Анализ экономических факторов отношений между Китаем и Кыргызстаном

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    103,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ экономических факторов отношений между Китаем и Кыргызстаном

Содержание

Введение

Глава I Китайская Республика во внешней политике региона Центральной Азии

Глава II Установление дипломатических, социальных и политических отношений между Кыргызстаном и Китаем

2.1 Сотрудничество Кыргызстана с КНР как стратегический приоритет внешней политики

2.2 Интенсификация многоуровневых связей между Кыргызстаном и Китаем

Глава III Перспективы развития кыргызско-китайских отношений на современном этапе

3.1 Экономические отношения между странами

3.2 Вопросы развития кыргызско-китайского сотрудничества

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Актуальность темы курсовой работы, состоит в том, что сейчас в Кыргызстане идут сложные процессы становления рыночных отношений. Сколько было сделано просчетов и ошибок в стратегических решениях по приватизации, либерализации цен, для исправления которых нужны были колоссальные усилия. Сейчас, после выборов нового Президента КР, определяются приоритеты в развитии экономики страны, вырабатывается общая стратегия, подбираются кадры. И не проанализировать опыт своего ближайшего соседа, причем опыт положительный, просто нельзя!

На современном этапе, взаимодействие двух стран основывается на обширной договорно-правовой базе, предусматривающей сотрудничество в различных сферах жизнедеятельности. Несмотря на отсутствие явных противоречий в двусторонних отношениях между Кыргызстаном и Китайской Народной Республикой, кардинально расходящихся с интересами обеих сторон, существует, однако ряд факторов, несущих в себе негативный характер и способных впоследствии не самым лучшим образом отразиться на кыргызско-китайских взаимоотношениях. Как следует из тезисов французского ученого Р.Арона, «основой всех международных действий государства коренится в национальном интересе, наиболее существенными составными элементам которого являются безопасность, выживание и суверенитет. Поэтому международные отношения - это сфера столкновений, конфликтов и примирений национальных интересов различных государств».

Рассматривая взаимоотношения Китая и Кыргызстана в этом контексте, Пекин крайне заинтересован в обеспечении стабильности последнего, что обуславливается, в первую очередь, непосредственной близостью территории Кыргызской Республики. На современном этапе после разрешения вопроса пролегания государственной кыргызско-китайской границы руководствами обеих стран, как в двустороннем порядке, так и в рамках ШОС уделяется значительное внимание противодействию «трем силам зла» (терроризм, экстремизм и сепаратизм). Рассматривая ситуацию в данном контексте, Кыргызстан, как одно из государств непосредственно граничащих с китайской территорией СУАР призвано играть роль некоего «северного форпоста», гаранта Китайской Народной Республики в нераспространении национал-сепаратистских настроений. Учитывая при этом богатую культурную, этническую, а также конфессиональную общность населения автономного округа с народами ЦА, а также Кыргызстана в частности, беспокойство китайских властей вполне обосновано.

Целью данной курсовой работы является анализ экономических факторов отношений между Китаем и Кыргызстаном. Для ее достижения были решены следующие задачи: провести сравнительный анализ современного состояния экономик двух стран, разобраться в особенностях кыргызско-китайских отношений, определиться с перспективами их экономических отношений.

Глава I Китайская Республика во внешней политике региона Центральной Азии

 

На протяжении многих столетий между народами Центральной Азии (ЦА) и Китая шел интенсивный процесс многостороннего взаимодействия (экономического, научного, культурного и т.д.). В период расцвета Великого шелкового пути (вплоть до середины II-го тысячелетия нашей эры) страны, расположенные на территории центрально-азиатского региона, служили транспортным мостом между Китаем и Европой. Они имели статус хорошо развитых торговых, финансовых и производственных центров. При этом Китай долгое время оставался для Центральной Азии важнейшим источником научных знаний и передовых технологий.

Во второй половине XIX века, когда Центральная Азия вошла в состав Российской империи, ее связи с Китаем - начали ослабевать. В советские времена, когда центрально-азиатский регион являлся составной частью СССР, его отношения с Китаем были фактически свернуты.

С обретением в 1991 году республиками Центральной Азии национальной независимости, новые государства региона объективно были заинтересованы в скорейшем выходе на международную арену и развитии сотрудничества, в первую очередь с соседними странами. Выстраивание отношений государств ЦА с Китайской Народной Республикой (КНР) в начале 90-х годов началось практически с «чистого листа» и, по мере активизации в регионе самого Китая, шло по нарастающей, приобретая новые формы и содержание.

Привлекая прямые зарубежные инвестиции, Китай преследует следующие цели: расширение сферы источников накопления, освоение современных технологий и управленческого опыта, проникновение на мировые рынки, рост валютных поступлений и т.д. Добиться одновременной реализации всех этих целей весьма сложно. Обычно иностранные инвесторы заинтересованы в экспортной ориентации совместных проектов лишь в том случае, если это обеспечивает существенную экономию благодаря использованию дешевой китайской рабочей силы. Поэтому наибольшие валютные доходы приносят, как правило, низко-технологичные трудоемкие отрасли промышленности и сферы услуг. Наоборот, предприятия высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности с большим трудом добиваются валютной самоокупаемости. Подобные предприятия создаются иностранными вкладчиками в основном в расчете на освоение внутреннего рынка КНР. Национальные предприятия часто не могут обеспечить им поставки сырья и компонентов нужного качества и значительная часть валюты уходит на импорт материалов.

В 80-е годы КНР сумела использовать благоприятную ситуацию, связанную со структурной перестройкой экономики «азиатских драконов» и переносом оттуда трудоемких производств в страны с более дешевой рабочей силой. Трудоемкие отрасли, по-видимому, и в 90-е годы останутся основной специализацией большинства «льготных» районов. Но в последние годы подход к их развитию все больше дифференцируется и там, где для этого есть все условия, ставка делается на более передовые направления сотрудничества: технологическое обновление импортозамещающих отраслей (в «открытых» приморских городах), активизацию коммерческого использования научно-технических достижений (в зонах высоких технологий), развитие сектора услуг, соответствующих международным стандартам (в зонах свободной торговли) и т.п.

Общеизвестно, что в Китае с древности до настоящего времени с конфликтами справляются при помощи неформальных механизмов примирения и согласия, по возможности приближенных к форме дискуссии. Общество управлялось преимущественно через ритуальные отношения, поэтому требовалось минимальное вмешательство правительства. Это и есть та самая общинная гармония, которая обусловливает порядок на непосредственном уровне, на котором определяется и выражается также консенсус власти и народа, общества и государства.

Китай вполне реально может стать и становится центром такого динамично развивающегося региона, как АТР. Кроме того, Китай имеет надёжную геополитическую основу (обширная территория с богатыми ресурсами и многочисленным населением), чтобы играть роль естественного центра притяжения для окружающих стран и народов ,куда кроме стран Восточной Азии входят южноазиатские страны и недавно возникшие страны Центральной Азии. В условиях нового миропорядка под становлением “Большого Китая” понимается экономическое единство, скрепленное этнической общностью. Китай хочет определить и утвердить своё место на мировой арене, максимально обеспечить безопасность страны, создать благоприятные условия для своего развития, прежде всего, путем завоевания неформального лидерства в АТР. Мощь этой сферы влияния китайских экономических интересов, как утверждалось в докладе Всемирного банка от 1993 года, в недалеком будущем может превзойти экономическую мощь Японии и сравниться с американской. В этих условиях традиционные принципы внешней политики Китая формулируются прежде всего, как регионализм и патернализм. По мнению китайских аналитиков регионализм предполагает уменьшение “внешнего вмешательства, влияния на региональном уровне”. , будет стимулировать развитие многополюсности, поможет отвечать вызовам глобализации.

Известный китайский политический еженедельник “Ляован” написал о том, почему китайская внешняя политика должна ориентироваться на приграничные, соседние государства.

Во-первых, указывается в статье, интересы Китая в основном сконцентрированы на приграничных с ним районах. В сфере экономики, китайская внешняя торговля, 56% экспортно-импортной деятельности, сосредоточены в соседних странах, среди них 53,6% приходится на Юго-Восточную Азию. В военной области, вопросы безопасности соседних регионов (в настоящее время опасность развязывания конфликтов в Азии довольно велика), также прямо связаны с безопасностью КНР. Далее китайские аналитики отмечают, что, за исключением Японии все остальные страны в этом регионе принадлежат к развивающимся (включая Россию), поэтому у них много схожего в вопросе о создании нового экономического порядка. Кроме России и Филиппин, культурная традиция соседних стран в основном восходит к буддизму, конфуцианству и исламу. Все они принадлежат к не западной культуре. Поэтому позиция этих стран и Китая в таких важных для западной политической культуры вопросах как права человека, государственный суверенитет невмешательство во внутренние дела другого государства и др. имеет много общего.

Китайскими исследователями выдвигается тезис, что мощь Китая может помочь защитить приграничные государства. В этой идее явно прослеживается конфуцианская вертикальная модель выстраивания отношений Китая с другими государствами, когда повелитель должен оберегать своих подчинённых.

Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан - все эти центрально-азиатские государства имеют много общего в своей культуре, языке, религии, истории с такими мусульманскими государствами как Пакистан, Иран, Турция. Поэтому после распада Советского Союза некоторые наблюдатели предсказывали, что именно Иран и Турция станут главными конкурентами России в этом регионе. Но как показали события, именно Китай вступил в борьбу за влияние в центрально-азиатском регионе.

После обретения бывшими советскими республиками в Центральной Азии статуса независимых государств КНР незамедлительно заявила об их дипломатическом признании, начала развивать политические и торгово-экономические связи с ними. Наглядным показателем этого курса явился визит в 1994 году премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Ташкент, где он сформулировал политику Пекина в отношении стран этого региона.

Во время своего визита в Ташкент премьер Госсовета Ли Пэн обозначил четыре основных направления развития связей с центрально-азиатскими странами: 1) у КНР и центрально-азиатских республик много общих интересов, которые могут стать основой дружественных отношений; 2) развитие сотрудничества КНР со странами Центральной Азии не направлено против третьих стран; 3) у Китая нет намерений конкурировать в этом регионе с Россией; 4) у КНР в Центральной Азии нет корыстных интересов, и она не угрожает центрально-азиатским государствам.

По мнению Ли Пэна “отношения между Китаем и странами Центральной Азии вступили в новый этап”. “Мы хотим, - продолжал он, - чтобы центрально-азиатские государства жили в согласии и развивали дружественные отношения со всеми странами, в том числе с Россией и другими странами СНГ”.

Китайские эксперты указывают, что Китай, придерживается шести основных установок при сотрудничестве с государствами Центральной Азии:

исходить из принципов равноправия и учета взаимных интересов, вести дела в соответствии с экономическими закономерностями; взаимная доступность, выгода и создание благоприятных условий должны быть положены в основу экспортно-импортных операций; торговые сделки надлежит осуществлять в установленном порядке;

следует всячески разнообразить формы сотрудничества. Бартерную торговлю необходимо постепенно переводить на расчеты в наличной валюте и совершенствовать систему банковских расчетов. Китай одобрительно относится к развитию экономического сотрудничества пяти стран Центральной Азии с его провинциями и городами;

исходя из реальной обстановки, умело использовать местные сырьевые источники и преимущества местных материалов, их конкурентоспособность, выявлять потребности рынка, степень надежности партнера, возможности крупных предприятий;

совершенствовать транспортные коммуникации, прокладывать новые “шелковые пути”, общими усилиями использовать на благо народов различных стран существующие транспортные коммуникации, связывающие Европейский и Азиатский материки;

рассматривать незначительную ныне экономическую помощь Китая центрально-азиатским странам как проявление дружеских чувств;

всемерно развивать приграничное сотрудничество с каждой из стран Центральной Азии и тем самым способствовать общему развитию.

Исследователи отмечают, что в Средней Азии (исключая Таджикистан, раздираемый внутренними конфликтами) процесс становления независимости избежал болезненных политических потрясений. Позитивным фактором в КНР считают введение в ряде стран президентского правления, что облегчает реализацию политических решений.

Одновременно фиксируются и негативные для Китая факторы, связанные с независимостью этих стран, особенно подъем национализма в Средней Азии. Так, в Пекине с беспокойством было воспринято создание в 1992. г. "Всемирного казахского центра", председателем которого стал Н. Назарбаев и который ставит целью объединение всех казахов во всемирном масштабе. Подобные устремления для Китая, имеющего значительную казахскую прослойку в Синьцзяне и Внутренней Монголии (около 1 млн. человек), звучат в определенном смысле провокационно. В негативном свете интерпретируется в Китае и возникновение в Казахстане "Уйгурского международного союза", что воспринимается как определенная реанимация проблемы "Восточного Туркестана".

К числу негативных факторов, с точки зрения китайского правительства, относится усиление сепаратистских настроений в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, Тибете, поэтому оно считает весьма важным "бдительность" властей в отношении подрывной деятельности антиправительственных сил. Шанхайские исследователи из института современных международных отношений Хэ Сицюань и Чэнь Миньшень указывают, что "все пять среднеазиатских государств взяли демократию и секуляризм в качестве принципов национального строительства и приняли особые меры против сил, представляющих угрозу их государственной и социальной стабильности". Отмечается, в частности, что во всех пяти странах религиозным партиям отказано в участии в политической жизни, фундаменталистские же организации вообще запрещены, а их лидеры были вынуждены уйти в подполье или оказались в эмиграции.

Китай не может не беспокоить активизация стран Запада, НАТО в республиках бывшего СССР, примыкающих к Китаю. Пекин заинтересован в создании около своих северо-западных границ (Синьцзяна) буферной зоны, заслона на пути продвижения НАТО к Китаю, на пути распространения исламского экстремизма.

Глава II Установление дипломатических, социальных и политических отношений между Кыргызстаном и Китаем


2.1 Сотрудничество Кыргызстана с КНР как стратегический приоритет внешней политики


Китайская Народная Республика является во многом уникальным и необычным внешнеполитическим партнером Кыргызской Республики. Это единственное государство дальнего зарубежья, с которым Кыргызстан имеет физическую границу. Одновременно, это та страна мира, отношения с которой охватывают огромный по времени период исторического прошлого кыргызского народа. Точкой их отсчета стал конец третьего столетия до н.э. Китайские исторические хроники повествуют, что государство кыргызов как самостоятельное этнотерриториальное образование возникло в конце 1 тыс. до н.э. Первое упоминание государственного образования «владение Гэгунь (кыргызы)» относится к 209-201 году до н.э. Несмотря на полулегендарный характер данных сведений, они позволяют судить о том, что истоки дипломатических отношений кыргызского народа с внешним окружением уходят корнями в седую древность.

Международные и межгосударственные связи, зародившиеся в этот период времени, послужили основой длительного исторического процесса формирования кыргызского народа и государства.

Древние кыргызы обитали на землях, расположенных к северу от восточного Тянь-Шаня, севернее хребта Боро-Хоро и западнее пустыни Дзосотын-Элисун. На протяжении длительного периода времени кыргызы неоднократно становились объектом экспансии и попадали в зависимость от могущественных государств хунну, сяньбийцев, жужаней.

Около трех десятилетий с момента возникновения Первого Тюркского каганата в середине VI века, кыргызы находились в вассальной зависимости от его правителей. В 581 году им удалось обрести независимость, после чего они сразу же стали проявлять внешнеполитическую активность. Уже в 583 году древние кыргызы вынашивали планы активного вмешательства в события в Центральной Азии. Это вызывалось не экспансионистскими устремлениями, а естественным желанием обезопасить себя от великой кочевой империи, стремительно расширявшей свое господство в регионе.

В качестве одного из факторов, призванного способствовать этому, рассматривалось установление прямых дипломатических отношений с китайской империей Тан.

В Тан Шу (История династии Тан) указано, что новый импульс дипломатические отношения между кыргызами и Китаем получили в эпоху раннего средневековья. Так, в 648 году в Китай было направлено кыргызское посольство. Позднее, в 650-683гг. было открыто два посольства.

         В последующем, история взаимоотношений Кыргызстана с Китаем в эпоху нового и новейшего времени подразделяется на два крупных периода, на каждый из которых приходится в среднем около ста лет. Это вторая половина 18-го - первая половина 19-го веков (первый период) и со второй половины 19-го века до 1991 года (второй период).

Как отмечают исследователи, если первый период характеризуется относительно самостоятельной внешней политикой кыргызов по отношению к Китаю, то для второго этапа типично полное отсутствие самостоятельности во внутренней и внешней политике. Взаимоотношения Кыргызстана и КНР Во второй период развивались в русле приоритетов внешней политики Советского Союза с характерными для нее этапами союзничества и конфронтации.

Равноправное сотрудничество между Кыргызской Республикой и КНР на основе самостоятельно вырабатываемых внешнеполитических приоритетов началось в 1991 году. В настоящее время наши государства активно развивают двусторонние отношения в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и иных сферах.

Правительство Китайской Народной Республики 27 декабря 1991 года признало независимость Кыргызстана, а 5 января 1992 года между двумя государствами были установлены дипломатические отношения.

         Китай одним из первых, в мае 1992 года, официально открыл свое посольство в Бишкеке. Во время визита министра иностранных дел Кыргызстана в Китай 31 августа 1993 года в Пекине состоялось открытие посольства Кыргызстана, приуроченное ко второй годовщине независимости нашего государства.

Оправданность взаимозаинтересованного развития дипломатических отношений между Кыргызстаном и Китаем обусловлена рядом факторов.

Как отмечено выше, Китайская Народная Республика и Кыргызстан являются государствами-соседями, имеющими протяженную совместную границу в 1071,8 км. Исторически и географически территория Кыргызстана и западной части КНР (СУАР) входят в единый политико-культурный регион, представленный родственными народами, имеющими сходную веру и родственные языки. Эта близость делает естественным развитие политических и торгово-экономических отношений. Еще более важным представляется то, что в изменившейся конфигурации мира и новых условиях сотрудничества государств этот регион остался не только местом пересечения границ исламской, христианской и конфуцианской религий, культурным, коммуникационным и транспортным мостом между Востоком и Западом. Он также является регионом, где усилились и активно проявляются новые вызовы современности, имеющие трансграничный характер: религиозный экстремизм, этнический сепаратизм и международный терроризм, организованная преступность и наркотрафик.

Необходимость взаимодействия Китая и Кыргызстана по целому ряду направлений, включая обеспечение региональной безопасности и стабильности, отвечает реалиям современного этапа международных отношений.

Подобный подход и особая роль в этом Китая как партнера Кыргызской Республики лежат в основе внешней политики нашего молодого суверенного государства. Это обстоятельство неоднократно подчеркивалось главой Кыргызстана в ходе его официальных выступлений.

Оба государства, существенно различаясь по территории, численности населения, экономическому и военному потенциалам настроены на создание взаимовыгодного формата двусторонних отношений. В совместном кыргызско - китайском Коммюнике от 16 мая 1992 года отмечено, что Кыргызстан и Китай рассматривают друг друга как дружественные государства и намерены развивать взаимоотношения на основе универсальных принципов межгосударственных отношений. Там же отмечено, что стороны будут решать все вопросы между двумя государствами в форме мирных переговоров, в духе добрососедства и дружбы, отказываясь от применения силы.

Сотрудничество в сфере безопасности между двумя государствами эффективно развивается на двустороннем и многостороннем уровнях - в рамках Организации Объединенных Наций, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Шанхайской Организации Сотрудничества.

С целью укрепления двусторонних отношений правительством Кыргызской Республики в августе 2000 года принят Комплексный план мероприятий по сотрудничеству на 2001-2003 годы, охватывающий большинство направлений кыргызско-китайских взаимоотношений.

По итогам 11 месяцев 2003 года суммарный товарооборот Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой составил 92,2 млн. долларов. При этом, экспорт в Китай составил 21,7 млн. долл., что меньше в сравнении с соответствующим периодом 2002 года на 16,8 млн. долларов. В свою очередь, импорт из КНР по отношению к аналогичному периоду 2002 года вырос на 17,2 млн. долларов, достигнув 70,5 млн. долларов. Как и ранее, в импорте из КНР значительный удельный вес (около 50%) составляют потребительские товары.

К этому следует добавить, что в период 2001 - 2003 годов КНР оказало значительную помощь силовым министерствам и ведомствам Кыргызстана в их оснащении современными техническими средствами на грантовой основе.

По мнению кыргызстанских экспертов, причинами низкого уровня торгово-экономических отношений между Кыргызстаном и Китаем являются инертность, отсутствие заинтересованности министерств, ведомств, отдельных предприятий и предпринимателей в развитии сотрудничества, несовершенство законодательной базы двух стран в области иностранных инвестиций физических и юридических лиц, недостаточная эффективность коммуникаций.

Наиболее актуальными представляются задачи развития и укрепления сотрудничества в области региональной безопасности и экономического сотрудничества. При этом, торгово - экономическое сотрудничество, имея огромный неиспользованный потенциал, выступает в качестве фундамента для дальнейшего укрепления взаимовыгодных отношений между Кыргызской Республикой и КНР.

Обоснованным представляется мнение М. Иманалиева о том, что наша республика в межгосударственных отношениях с КНР должна преследовать следующие цели:

1.      Китай может и должен стать одним из крупнейших партнеров Кыргызстана в торгово-экономическом отношении. Умелое использование экономического потенциала КНР позволит Кыргызстану «прицепиться» к «локомотиву» мировой экономики в лице одной из наиболее динамично развивающихся стран,

2.      Китай и Кыргызстан должны выступить в качестве гарантов региональной безопасности, не позволяя разнонаправленным силам стать источником угрозы Центральной Азии,

.        Китай должен быть равноправным политическим партнером Кыргызстана, способным в силу своих преимуществ выступить гарантом стабильности и развития в центральноазиатском регионе.

Несмотря на то, что последний пункт не разделяется мною безоговорочно, все же не вызывает сомнений значимая стабилизирующая (или дестабилизирующая - в случае негативного сценария) роль КНР в регионе.

Итогом всему отмеченному является необходимость дальнейшего последовательного укрепления взаимовыгодных отношений с Китайской Народной Республикой на долговременную перспективу.

2.2 Интенсификация многоуровневых связей между Кыргызстаном и Китаем


Перед Кыргызстаном встает важная задача - достижение негласного статуса «особого партнера» КНР в Центральной Азии и выстраивание «особых отношений», основанных на общности интересов в регионе - экономическое развитие и безопасность. Есть несколько факторов, которые влияют на выдвижение этого тезиса, пусть и дискуссионного, как с точки зрения исторически сложившейся практики государства, так и международных обязательств с другими странами в современный период, но все же вполне реалистичного. Не последнюю роль в этом играет и политика крупных мировых и региональных держав, так и отдельных стран Центральной Азии. Учитывая тот факт, что на двустороннем уровне между странами нет никаких проблем и противоречий, отношения между малой страной - Кыргызстаном и крупной мировой державой - Китаем, могут стать показательным примером справедливого отношения в духе принципов взаимоуважения и добрососедства. В интересах Кыргызстана могло бы стать развитие сотрудничества с КНР по подкреплению и всяческому содействию положительного имиджа Китая в Центральной Азии, а также недопущения разворачивания открытого соперничества между Россией и КНР в регионе. Выдвижение тезиса о повышении ответственности Китая в Центральной Азии, в условиях его растущего влияния в регионе, может получить более реалистичное выражение, если вместо традиционного для стран Центральной Азии «арбитра» - России, эту роль станет выполнять Китай.

В большей степени это может быть выгодно Кыргызстану, ввиду того, что страна имеет множество нерешенных проблем в области границ с сопредельными Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. И если в случае с Таджикистаном, речь идет о равных по своему потенциалу странах и кыргызско-таджикский диалог действительно имеет все перспективы для разрешения многих проблем на принципах компромисса и взаимовыгодных решений. То в отношении с Казахстаном и Узбекистаном наблюдается явное нежелание учитывать мнение Кыргызстана и отношения выстраиваются с позиции силы. И если учитывать, что Центральная Азия сейчас находится между двумя центрами силы - КНР и Россия, то нежелание повышать ответственность в зоне своих исключительных интересов одной страны, вполне естественно может быть восполнено возможностями другой державы.

Готовность Кыргызстана к трансформации политического пространства Центральной Азии должна выражаться в том, что наряду с традиционным арбитром региональных отношений - Россией, государство должно всерьез прорабатывать возможность привлечения КНР для содействия решению проблем, возникающих между странами региона и Кыргызстаном.

Это особенно актуально, учитывая то, что для Кыргызстана первоочередной целью является сохранение суверенитета в рамках существующих границ. Экономическая целесообразность и заинтересованность Кыргызстана в привлечении инвестиций и участии в крупных региональных проектах под эгидой КНР также становится очевидной, особенно в свете тяжелого экономического положения в стране. Китай воспринимается странами региона как один из самых надежных партнеров в деле обеспечения политической безопасности стран Центральной Азии. В отличие от приоритетов, обозначенных западными партнерами, страны региона находят в принципах политического курса Китая больше совпадений с собственными интересами. Китай действует как сторонник укрепления комплексной стабильности в Центральной Азии, а также продвижения региональной экономической интеграции, осуществление которой сталкивается со скептицизмом западных наблюдателей, а также отчасти России.

Таким образом, рассматривая вопросы потенциала сотрудничества между Кыргызстаном и КНР, а также поиска новых форм взаимодействия в системе региональных отношений в Центральной Азии, можно прийти к целому ряду выводов концептуального характера. Кыргызско-китайское сотрудничество находится на высоком уровне и отличается стабильностью и отсутствием крупных проблем и противоречий. В действительности, из всех стран, граничащих с Кыргызстаном, а также из числа традиционных партнеров, только кыргызско-китайские отношения могут демонстрировать пример истинного добрососедства и взаимопонимания.

И реализация позитивного потенциала сотрудничества между двумя странами не должно основываться на пассивной позиции в отношении тех возможностей, которые предоставляет Китай. Учитывая совпадение интересов двух стран в регионе - экономическое развитие и безопасность, Кыргызстану следует самому выдвигать инициативы долгосрочного, концептуального характера:

. Содействие позитивному имиджу политики КНР в Центральной Азии;

. Выдвижение инициатив, направленных на повышение ответственности КНР в региональных отношениях - вовлечение Китая в качестве арбитра в решении проблем Центральной Азии в области безопасности, экономики и др. Существует и региональное измерение кыргызско-китайского сотрудничества. Отчасти, те задачи, которые ставятся нами перед Кыргызстаном в двустороннем формате, могут более эффективно реализовываться в рамках ШОС.

Кроме этого, политика Китая в отношении Кыргызстана выглядят деликатной и осторожной и это не может не отмечаться в среде руководящих лиц страны. Подчеркнутая дистанция от вмешательства в политику страны и упор на достижение комплексной стабильности региона через развитие экономики, для Кыргызстана постепенно становиться более притягательной моделью построения отношений. И Китай, в глазах руководства Кыргызстана, выглядит намного предпочтительнее, чем скажем западные страны, традиционно связывающие экономическое содействие с проблемами прав человека и общим уровнем демократических реформ. Учитывая то обстоятельство, что на всем пространстве СНГ, на фоне развития парламентаризма, отмечаются тенденции к усилению государственного контроля, есть все основания полагать, что экономические инициативы Китая и его стратегия в целом имеет большие перспективы.

Основной вывод для Кыргызстана в сложившейся ситуации - не допускать ухудшения отношений с двумя основными центрами силами Евразии - Россией и Китаем, переводя возможное столкновение интересов этих держав в Кыргызстане на почву многосторонних отношений в рамках ШОС.

КНР уважает независимость, суверенитет и территориальную целостность Кыргызстана, поддерживает усилия его руководителей по укреплению независимости страны, развитию национальной экономики и проведению социально-экономических реформ. Кыргызская сторона неизменно считает правительство КНР единственно законным правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой частью территории Китая.

КНР и Кыргызстан тесно связаны в географическом плане, две страны доверяют друг другу в политической сфере и дополняют друг друга в экономической области. Оба они являются членами Шанхайской организации сотрудничества/ШОС/, их позиции по важным международным вопросам сходны или идентичны, поэтому их сотрудничество как в двусторонних, так и в многосторонних рамках, непременно получит всестороннее развитие.

Глава III Перспективы развития кыргызско-китайских отношений на современном этапе


3.1 Экономические отношения между странами

экономический сотрудничество китай кыргызстан

Политическое сотрудничество между двумя странами в переходный период характеризовалось позитивным взаимодействием, устойчивой динамикой визитов на различных уровнях, которые постепенно привели к созданию атмосферы взаимопонимания и взаимного доверия. Устойчивыми темпами рос товарооборот, создавалась новая и совершенствовалась уже имеющаяся транспортная инфраструктура, сотрудничество в других сферах двумя между двумя странами, начав практически с нулевой отметки, также достигло довольно значимого уровня. Бишкек и Пекин активно взаимодействовали в международных и региональных организациях, среди которых особо выделяется взаимодействие в Шанхайской Пятерке, а затем в созданной на ее базе Шанхайской Организации Сотрудничества. Основные проблемные вопросы между двумя странами, которые отягощали двустороннее взаимодействие и в значительной степени могли препятствовать дальнейшему поступательному развитию двусторонних отношений, были сняты в период до 2005 года, после решения непростого вопроса о границе и подписания основного политического документа - Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Несмотря на имевшиеся серьезные опасения с обеих сторон, драматические события 24 марта 2005 года в Кыргызстане, приведшие к неожиданной смене высшего руководства страны и приходу к власти оппозиционных сил, хотя и привели к определенной паузе в двусторонних взаимоотношениях, но не стали причиной для их значительного охлаждения или коренного пересмотра. Наработанный в предыдущий период потенциал позволил хотя и не без проблем, но все же с минимальными потерями для двух сторон выйти из сложившегося непростого положения. Вместе с тем, следует признать, что неоднозначность и шаткость внутриполитической ситуации в Кыргызстане после «тюльпановой революции» и как следствие размытость и неустойчивый характер внешнеполитических ориентиров нового кыргызского руководства вызвали первоначально определенную напряженность в кыргызско-китайских отношениях и настороженное отношение со стороны официального Пекина. Руководство КНР, по оценкам самих же китайских экспертов, не ожидало столь крутого разворота событий в соседней стране. Настороженность со стороны Пекина в отношении новых властей Кыргызстана сразу же после свершения «тюльпановой революции», скорее всего, была обусловлена рядом обстоятельств, среди которых необходимо выделить следующие: нестабильность внутриполитической ситуации в Кыргызстане, отсутствие единства не только между ветвями власти, но в самой новой правительственной команде по ключевым вопросам стратегии развития страны; Принципиально важным является заявление двух сторон о строгом соблюдении «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой» и «Программы сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой на 2004-2014 годы», а также признание большого исторического значения «Протокола между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии кыргызско-китайской государственной границы».По вопросу борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом главы двух государств подтвердили, что они будут усиливать координацию и сотрудничество между правоохранительными ведомствами и органами безопасности двух стран, а также продолжат в рамках Шанхайской организации сотрудничества предпринимать действенные меры по совместной борьбе со всеми видами терроризма, в том числе с террористическими силами «Восточного Туркестана», для обеспечения мира и спокойствия в обеих странах, а также в регионе. Главы двух стран подчеркнули, что борьба с террористическими силами «Восточного Туркестана» является важной составной частью международной антитеррористической борьбы. Кыргызстан и Китай будут поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между военными ведомствами двух стран. В 2008 году кыргызско-китайские отношения продолжали поступательное развитие.

 

.2 Вопросы развития кыргызско-китайского сотрудничества



Китай быстро развивает свои отношения с Кыргызстаном. Правительство КНР на сегодняшний день уделяет повышенное внимание развитию двусторонних кыргызско-китайских отношений во всех сферах взаимодействия с особым упором на торгово-экономическое сотрудничество.

Премьер-министр Госсовета Китая Вэнь Цзябао посетил Кыргызстан с официальным визитом. Стороны обговорили проекты присоединения Кыргызстана к газопроводу, ведущему из Туркменистана через Казахстан и Узбекистан в Китай, а также строительство дорог и завода.

Пока другие державы раздумывали над планом разделения центральноазиатского ресурсного пирога, Китай нашел общий язык с лидерами центральноазиатских стран и сумел быстро построить и запустить нефтепровод «Казахстан-Китай» и газопровод «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай». Об этом пишет информационно-аналитический портал «Нефть России» <http://www.oilru.com/news/349584/>. Китай быстро развивает свои отношения и с Кыргызстаном. Экономическое влияние Китая в Кыргызстане возрастает в противовес влиянию США и России, у которых есть свои военные базы в стране.

«Во время недавнего визита премьер-министра Китая Вэнь Цзябао правительство Кыргызстана заявило о своем желании присоединиться к газопроводу, который был запущен в 2009 году. В настоящее время он проходит из Туркменистана в Китай через Узбекистан и Казахстан, и поставки в этом году должны достичь девяти миллиардов кубометров», - пишет интернет-издание.

Как стало известно, китайская государственная компания China National Petroleum Corp заявила о намерении увеличить пропускную способность газопровода до 60 миллиардов кубометров в год. Узбекистан начал качать небольшие объемы газа в этом году. Казахстан тоже планирует начать экспортировать натуральный газ в Китай.

«Премьер-министр Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев <http://www.knews.kg/people/247_satyibaldiev_jantoro_joldoshevich/> сказал, что надеется осуществить этот план в течение следующих трех-четырех лет. Кыргызстан и Китай обсудили возможность строительства железной дороги, ведущей в Узбекистан; новую гидроэлектростанцию и инвестиции в тракторный завод. Китай согласился одолжить 136 миллионов долларов на выгодных условиях на строительство дороги к границе Кыргызстана с Таджикистаном. Кыргызстан, в свою очередь, согласился предоставить китайским инвесторам геологические данные для того, чтобы привлечь их инвестиции в золотодобывающую отрасль».

Уровень сегодняшних кыргызско-китайских отношений в сферах дипломатического и торгово-экономического сотрудничества, зависит от развития двухсторонних отношений по всем параметрам идет в хорошем направлении. Дипломатическим отношениям уже около двадцать лет, и за эти годы, можно сказать, что они вышли на более высокий и качественный уровень. Экономические отношения между странами - это особая часть этих двухсторонних отношений. В этом проявляется и большая заинтересованность как Китая, так и Кыргызстана.

Несомненно, мировой кризис повлиял на активность и товарооборот между странами, чуть замедлив его. Но, хотелось бы отметить, что Кыргызстан - один из главных центральноазиатских партнеров для Китая.

Товарооборот между странами достиг своего пика в 2008 году. Тогда он по статистике равнялся 9 млрд. долларам США. Потом он заметно снизился. Но, важно подчеркнуть, что такая тенденция наблюдалась по всему миру из-за мировой финансовой ситуации, вслед за этим, в 2009-2010 году случился мировой финансовый кризис. Но, к счастью, он не повлиял на торгово-экономические отношения. За первое полугодие текущего года видно, что потихоньку товарооборот между нашими странами опять набирает обороты.

Инвестиционные предложения и проекты

Эти проекты можно разделить на три категории.

Во-первых, это проекты, которые реализуются на гранты китайского правительства. Например, это проекты, связанные с муниципальными автобусами в Бишкеке, Оше и других городах; с поставками сельхозтехники в виде тракторов. Буквально, на днях поступили еще свыше 260 тракторов для сельского хозяйства Кыргызстана. В Бишкеке начали строительство зданий урологического медицинского центра и средней школы. Активно участвуем в восстановлении городов Ош и Джалал-Абад после прошлогодних трагических событий. Для нас имеет большее значение восстановление южных регионов Кыргызстана, поэтому наше правительство выделило отдельный грант. Кроме этого, в ближайшее будущее в Бишкеке начнется реализация проекта по строительству и реконструкции дорог в столице. Во-вторых, это проекты, которые реализуются на кредиты нашего правительства. Здесь основной проект связан со строительством высоковольтных линий электропередач «Датка-Юг». Работа уже началась.

В-третьих, это частные инвестиции китайских компаний и фирм. Это не государственная программа, а частная инициатива.

Китайские предприниматели заинтересованы в развитии двухсторонних экономических отношений, поэтому находятся в постоянном поиске взаимовыгодных проектов. В основном, в таких сферах, как развитие инфраструктур, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность.

О проекте строительства железной дороги

Все заинтересованные стороны пришли к единому мнению, что этот проект нужен. Сейчас остались только технические детали этого проекта.

Во-первых, идет работа по выработке общих технических стандартов этой железной дороги, потому что наши железные дороги построены по мировым стандартам, а ваши - по советским правилам.

Далее разговор идет в инвестиционном формате. Это - очень дорогой проект, надо признать. По самым скромным подсчетам на его реализацию потребуется свыше 2 млрд. долларов США. До конца не решено, какой это будет проект. Это будет инвестиции или совместное предприятие, или же будут использованы правительственные кредиты, или же только ресурсы. Сейчас эксперты трех стран работают над этими вопросами.

Хочу отметить, что за последние годы этот процесс активизировался. И в бедующем конкретные плоды этого проекта будут видны, потому что в успешной реализации этого проекта заинтересованы и Китай, и Кыргызстан.

Во-вторых, в этом проекте заинтересованы и соседние страны. Например, это Таджикистан, Афганистан, Иран и другие страны региона, включая Турцию, потому что строительство этой железной дороги идет по одному из маршрутов Великого Шелкового пути. К сожалению, пока сложно сказать конкретные даты начала этого проекта. Но есть политическая воля для решения этого проекта.

Кыргызстан находится на стыке Востока и Запада. Китай идет в Европу через Кыргызстан, через Центральную Азию. Такое положение дел выгодно не только нашим странам, но, и всем остальным государствам в этой цепи для развития экономических отношений. Тут нет никакого духа экспансии, это - не в нашей культуре. Мы не такой народ и государство. Мы, китайцы, ценим мир и согласие, и стараемся строить отношения с другими странами на принципах взаимного уважения. Второй момент, несмотря на размеры стран, надо строить отношения на равных правах. В-третьих, такое сотрудничество должно быть взаимовыгодным, а не односторонним. Может быть, на пару дней такое возможно, но не на долгосрочные отношения. Таков наш менталитет. Еще одно обстоятельство - это невмешательство во внутренние дела друг друга. Это очень важно, потому что каждое государство, независимо от своего размера, является суверенной и независимой страной. Мы должны уважать права других. Таковы наши основные принципы внешней политики. Мы - соседи. У нас схожий менталитет. Ведь не зря говорят, что ближайший сосед лучше дальнего родственника. Сотрудничество Кыргызстана и Китая носит взаимовыгодный характер. Китай и китайский народ выбрал свой путь развития, и не собирается с него сворачивать. В Кыргызстане растет интерес к китайской культуре и языку Во-первых, это потому, что мы соседи. Во-вторых, наверное, это связано с общим развитием Китая, поэтому растет число тех, кому интересны наша культура и язык. Другой момент, тут есть и экономический аспект. Наши торгово-экономические отношения динамично развиваются, и те, кто знает китайский язык, сегодня имеют определенные преимущества. Но, самое главное, мы - соседи. Мы живем в постоянном контакте друг с другом на протяжении столетий. Граждане Китая, работающие в Кыргызстане, должны изучать и знать кыргызский язык. Не только в Кыргызстане, но и в остальных странах растет число желающих изучать китайский язык. В Кыргызстане открылись два института Конфуция. Один - в Кыргызском Национальном Университете, а второй - в Гуманитарном университете. Китай дает квоту кыргызским студентам, желающим учиться в Китае.

Судя по статистической информации Китая, товарооборот с Кыргызстаном в последние годы стабильно держится в пределах 10 млрд. долларов. Хотя Кыргызстан иявляется одной из самых бедных стран в Центральной Азии, Китай все равно заинтересован в развитие взаимовыгодных отношений. КР не хватает собственных месторождений природного газа и нефти, основные сырьевые товары на мировом рынке, которые некоторые из его центрально-азиатских соседей имеют в избытке. Отсутствие ресурсов и связанные с этим бедность являются одной из основных причин, почему Кыргызстан оказался, возможно, наиболее политически нестабильной страной в Центральной Азии. Оказавшись под давлением из-за отсутствия ресурсов, а также внешних и внутренних угроз режиму, политическая элита Кыргызстана занимается постоянным поиском зарубежных спонсоров. Внешняя политика Бишкека оказалась весьма нестабильной и колебалась синхронно с внутренней нестабильностью страны. Три президента оставили офис за последние двадцать лет, два из которых были свергнуты. Последним таким событием стало изгнание президента Курманбека Бакиева во время революции 2010 года и его смена Алмазбеком Атамбаевым. Атамбаев, как и предыдущие руководители страны, был озабочен поиском иностранных источников денежных средств. Пока Россия выступает в качестве одного из наиболее вероятных доноров и Атамбаев также стремится укрепить связь Кыргызстана с Турцией, ресурсы, которыми обладает Китай, намного превышает любое альтернативное международное покровительство.

Активные усилия Атамбаева по привлечению китайских инвестиций постепенно начинает приносить свои плоды. Бишкек считает, что присутствие русских войск обеспечит режиму Атамбаева безопасность, хотя никаких гарантий не существует в этом направлении, что и было продемонстрировано нежеланием Москвы вмешиваться во время событий 2010 года, когда Бишкек открыто обратился за помощью. Тем не менее, ясно, что стимулы для Москвы по значительной инвестиции в экономику Кыргызстана ограничены. Как следствие, Атамбаев обратился к другим потенциальным донорам, в первую очередь Турции. Экономическая заинтересованность Турции в Кыргызстане усиливается не только из-за тюркской солидарности и скрытый пантюркизм Анкары объединились с неоосманизмома, но и из-за личных деловых связей Атамбаева в Турции. В результате, Кыргызстан извлек выгоду из увеличения количества турецких инвестиций. Тем не менее, потенциал Турции в качестве экономического партнера для Кыргызстана четко ограничена по сравнению с Китаем. Следовательно, Бишкек стремится поощрять китайское участие в различных экономических проектах одновременно укрепляя свои отношения с Москвой в сфере безопасности. В августе 2012 года премьер-министр Атамбаев посетил Китай и обсудил ряд возможных инвестиций с президентом Китая Ху Цзиньтао. К ним относятся открытие филиалов китайских банков в Кыргызстане и строительство железной дороги, соединяющей Китай, Кыргызстан и Узбекистан. В декабре 2012 года премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао посетил Бишкек в ходе саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в ходе которого Атамбаев заявил, что "в основном мы обсуждали экономику". Многие проекты все еще находятся на стадии предварительного обсуждения, другие уже были реализованы. Китайские инвесторы построили нефтеперерабатывающий завод в Бишкеке (точнее в Кара-Балте - прим. Inozpress.kg) и новую электрическую подстанцию «Датка» ​​в Джалал-Абадской области Кыргызстана. Действительно, Пекин продемонстрировал возрастающий интерес в регионе в ответ на предложения из Бишкека и других государств Центральной Азии.

Есть несколько причин для такого развития. Во-первых, регион может предоставить Китаю дополнительный доступ к природным ресурсам, в первую очередь нефти и газа. Кроме того, Центральная Азия обладает и другим критически важным сырьем, не в последнюю очередь в том числе и в Кыргызстане, где имеются значительные залежи урана. Китай в настоящее время доставляет большую часть своего импорта сырья через море, где она все еще далека от доминирующей силы. Объявление в июне 2012 тогдашним министром обороны США Леоном Панетта, что основная часть ВМС США будут переведены на Тихий океана к 2020 году очевидно увеличило озабоченность Пекина о том, что ее запасы жизненно важных ресурсов могут быть отрезаны в случае ухудшения его отношений с США. Центральная Азия находится вне досягаемости для ВМС США и уход США из Ирака и предстоящим выход из Афганистана означает значительное снижение присутствия США в этой части мира. Россия, безусловно, может стать ключевым поставщиком в Китай важных сырьевых материалов, таких как нефть, но Китаю также нужна и альтернатива. Центральная Азия, включая Кыргызстан, является перспективой с этой точки зрения.

Китай также смотрит на Центральную Азию вместе с другими регионами Азии как на все более важный рынок для китайских товаров. Правда, что в Центральная Азия едва ли может заменить Запад, особенно США, как рынок в этом отношении. Тем не менее, учитывая замедление западных экономик и преграды для их восстановления, Центральная Азия становится все более важным в качестве дополнительного выхода для китайской продукции.

Наконец, Кыргызстан имеет особое значение для Пекина в других важных аспектах. В то время как Россия и США, по крайней мере, во время правления Клинтона и Буша, опирались на военную силу, чтобы отстаивать свои позиции в регионе, Китай использовал различные методы. Как показали недавние проявления военно-морской мощи Китая и демонстрирует его постоянно растущий военный бюджет, Пекин не отказывается от применения военной силы и Китай действительно все более демонстрирует свою военно-морскую мощь далеко от своих берегов. Тем не менее, внешняя политика Китая подчеркивает "мирный рост", с четким упром на экономическое влияние. Региональное влияние Пекина в этом контексте зависит от косвенного контроля через создание веб-экономической зависимости, где военная сила рассматривается как крайняя мера, но не в качестве основного инструмента.

Заключение


Я считаю что, Кыргызско-китайское сотрудничество на сегодняшний день находится на высоком уровне и отличается стабильностью и отсутствием крупных проблем и противоречий и демонстрируют пример истинного добрососедства и взаимопонимания. Учитывая совпадение интересов двух стран в регионе - экономическое развитие и безопасность, Кыргызстану следует самому активно выдвигать инициативы долгосрочного характера. И тем более что, политика Китая в отношении Кыргызстана является деликатной и осторожной, подчеркнутая дистанция от вмешательства в политику страны и упор на достижение комплексной стабильности региона через развитие экономики, для Кыргызстана становится более притягательной моделью построения отношений. Кыргызстан и КНР также тесно связаны в географическом плане, как говорится: хороший сосед лучше дальнего родственника.

Китайская Республика и Кыргызстана предложили немало конкретных экономических проектов.. Внешнеэкономическое наступление КНР затронет Кыргызстан особенно сильно, так как она является сопредельной страной, располагающей крайне необходимыми Китаю сырьевыми ресурсами и достаточно емким рынком сбыта китайской продукции. С другой стороны, уже в обозримой перспективе Китаю не составит большого труда обеспечить всем необходимым все население Кыргызстана, равное численности населения лишь двух-трех не самых больших китайских провинций. Трудно сказать, насколько успешной окажется реализация китайской стратегии экспортной ориентации. Несомненно одно: ее осуществление в любом случае вызовет обострение конкуренции на мировом рынке и интенсифицирует процессы глобализации. Кыргызстану необходимо как можно скорее и в полном объеме осознать изменение международной экономической ситуации на восточных рубежах: Китай стал не просто крупной экономической державой с серьезными экономическими амбициями, а страной, осуществляющей конкретные планы внешнеэкономического расширения. Остается надеяться, что и в Кыргызстане осознают, что экономикой должны руководить и преобразовывать ее не просто лично преданные люди, а специалисты высочайшего уровня подготовки и опыта, честные и ответственные. Растущее экономическое, культурное, геополитическое и неявное влияние Китая в Кыргызстане, вероятно, станет более заметным в ближайшие годы. Китайские школы уже открыты в Бишкеке и сейчас ведутся переговоры открыть китайский университет. В долгосрочной перспективе, если нынешние тенденции сохранятся, и Москва, и Вашингтон вполне могут обнаружить, что их взаимное соперничество в Центральной Азии, в том числе над Кыргызстаном, предотвратят их от приостановления роста влияния Китая, которые могут в конечном итоге позволит Китаю выйти в качестве доминирующей силы в регионе. Экономические интересы сдвигают Бишкек к сближению с Пекином, который в свою очередь нуждается в Кыргызстане, чтобы укрепить свои позиции в Центральной Азии для доступа к жизненно важному сырью, и как все более важный торговый партнер. Остается надеяться, что: не только Китай под руководством Цзян Цзэминя может в короткие сроки достичь таких темпов развития экономики, но и Кыргызстан под руководством Алмазбека Атамбаева станет процветающим, экономически развитым государством.

Список использованной литературы


1.   Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - 734с.

2.      Гельбрас В. Куда идет Китай// МЭ и МО.- 2000.- № 4. - с.112-118

.        Токтомушев К. Внешняя политика независимого Кыргызстана. Бишкек: Сабыр, 2001, С. 131.

.        М. Иманалиев «Очерки о внешней политике Кыргызстана», Бишкек 2003 г.

.        Аскар Акаев «История, прошедшее через мое сердце», Бишкек 2003 г.

.        Энциклопедия «Кыргызстан». - Бишкек 2001

.        Этапы становления и развития кыргызской государственности: сборник материалов Международной научной конференции в RUYE (май 2002). - Бишкек 2002

8.   М. Иманалиев «Очерки о внешней политике Кыргызстана», Бишкек 2003г.

9.      Аскар Акаев «История, прошедшее через мое сердце», Бишкек 2003 г.

.        Энциклопедия «Кыргызстан». - Бишкек 2001

.        Этапы становления и развития кыргызской государственности: сборник материалов Международной научной конференции в RUYE (май 2002). - Бишкек 2002

Похожие работы на - Анализ экономических факторов отношений между Китаем и Кыргызстаном

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!