Моделирование основных принципов построения художественного мира британских романов-антиутопий
Оглавление
Глава 1. Определение антиутопии и ее особенности
Глава 2. Исследование художественного мира романов «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла
2.1 Основные мотивы и особенности лексики романа-антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир»
2.2 Основные мотивы и особенности лексики романа-антиутопии Дж. Оруэлла «1984»
2.3 Анализ ключевых слов романа О. Хаксли «О дивный новый мир»
2.4 Анализ ключевых слов романа Дж. Оруэлла «1984»
2.5 Сравнение и обобщение ключевых слов романов-антиутопий и воссоздание художественного мира романов антиутопий
Глава 3. Разработка веб-приложения
3.1 Создание базы данных
3.2 Создание приложения
Заключение
Список источников
Список литературы
Приложения
Глава 1. Определение антиутопии и ее особенности
Антиутопия в одном из словарей по философии определяется следующим образом: «Антиутопия - в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям. Искаженная, перевернутая утопия иногда называется также «дистопией» (dystopia); этот термин может обозначать и представление, что какое-то имеющееся, весьма несовершенное общество и является как раз осуществлением самых высоких социальных мечтаний».
Возникшая как противоречивый утопии жанр, антиутопия проникла в мировую литературу и получила широкое распространение.
И.Д. Тузовский сравнивает футурологический прогноз как «настоящее в будущем» и антиутопический прогноз как критики существующего проекта будущего. Оба вида прогноза автор относит к авторитарным, то есть к периферии научного и иррационального подхода к прогнозированию, определяя их как авторскую оценку настоящего и выстраивание на основе собственных наблюдений вероятное будущее. Отличие данных прогнозов в том, что в антиутопичном будущем тенденции настоящего доводятся до логического конца, при этом автор жестко критикует такое будущее, а футурологический прогноз может быть как положительным, так и отрицательным. И. Д. Тузовский называет следующие черты атиутопии:
.всевластие государства,
2.подавление личности,
.идеологизированность социального бытия,
.применение отрицательных инструментов управления человеческим социумом: насилия, лжи и пр.
Основным мотивом социальной реальности антиутопии исследователь называет триаду «социальное счастье - социальная стабильность - власть вождя или численно ограниченной элиты». На основе этих идей образуется идеологическое пространство антиутопии. Социальная стабильность представляет собой унификацию общества и ограничение потенциалов роста. Главной функцией вождя И.Д. Тузовский называет символизацию социальной и политической действительности. Таким образом, вождь - это не только управитель, но и социальный идеал, символ социальной стабильности и государственности.
Технологический прогресс, по мнению И.Д. Тузовского, в антиутопиях невозможен, так как это может нарушить социальную стабильность.
Религиозные мотивы направлены на сакрализацию вождя и формирование идеологии. Формируется новая религия. Для антиутопии также важна концепция обожествления человечества.
Далее исследователь определяет черты идеального человека антиутопии:
.Управляемость (глупость, преданность и энтузиазм, работоспособность и трудолюбие);
2.Экономическая функциональность (человек как трудовой ресурс, как собственно ресурс, как потребитель)
.Деперсонификация, унификация человеческого рода (человек - часть единого целого).
Несмотря на деструктуризацию общества и всеобщего равенства, в антиутопии можно выделить элиту и простых людей.
В гендерном плане отмечается главенствующая роль мужчин. Акцент физических отношений между полами смещается в сторону внутреннего эмоционального конфликта.
Пожилые персонажи часто служат для связи современности и доантиутопичных времен, порождая, таким образом, у героя тягу к изменению настоящего строя.
Институт семьи обычно разрушается вследствие социально-политических причин и утраты функциональности.
И.Д. Тузовский также отмечает: «Личность поддерживает социальный порядок, социальный порядок позволяет выжить только той личности, которая его поддерживает - так образуется, по выражению эллинов, «дурная бесконечность» логического и социально-исторического кольца». Так, одной из главных тем антиутопии является несвобода. Эта несвобода поддерживается различными видами контроля (специальные органы, технологические средства, деларотативная активность населения, психологический контроль). Несвобода направлена на исключение возможности преступления.
Важен для антиутопии мотив преобразования мира - людям будущего кажутся странными обыденные действия «мира древних».
Для антиутопий характерен новояз - особенное лингвистическое явление. По определению И.Д. Тузовского, новояз - это «специальная терминология, созданная автором, семантически измененная терминология современного мира, обретающая в антиутопии новое значение и языковые концепции антиутопического языка».
Д.В. Константинов исследует вопрос о сущности человека, взаимоотношения человека и культуры и вслед за Г. Марселем называет стремление быть онтологической потребностью, без которой человек оставался бы человеком только биологически. Антиутопия, как пишет Д.В. Константинов, характеризуется отсутствием этой потребности, что называется антропологической катастрофой, то есть такое состояние культуры, когда она препятствует человеку быть человеком.
Основные особенности антиутопии по определению Б. А. Ланина:
.Спор с утопией и утопическим замыслом;
2.Псевдокарнавал, основанный на абсолютном страхе (в сравнении с карнавалом, описанным М. Бахтиным, который основывается на амбивалентном смехе). Именно страх, по мнению Б. А. Ланина, создает антиутопический мир и порождает атмосферу доносительства.
.Карнавальные элементы (пространственная модель, театрализация действие, избрание «шутовского короля»);
.Эксцентричность героя (закон аттракциона);
.Ритуализация жизни (конфликт основан на отказе героя от своей роли в ритуале);
.Чувственность и скабрезность (приватизация интимной сферы - целомудрие героя; антропоцентричность; основной конфликт антиутопии - конфликт социальной среды и личности);
.Аллегоричность;
.Невозможность не сравнения утопии и антиутопии (антиутопия часто создается из противостояния двух утопий; повествование, действие - черты антиутопии, описание - утопии);
.Жанровые черты научной фантастики, но большая реалистичность.
.Трансформации временных структур (статичность времени приводит к необходимости расшатывания его - ко взгляду в будущее)
.Ограниченное пространство (мнимое интимное пространство сакральное надличностное [государственное] пространство);
.Атмосфера страха (садизм тоталитарной власти, садо-мазохизм социума);
.Матрешечная модель повествования (рассказ о рассказе).
Э. Фромм приводит главный вопрос, который объединяет три «классические» антиутопии: «…может ли человеческое естество быть изменено настолько, что человек забудет о своем стремлении к свободе, достоинству, честности, любви - словом, может ли человек забыть о том, что он человек?» Кроме того, автор статьи утверждает, что отправной точкой антиутопии является положение, что «…человеку свойственно сильное стремление к любви, к справедливости, к правде, к солидарности ... Фактически, они <авторы антиутопий> подтверждают силу и настойчивость этих человеческих стремлений описанием самих средств, которые они <авторы антиутопий> представляют как необходимые к уничтожению.
лексика хаксли оруэлл антиутопия
Глава 2. Исследование художественного мира романов «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла
2.1 Основные мотивы и особенности лексики романа-антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир»
Роман О. Хаксли «О дивный новый мир» (год написания - 1931) представляет собой сатиру на общество потребления и ожидаемое будущее. Данная антиутопия создавалась как полемический ответ на утопическую модель идеального общества Г. Уэллса («Люди как боги») .
Дивный новый мир - это бездушный рай, где люди беспрекословно подчиняются вождю, не нарушают порядок вещей и считают принадлежность к той или иной касте судьбой. Хаксли пишет в «Острове»: «Both of us victims of the same twentieth-century plague, Not the Black Death, this time; the Gray Life». Девиз современного общества звучит так: «Community, Identity, Stability» («Общность, Одинаковость, Стабильность»).
В центре повествования находится альфа-плюсовик Бернард, специалист-гипнопед, работающий в «Центральнолондонском инкубатории и воспитательном центре» («Central London hatchery and conditioning centre»).
Время и место, где разворачивается действие романа, Лондон приблизительно XXVI века (2541 г.).
С появлением модели автомобиля «Форд Т» (1908 г.) началась новая эра: Генри Форд, как создатель автомобиля, становится богом потребительского общества, люди вместо креста делают у себя на груди знак Т.
Мировая власть принадлежит десяти Главноуправителям, распределенным по разным частям света. Лондон находится в Западной Европе, где Главноуправитель (Controller), или Его Фордейшество (His fordship), - Мустафа Монд.
Исключен институт семьи, слова «мать» и «отец» воспринимаются как ругательства и вызывают смех. Введено производство людей в инкубаториях по методу бокановскизации (биологической унификации, Bokanovsky Group), при этом проводятся исследования сокращения времени их производства. Общество поделено на 5 каст, названия которых - 5 первых букв греческого алфавита: альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон. Касты различаются физическим и умственным развитием и производятся по разным планам. У каждой касты свой цвет и тип работы. Кастовая система поддерживается гипнопедией, что является этапом производства человека.
Развитие в техническом плане достигло значительной высоты, вследствие чего человек в принципе может не работать вообще, но это ему необходимо, чтобы занять свободное время. Потребление - суть жизни каждого человека.
В именах героев романа прослеживаются параллели с реальными личностями, так или иначе повлиявшими на создание дивного нового мира: Бернард Маркс (Бернард Шоу и Карл Маркс), Ленайна Краун (Владимир Ленин), Бенито Гувер (Бенито Муссолини и Герберт Гувер), Полли Троцкая (Лев Троцкий) и другие.
Другие важные детали нового государства:
.Сома (soma) (особый наркотик, с помощью которого решаются все психологические проблемы; выдается на работе ежедневно);
2.Директор (Director, D. H. C.) (директор инкубатория; настоящее имя - Томас, Томасик (Thomas, Thomakin));
.Резервация/заповедник (Savage Reservation) (места, окруженные высоковольтным проволочным ограждением, где нет цивилизации);
.Гипнопедия (hypnopædia) (повторение общих фраз спящему ребенку с целью запоминания им информации; инструмент интеллектуального развития, обучения важным принципам современного общества);
.Вертоплан (helicopter) (средство передвижения);
.ЗБС, заменитель бурной страсти (Violent Passion Surrogate);
.Кровезаменитель (blood-surrogate);
.Архипеснослов (Arch-Community-Songster);
.Предопределитель (Predestinator);
.Директриса (Head Mistress);
.Зал раскупорки (Decanting Room);
.Питомник (Nurseries);
13.«Orgy-porgy, Ford and fun» - песня
.Solidarity Services and Fords Day;
15.Хранитель резервации (Warden of the Reservation)
.Elementary Class Consciousness, Elementary Sex (часть обучения)
.The scent organ
При изучении литературы по художественному миру О. Хаксли и «О дивный новый мир» было обнаружено, что большинство критиков исследуемого романа подчеркивают темы потребительского общества, стабильности, мнимого счастья и истины, тотального контроля, отчуждения, отсутствия человеческого в человеке (автоматизированность и одинаковость, деформация семьи и любви).
Ферчоу утверждает, что в романе описывается американское будущее.
Г. Анджапаридзе пишет: «Хаксли создал, так сказать, универсальную антиутопию - одновременно антибуржуазную и антисоциалистическую, антитехнократическую и антируссоистскую (ведь дикарское общество, сохранившееся в резервациях, тоже ужасно!), антиколлективистскую и антииндивидуалистическую. Недаром в романе мелькает мешанина самых разных имен (или производных от них) - Форда, Ротшильда, Маркса, Ленина, Троцкого, Мальтуса, Дарвина и многих других».
David Pearce выделяет следующие идеи в романе:
.Застой («Stasis»);
2.Имбецильность («Imbecility»);
3.Аморальность («Amorality»);
4.Ложное счастье («False happiness»);
5.Тоталитаризм («Totalitarian»);
6.Антропоцентричность («Anthropocentric»);
7.Кастовость («Caste-bound»);
8.Обывательщина («Philistine»);
9.Неправильное положение дел («Things go wrong»);
.Потребительство («Consumerist»);
11.Нет любви («Loveless»).
В учебных пособиях от Total Class Notes и SparkNotes рассматриваются схожие темы:
.Ориентированный на потребителя современный мир;
2.Технологии и их использование для управления обществом;
.Несовместимость счастья и истины;
.Проблема чрезмерной власти правительства.
Отдельно в руководстве SparkNotes описаны важные мотивы романа:
.«Pneumatic» для описания стульев и тела Ленайны как средство для унижения человеческой сексуальности до уровня товара;
2.«Ford, «My Ford,» «Year of Our Ford,» etc.»: Иисус Христос заменен на Генри Форда, что показывает замену религии на почитание технологий.
.Отчужденность («Alienation»);
4.Секс: Джон из древнего мира хочет любви, а Ленайна из нового мира - плотского удовлетворения.
.Шекспир как контраст к новому миру.
.Сома, используемая для мгновенного удовлетворения, как средство контроля общества.
Цвет в романе служит как кастовый классификатор: альфы - серый, бета - темно-красный (Mulberry-coloured), гаммы - зеленый, дельты - хаки, эпсилоны - черный.
Д.В. Константинов называет следующие черты антиутопии, которые отражены в «О дивном новом мире»:
.Препятствие свободному становлению человеческого в человеке, ограждение человека от объектов, способных привести его к живой мысли. Человек становится человекоподобным роботом. Будущее существует без человека.
2.Система запретов и регламентов, сопровождающаяся строгим контролем их исполнения и другими механизмами контроля сознания (гипнотерапия); у Хаксли насилие не является достаточно эффективным средством контроля.
.Картина развитой в научно-техническом отношении цивилизации со специфическим положением науки: представляется, что большую роль играют естественные или технические науки, имеющие прикладное значение, которые не позволено брать под сомнение, а развитие гуманитарных наук сдерживается.
.Существует ряд сфер духовной культуры, лишенных прагматической направленности и практически полностью исключенных из жизни человека. Это, например, искусство, которое, сохраняя свою внешнюю форму, относится к набору развлечений.
.Тотальный контроль сексуальной сферы жизни (у Хаксли это не так очевидно), отсутствие любви.
.Посредством языка человека лишают дополнительного знания.
.Идеология потребления: человек сводится к тому, что он потребляет.
.Досуг ориентирован на потребление и строго регламентирован, обязателен, является средством достижения идентичности и отсутствия времени на размышления и обдуманные действия.
.Уединение презирается.
.Противопоставление «высокой» и «низкой» культуры.
Д. Келлнер говорит о языке как об особом способе воздействия на мышление человека (бессознательно воспроизводимые фразы) - в результате человек становится бездумным механизмом.
R. Paden видит в романе дихотомию между «высокой» и «низкой» культурой: первая предполагает рождение в человеке человеческого, вторая - культура тотального потребления, превращающая человека в бездумный механизм. «Высокая» культура пресекается и уничтожается властью, происходит девальвация культуры.
Р. Гехлхауз говорит, что состояния стабильности общество может достичь только при гибели природы и потери индивидуальности, эмоций, дегуманизации человека.
И.Д. Тузовский приводит подробное исследование антиутопий в общем и «О дивного нового мира» Хаксли в частности как одной из трех «классических» антиутопий. В главе 1 описаны его основные положения. Кроме того, автор говорит о стирании прошлого с сохранением лишь отрывочных знаний, о схожести модели общества Хаксли и «идеального государства» Платона . Чертой «О дивного нового мира», не свойственной другим антиутопиям, является «одобрение обществом посещения района-изолята» (мира дикарей), но при этом и свои, и чужие традиции ставятся выше закона.
Производство людей группами близнецов затрагивает общие порядки, расписание, работу, личную жизнь, мышление и мировоззрение. Все беспрекословно подчиняются Главноуправителю, обожествляя его (его Фордейшество, «his Fordship»).
Черты антиутопии (по классификации Б.Ланина) в романе ярко выражены. Таким образом, структурным стержнем произведения является псевдокарнавал: смех одновалентен, представлена атмосфера абсолютного страха, присутствуют садо-мазохистские тенденции (дикари).
Следует отметить закон аттракциона, присущий антиутопии: Бернард действует против общественного порядка, критикуя существующий строй, отказываясь от развлечений и не употребляя сому; Мустафа Монд читает запрещенную литературу; Гельмгольц - инакомыслящий.
Ритуализация, механизированность жизни также является важным мотивом романа «О дивный новый мир». Автор рисует общество, полностью подчиненное расписанию и правилам. Все дни проходят одинаково. Даже развлечения одни и те же: синтетическая музыка, гольф, ощущальное кино, сома.
Жизнь в новом государстве ввиду своей обыденности статична. Такое равномерное течение требует расшатывания во времени (попадание дикаря из «древнего» мира в новый).
Основной конфликт антиутопии - конфликт социальной среды и личности. Дикарь - чужак, ставший еще одним развлечением, Бернард и Гельмгольц не такие, как все, и им суждено жить в изоляции.
Пространство, в котором разворачивается действие романа, ограничено:
.мир дикарей находится внутри цивилизованного мира и отделен колючей проволокой,
2.дикарь не может выйти из своего мира,
.из цивилизованного мира попасть в дикарский можно, но ограниченному числу людей и на определенное время.
Идеологию нового мира составляют:
.Стабильность (следование законам, подчинение Главноуправителю гарантируют спокойную долгую жизнь);
2.Кастовость (член каждой касты рад своей судьбе и не хочет принадлежать другой касте; одинаковость внутри каст обеспечивается производством больших партий близнецов одной группы Бокановского);
.Несвобода, контроль (воспитание человека полностью проходит в центре и одинаково для членов каждой из каст, гипнотерапия исключает неповиновение);
.Счастье (счастье, основанное на контроле сознания: счастье в стабильности, которая создается гипнотерапией).
В критическом эссе «Society and the Individual in Brave New World» Р. Хиггинс рассматривает тему борьбы личности за индивидуальность (Бернард, Джон, Гельмгольц) и свободу (Джон), которая заканчивается неудачей. Исследователь говорит о соме как о средстве всеобщего контроля ради стабильности.
В работах исследователей не прослеживается мысль, что О. Хаксли использует дихотомию двух начал Ницше (по аналогии с Е.И. Замятиным): дионисийского и аполлонийского. Но четко видно, что в романе сосуществуют два различных мира - «Дивный новый мир» и несколько мелких миров, резерваций, внутри, обитатели которых - «древние», нецивилизованные люди, дикари. Первому свойственна чрезмерная рациональность, геометричность, искусственность (аполлонизм). Второму - чувственность, природность, естественность, дикость (дионисийство). Дикарь Джон является носителем дионисийского начала. Попадая из мира дикарей в дивный новый мир, о чем другие могли только мечтать, влюбленный в Ленайну, Дикарь пытается приспособиться к жизни в цивилизованном обществе, но никак не может понять и принять идеологию и пошлость нового мира и в итоге пытается обособиться от всего мира и воссоздать прошлую жизнь в одиночестве.
Джон оказывается таким же, как и Главноуправитель Мустафа Монд, прятавший книги и понимавший, что миру многим пришлось пожертвовать ради всеобщего счастья (искусство, религия, наука) - счастье затмило красоту и истину. Герой терпит крах и кончает жизнь самоубийством. В то же время Бернард, который провел всю жизнь в цивилизованном обществе, сомневается в идеалах, которые им внушали на протяжении многих лет. Его все считают каким-то неправильным, плохо выращенным в инкубаторе. Альфа-плюсовик все время метается от одной стороны к другой: он не хочет отказываться от всех благ человечества, но все же хочет больше свободы и душевности. Друг Бернарда Гельмгольц, который был таким же одиноким из-за своего умственного превосходства, на протяжении всего романа поддерживает позицию против современного строя, но старается это не показывать (только Бернарду). Два друга в конце романа отправлены в ссылку.
2.2 Основные мотивы и особенности лексики романа-антиутопии Дж. Оруэлла «1984»
Роман Дж. Оруэлла «1984» (год написания - 1948) представляет собой сатиру на тоталитаризм и ожидаемое будущее.
- год, когда происходят события романа. Место действия - Лондон, провинция Океании. Кроме Океании, есть еще два государства: Остазия и Евразия - с одним из них (меняется по ходу книги несколько раз) Океания находится в мире, а с другим - воюет.
За ядерной войной в 1950-е годы последовала революция, в результате которой к власти пришла партия ангсоц («ingsoc»). С тех пор население разделено на две части: партийцы (Внутренняя и Внешняя партии) и пролы («proles»), или пролетариат. Повсюду установлены телекраны («telescreen»), чтобы контролировать членов партии (за пролетариатом слежка не устанавливается) и предотвратить новую революцию.
Власть принадлежит Большому Брату («Big Brother»), в существовании которого никто не сомневается, не смотря на то, что ни разу не видел вживую, и членам внутренней партии («Inner Party»). Основой идеологии является двоемыслие («doublethink»). В размышлениях Уинстона оно определяется как «to hold simultaneously two opinions which cancelled out, knowing them to be contradictory and believing in both of them», то есть одновременно придерживаться двух противоположных положений. Лозунг нового государства также основан на двоемыслии:
«War is peace freedom is slavery ignorance is strength»
(«Война - это мир Свобода - это рабство Незнание - сила»).
Существует 4 министерства, и их названия также основаны на двоемыслии: Министерство правды («Ministry of True», «Minitrue») занимается исправлением истории, Министерство мира («Ministry of Peace», «Minipax») занимается войной, Министерство любви («Ministry of Love», «Miniluv») искореняет любовь, Министерство изобилия («Ministry of Plenty», «Miniplenty») наблюдает за экономическим дефицитом.
В центре повествования находится Уинстон Смит, 39-летний партиец, противник тоталитарного режима, работающий в «Министерстве правды», в отделе документации (он занимается исправлением газетных статей, противоречащих партийной пропаганде).
Институт семьи присутствует только как производство новых членов партии, любовь запрещена и преследуется полицией мыслей («Thought Police»). Дети используются как средство слежения за их родителями.
Доступ к натуральным продуктам есть только у членов внутренней партии. Для других - продукты синтетические.
Средствами контроля и развлечения являются такие мероприятия, как ежедневная «Двухминутка ненависти» («Two Minutes Hate»), ежегодная «Неделя ненависти».
В именах героев романа прослеживаются параллели с реальными личностями: Уинстон Смит (Уинстон Черчилль), Аронсон (Григорий Зиновьев, настоящее отчество - Аронович), Резерфорда (Лев Каменев, настоящая фамилия - Розенфельд.).
Другие важные детали нового государства:
.Новояз (newspeak) - новый язык, воплощающий в себе идеологию партии и двоемыслие;
2.Мыслепреступление (Thoughtcrime) - самое страшное и единственно описанное преступление члена партии: предательство партии в мыслях;
.«Комната 101» («Room 101») - место пыток мыслепреступников;
.Floating Fortresses - непотопляемые плавающие крепости.
5.Tube station - труба на работе у Уинстона, по которой он передавал выполненные задания.
При изучении литературы по художественному миру антиутопии «1984» было обнаружено, что большинство критиков исследуемого романа подчеркивают темы стабильности, тотального контроля, двоемыслия, отсутствия человеческого в человеке (автоматизированность и одинаковость, деформация семьи и запрет любви).
Э. Фромм говорит о контрасте настроений, сосуществующих в мире: «настроения беспомощности» и «верой в человеческий прогресс и возможности человека создать справедливый мир». «1984» выражает первое настроение и предупреждает об опасности упадка. Э. Фромм отмечает схожесть «1984» с «Мы» в описании бюрократизированного мира с обезличиванием, безграничным террором (в отличие от «О дивного нового мира») и идеологическим и психологическим контролем. Кроме того, автор статьи указывает на особенности антиутопии Оруэлла, тесно связанные с реальностью:
.«Связь между диктатурой и атомной войной»: описание экономической важности производства оружия, общества, постоянно готовящегося к войне, распределяя ресурсы в пользу вооружения, а не в пользу улучшения жизни граждан. Таким образом, Оруэлл показывает невозможность демократии в период гонки вооружений;
2.«Описание природы правды»: «…есть ли вообще такое понятие как «правда». Объективный мир существует только в сознании человека, поэтому, контролируя сознание, партия может контролировать правду;
.«Двоемыслие»: «…при удачном манипулировании сознанием человека, человек не говорит противоположного тому, что думает, а думает противоположное правде. Таким образом, например, если человек полностью потерял свою независимость, если он ощущает себя вещью, частью государства, партии или корпорации, тогда дважды два - пять, или «Рабство - это Свобода», и он считает себя правым, ведь он больше не осознаёт различия между правдой и ложью»;
.Индустриализм, ведущий к обесчеловечиванию.
В учебных пособиях от Total Class Notes и SparkNotes рассматриваются схожие темы:
.Опасность тоталитаризма («The Dangers of Totalitarianism»);
2.Манипуляция сознанием («Psychological Manipulation»);
.Контроль физического состояния («Physical Control»);
.Контроль информации и истории («Control of Information and History»);
5.Технологии («Technology»);
6.Язык как средство контроля сознания («Language as Mind Control») - новояз, слоганы и лозунги.
Отдельно в руководстве SparkNotes описаны важные мотивы и символы романа:
.Двоемыслие («Doublethink»);
2.Городская разруха («Urban Decay») как показатель некомпетентности партии: укреплении власти вместо обеспечения хорошей жизни;
.Большой Брат («Big Brother») - вымышленный лидер, лицо партии;
.Стеклянное папье и Церковь Св. Клемента («The Glass Paperweight and St. Clements Church») как элементы прошлого;
5.«Там, где нет темноты» («The Place Where There Is No Darkness») - фраза из сна Уинстона: он представлял это место как рай, а оно оказалось тюрьмой;
.Телеэкран («The Telescreens») - показатель использования технологий не для улучшения жизни, а для контроля людей;
.Женщина-прол («The Red-Armed Prole Woman») как надежда на восстание против тоталитаризма.
Кроме приведенных выше, в электронном пособии GradeSaver указываются также следующие темы:
.Пропаганда;
2.Любовь и сексуальность (любовь к женщине, любовь к матери);
.Независимость и индивидуальность (отсутствие данных качеств в тоталитарном государстве);
.Музыка как источник вдохновения и красоты;
.Лояльность (партия делает все возможное, что добиться лояльности граждан);
.Деление на бедных и богатых;
Д.В. Константинов называет следующие черты антиутопии, которые отражены в «1984»:
.Контроль, тоталитаризм, прежде всего, «языка и мысли, идей разума»;
2.Искусственное сдерживание роста научного знания «…с целью закрепления социального неравенства…» (развитие военного дела и слежки).
.Искусство сведено к единице потребления: «книги были одним из потребительских товаров, как повидло и шнурки для ботинок», которые создаются механически;
.Препятствие свободному становлению человеческого в человеке, ограждение человека от объектов, способных привести его к живой мысли. Человек становится человекоподобным роботом. Будущее существует без человека;
.Тотальный контроль сексуальной сферы жизни, ее истребление, так как она считается главной угрозой нарушения порядка;
.Уничтожение всего, что способно возбудить живую мысль;
.Идеология, любовь к государству: мозг человека занимают уже готовые решения и смыслы, а «у человека создается лишь иллюзия того, что он мыслит и выбирает сам»;
.Посредством языка человека лишают дополнительного знания, способности мыслить, сужают его мышление;
.Двоемыслие как средство лишение памяти;
.Отупение от нищеты.
Ф. Льюис, С. Г. Шишкина, Д. Келлнер говорят о языке как о части идеологии, как об особом способе воздействия на мышление человека (бессознательно воспроизводимые фразы) - в результате человек становится бездумным механизмом.
И. Д. Тузовский приводит подробное исследование антиутопий в общем и «1984» Оруэлла в частности как одной из трех «классических» антиутопий. В главе 1 описаны его основные положения. Основные замечания И. Д. Тузовского, касающиеся «1984»:
.«Всевидение Большого Брата - это угроза привычной для них социальности и перверсия систем норм и ценностей, считавшихся «общечеловеческими»;
2.Социальная стабильность обеспечивает власть вождю (Большому Брату) и элите Внутренней Партии (ОБрайену);
.Расслоение общества помогает повысить управляемость;
.От единственной силы, которая способна пойти против власти, (пролы) партийцы изолируются, в то же время Внутренняя партия изолируется от Внешней;
.Женщина - полноправный член общества;
.Старость - источник знаний о былом общественном устройстве;
.Механистические принципы института семьи;
.Диалектика (двоемыслие) и лозунги;