Основные факторы и проблемы функционирования индийского государства в условиях современного этапа глобализации (в 1980-90-х гг. - начале XXI-го века)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,15 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные факторы и проблемы функционирования индийского государства в условиях современного этапа глобализации (в 1980-90-х гг. - начале XXI-го века)

Оглавление

Введение

Глава I. Современная Индия: от традиционного к постиндустриальному обществу

§1. Политическое развитие крупнейшей в мире парламентской демократии в новейшее время

§2. Либеральные реформы и формирование рыночной экономики

Глава II. «Развитие экономической Индии - от этатистской модели к либерально рыночной»

Глава III. Основные тенденции в развитии индийской культуры и цивилизации в условиях глобализации

§1. Политика государства в сфере культуры

§2. Отражение глобализационных процессов в индийской культуре

§3. Влияние индийской культуры на мировое культурное пространство

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В центре внимания работы - Индия, где в конце 20-го века были проведены огромные реформы по внешнеэкономической либерализации, сопровождаемые значительным ускорением темпов роста ее экономики. Взаимосвязаны ли эти два явления, или они являются лишь изменением мировой экономической конъюнктуры, вступившей в данный период на путь глобализации, в который была также вовлечена Индия? С какими проблемами сталкивается эта страна на пути интернационализации своей экономики и включения ее в мировое пространство? Ведь среди ключевых факторов развития мировой экономики на современном этапе особо выделяется феномен глобализации. По-прежнему неясен масштаб, принципы и механизм воздействия глобализации на экономический рост Индии, которая является одновременно объектом и субъектом мирового хозяйства.

Рост интереса к истории Индии сегодня, тем более для российских исследователей весьма закономерен. Многолетнее сотрудничество со странами Запада не оправдало себя, и сегодня Россия ищет новых партнёров на Востоке, одним из которых является Республика Индия. Современные отношения между Россией и Индией всё больше и больше набирают обороты: экономика, культура, оборонная промышленность. Поворот России от Запада к Востоку, вхождение Индии в орбиту экономических, политических и стратегических отношений России, саммиты БРИКС как нельзя кстати описывает сегодняшние связи России с Индией. К слову говоря, «БРИКС» неформально называют восточным союзом, сила которого существенно превосходит ЕС и НАТО. Таким образом, изучение индийской истории в России весьма актуально. Скорее всего, сложная, полная взлетов и падения истории Индии XX века даст российским исследователям опыт, с помощью которого можно охарактеризовать, а может и предугадать определенные процессы, происходящие в России.

Объектом исследования является исследование государственно-политических отношения в Индии в конце 20-го - начале 21 веков.

Предметом работы является исследование краеугольных вопросов функционирования независимого индийского государства на современном этапе, а именно: экономика, социальная сфера, культура, проявление глобализации в Индии в конце 20-го - начале 21 веков.

Цель работы - основные факторы и проблемы функционирования индийского государства в условиях современного этапа глобализации (в 1980-90-х гг. - начале 21-го века).

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

выявить основные причины экономического роста Индии в 1980-х - начале 2000-х гг.;

определить степень «включения» Индии в общую глобальную экономическую систему, а также интенсивность процессов внутренней интеграции отдельных регионов страны;

выявить соотношение ряда факторов экономического роста Индии на современном этапе глобализации: интенсивных и экстенсивных, внутренних и внешних, социальных и экономических;

оценить уровень международной конкурентоспособности Индии на примере сектора новых информационных технологий;

-определить масштабы социальных последствий экономического роста Индии в эпоху глобализации и перспективы их разрешения.

Хронологические рамки исследования. Анализ причин ускорения экономического роста Индии охватывает последние 2 десятилетия. Такой подход позволяет рассмотреть воздействие глобализации на экономику Индии, так как до начала проведения реформ 1990-х гг. Индия оставалась преимущественно экономически закрытой страной. В Индии проводилась политика, направленная на развитие рыночных механизмов внутри национальной экономики, а начатые по инициативе министра финансов М. Сингха с 1991 г. реформы носили ярко выраженный характер внешнеориентированной либерализации.

Территориальные рамки исследования охватывают собой территорию Индийской республики.

Источниковая база исследования. Большой интерес для изучения истоков формирование в Индии этатитской модели экономики могут служить воспоминания двух «отцов-основателей» независимой Индии- Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру. Неру в своих книгах «Открытие Индии» и «Автобиография» рассуждает о специфике индийского общества и конкретной экономической ситуации 40-50-ых годов. По мнению Неру, этатитская экономики модель была бы наиболее приемлемой для Индии данного периода. Схожих взглядов придерживался и Махатма Ганди в своей автобиографии, хотя экономическим вопросам там уделено не так много места. Кроме чисто экономических воззрений данных авторов, прослеживаемых по их работам, большой интерес представляют и их суждения об культурных особенностях Индии и будущем индийского народа. Впоследствии, в процессе все большего интегрирования Индии в процессы глобализации, суждения двух основателей независимого государства Индия приобретают все большую ценность и интерес для исследования.

Огромную ценность для понимания проблемы трансформации индийской экономики во второй половине и особенно в 90-ых годах XX века могут дать документы и записи речей Индийского национального конгресса, представленные на сайте данной организации. Благодаря этим данным можно проследить изменение риторики лидеров Инк и изменение их политических программ собразно вызовам времени и требованиям общества.

Большую ценность для понимания современного состояния Индии может представлять партийная программа ныне правящей в Индии «Бхаратия Джаната Парти», заявляющий о себе в качестве сторонницы «культурного национализма» и призывающей строить экономические и прочие взаимоотношения с миром в контексте уважения традиционных индийских институтов и культурных особенностей.

Из самых свежих источников по реформированию индийской экономики следует отметить речь министра финансов страны П. Чидамбарама «Экономика Индии:реформы и испытания». По мнению Чидамбарама, экономика Индии прошла огромный путь по либерализации своей модели хозяйствования с 1990-ых годов, но в стране все еще есть огромный потенциал развития данной модели экономики.

Большой интерес для изучения Индии в аспекте глобализации представляет собой работа П. Бергер «Культурная динамика глобализации», в которой автор рассматривает этот феномен в контексте культурных особенностей Индии в виде пережитков ее кастовой системы и большой роли религии в обществе.

Солидный материал по традиционным верованиям Индии и их роли в современном обществе дает книга Б. Клюева «Религия и конфликт в Индии. По мнению автора, религия до сих пор играет огромную роль в индийском обществе, и даже процессы глобализации не могут быстро изменить эту ситуацию.

Большую ценность для понимания структуры экономики Индии до начала либеральных реформ дает книга И. Егорова «Планирование и хозяйственный механизм в Индии». Автор наглядно показывает основные тендеции развития экономики Индии данного периода, разбирает ее сильные и слабые стороны и обосновывает причины начала либерализации экономики в стране невозможностью дальнейшего экономического роста использованием прежнего механизма хозяствования.

В работе А. Грановского «Внешние финансовые ресурсы и экономическая независимость Индии» рассматриваются итоги либеральных реформ по состоянию на середину 2000-ых годов. Автор в целом достаточно положительно оценивает проходящие в стране изменения и отмечает рост индийской экономики, хотя и замечает, что из-за традиционных индийских институтов и консерватизма общества эти реформы проходят не так быстро, как могли бы при более благоприятной оценке их индийским обществом

В работе Д. Лала «Непреднамеренные последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долгосрочные результаты» рассматривается пример индийской модернизации в контексте подобных реформ в других странах и приходит в выводу, что противостояние консервативной части общества реформам-типичное явление, и не всегда реформы достигают своей цели именно по этим причинам.

В книге О. Швыркова О.В. «Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие штатов» втором подробно разбираются особенности регионального развития Индии преимущества и отличия каждого из регионов в экономическом и социальном плане, а также перспективы их дальнейшего развития.

В работе О. Малярова «Современные концепции социально-экономического развития Индии» рассматриваются особенности нынешнего экомического положения Индии, а также дальнейшие варианты развития страны. По мнению автора, в стране в скором времени возможен ''консервативный поворот'', связанный с неприятием частью общества отхода от традиций и распространением «западных идей» в индийском обществе.

В работе того же автора «Государство и частный сектор экономики Индии» рассматривается корреляция государственного и частного сектора в Индийской экономике, а также их роль в различных отраслях производства.

Начало либеральных реформ в начале 90-ых в Индии подробно изучено в работе С. Жукова «Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост» . По мнению данного автора, либеральные реформы, начатые в данный период, были разумным шагом для придания «толчка» индийской экономике и в дальнейшем могут послужить источником стабильного роста.

В статье А. Рогожина «Индия на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий» анализируется роль Индии в сфере IT и высоких технологий. Автор считает, что доля Индиии в этом сегменте мирового рынка уже сейчас весьма велика и с каждым годом становится становится все более значимой.

Глава I. Современная Индия: от традиционного к постиндустриальному обществу

§1. Политическое развитие крупнейшей в мире парламентской демократии в новейшее время

Государственное устройство Республики Индия представляет собой парламентскую демократию, основанную на всеобщем избирательном праве граждан, достигших совершеннолетия (18 лет). За годы независимого развития к началу XXI в. граждане Индии принимали участие в 13 всеобщих выборах в нижнюю палату индийского парламента - один раз в пять лет, а также и в других важных политических событиях. В результате этого многими из них был накоплен достаточно большой опыт участия в электоральных кампаниях и иных акциях политического характера. Если в первых всеобщих выборах в Индии в 1952 г. приняло участие 45,7% всего электората, то в последующих всеиндийских избирательных кампаниях в среднем участвовало уже от 50 до 65% зарегистрированных избирателей.

Выборы в Индии всегда представляют собой своеобразное общенациональное массовое демократическое действо. Они уже давно воплощают в себе демократическую традицию индийской политической культуры. Численность индийского электората является одной из самых больших в мире. За последние десять лет он увеличился с зарегистрированных 514 млн до 620 млн избирателей. В общенациональных электоральных кампаниях 90-х гг. XX в. в Индии в среднем участвовало около 60% потенциальных избирателей.

Основу индийской политики составляют интересы многочисленных и многообразных социальных и этнических групп как традиционного, так современного толка, различных общественно-политических организаций. Однако официальное участие в выборах в Индии разрешено принимать именно зарегистрированным политическим партиям, которые интегрируют интересы соответствующих групп и объединений

Для современной Индии характерна многопартийно-коалиционная система власти, в которой время от времени одна широкая правящая партийная коалиция сменяется другой. При этом их широкий характер предполагает наличие сходных и преемственных моментов в государственной политике.

Одной из ведущих национальных партий и оппонентом Индийского национального конгресса (И) с середины 1990-х гг. стала Бхаратия джаната парти (БДП). Была образована в 1980 г. в результате раскола в коалиционной Джаната парти, испытывала влияние религиозно-общинной партии Бхаратия джан сангх, индусской шовинистической организации Раштрия севак сангх. Затем стала выступать с общенациональных позиций, делая акцент на индийский (индусский) патриотизм, культурно-религиозный национализм. Это дало ей возможность значительно расширить свою социальную базу, получить поддержку ряда каст и некоторых религиозных меньшинств. Коалиционная Бхаратия джаната парти пользуется влиянием в штатах хиндиязычного пояса, преимущественно высших и средних каст. Между ИНК (И) и БДП существуют, разумеется, определенные различия, но нередко они как бы уравновешиваются широким коалиционным характером этих организаций и общностью проблем, стоящих перед страной. Бхаратия джаната парти широко использует различные аспекты индуистской религии в политике. За нее голосует значительное число представителей различных социальных групп и каст, ориентирующихся на религиозные ценности индуизма и видящие в ней выразителя своих интересов.

Наряду с ведущими национальными коалиционными партиями ИНК (И), БДП и другими определенную роль в индийской политике и ее политической культуре играет традиционный организованный левый партийный спектр. Он обычно представлен главным образом двумя партиями - Коммунистической партией Индии (КПИ), созданной в 1925 г., и вышедшей из ее рядов в результате раскола 1964 г. КПИ (марксистской) - КПИ (М).

В условиях современного противоречивого развития, столкновения различных ценностных ориентации в общественном сознании Индии, как и ряда других восточных стран, усиливается тенденция обращения к фундаментализму возрожденческим политико-религиозным течениям. Сторонники подобного религиозно-политического обновления настаивают на том, что их мир должен подняться до высоты изначальных принципов, провозглашенных много веков назад.

В индуизме - ко времени создания ранних Вед, в буддизме - к периоду существования ранних государств, правления царя Ашоки и др. Фундаменталистские варианты религии, культуры и политики дают массовому сознанию противоречивые духовные ориентации.

В этом случае нормы группового солидаризма расширяются до рамок единства всех членов религиозной (конфессиональной) общины, сплоченной вокруг религиозного лидера. Выразителями этих течений являются коммуналистские политические организации типа Шив сена и другие, открыто выступающие за индуизацию страны, ее политики, властных структур, дискриминацию представителей иных религий и использование для достижения этих целей весьма радикальных средств. Шив сена, Вишва хинду паришад и другие религиозно-шовинистические и националистические организации выступают за приоритетные права отдельных наций и религий, отличаются нетерпимостью к иноверцам, провоцируют межобщинные, межрелигиозные столкновения в Индии, жертвами которых ежегодно становятся тысячи человек. От рук религиозно-националистических фанатиков-террористов погибли: премьер- министр Индии Индира Ганди (в 1984 г.), ее сын - премьер-министр Индии Раджив Ганди в 1990 г. и др.

В условиях Индии для избирателя существенное значение имеет харизма того или иного кандидата, а также умение выделить свой интерес в политике. Избиратель обращает внимание на интересы своей общины, касты и собственную выгоду. На первом месте в Индии, особенно в рамках штата, стоят интересы касты, семьи. Именно каста (кастовая традиция) - самый существенный фактор для обычного избирателя. Далее следуют интересы регионального сообщества. И, наконец, обращается внимание на общенациональные задачи. В определенных условиях просвещенный индиец, разумеется, может выйти за пределы местных интересов, осознавая себя прежде всего гражданином Индийского союза.

В ряде городов Индии создаются предпосылки для формирования элементов гражданского общества и его избирательной политической культуры. Особенностью индийского местного управления является наличие традиционной системы панчаятов (предусмотренных ст. 40 конституции Индии). Эта древняя историческая система в видоизмененной форме сохраняет традиции общинного самоуправления индийской деревни. В компетенцию избираемых панчаятов входит решение вопросов сельского хозяйства, здравоохранения, санитарного состояния, благоустройства территории. В зависимости от уровня территориального деления различают деревенские панчаяты, далее следуют панчаяты административных районов(талук) - панчаят самити и, наконец, панчаяты административных округов - зила паришад. Деревенский панчаят обычно представлен собранием жителей деревни, исполнительным комитетом панчаята и судебным панчаятом (либо деревенским судьей).

При всех очевидных недостатках индийская политическая система обеспечивает необходимый культурно-политический диалог между различными частями индийского сообщества, способствует его интеграции, стабильности, в известной мере предохраняет от глубоких социальных потрясений. Политическая культура Индии, нацеливая индивида на идентификацию с определенной группой, содействует выражению и отстаиванию его интересов, участию в борьбе за необходимые властные ресурсы.

Политическая культура Индии - это сложносоставной феномен политических культур различных регионов, соответствующих социальных, национально-этнических и культурно-религиозных общностей в федеративной стране. Соответственно, такая культура имеет фрагментированный характер.

Ценности индийской политической культуры представляют собой сложный комплекс индо-буддийских принципов толерантности в политике, идей гандизма, современного рационализма и т.д. В зависимости от характера ее носителей на первое место выходят те или иные политико-культурные ценности. Высоко ценятся такие ценности политической культуры, как способность к самопожертвованию (голодовки, отказ от излишеств и т.д.), использование индуистских идей и другие.

Целесообразно различать политическую культуру разных этнических и религиозных общностей, культуру индуистского (или исламского) традиционализма, экстремистских группировок, а также горожан и сельских жителей, современной молодежи (студенческой) и пожилых людей.

Десятки миллионов людей в Индии малограмотны (или неграмотны), слабо информированы о политике. В силу этого в ряде штатов участие в политике носит ангажированный характер, направляется властями. В острых ситуациях политическое участие нередко приобретает массово-религиозный характер, в котором существенную роль играют религиозно-политические лидеры.

Для многих политических лидеров Индии характерна высокая культура политического управления и деятельности, что объясняется как их прекрасным образованием (полученным обычно и в Индии, и в Великобритании), так и умевшем ориентироваться на национальные ценности и идеалы, гармонически приспосабливая их к требованиям современной эпохи. Независимо от характера правящей партии и личности лидеров независимая Индия вот уже более 50 лет проводит традиционно дружественную политику по отношению к Российской Федерации.

В целом политическая культура Индии имманентно влияет на дальнейшее развитие политической системы, функционирование парламентской демократии и политическое управление страной, способствуя адаптации институтов индийского общества к вызовам времени.

парламентский демократия индийский глобализация

§2. Либеральные реформы и формирование рыночной экономики

Современная экономика Индии развивается в условиях структурной трансформации и решения многочисленных внутренних экономических и социальных проблем. Одновременно с этим Индия завоевывает самостоятельные позиции в мировой экономике и вовлечена в процесс глобализации. Развитие страны после завоевания независимости происходит на базе рыночной экономики при значительной, а в определенный период и решающей, роли государства.

Социально-экономическая система, сложившаяся в колониальный период, характеризовалась многоукладностью, сочетанием капиталистических и докапиталистических форм хозяйства. Иностранный (британский) капитал действовал на индийском рынке через экспорт своих товаров, создавая серьезную преграду развитию индийской промышленности. Иностранный капитал, вложенный в самой Индии, функционировал отдельно от индийского и в значительной мере противостоял ему. Даже участвуя в совместных предприятиях, иностранный капитал присваивал часть прибыли индийских предприятий и играл решающую роль в управлении и контроле.

Тем не менее иностранный капитал создал важную инфраструктурную часть рыночной экономики (железные дороги, порты, связь), плантационное хозяйство (чай), а также товарное производство хлопка, джута, кофе, каучука, пряностей, поощряя их производство в крестьянских хозяйствах и способствуя их включению в рыночную (экспортную) экономику.

Индийский крупный бизнес, в свою очередь, конкурируя с иностранным капиталом, противостоял мелкому предпринимательству и ремесленному производству и создавал монопольное производство, главным образом в текстильной и легкой промышленности. Представители торгово-ростовщических каст вкладывали деньги в строительство фабрик, закупая иностранную технику и вытесняя ремесло и мелкое предпринимательство.

Одновременно с этим возрастало аграрное перенаселение. Огромная безработица в городе и деревне, ужасающая нищета, периодические массовые голодовки в различных регионах характерны для колониального периода. Темпы роста национальной экономики в 1930-40-е гг. были очень низкими, иногда даже ниже, чем прирост населения.

Таким образом, перед Индией, ставшей самостоятельным государством, встала гигантская задача - создание независимой экономики, включающей индустриализацию, рост производства сельскохозяйственной продукции, создание эффективной экономической структуры и завоевание новых позиций в международном разделении труда. На базе экономического развития и роста производства требовали решения исключительно острые проблемы нищеты и голода, аграрного перенаселения и массовой городской и сельской безработицы.

Экономической развитие независимой Индии включает два этапа, два крупных периода: первый с конца 1940-х гг. до 1991 г. и второй - с 1991 г. до настоящего времени. Для каждого этапа характерна своя модель экономического развития страны и ее включения в мировую экономику.

На первом этапе была официально принята концепция так называемого общества социалистического образца (social pattern society), под которым понималась смешанная экономика и импортзамещающая модель структурной модернизации с опорой на решающую роль государства и государственный сектор экономки (госкапитализм).

Это прежде всего был курс на индустриализацию и самообеспечение методами жесткого протекционизма, существенного ограничения импорта как потребительских товаров, так и ряда средств производства, которые могли производиться в Индии.

Индустриализация, которая изначально была неразрывно связана с государственным сектором, означала, в первую очередь, создание и развитие базовых отраслей, обеспечивающих производство и экономику в целом топливом, металлом, промышленным оборудованием и сырьем. Государственный и частный секторы в промышленности развивались параллельно в рамках государственного регулирования.

В 50-е гг. XX в. все отрасли промышленности были официально разделены на три группы: список А, список В и не включенные в списки.

Отрасли списка А были полностью зарезервированы за госсектором. В эту группу вошли оборонная промышленность, атомная энергетика, тяжелое и энергетическое машиностроение, авиационная промышленность и судостроение, добыча угля, нефти, железной и марганцевой руд, электростанции и электрические сети, а также воздушный транспорт и железные дороги.

Список В охватывал многие отрасли машиностроения, химическую и медицинскую промышленность, морской и автомобильный транспорт. Здесь также должны были преобладать предприятия госсектора, а создание частных фирм требовало специальных лицензий.

Отрасли, не внесенные в списки, были отданы в сферу частного предпринимательства целиком. Но специальное законодательство ограничивало деятельность крупнейших частных фирм с целью «не допустить концентрацию экономической власти в руках немногих».

Было ограничено фабрично-заводское производство большого ассортимента изделий легкой (включая национальную одежду) и пищевой промышленности, чтобы обеспечить работой мелкое и ремесленное производство и деревенские промыслы. Государство поощряет мелкое и среднее предпринимательство.

Была проведена (путем выкупа) национализация крупнейших банков и страховых компаний. Это позволило расширить сеть финансово-кредитных учреждений и способствовало финансированию приоритетных отраслей экономики, в том числе в сельском хозяйстве и мелкой промышленности. И в настоящее время государственные банки контролируют кредитно-денежную систему Индии. Государственные органы получили возможность контролировать часть цен на средства производства и - через государственные закупки - на сельскохозяйственную продукцию.

Важным инструментом экономической стратегии, разработанной в 1950-60-е гг., было долгосрочное планирование в виде пятилетних планов, увязывающих вопросы производства, потребления, занятости и других экономических и социальных факторов. Составление пятилетних планов началось еще в 1951 г., с 1980 г. существует правительственная плановая комиссия, которую возглавляет премьер-министр. Индийские пятилетние планы включают проектируемые расходы на развитие отдельных отраслей хозяйства и социальных программ, финансовые ресурсы и их источники (федеральный бюджет, бюджеты штатов, частный капитал, иностранная помощь), контрольные цифры важнейших экономических показателей, в том числе инвестиций, а также ряд натуральных показателей.

Одновременно с процессом индустриализации осуществлялись аграрные реформы, имеющие колоссальное значение для аграрной страны с абсолютным преобладанием сельского населения и архаичными производственными отношениями в деревне. Они проводились на уровне штатов, в зависимости от конкретных условий регионов, в их ходе были установлены ограничения размеров землевладения и упорядочены арендные отношения. Экспроприация земли не практиковалась. Это дало активный толчок развитию сельского хозяйства.

Рост производства сельскохозяйственной продукции, очень значительный, был связан, помимо прочих условий, с так называемой зеленой революцией, характерной и для ряда других развивающихся стран в 60-70-е гг. прошлого столетия. Зеленая революция характеризуется ростом урожайности, прежде всего зерновых культур, в результате введения новых сортов, искусственного орошения, передовых методов земледелия и механизации. Процесс этот потребовал также расширения сети кредитных учреждений, создания большого числа предприятий, снабжающих земледельцев электроэнергией, удобрениями, различного рода услугами, а также осуществления ряда специальных программ сельского развития. Считается, что к началу 1980-х гг. Индия достигла самообеспечения по продовольствию (с учетом низкого уровня потребления) и стала экспортом продовольствия.

Модель импортзаменяющей структурной модернизации с опорой на ключевую роль государственного сектора позволила решить ряд важных проблем социально-экономического развития страны. Однако в то же время выявился ряд диспропорций и противоречий в промышленной политике, нехватка и даже сокращение инвестиций в отдельные годы, проблемы с платежным балансом и дефицитом бюджета.

Закрытость экономики, жесткий протекционизм и строгая регламентация, в свое время сыгравшие положительную роль в развитии, пришли в определенное противоречие с новейшими тенденциями мировой экономики, с интересами как монополистического капитала, так и нового слоя предпринимателей, создавших сотни тысяч мелких и средних предприятий, и богатых фермеров, выигравших от аграрной реформы.

Бюрократизация и непосредственное вмешательство государства в деятельность предприятий, ослабление конкуренции, ограничения в отношении иностранного капитала стали тормозом для экономики.

Все это обусловило переход к новому этапу развития, сущность которого составила общая либерализация экономики и переход на экспортноориентированную модель, характерную для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, а также и для Китая.

Либерализация экономики началась еще в 80-е гг. и значительно ускорилась в 90-е гг. XX в. Официально переход к новому этапу развития экономки был оформлен в 1991 г. провозглашением экономической реформы, получившей название новой индустриальной политики.

Реформы касались трансформации госсектора и государственного регулирования экономики в целом.

Индийские экономические реформы совпали по времени с переходом от централизованной плановой экономки к рыночным отношениям в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. Но индийские реформы существенно отличались. Рыночная экономика в Индии существовала всегда. Реформы проводились эволюционным путем, не было необходимости в резком, шоковом переходе от одной модели развития к другой, более эффективной. Не было и спада производства. Альтернативой приватизации стала коммерциализация предприятий госсектора, их рыночная трансформация, в том числе частичное акционирование. Регулирующая роль государства сохранилась, хотя и значительно модифицировалась, приблизившись к образцу новых индустриальных государств Восточной и Юго-Восточной Азии.

Реформы проводятся последовательно, несмотря на смену нескольких правительств, с активным участием международных финансовых институтов.

Изменение характера планирования (действовал пятилетний план на 2002-2007 гг.) Государство переходит от прямого вмешательства в экономику к индикативному планированию, стимулирует частных инвесторов в приоритетных направлениях, расширяет экономические права штатов и местного самоуправления.

Экономические реформы 1990-х гг. дали новый импульс экономическому развитию Индии, что положительно сказалось на темпах роста экономики.

В процессе экономического развития коренным образом изменилась структура валового внутреннего продукта. Ядром экономического развития и экономической политики современной Индии выступает индустриализация. Одновременно с этим, начиная с 1980-90-х. гг. в индийской экономике наблюдается тенденция к постиндустриальному развитию, к росту удельного веса компьютерно-информационных, инжиниринговых и деловых услуг.

Форсированная индустриализация в государственном секторе относится к периоду 1956-1966 гг., когда были построены крупные предприятия в энергетическом комплексе, черной металлургии, химической промышленности, тяжелом машиностроении, производстве вооружений.

Произошли определенные сдвиги и в демографических процессах. Они состояли в снижении смертности за вторую половину XX в. в 3 раза (на тысячу человек населения), а рождаемости - на треть. Ожидаемая средняя продолжительность жизни выросла с 33 до 62 лет. Снижение смертности и рост продолжительности жизни объясняется прежде всего борьбой с эпидемиями и другими санитарно-гигиеническими мероприятиями. Уровень грамотности, учитываемый в переписях населения, также вырос более чем в 3 раза - до 2/3 населения старше 5 лет.

Высокий прирост населения - на уровне 1,5-2% в год сохраняется, и это оказывает двоякое влияние на развитие экономики. С одной стороны, индийское население молодое, молодежь грамотная, а это создает хорошие условия для роста экономики, в том числе ее современных отраслей.

Особая роль здесь принадлежит растущему индийскому среднему классу, который составляет 25-30% населения, т.е. 250-300 млн чел. Рост среднего класса связан с активностью в городском и сельском бизнесе, он отличается также потреблением не только обычных потребительских товаров, но и высокотехнологичной продукции и современных услуг. С другой стороны, в результате высоких темпов естественного прироста сохраняется застойное перенаселение, затрудняется борьба с бедностью огромных масс как сельского, так и городского населения, оказавшегося на периферии экономического роста. Парадоксально, что абсолютное количество населения, живущего ниже уровня бедности, не уменьшается. Внутри этой группы имеется еще слой экстремальных бедняков, беднейших из бедных, особенно многочисленных в густонаселенных северо-восточных штатах. Вытесняемое из сельской местности «лишнее» население оседает прежде всего в крупных городских агломерациях, образуя на их окраинах обширные трущобные поселения (slums).

Плановой комиссией Индии разработан и опубликован доклад - прогноз «Индия - видение 2020». В докладе констатируются завоевания Индии, ее новое место в мировой экономике и выдвигаются основные направления, которые позволят обеспечить высокие темпы экономического роста при одновременном постепенном решении социальных, региональных и экологических проблем. Прогнозируется поддержание роста ВВП на уровне 8-10% в год, а промышленного производства на уровне 10% в год.

В качестве приоритетов в экономике и социальной сферах выделяются следующие пять секторов.

. Сельское хозяйство, особенно рост производства зерновых. Предполагается, что в агропромышленном секторе будет продолжен процесс зеленой революции. Ее направления - разработка и внедрение новых технологий в производство, хранение и маркетинг продукции, обеспечение сельского населения услугами, кредитная и информационная поддержка фермеров.

. Опережающее развитие электроэнергетики, в том числе атомной.

. Инвестиции в образование и здравоохранение, которые должны повысить качество жизни и благосостояние народа.

. Ускоренное развитие информационных технологий как ядра новой экономики.

. Приоритетное внимание к отраслям промышленности, которые названы стратегическими (оборонно-промышленный комплекс, электроника, авиастроение, атомная, аэрокосмическая отрасли, телекоммуникации).

Глава II. Развитие экономической Индии - от этатистской модели к либерально рыночной

В 1949 г. на съезде ведущей политической партии Индии Индийский национальный конгресс (ИНК) была принята формулировка программного характера, вошедшая в преамбулу ее Устава: «Целями Индийского национального конгресса является улучшение благосостояния народа и прогрессивное развитие Индии, построение мирными и законными средствами общества всеобщего благоденствия, основанного на равенстве политических, экономических, социальных возможностей и стремящегося к сотрудничеству, к миру во всем мире». Первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру, убежденный сторонник гандизма считал, что для его страны неприемлемы капиталистическая система с ее социальным неравенством и тоталитарный социализм с его безраздельной властью государства над личностью и пришел к пониманию необходимости построения в Индии «общества социалистического образца» как своеобразного синтеза всего рационального в той и другой системах и учитывающего индийскую национальную традицию. Индийский лидер был убежден, что молодое неокрепшее государство не может строиться на конфронтации социальных групп, и предложил путь реформ, компромиссов, конвергенции, направляемой и регулируемой государством. «Демократия... означает не только равенство в избирательном праве, но и экономическое и социальное равенство», - говорил он. Под демократическим устройством общества он подразумевал сосуществование разных экономических укладов и разных форм собственности.

В 1955 г. ИНК принял резолюцию, которую можно считать исторической. В ней провозглашалось, что целью партии является построение в Индии общества «социалистического образца», в котором все его члены будут иметь равные возможности получения материальных благ и самосовершенствования. В экономической области предполагалось задействовать два мощных фактора: первый - развитие государственного сектора экономики в промышленности, энергетике и транспорте; второй - плановое ведение народного хозяйства с целенаправленными инвестициями в государственный сектор.

Д. Неру называют в Индии «архитектором госсектора». Госсектор планировался и создавался как передовой рубеж развития Индии с уклоном в перспективе в сторону социализма. В первых двух пятилетних планах экономического развития (1951-1961 гг.) планировалось перевести все ключевые, в том числе стратегические, отрасли экономики в государственный сектор. Результаты реформ, призванных преобразовать колониальное общество в общество, в котором сочетались бы элементы капиталистического и социалистического укладов, были впечатляющими. Если в конце колониального периода средний ежегодный прирост продукции находился на уровне 0,6 %, то в годы первой пятилетки - 6,5 %, второй - 7,3 %, третьей -7,8 %. К середине 1960-х гг. объем промышленного производства вырос в 2,5 раза. И в последующие годы Индия имела устойчивый и значительный рост экономики. В период с 1980 по 1991 г. он составлял ежегодно 5,4 %. Индия благодаря государственному сектору экономики вышла в ряд развитых индустриально-аграрных стран, в создании которого, кстати, активно участвовал иностранный капитал.

В 1970-е гг. в экономике Индии начала крепнуть новая тенденция - прямое сотрудничество госсектора с частным капиталом, выражающаяся в развитии совместного предпринимательства. Главными направлениями политики всех правительств ИНК были: а) усиление государственных капиталовложений в базовые отрасли промышленности; б) ослабление государственного регулирования частного сектора, расширение налогово кредитных льгот крупному частнокапиталистическому предпринимательству; в) упрочение национальной валютной системы и финансов, укрепление национального рынка. При Д. Неру, и при его преемниках социально-экономические преобразования, проходившие в отсталой стране, с отсталым населением, с низкой политической культу рой граждан, переживших два века колониализма, осуществлялись трудно. Опасной болезнью Индии была коррупция. Реформы, действительно, вывели страну в разряд самых динамично развивающихся стран мира. Но плодами экономического роста воспользовались далеко на все. Доля граждан, живущих за чертой бедности, сократилась более чем в два раза, но их численность осталась примерно той же - 300 млн. человек.

Активное и плановое реформирование сельского хозяйства началось с середины 1960-х гг. Были закуплены высокоурожайные сорта продовольственных сортов, в первую очередь пшеницы. Государство дало крестьянам кредиты, на индийских полях появились машины. Результаты реформ («зеленая революция») сказались быстро и эффективно. С 1978 г. Индия перестала импортировать продовольствие и достигла полного самообеспечения (ранее она ежегодно ввозила до 10 млн. тонн зерна, а в настоящее время экспортирует сельскохозяйственную продукцию).

Итак, рожденная Д. Неру концепция индийского общества социалистического образца, включающая в себя смешанную экономику при приоритете государственного сектора, плановость народного хозяйства, плюрализм общественной мысли - все это в целом оказалось жизненным и придало развитию Индии устойчивую динамичность. Однако практика государственного этатизма постепенно стала приводить к усилению автократических централизаторских тенденций в руководстве ИНК. Стали проявляться негативные тенденции, которые выразились в антиэкспортном торговом режиме, жестком протекционизме национальной промышленности, сокращении государственных накоплений, росте финансового дефицита и увеличении внешнего долга с 23 млрд. долл. в 1980-1981 гг. до 82 млрд. долл. в 1990-1991 гг.. Все это сопровождалось неблагоприятными внешними факторами, в частности, очередным нефтяным кризисом начала 1991 г. В итоге в Индии разразился острый финансовый кризис.

Кризисные процессы в индийском обществе стимулировали поиск альтернативных путей развития. Принцип консенсуса стал уступать место принципу альтернативности в формировании концепции капиталистической модернизации. Причинами новой экономической стратегии были следующие: 1) изменение основы индустриализации с импортзамещения на форсированное производство на экспорт; 2) перенесение упора в соотношении науки и технологии; 3) необходимость ликвидировать бюрократические препоны при внедрении современной технологии в производство; 4) изменение характера частного сектора и преобразование его в национальный индийский сектор; 5) необходимость пересмотра отношения к нерентабельным предприятиям государственного сектора.

Седьмой пятилетний план (1985-1990 гг.) предполагал развитие государственного сектора без новых капиталовложений, за счет собственных накоплений. Крупные предприятия подлежали приватизации. Доля государственного сектора впервые была запланирована меньше, чем доля частного сектора. Это означало изменение официальной концепции государственного сектора: на смену командно-административным методам управления экономики приходила концепция «экономического федерализма», предполагающая развитие свободной рыночной конъюнктуры. Социалистическая риторика ИНК все больше стала уступать место рассуждениям о новой технологической революции, «прыжке в XXI век». В последнее десятилетие XX - начале XXI в. экономика и население Индии отчетливо разделилось на два сегмента -патриархально-аграрный, включающий в себя почти 60 % населения Индии, и современный, в том числе и постиндустриальный. Премьер-министр Раджив Ганди, в поисках путей модернизации, в конце 1980-х гг. взял курс на интенсивную либерализацию экономики и ее интеграцию в мировое хозяйство, в частности, на ослабление государственного контроля над производством и распределением продукции, смягчение ограничений на импорт, поощрение независимости предприятий, входивших в госсектор. А правительство премьер-министра Нарасимха Рао в первой половине 1990-х гг. взяло курс на осуществление широких рыночных реформ. С 1991 г. в Индии стала осуществляться программа стабилизации и структурных преобразований, предложенная и финансируемая МВФ, Всемирным банком, Азиатским банком развития и отдельными странами. Правительство Индии взяло на себя обязательство осуществлять более эффективные мероприятия в социальной сфере.

С момента введения процесса реформ в начале 1990-х Индия стала свидетелем значительного увеличения трансграничных потоков капитала, и эта тенденция представляет собой явный разрыв с предыдущими десятилетиями. Чистый приток капитала увеличился с 7,1 млрд долл в 1990-1991 гг до 45,8 млрд.долл США в 2006-2007гг, и далее 108,0 млрд. долл США в 2007-2008 гг. Индия страна с самым высоким чистым притоком капитала из формирующейся рыночной экономики Азии.

В целом, преобразования по либерализации экономики и ограничению роли государственного сектора в Индии в 1990-х гг. продолжали и развивали то лучшее, что было уже завоевано в годы правления Д. Неру - И. Ганди, а не проходили под лозунгом отказа от прошлого. По-прежнему правительство делало главную ставку на внутренние ресурсы страны.

В последние десятилетия в Индии произошли значительные изменения. Их двигателем послужила сфера услуг, доля которой поднялась с 40% в 1990 на 50% в 2004г. Быстрота, качество и сложность типа выставляемых на продажу услуг повышаются и стремятся соответствовать международным стандартам.

Наиболее быстрыми темпами развивались торговля, гостиничное дело, транспорт и связь. Правительство рассматривает сектор информационно-компьютерных технологий как один из ведущих секторов для укрепления позиций страны в мировом хозяйстве. Индия быстро становится главной силой в секторе информационных технологий. Потенциал все более и более выявляется всемирными программными гигантами, такими как: Microsoft, Hughes, и Computer Associates, которые сделали существенные вложения в Индии.

Быстро развивается рынок капитала. Обширный финансовый и банковский сектор способствует быстрому росту экономики Индии. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании, предприятия рискового капитала. К тому же, страна имеет развитый фондовый рынок, включающий 23 фондовых биржи, с более чем 9,000 зарегистрированных компаний, объем капитализации составляет 26% ВВП. Индийские фондовые рынки быстро трансформируются в сторону рынка, который является современным в отношении инфраструктуры в соответствии с мировой практикой, типа производной торговли на фьючерсах, особые условия торгов для некоторых акций, торги через интернет и т.д.

Обширный финансовый и банковский сектор поддерживает быстрорастущую экономику Индии. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании. Индийский капитал быстро движется по направлению к рынку, что является современным в условиях настоящей инфраструктуры, а также в лучших традициях международной экономики.

Прирост ВВП в 2009-2010 - около 1,3% . При пересчете по методологии ООН по «паритету покупательной способности» Индия по объему ВВП занимает четвертое место в мире после США, КНР и Японии. Объем ВВП Индии по «паритету покупательной способности» составляет порядка 3,23 трлн. долл.США, объем ВВП на душу населения по этому показателю - около 3045 долл. США.

В структуре ВВП продолжает снижаться доля промышленного и сельскохозяйственного секторов (21 и 22 % соответственно), а удельный вес отраслей инфраструктуры и сферы услуг (57%) постоянно растет.

Среднегодовой уровень инфляции в 2009-2010 ф.г. составил 4,7%. Внешний долг на июнь 2009г. составил 294,94 млрд. долл. США. Уровень золотовалютных резервов превысил 130 млрд. долл. США. Прямые зарубежные инвестиции в экономику Индии в 2008-2009 ф.г. составили 34,9 млрд. долл(табл.5), портфельные - 235,4 млрд. долл. США.

Основные отрасли экономики имеют следующий удельный вес в производстве ВВП: сельское хозяйство - 31%, промышленность и строительство - 28%, транспорт и связь - 7% и сфера услуг - 34%. Национальный доход на душу населения составляет около 300 долл. в год.

На долю государственных предприятий приходится 100% добычи и переработки нефти, 98% каменного угля, 94% выработки электроэнергии, 80% производства стали. Госсектор занимает ведущие позиции в таких областях, как оборонная промышленность, атомная энергетика, железнодорожный, авиационный и морской транспорт, связь.

Частный сектор преобладает в сельском хозяйстве, машиностроении, химической, легкой, пищевой и медицинской промышленности, строительстве, торговле, автомобильном транспорте.

Несколько лет после обретения независимости Индия зависела от помощи других стран из-за нехватки пищевых продуктов. За последние 40 лет производство пищевых продуктов устойчиво растет, в основном, благодаря расширению оросительных земель и широкому использованию высококачественных, урожайных семян, удобрений и пестицидов. Индия имеет огромный запас зерновых культур, а также является экспортером зерновых культур. Доходная часть, особенно чай и кофе, являются главным экспортом. Индия является самым большим производителем чая в мире, ежегодное производство около 470 млн. тонн, 200 млн. тонн которого экспортируется. Индия также содержит около 30 % мирового рынка специй, с экспортом около 120, 000 тонн в год.

Легкая промышленность - это традиционная отрасль экономики Индии. Индия обладает сильной текстильной базой, основанной на натуральных тканях. По выпуску хлопчатобумажных тканей Индия является одной из ведущих стран мира, а по производству изделий из джута (технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров) занимает первое место.

Отличный менеджмент, высокая производительность и опыт привели в Индию увеличивающееся число мировых производителей автомобилей. Судзуки и Хундай создали в Индии центр экспорта своих всемирно известных автомобилей.

Производительность труда остается низкой. По общей конкурентоспособности индийское хозяйство занимает 34-е место в мире. На сегодняшний день Индийские компании успешно конкурируют на международных рынках в фармацевтике, производству стали, цемента и частей для автомобилей.

Десятилетиями Индия шла по экономическому пути, радикально отличному от выбранных такими странами, как Китай, Южная Корея, Китай. В то время как ее конкуренты в Азии делали ставку на производство и экспорт, Индия сосредотачивала силы на внутреннем рынке и рынке услуг. Развивалась она медленнее, чем соседи, но вот начались перемены. Годовой рост производства в Индии в настоящее время более 9% и догоняет рост в сфере услуг - 10%.

Структура науки в стране довольно запутанная. В Совет по научным и промышленным исследованиям (CSIR), индийский аналог РАН, входят 38 институтов, где работают 8 500 учёных, выпускающих лишь около 3 000 статей в год со средним импакт-фактором 2. Общий бюджет CSIR в 2007 году составлял лишь 340 млн долларов.

В Индии университеты не являются научными центрами в западном понимании, а концентрируются на техническом образовании, и если проводят исследования, то чаще для внешних заказчиков.

Индийские студенты предпочитают получать высшее инженерно-техническое образование - оно считается довольно качественным. Всего в Индии около 250 университетов, в них чётко выделяется группа из 20-30 лучших, чьи выпускники высоко котируются. В системе технических вузов Индии семь технологических институтов (Indian Institutes of Technology - IIT) занимают особое место. Эти институты получают значительные гранты от правительства и множество заказов на НИОКР от частных компаний. Выпускники сети IIT высоко котируются на международном рынке: среди них - один из основателей Sun Microsystems, нынешний CEO Vodafone, член совета директоров Citibank и вице-президент Microsoft. Образование, действительно хорошее, настолько, что многие, получив диплом IIT, сразу получают приглашения на работу за границей.

Сеть технопарков - самый известный элемент индийской инновационной системы. К сегодняшнему дню только правительственное агентство по созданию научно-технологических парков и поддержке науки и технологий (STEP) создало более 30 парков. Технопарки рассматриваются как ещё одна мера поддержки предприятий, ориентированных, прежде всего, на экспорт высокотехнологичной и наукоёмкой продукции. На их резидентов - организации или компании - не распространяется ограничение на иностранные инвестиции; им предоставляются серьёзные налоговые и таможенные льготы; поощряются их связи с вузами, в том числе иностранными; в их распоряжении развитая инфраструктура - недорогие офисные помещения, дешёвый широкополосный интернет.

С начала 1990-х отмечено повышение величины притока прямых иностранных инвестиций в Индии, что отражает рост доверия инвесторов. Доля Индии в глобальных потоках ПИИ увеличилась с 2,3% в 2005 году до 4,5% в 2006 году. Большая часть притока была компенсирована значительным оттоком средств за границу, инвестиции индийских корпораций.

Индийские фирмы создавали маркетинговые и дистрибьюторские сети за рубежом для достижения глобальных масштабов. Инвестиции в совместные предприятия за рубежом стали важным средством содействия глобальному расширению индийских компаний.

Экономика Индии в большей степени социалистическая, чем капиталистическая. Сразу после обретения независимости, индийское правительство взяло в свои руки полный контроль над производством и распределением природных ресурсов. Развитие страны определяется пятилетним планом, который разрабатывает специальная плановая комиссия во главе с Премьер-министром. В последнее время Индия постепенно движется к капитализму. Многие сферы производства и услуг приватизируются, государство постепенно ослабляет контроль за импортом-экспортом и инвестициями. Благодаря активным экономическим реформам, которые начались в 90-х года 20-го века и процессу приватизации, Индия становится более открытой и привлекательной для западных инвесторов. По оценкам многих экспертов, по своей инвестиционной привлекательности Индия занимает второе место в мире после Китая.

Глава III. Основные тенденции в развитии индийской культуры и цивилизации в условиях глобализации

§1. Политика государства в сфере культуры

В XX веке политическая культура Индии продолжает динамично развиваться, открывая новые пути к перспективы политического развития. Важно подчеркнуть, что сегодня сложились и продолжают совершенствоваться альтернативные западным принципам политической этики идеи единства политики и морали, истины и политики, ненасильственных действий или гражданского неповиновения.

Современная индийская политическая культура, как и древнеиндийская, не только не разводит политику и добродетель, но напротив, напрямую связывает самосовершенствование общества с нравственным совершенствованием. Это выгодно отличает индо-буддийскую интеллектуальную традицию от западной, где политика и мораль особенно сильно расходятся в разные стороны. В Индии для занятий политикой традиционно требуются чистота и непорочность души: «Нравственное совершенство - первая ступень к божественному знанию». При этом политика связана с моралью и добродетелью не на уровне интеллекта, а на уровне высшего духовного мышления или сверхзнания - источника вдохновения поэтов, пророков ораторов, политических трибунов и художников. В этой культурной традиции не только несовместимы гений и злодейство, но любое духовное творчество с малейшей нечистотой помыслов.

Высокие принципы политического управления, культивировавшиеся в индийской традиции в течение тысячелетий, в XX веке нашли свое творческое преломление в оригинальной политической концепции М. Ганди «сатьяграха» («упорствование в истине», или гражданское неповиновение), в политической деятельности С. Радхакришнана и Д. Неру. Понять современную политическую культуру Индии, не оценив теоретический и практический вклад в нее этих выдающихся политических деятелей XX века, невозможно.

Имя М.Ганди (1869-1948) известно всему миру благодаря его пламенным общественно-политическим выступлениям и оригинальным научным трудам, среди которых особое место занимают две книги: «История моих экспериментов с истиной» (1927) и «Сатьяграха в Южной Африке» (1938). А. Эйнштейн сказал о Ганди: «Грядущие поколения едва ли поверят, что такой человек, как он, ходил по земле и был создан из плоти и крови». Сам Ганди признавался, что его главным желанием было бы «осушить все слезы на всех глазах».

Жизнь этого выдающегося человека стала воплощением его философии. Концепция политической этики, которую он развивал на протяжении всей своей жизни, была творчески воспринята индийским народом и последовательно использована в процессе национально-освободительной борьбы против британского колониального владычества. Принцип гражданского неповиновения во многом стал современным принципом развития национальной политической культуры Индии.

Согласно политической этике гражданского неповиновения, человек не должен идти двумя традиционными путями: вступать в политическую борьбу, применяя насилие, или занимать пассивную позицию. Несправедливость пятнает души людей - и жертвы, и того, кто поступил неправедно, но отвечать на несправедливость насилием - безнравственно. Несправедливость и насилие оскорбляют человеческое достоинство, и поэтому было бы вдвойне ошибочно пребывать в бездействии. М. Ганди нашел выход из этого сложного положения. Его «третий путь» к истине таков: положить конец несправедливости, изменяя сердце человека, поступающего неправедно, - последовательно, шаг за шагом, любовью и самопожертвованием пробуждая в нем чувство справедливости.

Первый шаг политика по пути гражданского неповиновения -тщательный анализ всех факторов, ведущих к переговорам и возможному полюбовному соглашению. При этом необходимо оставаться открытым для обмена политическими мнениями, помня, что каждая сторона в конфликте обладает лишь частичным видением проблемы и нуждается в критической перспективе другой стороны, чтобы отделить истину от лжи. В учении «Бхагавадгиты» М. Ганди находил лучшее выражение своей точки зрения. Главная идея «Гиты» - «действие, свободное от привязанности к его результатам». Такое действие выражает любовь и смирение. Оно ведет к преодолению эгоизма, а значит, способно изменить человеческую душу в лучшую сторону.

Если соглашение все же срывается, политику следует обратиться к прямым действиям гражданского неповиновения. Не нападая на противника, он должен отвечать любовью на эмоциональное или физическое насилие даже ценою собственных страданий. Политик обязан открыто заявить о своих планах и упорствовать в них, принимая все проявления враждебности, пока вопрос не будет решен к взаимному удовлетворению. М. Ганди часто цитировал слова Кришны из «Бхагавадгиты»: «каждый должен действовать, чтобы поддерживать Вселенную». В политической борьбе, ведущейся по модели Ганди, о победе можно сказать лишь в том случае, когда обе стороны удовлетворены.

Несомненно, путь гражданского неповиновения при решении политических конфликтов очень сложен: он предполагает личное мужество, твердую волю и необычайное терпение. Этот путь требует от человека почти невозможного - стать вровень с богами: быть божественно великодушным и щедрым к противнику.

Но ведь это один из древнейших архетипов индо-буддийской культуры, и М. Ганди своей общественно-политической деятельностью доказал успешность такого пути. Более 30 лет он возглавлял движение гражданского неповиновения в Индии (1917-1948). За политическую деятельность его трижды сажали в тюрьму в общей сложности он провел в тюрьме семь лет. В эпоху британского правления в Индии он руководил несколькими общественно-политическими движениями: в Чампаране за улучшение положения крестьян, выращивающих индиго (1917); в Ахмедабаде за улучшение положения ткачей (1918); общенациональным движением отказа от сотрудничества с английскими властями (1920-1922); движением «Прочь из Индии!» (1940-1942).

Гражданское сопротивление использовало самые разные методы ненасильственных действий: бойкот иностранных товаров (особенно текстильных), сидячие забастовки, длительные марши протеста и демонстрации. Идеи М. Ганди постепенно вошли в плоть и кровь индийского народа, действительно поверившего, что любовью, а не насилием можно изменить, политический мир. Сила его личности была такова, что даже многие откровенно романтические политические идеи по-настоящему увлекали его последователей. Он искренне верил, что, принимая аскетический образ жизни, каждый человек сможет обрести подлинное счастье и развить в себе способности служения обществу.

Известный государственный деятель и политический мыслитель Д. Неру (1889-1964) справедливо критиковал романтические увлечения Ганди. Ему было не по душе идиллическое возвеличивание бедности и страданий, свойственное Махатме. Неру подчеркивал, что человек имеет право на экономическое благосостояние: люди смогут гармонично развиваться только в том случае, если удовлетворены их физические потребности. Справедливое общественное устройство вовсе не предполагает сведения общих жизненных стандартов до уровня простого крестьянина. Напротив, каждому следует открыть путь к достижению высокого уровня жизни. В отличие от Ганди, романтизировавшего крестьянскую культуру, Неру был убежден, что крестьяне в сельских районах должны получить доступ к «возможностям городской культуры». Он полагал, что Махатма заблуждается, ставя во главу угла индивидуальное спасение и греховность, а не благосостояние общества в целом.

Если философская критика Д. Неру по отношению к Ганди может быть признана справедливой, то его практически-политическая позиция во многом уступала позиции Махатмы. Активно участвуя в движении гражданского неповиновения, Неру не всегда был согласен с методами, разработанными Ганди. Признавая способности великого Махатмы «зачаровывать все классы и группы общества, собрав их в одну пеструю толпу, движущуюся в одном направлении», он критиковал последнего за излишний пиетет перед ненасильственными методами.

Д. Неру не считал ненасилие самоцелью гражданского сопротивления: перед лицом прямых провокаций властей и полицейского террора индийцам было трудно воздерживаться от активных действий. Решение Махатмы отойти от движения гражданского сопротивления после массового убийства полицейских крестьянами в Чоури Чоура (1922) вызвало критику с его стороны. Осуждая расправу как прискорбное событие, он тем не менее считал, что национально-освободительное движение не должно потерпеть крушение из-за отдельных актов насилия.

Соперничество с Западом неизбежно ставит восточных политиков перед дилеммой: следовать ли собственной традиции или заимствовать западные критерии политической эффективности, основанные на насилии. Перед политиком возникает соблазн быстрого, хотя и насильственного успеха, которому сложно противостоять. Даже такой выдающийся политик, как Неру, не избежал этого соблазна.

Однако несмотря на философские и политические разногласия оба выдающихся индийских мыслителя шли в жизни рука об руку, испытывая глубокое уважение друг к другу. Ненасильственное, некоммунистическое движение сантьяграха год от года ширилось и крепло, пробуждая сознание индийских народных масс, делая британское правление все более несостоятельным. Наконец в 1947 г. Великобритания вынуждена была предоставить Индии свободу.

Оценивая политическую деятельность М. Ганди как автора и основоположника движения гражданского неповиновения, современный индийский философ Н. Чамповат пишет: «Ганди был воплощением идеи ненасилия, добровольной простоты и терпимости. В мире, разрывающемся от насилия, загипнотизированном сложностью и пораженном нетерпимостью, его жизнь - это луч надежды. Его сантьяграха - неоценимый дар роду людскому. Человечество будет спасено лишь тогда, когда и другие лидеры скажут вместе с Ганди: «Вся моя деятельность проистекла из моей безграничной любви к человечеству»».

Действительно, модель гражданского неповиновения, которая сегодня продолжает творчески развиваться в индийской политической культуре, обладает большим эвристическим потенциалом при возникновении межэтнических, межконфессиональных и даже межцивилизационных конфликтов. Человечество пока не оценило полностью значения этой модели для решения глобальных проблем современности, но некоторые современные ученые считают, что именно гражданское неповиновение способно стать эффективной тактикой внутреннего опустошения тех современных практик и тех институтов, с которыми связаны глобальные угрозы.

В индийской политической культуре XX веке возникло еще одно интересное учение, способное открыть человечеству новые политические пути в глобальном мире. Речь идет о филофско-политической концепции С. Радхакришнана (1888-1975), профессора философии в Калькутте и Оксфорде. Он воплотил национальный индийский идеал философа-царя в нашем столетии, став президентом Индии. Мир восхищался им как выдающимся философом, политиком, непревзойденным оратором и благородным человеком.

Радхакришнан был равно сведущим и в европейской, и в восточной традициях, что позволило ему подойти к созданию уникального западно-восточного философского синтеза. Он стремился найти свое решение выхода из кризиса мировой цивилизации и предложить ей новые пути политического развития. Его основной политической идеей стала концепция интернационального консорциума государств, которую он пропагандировал как член Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству (1931-1939) при Лиге Наций и как президент ЮНЕСКО (1952-1954). Понимая всю пагубность национализма, индийский философ был убежден, что мирное глобальное развитие возможно только при условии интернационального координирующего управления, при котором всевозможные различия не исчезнут, но не будут приводить к конфликтам.

Убеждение Радхакришнане в универсальности философского знания естественным образом привело его к осознанию необходимости реформы образования как инструмента политического управления обществом. Он попытался современными средствами оживить древний архетип индо-буддийской культуры - архетип единства политической и научной истины. В университетах он видел средстве политического воспитания нового высоконравственного человека, чьи духовные, интеллектуальные и физические способности должны служить гуманным политическим преобразованиям в Индии и во всем мире. Радхакришнан был страстным защитником свободы и демократии, подчеркивая; что только при свободном демократическом правлении все люди смогут развить в себе ту способность к добру; которой наделен каждый из них.

Будучи вице-президентом: (1952-1962), а потом и президентом Индии (1962-1967), Радхакришнан видел свою задачу в ясном к последовательном изложении и проведении в жизнь собственной социально-политической концепции. Он полагал, что социальная к экономическая справедливость тесно взаимосвязаны, и поэтому равно отрицал капиталистический и коммунистический пути развития. Радхакришнан пытался найти средний путь, ведущий к социальной демократии. Убежденный сторонник независимости Индии, он пытался продолжить дело М.Ганди, в котором видел идеального лидера политических реформ,

Нужно подчеркнуть, что политические концепции С.Радхакришнана. М.Ганди и Д.Неру объединяет один важнейший принцип индийской цивилизации: путь к совершенному политическому устройству ведет через изменение не внешних: форм жизни самого человека, его нравственного и культурного мира.

Этот гуманный ненасильственный путь совершенствования человеческое души требует терпения и настойчивости, мудрости последовательности Высокие моральные принципы этики ненасилия нравственной активности, единства политики и морали, единства научной и политической истины, гражданского неповиновения стали важным вкладом, индо-буддийской цивилизации в сокровищницу мировой культуры.

§2. Отражение глобализационных процессов в индийской культуре

Анализируя культурное разнообразие в современном мире в связи с процессами глобальной трансформации отдельных стран Востока и Запада, известный социолог П. Бергер выделил 4 «носителя» культурной глобализации:

) международная деловая элита, названная им вслед за С. Хантингтоном «давосской культурой» по экономическому форуму европейских лидеров, периодически проходящему в Давосе (Швейцария);

) международная интеллектуальная элита, обозначенная Бергером как «клубная культура интеллектуалов»;

) мак-мир (McWorld) - термин Б. Барбера, обозначающий массовую культуру;

) любое широкомасштабное народное (и вообще религиозное) движение.

Индия, которая является наглядным примером того, как в ином по отношению к Западу культурном регионе активно формируется и постепенно распространяется то, что принято называть «глобализацией». Индия в этой связи вызывает особый интерес, поскольку для нее, пожалуй, в наибольшей (среди не-западных культур) степени характерно то, что известный индолог Пол Хакер (а вслед за ним и Вильгельм Хальбфасс) назвал «инклузивизмом», т.е. способностью включать в себя путем ассимиляции иные культурные модели, в первую очередь философско-религиозные идеи и представления, типы хозяйствования и социально-политической организации.

Вся история Индии как древнего, так и новейшего времени, демонстрирует наглядный пример расширения единого в своем изначальном разнообразии культурного поля индийской цивилизации за счет других традиций: автохтонных племенных верований, ислама и христианства, и их последующего взаимного обогащения. Хрупкий баланс центробежных и центростремительных сил, влияющих на общее положение дел в современном индийском обществе, до сих пор удается поддерживать только благодаря наличию в культуре механизмов терпимости, взаимодополнения и взаимоприспособления, и до тех пор пока подобные механизмы внутренней саморегуляции существуют и работают, Индия будет успешно развиваться и интегрироваться в мировую социально-политическую систему, в которой она играет в настоящее время весомую роль.

Помимо вышеуказанных факторов, пристальное внимание к Индии вызвано также и тем, что:

во-первых, в своей политической и экономической модели развития она, в отличие от Китая и стран мусульманского ареала, ориентирована на западные схемы и пути, которым вполне успешно следует;

во-вторых, при всей своей прозападной направленности Индия сохраняет свою культурную специфику;

в-третьих, по предсказаниям социологов и политологов, в ближайшие десятилетия Индия выйдет в число наиболее активных и сильных игроков мировой политики благодаря своему интенсивному экономическому развитию и непрекращающемуся демографическому росту.

§3. Влияние индийской культуры на мировое культурное пространство

Древнее индийское искусство неразрывно связано с тремя крупными религиями - индуизмом, буддизмом и джайнизмом. Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран.

Вся Юго-Восточная Азия восприняла большую часть своей культуры из Индии. В этом регионе сложились могущественные державы с великими культурами, оставившие такие замечательные памятники своего величия, как буддийская ступа Боро-бодур на Яве или шиваитские храмы Ангкора в Камбодже.

Уже с глубокой древности традиции Индийской культуры переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки.

Восприняв буддизм из Индии через страны Средней Азии и Восточного Туркестана, Китай стал посредником его проникновения в Корею и Японию. Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета.

Древнеиндийская культура также оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

Сильное влияние культура Индии оказала и на Запад. В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р. Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г. Гессе, С. Цвейг, Л. Толстой, Р. Ролан, У. Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. Гете и многие другие писатели начала XIX в. читали все переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы. Начиная с Гете, большинство великих немецких философов были осведомлены в какой-то мере об учениях индийской философии.

Шопенгауэр, оказавший большое влияние на литературу и психологию, открыто признавался, что находится под влиянием индийской мысли, и придерживался истинно буддийских воззрений, монистические учения Фихте и Гегеля никогда не приняли бы своей формы, если бы не существовало перевода Упани-шад. В англоязычном мире самое сильное влияние Индии испытала Америка, где Эмерсон, Торо и другие писатели «Новой Англии» жадно изучали индийскую религиозную литературу; они оказали огромное воздействие на своих современников и последователей, особенно на Уолта Уитмена. Через посредство Карлейля и других мыслителей немецкие философы оказали воздействие на Англию так же, как американцы - через посредство многих писателей конца XIX в., таких, как Ричард Джефрис и Эдуард Карпентер.

В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

Весьма тонким и действенным оказалось влияние Махариши Ганди через посредство многих друзей Индии на Западе, в частности, благодаря успеху его политики ненасилия в завоевании независимости Индии. В конце XX в. на Западе пользуются большой популярностью религиозно-философские концепции Индии: рационализированные методы йоги, приемы и идеи индийского мистицизма. Не говоря уже о том, что Упанишады, как все подлинно великие творения человеческой культуры, вызывают ответные раздумья и переживания у людей, отделенных от них сотнями и тысячами лет, проживают жизнь в мыслях, поступках, творениях своих читателей, в том числе и наших современников.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Заключение

В течение последних пятнадцати лет Индия переживала глобальные реформы. Для более чем миллиарда жителей эти изменения были равносильны революции. Рост индийской экономики успешно достиг более 8 процентов в год. Была облегчена большая часть процедур лицензирования и контроля. Разительно увеличилась доля частного бизнеса. С помощью объяснений и убеждений индийская публика приняла идею, что государственный и частный сектора экономики должны соседствовать и конкурировать между собой, а иногда сотрудничать и объединять усилия. Доходы правительства увеличились; соответственно, увеличились инвестиции правительства, особенно в социальную сферу. Увеличивающиеся потребности инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу весьма нагружают экономику, однако правительство сумело понизить налоговые тарифы и объявило, что ставки по налогам останутся умеренными и не вырастут.

Основой экономических реформ являются либерализация, приватизация и глобализация. Пятнадцать лет назад эти слова сыскали в Индии плохую репутацию. Либерализация считалась капиталистическим инструментом для эксплуатации и обеднения масс; сегодня же ее видят, как путь, помогающий открыть дорогу инвестициям, развить конкуренцию, предоставить потребителю большой выбор товаров и услуг. Глобализация сегодня понимается, как возможность для индийских компаний вести бизнес за рубежом, расширять свой доступ и влияние.

Учитывая особенности экономической ситуации в Индии, большой взрыв вполне мог означать внезапную смерть - если не в экономическом, то в политическом смысле. Медленные нашли одобрение и поддержку у народа. Помимо этого, медленные и последовательные реформы оказались на практике более устойчивыми и надежными. Главной целью реформ, которые проводятся правительством в настоящее время, является обеспечение устойчивого роста экономики, который не только улучшит качество жизни бедных и уязвимых слоев населения, но и увеличит уровень занятости населения, причем рынок труда станет более объективным, социально-ориентированным и просто гуманным. Цель правительства - предоставить людям, особенно бедным, доступ к образованию, здравоохранению, вовлечь их в общий процесс роста посредством предоставления хорошо оплачиваемой работы.

Экономика Индии в среднем достигла роста более восьми процентов в год за последние три финансовых года и стала одной из наиболее динамично развивающихся мировых экономик. Это сопровождалось низким уровнем инфляции. Отчет БРИК определяет индийскую экономику, как единственную в мире, способную сохранить ежегодный рост более пяти процентов после 2050 года. Индия занимает четвертое место в мире по доле в мировом валовом продукте и паритете покупательной силы. Однако то, что уровень экспорта за последние годы увеличился более чем на 20 процентов, говорит о том, что существуют возможности достичь более впечатляющих результатов. Уровень бедности, составлявший в 1993-94 годах 36 процентов, упал до 22 процентов в 2004-05 годах.

Либеральная политика по отношению к прямым инвестициям из-за рубежа и открытие новых секторов экономики для таких инвестиций позволило сопоставить Индию с другими странами. В настоящее время положительное решение по прямым инвестициям из-за рубежа принимается автоматически, за исключением компаний, занесенных в черный список. Так как Индия подписала договор с Агентством по многостороннему гарантированию инвестиций, а также ряд двусторонних соглашений, выведение за рубеж доходов и дивидендов не ограничивается. Безопасные инвестиции, защищенный и гарантированный вывод доходов за рубеж и удобная политика по отношению к прямым инвестициям из-за рубежа сделали Индию одним из самых популярных рынков для зарубежных инвесторов.

Политический курс последних пятнадцати лет осуществлялся при поддержке центрального правительства. Вопреки расхожему мнению, индийская мультипартийная федеральная демократия на самом деле сыграла главную роль во внедрении реформ. Обсуждение реформ придало экономической политике энергию и социальное сознание, необходимые для защиты уязвимых слоев населения.

У Индии есть все для того, чтобы стать идеальной инвестиционной площадкой: развитый финансовый сектор, богатая сырьевая база, широкий выбор квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, огромный и стремительно развивающийся внутренний рынок, независимая беспристрастная и четкая правовая система, и система поощрения инноваций и инициативРеформы, происходящие в Индии с 1991 года, изменили лицо индийской экономики. Индию начали признавать, как потенциальную экономическую супердержаву. Реформы оправданы только в том случае, если от них выигрывают все части общества, и изменение к лучшему является значительным. Всем известно, что экономические реформы в Индии привели к резкому сокращению процента населения, живущего за чертой бедности. Реформы затрагивают широкие слои населения. Требуются новые реформы.

Список использованной литературы и источников

Источники:

1.Ганди М. К. Моя жизнь. - М.: Наука, 1969. - 612 с.

2.Неру Дж. Автобиография. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 655. с.

3.Неру Дж. Открытие Индии. - М.: Наука, 1960. - 650. с.

4.Бхаратия Джаната Парти. Партийная программа». [Электронный ресурс]- Режим доступа:#"justify">Литература:

1.Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист», 2001г. -254 с.

2.Бергер П.Л. Культурная динамика глобализации / Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М.:Аспект пресс, 2004. -382 с.

.Глушкова И.П. Боги здесь и сейчас: индусская мифология как инструмент создания североиндийской идентичности / И. П. Глушкова // Восток : Афро-азиатские общества: история и современность . - 03/2004 . - N2 . - 20 - 29 с.

.Грановский А.Е, Широков Г.К. Индия современный этап М.,Наука. 1983. - 270 с.

.Грановский А.Е. Внешние финансовые ресурсы и экономическая независимость Индии. М.: Наука, 2005. - 256 с.

.Егоров И.И. Планирование и хозяйственный механизм в Индии. М.:Наука, 1989. - 255 с.

.Жуков C.B. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. М.: Наука, 1991 . - 198 с.

8.Индия: страна и ее регионы. М., 2000. - 175 с.

.История Востока. Восток в новейшее время (1945 - 2000 гг.). Том 6. Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. М., 2008 - С. 1095

.Кашин В. Пандит Джавахарлал Неру // Азия и Африка сегодня (ААС). 2005. № 6. 14-18 с.

11.Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М.: ИВ РАИ, 2002. - 239 c.

14.Лал Д. Непреднамеренные последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долгосрочные экономические результаты. М.: ИРИСЭН, 2007.- 338 c.

15.Ломакин В.К. «Мировая экономика: Учебник для вузов». - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2000г. -720 с.

.Ломова М. Индия: страна и ее регионы. М.:Едиториал УРСС, 2000. - 360 с.

.Луния Б. Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней. М.:Наука, 1960. - 568 c.

18.Мазин А. Индийский ВПК и амбиции Дели // ААС. 2006. № 12. 31-38 с.

19.Маляров О.В. Государство и частный сектор экономики Индии. М.:Наука, 1984. -363 с.

.Маляров О.В. Современные концепции социально-экономического развития Индии. М.:Наука, 2006.- 421 с.

21.Мартышин О.В. Политические взгляды М.К. Ганди. М., 1970. - 284 с.

22.Мезенцева О. В. Роль индуизма в идеологической борьбе в современной Индии. М.:Наука, 1985.- 182 с.

23.Мировая экономика и международные отношения, № 9 (Журнал) М.2005г. 15-20 с.

.Мировая экономика и международные отношения, №12 (Журнал). М. 2004г. 28-34 с.

25.Полонская Л.Р. Религия в политической культуре Индии / Л. Р. Полонская // Индия: религия в политике и общественном сознании : Сборник статей / отв. ред.: Б. И. Клюев, А. Д. Литман . - М. : Наука, 1991-С.5-42.

26.Рогожин А.А. Индия на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий / А. А. Рогожин // Мировая экономика и международные отношения . - 07/2004 . - N 7 . - С.74-82 .

27.Чичеров А.И. Джавахарлал Неру и независимая Индия. М., 1990. - 189 с.

.Шаститко П. Социализм Джавахарлала Неру // ААС. 1994. № 6. 18-21 с.

29.Швыркова О.В. Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие штатов. М.: Наука, 1989. -156 с.

.Широков Г.К. Индустриализация Индии. М.:Наука, 1971.-390 с.

.Шринивас Т. «Свидание с судьбой» [Текст] : индийский вариант культурной глобализации / Т. Шринивас // Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире / под. ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер. с англ. В. В. Сапова. - М., 2004. - С. 98-128

.Юрлов Ф. Индийский Национальный Конгресс во власти и в оппозиции // ААС. 2004. № 2 37 - 41 с.

.Юрлов Ф.История Индии. XX век. Институт востоковедения РАН. М.2010. - 310 с.

Похожие работы на - Основные факторы и проблемы функционирования индийского государства в условиях современного этапа глобализации (в 1980-90-х гг. - начале XXI-го века)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!