Проект оценки альтернативных стратегий развития железнодорожной сети России восточнее Урала
КУРСОВАЯ РАБОТА
Проект оценки
альтернативных стратегий развития железнодорожной сети России восточнее Урала
Задание
В данной работе изначально строим дерево целей, в котором
определяем три уровня. В «корне» дерева определяется генеральная цель: «Создать
к 2030 г. в Сибири и на Дальнем Востоке эффективную опорную железнодорожную
сеть». На следующем уровне обозначаем четыре критерия (подцели):
политическая;
экономическая;
социальная;
военно-стратегическая.
Ранжирование критериев производится каждым из экспертов.
Проставляется степень значимости каждого из представленных критериев для
обозначений степени взаимосвязи. Наиболее важный критерий получает значение 1,
менее предпочтительный - 2 и так далее в зависимости от их количества.
Полученные данные вносятся в программу «ORDEX».
На следующем уровне определяем следующие подцели, приведенные
на рисунке 1. Производим их ранжирование и заносим оценки каждого эксперта в
программу ORDEX. В результате получаем весовые коэффициенты.
Используя полученные показатели, рассчитываем коэффициенты
относительной важности по каждому сценарию:
· Китай;
· Япония;
· Америка.
1. Формирование
дерева целей (W) и определение коэффициентов относительной
важности (КОВ)
- Значение, которое получает самый важный критерий, 2 - менее
важный и так далее в зависимости от их количества.
Сопоставительная таблица результатов личной и коллективной
экспертиз дерева целей
Выбор 1 - Л.Э
|
0,03
|
0,06
|
0,02
|
0,07
|
0,24
|
0,13
|
0,09
|
0,03
|
0,05
|
0,15
|
0,04
|
0,08
|
Выбор 2 - К.Л.
|
0,055
|
0,021
|
0,004
|
0,129
|
0,182
|
0,448
|
0,068
|
0,016
|
0,016
|
0,027
|
0,015
|
0,018
|
Сравнение результатов индивидуальной и коллективной экспертиз
2. Расчетные
таблицы и формирование оценочной матрицы
Таблица 2.1. - Индивидуальная оценка (сценарий Китай)
Код подцели критериального среза
|
Коэффициент относительной важности
|
Оценки стратегий по их целевой эффективности
|
|
|
Стратегия 1
|
Стратегия 2
|
Стратегия 3
|
|
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
|
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
0.1.1. Обеспечить целостность России
|
0,03
|
2
|
0,30
|
0,018
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,009
|
0,29
|
1
|
0,54
|
0,03
|
1,00
|
0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик
России
|
0,06
|
1
|
0,54
|
0,01
|
1,00
|
2
|
0,30
|
0,01
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,00
|
0,29
|
0.1.3. Обеспечить вхождение России в число
стран-лидеров АТР
|
0,02
|
1
|
0,54
|
0,016
|
1,00
|
2
|
0,30
|
0,01
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,01
|
0,29
|
0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков
транспортных услуг
|
0,07
|
1
|
0,54
|
0,04
|
1,00
|
2
|
0,30
|
0,02
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,01
|
0,29
|
0.2.2. Обеспечить доступность природных
ресурсов Сибири и ДВ
|
0,24
|
2
|
0,30
|
0,07
|
0,54
|
1
|
0,54
|
0,13
|
1,00
|
3
|
0,16
|
0,04
|
0,29
|
0.2.3. Обеспечить рентабельный международный
транзит через Сибирь и ДВ
|
0,13
|
2
|
0,30
|
0,04
|
0,54
|
1
|
0,54
|
0,07
|
1,00
|
3
|
0,16
|
0,02
|
0,29
|
0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей
Сибири и ДВ от культурных центров страны
|
0,09
|
2
|
0,30
|
0,03
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,01
|
0,29
|
1
|
0,54
|
0,05
|
1,00
|
0.3.2. Создать условия для реализации
конституционных прав граждан на свободу перемещения
|
0,03
|
2
|
0,30
|
0,01
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,00
|
0,29
|
1
|
0,54
|
0,02
|
1,00
|
0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для
большинства уровень железнодорожных тарифов
|
0,05
|
2
|
0,30
|
0,01
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,01
|
0,29
|
1
|
0,54
|
0,03
|
1,00
|
0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в
случае глобального вооруженного конфликта
|
0,15
|
1
|
0,54
|
0,08
|
1,00
|
3
|
0,16
|
0,02
|
0,29
|
2
|
0,30
|
0,04
|
0,54
|
0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств
в случае локального конфликта
|
0,04
|
1
|
0,54
|
0,02
|
1,00
|
3
|
0,16
|
0,01
|
0,29
|
2
|
0,30
|
0,01
|
0,54
|
0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и
промышленных объектов в случае конфликта
|
0,08
|
2
|
0,30
|
0,02
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,01
|
0,29
|
1
|
0,54
|
0,04
|
1,00
|
|
|
|
|
0,37
|
0,694
|
|
|
0,32
|
0,59
|
|
|
0,30
|
0,536
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.2. - Коллективная оценка (сценарий Китай)
Код подцели критериального среза
|
Коэффициенты относительной важности
|
Оценки стратегий по их целевой эффективности
|
|
|
Стратегия 1
|
Стратегия 2
|
Стратегия 3
|
|
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
|
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
0.1.1. Обеспечить целостность России
|
0,055
|
1
|
0,699
|
0,038
|
1,000
|
2
|
0,169
|
0,009
|
0,242
|
3
|
0,132
|
0,007
|
0,189
|
0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик
России
|
0,021
|
2
|
0,378
|
0,008
|
0,792
|
1
|
0,477
|
0,010
|
1,000
|
3
|
0,145
|
0,003
|
0,304
|
0.1.3. Обеспечить вхождение России в число
стран-лидеров АТР
|
0,004
|
2
|
0,340
|
0,001
|
0,596
|
1
|
0,570
|
0,002
|
1,000
|
3
|
0,090
|
0,000
|
0,158
|
0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков
транспортных услуг
|
0,129
|
1
|
0,881
|
0,114
|
1,000
|
2
|
0,093
|
0,012
|
0,106
|
3
|
0,026
|
0,003
|
0,030
|
0.2.2. Обеспечить доступность природных
ресурсов Сибири и ДВ
|
0,182
|
2
|
0,146
|
0,027
|
0,176
|
1
|
0,828
|
0,151
|
1,000
|
3
|
0,026
|
0,005
|
0,031
|
0.2.3. Обеспечить рентабельный международный
транзит через Сибирь и ДВ
|
0,448
|
1
|
0,683
|
0,306
|
1,000
|
2
|
0,236
|
0,106
|
0,346
|
3
|
0,081
|
0,036
|
0,119
|
0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей
Сибири и ДВ от культурных центров страны
|
0,068
|
3
|
0,405
|
0,028
|
3
|
0,077
|
0,005
|
0,149
|
1
|
0,518
|
0,035
|
1,000
|
0.3.2. Создать условия для реализации
конституционных прав граждан на свободу перемещения
|
0,016
|
2
|
0,077
|
0,001
|
0,086
|
3
|
0,032
|
0,001
|
0,036
|
1
|
0,891
|
0,014
|
1,000
|
0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для
большинства уровень железнодорожных тарифов
|
0,016
|
1
|
0,487
|
0,008
|
1,000
|
3
|
0,063
|
0,001
|
0,129
|
2
|
0,450
|
0,007
|
0,924
|
0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в
случае глобального вооруженного конфликта
|
0,027
|
1
|
0,696
|
0,019
|
1,000
|
2
|
0,183
|
0,005
|
0,263
|
3
|
0,121
|
0,003
|
0,174
|
0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств
в случае локального конфликта
|
0,015
|
1
|
0,888
|
0,013
|
1,000
|
2
|
0,063
|
0,001
|
0,071
|
3
|
0,049
|
0,001
|
0,055
|
0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и
промышленных объектов в случае конфликта
|
0,018
|
1
|
0,448
|
0,008
|
1,000
|
3
|
0,231
|
0,004
|
0,516
|
2
|
0,321
|
0,006
|
0,717
|
|
|
|
|
0,571
|
0,809
|
|
|
0,307
|
0,418
|
|
|
0,121
|
0,196
|
Табл.2.3. - Индивидуальная оценка (сценарий Япония)
Код подцели критериального среза
|
Коэффициенты относительной важности
|
Оценки стратегий по их целевой эффективности
|
|
|
Стратегия 1
|
Стратегия 2
|
Стратегия 3
|
|
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
|
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
0.1.1. Обеспечить целостность России
|
0,03
|
1
|
0,54
|
0,016
|
1,00
|
3
|
0,160
|
0,005
|
0,30
|
2
|
0,296
|
0,009
|
0,55
|
0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик
России
|
0,06
|
1
|
0,54
|
0,032
|
1,00
|
2
|
0,296
|
0,018
|
0,55
|
3
|
0,160
|
0,010
|
0,30
|
0.1.3. Обеспечить вхождение России в число
стран-лидеров АТР
|
0,02
|
2
|
0,29
|
0,006
|
0,53
|
1
|
0,544
|
0,011
|
1,00
|
3
|
0,160
|
0,003
|
0,29
|
0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков
транспортных услуг
|
0,07
|
1
|
0,54
|
0,038
|
1,00
|
2
|
0,296
|
0,021
|
0,55
|
3
|
0,160
|
0,011
|
0,30
|
0.2.2. Обеспечить доступность природных
ресурсов Сибири и ДВ
|
0,24
|
2
|
0,296
|
0,071
|
0,54
|
1
|
0,544
|
0,131
|
1,00
|
3
|
0,160
|
0,038
|
0,29
|
0.2.3. Обеспечить рентабельный международный
транзит через Сибирь и ДВ
|
0,13
|
1
|
0,544
|
0,071
|
1,00
|
3
|
0,160
|
0,021
|
0,29
|
2
|
0,296
|
0,038
|
0,54
|
0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей
Сибири и ДВ от культурных центров страны
|
0,09
|
2
|
0,296
|
0,027
|
0,54
|
3
|
0,160
|
0,014
|
0,29
|
1
|
0,544
|
0,049
|
1,00
|
0.3.2. Создать условия для реализации
конституционных прав граждан на свободу перемещения
|
0,03
|
1
|
0,544
|
0,016
|
1,00
|
3
|
0,160
|
0,005
|
0,29
|
2
|
0,296
|
0,009
|
0,54
|
0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для
большинства уровень железнодорожных тарифов
|
0,05
|
2
|
0,296
|
0,015
|
0,54
|
3
|
0,160
|
0,008
|
0,29
|
1
|
0,544
|
0,027
|
1,00
|
0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в
случае глобального вооруженного конфликта
|
0,15
|
1
|
0,544
|
0,082
|
1,00
|
2
|
0,296
|
0,044
|
0,54
|
3
|
0,160
|
0,024
|
0,29
|
0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств
в случае локального конфликта
|
0,04
|
1
|
0,544
|
0,022
|
1,00
|
3
|
0,160
|
0,006
|
0,29
|
2
|
0,296
|
0,012
|
0,54
|
0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и
промышленных объектов в случае конфликта
|
0,08
|
2
|
0,296
|
0,024
|
0,54
|
3
|
0,160
|
0,013
|
0,29
|
1
|
0,544
|
0,044
|
1,00
|
|
|
|
|
0,419
|
0,771
|
|
|
0,296
|
0,545
|
|
|
0,274
|
0,504
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Табл.2.4. - Коллективная оценка (сценарий Япония)
Код подцели критериального среза
|
Коэффициенты относительной важности
|
Оценки стратегий по их целевой эффективности
|
|
|
Стратегия 1
|
Стратегия 2
|
Стратегия 3
|
|
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
|
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
0.1.1. Обеспечить целостность России
|
0,050
|
1
|
0,575
|
0,029
|
1,000
|
2
|
0,265
|
0,013
|
0,461
|
3
|
0,16
|
0,008
|
0,278
|
0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик
России
|
0,021
|
1
|
0,504
|
0,011
|
1,000
|
2
|
0,308
|
0,006
|
0,611
|
3
|
0,188
|
0,004
|
0,373
|
0.1.3. Обеспечить вхождение России в число
стран-лидеров АТР
|
0,004
|
2
|
0,275
|
0,001
|
0,419
|
1
|
0,656
|
0,003
|
1,000
|
3
|
0,069
|
0,000
|
0,105
|
0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков
транспортных услуг
|
0,129
|
1
|
0,584
|
0,075
|
1,000
|
0,399
|
0,051
|
0,683
|
3
|
0,017
|
0,002
|
0,029
|
0.2.2. Обеспечить доступность природных
ресурсов Сибири и ДВ
|
0,182
|
3
|
0,218
|
0,040
|
0,422
|
1
|
0,517
|
0,094
|
1,000
|
2
|
0,265
|
0,048
|
0,513
|
0.2.3. Обеспечить рентабельный международный
транзит через Сибирь и ДВ
|
0,448
|
1
|
0,694
|
0,311
|
1,000
|
2
|
0,217
|
0,097
|
0,313
|
3
|
0,089
|
0,040
|
0,128
|
0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей
Сибири и ДВ от культурных центров страны
|
0,068
|
1
|
0,444
|
0,030
|
1,000
|
3
|
0,211
|
0,014
|
0,475
|
2
|
0,345
|
0,023
|
0,777
|
0.3.2. Создать условия для реализации
конституционных прав граждан на свободу перемещения
|
0,016
|
2
|
0,291
|
0,005
|
0,608
|
3
|
0,23
|
0,004
|
0,480
|
1
|
0,479
|
0,008
|
1,000
|
0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для
большинства уровень железнодорожных тарифов
|
0,016
|
2
|
0,356
|
0,006
|
0,925
|
3
|
0,259
|
0,004
|
0,673
|
1
|
0,385
|
0,006
|
1,000
|
0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в
случае глобального вооруженного конфликта
|
0,027
|
1
|
0,578
|
0,016
|
1,000
|
2
|
0,242
|
0,007
|
0,419
|
3
|
0,18
|
0,005
|
0,311
|
0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств
в случае локального конфликта
|
0,015
|
1
|
0,66
|
0,010
|
1,000
|
3
|
0,153
|
0,002
|
0,232
|
2
|
0,187
|
0,003
|
0,283
|
0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и
промышленных объектов в случае конфликта
|
0,018
|
2
|
0,306
|
0,006
|
0,789
|
2
|
0,306
|
0,006
|
0,789
|
1
|
0,388
|
0,007
|
1,000
|
|
|
|
|
0,538
|
0,875
|
|
|
0,302
|
0,530
|
|
|
0,154
|
0,292
|
Табл.2.5. - Индивидуальная оценка (сценарий Америка)
Код подцели критериального среза
|
Коэффициенты относительной важности
|
Оценки стратегий по их целевой эффективности
|
|
|
Стратегия 1
|
Стратегия 2
|
Стратегия 3
|
|
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
|
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
0.1.1. Обеспечить целостность России
|
0,03
|
3
|
0,16
|
0,005
|
0,29
|
1
|
0,544
|
0,016
|
1,00
|
2
|
0,296
|
0,009
|
0,54
|
0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик
России
|
0,06
|
2
|
0,296
|
0,018
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,010
|
0,29
|
1
|
0,544
|
0,033
|
1,00
|
0.1.3. Обеспечить вхождение России в число
стран-лидеров АТР
|
0,02
|
1
|
0,544
|
0,011
|
1,00
|
2
|
0,296
|
0,006
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,003
|
0,29
|
0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков
транспортных услуг
|
0,07
|
1
|
0,544
|
0,038
|
1,00
|
2
|
0,269
|
0,019
|
0,49
|
3
|
0,16
|
0,011
|
0,29
|
0.2.2. Обеспечить доступность природных
ресурсов Сибири и ДВ
|
0,24
|
3
|
0,16
|
0,038
|
0,29
|
1
|
0,544
|
0,131
|
1,00
|
2
|
0,296
|
0,071
|
0,54
|
0.2.3. Обеспечить рентабельный международный
транзит через Сибирь и ДВ
|
0,13
|
1
|
0,544
|
0,071
|
1,00
|
3
|
0,16
|
0,021
|
0,29
|
2
|
0,296
|
0,038
|
0,54
|
0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей
Сибири и ДВ от культурных центров страны
|
0,09
|
2
|
0,296
|
0,027
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,014
|
0,29
|
1
|
0,544
|
0,049
|
1,00
|
0.3.2. Создать условия для реализации
конституционных прав граждан на свободу перемещения
|
0,03
|
2
|
0,296
|
0,009
|
1,00
|
3
|
0,16
|
0,005
|
0,54
|
1
|
0,296
|
0,009
|
1,00
|
0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для
большинства уровень железнодорожных тарифов
|
0,05
|
1
|
0,544
|
0,027
|
1,00
|
2
|
0,296
|
0,015
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,008
|
0,29
|
0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в
случае глобального вооруженного конфликта
|
0,15
|
1
|
0,544
|
0,082
|
1,00
|
2
|
0,296
|
0,044
|
0,54
|
3
|
0,16
|
0,024
|
0,29
|
0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств
в случае локального конфликта
|
0,04
|
1
|
0,544
|
0,022
|
1,00
|
3
|
0,16
|
0,006
|
0,29
|
2
|
0,296
|
0,012
|
0,54
|
0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и
промышленных объектов в случае конфликта
|
0,08
|
1
|
0,544
|
0,044
|
1,00
|
3
|
0,16
|
0,013
|
0,29
|
2
|
0,296
|
0,024
|
0,54
|
|
|
|
|
0,39
|
0,731
|
|
|
0,300
|
0,558
|
|
|
0,291
|
0,548
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Табл.2.6. - Коллективная оценка (сценарий Америка)
Код подцели критериального среза
|
Коэффициенты относительной важности
|
Оценки стратегий по их целевой эффективности
|
|
|
Стратегия 1
|
Стратегия 2
|
Стратегия 3
|
|
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
ранг
|
ordex
|
Метод Саати
|
Метод
|
|
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
|
|
|
Хуторецкого
|
0.1.1. Обеспечить целостность России
|
0,055
|
1
|
0,505
|
0,028
|
1,000
|
2
|
0,022
|
0,788
|
3
|
0,097
|
0,005
|
0,192
|
0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик
России
|
0,021
|
1
|
0,444
|
0,009
|
1,000
|
2
|
0,345
|
0,007
|
0,777
|
3
|
0,211
|
0,004
|
0,475
|
0.1.3. Обеспечить вхождение России в число
стран-лидеров АТР
|
0,004
|
3
|
0,243
|
0,001
|
0,475
|
1
|
0,512
|
0,002
|
1,000
|
2
|
0,245
|
0,001
|
0,479
|
0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков
транспортных услуг
|
0,129
|
1
|
0,754
|
0,097
|
1,000
|
2
|
0,21
|
0,027
|
0,279
|
3
|
0,036
|
0,005
|
0,048
|
0.2.2. Обеспечить доступность природных
ресурсов Сибири и ДВ
|
0,182
|
3
|
0,091
|
0,017
|
0,121
|
1
|
0,75
|
0,137
|
1,000
|
2
|
0,159
|
0,029
|
0,212
|
0.2.3. Обеспечить рентабельный международный
транзит через Сибирь и ДВ
|
0,448
|
1
|
0,747
|
0,335
|
1,000
|
3
|
0,121
|
0,054
|
0,162
|
2
|
0,132
|
0,059
|
0,177
|
0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей
Сибири и ДВ от культурных центров страны
|
0,068
|
2
|
0,306
|
0,021
|
0,504
|
3
|
0,087
|
0,006
|
0,143
|
1
|
0,607
|
0,041
|
1,000
|
0.3.2. Создать условия для реализации
конституционных прав граждан на свободу перемещения
|
0,016
|
3
|
0,129
|
0,002
|
0,198
|
2
|
0,218
|
0,003
|
0,334
|
1
|
0,653
|
0,010
|
1,000
|
0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для
большинства уровень железнодорожных тарифов
|
0,016
|
1
|
0,412
|
0,007
|
1,000
|
3
|
0,235
|
0,004
|
0,570
|
2
|
0,353
|
0,006
|
0,857
|
0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в
случае глобального вооруженного конфликта
|
0,027
|
1
|
0,779
|
0,021
|
1,000
|
3
|
0,086
|
0,002
|
0,110
|
2
|
0,135
|
0,004
|
0,173
|
0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств
в случае локального конфликта
|
0,015
|
1
|
0,57
|
0,009
|
1,000
|
3
|
0,125
|
0,002
|
0,219
|
2
|
0,305
|
0,005
|
0,535
|
0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и
промышленных объектов в случае конфликта
|
0,018
|
1
|
0,575
|
0,010
|
1,000
|
3
|
0,16
|
0,003
|
0,278
|
2
|
0,265
|
0,005
|
0,461
|
|
|
|
|
0,556
|
0,790
|
|
|
0,269
|
0,389
|
|
|
0,174
|
0,265
|
Табл. 2.7. Оценочная матрица альтернативных вариантов Саати
(индивидуальная)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,379
|
0,419
|
0,403
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,320
|
0,30
|
0,284
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,291
|
0,275
|
0,303
|
Табл. 2.8. Оценочная матрица альтернативных вариантов
Хуторецкого (индивидуальная)
Сценарии xj»Î X» Альтернативы xi’X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,694
|
0,771
|
0,731
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,59
|
0,545
|
0,558
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,536
|
0,504
|
0,548
|
Таблица 2.9 - Оценочная матрица альтернативных вариантов
(Коллективная, Саати)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,571
|
0,541
|
0,556
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,307
|
0,303
|
0,269
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,121
|
0,155
|
0,174
|
Таблица 2.10 - Оценочная матрица альтернативных вариантов
(Коллективная, Хуторецкий)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,809
|
0,875
|
0,790
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,418
|
0,530
|
0,389
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,196
|
0,292
|
0,265
|
3. Экономико-математическая
модель выбора стратегий
.1 Оценочная матрица альтернативных вариантов
Саати (индивидуальная)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,379
|
0,419
|
0,403
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,320
|
0,30
|
0,284
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,291
|
0,275
|
0,303
|
Максимальное правило Вальда (индивидуальная)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,379
|
0,419
|
0,403
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,320
|
0,30
|
0,284
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,291
|
0,275
|
0,303
|
U*=0,379;
Лучшей является стратегия 1
Максимальное правило Вальда (коллективная)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,571
|
0,541
|
0,556
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,307
|
0,303
|
0,269
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,121
|
0,155
|
0,174
|
U*=0,541;
Лучшая стратегия - 1
Правило Сэвиджа (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0
|
0
|
0
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,059
|
0,119
|
0,119
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,088
|
0,144
|
0,1
|
U*=0,144, следовательно 3 стратегия самая предпочтительная.
Правило Сэвиджа (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0
|
0
|
0
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0.264
|
0.238
|
0.287
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0.45
|
0.386
|
0.382
|
U*=0.287
Лучшая стратегия - 2
Правило максимакса
Индивидуальная оценка:
U*=0,419; лучшей является стратегия 1 - пассивная.
Коллективная оценка:
U*=0.571
Лучшая стратегия - 1
Правило Гурвица (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
mi
|
Mi
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,379
|
0,419
|
0,403
|
0,379
|
0,419
|
0,392
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,320
|
0,30
|
0,284
|
0,284
|
0,320
|
0,296
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,291
|
0,275
|
0,303
|
0,275
|
0,303
|
0,284
|
U*=0,392
Наиболее предпочтительной является стратегия 1 - агрессивная
Правило Гурвица (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
mi
|
Mi
|
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,571
|
0,541
|
0,556
|
0,541
|
0,571
|
0,551
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,307
|
0,303
|
0,269
|
0,269
|
0,307
|
0,281667
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,121
|
0,155
|
0,174
|
0,121
|
0,174
|
0,138667
|
U*=0,551
Лучшая стратегия - 1
Правило Лапласа (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,379
|
0,419
|
0,403
|
0,400
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,320
|
0,30
|
0,284
|
0,301
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,291
|
0,275
|
0,303
|
0,290
|
U*=0,400; Наиболее предпочтительной является стратегия 1 -
пассивная.
Правило Лапласа (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,571
|
0,541
|
0,556
|
0,556
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,307
|
0,303
|
0,269
|
0,293
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,121
|
0,155
|
0,174
|
0,15
|
U*=0,556
Лучшая стратегия - 1
Правило Байеса (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,379
|
0,419
|
0,403
|
0,404
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,320
|
0,30
|
0,284
|
0,303
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,291
|
0,275
|
0,303
|
0,284
|
Вероятность pi
|
0,3
|
0,54
|
0,16
|
|
U*=0,404; Лучшей является стратегия 1 - пассивная
Правило Байеса (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,571
|
0,541
|
0,556
|
0,566
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,307
|
0,303
|
0,269
|
0,302
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,121
|
0,155
|
0,174
|
0,130
|
Вероятность pi
|
0,789
|
0,101
|
0,109
|
|
U*=0,566
Лучшая стратегия - 1
3.2 Оценочная матрица альтернативных вариантов Хуторецкого
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,694
|
0,771
|
0,731
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,59
|
0,545
|
0,558
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,536
|
0,504
|
0,548
|
Максимальное правило Вальда (индивидуальная)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,694
|
0,771
|
0,731
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,59
|
0,545
|
0,558
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,536
|
0,504
|
0,548
|
U*=0,694;
Лучшей является стратегия 1
Максимальное правило Вальда (коллективная)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,781
|
0,622
|
0,637
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,426
|
0,784
|
0,766
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,627
|
0,446
|
0,499
|
U*=0,622; Лучшая стратегия - 1
Правило Сэвиджа (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0
|
0
|
0
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,104
|
0,226
|
0,173
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,158
|
0,267
|
0,183
|
U*=0,226, следовательно 2 стратегия самая предпочтительная.
Правило Сэвиджа (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0
|
0
|
0
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,391
|
0,345
|
0,401
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,613
|
0,583
|
0,525
|
U*=0,401
Лучшая стратегия - 2
Правило максимакса
Индивидуальная оценка:
U*=0,771; лучшей является стратегия 1 - пассивная.
Коллективная оценка:
U*=0,875;
Лучшая стратегия - 1
Правило Гурвица (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
mi
|
Mi
|
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,694
|
0,771
|
0,731
|
0,694
|
0,771
|
0,720
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,59
|
0,545
|
0,558
|
0,545
|
0,59
|
0,560
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,536
|
0,504
|
0,548
|
0,504
|
0,548
|
0,519
|
U*=0,720
Наиболее предпочтительной является стратегия 1 - агрессивная
Правило Гурвица (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
mi
|
Mi
|
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,809
|
0,875
|
0,79
|
0,79
|
0,875
|
0,818333
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,418
|
0,53
|
0,389
|
0,389
|
0,53
|
0,436
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,196
|
0,292
|
0,265
|
0,196
|
0,292
|
0,228
|
U*=0,818
Лучшая стратегия - 1
Правило Лапласа (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
|
К(Китай)
|
А(Америка)
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,694
|
0,771
|
0,731
|
0,732
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,59
|
0,545
|
0,558
|
0,564
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,536
|
0,504
|
0,548
|
0,529
|
U*=0,732; Наиболее предпочтительной является стратегия 1 -
пассивная.
Правило Лапласа (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,809
|
0,875
|
0,79
|
0,825
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,418
|
0,53
|
0,389
|
0,446
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,196
|
0,292
|
0,265
|
0,251
|
U*=0,825
Лучшая стратегия - 1
Правило Байеса (индивидуальная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,694
|
0,771
|
0,731
|
0,742
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,59
|
0,545
|
0,558
|
0,561
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,536
|
0,504
|
0,548
|
0,521
|
Вероятность pi
|
0,3
|
0,54
|
0,16
|
|
U*=0,742; Лучшей является стратегия 1 - пассивная
Правило Байеса (коллективная оценка)
Сценарии xj» X» Альтернативы
xi’ X’
|
x1» x2» x3»
|
|
|
К(Китай)
|
Я(Япония)
|
А(Америка)
|
|
x1’ - Транспортно-ориентированная
|
0,809
|
0,875
|
0,79
|
0,813
|
x2’ - Ресурсо-ориентированная
|
0,418
|
0,53
|
0,389
|
0,426
|
x3’ - Социально-ориентированная
|
0,196
|
0,292
|
0,265
|
0,213
|
Вероятность pi
|
0,789
|
0,101
|
0,109
|
|
U*=0,813
Лучшая стратегия - 1
Индивидуальная оценка
Адаптивные критерии
|
Альтернативы
|
|
I
|
II
|
III
|
Вальда
|
*
|
|
|
Максимакса
|
*
|
|
|
Сэвиджа
|
|
*
|
|
Гурвица (а=0,66)
|
*
|
|
|
Лапласа
|
*
|
|
|
Байеса
|
*
|
|
|
Коллективная оценка
Адаптивные критерии
|
Альтернативы
|
|
I
|
II
|
III
|
Вальда
|
*
|
|
|
Максимакса
|
*
|
|
|
Сэвиджа
|
|
*
|
|
Гурвица (а=0,66)
|
*
|
|
|
Лапласа
|
*
|
|
|
Байеса
|
*
|
|
|
4.
Оценка согласованности мнений экспертов
Согласованность мнений экспертов оценивается с помощью
коэффициента конкордации W, т.е. коэффициента множественной корреляции рангов
для группы, состоящей из n экспертов.
Таблица 4.1 - Согласованность экспертных оценок для подцелей
Эксперты
|
Подцели
|
Расчет
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
1
|
2
|
3
|
1
|
4
|
|
2
|
2
|
4
|
3
|
1
|
|
3
|
2
|
3
|
4
|
1
|
|
4
|
2
|
1
|
3
|
4
|
|
5
|
2
|
1
|
3
|
4
|
|
6
|
2
|
3
|
4
|
1
|
|
7
|
3
|
1
|
4
|
2
|
|
8
|
2
|
1
|
4
|
3
|
|
9
|
2
|
1
|
3
|
4
|
|
10
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
11
|
2
|
3
|
1
|
4
|
|
12
|
2
|
3
|
4
|
1
|
|
13
|
2
|
3
|
1
|
4
|
|
14
|
2
|
1
|
3
|
4
|
|
15
|
2
|
1
|
4
|
3
|
|
16
|
2
|
1
|
4
|
3
|
|
17
|
2
|
1
|
3
|
4
|
|
сумма рангов
|
38
|
36
|
54
|
52
|
45
|
отклонение суммы рангов от средней
|
-7
|
-9
|
9
|
7
|
0
|
квадраты отклонений
|
49
|
81
|
81
|
49
|
260
|
W= 0,179931;
Χ2факт= 9,176471
Χ2табл= 7,81
Так как наблюдаемое (расчетное) значение критерия c2оказалось выше табличного
(критического) - c2факт = 9,176471> c2таб = 7,81, то гипотеза об
отсутствии значимой связи между переменными (экспертными оценками) должна быть
отвергнута, и делается вывод о том, что существует неслучайная согласованность
мнений экспертов.
Таблица 4.2. Расширенная матрица для расчета коэффициента
конкордации для первой подцели
Эксперты
|
Подцели
|
Расчет
|
|
1
|
2
|
3
|
|
1
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
2
|
1
|
3
|
|
3
|
1
|
3
|
2
|
|
4
|
2
|
1
|
3
|
|
5
|
2
|
1
|
3
|
|
6
|
1
|
3
|
2
|
|
7
|
1
|
2
|
3
|
|
8
|
2
|
1
|
3
|
|
9
|
1
|
3
|
2
|
|
10
|
1
|
2
|
3
|
|
11
|
1
|
2
|
3
|
|
12
|
1
|
3
|
2
|
|
13
|
1
|
2
|
3
|
|
14
|
1
|
2
|
3
|
|
15
|
2
|
1
|
3
|
|
16
|
2
|
1
|
3
|
|
17
|
2
|
1
|
3
|
|
сумма рангов
|
25
|
33
|
50
|
36
|
отклонение суммы рангов от средней
|
-11
|
-3
|
14
|
0
|
квадраты отклонений
|
121
|
9
|
196
|
326
|
W=0,564014;
Χ2факт=19,17647
Χ2табл= 5,99
Так как χ2факт=19,17647> χ2табл= 5,99 отвергаем гипотезу об отсутствии связи
между экспертными оценками, существует неслучайная согласованность.
Таблица 4.3. Расширенная матрица для расчета коэффициента
конкордации для второй подцели
Эксперты
|
Подцели
|
Расчет
|
|
1
|
3
|
|
1
|
2
|
3
|
1
|
|
2
|
2
|
3
|
1
|
|
3
|
1
|
3
|
2
|
|
4
|
3
|
1
|
2
|
|
5
|
3
|
1
|
2
|
|
6
|
3
|
2
|
1
|
|
7
|
1
|
3
|
2
|
|
8
|
3
|
1
|
2
|
|
9
|
3
|
1
|
2
|
|
10
|
3
|
2
|
1
|
|
11
|
3
|
2
|
1
|
|
12
|
3
|
2
|
1
|
|
13
|
2
|
3
|
1
|
|
14
|
3
|
1
|
2
|
|
15
|
1
|
2
|
3
|
|
16
|
2
|
3
|
1
|
|
17
|
3
|
1
|
2
|
|
сумма рангов
|
42
|
36
|
30
|
36
|
отклонение суммы рангов от средней
|
6
|
0
|
-6
|
0
|
квадраты отклонений
|
36
|
0
|
36
|
72
|
W= 0,124567;
Χ2факт= 4,235294
Χ2табл= 5,99
Так как χ2факт= 4,235294< χ2табл= 5,99, то нет основания, отвергнуть гипотезу об
отсутствии связи между экспертными оценками, мнение не согласованно.
Таблица 4.4. Расширенная матрица для расчета коэффициента
конкордации для третьей подцели
Эксперты
|
Подцели
|
Расчет
|
|
1
|
2
|
3
|
|
1
|
2
|
1
|
3
|
|
2
|
1
|
3
|
2
|
|
3
|
1
|
2
|
3
|
|
4
|
1
|
3
|
2
|
|
5
|
1
|
3
|
2
|
|
6
|
1
|
3
|
2
|
|
7
|
3
|
2
|
1
|
|
8
|
2
|
1
|
3
|
|
9
|
1
|
3
|
2
|
|
10
|
1
|
3
|
2
|
|
11
|
1
|
2
|
3
|
|
12
|
1
|
3
|
2
|
|
13
|
1
|
3
|
2
|
|
14
|
1
|
3
|
2
|
|
15
|
2
|
1
|
3
|
|
16
|
2
|
3
|
1
|
|
17
|
1
|
3
|
2
|
|
сумма рангов
|
24
|
44
|
40
|
36
|
отклонение суммы рангов от средней
|
-12
|
8
|
4
|
0
|
квадраты отклонений
|
144
|
64
|
16
|
224
|
W= 0,387543;
Χ2факт= 13,17647
Χ2табл= 5,99
Так как χ2факт= 13,17647> χ2табл= 5,99 отвергаем гипотезу об отсутствии связи
между экспертными оценками, существует неслучайная согласованность.
Таблица 4.5. Расширенная матрица для расчета коэффициента
конкордации для четвертой подцели
Эксперты
|
Подцели
|
Расчет
|
|
1
|
2
|
3
|
|
1
|
2
|
1
|
3
|
|
2
|
1
|
3
|
2
|
|
3
|
2
|
1
|
3
|
|
4
|
3
|
1
|
2
|
|
5
|
3
|
1
|
2
|
|
6
|
1
|
3
|
2
|
|
7
|
3
|
1
|
2
|
|
8
|
3
|
1
|
2
|
|
9
|
1
|
3
|
2
|
|
10
|
1
|
2
|
3
|
|
11
|
1
|
2
|
3
|
|
12
|
2
|
1
|
3
|
|
13
|
2
|
3
|
1
|
|
14
|
3
|
1
|
2
|
|
15
|
2
|
1
|
3
|
|
16
|
1
|
3
|
2
|
|
17
|
2
|
3
|
1
|
|
сумма рангов
|
34
|
33
|
41
|
36
|
отклонение суммы рангов от средней
|
-2
|
-3
|
5
|
0
|
квадраты отклонений
|
4
|
9
|
25
|
38
|
матрица саати конкордация
W= 0,065744;
Χ2факт= 2,235294
Χ2табл= 5,99
Так как χ2факт= 2,235294< χ2табл= 5,99, то нет основания, отвергнуть гипотезу об
отсутствии связи между экспертными оценками, мнение не согласованно.
Вывод
По результатам оценки конкурирующих стратегий развития
железнодорожной сети России (восточнее Урала), полученных в данной работе,
можно сделать вывод, что предпочтительной стратегией развития железнодорожной
сети России (восточнее Урала) является стратегия I -
Транспортно-ориентированная.
Данный вывод является инструментальным и основывается на
проведенном в данной работе сравнении методом Хуторецкого (при трансформации
порядковых оценок в количественные) с методом Саати. Смысл полученного
результата состоит в том, что оба метода дают одинаковые результаты,
следовательно, выбор наиболее предпочтительной стратегии, выполненный в
процессе работы, является устойчивым.
Список литературы
1.
Кибалов Е.Б., Пахомова Г.Ф. Стратегический менеджмент; Учеб.пособие. -
Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2004. - 160 с.;
.
Системный анализ ожидаемой эффективности крупномасштабных инвестиционных
проектов на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Е.Б. Кибалов, С.В.
Минин, В.П. Нехорошков, Е.В. Нехоршков, Г.Ф. Пахомова, К.А. Пахомов, М.В.
Пятаев, С.В. Романкевич, А.Б. Хуторецкий. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа. 2007. -
156 с.