Маркетинговые исследования Российского рынка лекарственных препаратов на основе винпоцетина

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    473,28 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговые исследования Российского рынка лекарственных препаратов на основе винпоцетина

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ







КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ МДК

«Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений»

Тема: Маркетинговые исследования Российского рынка лекарственных препаратов на основе винпоцетина

Исполнитель:

Головина Инна Александровна





Курск 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Маркетинговые подходы к изучению фармацевтического рынка лекарственных средств

.1 Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств

.2 Методы анализа ассортимента лекарственных средств

Глава 2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственного препарата на основе лекарственного средства винпоцетин

.1 Товароведческая характеристика лекарственного средства

.2 Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе изученного лекарственного средства - винпоцетин, разрешенных к применению в стране

Выводы

Литература

Введение

Экономика России стабильно развивается. Происходящие изменения в последнее десятилетие XX столетия, предопределили кардинальные изменения и трансформацию на микроуровне. Эти изменения затронули непосредственно все рыночные субъекты, а также взаимоотношения между ними. Объективно особое место в экономической системе страны занимает фармацевтический рынок. Основной миссией рынка российской фармации, находящегося в стадии структурного формирования, является обеспечение конечного потребителя качественными и приемлемыми по цене фармацевтическими продуктами.

Базовыми структурами, формирующими спрос на рынке лекарственных средств, являются государство и население. При этом государство, во-первых, устанавливает правила действий, во-вторых, является крупнейшим покупателем. Население, как совокупность потребителей, характеризуется определенной демографической структурой, интенсивностью и типологией заболеваемости, определяет объективную потребность в лекарственных средствах, и значит, предопределяет структуру и объем всего фармацевтического рынка. По сути, государство и население формируют спрос на определенный ассортимент лекарств, удовлетворение которого и является воплощением коммерческой и социальной целей существования любого субъекта рынка (производитель, поставщик, аптека).

Значительное место среди заболеваний являются заболевания, вызывающие изменения мозгового кровообращения. Расстройства мозгового кровообращения могут иметь для человека фатальные последствия. Наиболее распространенными причинами его возникновения является нарушение свертываемости крови и образование бляшек, что приводит к сужению просветов, эмболии и аневризме сосудов. Отсутствие полноценного отдыха, атеросклероз, генетическая предрасположенность, остеохондроз позвоночника, ушибы и кровоизлияния способны вызвать инсульт. К факторам, вызывающим нарушение кровообращения, относится также гипертония и сахарный диабет. Своевременное лечение нарушения мозгового кровообращения позволяет восстановить функциональность и кровоток. Для устранения расстройства мозгового кровообращение требуется устранить причину, принимать препараты, улучшающие кровоток, вести здоровый образ жизни и постоянно тренировать память.

Среди зарубежных исследователей фармацевтического рынка, можно выделить ряд известных ученых, таких как М. Смит, С. Брюс, X. Редвуд, Б. Спилкер, X. Сэдласек, Р. Вилсон и другие. Конечно, эти ученые, переложив основы классического маркетинга на фармацевтический рынок, обогатили исследования спецификой самого рынка, однако, эти исследования учитывают рыночные отношения и специфику зарубежных стран.

Автор придерживается мнения, что степень своеобразия маркетинга на фармацевтическом рынке должна учитываться, но не может абсолютизироваться. Поэтому для понимания сути исследуемых проблем огромную роль играют общетеоретические маркетинговые исследования, в частности работы Ф. Котлера, Ж-Ж Ламбена, А. Дайана, Е. Дихтля, Р. Дамари, а также Э. Уткина, Е. Голубкова, И. Герчиковой, Е. Пешковой и др.

Основной целью курсового исследования является исследование рынка ЛС, применяемых для улучшения мозгового кровообращения, на примере винпоцетин.

Объектом исследования является ассортимент лекарственных средств предлагаемый на рынок лекарственных средств на примере лекарственного средства винпоцетин.

Предметом исследования выбрана тема: «Маркетинговые исследования российского рынка ЛС на основе винпоцетина».

Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

• рассмотреть состояние маркетинговых исследований фармацевтического рынка ЛС;

• провести анализ российского рынка лекарственных средств изучаемой ФТГ, анализ ассортимента ЛС на основе лекарственного средства винпоцетин.

лекарственный винпоцетин кровообращение маркетинговый

Глава 1. Маркетинговые подходы к изучению фармацевтического рынка лекарственных средств

.1 Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств

Для того, чтобы правильно сформировать товарную политику и ассортимент, следует правильно и тщательно провести маркетинговые исследования рынка. В настоящее время проведением исследований занимаются профессиональные специалисты. Консультанты по маркетингу оказывают помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы производимые им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции и т.д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.

Основные виды аналитических работ, выполняемых маркетинговыми фирмами при исследовании фармацевтического рынка не отличаются в целом от работ по исследованию любого другого товарного рынка. Фирмы проводят анализ сегментов рынка, анализ товаров конкурентов, исследование потребительских мотиваций и поведения, исследование целевой аудитории потребителей, анализ эффективности рекламы, исследование емкости рынка, позиционирование товара, оценки распределения долей рынка между фирмами, анализ и рекомендации по ценообразованию, разработки концепций новых товаров[3].

В настоящее время агентств, специализирующихся на предоставлении услуг по маркетинговым исследованиям фармацевтического рынка России насчитывается около 30, однако учитывались лишь те фирмы, которые имели опыт реального осуществления подобных исследований.

Рисунок 1. Методы маркетинговых исследований

Итак, методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных.

Первичные данные - информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы.

Чаще всего под проведением маркетингового исследования понимают именно сбор первичной информации. Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.

Вторичные данные - информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.

Иными словами, вторичная информация - это те данные, которые уже были собраны (Вами или кем-то другим) для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей перед Вами в настоящий момент проблемы.

Основные достоинства вторичной информации - она дешево стоит, и доступ к ней можно получить сравнительно легко и быстро.

Основные недостатки связаны с тем, что вторичная информация собиралась для решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет а) устаревшей, б) неполной, в) не иметь прямого отношения к решаемой проблеме, г) ненадежной (особенно это относится к российским источникам вторичной информации, в которых порой значения одного и того же параметра в разных источниках различаются чуть ли не на порядок)[5].

год на фармацевтическом рынке России прошел под знаком «государственного регулирования». Этот год был знаменателен законодательными нововведениями и положениями.

С 1 сентября 2010 года вступил в силу закон «Об обращении лекарственных средств». Этот документ пришел на смену закону 1998 года «О лекарственных средствах». Закон обязывает российских производителей лекарств перейти на евростандарты качества GMP к 1 января 2014 года. При этом лицензии, выданные до этого момента, будут действовать и после него до истечения указанных в них сроках, но лишь "при условии соответствия правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств".

С новым законом рынок функционирует и можно сказать, что особых негативных тенденций пока отмечено не было.

Несмотря на то, что государство старается четко прописать все правила игры на фармацевтическом рынке, все его участники, прежде всего, коммерческие организации, заинтересованные в получении прибыли. Так, из рисунка 2, мы видим, что емкость рынка состоит из 3 секторов, которые различаются размерами.

За прошедшие годы, т. е в 2013г. емкость рынка составила 667 млрд. руб. (или 21,9 млрд. дол.), что на 5,5% больше, чем в 2011 году. Темпы роста рынка минимальные на фоне роста рынка в прошлые годы.

На рисунке №3 приведен вклад различных сегментов в общий рост фармацевтического рынка.

Рисунок 2. Емкость фармацевтического рынка

Рисунок 3. Структура роста фармацевтического рынка в 2013 году

Правительство продолжает придерживаться четкой политики в сфере государственное обеспечения лекарствами населения и не уменьшает статьи, носящие социальный характер. В 2013 году доля государственных средств на рынке составила порядка 21%. Сегмент вырос наибольшими темпами среди всех +7%. Причем закупка лекарств лечебными учреждениями растет быстрее +10%, тогда как в дополнительном лекарственном обеспечении государство с помощью тендерной системы «экономит» (прирост объема поставок лекарств в денежном выражении вырос на +5%).

А вот коммерческий аптечный сегмент в полной мере ощутил на себе посткризисное влияние. В связи с жестким государственным контролем за инфляцией на лекарства рынок лишился одного из основных своих драйверов: увеличение цен на лекарства в коммерческом сегменте был минимальным +1%, тогда как у 30% ассортимента (препараты списка ЖНВЛП) цены снизились порядка -4%. В качестве положительного фактора можно назвать рост натурального потребления + 3%. Но в полной мере потери 2013 года рынок не отыграл. Объем реализации в 2011 году в коммерческом сегменте составил около 406 млрд. руб. (13,4 млрд. дол.). Это всего лишь на 6% больше, чем в 2011 году.

Второй год подряд не радует высокими показателями сегмент «аптечной парафармацевтики», к которым рынок успел привыкнуть с 2010 года. В 2013 году рост этого сегмента составил всего 2% - наименьшее значение среди всех сегментов. В посткризисный год расходы именно на эту продукцию у населения подвергались секвестрованию и не вернулись на уровень 2011 года. Сильнее всего пострадала селективная косметика, которая представлена только в аптеках (ВИШИ, ЛИЕРАК и т.д.). Объемы продаж в этой группе упали почти на 10%.

По данным IMS HEALTH, общий объем продаж лекарственных средств на 14 основных фармацевтических рынках в мире за 12 месяцев - с января по декабрь 2013 г. составил 513,1 млрд дол. США. Как и в предыдущие месяцы, наиболее активное развитие демонстрирует фармацевтический рынок Венесуэлы, темпы прироста объема продаж которого составили более 30% в денежном выражении. Высокие темпы развития отмечены на фармацевтических рынках Китая, Аргентины и Бразилии.

Россия по нашим данным входит в 10 мировых фармацевтических держав с долей около 3%.

На рисунке №4 представлен рейтинг ряда мировых стран по объему розничного рынка ГЛС в 2013 г.

Рисунок 4. Объем розничного рынка ГЛС России и других стран мира в 2013 году

Высокие темпы роса Китая способствуют тому, что страна ежегодно поднимается по рейтингу вверх. 2013 год не стал исключением: +1 позиция и 4 место. А Бразилия потеснила европейские державы, такие как Италия, Испания, и заняла уже 7 строчку.

Российский фармацевтический рынок в 2012 году занял 8 место, в 2013 году 7 место.

Несмотря на то, что фармрынок России входит в ведущие фармацевтические рынки мира, потребление лекарственных средств на душу населения пока не очень высокое. В 2013 году нам удалось преодолеть порог в 100 долларов на человека. Но стоит отметить, что одной из задач, поставленных правительством России, довести этот показатель до среднеевропейского. Таким образом, в ближайшие 10 лет среднедушевое потребление вырастет еще в 3 раза.

В данной главе мы рассмотрели роль маркетинга в фармацевтической деятельности. Маркетинг для фармацевтических предприятий приоритетная деятельность.

Описаны методы маркетинговых исследований и приведена современная оценка фармацевтического рынка по параметрам: емкость рынка, производители, динамика по секторам, рейтинг стран производителей.

Россия в мире занимает 7-8 место.

Таким образом, в данной главе мы определили роль маркетинга в работе фармацевтических предприятий. Это в первую очередь инструмент, путеводитель бизнеса. Во вторую очередь, это средство развития.

По представленным данным, фармацевтический рынок развивается. Однако, для развития, каждый отдельный субъект рынка, проводит маркетинговые исследования, чтобы оптимизировать ассортимент, скорректировать свои затраты бизнеса и быть рентабельным.

.2 Методы анализа ассортимента лекарственных средств

В настоящее время для анализа ассортимента ЛС применяют различные методики в зависимости от поставленных в маркетинговом исследовании целей. В большинстве случаев это может быть анализ ассортимента регионального, локального рынка и использование ЛС врачами - специалистами в терапии. Информация использованная в таких исследованиях позволяет сформировать ассортиментную политику организации в зависимости от имеющегося на рынке предложения товаров и спроса на ЛС[2,6].

Первоначально формируется массив маркетинговых сведений о ЛС имеющихся в ассортименте региона или локального рынка с использованием контент - анализа официальных справочных изданий. Систематизация ассортимента осуществляется по классификационным характеристикам, представленным в концепции маркетингового анализа(рисунок 6).

Наименования ЛС систематизируются по МНН, торогоым названиям, по количеству лекарственных препаратов, лекарственных форм. Анализ ассортимента ЛС по врачебным назначениям: можно проводить такой анализ по следующим источникам информации: а) рецептам, б) амбулаторным картам, в) историям болезни. Выборка может быть сплошной за определенный период времени или специальной.

Рисунок 6. Концепция маркетингового анализа ассортимента ЛС

Обработку полученной информации можно проводить с помощью ЭВМ, для чего рассчитывают статистические показатели: выборку, коэффициенты интенсивности назначений[8].

1.  Показатели: а) полнота использования ассортимента ФТГ врачом: количество наименований ЛС, назначенных врачом при лечении определенного заболевания деленное на имеющийся в аптеке ассортимент ЛС, предназначенный для лечения этого заболевания. Если учитывается ЛС виде лекарственных форм индивидуального приготовления и готовых лекарственных средств , назначенных врачом, то определяется общая степень использования ЛС : в числителе пишется сумма ИПЛ и ГЛС, в знаменателе имеющийся ассортимент ЛС, данной специальности врача.

2.      Интенсивность потребления ЛС определяется на основе анализа медикаментозных назначений больным, зарегистрированным в истории болезни. Для такого анализа по принципу случайного отбора делается выкопировка из 50 историй болезни. Рассчитывается коэффициент интенсивности потребления: число больных, получающих данный препарат делят на общее количество больных, участвовавших в выборке.

.        Социологические методы исследования ассортимента позволяют в краткий срок получить оперативную информацию, основанную на общественном мнении. Применяют такие формы социологического опроса как анкетный опрос и интервьюирование. Существует математический алгоритм, позволяющий рассчитать величины действительного спроса на отдельные товары при управлении ассортиментом. Экспертные оценки - универсальный метод проведения маркетинговых исследований. Процесс ЭО состоит из подготовительно организационного момента, получения индивидуальных экспертных оценок, формирования оценок, выводов. Способами опроса экспертов являются: опрос, интервьюирование, заочное анкетирование, смешанное анкетирование, деловые игры.

.        Для исследования потребительских свойств применяют социологический метод экспертных оценок, в ходе которого проводится экспертная оценка терапевтической эффективности ЛС. В качестве экспертов приглашаются врачи специалисты, компетентные в области применения изучаемых ЛС. На начальном этапе разрабатываются специальные анкеты, состоящие их 2 частей, после обработки анкеты 1 рассчитывается сумма баллов, характеризующая профессиональную компетентность эксперта. Анкета 2 № - назначение экспертная оценка ЛС. Она имеет много колонок, которые заполняют цифрами. Для того, чтобы получить правильный ответ, подсчитывают минимальный объем выборки из генеральной совокупности. После заполнения анкет их направляют на статистическую обработку. Далее рассчитывается оценка ЛС с учетом компетентности экспертов, а затем подсчитывают средневзвешенную оценку ЛС.

.        Градуировка ассортимента. Представляет собой качественную оценку торговой номенклатуры конкретного учреждения с использованием атрибутивных и альтернативных характеристик типа: ЛС благоприятной или ЛС неблагоприятной конъюнктуры, группы риска. Также может осуществляться на основании статистической обработки анкет. По результатам группировки средневзвешенных оценок определяется градуировка ЛС: ЛС имеющие благоприятную конъюнктуру (4-5 баллов), неблагоприятную (1-3) и риска (3,5-4), неполноценные (0 бал).Она дает возможность судить о перспективах продаж.

Вывод: таким образом, следует сказать, что в настоящее время для анализа ассортимента ЛС применяют различные методики в зависимости от поставленных в маркетинговом исследовании целей. В большинстве случаев это может быть анализ ассортимента регионального, локального рынка и использование ЛС врачами - специалистами в терапии. Информация использованная в таких исследованиях позволяет сформировать ассортиментную политику организации в зависимости от имеющегося на рынке предложения товаров и спроса на ЛС[8 , стр. 50].

Глава 2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственного препарата на основе лекарственного средства Винпоцетин

.1 Товароведческая характеристика лекарственного средства на основе Винпоцетин

Исследуемый нами товар продается исключительно в аптеках. При этом в принципе предполагается отпуск данного товара по рецепту врача (как указано в аннотации к товару), однако это условие игнорируется.

Торговое наименование товара - медицинский препарат «Винпоцетин» - Н.С. (Vinpocetinum-N.C.). Международное непатентованное название: «Винпоцетин».

Винпоцетин избирательно улучшает кровоснабжение головного мозга и переносимость церебральной ишемии.

Механизм избирательного улучшения гемодинамических показателей мозгового кровотока винпоцетина обусловлен прямым спазмолитическим миотропным действием на сосуды головного мозга, незначительно снижает артериальное давление. Усиливает региональное кровообращение в ишемизированной зоне головного мозга.

Винпоцетин, улучшая микроциркуляцию в тканях головного мозга, тормозит агрегацию тромбоцитов, уменьшает вязкость крови. Улучшает переносимость клетками головного мозга гипоксии, усиливая аэробный процесс утилизации глюкозы.

Стимулирует также и анаэробный метаболизм глюкозы путем торможения фосфодиэстеразы и стимуляции аденилатциклазы, что приводит к накоплению в клетках головного мозга циклического АМФ. Повышает содержание катехоламинов в головном мозге.

При приеме внутрь быстро и полностью адсорбируется в ЖКТ. Биодоступность 57-70%. Cmax в плазме крови достигается через 1 ч. Терапевтическая концентрация в плазме крови составляет 10-20 нг/мл. Т1/2 - 4.8-5 ч. При парентеральном введении Vd составляет 5.3 л/кг массы тела. Т1/2 - 4.74 час.

Показания к применению препарата Винпоцетин:

- психические и неврологические симптомы расстройства мозгового кровообращения различного происхождения (после мозгового инсульта, черепно-мозговой травмы, атеросклероз сосудов мозга), таких как нарушение памяти, двигательные расстройства, головокружения, головная боль;

в офтальмологической практике: при сосудистых заболеваниях сетчатки и/или сосудистой оболочки глаза; при дегенеративных изменениях желтого пятна, вызванных атеросклерозом или ангиоспазмом; вторичной глаукоме.

в оториноларингологии: при старческой тугоухости, болезни Меньера, при ухудшении слуха сосудистого или токсического (в т.ч. медикаментозного) генеза, при головокружении лабиринтного происхождения.

Принимают внутрь по 5-10 мг 3раза/сут Поддерживающая доза - 5 мг 3раза/сут применяют длительно. Улучшение наблюдается обычно через 1-2 недели; курс лечения не менее 2 месяцев.

Могут быть и побочное действия: незначительное снижение АД; редко - тахикардия, экстрасистолия.

Противопоказания к применению препарата Винпоцетин

- беременность;

лактация;

повышенная чувствительность к препарату.

С осторожностью назначают пациентам с тяжелыми формами сердечных аритмий, выраженной ИБС.

Влияние на способность к вождению автотранспорта и управлению механизмами

Следует соблюдать осторожность при работе с механизмами.

Препарат отпускается по рецепту.

Условия и сроки хранения:

Список Б. Хранить в сухом, недоступном для детей месте при температуре не выше 25°С. Срок годности - 3 года. Не использовать после истечения срока годности, указанного на упаковке.

.2 Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе изученного лекарственного средства, разрешенных к применению в стране

Препараты, положительно влияющие на кровоснабжение мозга, повышающие обеспечение его кислородом и усиливающие в нем метаболические процессы, а также одновременно обладающие общей спазмолитической активностью и вызывающие расширение сосудов и улучшающие кровообращение в различных органах и тканях, относятся к группе препаратов, улучшающих мозговое кровообращение.

Улучшающее мозговое кровообращение действие лекарственных препаратов проявляется в усилении кровотока и кровоснабжения головного мозга. Этот механизм связан с расширение сосудов головного мозга, усилением кровотока, уменьшением агрегации тромбоцитов и повышенной вязкости крови, а также с повышением пластичности эритроцитов. В результате за счет облегчения транспорта кислорода и глюкозы к тканям головного мозга возрастает устойчивость клеток мозга к гипоксии. Препараты, обладающие улучшающим мозговое кровообращение действием, применяются для лечения нарушений мозгового кровообращения различного происхождения (инсульт, травмы головного мозга, атеросклероз сосудов головного мозга), сопровождающихся расстройствами памяти, головокружением, головной болью.

Для изучения ассортимента используем справочники РЛС по России.

Построим таблицу:

Таблица 1. Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых на фармацевтическом рынке на основе лекарственного средства винпоцетин

Международное непатентованное наименование МНН (INN)

Торговые названия

Дозировка, лекарственная форма

Страна производитель

Год регистрации ЛС в РФ

1. cinnarizine

Стугерон

таблетки 25 мг: 50шт

Венгрия

РК-ЛС-5-№ 002047, 08.07.05.


Циннаризин

таблетки 25 мг: 50шт

Польша

РК-ЛС-5-№ 005334, 19.10.01ППР.

2. piracetam + cinnarizine

Пирацезин

3.капс. 400 мг+25 мг: 10 или  4.60 шт

Беларусь

РК-ЛС-3-№ 009108, 21.12.04.

3. nicergoline

Нилогрин

5.таблетки, покр оболочкой, 10 мг: 30 шт 6.таблетки, покр оболочкой, 30 мг: 30 шт

Польша

4. pentoxifylline

Трентал

таблетки, покр кишечнорастворимой обол., 100 мг: 60шт р-р

Индия

РК-ЛС-5-№ 008921, 01.07.04. Действующее.



концентрир. д/пригот. в/в инф. 100 мг/5 мл: амп. 5 шт


РК-ЛС-5-№ 004035, 27.11.06. Действующее.



таблетки с замедл. высвобожден., обол., 400 мг: 20шт


РК-ЛС-5-№ 008922, 01.07.04.


Вазонит

таблетки ретард, покр пленочной оболочкой, 600 мг: 20шт .

Австрия

Действующее. - РК-ЛС-5-№ 007875, 22.08.03ППР.

5. dipyridamole

Курантил

таблетки, покр оболочкой, 25 мг: 120шт

Германия

РК-ЛС-5-№ 011977, 26.06.08.

6. cinnarizine + piracetam

Фезам

Капс.400 мг+25 мг: 20 или 60 шт

Болгария

РК-ЛС-5-№ 010056, 10.04.12.

7. acetylsalicylic acid

Аспирин Кардио

таблетки, покр кишечнорастворимой оболочкой, 100 мг: 20 или 30шт

Австрия

РК-ЛС-5-№ 013404, 23.01.09



16.таблетки, покр кишечнорастворимой оболочкой, 300 мг: 20 или 30 шт


 РК-ЛС-5-№ 013405, 23.01.09.

8. vinpocetine

Кавинтон

таблетки 5 мг: 50шт

Венгрия

РК-ЛС-5-№ 008633, 21.04.04.



таблетки 10 мг: 30 или 90шт р-р д/инъекц. 10 мг/2 мл: амп. 10шт


РК-ЛС-5-№ 003960, 27.03.06.  РК-ЛС-5-№ 008634, 21.04.04.

9. nimodipine

Нимотоп

р-р д/инф. 10 мг/50 мл: фл. 1шт в компл. с соединит. трубкой д/инфузомата

Болгария

РК-ЛС-5-№ 011041, 06.03.08.

10. nicergoline

Сермион

таблетки, покр оболочкой, 30 мг: 30шт таблетки, покр оболочкой, 10 мг: 50шт  таблетки, покр оболочкой, 5 мг: 30 шт

Италия

РК-ЛС-5-№ 008917, 01.07.04.  РК-ЛС-5-№ 008916, 01.07.04.  Действующее РК-ЛС-5-№ 008915, 01.07.04. Действующее РК-



порошок д/пригот. р-ра д/инъекц. 4 мг: фл. 4 шт в компл. с растворителем -


ЛС-5-№ 008937, 01.07.04. Действующее.

11. vincamine

Винкомин

капс. с постепенным высвобождением 30 мг: 20 шт

Франция

РК-ЛС-5-№ 011813, 11.06.08..

12. clopidogrel + acetylsalicylic acid

Плавикс

таблетки, покр пленочной оболочкой, 75 мг+100 мг: 28шт

Франция

РК-ЛС-5-№ 018568, 26.12.11.

Всего 12 МН

14 ТН

Всего 28 ТФ

12 зарубежных

7 из 14 ТН устарев.


В таблице представлены 12 международных запатентованных названий, владельцами торговых названий являются 14 производителей все из зарубежных стран. Семь ТН устаревшие.

Таблица 2. Анализ ассортимента лекарственных средств, улучшающих мозговое кровообращение, разрешенных к применению в стране

Код

Количество наименований


МНН

Торговое название


Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1. Стугерон N07CA02

1

8.3

2

14.2

2

7.14

2. Пирацезин N06BX

1

8.3

1

7.14

2

7.14

3.Нилогрин C04AE02

1

8.3

1

7.14

2

7.14

4. Трентал C04AD03

1

8.3

1

7.14

4

15.28

5. Курантил B01AC07

1

8.3

1

7.14

1

3.5

6. Фезам N06BX

1

8.3

1

7.14

2

7.14

7. Аспирин -кардио B01AC06

1

8.3

1

7.14

4

15.28

8. Кавинтон N06BX18

1

8.3

1

7.14

4

15.28

9. Нимотоп C08CA06

1

8.3

1

7.14

1

3.5

10. Сермион C04AE02

8.3

1

7.14

4

4,3

11.Винкомин C04AX07

1

8.3

1

7.14

1

8,6

12. Плавикс B01AC30

1

8.3

1

7.14

1

4,3

Всего

12

100

14

100

28

100


Структура ассортимента включает 12 АТХ с индивидуальными нозологическими кодами. В ассортименте присутствуют 29 товарных предложения.

Исследование ассортимента по производителям, дают нам возможность сказать, что на все 100% на рынке присутствует зарубежная продукция.

Таблица 3. Анализ структуры ЛС для улучшения мозгового кровообращения, разрешенных к применению в стране

Лекарственные формы

Количество ЛС


Всего(ед)

Доля %

Твердые, всего

26

92.8

В т. Ч. -таблетки

18

64

 -капсулы

6

21.4

 -сырье растит

-

-

 -порошок субстанция

2

7.14

Жидкие, всего

1

3.7

В т. ч. -р-р для/инъекций

2

7.14

 -р-р для приема внутрь

-

-

Мягкие: суппозитории

-

-

Итого

28

100


Ассортимент лекарственных средств для улучшения мозгового кровообращения представлен в основном таблетированными товарными формами. Растворов для иньекций всего 2.

Нами исследован ассортимент препаратов для улучшения мозгового кровообращения фармацевтического рынка РФ. В Государственном реестре зарегистрировано около 130 препаратов. В таблице 1 - исследован ассортимент выборочно. Как мы видим ассортимент представлен 12 МНН, 14 ТН.

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека. Показатели ассортимента:

) широта - количество видов, разновидностей, наименование товаров однородных и разнородных групп;

) полнота - перечень товаров различных видов, разновидностей однородной группы;

) устойчивость - способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары;

) обновление (новизна) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров;

Методология и техника расчета показателей:

.Структура ассортимента ЛС - доля отдельных групп в общем количестве наименований ЛС (форм.1).

Доля % = Аг / Ао х 100%, (1)

где Аг - количество наименований ЛС данной группы,

Ао - общее количество наименований ЛС.

1.       Степень обновления (Iо) (форм.2):

Iо = m / Ао,   (2)

где m - количество наименований новых ЛС, разрешенных к применению за последнее 3 или 5 лет,

Ао - общее количество наименований ЛС.

2.       Коэффициент полноты ассортимента ЛС (Kn) (форм.3):

Kn = Пфакт / Пбаз,   (3)

где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

3.    Коэффициент глубины ассортимента ЛС (Кг) (форм.4):

Кг = Гфакт / Гбаз,  (4)

где Гфакт - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

4.    Степень (полнота) использования ассортимента ЛС (Пи) (форм.5):

Пи = а / А х100%,  (5)

где а - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, пользующихся спросом в фармацевтической организации или используемых в практике определенного врача за исследуемый период времени,

А - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации на протяжении исследуемого периода времени.

Произведем расчет показателей ассортимента ЛС:

Таблица 4. Вспомогательная таблица для расчета показателей ассортимента

Наименования лек. препаратов

Дата регистрации

Наличие на рынке РФ

Показатели спроса октябрь 2013г. ед. упаковок

 1.Стугерон

2005г

 +

20

2.Циннаризин

2001г.

+

12

3.Нилогрин

2003

+

10



+

16

4.Трентал

2004г.

+

10

5.Пирацезин

2004г.

+

2

6.Курантил

2008г.

+


7.Аспирин кардио

2009г.

+


8.Кавинтон

2004г.

-

0

9.Нимотоп

2008г.

+

2

10.Сермион

2004г.

+

2

11.Винкомин

2008г.

+

12.Плавикс

2011г.

-

 0

Всего 12

Лиц. 64/0237-Л/03

+

16


1.    Структура ассортимента

(Фармацевтический рынок РФ)

Общий ассортимент противопаразитарных ЛС, разрешенных к применению в России составляет по исследуемому ассортименту (табл. 1) наименований в т.ч.:

·   ЛС российского производства - 0 наименования;

·   Зарубежные ЛС - 14 наименований.

Т.о. Доля (отеч) = 0%

Доля (имп) = (14:14) х 100% = 100%

2.Степень обновления за последние 5 лет (2009-2014гг).

По регистрационным номерам устанавливаем новые ЛС, которые были зарегистрированы в 2009-2014годах.

Следовательно, по России Iо = 5/14 = 35,7%

3.Коэффициент полноты ассортимента в аптеке.

Всего разрешено к применению 10 лекарственных форм ЛС, (капсулы, р-р для инъекций, таблетки, гранулы, р-р д/инф.).

Пбаз = 10

А исследовано и имелось лекарственные формы данных ЛС (капсулы, р-р д/ин., таблетки, р-р для инфузий).

Пфакт = 4

Следовательно, Кn = 4/10= 40% по России.

4.Коэффициент глубины ассортимента. В наличии имелось 12 наименований ЛС, (Гфакт = 11),а всего разрешено к применению в стране - 14 наименований (Гбаз = 15).

Следовательно, Кг = 12/14=85, 8%

5.Полнота (степень) использования ассортимента в аптеке.Из 12 имеющихся наименований изучаемых ЛС пользовались спросом - 2 (не было продано ни одной упаковки плавикса и кавинтона). Т.о. Пn = (2/12) х 100% = 16, 6%

Таким образом, анализ ассортимента проводят по показателям полноты, доли отечественных, зарубежных, широты.

Выводы

По результатам работы можно сделать заключение:

.        Основной миссией рынка российской фармации, находящегося в стадии структурированного формирования, является обеспечение конечного потребителя качественными и адаптированными по цене фармацевтическими продуктами. Для того, чтобы правильно сформировать товарную политику и ассортимент, следует правильно и тщательно провести маркетинговые исследования рынка. Большую роль в этом направлении играет маркетинговая деятельность.

.        Препараты, положительно влияющие на кровоснабжение мозга, повышающие обеспечение его кислородом и усиливающие в нем метаболические процессы, а также одновременно обладающие общей спазмолитической активностью и вызывающие расширение сосудов и улучшающие кровообращение в различных органах и тканях, относятся к группе препаратов, улучшающих мозговое кровообращение. Винпоцетин относится к группе ЛС для лечения и улучшения мозгового кровообращения.

.        Нами исследовании ассортимент средств для улучшения мозгового кровообращения на основе винпоцетина и других действующих веществ на рынке РФ. Нами изучено 12 МН , 14 ТН. Однако номенклатура зарегистрированных препаратов больше. В справочнике РЛС представлено около 140 ТН, однако в справочнике Видаль не дается им описание. Практически на 100% ЛС зарубежного производства. Из товарных форм на рынке присутствуют таблетки, капсулы, порошки для изготовления растворов, а также растворы для инъекций.

.        Показана методика расчета показателей ассортимента, рассчитанные показатели подтверждают сделанные выводы.

Литература

1. Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение учебник для вузов / О.А. Васнецова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.-608с.

. Большой энциклопедический справочник. Москва -2000г.

.Дремова Н.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебное пособие (курс). - Курск: КГМУ, 2005. - 520 с.

. Жиряева Е.В. Товароведение / Е.В. Жиряева. - СПб.: Питер, 2002. -

. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 736с.

. Лисин Р.М. Медицинское товароведение / - СПб.: ВмедА, 2003. - 354 с.

. Медицинское и фармацевтическое товароведение: Учебник / С.З. Умаров, И.А. Наркевич, Н.Л. Костенко, Т.Н. Пучинина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. - 368 с.: ил. - (Серия «XXI век»).

. Организационно-экономические проблемы реализации фармацевтических товаров в России и за рубежом // Немченко А.С., Немченко О.А. - Провизор.- 2003.- № 13.- С. 14-17.

. Практика управления ассортиментом аптечного предприятия. Горшунова Л.Н., Чуренков И.Н. - эконом. вестн. фармац. - 2001. - №10 (44).

. Применение АВС-анализа в сфере маркетинга // Рубен Р., Боровиков О.В. - Маркетинг и реклама.- 2003.- № 1.- С. 39-45.

. Рациональный ассортимент - основа эффективной деятельности аптечной организации. Лоскутова Е.Е., Пак Т.В., Тарасенко М.А. // Новая аптека. - 2001. - № 1.

. Симонова А.П. Ассортиментная политика фирмы учебник для вузов / А.П. Симонова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 245 с.

. Фармацевтические товары российских производителей // Демин В. А., Милягин В.А., Алексеенко А.А. - М.: Новое знание, 2001. - 302 с.

. Хвещук П.Ф. Маркетинг фармацевтических организаций / П.Ф. Хвещук. - СПб.: Питер, 2004. - 322 с.

Похожие работы на - Маркетинговые исследования Российского рынка лекарственных препаратов на основе винпоцетина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!