Автоматизированные информационные системы
Введение
Производственные и хозяйственные предприятия, фирмы,
корпорации, банки, органы территориального управления, представляют собой
сложные системы. Они состоят из большого числа элементов, реализующих
производственные и управленческие функции. Такие экономические объекты имеют
многоуровневую структуру, а также обширные внешние и внутренние информационные
связи.
Для обеспечения нормального функционирования сложных систем,
где взаимодействуют разнообразные материальные, производственные ресурсы и
большие коллективы людей, осуществляется управление, как отдельными элементами,
так и системами в целом.
Под системой понимают любой объект, который одновременно
рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения
поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно
отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.
Потребность постоянно повышать производительность и
эффективность труда работников, выпускать больше качественной продукции и т.п.
послужили основанием к созданию автоматизированных систем.
Автоматизированной системой называется система, состоящая из
персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая
информационную технологию выполнения установленных функций.
Цель работы: дать понятие автоматизированным системам,
изучить особенности автоматизированных информационных систем.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения
и списка литературы.
1.
Автоматизированные системы
1.1 Понятие автоматизированной системы
Автоматизация прочно входит в повседневную жизнь людей.
Обычно под «автоматической» понимают любую саморегулирующуюся систему. Принцип
её работы заключается в сравнении некоторых выходных характеристик с
установленным эталоном. Отклонение выходного значения от эталона вызывает
включение элементов обратной связи для корректировки полученного значения.
Созданные таким образом устройства позволили облегчить, ускорить, а порой и
удешевить выполнение определенных видов работ. Для комплексного решения данной
проблемы стали создаваться автоматизированные системы. При этом специалисты
отмечают, что автоматизация может быть вызвана двумя обстоятельствами: наличием
реальной необходимости и возможностью практической реализации.
Автоматизированная система - это система, состоящая из
персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая
автоматизированную технологию выполнения установленных функций.
Такая система представляет комплекс технических, программных,
других средств и персонала, предназначенный для автоматизации различных
процессов. В первую очередь подобные системы создавались в промышленности и
были ориентированы на совершенствование методов управления производственными
процессами. Это были автоматизированные системы управления (АСУ).
АСУ - это совокупность экономических и математических
методов, технических средств организационных комплексов, обеспечивающих
рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной
целью. Основное назначение АСУ - получение высокой эффективности разработки,
внедрения и эксплуатации различных по назначению производственных систем.
В России понятие «Автоматизированная система управления»
стало использоваться в 50-е годы ХХ века. Интенсивное применение таких систем
начинается в 1970-1980-е годы. Появление АСУ обусловлено необходимостью
совершенствования организационной структуры управления предприятием,
организацией, учреждением и т.п. Ныне это необходимый элемент многих отраслей
знаний и хозяйства страны. АСУ представляет собой совокупность коллектива людей
и комплекса программно-технических средств, т.е. является человеко-машинной
системой, базирующейся на экономико-математических методах управления,
использовании средств ЭВМ.
Автоматизация базируется на широком использовании средств
вычислительной техники и необходимого для них ПО. В качестве технических
средств АСУ получили использование многомашинные, многопроцессорные комплексы,
образующие с помощью ЭВМ и информационных сетей распределенные системы
обработки информации. При реализации АСУ обычно применяются автоматизированные
рабочие места и участки. Автоматизация позволяет существенно сократить время
создания новых образцов техники, продуктов и т.д., а также обслуживания
пользователей, значительно повысить уровень их обслуживания, преобразует и
видоизменяет отдельные технологические процессы, а порой - все основные
традиционно используемые технологии. Хотя изначально автоматизированные системы
предназначались для автоматизации сложных производственных технологических
процессов, всё же их недаром назвали АСУ: управление любыми процессами связано
с выполнением собственно функций управления, т.е. взаимодействия людей в
процессе выполнения каких-либо работ. В этом случае активизируется деятельность
административно-управленческого аппарата и совершенствуется документооборот.
Важное место в подобных процессах всегда отводилось циркулирующей в организации
информации.
Для функциональных задач, имеющих достаточно формализованные
алгоритмы решения (финансово-бухгалтерский учёт, материально-техническое
снабжение, кадры и др.), внедрение АСУ позволило значительно улучшить
отчётность, контроль прохождения документации, своевременность принятия
решений, и во многих случаях это дало значительный экономический эффект.
В зависимости от сферы автоматизированной деятельности
выделяют, например, следующие виды АС:
АС управления (ОАСУ, АСУП, АСУТП, АСУ ГПС и др.);
системы автоматизированного проектирования (САПР);
АС научных исследований (АСНИ);
АС обработки и передачи информации (АСОИ);
АС технологической подготовки производства (АСТПП);
АС контроля и испытаний (АСК);
системы, автоматизирующие сочетания различных видов
деятельности и пр.
В составе АС выделяют:
основную часть, в которую входят информационное, техническое
и математическое обеспечение; и
функциональную часть, к которой относятся взаимосвязанные
программы, автоматизирующие конкретные функции управления.
В современном понимании автоматизированная система немыслима
без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
1.2 Процессы, протекающие в автоматизированных
системах
Информационный процесс - это процесс создания, сбора,
обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления
информации.
Процессы, обеспечивающие работу автоматизированной системы
любого назначения, условно можно представить состоящими из следующих этапов:
ввод информации из внешних или внутренних источников;
обработка входной информации и представление ее в удобном
(требуемом) виде;
хранение информации в виде баз данных, информационных
массивов, файлов;
вывод информации для представления потребителям или передачи
в другую систему;
передачу информации по каналам связи от источника
потребителю;
изменение входной информации по требуемому закону.
Процессы реализуются с помощью процедур, реализующих тот или
иной механизм переработки входной информации в конкретный результат.
Различают следующие типы процедур:
. Полностью формализуемые, при выполнении которых алгоритм
переработки информации остается неизменным и полностью определен (поиск, учет,
хранение, передача информации, печать документов, расчет на моделях, алгоритм
управления исполнительным устройством).
. Неформализуемые процедуры, при выполнении которых создается
новая уникальная информация, причем алгоритм переработки исходной информации
неизвестен (формирование множества альтернатив выбора, выбор одного варианта из
полученного множества).
. Плохо формализованные процедуры, при выполнении которых
алгоритм переработки информации может изменяться и полностью не определен
(задача планирования, оценка эффективности вариантов и т.п.).
Информационные процессы реализуются с помощью информационных
процедур, реализующих тот или иной механизм переработки входной информации в
конкретный результат.
В целом автоматизированные системы определяется свойствами:
) при построении автоматизированной системы необходимо
использовать системный подход;
) любая автоматизированная система может быть подвергнута
анализу, построена и управляема на основе принципов теории систем;
) в автоматизированную систему должен быть заложен принцип
дальнейшего развития и расширения (расширяемость, масштабируемость);
) выходной продукцией автоматизированной системы является
информация, на основе которой принимаются решения;
) автоматизированную систему следует рассматривать как
человеко-машинную систему обработки информации и управления.
Использование автоматизированных систем может служить для
эффективного решения следующих основных задач:
получение более рациональных вариантов решения задач
управления за счет внедрения математических методов;
освобождение работников от рутинной работы за счет ее
автоматизации;
повышение достоверности информации, на основе которой
принимаются решения;
совершенствование структуры информационных потоков (включая
систему документооборота);
уменьшение в целом затрат на производство продукции (включая
информационные).
Разновидностью систем, широко применяемых в различных
предметных областях и сферах, являются информационные системы.
Таким образом, для успешного функционирования АСУ возникает
потребность автоматизации информационных процессов, а значит и создания
автоматизированных информационных систем. Они основаны на использовании
специальных средств и методов преобразования информации, т.е.
автоматизированных информационных технологий.
2.
Автоматизированные информационные системы
информационный управление автоматизированный
Автоматизированная информационная система (АИС) - это
комплекс, который включает компьютерное и коммуникационное оборудование,
программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы,
предназначенных для сбора, подготовки, хранения, обработки и предоставления
информации, а также системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической
информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения
информационных потребностей пользователей и для принятия решений.
АИС объединяет следующие составляющие:
языковые средства и правила, используемые для отбора,
представления и хранения информации, для отображения картины реального мира в
модель данных, для представления пользователю необходимой информации;
информационный фонд системы;
способы и методы организации процессов обработки информации;
комплекс программных средств, реализующих алгоритмы
преобразования информации;
комплекс технических средств, функционирующих в системе;
персонал, обслуживающий систему.
Любая АИС функционирует в окружении внешней среды, являющейся
для АИС источником входной и потребителем выходной информации. В пределах АИС,
начиная со входа в систему и кончая выходом из нее, информационный поток
проходит несколько этапов обработки.
С помощью АИС обеспечивается многовариантность расчетов,
принимаются рациональные управленческие решения, в том числе в режиме реального
времени, организуется комплексный учет и экономический анализ, достигаются
достоверность и оперативность получаемой и используемой в управлении информации
и т.д.
Основная цель АИС - хранение, обеспечение эффективного поиска
и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного
удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей.
К основным принципам автоматизации информационных процессов
относят: окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность,
соответствие стандартам.
Окупаемость означает затрату меньших средств, на получение
эффективной, надёжной, производительной системы, возможностью быстрого решения
поставленных задач. При этом считается, что срок окупаемости системы должен
составлять не более 2-5 лет.
Гибкость означает легкую адаптацию системы к изменению
требований к ней, к вводимым новым функциям. Это обычно достигается созданием
модульной системы.
Безопасность означает обеспечение сохранности информации,
регламентация работы с системой, использование специального оборудования и
шифров.
Дружественность заключается в том, что система должна быть
простой, удобной для освоения и использования (меню, подсказки, система
исправления ошибок и др.).
АИС разнообразны и могут быть классифицированы по ряду
признаков, относящихся как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам.
Каждая АИС ориентирована на ту или иную предметную область. Под предметной
областью понимают область проблем, знаний, человеческой деятельности, имеющую
определенную специфику и круг фигурирующих в ней предметов. При этом каждая
автоматизированная система ориентирована на выполнение определенных функций в
соответствующей ей области применения. Выделяются четыре типа АИС:
. Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации.
. Объединяющий несколько процессов в одной организации.
. Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе
нескольких взаимодействующих организаций.
. Реализующий работу нескольких процессов или систем в
масштабе нескольких организаций.
При создании АИС целесообразно максимально унифицировать
организуемые системы (подсистемы) для удобства их распространения, модификации,
эксплуатации, а также обучения персонала работе с соответствующим ПО.
Разработка АИС предполагает выделение процессов, подлежащих автоматизации,
изучение их, выявление закономерностей и особенностей (анализ), что
способствует определению целей и задач создаваемой системы. Затем
осуществляется внедрение необходимых информационных технологий (синтез). Для
успешного проведения проектно-организационных работ рекомендуется выявить
несколько прототипов проектируемого объекта и устанавливаемых на нём
программно-технических средств. На их основе разработать несколько вариантов.
Затем из них выбирают альтернативные, из которых наконец - наилучшее решение.
В АИС обычно применяются автоматизированные рабочие места
(АРМ) на базе персональных ЭВМ, распределённые базы данных, программные
средства, ориентированные на конечного пользователя.
Основное назначение автоматизированных информационных систем
не просто собрать и сохранить электронные информационные ресурсы, но и
обеспечить к ним доступ пользователей. Одной из важнейших особенностей АИС
является организация поиска данных в их информационных массивах (базах данных).
Поэтому АИС практически являются автоматизированными информационно-поисковыми
системами (АИПС) - программный продукт, предназначенный для реализации
процессов ввода, обработки, хранения, поиска, представления данных т. п. АИПС
бывают фактографическими и документальными.
) Фактографические АИПС обычно используют табличные
реляционные БД с фиксированной структурой данных (записей).
) Документальные АИПС отличаются неопределённостью или
переменной структурой данных (документов). Для их разработки обычно применяются
оболочки АИС.
Способами обеспечения автоматизированных информационных
систем и их технологий являются программное, техническое, лингвистическое,
организационное и правовое обеспечение, используемые или создаваемые при
проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.
) Программное обеспечение представляет инструментальную среду
программистов, прикладные программы для соответствующих ЭВМ и установленные на
них операционные системы. Это языки программирования, операционные системы,
сетевое программное обеспечение, редакторы (текстовые, связей, табличные и
др.), библиотеки программ, трансляторы, утилиты и др. Главными среди них
являются программные комплексы АИС - системы управления базами данных (СУБД).
Их оболочки - это автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС)
широкого применения.
) Техническое обеспечение АИС включает средства ввода,
обработки, хранения, поиска и передачи / приёма информации. Ввод, обработка и
хранение данных - стандартные составляющие ЭВМ. Поиск информации осуществляется
на основе использования специального ПО. Средства передачи информации
представляют собой сетевое и телекоммуникационное оборудование ЭВМ, системы и
средства связи.
) К лингвистическому обеспечению обычно относят:
типы, форматы, структура информации (данных, записей,
документов);
языковые средства описания (ЯОД, словари данных) и
манипулирования данными (ЯМД);
классификаторы, кодификаторы, словари, тезаурусы и т.п.
) В состав организационного обеспечения АИС входят
структурные подразделения организации, её использующей, осуществляющие
управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы, а
также документация для обеспечения эксплуатации и развития системы.
) Правовое обеспечение АИС - это совокупность правовых норм,
регламентирующих правоотношения при создании и функционировании АИС. На этапе
разработки АИС оно включает нормативные акты, связанные с договорными
отношениями разработчика и заказчика системы, с регулированием отклонений
процесса разработки системы, с обеспечением процесса разработки различными
ресурсами. На этапе эксплуатации системы - определяет её статус в процессе
управления, правовые положения компетенции отдельных структур АИС и организации
их деятельности, порядок создания и использования информации в АИС, правовое
обеспечение безопасности функционирования АИС. Правовое обеспечение включает
нормативные документы, регламентирующие деятельность АИС.
Примерная схема АИС представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Вариант схемы автоматизированной информационной
системы
Универсальные оболочки не позволяют пользователям
собственными силами развивать систему. Специальные программы класса СУБД
(ORACLE, MS SQL, ADABAS, Informix и др.) разрабатываются таким образом, чтобы
предоставлять пользователям широкие возможности их развития. Для обеспечения
широких масс пользователей к открытым электронным информационным массивам
осуществляется кооперация и интеграция этих ресурсов.
Автоматизированные интегрированные информационные системы
обеспечивают доступ к удалённым информационным и техническим ресурсам, а также
возможность работы различных категорий пользователей с разнородной по формам
представления информацией. К ним относят локальные, корпоративные и глобальные
сети.
АИПС, с точки зрения выполняемых задач и представляемых
пользователям возможностей, могут быть как достаточно простыми (элементарные
справочные), так и весьма сложными системами (экспертные и др., предоставляющие
прогностические решения).
Итак, потребность постоянно повышать производительность и
эффективность труда работников, выпускать больше качественной продукции и т.п.
послужили основанием сначала к созданию автоматизированных систем управления
производственными технологическими процессами, затем автоматизированных систем
управления предприятиями.
Практически любая автоматизированная система включает в свой
состав автоматизированную информационно-поисковую систему. Автоматизированная информационно-поисковая
система представляет совокупность программных и аппаратных средств,
используемых для хранения, поиска и (или) управления данными и информацией, с
целью удовлетворения информационных потребностей пользователей. Она также
предназначена для реализации процессов ввода, обработки, и представления
данных.
Целью автоматизации информационных процессов является
повышение производительности и эффективности труда работников, улучшение
качества информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности
обслуживания пользователей. С её помощью сокращается время выполнения заданий,
преобразуются и изменяются технологические процессы, предоставляются новые виды
информационных услуг и продуктов. К основным принципам автоматизации информационных
процессов относят: окупаемость, надёжность, гибкость, безопасность,
дружественность, соответствие стандартам.
Для обеспечения доступа широких масс пользователей к открытым
электронным информационным массивам осуществляется кооперация и интеграция этих
ресурсов, что обеспечивает доступ к удалённым информационным и техническим
ресурсам, а также возможность работы различных категорий пользователей с
разнородной по формам представления информацией. К ним относят локальные,
корпоративные и глобальные сети.
Таким образом, опыт разработки и внедрения различных классов
автоматизированных систем показал высокую экономическую эффективность их
применения. Она отражается в хорошей организации труда и производства,
повышении точности планирования и реализации поставленных задач, в обеспечении
ритмичности работы предприятия, уменьшении доли ручного труда и т.д.
Заключение
Таким образом, автоматизированная система - это система,
состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности,
реализующая автоматизированную технологию выполнения установленных функций.
Первоначально подобные системы создавались в промышленности и
были ориентированы на совершенствование методов управления производственными
процессами. Это были автоматизированные системы управления (АСУ) - совокупность
экономических и математических методов, технических средств организационных
комплексов, обеспечивающих рациональное управление процессом в соответствии с
заданной целью. Основное назначение АСУ - получение высокой эффективности разработки,
внедрения и эксплуатации различных по назначению производственных систем. В
дальнейшем для успешного функционирования АСУ возникает потребность
автоматизации информационных процессов, а значит и создания автоматизированных
информационных систем (АИС).
АИС - это комплекс, который включает компьютерное и
коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические
средства, информационные ресурсы, предназначенных для сбора, подготовки,
хранения, обработки и предоставления информации, а также системный персонал,
обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части
реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей и
для принятия решений. Основное назначение АИС не просто собрать и сохранить электронные
информационные ресурсы, но и обеспечить к ним доступ пользователей. Одной из
важнейших особенностей АИС является организация поиска данных в их базах
данных, поэтому современные АИС практически являются и автоматизированными
информационно-поисковыми системами (АИПС).
Для обеспечения доступа широких масс пользователей к открытым
элек-тронным информационным массивам осуществляется их кооперация и интеграция,
что обеспечивает доступ к удалённым информационным и техническим ресурсам. К
ним относят локальные, корпоративные и глобальные сети.
Список
используемой литературы
1. ГОСТ
34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные
системы. Термины и определения: Постановление Госстандарта СССР от 27.12.1990.
- №3399.
2. Информатика:
Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
. Никоза
А.В. Компьютерные технологии в области автоматизации и управления. Учебник /
А.В. Никоза. - СПб.: СПБ ГЭТУ (ЛЭТИ) 2007. - 240 с.
. Норенков
И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учеб. для вузов / И.П.
Норенков. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 336 с.