Сотрудничество стран СНГ в социальном обеспечении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,4 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сотрудничество стран СНГ в социальном обеспечении

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.

Всеобщая декларация прав человека - 1948г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно дозволять обеспечивать, с учетом имеющихся у материальных возможностей, достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обоснованно то, что ст. 25 указанной Декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, в случае инвалидности и других случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции РФ. Это одна из важнейших социальных гарантий, действующая в любом цивилизованном обществе.

На сегодняшний день в области социального реформирования усилия россиян в определенной степени дали некоторые результаты. В настоящем времени в Российской Федерации действуют законодательные акты по охране труда и медицинскому страхованию людей, введен гарантированный минимальный размер оплаты труда, принимаются меры по государственной поддержке материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, создана госструктура муниципальных социальных служб, проводится пенсионная реформа, своевременно, в целом, выплачиваются государственные пенсии и пособия, получают развитие отдельные гарантии социальной защиты населения.

В регионах на муниципальном уровне введена практика разработки годовых и долгосрочных программ социального обеспечения и социальной защиты населения, включающих меры по поддержке и оказанию медицинской и материальная подмога как отдельным гражданам так и малообеспеченным семьям.

Нельзя не видеть и того факта, что социальная обстановка в стране далека от благополучия. Минимальная заработная плата по-прежнему мала, размер выплачиваемых пенсий также для большинства населения весьма низок и составляет при современных ценах лишь малую долю прожиточного минимума. Во многих регионах Российской Федерации, особенно в сельской местности, степень реализации и эффективность принимаемых мер по улучшению социального обеспечения и социальной защиты населения остается крайне низкой.

Особенно это касается пожилых людей и инвалидов, большинство которых с начала так называемой перестройки и в ходе коренных преобразований последних лет испытывают чувство глубокой разочарованности и обиды по поводу огульного отрицания всех ценностей и достижений доперестроечного периода.

Вся их жизнь и работа, посвященные цели достижения лучшей доли для советских людей, по существу, оказались как бы бесполезными и ненужными обществу. За свой многолетний труд абсолютное большинство из них получают пенсионные пособия в сумме, не позволяющей удовлетворить даже минимальные жизненные потребности.

Ниже черты бедности в настоящее время живут более 40% россиян. Их социальная ненужность, внутреннее чувство неудовлетворенности как личности, утратившей имеющуюся ранее определенную социальную значимость, усугубляется тяжелым материальным положением. Особенно остро это ощущается в среде профессиональных работников сферы образования, здравоохранения, служащих сферы услуг.

Сделать жизнь этих людей достойной, насыщенной хотя бы малой радостью, избавить их от чувства ненужности и одиночества, обеспечить в необходимой мере удовлетворение их материальных и духовных потребностей в социальном плане - весьма актуальная, но не решенная, нелегкая задача.

Наряду с этим, последние годы характеризуются резким увеличением числа малообеспеченных граждан молодого возраста. Как следствие несовершенства системы социального обеспечения растет армия обездоленных и нищих, имеющая в своей совокупности детей, так и взрослых.

Широко распространено в наши дни такое ранее забытое социальное явление как бродяжничество с прижившимся уже термином БОМЖ. Во всех подземных переходах метро как в г. Москве, так и других городах, всегда предстают перед глазами нищие побирушки. Число беспризорных детей исчисляются десятками тысяч. Ими заполнены вокзалы городов и станций, подземные переходы и вестибюли метрополитена, недостроенные дома и чердаки жилых помещений.

Принимаемые меры полицейского характера не исправляют и не могут исправить сложившегося положения. Нужны радикальные меры социального характера, имеющие под собой экономическую основу решения возникших проблем.

Снова в настоящее время возникла острая необходимость совершенствования социально-экономической стратегии по ликвидации безработицы, увеличения занятости людей в непроизводственных сферах, обеспечению и поддержке пенсионеров, семьи, материнства, детей и инвалидов на всех уровнях проявления и функционирования государственной власти.

Целью исследования является рассмотрение сотрудничества стран СНГ в социальном обеспечении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть положение и источники международно-правового регулирования социального обеспечения;

проанализировать виды социального обеспечения в странах СНГ;

исследовать международно-правовое сотрудничество государств в сфере социальной защиты прав инвалидов на постсоветском пространстве;

рассмотреть проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ.

Глава 1. Международно-правовое регулирование социального обеспечения

.1 Понятие и источники международно-правового регулирования социального обеспечения

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международно- правовых стандартов в области социального обеспечения, в гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Можно выделить некоторые варианты воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство: прямое применение международных актов после их ратификации; включение международных норм в текст законов; реализация положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно-правового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция Международной организации труда (далее - МОТ) № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.). провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровне для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин и других.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств - участников или стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. В частности, Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков. Они должны соблюдаться государствами, ратифицировавшими Конвенцию, по крайней мере, в отношении трех видов выплат.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям:

запрещение дискриминации граждан стран - участников международного договора по признаку национальности;

решение вопросов о применимом праве;

суммирование периодов социального страхования. профессиональной деятельности или проживания в странах - участниках договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

установление условий получения выплат в одной из стран участников в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Первый в Европе двусторонний договор о социальном обеспечении был заключен между Францией и Италией в 1904 году. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении. Это означало, что стороны обязались предоставлять мигрантам такие же права в области социального обеспечения, как и собственным гражданам.

С тех пор координация национальных систем социального обеспечения составляет важное направление деятельности многих международных организаций. В 1935 году МОТ выступила инициатором создания координационной системы законодательства в сфере социального обеспечения.

Подписание 29 марта 1966 года в Москве Договора об углублении интеграции в экономной и гуманитарной областях между Белорусью, Казахстаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией свидетельствует о начале поиска новых путей и методов сотрудничества. Статья 1 Договора юридически закрепляет в качестве главной цели - создание общества интегрированных государств. А более конкретными задачами интеграции провозглашены - последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса, формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем, разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан.

Реализация указанных задач невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Наиболее ощутимый прирост мигрантов сложился за счет обмена с Казахстаном, Узбекистаном и Украиной. Необходимость адекватного правового регулирования процессов миграции трудоспособного населения, обеспечение социальной защиты мигрантов и членов их семей, гармонизации и координации законодательства в области социального обеспечения государств - участников СНГ является актуальной.

Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные как действующим, так и будущим законодательством.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.1992 года. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

Документы необходимые для назначения пенсии и выданные на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 01 декабря 1991 года, принимаются без легализации.

Документы, оформленные на иностранных языках принимаются. если верность перевода засвидетельствована либо нотариусом либо консульским учреждением.

Все расходы по финансированию пенсионного обеспечения несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Соглашения и порядок выделения средств на эти цели регулируются специальными соглашениями.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством по новому месту жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах - участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 года Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 04 декабря 1995 года, то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств..

Соглашение не распространяется на военнослужащих Вооруженных сил и Пограничных войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности РФ и Республики Молдова. а также членов их семей. Указанные лица охвачены отдельным соглашением.

Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 года о гарантиях прав граждан , работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

Международными договорами установлено, что выплата пенсии за шесть или два месяца вперед не производится при выезде пенсионера из России на постоянное место жительства в Армению, Белорусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Чехию. Словакию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Монголию.

Однако социальную защиту трудящихся мигрантов нельзя ограничивать лишь пенсионным обеспечением. Не менее важное значение имеет и соответствующее обеспечение членов семьи, в частности, предоставление пособий на детей и других социальных выплат. К сожалению, собственного опыта в этой области межгосударственных отношений у стран - участников СНГ пока нет, поэтому весьма полезной может оказаться ориентация на правовые принципы и конструкции. применяемые при решении аналогичных вопросов в странах ЕЭС.

Соглашение с Казахстаном заключено в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года и Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. (Официально не опубликовано в Российской Федерации и не ратифицировано ею. Документ содержится в информационно-правовой системе «Гарант». Соглашение подлежит ратификации и остается в силе в течение срока аренды комплекса «Байконур», установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года и Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года.)

В отношениях с Беларусью международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на основании ст. 8 Договора о Сообществе России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. государства вводят единые стандарты социальной защиты, обеспечивают гражданам обоих государств предоставление социальных гарантий, содержание которых применительно к социальному обеспечению раскрывается в Решении Высшего Совета Сообщества от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», а также выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., определяя общие задачи Союза в социальной области, отнес к одной из таких задач «выработку единых подходов при исчислении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе размеров пособий ветеранам войны, вооруженных сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям, а также при определении льгот и иных мер социальной защиты». (ст. 10 Устава).

Многостороннее Соглашение о пенсионных правах не было подписано Молдовой. Согласно оговорке, сделанной представителем Республики Молдова, вопрос о гарантиях пенсионных прав был отнесен к предмету исключительно двустороннего регулирования, чем и объясняется общий характер подписанного двустороннего соглашения: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года

Важным этапом определения основ правового регулирования в области социального обеспечения стало закрепление общих принципов сотрудничества в реализации права человека на социальное обеспечение государствами-участниками СНГ в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 г. и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г.
Эти акты по правам человека подтвердили приверженность государств-участников СНГ принципу всесторонности и многообразия видов социального обеспечения, на которые каждый человек имеет право независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка и других различий (ст. 16 Конвенции, ст. 40 Хартии), гарантированности осуществления социального обеспечения в случае, когда лицо не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников (ст. 16 Конвенции), сохранению прав на пенсионное обеспечение при переезде (ст. 40 Хартии).

1.2 Виды социального обеспечения в странах СНГ

На этапе перехода с системы централизованного планирования хозяйства к рыночным отношениям снизился уровень благосостояния населения, произошла поляризация общества по доходам, большинство населения перешло в категорию остро нуждающихся. В результате отмечается высокий уровень безработицы, числа трудящихся, находящихся в вынужденном простое и неоплачиваемом отпуске, эмиграции, снизился уровень воспроизводства населения.

Вследствие слабых темпов развития отдельных отраслей хозяйства, слабого роста ВВП, национальной прибыли и государственного бюджета, наличия обширной теневой экономики, крайне ограничены возможности создания взаимоотношений и развития социального обеспечения.Действующая в Армении система пенсионного обеспечения финансируется по принципу солидаризации поколений, то есть размеры пенсий обусловлены страховыми взносами работающего населения. В настоящее время пенсионное обеспечение лишь незначительно превышает пенсионные выплаты, что создает серьезные затруднения как для своевременной выплаты пенсий, так и для их повышения.

Если в условиях планового хозяйства выплаты по обязательному социальному страхованию хватали для обеспечения высокого соотношения размеров средней зарплаты и средней пенсии, то сегодня, вследствие сокращения государственного сектора экономики и расширения объёмов теневой экономики, значительно уменьшилась база налогообложения, из которой взимается плата обязательного социального страхования. На переходном этапе особое значение приобрело решение социальных задач особо уязвимых групп населения - инвалидов и пожилых. Уровень жизни инвалидов ниже среднего уровня жизни по республике. Социальная политика по отношению к инвалидам в основном осуществляется путем прямых денежных выплат - пенсий, пособий, денежных компенсаций. Однако, такой подход не учитывает возможностей самостоятельного жизнеобеспечения инвалидов, их способностей и нужд, не ориентирует общество и самих инвалидов на развитие личности и использование внутренней возможности, не способствует их интегрированию в общество. В системе социальной защиты инвалидов крайне важным является их медико-социальная реабилитация, которая включает в себя комплексные мероприятия, направленные на медицинскую, трудовую, психологическую и социальную реабилитацию личности.

В процессе разработки стратегии социальной защиты подлежат особому вниманию проблемы детей, оказавшихся в зоне социального риска - особенно бездомных и лишенных родительской опеки, а также задачи интеграции в общество совершеннолетних воспитанников детских домов.

К наиболее уязвимым социальным группам можно отнести семьи, возглавляемые матерями-одиночками, а так же вдовами. Количество таких семей в Армении на 2014 год составляет около 55 тысяч, которые под своей опекой имеют 64 тыс. детей. Среди них 23841 (38 %) являются детьми матерей-одиночек, 11124 (17 %) - разведенных, и 28831 (45 %) - потерявших мужчин-кормильцев. Дети неполных семей являются основным контингентом детских домов.

В Армении действует ряд детских домов - 5 Минсоцобеспечения, 2 - Миннауки и образования, 1 - при городском совете города Гюмри и 3 - негосударственных детских сада, где в общей сложности воспитываются 1000 детей.

В последние годы в школах-интернатах увеличивается число детей, имеющих обеих родителей, что обуславливается крайней необеспеченностью семей. Вследствие отсутствия целевых профилактических программ, эта тенденция может преобразоваться в опасную социальную закономерность.

В структуре населения самой многочисленной социально-уязвимой группой являются пожилые люди, число которых достаточно велико: лица свыше 60 лет составляют около 20 %, а 10 % - одинокие, нуждающиеся в социальной поддержке и обслуживании.

Размер чисел пожилых главным образом связан с эмиграцией трудоспособной части населения - молодёжи, что также является следствием неблагоприятной социально- экономической ситуации в стране (низкие пенсии и пособия, нехватка рабочих мест и т. д.). В системе социального страхования Армении действуют два дома-интерната, где проживает 450 пенсионеров. Число людей, жаждущих поселиться в домах-интернатах, безмерно. В центре социального обслуживания пенсионеров действует единственное отделение домашнего ухода одиноких пожилых, которое обслуживает около 900 пенсионеров, проживающих в Ереване, а 1 августа 1998 года были созданы новые услуги домашнего обслуживания - медицинского, юридического, психологического, также и телефона доверия.

Для отдельных групп населения, в том числе инвалидов, участников второй мировой войны и др., действует привилегия получения бесплатной медицинской помощи в рамках государственного заказа.

На 2014 год в Армении проживает около 20 000 участников второй мировой войны, в том числе 9000 инвалидов, основные проблемы которых те же, что и у пожилых и инвалидов.

Особого внимания заслуживает социальное обеспечение в Республике Беларусь. Среди социальной льготы для многодетных семей распространяются на граждан Беларуси и на иностранцев. По Трудовому кодексу женщинам, имеющим детей до 3 лет, запрещено работать сверхурочно, в праздники и выходные, также их нельзя направлять в служебные командировки. Если дети от 3 до 14 лет (дети-инвалиды до 18 лет), то к выполнению трудовых обязанностей во всех перечисленных случаях вас могут привлечь только с письменного согласия (статья 263 Трудового кодекса). Матери троих и более детей до 16 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) по ее письменному заявлению предоставляется дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой по среднедневному заработку. Наниматель обязан планировать отпуск многодетной работнице, если хотя бы двоим ее детям не исполнилось 14 лет (ребенку-инвалиду - 18), по ее желанию. Кроме того, ей положен ежегодный кратковременный отпуск без сохранения заработной платы до 14 календарных дней. Еще одной социальной гарантией является обязанность нанимателя устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе женщины, имеющей ребенка до 14 лет (статья 289 Трудового кодекса).

Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 года № 180 обязывает нанимателя продлевать (заключать новый) контракт с беременными женщинами и находящимися в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Увольнение такого работника в связи с окончанием срока контракта не допускается, пока ребенку не исполнится 5 лет. Малообеспеченные многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми имеют право на внеочередное получение льготных кредитов. Кредитуется стоимость жилья типовых потребительских качеств из расчета 20 квадратных метров на каждого члена семьи. Есть ряд льгот и в пенсионном обеспечении. Матери, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на досрочную пенсию по возрасту: в 50 лет при стаже не менее 15 лет. закон позволяет воспользоваться льготой, даже если пятому ребенку еще нет 8 лет, а все остальные условия соблюдены. Если вы родили и воспитали 5 и более детей и при этом имеете специальный стаж работы не менее 10 лет в колхозе, совхозе непосредственно на производстве сельхозпродукции, то право на досрочную пенсию получаете со дня исполнения пятому ребенку 16 лет.

Тут надо оговориться, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж не включаются. При определении права на пенсию учитываются в стаж работы, предпринимательской, творческой деятельности, в течение которых производилась выплата обязательных страховых уплат в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании, также период нахождения матери в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности. Причем учитывается стаж, обладавший должность как в Беларуси, так и в России.

По закону Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» инвалидам I группы по общему заболеванию положены следующие льготы:

-процентная скидка со стоимости лекарств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарств, а с хирургическими заболеваниями - и перевязочных материалов. Порядок определяется постановлением Правительства,

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрида-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства;

первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление не более одного раза в два года - для неработающих. Лицо, сопровождающее инвалида I группы в санатории и на курорты, обеспечивается путевками бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии;

бесплатный проезд во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства. А проживающим в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства. Данная льгота распространяется и на лицо, сопровождающее инвалида;

бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси).

Указом Президента Республики Беларусь от 22 марта 2012 года № 139 "О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан" инвалидам III группы с 1 апреля предоставлено право на 50-процентную скидку со стоимости лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством, для лечения заболевания, приведшего к инвалидности. Кроме того, для «чернобыльцев» установлен особый порядок назначения пенсии по инвалидности независимо от группы. Существуют гарантии и при назначении пенсии по возрасту. Инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляется право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет и требуемого стажа работы на 5 лет. Также к получаемой пенсии любого вида выплачиваются надбавки. Для инвалидов III группы половина минимальной пенсии по возрасту.

Согласно белорусскому законодательству право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет имеют лица, проработавшие до 1 января 1993 года не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Других льгот нет. Поскольку ваш стаж работы на Крайнем Севере до 1 января 1993 года составляет менее 15 лет, права на досрочную пенсию вы не имеете.

Таким образом, подводя итог главе 1, необходимо отметить следующее.

Беглый обзор форм правового сотрудничества государств-участников СНГ позволяет отметить, что значительное место среди них занимают соглашения в области пенсионного обеспечения. Это объясняется, помимо других причин экономического и политического характера, отсутствием четко сформулированной позиции по согласованию государственной социальной политики в базовых документах Содружества.

Глава 2. Проблемные вопросы социального обеспечения в странах СНГ

.1 Международно-правовое сотрудничество государств в сфере социальной защиты прав инвалидов на постсоветском пространстве

Международно-правовые формы сотрудничества в области социального обеспечения на уровне регионального объединения государств - Содружества Независимых Государств - тема, к которой нередко обращаются научные исследователи, при этом реализации и защите прав инвалидов в этом аспекте не уделяется должного внимания. Изучение практики региональных международных организаций по защите прав указанной категории населения представляется весьма важным, т.к. региональные механизмы учитывают специфические особенности развития конкретного региона, поэтому могут служить дополнительной гарантией прав людей с ограниченными возможностями, а также могут усилить и укрепить действие универсальных международных стандартов защиты их прав.

Любые интеграционные проекты на постсоветском пространстве не исключают, а подразумевают и стремятся к социальной модернизации. В этом смысле особенно важным сегодня представляется аккумулирование международного опыта реализации и защиты прав инвалидов, социальной адаптации инвалидов.

Приходится констатировать, что роль Содружества Независимых Государств на постсоветском пространстве ослабла и уступает по значимости таким организациям, как Таможенный союз (Россия, Белоруссия и Казахстан), ШОС (Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) и военной организации ОДКБ. Однако его потенциал далеко не исчерпан, а в сфере синхронизации социальной политики реальное будущее именно за СНГ, а в дальнейшем и Евразийским Союзом. К числу достижений Содружества следует отнести то, что за прошедшие годы в его рамках создана солидная договорно-правовая база, действует ряд фундаментальных многосторонних соглашений, в том числе в сфере прав человека.

В соответствии со ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Численность инвалидов во всем мире составляет от 670 до 800 млн. человек, т.е. примерно 10-12% от общей численности населения планеты, а с учетом членов их семей проблема инвалидности напрямую касается четверти населения мира.

В настоящее время в России насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8% населения страны. В общей численности инвалидов в Российском государстве люди пенсионного возраста составляют большую часть -65,2%, инвалиды трудоспособного возраста - 30,5 %, дети - 4,3 %. Положение людей с инвалидностью в регионе СНГ, как и в других регионах мира, остается весьма непростым. По данным обращения к правительственным порталам и официальным сайтам профильных министерств государств - участников СНГ, количество инвалидов в странах Содружества составляет порядка 17,6 млн. человек.

Люди с ограниченными возможностями слишком часто относятся к числу наиболее маргинализированных групп и сталкиваются с уникальными проблемами в деле осуществления своих прав человека, объективно нуждаются в социальной инклюзии. Дискриминация принимает разные формы - от оскорбляющей дискриминации, например лишения возможности получить образование, найти работу, до более изощренных, таких, как сегрегация и изоляция путем возведения физических и социальных барьеров. Безусловно, общество при этом тоже страдает, теряя огромный потенциал инвалидов.

Важность проблемы потребовала ее общемирового решения. В рамках ООН в 1975 году был принят первый международный акт, способствующий общемировому решению проблемы, - Декларация о правах инвалидов. Комплексно такие права были закреплены в Конвенции ООН о правах инвалидов (далее - Конвенция), принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. С этого времени мы имеем право говорить о начале формирования нового международно-правового института защиты прав инвалидов.

Принципами настоящей Конвенции являются:

уважение присущего человеку достоинства и личной независимости;

недискриминация;

полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

равенство возможностей;

доступность;

равенство мужчин и женщин;

уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Подход, основанный на принципе уязвимости инвалидов, уступил место концепции развития социальной самодостаточности инвалидов, включающей в себя мероприятия по созданию условий адаптации инвалидов в обычных социальных и экономических структурах. Процесс действенной и полной интеграции в жизнь общества в первую очередь основан на обеспечении доступности всех сфер общественной жизни, на содействии полноценному и эффективному участию инвалидов в процессе принятия решений. Финансовая реализация данных мероприятий во многих странах проходит за счет снижения ассигнований в результате проведения свертывания сети специализированных интернатов и учреждений стационарного типа и развития обслуживания инвалидов по месту жительства.

По состоянию на июль 2013 года 132 государства и Евросоюз участвуют в Конвенции, 77 государств - в Факультативном протоколе. На территории государств СНГ и постсоветского пространства ситуация с подписанием и ратификацией Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней находится на разных стадиях реализации. Одновременно во всех этих странах наблюдается продвижение основных принципов и положений Конвенции.

Отмечу, что каждому государству присущи свои характерные особенности. Среди стран - участниц Содружества Независимых Государств Конвенцию ООН по правам инвалидов ратифицировали Армения (22.09.2010 г.), Азербайджан (28.01.2009 г.), Молдова (21.09.2010 г.), Российская Федерация (25.09.2012 г.), Туркменистан - ассоциативный член СНГ (4.09.2008 г.). Украина, не подписавшая устав СНГ, ратифицировала Конвенцию 4.02.2010 г. Казахстан присоединился к Конвенции 11.12.2008 г., Киргизия -21.09.2011 г., Узбекистан - 27.02.2009 г.

Таким образом, из стран СНГ, кроме Таджикистана и Белоруссии, все остальные страны подписали данную Конвенцию. Конвенционный механизм сотрудничества государств - участников СНГ в сфере прав инвалидов, включающий международный режим контроля за несоответствующей реализацией условий договора, на сегодняшний день признается наиболее действенным. Конвенция является базой всего инвалидо-защитного законодательства, присоединение к ней послужило стимулом для государств к широкому кругу действий по реальной, а не декларированной социальной инклюзии инвалидов.

Региональная система защиты прав инвалидов как одной из социально не защищенных категорий населения в рамках СНГ функционирует на основе следующих документов:

Устав СНГ от 22 января 1993 г.;

Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1994 г.;

Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств;

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.

Однако ни один из указанных документов СНГ не содержит специальные нормы, направленные на защиту прав людей с ограниченными возможностями. Еще в 1996 г. странами СНГ в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов, в ст. 3 которого отмечалось, что согласование действий сторон в решении проблем инвалидности и инвалидов осуществляется через Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников Содружества Независимых Государств. Консультативный совет сегодня активно участвует в выполнении Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ.

Следует отметить, что Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ и Советом глав правительств СНГ приняты два очень важных документа программно-концептуального характера. Речь идет о Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества от 31 мая 2007 года и Концепции согласованной социальной и демографической политики государств - участников Содружества Независимых Государств. Последняя была разработана для создания комплексного механизма защиты социальных прав населения стран СНГ. В ней отмечено, что среди приоритетов согласованной социальной и демографической политики стран СНГ значимое место занимает необходимость создания специальных целевых программ по социальной защите инвалидов. Такого рода документы действительно представляют собой совокупность согласованных взглядов государств - участников Содружества, отражающих их общее видение СНГ, цели и направления его развития. Согласно п. 4.4 Концепции дальнейшее го развития Содружества Независимых Государств неотъемлемой частью гуманитарного взаимодействия в СНГ должна выступать согласованная политика в сфере реализации прав инвалидов. Примером этому служит модельный закон о социальной защите инвалидов, способствующий дальнейшему сближению национальных законодательств государств - участников Содружества в рассматриваемой сфере.

Очевидно, что в конечном итоге весь смысл международного регулирования прав инвалидов состоит в том, чтобы обеспечить их эффективную реализацию, признание и защиту в национальном правопорядке. Базовыми законами, регулирующими социальную защиту инвалидов государств на пространстве СНГ, сегодня выступают следующие:

О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Закон Азербайджанской Республики от 25 августа 1992 года № 28411;

О социальной защите инвалидов в Республике Армения: Закон Республики Армения от 24 мая 1993 года № СС0800011ЗРР5712;

О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года №12244XII13;

О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 399III ЗРК14;

О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья: Закон Кыргызской Республики от 3 апреля 2008 года № 3815;

О социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями: Закон Республики Молдова от 30 марта 2012 года № 6016;

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 1811ФЗ17;

О социальной защите инвалидов: Закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 года № 67518;

Кодекс Туркменистана О социальной защите населения (действует с 1 января 2013 года);

О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан: Закон Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 года № 4222XII20;

Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине: Закон Украины от 21 марта 1991 года № 8755XII21.

Общим недостатком законодательства стран СНГ в рассматриваемой сфере является его декларативность, что выражается в плохом исполнении законодательства на практике, невозможности государственных структур реализовать ими же созданные законы и подзаконные акты.

Международное сотрудничество государств - участников СНГ в сфере социальной защиты прав инвалидов осуществляется в рамках межгосударственных тематических симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров, выставок, совещаний, публикаций по проблемам инвалидности и инвалидов. Важное значение имеют совместные спортивные мероприятия, создание спортивных клубов для инвалидов.

Анализ законодательства государств - участников СНГ в области обеспечения прав инвалидов, зарубежных исследований, материалов международных конференций, научных обзоров, нормативных и методических документов выявил системные проблемы государств Содружества в таких областях, как:

гармонизация законодательства государств в социальной сфере при сохранении национальных традиций;

действенная и полная интеграция инвалидов в жизнь общества, свободное и эффективное участие инвалидов в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества;

открытость информации о состоянии и функционировании социальной сферы государств - участников СНГ;

формирование общего социального пространства;

использование современных методик и новых технологий.

Безусловно, на пространстве СНГ в сфере социальной защиты прав инвалидов проделана большая работа, но очевидно, что этого недостаточно. Со времени принятия большинства соглашений прошел значительный период времени, изменились внешние условия, в первую очередь нормативно-правовая база каждого государства - участника СНГ, что не замедлило сказаться на характере действия международных договоров.

Обратившись к опыту иных региональных межправительственных организаций, отмечу, что Советом Европы, Европейским союзом, Организацией американских государств, Африканским Союзом принято большое количество международных актов, направленных на защиту прав лиц с ограниченными возможностями, а также приняты многочисленные программы действий в области улучшения положения людей с ограниченными возможностями.

Отмечу, что ОАГ - одна из первых и немногих межправительственных региональных организаций, которая не только признала необходимость бороться с дискриминацией по признаку инвалидности, но и приняла специальный акт, посвященный защите этой уязвимой категории населения. Речь идет о Межамериканской конвенции об устранении всех форм дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями. Безусловно, данный опыт должен оказаться полезным и для стран СНГ.

В целях развития дальнейшего эффективного сотрудничества государств - участников СНГ в сфере социальной защиты прав инвалидов необходимо: актуализировать Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов. Среди конкретных мер, способствующих эффективности международного сотрудничества государств - участников СНГ в сфере социальной защиты прав инвалидов, целесообразным представляется создание информационно-коммуникационной площадки взаимодействия трех секторов общества каждого государства - участника СНГ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, неправительственные организации, хозяйствующие субъекты независимо от их организационно-правовой формы могут делиться опытом о конкретных мерах в области социальной защиты инвалидов. Институционализация Интернета как нового канала такого взаимодействия проявляется в функционировании различных практик самоорганизации в его пространстве. Первым российским Интернет-порталом для инвалидов стал Dizability.ru. Заслуживает особого внимания портал, созданный в Казахстане Invalid.kz, такого же характера, но при этом с большим акцентом на правовую составляющую, чего, собственно, не хватает российскому порталу.

социальный обеспечение государство защита

2.2 Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств - участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии - независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в «Российской газете». (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР»). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа.

В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой.

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. Стремительно он был оформлен по месту пребывания и обратился в учреждение Пенсионного фонда (ПФР), где ему пояснили, что иностранные граждане владеют правом на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории России, а признать их такими можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по окончании шести месяцев с момента заявления. Таким образом рассмотрения правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 - 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным.

Однако часто судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения.

По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным.

Таким манером, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или - в единичных случаях - при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется. При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации.

Следственно, преимущество отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью демонстрирует о том, что им может быть установлено и большее льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Подводя итог главе 2, необходимо отметить следующее.

На настоящее время назрела острая нужда создания Интернет-портала инвалидов СНГ, путём которого можно собрать международные нормы в сфере прав инвалидов, опыт поддержки инвалидов, созревший в виде национального законодательства стран СНГ, механизмов саморегулирования или этических стандартов в наших странах, уровень гармонизации международных норм и национального законодательства.

Судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Очевидно, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Другая часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится заметно, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Заключение

Реформы в стране, направлены на упорядочение всех сфер жизни, необходимы изменения в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на надежду общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное многогранное содействие человека в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты проблем на протяжении всей его жизни - с момента вынашивания матерью ребенка и завершая хорошим погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

На государственном уровне подобает однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку семье принадлежит ребенок.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

В России важной является проблема социальной помощи людям, находившимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Требуется территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

Скорый обзор форм правового сотрудничества государств-участников СНГ позволяет отметить, что значительное место занимают соглашения в области пенсионного обеспечения. Это объясняется, помимо других причин экономического и политического характера, отсутствием четко сформулированной позиции по согласованию государственной социальной политики в базовых документах Содружества.

На сегодняшний день назрела острая необходимость создания Интернет-портала инвалидов СНГ, посредством которого можно аккумулировать международные нормы в сфере прав инвалидов, опыт поддержки инвалидов, сформировавшийся в виде национального законодательства стран СНГ, механизмов саморегулирования или этических стандартов в наших странах, уровень гармонизации международных норм и национального законодательства.

Судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Список использованных источников и литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 256.

.О минимальных нормах социального обеспечения (Вместе с "Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности"): Конвенция N 102 Международной организации труда // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1055 - 1086.

.Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // СЗ РФ. - 1999. - № 13. - Ст. 1489.

.Декларация о правах инвалидов: Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Справочно - правовая система "Консультант Плюс"

.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - 05 апреля. - № 67.

.Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов (Заключено в г. Москве 12.04.1996) // Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 9. - С. 3 - 5.

.Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) // Российская газета. - 1999. - № 22-23.

.О Концепции согласованной социальной и демографической политики государств - участников Содружества Независимых Государств: Решение Совета глав правительств СНГ (Принято в г. СанкттПетербурге 18.10.2011).-[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.

.О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З // [Электронный ресурс]: URL: #"justify">.О социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями: Закон Республики Молдова от 30 марта 2012 года № 6016// [Электронный ресурс]: URL: #"justify">.О социальной защите инвалидов: Закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 года № 67518 // [Электронный ресурс]: URL: #"justify">.О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья: Закон Кыргызской Республики от 3 апреля 2008 года № 3815 // [Электронный ресурс]: URL: #"justify">.О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 399III ЗРК14 //[Электронный ресурс]: URL: #"justify">.О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. - 2002. - 31 июля. - № 140; Российская газета. - 2015. - 16 июля. - № 154.

.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Российская газета. - 1995. - 02 декабря. - № 234; Российская газета. - 2015. - 06 июля. - № 145.

.О социальной защите инвалидов в Республике Армения: Закон Республики Армения от 24 мая 1993 года № СС0800011ЗРР5712// [Электронный ресурс]: URL: #"justify">.О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Закон Азербайджанской Республики от 25 августа 1992 года № 28411 // [Электронный ресурс]: URL: #"justify">.О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан: Закон Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 года № 4222XII20 // [Электронный ресурс]: URL: #"justify">.О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года №12244XII13// [Электронный ресурс]: URL: #"justify">.Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине: Закон Украины от 21 марта 1991 года № 8755XII21 // [Электронный ресурс]: URL: #"justify">.О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан: Указ Президента Республики Беларусь от 22 марта 2012 года № 139 // [Электронный ресурс]: URL: #"justify">.О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР: Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р (ред. от 28.01.2005) // Пенсия. - 2004. - № 10. - С.25.

.О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР: Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 // Российские вести. - 1994. - 01 марта. - № 36.

.Литература

.Абашидзе А. Х. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. - М.: Статут,2014. - 1069 с.

.Акатнова М. И. Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М. И. Акатнова М.И. - М., 2009. - 30c.

.Благодир А.А. Право человека на социальное обеспечение в международных актах/ А. А. Благодир. - М.: Прогресс, 2014. - 345 с.

.Максимова Е. А. Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ/ Е. А. Максимова. - М.: Прогресс, 2014. - 378 с.

.Соловьев О. Н. Виды социального обеспечения в странах СНГ/О. Н. Соловьев. - М.: Альянс, 2014. - 315 с.

.Халиуллин В. Р. Социальное обеспечение в Армении / В. Р. Халиуллин. - М.: Прогресс, 2014. - 478 с.

.Периодическая печать

.Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2014. - С. 94 - 113.

.Нефедов Ф.И. Российское законодательство и международные правовые акты в сфере социального обеспечения // Девятые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 13-14 декабря 2013 года): сборник статей: в 7 кн. Кн. 6. Проблемы трудового, исполнительного и информационного права. - 2014. - С. 67-70.

34.Подвязникова М.В. Международные стандарты социального обеспечения и международное сотрудничество в сфере охраны здоровья <http://elibrary.ru/item.asp?id=22755983> // В сборнике: Пятый пермский международный конгресс ученых-юристов <http://elibrary.ru/item.asp?id=22755474> материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор О.А. Кузнецова. 2014. - С. 197-198.

.Решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска.

.Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // URL: http://oblsud.yar.ni/lctynz (дата обращения: 28.10.2015)

Похожие работы на - Сотрудничество стран СНГ в социальном обеспечении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!