Прямые и косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    181,5 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прямые и косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра "Экономической теории"

Дисциплина "Макроэкономика"

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Прямые и косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь



Студент ФБД, 2 курс,

гр.1211111 Т.С. Чичко

Руководитель ассистент,

магистр экономических наук А.В. Филитович





ПИНСК, 2013

Реферат

 

Курсовая работа: ___ страницы, 3 рисунка, 5 таблиц, 20 использованных источников.

ЦЕНА, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН, ИНФЛЯЦИЯ, ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН, БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Объект исследования - ценообразование в Республике Беларусь, предмет исследования - регулирование цен на промышленную продукцию в Республики Беларусь.

Цель работы - изучение прямых и косвенных методов регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь.

При выполнении работы были систематизированы статистические данные и теоретическая информация о регулировании цен на промышленную продукцию с помощью графических и табличных методов, логического и сравнительного анализа.

Для написания курсовой работы использовались книги, учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, а также информация официальных сайтов в глобальной сети Internet.

Приведенные в работе данные объективно отражают состояние исследуемого явления.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность, формы и методы государственного регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь

1.1 Сущность государственного регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь

Глава 2. Анализ влияния государственного регулирования цен на экономическое развитие национальной экономики

2.1 Инфляция и индекс потребительских цен. Роль государственного регулирования цен в функционировании национальной экономики

2.2 Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь, инструменты и механизмы реализации

2.3 Ценообразование в условиях социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь

3.2 Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен.

Регулирование цен является одной из важнейших функций государства. Практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования. С помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий обеспечивается стабильное развитие экономической системы.

Объект изучения - ценообразование в Республике Беларусь, предмет - регулирование цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь. При написании курсовой работы использовались следующие методы: логический и сравнительный анализ, графические и табличные методы. Целью данной работы является определение необходимости регулирования цен на промышленную продукцию, основных подходов и механизмов его реализации в Республике Беларусь. Необходимо определить, какое место занимает государство в процессе ценообразования в условиях социально-ориентированной рыночной экономики, которая характеризуется установлением фиксированных цен на социально значимые товары и услуги и предоставлением отдельным отраслям экономики возможности свободного ценообразования. Право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги предоставлено местным органам власти, министерствам и ведомствам.

В настоящее время решение вопросов о ценообразовании является одной из важнейших задач правительства. Государственное регулирование цен осуществляется путем прямого и косвенного воздействия. Выбор способа регулирования зависит от конкретных направлений развития страны, отраслевых особенностей и финансового состояния субъектов экономики.

ценообразование промышленная продукция беларусь

В Республике Беларусь государственный сектор используется для регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии и кризиса.

В ходе написания курсовой работы необходимо:

·        определить сущность государственного регулирования цен на промышленную продукцию;

·        описать формы и методы реализации регулирования цен на промышленную продукцию;

·        проанализировать уровень инфляции за конкретный период времени и установить динамику изменения индекса потребительских цен и индекса цен производителей промышленной продукции в Республике Беларусь;

·        определить роль государственного регулирования цен в функционировании национальной экономики;

·        выявить проблемы государственного регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь и пути их решения;

·        установить необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования.

Данные, полученные в ходе анализа вопросов о регулирования цен на промышленную продукцию, могут быть использованы в практических целях.

Глава 1. Сущность, формы и методы государственного регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь


1.1 Сущность государственного регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь


Государственное регулирование экономики является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны [5, с. 6].

В настоящее время государственный сектор существует во всех странах мира, однако имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по количеству предприятий, по числу занятых и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны. Как правило, государственный сектор охватывает те сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны [4, с. 112].

В Республике Беларусь государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач.

Необходимость вмешательства государства в экономику очевидна: правительство стремится стабилизировать и приспособить существующую социально-экономическую систему к изменяющимся условиям. Многие проблемы, возникающие и обостряющиеся по мере развития рыночного хозяйства, не могут быть решены на уровне частной собственности автоматически по причине ограниченности ресурсов, небольших масштабов и по ряду других причин.

Государственный сектор призван обеспечить стабильность развития экономики, снизить уровень инфляции, осуществить расширение отдельных отраслей, противодействовать спаду производства и росту безработицы. В современных условия государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства [14, с. 87-88].

Ценообразование - один из важнейших механизмов, оказывающих влияние на все сферы жизни общества.

Цена - денежное выражение стоимости товаров и услуг. Согласно трудовой теории стоимости цена - это денежное выражение овеществленного в товаре общественно необходимого труда товаропроизводителя, т.е. в основе формирования цены лежат связанные с выпуском товара производственные затраты (издержки производства) [2, с. 347].

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, накопления, потребления. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому можно говорить о цене как стоимости единицы товара в денежном выражении.

В системе государственного регулирования экономики цены занимают одно из главных мест. Это связано с тем, что именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Ценовая политика, принципы формирования и регулирования цен должны соответствовать современным требованиям развития демократического общества. В ценах перекрещиваются интересы государства, производственных коллективов и потребителей. Для оптимального сочетания этих интересов, стимулирования с помощью цен технического прогресса и повышения эффективности производства, достижения сбалансированности спроса и предложения необходимы постоянное совершенствование системы ценообразования, поиски путей и методов наиболее полного использования цен в решении социально-экономических задач, стоящих перед нашей республикой [1, с. 175-176].

По своей сути процесс ценообразования - это установление цены на товар или услугу. В зависимости от того, на каком уровне будет установлена цена, формируется спрос на тот или иной товар либо услугу. Именно поэтому процесс ценообразования имеет такое большое значение.

Регулирование цен является одним из факторов, влияющих на цены. При создании системы ценообразования предприятиям необходимо охватывать все виды продукции в рамках товарного ассортимента; выполнять все требования, отраженные в законодательстве о ценообразовании; учитывать издержки по организации сбыта в разных географических регионах и различия в уровнях спроса, а также многие другие факторы. Кроме этого, в условиях рынка предприятиям приходится адаптироваться к постоянно изменяющемуся конкурентному окружению, иногда выступая инициатором изменения сложившихся цен на рынке, а иногда и реагируя на новые ценовые решения компаний-конкурентов.

Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие. Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.) [16, с. 40].

Регулирование цен государством позволяет сдерживать рост цен, устанавливать минимальные и максимальные их размеры, устранять социальные противоречия, связанные с неравенством доходов путем фиксирования цен на некоторые товары для обеспечения доступности их приобретения (чаще всего это пищевая продукция, товары первой необходимости: хлеб, молоко, сахар и др.).

Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:

·        не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;

·        способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

·        обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

·        достигнуть определенных результатов, в частности обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

В Республике Беларусь государственное регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта. Сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность [6, с. 15-16].

Государственное регулирование цен реализуется путем прямого и косвенного регулирования.

1.2 Формы и методы государственного регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь


Регулирование ценообразования на государственном уровне обычно осуществляется с помощью прямого (административного) и косвенного регулирования [16, с. 40].

В соответствии со ст. 8 Закона № 255-З республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен путем установления:

·        предельных цен (тарифов);

·        предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

·        предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

·        порядка определения и применения цен (тарифов);

·        декларирования цен (тарифов).

Государственную политику в области ценообразования в соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь определяет Глава государства [19, с. 7-8].

Решение о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния организации [6, с. 14].

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "ценового коридора".

Наибольшее распространение получила политика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отраслях, в кризисных ситуациях (во время войн, послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Политика "ценового потолка". Источник: [17, с. 26, рисунок 1]

Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2>Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который мог быть в условиях равновесия (Q1<Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.

Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Политика "ценового пола". Источник: [17, с. 27, рисунок 2]

На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола” тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).

Политика "ценового коридора” заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены таким образом одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены. Таким образом, политика "ценового коридора” позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 - Политика "ценового коридора". Источник: [17, с. 27, рисунок 3]

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен [16, с. 40].

Косвенное регулирование (косвенные методы) включает меры, не затрагивающие напрямую уровень цены, среди которых:

·        антимонопольное законодательство;

·        поддержка малого предпринимательства;

·        разгосударствление и приватизация;

·        снижение бюджетного дефицита;

·        налоговая политика;

·        дотации и субсидии и другие [7, с. 37].

Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием [17, с.26].

Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции [6, с.15].

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

В последние годы в республике использовались следующие основные методы (способы) государственного регулирования цен:

·        установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

·        определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

·        обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

·        установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

·        установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;

·        ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

·        ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

·        обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

·        индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

·        декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

·        ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

·        контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании [18, с.6-7].

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в периоды возрастания инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики. Оперативное решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования осуществляет Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь [6, с. 16].

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Прямое административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий. В Беларуси границы прямого государственного ценового регулирования являются более широкими [16, с. 43].

Глава 2. Анализ влияния государственного регулирования цен на экономическое развитие национальной экономики

 

.1 Инфляция и индекс потребительских цен. Роль государственного регулирования цен в функционировании национальной экономики


Инфляция (от лат. inflation - вздутие) выступает как одно из наиболее важных проявлений макроэкономического неравновесия, как несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением. Инфляция - непрерывный, устойчивый и общий рост цен, который охватывает все национальное экономическое пространство [8, с. 270].

Показателем инфляции, с помощью которого происходит ее количественная оценка, служит индекс цен. Индексом цен называют процентное соотношение суммы цен товаров одного периода и тех же товаров базового периода времени:

 

Индекс цен = (Сумма цен товара данного периода / Сумма цен тех же товаров базисного периода) × 100 [9, с. 123]. (2.1)

Для измерения инфляции часто используют "потребительскую корзину" (набор товаров и услуг, приобретаемый средним жителем страны за определенный период).

В таком случае сумма цен всех составляющих этого набора составит общую цену потребительской корзины, а процентная разница между стоимостью корзины на конец и начало определенного периода - инфляционный прирост цен.

Однако данный метод имеет некоторые недостатки: потребительская корзина включает в себя ограниченный перечень товаров и этот перечень не пополняется новыми товарами и услугами, которых еще не было в продаже в начале отчетного периода. Именно поэтому уровень инфляции чаще всего рассчитывается с помощью индекса розничных цен (сокращенно ИРЦ). Данный индекс также носит название индекса потребительских цен и рассчитывается по формуле:

(2.2)

где  - розничные цены i-го товара в отчетном периоде;

 - объем розничных продаж i-го товара в натуральном выражении за отчетный период;

 - розничные цены i-го товара в базисном периоде [9, с.123].

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индекс потребительских цен является важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции, и используется для анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, решения правовых вопросов, пересчета ряда показателей системы национальных счетов из текущих в постоянные цены. Для определения индекса потребительских цен отобрано 425 наименований товаров и видов услуг, характеризующих структуру потребительских расходов населения республики.

Регистрация цен (тарифов) на товары (услуги) осуществляется в 31 городе республики, отобранном с учетом социально-экономического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, в магазинах государственной и негосударственной торговли, на городских рынках, в организациях, оказывающих платные услуги населению, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле и сфере услуг.

Индексы цен производителей промышленной продукции рассчитываются на основе зарегистрированных цен по товарам-представителям на базовых (опорных) организациях, которые являются наиболее типичными для промышленности республики и в наибольшей степени отражают ее сложившуюся структуру.

В настоящее время выборка включает свыше 1500 промышленных организаций республики, где проводится наблюдение за ценами более чем по 4900 наименованиям конкретных изделий. При регистрации учитываются фактически сложившиеся в текущем периоде отпускные цены организаций (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов) на реализованную продукцию [10].

Ниже приведены данные за 2008-2012 гг., отражающие в процентах индексы цен производителей промышленной продукции и индексы потребительских цен (таблица 2.1). Эти данные составлены при условии, что предыдущий год = 100.

Таблица 2.1 - Индексы цен производителей промышленной продукции и индексы потребительских цен за 2008-2012 гг.

Год

Индексы цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

Индексы потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

2008

115,4

113,3

2009

111,3

2010

118,9

109,9

2011

249,6

208,7

2012

120,6

121,8


Источник: [10; 15]

По данным таблицы видно, что примерно одинаковый уровень индексов цен производителей промышленной продукции можно заметить в 2008-2010 гг. (115,4%; 111,3%; 118,9% соответственно), после чего в период с 2010 по 2011 год наблюдается увеличение размеров индексов цен производителей промышленной продукция, достигая пика в 2011 году, когда индекс цен производителей промышленной продукции составил 249,6%. Минимальный размер приходится на 2009 год - 111,3%, что по сравнению с максимальным уровнем индексов цен производителей промышленной продукции меньше на 138,3%. Это говорит о нестабильности размеров индексов цен производителей промышленной продукции и экономики в целом. Резкий спад наблюдается в период с 2011 по 2012 год, когда индексы цен производителей промышленной продукции меняют свое значение от 249,6% до 120,6%. Это связано со вмешательством государства и принятия им мер по регулированию цен на промышленные товары.

Данных об индексах потребительских цен представлены в процентах (декабрь к декабрю предыдущего года) при условии, что предыдущий год = 100. Как и индексы цен производителей промышленной продукции, индексы потребительских цен относительно стабильны в 2008-2010 гг. Значение индекса в 2008 году составило 113,3%, в 2009 году - 110,1%, в 2010 году - 109,9%, т.е. величина индекса колеблется с максимальной разницей в 3%. В 2011 году заметен подъем уровня индексов цен, в этот год он достигает 208,7%, что по сравнению с предыдущим годом больше на 98,8%. Если сравнивать с увеличением индексов цен производителей промышленной продукции в аналогичный период, то в 2010-2011 гг. разница индексов цен производителей промышленной продукции составила 130,7%. Таким образом, индексы цен производителей промышленной продукции увеличились на большую величину, чем индексы потребительских цен за этот же период. Достигнув максимальных размеров в 2011 году, индексы потребительских цен снижаются до уровня 121,8% в 2012 году.

Исходя из проанализированных данных об индексах цен производителей промышленной продукции и индексах потребительских цен, можно сделать вывод об их визуальной схожести и взаимосвязи. Относительная стабильность наблюдается в 2008-2010 гг., где колебания величины индексов незначительны, в 2011 году наблюдается их резкое увеличение, после чего в 2012 году уровень индексов практически достигает уровня 2010 года (разница индексов цен производителей промышленной продукции при сравнении 2012 и 2010 гг. составила 5,2%, разница индексов потребительских цен при сравнении 2012 и 2010 гг. - 8,5%).

По оперативным данным Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен на товары и услуги в октябре 2013 года по сравнению с сентябрем 2013 года составил 101,9%, с декабрем 2012 года - 112%; индекс цен производителей промышленной продукции в октябре 2013 года по сравнению с сентябрем 2013 года составил 102%, с декабрем 2012 года - 108,4%, в том числе на инвестиционные товары - соответственно 100,9% и 107%, промежуточные товары - 102,3% и 109,5%, потребительские товары - 101,8% и 107,5%.

Понятия индекс потребительских цен и инфляция тесно взаимосвязаны между собой, поскольку индекс потребительских цен является статистическим показателем, отражающим динамику стоимости фиксированного набора товаров и услуг и одновременно является основным показателем уровня инфляции. Чтобы представить динамику инфляции в Республике Беларусь, необходимо проанализировать данные об уровне инфляции по годам (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Инфляция за 2008-2012 гг.

Год

Инфляция (в процентах к декабрю предыдущего года)

2008

113,3

2009

110,1

2010

109,9

2011

208,7

2012

121,8


Источник: [10]

В период с 2008 по 2012 гг. нельзя отметить стабильность уровня инфляции, поскольку по данным таблицы видно, что инфляция изменилась от 113,3% (в 2008 году) до 121,8% (в 2012 году). При этом в течение данного периода времени величина инфляции изменялась неравномерно. В 2008 году инфляция составила 113,3%, в 2009 году - 110,1%, т.е. уменьшилась на 3,2%. В период с 2009 по 2010 гг. снова наблюдается снижение уровня инфляции, однако незначительное - 0,2%. Данную тенденцию нельзя отметить в 2011 году, т.к. наблюдается обратная ситуация: инфляция возрастает практически в 2 раза (разница между величиной инфляции в 2011 году и величиной инфляции в 2010 году составила 98,8%). На протяжении 2012 года уровень инфляции падает и устанавливается на уровне 121,8%, что на 86,9% меньше предыдущего года. Таким образом, можно отметить тесную взаимосвязь индексов потребительских цен и инфляции, о которой говорилось выше. На 2010 год приходятся наименьшие величины и инфляции, и индекса потребительских цен. Своего пика они достигают в 2011 году, когда инфляция составила 208,7%, а индекс потребительских цен - 208,7%.

Ниже приведены данные Национального статистического комитета за январь-август 2013 года об инфляции в Республике Беларусь (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Инфляция за январь-август 2013 года

Месяц

Инфляция (в процентах к декабрю 2012 года)

Январь

103,0

Февраль

104,3

Март

105,4

Апрель

105,9

Май

106,6

Июнь

107,0

Июль

108,0

Август

108,2


Источник: [10]

Исходя из приведенных оперативных данных можно сделать вывод, что инфляция в январе составила 103%, т.е. по сравнению с декабрем 2012 года выросла на 3%, в феврале - на 4,3%, т.е. в феврале инфляция выросла на 1,3% (при сравнении с январем 2013 года), что говорит об довольно высоких темпах роста инфляции. В марте по сравнению с декабрем 2012 года инфляция увеличилась на 5,4%, а в апреле - на 5,9%. Таким образом, в апреле инфляция возросла на меньшую величину (0,5%), чем в феврале при сравнении с январем, когда абсолютный прирост составил 1,3%. За первый квартал 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года инфляция увеличилась на 5,9%. В мае 2013 года инфляция составила 106,6%, что на 6,6% больше, чем в декабре 2012 года. В июне наблюдается незначительное увеличение - 0,4% по сравнению с маем 2013 года. В июле инфляция составила 108%, что на 1% больше предыдущего месяца. В августе абсолютный прирост по сравнению с июлем составил 0,2%, по сравнению с декабрем предыдущего года - 8,2%.

Необходимо отметить, что инфляция растет с каждым месяцем, в августе 2013 года она составляла 108,2%, а уже в сентябре 2013 года составила 110%, что говорит об изменении уровня инфляции: от ползучей она плавно перешла в галопирующую, т.к. достигла 110%. После чего в октябре текущего года достигла уровня 112%. Официальный годовой прогноз инфляции составляет 12%.

Суть вмешательства государства в процессы ценообразования состоит в целенаправленном воздействии государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни цен, а через них - на интересы потребителей и производителей товаров с целью достижения максимальной эффективности их использования при удовлетворении общественных потребностей. Государство устанавливает предельные и фиксированные цены, реализуя при этом такие управленческие функции, как планирование, регулирование, контроль и организация.

В условиях рыночной экономики механизм ценообразования гибко реагирует на изменение параметров, которые определяют денежное выражение общественной стоимости и ее движение: доходов, процентных ставок и налогов. Если они относительно стабильны, цены изменяются незначительно. Поэтому при росте доходов закономерен рост цен, инфляция, обесценение денег.

Цена и инфляция тесно взаимосвязаны между собой, т.к. инфляция вызывает рост цен, а цены, в свою очередь, влияют на инфляцию, могут ее ускорять или сдерживать. Экономически обоснованная система цен является одним из условий предупреждения и замедления инфляции. Это связано с тем, что рост доходов в обществе, превышающий возможности их материального обеспечения, влечет за собой возникновение инфляции.

Умеренно жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика, демонополизация производства, создание конкурентной среды и приватизация собственности являются неотъемлемой частью либерализации цен в процессе создания рыночного механизма.

Вмешательство государства особенно необходимо в тех случаях, когда другие субъекты экономики не в состоянии самостоятельно организовать такую систему ценообразования, которая бы позволяла эффективно функционировать национальной экономике и создавала бы благоприятные условия жизни общества в целом.

2.2 Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь, инструменты и механизмы реализации


Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.

Бюджетно-налоговая политика, или фискальная политика, представляет собой совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения.

Ее основными задачами являются:

·        сглаживание колебаний экономического цикла;

·        обеспечение устойчивых темпов экономического роста;

·        достижение высокого уровня занятости;

·        снижение инфляции [3, с. 58].

Инструменты фискальной политики - это государственные расходы, а также налоги. Все расходы государства отражаются в статьях бюджета, которые должны быть достаточно эффективными, обеспечивать рост ВНП и другие цели фискальной политики [9, с. 173].

Государственные расходы включают в себя затраты на социальные нужды, силовые структуры, национальную экономику, здравоохранение, охрану окружающей среды и др. Поскольку Республика Беларусь - страна с социально-ориентированной экономикой, большая часть государственных расходов приходится на социальную сферу. Проанализируем некоторые из них (таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Государственные расходы за 2008-2012 гг.

Статья расхода, млрд. руб.

Год

2009

2010

2011

2012

Затраты на технологические инновации

2947,6

2700,4

2793,3

8763,7

7937,5

Внутренние затраты на научные исследования и разработки (в фактически действующих ценах)

962,4

883,3

1140,6

2081,9

3537,8

Совокупные расходы на охрану окружающей среды (в фактически действующих ценах)

1519

1744

2002

3485

6176


Источник: [10]

Затраты на технологическое обслуживание в период 2008-2010 гг. находятся в пределах от 2500 до 3000 млрд. руб. В 2008 году величина затрат на технологические инновации составила 2947,6 млрд. руб., в 2009 году - 2700,4 млрд. руб., в 2010 году - 2793,3 млрд. руб. При сравнении 2011 и 2012 годов следует отметить, что в 2012 году государственные расходы снизились. Данное уменьшение составило 826,2 млрд. руб.

Внутренние затраты на научные исследования и разработки (в фактически действующих ценах) достаточно сильно отличаются. В 2008 году они составили 962,4 млрд. руб., в 2009 году затраты снизились на 79,1 млрд. руб. и составили 883,3 млрд. руб. В 2010 году величина затрат увеличилась как по сравнению с 2009 годом, так и по сравнению с 2008 годом. В 2011 году наблюдается увеличение затрат на научные исследования и разработки по сравнению с 2010 годом почти вдвое - 2081,9 млрд. руб. В 2012 году заметно увеличились затраты, абсолютный прирост составил 1455,9 млрд. руб.

Совокупные расходы на охрану окружающей среды являются неотъемлемой частью расходов государственного бюджета, поскольку от состояния окружающей среды зависит уровень жизни населения и, как следствие, производительность труда, объем выпуска и др. В 2008 году расходы составили 1519 млрд. руб., в 2009 году - 1744 млрд. руб., что на 225 млрд. руб. больше. В 2010 году увеличение расходов практически аналогичное - 258 млрд. руб. В 2011 году расходы на охрану окружающей среды по сравнению с 2010 годом увеличились на 1483 млрд. руб. В 2012 году затраты составили 6176 млрд. руб.

Таким образом, наблюдается положительная динамика государственных расходов в период с 2008 по 2012 гг. Можно сделать вывод о том, что сумма свободных средств, расходуемых на технологические инновации, охрану окружающей среды, научные исследования и разработки, увеличилась.

Следующим важным показателем фискальной политики являются налоги - преобладающий источник государственных доходов и инструмент регулирования экономики.

Необходимо рассмотреть динамику изменения налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2010-2012 гг. В 2010 году налоговая нагрузка составила 27,3% к ВВП, в 2011 году по сравнению с предыдущим годом снизилась до 24,7% к ВВП на величину, равную 2,6%. В 2012 году наблюдается увеличение налоговой нагрузки на экономику по сравнению с 2011 годом на 1,5%, в этот год она составила 26,2% к ВВП. На сегодняшний день в Республике Беларусь наблюдается более высокий уровень налоговой нагрузки на экономику, чем в соседних государствах. Это негативно сказывается на конкурентоспособности белорусской продукции и эффективности функционирования экономики в целом. Следствием этого является скрытие доходов субъектами хозяйствования и, соответственно, уменьшению суммы поступлений в государственный бюджет.

В периоды спада экономики растет безработица, соответственно, увеличиваются и расходы бюджета на выплату социальных пособий, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема наблюдается противоположная ситуация.

Правительство проводит дискреционную (стабилизационную) фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей.

Целью сдерживающей бюджетно-налоговой политики является преодоление инфляции, которая вызвана избыточным спросом. Данная политика проводится на этапе экономического подъема и направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.

Стимулирующая, или дефицитная, фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы.

Таким образом, повышение государственных расходов на определенную величину вызывает изменение национального дохода, а изменение доходов увеличивает совокупный спрос, что, в свою очередь, вызывает рост национального производства.

В Республике Беларусь в настоящее время механизм данного регулирования еще не в полной мере отлажен, и его осуществление на практике может приводить к росту цен, изменению курса валюты и отрицательно воздействовать на ставку ссудного процента денежного рынка. Но, тем не менее, в период кризиса механизм государственного регулирования предполагает, что государственные расходы (т.е. государственные закупки) должны быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. А в период экономического роста государство, снижая уровень своих расходов, сокращает объем совокупного спроса и, тем самым, выпуска продукции, т.е. реализует функцию регулирования макроэкономики [9, с.174].

Фиксирование цен или установление пределов их повышения осуществляется при регулировании цен на продукцию естественных монополий (что является главным фактором поддержания низкого уровня инфляции и создания условий для экономического роста) и продукцию промышленности, обеспечивающую экономическую безопасность страны.

Таким образом, проводя фискальную политику, государство ориентируется на стадию, в которой находится экономика, и в зависимости от этого выбирает инструменты данной политики и сам механизм ее реализации.

2.3 Ценообразование в условиях социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь


Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящихся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам [13].

Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, может быть реализована двумя путями:

1.      в форме резкого перехода к рыночной экономике с помощью активной либерализации цен;

2.      посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий и конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования [9, с. 157-158].

Большинство стран по рекомендациям МВФ выбрало "шоковый" вариант перехода к рыночной системе хозяйствования, в то время как Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Каждый из вариантов имеет положительные и отрицательные стороны, поэтому однозначно утверждать об исключительной правильности одного из них не представляется возможным.

В принятой в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь определены основные направления ценовой политики на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Целью совершенствования системы ценообразования являлось создание механизма, который бы обеспечивал условия для повышения конкурентоспособности экономики и эффективного использования ресурсов при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении жизненного уровня населения.

Высшей целью социально-экономического развития нашего государства становится человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде. Однако существует и ряд проблем, возникающих в процессе создания таких благоприятных условий. По причине существования, например, монополий и монополистических цен, государственное вмешательство становится неотъемлемой часть регулирования экономики. В связи с этим на государственном уровне разрабатываются законы, правовые акты и рекомендации, касающиеся процесса ценообразования. Данные меры принимаются для предоставления доступности всем слоям населения определенных товаров, так называемых "социально значимых" товаров. К ним относятся молоко, хлеб, сахар и др.

Основы государственного регулирования цен на социально значимые товары, реализуемые на территории РБ, определены ст.7 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании", с учетом последних изменений от 31.12.2009 № 114-З.

Согласно постановлению Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь", с учетом последних изменений от 09.11.2012 № 1028, молоко и молочные продукты включены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики.

Регулирование розничных цен на молочную продукцию осуществляется путем установления предельных максимальных торговых надбавок [11].

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь №86 от 18 ноября 2013 года предусмотрено повышение предельных максимальных отпускных цен на некоторые продукты питания. К ним относятся: мясо цыплят-бройлеров, яйцо куриное, некоторые виды хлеба и булочных изделий, молочная продукция. Данным постановлением по предложению Минсельхозпрода предусмотрена возможность повышения на 10% в ноябре текущего года предельных максимальных отпускных цен на хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14%. В данном случае речь идет о регулировании цен производителей на те виды хлеба и булочных изделий, которые выпекаются по простой рецептуре без дополнительного сырья и относятся к нижней ценовой группе. Прогнозируемое повышение цен - 300-600 рублей на 1 изделие. Также предусмотрена возможность повышения цен на 10% на мясо цыплят-бройлеров и яйцо куриное. На низкожирные виды молочной продукции без вкусовых добавок и наполнителей дано разрешение увеличить предельные максимальные отпускные цены на 3,5% в ноябре 2013 года и на 3,5% в декабре этого же года; на высокожирные виды молочной продукции с вкусовыми добавками и наполнителями - на 2,5% в ноябре и на 2,5% в декабре текущего года. Повышение отпускных цен не означает автоматического повышения розничных цен (на товары, лежащие на прилавках магазинов), однако это не исключается. Введение в силу данного постановления позволит производителям хлеба и булочных изделий, молочных продуктов и птицефабрикам стабилизировать свое экономическое состояние.

Правовое регулирование деятельности монополий обусловлено наличием у последних потенциальных возможностей необоснованного установления монопольных цен. Целью регулирования цен и контроля за ними является предупреждение и пресечение злоупотреблений в области ценообразования, дающих возможность хозяйствующим субъектам, пользуясь доминирующим положением на товарных рынках, оказывать влияние на конкуренцию, уровень и динамику цен, а также экономическое положение потребителей данной продукции. В настоящее время в республике сформирован целостный механизм регулирования цен на товары организаций-монополистов [11].

Государственное регулирование отпускных цен на социально значимую хлебобулочную продукцию осуществляется путем установления предельных максимальных отпускных цен. Продавцы, устанавливающие цены свыше приведенных ниже, несут административную ответственность в виде штрафов за нарушение правил, установленных на законодательном уровне. Их размер устанавливается и рассчитывается в индивидуальном порядке. Предельные максимальные отпускные цены на хлебобулочные изделия (таблица 2.5) установлены согласно приложению 1 № 35 и составляют:

Таблица 2.5 - Предельные максимальные отпускные цены на хлебобулочные изделия

Наименование товара

Предельные максимальные отпускные цены за 1 кг, руб.

Хлеб ржаной, из смеси ржаной и пшеничной муки (кроме заварных сортов) без дополнительного сырья

2342

Хлеб ржаной, из смеси ржаной и пшеничной муки, заварной без дополнительного сырья

2985

Батоны и хлебцы из пшеничной муки высшего сорта с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14% развесом 300 г и более

4510

Батоны и хлебцы из пшеничной муки первого сорта с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14% развесом 300 г и более

3923


Источник: [11]

Таким образом, предельные цены на хлебобулочные изделия за 1 кг устанавливаются в соответствии с отнесением изделия к первому или высшему сорту и использованием заварных сортов муки или без них. Максимальная цена за 1 кг установлена на батоны и хлебцы из пшеничной муки высшего сорта с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14% развесом 300 г и более - 4510 рублей. Цена на батоны и хлебцы из пшеничной муки первого сорта с таким же содержанием сахара и жиров и соответствующим развесом составила 3923 руб. /кг. Можно сделать вывод, что 587 рублей покупатель платит за высший сорт, т.е. при установлении цены производители рассчитывают стоимость продукции в соответствии с использованным в рецептуре сортом муки. Цена на хлеб ржаной без дополнительного сырья с использованием смеси ржаной и пшеничной муки (кроме заварных сортов) составила 2342 рубля. В то время как цена на такой же хлеб, но с использованием заварных сортов, составила 2985 рублей.

С 12 июля 2013 г. вступило в силу постановление Минэкономики РБ от 04.07.2013 № 49, которым внесены изменения в постановление Минэкономики РБ от 25.04.2011 № 62 "О ценах на сахар-песок белый без добавок и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь". В частности, на сахар-песок белый без добавок весовой, упакованный в мешки от 25 до 50 кг включительно, предельная максимальная розничная цена составляет 7900 руб. /кг, на сахар-песок белый без добавок весовой, упакованный в мешки от 2 до 25 кг включительно, - 8400 руб. /кг, на сахар-песок белый без добавок, расфасованный в потребительскую упаковку развесом от 500 г до 1 кг включительно, - 8400 руб. /кг [11].

Проанализировав данные о сахаре-песке белом без добавок, можно сделать вывод, что главным фактором, влияющим на установление цены, является расфасовка. Если сахар упакован в мешки от 25 до 50 кг, то цена за 1 кг составит 7900 бел. руб., при меньшей расфасовке (от 2 до 25 кг и от 500 г до 1 кг) цена увеличивается на 500 бел. руб. и составляет 8400 бел. руб. Таким образом, для покупателей, желающих сэкономить расходуемые средства, желательнее покупать сахар-песок в упаковке свыше 25 кг. На 100 кг сахара-песка сумма экономии составит 50000 бел. руб. В добавок за сэкономленную сумму можно приобрести сахара-песка по цене 8400 бел. руб. /кг почти 6 кг (5,95 кг).

Перечисленные меры принимаются государственными органами с целью обеспечения доступности данных товаров населению. В условиях социально-ориентированной рыночной экономики эти меры являются неотъемлемой частью регулирования состояния страны в целом.

В последние годы многое было сделано на пути формирования социально-ориентированной рыночной экономики. Однако некоторые преобразования замедлились из-за недостаточно благоприятной правовой и экономической среды для развития бизнеса, слабой поддержки государством предпринимательской деятельности, низким уровнем притока инвестиций в страну и др.

Путем управления ценами и установления их максимальных размеров достигается эффективное использование произведенных товаров и широкая доступность их потребителям. Вмешательство государства в процессы ценообразования необходимо, т.к. именно государство, проанализировав экономику и ситуацию в стране в целом (уровень инфляции, доходы населения, безработицу и др.), вправе принять необходимые меры для нивелирования сложившихся неблагоприятных условий в стране, обеспечив при этом стабильное развитие экономики.

Глава 3. Проблемы государственного регулирования цен на промышленную продукцию в республике беларусь и пути их решения

 

 

Существует ряд проблем, присущих государственному регулированию цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь.

К ним относятся:

·        существование монополий и монопольных цен;

·        наличие межотраслевого и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги;

·        низкий уровень конкурентоспособности товаров, производимых в стране;

·        недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости товаров;

·        теневой сектор экономики;

·        недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой;

·        высокий уровень инфляции;

·        неустойчивое развитие экономики;

·        несоблюдение отдельными субъектами экономики законодательства о ценообразовании;

·        переходный тип экономики;

·        нестабильность национальной валюты;

·        опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары.

Для регулирования цен на товары, производимые фирмами-монополистами, необходимо создание прочной правовой базы, касающейся деятельности монополий (антимонопольное законодательство). Именно поэтому фиксирование цен или установление пределов их повышения имеет место при регулировании цен на продукцию естественных монополий (важнейший фактор поддержания низкого уровня инфляции и создания условий для экономического роста). Фиксирование цен используется в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

Для повышения эффективности работы реального сектора экономики необходимо ликвидировать отраслевые перекосы цен и тарифов, гармонизировать внутренний уровень цен с ценами стран-соседей.

Повышение качества производимой в стране продукции и снижение издержек при их производстве позволит увеличить общий объем выпуска товаров и снизить приток промышленной продукции из других стран.

Как и в любой другой стране, в Беларуси существует теневой сектор экономики, не подверженный государственному регулированию. Как следствие, товары в данной сфере имеют цену, установленную произвольно, и контроль за процессом ценообразования становится практически невыполнимой задачей.

При усилении контроля за уровнем и динамикой затрат, включаемых в себестоимость товаров, можно добиться снижения цен на продукцию, что позволит увеличить доступность товара разным по обеспеченности слоям населения.

Четкое фиксирование полномочий государственных органов по установлению цен позволит не допустить свободного ценообразования, как следствие, будет сформирована прочная и устойчивая политика сочетания свободных и регулируемых цен.

Инфляция и нестабильность национальной валюты влияет на доверие населения к белорусскому рублю. В результате спрос на иностранную валюту увеличивается, цены на продукцию растут, резко возрастает необходимость вмешательства государства в функционирование экономики.

В связи с невыполнением некоторыми субъектами экономики законодательства о ценообразовании необходимо ужесточить меры наказания, что позволит снизить вероятность возможного возникновения свободного ценообразования при фиксированных размерах цен.

В период перехода к рыночному типу экономики в Беларуси наблюдается нестабильность функционирования отдельных отраслей, что отрицательно сказывается на развитии страны в целом.

В соответствии с данными проблемами на государственном уровне разрабатывается ряд программ, позволяющих обеспечить более эффективное развитие экономики, стабильность внутреннего рынка, увеличение объемов выпуска продукции и, как следствие, экспорта. К таким программам относятся: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Концепция ценообразования в Республике Беларусь, Программа импортозамещения и др.

3.2 Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования


В современных условиях регулирующее воздействие на экономику оказывает не только государство, но и частные монополии. В связи с этим при ориентации государственной политики на достижение благосостоянии нации необходимо учитывать возможность того, что установленные монополиями цены будет слишком высоки. В свою очередь, это приведет к ухудшению уровня жизни населения, росту напряженности в стране, увеличению социального неблагополучия. При отсутствии минимального регулирования экономики со стороны государства возможна полная монополизация рынка, резкое увеличение цен на товары и услуги, общая нестабильность в стране.

Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства:

)        государственный бюджет;

2)      систему государственных банков;

)        государственный сектор экономики.

Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний и т.д. [20, с. 134-135].

За последнее время в республике существенно расширилась сфера применения цен на промышленную продукцию, самостоятельно определяемых субъектами хозяйствования с учетом конъюнктуры рынка. Однако целесообразным является дальнейшее сокращение административных ограничений в процессе ценообразования на промышленную продукцию, перенос большинства решений по формированию цен на уровень организаций. Это становится возможным благодаря стабилизации ценовой ситуации в республике, существенному улучшению материального положения граждан, развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного законодательства.

Органы управления в дальнейшем должны переходить преимущественно к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, поставляемые из-за рубежа, налогового и антимонопольного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики.

Основными критериями в области ценообразования на промышленную продукцию являются:

·        переход к формированию цен с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных программными документами социально-экономического развития республики;

·        увязка изменения цен на продукцию и услуги производственно - технического назначения с прогнозируемыми индексами изменения цен на потребительские товары и услуги, конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков;

·        недопущение опережающих темпов роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары [12].

Заключение


Государственное регулирование цен является одной из важнейших составляющих стабильного и эффективного развития экономики страны. Вмешательство государства в процесс ценообразования необходимо для успешного функционирования рыночной системы.

Цена и инфляция тесно взаимосвязаны между собой, т.к. инфляция вызывает рост цен, а цены, в свою очередь, влияют на инфляцию, могут ее ускорять или сдерживать. В связи с этим возникает необходимость влияния государственных органов регулирования на ценообразование и уровень инфляции.

Составной частью общей системы ценового регулирования является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. При определении общих правил и принципов ценообразования, введении ограничения цен, специальные государственные органы призваны обеспечить контроль за соблюдением их всеми субъектами хозяйствования.

За нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования субъекты хозяйствования несут ответственность. В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями правил, законов и норм ценообразования.

Проведение ценового мониторинга способствует повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране. Ценовой мониторинг осуществляется органами ценообразования и службами государственной статистики.

В ходе написания курсовой работы были выявлены проблемы государственного регулирования цен на промышленную продукцию и сформулированы пути их решения.

Основные проблемы государственного регулирования цен:

·        существование монополий и монопольных цен;

·        низкий уровень конкурентоспособности товаров, производимых в стране;

·        высокий уровень инфляции;

·        несоблюдение отдельными субъектами экономики законодательства о ценообразовании.

По причине существования проблем регулирования цен на промышленные товары необходима разработка программ и механизмов, позволяющих усовершенствовать систему ценообразования в Республике Беларусь.

В ходе данной работы были систематизированы статистические данные и теоретическая информация о регулировании цен на промышленную продукцию с помощью графических и табличных методов, логического и сравнительного анализа.

Список использованных источников


1.       Антонова Н.Б., Хорошко О.Б. Государственное регулирование национальной экономики: курс лекций / Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. - 253 с.

2.      Гацалов М.М. Современный экономический словарь-справочник / М.М. Гацалов. - Ухта: УГТУ. 2002. - 371 с.

.        Голубев С.Г., Володько О.В., Шумак Ж.Г. Макроэкономика: курс лекций / С.Г. Голубев, О.В. Володько, Ж.Г. Шумак. - Минск: ООО "Мисанта", 2006. - 200 с.

.        Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / В.И. Кушлин [и др.]; под общ. ред. В.И. Кушлина. - Москва: Издательство РАГС, 2008. - 322 с.

.        Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов / Т.Г. Морозова [и др.]; под общ. ред. Т.Г. Морозовой. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.

.        Емельянова Т.В. Ценообразование: учебное пособие / Т.В. Емельянова. - Издание четвертое, исправленное. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 304 с.

.        Лазаревич Н.М., Кохнович И.Н. Ценообразование / Н.М. Лазаревич, И.Н. Кохнович. - Минск: МИУ, 2006. - 260 с.

.        Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3): учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004. - 576 с.

.        Макроэкономика: Социально ориентированный подход: учебное пособие / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: Тесей, 2003. - 320 с.

10.    Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. статистический комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2010. - Режим доступа: http://belstat.gov. by <http://belstat.gov.by/>. - Дата доступа: 22.10.2013.

.        Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Издательский дом Гревцова. - Минск, 2005. - Режим доступа: http://idg. by <http://idg.by>. - Дата доступа: 25.10.2013.

.        Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Новости Беларуси. - Минск, 2008. - Режим доступа: http://laws. newsby.org <http://laws.newsby.org>. - Дата доступа: 24.10.2013.

.        Национальный Интернет-портал Российской Федерации [Электронный ресурс] / Онлайн библиотека экономики. - Москва, 2009. - Режим доступа: <http://www.eclib.ru/ekonomicheskaya-teoriya/1286-socialno-orientirovannaya-rynochnaya-ekonomika>. - Дата доступа: 20.10.2013.

.        Орешин В.И. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): учебное пособие / В.И. Орешин. - Москва: Издательство РАГС, 2001. - 311 с.

.        Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Основные социально-экономические показатели. - Минск, 2005. - Режим доступа: http://president.gov. by <http://president.gov.by>. - Дата доступа: 22.10.2013.

.        Полещук И.И., Терешкина В.В. Ценообразование: учебник / И.И. Полещук, В.В. Терешкина. - Минск: БГЭУ, 2001. - 303 с.

.        Полещук И.И. Ценообразование: учебно-практическое пособие / И.И. Полещук. - Минск: БГЭУ, 2002. - 93 с.

.        Сокольчик Т.П. Цены в системе государственного регулирования: курс лекций / Т.П. Сокольчик. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 138 с.

.        Харук Н.А. Ценообразование. Отраслевые особенности: практическое пособие / Н.А. Харук. - Минск: Промкомплекс, 2010. - 144 с.

.        Цены и ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов [и др.]; под общ. ред. И.К. Салимжанова. - Москва: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003. - 360 с.

Похожие работы на - Прямые и косвенные методы регулирования цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!