Сходство и различия экологической экспертизы и экологического аудита
Экологическая экспертиза является одним из важнейших механизмов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды в России. В законе РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ дается следующее определение этого понятия: экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Экологический аудит - независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды требованиям действующего природоохранного законодательства, нормативных и правовых актов, методических и регламентирующих документов в области охраны окружающей среды и природопользования.
Путем проведения экологической экспертизы устанавливается:
не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ или субъектов РФ.
соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безопасности окружающей среды и населения.
достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Задачи экологического аудита:
обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства;
повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.
законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;
специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, агентства, министерства);
специализированные неправительственные организации (частные, общественные, кооперативные).
Органом государственной власти, уполномоченным на проведение государственных экологических экспертиз, на сегодняшний день является Министерство природных ресурсов Российской федерации (Минприроды РФ) и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
Система субъектов экологического аудирования в РФ включает в себя:
организации по экоаудированию;
аудиторов;
клиентов, аудируемые организации;
центры по обучению и практической стажировке экоаудитов. Огромным шагом в расширении системы органов экоаудита в России стало создание Национальной экологической аудиторской Палаты. Она являет собой основанную на членстве, саморегулируемую, некоммерческую организацию, учрежденную экологическими организациями и экологами-профессионалами. Палата была создана 30 марта 2005 года с целью организации, обеспечения и совершенствования экологической аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Объектами экологической экспертизы являются:
проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия и комплексы;
нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;
проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.
Полный и точный перечень объектов экологической экспертизы установлен статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе».
Объектами экологического аудита являются:
имущество (оборудование, здания, сооружения) предприятия;
текущие технологические и организационно-экономические операции предприятия;
система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях;
программы окружающей среды и обеспечения безопасности персонала и т. д.
.Задача
Решение:
Согласно ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № от 7-ФЗ 10.01.2002 природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенный объект - это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Согласно Федеральному закону «О животном мире», отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, лебедь как объект животного мира, помещенный в специально созданные условия обитания, охраняется экологическим законодательством. Кроме того, отдельные виды лебедей (Тундровый лебедь, Американский лебедь) занесены в Красную книгу России и подлежат особой защите со стороны государства.
охотничий добыча экологический аудит
Использованные источники
1.О животном мире: Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013)// Собрание законодательства РФ. - 24.04.1995. - № 17. - Ст. 1462.
2.Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 12.02.2015)// Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4556.
.Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014)// Собрание законодательства РФ. - 14.01.2002. - № 2. - Ст. 133.
.Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ// Российская газета. - № 4961 от 28 июля 2009 г.
.Иутин И.Г., Кичигин Н.В., Пахарева Г.В., Пономарев М.В., Широбоков А.С. Комментарий к Федеральному закону №209 Ф3 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
.Плешаков С.А., Ларионова О.С. Экологическая экспертиза и аудит (интерактивный курс): учебно-практическое пособие/ С.А. Плешаков, О.С. Ларионова. Саратов.: Изд-во СГАУ, 2012. - 347с.
.Экологическое право: учебник для бакалавров/под ред. С.А. Боголюбова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 492 с. - Серия: Бакалавр.