Демпинг как метод финансовой нетарифной торговой политики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,79 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Демпинг как метод финансовой нетарифной торговой политики

Реферат

ДЕМПИНГ, АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОЛИТИКА, АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА, АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ

Объект исследования - внешнеторговая политика государства.

Предмет исследования - демпинг.

Цель работы: рассмотрение демпинга как метода финансовой нетарифной торговой политики.

Методы исследования: анализа и синтеза, системного подхода.

Исследования и разработки: изучены теоретические основы демпинга; проанализированы причины привлекательности демпинга для стран-экспортеров; раскрыты положительные и отрицательные стороны демпинга, как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров; дана оценка развития демпинга в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «Международные экономические отношения».

Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: демпинг нарушает справедливую конкуренцию в мировой торговле, его основная цель - завоевание новых иностранных рынков сбыта, наводнение их своими дешевыми товарами, более конкурентоспособными по сравнению с продукцией внутреннего производства.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

. Понятие демпинга

.1 Разновидности демпинга

. Антидемпинговая политика

.1 Последствия введения антидемпинговых пошлин

.2 Уклонение от уплаты антидемпинговых пошлин

. Практика применения демпинга

.1 Применение антидемпинговых мер в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Тест «Что такое демпинг?»

Введение

В современном мире развитие национальной экономики во многом зависит от внешнеэкомических факторов. Движение капитала, миграция рабочей силы, международная торговля могут оказать решающее влияние на темпы экономического роста страны. Исключить влияние данных факторов на нынешнем этапе становления мирового рынка практически невозможно, поэтому их непременно нужно учитывать при планировании экономической политики страны.

Особенно пристально государство следит за внешнеторговой деятельностью, так как участие в мировой торговле наряду с выгодами несет значительные угрозы экономической безопасности страны. Наибольшую опасность свободная, нерегулируемая торговля представляет для развивающихся стран, так как такая политика часто приводит к сильной зависимости от импорта. В таких условиях отечественные производители вытесняются с национального рынка иностранными конкурентами, что ведет к ослаблению экономики. Однако и развитым странам есть, чего опасаться. Прежде всего, это недобросовестная конкуренция в виде демпинга со стороны зарубежных компаний.

Демпинг цен может являться:

следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию;

результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж.

Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, то есть, затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Демпинг цен преследует, как правило, две цели: снижение цен или демпинг могут подразумевать добровольный отказ от нормального уровня рентабельности или реализацию с финансовыми убытками для достижения сверхвысокой прибыли в будущем. Позволить себе такую «роскошь», как плановые убытки способны далеко не все компании. Для этого необходимо иметь либо значительные первоначальные инвестиции, либо уже «раскрученные» высокорентабельные направления деятельности, которые способны служить финансовыми донорами для новых видов продукции. В «классическом» варианте целью широкомасштабной демпинговой политики является достижение доминирующего положения на рынке и высоких монопольных цен. Многие компании также избирают тактику, при которой снижение цен и рентабельности ниже среднеотраслевых, позволяют увеличить объемы продаж и получить более высокую валовую прибыль в будущем. Такая тактика наиболее приемлема для компаний со стабильным размером постоянных расходов, что и позволяет в наибольшей мере использовать эффект финансового рычага (финансовый леверидж).

Сокращение налоговых платежей за счет уменьшения продажных цен и уровня наценки (товарной надбавки) позволяет минимизировать фактические расходы предприятия (в части бюджетных платежей). Это связано с возможностью внедрения различных схем минимизации налогообложения, размер которого напрямую связан с уровнем наценки и валовым оборотом предприятия. Для такого уменьшения налоговых отчислений могут создаваться различные «буферные» структуры, поглощающие или нивелирующие товарные наценки, а также используются бартерные схемы, смешанные виды расчетов и т. д.

И первая и вторая цели направлены, в конечном итоге, на увеличение положительных денежных потоков компании, прирост объемов продаж и валовой прибыли.

Снижение цен или демпинг представляет собой один из эффективных приемов конкурентной борьбы, целью которого, как правило, является завоевание рынка и достижение экономических преимуществ, а также уменьшение налогов и увеличение финансовых потоков компании.

Особое значение данный метод конкуренции играет для «раскрутки» новых торговых марок, продвижения на рынок новых брендов, промоутерских мероприятий.

Демпинг подразумевает реализацию товаров с запланированным убытком (или нормой прибыли ниже средней), который должен быть в последствии компенсирован за счет расширения аудитории потребителей и роста оборотов компании.

Актуальность данной темы связана с тем, что в последнее время в мировом сообществе ведется всё больше антидемпинговых разбирательств. Эти споры обнажили множество узких мест в антидемпинговом законодательстве, и заставляют по-новому взглянуть на существующие меры борьбы с демпингом, а в частности на такой инструмент как антидемпинговые пошлины.

Объектом исследования является внешнеторговая политика государства.

Предметом исследования выступает демпинг.

Целью данной работы является рассмотрение демпинга как метода финансовой нетарифной торговой политики.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

. понять сущность демпинга, определить причины его привлекательности для стран-экспортеров, механизм воздействия на рынок государства-импортера, а также последствия для обеих сторон;

. раскрыть сущность антидемпинговой политики в международной торговле;

. оценить последствия введения антидемпинговых пошлин;

4. как происходит уклонение от уплаты антидемпинговых пошлин;

. рассмотреть практику применения демпинга;

. проанализировать ситуацию, складывающуюся по поводу применения антидемпинговых мер в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь; учебные пособия зарубежных и белорусских авторов, рассматривающие мировой и отечественный опыт применения нетарифных мер регулирования внешней торговли; справочная и учебная литература, а также электронные ресурсы сети Интернет.

1. Сущность демпинга в международной торговле

Демпинг является одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли. Английским термином «демпинг» (dumping) обозначается поставка крупных партий товара по бросовым ценам с целью засорить рынок импортера, создать хаос на нем, чтобы захватить рынок соответствующего товара, устранив с него конкурентов.

Демпинг представляет собой продажу товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке. Иначе демпинг определяется как ценовая дискриминация между национальными рынками. Отмечается, что это определение теоретически охватывает и ситуацию, в которой производитель продает товары на своем национальном рынке по цене ниже, чем за границей, и ситуацию, в которой он продает товары на национальном рынке по цене выше, чем на экспортных рынках, однако в начале двадцатого столетия было закреплено, что только вторая ситуация может вызывать проблемы в импортирующей стране.

Согласно ст. 2.1 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле «товар рассматривается как являющийся демпинговым, то есть поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены в обычных условиях торговли на подобный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране» [14].

Демпинг нарушает справедливую конкуренцию в мировой торговле, его основная цель - завоевание новых иностранных рынков сбыта, наводнение их своими дешевыми товарами, более конкурентоспособными по сравнению с продукцией внутреннего производства. В современных международных торговых отношениях как фирмы, так и государство зачастую прибегают к демпингу как к способу быстрого получения необходимых валютных средств, а также реализации своих экономических интересов. Демпинг может преследовать и политические цели, в частности для подавления экономически более мощным государством конкуренции национальных производителей в менее развитых странах и постепенного установления над ними экономического контроля.

Вне зависимости от формы проявления демпинг создает негативные последствия как для государства-экспортера, так и для государства импортера. Для первого это выражается, в частности, в том, что налогоплательщики - граждане этого государства, в конечном счете несут на себе все расходы, связанные с демпинговым экспортом. Для государства-импортера это приводит к общему ухудшению положения отрасли экономики, наступающее вследствие демпингового импорта, что проявляется в сокращении объема производства или непосредственно конкурирующего товара, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и ряд других показателей. Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.

Экономический механизм, составляющий основу демпинга, состоит в следующих трех вариантах действий:

во-первых, временный демпинг - это когда сниженные цены устанавливаются компанией, реализующей товар, на ограниченный срок. Такой демпинг направлен на вытеснение конкурентных фирм с рынка. После достижения данной цели, цены возвращаются к прежним пределам. В том случае, если фирма-экспортер - монополист на внутреннем рынке, то тогда она получает прибыль по максимуму, несмотря на сниженные цены;

во-вторых, в ряде случаев сниженные цены могут быть покрыты государственными субсидиями. Их государство предоставляет с целью стимуляции и активизации экспорта. Также убытки можно покрыть при помощи получения кредитов на льготных условиях;

в-третьих, демпинг позволяет устранить всех конкурентов на рынке, заняв их ниши и став монополистом.

Механизм демпинга, как показывает практика, имеет место в период экономических кризисов и потрясений. В истории прошлого столетия наиболее ярким примером может послужить мировой экономический кризис 30-х гг., новой волной демпинга ознаменовались 70-е гг. Многие иностранные компании получили официальное обвинение в демпинге, в частности, такого рода обвинения были предъявлены японской фирме Sony. Исследования показали, что на американском рынке телевизоры этой фирмы стоили почти в 2 раза дешевле, чем на японском рынке [7].

Сегодня демпинг активно используется и существует в основном в скрытой форме. Борьба с демпингом ведется еще со времен окончания Второй мировой войны. На конференции 1967 года был принят антидемпинговый международный кодекс. Государства приобрели право включать меры антидемпинговой политики в свои стратегии экономического развития. Нормы международного права расценивают демпинг как инструмент недобросовестной конкурентной борьбы, считая его противозаконным действием. Одним из способов борьбы с демпингом является антидемпинговая пошлина. Антидемпинговые тарифы дают таможенным органам право облагать фирмы дополнительным сбором, сумма которого равна разнице между стоимостью товара на рынке экспортирующей фирмы и ценой товара, по которой он экспортируется. В экономике, такой сбор именуется величиной демпинговых «ножниц - цен».

.1 Разновидности демпинга

На современном рынке присутствуют две разновидности демпинга:

временный демпинг предполагает снижение цен компанией-экспортером на небольшой срок, он преследует цель - устранить конкурентов. После ее достижения, цены возвращаются к исходным рыночным позициям;

постоянный демпинг предполагает снижение цен на длительное время.

Основными видами демпинга в развитых странах являются следующие:

ценовой демпинг - это разница между ценой, по которой товар реализуется на внешнем рынке и ценой, по которой товар реализуется на рынке компании-экспортера;

стоимостный демпинг - реализация товара на внешнем рынке по цене, которая ниже его себестоимости.

Практика международной торговли показывает, что демпинг способен принимать и иные формы:

спорадический демпинг - он заметен в ситуации, когда товар реализуется на внешнем рынке по сниженным ценам эпизодически, по причине того, что внутренний рынок имеет меньшую емкость относительно произведенных товаров, иначе, чтобы не создавалась ситуация перепроизводства производителям, встает выбор: либо сократить объемы производства, либо реализовывать товар по «бросовым» ценам на внешнем рынке;

преднамеренный демпинг создается умышленно, и преследуют цель - устранить конкурентов и стать монополистом;

постоянный демпинг - регулярная реализация товаров по цене, которая ниже их номинальной или реальной стоимости;

взаимный демпинг - это своего рода партнерские отношения между странами, когда они реализуют идентичные товары на рынках друг друга по бросовым ценам.

Следует отметить, что последние две разновидности демпинга распространены крайне редко.

Еще одним видом демпинга является «валютный демпинг», который представляет собой экспорт товаров по ценам ниже цен конкурентов в результате использования экспортером дополнительной прибыли, получаемой от обесценения валюты в силу ее девальвации, то есть падения курса валюты данной страны по отношению к валютам других стран [11].

Таким образом, демпинг представляет собой продажу товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке. Иначе демпинг определяется как ценовая дискриминация между национальными рынками. Демпинг нарушает справедливую конкуренцию в мировой торговле, его основная цель - завоевание новых иностранных рынков сбыта, наводнение их своими дешевыми товарами, более конкурентоспособными по сравнению с продукцией внутреннего производства.

демпинг экспортер пошлина торговля

2. Антидемпинговая политика

В международной торговле термином демпинг принято обозначать ситуацию, когда товар поставляется на экспорт по цене ниже нормальной стоимости, то есть ниже внутренней цены экспортирующей страны. Таким образом, демпинг считается видом недобросовестной конкуренции, противоречащим принципам международной торговли, и считается незаконным в большинстве стран. Тем не менее, многие компании продолжают прибегать к демпингу для достижения своих целей.

Непосредственными целями демпинга могут быть увеличение продаж или доли рынка, установление контроля над рынком или вытеснение конкурентов. Также демпинг может преследовать политические цели. Экономически мощное государство, прибегая к демпингу в малоразвитых странах, стремится подавить национальных производителей и постепенно установить над ними экономический контроль. В ряде случаев имеет место так называемый случайный демпинг, из-за стремления избавиться от излишков продукции.

Потери от реализации товаров по заведомо заниженным, демпинговым ценам могут компенсироваться различными способами: реализацией по завышенным ценам других товаров, не встречающих острой конкуренции; повышением цены после того, как конкурент будет вытеснен с рынка; получением дотаций от государства, стимулирующего таким образом экспорт. Таким образом, демпинг может нанести серьезный ущерб стране импортеру, а также ее рядовым потребителям.

Первое упоминание о демпинге и методах борьбы с его разрушительными эффектами можно встретить в научных трудах 18 века. Первые десятилетия применения антидемпинговых мер различными торговыми державами характеризовались множеством проблем, связанных, прежде всего, с тем, что применение антидемпинговых мер базировалось на использовании несопоставимых друг с другом национальных законодательств. В этих условиях стала очевидной необходимость создания международной правовой основы определения демпингового импорта и антидемпинговых процедур.

Для борьбы с демпингом в мировой торговле используется, как таможенно-тарифные методы, так и нетарифные методы регулирования внешней торговли. При введении пошлины импортные товары дорожают, что делает их менее привлекательными для потребителей по сравнению с отечественной продукцией. Нетарифные методы, хотя и сохраняют эффект удорожания импорта, характеризуются более прямым действием. Действие квот, лицензий, сертификатов, технических стандартов создает препятствия для проникновения на местный рынок в виде абсолютных или относительных лимитов по ценам, количеству или техническим характеристикам [8].

Традиционно, основным инструментом борьбы с демпингом являются антидемпинговые пошлины. Применение указанных мер является не только действенной мерой ограничения импорта, но и источником дополнительных доходов для государственного бюджета. По этой причине таможенные пошлины продолжают активно использоваться практически всеми странами, несмотря на существование множества других инструментов.

Антидемпинговые меры могут быть применены только после проведения специального расследования с подачи импортирующей стороны. В ходе этого расследования необходимо доказать с одной стороны, факт поставки товара из-за границы по заниженной цене, а с другой - факт нанесения материального ущерба национальной промышленности или замедления развития соответствующей отрасли.

В течение расследования могут быть введены временные антидемпинговые пошлины на срок до 4 месяцев. Для того чтобы продолжать ввозить соответствующие товары, импортер должен внести на таможне залог на сумму временной пошлины или предоставить гарантии ее уплаты. Если расследование подтверждает факт демпинга и причинения ущерба экономике импортера, то вводятся постоянные антидемпинговые пошлины на срок до 5 лет.

Указанные меры являются адресными и взимаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам. Антидемпинговые пошлины устанавливаются либо в процентах к таможенной стоимости товара, либо в абсолютном выражении как разность между нормальной стоимостью и экспортной ценой. Иногда общая сумма выплат для компенсации ущерба пострадавшей стороне может исчисляться миллионами долларов. Все это значительно повышает эффективность указанных мер, вследствие чего многие экспортеры еще на стадии расследования идут на уступки в плане сокращения своего экспорта [14].

Следует отметить, что лишь немногие из рассмотренных жалоб приводят, в конечном счете, к введению антидемпинговых пошлин. Чаще всего само объявление о намерении начать антидемпинговое расследование становится мерой, фактически ограничивающей импорт задолго до возможного установления дополнительной пошлины.

Экспортер, опасаясь возможных последствий, выражает готовность пересмотреть свои условия и пойти на значительные уступки. Подобное урегулирование может означать повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда итогом такой договоренности становится заключение так называемых соглашений о «добровольном» ограничении экспорта.

Конечно, антидемпинговое расследование может завершиться и без принятия каких-либо мер, если факт демпинга не подтверждается или меняется рыночная ситуация. Однако, в целом, антидемпинговые пошлины являются сильным экономическим инструментом, так как фактически закрывают экспортеру доступ на внутренний рынок или же приводят к его значительным убыткам.

Что касается последствий введения антидемпинговых пошлин, то здесь не существует единого мнения.

Сторонники антидемпинговой практики заявляют, что она является защитой против жестких ценовых мер для потребителей, противники же утверждают, что отрицательные последствия такой политики значительно превышают ее положительное воздействие. Игнорируя очевидную выгоду для потребителя более низких цен и создания конкурентной рыночной среды, антидемпинговые законы защищают не принципы конкуренции, а конкурирующих субъектов, которые, по сути, получают выгоду за счет более высоких расходов потребителей.

.1 Последствия введения антидемпинговых пошлин

Сложившаяся система антидемпинговых мер в международной торговле в большей степени наносит ущерб странам с нерыночной или переходной экономикой. Этому способствуют особенности законодательства промышленных стран, а также значительные издержки, связанные с подачей антидемпинговых исков и защитой против них. При существующем подходе поводом для подачи антидемпинговых исков могут стать краткосрочные колебания уровней цен двух торгующих стран, вызванные различием в деловых циклах, колебаниями обменных курсов валют или же различиями в уровне экономии масштаба производства.

Как показывает мировая практика, принятие решения о введении антидемпинговых пошлин может привести к снижению объемов импорта в среднем на 30-50%. Реальная угроза подачи иска вынуждает экспортеров проводить менее активные конкурентные действия на зарубежных рынках. Даже если в конечном итоге антидемпинговые пошлины введены не будут, указанные меры могут довольно быстро привести к снижению потока ввозимых товаров.

К примеру, Европейский союз (ЕС) в период с 1994-1997 гг. неоднократно приступало к антидемпинговым расследованиям импорта хлопковых изделий из Китая, Египта, Индии, Индонезии, Пакистана и Турции. В результате объемы импорта ЕС хлопчатобумажных тканей из этих стран снизились на 28%, а доля этих стран на рынке ЕС упала с 59% до 41%. В конечном итоге расследование было прекращено и введение антидемпинговых пошлин не потребовалось.

Российская Федерация (РФ) занимает 4-е место в мире после Китая, Южной Кореи и Тайваня по числу возбуждаемых против нее антидемпинговых расследований. Это приводит не только к существенному сокращению объема экспорта товаров в страны-инициаторы расследования, но порой и к полному закрытию рынка данной страны для российских экспортеров. По данным Минэкономразвития РФ, против российских товаров сейчас установлено 110 защитных мер в 18 странах мира и ЕС. По оценкам специалистов, 90% защитных мер приходится на химическую отрасль, в первую очередь на производителей минеральных удобрений, и черную металлургию [10].

Дальнейшее развитие мировой торговли и ее либерализация привели к расширению антидемпинговой практики. Столкнувшись с необходимостью защищать так называемые «чувствительные» отрасли промышленности от увеличения объемов импорта или резкого падения цен, многие страны стали использовать антидемпинговые процедуры вместо защитных мер, поскольку применение последних в соответствии с положениями сопряжено с определенными трудностями. Таким образом, из инструмента, призванного оградить от недобросовестной конкуренции, антидемпинговые меры превратились в средство защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце 90-х гг. 95% всех антидемпинговых процедур имели защитные аспекты и только 5% были связаны с антиконкурентной практикой.

Введение антидемпинговых пошлин крупными развитыми странами серьезно препятствует развитию отраслей, выходящих на мировой рынок из развивающихся стран. Кроме того, недовольство потребителей вызывает то, что таким образом они лишаются возможности приобретать более дешевую импортную продукцию. Все вышеперечисленные факторы негативно влияют на состояние торгово-экономических отношений между странами и являются источником постоянных конфликтов. В связи с этим перед международными торговыми организациями встала задача по совершенствованию стандартов антидемпингового законодательства [6].

.2 Уклонение от уплаты антидемпинговых пошлин

Введение антидемпинговых пошлин сильно ухудшает экономическое положение компании, против поставок которой они были установлены. Увеличение удельных издержек при продажах на зарубежном рынке сильно уменьшает прибыль экспортера, а то вовсе превращает внешнюю торговлю в убыточное занятие. Естественно, это побуждает предприятия искать пути для уклонения от выплат антидемпинговых пошлин.

Основными способами уклонения от уплаты антидемпинговых пошлин в ЕС и США являются сборочные операции. Ярким примером служит ситуация, сложившаяся в середине 80-х годов, когда по инициативе США было возбуждено множество антидемпинговых дел в отношении японских производителей электроники (электрических печатных машинок, компьютерных принтеров, ксероксов). В ответ часть производителей создала предприятия для сборки этих же товаров в странах ЕС, используя по большей части японские детали. В результате многие компании уплачивали незначительные суммы или вообще не платили антидемпинговые пошлины.

Обман происходит, когда готовый товар подпадает под распоряжение о наложении антидемпинговых пошлин, а экспортер направляет компоненты товара в США или в третью страну для сборки в готовый товар. В первом случае экспортер утверждает, что компоненты, экспортированные в США, не являются товаром, подпадающим под антидемпинговое распоряжение. Во втором - что страна, из которой товар экспортирован в США, отличается от страны, на поставки товара из которой распространяется антидемпинговое распоряжение. Экспортер просто-напросто переносит производство в другую страну, и поэтому продукция получает иной статус страны происхождения. Согласно международному праву применить установленные меры в этом случае уже невозможно [8].

Возможны и другие способы уклонения, например, посредством так называемой доработки товара, с поставок которого взимается антидемпинговая пошлина. Правда, продукт должен быть изменен настолько, чтобы перейти под действие иной тарифной статьи либо приобрести какие-то дополнительные функции. На такой модифицированный товар антидемпинговая пошлина не налагается. В качестве простейшего примера можно привести переделку алюминиевого прута в проволоку, но, как показывает практика, такие случаи рассматриваются как обман антидемпинговых пошлин очень редко.

Разумеется, на международном уровне ведется работа по предотвращению подобного обмана. Существуют специальные требования к сборочным операциям, которые устанавливают лимит на использование импортных составляющих. Однако возникают серьезные трудности в отношении высокотехнологичных товаров связанные с техническими вопросами, такими как собственно само разделение на составляющие.

Итак, для борьбы с демпингом в мировой торговле используется, как таможенно-тарифные методы, так и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Традиционно, основным инструментом борьбы с демпингом являются антидемпинговые пошлины. Применение указанных мер является не только действенной мерой ограничения импорта, но и источником дополнительных доходов для государственного бюджета. По этой причине таможенные пошлины продолжают активно использоваться практически всеми странами, несмотря на существование множества других инструментов.

3. Практика применения демпинга

В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это позволяет фирмам, имеющим относительно монопольное положение на внутреннем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше. В конкурентной борьбе на мировом рынке вместо торговых ограничений все шире используются средства продвижения товара на зарубежные рынки. Одним из таких средств является демпинг - самое яркое проявление ценовой конкуренции. Активно и в массовом порядке демпинговая практика стала использоваться уже в 20-30-е годы, т.е. в период наиболее серьезного экономического кризиса, обострения на мировом рынке конкурентной борьбы и проблемы сбыта.

Демпинг - это продажа товара за рубежом по цене ниже его «нормальной цены», который причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории страны-импортера.

Упомянутая «нормальная цена» - это цена аналогичного товара, по которой он реализуется в стране производства (экспорта) при нормальном развитии торговых операций.

Под аналогичным товаром понимают товар, который во всем аналогичный товару, обвиненному в демпинге, а если такого товара нет, то товар, который не является аналогичным во всем, но имеет характеристики, сходные с товаром, который рассматривается.

Если внутренняя цена на товар отсутствует, то нормальная цена определяется либо на основе наивысшей цены на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в третью страну, или рассчитывается как сумма производственных затрат с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыли. Такой подход к расчету нормальной цены учитывает естественные и приобретенные конкурентные преимущества экспортера товара (стоимость энергоносителей, размещения производства, наличие самостоятельных сырьевых источников и дешевой рабочей силы, передовые технологии и др.) [3].

Материальный ущерб - это подтвержденные доказательствами неблагоприятные экономические последствия ввоза товара по демпинговым ценам, которые наступают для отраслей, продукция которых конкурирует с товаром, который ввозится по демпинговым ценам.

Угроза материального ущерба - вывод, который базируется на фактах, о том, что причинение вреда является неизбежным.

Демпинг может осуществляться за счет:

ресурсов частных фирм;

государственных субсидий экспортерам.

Экономическое содержание демпинга заключается в том, что он представляет собой обязательно не простое снижение цен, а именно ценовую дискриминацию, когда цены занижаются на одном рынке, в то время как тот же товар продается на других рынках по более высоким ценам. Практика демпинга тесно связана с монополизацией рынков и применением монопольно высоких цен [14].

Благодаря тому, что какая-нибудь фирма становится монополистом на отдельных рынках (чаще всего это внутренний рынок стран базирования компании или рынок страны, где размещены производственные мощности), она получает возможность продавать свою продукцию на этом рынке по завышенным (монопольно высокими) ценам. Демпингующая фирма получает дополнительную (монопольную) прибыль. Возможность получать дополнительную прибыль за счет одного рынка позволяет проводить политику искусственно заниженных цен на других рынках с целью вытеснения из них конкурентов. Неизбежные потери, которые возникают при осуществлении демпинга на рынке, с которого фирма пытается вытеснить конкурентов за счет низких цен, покрываются за счет дополнительных доходов на традиционных рынках сбыта. На традиционных рынках фирма-поставщик не несет сильной конкуренции и имеет возможность продавать товар по высоким ценам. Таким образом, использование заниженных цен как средства конкурентной борьбы на отдельном рынке имеет экономический смысл только тогда, когда данный поставщик является монополистом на каком-нибудь другом рынке. В этом проявляется дискриминационный характер практики демпинга.

Формальной экономической предпосылкой для реализации практики демпинга является различие в эластичности спроса по цене на товар на внутреннем и зарубежном рынках (или на рынках разных стран). Если на внутреннем рынке эластичность спроса по цене меньше, чем на зарубежном, то это означает, что потребители внутри страны сокращают или увеличивают спрос на товар в случае роста или снижения цены в относительно меньшей степени, чем потребители за рубежом. Поэтому повышение цены на внутреннем рынке и ее снижение на зарубежном приведет к тому, что расширение сбыта за рубежом будет больше, чем его сокращение внутри страны.

Низкая эластичность спроса на товар данной фирмы на внутреннем рынке может быть обеспечена только в случае отсутствия острой конкуренции. Таким образом, предпосылкой осуществления политики демпинга является менее острая конкуренция на внутреннем (национальном) рынке, чем на зарубежном (в противном случае повышение цены приведет к заметному сокращению продаж на внутреннем рынке и вытеснению с рынка конкурентами). Условием для этого является монополизация внутреннего рынка и/или значительные торговые барьеры при импорте.

Продажа товаров по высоким ценам на внутреннем рынке с ограниченной конкуренцией и по низким ценам на зарубежном конкурентном рынке будет оставаться выгодным до тех пор, пока транспортные расходы и торговые ограничения (пошлины) не приведут к снижению доходов от продаж на зарубежном рынке настолько, что продавец будет вынужден повысить экспортные цены.

Демпинг обеспечивает выигрыш в первую очередь фирме-экспортеру, которая получает возможность увеличить свою долю на зарубежном рынке, компенсируя расходы, связанные с ценовой конкуренцией за счет внутреннего рынка. Общий объем продаж увеличивается, и благодаря этому фирма может получать дополнительную прибыль.

Отношение потребителей товара в стране-импортере к иностранному демпингу неоднозначное. Если продажа товара по низким ценам имеет регулярный характер, то потребители могут выиграть, покупая такой товар. В то же время, если доля иностранного поставщика на рынке заметно увеличится и другие поставщики будут вытеснены с рынка, иностранная фирма обеспечит себе монопольный контроль над зарубежным рынком. Это вызовет угрозу того, что иностранный поставщик, подавив конкурентов, перейдет к политике монопольно высоких цен.

Итак, демпинг является инструментом подавления конкуренции на экспортном рынке и предпосылкой монополизации рынка. В последнем случае потребители несут потери в будущем, когда политика низких цен изменится политикой монопольно высоких цен.

Производители товара в стране-импортере всегда несут потери от иностранного демпинга. Они имеют жесткую ценовую конкуренцию со стороны иностранных поставщиков. При этом местные фирмы находятся в очень невыгодном положении: с одной стороны, они вынуждены снижать цены, а с другой - они не имеют возможности компенсировать возникающие при этом потери за счет продажи товара по завышенным ценам на каком-нибудь другом рынке. Поэтому они вынуждены или нести значительные финансовые убытки, или отдать свою долю на рынке иностранному поставщику. Все эти неблагоприятные последствия демпинга связанны с нарушением конкурентной среды на рынке страны-импортера.

Для устранения ценовой дискриминации, которая возникает вследствие демпинга, применяют антидемпинговые пошлины [8].

В числовом выражении выгодность демпинга нетрудно доказать. Предположим, что фирма продает 1000 единиц товара внутри страны по 20 долларов за единицу и 100 экспортирует по 15 долларов за единицу, а увеличение продаж на 1 единицу и внутри страны, и за рубежом требует уменьшения цены товара на 1 цент. Прибыль от продажи 1 единицы товара внутри страны сократится до 19,99 долларов, но совокупная прибыль от продажи 1000 единиц сократится на 0,01х1000=10 долларов. Поэтому предельные доходы от каждой дополнительно проданной единицы товара составят только 20-10-0,01=9,99 долларов. В то же время при уменьшении цены товара на 1 цент и при продаже его за рубеж прибыль от продажи 1единицы товара на экспорт уменьшится до 14,99 долларов, но совокупная прибыль от продажи 100 единиц на экспорт сократится только на 0,01x100=1 доллар. Поэтому предельные доходы от каждой дополнительно проданной единицы товара на экспорт составят 15-1-0,01=13,99 долларов. Поэтому в данной ситуации выгоднее расширять экспорт, даже по цене более низкой, чем на внутреннем рынке, что в большинстве случаев означает демпинг.

Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:

-различия в эластичности спроса на товар в различных странах - спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубежом;

-ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать цены;

сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам. Обычно этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.

По американскому закону, например, демпингом считается продажа товаров на американский рынок по ценам «ниже справедливых», наносящая ущерб национальной промышленности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин [4].

Примеры демпинга.

В 70-е годы компания Sony вышла на американский рынок со своими телевизорами, продавая их на 40 процентов дешевле, чем на собственном японском рынке. Такие демпинг-методы не понравились правительству страны, и компания была призвана к ответу. Но здесь производители поступили действительно гениально: они открыли производство на территории США и прекратили ввоз из Японии. В штатах же выпускались совершенно новые модели, что не давало возможностей американским властям сравнивать цены. Таким образом, в результате этого демпинга компания инициатор выиграла, ведь она упрочила свои позиции на американском рынке и удерживает их по сей день.

Известно разбирательство с демпингом на авто рынке несколько лет назад. Тогда компания Nissan активно размещала свои производства на территориях европейских стран. Это привело к тому, что цены на их продукцию стали значительно ниже и компания получила возможность продавать автомобили по более низким ценам по сравнению с импортерами из других стран. Такой демпинг компании Nissan вызвал волну агрессии и ряд судебных разбирательств. Но в результате с них были сняты все обвинения.

Что касается примеров демпинга в России, то несколько лет назад в одном из регионов сложилась следующая ситуация. У достаточно крупного производителя канцелярских товаров было два клиента, которые стабильными партиями закупали продукцию с целью ее реализации. Появившийся новый клиент был готов закупить в два раза большие объемы продукции, но со значительными скидками. Производитель, просчитав возможную прибыль от расширения производства, согласился. Результатом этого стал явный демпинг в магазинах, так как новый клиент получил возможность значительно снизить цены и вытеснить таким образом старых продавцов. Те в свою очередь разорились, прекратили закупки товара, и пострадал еще и завод-производитель. Рынок рухнул на несколько лет [12].

.1 Применение антидемпинговых мер в Республике Беларусь

На современном этапе наблюдается активная интеграция Республики Беларусь в мировую торговую систему. Это, в свою очередь, приводит к открытию белорусского рынка для иностранных товаров, и соответственно росту конкуренции с их стороны. Поэтому применение мер протекционизма, в том числе и антидемпинговых мер, в настоящее время является объективной необходимостью.

Особую популярность антидемпинговые меры для Республики Беларусь приобретают во взаимоотношениях со странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Объясняется это тем, что между государствами-членами СНГ установлен режим беспошлинной торговли и отменены импортные таможенные пошлины. В этих условиях антидемпинг становится одним из основных средств защиты отечественной экономики. Более того, использование иных средств протекционизма в отношении стран СНГ не представляется целесообразным. Республика Беларусь экспортирует в эти государства широкий ассортимент продукции. В связи с этим любая попытка ограничить проникновение товаров из этих стран на рынок Беларуси, конечно же, натолкнется на ответные меры со стороны торговых партнеров из соответствующих стран. Поэтому Республике Беларусь необходимо уходить от инструментов, которые не совместимы с международными нормами и принципами, а также с межгосударственными документами, которые подписаны со странами СНГ.

Актуальность использование антидемпинговых мер связана также и с намерением Республики Беларусь стать полноправным участником Всемирной торговой организации (ВТО). На сегодняшний день ВТО является ведущей международной организацией в области регулирования мировой торговли. Сфера ее деятельности охватывает 94% объема товарных потоков.

Присоединение Республики Беларусь к ВТО предоставит нашей стране ряд преимуществ и определенных льгот, установленных для членов данной организации, а также будет содействовать укреплению репутации нашей страны как стабильного и надежного партнера. Таким образом, для Республики Беларусь вступление в ВТО становится очевидной необходимостью.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь применение антидемпинговых пошлин допускается для защиты национальных товаропроизводителей и формирования доходной части государственного бюджета. Так, статьей 242 Таможенного кодекса Республики Беларусь определено, что к таможенным пошлинам относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. В свою очередь, применение антидемпинговых и других мер по защите экономических интересов нашего государства, а также порядок проведения расследований регламентированы следующими нормативными правовыми актами: Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года №346-З « О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», Положением о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2005 года №612. Органом, который проводит антидемпинговые расследования на территории Республики Беларусь, является Министерство иностранных дел (МИД).

Введению антидемпинговых мер должно предшествовать расследование, которое должно установить 3 основных факта:

наличие демпингового импорта;

наличие материального ущерба (или угрозы его применения) отрасли белорусской экономики;

наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом и материальным ущербом (или угрозой его причинения) отрасли белорусской экономики.

Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года №346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» определены случаи, когда антидемпинговые меры не применяются:

если применение антидемпинговых мер может причинить серьезный или материальный ущерб экономике Республики Беларусь в целом, развитию отраслей белорусской экономики или интересам потребителей товара либо имеются иные существенные основания общегосударственной важности для их неприменения. В случае изменения перечисленных оснований решение о неприменении антидемпинговых мер может быть пересмотрено;

в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, если условия отдельных таможенных режимов или таможенных процедур предусматривают неприменение к внешней торговле товарами мер нетарифного регулирования исходя из экономической политики Республики Беларусь;

если товары ввозятся в качестве безвозмездной помощи Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам;

в иных случаях, определяемых президентом Республики Беларусь.

Практика применения антидемпинговых мероприятий в Республике Беларусь пока небогата. В значительной степени это объясняется тем, что сами белорусские предприятия - производители отечественной продукции не всегда знают об имеющихся возможностях, о тех правовых инструментах защиты, которые можно включить с помощью государства.

Впервые антидемпинговые ограничения в Республике Беларусь были введены в 2007 году в отношении украинской карамельной продукции (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2007 года №538 «О лицензировании ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь карамельной продукции, происходящей из Украины».

Постановлением определено, что импорт на таможенную территорию Республики Беларусь карамельной продукции, происходящей из Украины, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий на импорт, выдаваемых Министерством торговли.

В августе 2008 года МИД Беларуси предложило правительству ввести антидемпинговые пошлины в отношении украинской карамели сроком на 3 года. Основанием для введения пошлин является завершение расследования, начатого 28 декабря 2006 г. по заявлению концерна «Белгоспищепром». Концерн посчитал, что поставщики карамельной продукции (карамель, ирис, мягкие конфеты) Украины демпингуют на белорусском рынке и подал заявление в МИД с просьбой принять меры к украинской карамели. В связи с этим для защиты внутреннего рынка МИД провел антидемпинговое расследование, в ходе которого было установлено:

наличие демпингового импорта карамельной продукции из Украины. В зависимости от вида продукции демпинговая маржа составляла от 4,05 до 23,9 %;

наличие материального ущерба белорусским производителям карамели. В частности, зафиксировано снижение объема производства белорусской карамели на 32 %, снижение объема ее реализации на 26 %. Доля белорусской карамели в объеме потребления этой продукции в Беларуси снизилась на 17 процентных пунктов (и составила 65 %). Одновременно импорт карамели вырос в 3 раза, его доля увеличилась с 8 % до 23 %. В ходе расследования также было установлено снижение загрузки производственных мощностей (на 29 % в 2005 г по сравнению с 2003 г), увеличение объема товарных запасов (на 48 %), уменьшение численности занятых в карамельном производстве (на 22 %);

наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом украинской карамели и материальным ущербом для белорусской кондитерской отрасли. В период расследования происходило вытеснение белорусских производителей карамели с рынка украинскими производителями. Растущий импорт украинской карамели сдерживал рост отпускных цен белорусских кондитеров и оказал негативное влияние на положение отрасли.

Таким образом, Беларусь ввела на украинскую карамель антидемпинговую пошлину в размере 11,76 % от таможенной стоимости на карамель, не содержащую какао, и в размере 23,9 % от таможенной стоимости - на карамель, содержащую какао (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.08.2008 №1178). По мягким конфетам и ирису материальный ущерб в ходе расследования установлен не был. Следовательно и антидемпинговая пошлина не вводилась.

В свою очередь украинская сторона на основании заявления кондитерской корпорации «Рошен» (более половины поставок всей карамели в Беларусь за 2007 г. пришлось на продукцию этой компании) в марте 2009 г. провела антидискриминационное расследование. Согласно выводам Межведомственной комиссии по международной торговле Украины, Беларусь прибегла к дискриминационным действиям в отношении реализации украинской карамели на белорусском рынке, после чего был начат новый раунд межправительственных переговоров.

С 7 октября 2009 года Беларусь приостановила действие антидемпинговой пошлины на карамель трех украинских предприятий: кондитерской корпорации «Рошен», закрытых акционерных обществ «Житомирские ласощи» и «Харьковская бисквитная фабрика» (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2009 №1268). Беспошлинный доступ на белорусский рынок этим компаниям предоставляется при условии соблюдения ряда условий в части формирования отпускной цены - по решению правительства налог не будет взиматься с компаний, если украинская карамель будет поставляться в Беларусь «по ценам не ниже нормальной цены этого товара», то есть соответствовать уровню цен белорусских кондитеров. В случае недружественной ценовой политики (два и более выявленных случаев) и отклонения/отзыва МИД Республики Беларусь ценовых обязательств украинских поставщиков будет возобновлено действие антидемпинговых пошлин. По таким условиям карамель будет поставляться до августа 2011 г. (срок окончания действия пошлин).

В феврале 2010 года в МИД Республики Беларусь с предложением рассмотреть и принять минимальный уровень цен на импорт своей продукции обратился еще один украинский производитель карамели - ЗАО « ПО «Конти». Концерн «Белгоспищепром» высказал свое согласие о возможности принятия ценовых обязательств данной компанией. В соответствии со статьями 22 и 24 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» с целью расчета минимального уровня цен, по которым ЗАО «ПО «Конти» может поставлять карамель на белорусский рынок, была начата процедура повторного расследования. (Заинтересованные лица в течение 30 календарных дней со дня начала расследования могут заявить в письменной форме о своем намерении участвовать в расследовании и ходатайствовать о проведении публичных слушаний, а также в течение 90 календарных дней представить свое мнение и относящиеся к расследованию сведения в МИД Республики Беларусь.)

Как следует из вышесказанного Республика Беларусь имеет небольшой опыт применения антидемпинговых мер для защиты отечественных производителей. Антидемпинговые пошлины вводились в республике всего 1 раз, хотя антидемпинговые расследования против иностранных компаний проводились неоднократно (связано это зачастую и с тем, что иностранные экспортеры пытаются найти компромисс с отечественными производителями, не дожидаясь начала антидемпингового расследования).

Так, например, в марте 2010 года МИД Республики Беларусь и МИД Украины обсуждали инициативу белорусской стороны начать антидемпинговое расследование в отношении импорта украинского пива. В феврале 2010 года концерн «Белгоспищепром» от имени пивоваренной отрасли страны направил в МИД Беларуси письмо, в котором заявил, что украинская сторона демпингует данный товар и сообщил о необходимости начать антидемпинговое расследование. К заявлению профильного концерна присоединились ОАО «Пивзавод «Оливария», СЗАО "Пивоваренная компания «Сябар», ОАО «Брестское пиво». Доля на внутреннем рынке этих производителей, включая заявителя, составила, по данным 2009 года, 81,8%.

По оценкам концерна «Белгоспищепром», импорт украинского пива наносит материальный ущерб белорусским производителям пива. За последние годы украинские производители существенно увеличили поставки своего пива на белорусский рынок.

В 2007 году Украина поставила в Беларусь около 17,6 тыс. литров на сумму 7,36 млн. долларов, в 2008 году - около 42,4 тыс. литров почти на 17,8 млн. долларов, в 2009 году - 42,76 тыс. литров на 16,6 млн. долларов.

При этом концерн «Белгоспищепром» утверждает, что в 2009 году украинские пивовары занимались демпингом, поставляя свою продукцию на белорусский рынок (демпинговая маржа составила 11,5%). По расчетам концерна, украинские пивовары своими действиями нанесли значительный материальный ущерб белорусским производителям: объем реализации белорусского пива на внутреннем рынке снизился в 2009 году на 9,8% по сравнению с 2007-м. Украинские пивовары обвиняются также в том, что ухудшаются финансово-экономические показатели белорусских производителей пива: было отмечено снижение доли пива отечественного производства на внутреннем рынке с 32,4% (2007 г.) до 28,9% (2009г.). Товарные запасы отечественных пивоваров возросли на 17%. Таким образом, МИД констатирует, что предприятия-производители пива, входящие в состав концерна «Белгоспищепром», постепенно утрачивают свои позиции на рынке. Импорт пива из других государств, по информации заявителя, практически не оказывает негативного влияния на финансово-экономическое положение организаций этой отрасли.

Вопрос о начале антидемпингового расследования против украинских поставщиков обсуждался на официальном уровне долгое время. Министерства экономики при участии представителей отрасли обеих стран пытались выработать единый подход к ценообразованию и урегулировать спорный вопрос, не доводя дело до проведения антидемпингового расследования. В ходе переговоров рассматривалось несколько вариантов. Белорусская сторона предлагала ввести квоты на украинское пиво и сократить поставки почти в два раза, однако такой вариант украинскую сторону не устраивал. Кроме того, Беларусь предлагала установить лицензирование поставок пива, которое также предполагало сокращение объемов ввоза. Еще одно предложение от белорусской стороны заключалось в повышении цен на украинское пиво до определенного уровня. Однако, и этот вариант не нашел поддержки со стороны Украины. В итоге МИД Беларуси в апреле 2010 года все же начало антидемпинговое расследование в отношении импорта на таможенную территорию страны солодового пива из Украины. В качестве меры пресечения введено квотирование импорта пива, что означает для украинских пивоваров сокращение поставок в два раза.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что на современном этапе развития мировой экономики антидемпинговые пошлины являются популярным и достаточно эффективным средством для защиты отечественных производителей. Однако в Республике Беларусь данная мера протекционизма используется не часто. В то же время Республика Беларусь преследует цель стать полноправным участником ВТО. Если это произойдет, то белорусский рынок станет еще более открытым для иностранных товаров. В этой связи появиться необходимость дополнительной защиты отечественных производителей, главным образом при помощи антидемпинговых мер (которые являются разрешенным инструментом протекционизма в рамках ВТО). Таким образом, видится целесообразным уже на современном этапе содействовать тому, чтобы для защиты собственных интересов белорусские производители прибегали именно к антидемпинговым мерам.

Заключение

Демпинг (dumping) - метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это позволяет фирмам, имеющим относительно монопольное положение на внутреннем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше.

Демпинг нарушает справедливую конкуренцию в мировой торговле, его основная цель - завоевание новых иностранных рынков сбыта, наводнение их своими дешевыми товарами, более конкурентоспособными по сравнению с продукцией внутреннего производства.

По проделанной курсовой работе можно сделать следующие выводы:

) раскрыта сущность демпинга, определены причины его привлекательности для стран-экспортеров, а также механизм воздействия на рынок государства-импортера и последствия для обеих сторон. Вне зависимости от формы проявления демпинг создает негативные последствия как для государства-экспортера, так и для государства-импортера. Для первого это выражается, в частности, в том, что налогоплательщики - граждане этого государства в конечном счете несут на себе все расходы, связанные с демпинговым экспортом. Для государства-импортера это приводит к общему ухудшению положения отрасли экономики, наступающее вследствие демпингового импорта, что проявляется в сокращении объема производства или непосредственно конкурирующего товара, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и ряд других показателей. Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.

) выявлена сущность антидемпинговой политики в международной торговле. Сторонники антидемпинговой практики заявляют, что она является защитой против жестких ценовых мер для потребителей, противники же утверждают, что отрицательные последствия такой политики значительно превышают ее положительное воздействие. Игнорируя очевидную выгоду для потребителя более низких цен и создания конкурентной рыночной среды, антидемпинговые законы защищают не принципы конкуренции, а конкурирующих субъектов, которые, по сути, получают выгоду за счет более высоких расходов потребителей.

) оценены последствия введения антидемпинговых пошлин. По сути, данный метод в большей степени носит административный характер. Сама угроза введения антидемпинговых пошлин вынуждает экспортера идти на уступки в «добровольном» порядке, так как в случае начала разбирательств экспортер несет большие затраты, связанные с ведением процесса со сбором доказательств в свою защиту. Таким образом, само антидемпинговое разбирательство выступает эффективной мерой борьбы с недобросовестной конкуренцией.

4) определено, что происходит в случае уклонения от уплаты антидемпинговых пошлин. Повсеместно признано, что антидемпинговые процедуры, используемые в международной торговле, нечетки и полны лазеек. Проблемы возникают в связи с самим определением демпинга, критериями определения «нормальной стоимости» и доказательствами ущерба, наносимого демпингом. К тому же, предприятия, уличенные в демпинге, находят способы уйти от уплаты антидемпинговых пошлин.

5) рассмотрена практика применения демпинга. Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:

-различия в эластичности спроса на товар в различных странах - спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубежом;

-ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать цены;

сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам. Обычно этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.

6) проанализирована ситуация, складывающаяся по поводу применения антидемпинговых мер в Республике Беларусь. Законодательство Республики Беларусь допускает применение антидемпинговых пошлин для защиты интересов национальных товаропроизводителей и пополнения государственного бюджета. Однако опыт Республики Беларусь в сфере применения этих пошлин пока небольшой: на территории нашего государства они вводились всего один раз, хотя антидемпинговые расследования проводились не однократно. Объяснить это можно зачастую и тем, что иностранные экспортеры, поставляющие на рынок Республики Беларусь товар по демпинговым ценам, идут на компромисс с белорусскими национальными производителями уже при первой угрозе проведения антидемпингового расследования, не дожидаясь его начала.

Необходимо отметить, что особую актуальность для Республики Беларусь антидемпинговые меры приобретают во взаимоотношениях со странами СНГ. Между странами-членами СНГ существует режим беспошлинной торговли. В этих условиях антидемпинговые меры становятся одним из основных средств защиты белорусской экономики.

Актуальность использования антидемпинговых мер связана также и с перспективными планами Республики Беларусь относительно вступления в ВТО. Присоединение к ВТО создаст для белорусской экономики ряд серьёзных проблем. Это откроет доступ на белорусский рынок огромному количеству иностранных товаров, в связи с чем возникнет объективная необходимость применения инструментов протекционизма, которые активно используются в современной практике мировой торговли для защиты отечественного рынка и национальных производителей. В рамках ВТО антидемпинговые меры не только не запрещены, но являются весьма распространенным и эффективным средством для защиты внутреннего рынка.

Список использованных источников

1 Абрамов В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие / В.Л. Абрамов. - М.: Дашков и К, 2008. - 117 c.

Гурова И.П. Мировая экономика: Учебник для студентов / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2012. - 208 c.

Джинджолия А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / А.Ф. Джинджолия, Л.С. Шаховская, Е.Г. Попкова. - М.: КноРус, 2013. - 256 c.

Ивасенко А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013. - 340 c.

Ефимова Е.Г. Мировая экономика: Учебное пособие для студентов-экономистов / Е.Г. Ефимова. - М.: МГИУ, 2008. - 108 c.

Кудров В.М. Мировая экономика: Учебное пособие / В.М. Кудров.- М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 216 c.

Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 171 c.

Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 250 c.

Пашковская М.В. Мировая экономика: Учебник / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: МФПУ Синергия, 2012. - 428 c.

Пономарева Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Е.С. Пономарева, П.С. Томилов, Л.А. Кривенцова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 87 c.

Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник / З.К. Раджабова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 104 c.

Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / И.А. Спиридонов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 93 c.

Стрелкова И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / И.А. Стрелкова. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2013. - 167 c.

Центр экспертизы по вопросам ВТО . - Москва, 2015.

Приложение А

Тест «Что такое демпинг?»

1) Что собой представляет демпинг?

А) продажу товара на внешнем рынке по цене более высокой, чем на внутреннем рынке;

Б) продажу товара на внутреннем рынке по цене более низкой, чем на внешнем рынке;

В) продажу товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке.

) В каком году был принят антидемпинговый международный кодекс?

А) 1967;

Б) 1983;

В) 1990.

) Реализация товара на внешнем рынке по цене, которая ниже его себестоимости это:

А) стоимостной демпинг;

В) валютный демпинг.

) Ситуация, когда реализация товаров по сниженным ценам на внешнем рынке приводит к увеличению их стоимости на внутреннем рынке, называется:

А) взаимный демпинг;

Б) обратный демпинг;

В) затратный демпинг.

) Первые упоминания о демпинге и методах борьбы с его разрушительными эффектами можно встретить в научных трудах:

А) 20 века;

Б) 19 века;

В) 18 века.

) Что является основным инструментом борьбы с демпингом?

А) квоты;

Б) антидемпинговые пошлины;

В) лицензии.

) В течение расследования могут быть введены временные антидемпинговые пошлины на срок:

А) до 2 месяцев;

Б) до 4 месяцев;

В) до 6 месяцев.

) Если расследование подтверждает факт демпинга и причинения ущерба экономике импортера, то вводятся постоянные антидемпинговые пошлины на срок:

А) до 5 лет;

Б) до 7 лет;

В) до 10 лет.

) Подтвержденные доказательствами неблагоприятные экономические последствия ввоза товара по демпинговым ценам называются:

А) моральным ущербом;

Б) денежным ущербом;

В) материальным ущербом.

) Дополнительный сбор это:

А) разница между стоимостью товара на рынке экспортирующей фирмы и ценой товара, по которой он экспортируется;

Б) разница между ценой товара, по которой он экспортируется и стоимостью товара на рынке экспортирующей фирмы;

В) сумма стоимости товара на рынке экспортирующей фирмы и цены товара, по которой он экспортируется.

№ вопроса12345678910Правильный ответВААБВББАВА

Похожие работы на - Демпинг как метод финансовой нетарифной торговой политики

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!