Глобальная экологическая проблема загрязнения атмосферы отходами

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Глобальная экологическая проблема загрязнения атмосферы отходами

Содержание

Введение

. Экологические проблемы в современном мире

. Достижения философии в решении экологических проблем

. Философский взгляд на материалистическую экологию

. Пути решения проблемы образования отходов с точки зрения философии

Выводы

Список источников

Введение

Все науки делятся на естественные, неестественные (гуманитарные) и противоестественные (философия)…

Из книги «Физики шутят»

В современном мире особую остроту приобрели экологические проблемы. Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире, продолжает ухудшаться.

Для древнего человека, воспринимавшего мир мифотворчески, грозные явления природы представлялись внешними, видимыми проявлениями воли верховного божества. Он был беззащитен перед грозными стихиями и остро ощущал свое бессилие. Такое понимание мира сравнимо с мироощущением современного человека, осознающего возможность самоуничтожения в ядерной войне, идущего к генетическому вырождению под воздействием неблагоприятной экологической обстановки. Но в прошлом гнев богов, приводящий к стихийным бедствиям, человек приписывал своей греховности, отступлению от правил религиозной нравственности. Ныне это миропонимание наполнилось новым содержанием. Возможность дальнейшего существования цивилизации, да и самой жизни, во многом зависит от того, насколько человечество будет нравственным по отношению к самому себе. Парадокс нашего времени заключается в том, что человечество более всего должно опасаться разрушительных сил, заключенных в самом человечестве. Теперь мы сами в роли карающего божества, мы сами подталкиваем природу к экологическому апокалипсису и сами же выступаем в роли жертвы [12].

Состояние окружающей человека природной среды - одна из актуальнейших общемировых проблем современности. Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. В условиях научно-технической революции масштабы влияния человеческой деятельности на природную среду возросли необычайно и продолжают стремительно нарастать. В ряде случаев они достигают глобального изменения и сопоставимы с общепланетарными масштабами многих естественных процессов или даже превосходят их.

Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также увеличение численности населения в мире, что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Многие представители научного мира (экологи, социологи, философы и т.д.) считают исследование экологической ситуации и её причин приоритетной задачей современной научной мысли.

Задача исследователей - философов заключается преимущественно в отражении проблемы бытия человека и природы, их исследования отличает стремление придать определенную гармонию взаимодействию человека и природы на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы [13].

Дж. Мартин, признавал, что сегодня нам легче уничтожить нашу планету, чем ликвидировать нанесенный ей ущерб, тем не менее считает, что хотя эта проблема создана технологией, и, однако, единственное ее решение - не сдерживать технологию, а всячески развивать ее. Отказаться от технологии или остановить ее дальнейшее развитие, - считает он, - значит обречь мир на невиданные лишения… Необходимо выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой [7].

Цель - исследование проблемы загрязнения атмосферы отходами как одной из глобальных экологических проблем.

Задачи исследования:

Рассмотреть экологические проблемы и их виды;

Определить источники и последствия загрязнения отходами

Проанализировать экологические проблемы с точки зрения философии;

Найти пути решения глобальной проблемы отходов и сделать выводы.

Объект исследования - глобальные экологические проблемы загрязнения атмосферы отходами и пути их решения.

. Экологические проблемы в современном мире

Еще вчера человечество по праву гордилось своими научно-техническими достижениями. Они казались несомненными - мы освоили атомную энергию, шагнули в космос, приблизились к разгадке тайн жизни. Но сегодня гордость сменилась тревогой за состояние биосферы, разрушающейся из-за неразумного использования людьми мощных сил, полученных благодаря развитию науки и техники. Мы с беспокойством видим, как покрывают планету зоны экологического бедствия, запустению подвергаются цветущие прежде земли [12].

Экологические изменения ощущаются много лет спустя, после того, как механизмы, вступающие в жизнь, становятся необратимыми. Человечество сначала создают необратимые механизмы разрушения среды, не замечая этого, и только через некоторое время, получая плоды своей деятельности, хотели бы остановиться, но это уже невозможно.

Давление человечества на землю возросло непропорционально сильнее, чем выросло население на Земле. Сегодня стало очевидным, что каждый день погибает как минимум 1 биологический вид на Земле. Это природное явление, непосредственно связано с окружением. Биологическое равновесие - необходимое условие для нас: это наша микрофлора, среда обитания, что у нас есть в воздухе и воде.

Несмотря на то, что по своей биомассе человечество как биологический вид составляет тысячные доли процента живого вещества планеты, оно создает в несколько тысяч раз больше отходов, чем вся биосфера нашей планеты. Но если отходы жизнедеятельности организмов естественным образом вписываются в разнообразные процессы утилизации и разложения, то поток бытовых и производственных отходов нарушает установившееся равновесие в природе. Впервые в истории по словам Р. Калфера люди обрели такую власть над природой, что могут пресечь эволюцию человеческого рода. Мы часть биосферы, но за последние шестнадцать лет человечество заразило ее созданной им самим радиоактивностью [6].

увеличение в глобальных масштабах современного производства, чаще всего с применением многоотходных технологий. Заслуживает внимания предложение академика В.А. Коптюга о введении экологических паспортов предприятий, содержащих, помимо прочего, "обзор мировой литературы по достигнутому уровню и развитию технологии как основного производства, так и методов улавливания и утилизации отходов" [4].

Общество воздействует на природу отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает [11]

В биосферу внесены вредные отходы промышленности, пестициды, избыток удобрений, радиоактивные вещества, перегретые воды электростанций и другие отходы хозяйственной деятельности человеческого общества. По своему составу (многие синтетические материалы) и общему объёму эти отходы не могут быть естественным путём переработаны и войти в дальнейший круговорот веществ. Они становятся источниками загрязнения биосферы, препятствуя самовосстановлению природных условий и возобновлению ресурсов [1].

Важность и острота этой проблемы определяются процессом всё усиливающегося истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Загрязнение окружающей среды становится подлинным бичом в экономически развитых странах. Воздух городов и посёлков отравлен ядами, в частности свинцом. Многие озёра и реки полумертвы в биологическом смысле. Мегаполисы, буквально завалены хламом, отбросами, мусором, от которого невозможно избавиться, страдают от скученности, эпидемий.[1]

Глобальная экологическая проблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую проблему, тесно связанную с другими.

В настоящее время чаще всего отмечаются следующие экологические проблемы:

+ рациональное использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);

+ рациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);

+ борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т.д.) [5].

Самое опасное загрязнение атмосферы и всей окружающей среды - радиоактивное. Известно, что в начале 60-х годов фон искусственной радиоактивности, вызванной испытаниями ядерного оружия, достиг угрожающего уровня. Страшные последствия проявляются уже сейчас.

Проблему захоронения радиоактивных отходов нельзя считать решенной.

К общемировым проблемам атмосферы относится возможное снижение в ней концентрации кислорода и озона. Такое снижение происходит в связи с увеличением их расхода при сжигании топлива и на окисление антропогенных соединений азота, серы, углеводородов, водорода и др. Уровень загрязнения постепенно возрастает, а основная масса загрязнителей сосредоточена в нижних слоях атмосферы, концентрируясь в районах скопления промышленности и транспорта.

К важнейшим экологическим проблемам гидросферы относится загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками. Потребление загрязненной воды служит источником 3/4 всех болезней и 1/3 всех смертных случаев. Oстро стоит проблема чистой питьевой воды стоит в тропических странах, где водоемы часто служат средой размножения паразитов.

Присутствует комплексное нарушение состояния земель в связи с интенсивной добычей минеральных ресурсов. Истощение крупнейших месторождений. Исчезновение лесов из-за вырубки, браконьерства и лесных пожаров. Истощение черноземных почв из - за нерационального использования и отсутствия комплексной мелиорации [8].

Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам. Обогащение определенных предпринимательских кругов по-прежнему осуществляется за счет природы без должного учета последствий для естественной среды проживания людей.

В последние десятилетия особенно катастрофичными для человека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных колебаний, ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия почв, сокращение биоразнообразия; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п.

Обострение экологических проблем поставило под вопрос безопасность и само существование человеческого общества, а также его способность адекватно реагировать на возникшие угрозы и вызовы. Сегодня человечество оказалось перед выбором - стать более цивилизованным, нравственным, просто более разумным, либо погубить и себя и жизнь на планете [10].

. Достижения философии в решении экологических проблем

Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества, познания,…

теоретический уровень мировоззрения, система общих теоретических взглядов на Мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к Миру, человека к человеку.

Философский словарь

В комплексе глобальных проблем человечества экология перестала быть только биологической наукой, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой. Сегодня термин экология несет духовную нагруженность и под этим понимается: чистота мыслей, чистота взаимоотношений, благоприятность развития связей, внутренняя умиротворенность человека и т.п. В связи с этим появляются такие новые направления как экологическая политика, экологическое право, социальная экология, экологическая психология, экология человека и т.п., все это постепенно находит свое специфическое отражение и в философии.

Философским аспектом в экологических отношениях следует рассматривать сферу гармонизации человека с окружающей его средой. Под окружающей средой может пониматься:

)····космическая среда,

)···· природная (земная) среда,

)···· социальная среда.

Выявляя экологические отношения между человеком и миром каждую среду можно рассматривать как отдельно, так и в совокупности, все зависит от особенностей рассматриваемой проблемы. Необходимо так же учитывать как материальную сторону, так и духовную сторону человека [9].

Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы.

Философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире:

философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;

в философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;

в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности.

Следует отметить, что ряд достижений научно-философской мысли заслуживает особенно высокой оценки, так как они оказывают прямое и достаточно значительное влияние не только на сознание людей, но и на их практическую, в том числе экологическую деятельность:

. Это учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере, в котором предложен путь достижения гармонии между человеком, обществом и природой и на этой основе решения экологических проблем. В этом учении главным фактором, гармонизирующим отношения между обществом и природой, выделена разумная деятельность общественного человека, способная придать естественной среде его проживания стабильность и разумные формы бытия и развития [3]

. Важным достижением философии является также концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика». Им был сформулирован известный принцип биоэтики «благовения перед жизнью». В современной философской и этической мысли этот принцип получил дальнейшее развитие и модифицирован в принципы экологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно из перспективных направлений развития этики и в целом философской мысли на современном этапе.

. Значительными являются идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции природы и общества, которые отразили современное состояние экологической ситуации в мире и подходы к ее стабилизации и улучшению.

. Важное значение имеет концепция устойчивого экологического развития, выработанная и предложенная мировому сообществу коллективно рядом институтов, учрежденных ООН по проблемам экологии и включенная во многие нормативные документы, принятые на международном, региональных и национальных уровнях [13]

Однако, при всей важности и значимости результатов научно-философской деятельности по проблемам экологии достигнуть явно недостаточно. Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока решаются не эффективно.

Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самой экологической проблемы, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать основополагающие принципы, относящиеся к ней. При этом положение требует эффективных решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалось бы человеческая деятельность. Такая ситуация сложилась сейчас во взаимоотношениях человека с природой [6]

Современная эпоха находится в особом отношении к философии, и это обусловлено самой ее сущностью как переломной, прокладывающей радикально новые пути исторического прогресса. Современному миру для решения его сложнейших проблем нужны наука и техника, но не в меньшей мере он нуждается в философии для решения вечных вопросов. К таким вечным вопросам относится и вопрос о единстве человека и природы, который в наше время обрел небывалую актуальность и напряженность. Причем этот вопрос уже встает как вопрос о разрыве единства в ситуации угрозы глобального экологического кризиса.

На протяжении всей истории человечества люди в зависимости от своеобразия и уровня своего социального развития нуждались в природе, но видели ее по-разному, создавая различные (мифологические, религиозные, философские и т.д.) образы природы, в которых они так или иначе соотносили себя с природой, познавая себя через природу и природу через себя. Человеку жизненно важно общаться с природой всей целостностью своего существа. Экологический вопрос для человека - это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире. Эту часть человеческой экологической ситуации, человеческой экологической потребности, человеческого экологического вопроса исследует философия, делая предметом своего рассмотрения своеобразия человеческого отношения к природе, его основу, его созидательные возможности [10].


. Философский взгляд на материалистическую экологию

Среда обитания представляет собой сложный комплекс разных элементов, взаимодействующих с организмами. Отдельные элементы среды называют экологическими факторами и среди них различают три разные по своей природе группы: абиотические факторы - все компоненты живой природы (температура, свет, влажность и т.п.), а также состав водной, воздушной и почвенной среды; биотические факторы - взаимодействия между особями в популяциях и между популяциями в природных сообществах популяций; антропогенный фактор - вся разнообразная деятельность человека, приводящая к изменению природы как среды обитания видов растений и животных или непосредственно оказывающая влияние на их жизнь. В профессиональных областях эти факторы называются: геосреда, биосреда и техносфера, - и они составляют главные слагаемые экологии в период научно - технической революции (НТР) [16].

Изучение НТР в рамках философии, взятой теорией познания экологии, раскрывает некоторые новые грани реальной действительности материалистической экологии. При этом НТР показывает обладанием немалыми аналитическими достоинствами, в число которых входит необъятная полнота и яркая выразительность её эмпирической базы. Именно с этой стороны познавательная ценность НТР для материалистической экологии1 не может быть переоценена.

Общая эмпирическая особенность НТР состоит в том, что при неизмеримом количестве реально - историческом факторов, явленных в данном феномене, их качественная специфика обходится суженным кругом понятий, и содержательное своеобразие довольствуется двумя параметрами: отходы и загрязнение. Хотя в понятийном отношении эти атрибуты, являясь по своей природе исключительно созерцательными, т. е. выводимыми эмпирически из непосредственных наблюдений, не определяют научный статус экологии на стадии НТР, но основные представления современного познания, как экологии, так и НТР, всецело исходят из априорного знания отходов и загрязнения. Так что истинное философское содержание НТР может быть раскрыто необходимо через акции отходов и загрязнения. Первое, элементарное, но, между прочим, и наиболее распрострaнённое, понимание отходов связывается со смыслом отхожих (ненужных, излишних) продуктов производства.

"Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшихся про производстве продукции при выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения". Аналогично выводится сущностное содержание загрязнения.

"Загрязнение - поступление в окружающую природную среду и/или образование в ней вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные нормативы качества окружающей природной среды"[14].

Следовательно, вербально (словесно) отмечается, что смысловая структура этих двух параметров идентична, но суть первого (отходов) относится к техносфере, а второго (загрязнение) - к природной среде (геосреде и биосреде). При стандартном подходе между отходами и загрязнением, как компонентами экологического акта, обыкновенно не усматривают принципиального различия, а часто даже процессуально отождествляют. В этом заключается крупный огрех шаблонной познавательной схемы научно-технической революции. Уже только первый шаг философии на поприще экологической методологии приводит к той истине, что каждый отход есть органическая часть производства, т. е. с производством любого из отходов связан труд. А это значит, что путь к истинному познанию природы отходов, а равно, НТР в целом, если это познание облечь в философские одежды, лежит в поле экономической теории труда2.

Образование отходов не есть сопутствующий эффект или устранимый недостаток производства, как думают многие специалисты, ибо на производство отходов затрачен труд. Это означает, что отходы обладают данной стоимостью, и, следовательно, ценностью, а также, соответственно, потребительной стоимостью (мерой полезности вещи). Однако отходы в силу своей исторической судьбы и природы отчуждены от рынка, и, будучи ценностью, не имеют цены. Главнейшая интрига содержится в том, что отходы не являются товаром, стало быть, отходом следует считать продукт, который, являясь потребительной стоимостью, не служит товаром. Предмет, на который был затрачен труд, но который не был превращён в товар, выступает поражающим фактором для человека как раз в силу этого обстоятельства, ибо человек в этом случае лишается экономической выгоды. Итак, то, что не даёт человеку экономической выгоды в процессе производственного цикла оказывается для него губительным, и именно такое парализующее состояние должно называть отходом. В силу этого признаётся, что экономическая выгода суть условие удовлетворения экологических потребностей человека, а противное, - то, что не даёт удовлетворения или подавляет житейские, ойкосные запросы человека, числится в ранге отходов. Отсюда вытекает генеральный принцип экологического состояния: то, что экономически выгодно для человека, полезно для природы3 [16]

Загрязнение не обуславливается трудом и оно ущербно для природы по определению, - в этом состоит принципиальное отличие загрязнения от отходов, и без понимания этого трудно воспринимать соотношение человека и окружающей среды в чисто трудозначимой коллизии освоения и присвоения. Будучи бесценной ценностью, т. е. нереализованной потребительной стоимостью, отходы принципиально схожи с элементами природы, данными в форме предмета труда или товарного тела, потому отходы не остаются бесхозными, а вливаются в систему природной среды, т. е. отходы формально пополняют объём загрязнения, однако не всякое загрязнение вредоносно для человека и природы.

Следует несколько видоизменить генеральный принцип экологического состояния и придать ему форму категорического императива4: всё, что лишено для человека экономической выгоды, вредно для природы. Потому отходы, сливаясь с загрязнением, становятся вредоносными для окружающей среды, и причина в том, что отходы по натуре не есть товаром, а они не стали товаром потому, что вредны для природы. Из этого эмпирического закона наблюдаемости следует важнейшие последствия: человек не может не изменять природу, а природа не может находиться в неизменном состоянии, вне контакта с человеком, т. е. природа есть для человека "неорганическое тело", но и человек для природы суть "духовная потребность". Эти положения составляют философский фундамент теории познания экологии, а философия НТР базируется на двух постулатах: экономической выгоде и отходах (включая загрязнение).

Парадоксальным выявляется то обстоятельство, что в судьбоносном марксистском учении о капитале (о труде), основные теоретические положения которого нашли место в философском подходе НТР, отсутствуют признаки этих основополагающих констант, и у Маркса нет упоминания ни об экономической выгоде, ни об отходах производства. В марксизме эти последние целиком растворены в материализме, незыблемой цитаделью которого в европейской философии и значится учение Маркса. Весь трудовой цикл Маркса представляет исключительно в материалистическом регистре; процесс отдачи работником своего добавочного продукта предусматривается им в насильственном виде, который человек совершает лишь под влиянием внешнего принуждения (так называемая "капиталистическая эксплуатация"). Новая философия - философия как наука о человеке - утверждает вместо внешнего принуждения взаимный обмен духовными ценностями (искусственно-естественный отбор) на базе обоюдного общения, а вовсе не эксплуатации человека человеком [17].

4. Пути решения экологической проблемы

B кризисных ситуациях, множество гипотез, теорий, проектов выхода из кризиса равнозначны отсутствию ясного взгляда на проблему в целом, - ещё Ф. Энгельс видел решение в том, что «Вечные законы природы также превращаются всё более и более в исторические законы», а английский биолог Руперт Шелдрейн думает достигнуть того же, если отказаться от термина laws of nature (законы природы) и поменять его на habitus (привычка, внешность). Но самой популярной на сегодняшний день является идея безотходной технологии (во множестве вариантов), и у неё нет соперников на роль панацеи в экологической эпидемии человечества. Причина, вызвавшая столь беспрецедентную популярность, связана с простотой исходной идей: поскольку отходы производства суть непосредственные возбудители, своего рода вирусы, экологического заболевания, то их отсутствие и есть верная гарантия альтернативы. "Безотходная технология - технология, подразумевающая наиболее рациональное использование природных ресурсов и энергии в производстве, обеспечивающее защиту окружающей среды" [19].

Расхожая уверенность в том, что безотходное производство есть продуктивное решение экологического кризиса, не подвергалось серьёзному аналитическому сомнению, - суждения здесь имели вид семантического утверждения, как у А.Г. Исаченко: "Главный и единственно надёжный подход состоит в создании безотходной технологии, исключающей загрязнение и превращающей отходы в ресурсы, в источники получения дополнительной продукции" [20]. Академическая всеобщность и отвлечённость словарного определения Википедии, понятно, не могла привести к появлению необходимого для такого процесса конкретной дефиниции безотходной технологии, а потому в научном и практическом обиходе оказалось множество пониманий и представлений о производстве без отходов. На Волыни (Украина) в предприятии по производству зерновых культур стали использовать шелуху круп для отопления котла, и эта фабрика была выставлена во всемирной паутине в качестве примера безотходной технологии.

Тривиально путаная характеристика безотходного производства, типичная для современного экологического познания, где замешаны даже реликты советской идеологии, образцово выглядит так :."Безотходная технология представляет собой такой метод производства продукции (технологический процесс, предприятие, ТПК), при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы -- производство -- потребление -- вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования [21]. Эта формулировка не должна восприниматься абсолютно точно, т.е. не надо думать, что производство возможно без отходов. Представить себе абсолютно безотходное производство просто невозможно, такого и в природе не может быть. Однако отходы, которые образуются на любом производстве, не должны нарушать нормальное функционирование природных экосистем. Если говорить об охране окружающей среды и экономике, то будущее - за малоотходной и безотходной экономикой. Именно советские и российские ученые предложили термин "безотходная технология", получивший распространение во всем мире. Новые технологические безотходные производства позволят радикально снизить энергоемкость и материалоемкость производственных процессов, особенно расход химикатов. Безотходная технология свои принципы заимствует у природы. Это принципы экологических систем, в которых вещество и энергия расходуются экономно, и отходы одних организмов являются условием существования других. Закон природы очень суров, но мудр: никаких отходов. Так должно происходить и в промышленности, в которой все компоненты сырья используются полностью, и производство является безотходным" [22].

Известный финансист Гюнтер Исфорт, исследуя взаимодействие производственного процесса с окружающей средой, пришёл к заключению, что "эффективность всякого производственного процесса или же процесса преобразования веществ меньше единицы; это означает, что материалы, сырьё и энергия, используемые в рамках одной или нескольких стадий производства, в конечный продукт входят не полностью. В силу действия естественных законов и условий конкретных технологий в ходе физических и химических процессов соединения и разделения элементов часть энергии и/или веществ неизбежно теряется - образуются побочные продукты или продукту деления" [23].

Таким образом, вся технология, сконструированная на базе точных наук, производит отходы в силу своих собственных законов, что и определяет природу производительных сил на данном отрезке истории общества: НТР есть технология по производству отходов, а отходы есть мера экономической убыточности общественного труда, и тем они опасны для природной среды. Потрясающий низкий коэффициент полезного действия НТР (эффект 5%) неумолимо доказывает, что человек потребляет гораздо меньше, чем производит, что подавляющая часть затраченного труда теряется для человека, что во взаимодействии с природой человек выступает не как целостный человек, а как биологический разрушитель, вооружённый разбойничьим кличем: "нам нечего ждать милостей от природы, - взять их у неё - вот наша задача!" (И.В. Мичурин).

Отношение присвоения к освоению для НТР намного меньше единицы, - в этом находит самое полное выражение не только природа современных производительных сил, но и обобщённый социальный эффект знаний точных наук. Не техническая мощь человечества служит губительным фактором во взаимодействии человека и природы, а слабость технической оснащённости человека, не позволяющей наладить безотходное производство. (Попутно нелишне заметить, что понятие "безотходное производство" представляется более сложным, чем просто производство без отходов, - отходы являются необходимой частью любого производства. Здесь же этот термин обозначает экономически выгодное производство, примеры которого незнаемо таятся в экономике человека, в частности генетическая селекция Н.И. Вавилова). Безотходное производство в идеальном понимании предусматривается как воплощённый в социальную реальность практический принцип целостного человека - что экономически выгодно человеку, то полезно природе. Но, согласно правилу Исфорта, такое производство невозможно на базе знаний точных наук и они принципиально непригодны для создания безотходной технологии, ибо "побочные продукты или продукты деления", без которых не обходится современная машинная индустрия, есть самодержавные отходы. Более того. Разложение природных форм человека посредством машинного производства, на которое указывал Н.А. Бердяев, есть эта отходная процедура, низлагающая экономическую выгоду человека, и тем самым как бы выводящая его за поле предикации природы.

В совокупности перечисленные модусы выливаются в компактный результативный итог, имеющий общее выражение глобального экологического криза в качестве универсального и закономерного последствия материалистической экологии в целом, а НТР в его суммарном виде представляет собой тупик этого явления. Итак, аннотируя познание процесса материалистического класса экологии, должно отметить, что гегемонизация материалистического мировоззрения (или иначе, воинствующий материализм5) приводит к целевой установке о покорении природы, а эта последняя трансформирует рукотворную способность человека в отходотворящую индустрию, где главным действующим персонажем выступает фаустовский человек - властитель техники и завоеватель природы. Заключительным же резюме данного раздела выводится грубо материальная апория НТР, родившая отнюдь не материальный парадокс: знания против сознания. Также к числу основных заслуг философского способа познания материалистической экологии следует отнести выявление того, что сама традиционная схема познания осуществлялась под гносеологическим протекторатом западной концепции человека как члена человечества, а онтологический приоритет в реальном экономическом пространстве происходит через засилье техносферы [2].

Невообразимая путаница в представлениях о безотходной технологии, претендующих на единственное решение экологической катастрофы, опосредованно выявляет себя в том, что очевидная и сама собой разумеющаяся идея о необходимости перехода в производительных силах производства от неисторических экспериментальных вневременных точных наук к историческим природным наукам, и, прежде всего, биологии, не приобрела форму идеологии. Эта идея не имеет оппозиции ни в философии, ни в науках, и даже советский технократ академик И.Т. Фролов высказывает её в порядке перспективного лозунга: "Принципиально новые возможности для человека открываются со вступлением науки в "век биологии", начало которому положено развитием молекулярной биологии и генетики (в частности, генетике человека), биокибернетики и других биологических дисциплин". Этот "век биологии" воплотился в новый термин "биотехнология", который, став новым понятием, заполонил всё околонаучное пространство. Громоподобные научные секции, планетарные заседания, международные симпозиумы, - последний IV Московский международный конгресс (2007 год) собрал рекордное число участников - более 300 учёных и представителей бизнеса из 43 стран, - создали биотехнологии славу самого модного научного течения. Но в науке мода далека от понятия красоты. Идея о "веке биологии" не стала идеологией в силу того, что биотехнология лишена своей философской схемы познания, а без философии биотехнологии последняя не обнаруживает своего истинного значения.

"Биотехнология - это дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продукты их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методами генной инженерии... Биотехнология основана на генетике, молекулярной биологии, эмбриологии и клеточной биологии, а также прикладных дисциплин - химической и информационной технологии и робототехнике" [19]. С первого поверхностного взгляда можно безошибочно определить современную биотехнологию как волюнтаристский способ применения того же цикла точных неисторических наук в условиях живой органической природы, или, короче, рассмотрение биологических процессов в призму физических вечных законов природы. Само словосочетание "биотехнология" (в буквальном смысле) бессмыслица, ибо технология есть совокупность материально-предметных средств деятельности точных неисторических наук, тогда как с дарвинизмом и генетикой в биологию вошёл качественно иной функционально-динамический тип движения. Экспериментально-математические производительные силы точных наук, как неживая субстанция, не может содержать в себе "био" по определению. Это означает, что современная биотехнология по своей познавательной методологии всецело располагается в поле компетенции материалистической экологии, и у неё нет возможности претендовать на безотходное производство. Но главное, что модернизация неисторических наук классического типа в биологии, блокирует ту точку зрения, которая указывает на учение генетической селекции Н.И. Вавилова, как на высшее достижение биологии XX века, и на существование в среде дарвинизма особой научной отрасли - русского дарвинизма, где таятся потенциальные основания безотходного производства

Биотехнология, таким образом, не способна стать избавителем от экологического предопределения в силу того, что сохраняет в себе в неизменном виде первопричину кризиса - идеологию и методологию вечных законов природы. Эта же сущность служит стержнем всех футурологических течений, осеянных надеждой на освобождение от экологического рока, количество которых растёт в пугающей прогрессии: "информационное" (Негодаев, Масуда, Мартин), "постцивилизионное" (Боулдинг), "постэкономическое" (Канн), "постмодернистское" (Этционе), "супериндустриальное" (Тоффлер), "кибернетическая суперцивилизация" (Косарев). Удивительно, что это происходит при отсутствии научного осмысления данного явления, - А. Тоффлер отмечает: "Пока ещё нет общепринятого или полностью удовлетворительного языка, чтобы описать новый период социального развития, к которому мы, кажется, приближается"; ещё более откровенно высказался Х.Ф. Шпиннер: "Однако дать точного описания такого общества ещё не удалось. Единственно, что можно точно сказать, что это общество, которое всё больше подпадает под пресс информационной техники". Общую научную точку зрения выразил советский академик Н.Н. Моисеев: "Мы вступаем в XXI век, цивилизация которого будет пронизана электроникой подобно тому, как организм животного пронизан нервными волокнами... Главное здесь состоит, наверное, в том, что без соответствующего развития вычислительной техники мы не можем рассчитывать на вступление в эру "направленного развития" [17].

Но такое технократическое воззрение в футурологических поисках грядущего человечества решительно развенчивают В.И. Данилов-Данильян с соавторами, которые заявляют: "Природа в миллионы раз совершеннее и "умнее" любых человеческих технологий, и единственный способ отвести грозящую катастрофу - ослабить запредельный антропогенный пресс, от которого страдает на Земле все живое, и освободить "законно" принадлежащее природе место. Именно в этом, в постепенном возрождении хотя бы части разрушенных естественных экосистем, и состоит, по мнению авторов, стратегический нерв того, что принято называть устойчивым развитием" [24].

Примечания

.Знания, поступающие непосредственно от предметов и явлений, обладающих материалистической природой, - к таковым, к примеру, относятся суждения о научно-технической революции (НТР), экологическом кризисе общества и науки (взятые в целом), а также экологическом состоянии отдельных дисциплин, отдельных географических пространств и отдельных временных интервалах в истории планеты. В материалистической экологии наличествуют специфические и диагностические определения, термины и дефиниции, - как-то: «загрязнение», «отходы», целая корзина особых экологических наименований («экологическая безопасность», «экологическое давление» и прочая)

.Экономическая теория труда явилась самым ярким факелом человеческого интеллекта Новейшего времени, а наиболее ослепительной вспышкой в этом факеле была теория Карла Макса или марксизм. Экология также неразрывно связана с марксизмом, как марксизм предопределён экологией, без подлинного марксизма нет подлинной экологии.

В результате умозрительных, в общем интуитивных, усилий появляется новая морфема - что экономически выгодно для человека, то полезно для природы. Не всегда интуитивное положение ясно до конца на понятном рациональном языке, поэтому использовать эту морфему в буквальном смысле нельзя. Конечно, человек, совершивший перелёт на самолёте, производит экономически выгодное деяние, ибо экономит время, но полезно оно природе? Это зависит от духовного качества деяния человека, но определение последнего находится на другом уровне рефлексии. Экономическая выгода также индивидуальна, как и сам человек. Здесь применяется новая словоформа, как обозначение положительного созерцания [17].

4. Категорический империтив (от лат. imperativus - повелительный), термин <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3465/%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD>, введённый Кантом в «Критике практического разума»(1788) и обозначающий,в отличие от условного «гипотетического императива», основной закон <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2292> его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/224>можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как кцели и никогда не относился бы к нему только как к средству»[18].

. Статья В. И. Ленина; написана в марте 1922 по просьбе редакции жур. «Под знаменем марксизма» (напечатана в № 3 за 1922). Останавливаясь на задачах журнала, Ленин определил в этой статьепрограмму дальнейшего развития марксистской философии, рассмотрел теоретич. работу партии каксоставную часть плана социалистич. строительства. Формулирующая актуальные задачи журнала в борьбепротив бурж. идеологии ст. «О з. в. м.» является как бы философским завещанием Ленина; она определяет направления, по которым должна быть продолжена работа в области философии [18].

Выводы

Состояние окружающей человека природной среды - одна из актуальнейших общемировых проблем современности. Поэтому занимаются этой проблемой не только специалисты в области экологии, но так же это касается и философов.

Без философского аспекта невозможно разобраться в причинах возникновения проблем, осмыслить масштабы содеянного, а так же решить мировые катастрофы.

Философия - древняя наука, без нее не обходилось ни одно научное открытие. Поэтому я считаю, что философия в нашей жизни должна в числе первых.

Список источников

1. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человеческой цивилизации. - М., 2006. - 231 с.

2. [ Электронный ресурс]: <http://lit.lib.ru/g/gruzman_g/oikos.shtml>

. Чижов П.Г. Философия и экологические проблемы // Вызовы современности и философия: Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО.- Бишкек, 2004.- С.97-102.

. Экологическая ситуация как объект исследований (Материалы общего собрания Академии наук СССР) // Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5. С. 62.

. Дорст Ж. До того, как умрет планета. М., 1968. С. 13.

. Кузнецов Г.А. Экология и будущее - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988г.

. Реймерс Н.Ф. Экология - М.: Россия Молодая, 1994г.

. Спиркин А.Г. Основы философии - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1988г.

. Сабирзянов Азат Маннурович, к.ф.н., доцент кафедры философии КГТУ-КАИ им. А.Н.Туполева (Казань)

. Взаимодействие общества и природы /Отв. ред. Фадеев Е.Т. - М.: Наука, 1986г.

. Барулин В.С. Социальная философия - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993г.

. Барашков А.И. Будет ли Конец Света? - М.: Знание, 1991г.
13. Новосёлов М.М. Экологическая ситуация в начале XXI века. - СПб, 2002. - 219 с.
. Экологический словарь

. А.И. Ракитов "Философские проблемы науки", 1977, с.244).

. Литературно - философский журнал «ТОПОС». Статья от 05.08.2010. [Электронный адрес]: http://new.topos.ru/article/7297

. Генрих Грузман. Ноосфера как философия экологии .

. Философская энциклопедия.

. [ Электронный адрес]: https://ru.wikipedia.org/wiki/

. А.Г. Исаченко "Оптимизация природной среды (географический аспект)", 1980.

. [ Электронный адрес]: http://ru-ecology.info/term/1384/

. [ Электронный адрес]: <http://merlin-igor.ru/d/wartbw237wind/index.html>

. Г. Исфорт "Производственный процесс и окружающая среда", 1983).

. В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев, И.Е. Рейф "Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России" [Электронный ресурс]: http://lit.lib.ru/

Похожие работы на - Глобальная экологическая проблема загрязнения атмосферы отходами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!