Роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойч...
ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра
информатики и управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
курсанта
4-го курса 4-го факультета
курсанта
ДВОРСКОГО Станислава Владимировича
ТЕМА:
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
руководитель: кандидат исторических наук
капитан 1 ранга Девятериков А.Н.
защищена
оценка
“___”_________2004года
“________”
МОСКВА
2004
СОДЕРЖАНИЕ.
1 Введение………………………………………..…………….……3
2 Вопрос 1 Сущность и
значение информационно-воспитательной работы, виды, формы, методы, силы и средства……………………………………..5
3
Вопрос 2 Практическое применение информационно-воспитательной работы для
формирования морально-психологической устойчивости (на примере деятельности
Сухопутных войск). ………………………………………………..…19
4 Заключение………………………………………………………….31
5 Список
использованной литературы……………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Исторический опыт и современная войсковая практика убедительно
свидетельствуют о зависимости уровня боевой выучки и боевой готовности войск,
организованности и дисциплины, побед и поражений на поле боя от целого ряда
социально-политических, экономических, военно-технических и морально-психологических
факторов. Большое воздействие на боевую готовность войск оказывают оружие и
боевая техника. Чем они совершеннее, чем выше их превосходство над техникой и
оружием противника, тем больше шансов на достижение победы на поле боя.
Однако, как бы ни была велика роль технической
оснащённости войск,
даже самая совершенная техника и первоклассное оружие не могут сами по себе обеспечить
боевую готовность частей и подразделений, их способность отразить нападение
врага и разгромить его. Техника и оружие приводятся в движение и управляются человеком.
Следовательно, высокая боевая готовность войск в огромной степени зависит от
людей,
владеющих этой техникой и применяющих её как в мирных условиях, так и в бою, т.е. от
человеческого фактора, от морально-психологической закалки, боевой выучки и физической
выносливости воинов.
Основу морально-психологической устойчивости
составляет морально-психологический фактор, через который, в конечном счёте, проявляются и
другие факторы, такие как боевая выучка и профессиональное мастерство, физическая закалка и
выносливость, дисциплинированность и организованность, оказывающие огромное влияние на боевую
готовность войск, поведение человека в бою, готовность воинов переносить испытания войны и добиваться
победы над противником. Наряду с материальными и другими факторами
морально-психологический фактор определяет боевую готовность Вооружённых Сил,
способность противостоять отрицательному воздействию противника на сознание,
чувства и волю
личного состава и своевременно восстанавливать боеспособность войск.
Таким образом, объектом данной работы является
информационно-воспитательная работа как фактор морально-психологической
устойчивости войск, а предметом роль и значение информационно-воспитательной
работы для формирования морально-психологической устойчивости частей и
подразделений.
На
основании вышесказанного целью данной работы ставится:
Раскрыть
роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования
морально-психологической устойчивости военнослужащих.
Достижение
данной цели видится в решении следующих задач:
-
раскрыть сущность и значение, виды информационно-воспитательной работы.
-
раскрыть виды, формы, методы, силы и средства информационно-воспитательной
работы.
-
показать конкретный пример информационно-воспитательной работы.
ВОПРОС I . Сущность и значение морально-психологического
обеспечения войск.
Морально-психологический фактор - важнейшее и
неотъемлемое слагаемое
боевой готовности и боеспособности Вооружённых Сил, мощи государства. Содержание
морально-психологического фактора определяется совокупностью политических, нравственных,
правовых, исторических,
философских, религиозных и других знаний, идей, взглядов, чувств; силой и направленностью
воли; отношением человека к целям и характеру войны.
Вся служебно-боевая деятельность в Вооружённых Силах есть суровое испытание моральных,
физических и психических возможностей военнослужащих. В условиях современной международной,
военно-политической,
морально-психологической и информационной обстановки, возрастания физических и
психологических нагрузок на личный состав, обострения информационно-психологического
противоборства успешное
выполнение Вооружёнными Силами задач по обеспечению военной безопасности Российской
Федерации во многом будет определяться степенью мобилизованности и направленности
моральных и психологических возможностей людей, учётом закономерностей функционирования
человеческой психики. Говоря иначе, уровнем морально-психологического состояния
людей, позволяющим успешно выполнять служебно-боевые задачи.
Морально-психологический фактор играет большую роль в ходе боевых действий. Его состояние
определяет морально-психологическую готовность и способность личного состава действовать в
условиях высокого
динамизма, маневренности, скоротечности, пространственного размаха боевых действий,
предельного напряжения сил сторон и массовых потерь. Он обеспечивает
психологическую устойчивость войск при применении противником оружия массового
поражения, помогает выдержать огромные морально-психологические нагрузки, сохранить ясность мысли, твердую волю и
боеспособность.
Морально-психологическое состояние войск.
«Морально-психологическое состояние личного состава -
это обусловленное
влиянием социальных, материально-технических и природных факторов и обстоятельств относительно устойчивое
состояние мобилизованности и настроенности морали и психики военнослужащих,
психологии воинских подразделений и частей на решение боевых и служебных задач,
степень психологической готовности и способности личного состава выполнять эти
задачи».
Формируемое морально-психологическое состояние
обусловливает степень уверенности личного состава в справедливости выполняемых задач, в правильности политики, проводимой
военно-политическим руководством
государства, что позволяет успешно решать боевые и служебные задачи, поступать в соответствии с
требованиями военной присяги и воинских уставов, федеральных и иных
законов, приказов командиров и начальников.
«Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны;
духовно-нравственной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к
победе; психологической
устойчивостью; высоким профессионализмом и физической подготовленностью; эффективностью системы управления, верой в своих командиров (начальников); постоянной и
целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых
качеств; своевременным и всесторонним материально-бытовым обеспечением войск,
удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; качественной организацией
восстановления боеспособности войск, включая психологическую реабилитацию и
восстановление духовных сил»[2].
Основные усилия
государственных органов, командиров, штабов, воспитательных
и иных структур военного управления при решении задач формирования и
поддержания в войсках высокого морально- психологического состояния
направляются: на выработку и реализацию государственной
политики по повышению престижа военной службы, её социальной значимости и роли в укреплении российской государственности;
воспитание личного состава на отечественных исторических, военных традициях;
всестороннюю поддержку героико-патриотической составляющей в культуре и
искусстве; формирование и последовательное осуществление государственных мер
по поддержанию и наращиванию морального
духа войск; укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и
воинской дисциплины; совершенствование
морального и материального стимулирования профессионального роста
военнослужащих, активности, инициативы, добросовестного выполнения ими
обязанностей военной службы; обеспечение профессиональной адаптации,
психологической и социальной реабилитации военнослужащих,
лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Объективную основу морально-психологического
состояния войск составляют
сложившиеся в государстве социально-политические, экономические отношения. Чем совершеннее
государственное устройство,
стабильнее социально-политические и экономические отношений в обществе,
тем больше у государственных органов, высшего военного руководства, офицерских
кадров армии и флота возможностей для создания эффективной системы поддержания
в войсках высокого морального духа и психологической устойчивости личного
состава в мирное и военное время.
Важную методологическую и практическую функции в
поддержании в армии и на флоте
высокого морального духа выполняют сложившиеся в государстве правовые отношения. Их значение определяется специфическими особенностями морально-психологического
состояния войск, прежде всего
такими, как необходимость неукоснительно выполнять требования военной
присяги, детальная регламентация нравственных
правил поведения военнослужащих, высокая ответственность за выполнение
воинского долга, строгость и неотвратимость наказания за нарушение
духовно-нравственных норм и т.д.
Закрепляя
с помощью правовых норм обязательные
правила воинской дисциплины, государство регулирует поведение и деятельность
военнослужащих, обеспечивает в армии и на флоте необходимый порядок,
определяет средства поддержания воинской дисциплины и предупреждения её
нарушений.
«Следует также иметь в виду, что морально-психологическое состояние войск регулируется не
только правовыми, но и духовно-нравственными нормами поведения, личными убеждениями
военнослужащих,
пониманием необходимости выполнения возложенных на них обязанностей в интересах всего общества, осознанием
личной ответственности за безопасность
своей Родины».[3]
«Воспитание у военнослужащих патриотического сознания,
верности воинскому долгу, военной присяге, готовности к защите Отечества, высокой духовности и общей
культуры, других духовно-нравственных и боевых качеств является одним из основных направлений
деятельности военных
кадров по укреплению морально-психологического состояния личного состава армии
и флота».[4]
В целях формирования у молодых людей
духовно-нравственных качеств защитника Отечества многое должно делаться еще до призыва на действительную службу. К сожалению, эти возможности
не всегда используются
должным образом для воспитания у населения, особенно у молодёжи, осознанного понимания
необходимости и полезности ратного труда. Имеется немало фактов, когда усилия
государственных и независимых средств массовой информации, образовательных учреждений, произведений литературы и
искусства направляются не на воспитание достойных защитников Отечества, а на пропаганду идей
пацифизма, на формирование
в обществе негативного отношения к Вооружённым Силам к воинской службе, выполнению
воинского долга. Этим наносится огромный вред делу укрепления обороны страны.
ВИДЫ,
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СИЛЫ И СРЕДСТВА
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
Успешное решение задач морально-психологического обеспечения в мирное и военное время, в значительной степени
зависит от умелого применения командирами, штабами, воспитательными
структурами, другими органами военного управления и должностными лицами различных
видов, форм, методов, сил и средств воздействия на сознание и поведение воинов
в целях формирования у них духовно-нравственных, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения задач подготовки и ведения боевых действий.
Исторический опыт свидетельствует, что виды, формы,
методы, силы и средства
морально-психологического обеспечения не являются неизменными. Они меняются в зависимости от конкретных исторических,
социально-политических, военно-технических условий, целей и задач
подготовки войск.
Сущность, значение и основные формы информационно- воспитательной работы.
Ведущую роль в системе морально-психологического обеспечения в мирных условиях и в боевой обстановке
играет информационно-воспитательная
работа. Информационно-воспитательная работа – это система целенаправленных, согласованных
мероприятий, осуществляемых в повседневной и боевой деятельности войск
государственным и военным руководством
страны, командирами, воспитательными и другими органами военного
управления и должностными лицами Вооруженных
Сил, военными средствами массовой информации.
Главная задача информационно-воспитательной работы
состоит в формировании у личного
состава системы моральных качеств, норм, принципов
и убеждений, в развитии нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в мирное время
и в бою.
«В военное время в информационно-воспитательной работе
возрастает роль
морально-политических аспектов, связанных с мобилизацией личного состава на разгром
врага. Основное внимание сосредоточивается на разъяснении военно-политической
обстановки, причин, целей, характера развязанной войны, разоблачении её
истинных виновников, обосновании необходимости вооруженной защиты Отечества,
формировании у
воинов убеждённости в справедливости дела, за которое они сражаются с врагом»[5].
Основными формами информационно-воспитательной работы
являются:
общественно-государственная подготовка офицеров, прапорщиков (мичманов), солдат (матросов),
сержантов и старшин, гражданского персонала Вооружённых Сил; различные формы информирования
личного состава
(военно-политическое, правовое, техническое, медицинское и другие виды информирования).
Кроме того, в интересах информационно-воспитательной
работы могут
активно использоваться: научно-практические и научно-теоретические конференции;
прослушивание и просмотр информационных радио- и телепередач, видео- и аудиоматериалов;
тематические вечера и собрания военнослужащих; прямое обращение командования к
личному составу;
встречи личного состава с командованием, ветеранами войны и труда, государственными деятелями; выступления
перед личным составом опытных воинов, ранее
участвовавших в боевых действиях; работа офицеров воспитательных органов в
боевых порядках; лекции и доклады,
групповые и индивидуальные беседы, разнообразные формы печати, наглядной агитации и др.
Общественно-государственная
подготовка - основная форма информационно-воспитательной
работы в мирное время, важнейшее средство формирования у личного состава
научного мировоззрения, вооружения знаниями в области общественных наук,
разъяснения основ государственной и
военной политики и национальной безопасности, предназначения Вооружённых Сил, воспитания у воинов
высоких духовно-нравственных и боевых
качеств, норм и правил поведения в различных ситуациях при выполнении задач защиты Отечества.
Общественно-государственная подготовка проводится в соответствии с расписанием занятий по
учебно-боевой и гуманитарной подготовке военнослужащих, на основе установок,
планов и программ Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил РФ.
«Наиболее распространённой формой информационно-воспитательной работы в мирное
и военное время является информирование личного состава, направленное на
своевременное предоставление воинам крайне необходимых для успешной повседневной учебной и боевой деятельности сведений
социально-политического, боевого, военно-технического и бытового характера».[6]
В
зависимости от времени, сроков и частоты предоставляемой информации
информирование бывает плановым и оперативным (по факту события), а в
зависимости от содержания сообщаемых сведений - военно-политическим, боевым,
военно-техническим, правовым, медицинским и др.
В
процессе военно-политического информирования первостепенное внимание уделяется
освещению военно-политической обстановки в мире и сопредельных с Россией
государствах, доведению до личного состава сведений о социально-политической и
психологической ситуации в нашей стране, в районе боевых действий, местах
дислокации войск, а также на территории противника.
Военно-техническое
информирование направлено на повышение уровня военно-технических знаний и
боевой выучки личного состава и содержит сведения о новых видах вооружения, его
тактических и технических характеристиках, способах и опыте их боевого
применения. Значительное место отводится информированию личного состава о вооружении
и боевой технике противника.
Правовое
информирование включает в себя мероприятия, направленные на разъяснив воинам
правовых норм воинской деятельности, законодательных и других нормативных
актов, касающихся прав, обязанностей и ответственности военнослужащих при
выполнении воинского долга.
Медицинское
информирование предусматривает сообщение личному составу сведений о
санитарно-эпидемиологической обстановке в местах дислокации и в районе боевых
действий, вооружение воинов знаниями, умениями и навыками сохранения здоровья,
медицинского обеспечения и оказания первой помощи раненым и больным в боевой обстановке.
Принято
различать два вида информирования: а)"сверху-вниз" и б)
"снизу-вверх". Информирование "сверху-вниз" осуществляется
вышестоящими командирами, штабами, воспитательными структурами и другими
органами военного управления в целях предоставления подчинённому личному
составу подразделений и частей сведений и информации, направленных на
формирование у воинов правильных представлений о внутренней и "внешней
политике государства, целях и задачах войны, характере предстоящих боевых
действий, то есть данных, побуждающих к эффективному выполнению поставленных
боевых задач.
«К работе
по информированию личного состава привлекаются командиры, офицеры штабов и
воспитательных органов. В ряде мест создаются внештатные группы оперативного
информирования, в состав которых включаются наиболее подготовленные и опытные
офицеры частей и соединений. С информаторами проводятся инструктивные занятия,
на которых офицеры вооружаются приёмами и методами информационной работы».[7]
В
целях информирования вышестоящего командования о положении дел в частях
используются различные формы устной и письменной информации, а также личное
общение командиров и офицеров-воспитателей с воинами, их участие в выполнении
учебных и боевых задач. Кроме того, в интересах информирования используются
письменные доклады командиров и офицеров-воспитателей, их участие в работе
различных совещаний, собраний боевого актива и др.
Источником
постоянной информации "снизу-вверх" являются донесения из частей, в
которых излагаются ход боевых действий, содержание, формы и методы
воспитательной работы, приводятся примеры мужества и отваги воинов, сведения о
боевых потерях, определяются меры по укреплению морального духа войск.
«Не
всегда в качестве основного источника информации о положении дел в частях,
выполнении боевых задач и политико-моральном состоянии войск использовалось
личное участие командиров, офицеров-воспитателей в боевых действиях».[8]
Войсковой
опыт убедительно свидетельствует, что хорошо поставленная информация - важная
составная часть технологии управления. Она дает положительный эффект тогда,
когда является оперативной, правдивой, злободневной, всесторонней,
систематической, отвечает на все вопросы, необходимые для оценки
морально-психологического состояния и принятия мер по его укреплению. При
организации информирования очень важно умело использовать разнообразные
источники и способы получения сведений о морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине личного состава, боевой
выучке, результатах учебной и боевой деятельности. Решающую роль играют
непосредственное изучение командирами, штабами, офицерами воспитательных
органов положения дел в частях и подразделениях, участие в выполнении учебных
и боевых задач, постоянное общение со всеми категориями личного состава.
Методы информационно- воспитательной работы.
Информационно-воспитательная работа располагает богатым арсеналом методов воздействия на
сознание и поведение
воинов в мирных условиях и в боевой обстановке. Основным методом информационно-воспитательной
работы является убеждение - воздействие словом и делом на сознание и поведение
воинов в целях формирования
духовно-нравственных и боевых качеств воина-гражданина, защитника Отечества.
Убеждать - значит, опираясь на данные науки, логические
выводы достоверные
факты и практический опыт, воздействовать на сознание и поведение воинов в
целях формирования глубокой уверенности в правильности государственной
политики, справедливости задач Вооружённых Сил, решаемых в мирное время и в
боевой обстановке, требований воинской присяги и уставов, приказов командиров и
начальников. В процессе
убеждения политические, нравственные, правовые идеи и нормы, требования воинского долга
превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, руководство к
действию при выполнении учебных, служебных и боевых задач. "Главнейшая
дорога человеческого воспитания, - писал К. Д. Ушинский, - есть убеждение, а на убеждение можно только действовать
убеждением".[9]
Успех убеждения достигается страстностью,
эмоциональностью воспитателя,
его способностью с помощью слова, жестов, дела и других способов воздействия на сознание и
поведение воинов добиться от них определённых действий. Немаловажное значение в
достижении эффективного
убеждения имеют обаяние командира, офицера-воспитателя, их умение расположить к себе
людей, добиться взаимопонимания, завоевать доверие подчинённых благожелательным, товарищеским
отношением,
уважением и заботой о них.
Первостепенное место в системе методов информационно-воспитательной работы, особенно в боевой
обстановке, принадлежит личному примеру командира, начальника,
офицера-воспитателя.
Поощрение - эффективное средство воспитания. Оно всегда
должно быть
целесообразным, своевременным и гласным, соответствовать степени заслуг воина, применяться
за достигнутый результат, за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу и творчество, за
мужество и героизм
в бою. Важно, чтобы командиры и начальники при применении различных поощрений
сочетали материальные и моральные виды стимулирования деятельности отдельных
воинов и воинских коллективов, и умело обосновывали мотивы поощрения военнослужащих.
В практике воспитательной работы может применяться метод
критики
действий и поступков воинов и воинских коллективов. Суть этого метода заключается в
постоянном анализе командирами и начальниками деятельности каждого
военнослужащего, выявлении в ней недостатков и просчётов, открытом и
обоснованном высказывании суждений об ошибках и недочётах в работе личного
состава в мирных условиях и в боевой обстановке,, о причинах, их порождающих, и
путях их устранения.
Метод критики действий и поступков воинов способствует утверждению в части, подразделении
атмосферы нетерпимости к недостаткам, способствует формированию общественного мнения,
осуждающего их,
высокой ответственности за выполнение воинского долга, приказов командиров и начальников.
Вспомогательным методом воспитания является принуждение,
применяемое к
отдельным военнослужащим, чьи действия и поступки противоречат требованиям
уставов и приказам командиров и начальников. Суть метода принуждения заключается в
применении по отношению к воину, нарушившему закон и воинские уставы, таких приёмов и
способов воздействия, которые в конечном итоге принудили бы его честно и добросовестно
выполнить возложенные на него обязанности.
Командиры, офицеры-воспитатели должны исходить из того,
что принуждение, различные наказания необходимо применять в крайних случаях. В арсенале формирования у воинов высоких
морально-политических, боевых и
психологических качеств защитника Отечества, с предупреждения негативных явлений есть немало Других методов и приемов воздействия на их сознание и поведение.
Необходимо умело сочетать
принуждение с убеждением, разъяснением воину его вины, тяжести проступка, оказанием ему помощи в
исправлении.
Силы и средства информационно- воспитательной работы.
Важную роль в общей системе морально-психологического обеспечения, наряду с
формами и методами играют
различные силы и средства
информационно-воспитательной работы. В современных условиях основными силами,
привлекаемыми к организации и проведению информационно-воспитательной работы в мирное и военное время, являются;
командиры всех степеней, штабы, органы
воспитательной работы, юридические органы Вооружённых Сил, другие органы
военного управления и должностные лица; военные и гражданские
культурно-просветительные учреждения; федеральные и военные учреждения
массовой информации; различные информационно-методические центры,
информационные пункты, нештатные группы
информирования и др. Важные функции в структуре сил
информационно-воспитательной работы выполняют заместители командиров по
воспитательной работе и другие офицеры-воспитатели
частей и подразделений.
В современных условиях ведущую роль в системе средств информационно-воспитательной
работы играют средства массовой информации: система государственного теле- и
радиовещания, центральная, местная и военная печать, технические средства воспитания и
информации, стационарные и подвижные
полиграфические средства.
Как в мирных условиях, так и в боевой остановке одним из основных
средств воздействия на личный состав являются центральная, местная и военная печать.
Несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны радио и телевидения, печать
по-прежнему является важнейшим источником информирования личного состава,
укрепления морального духа, формирования психологической стойкости войск.
Потребность личного состава
в получении различной информации из газет, журналов и других периодических изданий, как и прежде, остается высокой
при условии её оперативности, правдивости и объективности.
Исходя из
содержания вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- Морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием
социальных, материально-технических и природных факторов и обстоятельств относительно устойчивое
состояние мобилизованности и настроенности морали и психики военнослужащих,
психологии воинских подразделений и частей на решение боевых и служебных задач.
- В настоящее время имеются
проблемы с реализацией функций по формированию морально-психологической
устойчивости войск, связанно это с проблемами комплектования армии офицерскими
кадрами.
- Основными формами информационно-воспитательной
работы являются:
общественно-государственная подготовка офицеров, прапорщиков (мичманов), солдат (матросов), сержантов и
старшин, гражданского персонала
Вооружённых Сил; различные формы информирования личного состава (военно-политическое, правовое,
техническое, медицинское и другие
виды информирования).
- Наиболее распространённой формой информационно-воспитательной работы в мирное и военное время
является информирование личного состава
- Информационно-воспитательная работа располагает богатым арсеналом методов воздействия на сознание и поведение воинов в мирных условиях и в боевой
обстановке.
Вопрос 2 Практическое применение
информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической
устойчивости (на примере деятельности Сухопутных войск).
Под
повседневной деятельностью Сухопутных войск понимается целенаправленный
процесс поддержания постоянной боевой, мобилизационной и морально-психологической
готовности органов управления объединений, соединений, частей и подразделений
к решению поставленных перед ними задач в мирное время и в боевой обстановке[10].
Повседневная
деятельность Сухопутных войск в мирное время включает учебно-боевую (боевую
подготовку), служебную (службу войск) и хозяйственную деятельность. Кроме
того, по решению органов государственной власти, Сухопутные войска в мирное
время могут привлекаться к проведению специальных операций: выполнению
миротворческих задач в различных регионах земного шара, содействию внутренним
войскам в локализации социально-политических и межнациональных конфликтов на
своей территории, проведению контртеррористических операций, оказанию помощи
населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнению задач в условиях
чрезвычайного положения и др.
В военное время основу повседневной деятельности
Сухопутных войск
составляют боевые действия. Ведущая роль в общей структуре повседневной
деятельности Сухопутных
войск в мирное время принадлежит боевой подготовке - системе мероприятий по обучению и воинскому
воспитанию личного состава, слаживанию подразделений, частей и соединений для
ведения боевых действий и выполнения других задач в соответствии в их предназначением.
Морально-
психологическая устойчивость в боевой подготовке.
Основными видами боевой подготовки Сухопутных войск являются
тактическая, огневая, техническая, строевая и физическая подготовка[11]. Все они предъявляют
исключительно высокие требования к духовно-нравственным, психологическим и физическим качествам личного состава и
требуют хорошо
организованного и содержательного морально-психологического обеспечения. Вместе с тем в каждом из
основных видов боевой подготовки Сухопутных войск при условии хорошей организации заложены огромные
возможности для формирования у воинов высоких морально-политических качеств, психологической
устойчивости, способности стойко
переносить все тяготы и лишения воинской службы, смело и решительно действовать в бою.
Одновременно происходит формирование личности бойца, его морально-психологических
качеств, вырабатывается психологическая устойчивость.
В
процессе формирования морально-психологической устойчивости учитывается, что воздействие
огневой подготовки на психику воина тем сильнее, чем полнее на учебных занятиях моделируется
обстановка боя, боевых действий войск в целом. Это достигается как усложнением
условий
тренировок и занятий, так и разъяснительной работой, мобилизующей сознание
воинов на успешное выполнение огневой задачи.
Не менее важно в подготовке войск использовать анализ и разбор результатов стрельб, пусков
ракет. Эту работу нужно проводить так, чтобы у воинов, неудачно выполнивших
упражнение, не возникало чувство неуверенности в своих силах, а, наоборот, появлялось
стремление к исправлению
обнаруженных ошибок путём более глубокого изучения оружия и интенсивных тренировок.
Большими возможностями для формирования у воинов морального превосходства над противником
и высокой психологической устойчивости располагают занятия по технической
подготовке. Хорошо организованные занятия на боевой технике вызывают у солдат
обоснованную
веру в её надёжность, возможность использования в бою, формируют чувство уверенности в
победе. Техника требует грамотного Ухода и обслуживания и тем самым развивает у воинов
стремление к организованному
выполнению своих обязанностей, своевременному проведению регламентных и ремонтных работ.
Большое закаливающее воздействие на воинов оказывает работа на боевой
технике при совершении длительных и напряжённых маршей в различных условиях местности, погоды и видимости, через
естественные и искусственные препятствия,
зоны заражения, пожаров, разрушений, на плаву и под водой.
Большое воздействие на морально-психическое состояние
воина оказывают строевая и физическая подготовка. В процессе строевой подготовки у воинов вырабатывается
такое важное качество, как умение понимать и чётко выполнять команды командира,
формируются навыки согласованных
действий в составе подразделения, развиваются выносливость, координация
движений, оттачиваются и получают дальнейшее развитие дисциплинированность и
собранность, стремление в любой обстановке быть подтянутым и опрятным. В ходе физической
подготовки
военнослужащие укрепляют не только физическое здоровье, но и нервную систему, определяющую волевое поведение
человека.
Венцом боевой
подготовки является тактическая подготовка, которая сосредоточивает в себе все
остальные виды подготовки войск. В ходе тактической подготовки, на ротных,
батальонных и дивизионных учениях решаются задачи всесторонней комплексной
подготовки воинов, подразделений и частей. На учениях закрепляются и
совершенствуются качества, необходимые воину
для современного боя. Одновременно командиры, штабы, офицеры
воспитательных структур приобретают опыт организации и проведения
морально-психологического обеспечения в сложной и напряжённой обстановке
современного боя.
Морально-психологическое обеспечение специальных операций
Важное место в работе командиров, штабов, воспитательных органов Сухопутных
войск отводится информационно-воспитательной работе в специальных операциях.
Сухопутные войска по решению политического руководства страны могут привлекаться к
выполнению миротворческих задач за рубежом Российской Федерации (на территории
иностранных государств). Особенности ИВР в миротворческой деятельности обусловливаются характером стоящей
задачи (прекращение вооружённого конфликта, разведение враждующих сторон, проведение гуманитарных
операций и т.п.),
особенностями политического и военного руководства миротворческим контингентом,
военно-политической ситуацией на территории иностранного государства, отношением местного
населения к нашим
войскам и другими обстоятельствами.
Основными задачами ИВР в миротворческих операциях
являются: информирование и разъяснение личному составу государственной политики
в области обороны и безопасности Российской Федерации; достижение морально-психологического
превосходства над силами противоборствующих сторон в сложной, резко меняющейся обстановке;
обеспечение психологической устойчивости личного состава и снижение психогенных потерь;
поддержание организованности
и воинской дисциплины в подразделениях; надёжная защита личного состава от
информационно-психологического воздействия враждующих сторон.
При выполнении задач ИВР в миротворческих операций первостепенное
внимание обращается на всестороннюю духовно-нравственную, психологическую и
профессиональную подготовку
личного состава к выполнению миротворческих функций; предотвращение случаев
возможного втягивания миротворческого контингента в конфликт между враждующими
сторонами; поддержание морально-психологического состояния личного состава в
условиях нахождения
на территории иностранного государства, отрыва от Родины, привычных условий жизни; соблюдение
строгого нейтралитета,
недопущение односторонних симпатий и двойного стандарта при принятии решений на
ответные действия.
По решению высших государственных органов Сухопутные войска могут привлекаться к
содействию войскам МВД, ФСБ, ФПС, МЧС и другим в проведении операций по локализации
социально-политических
и межнациональных, в том числе вооружённых, конфликтов на своей территории.
ИВР в операциях по локализации и пресечению конфликтов
представляет собой комплекс согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам,
месту и времени одновременных или последовательных мероприятий информационно-воспитательной,
психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы и защиты личного состава от
негативного информационно-психологического воздействия, направленных на
достижение высокого морально-психологического состояния личного состава в
целях успешного выполнения
поставленных задач[12].
Основными задачами ИВР в операциях по локализации и
пресечению конфликтов являются:
- разъяснение личному составу социально-политических, экономических,
национальных и
других причин возникновения конфликта и задач контингента по его локализации и пресечению;
- поддержание высокого морально-политического и
психологического состояния личного состава;
- постоянный анализ морально-политической, социальной,
психологической и военной обстановки в районе конфликта и информирование о ней
личного состава;
установление контактов с местным населением и проведение с ним различных
информационно-воспитательных и культурно-досуговых мероприятий;
- организация тесного взаимодействия с воспитательными органами других войск,
участвующих в операции; поддержание связи и установление взаимодействия со
средствами массовой информации; решение других задач в соответствии со складывающейся обстановкой.
Имеется немало особенностей в организации и проведении ИВР в действиях Сухопутных войск
при ликвидации последствий аварий, катастроф и других стихийных бедствий. Здесь важно учитывать и
преодолевать негативное воздействие на личный состав больших разрушений и человеческих
жертв, огромное физическое,
моральное и психологическое напряжение воинов, значительное сужение возможностей использования для работы с
личным составом сил и средств информации и
воспитания из-за неожиданности события
и экстренности действий и мер[13].
В условиях чрезвычайного ИВР направляется на разъяснение
личному составу государственных законодательных актов о чрезвычайном положении,
социально-политической значимости
выполняемой задачи, социально-правового статуса военнослужащих в условиях
чрезвычайного положения, на установление тесного контакта с региональными
властными структурами и местным населением,
повышение бдительности, выдержки и дисциплины, поддержание чести и
достоинства воинов, неукоснительное соблюдение
норм и правил поведения, активизацию информационно-воспитательной и социально-правовой
работы.
Боевые
действия Сухопутных войск в современной войне будут отличаться решительным и высокоманевренным характером, мобильностью,
динамичностью и напряжённостью, быстрыми и резкими изменениями обстановки,
широким применением разнообразных средств вооружённой борьбы.
Информационно-воспитательная работа в
боевых действиях
Сухопутных войск
Характер боевых действий Сухопутных войск предъявляет исключительно
высокие требования
к психологической, духовно-нравственной, и профессиональной готовности личного состава к выполнению задач
защиты Отечества.
Особое значение в боевой обстановке имеют убеждённость воинов в праведности дела, за которое
они проливают свою кровь, их
уверенность в победе над врагом, готовность к смелым, самоотверженным и решительным
действиям, высокое воинское мастерство,
уверенность в силе своего оружия и его превосходстве над оружием противника,
полное доверие своим командирам и начальникам.
Основными ИВР в боевых
действиях Сухопутных войск являются:
- формирование у военнослужащих патриотического
сознания, преданности своему Отечеству и личной ответственности за его
защиту, убеждённости в справедливом характере войны, верности военной присяге,
Боевому знамени и боевым традициям Вооружённых Сил, уверенности в победе над
врагом;
— воспитание у личного состава психологической
устойчивости, готовности к смелым и решительным действиям в любых условиях
боевой обстановки,
способности не теряться в самой сложной и напряжённой ситуации боя, стремления
к неуклонному выполнению боевой задачи;
- укрепление сознательной воинской дисциплины,
мобилизация личного состава на
точное выполнение законов военного времени, воинских уставов, приказов командиров и начальников, обеспечение боевой сплоченности и организованности воинских
коллективов, недопущение в боевой
обстановке мародёрства и бесчинств по отношению к местному населению;
-
воспитание у военнослужащих
уверенности в силе и превосходстве своего
оружия и боевой техники над оружием и боевой техникой противника, высокой ответственности за поддержание
их в постоянной готовности к боевому применению;
- непрерывное политическое и боевое
информирование о сложившейся
военно-политической, боевой обстановке, оперативное разъяснение личному составу боевых задач частей и
подразделений, приказов командиров и
начальников, мобилизация на их выполнение;
- повышение бдительности и боевой настороженности, недопущение
разглашения военной и
государственной тайны;
-
восстановление
моральных, психологических и физических сил личного состава, создание условий для
морально-психологической реабилитации раненых и больных, организация отдыха и досуга военнослужащих;
-
забота о бесперебойном
обеспечении личного состава всем необходимым
для жизни и боя, соблюдении законов и социально-правовых гарантий военнослужащих;
- осуществление мероприятий по защите войск от
информационно-психологического
воздействия противника в целях изменения соотношения морально-психологических сил в свою пользу.
В конечном итоге, независимо от складывающейся ситуации,
выполняемой
задачи и других обстоятельств, деятельность командиров, штабов и воспитательных органов при
подготовке личного состава к бою и в ходе боевых действий должна обеспечить:
формирование у воинов
позитивных мировоззренческих установок, морально-нравственных убеждений, принципов,
норм и правил, определяющих поведение личного состава в бою; психологическую
подготовку военнослужащих
к конкретным боевым действиям, их психологическое обеспечение и сопровождение в ходе
боя; активное противодействие негативному информационно-психологическому
воздействию противника на наши войска и население, нейтрализацию этого
воздействия и защиту
личного состава от него.
При организации ИВР в боевых действиях Сухопутных войск
очень важно учитывать его особенности в различных видах боя: в обороне, в
наступлении, во встречном бою, при выходе из боя и отходе войск, в окружении и др.
Изучение исторического и современного опыта показывает, что работа
командиров, штабов, воспитательных структур по организации и проведению ИВР в различных
видах боевых действий Сухопутных войск, как правило, осуществляется в соответствии с основными
периодами подготовки и ведения боя.
В подготовительный период заместитель командира полка по воспитательной работе
уясняет боевую задачу, распоряжение старшего начальника по ИВР, оценивает
обстановку, докладывает командиру предложения по ИВР и принимает участие в подготовке
распоряжения
командира полка по ИВР.
На основе уяснения задачи, оценки обстановки и
распоряжения командира полка заместитель командира по воспитательной работе
разрабатывает конкретные мероприятия по ИВР с личным составом полка к боевым
действиям, непрерывному наращиванию и укреплению морально-психологического состояния воинов в ходе боя. Большое
внимание заместитель командира по воспитательной работе уделяет подготовке к
работе в боевых условиях командиров подразделений, их заместителей, офицеров-воспитателей полкового звена.
В ходе подготовки личного состава к бою большая часть
воспитательных мероприятий ИВР, проводится индивидуально или с небольшими группами
воинов в ротах (батареях),
расчётах и экипажах. Особо важное значение в этот период имеет работа по
подбору, подготовке и расстановке в боевых порядках боевого актива из числа наиболее
подготовленных, авторитетных и имеющих боевой опыт воинов.
В подготовительный период проводится большая работа по
организации взаимодействия в сфере ИВР между различными структурами и
должностными лицами соединений, частей и подразделений. При этом особое
внимание уделяется организации взаимодействия воспитательных органов, заместителей
командиров по
воспитательной работе со штабом, начальниками служб и родов войск, с воспитательными
органами взаимодействующих частей и соединений (соседями), местными органами власти и другими
структурами.
В ходе боевых действий ИВР направляется на наращивание и
поддержание морально-психологического превосходства над противником на всех, этапах боя.
В этот период очень
важно постоянно поддерживать у воинов наивысшую степень развития морально-психологических и
боевых качеств, позволяющую им успешно решать боевые задачи в самых сложных,
напряжённых, опасных
для жизни условиях боя.
При этом необходимо иметь в виду, что морально-психологическое
превосходство над противником, достигнутое в подготовительный период, не
остаётся неизменным. В зависимости от конкретных условий в ходе боя оно может
усиливаться, а может и ослабевать, особенно при отсутствии надлежащей работы по его
наращиванию. Росту морально-психологического превосходства способствуют боевые
успехи части, подразделения, соседей, однако не следует забывать, что боевые
успехи при определённых условиях могут приводить к появлению у отдельных воинов зазнайства,
беспечности, недооценки сил врага, создавать ложные представления о лёгкой победе над
противником, что негативно сказывается на морально-психологическом состоянии войск.
Отрицательное воздействие на осознание своего психологического
превосходства над противником может оказать моральная, психическая и физическая усталость личного
состава в ходе успешных боёв. Малейшая неудача в бою, большие потери в личном
составе, гибель боевых товарищей, плохое боевое и материально-техническое
обеспечение, отсутствие
должной заботы о людях также способны привести к утрате морально-психологического
превосходства над противником и оказать отрицательное воздействие на исход
боевых действий. Поэтому поддержание морально-психологического превосходства
над противником на
всём протяжении боя - одна из центральных задач военных кадров.
Поддержание и развитие морально-психологического превосходства над противником в ходе боя достигаются различными
методами и средствами. Большое значение имеют непрерывное информирование
личного состава о сложившейся обстановке и результатах боя, своевременное
уточнение боевых задач, проведение мероприятий по пропаганде боевого опыта,
восстановлению боеспособности подразделений, информирование военнослужащих об успешных действиях личного состава части и соседей,
о самоотверженных и героических действиях сослуживцев, о потерях, понесённых
противником.
В перерывах между боями с личным составом ведутся
индивидуальные и групповые беседы,
оказывается психологическая помощь пострадавшим, проводятся реабилитационные и
кулътурно-досуговые мероприятия, организуется работа клубной машины, полевых
радиотрансляционных установок,
осуществляется информационное, медицинское и банно-прачечное обслуживание,
доставка писем, газет, посылок и других почтовых отправлений. Особое
внимание обращается на своевременное и
качественное питание воинов. По согласованию с органами территориальной
государственной власти и управления к работе в подразделениях привлекаются местная стационарная культурно-просветительная
база, возможности медицинских учреждений, полиграфических предприятий,
радиотелевизионных средств.
Вместе с тем постоянное духовно-нравственное
превосходство войск над противником во многом зависит от активной и целеустремленной работы командиров и начальников
всех степеней, офицеров-воспитателей
среди военнослужащих, от их личного примера в выполнении поставленных задач. Они всегда должны находиться там, где
решается исход боевых действий, то есть на наиболее трудных и ответственных участках боя. Личное влияние, грамотная
оценка обстановки, чётко и ясно отданный приказ, умелое разъяснение
поставленной задачи, мужественное поведение
командиров и начальников в опасных ситуациях оказывают огромное морально-психологическое
воздействие на воинов и способствуют успешному ходу и исходу сражения.
После выполнения боевой задачи основные усилия в
морально-психологическом обеспечении
сосредоточиваются на подведении итогов
боевых действий, выявлении, обобщении и распространении передового опыта,
анализе недостатков и просчётов, допущенных при выполнении боевой задачи и
определении мер по их устранению. Большое внимание уделяется пропаганде и
популяризации героических подвигов воинов, проявленных при выполнении
боевой задачи, своевременному представлению
военнослужащих к различным видам поощрения и к правительственным
наградам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть немало и других средств информации и воспитания,
используемых в мирных условиях и в
боевой обстановке: различные формы наглядной агитации, стенная печать, боевые
листки, листовки-молнии, тематические выставки политической и художественной
литературы и т.д.
И
конечно же, в любых условиях служебной, учебной и боевой деятельности важнейшим, незаменимым средством
воздействия на воинов является живое слово командира, начальника,
офицера-воспитателя, старшего боевого товарища, разъясняющее обстановку,
полученную боевую задачу, укрепляющее
моральный дух войск и призывающее к смелым и решительным действиям, их
личный пример мужества, отваги, героизма.
Подводя итоги вышесказанному,
можно сказать что:
- Морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием
социальных, материально-технических и природных факторов и обстоятельств относительно устойчивое
состояние мобилизованности и настроенности морали и психики военнослужащих,
психологии воинских подразделений и частей на решение боевых и служебных задач.
- Морально-психологическое
состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны;
духовно-нравственной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к
победе; психологической
устойчивостью; высоким профессионализмом и физической подготовленностью;
эффективностью системы управления, верой в своих командиров (начальников); постоянной и
целенаправленной работой по выработке
и наращиванию морально-боевых качеств; своевременным и всесторонним
материально-бытовым обеспечением войск, удовлетворением нужд и запросов
военнослужащих; качественной организацией восстановления боеспособности войск,
включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил.
- При организации информирования очень
важно умело использовать разнообразные источники и способы получения сведений о
морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине личного состава
- Решение проблем с реализацией
основных видов, форм, средств, методов формирования морально-психологической
устойчивости, зависит от государственных мероприятий по повышению престижности
службы и изменения мотивационной базы офицеров, а также от качества подготовки
военных специалистов.
- Что работа командиров, штабов, воспитательных структур по организации и
проведению информационно-воспитательной работы в различных видах боевых
действий Сухопутных войск, как правило, осуществляется в соответствии с основными периодами подготовки и
ведения боя.
Роль
Информационно-воспитательной работы в формировании морально-психологической
устойчивости заключается:
1
Информационно-воспитательная работа обладает богатым арсеналом форм, средств и
методов воздействия на психику военнослужащих.
2
Информационно-воспитательная работа способна формировать
морально-психологическую устойчивость военнослужащих, как в мирное, так и в
военной время, а так же при действиях в особых условиях.
3 Вышесказанное
подтверждает приведенный практический опыт информационно-воспитательной работы
в различных условиях в Сухопутных войсках РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Арзамаскин
Ю.Н., Бублик Л.А. “Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силах
России” -М.:ВУ,2002.
2.
Данилов
В. А. “Педагогические основы совершенствования общественно-государственной
подготовки”: Автореф. Дис…канд.пед.наук.-М.:ВУ, 1995.
3.
Об
общественно-гуманитарной подготовке личного состава Вооруженных Сил СССР: Приказ
Министра обороны СССР N 586 от 23 декабря 1991г. М., 1991.
4.
Об
организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных
Сил: Приказ министра обороны РФ N 250 от 8 мая 1993 г. М., 1993.
5.
Чертополох
А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999.
6.
Рыков
С. Патриотизм, верность долгу и дисциплинированность - важнейшие условия
проведения реформы ВСРФ//Ориентир.-1997.-№12.
7.
Василевский
А.М.Вырабатывайте у себя высокие чувства любви к Родине, смелость, дерзание
//Ориентир.-1998.-№5.
8.
Сушанский
А.С. Духовные основы воинского воспитания//Ориентир.-2000.-№4.
9.
Грунтовский
И. Высокое звание - российский солдат//Ориентир.-2001.-№9.
10.
Масягин
В. Под андреевским флагом. Дух воинства российского святой воспитывается в
новых координатах ОГП//Красная звезда.-1997.-11 октября.
[1] Ю.Н.Арзамаскин,
Л.А.Бублик. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. М.
ВУ. 2002. стр. 103
[2] Ю.Н.Арзамаскин,
Л.А.Бублик. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. М.
ВУ. 2002. стр. 118
[3]
Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в
Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. стр.73.
[4] Чертополох
А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. стр.75.
[5] Рыков С. Патриотизм, верность долгу и дисциплинированность - важнейшие
условия проведения реформы ВСРФ//Ориентир.-1997.-№12.
[6] Итоговый
отчёт по комплексной научно-исследовательской работе на тему: "Концептуальные и методологические основы морально-психологического
обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации". М.:ВУ, 1996.
[7] Материалы
межведомственной военно-научной конференции "Опыт работы воспитательных
органов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований по
морально-психологическому обеспечению антитеррористической операции в
Республике Дагестан" ГУВР ВС РФ, 1999 23 сентября.
[8] Арзамаскин Ю Н.,
Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности
Вооружённых Сил Российской Федерации. Часть
П. М.; ВУ, 1997. C.29
[9] Ушинский К.Д. Педагогические
сочинения. М, 1988. T.1. С.168-169.
[10] Чертополох А.
А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. с.64
1 Чертополох А. А. “Информационное обеспечение
воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ,
1999. с.65
[12] Чертополох А.
А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. с.65
[13] Чертополох А.
А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. с.73