Правовой статус озера Байкал

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    409,82 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой статус озера Байкал

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Кафедра трудового и предпринимательского права.

Курсовая работа по дисциплине Экологическое право

«Правовой статус озера Байкал»

студент 2 группы, 4 курса

Приходченко Родион Игоревич

Научный руководитель:

Плюснин Андрей Мелетиевич

г. Киров 2016 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Байкал как охраняемый биоэкологический объект

.1 Байкал как объект экологического и биологического значения

1.2 Историческое развитие законодательства об озере Байкал

.3 Современное российское законодательство об охране Байкала

Глава 2. Государственное регулирование в области охраны озера Байкал

2.1 Система государственных органов, осуществляющих управление в области охраны озера Байкал

.2 Экологическое зонирование Байкальской природной категории

2.3 Государственный экологический контроль в области охраны озера Байкал

.4 Государственный мониторинг природы озера Байкал

Глава 3. Международное регулирование озера Байкал как объекта природного наследия

Заключение

Библиография

Введение

Экосистема озера Байкал при всей ее значимости и международной известности как объект правовой охраны практически не рассматривалась в качестве единого целого предмета регулирования. При том, что само озеро Байкал пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Стараниями многих ученых, специалистов, общественных движений и деятелей озеро Байкал включено в Список мирового природного наследия "ЮНЕСКО" в декабре 1996 г. Можно считать, что с этого момента начинается новая страница в истории изучения и борьбы за сохранение озера. Этот пример наглядно демонстрирует приобретение уникального международного природоохранного статуса в результате научной и общественной дискуссии.

Озеро Байкал и его экосистема неослабно привлекает внимание научной мысли вот уже почти три столетия. Причем исследованием природы Байкальского региона занимаются не только ученые-естественники (геологи, географы, физики, химики, биологи), но и историки, этнографы, филологи, философы, археологи. Поэтому круг научных, да и не только научных, проблем, связанных с экосистемой озера Байкал, очень широк.

В научных публикациях и других источниках озеро чаще всего упоминается в связи с антропогенной деятельностью, в частности регулированием стока Ангары и сооружениями грандиозной Байкало-Ангарской гидроэнергетической системы, прокладкой нефте и газопроводов, деятельностью Байкальского целлюлозно-бумажного (БЦБК) и Селенгинского целлюлозно-картонного (СЦКК) комбинатов. На мой взгляд, решение проблем Байкала не может быть связанно только с проблемами чистоты воды, они носят комплексный, экосистемный характер.

Ретроспективный анализ экологической и юридической литературы, проделанный в курсовой работе, показывает, что в ряду региональных экологических проблем, задача сохранения природных ресурсов бассейна озера Байкал всегда была приоритетна. Она была возведена в ранг государственной политики и закреплена основополагающими государственными документами. Среди них целый ряд правительственных постановлений, десятки отраслевых документов, которые, безусловно, способствовали решению многих эколого-правовых и экономических проблем на Байкале.

Об отношении государства и общественности к этому уникальному объекту можно судить о состоянии охраны природы в стране в целом. Исследуемая проблема обусловлена определенными изменениями, происходящими в последнее время в содержании и способе реализации экологической функции российского государства, проявляющейся в переходе к новому типу экологической политики государства и оценке возможностей правовой охраны озера Байкал в меняющихся реалиях. Однако качество и разнообразие естественно-научных, природоресурсных, экологических исследований до сих пор было не адекватно такому же качеству юридических работ. Более того, серьезных проработок законодательной, правовой базы, механизма принятия решений, учитывающего всю экосистему озера Байкал, до сих пор нет.

Актуальность теоретических и прикладных исследований по данной проблеме обусловлена необходимостью скорейшего формирования адекватного организационно-правового механизма охраны и воспроизводства экосистемы озера Байкал.

Необходимо не только признать уникальность экосистемы озера, но и выработать систему специальных правовых мер его защиты.

На основе проделанного анализа правовой, экономической и естественно-научной литературы, пилотных исследований, материалов статистики, практики работы государственных и муниципальных органов в курсовой работе представлен анализ методологических подходов к определению содержания государственного регулирования в решении комплексных проблем по сохранению уникального озера Байкал, к принятию законодательных, экономических, административных решений по вопросам его охраны.

Цель моей курсовой работы будет комплексная, однако, самое главное понять ценность озера Байкал как национального и международного богатства.

Задачами моей курсовой работы будут являться:

) Изучение биологических и экологических данных об озере Байкал;

) Изучение законодательства об озере Байкал;

) Данные экологических мониторингов

) Зарубежные ресурсы по охране озера.

 

Глава 1. Байкал как охраняемый биоэкологический объект

 

.1 Байкал как объект экологического и биологического значения

байкал законодательство экологический охрана

Байкал является уникальным природным объектом, богатейшим духовным ресурсом, международным символом России.

Длина Байкала - 636 км, наибольшая ширина - 79,5 км, наименьшая - 25 км, максимальная глубина немногим более 1600 м. Это самое глубокое пресноводное озеро в мире. Байкал занимает первое место в мире по объёму пресной воды и составляет больше 20 тыс. куб метров. Он содержит 20% объемов мировых запасов поверхностных пресных вод и более 90% их запасов России. Площадь водного зеркала составляет 31 500 кв.км. В озеро впадает более 300 рек и ручьев, свыше половины притока вод дает река Селенга. Вытекает одна Ангара. Из 2 630 видов и подвидов животных и растений озера свыше 2 000 нигде в мире больше не, встречаются. Специалисты считают его огромной планетарной лабораторией, и сохранение Байкала в неприкосновенности было бы идеальным для науки. Пробы байкальской воды, взятые на расстоянии 4-х км от Байкальского ЦБК с глубины 400 м, по своей чистоте превышают требования европейских стандартов. Возраст Байкала определяется в 22-23 млн. лет.

Уникальность Байкала определяется также тем, что к его побережью примыкают 12 особо охраняемых природных территорий, в том числе 3 заповедника, 3 национальных парка, 6 заказников. Кроме них, на Байкальской природной территории (БПТ) расположено еще 23 особо охраняемых территории, находится более 400 памятников природы. Площадь БПТ (386 тыс.кв.км) превышает суммарную площадь всех заповедников и национальных парков России (317 тыс.кв.км).

Сформировавшаяся за десятки миллионов лет экосистема Байкала, включающая его водосборный бассейн, ежегодно воспроизводит в среднем 60 куб.км воды. Именно этот объем пресной воды (0,26 % от общих мировых запасов) составляют природные ресурсы Байкала, в настоящее время почти полностью используемые гидроэнергетикой и, в очень малых объемах, - водозаборными сооружениями, в т.ч. для забора глубинной воды Байкала на розлив.

В конце XVIIIB. первые исследователи Байкала пришли к выводу, что котловина озера возникла в результате действия тектонических сил. Байкал является центральным, крупнейшим и древнейшим звеном Байкальской рифтовой зоны, возникшей и развивающейся одновременно с мировой рифтовой системой. "Корни" впадины рассекают всю земную кору и уходят в верхнюю мантию на глубину 50 - 60 км. В результате аномального разогрева недр, причина которого пока не ясна, произошло приподнятое земной коры, приведшее к образованию множества тектонических разломов. Одновременно разогретая лава растекалась под корой в стороны, что создало горизонтальные силы растяжения, которые вызвали раскрытие древних и образование новых разломов, опускания по ним отдельных блоков земной коры и формирование крупных впадин, в том числе и гигантской впадины озера Байкал.

Далее мне хочется показать для примера некоторых представителей фауны озера Байкал, которые считаются ценными, а некоторые и довольно редкими в связи с массовой антропогенной деятельностью человека.

Байкальская нерпа.

Этого вида тюленей также называют байкальским тюленем, так как проживает только в данном месте, поэтому является эндемичным видом. Массово истреблялся из-за своего меха браконьерами. В виду этого находился на грани исчезновения. В данный момент занесён в Красную книгу и находится под строгой охраной государства.

Баргузинский соболь.

Этот вид встречается в Восточной Сибири. Имеет красивый и ценный мех. Иногда его называют «мягким золотом» Сибири. Только одна шкурка этого соболя стоит более 4тысяч рублей! Очень ценится тёмный мех, поэтому, чем темнее шкурка, тем дороже.

Голомянка байкальская.

Это самая многочисленная рыба озера. Её общая биомасса больше всей озёрной биомассы рыб в 2 раза. Является промысловой рыбой, а также одной из ведущей составляющей пищевой цепочки озера. Одна из главных особенностей- её живорождение, а также огромное количество жира, который составляет 35-40 процентов от общей массы рыбы. Раньше этот жир добывали и продавали в Китайскую народную республику.

Байкальский омуль.

Одна из главных промысловых рыб Байкала. В озере обитает конкретно байкальский подвид (эндемик), четыре его популяции: селенгинская, северобайкальская, посольская, чивыркуйская. Как мы видим, это лишь небольшая доля всего биоразнообразия озера. Однако, даже по этим немногочисленным, но довольно заметным примерам я могу утверждать, что всё это богатство нуждается в охране не только нашего государство, но и касается каждого человека. Далее я перейду уже к конкретному законодательству, которое уже регулирует правовой статус Байкала.

.2 Историческое развитие законодательства об озере Байкал

Документально известно, что нормативно-правовое регулирование в области охраны озера и использования его ресурсов началось в 60-ых годах прошлого века.

В мае 1960 г. в ответ на дискуссию вокруг Байкала Совет Министров РСФСР принял Постановление № 652 «Об охране и использовании природных богатств в бассейне Байкала», которым запретил введение в действие Байкальского и Селенгинского комбинатов, если не будут предприняты меры по очищению и обезвреживанию сбрасываемых в Байкал и реку Селенгу сточных вод.

Первого декабря 1969 года был принят Приказ Минрыбхоза СССР от 01.12.1969 n 401 "Об утверждении Правил рыболовства в бассейне озера Байкал и других рыбохозяйственных водоемах Бурятской АССР, Иркутской и Читинской областей". Суть этого приказа сводилась к управлению рыбных ресурсов Байкальского водного бассейна. Например, по этому приказу сохранялся запрет на лов тайменя, ленка, сига, ангарского хариуса, стерляди, осетра, ангарского язя, леща, сазана, омуля, пеляди пясинской, чира пясинского, ряпушки норильской, сига байкальского, сига баунтовского и щуки. Запрет этот был связан с тем, что ещё не сформировались рыбные запасы в Братском водохранилище.

Анализируя эти документы, можно сказать, что метод экологизации начал активно работать для Байкальского региона, принимаемые СССР экологические НПА способствовали решению природно-экономических проблем Байкала. Такой путь отвечал самым прогрессивным требованиям мирового сообщества. Большая работа в этом направлении была проведена Президиумом Сибирского отделения, его научными учреждениями. Можно отметить большую роль академиков М.А. Лаврентьева и А.А. Трофимука, Г.И. Марчука, Д.К. Беляева, А.Б. Жукова, И.П. Герасимова, Б.Н. Ласкорина, член-корреспондента АН СССР Г.И. Галазия и многих других ученых. Таким образом, к Байкальской проблеме обратились лучшие научные силы не только Сибири, но и всего СССР. В 90-ые годы произошли всем известные глобальные перемены, которые также отразились и на жизни Байкальского региона. Главная заслуга ученых уже молодой Российской Федерации стала реализация идеи придания Байкалу объекта всемирного и культурного значения, которая в последствии была реализована в жизнь. В свою очередь это дало толчок к составлению проекта и принятию федерального закона, который в 1999 году был подписан. Он называется Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», который действителен и сейчас.

1.3 Современное российское законодательство об охране Байкала

Главным НПА в сфере охраны Байкала является Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Рассмотрим его структуру.

Сам нормативно- правовой акт состоит из 26 статей и 4 глав, а именно:

Глава №1 Основные положения

Глава № 2 Режим охраны Байкальской природной территории

Глава № 3 Нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал

Глава № 4 Государственное регулирование в области охраны озера Байкал.

Анализируя данный закон, я хочу отметить положительные моменты, которые выделены в данном НПА.

В главе первой положительным моментом является ст.2, в которой даны определения Байкальской природной территории, её экологических зон, которые включают в себя: центральную экологическую зону, буферную экологическую зону, экологическую зону атмосферного влияния. В целом деление на эти зоны- это великолепный шаг. Нужно ведь учитывать, что охранять нужно не только само озеро, но и прилегающие к нему территории, на которых ведётся хозяйственная деятельность человека, которая негативно сказывается на состоянии озера, а также проводить экологическое нормирование данных территорий.

Анализируя вторую статью данного федерального закона, я могу выделить такие положительные, на мой взгляд, моменты:

) Для охраны уникальной экологической системы устанавливается особый режим хозяйственной деятельности человека.

) Сформулированы йпринципы, которые и определяют осуществление хозяйственной деятельности. К этим принципам относится:

А) Приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохраной зоны;

Б) Учёта комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;

В) Сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;

Г) Обязательности государственной экологической экспертизы.

Очень важными моментами в этом законе я считаю ст.6, где установлены виды деятельности, запрещённые или ограниченные на Байкальской природной территории. Далее, установлены объём вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений, установлены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне.

В главе третьей данного закона очень хорошим моментом является п.1ст.14 данного ФЗ. В ней говорится, что предельный объём сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории. Написано на бумаге, в виде НПА, это конечно хорошо, но на практике, я считаю, сделать это будет не так уж легко… У нас не сформировано экологическое правосознание, конечно, есть положительная тенденция, что безусловно хороший знак, однако нам ещё развиваться и развиваться. Инновационная деятельность в промышленности и в повседневной жизни требует огромных капиталовложений, а нашему бизнесу вкладывать дополнительные средства просто не хочется, из-за этого ведь увеличится стоимость самой продукции, меньше будет покупательский спрос, да и сверхприбыли уже не получишь…

Вот п.2 данной статьи, на мой взгляд, более реалистичен для исполнения. Уровень опасных и токсичных соединений при сбросах должен быть таким же, как при сборе водных ресурсов. Здесь хотя бы прописано, что уровень токсичности не должен расти, что в принципе стабилизирует ситуацию.

В последней четвёртой главе прописано, что федеральные органы власти и органы исполнительной власти субъектов совместно осуществляют природоохранную деятельность, что также соответствует ст.72 Конституции РФ, а также, что исполнительные органы Республики Бурятия, Иркутской области, а также федеральные исполнительные органы осуществляют государственный экологический надзор за состоянием озера, а государственный экологический мониторинг взят под контроль президентским аппаратом.

В июле 2014 года в Федеральный закон были внесены уже дополнения. В законодательстве прописано, что границы водоохраной и рыбоохраной зоны будут устанавливаться Правительством РФ. Стоит заметить, это очень положительный момент. Обычно, границы рыбоохранной зоны устанавливались в соответствии со ст. 65 Водного Кодекса. Я не соглашусь, с утверждениями некоторых авторов, которые говорят, то, что уровень законодательного регулирования стал ниже. Наоборот, действие Водного кодекса осталось прежним, просто законодательные власти предпринимают дополнительную меру для охраны этого памятника природы.

Дополнительно, также установлен запрет на размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности в центральной экологической зоне. К ней относится территория, включающая в себя озеро Байкал с островами, прилегающие к озеру Байкал водоохранную зону и особо охраняемые природные территории.

Следующим важным законодательным актом будет Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643

"Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории".

Это уже подзаконный правовой акт Правительства РФ. В Постановлении утверждён перечень запрещенных видов деятельности, которые могли бы нанести вред особо охраняемой Байкальской территории. Например, производство продуктов химического синтеза, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство неметаллических прочих минеральных продуктов, акклиматизацией биологических объектов, несвойственных естественным экосистемам Байкальской природной территории, проведением работ с биологическими объектами, приводящих к изменениям их генетической структуры, использованием ядерно-взрывных технологий. Перечень этот довольно широк, что в принципе и оправдывает все запреты, так как озеро- особо охраняемый памятник природы. Однако, в 2010 году в Постановление были внесены изменения, некоторые положения из которых, например, очень настораживают, например, в абзац 47, в котором указано, что теперь сточные воды могут сбрасываться без очистки! В моём понимании это очередная лазейка законодательства для нарушений, юридическая коллизия, которую необходимо ликвидировать.

Уровнем ниже идёт уже и региональное законодательство. Например:

Устав Иркутской области;

Устав Забайкальского края;

Постановление Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 415/194-пп «О службе по охране природы и озера Байкал Иркутской области»;

Закон Иркутской области О ратификации протокола «О продлении на 2001 год действия бассейнового соглашения между Иркутской областью и республикой Бурятия о разделе сумм платы за пользование водными ресурсами озера Байкал»;

Приказ Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области от 14.01.2011 N 3-спр «О распределении между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на озере Байкал в пределах Иркутской области с впадающими реками на 2011 год»;

«О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области и урегулированию конфликта интересов».

Глава 2. Государственное регулирование в области охраны озера Байкал

.1 Система государственных органов, осуществляющих управление в области охраны озера Байкал

. Правительство Российской Федерации.

По статье 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

использование и охрана водных объектов;

эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

особо охраняемые природные территории;

охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

охрана атмосферного воздуха;

обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет функции:

контроль и надзор в сфере природопользования;

в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия;

в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

. Федеральное агентство водных ресурсов России (Росводресурсы)

Осуществляет:

обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;

предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности;

разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов;

обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предотвращению загрязнения вод;

оказание государственных услуг по предоставлению информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности;

ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод.

. Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз).

Осуществляет:

нормативно-правовое регулирование в области обеспечения рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), выполнения мер по лесному семеноводству, гидромелиоративных работ и иных работ по ведению лесного хозяйства, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов;

нормативно-правовое обеспечение проведения лесоустройства;

оказание государственных услуг, связанных с предоставлением информации о состоянии участков лесного фонда, организацией выбора участков лесного фонда для разрешенных видов использования лесов;

осуществление государственного мониторинга лесов;

ведение Государственного лесного реестра Российской Федерации;

рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

.2 Экологическое зонирование Байкальской природной категории

По ст.2 ФЗ « Об охране окружающей среды»:

Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

Экологическое зонирование- деление территорий на участки, которые нужны для сохранения современного состояния использования территории, участки с ограниченной хозяйственной деятельностью человека, так как есть возможность вредного воздействия на экосистему Байкала и участки с острыми экологическими проблемами, которые изымаются для проведения восстановительных мероприятий.

) Признание бассейна озера Байкал бассейном особого стратегического развития.

) Охранительный принцип, основанный на том, что Байкал был признан объектом Всемирного наследия «Юнеско» и «Гринпис».

) Принцип устойчивого (сбалансированного) развития территории.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» выделяются 3 экологические зоны- центральная, буферная и зона атмосферного влияния.

В центральную экологическую зону входят:

.Озеро Байкал с островами Ольхон, Ушканьи острова и ряд мелких островов (Карга- Бабья, Огой, Ольтрек, Замогой, Ярки и др.). Площадь оценивается в 31 500 км2.

. Заповедники: Байкало-Ленский, площадью 6599,19 км2, Байкальский (1657, 24 км2) и Баргузинский (3243,22 км2).

. Национальные парки: Прибайкальский, площадью 4479 км2 и Забайкальский (2690 км2).

.Заказники: Степнодворецкий (150 км2), Кабанский (121 км2), Энхэлукский (123 км2), Прибайкальский (700 км2), Фролихинский (1092 км2) и Верхне-Ангарский (245 км2).

.Водоохранная зона озера Байкал, оцениваемая вне пределов ООПТ площадью 2340 км2.

В буферной экологической зоне выделяют 9 территориально-экологических зон.

Первая эколого-территориальная зона- территории заповедного режима, в которых полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. В эту зону включены полностью очерченные территории заповедников, оформленные законодательными актами. В буферной зоне их всего два - Джергинский заповедник в Республике Бурятия и часть Сохондинского заповедника в Читинской области. Ландшафты преимущественно горные - гольцовые и горно-таежные. Им отказано в хозяйственном использовании территории.

Второй тип- территории, имеющие статус заказника. Они также оформлены законодательными актами, имеют описания границ. 20 заказников и восточная часть Тункинского национального парка расположены в разных природных условиях, в разных типах ландшафтов - гольцовых, таежных, степных, озерно-болотных. В использовании территории применен режим временного отказа от хозяйственного использования. В ряде этих территорий рекомендуется рекреационное использование с незначительным воздействием на природу.

Третий тип- имеют названия неосвоенных территорий, находящихся далеко от крупных человеческих поселений и активной хозяйственной деятельности. человека. В основу разграничения лежит деление по разнообразию видов фауны

Рис. 1 Экологическое зонирование Байкала.

В свою очередь эта фауна делится на биоты, то есть, виды живых существ, проживающих на одной территории. Сюда относятся промысловые виды животных, эндемичные виды животных, редких и исчезающих. На данных территориях позволяется вести охотничье-промысловую деятельность. Основная цель: преимущественное сохранения нетронутости среды.

Четвёртый тип- территории экстенсивной хозяйственной деятельности.

Это преимущественно подгорные и горно-таежные ландшафты, представленные пологими склонами средне- и низкогорий, средне- и низкозначимые биотопы, почвы и ландшафты, высокочувствительные к антропогенной нагрузке. Они содержат широко распространенные биотопы с нарушенной видовой структурой растительных и животных сообществ, находящихся в состоянии восстановления. Основное использование - лесохозяйственное.

Пятый тип- земли, включённые в зону экстенсивного развития. Это остепенные днища котловин, подтаёжные зоны, лесостепные и луговые и болотные экосистемы. Они низкочувствительны к антропогенной деятельности. Основная деятельность- это сельское хозяйство, животноводство, трубо-электроводная деятельность, транспорт.

Шестой тип- деление зоны зависит от итенсивного промышленного развития территорий. На этих территориях развита промышленность, строительство, транспорт, земледелие, а также перспективного лечебно-оздоровительного направления.

Седьмой тип- сюда входят территории крупных городских зон. Главной целью в данном случае является улучшение экологической обстановки в ареалах загрязнения крупных промышленных центров и используемых транспортных магистралей. Это территории с нарушенными природными функциями, имеющие высокую хозяйственную и эстетическую ценность и средозащитный потенциал. Ландшафты преимущественно долинные трансформированные.

Восьмой тип- экологические территории, включаемые в группу целей улучшения, предназначенных для восстановления лесов, пастбищ, других сельскохозяйственных угодий, средним и высоким средозащитным потенциалом, включая возможность восстановления естественным путем, что делает их резервом расширения зоны экстенсивного развития.

Девятый тип - восстановления сильно нарушенных высокочувствительных ландшафтов с низким средозащитным потенциалом. К ним относятся ландшафты развеваемых песков и территории, предлагаемые для заповедания. На этапе восстановления не допускается хозяйственное использование. После улучшения территория переводится в категорию сохранения и регламентированного рекреационного использования.

Зона атмосферного влияния.

По а.3 ст.2 ФЗ « Об охране Озера Байкал» экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Разграничение этой зоны таково, что предприятия, находящиеся в этой 200- километровой зоне обязаны платить налоги на выбросы в атмосферу.

В 2013 году были проведены научные дискуссии на эту темы. Например, была представлена работа учёного М.А. Грачёва из Лимнологического института Сибирского отделения РАН. Эта работа называется « Стратегия охраны озера Байкал и Закон «Об охране озера Байкал» »

В этой работе учёный приходит к выводу, что само по себе экологическое зонирование- это уже устаревшее деление. Например, по его мнению, зону атмосферного влияния вообще можно убрать, так как по проведённым анализам выяснилось, что даже при активной хозяйственной деятельности человека на Байкал не оказывается практически никакого влияния.

Эта работа нашла огромное негодование среди широких масс населения. С мнением Грачёва я тоже активно не согласен.

Во-первых, по научным данным циркуляция водных масс довольно низка, полное перемешивание всех воды составляет более 300 лет. В данном случае, при регулярном попадании даже мизерного количества того же AS (мышьяка) или ванадия создаются зоны, в которых концентрация этих веществ становится уже опасной для всей гидрологической экосистемы озера.

Во-вторых, на основании исследований Института Химии АН Эстонской ССР (г.Таллин) в пробах воды был выявлен один из самых опаснейших канцерогенов- бензопирен. Даже милиардные доли грамма этого вещества оказывают мощный мутагенный процесс.

Так что данным выводом может быть только то, что эти исследования ничто иное как лоббирование интересов ЦБК, который на данный момент законсервирован. Вполне вероятен такой исход, что произойдёт его реконсервация.

 

.3 Государственный экологический контроль в области охраны озера Байкал

 

Основой законодательства в данном случае будет служить Федеральный закон «Об охране окружающей среды», под государственным контролем подразумевается государственный надзор за экологическим состоянием природы, общественный надзор по охране окружающей среды и производственный контроль.

Более подробное определение дано в ст. 65 данного закона, где говорится, что экологический надзор- это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В пункте 2 данного закона перечислено, какие элементы включает в себя экологический надзор. Это:

Государственный надзор в сфере геологического изучения недр, их рациональное использование и охрана;

Государственный надзор за землями;

Государственный надзор в области обращения с отходами;

Государственный надзор в сфере охраны атмосферного воздуха;

Гос.надзор за рациональным использованием и охраной водных объектов;

Государственный надзор за континентальным шельфом РФ;

государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);

федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

федеральный государственный охотничий надзор;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Производственный контроль.

По ст.67 ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль осуществляется в целях проведения мероприятий по охране окружающе среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, а также соблюдению установленных законодательством требований по охране окружающей среды.

Хозяйственные субъекты и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность на объектах 1, 2 и 3 категории разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Важным моментом в данном пункте является выход в 2014 году проекта Правительства «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». В этом документе разрабатываются критерии деления производства на виды, что в целом уже положительно при регулировании вредной хозяйственной деятельности. Например:

К объектам I категории относятся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты), соответствующие следующим критериям:

.1. Объекты, на которых осуществляется производство кокса;

.2. Объекты, на которых осуществляется переработка природного газа;

.3. Объекты, на которых производятся нефтепродукты;

.4. Объекты, на которых выполняются работы по обогащению руд цветных металлов и железных руд;

.5. Объекты, на которых производится электрическая и/или тепловая энергия через сжигание топлива с использованием оборудования для сжигания топлива с проектной мощностью 300 МВт и более;

.6. Объекты металлургического производства, на которых используется оборудование:

а) для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки, с производительностью 2,5 тонн в час и более;

б) для обработки черных металлов:

станы горячей прокатки с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более;

кузнечно-штамповочные агрегаты, оборудованные кузнечными молотами, энергия которых превышает 50 кДж на молот, где используемая тепловая мощность превышает 20 МВт;

в) для нанесения защитных распыленных металлических покрытий с подачей нерафинированной стали 2 тонны в час и более;

г) для литейного производства черных металлов с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более;

д) для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья с помощью металлургических, химических или электролитических процессов;

е) для плавки, в том числе, легирования, цветных металлов, включая продукты регенерации (рафинирование, разливка и другие) с проектной производительностью плавки 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов;

ж) для производства ферросплавов;

.7. Объекты, на которых осуществляется производство неметаллических минеральных продуктов и используется оборудование для:

а) производства цементного клинкера во вращающихся печах или в других печах с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;

б) производства извести в печах с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;

в) производство стекла и изделий из стекла, включая стекловолокно, с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более;

г) для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон, с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более;

д) производства огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более;

е) производства керамических или фарфоровых изделий, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов, с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более и/или с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на м3;

.8. Объекты, на которых используется оборудование для производства основных органических химических веществ:

простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);кислородсодержащие углеводороды, такие как спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы;

серосодержащие углеводороды;

азотсодержащие углеводороды, такие как амины, амиды, азотистые соединения, нитросоединения или нитратные соединения, нитрилы, цианаты, изоцианаты;

фосфорсодержащие углеводороды;

галогенированные углеводороды;

металлоорганические соединения;

полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;

синтетический каучук;

синтетические красители и пигменты;

поверхностно-активные вещества (ПАВ);

.9. Объекты, на которых используется оборудование для производства неорганических веществ:

а) газы: аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода, соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид (фосген);

б) кислоты: хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;

в) основания: гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;

г) соли: хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия, перборат, нитрат серебра;

д) неметаллы, оксиды металлов, или другие неорганические соединения: карбид кальция, кремений, карбид кремния;

е) минеральные удобрения;

ж) неорганические краски и лаки.

.10 Объекты, на которых используется оборудование для производства продукции тонкого органического синтеза:

а) пестициды и прочие агрохимические продукты;

б) фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, применяемые в медицинских целях;

в) органические взрывчатые вещества.

.11 Объекты, на которых используется оборудование для производства специальных неорганических химикатов: неорганических взрывчатых веществ.

.12. Объекты, используемые для обезвреживания отходов производства и потребления, на которых применяется:

а) оборудование и (или) установки, использующиеся для сжигания отходов производства и потребления IV - V классов опасности с проектной мощностью 3 тонны в час и более;

б) оборудование и (или) установки, использующиеся для сжигания отходов производства и потребления I - III классов опасности;

.13. Объекты, используемые для обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов, с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более;

.14. Объекты, используемые для захоронения отходов производства и потребления:

а) I - III классов опасности;

б) IV-V класса опасности с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более;

.15. Объекты очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения (канализации), рассчитанные на обслуживание 100000 и более человек населения в эквиваленте;

.16.Объекты, на которых выполняются работы по производству:

а) целлюлозы, древесной массы;

б) бумаги, картона с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более;

.17. Объекты текстильного производства, на которых используется оборудование по промывке, отбеливанию, мерсеризации, окрашиванию текстильных волокон и (или) отбеливанию, окрашиванию текстильной продукции с проектной производительностью обработанного сырья 10 тонн в сутки и более;

.18. Объекты, на которых используется оборудование по дублению, крашению, выделке шкур и кож с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более;

.19. Объекты, на которых используется оборудование по производству пищевых продуктов, молока и молочной продукции:

а) мяса и мясопродуктов, с проектной производительностью 50 тонн в сутки готовой продукции и более;

б) пищевых продуктов животного и растительного происхождения:

растительных и животных масел и жиров, с проектной производительностью 75 тонн в сутки готовой продукции и более;

картофеля, фруктов и овощей, с проектной производительностью 300 тонн в сутки готовой продукции (среднеквартальный показатель) и более;

молочной продукции с проектной мощностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки и более (среднегодовой показатель);

.20. Объекты. на которых используется оборудование по разведению:

а) сельскохозяйственной птицы проектной мощностью 40000 птицемест и более;

б) откормочных свиней проектной мощностью 2000 мест и более, свиноматок проектной мощностью 750 мест и более.

.21. Объекты, на которых выполняются работы по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;

.22. Объекты, на которых выполняются работы по добыче железных руд,

руд цветных металлов;

.23. Объекты, на которых выполняются работы по добыче нефти и природного газа;

.24. Объекты, на которых выполняются работы по добыче и обогащению угля и антрацита;

.25. Объекты, на которых выполняются работы по поверхностной обработки металлов и пластических материалов, в которых используются электролитические или химические процессы и в которых суммарный объем чанов для обработки превышает 30 куб.м.

. Объекты (предприятия, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро), на которых оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов, не относятся к объектам I категории.

. К объектам II категории относятся объекты, соответствующие следующим критериям:

.1 Объекты хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к областям применения наилучших доступных технологий, за исключением объектов, отнесенных к объектам I категории;

.2 Объекты, связанные с использованием ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением ядерных установок с экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, максимальная мощность которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки), радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники (за исключением радионуклидных источников четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, включая пункты захоронения, хранилищ радиоактивных отходов;

.3 Магистральные трубопроводы, предназначенные для транспортировки газа, нефти и продуктов переработки нефти и газа.

.4. Аэродромы, с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более;

.5. Объекты, на которых выполняются работы по утилизации пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению;

.6. Внутренние водные порты, допускающие проход судов водоизмещением 1350 тонн и более.

.7. Морские порты;

.8. Объекты, на которых используется оборудование для:

а) графитизации или производства искусственного графита;

б) для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, других твердых топлив с номинальной проектной мощностью 20 МВт и более

в) производства обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

.9. Склады с проектной мощностью 200 тысяч тонн и более для хранения нефти, продуктов переработки нефти;

.10. Объекты, на которых осуществляется хранение пестицидов и агрохимикатов, с проектной мощностью 50 тонн и более.

. К объектам III категории относятся объекты, которые не относятся к объектам I, II и IV категорий.

. К объектам IV категории относятся объекты, подключенные к централизованным системам водоотведения и отводящие сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, на которых отсутствуют источники сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду и стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов.

Проанализирвав промышленность Забайкальского края, Иркутской области, я вижу, что в этих регионах в основном развита добывающая и химическая промышленность, относящаяся к 1 категории вредности для окружающей среды (что, в свою очередь, влияет и на экосистему Байкала в том числе):

Добыча сырья

Металлургическое производство

Экспорт металлов, металловедение

Обспечение потребности в химических реагентах промышленности (кислоты, щёлочи, смолы, удобрения)

Химическая продукция бытового использования ( фармацевтика, бытовая химия)

Электроэнергетика

Угольная промышленность

Геологическое разведование запасов золота и его добыча.

Общественный контроль.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. То есть является конституционным правом граждан и общественных объединений, вытекающих из ст. 42 Конституции РФ.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

 

.4 Государственный мониторинг природы озера Байкал

 

В ст. 20 ФЗ «Об охране озера Байкал» закреплено, что экологический мониторинг озера Байкал является частью государственного экологического мониторинга. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Осуществляется посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, а также создания и эксплуатации уполномоченными Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти.

В данный момент имеются данные экологического мониторинга, которые были проведены соответственно в 2012, 2013 и 2014 годах.

Основными параметрами для экологического мониторинга являются:

) Цветность воды, измеряемая в градусах.

) Количество растворимого в воде кислорода

) Измерение Ph воды (определение кислотности, щелочности воды. Норма Ph = 7- это нейтральная среда)

) Массовая доля растворимых сульфат- и- хлорид-ионов

) Измерение уровня взвесей

) Количество растворимых в воде нефтепродуктов.

Ниже будет дана таблица измерений экологического мониторинга состояния воды озера за разные годы.

 

Гидрохимическая характеристика воды озера Байкал в районе БЦБК в 2012 г.

 


Если рассматривать основные показатели, то в принципе все показатели 2012 года держатся в допустимой норме. Заметны небольшие колебания pH от нейтральной до слабощелочной среды, максимальный уровень которого достигал в 2011 году pH= 8.5, концентрация растворённого кислорода стала немного ниже, но в пределах нормы, уровень сульфатов, нефтепродуктов и взвесей в воде снижался, что является очень хорошим показателем.

 

Экологический мониторинг воды Байкала за 2013 год, район ЦБК

 

По данным показателям мониторинга следует отметить, что идёт колебания по основным показателям. Хорошим моментом является то, что идёт снижение концентрации ароматических веществ, однако, концентрация взвесей стала больше, а уровень хлоридов в воде немного вырос. В целом же сильных и резких изменений не наблюдается.

 

 

В этой таблице уже прослеживается уменьшение влияния сточных вод на экологию озера. Например, доля такого опасного вещества как формальдегид (CН2OH) уменьшилась в 30 раз, метанола (CH3OH) более чем в 160 раз, а фенолов (C6H5OH) более чем в 2 раза.

Гидрохимическая характеристика воды озера Байкал в районе БЦБК и на фоновых вертикалях, C (мг/л). Мониторинг 2014 года

Показатели


Район БЦБК

Фон

(горизонты

Год



наблюдения)


мин.

макс.

сред.

мин.

макс.

сред.

рН, ед.

2012

7,6

8,2

7,9

7,5

7,9

7,7

(0,5-200 м)

2014

7,4

8,5

7,95

7,75

8,05

7,85


D=C2014- C2012

-0,2

0,3

0,05

0,25

0,15

0,15

кислород

2012

8

13

11,2

8,6

12

10,5

(0,5-25 м)

2014

10,5

13,6

12,5

9,5

13,3

11,1


D=C2014- C2012

2,5

1,3

0,9

1,3

0,6

минеральные вещества

2012

81

100

90,5

91

95

93

(0,5-200 м)

2014

86

103

94,5

83

96

88


D=C2014- C2012

5

3

4

-8

1

-5

сульфаты

2010

3,2

7,8

5,5

4,3

6,8

5,7

(0,5-200 м)

2014

4

8,8

6,4

4,5

7,4

6


D=C2014- C2012

0,8

1

0,9

-0,3

-0,7

-0,4

хлориды

2012

0,7

1,7

1

0,8

1,1

0,9

(05-200 м)

2014

0,7

2,3

1,5

0,8

1

0,85


D=C2014- C2012

0

0,6

0,5

0

-0,05

нефтепроду-кты

2012

0

0,05

0,02

0,1

0,01

0,01

(0,5 м)

2014

0,01

0,05

0,02

0

0,04

0,02


D=C2014- C2012

0,01

0

0

-0,01

0,03

0,01

цветность, градусы

2012

1

21

8

4

22

9,5

(0,5-200 м)

2014

1

9

3,4

2

18

8,1


D=C2012- C2010

0

-12

-4,6

-2

-4

-1,4

взвешенные вещества

2012

0

0,07

0,1

0

0,05

0,1

(0,5-200 м)

2014

0

0,8

0,2

0

0,5

0,3


D=C2012- C2010

0

0,73

0,1

0

0,45

кремний

2012

0,5

1,1

7,3

0,6

1

0,75

(0,5-200 м)

2014

1,1

1,4

1,2

0,7

1,6

1


D=C2014- C2012

0,6

0,3

-6,1

0,1

0,6

0,25

 

Анализируя таблицу этих данных мониторинга, можно сказать, что в озере идёт положительная динамика.

Цветность воды уменьшилась по максимальным показателям с 21 градуса до 9 град., то есть прозрачность воды стала выше. Средние показатели прозрачности тоже стали лучше. С 8 градусов в 2012 году, до 3.4 градусов в 2014 году, хотя для питьевой воды норма составляет не более 20 градусов.

Доля растворённых в воде нефтепродуктов остается на прежнем уровне, а вот доля растворённых сульфатов и хлоридов заметно увеличилась.

Доля растворённого кремния (Si) уменьшилась почти в 7 раз. В 2012 году среднее значение составляло 7.3 мг/л, а в 2014 году эта доля стала 1.2 мг/л. При этом норма растворённого кремния для питьевой воды составляет не более 10 мг/л. В данном случае можно увидеть, что питьевые качества стали высочайшего качества!

 


Глава 3. Международное регулирование озера Байкал как объекта природного наследия

 

Вопросы о международном сотрудничестве зафиксированы в 15 главе ФЗ « Об охране окружающей среды», в которой прописаны принципы международного сотрудничества и применение международных договоров. Далее сюда же включается статья 26 Венской конвенции о праве международных договоров

), «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». В соответствии со статьей 27 той же Конвенции, «Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».

Самым важным международным нормативно-правовым актом по моей курсовой работе будет являться Конвенция ООН « Об охране окружающей среды», которая была ратифицирована нашей страной в 1988 году.

В 1996 году озеро Байкал попало в список природных объектов всемирного наследия. Что же означает это понятие? В статье 2 данной Конвенции под "природным наследием" понимается:

природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе уничтожения видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;

природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения природной красоты.

Контролирует деятельность Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и всемирного природного значения, он образован при комитете ООН по вопросам образования, науки и культуры. Также его называют "Комитетом всемирного наследия". Он состоит из пятнадцати государств - сторон Конвенции, избираемых государствами - сторонами Конвенции, собирающимися на Генеральную Ассамблею во время очередных сессий Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Число государств, входящих в состав Комитета, будет доведено до 2 1, начиная с очередной сессии Генеральной конференции, которая будет проведена после вступления в силу настоя- щей Конвенции для не менее 40 государств.

В функцию данного комитета входит:

Принятие заявок от стран-участниц, ратифицировавших данную конвенцию, на включение в перечень памятников культурного и природного значения объектов, находящихся на территории данных стран.

Принятие заявок от стран участниц на получение финансовой помощи из Фонда охраны Всемирного культурного и международного наследия. Данный фонд образован из средств-взносов стран участниц и может расходоваться ТОЛЬКО на цели сохранения культурных и природных памятников всемирного значения.

Активную правоохранительную деятельность в рамках данной Конвенции осуществляет и организация «Greenpeace», представительство которой есть и на территории Российской Федерации.

Например, широкую огласку приобрело проведение в 2012 году научной конференции «Байкал- всемирное сокровище». На этой конференции заслушивались доклады зарубежных университетов о ценности Байкала, доклады представителей нашей страны о политике и правовом регулировании вопросов, связанных с сохранением нетронутости экосистемы озера. Однако, есть и отрицательные моменты, так как Российская Федерация не передала отчёт по сохранности озера Байкал по решению 39 сессии Комитета Всемирного наследия и снова просит нашу страну:

А) разработать детальную Оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) будущего использования площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и его воздействия на Выдающуюся Универсальную Ценность (ВУЦ) объекта,

Б) Обеспечить, чтобы добыча ископаемых на Холоднинском месторождении оставалась запрещенной и после 31 декабря 2014 г,

В) Предпринять оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) специальных экономических зон (СЭЗ), в частности, по поводу туристического развития объекта и его окрестностей, с целью определения альтернатив, которые не окажут негативного воздействия на ВУЦ объекта,

Г) Ускорить подготовку менеджмент планов для особо охраняемых природных территорий, которые составляют объект, а также объединённого менеджмент плана для объекта в целом в соответствии с параграфом 112 Операционного руководства.

Просит нашу страну предоставить в рамках отчёта о состоянии сохранности объекта специфическую информацию о существующих условиях и правилах водопользования и управлении на озере Байкал и о своих последующих усилиях по управлению гидроэлектростанциями вниз по течению объекта (реки Ангары) для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на своей следующей сессии.

Приглашает страны - стороны Конвенции Российскую Федерацию и Монголию продолжить сотрудничество в рамках Межправительственного соглашения и совместно разрабатывать ОВОС для любого будущего проекта строительства ГЭС и использования водных ресурсов, который потенциально может воздействовать на объекты, с учётом любого существующего или планируемого проекта на территории обеих стран;

Просит Российскую Федерацию представить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2016 г., обновлённый отчёт, включающий 1-страничную объяснительную записку, о состоянии сохранности объекта и выполнении вышеизложенных рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на своей 40-й сессии в 2016 г.

 


Заключение

 

Озеро Байкал- это жемчужина России и один из самых дорогих памятников природы мирового наследия. Его природа, фауна- это хрупкая материя, которую необходимо беречь, приложить все человеческие усилия нашей цивилизации, чтобы сохранить это достояние для будущих поколений.

Правовой статус Байкала очень широк. Регулирование происходит как на государственном, так и на международном уровне. Самыми главными мерами по сохранению озера- это государственный мониторинг; государственный, общественный и производственный контроли за состоянием озера. Благодаря этим мерам состояние озера улучшается, эндемичные экосистемы сохраняются в нетронутом или же восстанавливаются до нормального уровня. Дополнительным регулированием, я считаю, необходимо введение нормативно-правовых норм, касающихся ведения туризма на Байкале. Это улучшит качественно состояние туристических зон, маршрутов, которые популярны при путешествии к озеру. В свою очередь это регулирование поможет увеличить доходы местного и регионального бюджета ( штрафы, налоги при развитии рекреационного бизнеса, продажа сувенирной продукции и т.д.)

Международное регулирование- это важный этап сохранения Байкала. В данном случае мировой правой статус Байкала будет определяться как объект природного международного наследия. Охрана озера будет уже осуществляться под контролем международных организаций, что в целом благотворно будет сказываться на сохранении уникальности Байкальского региона.

Изучив большой объём материала, я могу с уверенностью считать, что я смог в большей части раскрыть тему моей курсовой работы, хотя по базовым моментам, которые отражены в теме и в плане.

 

Список источников

 

1. Байкал - объект мирового природного наследия: «Библиотека. Экология. Знание» // Сост. Г.Н. Иванова - Иркутск, 2000. - 66 с.

. Байкал - 10 лет в списке всемирного наследия // Волна. - 2005. - № 3 (43). - С. 10-14

. Байкал - объект Всемирного природного наследия // Экология и жизнь. - 2006. - № 3. - С. 56-57

. Байкал: взгляд из глубины // Экология и жизнь. - 2009. - №2 (87). - С. 71-73

. Байкальская декларация: цели, задачи и основные принципы сохранения биоразнообразия озера Байкал // Волна. - 2002. - №3. - С. 48-51

. Байкальская комиссия // Восточно-Сибирская правда. - 2007.

. Бальхаева, И.Х. и др. Экологическая информация: доступ расширяется / И.Х. Бальхаева, Д.В. Базарова // Экология и жизнь. - 2007. - №2 (63). - С. 28-31

. Борисов, А. Голубое око планеты / Андрей Борисов // Природа и человек. Свет. - 2015. - №10. - С.36-37

. Галазий, Г. Байкал в опасности / Г. Галазий // Комсомольская правда. - 2002. - 5 марта

. Дорофеев, В. Причины гибели нерпы / В. Дорофеев // Охота и охотничье хозяйство. - 1989. - №5. - С. 12-13

Монографии:

. Максимова И. «Использование статуса объекта всемирного наследия для сохранения озера Байкал», РАН, 2013 год.

Научные доклады:

. Грачёв М «Стратегия охраны озера Байкал и Закон «Об охране озера Байкал», РАН, 2013 год

Нормативно-правовые акты:

. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23.05. 1964г. Ратифицирована Российской Федерацией в 1998 году.

. Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» от 21 ноября 1972 года. Ратифицирована СССР в 1988 году.

. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года/ ред. От 09 декабря 2015 года.

. ФЗ от 01.05.1999 № 94- ФЗ/ ред. от 28.06.2014 «Об охране озера Байкал»

. ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ/ ред. от 28.11.2015 «Об охране окружающей среды»

Электронные ресурсы:

18. http://baikalake.ru

19. <http://garant.ru>

. http://greenpeace.com

Похожие работы на - Правовой статус озера Байкал

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!