Проект оценки альтернативных стратегий развития железнодорожной сети России восточнее Урала

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    115,02 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проект оценки альтернативных стратегий развития железнодорожной сети России восточнее Урала

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проект оценки альтернативных стратегий развития железнодорожной сети России восточнее Урала


Задание


В данной работе изначально строим дерево целей, в котором определяем три уровня. В «корне» дерева определяется генеральная цель: «Создать к 2030 г. в Сибири и на Дальнем Востоке эффективную опорную железнодорожную сеть». На следующем уровне обозначаем четыре критерия (подцели):

политическая;

экономическая;

социальная;

военно-стратегическая.

Ранжирование критериев производится каждым из экспертов. Проставляется степень значимости каждого из представленных критериев для обозначений степени взаимосвязи. Наиболее важный критерий получает значение 1, менее предпочтительный - 2 и так далее в зависимости от их количества. Полученные данные вносятся в программу «ORDEX».

На следующем уровне определяем следующие подцели, приведенные на рисунке 1. Производим их ранжирование и заносим оценки каждого эксперта в программу ORDEX. В результате получаем весовые коэффициенты.

Используя полученные показатели, рассчитываем коэффициенты относительной важности по каждому сценарию:

·        Китай;

·        Япония;

·        Америка.

1.      Формирование дерева целей (W) и определение коэффициентов относительной важности (КОВ)


- Значение, которое получает самый важный критерий, 2 - менее важный и так далее в зависимости от их количества.

Сопоставительная таблица результатов личной и коллективной экспертиз дерева целей

Выбор 1 - Л.Э

0,03

0,06

0,02

0,07

0,24

0,13

0,09

0,03

0,05

0,15

0,04

0,08

Выбор 2 - К.Л.

0,055

0,021

0,004

0,129

0,182

0,448

0,068

0,016

0,016

0,027

0,015

0,018


Сравнение результатов индивидуальной и коллективной экспертиз

2.      Расчетные таблицы и формирование оценочной матрицы


Таблица 2.1. - Индивидуальная оценка (сценарий Китай)

Код подцели критериального среза

Коэффициент относительной важности

Оценки стратегий по их целевой эффективности



Стратегия 1

Стратегия 2

Стратегия 3



ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод






Хуторецкого




Хуторецкого




Хуторецкого

0.1.1. Обеспечить целостность России

0,03

2

0,30

0,018

0,54

3

0,16

0,009

0,29

1

0,54

0,03

1,00

0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик России

0,06

1

0,54

0,01

1,00

2

0,30

0,01

0,54

3

0,16

0,00

0,29

0.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР

0,02

1

0,54

0,016

1,00

2

0,30

0,01

0,54

3

0,16

0,01

0,29

0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг

0,07

1

0,54

0,04

1,00

2

0,30

0,02

0,54

3

0,16

0,01

0,29

0.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ

0,24

2

0,30

0,07

0,54

1

0,54

0,13

1,00

3

0,16

0,04

0,29

0.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ

0,13

2

0,30

0,04

0,54

1

0,54

0,07

1,00

3

0,16

0,02

0,29

0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны

0,09

2

0,30

0,03

0,54

3

0,16

0,01

0,29

1

0,54

0,05

1,00

0.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения

0,03

2

0,30

0,01

0,54

3

0,16

0,00

0,29

1

0,54

0,02

1,00

0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов

0,05

2

0,30

0,01

0,54

3

0,16

0,01

0,29

1

0,54

0,03

1,00

0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта

0,15

1

0,54

0,08

1,00

3

0,16

0,02

0,29

2

0,30

0,04

0,54

0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта

0,04

1

0,54

0,02

1,00

3

0,16

0,01

0,29

2

0,30

0,01

0,54

0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта

0,08

2

0,30

0,02

0,54

3

0,16

0,01

0,29

1

0,54

0,04

1,00





0,37

0,694



0,32

0,59



0,30

0,536
















Таблица 2.2. - Коллективная оценка (сценарий Китай)

Код подцели критериального среза

Коэффициенты относительной важности

Оценки стратегий по их целевой эффективности



Стратегия 1

Стратегия 2

Стратегия 3



ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод






Хуторецкого




Хуторецкого




Хуторецкого

0.1.1. Обеспечить целостность России

0,055

1

0,699

0,038

1,000

2

0,169

0,009

0,242

3

0,132

0,007

0,189

0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик России

0,021

2

0,378

0,008

0,792

1

0,477

0,010

1,000

3

0,145

0,003

0,304

0.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР

0,004

2

0,340

0,001

0,596

1

0,570

0,002

1,000

3

0,090

0,000

0,158

0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг

0,129

1

0,881

0,114

1,000

2

0,093

0,012

0,106

3

0,026

0,003

0,030

0.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ

0,182

2

0,146

0,027

0,176

1

0,828

0,151

1,000

3

0,026

0,005

0,031

0.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ

0,448

1

0,683

0,306

1,000

2

0,236

0,106

0,346

3

0,081

0,036

0,119

0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны

0,068

3

0,405

0,028

3

0,077

0,005

0,149

1

0,518

0,035

1,000

0.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения

0,016

2

0,077

0,001

0,086

3

0,032

0,001

0,036

1

0,891

0,014

1,000

0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов

0,016

1

0,487

0,008

1,000

3

0,063

0,001

0,129

2

0,450

0,007

0,924

0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта

0,027

1

0,696

0,019

1,000

2

0,183

0,005

0,263

3

0,121

0,003

0,174

0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта

0,015

1

0,888

0,013

1,000

2

0,063

0,001

0,071

3

0,049

0,001

0,055

0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта

0,018

1

0,448

0,008

1,000

3

0,231

0,004

0,516

2

0,321

0,006

0,717





0,571

0,809



0,307

0,418



0,121

0,196


Табл.2.3. - Индивидуальная оценка (сценарий Япония)

Код подцели критериального среза

Коэффициенты относительной важности

Оценки стратегий по их целевой эффективности



Стратегия 1

Стратегия 2

Стратегия 3



ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод






Хуторецкого




Хуторецкого




Хуторецкого

0.1.1. Обеспечить целостность России

0,03

1

0,54

0,016

1,00

3

0,160

0,005

0,30

2

0,296

0,009

0,55

0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик России

0,06

1

0,54

0,032

1,00

2

0,296

0,018

0,55

3

0,160

0,010

0,30

0.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР

0,02

2

0,29

0,006

0,53

1

0,544

0,011

1,00

3

0,160

0,003

0,29

0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг

0,07

1

0,54

0,038

1,00

2

0,296

0,021

0,55

3

0,160

0,011

0,30

0.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ

0,24

2

0,296

0,071

0,54

1

0,544

0,131

1,00

3

0,160

0,038

0,29

0.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ

0,13

1

0,544

0,071

1,00

3

0,160

0,021

0,29

2

0,296

0,038

0,54

0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны

0,09

2

0,296

0,027

0,54

3

0,160

0,014

0,29

1

0,544

0,049

1,00

0.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения

0,03

1

0,544

0,016

1,00

3

0,160

0,005

0,29

2

0,296

0,009

0,54

0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов

0,05

2

0,296

0,015

0,54

3

0,160

0,008

0,29

1

0,544

0,027

1,00

0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта

0,15

1

0,544

0,082

1,00

2

0,296

0,044

0,54

3

0,160

0,024

0,29

0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта

0,04

1

0,544

0,022

1,00

3

0,160

0,006

0,29

2

0,296

0,012

0,54

0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта

0,08

2

0,296

0,024

0,54

3

0,160

0,013

0,29

1

0,544

0,044

1,00





0,419

0,771



0,296

0,545



0,274

0,504















Табл.2.4. - Коллективная оценка (сценарий Япония)

Код подцели критериального среза

Коэффициенты относительной важности

Оценки стратегий по их целевой эффективности



Стратегия 1

Стратегия 2

Стратегия 3



ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод






Хуторецкого




Хуторецкого




Хуторецкого

0.1.1. Обеспечить целостность России

0,050

1

0,575

0,029

1,000

2

0,265

0,013

0,461

3

0,16

0,008

0,278

0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик России

0,021

1

0,504

0,011

1,000

2

0,308

0,006

0,611

3

0,188

0,004

0,373

0.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР

0,004

2

0,275

0,001

0,419

1

0,656

0,003

1,000

3

0,069

0,000

0,105

0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг

0,129

1

0,584

0,075

1,000

0,399

0,051

0,683

3

0,017

0,002

0,029

0.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ

0,182

3

0,218

0,040

0,422

1

0,517

0,094

1,000

2

0,265

0,048

0,513

0.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ

0,448

1

0,694

0,311

1,000

2

0,217

0,097

0,313

3

0,089

0,040

0,128

0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны

0,068

1

0,444

0,030

1,000

3

0,211

0,014

0,475

2

0,345

0,023

0,777

0.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения

0,016

2

0,291

0,005

0,608

3

0,23

0,004

0,480

1

0,479

0,008

1,000

0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов

0,016

2

0,356

0,006

0,925

3

0,259

0,004

0,673

1

0,385

0,006

1,000

0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта

0,027

1

0,578

0,016

1,000

2

0,242

0,007

0,419

3

0,18

0,005

0,311

0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта

0,015

1

0,66

0,010

1,000

3

0,153

0,002

0,232

2

0,187

0,003

0,283

0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта

0,018

2

0,306

0,006

0,789

2

0,306

0,006

0,789

1

0,388

0,007

1,000





0,538

0,875



0,302

0,530



0,154

0,292



Табл.2.5. - Индивидуальная оценка (сценарий Америка)

Код подцели критериального среза

Коэффициенты относительной важности

Оценки стратегий по их целевой эффективности



Стратегия 1

Стратегия 2

Стратегия 3



ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод






Хуторецкого




Хуторецкого




Хуторецкого

0.1.1. Обеспечить целостность России

0,03

3

0,16

0,005

0,29

1

0,544

0,016

1,00

2

0,296

0,009

0,54

0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик России

0,06

2

0,296

0,018

0,54

3

0,16

0,010

0,29

1

0,544

0,033

1,00

0.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР

0,02

1

0,544

0,011

1,00

2

0,296

0,006

0,54

3

0,16

0,003

0,29

0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг

0,07

1

0,544

0,038

1,00

2

0,269

0,019

0,49

3

0,16

0,011

0,29

0.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ

0,24

3

0,16

0,038

0,29

1

0,544

0,131

1,00

2

0,296

0,071

0,54

0.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ

0,13

1

0,544

0,071

1,00

3

0,16

0,021

0,29

2

0,296

0,038

0,54

0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны

0,09

2

0,296

0,027

0,54

3

0,16

0,014

0,29

1

0,544

0,049

1,00

0.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения

0,03

2

0,296

0,009

1,00

3

0,16

0,005

0,54

1

0,296

0,009

1,00

0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов

0,05

1

0,544

0,027

1,00

2

0,296

0,015

0,54

3

0,16

0,008

0,29

0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта

0,15

1

0,544

0,082

1,00

2

0,296

0,044

0,54

3

0,16

0,024

0,29

0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта

0,04

1

0,544

0,022

1,00

3

0,16

0,006

0,29

2

0,296

0,012

0,54

0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта

0,08

1

0,544

0,044

1,00

3

0,16

0,013

0,29

2

0,296

0,024

0,54





0,39

0,731



0,300

0,558



0,291

0,548

















Табл.2.6. - Коллективная оценка (сценарий Америка)

Код подцели критериального среза

Коэффициенты относительной важности

Оценки стратегий по их целевой эффективности



Стратегия 1

Стратегия 2

Стратегия 3



ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод

ранг

ordex

Метод Саати

Метод






Хуторецкого




Хуторецкого




Хуторецкого

0.1.1. Обеспечить целостность России

0,055

1

0,505

0,028

1,000

2

0,022

0,788

3

0,097

0,005

0,192

0.1.2. Обеспечить независимость внешней политик России

0,021

1

0,444

0,009

1,000

2

0,345

0,007

0,777

3

0,211

0,004

0,475

0.1.3. Обеспечить вхождение России в число стран-лидеров АТР

0,004

3

0,243

0,001

0,475

1

0,512

0,002

1,000

2

0,245

0,001

0,479

0.2.1. Изменить конфигурацию мировых рынков транспортных услуг

0,129

1

0,754

0,097

1,000

2

0,21

0,027

0,279

3

0,036

0,005

0,048

0.2.2. Обеспечить доступность природных ресурсов Сибири и ДВ

0,182

3

0,091

0,017

0,121

1

0,75

0,137

1,000

2

0,159

0,029

0,212

0.2.3. Обеспечить рентабельный международный транзит через Сибирь и ДВ

0,448

1

0,747

0,335

1,000

3

0,121

0,054

0,162

2

0,132

0,059

0,177

0.3.1. Ликвидировать оторванность жителей Сибири и ДВ от культурных центров страны

0,068

2

0,306

0,021

0,504

3

0,087

0,006

0,143

1

0,607

0,041

1,000

0.3.2. Создать условия для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения

0,016

3

0,129

0,002

0,198

2

0,218

0,003

0,334

1

0,653

0,010

1,000

0.3.3. Обеспечить социально приемлемлемый для большинства уровень железнодорожных тарифов

0,016

1

0,412

0,007

1,000

3

0,235

0,004

0,570

2

0,353

0,006

0,857

0.4.1. Обеспечить развертывания сил и средств в случае глобального вооруженного конфликта

0,027

1

0,779

0,021

1,000

3

0,086

0,002

0,110

2

0,135

0,004

0,173

0.4.2. Обеспечить передислокацию сил и средств в случае локального конфликта

0,015

1

0,57

0,009

1,000

3

0,125

0,002

0,219

2

0,305

0,005

0,535

0.4.3. Обеспечить рассредоточение населения и промышленных объектов в случае конфликта

0,018

1

0,575

0,010

1,000

3

0,16

0,003

0,278

2

0,265

0,005

0,461





0,556

0,790



0,269

0,389



0,174

0,265



Табл. 2.7. Оценочная матрица альтернативных вариантов Саати (индивидуальная)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,379

0,419

0,403

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,320

0,30

0,284

x3’ - Социально-ориентированная

0,291

0,275

0,303

Табл. 2.8. Оценочная матрица альтернативных вариантов Хуторецкого (индивидуальная)

Сценарии xj»Î X» Альтернативы xi’X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,694

0,771

0,731

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,59

0,545

0,558

x3’ - Социально-ориентированная

0,536

0,504

0,548

Таблица 2.9 - Оценочная матрица альтернативных вариантов (Коллективная, Саати)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,571

0,541

0,556

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,307

0,303

0,269

x3’ - Социально-ориентированная

0,121

0,155

0,174


Таблица 2.10 - Оценочная матрица альтернативных вариантов (Коллективная, Хуторецкий)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,809

0,875

0,790

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,418

0,530

0,389

x3’ - Социально-ориентированная

0,196

0,292

0,265



3.      Экономико-математическая модель выбора стратегий

.1 Оценочная матрица альтернативных вариантов Саати (индивидуальная)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,379

0,419

0,403

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,320

0,30

0,284

x3’ - Социально-ориентированная

0,291

0,275

0,303


Максимальное правило Вальда (индивидуальная)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,379

0,419

0,403

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,320

0,30

0,284

x3’ - Социально-ориентированная

0,291

0,275

0,303



U*=0,379;

Лучшей является стратегия 1

Максимальное правило Вальда (коллективная)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,571

0,541

0,556

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,307

0,303

0,269

x3’ - Социально-ориентированная

0,121

0,155

0,174




U*=0,541;

Лучшая стратегия - 1

Правило Сэвиджа (индивидуальная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0

0

0

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,059

0,119

0,119

x3’ - Социально-ориентированная

0,088

0,144

0,1



U*=0,144, следовательно 3 стратегия самая предпочтительная.

Правило Сэвиджа (коллективная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0

0

0

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0.264

0.238

0.287

x3’ - Социально-ориентированная

0.45

0.386

0.382


U*=0.287

Лучшая стратегия - 2

Правило максимакса

Индивидуальная оценка:

U*=0,419; лучшей является стратегия 1 - пассивная.

Коллективная оценка:

U*=0.571

Лучшая стратегия - 1

Правило Гурвица (индивидуальная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»

 mi

 Mi


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

 

 

 

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,379

0,419

0,403

0,379

0,419

0,392

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,320

0,30

0,284

0,284

0,320

0,296

x3’ - Социально-ориентированная

0,291

0,275

0,303

0,275

0,303

0,284

U*=0,392

Наиболее предпочтительной является стратегия 1 - агрессивная

Правило Гурвица (коллективная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»

 mi

 Mi


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

 

 

 

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,571

0,541

0,556

0,541

0,571

0,551

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,307

0,303

0,269

0,269

0,307

0,281667

x3’ - Социально-ориентированная

0,121

0,155

0,174

0,121

0,174

0,138667


U*=0,551

Лучшая стратегия - 1

Правило Лапласа (индивидуальная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»



К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,379

0,419

0,403

0,400

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,320

0,30

0,284

0,301

x3’ - Социально-ориентированная

0,291

0,275

0,303

0,290



U*=0,400; Наиболее предпочтительной является стратегия 1 - пассивная.

Правило Лапласа (коллективная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»



К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,571

0,541

0,556

0,556

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,307

0,303

0,269

0,293

x3’ - Социально-ориентированная

0,121

0,155

0,174

0,15


U*=0,556

Лучшая стратегия - 1

Правило Байеса (индивидуальная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»



К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,379

0,419

0,403

0,404

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,320

0,30

0,284

0,303

x3’ - Социально-ориентированная

0,291

0,275

0,303

0,284

Вероятность pi

0,3

0,54

0,16




U*=0,404; Лучшей является стратегия 1 - пассивная

Правило Байеса (коллективная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»



К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,571

0,541

0,556

0,566

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,307

0,303

0,269

0,302

x3’ - Социально-ориентированная

0,121

0,155

0,174

0,130

Вероятность pi

0,789

0,101

0,109



U*=0,566

Лучшая стратегия - 1

3.2 Оценочная матрица альтернативных вариантов Хуторецкого

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,694

0,771

0,731

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,59

0,545

0,558

x3’ - Социально-ориентированная

0,536

0,504

0,548

Максимальное правило Вальда (индивидуальная)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,694

0,771

0,731

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,59

0,545

0,558

x3’ - Социально-ориентированная

0,536

0,504

0,548



U*=0,694;

Лучшей является стратегия 1

Максимальное правило Вальда (коллективная)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,781

0,622

0,637

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,426

0,784

0,766

x3’ - Социально-ориентированная

0,627

0,446

0,499



U*=0,622; Лучшая стратегия - 1

Правило Сэвиджа (индивидуальная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0

0

0

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,104

0,226

0,173

x3’ - Социально-ориентированная

0,158

0,267

0,183




U*=0,226, следовательно 2 стратегия самая предпочтительная.

Правило Сэвиджа (коллективная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0

0

0

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,391

0,345

0,401

x3’ - Социально-ориентированная

0,613

0,583

0,525


U*=0,401

Лучшая стратегия - 2

Правило максимакса

Индивидуальная оценка:

U*=0,771; лучшей является стратегия 1 - пассивная.

Коллективная оценка:

U*=0,875;

Лучшая стратегия - 1

Правило Гурвица (индивидуальная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»

mi

Mi


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

 

 

 

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,694

0,771

0,731

0,694

0,771

0,720

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,59

0,545

0,558

0,545

0,59

0,560

x3’ - Социально-ориентированная

0,536

0,504

0,548

0,504

0,548

0,519





U*=0,720

Наиболее предпочтительной является стратегия 1 - агрессивная

Правило Гурвица (коллективная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»

 mi

 Mi


К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

 

 

 

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,809

0,875

0,79

0,79

0,875

0,818333

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,418

0,53

0,389

0,389

0,53

0,436

x3’ - Социально-ориентированная

0,196

0,292

0,265

0,196

0,292

0,228


U*=0,818

Лучшая стратегия - 1

Правило Лапласа (индивидуальная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»



К(Китай)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,694

0,771

0,731

0,732

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,59

0,545

0,558

0,564

x3’ - Социально-ориентированная

0,536

0,504

0,548

0,529



U*=0,732; Наиболее предпочтительной является стратегия 1 - пассивная.

Правило Лапласа (коллективная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»



К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,809

0,875

0,79

0,825

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,418

0,53

0,389

0,446

x3’ - Социально-ориентированная

0,196

0,292

0,265

0,251


U*=0,825

Лучшая стратегия - 1

Правило Байеса (индивидуальная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»



К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,694

0,771

0,731

0,742

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,59

0,545

0,558

0,561

x3’ - Социально-ориентированная

0,536

0,504

0,548

0,521

Вероятность pi

0,3

0,54

0,16




U*=0,742; Лучшей является стратегия 1 - пассивная

Правило Байеса (коллективная оценка)

Сценарии xj» X» Альтернативы xi’ X’

x1» x2» x3»



К(Китай)

Я(Япония)

А(Америка)

x1’ - Транспортно-ориентированная

0,809

0,875

0,79

0,813

x2’ - Ресурсо-ориентированная

0,418

0,53

0,389

0,426

x3’ - Социально-ориентированная

0,196

0,292

0,265

0,213

Вероятность pi

0,789

0,101

0,109



U*=0,813

Лучшая стратегия - 1

Индивидуальная оценка

Адаптивные критерии

Альтернативы


I

II

III

Вальда

*



Максимакса

*



Сэвиджа


*


Гурвица (а=0,66)

*



Лапласа

*



Байеса

*




Коллективная оценка

Адаптивные критерии

Альтернативы


I

II

III

Вальда

*



Максимакса

*



Сэвиджа


*


Гурвица (а=0,66)

*



Лапласа

*



Байеса

*






4. Оценка согласованности мнений экспертов


Согласованность мнений экспертов оценивается с помощью коэффициента конкордации W, т.е. коэффициента множественной корреляции рангов для группы, состоящей из n экспертов.

Таблица 4.1 - Согласованность экспертных оценок для подцелей

Эксперты

Подцели

Расчет


1

2

3

4


1

2

3

1

4


2

2

4

3

1


3

2

3

4

1


4

2

1

3

4


5

2

1

3

4


6

2

3

4

1


7

3

1

4

2


8

2

1

4

3


9

2

1

3

4


10

4

3

2

1


11

2

3

1

4


12

2

3

4

1


13

2

3

1

4


14

2

1

3

4


15

2

1

4

3


16

2

1

4

3


17

2

1

3

4


сумма рангов

38

36

54

52

45

отклонение суммы рангов от средней

-7

-9

9

7

0

квадраты отклонений

49

81

81

49

260


W= 0,179931;

Χ2факт= 9,176471

Χ2табл= 7,81

Так как наблюдаемое (расчетное) значение критерия c2оказалось выше табличного (критического) - c2факт = 9,176471> c2таб = 7,81, то гипотеза об отсутствии значимой связи между переменными (экспертными оценками) должна быть отвергнута, и делается вывод о том, что существует неслучайная согласованность мнений экспертов.

Таблица 4.2. Расширенная матрица для расчета коэффициента конкордации для первой подцели

Эксперты

Подцели

Расчет


1

2

3


1

1

2

3


2

2

1

3


3

1

3

2


4

2

1

3


5

2

1

3


6

1

3

2


7

1

2

3


8

2

1

3


9

1

3

2


10

1

2

3


11

1

2

3


12

1

3

2


13

1

2

3


14

1

2

3


15

2

1

3


16

2

1

3


17

2

1

3


сумма рангов

25

33

50

36

отклонение суммы рангов от средней

-11

-3

14

0

квадраты отклонений

121

9

196

326

W=0,564014;

Χ2факт=19,17647

Χ2табл= 5,99

Так как χ2факт=19,17647> χ2табл= 5,99 отвергаем гипотезу об отсутствии связи между экспертными оценками, существует неслучайная согласованность.

Таблица 4.3. Расширенная матрица для расчета коэффициента конкордации для второй подцели

Эксперты

Подцели

Расчет


1

3


1

2

3

1


2

2

3

1


3

1

3

2


4

3

1

2


5

3

1

2


6

3

2

1


7

1

3

2


8

3

1

2


9

3

1

2


10

3

2

1


11

3

2

1


12

3

2

1


13

2

3

1


14

3

1

2


15

1

2

3


16

2

3

1


17

3

1

2


сумма рангов

42

36

30

36

отклонение суммы рангов от средней

6

0

-6

0

квадраты отклонений

36

0

36

72

W= 0,124567;

Χ2факт= 4,235294

Χ2табл= 5,99

Так как χ2факт= 4,235294< χ2табл= 5,99, то нет основания, отвергнуть гипотезу об отсутствии связи между экспертными оценками, мнение не согласованно.


Таблица 4.4. Расширенная матрица для расчета коэффициента конкордации для третьей подцели

Эксперты

Подцели

Расчет


1

2

3


1

2

1

3


2

1

3

2


3

1

2

3


4

1

3

2


5

1

3

2


6

1

3

2


7

3

2

1


8

2

1

3


9

1

3

2


10

1

3

2


11

1

2

3


12

1

3

2


13

1

3

2


14

1

3

2


15

2

1

3


16

2

3

1


17

1

3

2


сумма рангов

24

44

40

36

отклонение суммы рангов от средней

-12

8

4

0

квадраты отклонений

144

64

16

224

W= 0,387543;

Χ2факт= 13,17647

Χ2табл= 5,99

Так как χ2факт= 13,17647> χ2табл= 5,99 отвергаем гипотезу об отсутствии связи между экспертными оценками, существует неслучайная согласованность.


Таблица 4.5. Расширенная матрица для расчета коэффициента конкордации для четвертой подцели

Эксперты

Подцели

Расчет


1

2

3


1

2

1

3


2

1

3

2


3

2

1

3


4

3

1

2


5

3

1

2


6

1

3

2


7

3

1

2


8

3

1

2


9

1

3

2


10

1

2

3


11

1

2

3


12

2

1

3


13

2

3

1


14

3

1

2


15

2

1

3


16

1

3

2


17

2

3

1


сумма рангов

34

33

41

36

отклонение суммы рангов от средней

-2

-3

5

0

квадраты отклонений

4

9

25

38

матрица саати конкордация

W= 0,065744;

Χ2факт= 2,235294

Χ2табл= 5,99

Так как χ2факт= 2,235294< χ2табл= 5,99, то нет основания, отвергнуть гипотезу об отсутствии связи между экспертными оценками, мнение не согласованно.


Вывод

По результатам оценки конкурирующих стратегий развития железнодорожной сети России (восточнее Урала), полученных в данной работе, можно сделать вывод, что предпочтительной стратегией развития железнодорожной сети России (восточнее Урала) является стратегия I - Транспортно-ориентированная.

Данный вывод является инструментальным и основывается на проведенном в данной работе сравнении методом Хуторецкого (при трансформации порядковых оценок в количественные) с методом Саати. Смысл полученного результата состоит в том, что оба метода дают одинаковые результаты, следовательно, выбор наиболее предпочтительной стратегии, выполненный в процессе работы, является устойчивым.


Список литературы

1. Кибалов Е.Б., Пахомова Г.Ф. Стратегический менеджмент; Учеб.пособие. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2004. - 160 с.;

. Системный анализ ожидаемой эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Е.Б. Кибалов, С.В. Минин, В.П. Нехорошков, Е.В. Нехоршков, Г.Ф. Пахомова, К.А. Пахомов, М.В. Пятаев, С.В. Романкевич, А.Б. Хуторецкий. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа. 2007. - 156 с.

Похожие работы на - Проект оценки альтернативных стратегий развития железнодорожной сети России восточнее Урала

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!