Школьный педиатр
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
«Волгоградский
Государственный Медицинский Университет»
Кафедра
общей гигиены и экологии
Реферат
на
тему: Школьный педиатр
Выполнила: Еремеева Татьяна
Сергеевна
Волгоград
2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
Большинство детей проводят в школе большую часть
дня в течение 11 лет. Время обучения в школе совпадает с напряженным периодом
роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм крайне
чувствителен к воздействию факторов окружающей среды. Школа совместно с
детскими поликлиниками должна сохранять и укреплять здоровье школьников. В
настоящее время наблюдается удручающая тенденция в состоянии детского здоровья:
рост заболеваемости, увеличение распространенности хронической патологии,
снижения количества здоровых детей.
За последние 10 лет отмечают рост частоты
функциональных отклонений и хронических заболеваний со стороны ЦНС, нарушения
костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, а также аллергической
патологии. Также, более, чем на 20% увеличилась доля детей с отклонениями в
физическом развитии.
Следовательно, школа, и в том числе школьный
медицинский персонал, должны играть основную роль в сохранении здоровья детей и
подростков.
Задачи школьного врача значительно шире, чем
работа врача-педиатра. Школьный врач должен знать основы различных отраслей
гигиены, чтобы оценить условия, в которых находятся дети, следить за
рациональностью питания в школе, правильно организовать расписание занятий для
того, чтобы избежать переутомления и т.д. Он должен быть также инфекционистом,
так как инфекционные заболевания имеют большое значение для детского
коллектива.
Также он должен знать педиатрию, для того чтобы
оценивать физическое развитие детей, осуществлять вакцинопрофилактику и
оказывать первую медицинскую помощь. Таким образом, школьный врач - это
гигиенист и педиатр в широком смысле этого слова. Школьному врачу также
необходимо уметь находить общий язык с детьми и их родителями, а также
сотрудничать с педагогами и психологами, работающими в школах.
Положение о враче-педиатре детской городской
поликлинике по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в школах.
1. Врач-педиатр,
оказывающий лечебно-профилактическую помощь детям в школах, в своей работе
руководствуется настоящим положением, приказами, инструкциями и распоряжениями
вышестоящих органов здравоохранения и должностных лиц.
2. Врач-педиатр,
оказывающий лечебно-профилактическую помощь детям в школах, обязан:
·
своевременно
организовать и проводить медицинские осмотры школьников, давать заключение о
состоянии здоровья каждого школьника (с учетом данных других
врачей-специалистов, определять медицинскую группу для занятий физической
культурой и назначать лечебно-оздоровительные мероприятия;
·
проводить
анализ результатов медицинского осмотра школьников, на основании которого
разрабатывать план мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников;
·
осуществлять
медицинский контроль за проведением физического воспитания в школе, а также за
режимом учебной работы, трудовым обучением, организацией питания учащихся, за
проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
·
проводить
работу по профессиональной ориентации школьников с учетом состояния их
здоровья;
·
выявлять
учащихся, нуждающихся в освобождении от переводных и выпускных экзаменов, и
материалы на них представлять на рассмотрение соответствующих комиссий;
·
проводить
амбулаторный прием в школе и оказывать медицинскую помощь нуждающимся;
проводить санитарно-просветительскую работу среди персонала школы, родителей и
учащихся,
·
обеспечить
регулярное наблюдение за диспансерной группой больных и проводить их
оздоровление, в том числе непосредственно в школе;
·
докладывать
заведующему отделением по подчиненности и доводить до сведения руководства
школы результаты данных о состоянии здоровья учащихся, из заболеваемости и
мероприятиях, направленных на укрепление здоровья школьников;
·
проводить
работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм;
·
повышать
свою профессиональную квалификацию, а также квалификацию подчиненного среднего
медицинского персонала.
Одним из важных разделов работы медперсонала
школы является организация и проведение противоэпидемических мероприятий:
раннее выявление заболеваний, их изоляция, контроль за соблюдением карантинов,
взятие на учет и наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными
больными, своевременное проведение дезинфекции.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА ШКОЛЬНОГО ВРАЧА
Профилактическая работа
школьного врача включает следующие мероприятия Первичная профилактика:
1. Контроль за санитарно-гигиеническими
условиями в образовательных учреждениях, контроль микроклимата в классах - врач
проводит 2 раза в год
. Контроль и оказание методической помощи в
организации учебно-воспитательного процесса - врач проводит 2 раза в год
участие в составлении учебного расписания;
составление режима дня и занятий
Лечебно-профилактические мероприятия:
. Профилактический медицинский осмотр всех
учащихся и диспансеризацию «декретированных» классов с участием
врачей-специалистов
. Анализ результатов медицинских осмотров,
доведение до сведения родителей, учителей, занесение данных и рекомендаций в
классные журналы и в индивидуальную карту школьника.
. Работа по профориентации школьников с учетом
их здоровья, начиная с 5 класса совместно с педагогами.
. С участием стоматолога и медсестры - санация
полости рта всем школьникам. 5.Совместно с педагогами - профилактика
травматизма среди учащихся, учет и анализ всех случаев травм.
. Организация и проведение в школе лечения детей
с заболеваниями носоглотки, опорно-двигательного аппарата и др.
7.
Организация щадящего питания для детей с заболеваниями ЖКТ.
.Проведение амбулаторного приема в школе.
. Контроль за физическим воспитанием учащихся
(медперсонал должен посещать уроки физкультуры и занятия спортивных секций 1
раз в месяц).
Санитарно-противоэпидемические мероприятия
1. В сентябре - составление плана
профилактических прививок
. Осмотр всех детей перед проведением прививок
. Контроль за состоянием здоровья после прививки,
регистрация местной и общей реакции на прививку.
4. 1 раз в год - обследование школьников на
наличие гельминтов, дегельминтизация нуждающихся
. Учет и изоляция заболевших школьников, осмотр
контактирующих.
Профилактические
осмотры в образовательных учреждениях
Одним из основных направлений
работы школьного врача являются профилактические осмотры школьников. Основная
цель профилактической и оздоровительной работы в школе заключаются с одной
стороны, в оценке влияния школьной программы, организации режима и условий
обучения и воспитания в школе на здоровье учащихся, с другой - в определении
эффективности проводимых мероприятий, направленных в первую очередь на
укрепление здоровья детей.
Профилактическими осмотрами в
образовательных учреждениях должны быть охвачены дети с 1 по 11 класс.
Нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации
обеспечение профилактических осмотров возложено на дошкольно-школьные отделения
амбулаторно-поликлинических учреждений.
Периодичность профилактических
осмотров: перед поступлением в школу, в конце первого года обучения, в 10 лет,
12 лет, 14-15 лет, 16 лет и 17 лет. В профилактических осмотрах должны
принимать участие педагог и психолог.
Этапы профилактического
медицинского осмотра:. Доврачебный (на основе базовой программы
скрининг-тестов)
. Анкетирование родителей и
учащихся
. Антропометрия
. Измерение АД, динамометрия,
спирометрия
. Выявление нарушений
опорно-двигательного аппарата, плантография
. Определение остроты зрения
. Исследование на предмиопию
(тест Малиновского)
. Исследование бинокулярного
зрения
. Исследование слуха с помощью
шепотной речи
. Определение сахара и белка в
моче
. Оценка уровня физической
подготовленности. Врачебный этап (обязательный специализированный этап осмотра
детей педиатром и врачами-специалистами: хирургом, ортопедом, неврологом,
офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, эндокринологом с 10 лет, детским
гинекологом или урологом/андрологом с 12 лет). Важным разделом в работе
школьного врача является оценка нервно-психического развития школьников 7-15
лет.
Оценка
нервно-психического развития школьников
Эмоционально-вегетативная
сфера.
Настроение - преобладает
хорошее, устойчивое, колебания настроения, повышенная плаксивость,
раздражительность, тревожность, сниженное настроение.
Наличие страхов (темноты,
одиночества, болезни, высоты и др.).
Сомато-вегетативные проявления.
Сон и аппетит без отклонений
или:
Нарушение сна - затрудненное
засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудности
пробуждения.
Нарушение навыков опрятности -
энурез (ночной, дневной), энкопрез.
Вегето-диэнцефальные
проявления.
Наличие головной боли:
возникает при соматических заболеваниях, физических нагрузках, утомлении;
бывает часто или эпизодически; утром или вечером; боль диффузная, локальная,
тупая, острая, приступообразная, неопределенная.
Утомляемость: бывает часто или
редко, связано с физическими и психическими нагрузками, снижение
работоспособности
Плохая переносимость жары,
транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов, наличие
головокружений, обмороков, тошноты.
Психомоторная сфера и
поведение.
Поведение: ровное, спокойное,
уравновешенное, повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная
расторможенность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи,
жестокость, негативизм.
Наличие навязчивых движений
(тиков) и действий: моргание, нахмуривание лба, гримасничание, подергивание
плечами, шмыгание носом, приглаживание волос, навязчивый счет, ритуалы.
Наличие патологических
привычек: кусание ногтей, сосание пальца, выдергивание волос, онанизм,
раскачивание головы и туловища.
Речь: нормальная, наличие
расстройств (заикание, косноязычие, дизартрия и др.)
Интеллектуальное развитие
Отмечается успешность освоения
школьной программы, наличие трудностей обучения вследствие плохой
сообразительности, памяти, внимания, нарушения выработки школьных навыков
(чтения, письма, счета).
В случае наличия отклонений необходима
консультация узких специалистов (невролога, логопеда, психолога)..
Специализированный этап (по показаниям - углубленное обследование школьников
врачами-специалистами, в том числе кардиологом, нефрологом, аллергологом,
пульмонологом, психиатром и др.)
В школе осуществляется:
Контроль питания учащихся -
ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале
на пищеблоке.
Врачебно - педагогический
контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока.
Врачебно - педагогический
контроль трудовой нагрузки.
Мероприятия по профилактике
острых заболеваний в осеннее - зимний период.
Мероприятия по коррекции
нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактике близорукости.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ
В ШКОЛЕ
В период обучение учащиеся испытывают повышенные
нагрузки, как умственные, так и физические. Нарушения питания в этот период
может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, обострению
хронических заболеваний, возникновению алиментарно-зависимых состояний. При
формировании рациона питания школьников должны соблюдаться принципы
адекватного, рационального, сбалансированного и щадящего питания.
Питание необходимо строить исходя из возрастных
потребностей в питательных веществах.
В соответствии с этим выделены возрастные группы
7-10 лет, 11-13 лет, 14-17 лет или 7-11 лет, 11-14 лет. Были разработаны
примерные суточные наборы продуктов питания для детей в домашних условиях и
организованных коллективах. На основании их были составлены меню. Особое
внимание уделяется организации школьных завтраков, а также питанию детей в
условиях продленного пребывания в школе.
Установлено, что умственное напряжение и
физическая подвижность детей в школе (за 4 - 6 часов) сопровождаются тратой
энергии 600 ккал. Для покрытия этих затрат младшие школьники должны
обеспечиваться горячим или молочным завтраком в школе (не менее 500 ккал), а
школьники старших классов 600-700ккал, т.е. 20-25% общей суточной калорийности
рациона.
Дети, находящиеся в школе 8-10 часов, должны
быть обеспечены полноценным завтраком и обедом. Питание детей этой группы
должно составлять 50-70% суточной нормы, поэтому необходимо создать все условия
для обеспечения учащихся горячими завтраками и обедами.
Большое значение в организации питания
школьников имеет режим питания - соблюдение определенных интервалов между
приемами пищи, количество и качество распределения пищи в течение дня. При
систематическом нарушении интервалов между приемом пищи тормозится
деятельностью коры головного мозга, нарушается ритм деятельности пищевых желез,
аппетит снижается и постепенно развивается анорексия.
Основные требования, предъявляемые к питанию
школьников:
. Соответствие химического состава,
энергетической ценности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям
организма.
. Сбалансированность основных и незаменимых
пищевых веществ в рационе питания. Соотношение белков, жиров, углеводов -
1:1:4. Энергетическая ценность суточного рациона - 1970-2900 ккал (в
зависимости от возраста и пола).
. Широкий ассортимент продуктов. Замена
недостающих продуктов рациона производится лишь в исключительных случаях и
только равноценными продуктами (особенно по белку и жирам).
. Правильная кулинарно-технологическая обработка
продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности приготовленных
блюд.
. Соблюдение режима питания, предусматривающего
4-5 разовый прием пищи.
. При 4-х разовом питании завтрак должен
составлять 25% от суточной энергетической ценности рациона, обед - 35%, полдник
- 10-15%, ужин - 20-25%.
. Базисные продукты, которые обязательно должны
присутствоватьв рационе школьника: мясные или рыбные блюда (100-150 г),
молочные продукты (500 г), овощи (300-400 г), фрукты (150-200 г).
. В первую половину дня следует использовать
продукты, богатые животным белком, на ужин - молочно-растительные блюда.
Процесс приготовления готовых блюд находится под
постоянным контролем медперсонала. Медицинский работник ведет журнал бракеража
готовых блюд. Основное предназначение бракеража - проверка выполнения выхода
блюд в сравнении с данными меню-раскладки. Проверка (в первую очередь
порционных, вторых блюд) осуществляется следующим образом: взвешивается 5
порций вторых блюд (котлеты, рыба и пр.), общий вес делится на вес реального
выхода порции. Результат заносится в бракеражный журнал в строку напротив
данных теоретического выхода порционного блюда (выход по меню-раскладке).
Результаты сравниваются. Считается нормальным, когда фактический вес
незначительно отличается от веса порции по меню-раскладке.
Данная работа выполняется только медицинским
работником и ни в коем случае не работниками пищеблока.
Особое внимание в образовательных учреждениях
уделяется организации питьевого режима. Качество питьевой воды должно отвечать
требованиям санитарных норм и правил.
КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ
Медицинский контроль за физическим воспитанием
учащихся в образовательном учреждении осуществляется согласно методическим
рекомендациям и включает распределение школьников на группы для участия в
учебных и внеучебных занятиях физической культурой и спортом - основная,
подготовительная и специальная группы (Кардашенко В.Н., 1983).
Основная группа - школьники без отклонений в
физическом развитии и состоянии здоровья, а также с незначительными
отклонениями в состоянии здоровья преимущественно функционального характера, но
с достаточной физической подготовкой. Занятия по школьной программе в полном
объеме. Сдача норм ГТО . Занятия в спортивных секциях и кружках, участие в
соревнованиях. Подготовительная группа - школьники, имеющие незначительные
отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без достаточной
физической подготовки. Занятия по школьной программе при условии исключения
некоторых физических упражнений Сдача норм ГТО с особого разрешения врача.
Специальная группа - школьники, имеющие
значительные отклонения в состоянии здоровья, не мешающие учебе в школе, но
являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них
временно, до улучшения состояния здоровья освобождаются от участия в учебных
занятиях по физкультуре.
Врачебный контроль включает следующие разделы:
1. Систематическое
проведение динамических наблюдений за здоровьем и физическим развитием детей с
целью определения группы занятий физкультурой, для допуска к занятиям в
спортивных секциях, участия в туристических подходах и соревнованиях.
2. Врачебно-педагогические
наблюдения за уроками физкультуры, физкультурными паузами, секционными
занятиями и соревнованиями для проверки методики проведения занятий и их
содержания.
3. Санитарно-гигиеническое
наблюдение за местами и условиями проведения занятий по физкультуре.
4. Наблюдение
за занятиями спец. групп по физкультуре
5. Профилактику
травматических повреждений и оказание первой помощи пострадавшим.
Примерные сроки возобновления занятий
физическими упражнениями после некоторых острых заболеваний.
Название
болезни
|
Сначала
посещения учебного заведения
|
Примечание
|
Ангина
|
2-4
недели
|
В
последующий период опасаться охлаждения (лыжи, плавание)
|
Бронхит,
острый катар верхних дыхательных путей
|
1-3
недели
|
|
Острый
отит
|
3-4
недели
|
|
Пневмония
|
1-2
месяца
|
|
Плеврит
|
1-2
месяца
|
|
Грипп
|
2-4
недели
|
|
Острые
инфекционные заболевания
|
1-2
месяца
|
При
удовлетворительных результатах функциональной пробы сердца (20 приседаний)
|
Острый
нефрит
|
2
месяца
|
8-12
месяцев
|
|
Аппендицит
(после операции)
|
1-2
месяца
|
|
Перелом
костей конечностей
|
1-3
месяца
|
Обязательно
продолжение лечебной гимнастики, начатой в период лечения
|
Сотрясение
мозга
|
2
месяца и более до года
|
В
зависимости от тяжести и характера травмы
|
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Гигиенические требования к максимальным
величинам образовательной нагрузки.
Школьное расписание строится с учетом хода
дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся. Часы
факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школе входят в объем
максимально допустимой нагрузки учащихся. Продолжительность урока не должна
превышать 45 минут. В старших классах допускаются сдвоенные уроки.
Продолжительность перемен между уроками: 10-30
минут.
Обучение детей в 1-м классе следует проводить с
соблюдением следующих требований: - учебные занятия проводятся только в первую
смену; - не более 4 уроков в день;
продолжительность уроков - 35 мин.;
в середине учебного дня - динамическая пауза (40
мин.);
«ступенчатый» режим обучения (в сентябре-октябре
- 3 урока по 35 мин., со второй четверти - по 4 урока по 35 мин.)
обучение без домашних заданий и бального
оценивания знаний обучающихся;
дополнительные недельные каникулы в середине
третьей четверти.
С целью профилактики утомления, нарушения
осанки, зрения на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. Для
увеличения режима двигательной активности в школьный план рекомендуется
включать уроки хореографии, ритмики, современные и бальные танцы, спортивные
игры.
В общеобразовательных учреждениях с углубленным
изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в
первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен,
обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть
организовано в первую смену.
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В школе на детей, состоящих на «Д» учете
заводится ф № 30, «Д» наблюдению подлежат школьники:
1. С
заболеваниями сердечнососудистой системы:
а) больные ревматизмом и угрожаемые по
ревматизму,
б) с врожденными пороками сердца,
в) с сосудистыми дистониями по гипертоническому
и гипотоническому типам.
2. С
хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания:
а) хроническая пневмония,
б) бронхиальная астма.
3. Больные
хроническими заболеваниями ЛОР органов:
а) Хронический тонзиллит,
б) хронический средний отит,
в) хронический синусит,
г) хронический ларингит, фарингит
д) тугоухость и др.
4. С
хроническими заболеваниями почек, печени и желчевыводящих путей,
желудочно-кишечного тракта.
5. С
различными эндокринными заболеваниями, в т.ч. с экзогенно-конституциональным
ожирением, с ранним половым и физическим развитием, высокорослостью
(превышающие средневозрастные показатели более чем на 2 сигмы),
адипозогенитальной дистрофией и др.
6. С
патологией зрения:
а) миопия всех степеней,
б) косоглазие,
в) гиперметропия без косоглазия,
г) прободные ранения глазного яблока и тупые
травмы III ст. и др.
7. С
заболеваниями и дефектами опорно-двигательного аппарата, в том числе:
а) сколиозы всех степеней и нарушение осанки,
б) плоскостопие,
в) спастические параличи, парезы,
г) последствия полиомиелита и др.
8. Часто
болеющие (три и более раз в год, в т.ч. ОРЗ, гриппом, ангиной и др.), с
пониженной работоспособностью, отстающие в физическом развитии.
9. Реконвалесценты.
10.С
отклонениями в нервно-психическом развитии, в том числе школьники с
астеническими состояниями.
11.Контактные
по туберкулезу и инфицированные туберкулезом.
12.С
заболеваниями крови.
Частота наблюдения за школьниками, взятыми на
«Д» учет должна быть индивидуальной в зависимости от тяжести и течения
патологического процесса, но не должна быть реже 1 раза в 3 мес.
Школьный врач проводит «Д» наблюдение в тесной
преемственности с врачами-специалистами поликлиники и с участковыми врачами: от
уч. врача ребенок приносит справку - с указанием результатов проведенного
лабораторного обследования, указанием даты следующей явки рекомендованных
лечебных мероприятий - эти данные переносятся в школьную ф. № 30
школьный врач медицинский профилактический
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
Санитарно-просветительская
работа проводится согласно годовым и месячным планам. Выполнение фиксируется в
специальном журнале. В школе проходят: беседы в классах,
· тематические лекции для
учащихся по параллелям,
· тематические лекции для
родителей на собраниях,
· врачебные выступления на
педагогических советах,
· наглядная агитация - плакаты,
брошюры, сан бюллетени.
· создание уголков здоровья.
Важным разделом занятия роботы школьного врача
является оказание школьникам старших классов помощи в выборе профессии в
соответствии с их состоянием здоровья, т.е. работа по врачебной проф.
ориентации. Профессиональная ориентация - это система совместной работы школы,
семьи, предприятий, направленная на формирование и развитие интересов у
школьников к выбору профессии в соответствии с состоянием их здоровья,
способностями, склонностями. Работа по проф. ориентации начинается с 5 кл. и
длится в течение всего времени обучения в школе. Для правильного проведения
проф. консультации крайне важно высокое качество и полнота медицинского освидетельствования
подростков, на основании чего необходимо рекомендовать подростку наиболее
соответствующую его здоровью, интересом и склонностям профессию, а не
ограничиваться лишь указаниями на противопоказанные ему профессии.
В отношении здоровых подростков врачебная проф.
консультация должна способствовать выбору такой профессии, которая наилучшим
образом соответствовала бы их способностям, наклонностям и психофизиологическим
особенностям организма. При проведении проф. консультации врач руководствуется
Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению
подростков.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гигиена
детей и подростков: Учебник/Под ред. Г. Н. Сердюковской. - М.: Медицина, 1989.-
320 с.
. Приказ
МЗ и МО от 30.06.92 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского
обеспечения детей в образовательных учреждениях»
. Пивоваров
Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: Учебник для студ. высш. мед. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-528с.
. Приказ
МЗ РФ №60 от 14. 03. 95 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических
осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических
нормативов»
. Рябчикова
Т.В., Кукушкин В.К., Качанова Л.А. Медицинское обслуживание детей в детских
образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие. - М., 2000. - 121 с.
. СанПиН
2.4.2. 1178-02. «Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях».
. Иммунопрофилактика.
Справочник под ред. В.К. Таточенко, Н.А. Озерецковского. - М., 2003.- 170 с.
. Руководство
по детскому питанию. /Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я Конь. - М., 2004. - 624 с