Международное сотрудничество в сфере экологических исследований

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,48 Мб
  • Опубликовано:
    2015-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное сотрудничество в сфере экологических исследований

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

.1 История возникновения и анализ развития отношений в сфере экологии

.2 Особенности международного сотрудничества в сфере экологии

.3 Участие Украины в международном сотрудничестве в области экологии

РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ

.1 Анализ состояния международного сотрудничества в сфере экологических исследований

.2 Приоритетные направления развития экологических отношений

РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

.1 Проблемы международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны

.2 Будущее развитие сотрудничества в сфере экологических исследований

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


В ХХ веке произошли самые неожиданные и значительные для человечества изменения в окружающей среде. Новые технологии позволили создать средства наблюдения, при помощи которых был собран и обработан огромный материал, свидетельствующих о быстрых и негативных изменениях происходящих в природной среде, ряд из которых принял глобальный масштаб (изменение климата, парниковый эффект, озоновые дыры и др.). Изменение коснулось всех сред - происходит перераспределение содержания химических элементов в природных средах, в первую очередь биогенных, жизненно важных элементов. [2, c. 88]

За время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить около 70 процентов всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает их «успешное» уничтожение. Объем допустимого воздействия на биосферу в целом превышен сейчас в несколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются или слабо поддаются переработке. Все это приводит к тому, что биологические микроорганизмы, которые выступают в качестве регулятора окружающей среды, уже не способны выполнять эту функцию.

Через 30 - 50 лет начнется необратимый процесс, который на рубеже XXI - XXII веков приведет к глобальной экологической катастрофе. Особо тревожное положение сложилось на Европейском континенте. Западная Европа свои экологические ресурсы в основном исчерпала и соответственно использует чужие. [26]

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, всё в большей степени начинающих носить глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры, независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Сбалансированное развитие человечества - путь к решению современных экологических проблем. [3 c. 77]

Целью работы является рассмотрение международного сотрудничества в сфере экологического исследования.

Цель работы обуславливает определенные задачи:

исследовать особенности международного сотрудничества в сфере экологии;

рассмотреть историю возникновения и анализ развития отношений в сфере экологии;

определить роль Украины в международном сотрудничестве в области экологии;

провести анализ международного сотрудничества в сфере экологических исследований;

исследовать приоритетные направления развития экологических отношений;

определить проблемы международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны;

осуществить прогноз развития сотрудничества в сфере экологических исследований.

Тема является актуальной, потому что одной из характерных особенностей современного мира является обострение экологических проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества. Предметом анализа курсовой работы являются теоретические и практические основы развития международного сотрудничества в сфере экологических исследований.

Объектом анализа выступает международное сотрудничество в сфере экологических исследований.

Методами анализа в данной курсовой работе являются: общенаучные методы исследования, в т.ч. системного, сравнительного, исторического анализа; методы статистического анализа.

Литературные источники, использованные при написании работы включают труды украинских ученых: Арустамова Э.А, Ермолаева Б.В., Колесова В.П., Кондратьева В.К., Донченко В.К., Лосева К.С., Фролова А.К., Местушко В.Ю., Уваровой Г.Ш. В числе работ зарубежных авторов, в т.ч. российских: Авдеевой Т.Г., Вишневской Е. Н., Агаповой Н. Н., Яницкого О.Н., Вике Л., Киселева В.Н., Кнебель Дж. и др., а также Интернет-ресурсы.

Данная работа структурно состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, включающего 35 источника и 5 приложений.

В первом разделе работы приведены особенности международных экологических отношений, история возникновения и развития сотрудничества в мире.

Второй раздел работы посвящен оценке международных отношений в сфере экологии, посредством рассмотрения и анализа динамики и тенденций развития показателей стран, приоритетных направлений развития сотрудничества.

В третьем разделе работы рассматриваются и анализируются перспективы развития международного сотрудничества в сфере экологии с точки зрения существующих современных глобальных проблем стран и путей их разрешения, а также выполнен прогноз дальнейшего развития отношений в сфере охраны окружающей среды.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

.1 История возникновения и анализ развития отношений в сфере экологии

Прогресс науки и техники, сопровождающий развитие человеческого общества во второй половине XIV и особенно в XX столетии, с одной стороны позволили человеку значительно преодолеть зависимость от природы и обеспечить возрастающие потребности, но, с другой стороны, резко увеличилось воздействие на природную среду. В настоящее время для удовлетворения собственных нужд человечество получает из недр планеты 25 тонн различного сырья в год в расчете на 1-го жителя. Для сельскохозяйственных нужд используется около 25-30% суши, а вместе с продуктивным лесом - 50-55%, т. е. практически человеком освоены все удобные земли планеты, потребление же промысловых рыбных ресурсов в мировом океане подходит к пределам биологических возможностей.

Наряду с этим, в окружающую среду поступает всё больше и больше различных вредных веществ, в результате различны аварий и катастроф наносится непоправимый ущерб природе… [30]

Таким образом, мы видим, что современное человеческое общество, обладающее секретом ядерной энергии и регулированием на уровне клетки, стало мощной созидательной силой, но одновременно и такой, которая способна нанести непоправимый ущерб дальнейшему существованию всего живого на земле. Жесточайшая необходимость заставила человека искать пути разумного взаимодействия с природой: возникла специальная область деятельности, получившая название охраны природы.[7, c. 84-85]

Зачатки осознанного отношения человека к природе имелись уже на первых этапах развития в виде религиозных запретов на промысел отдельных животных, объявления священными отдельных территорий. У древних народов Египта, Индии священными считались животные (змеи, обезьяны, отдельные копытные, тигры, некоторые насекомые), растения (лотос, деревья), скалы, водные источники и их обитатели. Все они строжайше охранялись. Эти обычаи сохранились и поныне в ряде стран. Существовали правила охоты у древних хантов и манси. Древний китайский философ Лао-Цзы (VI в. до н. э.) призывал беречь леса, чтобы не навлекать стихийные бедствия. Китайский поэт Сыма-Слы-Жу (I в. до н. э.) в своих произведениях упоминает, что правители того времени имели территории, богатые растительностью и животными, на которых не разрешалось земледелие, несмотря на царивший голод. В Римской империи (I в. до н. э.-V в. н. э.) проводились мероприятия по очистке городских сточных вод и последующему использованию их для сельскохозяйственного орошения. Развитие феодального землевладения также сыграло отчасти свою природоохранную роль. С целью охраны крупных земельных наделов от посягательств безземельных тружеников и горожан феодалы создавали заповедные территории. В XI-XII вв. такие заповедники возникли на территории нашей страны: Беловежская пуща, Семь Островов. В этот период развивалось государственное природоохранное законодательство. В Польше в XI в. был издан указ об охране туров. При Ярославе Мудром был составлен свод законов, в котором содержались разделы по охране лесов и отдельных животных. Работы по охране природы начали проводиться в XIV в. во Франции. С открытием и использованием угля для топлива в Англии, в Лондоне из-за сильного загрязнения воздуха в 1273 г. был принят закон о запрещении сжигания угля для отопления. Отмечается развитие природоохранной деятельности при Петре I, когда особое внимание уделялось лесам. Петром I были заложены основы организованного лесоводства, созданы специальные инструкции о порядке рубок и охраны лесов, об упорядочении охоты на ценных промысловых животных.[22]

Индустриализация и увеличение масштабов использования природных ресурсов, вызванные эпохой капитализма, поставили перед человеком новые серьезные задачи в области охраны природы. Стремление к обогащению, конкуренция, захват колоний толкали к безжалостному истреблению лесов, промысловых животных, хищническому использованию полезных ископаемых. В Западной Европе во многих местах были уничтожены тур, лось, косуля. В Америке колонисты подорвали популяции бизонов, с которыми была связана жизнь местных индейцев. В промышленно развитых странах-Англии, Германии, Франции-складывались тяжелые ситуации в городах и промышленных районах в результате отравления воздуха и воды загрязняющими веществами.[23]

В Украине в XIX в., особенно после отмены крепостного права, возникла острая необходимость проведения мероприятий по охране природы в государственных масштабах в связи с интенсивно вырубавшимися лесами европейской части страны, по защите почв от эрозии вследствие расширения сельскохозяйственных площадей, по предотвращению чрезмерной добычи пушных и других промысловых животных, птиц, рыбы. К началу XX в. на территории государства насчитывалось 5 заповедников. Появились научные обобщения, которые служили основой природоохранных мероприятий (работы А. И. Воейкова, В, В. Докучаева и др.). Большой вклад в дело охраны природы внесла Постоянная природоохранительная комиссия, созданная в 1912 г. при географическом обществе. Она была инициатором создания первого закона о заповедниках (1916 г.). Обеспокоенные судьбой национальных богатств передовые ученые в канун Октябрьской революции внесли на рассмотрение Государственной думы разработанный ими проект общего закона об охране природы Украины. В первые годы советской власти были подписаны декреты «О земле» (1917 г.), «О лесах» (1918 г.), «О недрах земли» (1920 г.), «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.), осуществлялись и другие мероприятия. В 1925 г. ВЦИК РСФСР образовал межведомственный государственный комитет по охране природы с комиссиями в краях и республиках, просуществовавший до 1933 г. Насущные проблемы природопользования, ставшего на путь индустриального развития советского государства, обсуждались на созванном в 1933 г. I Всесоюзном съезде по охране природы. Несмотря на трудный период, к сороковым годам законодательными актами регулировались почти все вопросы, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. В стране расширялась сеть заповедников. После Великой Отечественной войны природоохранная работа приняла широкий размах. Самым крупным событием этого периода стало постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР (1948 г.), вошедшее в историю как «План преобразования природы» и т. д.

В дальнейшем также принимались различные шаги, направленные на усиление природоохранной деятельности. Однако уже всем было очевидно, что с глобальными проблемами невозможно справиться действуя разобщено и, в результате, стали возникать международные организации занимающиеся природоохранной деятельностью. [14, c. 15]

Таким образом, проблема защиты окружающей среды приобретает приоритетный характер в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу развития, разумному с природоохранительной и гуманистической точки зрения, зависит сохранение жизни на земле.

Сначала меры по защите природы были внутренним делом каждого государства, создавались специальные органы: комитет по охране окружающей среды (ФРГ), Министерство по охране окружающей среды (Великобритания, Франция), Агентство по защите окружающей среды (США). По мере увеличения угрозы безопасности биосферы и осознания того, что природа не знает границ, оживляется международная природоохранная деятельность.

В 1948г. по инициативе ЮНЕСКО был создан международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - International Union for Nature Conservation (IUCN) - The World Conservation Union. Участники: более 952 члена из 139 стран мира (74 правительства, 111 правительственных организаций, 731 НПО, 36 ассоциированных членов, не имеющих права голоса). Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций.

В1971 году Юнеско принята специальная программа "Человек и биосфера" (МАЕ) - UNESCO Programme "Man and Biosphere" (MAB).

Рис. Логотип программы МЕВ

Участники: 110 государств-членов ЮНЕСКО. Цели: проведение междисциплинарных исследований, подготовка специалистов в области управления природными ресурсами; выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методологии рационального исследования ресурсов; оказание помощи в планировании и реализации научных проектов и образовательных программ. Основная деятельность: подготовка и выполнение проектов по главным проблемным направлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экосистем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социально-культурного и этнического подходов при освоении земель, формирование политики землепользования); создание и управление сетью биосферных заповедников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов. программы «Человек и биосфера» к своей деятельности:

·        Максимальное сокращение потерь биоразнообразия за счёт использования соответствующих научных знаний при принятии решений;

·        Повышение уровня сохранности окружающей среды за счёт создания международной сети биосферных заповедников <#"880077.files/image002.jpg">

Рис.2.3 Снижение парниковых газов в атмосфере Земли

В 1985 году на специализированной конференции ЮНЕП была принята Конвенция по защите озонового слоя, а в 1987 году был подписан Монреальский протокол по веществам, нарушающим озоновый слой. С 2001 года в Украине введен запрет на создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ. Обращение с опасными отходами регламентирует Базельская конвенция по контролю за трансграничным перемещением радиоактивных отходов и их удалением, подписанная в 1989 году. Согласно Базельской конвенции, в вопросах отнесения отходов к различным категориям опасности приоритетными являются требования национального законодательства государства. Государства, осуществляя свое право на запрещение импорта опасных отходов с целью удаления, должны информировать другие страны о своем решении. Участники Конвенции рассматривают незаконный оборот опасных или других отходов как преступное деяние. Особо регламентируется вопрос трансграничной перевозки. [18, c. 502]

С 2001 года вступила в силу подписанная в 1997 году Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. В целях охраны водных объектов и морской среды действует ряд конвенций: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, обязывающая государства защищать и сохранять морскую среду, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнений нефтью 1969 года, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международная конвенция по спасанию 1989 года (вступила в силу в 1996 году), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года (вступила в силу в 1996 году), Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнений 1992 года и др.[8, c. 383]

Необходимость международного сотрудничества в области экологических исследований диктуется все большей и большей зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. По этому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.

РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

.1 Проблемы международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны


Проблема международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны имеет сложный социально-политический характер, является ареной столкновения между государствами, преследующими свои экономические, геополитические интересы.

Универсального подхода к решению глобальных экологических проблем еще не выработано, и есть серьезные основания полагать, что вряд ли он существует. С другой стороны, очевидно, что ни административно командные методы, ни рыночные отношения не в состоянии предложить действенного механизма решения экологических проблем. Речь должна идти о комплексе мер, предусматривающих сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования. Столкновение интересов национального развития отдельных государств серьезно препятствует выработке согласованных позиций по целому ряду принципиальных проблем. В этой ситуации перспективным направлением международной экологической деятельности может стать региональное сотрудничество.

Условно можно говорить о нескольких направлениях выхода из глобального экологического кризиса:

• экосоциализм;

• новый тоталитаризм;

• рыночные отношения.

Разработкой концепции экосоциализма, появившейся на рубеже 70-80-х годов XX века, занимались, прежде всего, социал-демократы (К. Амели, К.Таубе, И. Штрассер). Данная концепция предлагает в качестве выхода из современного экологического тупика увеличение экологического компонента в теории демократического социализма. Речь идет об обеспечении экологической безопасности личности, развитии альтернативного экономического сектора, основанного на безопасных технологиях; распространении экологической информации, просветительских программ, усилении роли гражданских экологических инициатив.

Новый тоталитаризм (без капиталистического (фашизм) или социалистического (сталинизм) уклона) видит в качестве стабилизации экорадикализм. При новом тоталитаризме контроль над обществом будет принадлежать узкой информационной олигархии. Н.Н. Моисеев видит главную причину появления неототалитаризма в ТНК. Такая ситуация, по его мнению, приводит к феномену экологического колониализма, к постепенному истощению ресурсов, ускоряющемуся обеднению стран третьего мира и росту сопротивления (даже в виде терроризма) давлению мира ТНК.

Рыночные механизмы в экологической политике. Неэффективность механизмов командно-административной экономики в сфере охраны окружающей природной среды привела к введению системы «рыночных» межгосударственных отношений в сфере мировой экологической политики. Впервые использование рыночных инструментов было провозглашено Европейским экологическим советом в середине 80-х годов. Речь идет о комплексе мер, объединенных формулировкой «загрязнитель платит», и включающем в себя штрафы за выбросы и их лицензирование, продуктовые платежи (налоги), налагаемые на продукцию, создающую загрязнение в процессе ее производства, потребления или утилизации; оплату расходов на ликвидацию экологического загрязнения и его последствий, а также на мониторинг, производимый нарушителем установленных экологических норматив. [35]

Проявлением рыночных подходов выступает межгосударственная торговля квотами на выброс парниковых газов. Она основана на принципе: любое увеличение количества выбросов или объема использования при родных ресурсов в одном месте должно быть сбалансировано эквивалентным сокращением количества выбросов в другом. С момента принятия. Киотского протокола не прекращается обсуждение идеи торговать квотами. Заинтересованность, прежде всего, по экономическим соображениям, одних государств наталкивается на сопротивление других. Для Украины вопрос продажи квот на выбросы имеет особое значение. Уровень экономического развития позволил нам без опасения принять условия Киотского протокола. В США другая ситуация. Они реально превышают установленные квоты, поэтому согласились подписать протокол только в 1999 году и до сих пор его не ратифицировали. Развивающиеся страны отказываются присоединиться к Киотскому протоколу, считая главными загрязнителями развитые державы. В то же время пока нет единого мнения в том, как измерить выбросы и определить квоты, какова должна быть цена на них. Многие исследователи опасаются, что торговля квотами приведет к увеличению выбросов. [19, c. 5]

«Рыночные идеи» распространились на торговлю «кислородом». Речь идет о неравномерном распределении выработки и потребления кислорода разными странами. Так, Бразилия, Россия, Канада, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Турция, Финляндия, Китай являются донорами кислорода, а к странам-потребителям относятся США, Англия, Германия, Италия, Франция, Польша, Румыния, Чехия, Южная Корея, Япония и многие другие.

К рыночным путям решения экологических проблем можно отнести предложение немецких «зеленых» заключить «новый договор поколений» на путях «социально-экологической модернизации», суть которой состоит в согласии населения пойти на относительно кратковременные экономические жертвы для обеспечения долгосрочного экологического и социального обновления государства.

Применительно к рыночным механизмам следует учитывать, что их побочным действием может стать аргумент, что разрешена любая деятельность, если внесена плата за загрязнение окружающей среды. Реальная польза от принципа «загрязнитель платит» будет только при условии расходования этих средств на природоохранные мероприятия. Поиск эффективных природоохранных механизмов неотделим от формирования единой стратегии мирового экологического развития. В качестве таковой рассматривается принятая на второй международной конференции по охране окружающей природной среды в 1992 году Стратегия устойчивого развития. Однако время показало, что и она не является панацеей ото всех бед. Чтобы понять причины этого, необходимо проанализировать глобальные модели более ранних поколений и последующие варианты возможных экологических сценариев. [24]


3.2 Будущее развитие сотрудничества в сфере экологических исследований


Международные отношения в сфере экологии с каждым годом приобретают все большую популярность. Это следствие постоянно ухудшающегося состояния окружающей среды. С каждым годом все больше государств заинтересованы улучшать состояние экологии не только на региональном уровне, но и на мировом. Поскольку государство не в силах самостоятельно решить проблему. Поэтому необходимо для решения этой проблемы сотрудничество между странами.

Доклады Римского клуба. В 1968 году в Риме по инициативе итальянского экономиста и специалиста в области управления промышленностью доктора А. Печчеи, группа естественников, математиков, экономистов, социологов, промышленников, чиновников из 10 стран образовала Римский клуб. С этого времени стала издаваться серия «Доклады Римского клуба» под общим названием «Затруднения человечества». Первый из докладов - «Пределы роста» - был подготовлен в 1972 году группой ученых Массачусетского университета под руководством супругов Д.X. и Д.А. Медоуз. Согласно выводам из доклада, увеличение промышленного роста и потребление ресурсов, рост народонаселения неизбежно достигнет некого предела, за которым последует катастрофа. Данный доклад вызвал широкий общественный резонанс. Большинством населения вывод был воспринят однозначно: или промышленный рост, или катастрофа.

В последующих докладах не только рассматривались варианты будущего развития человечества, но и высказывались предложения, как избежать катастрофы. Так, авторы второго доклада «Человечество на перепутье» М.Месарович (США) и Э. Пестель (ФРГ) видели выход в том, чтобы развитие каждого региона строилось не на основании узконациональных интересов, а с учетом глобальных. В третьем докладе «Перестройка международного порядка», подготовленном голландским экономистом Я. Тинбергеном, подчеркивалось, что сочетание локальных и глобальных целей возможно. В докладе философа Э. Ласло «Цели для глобального общества» был сформулирован фундаментальный вопрос, что предпочтительнее, материальный рост или духовные человеческие качества? В дальнейшем члены Римского клуба затрагивали такие глобальные проблемы, как переработка отходов, использование энергии, проблемы достижения изобилия и благосостояния.

Оценка деятельности Римского клуба не однозначна. С одной стороны, очевидно, что главным итогом его деятельности стало привлечение внимания к экологическим проблемам широкой общественности, предпринимался поиск путей выхода из критической ситуации. С другой стороны, никаких кардинальных изменений не последовало, что признают и сами члены клуба. [1, c. 44]

Глобальные модели второго и последующих поколений относятся в большей мере к проектным, чем к прогностическим. Они основаны на использовании таких факторов развития, как экономика, природные ресурсы, население, продовольствие, состояние окружающей среды. Ряд моделей посвящен глобальному климату. Как правило, модели доходят до середины и конца XXI века, и их результат, в большинстве случаев не утешителен - высокая вероятность катастрофы. В качестве оснований для подобных выводов, как правило, фигурируют рост численности населения, ущербность энергетической модели на основе тепловой энергетики, современное состояние здравоохранения, темпы деградации окружающей среды, уменьшение роли универсальных международных организаций и др. Многие данные по прогнозам и моделированию перенесены в официальные правительственные документы и материалы международных организаций (ООН и др.). [21]

Стратегия устойчивого развития и ее критика. Стратегия устойчивого развития, принятая на международной конференции по охране окружающей природной среды в Рио-де-Жанейро в 1992 году, отражала основной экологический стереотип мышления, сформировавшийся в мире к концу XX века. За основу Стратегии была взята идея баланса между окружающей средой и ее ресурсами, экономикой и населением Земли.

Среди принципов устойчивого развития были названы следующие:

уважение и забота обо всем сущем на Земле;

повышение качества жизни;

сохранения разнообразия экосистем;

развитие в пределах емкости экосистем;

изменение стереотипов поведения человека;

предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов;

разработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды.

В качестве основного условия для реализации Стратегии предполагались следующие перемены: - отказ промышленно развитых стран от интенсивного использования ресурсов;

переориентирование производства на резкое сокращение ресурсопотребления и загрязнения окружающей среды;

использование развивающимися странами менее разрушительных для природы методов ведения сельского хозяйства. Кроме того, были предложены различные варианты концепций изменения структуры потребления и производства. Так, концепция «экоэффективности» заключалась в максимизации эффективности использования энергетических и сырьевых ресурсов для снижения потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды. Концепция «экопространства» рассчитывала необходимое количество территории, энергии, воды, невозобновляемых природных ресурсов, которое могло было быть использовано без нарушения устойчивости развития. [15, c. 55]

Сторонники этой концепции выступали за экологические налоги и систему договорных отношений об уровнях загрязнений. К.Н. Трубецкой, Ю.П. Галченко, Л.И. Бурцев предложили три более сложные стратегии развития. Первая стратегия - «взаимодействие хозяйствующего человека с природно-равновесными системами естественной биоты Земли» - ставит конечной целью сохранение видов, среды их обитания, биологического разнообразия. Экологическая безопасность обеспечивается путем ограничения величины допустимого порога возмущения естественной биоты. При второй стратегии - «взаимодействие хозяйствующего человека с искусственно-равновесными антропогенными экосистемами, обеспечивающими его пищевые потребности (то есть, сельское хозяйство)» - сохранность естественной биоты Земли зависит от эффективности технологий. Третья стратегия - «взаимодействие хозяйствующего человека (производства) с экосистемами искусственной среды (прежде всего, город, населенные пункты)» - в качестве важнейшей задачи предполагает охрану здоровья людей, сохранение зданий, сооружений и коммуникаций.[6, c.5]

Общее воздействие таких изменений сравнимо с воздействием промышленной революции и вызывало с самого начала серьезное противодействие или, в лучшем случае, скептицизм. С течением времени в Концепции устойчивого развития стали очевидны все большие противоречия. Во-первых, вызывала серьезные сомнения попытка Стратегии примирить взаимоисключающие вещи: одновременно сохранить цивилизацию потребления и решить задачу сохранения природы. Пока страны достигнут уровня экономического развития, позволяющего решать экологические проблемы, изменения биосферы могут стать необратимыми. Во-вторых, развитые страны сегодня избегают брать на себя конкретные обязательства в области охраны природных ресурсов, пока подобные обязательства не возьмут на себя и развивающиеся страны, что для последних невозможно без помощи первых.

В-третьих, большинство лидеров экологического движения считают, что возможность человечества идти по пути устойчивого развития уже упущена. Глобализация только ускоряет кризис. Надежда на то, что минимизация воздействий человека на окружающую среду позволит сохранить биосферу, выглядит как ожидание чуда.

Стратегии - долговременное планирование, распространение «нового» экологического сознания, снижение уровня потребления во благо большинства - напоминают социалистические лозунги. То есть речь идет о том, что Концепция устойчивого развития выглядит не столько рабочим вариантом, сколько политической декларацией.

Очевидно также, что Концепция устойчивого развития упрощает видение глобальных экологических проблем в пользу экономики. Противоречивость и компромиссность предложенных решений стали существенным тормозом международного экологического сотрудничества. Первоочередной задачей стал поиск новых путей выхода из кризиса. [1, c.50]

Варианты дальнейшего развития человечества. Экологические и антиэкологические концепции исследователей, занимающихся вопросами урегулирования экологических проблем, можно разбить на две основные группы:

• «экологисты», подчеркивающие глобальный характер экологических проблем, необходимость их немедленного, комплексного решения;

• «антиэкологисты», ставящие приоритетом экономическое развитие.

Среди концепций экологистов можно выделить следующие:

• Критерий В.Г. Горшкова. Санкт-Петербургский профессор биофизики В.Г. Горшков выявил порог устойчивости биосферы: биота сохраняет свою способность контролировать условия окружающей среды, если в ходе своей деятельности человек использует не более 1 % чистой первичной продукции биоты.

• Парадигма Н.Н. Моисеева. Действительный член Российской академии наук, специалист в области системного анализа, моделирования и прогнозирования Н.Н. Моисеев интерпретирует развитие биосферы в виде бифуркаций (катастроф) с непредсказуемыми исходами, а развитие цивилизации рассматривает как неотъемлемую часть эволюции природы. Выход из кризиса автор видит в коэволюции человека и биосферы. Речь идет о кардинальном изменении поведения общества по отношению к природе.

• Максимы П.Г. Олдака. В книге «Теогносеология: миропостижение на рубеже переломной эпохи. Поиски формулы единения науки и веры» (1995) автор призывает изменить ценностные ориентиры, определяющие отношение человека к человеку и человека к природе», и высказывается за создание «высшего органа управления на планетарном уровне, наделенного правами и обладающего силой принуждения». Однако пока государства не готовы отдать часть своих полномочий международной организации. Кроме того, экологизация требует значительных экономических издержек. Ни развитые, ни тем более развивающиеся страны не готовы или не в состоянии снижать темпы экономического роста для решения экологических проблем. Поэтому снять противоречие между экономическим ростом и улучшением экологической обстановки пока не удается. Ученые-антиэкологисты, в противовес первой категории исследователей, считают масштаб глобальных проблем преувеличенным, а тему неизбежности экологической катастрофы - политической спекуляцией. Так, Дж. Л. Симон (Университет Мэриленда) и Р. Бейли (Институт конкурентного бизнеса) считают, что современный экономический и научно-технический потенциал отдельных стран, позволит предотвратить глобальную экологическую катастрофу. Более того, по их мнению, в последнее время наблюдается некоторая экологическая стабилизация. [31]

Оптимистический прогноз относительно роста благосостояния в будущем без критического ущерба окружающей среде Дж. Л. Симон объясняет так. Рост численности населения или доходов приводят к увеличению спроса на все виды ресурсов. Последующее за этим повышение цен стимулирует научные разработки, позволяющие разрешить экологические проблемы.

Исследователь Б. Ломборг, автор работы «В поисках равновесия», также подчеркивая преувеличение опасности экологистами, отмечает, что нужно более тщательно просчитывать экологические затраты, соразмеряя их с результатами. На сходных позициях стоит Р. Бейли, подчеркивая, что в кризисной ситуации экономический рост поможет защитить человечество от антропогенных катастроф. [1, c.59]

Таким образом, налицо противостояние двух концепций - экономической и экологической. Очевидный минус первой - экономические методы не всегда эффективны при решении экологических проблем; минус второй - вероятность использования исследований в политических целях. Сближения этих двух концепций не происходит. В политическом плане, как уже отмечалось выше, ситуация осложняется тем, что признание факта экологического кризиса автоматически ведет за собой необходимость ответа на вопросы, кто в большей степени виноват, и, следовательно, на ком лежит основная ответственность за восстановление.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

.        Развитие международного сотрудничества в деле экологических исследований облегчает универсальность многих аспектов природопользования и выработка общих принципов действия для достижения желаемых целей. Переход к устойчивому развитию - глобальный, мировой процесс и все государства должны двигаться к нему едиными усилиями и общим путем.

.        Международное сотрудничество в области охраны природы, выражающееся в международных конвенциях, договорах, соглашениях, проведении международных конференций, конгрессов и различных контактов ученых и общественных деятелей, играет огромную роль в сохранении биосферы Земли от деградации и возможной гибели.

.        Украина активно сотрудничает с другими странами в деле охраны окружающей среды. Результатом такого сотрудничества является подписание и участие в выполнении свыше 20 двухсторонних межгосударственных соглашений соответствующего направления, в частности со странами, с которыми граничит наше государство - Россией, Беларусью, Молдовой, Словакией, Польшей, Венгрией.

.        Исследования, которые проводятся в отдельных государствах по охране окружающей среды, являются недостаточными для защиты от вредных последствий все более интенсивной эксплуатации природы человеком. Эффективная охрана окружающей среды требует сотрудничества государств с учетом интеграции и глобализации условий жизни людей. В этом контексте создается новая цивилизация с новыми проблемами, которые требуют новых путей и методов решения.

.        Необходимость международного сотрудничества в области экологических исследований диктуется все большей и большей зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. По этому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.

.        Экологический фактор стал реальной силой, влияющей на международные отношения. Наличие или отсутствие стратегических природных ресурсов, борьба за их использование, качество окружающей среды являются доминирующими факторами во взаимоотношениях, вызывают конфликты между государствами и регионами.

.        Существует противостояние двух концепций - экономической и экологической. Очевидный минус первой - экономические методы не всегда эффективны при решении экологических проблем; минус второй - вероятность использования исследований в политических целях. Сближения этих двух концепций не происходит. В политическом плане, как уже отмечалось выше, ситуация осложняется тем, что признание факта экологического кризиса автоматически ведет за собой необходимость ответа на вопросы, кто в большей степени виноват, и, следовательно, на ком лежит основная ответственность за восстановление.

Наша планета находится в большой опасности. Если не заняться активно решением глобальных экологическим проблем сегодня, то «завтра» может стать туманной перспективой для человечества. Нельзя занимать выжидательную позицию и оставить сегодняшние проблемы будущему поколению. Нужно вплотную и серьезно заняться вопросами предотвращения экологической катастрофы и пересмотреть свое потребленческое отношение к окружающей среде в сторону правильного и рационального использования природного богатства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.      Авдеева Т.Г. Киотский протокол : за и против / Т.Г. Авдеева . - 2004. - № 11. - С. 88-98.

.        Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования./Э.А. Арустамов. - М.: 2001. 440 с.

.        Вике Л. Экономика природопользования: практическое внедрение./Л. Вике. - Мюнхен, 1991. - 450 с.

.        Вишневская Е. Н. Экология и модели экологических систем стран мира: Учебное пособие/ Е. Н. Вишневская. - Донецк: ДонНТУ, 2010. - 302 с.

.        Воронин В.П. Мировая экономика/ В.П. Воронин. - Киев: Юрайт-Издат, 2003 - 186 с.

.        Донченко В.К. Экологическая интеграция. Часть 1. Социально-экономические аспекты экологической интеграции России в мировое сообщество/В.К. Донченко. -Киев, 2003. - 163 с.

.        Ермолаев Б.В. Основные положения о ноосфере. Единство биосферы и человека/ Б.В. Ермолаев. - М., 1999. 220 с.

.        Киселев В.Н. Основы экологии / В.Н. Киселев. - Минск, 2000. - 383 с.

.        Кнебель Дж. Экологические договоры в орудия защиты окружающей среды./ Кнебель. - Берлин, 1999. - 360 с.

.        Колесов В.П. Мировая экология/ В.П.Колесов, М.Н Осьмова. - М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2000, - 478 с.

.        Кондратьев В.К. Экология и политика/ В.К. Кондратьев. - СПб., 1993. - 285 с.

.        Кондратьев К.Я. Экология - экономика - политика/К.Я. Кондратьев, К.В. Донченко, К.С. Лосев, А.К. Фролов- Киев, 2004. - 828 с.

.        Кондратьев К.Я. Экология. Мировая экология / К.Я. Кондратьев, К.В. Донченко, К.С. Лосев, А.К. - Киев, 2004-- 828 с.

.        Местушко В.Ю. Екологія. 10 клас (рівень стандарту, академічний рівень) В.Ю. Местушко, Г.Ш Уварова. - Киев: Генеза, 201. - 502 с.

.        Петртов К. О. Научный потенциал студенчества/ К.О. Петртов- Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. 212 с.

.        Экологические проблемы. Что происходит, кто виноват и что делать / [под ред. В.И. Данилова-Данильяна]. - М., 1997. - 329 с.

.        Экологический энциклопедический словарь / [под ред. В.И. Данилова-Данильяна]. - М., 2002. - 930 с.

.        Экология и международное право / сост. А.Г. Акатов. - М., 1996. - 506 с.

.        Экономика и экология / [под ред. Н. Н. Агапова]. - М., 2000. - 178 с.

.        Яницкий О.Н. Развитие экологических движений на Западе и Востоке Европы / О.Н. Яницкий. - М., 1992. -. 32-39 с.

21.    Библиотека <#"880077.files/image003.gif"> 

Рис. 1.1 Диаграмма <#"880077.files/image004.jpg">UNEP <#"880077.files/image005.jpg">GREENPEACE <#"880077.files/image006.jpg">WWF <#"880077.files/image007.jpg">EUROPEAN ENVIRONMENTAL AGENCY. <#"880077.files/image008.jpg">UNITED NATIONS DIVISION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT. <#"880077.files/image009.jpg">INTERNATIONAL CONFERENCE ON FINANCING FOR DEVELOPMENT . <#"880077.files/image010.jpg">WORLD BUSINESS COUNCIL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT. <#"880077.files/image011.jpg">UNITED NATIONS FORUM OF FORESTS <#"880077.files/image012.jpg">HELCOM <#"880077.files/image013.jpg">TEIA <#"880077.files/image014.jpg">

Рис. 1.1 Экологическая карта мира

Приложение Д

Рис. 2. 1 Парниковый эффект

Приложение Е

Рис. 2.2 Меры предпринятые отдельными государствами

Похожие работы на - Международное сотрудничество в сфере экологических исследований

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!