Роль менеджеров-экономистов на предприятиях морского транспорта

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,16 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль менеджеров-экономистов на предприятиях морского транспорта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»










«Роль менеджеров-экономистов на предприятиях морского транспорта»


Выполнила:

Студентка ФЭУ 1-1

Борисенко Наталья






Одесса 2014

Содержание

Введение

Раздел 1. Характеристика профессиональной деятельности экономиста-менеджера

.1Общая характеристика

1.2Организационные структуры управления морским транспортом

Раздел 2. Должностная инструкция экономиста-менеджера

.1 Экономист должен знать

.2 Экономист выполняет следующие должностные обязанности

.3 Статус капитана в управлении морским транспортом

Раздел 3. Профессия экономист-менеджер

.1 Массовость и уникальность профессии

.2 Современные структуры управления морским транспортом

Выводы

Список литературы

Введение

Целями прохождения учебно-ознакомительной практики на предприятии являются ознакомление с деятельностью и историей предприятия, а также с функциями экономиста-менеджера на данном предприятии.

Актуальность темы: экономист-менеджер должен иметь системное представление о структурах и тенденциях развития украинской и мировой экономики, понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе, иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия.

Объект и предмет исследований: экономист-менеджер должен знать теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы, законодательные и нормативные правовые акты, отечественный и зарубежный опыт в области управления рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, отраслевую номенклатуру продукции, порядок разработки и оформления технической документации; условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции, порядок разработки договоров поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения; основы социологии и психологии труда; формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании; организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы; организацию производства отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах; современные методы планирования и организаций исследований, разработок; меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Задачи исследования: для успешного осуществления профессиональной деятельности экономисту-менеджеру необходимо владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере деятельности; методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия; методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии; методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм, методами нормирования труда, разработки нормативов по труду; методами финансового планирования на предприятии; методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии. Организационная структура управления морским транспортом прежде всего начинается с определения организационной структуры аппарата управления в общем, рассмотрения его типов и связей между подразделениями и отдельными должностными лицами, выяснения их прав и обязанностей на основании международных и национальных документов.

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Раздел 1. Характеристика профессиональной деятельности экономиста-менеджера

.1 Общая характеристика

Экономист-менеджер должен иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики, понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе, иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия.

Экономист-менеджер должен знать законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные акты, методические материалы по планированию, учету, анализу хозяйственной деятельности предприятия и регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся планирования, анализа и учета хозяйственно-финансовой и производственной деятельности организации; организацию плановой работы, порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности организации; планово-учетную документацию; порядок разработки нормативов; материальных, трудовых и финансовых затрат; методы экономического анализа и учета показателей деятельности организации; организацию оперативного и статистического учета; порядок и сроки составления установленной отчетности; основы экономики; правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Экономист несет ответственность за выполнение в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей и за причиненный ущерб организации в соответствии с действующим законодательством.

.2 Организационные структуры управления морским транспортом

Морской транспорт всегда был важной областью народного хозяйства. Этот вид транспорта не только выполнял задачи по своевременному обеспечению иных отраслей хозяйства необходимыми товарами, продукцией и т. п, но и всегда был прибыльным, поскольку вносил в государственный бюджет не только национальную, но и заграничную валюту. Эффективность деятельности этой области экономики в значительной мере зависит от уровня управления ею. Поэтому в зависимости от состояния экономики и политической ситуации управление вышеуказанными отраслями транспорта всегда было достаточно динамичным. Особенно это касается периода независимости Украины, когда государство искало пути наиболее оптимальной системы управления этой сферой народного хозяйства.

Управление в сфере водного транспорта в настоящее время осуществляется по трем основным направлениям:

.управление государственным сектором отрасли морского транспорта - предприятиями, действующими на хозрасчетной основе (морские торговые порты, судоремонтные заводы, государственные судоходные компании и т. п.);

.управление предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности судоходства, судов, портов и портовых сооружений («Госгидрография», ГП «Дельта-лоцман», лоцманские службы морских торговых портов, ГП «Морком», ГП «Морская аварийно-спасательная служба», Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков, предприятия морских и внутренних водных путей, научные учреждения и т. п.);

.организация надзорной деятельности в отрасли морского и речного транспорта (Госфлотинспекция, Регистр судоходства Украины, инспекции государственного портового надзора, Инспекция главного государственного регистратора флота).

Для эффективного функционирования экономического механизма отрасли и обеспечения выполнения международных обязательств Украины в сфере морского Морской транспорт всегда был важной областью народного хозяйства. Этот вид транспорта не только выполнял задачи по своевременному обеспечению иных отраслей хозяйства необходимыми товарами, продукцией и т.п., но и всегда был прибыльным, поскольку вносил в государственный бюджет не только национальную, но и заграничную валюту. Эффективность деятельности этой области экономики в значительной мере зависит от уровня управления ею. Поэтому в зависимости от состояния экономики и политической ситуации управление вышеуказанными отраслями транспорта всегда было достаточно динамичным. Особенно это касается периода независимости Украины, когда государство искало пути наиболее оптимальной системы управления этой сферой народного хозяйства.

Управление в сфере водного транспорта в настоящее время осуществляется по трем основным направлениям:

1.управление государственным сектором отрасли морского транспорта - предприятиями, действующими на хозрасчетной основе (морские торговые порты, судоремонтные заводы, государственные судоходные компании и т. п.);

.управление предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности судоходства, судов, портов и портовых сооружений («Госгидрография», ГП «Дельта-лоцман», лоцманские службы морских торговых портов, ГП «Морком», ГП «Морская аварийно-спасательная служба», Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков, предприятия морских и внутренних водных путей, научные учреждения и т. п.);

3.организация надзорной деятельности в отрасли морского и речного транспорта (Госфлотинспекция, Регистр судоходства Украины, инспекции государственного портового надзора, Инспекция главного государственного регистратора флота).

Для эффективного функционирования экономического механизма отрасли и обеспечения выполнения международных обязательств Украины в сфере морского и речного транспорта деятельность в этих направлениях должна координироваться правительственным органом государственного управления.

Раздел 2. Должностная инструкция экономиста-менеджера

.1 Экономист должен знать

Экономист должен знать: - законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия;

организацию плановой работы;

порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности предприятия;

порядок разработки бизнес-планов;

планово-учетную документацию;

порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат;

методы экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия и его подразделений;

методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений;

методы и средства проведения вычислительных работ;

правила оформления материалов для заключения договоров;

организацию оперативного и статистического учета;

порядок и сроки составления отчетности;

отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

экономику, организацию производства, труда и управления;

основы технологии производства;

рыночные методы хозяйствования;

возможности применения вычислительной техники для осуществления технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия, правила ее эксплуатации;

основы трудового законодательства;

правила и нормы охраны труда.

.2 Экономист выполняет следующие должностные обязанности

) Выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

)Подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.

)Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, выявляет резервы производства, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции.

)Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений.

)Участвует в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, проведении работ по ресурсосбережению, во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета, совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления, а также плановой и учетной документации.

)Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств.

)Осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям, использованием внутрихозяйственных резервов.

)Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.

)Выполняет работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.

)Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений, а также учет заключенных договоров.

) Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.

)Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

)Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

)Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

2.3 Статус капитана в управлении морским транспортом

Особое место в системе организации морским и речным транспортом занимает капитан судна, поскольку судно является основным субъектом хозяйственной деятельности. Административно-правовой статус капитана судна зависит от назначения судна: морского торгового судна, судна каботажного плавания, судна портофлота. Статус капитана морского торгового судна определяется как международным, так и национальным законодательством. Среди международных - Конвенция ООН по морскому праву (1982), Конвенция МОТ № 53 и другие международные акты, объединенные в документе «Основные направления для морского законодательства», в котором, в частности, отмечается, что:

а) капитан отвечает за сохранность судна и всего того, что находится на его борту;

б) капитан отвечает за управление судном в качестве эксплуатационной единицы;

с) капитан должен сохранять стандарты дисциплины и поведения, необходимые для соответствующего ведения дел; на борту судна капитан является конечным арбитром по всем вопросам дисциплины и т. д.

В нормативных актах Украины два документа определяют положение капитана.

Первый документ - это Устав службы на судах Министерства морского флота СССР. Согласно Постановлению Верховной Рады Украины «О временном действии на территории Украины актов общесоюзного законодательства», в той части, в которой они не противоречат законодательству Украины, Устав службы продолжает оставаться действительным для судов под украинским флагом и определяет организацию службы и основные обязанности лиц судового экипажа.

Статьи 60-125 определяют положение капитана как должностного лица, выполняющего по поручению государства определенные организационно-распорядительные функции, такие как задержание лица, угрожающего безопасности судна или людей, находящихся на нем; органов дознания; регистрация актов гражданского состояния - рождения и смерти людей; удостоверение завещаний.

Более подробно административные полномочия капитана определил Кодекс торгового мореплавания Украины. Поскольку, в соответствии со ст. 58 этого Кодекса, на него возложено не только управление судном, но и принятие всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плавания, предупреждения загрязнения морской среды, поддержания порядка на судне, предупреждения причинения какого-либо вреда судну, людям и грузу, находящимся на нем.

управление морской транспорт менеджер

Раздел 3. Профессия экономист-менеджер

.1 Массовость и уникальность профессии

Краткое описание: в период кризиса многие руководители вынуждены сокращать некоторых сотрудников. Соответственно, меньшее количество работников должно выполнять всё тот же объём работы. Такие специалисты как экономист-менеджер - находка для любого предприятия, потому что они владеют знаниями не только в сфере экономики, но и менеджмента. Экономист-менеджер - это человек, который может не только произвести анализ деятельности предприятия и составить бизнес-план, но при этом ещё быть хорошим управленцем.

История профессии: Раньше никто всерьёз не задумывался над мотивацией персонала, никто не анализировал трудовые показатели. Данная профессия на рынке труда появилась сравнительно недавно и в 90-х годах приобрела популярность на Западе. В нашей стране специалистов такого профиля готовят около 10 лет.…

Социальная значимость профессии в обществе: Экономист-менеджер - одна из самых востребованных профессий на сегодняшний день. Такой специалист нужен во многих сферах бизнеса - торговля, производство и другие. Он может работать не только за соседним столом с бухгалтером, также в маркетинговом или плановом отделе. Спрос на экономистов-менеджеров вызван тем, что они имеют инженерную подготовку, а без технически знаний в производстве, например, не обойтись.

Массовость и уникальность профессии: Эта работа для ответственных и целеустремлённых людей. От кандидата требуется опыт работы (теоретические и практические знания) в определённой отрасли. Какие именно знания? Экономисту-менеджеру необходимо понимать нынешнее состояние рыночной экономики, после чего принимать решения стратегического характера. Работа заключается в планировании и решении организационных, маркетинговых и других вопросов.

Риски профессии: Труд экономистов-менеджеров хорошо оплачивается. Таких специалистов может позволить держать в штате только большие торговые, строительные компании и не только они. Не проблема в такой компании через несколько лет стать руководителем планово-экономического отдела, например. То есть должность предполагает карьерный рост.

Где получить профессию: Специальность «Экономика и управление» можно встретить почти во всех экономических ВУЗах. Выбирать учреждение стоит исходя из внешних связей университета. Практика или стажировка за границей будет большим плюсом при трудоустройстве.

.2 Современные структуры управления морским транспортом

Современная организационная структура - это линейно-функциональная структура, которая обеспечивает разделение управленческого труда. При этом линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Руководители функциональных служб осуществляют влияние на производственные подразделения формально, не имея, как правило, права самостоятельно отдавать им распоряжения.

Линейно-функциональная оргструктура обеспечила качественно новое разделение труда в управлении, но при решении проблемных задач становится малоэффективной.

Морской транспорт представляет из себя сложную организационную структуру, подчиняющуюся международному и национальному законодательству и на каждом уровне организации управления требует постоянного контроля за безопасностью его управления и повышению общей экономической эффективности морского транспорта.

Выводы

Для успешного осуществления профессиональной деятельности экономисту-менеджеру необходимо владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере деятельности; методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия; методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии; методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм, методами нормирования труда, разработки нормативов по труду; методами финансового планирования на предприятии; методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии.

Экономист-менеджер должен уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты; использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии.

Список литературы

1. Примачев Н.Т., Примачева Н. Н., Вовк О. Ю., Ксендзова Н. О. Предпринимательство в торговом судоходстве: учебник для курсантов морских вузов. - Одесса: ОНМА, 2008. - 340 с.

. Примачев Н.Т. Принципы интеграции в торговом судоходстве: Феникс - Одесса: 2006.- 360с.

. М.Г. Лапуста Предпринимательство: Учебник Москва: Инфра-М, 2005

. Миюсов М.В., Примачев Н.Т. Стратегия позиционирования национального морского в глобальном транспортном рынке / Под общ. ред. Н.Т. Примачева. - О.: Автограф, 2006 - 244 с.

. Котлубай О.М. Экономiчнi механiзми розвитку торгiвельного мореплавання в Українi. - Одеса: IПРЕЕД НАН України, 2004 - 429 с.

. Холоденко А.М. Економiчно-математичний аналiз моделi оптимизацii інвестицiйноi стратегii морського порту: Зб. наук. праць. - О., 2002. - Вип.13. - С.84-97.

7. Красавцев Л.Б. Указ. Соч. С. 223, 227, 231.

. Миюсов М.В., Примачев Н.Т. Стратегия позиционирования национального морского в глобальном транспортном рынке / Под общ. ред. Н.Т. Примачева. - О.: Автограф, 2006 - 244 с.

. История мировой экономики: Учебник для вузов (под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.- М., 1999. С. 678, 681.

. Гуженко Т.Б. Записки экс-министра. М., 1997. С. 87.

. Красавцев Л.Б. Морской транспорт европейского Севера России (1918-1985). Проблемы развития и модернизации. Архангельск, ПТУ, 2003. С. 220.

Похожие работы на - Роль менеджеров-экономистов на предприятиях морского транспорта

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!