Роль собственности в разных моделях экономических систем

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,68 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль собственности в разных моделях экономических систем

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Собственность как экономическое явление, ее законы, виды, место в эволюции форм хозяйствования, мотивации субъектов, организации экономических систем

1.1 Место и сущность собственности в экономике

.2 Виды и формы собственности

Глава 2. Государственная собственность и государственное предпринимательство, частный сектор в разных странах: состояние, проблемы и тенденции (удельный вес в занятости, ВВП; распределение по отраслям; социально-экономическая эффективность)

.1 Сущность и необходимость государственной собственности

.2 Государственное предпринимательство в рыночной экономике

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Там, где есть экономическая деятельность, всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до смерти.

Человек живет, производит и использует результаты труда в тесном взаимодействии с другими людьми. В силу этого можно утверждать, что собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства.

Важнейший шаг в изучении собственности сделала экономическая мысль прошлого века. П.-Ж. Прудону (1809-1865) принадлежит знаменитая фраза: "Собственность - это кража". Такое определение не получило всеобщего признания и было подвергнуто обоснованной критике, но в позиции Прудона была весьма ценная деталь ¾ если одно лицо владеет вещью, то другое лицо лишено возможности ее иметь. Значит, не природа, а общественные отношения лежат в основе собственности.

Они порождают целую гамму отношений между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности.

Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство. Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории.

Объект работы - собственность.

Предмет работы - разные модели экономических систем.

Цель работы - исследование роли собственности в разных моделях экономических систем.

Задачи:

1)изучить собственность как экономическое явление;

2)рассмотреть государственную собственность и государственное предпринимательство, частный сектор в разных странах: состояние, проблемы и тенденции.

Глава 1. Собственность как экономическое явление, ее законы, виды, место в эволюции форм хозяйствования, мотивации субъектов, организации экономических систем

.1 Место и сущность собственности в экономике

собственность экономический государственный предпринимательство

Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности. Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме за счет этого тема собственности становиться все более и более актуальна. И, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной.

Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривалась в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией, в России, вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года, была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности.

Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.

Характерной чертой марксистской трактовки собственности и было подчеркивание экономического содержания над ее юридической формой.

Западные экономисты и юристы чаще видят в собственности отношения человека к вещи. В Римском праве собственность рассматривалась как право владения, пользования и распоряжения имуществом без проведения разграничения собственности на предметы личного потребления и на средства производства. И это естественно, экономическая деятельность в широком понимании этого процесса сформировалась значительно позже.

Отношения собственности и право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности. Можно сказать, что собственность представляет собой отношения по поводу материальных благ, заключающихся в принадлежности данных благ одним лицам (или их коллективам) и в отчужденности от них всех других лиц. Принадлежность или присвоенность материальных благ составляет сущность складывающихся по их поводу между людьми отношений собственности.

Таким образом, собственность ¾ весьма сложное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками, каждая из них находит здесь свой предмет исследования. Так, экономическая теория обнаруживает в присвоении полезных благ важнейшие хозяйственные связи между людьми, а юриспруденция - правовые отношения. В итоге, одним термином «собственность» обозначаются хотя и близкие, но совсем не одинаковые понятия, основное различие и связь между последними состоит в следующем:

Собственность в экономическом смысле - это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.

Собственность же в юридическом понимании показывает, как сложившиеся на деле имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, устанавливаемых государством в обязательном порядке для всех граждан.

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться.

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего строя.

Собственность занимает центральное место в экономической системе, она обусловливает:

способ соединения работника со средствами производства;

цель функционирования и развития экономической системы;

социальную структуру общества;

характер стимулов трудовой деятельности;

способ распределения результатов труда.

Собственность как экономическая категория ¾ есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Наличие той или иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права¾ право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно ни заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

При определении собственности в юридическом смысле, выявляется совокупность вещей, принадлежавших данному субъекту, или его имущество. Сами собственники подразделяются на два вида:

лицо физическое - человек как субъект гражданских (имущественных) прав и обязанностей;

лицо юридическое - организация (объединение лиц, предприятие учреждение), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей. Это социальное (коллективное) образование вступает в хозяйственные связи от своего имени как самостоятельная целостная единица;

Российская Федерация;

муниципальные образования.

После того, как государство законодательно урегулирует имущественные отношения между указанными лицами, они наделяются правом собственности. Это право включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Правомочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.

Владение вещью может быть и незаконным. Законным называется владение, которое опирается на какое-либо правовое основание, т.е. на юридический титул владения. Законное владение часто именуют титульным. Незаконное владение на правовое основание не опирается, а потому является беститульным. Вещи, по общему правилу, находятся во владении тех, кто имеет то или иное право на владение ими. Указанное обстоятельство позволяет при рассмотрении споров по поводу вещи исходить из презумпции законности фактического владения. Иными словами, тот, у кого вещь находится, предполагается имеющим право на владение ею, пока не доказано обратное.

Незаконные владельцы в свою очередь подразделяются на добросовестных и недобросовестных. Владелец добросовестен, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Владелец недобросовестен, если он об этом знал или должен был знать. В соответствии с общей презумпцией добросовестности участников гражданских прав и обязанностей (п.3 ст.10 ГК), следует исходить из предположения о добросовестности владельца.

Деление незаконных владельцев на добросовестных и недобросовестных имеет значение при расчетах между собственником и владельцем по доходам и расходам, когда собственник истребует свою вещь с помощью виндикационного иска, а также при решении вопроса, может ли владелец приобрести право собственности по давности владения или нет.

Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления, так и в производственных целях. Так, швейную машину можно использовать для пошива одежды не только своей семье, но и на сторону за плату. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения. Но иногда можно пользоваться вещью, и не владея ею. Например, ателье по прокату музыкальных инструментов сдает их напрокат с тем, что пользование инструментом происходит в помещении ателье, скажем, в определенные часы и дни. То же и при пользовании игровыми автоматами.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью. Значительно сложнее юридически квалифицировать действия собственника в отношении вещи, когда он уничтожает вещь, ставшую ему ненужной, либо выбрасывает ее, или когда вещь по своим свойствам рассчитана на использование лишь в одном акте производства или потребления. Если собственник уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ от права собственности.

Ныне действующее гражданское законодательство, как и то, которое ему предшествовало, ограничивается перечислением принадлежащих собственнику правомочий (иногда способов их осуществления), не определяя ни одно из них. А это отрицательно сказывается не только на раскрытии содержания права собственности, но и на практике применения законодательства.

Для успешного развития собственности необходимо выполнение многих экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.

Современная экономическая наука сегодня по-новому рассматривает многие процессы, происходящие в нашем обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами.

С демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи с этим были предприняты попытки реализации данной цели, порой не самые удачные, но, на наш взгляд, достойные рассмотрения, поскольку именно с них началась медленная и болезненная ломка наших старых экономических стереотипов.

1.2 Виды и формы собственности

Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

Индивидуальная собственность. Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной экономике сюда могут быть причислены те, кого принято называть некорпорированными собственниками. К этой форме могут быть отнесены: крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные торговцы (включая "челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те, в ком сосредоточены труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

В основе этой формы лежит объединение индивидуальных собственников. Но это не арифметическая сумма индивидуальных собственников, а их функционирующее единство. Каждый в кооперативе участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода. Кооперативная собственность может быть долевой, где определены доли каждого участника в имуществе кооператива, или без долевой, т. е. без выделения и персонификации долей имущества каждого участника.

В небольших по размерам кооперативах не создаются особые органы управления. В крупных кооперативах создаются специальные органы управления и выделяются специальные люди для управления делами кооператива. В этом случае количественный рост порождает качественные особенности, поскольку участники кооператива делегируют особым органам и модулям одно из важнейших прав собственности - управление и даже частично функции распоряжения. Поэтому необходимо заметить, что противоречия между функциями и субъектами распоряжения и управления возможны в кооперативной форме, поскольку происходит делегирование функции управления особым органом и участником. По содержанию к кооперативной собственности очень близки предприятия, получившие названия "рабочей собственности", которая образуется в результате выкупа работниками предприятий у частных собственников.

От предыдущих форм она отличается тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института публичной, политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна.

Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом предприятий выступают федеральные государственные органы.

Развитие процессов обобществления в индустриальном производстве ведет к нарастанию процесса анонимности собственности и в специальных органах разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают практическую значимость и институциональный механизм реализации экологических, социальных и иных программ.

Государственная собственность реализуется еще в одном направлении. Обладая экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их.

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс.долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.

Приватизация ¾ это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т.д.

Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства.

Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился.
Наряду с государственной муниципальная собственность является разновидностью публичной собственности. Верховным распорядителем имущества муниципальных предприятий являются органы местной власти (городские, районные и др.). Управление муниципальными предприятиями осуществляется либо непосредственно муниципальными органами, либо через назначенных руководителей (или менеджеров). Созданный доход может распределяться муниципальными органами, руководителями самостоятельно или с участием трудовых коллективов.

Современная экономика характеризуется динамизмом, многообразием изменений экономических отношений, форм и институтов. Применительно к собственности происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности. Например, внутри государственных предприятий могут образоваться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера, и в рамках государственных предприятий образуются черты различных форм собственности.

Особым направлением образования смешанных форм собственности является социализация отдельных форм: участие работников в управлении производством и распределением дохода; участие государственных и частных предприятий в обеспечении работников жильем, медицинским обслуживанием изменяет социальную сферу различных форм собственности.

Не следует отождествлять смешанные формы собственности со смешанной экономикой. Форма собственности - это характеристика сложной внутренней структуры отдельной формы собственности. Здесь в рамках отдельной формы сочетаются различные типы главных правомочий по труду, управлению, доходу.

Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены современные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом. В финансово-промышленных группах и иных объединениях могут участвовать частные, государственные и иные формы без утраты своего базового качества.

Образуя комбинированные формы, каждый участник, представляющий ту или иную форму собственности, делегирует такой объем своих полномочий, который не ведет к утрате базового качества каждой из форм собственности. Если же происходит утрата базового качества, то происходит преобразование форм собственности.

Детальный анализ смешанных и комбинированных форм предполагает определение того круга правомочий, который перераспределяется и дополнительно приобретается в результате происходящих изменений во внутреннем содержании каждой формы или при образовании на их основе комбинированных объединений. Комбинированными могут быть не только формы собственности, но и отношения собственности, не обязательно предполагающие конкретные формы юридических лиц, предпринимательских и институциональных структур.

В связи с широким распространением акционерной собственности в современной рыночной и переходной экономике необходимо специально рассмотреть природу и особенности этой формы. Прежде всего, надо ответить на вопрос: является ли она особой формой собственности? Если исходить из выделенных выше признаков собственности, то само существование акционерных предприятий не дает достаточных оснований для выделения их в качестве особой формы собственности. Во-первых, объектом собственности здесь являются не средства производства, а лишь представляющие их ценные бумаги. Во-вторых, номинальное право на участие в управлении может превратиться в реальную возможность только для тех, кто сконцентрировал в своих руках контрольный пакет. С этой точки зрения акционерная форма является видом анонимности собственности, что создает богатые возможности для концентрации экономической власти у части (как правило, меньшей) участников.

Другой особенностью акционерной формы является ее ассоциативность или обобщенность признаков формы собственности.

Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования.

Глава 2. Государственная собственность и государственное предпринимательство, частный сектор в разных странах: состояние, проблемы и тенденции (удельный вес в занятости, ВВП; распределение по отраслям; социально-экономическая эффективность)

.1 Сущность и необходимость государственной собственности

Развитие государственной собственности как цель управления не подразумевает ее объемный рост, наращивание массы объектов государственной собственности, сопротивление ее преобразованию в муниципальную или частную собственность. Оно ориентировано на формирование такой совокупности объектов государственной собственности, управление которыми со стороны государства как собственника гарантирует их использование в общегосударственных интересах, позволяет решать насущные социально-экономические проблемы, предотвращает эксплуатацию объектов государственной собственности в интересах наживы узкого круга корыстных лиц, формирование монопольных структур, охраняет собственность государства от разворовывания.

Принадлежность объектов к государственной собственности и управление ими государством в лице своих законодательных, исполнительных, судебных органов необходимо и в тех случаях, когда оно обеспечивает достижение более высокой народнохозяйственной эффективности (экономической и социальной) в сравнении с другими формами собственности.

Государственная собственность не противостоит муниципальной, корпоративной, частной собственности. Возможны переходы из одних форм в другие (они установлены законодательно), существуют объекты общей, совместной собственности. В последнем случае управление государственной собственностью является частью управления объектами разных форм собственности на территории отдельных регионов, всей страны и даже разных стран, направленного на максимизацию экономического эффекта, получаемого всеми совместными собственниками в целом и государством как одним из участников.

Генеральная цель управления государственной собственностью расчленяется на цели более низкого уровня иерархии.

В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, принятой Правительством РФ в 1999 г. намечены следующие цели государственной политики в области управления собственностью:

увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

оптимизация структуры собственности с точки зрения соблюдения пропорций на макро- и микроуровнях в интересах обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста;

вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Из приведенного перечня вытекает, что цели управления государственной собственностью должны формироваться во взаимосвязи с государственными целями управления всеми формами собственности, представленными в экономике страны. Иначе говоря, управление государственной собственностью ставит также цель воздействия с помощью государственной собственности на другие, негосударственные формы собственности таким образом, чтобы способствовать решению общегосударственных проблем - преодоления кризисных явлений в экономике, обеспечения устойчивых предпосылок роста производства.

В подобной расширительной постановке цели управления государственной собственностью как частью национального богатства страны должны обладать следующей направленностью:

компенсация недостаточности негосударственного, частного сектора экономики (она проявляется в узости мотивации действий частных собственников, в слабых возможностях концентрировать материальные, трудовые, финансовые ресурсы для решения крупномасштабных экономических и социальных проблем, выполнять комплексные целевые программы);

преодоление монополистических тенденций, свойственных частному капиталу, особенно в сфере деятельности естественных монополий;

культивирование узаконенных государством общих для всех субъектов собственности правил хозяйствования, способствующих, в частности, расщеплению прав и полномочий собственности, которое предотвращает их узурпацию;

использование возможностей государства как титульного собственника крупных имущественных комплексов, пакетов акций, долей в хозяйственных обществах как средства повышения эффективности управления этими объектами.

Из сформулированных целей вытекает обширный спектр задач управления государственной собственностью, который на современном этапе включает следующие задачи:

классификация объектов государственной собственности, позволяющая усовершенствовать систему их учета и контроля за состоянием объектов и их использованием;

инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них с целью упорядочения статистического и оперативного учета, использования объектов по назначению;

обеспечение контроля за сохранностью государственного имущества, используемого государственными организациями, сдаваемого в аренду, передаваемого в залог и в доверительное управление;

рационализация структуры и состава объектов государственной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности, создания новых объектов; формирование правовых основ управления теми объектами государственной собственности, применительно к которым правовые нормы практически отсутствуют или недостаточны; обеспечение эффективного использования прав государства как участника общей (совместной и долевой) собственности;

повышение экономической и социальной эффективности.

Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления действующих от лица уполномочившего их владельца - народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности; расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлена скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам, с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.

Для понимания сути государственной и муниципальной форм собственности важно понимать, что вкладывается в образ собственника, субъекта государственной и муниципальной форм собственности, в чьем лице он олицетворен. Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования (города, района, поселка). Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:

государственная федеральная собственность (собственность Федерации);

государственная собственность субъектов федерации (субфедеральная собственность);

муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

Исторически формы государственной собственности были порождены самой необходимостью государства как особого аппарата, стоящего над обществом и выполняющего специфические функции защиты существующего социально-экономического строя. Для того чтобы выполнять такого рода функции, государство должно было располагать имуществом и доходами, которые требовались для материального содержания органов государственной власти, полиции, армии, судов и т.д. Это была государственная собственность в ее простом илистом виде, главное место в которой занимало денежное содержание казны и государственного бюджета.

Сегодня государство располагает не только денежными средства ми и имуществом, государственный сектор экономики включает в себя и разного рода предприятия, производящие те или иные товары и услуги. Следовательно, государство представляет собой одновременно: и политическую систему, и субъект экономической деятельности и суперпредпринимателя.

В первом смысле слова оно выражено в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органон. Как аппарат власти
оно ничего материального не создает.
Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы. По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и предприятия других секторов народного хозяйства.

Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система. По этой прежде всего причине невозможно разгосударствление собственности в более или менее широких масштабах без реформирования политической системы общества.

С одной стороны, без прямого принуждения государства его собственность не превратилась бы в свое время в господствующую, с другой - эта форма не могла бы существовать в течение нескольких десятилетий без постоянного вмешательства государства в процесс ее разделения и перераспределения.

Государственная собственность включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу.

Во-первых, это отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства;

во-вторых - между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;

- в-третьих - между аппаратом государства и государственными
предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями..
В советской научной и политической литературе государственную собственность в отличие от собственности буржуазных государств, которая подводилась под понятие разновидности частной, принято было считать «общенародной». Тенденция рассматривать государственную собственность как собственность народа особенно характерна для публицистов и популистов. Между тем независимо от политических деклараций никакое государство, не может выражать волю: и интересы всего населения. Народ, вследствие прежде всего различий в условиях экономической, жизни, дифференцирован на различные социальные классы группы, которые существенно отличаются друг от друга по положению, в системно-бщественных ценностей и доступа к благам, находящимся в, распоряжении; государственных органов, чиновников, государственного аппарата. «Последние сами становятся первыми; претендентами на пользование и даже; присвоение объектов государственной собственности.

Кроме того, само государство это особый аппарат, стоящий над народом и имеющий специфические интересы. Поэтому и политика государства, в том числе по отношению к собственности, не может в равной мере отвечать интересам всех и каждого. Государственная собственность не способна служить исключительно «интересам всего народа», ибо у государства, обладающего собственностью, формируются интересы, отличные от интересов других собственников. Следовательно, с точки зрения как социальной структуры общества, так и сущности государства государственная собственность не может иметь общенародный характер. Она выражает отношения, участники которых находятся в неравном положении и в неодинаковой мере удовлетворяют свои потребности путем реального использования имущества, охватывающего объекты собственности государства, это в значительной мере относится и к муниципальной собственности.

Глобальное представление об общенародной собственности весьма абстрактно в том смысле, что трудно конкретизировать собственника. Совершенно неясно, каким образом народ в целом способен реализовать функции и права субъекта собственности по отношению ко всем видам совместной собственности, как формулируется механизм ответственности за так называемую общенародную собственность.

Поэтому вряд ли стоит выделять такую форму собственности, как общенародная (общественная) собственность на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, водные ресурсы, воздушное пространство, флору, фауну в виде самостоятельной формы. Эти богатства правильнее назвать общенародным достоянием, поскольку они не включены в экономический оборот, находятся за пределами экономики и экономических отношений, одним из которых является отношение собственности.

Что же касается той части достояния, которая вовлечена в общественное производство, она выступает всегда или изначально как государственная собственность и должна рассматриваться как таковая.

Исключительно неясна проблема соотношения государственной и частной собственности их взаимодействия и преобразования из одной формы в другую. В демократическом государстве ни одно лицо не должно обладать правом всеобщей власти над объектами собственности. В то же время любой объект собственности должен иметь своего заботливого и ответственного хозяина. Ошибочно изображать государственную собственность в странах западного мира в качестве «разновидности» частной. Государственная собственность всюду противопоставляется частной и ее особенности в различных странах сводятся главным образом к своеобразию ее конкретно-исторической формы в том или ином государстве.

На Западе, например, государственные предприятия всегда были более самостоятельны, нежели советские. В последние годы российские государственные унитарные предприятия по своим формам стали приближаться к западному типу. Но и те и другие далеко стоят от частной собственности, если не учитывать того факта, что в российской экономике конца 90-х годов проявилась тенденция превращать государственные и муниципальные унитарные предприятия, функционирующие на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, в вотчины директорского корпуса.

При наличии кризисных явлений в экономике положительное влияние на состояние производства может оказать превращение государственных предприятий, особенно мелких и средних, в фирмы, функционирующие на основе подлинной частной собственности, которая создает непосредственную материальную заинтересованность отдельного человека (реального субъекта собственности) в текущих и стратегических результатах предпринимательства и благоприятствует повышению социально-экономической эффективности соответствующих отраслей и сфер.

Однако развитие частной собственности и частного сектора экономики имеет объективные границы, обусловленные материально-техническими, социальными и другими особенностями данного исторического этапа и каждой отрасли, сферы и региона. Быстрая и радикальная ликвидация в 30-х годах частной собственности в сельском хозяйстве, промышленных промыслах, розничной торговле в Советском Союзе вызвала глубокие социально-экономические потрясения, резкое падение эффективности экономики, а в конце концов - глубокий хронический кризис всего народного хозяйства. С другой стороны, наблюдавшееся в начальный период экономических реформ в России искусственное расширение масштабов приватизации привело к резкому сужению границ государственного сектора без соответствующего повышения доходов госбюджета, что явилось в 90-х годах одной из существенных причин финансово-экономического кризиса государственной собственности по своим масштабам и конкретным формам вышли за объективно оправданные пределы и в ряде случаев преждевременна, лишило народное хозяйство и экономическую политику государства тех преимуществ, которые присущи государственной собственности в условиях перехода к рыночным отношениям.

Установление рационального соотношения масштабов государственной федеральной, государственной субфедеральной, муниципальной, частной групповой, частной индивидуальной форм собственности с учетом возможностей их совмещения и преобразования из одной формы в другую представляет важнейшую часть социально-экономической политики государства.

Отсюда со всей неизбежностью следует, что не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства групповой, на землю - государственной и все эти факторы производства объединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной.

2.2 Государственное предпринимательство в рыночной экономике

Отказ от директивно-централизованного управления и планирования предполагает не только разгосударствление большей части предприятий, но и изменение форм управления теми из них, которые остались собственностью государства. Поэтому представляется важным исследовать факторы, обусловливающие сохранение государственных предприятий в условиях рыночной экономики и определяющие долю государственной собственности в экономике капиталистических стран.

Для стран бывшего социалистического лагеря с их исторически сложившимся уровнем обобществления производства, предрасположенностью населения к работе на государственных предприятиях эта доля должна быть более высокой, а методы регулирования - более жесткими и направленными на удовлетворение общественных, а не групповых интересов.

Модель государственного предприятия, приемлемая в новых условиях, лишь начинает складываться, поэтому изучение их типов, методов взаимодействия, форм подчинения государству, организации деятельности на фоне рыночной конкуренции, бесспорно, интересно.

Государственные (публичные, общественные) предприятия как собственность, принадлежащая всему населению, существуют во всех странах. Их доля и степень участия в валовом национальном продукте различны в зависимости от специфики исторического развития страны, того, какие политические силы стоят у власти, соотношения между методами государственного регулирования и т. д. Тем не менее сохранение и поддержание на определенном уровне.

Таблица 1. Доля (%) госпредприятий в экономике ведущих стран ЕС в 1980-х гг.

СтранаЧистая или условно чистая продукция предприятияВаловые капитальные вложения в основные фондыЧисленностьСуммарный вклад по факторам*ФРГ12,517,29,614,0Франция16,531,713,222,8Великобритания13,819,19,716,7Италия13,626,49,720,0В среднем13,623,610,116,6*Показатель суммарного вклада широко используется в зарубежной статистике, он рассчитывается как среднее арифметическое доли в производстве, занятости и капитальных вложениях.

Так, некоторые из них считают, что национализация преследует «протекционистские цели», обусловливает трансформацию экономики под влиянием углубления международного разделения труда и представляет собой инструмент преодоления экономического кризиса.

Другие полагают, что только государственный сектор обеспечивает оптимум, необходимый для того, чтобы все фирмы максимально эффективно использовали свои ресурсы и чтобы все цены соответствовали предельным издержкам.

В качестве примера ссылаются на государственные корпорации Италии, приписывая им заслугу создания огромного экономического потенциала в период фашизма и сохранения его после разгрома. Позитивные результаты деятельности госсектора были признаны, в частности, в «Проекте-80» - итальянской правительственной программе на 1971-1985 гг. Наряду с динамизмом отмечалось такое достоинство, как необременительность госпредприятий для бюджета, их бесспорное преимущество по сравнению с другими средствами государственного вмешательства. Последнее проявляется в том, что госпредприятия, подавляющая часть которых организована в форме акционерных обществ, для расширения своей производственной деятельности, обновления основных фондов и других целей привлекают частные финансовые средства при скромных государственных субсидиях.

Нельзя оспаривать роли госсектора как антикризисной силы общества. Органы управления госпредприятиями одновременно координируют экономическое и политическое развитие страны. Госсектор, а на него в Великобритании, например, в 1970-е гг. приходилось 51-53% валового национального продукта, является мощным балансом в механизме антицикличного регулирования экономики.

Государство поддерживает эффективную (отвечающую интересам общества) конкуренцию через механизм налоговой, внешнеэкономической и кредитной политики. Госпредприятия, дополняя частный сектор, устраняют «узкие места» в экономике, производят то, что частные предприятия не могут, не хотят или не будут производить.

Исследователи отмечают определенное изменение стратегических целей госсектора. Так, если до кризиса 1982-1983 гг. главным считалось обеспечение конкурентоспособности страны в целом, то после него процветание предприятий было признано не менее важным фактором. Эта позиция нашла отражение в изменении законодательства: если раньше госпредприятиям вменялось в обязанность полное обеспечение внутреннего рынка основными видами сырья, например углем, то теперь считается приемлемым частичное обеспечение, если первое достижимо лишь ценой больших материальных потерь.

Общая эффективность госсектора на макроуровне не исключает возможного снижения ее на уровне отдельного предприятия. Сопоставлению деятельности государственных и частных предприятий посвящено немало исследований, но единое мнение пока не сложилось. Так, подобные исследования, предпринятые в Великобритании, показали, что в 43 из 51 случая издержки на госпредприятиях на 10-50% были выше. Эта закономерность получила название «бюрократического правила Борхединга». Германские эксперты считают эту разницу равной 30%, некоторые британские - 50%, но большинство сходится на том, что сводить к ним эффективность предприятия неправомерно. Так, британский экономист Прайн считает более верной оценкой производительность труда. На материалах официальной статистики он показал, что в национализированных отраслях она на 3,4% выше, чем в обрабатывающей, преимущественно частной, промышленности. Более того, он утверждает, что высокие издержки характерны для всех британских предприятий, а не только государственных.

Экономисты отмечают, что приватизация, которая имела место в Великобритании в 1980-х гг., была обусловлена не низкой эффективностью госсектора, а стремлением к уменьшению бюджетного дефицита, следствием неумелого ведения государственного хозяйства правительством, которое, как безалаберный наследник, продает имущество предков, чтобы свести концы с концами.

Оценивая эффективность двух укладов, нельзя не отметить, что они {преследуют противоположные цели: частный бизнес стремится прежде всего к экономичности, прибыльности, а госсектор преследует общественные цели, часто игнорируя экономичность.

Из этого итоги деятельности госпредприятий, очевидно, оценивать с учетом всего экономического развития страны, государством капиталоемкие мероприятия общенационального значения могут длительное время не давать отдачи, что сокращает прибыльность госпредприятий. Кроме того, снижение издержек производства госпредприятия обязаны обращать не в рост прибыли самофинансирование, а в мероприятия политического характера: снижение цен, поддержку других предприятий, социальных правительственных программ. Низкая прибыльность, в свою очередь, сужает возможности привлечения дополнительных средств с денежного рынка.

Перечисленные выше моменты объясняют трудности, которые испытывают предприятия в развитых странах. Каждая смена правительственного кабинета ведет к изменению материального положения, роли и места госпредприятий в экономике.

Так, в Великобритании лейбористская партия выступает за национализацию, консерваторы - за частное предпринимательство. Поэтому едва ли не главным фактором в развитии госсектора становится идеология правящих классов.

Но, повторим еще раз, при всех колебаниях роль госсектора остается весьма важной, и четыре из десяти лидирующих по объему продаж западноевропейских промышленных групп - ЭНИ (Национальное управление жидкого топлива, Италия), ИРИ (Институт промышленной реконструкции, Италия), «Эль Акитан» (Франция), «Бундеспост» (Германия) - находятся в собственности государства.

Табл. 2. характеризующая отраслевую структуру госсектора и степень национализации отраслей, показывает, что наиболее «огосу-дарствленными» являются энергетика, транспорт и связь. Эти данные, однако, отражают общие тенденции мировой экономики, в то время как каждая страна имеет свои особенности. Так, в Западной Европе при высокой доле госпредприятий в энергетике (19 из 50 крупнейших фирм, в числе которых французская «Компани франсез де петролъ», германская ФЕБА, итальянская ЭНИ - лидеры среди национальных фирм мира) госсектор доминирует в автомобильной промышленности (Франция, Великобритания), производстве аэрокосмической продукции (Италия, Великобритания). Доля госпредприятий составляет в обрабатывающей промышленности Франции 49 %, Италии - 35 %, Австрии - 28 %, Великобритании - 11%. Особенно быстро растет доля госпредприятий в новейших отраслях: информатике, электронике, фармацевтике, производстве вооружений и новых материалов.

Таблица 2. Доля (%) госсектора по отраслям

ОтраслиОтраслевая структура госсектораСтепень национализации отраслейСвязь23,691,6Транспорт24,247,8Промышленность38,6В том числе:энергетика17,395,6машиностроение14,213,0химия2,610,0пищевая и обрабатывающая сельскохозяйственное сырье0,84,3Торговля и услуги2,70,9Финансы и кредит13,643,9

Поскольку госпредприятия, как правило, отличаются значительными масштабами и фондовооруженностью, наилучшим образом их рост отражает доля занятых в госсекторе. Так, в обрабатывающей промышленности Франции она выросла с 6,1 до 21 % с середины 1970-х гг. до 1983 г. Особенно четко тенденция роста прослеживается в металлургии, где показатели за соответствующие годы возросли с 4,4 до 35,6%, меньше в машиностроении (с 9,7 до 23,7%), а также химической и стекольной промышленности (с 7 до 27,3%).

Принципиально иной политики в области регулирования экономики придерживаются правительства США и Японии, которые главный упор делают на финансовый контроль, а максимальная национализация наблюдается в страховой и денежно-кредитной системе. Так, доля государственных расходов в ВНП составляет 34% в Японии и 37,6% в США. Для этих стран характерна низкая рентабельность госпредприятий, и доход от них в Японии, например, составляет лишь 1% национального дохода. Частное предпринимательство доминирует во всех отраслях экономики этих стран: промышленности, инфраструктуре и кредитно-финансовой сфере.

Регулирующая деятельность государства проявляется в долгосрочном кредитовании, а также разнообразных методах косвенного воздействия, которые практикуются во всем мире, но в Японии и США приобретают особую важность вследствие незначительности госсектора.

Основу государственного регулирования составляют методы бюджетно-валютного воздействия, а также ценообразование, госзаказы, таможенная политика. Бюджетно-финансовое воздействие выражается, во-первых, в изменении масштабов и форм налогообложения и других трансфертных поступлений и выплат в системе государственных финансов, а во-вторых, в манипуляции расходами бюджета на товары и услуги.

Как разновидность налоговой политики можно рассматривать меры стимулирования накопления капитала: ускоренную амортизацию, дифференциацию налоговых ставок. Принцип ускоренной амортизации заключается в том, что государство законодательным путем предоставляет предприятиям право зачислять в амортизационный фонд, не облагаемый налогом, часть прибыли, эквивалентную доле ежегодных затрат на основной капитал и значительно превышающую его фактический износ. Высокие нормы дополнительных амортизационных отчислений поощряют быстрое обновление основного капитала, |вызванное потребностями научно-технического прогресса. Резкое снижение налогообложения привлекает инвестиции в новую технику, повышает конкурентоспособность отраслей, работающих на экспорт. Налоговая политика государства - основное средство регулирования экономики - базируется на системе прямых и косвенных налогов, их ставок, ограничений размеров и льгот.

Другим методом бюджетно-финансового воздействия является кредитно-денежная и фискальная политика. Для стимулирования капиталовложений государство понижает процент по банковским ссудам, делая более привлекательными вложения в акции предприятий. Элементом антикризисной политики может быть выделение предприятиям субсидии, ссуд, кредитной помощи, а также поручительство по задолженностям.

Основой косвенного регулирования является политика ценообразования, которая включает наблюдение за ценами, косвенное влияние на них через таможенные ограничения, учетные ставки налогов, ускоренную амортизацию, регламентацию статей себестоимости, прямое воздействие через систему госзаказов, установление пределов цен и т. д.

В странах, где госсектор не развит, широко применяется регулирование производства через систему госзаказов. По расчетам японских и американских ученых, доля закупок инвестиционного характера составляет почти 50 % в массе правительственных закупок и услуг.

Все сказанное говорит о целесообразности сохранения госсектора экономики и в нашей стране, особенно применительно к отраслям, цены на продукцию которых общество готово снизить по сравнению с издержками на их производство. При сокращении госсектора до уровня, принятого в США и Японии, регулирование экономики потребует использования других методов, например системы госзаказов, повышения налогов и т. д.

Заключение

Итак, общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.

Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал. Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования.

Кардинальные перемены в макроэкономике выразились в том, что к концу XX века полностью утрачено свойство классического капитализма быть «чистым капитализмом» (участие государства в национальной экономике). Детальный анализ смешанных и комбинированных форм предполагает определение того круга правомочий, который перераспределяется и дополнительно приобретается в результате происходящих изменений во внутреннем содержании каждой формы или при образовании на их основе комбинированных объединений.

Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система. По этой прежде всего причине невозможно разгосударствление собственности в более или менее широких масштабах без реформирования политической системы общества.

Модель государственного предприятия, приемлемая в новых условиях, лишь начинает складываться, поэтому изучение их типов, методов взаимодействия, форм подчинения государству, организации деятельности на фоне рыночной конкуренции, бесспорно, интересно. Государственные (публичные, общественные) предприятия как собственность, принадлежащая всему населению, существуют во всех странах. Их доля и степень участия в валовом национальном продукте различны в зависимости от специфики исторического развития страны, того, какие политические силы стоят у власти, соотношения между методами государственного регулирования и т. д. Тем не менее сохранение и поддержание на определенном уровне

По юридическому статусу различают предприятия, действующие в рамках частного права, публичного права, и те, которыми руководит непосредственно правительственное учреждение.

Управление госпредприятиями, функционирующими на основе ползи самостоятельности, строится на системе косвенных методов и приемов (заключение договоров на объемы производства, цены, льготы, субсидии, а также предоставление государственных гарантий на приобретение продукции, фиксация дивиденда и т. д.).

Список использованной литературы

1.Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. / Пер с англ. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 832с.

2.Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Экономист, 2015. - 340с.

.Башкинскас В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: ЮНИТИ, 2014. - 268с.

.Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред В.И. Видяпина. - М.: Путь России, 2012. - 580с.

.Государственные унитарные предприятия. / Под ред. О.А. Шаповаловой. - М.: ПРИОР, 2015. - 96с.

.Государство и муниципальные финансы. / Под ред. А.Г. Куликова. - М.: РАГС, 2013. - 680с.

.Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М.: Наука, 2011. - 310с.

.Гровер Р., Соловьев М. Управление недвижимостью. М.: ВШПП, 2011. - 374с.

.Иванов И. Развитие форм собственности на современном производстве. // МЭ и МО. - 2015. - №3. - С.53-61.

.Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Экономисть, 2014. - 861с.

.Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы. М.: Финансы и статистика, 2015. - 164с.

.Крутик А.Б. Регулирование деятельности государственных предприятий. // Экономика. 2011. №8. С. 63-82.

.Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство. СПб.: Политехника, 2013. - 583с.

.Крутик А.Б. Теоретические аспекты форм собственности: Противоречия, пути решения. // Вопросы экономики. 2015. №4. С.21-43.

.Национальная экономика России. / Под ред. Э.А. Арустамова. - М.: Дашков и К, 2014. - 477с.

.Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. / Пер с англ. - М.: МГУ, 2015. - 720с.

.Управление государственной собственностью. / Под ред В.И. Кошкина. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 664с.

Похожие работы на - Роль собственности в разных моделях экономических систем

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!