Эффективность оздоровления детей в условиях дневного лагеря (на примере МБОУ Сапоговская СОШ в период с 25 июня по 15 июля 2013 года)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эффективность оздоровления детей в условиях дневного лагеря (на примере МБОУ Сапоговская СОШ в период с 25 июня по 15 июля 2013 года)

Минобрнауки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Медико-психолого-социальный институт

Кафедра фундаментальной медицины и гигиены



Эффективность оздоровления детей в условиях дневного лагеря (на примере МБОУ Сапоговская СОШ в период с 25 июня по 15 июля 2013 года)

Курсовая работа

(по дисциплине «Гигиена и основы экологии человека»)



Исполнитель:

Демчук Наталья Георгиевна

студентка группы ЛД-42

Научный руководитель:

Романова И. П. к. б. н., доцент



Абакан, 2013 г

ВВЕДЕНИЕ

О санитарно-гигиеническом неблагополучии образовательных учреждений свидетельствуют следующиё факты. Около 70% образовательных учреждений страны не полностью удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим требованиям. В каждом втором учреждении повышенный уровень воздействия электромагнитных полей. В каждом третьем - низкие уровни освещения. В каждом восьмом отмечаются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима. Школьная мебель, не соответствующая ростовым показателям учащихся, приводит к развитию нарушений осанки почти у каждого второго ребенка (Зубов , 2008).

Современные условия обучения в школе характеризуются интенсивностью учебного процесса, повышением объема учебных и статических нагрузок, что усугубляет состояние здоровья детей, создавая серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, пребывании на свежем воздухе. Ухудшение здоровья школьников во многом связано, в том числе, с нерациональным использованием каникул для восстановления и укрепления здоровья ребенка (Апанасенко Г.Л., 1985).

Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что за последние десятилетия стремительно ухудшается здоровье школьников (Баранов, 2009). Состояние физического здоровья подрастающего поколения остается одной из актуальных проблем современного общества. Число здоровых детей школьного возраста не превышает 10-12%. За последние 5 лет более чем в 2,2 раза уменьшилась доля практически здоровых детей, поступивших в школу (Максимов, Амбурцова, 2008).

К наиболее распространенной и доступной форме занятости школьников и укрепления их здоровья относится организованный отдых в лагере с дневным пребыванием во время каникул, позволяющий охватить контингент детей в условиях школы. Основной задачей данного учреждения является восстановительная терапия школьников через различные педагогические и санитарно-гигиенические мероприятия. Мониторинг качества оздоровления детей является актуальной задачей в профилактике заболеваний школьников (Черная, 2011).

Целью исследования является оценка эффективности оздоровления школьников в условиях лагеря с дневным пребыванием на базе сельского МБОУ Сапоговская СОШ в период с 25 июня по 15 июля 2013 года. Для достижения цели решались следующие задачи:

. Изучить динамику показателей физического развития детей.

. Изучить эффективность оздоровления детей лагеря с дневным пребыванием.

ГЛАВА 1. Здоровье школьников и факторы его определяющие

.1 Физическое развитие детей

Под термином физического развития детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития детей и подростков (Виленская, 2006).

В целом физическое развитие показывает не моментальную характеристику состояния, а динамику процесса, при этом характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков. Наиболее часто используют такие основные соматометрические показатели как длину и массу тела, окружность грудной клетки. Форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание относятся к соматоскопическим показателям. А к физиометрическим показателям относят жизненную емкость легких (ЖЕЛ), силу сжатия кисти рук (Баранов, 2009).

Так как комплексная оценка учитывает еще и уровень биологического развития (формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков - степень их полового созревания) помимо морфофункционального состояния, в результате чего выявляется группа детей, имеющих гармоническое физическое развитие, соответствующее возрасту, и группа детей с различными отклонениями за счет избытка или дефицита массы тела (MP 2.4.4.0011-09).

Большее значение имеет сезонность проведения исследований. Самый интенсивный продольный рост ребенка происходит весной - с марта по май. За этот период скорость роста в два раза большая, чем за сентябрь - октябрь. В тоже время интенсивная прибавка в массе тела отмечается осенью. Задержка в росте и прибавке в массе тела у коллектива детей дает основание говорить о неблагоприятном физическом развитии и требует необходимого возмещения определенных гигиенических мер, прежде всего изменение режима питания, воспитания и обучения в оптимальную сторону, а также в проведении лечебно-оздоровительных мер (Хрипова, 2006).

Общепризнано, что здоровье детского населения определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Оно определяется также гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем функций. Наиболее полная характеристика понятия принадлежит С. М. Громбаху, который предложил для оценки здоровья детей и подростков использовать, как минимум, четыре критерия:

Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.

Уровень достигнутого физического и нервно-психического и степень его гармоничности.

Уровень функционирования основных систем организма.

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействием.

Эти критерии широко используются при диспансеризации детей и подростков при плановых медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых кабинетах с участием таких специалистов как окулист, отоларинголог, хирург, ортопед, невропатолог Эффективность применения скрининг-программ в «критические» периоды развития ребенка (6, 11, 15 лет), когда организм наиболее неустойчив, является важной донозологической диагностики между пограничным состоянием предболезни и патологическим отклонением (Хрипкова, 2006).

Изучение биологических изменений в организме ребенка показало, что у современных детей и подростков по сравнению с их сверстниками, жившими 10-20 лет назад, наблюдается ускорение процессов роста и созревания. Этот феномен, наблюдающийся во многих развитых странах мира, получил название «акселерация». Физическое развитие здорового ребенка является закономерным процессом и должно соответствовать определенным возрастным рамкам. Чтобы получить эти нормы, обследуют большие детские коллективы. И с результате статистической обработки определяют средние показатели (стандарты) физического развития возрастно-половой группы, характерные для каждой местности, исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий. Каждые 5-10 лет местные стандарты в связи постоянными изменениями в климатическом и культурном уровнях жизни населения должны пересматриваться (Сухарев, 1991).

Помимо биологического развития и морфофункционального состояния физическое развитие на прямую зависит и от социальных условий. Такие ученые как Ф. Ф. Эрисман (в 1879-1885) и Н. В. Зак (в 1892-1898) установили, что физическое развитие детей и подростков из элитных кругов значительно выше по сравнению с детьми из малообеспеченных семей. По-прежнему, представляет интерес изучение физического развития детей-сирот и детей из неблагополучных семей, так как именно на них оказывают влияние все современные неблагоприятные факторы (Хрипова, 2006).

Являясь главным критерием здоровья физическое развитие может существенно изменяться под влиянием различных хронических заболеваний. У детей, имеющих в анамнезе хронические заболевания в особенности такие как рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия, наблюдается задержка физического развития в виде замедления роста, снижения прибавки веса, ослабления тонуса мускулатуры, нарушения осанки, плоскостопия (Баранов, 2009).

Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно. Чем более значительны нарушения в физическом развитии ребенка, тем больше вероятность наличия заболевания. Оценка показателей физического развития детей и подростков занимает прочные позиции в системе социально-гигиенического мониторинга, как в отношении жителей различных климато-географических регионов, так и детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях различного типа. В настоящее время показатели физического развития детей и подростков анализируются для эколого-гигиенической оценки состояния территории, анализа влияния социальных факторов, условий воспитания, обучения, организации досуга и отдыха, трудовой деятельности детей и подростков. В целом, физическое развитие определяет показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Кардашенко, 1993).

.2 Возрастные особенности физического развития детей

 Младенчество (до 1 года). В 1-й год жизни отмечаются наибольшая прибавка массы тела: при рождении она составляет в среднем 3,0-3,5 кг, а к концу 1-го года жизни достигает 10 кг. В последующие годы ежегодно составляет примерно 1,5-2,0 кг и длины - 4-5 см. Череп ребенка отличается от черепа взрослого по форме: у ребенка преобладает черепная часть над лицевой. Кости черепа соединены между собой перепончатой соединительной тканью, малый родничок зарастает к 2-3 мес., а большой - к 12-15 мес. жизни. Новорожденный при слабо развитой тонической мускулатуре не может долго удерживаться голову в вертикальном положении. Только через 2-2,5 мес. после рождения ребенок начинает самостоятельно поднимать и удерживать головку. Мышечная активность представлена практически непроизвольными и хаотичными движениями. При этом тонус мышц-сгибателей намного превышает тонус мышц-разгибателей. Зубы 1-й год жизни - время появления первой смены, или так называемых «молочных» зубов. Обычно сначала (в 6-8 мес.) прорезываются первые нижние и верхние резцы, затем вторые резцы (9-12 мес.). К концу 1-го года жизни у ребенка обычно бывает 7- 8 зубов (Безруких, 2007).

Энергозатраты ребенка 1-го года жизни существенно меньше. Основной обмен в течение первых 3-5 дней жизни снижается, что связано с переходом на новый тип питания, удалением излишней воды из организма и расходованием накопленных в последние 2 мес. внутриутробной жизни запасов питательных веществ. В 3-4 мес. жизни и до 1 года младенца, основной обмен увеличивается, так как это связано с бурным ростом. Жировая ткань служит хорошим теплоизолятором, предотвращая избыточную отдачу тепла. В этом возрасте функционирует специальная бурая жировая ткань, служащая для обогрева крупных сосудов, расположенных вдоль позвоночника. Сосудодвигательные реакции в этом возрасте еще несовершенны, а комфортная температура для ребенка первого года жизни составляет около 33°. Поэтому дети практически все время должны находиться в одежде (Карташова, 2007).

Желудок характеризуется малыми размерами и низкой секреторной активностью железистого аппарата, малоподвижный. Активность желудочных желез, вырабатывающих соляную кислоту и ферменты, низкая. У новорожденных количество крови составляет 14 % всей массы, к концу 1 года - 10,9 %. Необходимость в интенсивном снабжении кислородом определяет также высокое содержание гемоглобина в крови новорожденных, которое постепенно к концу младенческого возраста снижается. Кругооборот такого большого объема крови обеспечивается высокой частотой сердечных сокращений - 140 уд/мин (у взрослых около 70). У младенцев преобладает диафрагмальный тип дыхания с незначительным участием межреберных мышц. Дыхание младенцев частое, и во время бодрствования число дыхательных движений за 1 мин достигает 50-60. Такая частота обеспечивает высокий уровень легочной вентиляции (Карташова, 2007).

Ранний возраст (с 1 до 3 года). Начиная со 2-го года жизни скорость роста снижается. Зубы прорезываются в такой последовательности: предкоренные (14-15 мес.), клыки (18-19 мес.) и коренные (20-24 мес.). К концу 2 года у ребенка должны прорезаться все 20 молочных зубов. Рост костей продолжается, но не так интенсивно. Кости черепа к 3-летнему возрасту практически полностью срастаются, размер головы относительно уменьшается пропорциям тела. Скорость роста позвоночника также снижается, однако в нем происходит формирование физиологических изгибов. Очень важно в этом возрасте обращать внимание на развитие свода стопы и профилактику плоскостопия. В то же время именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие мышц рук, особенно управляющих тонкими движениями пальцев (Безруких, 2007).

Бурая жировая ткань перестает функционировать, и химическая терморегуляция постепенно заменяется на физическую, основанной на сосудодвигательных реакциях, являющаяся более экономичной. В необходимых случаях к производству тепла могут уже подключаться мышцы: у ребенка на холоде возникает дрожь (Гончарова, 2006).

Ребенку в возрасте 1 года необходимо получать с пищей 1300 ккал, в 2 года - 1500 ккал, а в 3 года - 1800 ккал. При этом соотношение белков, жиров и углеводов в пище должно составлять 1:1:4. Трубка желудочно-кишечный тракта увеличивается в размерах, и повышается активность ферментов, для переваривания жиров и углеводов. Работа почек постепенно становится более эффективной, но система выделения еще сильно отстает по своей организации и качественным показателям от уровня, характерного для взрослого человека. Значительно возрастает ударный объем сердца. Сохраняется высокая частота сердечных сокращений, обусловленная преобладанием симпатической регуляции. В системе дыхания отмечаются существенные изменения, связанные с анатомическими преобразованиями скелета. По мере роста грудной клетки и развития межреберных мышц дыхание становится грудобрюшным. Уменьшается частота дыхания, составляющая у детей 1-2 лет во время бодрствования 35- 40 циклов в минуту (Карташова, 2007).

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище постепенно становится относительно более узким. В возрасте 4-5 лет начинают проявляться половые различия в строении тела. В период от 5 до 7 лет наблюдается увеличение скорости роста тела в длину (так называемый «полуростовой» скачок), причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Сильно начинают изменяться кости. Увеличиваются челюсти, молочные зубы перестают соответствовать по своим размерам новым пропорциям, поэтому происходит их замена на постоянные, продолжающаяся в течение 4-5 лет. В этом возрасте продолжается окостенение многих элементов скелета, что может служить для оценки так называемого «костного возраста» (на основании рентгенографического исследования). Изменяется форма грудной клетки: увеличиваются продольные размеры грудной клетки. Реберные дуги нижних ребер в этих случаях сходятся в грудине под более острым эпигастральным углом. У других детей формируется широкая грудная клетка с более тупым эпигастральным углом. Дыхание становится грудобрюшным (Безруких, 2007).

Организм пока неустойчив для разного вида деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках. Сравнительно высокий уровень энергозатрат обеспечивается у детей более интенсивной работой сердца и дыхания. Так, в этом возрасте частота дыхания составляет 24-27 дыхательных циклов в минуту, частота сокращений сердца 94-98 ударов в минуту. Кровяное давление у детей намного ниже, чем у взрослых: систолическое давление у 6-летнего ребенка в норме не превышает 95-105 мм рт. ст. С 6-летнего возраста начинается быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических, в том числе кожных сосудов. В период от 3 до 6-7 лет совершенствуется и становится более устойчивой структура локомоций и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях (Карташова, 2007).

Младший школьный возраст (С 7 до 10 лет). Отчетливо начинают проявляться индивидуально-типологические конституциональные особенности телосложения. Продолжается смена молочных зубов на постоянные. В 6-7 лет - резцы, прорезывается 1-й большой моляр, затем клыки (9-11 лет), малые коренные (10-11 лет), и к началу полового созревания не прорезавшимися обычно остаются только 2-й малый коренной и 2-й большой моляр. Абсолютные размеры черепа практически уже не отличаются от размеров черепа взрослых. Скелетные мышцы ребенка вновь существенно меняются, обеспечивая очень высокую подвижность (Безруких, 2007).

На возраст 8-9 лет приходятся важные преобразования функций пищеварительной системы, в первую очередь механизмов регуляции желудка и печени. Высокая потребность в кислороде характерна и для тканей внутренних органов и мозга. Так, мозг ребенка примерно в 2 раза интенсивнее потребляет кислород. Это обусловливает своеобразную организацию функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем (Карташова, 2007).

Дети в возрасте 7-10 лет уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность. На этом этапе существенно быстро осваиваются и совершенствуются сложные произвольные движения. Показатели структуры шага и ходьбы близки к показателям взрослых. Темп ходьбы равномерный, длина шага стабильна, ускорение темпа связано с удлинением шага (Безруких, 2007).

Средний школьный и подростковый возраст (С 10 до 18 лет). В этот период происходит увеличение темпов роста продольных размеров тела обусловлено тем, что главная железа внутренней секреции - гипофиз наряду с гонадотропинами начинает в большом количестве секретировать гормон роста - соматотропин. Под его действием увеличивается использование жировых депо для энергетических нужд: подросток худеет, толщина подкожного жирового слоя у мальчиков заметно уменьшается, при этом преобладает и рост костей над мышечной массой. В первую очередь увеличивается длина рук, затем ног. Отставание в темпах роста туловища, наблюдающееся в начале подросткового периода, имеет глубокие физиологические последствия и сказывается на динамике развития всех внутренних органов. Так, в этот период замедляется рост сердца и тормозится прирост легочных объемов. В первую очередь это сказывается на кислородном снабжении работающих мышц. Скелетные мышцы конечностей интенсивно растут, однако больших изменений в строении мышечных волокон не происходит (Безруких, 2007).

К началу подросткового периода рост конечностей и туловища несколько замедляется. У мальчиков преимущественно нарастают размеры плечевого пояса, у девочек - тазового. На этом этапе формируются характерные признаки типа телосложения. В дальнейшем размеры сердца увеличиваются пропорционально массе тела, однако сосудодвигательные реакции мало изменяются и поэтому часто в этом возрасте встречаются вегето-сосудистая дистония и подростковая гипертония. Продолжается развитие легких, их жизненная емкость приближается к уровню таковой у взрослых. Увеличивается диаметр и длина трахеи и бронхов. У мальчиков изменяется строение гортани: развивается система гортанных хрящей и голосовых связок, что существенно сказывается на изменении голоса (Гончарова, 2007).

Тем не менее физические возможности подростка на этой стадии повышаются. Повышается надежность работы скелетных мышц, а вместе с ней значительно, во много раз, увеличивается работоспособность. Значительным потребителем продуктов липолиза являются скелетные мышцы. Поэтому полезны игры на свежем воздухе, плавание, пеший и водный туризм (Карташова, 2007).

.3 Состояние здоровья детей в Российской Федерации

За последние 5 лет российский показатель общей смертности значительно увеличился в динамике численности детского населения: число детей до 17 лет включительно уменьшилось с 34,9 млн. человек (1999 год) до 30,1 млн. человек (2004 год). При такой динамики демографических показателей важной государственной задачей государства является сохранение и укрепление здоровья детей всех возрастов (Баранов, 2009).

По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Серьезным показателем ухудшения состояния здоровья детей является уровень детской инвалидности. В настоящее время инвалидами являются почти 584 тыс. детей. Причем за последние 5 лет с 2003 года по 208 года число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 150 тыс. человек (Баранов, 2009).

Детская популяция страны с учетом распределения по группам здоровья характеризуется следующим образом:

I группа (практически здоровые дети) - 33,9% (в том числе в городах - 36,9%, в сельской местности - 29%);

II группа (с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями) - 52,1%;

III группа (с хроническими заболеваниями) - 16,1% (в том числе в городах - 14,3%, в сельской местности - 17,1%) (Онищенко, 2005).

В то же время следует отметить, что за последние годы в стране сохраняются негативные тенденции динамики основных показателей, характеризующих состояние здоровья детского населения. По данным официальной статистической отчетности, за последние 5 лет заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 19,2%, 15-17 лет - на 20,2%. Согласно данным научных исследований, полученным в НЦЗД РАМН, не более 3-10% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми. Среди детей всех возрастных групп отмечается преимущественный рост хронической патологии, частота которой за последнее десятилетие увеличилась на 22% (Малютина, 2010).

Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Установлено, что за последние 10 лет среди функциональных нарушений преобладают отклонения со стороны костно-мышечной (23,3%), нервной системы и психической сферы (15,8%), эндокринной системы (13,6%). В структуре хронических болезней ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (24%), органов пищеварения (22,7%), нервной системы и психической сферы (20%) (Баранов, 2009).

Так был проведен анализ уровня заболеваемости в Ярославской области с 2008 года по 2010. Показатель общей заболеваемости детского населения в возрасте от 0 до 14 лет в 2010г. составил 2750,4 случаев на 1000 детей (2008г. - 3028,8 и 2009г. -3201,6), а первичной заболеваемости - 2378,3 на 1000 детей (2008г. - 2590,4 и 2009г. - 2756,0), то есть в 2010 году. Наибольший удельный вес в структуре первичной заболеваемости детского населения по области в течение трех последних лет имеют: болезни органов дыхания - 69,5%, травмы и отравления - 5,5%, инфекционные и паразитарные заболевания - 4,2%, болезни кожи и подкожной клетчатки -4,1%, болезни глаза и его придаточного аппарата - 2,99% и болезни уха и сосцевидного отростка - 2,9%. В структуре общей заболеваемости детей имеются некоторые отличия от первичной: болезни органов дыхания составляют 62,6%, болезни глаза и его придаточного аппарата - 4,8%, травмы и отравления - 4,8%, болезни кожи и подкожной клетчатки - 4,1%, болезни органов пищеварения - 3,97%, инфекционные и паразитарные заболевания - 3,7%, болезни уха и костно-мышечной системы по 2,6% (Черная, 2011).

Результаты научных исследований свидетельствуют об ухудшении физического развития детей. За последние 10 лет число детей по России, имеющих нормальный вес, снизилось среди мальчиков на 16,9%, среди девочек - на 13,9%. Среди детей с отклонениями массы тела преобладают лица с ее дефицитом (80%). Отмечено увеличение числа низкорослых детей (1,5% среди мальчиков и 1,0% среди девочек). Снизились функциональные возможности - на 18-20% мышечная сила, на 15% жизненная емкость легких. (Кучма, 2007).

Так московские гигиенисты 4 года назад проводили исследования физического развития 428 московских школьников (208 мальчиков и 220 девочек) и сравнили имеющиеся показания с данными 1994 г. 499 детей (235 мальчиков и 264 девочек) в возрасте 10-14 лет. При анализе у детей с макросоматическим типом телосложения установили, что в 2009 году по сравнению с 19994 годом отмечается повышение повышение физического развития на 1,8%, что при таком телосложении в свою очередь ведет к возрастанию хронической патологии. При анализе физического развития детей с микросоматическим типом телосложения и пониженным уровнем физического развития выявили, что дисгармоническое развитие увеличилось за 10 лет с 24,7% случаев, до 41,8%. В целом мышечная сила по показателям динамометрии оказалась во все возрастные периоды как у мальчиков, так и у девочек в 1994 г. больше, чем в 2009 г. (в среднем на 1,3 кг у мальчиков и у девочек). Следует отметить, что во все возрастные периоды как у мальчиков, так и у девочек показатели ЖЕЛ в 2009 г. были выше, чем в 1994 г. (в среднем на 0,05 л у мальчиков и на 0,09 л у девочек). Повышение ЖЕЛ можно расценить как компенсаторно-адаптационный ответ на хроническую гипоксию школьников - жителей промышленных городов. Но в целом, физическое развитие во всех возрастных периодах как у мальчиков, так и у девочек оказалась в 1994 г. больше, чем в 2009 г (в среднем на 3,1 Вт у мальчиков и на 4,1 Вт у девочек) (Максимов, 2008).

Наряду с соматическим ухудшается репродуктивное здоровье детей. По данным исследований, в настоящее время 63% мальчиков и 46% девочек начинают половую жизнь ранее 16-летнего возраста, что следует рассматривать как фактор риска формирования нарушений репродуктивного здоровья. Более чем у 30% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания (Баранов, 2009).

Среди девочек возрастает частота нарушений менструальной функции и распространенность гинекологических болезней. За последние 5 лет частота расстройств менструальной функции у девочек до 14 лет увеличилась на 75,5%, у 15-17-летних - на 45,8%, распространенность воспалительных заболеваний среди 15-17-летних - на 10,4%. Более 40% мальчиков страдают заболеваниями, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции (Баранов, 2009).

Доказано, что состояние здоровья во многом зависит от образа жизни семьи и ребенка. Следует отметить продолжающийся рост частоты отдельных социально значимых болезней. Только за последний год частота наркозависимых детей до 14 лет увеличилась более чем на 30%, среди 15-17-летних - на 26%, курят 19,2% детей в возрасте 10-11 лет, 46,7% 13-14 лет, 63,6% 16-17-летних. Употребляют различные алкогольные напитки 50,5% 10-летних детей, 81,9% детей в возрасте 13-14 лет и 92,3% 16-17-летних (Баранов, 2009).

.4 Факторы внутришкольной среды влияющие на здоровье школьников

В век глобальной интернетизации объем новой информации превышает человеческие возможности ее усвоения. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровье детей. По информации начальника управления Министерства образования Российской Федерации Д. Шилова, заболеваемость в гимназиях в 2 раза выше, чем в обычных школах, 40% инновационных программ приходится на 6% одаренных детей и на 10-15% детей, имеющих высокие учебные достижения. Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ, ведет к учебным перегрузкам, стрессам, что негативно сказывается на здоровье учащихся (Кумча, 2007).

Длительный 10-11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи на причину ухудшения здоровья указывали организацию учебного процесса: недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями, то сейчас к недостаткам добавились такие факторы риска, как компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности (Гурьева, 2008).

Также следует отнести такой фактор как чрезмерная перегрузка информации учащихся, связанная с выполнением умственной работы на занятиях в школе и домашних заданий, достигающая уже для учеников первого класса 28 часов в неделю (т.е. почти 5 часов в рабочий день), 39 часов в третьем классе (6,5 часов), 48 часов в шестом классе (8 часов) и 56 часов в десятом - одиннадцатом классах (10,5 часов) Другой вариант интенсификации учебного процесса -уменьшение количества часов при увеличении объема материала, что неизбежно ведет к увеличению домашних. Отсутствие в образовательном процессе учета индивидуально-типологических особенностей учащихся является грубой ошибкой, так как не учитываются домашние задания в зависимости от возможностей, интересов и мотивации ребенка (Гурьева, Проблемы сохранения здоровья в школе, 2008).

Углубленное изучение предметов вызывает у школьников значительное психо-эмоциональное напряжение, в то время как сон, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются. Гиподинамия усугубляет положение и низкую культуру отдыха учащихся, в результате чего ребенок проводит не в движении, а за просмотром телевизора или перед компьютером. Все это в комплексе снижает общую резистентность растущего организма, приводит к формированию различных функциональных расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания (Гурьева, 2008).

Двигательная активность детей необходима для сохранения достаточного уровня работоспособности детей в образовательном учреждении: около 7-8 тысяч локомоций (шагов). Три-пять уроков физкультуры в неделю снижают острую заболеваемость в 3-4 раза, увеличивают уровень физической подготовленности (Зубов, 2008).

Низкий уровень культуры здоровья учащихся, имеющиеся у школьников говорит о том, что состояние здоровья детей во многом обусловлено их собственным отношением к нему. В результате школьник не умеет оценить уровень своего здоровья. У американских старшеклассников при распределении жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а российских - десятое (Холодов, <#"880399.files/image001.gif">, где т - ошибка показателя; р - шансы за (показатель); q - шансы против (q=100 - р); п = число наблюдений.

Затем, рассчитывался доверительный коэффициент достоверности (критерии) Стьюдента (t)=, где р- относительный показатель; т - ошибка показателя.

Следующий этап - определение различия показателей по формуле разности средних величин или относительных показателей, деленной на извлеченную из квадратного корня сумму квадратов ошибок средних арифметических или относительных показателей:

t = t =

Оценка достоверности критерия Стьюдента проводится по табличному значению (приложение). Значение показателя должно находиться в пределах 1,96 (95%), 2,58 (99%), 3,29 (99,9%).

Достоверность различий и взаимосвязь эффективности оздоровления и возраста обследуемых детей определялся путем расчета критерия соответствия χ2 (Захарова, 2010). Критерий соответствия χ2 был применен для статистической оценки закона распределения эмпирических вариационных рядов и для доказательства достоверности различий между двумя или несколькими выборочными совокупностями. Критерий основан на предположении (нулевой гипотезе) об отсутствии разницы между величинами, полученными в результате выборочного наблюдения и теоретически вычисленными. Чем больше фактические величины отличаются от ожидаемых, тем больше уверенность, что изучаемый фактор оказывает существенное влияние.

Критерий соответствия вычислялся по формуле:


Первым этапом в вычислении критерия соответствия являлась формулировка нулевой гипотезы и исчисление ожидаемых величин. На следующем этапе определяли разность между фактическими и ожидаемыми числами по всем группам

Затем определялся квадрат разностей , а затем был разделен на ожидаемое число в каждой группе . Критерий соответствия вычислялся путем суммирования всех предыдущих результатов по всем группам. Полученная величина χ2 была оценена по таблице критических значений, для чего определяли число степеней свободы n = (S - 1)(R - 1), где S - число строк, R - число рядов. Нулевая гипотеза подтверждается, если χ2 меньше критического (табличного значения) и опровергается, если полученная величинаχ2 равна или больше табличного значения (Захарова, 2010).

Для определения уровня и гармоничности физического развития детей был использован региональный стандарт (Грицинская, 2009) и центильный метод оценки (Пивоваров, 2006; Грицинская, 2009).

В работе были пользованы следующие центильные вероятности, образующие восемь промежутков (интервалов):

центильная вероятность, %......... 3 10 25 75 90 97

центильный интервал… 1 2 3 4 5 6 7 8

Принадлежность изучаемого признака к тому или иному центильному интервалу оценивалась по следующей схеме (Пивоваров, 2006; Грицинская, 2009):

очень низкая оценка………………………………….………………...1

низкая оценка…………………………………………………………...2

пониженная оценка…………………………………………………….3

нормальная оценка………………………………………………… 4- 5

повышенная оценка……………………………………………………6

высокая оценка………………………………………………………....7

очень высокая оценка………………………………………………….8

Наблюдаемый признак считался нормальным, если он находился в пределах 25 - 75-го (4-й - 5-й центильный интервал) центилей (рис. 1). Первый-третий (3% - 10%) интервалы характеризовали снижение изучаемого показателя, 6-8-й (90% - 97%) интервалы свидетельствовали об увеличении изучаемого показателя по сравнению с его средним значением (Грицинская, 2009)

Длинна тела, центильные интервалы

1










2










3










4










5










6










7










8











1

2

3

4

5

6

7

8


 Масса тела, центильные интервалы



- нормальное физическое развитие


- группа риска


- отклонение в физическом развитии





Рис 1. Оценка физического развития по скрининг-тесту

Для оценки гармоничности развития школьников применялся Индекс Кетле (ИК), представляющий собой отношение массы тела в кг на длину тела в м2.

Гармоничное развитие было характерно для детей в интервале от 25 до 75 центиля. Если значения индекс меньше 25 центиля, физическое развитие считалось дисгармоничным: за счет дефицита массы тела. Если значения индекса попадали в интервал большего 75 центиля - физическое развитие ребенка оценивала как дисгармоничное за счет избыточной массы тела. Индивидуальные данные сравнивались с региональными данными по Красноярскому краю В.Л. Грицинская (2009).

Для уточнения оценки был применен центильный метод, который так же позволяет оценить гармоничность развития по соотношению массы тела к его длине. Если значения рассматриваемых показателей оказывались в одном или соседних центильных интервалах, то физическое развитие оценивалось как гармоничное. Если значения изучаемых показателей выходили за границы соседнего интервала, то физическое развитие ребенка считалось дисгармоничным. Если разница в оценке составляла более двух интервалов, то физическое развитие отмечалось как резко дисгармоничное (Пивоваров, 2006).

В исследовании был использован скрининг-тест (Пивоваров, 2006), который позволил выделить три группы детей:

а) дети с нормальным физическим развитием (длина тела в пределах 3-6-го центрального интервала, масса тела в пределах 4 -5-го центиля;

б) дети, относящиеся к группе риска и имеющие дисгармоничное физическое развитие (массу тела, несоответствующую длине, дефицит или избыток массы тела), а также дети, имеющие низкие или высокие значения длины тела;

в) дети, имеющие отклонения в физическом развитии. Их разделила на несколько групп: очень низкая масса тела при любом росте; очень высокая масса тела при любом росте; очень низкий рост независимо от массы тела; очень высокий рост в сочетании с дефицитом или избытком массы тела.

ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

.1 Динамика показателей физического развития и физической подготовленности

Прирост показателей физического развития и физической подготовленности у детей является одним из главных показателей при оценке эффективности оздоровления.

В возрастной группе школьников от 7 до 8 лет к концу сезона отмечается повышение всех показателей физического развития у 100% мальчиков. В данной возрастной группе только половина девочек дало прибавку массы тела более на 1 кг. Показатели физической подготовленности у половины девочек и мальчиков имели хорошую динамику, показатель мышечной силы возрос более чем на 5% (табл.2).

В возрастной группе школьников от 9 до 11 лет почти 86% девочек имели положительную динамику в прибавке массы тела. При этом прибавка менее 1 см в росте составила у 78,6%, более 1 см у 21,4%. Среди мальчиков прирост массы тела более 1 кг у 35,7%, менее 1 кг у 35,7%. В отличии от девочек у 28% мальчиков не отмечена прибавка в весе. Однако у всех мальчиков наблюдалось положительная динамика роста - почти 50% мальчиков подросли более чем на 1см. Показатели физической подготовленности как у 85,7 % мальчиков так и 92,8 % девочку имели положительную динамику.

В возрастной группе школьников от 12 до 14 лет масса положительная динамика положительная динамика прибавки массы тела у 70% мальчиков и 75% девочек. Более 1 кг прибавили 50% мальчиков и девочек. Мальчики и девочки в данной возрастной категории в период пребывания в лагере все имели прибавку в росте. Более 1 см отмечается у 60% мальчиков и 85,7% у девочек. Улучшение показателей физической подготовленности отмечалось у 80% мальчиков и 100% девочек.

Таблица 2

Динамика показателей физического развития и физической подготовленности (%)

Поло-возрастные группы

Показатели


физическое развитие

физическая подготовленность


масса тела (баллы)

длина тела(баллы)

мышечная сила (баллы)


2

1

0

2

1

0

2

1

0

от 7 до 8 лет

М  Ʃ 2

100

-

-

100

-

-

50

50

-


Д  Ʃ 2

50

50

-

100

-

-

50

50

-

от 9 до 11 лет

М  Ʃ 14

35,7

35,7

28,6

50

50

-

50

35,7

14,3


Д  Ʃ 14

85,8

7,1

7,1

21,4

78,6

-

35,7

57,1

7,2

от 12 до 14 лет

М  Ʃ10

50

20

30

60

40

-

60

20

20


Д  Ʃ 8

50

25

25

85,7

12,5

-

62,5

37,5

-

Примечание: М - мальчики, Д - девочки.

Итак, можно отметить, что максимальная динамика всех показателей по приросту массы и длины тела и физической подготовленности отмечается в возрастной категории от 7 до 8 лет как у мальчиков так и у девочек. Для девочек в возрастной группе от 9 до 11 лет отмечается максимальная прибавка в весе (85,8%) и прирост длины тела до 1 см (78,6%). Для мальчиков в данной категории отмечается наличие школьников не имеющих положительную динамику в прибавке массы тела (28,6%) и физической подготовленности (14,3%). В возрастной группе от 12 до 14 лет отмечается максимальная положительная динамика у 50% мальчиков. Для девочек прирост длины тела менее 1 см составляет 85,7 %. Таким образом, в условиях пришкольного лагеря оздоровительный эффект наблюдается у 96% школьников. Наибольший эффект был установлен для группы детей от 7 до 8 лет и от 12 до 14 лет. В возрастной категории от 9 до 11 лет 4 школьников эффект отсутствовал.

Оценка эффективности оздоровления детей

В возрастной группе школьников от 7 до 8 лет в 50% высокий и слабый оздоровительный эффект отмечается у всех школьников (табл.3). В возрастной группе школьников от 9 до 11 лет высокий оздоровительный эффект наблюдался у 8 мальчиков (53,5 %) и 7 девочек (50%). Слабый оздоровительный эффект у 5 мальчиков (35,7%) и у 6 девочек (42,8%). Отсутствие оздоровительного эффекта для детей данной возрастной группы составляет поровну 7,2% для мальчиков и девочек.

В возрастной группе школьников от 12 до 14 лет высокий оздоровительный эффект наблюдался у 4 мальчиков (40%) и 6 девочек (75%). Слабый оздоровительный эффект у 6 мальчиков (60%) и 2 девочек (25%). Отсутствие оздоровительного эффекта для детей данной возрастной группы не наблюдалось.

Таким образом, можно отметить, что максимальный показатель высокого оздоровительного эффекта отмечается у детей в возрастной группе от 7 до 8 лет, у всех мальчиков и у 50% девочек, а в возрастной категории от 12 до 14 лет составляет 57,1% для мальчиков и 50% для девочек. Максимальный показатель отсутствия эффекта характерен для возрастной группы от 9 до 11 лет, что для девочек и мальчиков составило поровну 7,2%.

Таблица 3

Комплексная оценка эффективности оздоровления школьников

Поло-возрастные группы

Оздоровительный эффект


Высокий

Слабый

отсутствие


Коли-чество

удельный вес (%)

Коли-чество

удельный вес (%)

Коли-чество

удельный вес (%)

от 7 до 8 лет

М Ʃ2

2

100

-

-

-

-


Д Ʃ2

1

50

1

50

-

-

Всего

4

3

75

1

25

-

-

от 9 до 11 лет

М Ʃ12

8

57,1

5

35,7

1

7,2


Д Ʃ7

7

50

6

42,8

1

7,2

всего

28

15

53,5

11

39,3

2

7,2

от 12 до 14 лет

М Ʃ10

4

40

6

60

-

-


Д Ʃ8

6

75

2

25

-

-

Всего

18

10

55,6

8

44,4

-

-

Итого

50

28

56

20

40

2

4


.3 Сравнительная оценка эффективности оздоровления детей в разных условиях пребывания

Для сравнительной оценки эффективности оздоровления детей в разных условиях пребывания (в загородном лагере Чайка, (Романихин, 2011), пришкольном лагере в селе Очуры и аал Сапогов) мной был оценен высокий и слабый оздоровительный эффект в 2 возрастных группах: от 9 до 11 дет и от 12 до 14 лет (табл.4). Установлено, что максимальный показатель высокого оздоровительного эффекта в лагере «Чайка» отмечался у детей в возрастной группе от 9 до 11 лет - 46,9%. Слабый оздоровительный эффект составил около 28,1%. В возрастной группе от 12 до 14 лет отмечается минимальный высокий оздоровительный эффект - 23,1%. Показатель слабого оздоровительного эффекта чуть выше - 30,4%. В селе Очуры максимальные показатели отмечены в возрастной группе от 9 до 11 лет, где на высокий оздоровительный эффект приходится 56,5%, на слабый - 40,3%. В возрастной группе от 12 до 14 лет соотношение высокого и слабого оздоровительного эффект почти одинаково. В аал Сапогов высокий оздоровительный эффект преобладает более 50% как в возрастной категории от 9 до 11 лет, так и в группе от 12 до 14 лет. Минимальный оздоровительный показатель отмечен в группе от 9 до 11 лет 39,2% и в возрастной категории от 12 до 14 лет.

Таблица 4

Сравнение оздоровительного эффекта школьников

Место отдыха

9-11 лет

12-14 лет


Высокий

Слабый

Высокий

Слабый


р %

t

m

р %

t

m

р %

t

m

р %

t

m

Оздоровительный лагерь «Чайка»

46,9

9,38

5

28,1

6,2

4,5

23,1

5

4,6

30,4

5,9

5

Пришкольный лагерь с. «Очуры»

56,5

9,11

6,2

6,5

6,2

36,6

4,8

7,5

34,1

4,6

7,3

Пришкольный лагерь а.«Сапогов»

53,6

5,7

9,3

39,2

4,3

9,2

55

4,7

11,7

44,4

3,8

11,7

Примечание:

р - показатель (%), t - доверительный коэффициент, m - ошибка показателя.

При сравнении показателей эффективности оздоровления детей в трех возрастных группах от 9 до 11 лет и от 12 до 14 лет в условиях двух пришкольных площадок (с. Очуры и аал. Сапогов) и загородного лагеря «Чайка» установлено, что показатели оздоровительного эффекта, как высокого, так и слабого, полученные в разных условиях отдыха детей достоверно не отличаются (табл. 5). Коэффициент tst не превышает стандартные значения 1,96 - 2,58 - 3,29 (Приложение В). так как коэффициент различия в эффективности оздоровления в разных условиях пребывания статистически менее чем в 95 %, следовательно эффект оздоровления в разных условиях пребывания одинаков.

Таблица 5

Оценка достоверности результатов оздоровления детей в различных условиях

Показа-тель

Условия оздоровления детей


Оздоровительный лагерь «Чайка»* и  Пришкольный лагерь «Сапогов»

Пришкольный лагерь с. «Очуры»** и Пришкольный лагерь «Сапогов»


Возрастная группа детей

Возрастная группа детей


9-11 лет

12-14 лет

9-11 лет

12-14 лет


Высокий

слабый

Высокий

слабый

Высокий

слабый

высокий

слабый

tst

0,06

1,1

1,5

1,08

0,26

0,75

1,3

0,1

Примечание:- критерий Стьюдента

Оценка достоверности полученных результатов

Для достоверности, различий и взаимосвязи эффективности оздоровления и возраста обследуемых детей использовался критерия соответствия  (Приложение Г).

За нулевую гипотезу было взято утверждение о том, что эффективность оздоровления не зависит от пола и возраста. В ходе расчетов было выявлено, что критерий соответствия в половом различии в для мальчиков равен 4,988, для девочек 1,511, что меньше табличного значения 9,49 (р=0,05) при числе степеней свободы 4 (Приложение Е). При возрастном различии критерий соответствия равен 6,5, что меньше табличного значения 18,31 при степени свободы 10. Следовательно, нулевая гипотеза в обоих случаях подтверждается, так как значение меньше табличного. Таким образом, оздоровительный эффект детей не зависит от пола и возраста.

.5      Оценка уровня и гармоничности развития школьников центильным и скрининг методами

школьник оздоровление лагерь

На начало оздоровительного сезона в результате оценки данных гармоничного развития школьников по скрининг тесту установлено, что из 50 детей на начало оздоровительного сезона, нормальное физическое развития имеют 26 школьников (52%) (табл. 6). В данную группу отнесены дети, у которых показатели роста и массы тела соответствовали 4-му и 5-му центильному интервалу регионального стандарта.

Таблица 6

Количественное распределение детей по группам здоровья на начало и конец оздоровительной смены

Возрастные группы

Группы детей


нормальное физическое развитие

группа риска

отклонение в физическом развитии


начало

конец

начало

конец

начало

конец

от 7 до 8 лет

1

3

3

1

-

-

от 9 до 11 лет

13

17

12

9

3

2

от 12 до 14 лет

10

11

5

4

3

3

Всего

24

31

20

14

6

5


Около 36% или 18 школьников были отнесены в группу риска. Физическое развитие этих детей характеризуется как дисгармоничное - определяется дефицит или избыток массы тела, а также низкие (3-2 центильный интервал)или высокие значения (6-7 центильный интервал), длины тела.

В группу с отклонением физического развития были отнесены 6 школьников (12%),физическое развитие которых характеризуется как резко дисгармоничное. Показатель физического развития (индекс Кетле) относится к 1 и (или) 8 центильному интервалу.

Итак, за оздоровительный сезон в группу с нормальным физическим развитием из группы риска перешли 2 школьника из возрастной группы от 7 до 8 лет, 4 школьника от 9 до 11 лет, и 1 школьник в возрасте от 12 до 14 лет (рис 1). Из группы с отклонением в физическом развитии и группу риска в возрастной категории от 9 до 11 лет перешел 1 школьник.




Рис. 1. Группы здоровья детей на начало и конец смены

Наибольший оздоровительный эффект наблюдается в группе риска детей, где дети характеризуются дисгармоничным физическим развитием. При правильной организации пришкольных площадок, дети из группы риска переходят в группу с нормальным физическим развитием.

Таким образом, в ходе исследования можно отметить, что пребывание детей школьного возраста в дневном оздоровительном лагере благоприятно влияет на показатели физического развития и физической подготовленности. Оздоровительный эффект наиболее прослеживается в возрастной группе от 7 до 8 лет и от 9 до 11.

Проводимая оценка, физического развития, в соответствии с МР № 2.4.4.01-09 давала результаты, что все дети получили эффективный результат оздоровления. Эта методика не учитывает, какую группу здоровья имели школьники на момент начала оздоровительного сезона. Выбранная нами методика оценки эффективности оздоровления школьников методом скрининг-теста, дает более достоверную информацию в отношении состояния здоровья детей на начало и конец оздоровительной смены. Оценочный лист отражен в приложении Д.

ВЫВОДЫ

В условиях пришкольного лагеря оздоровительный эффект наблюдается у 96% школьников. Наибольший эффект был установлен для группы детей от 7 до 8 лет и от 12 до 14 лет.

Максимальный показатель высокого оздоровительного эффекта отмечается у детей в возрастной группе от 7 до 8 лет, у всех мальчиков и у 50% девочек, а в возрастной категории от 12 до 14 лет составляет 57,1% для мальчиков и 50% для девочек. Максимальный показатель отсутствия эффекта характерен для возрастной группы от 9 до 11 лет, что для девочек и мальчиков составило поровну 7,2%.

Коэффициент tst не превышает стандартные значения 1,96 - 2,58 - 3,29 (Приложение Г). так как коэффициент различия в эффективности оздоровления в разных условиях пребывания статистически менее чем в 95 %, следовательно эффект оздоровления в разных условиях пребывания одинаков.

За нулевую гипотезу было взято утверждение о том, что эффективность оздоровления не зависит от пола и возраста. Следовательно, нулевая гипотеза в обоих случаях подтверждается, так как значение меньше табличного. Таким образом, оздоровительный эффект детей не зависит от пола и возраста.

Наибольший оздоровительный эффект прослеживается в возрастной группе от 7 до 8 лет и от 9 до 11. За оздоровительный сезон в группу с нормальным физическим развитием из группы риска перешли 2 школьника из возрастной группы от 7 до 8 лет, 4 школьника от 9 до 11 лет, и 1 школьник в возрасте от 12 до 14 лет. Из группы с отклонением в физическом развитии и группу риска в возрастной категории от 9 до 11 лет перешел 1 школьник.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1985. - 188 с.

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб: пособие для студ. высш. учеб.заведений: / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 416с.

Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие для студентов/ Виленская Т.Е. - М.: Академия, 2006. - 256 с.

Гигиена и основы экологии человека: учеб.пособие/ Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. - М.: Академия, 2006. - 352 с.

Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. - 369 с.

Грицинская В. Л. Методики оценки и нормативы роста и развития детей и подростков г. Красноярска (в возрасте от 0 до 18 лет): методическое пособие/ В.Л. Грицинская. - Красноярск, 2009. 32с.

Громбах, С.М. К дискуссии об оценке физического развития детей и подростков. - Гигиена и санитария. 1967. - № 4. - С. 87-90.

Ежемесячный научно-практический журнал «Санитарный врач». Издательство «Медиздат» №12 2008 год. Статья А. В. Гурьева «Проблемы сохранения здоровья в школе». Стр. 23-25

Ежемесячный научно-практический журнал «Санитарный врач». Издательство «Медиздат» №6 2010 год. Статья М. А. Малютина, А. Н. Корденко. УДК 613.956. «Сравнительная характеристика физического развития подростков малого города и села» Стр. 19-20.

Захарова Е.В. УМКД Общественное здоровье и здравоохранение: Практикум [Текст] / Е.В. Захарова, И.Л. Сизикова - Абакан, ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010 (электронная версия).

Кардашенко В.Н. Физическое развитие детей и подростков. - М.: Медицина, 1993. - 286 с.

(Карташова Н.М. Возрастная анатомия, физиология, гигиена. - М.: Медицина, 2007. - 375

Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков. - М. : Медицина, 2007. - 376 с.

Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей: МР 2.4.4.0011 -09: ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Г.Г. Онищенко. - М.,2009. - 8с.

МР 2.4.4.01-09. Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях(электронная версия).

Мыздрик Возрастные особенности детей школьного возраста. - М: Медицина, 2007. - 452 с.

Научно-практический журнал «Гигиена и санитария». Издательство «Медицина» 2008 год №4. Коллектив авторов С. А. Максимов, Н. С. Амбурцева, С. Ф. Зинчук, М. С, Куракин. УДК 613. 955:371(571.17) «Возрастно-половые особенности состояния здоровья школьников в Кемерово». Стр. 66-69

Научно-практический журнал «Гигиена и санитария». Издательство «Медицина» 2008 год №9. Статья Зубова Л.А. «Образование и Зоровье: проблемы их пути решения». стр. 47-50

Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.

Черная А.Л. Здоровье детей - здоровье страны. - Ярославль: Издательство «Аверс Плюс», 2011. 130 с.

Хрипова Г.М. Возрастная физиология и шклльная гигиена. - М. : Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2006. - 341 с.

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - ML: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

Список литературы из интернета:

http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/VIII/baranov.pdf Состояние здоровья детей в российской федерации. Пути выхода из кризиса. ДиректорГУ научный центр здоровья детей РАМН. Александр Алексеевич Баранов

 ПРИЛОЖЕНИЕ А

Критерии оценки «обязательных» показателей эффективности оздоровления

Показатели

Эффективность оздоровления


Высокая

Слабая

Отсутствие


Динамика

Баллы

Динамика

Баллы

Динамика

Баллы

Масса

прибавка более 1 кг

2

прибавка от 0 до 1 кг

1

снижение

0

Рост

прибавка в росте

2

без изменений

1

без изменений

0

Показатели мышечной силы

прибавка 5% и более

2

прибавка до 5%

1

отсутствие прибавки

0


Примечание: если индекс массы тела больше или равен верхней границы нормы, то снижение массы тела оценивается в 2 балла, прибавка от 0 до 1 кг - 1 балл, прибавка массы тела более чем на 1 кг - 0 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Карта осмотра ребенка

Учреждение__________________________________________________________________ Отряд_________________

Фамилия, имя_______________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)___________________________Возраст_____________

Дополнительная информация (наличие хронических болезней и т.д.) _________________

Комплексная оценка эффективности оздоровления ребенка за смену

Данные о состоянии здоровья

Начало смены

Конец смены

Баллы

Физическое развитие:

длинна тела (см)




масса тела (кг)




Физическая подготовленность:

Динамометрия сильнейшей руки (кг)




Всего баллов:


Оздоровительный эффект (отметить)

выраженный


слабый


отсутствует



ПРИЛОЖЕНИЕ В

Критические значения (по Стьюденту)

Число степеней свободы(ƒ)

Уровень значимости (Р)


0,05

0,01

0,001

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 40 60 120

12,71 4,30 3,18 2,78 2,57 2,45 2,36 2,31 2,26 2,23 2,20 2,18 2,16 2,14 2,13 2,13 2,11 2,10 2,09 2,09 2,08 2,07 2,07 2,06 2,06 2,06 2,05 2,05 2,04 2,04 2,02 1,98 1,96

63,66 9,92 5,84 4,60 4,03 3,71 3,50 3,36 3,25 3,17 3,11 3,06 2,98 2,95 2,92 2,90 2,88 2,86 2,84 2,83 2,82 2,81 2,80 2,79 2,78 2,77 2,76 2,76 2,75 2,70 2,66 2,62 2,58

637,59 31,00 12,94 8,61 6,86 5,96 5,31 5,04 4,78 4,59 4,44 4,32 4,22 4,14 4,07 4,02 3,96 3,92 3,88 3,85 3,82 3,79 3,77 3,75 3,73 3,71 3,69 3,67 3,66 3,64 3,55 3,46 3,29


0,95 (95%)

0,99 (99%)

0,999 (99,9%)


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Критические значения критерия соответствия χ2

Число степеней свободы

Уровни значимости

Число степеней свободы

Уровни значимости


р=0,05

р=0,01

р=0,001


р=0,05

р=0,01

р =0,001

1

3,84

6,63

10,83

21

32,67

38,93

46,80

2

5,99

9,21

13,82

22

33,92

40,29

48,27

3

7,81

11,07

16,27

23

35,17

41,64

49,73

4

9,49

13,28

18,47

24

36,42

42,98

51,18

5

11,07

15,09

20,51

25

37,65

44,31

52.62

6

12,59

16,81

22,46

26

38,89

45,64

54,05

7

14,07

18,48

24,32

27

40,11

46,96

55,48

8

15,51

20,09

26,12

28

41,34

48,28

56,89

9

16,92

21,67

27,88

29

42,56

49,59

58,30

10

18,31

33,21

29,59

30

43,77

50,89

59,70

11

19,68

34,73

31,26

31

44,99

52.19

61,10

12

21,03

26,22

32,91

32

46,19

53,49

62.49

13

22,36

27,69

34,53

33

47,40

54,78

63,87

14

23,68

29,14

36,12

34

48,60

56,06

65,25

15

25,00

30,58

37,70

35

49,80

57,34

66,62

16

26,30

32,00

39,25

36

51,00

58,62

67,98

27,59

33,41

40,79

37

52,19

59,89

69,35

18

28,87

34,81

42,31

38

53,38

61,16

70,70

19

30,14

36,19

43,82

39

54,57

62,43

72,06

20

31,41

37,57

45,31

40

55,76

63,69

73,40


Похожие работы на - Эффективность оздоровления детей в условиях дневного лагеря (на примере МБОУ Сапоговская СОШ в период с 25 июня по 15 июля 2013 года)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!