 %);

­    выпускники образовательных организаций высшего образования - 18 человек (25,0 %).

За 1 квартал 2014 года в центры занятости населения 278 предприятий и организаций области представили списки на увольнение в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата на 1384 работников, из них - 682 женщины (49,3 %).

Рис. 9. Распределение выпускников, обратившихся в службу занятости, трудоустроенных и направленных на профессиональное обучение за 1 квартал 2014 года (чел.)

Рис. 10.      Численность выпускников учебных заведений, состоящих на учёте в службе занятости (чел.)

За содействием в трудоустройстве в службу занятости обратились 972 человека (70,2 %), в том числе 718 женщин (80,5 %). Основная часть высвобожденных граждан приходится на бюджетную сферу (реорганизация бухгалтерии в образовательных учреждениях области). За 1 квартал 2014 года из числа обратившихся в органы службы занятости данной категории граждан трудоустроено 297 человек (30,6 %), направлено на профессиональное обучение 39 человек (4,0 %), оформлено на досрочную пенсию 53 человека (5,5 %), направлен на общественные работы 21 человек (2,2 %).

Рис. 11. Численность граждан, уволенных по сокращению численности или штата, обратившихся в службу занятости, трудоустроенных, направленных на обучение и оформленных на досрочную пенсию (чел.)

В течение 1 квартала 2014 года массовое увольнение на предприятиях области не проводились. О предстоящем массовом сокращении 322 человек с 01.04.2014 службу занятости проинформировало ремонтное локомотивное депо Ульяновск-Центральный - структурное подразделение Куйбышевской дирекции по ремонту тягового подвижного состава - структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" (г.Ульяновск); 144 человека - ООО «Сахо-Агро Ульяновск» (Карсунский район). Планируется, что большая часть работников будет трудоустроена в ходе реорганизации организаций или на другие предприятия муниципальных образований.

,5 % безработных граждан 1924 человека) - жители города Ульяновска, в том числе 1159 женщин (60,2 %).

Рис. 12. Динамика численности безработных граждан, состоявших на учёте в службе занятости, (на конец месяца, чел.)

По состоянию на 1 апреля 2014 года наибольшее число безработных граждан состояло на учёте в службе занятости города Димитровграда - 282 человека и в следующих районах области:

­    Барышском - 107 человек;

­    Чердаклинском - 102 человека;

­    Карсунском - 100 человек;

­    Ульяновском - 94 человека;

         По городу Ульяновску наибольшее количество безработных в Засвияжском районе - 749 человека и в Заволжском районе - 641 человек.

Структурный состав безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения по состоянию на 1 апреля 2014 года показан на рисунках 13-15.

Рис. 13. Структурный состав безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения по группам населения и причинам увольнения

Рис. 14. Структурный состав безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения по продолжительности безработицы

За 1 квартал 2014 года были официально признаны безработными 2340 человек, из них 1372 женщины (58,6 %), 256 инвалидов (10,9 %), 628 человек в возрасте 16-29 лет (26,8 %). По сравнению с 1 кварталом 2013 года численность признанных безработных увеличилась на 7,2 % (2183 человека).

Рис. 15. Структурный состав безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения по продолжительности безработицы и полу (чел.)

Рис. 16. Динамика численности граждан, признанных безработными (чел.)

За это время были сняты с регистрационного учёта 2274 безработных, в том числе 1314 женщин (57,8 %).

Причины снятия с учёта:

­    трудоустроено - 1219 человек (53,6 %);

­    приступили к профессиональному обучению при содействии службы занятости - 459 человек (20,2 %);

­    назначена досрочная пенсия - 53 человека (2,3 %);

­    другие - 717 человек (31,5 %).

Рис. 17. Динамика численности безработных граждан, снятых с учёта (чел.)

Рис. 18. Распределение численности безработных, снятых с учёта по основным причинам (чел.)

На 1 апреля 2014 года уровень регистрируемой безработицы от численности экономически активного населения области составил 0,53 % (по состоянию на 01.04.2013 - 0,63 %).

Выше среднеобластного показателя уровень регистрируемой безработицы сложился в: Вешкаймском районе - 0,57%, Карсунском районе - 0,85%, Майнском районе - 0,57%, Павловском районе - 0,57%, Радищевском районе - 0,61%, Сенгилеевском 0,54%, Старокулаткинском районе - 0,58%, Старомайнском районе - 0,72%, Сурском 0,58%, Цильнинском районе - 0,61%, г. Ульяновске - 0,54 % (в т.ч. в Заволжском районе - 0,54%, Засвияжском районе - 0,62 %).

Рис. 19. Динамика уровня регистрируемой безработицы в Ульяновской области в 2012 г. - 2014 г. (%)

Ниже среднеобластного показателя в: Новоспасском районе - 0,29%, г. Димитровграде - 0,44%, Николаевском районе - 0,45%, Мелекесском районе - 0,47%, г. Новоульяновске - 0,48%, Барышском районе - 0,49%, Чердаклинском районе - 0,49%, Инзенском районе - 0,50%, Кузоватовском районе - 0,50%, Ульяновской районе - 0,50%, Базарносызганском районе - 0,51%, Тереньгульском районе - 0,52%.

 

.2 Авиационный рынок труда


сентября 2014 года Полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич провел заседание Совета округа по вопросам развития системы среднего профтехобразования.

В совещании приняли участие заместитель Министра образования и науки РФ Александр Климов и главы регионов Приволжья, в том числе Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

В ходе заседания Совета было отмечено, что промышленные предприятия должны более активно участвовать в развитии профтехобразования, для чего необходимо создать гибкую систему стимулирования работодателей, готовых инвестировать в модернизацию учебной базы образовательных организаций.

«Всего 15% работодателей участвуют в этом процессе. Здесь огромный потенциал для роста, потому что они - главные потребители, они заинтересованы в том, чтобы гарантированно получать квалифицированные кадры. Здесь нужно развивать целевые наборы, проводить «ручную» работу, чтобы каждое профессиональное образовательное учреждение понимало, куда готовить специалистов, на какое предприятие они пойдут, в каких условиях будут работать», - отметил полномочный представитель Президента РФ в ПФО. Напомним, Ульяновская область входит в число 10 субъектов РФ, участвующих в пилотном проекте дуального образования. Соглашение о реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» подписали в декабре прошлого года Правительство региона, Агентство стратегических инициатив и Российско-Германская Внешнеторговая палата.

Сейчас две профессиональные образовательные организации и два предприятия - Ульяновский техникум приборостроения и ОАО «Утёс», а также Ульяновский авиационный колледж и ЗАО «Авиастар-СП» - ведут активную работу по внедрению дуальной системы обучения. Планируется, что в дальнейшем к проекту присоединятся и другие организации.

«Совершенствуя региональную систему образования, мы ориентируемся, прежде всего, на потребности рынка труда. Наша задача, чтобы ульяновские ребята, закончившие вуз, техникум или колледж, не испытывали затруднений с трудоустройством, а предприятия региона, в свою очередь, были обеспечены квалифицированными кадрами. Сегодня у нас интенсивно развивается авиационный кластер. Соответственно, растет спрос на специалистов в данной отрасли. В прошлом году наша программа развития среднего профильного образования для сферы авиастроения победила в федеральном конкурсе на получение субсидий, благодаря чему из федерального бюджета поступило 17,3 млн рублей. Такой же объем субсидий будет получен в следующем году», - отметил Губернатор.

По информации специалистов Министерства образования и науки Ульяновской области, в настоящее время авиационный колледж осуществляет подготовку кадров для авиакластера по трём рабочим профессиям и семи специальностям среднего профессионального образования. В ноябре прошлого года заключено соглашение о взаимодействии между региональным Минобрнауки и ЗАО «Авиастар-СП». В рамках данного сотрудничества на условиях софинансирования проводится модернизация учебно-материальной базы профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для авиастроительной отрасли региона.

В настоящее время в регионе действуют 42 профессиональные образовательные организации, в которых обучается 22781 человек: 4505 по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и 18276 - по программам подготовки специалистов среднего звена.

.3 Проблемы развития кадрового менеджмента на предприятиях и в организациях Ульяновской области

Кадровый потенциал предприятий и организаций является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой в Ульяновской области социально-экономической политики.

Несмотря на принимаемые меры со стороны регионального управления в области кадрового обеспечения, отмечается наличие дефицита в высококвалифицированных специалистах. Не соответствует современным требованиям рыночной экономики квалификация ряда специалистов и управленческого персонала предприятий и учреждений.

Анализ состояния трудового потенциала Ульяновской области позволил выявить ряд принципиально важных особенностей:

. Отмечается некоторое снижение качественного уровня персонала на предприятиях, рабочая сила слабоконкурентна на межрегиональных рынках труда.

. Наблюдается значительное число вакансий рабочих основных и вспомогательных профессий, что характеризует возможности роста промышленного производства преимущественно экстенсивным путем. Данная тенденция лишь частично соответствует стратегии инновационного развития региональной экономики.

. Имеющийся дисбаланс в структуре спроса и предложения на рынке труда связан с малоэффективной политикой промышленных предприятий в области подготовки кадров. Большинство промышленных предприятий не располагает программами и планами по комплексному развитию кадрового потенциала. Вопросы разработки стратегии кадровой политики, укрепление служб персонала профессиональными кадрами, формирование стратегии кадровой политики, управления человеческими ресурсами не являются значимыми для руководства большинства промышленных предприятий. По результатам Мониторинга потребности экономики Ульяновской области в специалистах и рабочих кадрах на 2013-2015 годы планирование потребности в кадрах осуществляется преимущественно в текущем режиме (до 1 года). Более 40% организаций не занимаются планированием потребности в кадрах, более половины организаций (76,4%) не имеют программ развития кадрового потенциала.

. На предприятиях не развита система подготовки и повышения квалификации специалистов по обучению и развитию персонала. Отсутствует как нормативно-законодательная база для обучения и развития персонала на производстве, так и государственный контроль за системой подготовки, повышения квалификации и развития персонала.

. Относительно низкий уровень оплаты труда специалистов в ряде отраслей производства, бюджетном секторе, в сфере НИР способствует углублению диспропорций на региональном рынке труда. Низкий уровень оплаты труда приводит к следующему:

­    к оттоку квалифицированных кадров и другие регионы и сектора экономики;

­    к снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, что не позволяет восполнить кадровый дефицит в перспективе.

.        Анализ имеющейся нормативной документации по развитию трудовых ресурсов Ульяновской области позволяет выявить следующее:

­    отсутствие на сегодняшний день документов концептуального характера, отражающих политику руководства Ульяновской области в сфере развития и управления человеческими ресурсами (имеющиеся локальные нормативно-правовые акты имеют ярко выраженный оперативно-тактический характер);

­    в исполнительных органах государственной власти слабо организована работа с сотрудниками кадровых служб, как подведомственной сети, так и организаций всех форм собственности по отраслевому принципу;

­    отсутствие активной кадровой политики в муниципальных образованиях Ульяновской области;

­    отсутствие среднесрочного и долгосрочного планирования трудовых ресурсов для инновационных (инвестиционных) проектов. В результате при запуске предприятия отсутствуют кадры, соответствующие требованиям работодателя. Необходима организация эффективного межведомственного взаимодействия Министерства стратегического развития и инноваций и Департамента занятости населения Ульяновской области по вопросам кадрового обеспечения инновационных (инвестиционных) проектов.

занятость кадровый безработный рынок

Заключение


В заключении можно сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

Список использованных источников


1.   Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).

2.      Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "О минимальном размере оплаты труда".

.        Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: ДИС, 2009

.        Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ, 2011. - 407 с.

.        Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 2012. - 212 с.

.        Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 231 с.

.        Бухалков М.Н. Рынок труда: прогнозы и реальность // Журн. Человек и труд. - М., 2011. - №9. - С. 25.

.        Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд. дополненное - СПб.; Питер, 2012. - 560 с.

.        Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социол. исслед. 2010. №1.

.        Громыко Г.Л. Теория статистики / Г.Л. Громыко - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 476 с.

.        Гурьева Л.В., Бондаренко Л.А. Социальная адаптация в условиях безработицы // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №10. - С. 26 - 34.

.        З.А. Котшер, Структура занятости населения: проблемы совершенствования. Москва: Наука 2009.

.        И.Соболева, Скрытые формы безработицы в России. М.: ИЭ РАН, 2011.

.        Котляр А.Э. Движение рабочей силы в крупном городе: Проблемы регулирования. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 237 с.

.        Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю, Экономикс, принципы, проблемы и политика. Издательство «Республика», г.Москва, 2012.

.        Л.Костин, Занятость, зарплата и инфляция - Человек и труд, 2012 №2

.        Лугачев М.А., Анно Е.В. Экономическая информатика. Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. - М.: Изд-во ТРТУ, 2013. - 312 с.

.        Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. - 2013. - №8. - С. 3-11.

.        Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. - М.: Изд-во МГУ, 2013. Гл. 5.

.        Остапенко Ю.М.: Экономика труда. - 2012.

.        Поварич И.П. Рынок труда // Журн. Экономика и учет труда. - 2013. - №12. - С. 11-14.

.        Политика противодействия безработице / Ф.Т. Прокопов, Т.М. Малева; Бюро эконом. анализа. М.: РОССПЭН, 2011.

.        Пристанева А.А., Рынок труда: занятость и безработица. Киев, 2013 г.

.        Российский статистический ежегодник / Стат. сб. Росстат. - М., 2012. - 795с.

.        Росстат. Федеральная служба государственной статистики

.        Рофе А.И., Лавров А.С., Галаева Е.В., Стрейко В.Т.: Экономика труда учебник для вузов. - Мик - 2012.

.        Руденко Г.Г. Формирование рынков труда / Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртозаев - М.: Экзамен, 2012. - 416 с.

.        Салин В.Н. Социально-экономическая статистика / В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская - М.: ЮристЪ, 2013. - 464 с.

.        Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 2011

.        Т. Четвернина, Л. Лакунина, Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления - Вопросы экономики, 2013, №2, стр.115-130.

.        Турецкий О.А.: Предприятие в рыночной экономике. - Одесса, 2013.

.        Человек и труд

.        Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2012. - 344 с.

.        Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. - М. Изд. ИМПЭ, 2011.

Похожие работы на - Рынок труда авиационной отрасли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!