Социально-управленческие механизмы разрешения конфликтов в малой учебной группе на примере средней общеобразовательной школы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,78 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-управленческие механизмы разрешения конфликтов в малой учебной группе на примере средней общеобразовательной школы














Курсовая работа

"Социально-управленческие механизмы разрешения конфликтов в малой учебной группе на примере средней общеобразовательной школы"

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения конфликтов

1.1 История становления конфликтологических идей

1.1.1 Проблема изучения конфликта. Определение понятия конфликта

1.1.2 Основные парадигмы конфликтологии

1.2 Основные понятия методологии конфликта

1.2.1 Предмет социального конфликта

1.2.2 Этапы социального конфликта

1.2.3 Формы завершения социальных конфликтов

1.2.4 Основные функции социального конфликта

1.2.5 Управление конфликтом

Глава 2. Особенности конфликтов в малой учебной группе

2.1 Основные виды и особенности конфликтов в малой учебной группе

2.2 Социально-управленческие механизмы разрешения конфликтов в малой учебной группе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Конфликты - довольно распространенное явление в обществе. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Конфликты случаются там, где есть противоречия между людьми. Противоречия могут возникать из-за несоответствия мнений, идей, убеждений, из-за различных подходов к какому-либо вопросу, мероприятию, из-за различия оценок и самооценок и т.д. Особенности конфликта определяют качества человека, формируют личность, поэтому особенно важно умение регулировать конфликт, управлять им. А так как база формирования личности закладывается в школе, где ученики получают знания, учатся взаимодействовать с разными людьми, то умение управлять конфликтом в малой учебной группе особенно важно.

Однако в современной науке эта проблема исследована недостаточно. Практически не предложено соответствующих современности моделей описания взаимодействия индивидов в конфликтных ситуациях в малой учебной группе, путей выхода из конфликта и его урегулирования.

Таким образом, актуальность темы исследования связана с недостаточной разработанностью социологических аспектов процесса урегулирования конфликтов в малой группе и необходимостью выработки моделей выхода из конфликтных ситуаций.

Степень научной разработанности проблемы

Анализ источников показал, что в современных гуманитарных науках тема урегулирования конфликтов разработана достаточно полно, однако изучению этой проблемы в отношении малой учебной группы, посвящено немного исследовательских работ.

Многосторонним изучением конфликтов занимается конфликтология, в которой существуют такие направления, как теория конфликтов (Боулдинг К., Дарендорф Р., Козер Л., Парсонс Т.); юридическая конфликтология (Кудрявцев В.Н. и др.); социология конфликтов (Зиммель Г., Здравомыслов А.Г. и др.); психология конфликтов (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. и др.); политическая конфликтология (Гаджиев К.С. и др.)

Таким образом, анализ конфликтологической литературы показал, что проблема конфликта, его урегулирования и управления исследована достаточно полно. Однако проблема регулирования конфликтов в малой учебной группе средней общеобразовательной школы требует более тщательного изучения.

Объект исследования - конфликт как социальное явление.

Предмет - социально-управленческие механизмы разрешения конфликтов в малой учебной группе.

Цель - разработка рекомендаций, способствующих наиболее эффективному процессу социально-управленческого управления конфликтами в малой учебной группе общеобразовательной школы.

Исследовательские задачи:

Определить понятие конфликта в целом и конфликта в малой учебной группе

изучить основные парадигмы конфликтологии

определить предмет социального конфликта

определить этапы социально конфликта и формы его завершения

определить основные функции социального конфликта

выявить общие механизмы социального управления конфликтами в малой учебной группе

определить особенности конфликта в малой учебной группе

выявить причины и основные виды конфликтов в малой учебной группе

определить наиболее продуктивные способы и механизмы управления конфликтными ситуациями в малой учебной группе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступившие в качестве гипотезы исследования: в большинстве случаев разрешение конфликта в малой учебной группе происходит при помощи учителя, который обладает необходимыми знаниями и навыками.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:

теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической, социологической, педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

активное наблюдение в естественных условиях,

анкетирование. Генеральной совокупностью являются учащиеся 8-11 классов Мезенской средней общеобразовательной школы. Выборочная совокупность формировалась из числа учеников 8-11 классов Мезенской средней школы случайным бесповторным методом с помощью таблицы случайных чисел и составила 42 человека.

Методологической и теоретической основой настоящего исследования явились классические и современные теоретические положения конфликтологии, социологии управления, социальной психологии и психологии личности.

Теоретическая и практическая значимость результатов работы Теоретические положения курсовой работы применимы при разработке концепций конструктивного разрешения конфликтов в малой учебной группе, управления конфликтами, анализа и прогнозирования социально-психологических процессов в малой учебной группе в условиях современного общества.

социальный конфликт малая учебная группа

Имеющиеся положения и рекомендации могут быть полезны для практической преподавательской деятельности по управлению внутригрупповыми конфликтами в общеобразовательной школе.

Основные положения исследования могут найти применение при подготовке курсов обществознания, социологии управления, социальной психологии, конфликтологии и педагогики.

Новизна исследования. Новизна исследования заключается в том, что систематизированы знания о понятии и содержании социального конфликта, путем проведения социологического исследования выявлены особенности протекания конфликтов в малой учебной группе, выработаны рекомендации по управлению конфликтами в малой учебной группе.

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения конфликтов

.1 История становления конфликтологических идей

1.1.1 Проблема изучения конфликта. Определение понятия конфликта

Проблема изучения конфликтов интересует ученых и мыслителей уже на протяжении многих веков и даже тысячелетий. Первые попытки осмысления конфликтов относятся к глубокой древности. Так, причины конфликтов изучали древнекитайский философ Лао-цзы (579-499 до н.э.), древнегреческие философы Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.) и Эпикур (341-270 до н.э.)

Предпринимали попытки истолковать природу конфликта мыслители Средневековья (Тертуллиан (160-220) и др.) и Нового Времени (Т. Гоббс, Гегель, И. Кант, К. Маркс) .

Наиболее детально концепция социального конфликта была разработана в трудах К. Маркса.

Однако, на наш взгляд, эти идеи и концепции имели ряд недостатков, например, не исследовалась специфика социальных конфликтов, мало внимания уделялось изучению внутриличностных конфликтов, не была создана общая теория конфликта и т.д.

Общая концепция социального конфликта стала складываться в конце XIX - начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864-1920) и Георга Зиммеля (1858 - 1918). Они доказали, что конфликты являются неустранимой частью социальной жизни.

Их положения послужили основой для создания к середине XX в. теории конфликта как самостоятельной области социологии. Эта задача была решена в большей степени усилиями двух выдающихся ученых - немецкого социолога Ральфа Дарендорфа (р. 1929) и американского социолога Льюиса Козера (р. 1913). Ими был сформулирован ряд положений, ставших теоретическим фундаментом современной науки о конфликте.

Однако до настоящего времени ученые не могут определиться с единой трактовкой понятия конфликт. В различных источниках используются разные определения понятия:

Конфликт (от лат. conflictus столкновение) - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов (Д.П. Зеркин) .

Конфликт есть борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы (Л. Козер) .

Конфликт - осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов (К. Боулдинг) .

Конфликт - это взаимная и открытая борьба социальных субъектов, побуждаемая несовпадающими (различными или противоположными) интересами из-за каких-то благ. (С.В. Соколов)

Конфликт - форма проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешенного в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия из-за противоположно выбранных целей, осознаваемых или не осознаваемых участниками действий, направленных на разрешение или снятие противоречия. (Н.И. Леонов) .

Таким образом, можно наблюдать, что подходов к определению понятия "конфликт" множество. Предпочтение того или иного определения зависит от рассматриваемой проблемы и задач исследования. Однако большинство исследователей сходится на том, что в основе конфликта лежит несовпадение интересов, ценностей, взглядов социальных субъектов. Недостатком некоторых подходов является определение конфликта как исключительно открытой борьбы (С.В. Соколов), осознанного и созревшего противоречии и столкновения интересов (К. Боулдинг). На наш взгляд, конфликт не всегда принимает форму открытой борьбы, кроме того противоречия интересов зачастую не осознаются субъектами конфликта. Поэтому в своем исследовании мы будем опираться на определение социального конфликта, данное Д.П. Зеркиным, так как считаем, что оно наиболее точно отражает противоречивую природу конфликта.

1.1.2 Основные парадигмы конфликтологии

Сегодня теорией и практикой регулирования социального конфликта в западной социологии занимается целый ряд отраслей, входящих в весьма разветвленную научную область. Современная конфликтология есть система связанных научных парадигм, каждая из которых объясняет определенные стороны или типы социальных конфликтов.

.Социально-биологическая парадигма.

Согласно социально-биологическим представлениям конфликт и борьба присущи человеку, как и всем животным. Исследователи этого направления исходят из открытой Чарльзом Дарвином теории естественного отбора и выводят из нее идею естественной агрессивности человека вообще, которая и проявляется в различного рода конфликтах. Люди объявляются "агрессивными, конфликтующими созданиями". Естественно обусловленная агрессивность противостоит естественно развивающейся культуре: чем меньше культуры, тем больше агрессивности. Культура снимает и замещает агрессию.

Наиболее яркие представители социально-биологического направления - К. Лоренц, Х. Лэборит, Х. Уиллер.

Мы считаем, что недостатком этой парадигмы является то, что в основе конфликта она рассматривает один параметр - биологическую сущность человека. По нашему мнению для полноценного изучения социального конфликта этого недостаточно.

.Классовая парадигма.

Основателем классовой теории конфликта является Карл Маркс. Его соратником и единомышленником был Ф. Энгельс. Их последователи - В.И. Ленин, Г. Маркузе, Р. Миллс и другие.

Данная теория обосновывала применение насилия для масштабных социальных и политических преобразований общества. Согласно данной теории признается один ключевой конфликт - классовый. Все остальные конфликты выводятся за скобки анализа, ибо снятие противостояния классов "автоматически" приводит к ликвидации противоречий между людьми и социальными группами.

Данная парадигма опять же является однофакторной, что существенно снижает ее прикладное значение.

.Структурно-функциональная парадигма.

Данное направление сформировалось в 30-х годах ХХ века. Ведущим представителем является Т. Парсонс. Согласно взглядам функционалистов, конфликт есть напряженность или деформация внутри системы.

.Диалектико-созидательная парадигма.

Диалектическая теория конфликта восходит к работам Р. Дарендорфа, Г. Зиммеля, Л. Козера и др.

Согласно диалектико-созидательной парадигме конфликт функционален для социальных систем. Данная точка зрения на конфликт утверждает, что он неизбежен и совсем не обязательно разрушителен. Он созидателен, насилие же есть следствие неумения конфликтом управлять. А отрицание конфликта - отрицание развития общества и его отдельных структур и ячеек. Не может быть организации без наличия конфликта в ней. Ненормальным является не наличие, а отсутствие конфликта в организации.

На наш взгляд именно эта парадигма является наиболее объективной, так как рассматривает различные виды конфликтов, различные их основания, кроме того, акцентирует внимание на наличии не только разрушительных, но и созидательных функций конфликта.

.Новая парадигма.

Центр внимания новой парадигмы тяготеет к проблеме как урегулировать (разрешить) уже сложившийся конфликт, использовать его энергию для развития.

Новая парадигма формируется вокруг идеи согласования интересов еще до этапа их реализации. Здесь разрешение возможных конфликтов происходит на этапе целеполагающей деятельности с применением специальных методов многопозиционного общения. Одним из ярких представителей новой парадигмы является Я. Тисволд.

Таким образом, мы наблюдаем, что существует множество подходов к изучению вопросов конфликтологии. Однако многие из них рассматривают конфликт с какой-либо одной стороны (применение/неприменение насилия, классовый, биологический фактор и т.д.), но такой подход не является объективным, так как представляет природу конфликта не полно. Как мы уже отмечали, наиболее объективной, на наш взгляд, является диалектико-созидательная парадигма.

.2 Основные понятия методологии конфликта

1.2.1 Предмет социального конфликта

Социальный конфликт возникает из-за какого-либо объекта, на котором сталкиваются интересы разных субъектов.

Предмет социального конфликта - та сторона объекта, из-за которой стакиваются интересы разных субъектов.

Основными предметами социального конфликта являются материальные блага (одежда, жилье и т.д.), экономические блага (деньги, золото, ценные бумаги), политические блага (власть), идеологические блага (духовные ценности) и т.п.

Некоторые исследователи основные предметы социального конфликта подразделяют на ресурсы (предметы потребления, полезные ископаемые, производственные, экономические, научные и т.п.), статус (права и обязанности данного субъекта в обществе) и духовные ценности (моральные, правовые, религиозные, эстетические и др. ценности).

Объектом конфликта, по сути дела, может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов.

Обнаружение предмета социального конфликта - сложная мыслительная операция, так как участники конфликта зачастую стремятся скрыть от общественности предмет своего социального конфликта из-за моральных, политических или иных соображений.

Мы считаем, что выявление предмета социального конфликта - одна из главных задач при разрешении конфликта, поэтому конфликтующие стороны и/или посредник должны уделять этому моменты значительное внимание и не скрывать от себя и от других истинные причины столкновения. Такой подход позволит определить возможные пути протекания конфликта и ускорить процесс примирения без применения насилия.

1.2.2 Этапы социального конфликта

Множество подходов к изучению социального конфликта обуславливает большое количество классификаций его динамики. Так, Н.И. Леонов говорит о том, что социальный конфликт включает три основных этапа:

.Начало. Начало социального конфликта характеризуется действиями одного субъекта, наносящими ущерб интересам другого субъекта. Эти действия могут быть заранее спланированными, а могут быть и спонтанными, т.е. субъект может ущемить интересы другого невольно. Это подтверждает наш подход к определению конфликта, как к не всегда осознанному столкновению.

2.Развертывание. Развертывание конфликта характеризуется ответными действиями субъекта, которому нанесен ущерб.

.Завершение социального конфликта. На стадии завершения социального конфликта возможны: победа одной из сторон, поражение обеих сторон третьей, прекращение конфликта в результате примирения и т.п.

Мы считаем представленную схему адекватной социальной реальности и применимой при анализе практически любых видов конфликта. Однако следует учитывать, что конфликт может проходить не все этапы. Его можно остановить уже на стадии становления, путем переговоров и разрешения разногласий по поводу предмета конфликта.

Е.В. Буртовая выделяет следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию (предконфликтная ситуация). На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники

2) стадию открытого конфликта. Стадия открытого конфликта характеризуется конфликтным поведением, которое представляет собой выраженные вовне действия сторон.

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

Как видим, данная схема практически идентична схеме, представленной ранее, что говорит о близости взглядов на динамику социального конфликта.

Однако существуют и другие подходы, считающие данные схемы неполными. По их мнению, наиболее точно динамику конфликта характеризуют следующие фазы конфликтной стадии:

) начало конфликта,

) развитие конфликта,

) пик конфликта,

) затухание конфликта,

) прекращение конфликта,

) урегулирование конфликта. При остром и длительном конфликте фазы могут циклически повторяться.

На наш взгляд такое представление этапов социального конфликта является чрезмерно раздробленным и неприменимым к некоторым видам социальных противоречий.

В целом же можно сказать, что подходы к определению этапов конфликта схожи. Все исследователи выделяют стадию начала (зарождения и т.д.) конфликта, стадию развития (развертывания, открытого противостояния и т.д.) конфликта и стадию завершения (урегулирования и т.д.) конфликта. Разница заключается только в наличие или отсутствие дробных делений.

1.2.3 Формы завершения социальных конфликтов

К определению форм завершения конфликта также существует множество подходов.

По мнению Н.И. Леонова социальный конфликт может завершиться тремя результатами:

.Устранением конфликта

2.Урегулирование конфликта

.Разрешением конфликта

Устранение конфликта. Устранение конфликта имеет следующее возможное завершение:

.Уничтожение одной из противоборствующих сторон в результате победы другой.

2.Уничтожение обеих противоборствующих сторон.

.Перерастание одного конфликта в другой.

Урегулирование конфликта. Урегулирование конфликта означает его завершение при следующих условиях:

.Урегулирование происходит на основе договоренности противоборствующих сторон пойти на взаимные уступки при сохранении противоположных интересов и конфликтной ситуации.

2.Примирение противоборствующих сторон на основе признания победы одной из сторон и фиксации этого в соответствующем соглашении. Но и в этом случае конфликтная ситуация сохраняется и может проявиться.

Разрешение конфликта. Разрешение конфликта заключается в устранении его причин, в устранении противоположности интересов противоборствующих сторон.

Мы считаем, что данная систематизация отражает основные формы завершения конфликта, и поэтому ее можно использовать при анализе конфликтных ситуаций.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в своей работе "Конфликтология" предлагают следующую классификацию форм завершения конфликта:

.Разрешение конфликта

2.Урегулирование конфликта

.Затухание конфликта

Разрешение - совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.

Урегулирование - в устранении противоречий принимает участие третья сторона.

Затухание - временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.

Как видим, основания для выделения форм завершения конфликтов различны. Если Н.И. Леонов акцентирует внимание на внутренних мотивах деятельности конфликтующих сторон (причинах конфликта, мотивах участников, способности пойти на уступки и т.д.), то А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов - на внешней стороне конфликтного взаимодействия (самостоятельное разрешение конфликта оппонентами, привлечение третьей стороны и т.д.). На наш взгляд, для выбора оптимального способа управления конфликтом необходимо опираться на различные подходы и их группировки.

В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Мы согласны с теми исследователями, которые говорят о том, что последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными.

Под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

Наличие противоположных точек зрения на роль конфликтов в жизни личности и групп различного уровня наблюдается на протяжении всего времени изучения конфликтов и у западных конфликтологов и у отечественных специалистов.

Итак, основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и блок деструктивных функций.

К важнейшим деструктивным функциям конфликта относятся:

. ухудшение социального климата, снижение производительности труда;

. неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;

. уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

. дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе, во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;

. материальные и эмоциональные затраты на решение конфликта.

Мы согласны, что приведенные положения являются основными деструктивными функциями социального конфликта. Однако существует еще немало разрушительных функций: конфликт зачастую сопровождается стрессом, кроме того, если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований и т.д.

Главными конструктивными функциями конфликта являются:

.конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;

2.он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают дуг друга;

.конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

.он снимает "синдром покорности", стимулирует активность людей;

.он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;

.в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей по их моральным качествам - стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;

.развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;

.конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел) .

Оценка функций конфликта в качестве положительной или отрицательной всегда носит конкретный характер. С точки зрения одного субъекта конфликта, он может рассматриваться как положительный, с точки зрения другого - как отрицательный. Другими словами, существует субъектная относительность в оценке характера функций конфликта. Кроме того, один и тот же конфликт в разных отношениях и в разное время может оцениваться с различных или даже противоположных позиций.

Таким образом, мы убедились, что конфликт является сложным и противоречивым явлением, способным оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на социальную систему. Преобладание тех или иных функций зависит от того, насколько его участники и окружающие осознают последствия конфликта и прилагают усилия для его регулирования.

1.2.5 Управление конфликтом

Управление конфликтом - это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на процесс.

Управление конфликтами включает в себя:

прогнозирование конфликтов;

предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других;

регулирование и разрешение.

Каждый из названных видов действий представляет собой акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих, либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.

Прогнозирование конфликтов. Исходный пункт прогностического конфликтологического мышления - определение противоречия, обусловливающего данную проблемную ситуацию, которая может породить конфликт. Противоречие, выражаемое в проблеме, есть причина возможного конфликта.

Следующий шаг на пути разработки прогноза - выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытие проблемы. Эта мыслительная операция включает описание совокупности событий, проявляющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной последовательности и взаимосвязи событий - логики процесса. Описание совокупности событий и анализ логики изменения существующей ситуации (развития противоречия, раскрытие проблемы) позволяет определить облик вступающих в противостояние субъектов и предметов его.

Дальнейшее исследование развития проблемной ситуации в возможный конфликт предполагает включение в анализ принципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного факторов ее изменения, а также другие условия.

Мы считаем, что прогнозирование конфликта является необходимым элементом деятельности лиц, занимающихся разрешением конфликта, так как оно может способствовать уменьшению конфликтного напряжения в социальной структуре и предотвращению нежелательных столкновений.

Стратегия предупреждения конфликтов включает систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых взаимоотношений субъектов.

Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения.

Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон.

Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что позволяет направить взаимодействие субъектов в русло сотрудничества для реализации совпадающих интересов.

Здесь мы согласимся с классиком конфликтологии Л. Козером, что для предотвращения конфликта посреднику важно заметить и изучить "наглядные свидетельства-символы, которые позволяют четко обозначить тот или иной исход борьбы". Подобные операции могут помочь посреднику выбрать ту или иную стратегию воздействия на конфликтующих, тем самым направив их в русло сотрудничества.

Регулирование и разрешение конфликтов. Критериями конструктивного разрешения конфликта являются:

степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта

победа в нем правого оппонента.

Важно, чтобы при урегулировании конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство. Не менее существенной является победа правой стороны. Необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.

На наш взгляд, регулирование и разрешение конфликта является самой сложной задачей управления конфликтом. Подобные действия требуют необходимой квалификации, знаний и навыков, так как посредник должен быть не просто объективным, но и учитывать интересы всех сторон, даже неправых.

Таким образом, управление конфликтом - сложная и ответственная деятельность, заниматься которой должны компетентные лица.

Таким образом, рассмотрев основные понятия методологии конфликта, мы можем сказать, что конфликт, как и любое социальное явление, является сложным и противоречивым понятием, требующим комплексной оценки его составляющих. Одномерный взгляд на природу конфликта не отражает полную картину противоречий, соответственно не может привести к его конструктивному разрешению. Рассматривая функции конфликта, формы его завершения и процесс управления конфликтом, мы неоднократно приходили к выводу, что для конструктивного завершения противоречий необходимо вмешательство компетентного посредника, либо наличие у конфликтующих сторон знаний о природе конфликта.

Глава 2. Особенности конфликтов в малой учебной группе

.1 Основные виды и особенности конфликтов в малой учебной группе

Малая группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Основные отличительные признаки:

прямой контакт между индивидами, входящими в состав группы;

непосредственное взаимодействие и взаимовлияние членов группы;

наличие общей цели и общей деятельности, которая превращается в идентификацию;

идентичность с точки зрения других людей из вне;

общность нравов, привычек, обычаев;

некоторая продолжительность существования в пространстве и во времени;

немногочисленность по составу.

Особенности конфликтов в малой учебной группе обусловлены особенностями самой малой группы.

В общеобразовательной школе встречаются следующие виды межличностных конфликтов:

ученик - ученик

ученик - учитель

учитель - учитель

В данной работе мы рассматриваем конфликты только типа "ученик - ученик".

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах.

Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта.

Кроме того к причинам возникновения конфликтов в малых учебных группах можно отнести:

. "Позиционный дефицит". Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими членами учебного коллектива, что ставит их в отношении состязательности (например, претензии на роль лидера).

. "Дефицит источников". Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

. Формирование агрессивных реакций человека.

. Ограниченность в ресурсах, различия в уровне знаний, манерах поведения, жизненном опыте.

. Низкий уровень коммуникации.

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.

Для выявления особенностей протекания конфликтов в малой учебной группе нами в мае 2011 года было проведено исследование в Мезенской средней общеобразовательной школе среди учеников 8-11 классов. В генеральную совокупность входят все учащиеся 8-11 классов Мезенской общеобразовательной школы. Выборочная совокупность составила 42 человека, являющихся учениками 8-11 классов Мезенской средней общеобразовательной школы, среди которых 21 юноша и 21 девушка, и отбиралась случайным бесповторным методом при помощи таблицы случайных чисел.

Анализируя полученные данные, приходим к выводу, что самым распространенным является межличностный конфликт (72,2%), далее следуют конфликт между личностью и группой (16,7%) и конфликт между группами внутри класса (11%).

Самое большое число конфликтов среди учеников происходит из-за разницы в поведении (44,4%), из-за разницы в ценностях и взглядах (39%), затем по причине разной внешности и разных увлечений (по 22%). Отвечающие не отметили наличия конфликтов из-за половозрастных различий. Как мы отмечали, определение причины конфликта является одной из главных задач разрешения конфликта. Соответственно, полученные данные могут служить основой при выработке стратегии мирного урегулирования конфликтов.

Анализируя применяемые методы разрешения конфликтов, приходим к следующему выводу. Рассматривают возможность применения силы в конфликтной ситуации 60% юношей и 0% девушек. Однако самым распространенным ответом на вопрос "Что ты сделаешь, если одноклассник/школьный друг тебя очень обидит?" стал вариант "поговорю с ним/ней, выясню причины и устраню их" (55,6%), на втором месте вариант "скажу ему грубость" (33%), далее следуют "ударю его/ее" и "ничего не сделаю" (по 11%). Причем ответили "ударю его" исключительно юноши, а "ничего не сделаю" - девушки. Таким образом, большинство респондентов стремится разрешить конфликт мирными способами, однако, если это не получается, юноши чаще применяют силу.

Мы считаем, что задачей учителя является не только преподнесение знаний, но и воспитание цельной личности, соответственно в число его обязанностей должны входить действия по минимизации насильственных действий среди школьников. То есть учитель должен выступать посредников в разрешении конфликтов, которые мирным способом разрешиться не могут.

Важным вопросом нашего исследования является вмешательство посредника (учителя, психолога, родителей и т.д.) в конфликтную ситуацию. Из проведенного исследования следует, что разрешение конфликтов в малой учебной группе происходит чаще всего без привлечения посредника (89%). Посредником же в большинстве случаев выступают одноклассники конфликтующих (78%) и только в 17% случаев - учитель. Это опровергает нашу гипотезу об активной посреднической деятельности учителя в разрешении конфликтов среди школьников и делает проблему социального конфликта в малой учебной группе общеобразовательной школы еще более актуальной.

Таким образом, проанализировав данные социологического исследования, мы определили, что проблемой современной школы является не столько разнообразие конфликтов, сколько пассивное участие в этих конфликтах учителей, практически полное отсутствие их посреднической деятельности.

2.2 Социально-управленческие механизмы разрешения конфликтов в малой учебной группе

Полностью изжить конфликты среди учеников 8-11 классов общеобразовательной школы практически невозможно. В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками.

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.

Больше влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями.

Личностный стиль общения и педагогическая тактика "сотрудничество" обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах "авторитарных" учителей и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса и т.д.

Таким образом, мы наблюдаем, что вмешательство посредника, будь то учитель, социальный педагог, школьный психолог и т.д., очень часто необходимо для конструктивного завершения конфликта. Это связано с наличием у взрослых посредников жизненного опыта, образования, соответствующих знаний и т.д. Посредническая деятельность позволяет направить конфликт в нужное русло, способствовать диалогу конфликтующих сторон и установлению доброжелательных отношений внутри коллектива.

Деятельность по управлению конфликтом сложна и многообразна. Мы проанализировали существующие и применяемые методики и адаптировали их к особенностям протекания конфликта в малой учебной группы общеобразовательной школы.

По нашему мнению важнейшими из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений школьников, с целью предотвращения конфликтов являются следующие:

Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на привлечение потенциальных конфликтующих в общее дело, в процессе осуществления которого в возможных противников появляется поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно решать имеющиеся проблемы (оформление класса, уборка территории, волонтерская деятельность и т.д.).

Метод доброжелательности, симпатии, развития способности сопереживания и сочувствия другим людям, понимание их внутреннего состояния. Данный метод предполагает выражение необходимого соболезнования товарищу по учебе, готовность оказать ему практическую поддержку. Использование этого метода особенно важно в кризисных ситуациях, когда выражение сожаления и соболезнования, широкая и оперативная информация о событиях, которые происходят, приобретают особо важное значение.

Метод сохранения репутации партнера, уважения его достоинства. В случае возникновения любых разногласий, которые могут спровоцировать конфликт, важнейшим методом предотвращения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение должного уважения к его личности. Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение и к нашему достоинству и авторитету.

Метод взаимного дополнения предполагает акцентирование на таких способностях партнера, которыми не обладаем мы сами. Люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако зачастую для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополняющий особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае оказываются очень прочными (при оформлении класса, совместной работе на уроках и т.д.).

Метод недопущения дискриминации людей требует избегать подчеркивания преимущества одного партнера над другим, а еще лучше и каких-либо различий между ними. С точки зрения профилактики конфликтов данный метод имеет определенные преимущества, так как позволяет избежать появления таких негативных эмоций, как чувство обиды, неуверенности в себе и др.

Метод психологического подъема предполагает, что настроение людей, их чувства поддаются регулированию, требуют определенной поддержки. Для этого учебная практика выработала множество способов: классные вечера, походы, экскурсии, то есть различные формы проведения школьными коллективами совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическую напряженность, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают положительные чувства, взаимные симпатии и создают морально-психологическую атмосферу в классе, которая предотвращает возникновение конфликтов.

Очевидно, что предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие. Поэтому именно эти цели должны лежать в основе посреднической деятельности учителя, психолога и т.д.

Однако приведенные методы достаточно абстрактны, поэтому хотелось бы дополнить их конкретными способами психологической коррекции конфликтного поведения. Среди них можно выделить следующие:

Социально-психологический тренинг; Использование СПТ для коррекции конфликтного поведения обеспечивает снижение вероятности использования стратегий избегания и соперничества, увеличение вероятности выбора компромисса и сотрудничества.

Индивидуально-психологическое консультирование; Индивидуальное психологическое консультирование используется с целью коррекции общения. Психологическое консультирование рассматривается как способ оказания психологической помощи, направленной на изменение мировосприятия и поведения личности. Психолог в процессе консультирования создает условия для того, чтобы изменить того, кого консультируют. Ключом к этим изменениям являются терапевтические отношения между консультантом и человеком, который обратился к нему. С помощью психологического консультирования зачастую обеспечиваются положительные изменения в конфликтном поведении людей, обратившихся за помощью.

Аутогенные тренировки; Аутогенные тренировки (АТ) предполагают освоение человеком приемов мышечной релаксации, развитие концентрации внимания и силы представлений, умение контролировать свое поведение. С помощью АТ возможно управление своим психическим состоянием, снижение ситуативной встревоженности и агрессивности.

Посредническая деятельность психолога (социального работника); Посредническая деятельность психолога (социального работника) по оказанию помощи в решении реальных конфликтов способствует выбору оптимальных способов взаимодействия с оппонентом. Индивидуальные беседы с психологом, подготовка к встрече с оппонентом, совместная работа в триаде ("Я" - "он" - "психолог") помогают человеку осознать нерациональность своего поведения, способствуют конструктивному разрешению межличностных конфликтов.

Самоанализ конфликтного поведения; Самоанализ собственного поведения в конфликтной ситуации применяется во время конфликта или после его завершения. В самоанализе конфликта важно придерживаться определенных принципов: объективности, нейтральности, беспристрастности, равенства критериев, отсутствия "двойного стандарта". Самоанализ, подкрепленный самонаблюдением, самоконтролем и самообладанием, позволяет улучшать отношения с людьми.

Для управления конфликтом наиболее рациональным является использование всего комплекса методов воздействия на конфликтную ситуацию и поведение участников конфликта.

Неумение разрядить конфликтную ситуацию, понять и исправить ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Нужно помнить, что конфликтом следует уметь управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства.

Мы считаем, что представленные рекомендации могут способствовать наиболее эффективной посреднической деятельности учителя, так как они учитывают противоречивую природу конфликта, различия мотивов конфликтующих и т.д. Кроме того, они способствуют диалогу участников, призывают к сотрудничеству и взаимному уважению. А это, на наш взгляд, является основой здоровой полноценной личности, способной противостоять любым трудностям, в том числе и назревающим конфликтам.

Заключение

Конфликт - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.

В общеобразовательной школе встречаются следующие виды межличностных конфликтов: ученик - ученик, ученик - учитель, учитель - учитель. В данной работе мы рассматриваем конфликты только типа "ученик - ученик".

Мы выяснили, что определение предмета конфликта является важной задачей на пути разрешения конфликта. Основным предметом конфликта в малой учебной группе общеобразовательной школы является разница в поведении, ценностях и внешности. Исходя из этого учитель (или другой посредник) должен строить свою стратегию регулирования конфликта.

Социальный конфликт может завершиться тремя результатами:

.Устранением конфликта

5.Урегулированием конфликта

.Разрешением конфликта

В данной работе мы рассматривали урегулирование и разрешение как наиболее конструктивные формы выхода из конфликтной ситуации. Однако для урегулирования и разрешения конфликтов необходимо прикладывать значительные усилия, так как если конфликт не замечать, игнорировать, не предпринимать никаких действий, то он может принять более острые формы, объединиться с другими конфликтами и завершиться разрушением субъекта.

Действия по урегулированию и разрешению конфликтов должен осуществлять квалифицированный посредник, т.е. учитель, социальный педагог, школьный психолог и т.д. Это связано с наличием у взрослых посредников жизненного опыта, образования, соответствующих знаний и т.д. Посредническая деятельность позволяет направить конфликт в нужное русло, способствовать диалогу конфликтующих сторон и установлению доброжелательных отношений внутри коллектива.

Однако мы выяснили, что в малых учебных группах разрешение конфликтов в большинстве случаев происходит без привлечения посредника.

Необходимость посреднической деятельности обусловлена еще и теми методами, которые применяют конфликтующие стороны при разрешения конфликта. Так нами было выявлено, что субъекты конфликта рассматривают возможность применения силы или словесного оскорбления соперника при разрешении конфликта.

Проанализировав процедуру управления конфликтами, мы разработали следующую схему:

Управление конфликтами в малой учебной группе.

.Прогнозирование конфликта..Определение противоречия

b.Выявление тенденций изменения данной ситуации, раскрытие проблемы.Анализ принципов и норм функционирования данной учебной группы.

2.Предупреждение конфликта - действия по управлению конкретным противоречием субъектов..Блокирование одной или нескольких причин, лежащих в основе противоречия

b.Ограничение их негативного влияния на участников конфликтной ситуации

3.Регулирование и разрешение конфликта - решение проблемы, из-за которой он возник.

Важнейшими из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, с целью предотвращения конфликтов являются следующие: метод согласия, метод доброжелательности, метод сохранения репутации партнера, метод взаимного дополнения, метод недопущения дискриминации людей, метод психологического подъема и т.д. Однако приведенные методы достаточно абстрактны, поэтому мы дополнили их конкретными способами психологической коррекции конфликтного поведения. Среди них можно выделить следующие: социально-психологический тренинг, индивидуально-психологическое консультирование, аутогенные тренировки, посредническая деятельность психолога, самоанализ конфликтного поведения.

Для управления конфликтом наиболее рациональным является использование всего комплекса методов воздействия на конфликтную ситуацию и поведение участников конфликта.

Очевидно, что предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие. Поэтому именно эти цели должны лежать в основе посреднической деятельности учителя, психолога и т.д.

Список использованной литературы

I.Научные работы

1.Атаяц Н.Г. Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе;

2.Баныкина С.В., Степанов Е.И. Конфликты в современной школе: изучение и управление. - М.: КомКнига, 2012. - 184 с.;

.Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.;

.Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 2012. - 288 с.;

5.Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопр. психологии, 1972. № 2.;

6.Зиммель Г. Конфликт современной культуры. - Птг., 1923.;

7.Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2014.;

.Козер Л. Завершение конфликта.

.Кулганов В.А., Юнацкевич П.И. Психология обмана. - СПб., 2000.;

II.Диссертации и авторефераты

10.Грядунова Н.А. Социально-управленческие механизмы разрешения конфликтов в малой учебной группе. - М., 2009.;

III.Учебная и справочная литература

11.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликгология: Учебник для вузов. - М., 2000.;

.Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии, 2014.;

.Бабосов Е.М. Конфликтология. - М., 2009. - 364 с.;

14.Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. 2010г.;

15.Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М., 2000. - 320 с.;

.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. Ростов-н/Д., 1998.;

17.Леонов Н.И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н.И. Леонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2006. - 232 с.

IV.Электронные ресурсы:

18.Образовательный сайт Викторовой Т.С. #"center">Приложения

Приложение 1. Анкета школьникам "Особенности протекания конфликтов в малой учебной группе общеобразовательной школы"

Уважаемый старшеклассник! Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова проводит социологическое исследование, посвященное изучению конфликтов в средней школе.

Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, выберите тот вариант, который совпадает с вашим мнением, и обведите его в кружочек (или на бланке ответов напротив номера вопроса укажите цифру, соответствующую выбранному ответу). Ваше мнение для нас очень важно. Опрос проводится анонимно, результаты будут использованы в обобщенном виде.

1.Твой пол.

1.Мужской

2.Женский

2.Твой возраст__________________________________________

3.Бывают ли ссоры среди твоих одноклассников или школьных друзей?

1.Да

2.Нет→переходите к вопросу № 5

4.Насколько часто происходят ссоры среди твоих одноклассников или школьных друзей?

1.Часто

2.Иногда

.Редко

5.Ты сам/а участвуешь в конфликтах в школе?

1.Да

2.Нет

6.Переживаешь ли ты, если ссоришься с одноклассниками или друзьями?

1.Я всегда очень тяжело переживаю ссоры, и долго вспоминаю неприятные моменты

2.Я всегда переживаю, но скоро забываю неприятности

.Я не очень беспокоюсь по этому поводу

.Я совершенно не волнуюсь, когда происходят ссоры

7.Определи степень конфликтности в ТВОЁМ классе по десятибалльной шкале (1-min., 10 - max.).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

.Какой вид конфликтов наиболее распространен в ВАШЕМ классе?

1.Между отдельными людьми

2.Между личностью и группой

.Между группами внутри класса

.Другое (укажите, что именно) _________________________

9.Какая причина чаще всего лежит в основе конфликта с одноклассниками или друзьями? (можно дать 2-3 ответа)

1.Разный пол

2.Разный возраст

.Разное поведение

.Разная внешность

.Разные увлечения

.Разные способности (в учебе, спорте и т.д.)

.Разные ценности, взгляды

.Другое (укажите, что именно) __________________________

10.Что ты сделаешь, если одноклассник/школьный друг тебя очень обидит? (можно дать 1-2 ответа)

1.Ударю его

2.Скажу ему грубость

.Поговорю с ним/ней, выясню причины и устраню их

.Ничего не сделаю

.Обращусь за помощью (к друзьям, родителям, учителям и т.п.)

.Попрошу прощенья даже если он/она не прав/а

.Другое (укажите, что именно) _____________________________

11.Как часто ты выбираешь такой стиль поведения?

1.Всегда

2.Только когда уверен/а в своей правоте

.Только из-за серьезной причины

.Другое (укажите, что именно) _____________________________

12.Рассматриваешь ли ты возможность применения силы в конфликтной ситуации?

1.Да

2.Нет

3.Затрудняюсь ответить

13.Как обычно происходит разрешение конфликта в ВАШЕМ классе?

1.Конфликтующие стороны сами разрешают противоречия

2.Происходит привлечение посредника (третьего лица)

14.Кто обычно выступает посредником в разрешении конфликта?

1.Учитель

2.Родители

.Неформальный лидер в классе

.Одноклассники/друзья конфликтующих

.Другое (напишите, что именно) ________________________

15.Как часто ты жалеешь о том, что поссорился/ась с близкими?

1.Всегда

2.Иногда

.Никогда

16.Когда ты ссоришься с друзьями или родителями, ты потом выясняешь причину происшедшего?

1.Да, я всегда так поступаю

2.Да, я часто так поступаю

.Затрудняюсь ответить

.Бывает, но редко

.Нет, после примирения я сразу забываю о происшедшем

17.Как ты считаешь, конфликты могут способствовать разрешению какой-либо проблемы.

1.Да, конечно

2.Скорее да, чем нет

.Затрудняюсь ответить

.Скорее нет, чем да

.Нет

Спасибо большое!

Приложение 2. "Какая причина чаще всего лежит в основе конфликта с одноклассниками и друзьями?"

ответпроцентРазный пол0Разный возраст0Разное поведение44,4Разная внешность22,2Разные увлечения22,2Разные способности5,6Разные ценности, взгляды38,9

Приложение 3. "Что ты сделаешь, если одноклассник/друг тебя очень обидит?"

ответпроцентУдарю его11,1Скажу грубость33,3Поговорю с ним и выясню причины55,6Ничего не сделаю11,1Обращусь за помощью0Попрошу прощения, даже если он/она не прав/а5,6

Приложение 4. "Как происходит разрешение конфликта в классе?"

ОтветПроцентКонфликтующие стороны сами разрешают противоречие89Происходит привлечение посредника11

Приложение 5. "Кто обычно выступает посредником в разрешении конфликта?"

ОтветПроцентУчитель17Родители3Староста класса1Неформальный лидер в классе1Одноклассники/друзья78

Похожие работы на - Социально-управленческие механизмы разрешения конфликтов в малой учебной группе на примере средней общеобразовательной школы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!