Пути роста показателей рентабельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути роста показателей рентабельности

Введение

управление рентабельность экономический

В основе экономического прогресса общества лежит рост эффективности общественного производства. Экономическая эффективность производства представляет собой получение максимальных результатов при минимальных затратах.

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как самостоятельный товаропроизводитель. Хозяйствующий субъект выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества.

Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества - удовлетворение общественных потребностей. Прибыль свидетельствует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат - прибыль, сопоставляется с затратами или с используемыми ресурсами, то есть определяется уровень рентабельности. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности, соизмерение прибыли с затратами или с используемыми ресурсами характеризует рентабельность.

Из вышесказанного следует, что данная тема является актуальной и необходимой в настоящее время и останется таковой.

Целью данной работы является рассмотрение важнейших показателей экономической эффективности производства, а именно прибыли и рентабельности производства, и выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия, а также экономическое обоснование мероприятий по повышению прибыли и рентабельности продукции и предприятия в целом.

Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:

рассмотрение экономической эффективности производства на предприятии, ее частных и обобщающих показателей;

определение экономического содержания прибыли, основных источников ее формирования, функций, видов, а также методика расчета и влияние на нее изменения основных факторов;

рассмотрение рентабельности производства и ее видов, а также методики расчета и факторов.

При написании данной работы использовалась теоретическая и методическая литература по финансовому менеджменту, финансовому анализу, учебников по периодической печати таких авторов как Е.В. Быкова, В.В. Ковалёва и Н.П. Макаренков.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрываются понятие рентабельности, как результативный показатель деятельности предприятия. Вторая глава описывает методику и анализ прибыли на предприятии

1. Рентабельность - результативный показатель деятельности предприятия

1.1 Экономическое содержание рентабельности предприятия

Прибыль является одной из основных категорий товарного производства. Это, прежде всего производственная категория, выражающая отношения, которые складываются в процессе общественного производства.

Одновременно прибыль является одной из важных форм распределения национального дохода. В силу этого прибыль выражает отношения, складывающиеся в процессе первичного распределения национального дохода, его перераспределения и конечного использования.

Появление прибыли непосредственно связано с появлением категории издержки производства.

Прибыль - это часть стоимости продукта, реализуемого предприятием, которая остается после возмещения издержек производства. От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к.:

прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),

прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП

за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды,

прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.

Кроме того, прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.

Чтобы судить об уровне эффективности работы предприятия, полученную им прибыль необходимо сопоставить с произведенными при этом затратами.

Во-первых, затраты могут быть приняты как текущие издержки деятельности предприятия - себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих издержек и прибыли, используемых при расчетах.

Во-вторых, затраты могут быть приняты как авансированная стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной, всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

При этом также возможны различные варианты определения, расчета авансированной стоимости и определения прибыли, принимаемой для расчетов. Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность. В наиболее широком и общем понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:

производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);

предприятий, организаций, учреждений в целом, как субъектов хозяйственной деятельности;

отраслей экономики.

Рентабельность непосредственно связана с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это относительный показатель, уровень доходности, измеряемый в процентах. В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.

Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции.

Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса. Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

) показатели рентабельности капитала (активов),

) показатели рентабельности продукции;

) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются:

все активы предприятия;

инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства);

акционерный (собственный) капитал.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий.

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия, и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат. Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.

Рентабельность оборота (продаж), характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке. Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.

Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения.

При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Следовательно, для повышения эффективности вложении можно действовать в двух основных направлениях:

увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж.

уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.

В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.

Для того, чтобы понять, как и за счет чего формируется итоговый показатель рентабельности собственного капитала следует рассмотреть ряд промежуточных показателей. Рентабельность чистых активов - показатель эффективности операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отношение операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:

Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты (долго и краткосрочные) (1)

С другой стороны рентабельность чистых активов формируется за счет их оборачиваемости и рентабельности продаж:

(Операционная прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж / Чистые активы) = (Операционная прибыль / Чистые активы) (2)

Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага.

Финансовый рычаг - соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия.

Основной критерий оценки эффективности финансового рычага - ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот. Значение финансового рычага показывает на сколько увеличится / уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении рентабельности чистых активов.

Финансовый рычаг = Чистые активы / Собственный капитал (3)

мы можем получить следующую формулу:

Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов * Финансовый рычаг = (Операционный доход / Объем продаж)* (Объем продаж /Чистые активы) * (Чистые активы / Собственный капитал) = (Операционный доход/ Собственный капитал) (4)

Теперь для получения окончательной формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители фигурировала чистая прибыль.


где ОД - операционный доход;- сумма процентов по кредитам;

Т - ставка налога на прибыль

Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о прибылях и убытках.

Исходя из вышеперечисленного, рентабельность характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, показатели рентабельности, характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции.

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.

1.2 Факторы, влияющие на рентабельность предприятия

Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов - доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.

Взаимовлияющие факторы включают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, в определенной мере цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.

Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях. Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях и. коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.

Существенным фактором, влияющим на величину прибыли, является изъятие части прибыли в виде налогов. Налогообложение можно с полным правом отнести к системообразующей составляющей стоимости предприятий. Его влияние на стоимость прослеживается, по крайней мере, по таким направлениям: стабильность налогообложения, величина налогов, порядок взимания, льготы по налогообложению. Необходимо признать, что каждое из перечисленных направлений способствует снижению совокупной стоимости предприятий. Итак, отсутствие постоянства просто приводит к дестабилизации стоимости. Величина налогов, по оценкам специалистов, является одной из наиболее высоких в Европе, и по совокупным ставкам «съедает» 90% прибыли. Это ставит под сомнение будущие доходы, поскольку сохраняется возможность для предприятий попасть под план сбора штрафов. Льготы по налогообложению одним предприятиям, представляющие собой, по сути, выживание за счет других, снижают стоимость последних, хотя стоимость получателей льгот возрастает.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

   (6)

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

          (7)


Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

         (8)

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

         (9)

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала () зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде:

        (10)

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли (Пч) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi)

Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд:

 (11)

Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления - на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

Таким образом, факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.


2. Пути роста показателей рентабельности

.1 Общие факторы роста рентабельности

Для правильного формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути совершенствования. Использование системы обобщающих показателей эффективности предприятия, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности. В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.

Так как рентабельность находится в прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться в синтезе с ростом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также от других видов произ­водственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на промышленных предприятиях основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достигается за счет:

•        изучения рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответствии с требованиями потребителя;

•        обеспечения конкурентоспособности производимой продукции путем повышения ее качества, снижения себестоимости, а также сервисного послепродажного обслуживания;

•        рост цен на основе повышения качества продукции в результате инновационной деятельности предприятий и создания товаров рыночной новизны.

Рентабельность продукции, кроме того, зависит от себестоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель. Рентабельность производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят от эффективности использования производства. Чем выше эффективность использования, тем выше его рентабельность. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объе­мов производства и реализации, снижения себестоимости про­дукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рента­бельности.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам.

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Эти факторы не зави­сят от деятельности предприятий, но могут оказывать значи­тельное влияние на величину прибыли и рентабельность. Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздей­ствуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ре­сурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздей­ствуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использова­ние прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, по­вышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совер­шенствование организации труда и более эффективное исполь­зование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тес­ной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на се­бестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себе­стоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.

2.2 Совершенствование управления затратами

Управление затратами - важнейший элемент системы менеджмента. Управление затратами на производство и реализацию продукции во многом определяет эффективность деятельности промышленных предприятий. От уровня и динамики затрат зависят конечные результаты деятельности предприятий, прибыль и рентабельность, а по отдельным товарам, наряду с их качественными характеристиками, зависит их конкурентоспособность.

Для большинства промышленных предприятий, продукция которых по своим потребительским свойствам, к сожалению, существенно уступает западным конкурентам, достижение преимущества по издержкам имеет особенно важное значение. Если на предприятии существует эффективная система управления затратами, то в сочетании с мерами по совершенствованию техники, технологии, организации производства и труда это позволяет повышать качественные характеристики изделий при одновременном снижении их себестоимости.

Стратегия управления затратами должна быть направлена на обеспечение их относительного снижения, то есть при общем росте затрат на производство и реализацию продукции должна достигаться положительная динамика удельных затрат, устойчивая тенденция снижения удельных затрат на единицу продукции, на рубль выручки от реализации, на единицу полезного эффекта, на единицу ведущего параметра изделия. А по многим изделиям, особенно машиностроения, бытовой техники должно одновременно достигаться снижение затрат у потребителя в процессе использования изделия, его эксплуатации. Поэтому управление затратами даст ожидаемый эффект только в сочетании с разработкой и реализацией программ технического и технологического совершенствования производства, внедрения новейших научно-технических достижений, автоматизации и компьютеризации производства.

Процессу управления затратами присущи все функции управления: организация и координация деятельности по управлению затратами, прогнозирование и планирование затрат и определяющих их факторов, регулирование затрат при изменении условий деятельности, мотивация персонала, стимулирование экономии и установление форм ответственности за нерациональное использование ресурсов, анализ затрат, выполнения планов и программ снижения затрат, учет и контроль выполнения планов, соблюдения бюджетов затрат, определение путей устранения выявленных недостатков, повышения действенности системы управления затратами.

В стратегическом плане предприятия, рассчитанном на 3-5 лет, определяются основные направления деятельности по рационализации использования ресурсов, прежде всего - по техническому совершенствованию производства, внедрению новейших технологических процессов, углублению специализации производства. В годовом бизнес-плане предприятия содержится раздел «Затраты на производство и реализацию продукции», включающий разработку и обоснование ряда документов и показателей:

смета или бюджет затрат на производство и реализацию

продукции, работ и услуг (по экономическим элементам);

показатель затрат на рубль товарной (реализуемой) продукции;

показатель снижения себестоимости сравнимой товарной (реализуемой) продукции;

плановые калькуляции себестоимости всех видов продукции, производство и реализация которых предусмотрены бюджетом продаж и производственной программой;

планы и сметы затрат по структурным подразделениям или центрам ответственности.

Доведение заданий по затратам до непосредственных исполнителей и контроль за их выполнением - важнейшее условие эффективности управления затратами.

По каждому подразделению или центру ответственности должен быть разработан и утвержден регламент, в котором указывается:

за какие именно затраты отвечает данный центр (подразделение);

формы контроля за соблюдением норм расхода производственных ресурсов и плановой суммы (сметы) затрат;

формы стимулирования экономии и ответственности за перерасход ресурсов;

порядок корректировки норм, планов и бюджетов при изменении условий деятельности.

Поэтому общепринятое утверждение, что переменные затраты в расчете на единицу продукции не меняются, ошибочно, оно справедливо только в условиях архаичной практики конкуренции сложившихся бизнес-процессов.

В любом производственном предприятии должны быть созданы условия формирования и функционирования комплексной системы управления затратами на производство и реализацию продукции, работ и услуг - КСУЗ. Комплексная система управления затратами определяет порядок, последовательность и регламентацию деятельности по организации, планированию, регулированию, мотивации, учету, контролю и анализу затрат. Система управления затратами должна обеспечивать:

ориентацию всех подразделений и персонала на наиболее рациональное использование ресурсов;

оперативную и достоверную информацию о реально сложившихся затратах и их сопоставлении с нормативами, с затратами конкурентов и по системе benchmarking;

создание предпосылок для обеспечения предприятию ценового конкурентного преимущества;

объективную оценку деятельности каждого подразделения, центра ответственности в части эффективного использования ресурсов;

оценку обоснованности затрат на производство и реализацию продукции, их соответствия реальным условиям деятельности предприятия, объективным возможностям организации;

взаимосвязь управления затратами со всей системой менеджмента предприятия, бюджетов затрат - со всеми разделами бизнес - плана предприятия.

Комплексность системы управления затратами обеспечивается тем, что она охватывает все этапы формирования себестоимости продукции - от момента проектирования нового товара, включая все бизнес-процессы производства, реализации и до послепродажного обслуживания, где оно необходимо; система предусматривает все методы воздействия на уровень и динамику затрат - организационные, технические, экономические и прочие, охватывает все уровни управления деятельности коммерческой организации, все подразделения и службы, все этапы формирования бюджетов затрат, контроля за их соблюдением, анализа выполнения бюджетов, выявления и оценки причин отклонений.

Система управления затратами предполагает сочетание, взаимосвязь различных методов - прежде всего нормирования, бюджетирования и управленческого учета при ведущей роли нормативного метода управления затратами. При отсутствии на предприятии системы норм и нормативов, четкого порядка их разработки, контроля за соблюдением и анализа отклонений от норм управление затратами, в том числе бюджетирование затрат, носит декларативный характер и не оказывает существенного влияния на эффективность использования материальных, энергетических и иных ресурсов.

Практика показывает, что уровень управления затратами выше на тех предприятиях, которые ведут учет готовой продукции по нормативной себестоимости: в течение отчетного периода по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», отражается нормативная себестоимость произведенной продукции, а в конце отчетного периода по дебету этого счета отражается фактическая себестоимость продукции. Сопоставление данных по дебету и кредиту позволяет выявить отклонения фактической себестоимость от нормативной. Счет 40 закрывается ежемесячно. При динамизме современного производства месяц - слишком большой срок, ежедневный и подекадный учет и анализ возможен только в системе управленческого учета и контроллинга. Так как речь идет об определении нормативной и фактической себестоимости продукции, которая сдается на склад или отгружается заказчику (счета 43 и 45), то главная трудность - определение объема и оценка незавершенного производства. Если добиться оперативного учета затрат в момент и на местах их возникновения, то становится возможным оперативный анализ отклонений фактических затрат от нормативны.

На нормативах основана разработка бюджета затрат на производство, который занимает центральное место в системе бюджетов предприятия. Состав бюджетов определяется практическими потребностями управления затратами; например, к бюджету затрат на производство разрабатываются бюджеты второго порядка: бюджет материальных затрат, бюджет затрат на оплату труда и др. К бюджету коммерческих расходов разрабатывается бюджет представительских расходов и т.д.

Формирование центров ответственности положительно сказывается на управлении затратами, повышает эффективность функционирования КСУЗ. Но они не заинтересованы ни в росте объема производства, ни в увеличении прибыли. Частично этот недостаток нивелируется системой материального стимулирования: каждый центр ответственности стимулируется не только по результатам его деятельности, но и по результатам деятельности предприятия. Но задачи заинтересованности менеджеров в высоких конечных результатах деятельности это все же не решает.

Кардинальным решением является предоставление центрам ответственности широкой хозяйственной самостоятельности, придание им статуса предпринимательских подразделений, бизнес-центров или бизнес-единиц. Целью внутрифирменного предпринимательства является вовлечение структурных подразделений в систему рыночных отношений, развитие инициативы и творческого потенциала персонала, повышение эффективности использования ресурсов и, соответственно, снижение затрат, повышение инновационной активности подразделений. Целесообразность создания предпринимательских подразделений диктуется объективными условиями развития производства и рынка. Быстрые изменения в технике и технологии, повышение роли инноваций, индивидуализация требований и запросов покупателей требуют высокой гибкости, маневренности, восприимчивости к инновациям, которые присуще таким маневренным хозяйственным образованиям, какими являются предпринимательские подразделения.

Создание предпринимательских подразделений позволяет сочетать централизацию капитала, инвестиционных ресурсов, снабжения (закупок), частично сбыта с децентрализацией управления текущей деятельностью подразделения, принятия оперативных решений.

Оценка деятельности предпринимательских подразделений по показателям прибыли и рентабельности ориентирует их на оптимизацию затрат на производство, увеличение объема продаж с минимальными затратами.


Заключение

В результате проведённого исследования, можно сделать вывод, что изучая конечные финансовые результаты деятель­ности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресур­сами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного сравнения можно также объяснить тем, что многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы товарооборота, разные издержки ресурсы.

Рентабельность можно определить как показатель эффективности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:

. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности дея­тельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показате­лей реализованной продукции, себестоимости, величины акцио­нерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности про­дукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты тру­да, численности работников, производственных площадей и т.д.

Наиболее распространенными показателями в практике отече­ственных предприятий являются:

• рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, то­варной или реализованной);

• рентабельность изделия - определяется как отношение при­были, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия.

Расчёт влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. С этой целью опре­деляют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факто­ров, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или друго­го фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результа­тивного показателя.


Библиографический список

1.  Артеменко, В.Г. Реформирование управления затратами: как сохранить лучшее./ В.Г. Артеменко, М.В. Беллиндир. - М.:ДИС 2009. - 128.

2.      Балабанов, И.Т. Методика расчёта рентабельности в реальном секторе экономики / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и предприятие, 2007. - 301.

.        Бланк, И.А. Управление прибылью/ И.А. Бланк. - М: Ника-Центр, 2010. - 350.

.        Бланк, И.А. Финансовый менеджмент/ И.А. Бланк. - М: Ника-Центр, 2009. - 476.

.        Быкова, Е.В. Финансовый менеджмент/ Е.В. Быкова. - М: КНОРУС 2008. - 421.

.        Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ О.В. Грищенко. - М: Республика, 2012. - 501

.        Ковалев, В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры/ В.В. Ковалёв. - М: Финансы и статистика, 2007. - 520.

.        Колчина, К.В. Финансы предприятия/ К.В. Колчина. - М: Юнити, 2-ое издание, 2011. - 329.

.        Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов/ Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова - М.: ЮГИТИ-ДАНА, 2009. - 471 с.

.        Маренков, Н.П. Антикризисное управление/ Н.П. Маренокв. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 398.

.        Подпорин, Ю.В. Экономика предприятия / Ю.В. Подпорин. - М.: ФКК, 2009. - 316.

.        Тренев, Н.Н. Управление финансами/ Н.Н. Тренев. - М.: ФиС, 2007. - 496.

.        Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая. - М.: Инфра. - 2010 г. - 588 с.

Похожие работы на - Пути роста показателей рентабельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!