Определение оптимальной величины затрат на перекачку, перевалку, налив нефти на примере ОАО 'АК Транснефть'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение оптимальной величины затрат на перекачку, перевалку, налив нефти на примере ОАО 'АК Транснефть'

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сложившаяся практика определения затрат на перекачку, перевалку, налив нефти

.1 Классификация затрат на трубопроводном транспорте

.2 Показатели себестоимости перекачки, перевалки, налива нефти

. Методика организации процесса бюджетирования группы предприятий ОАО «АК Транснефть»

. Пример расчёта бюджета материальных расходов, доходов бюджета продаж и т.д.

Заключение

Список литературы

Введение

Норма технологических потерь (естественной убыли) на каждом маршруте определяется сложением нормативных потерь на всех участках, входящих в данный маршрут. При этом нормативные потери на участке включают в себя суммарные потери на линейной части трубопровода и в резервуарных парках.

С учетом состава резервуарных парков и условий эксплуатации определены нормы потерь для каждой группы резервуаров, занятии при перекачке нефти на соответствующем участке.

В основу учета технологических потерь при трубопроводном транспорте нефти положены нормы естественной убыли, установленные Госснабом СССР 15.03.1988 г. (постановление № 23).

Под нормой естественной убыли понимается допустимая величина безвозвратных потерь нефти и нефтепродуктов, происходящих непосредственно при товаротранспортных операциях вследствие сопровождающих их физических процессов, а также потерь, неизбежных на применяемом при этом технологическом оборудовании (потерь от испарения из всех видов емкостей, через пластиковые уплотнения насосов и задвижек и др.).

В нормы естественной убыли не включены потери нефти и нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткой резервуаров, трубопроводов, нефтеналивных судов, потери при врезках лупингов и вставок, все виды аварийных потерь, а также потери при внутренних перекачках.

Нефтепроводные компании во всем мире признаны естественными монополиями, т.е. занимающимися деятельностью, в которой нецелесообразно создавать конкуренцию. В рыночной экономике разработаны методы регулирования этих монополий, избавляющие клиентов от диктата монополистов, в то же время позволяющие естественным монополиям поддерживать достаточно высокий уровень прибыльности, обеспечивающий их стабильное существование.

В предлагаемой работе подробно рассмотрены способы определения оптимальной величины затрат на перекачку, перевалку, налив нефти регулирования работы нефтепроводного транспорта как естественной монополии, методы расчета регулируемых тарифов на его услуга, что является важнейшей проблемой экономики нефтепроводного транспорта. Также рассмотрены вопросы управления качеством труда в нефтепроводном транспорте, методика расчета банка качества нефти, методы расчета норм естественной убыли нефти при транспортировке по трубопроводам.

Объект работы - трубопроводный транспорт.

Предмет работы - затраты на перекачку, перевалку, налив нефти.

Цель работы - определение оптимальной величины затрат на перекачку, перевалку, налив нефти на примере ОАО «АК Транснефть».

Задачи:

1)рассмотреть сложившуюся практику определения затрат на перекачку, перевалку, налив нефти;

2)раскрыть методику организации процесса бюджетирования группы предприятий ОАО «АК Транснефть»;

)проанализировать пример расчёта бюджета материальных расходов, доходов бюджета продаж и т.д.

1. Сложившаяся практика определения затрат на перекачку, перевалку, налив нефти

.1 Классификация затрат на трубопроводном транспорте

Затраты определяются в соответствии с планом размещения поставок, прогнозом цен и технико-экономических расчетов по статьям показателей на перекачку. Затраты на перекачку по тарифному объекту включают прямые и косвенные затраты.

К прямым относятся затраты, которые могут быть учтены и запланированы непосредственно на тарифном объекте, в том числе амортизация, затраты на покупку электроэнергии и материалов для перекачки, отчисления в ремонтный фонд, плата за предельно Допустимые выбросы.

Прямые затраты в составе издержек по тарифным объектам планируются на основе хозяйственной деятельности предшествующего периода и программы работ планируемого года с учетом прогрессивных норм использования основных фондов, затрат труда, энергии, материалов - исходя из прогноза цен на материалы и энергию, а также особенностей законодательства по отнесению различных статей затрат к себестоимости.

Амортизация начисляется на фонды, непосредственно относимые к объекту согласно проектной и другой исполнительной документации по установленным нормам. Амортизация фондов технологического назначения, связанных с несколькими тарифными объектами, и других фондов (за исключением .объектов, используемых для выполнения функций ремонтного обслуживания), учитываемых в качестве общецеховых, при расчете тарифов относится на тарифные объекты пропорционально стоимости основных фондов, непосредственно закрепленных за объектами.

Нормы отчислений в ремонтный фонд устанавливаются с учетом годовых объемов капитального ремонта и других капиталоемких мероприятий на поддержание надежности трубопроводов.

Расходы на покупку электроэнергии определяются в соответствии с расходом энергии и мощности и с учетом ожидаемых цен на энергию.

Планирование расхода энергии на перекачку выполняется в соответствии с объемом работ по участку по прогрессивной удельной норме расхода электроэнергии.

Планирование мощности осуществляется по группам разных объектов в масштабах одной энергосистемы (или группы энергосистем) на основании совокупной программы их работы и с учетом режимов энергопотребления.

Стоимость суммарной (заявленной по совокупности объектов) мощности в одной энергосистеме разносится расчетно по энергопотребителям тарифных объектов пропорционально потребляемой ими энергии. Соответствующие показатели суммируются на объекте. Определенная таким образом стоимость заявленной мощности объекта не должна превышать стоимость его электрической мощности при индивидуальной заявке по энергопотребителям. Коэффициент превышения заявленной мощности среднегодовой потребленной мощности объекта рассматривается как прогрессивная норма.

К косвенным затратам относятся все виды затрат, которые не фиксируются на тарифном объекте, а учитываются на уровне предприятия, в том числе расходы на связь; на оплату услуг банка, платежи за землю и природные ресурсы; на централизованное финансирование НИОКР, имеющих системное значение (1,5% от суммы затрат, включаемых в себестоимость).

Косвенные затраты распределяются по тарифным объектам для включения их в тариф путем деления их на грузооборот н умножения на длину участка, т.е. пропорционально грузообороту.

К особенностям затрат в нефтепроводном транспорте относится дарование в составе себестоимости специфических статей: нормативные потери нефти; расходы на капитальный ремонт.

Нормативные потери нефти происходят при любой транспортировке в соответствии со сложившейся традицией, подтвержденной нормативной документацией, нормативные потери нефти не включают в состав затрат нефтепроводного транспорта и, следовательно в состав тарифов. Стоимость этих потерь грузоотправители относят на себестоимость своей продукции.

Ремонтный фонд в организациях нефтепроводного транспорта создается для финансирования только капитального ремонта основных средств, выполняемого подрядными специализированными организациями или специализированными структурными подразделениями (управлениями, участками). Расходы на ремонтные работы, производимые силами ремонтного персонала (в основном, мелкий ремонт и техническое обслуживание), входящего в штат НПС (ЛПДС), так же как и расходы на средний и текущий ремонт, выполняемый силами БПС) (ЦБПО), так же как и расходы на содержание аварийно-восстановительных бригад и пунктов, относятся на соответствующие элементы затрат в составе себестоимости Транспорта нефти (воды, ШФЛУ) ежемесячно. Норматив ежемесячных отчислений в ремонтный фонд устанавливается в зависимости от планового объема капитального ремонта на планируемый период равными долями каждый месяц.

Отчисления в ремонтный фонд являются обязательной составляющей издержек производства. Финансирование работ но капитальному ремонту основных средств производится из ремонтного фонда; фактические затраты, связанные с оплатой работ по капитальному ремонту основных средств, непосредственно в себестоимость продукции не включаются, а относятся на ремонтный фонд. Из ремонтного фонда финансируются строительно-монтажные работы, связанные с капитальным ремонтом оборудования.

Образование и использование ремонтного фонда периодически на конец года обязательно проверяются по данным смет, счетов и при необходимости корректируются АК "Транснефть".

Средства ремонтного фонда, в том числе средства на диагностику нефтепроводов, не израсходованные в текущем году, резервируются и переходят в ремонтный фонд будущего года. Не израсходованные в текущем году средства ремонтного фонда не могут быть направлены на иные цели, кроме капитального ремонта основных средств, включающего приобретение материалов и запасных частей для этих целей. В случае использования средств ремонтного фонда на иные цели сумма нецелевого использования прибавляется к прибыли отчетного периода и облагается налогом на прибыль.

Существуют работы (например, замена линейной части нефтепроводов), которые могут финансироваться как работы по капитальному ремонту (из себестоимости) или как реконструкция (из прибыли).

Во избежание двойного счета планы технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов рекомендуется сводить в специальные таблицы, которые составлены таким образом, что исключается возможность планирования двойного финансирования.

Значение стоимости работ по капитальному ремонту, техническому перевооружению и реконструкции, финансируемых за счет тарифа, рассчитаны в действующих рублевых ценах и подлежат индексации при пересмотре нефтепроводных тарифов.

При регулярном пересмотре тарифов, производимом с целью учета инфляционных процессов в экономике, индекс удорожания работ по капитальному ремонту, техническому перевооружению и модернизации должен назначаться в зависимости от роста цен на материалы и оборудование, увеличения стоимости строительно-монтажных работ, а также от фактического выполнения планов капитального ремонта, технического перевооружения и модернизации.

При анализе выполнения этих планов должны учитываться не только стоимость объектов, введенных в строй после капитального ремонта, технического перевооружения и модернизации, но и затраты на проектно-изыскательские работы (учитываемые как авансовые платежи), авансы и текущие платежи подрядчикам, затраты на приобретение оборудования, не вошедшего в состав объектов, сданных в отчетном периоде.

Затраты на капитальный ремонт включаются в состав стоимости. К капитальному ремонту относятся следующие работы:

. По линейной части

Замена изоляционного покрытия, независимо от объема.

Замена трубопровода любой протяженности при условии, вменяемый участок выводится из работы и снимается с баланса

Замена устройств электрохимической защиты, мачт и кабелей линий электропередач, устройство и ремонт вдольтрассовых и подъездных дорог.

. Замена задвижек

Замена элементов, деталей и узлов систем телемеханики.

Работы по подготовке камер приема-пуска скребка к приему диагностических приборов.

Диагностика.

. По резервуарным паркам

Замена элементов резервуаров - крыши, технологические трубопроводы, запорные и измерительные устройства, и другие элементы конструкции, а также антикоррозионные покрытия.

. По энергетическому, электромеханическому, механическому оборудованию, автотракторной и специальной технике

Замена отдельных деталей, узлов, механизмов и агрегатов, в том числе роторов и электромоторов для насосов и т.п. Не относится к капитальному ремонту полная замена единицы оборудования (например, нефтеперекачивающего агрегата, трансформаторной подстанции, автомобиля).

. По контрольно-измерительным приборам, автоматике, компьютерной технике

Замена отдельных деталей приборов и агрегатов (например, Датчик температуры, монитор, принтер и т.д.). Не относится к капитальному ремонту полная замена контрольно-измерительной или компьютерной системы (например, узел учета нефти в комплекте или компьютер в комплекте с монитором).

. По зданиям

Замена элементов конструкции (кровля, пол, перекрытие, сантехника, коммуникации, двери, окна и т.д.) без увеличения этажности здания, его площади.

Устройство гидростоков, переделка подвала и чердака, внутренняя перепланировка без изменения несущих элементов, фундаментальные работы.

Снос части зданий и сооружений (уменьшение этажности или площади). Косметический ремонт и восстановительные работы по устройству здания и прилегающей территории, озеленение территории, устройства живых изгородей.

Источником финансирования работ по техническому перевооружению и реконструкции являются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и прибыль. За счет этих источников финансируются следующие работы:

. По линейной части

Сооружение лупингов и участков нефтепроводов в дополненение к уже имеющимся; установка дополнительных задвижек; устройство во вновь создаваемых средств электрохимзащиты; сооружение иных вновь создаваемых объектов; вынос участков нефтепровода из населенных пунктов; другие изменения трассы нефтепровода.

Сооружение новых дополнительных резервуаров.

Замена резервуаров (сооружение новых резервуаров взамен изношенных или морально устаревших), в том числе на старом фундаменте.

. По электроэнергетическому, энергомеханическому оборудованию, автотракторной и специальной технике

Сооружение (в том числе приобретение и монтаж) нового дополнительного оборудования нефтеперекачивающих станций или установка новых нефтеперекачивающих агрегатов в комплекте - взамен существующих. Установка новых энергоподстанций или полная замена комплекта оборудования на существующих энергоподстанциях. Замена или приобретение дополнительной автотракторной, специальной техники и станочного оборудования (за исключением техники и оборудования, приобретаемых для комплектации ремонтно-строительных подразделений).

Приобретение специальной техники для капитального ремонта.

. По контрольно-измерительным приборам, автоматике, компьютерной технике

Замена или устройство новых контрольно-измерительных систем, систем связи и телемеханики.

Замена узлов учета нефти.

Приобретение персонального компьютера в комплекте, в числе взамен изношенного или морально устаревшего.

. По зданиям

Работы, приводящие к увеличению этажности здания, его площади (сооружение надстроек и пристроек), а также связан изменением несущих элементов.

Вновь производимые сооружения фонтанов, изгородей, асфальтирование дорог, площадок, подъездных путей и другие работы по устройству территории, производимые впервые.

Мы провели обзор прилагаемого консолидированного бухгалтерского баланса ОАО "АК "Транснефть" и его дочерних компаний по состоянию на 31 марта 2014 года, соответствующих консолидированных отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств и о движении капитала за три месяца, закончившихся 31 марта 2014 года. Открытое акционерное общество Акционерная компания по транспорту нефти Транснефть было учреждено в Российской Федерации в соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 810 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 года № 1403.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включая, где это необходимо, чистую текущую стоимость затрат на демонтаж и ликвидацию актива в конце срока полезной службы. Основные средства отражаются по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации. Объекты незавершенного строительства отражены по первоначальной стоимости с начислением износа с момента ввода данного актива в эксплуатацию.

Амортизация основных средств рассчитывается линейным методом от стоимости каждого объекта основных средств, начиная с даты ввода их в эксплуатацию в течение предполагаемого полезного срока их использования следующим образом:

Количество летЗдания50Трубопроводы33Машины и оборудование10-20

Запасы сырой нефти, используемые для технологических нужд в нефтепроводах, необходимые для функционирования сети (технологический запас), и принадлежащие Группе, отражается в составе основных средств, не подлежащих амортизации, так как они физически не потребляются в процессе оказания транспортных услуг. Излишек нефти отражается по средней рыночной стоимости, дефицит - по средневзвешенной балансовой стоимости технологического запаса, а соответствующие прибыли (убытки) отражаются в консолидированном отчете о прибылях и убытках.

Руководство утверждает конкретные планы возможной ежегодной ликвидации или вывода из эксплуатации частей трубопровода и связанных с ним объектов. В отношении этих объектов оценочный срок их полезной службы пересматривается, и, при необходимости, изменяется размер амортизационных отчислений за год. В случае если принимается решение прекратить строительство объекта, либо отложить запланированную дату завершения строительства на значительный срок, либо если есть другие показатели потенциального уменьшения стоимости объектов незавершенного строительства, их балансовая стоимость пересматривается.

На каждую дату составления баланса проводится анализ на предмет уменьшения предполагаемой экономической выгоды от владения основными средствами Группы по сравнению с их балансовой стоимостью, а также оценивается необходимость уменьшения или полной отмены ранее созданного резерва под предполагаемое обесценение стоимости основных средств. При обнаружении потенциального увеличения или уменьшения предполагаемой экономической выгоды, резерв под обесценение стоимости основных средств или его уменьшение при соответствующих условиях включается в полном объеме в консолидированный отчет о прибылях и убытках в том периоде, в котором данные признаки появились. Анализ стоимости системы трубопроводов, технологического запаса, зданий и оборудования производится как наибольшее из чистой продажной цены и возмещаемой суммы, определенной, исходя из прогнозов движения денежных средств вследствие продолжающейся эксплуатации актива, дисконтированного до чистой текущей стоимости. При этом используются соответствующая ставка дисконтирования, применимая в экономических условиях Российской Федерации на дату составления баланса.

Затраты на реконструкцию и модернизацию капитализируются, при этом заменяемые активы подлежат выбытию. Расходы на текущий ремонт относятся на затраты в том периоде, в котором они были понесены. Расходы на содержание и текущий ремонт включают все затраты, не приводящие к технической модернизации актива по сравнению с его первоначальными характеристиками, или представляющие собой замену участков трубопровода протяженностью менее десяти километров и не являющиеся поэтапной заменой участков трубопровода большей протяженности. Прибыль и убытки, возникающие вследствие выбытия основных средств (по причине списания или иной реализации), включаются в консолидированный отчет о прибылях и убытках.

Проценты по займам, предназначенным для финансирования строительства основных средств, относятся на затраты.

Основные средства социальной сферы, которые были получены Группой во время приватизации, были исключены из данной консолидированной финансовой отчетности, в том случае, если согласно плану приватизации, данные основные средства должны быть безвозмездно переданы муниципальным органам.

В течение трех месяцев, закончившихся 31 марта 2014 года погашения текущих затрат по налогу на прибыль путем зачета с другими налогами не было. 13 млн. рублей текущих затрат по налогу на прибыль было погашено в течение трех месяцев, закончившихся 31 марта 2013 года, путем зачета с суммой НДС, подлежащей к возмещению из бюджета и суммой переплаты налога на имущество.

1.2 Показатели себестоимости перекачки, перевалки, налива нефти

затрата перекачка нефть бюджетирование

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

В транспорте и хранении нефти, нефтепродуктов и газа в связи с особенностями их производственного процесса в качестве удельных показателей себестоимости транспортной продукции принято использовать себестоимость передачи газа, перекачки нефти и нефтепродуктов на единицу натуральных показателей:

1000 м3 транспортируемого газа;

1т перекачиваемой нефти и нефтепродуктов;

100 т-км (1млн.м3км) транспортной работы. Издержки обращения в нефтеснабжении - это денежные расходы, связанные с обеспечением движения нефтетоваров от НПЗ до потребителей. Уровень издержек обращения рассчитывается как отношение издержек обращения к объему товарооборота, выраженному в тоннах.

Изучение себестоимости складывается из ряда этапов. Необходимые данные для ее изучения берутся из бухгалтерской отчетности.

В общем виде в трубопроводном транспорте себестоимость (C) в натуральном выражении определяется произведением грузооборота (Г) на величину затрат на перекачку 1 ткм нефти (з) (см. формулу).
Используя метод взаимных индексов показатель себестоимости можно разложить на субиндексы:
= з * Г = з * H * Q * (Cопф / Cопф ) * (Чппп / Чппп),

где Г- грузооборот;

з - затраты на перекачку 1 ткм нефти;

Н - дальность перекачки;- объем перекачки;

Чппп - численность промышленно-производственного персонала;опф - стоимость ОПФ;

Подставляя вместо отношений их значения, получим:

С = з * H * Фо * Фв * ФОТ * dппп / зпср,

где dппп - доля промышленно-производственного персонала;

Фо - фондоотдача;

Фв - фондовооруженность;

ФОТ - фонд оплата труда;

зпср - средняя зарплата по Тюменскому УМН.

Проанализировав структуры тарифной выручки, прибыли и себестоимости, в нее включаемых, можно отметить, что имеется возможность для регулирующего воздействия на уровень тарифа через его структурные компоненты. В работе предложены направления действий по оптимизации тарифа, которые позволят способствовать приведению его в соответствие с динамикой развития экономической ситуации в отрасли.

С точки зрения затрат предусматривается снижение потребляемой электроэнергии и экономия средств на оплате труда путем приведения производительности труда в соответствие с уровнем предшествующего периода.

Реализация рекомендуемых мероприятий в расчете прибыльной части должна состоять в отказе от планируемого уровня ожидаемой прибыли и перехода к ее нормированию на уровне 40 % от создаваемой предприятием себестоимости. Внедрение более масштабных и действенных мероприятий по различным направлениям хоть и может дать больший эффект, но в будущем, тогда как сейчас оно окажется сопряжено со значительными расходами и вложениями (к примеру - замена оборудования).

Предприятия трубопроводного транспорта, осуществляющие свою деятельность в Западно-Сибирском регионе, сталкиваются в настоящий момент с проблемой аварийности на их трубопроводах. Проистекает эта проблема из срока эксплуатации данных сооружений, к настоящему времени уже составляющего значительную величину. Аварийность на транспортных предприятиях вызывает потерю грузов. В случае трубопроводного транспорта авария - это еще и ущерб, нанесенный экологии региона, а при соответствующем стечении обстоятельств - и планеты. Для обеспечения безаварийности работ по транспорту нефти и нефтепродуктов необходимо осуществлять замену устаревшего и изношенного оборудования, обеспечивать всему оборудованию соответствующие инструкциям изготовителя условия и режимы эксплуатации.

Затраты, включаемые в себестоимость, составляют 44,6%, причем 86,5% из них составляют эксплуатационные затраты, 5,1% - налоги в составе себестоимости и оставшиеся 8,4% - отчисления в фонды. Чистая прибыль составляет 31,3% от тарифной выручки, налог на прибыль - 16,8% и налоги, относимые на финансовый результат - 7,3%.

Нефтетранспортный тариф используется по следующим направлениям: на оплату налогов и сборов (включая сбор за перекачку нефти) - 29,5%; на обеспечение надежности и безопасности нефтепроводного транспорта - 39,1%; эксплуатационные расходы - 20,5%; расходы на оплату труда - 6,8%; содержание социальной сферы - 4,1%.

Затраты на управление оцениваются в 2,3% от суммы прямых затрат (или менее 1,5% от тарифа), 1,5% себестоимости направляется на научно-исследовательские и конструкторские работы. Плата за использование земель пока несущественна. Все виды страхования занимают 2% тарифной выручки. Расходы на страхование поделены приблизительно в равных долях между себестоимостью и прибылью.

Прямые затраты в тарифной выручке занимают около 62%, прибыль - 22%, налоги на прибыль и учитываемые в себестоимости, включая сбор за перекачку нефти, - 22,5%. Прибыль в тарифной выручке равна сумме чистой прибыли и налогов. На капитальные вложения в целом по системе расходуется около 25% тарифной выручки, в том числе 70% прибыли. В расчет средств на развитие не включают инвестиции на строительство новых трубопроводов.

Затраты по содержанию, эксплуатации и ремонту основных производственных фондов (ОПФ) занимают большой удельный вес в себестоимости транспорта нефти.

Удельный вес анализируемых затрат в общих затратах на транспорт нефти вырос 32,54% (2012 г.) до 54,64% (2013 г.), т.е. более чем на 22%. При этом отмечается рост затрат по всем статьям, кроме статьи Энергия покупная. Снижение удельного веса затрат по этой статье объясняется тем, что эти затраты зависят от объемов перекачки нефти, а, как уже отмечалось выше, объем перекачки нефти за анализируемый период снизился на 26,1%.

Важным элементом эксплуатационных затрат являются амортизационные отчисления амортизационные отчисления. Доля этих затрат возросла в связи с переоценкой основных фондов, вводом новых мощностей после реконструкции и технического перевооружения. Удельный вес статьи Амортизация в общей структуре затрат увеличился более чем на 13%. Затраты на материалы складываются в основном из расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом ОПФ. Доля их в общей структуре не превышает 2%.За анализируемый период в структуре себестоимости существенно возросла доля затрат по статье Ремонтный фонд: с 3,97 в 2012 г. до 16,6% в 2013 г., т.е. почти на 13%.

Увеличение затрат по данной статье вызвано рядом объективных причин, основными их которых являются: наращивание объемов капитального ремонта линейной части магистральных нефтепроводов с заменой изоляции и труб в условиях резкого повышения цен на строительно-монтажные работы.

Удельные затраты на диагностику в общей структуре затрат на транспорт нефти составляют менее одного процента. Несмотря на это, работы по диагностике позволяют выявить опасные дефекты, своевременная ликвидация которых повышает техническую и экологическую безопасность объектов магистрального транспорта; перейти от сплошного к выборочному ремонту, что обеспечивает значительную экономию материальных и трудовых ресурсов.

Проектом ОАО "АК "Транснефть" предусмотрено строительство единой нефтепроводной системы по маршруту Тайшет - Сковородино - побережье Тихого океана. Пропускная способность нефтепровода составит 80 млн. т нефти в год.

На долю компании приходится более 93% объемов транспортировки добываемой в России нефти. Монопольное положение в этом секторе закреплено за компанией на законодательном уровне.

За первый квартал текущего года выручка компании увеличилась на 32,7%, до 34 млрд. руб. Рост выручки был обеспечен в первую очередь увеличением объемов прокачки нефти на 23%. Значительное влияние на увеличение выручки оказал рост тарифов на 22,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Себестоимость по сравнению с выручкой росла медленнее (увеличение этого показателя составило 28,2% против 32,7% по выручке). Это позволило компании более высокими темпами нарастить чистую прибыль. Кроме того, доля налога на прибыль в финансовых поступлениях компании снизилась с 25% до 23%. В целом чистая прибыль выросла на 44%, до 11,5 млрд. руб.

2. Методика организации процесса бюджетирования группы предприятий ОАО «АК Транснефть»

Компания «Транснефть» максимально полно отображает результаты своей многообразной деятельности согласно принципам открытости и прозрачности. Новые задачи, которые она решает, требуют от бухгалтерских служб «Транснефти» и ее дочерних акционерных обществ постоянно идти в ногу со временем, гибко реагировать на происходящие порой очень быстрыми темпами изменения в работе Компании. Кроме того, необходимо четко следить за изменениями в законодательной сфере, знать множество правил бухгалтерского учета и других документов, которые ежегодно выпускают министерства и ведомства. Как наиболее эффективно учесть недавно построенные объекты Балтийской трубопроводной системы или других участков магистральных нефтепроводов? Как автоматизировать введенную систему бюджетирования? Как работать по международным стандартам отчетности? И так далее, и так далее...

В прошедшем году финансовые показатели ОАО «АК «Транснефть» и его дочерних обществ (Группы «Транснефть») имели положительную динамику. По сравнению с 2012 годом общая выручка от всех видов деятельности за 12 месяцев 2013 года увеличилась на 17 % (достигла 114,2 млрд. руб.), прибыль до уплаты налога на прибыль возросла на 15 % (составила 43,0 млрд. руб.), налог на прибыль, включая отложенные налоговые обязательства, увеличился на 24 % (равен 11,0 млрд. руб.), чистая прибыль Группы «Транснефть» возросла на 10 % (составила 30,6 млрд. руб.).

Прежде чем говорить о главной задаче бухгалтерии, давайте вспомним, какие у нее задачи, и попробуем выделить из них главную. Закон «О бухгалтерском учете» определяет задачи бухгалтерских служб. Это - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости. Фраза небольшая, но очень емкая. Что такое формирование полной и достоверной информации? И как добиться этого? Здесь и организационные вопросы при выполнении графика документооборота, так как если в бухгалтерию не представлены производственными службами документы, то о какой полноте и достоверности может идти речь? Это и вопросы квалификации бухгалтеров. Если бухгалтер неверно отразит информацию, представленную в первичном документе, неправильно могут быть начислены налоги, что может привести, помимо недостоверности информации, к налоговым санкциям. Здесь и методологические вопросы, поскольку не секрет, что стандарты бухгалтерского учета и налоговое законодательство в нашей стране постоянно меняются. Здесь и вопросы дисциплины.

Так как у бухгалтеров сроки сдачи отчетности установлены законодательно, перенести их нельзя, за их нарушение на организацию налагаются штрафы. Здесь и вопросы автоматизации учета. Если отчетность формировать автоматически (в том числе и по исполнению бюджетов), то будет оставаться время и на ее анализ, следовательно, это поможет выявлять внутрихозяйственные резервы для улучшения работы организации. Какой из этих аспектов первоочередной? Они все взаимосвязаны. Трудно выделить главный. Но все эти вопросы можно назвать текущими, нельзя ослаблять внимания ни к одному из них.

Так как Группа «Транснефть» динамично развивающаяся, то, например, сейчас увеличилось количество дочерних обществ, которые в связи с выделением ремонтно-строительных служб из их состава стали составлять сводную отчетность. Поскольку нет стандарта, в котором были бы четко расписаны правила ее составления, такая отчетность дочерних обществ содержит много неисключенных внутриотраслевых операций, что обнаруживается на уровне Компании при подготовке сводной отчетности по отрасли. Это привело к необходимости введения изменений в отраслевые отчетные формы. Нужно создать отраслевой стандарт-инструкцию по составлению сводной отчетности, и надеюсь, в ближайшее время нам в Компании удастся его подготовить. Вероятно, это приведет к изменению в применяемом плане счетов, введению новых уровней аналитики, разработке дополнительных отраслевых отчетных форм.

Требуют также пристального внимания как бухгалтерских, так и налоговых служб вопросы строительства БТС, отражение в отчетности всех произведенных при строительстве операций, подбор документов для возмещения НДС при вводе в эксплуатацию объектов. Одновременно необходимо решить много методологических и организационных задач, ведь любая ошибка может привести к реальному ущербу Компании, если у налоговых органов будут причины оспорить обоснованность включения каких-либо затрат в стоимость возведенных объектов либо основания не возместить по ним налог на добавленную стоимость.

Бухгалтеры и налоговые службы должны сделать все необходимое, чтобы качественно подготовить документы по возмещению НДС из бюджета по введенным в действие объектам для передачи их в налоговые органы.

Многое зависит и от взаимодействия строительных, налоговых и бухгалтерских служб. Этот аспект требует более пристального внимания.

Конечно, нагрузка на бухгалтеров возрастает, и не только потому, что меняется законодательство, вводятся новые формы отчетности, а также в связи с тем, что Компания возводит новые объекты. Оценивать, насколько именно возрастает нагрузка, наверное, и смысла нет: возрастает так же, как и у всех служб, забот прибавляется у всех. Главное, чтобы слаженно работали строительные службы с бухгалтерами, вовремя представляли документы, правильно «расписывали» их, т. е. определяли объект отнесения затрат. К сожалению, бывают и сбои в работе, которые устраняются благодаря усидчивости и терпеливости бухгалтеров. Наверное, производственные и строительные службы считают нас еще и назойливыми, но наша жизнь такова, что нужно не только построить, ввести в эксплуатацию объект, но и оформить все утвержденные законодательством документы, чтобы не было никаких вопросов ни при каких проверках каких бы то ни было контролирующих организаций. Мы делаем общее дело, и в нем нет мелочей.

Работа Компании настолько многообразна, что практически любой бухгалтерский документ - будь то положение, правило, стандарт, инструкция или разъяснения к ним - требует вдумчивого и четкого исполнения. Бывает ли так, что для полного отражения деятельности Компании недостаточно стандартных форм отчетности?

В Компании ежегодно издается приказ, которым утверждаются не только адаптированные для АК «Транснефть» и ее дочерних обществ с учетом специфики отрасли общепринятые и рекомендуемые Минфином России отчетные формы, но и специальные отраслевые. Правда, эти специализированные отраслевые формы необходимы скорее для управленческого учета и составления сводной консолидированной отчетности.

Надо иметь в виду, что в отрасли проводится большая научно-исследовательская, опытно-конструкторская работа, заключено много договоров и по работам, связанным с совершенствованием технологий.

Наиболее спокойно было воспринято ПБУ 19 «Учет финансовых вложений». Оно вызвало не так много вопросов, хотя и там были свои неясности. Все эти стандарты введены в действие с 2011 года.

Конечно, введение бюджетирования не могло не оказать влияния на работу бухгалтерии. В некоторых дочерних обществах это положительно отразилось на выполнении графика документооборота, так как производственные службы стали быстрее представлять в бухгалтерии первичные отчетные документы. Надо четко представлять себе, что исполнение бюджетов обязательно подписывается главными бухгалтерами, а если в бухгалтерию не передан документ, то данных нет и на счетах бухгалтерского учета. Тем самым была исключена причина вечных расхождений между данными производственников и бухгалтеров.

В целом по отрасли для бухгалтеров введение бюджетирования добавило работы. И вот почему. В 2012 году Компания впервые ввела единый план счетов для дочерних обществ. Причем бухгалтерия старалась ввести при его разработке максимально необходимое количество уровней аналитики, позволяющих составить как бухгалтерскую отчетность, так и отчетность по исполнению утвержденных бюджетов.

Что касается взаимодействия между финасово-экономическими службами и бухгалтериями, то отмечу, что наши службы всегда работали слаженно и в тесном контакте. Введенная система бюджетирования во многом еще более укрепила эти связи. Однако при введении бюджетирования обострились те проблемы, которые всегда, как хронические болезни, давали о себе знать, но с ними можно было жить. Теперь уже требуется оперативное вмешательство, необходимо как можно быстрее создать Единую информационную систему. Вопрос автоматизации отчетов по исполнению бюджетов сейчас является очень актуальным. Следует ускорить его решение, что в свою очередь позволит экономическим службам проводить более глубокий анализ отчетных форм по исполнению бюджетов, а следовательно, оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность.

В Компании для бухгалтерского учета используется программа «Галактика». В дочерних обществах применяются и другие программные продукты, как готовые адаптированные, так и специально разработанные. Однако все они предназначены и применяются только для бухгалтерского учета. Кроме того, многие требуют доработок, сопровождения, чтобы можно было хотя бы обеспечить автоматизацию учета. Поэтому в некоторых обществах ситуация по автоматизации просто критическая. И мне кажется, что неверно экономить на доработке старых продуктов, дожидаясь, пока будет выбран и внедрен новый. В Компании ведется работа по созданию Единой информационной системы. Она нужна как воздух. Вопрос об автоматизации всех видов отчетности (бухгалтерской, налоговой, статистической, управленческой) назрел уже давно.

Переход на бюджетные принципы финансирования и выделение специальных центров, отвечающих за конкретные виды расходов и платежей предприятия, способствовали укреплению финансовой дисциплины на предприятиях "Транснефти".

В Компании разработаны единые и обязательные формы бюджетов, внутренней финансовой отчетности, установлена четкая периодичность их представления. Для контроля за соблюдением финансовой дисциплины успешно применяются средства автоматизации.

В структурах предприятий Компании организованы постоянно действующие контрольно-ревизионные отделы и службы, осуществляющие как плановые, так и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности. Решения, принимаемые на основании результатов проверок, также в значительной степени помогают совершенствовать методы использования финансовых ресурсов и направлены на укрепление финансовой дисциплины.

3. Пример расчёта бюджета материальных расходов, доходов бюджета продаж и т.д.

За последние пять лет резко увеличилась добыча нефти в России и, как следствие, ее прием в систему компании «Транснефть». Если в 2008 году было принято 299,5 млн. т нефти, то в 2012 году - уже 415,5 млн. т. По итогам 2013 года - увеличение до 450,0 млн. т.

В 2013 году, по сравнению с 2012-м, возросли поставки нефти на экспорт (с 207,5 до 238,1 млн. т), а также на российские НПЗ (с 207,3 до 210,0 млн. т).

Быстро растущие потребности нефтяных компаний в транспортных мощностях «Транснефть» обеспечивает путем увеличения пропускной способности действующих магистральных нефтепроводов, а также развивая Балтийскую трубопроводную систему.

Теперь остановимся на финансовых показателях деятельности. По предварительным результатам 2013 года, доходы Компании от всех видов деятельности составили 143,9 млрд. руб., что больше цифры 2004 года на 9,3 млрд. руб., или на 7 %.

Чистая прибыль по системе АК «Транснефть» в 2013 году достигла 41,1 млрд. руб. и в 1,2 раза превысила уровень 2012 года. Налоговые выплаты за 2013 год в целом по системе «Транснефти» составили 26,5 млрд. руб. - почти на 8 млрд. руб. больше, чем в 2012 году.

Надежная и безопасная эксплуатация системы магистральных нефтепроводов - основная задача АК «Транснефть». Комплексная программа диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта, которая утверждается Министерством промышленности и энергетики, нацелена на решение этой задачи. В 2013 году размер средств, направленных на выполнение Комплексной программы, достиг 45,5 млрд. руб., что выше показателя 2012 года на 12,6 млрд. руб., или на 38 %. Доля этих затрат в ожидаемой выручке АК «Транснефть» за 2013 год составила 31,6 %. В том числе объемы диагностических работ возросли на 1,3 млрд. руб., объемы капитального ремонта несколько снизились, а средства, выделенные на техперевооружение и реконструкцию, значительно увеличились - на 12,4 млрд. руб.

Финансирование крупных инвестиционных проектов, таких, как БТС и Восточная Сибирь - Тихий океан, безусловно, планируется осуществлять с привлечением внешнего заемного финансирования, возможность которого устанавливается постановлениями правительства, а все существенные параметры (размер, формы, сроки и др.) утверждаются Советом директоров Компании.

Кредитная политика АК «Транснефть» направлена на успешную реализацию поручений правительства по строительству новых объектов системы трубопроводного транспорта, а также по восстановлению и модернизации сети уже действующих трубопроводов и сопутствующей ей инфраструктуры. При привлечении кредитных средств сравниваются их стоимость, способность конкурировать с уровнем среднерыночной цены аналогичных заимствований. Предпочтения отдаются необеспеченным формам кредитования либо формам обеспечения, не создающим рисков для развития экономики Компании и отрасли в целом.

К настоящему времени кредитная история «Транснефти» представлена краткосрочными и долгосрочными кредитами крупнейших российских банков, таких, как Сбербанк России, ОАО «Альфа-Банк», ОАО «МДМ-Банк» и др. Кредиты направлялись на финансирование различных проектов Компании и ее дочерних обществ. Среди важнейших - строительство нефтепроводов Баку - Тихорецк, Суходольная - Родионовская, БТС, дополнительного резервуарного парка на нефтебазе «Грушовая», узла учета нефти на нефтебазе «Шесхарис».

Для минимизации затрат по реализуемым, а также перспективным проектам проводится значительная работа с инвесторами, направленная на привлечение максимально дешевых и необеспеченных финансовых ресурсов. В значительной мере это стало возможным после получения Компанией независимой оценки аналитиков рейтингового агентства Standard&Poors. В настоящее время по обязательствам в национальной и иностранной валюте рейтинг «Транснефти» соответствует уровню «ВВ+» по шкале агентства, прогноз изменения рейтинга - «Стабильный». В целях подтверждения Компанией результатов ее финансово-экономического развития было принято решение о получении также и рейтинговой оценки агентства Moodys, которая по основному рейтингу установлена на инвестиционном уровне «Ваа3» (равна суверенному рейтингу России), а рейтинг «Транснефти» как эмитента соответствует уровню «Ва1».

Предприятия, в которых Группа прямо или косвенно владеет более чем половиной голосующих акций или имеет возможность определять финансовую и хозяйственную политику, являются дочерними (далее - дочерние компании). Данные финансовой отчетности всех дочерних компаний, чьи активы, обязательства или операции являются значительными в рамках Группы, были включены в состав консолидированной отчетности. Отчетность дочерних компаний включается в состав консолидированной финансовой отчетности, начиная с даты перехода фактического контроля над дочерней компанией к Группе и до даты утраты такого контроля.

Все внутрихозяйственные операции - остатки по счетам, прибыли или убытки от операций между компаниями Группы - полностью исключаются при консолидации. Там, где это было необходимо, были сделаны соответствующие корректировки в учете и отчетности дочерних компаний в целях обеспечения последовательности и соответствия учетной политике Группы.

В дочерних компаниях, где Группа не имеет полного контроля, доля меньшинства определялась как доля справедливой стоимости на дату приобретения активов и обязательств дочерней компании, скорректированная с учетом доли меньшинства в отношении последующих дивидендов, прибылей и убытков.

Финансовая отчетность зарубежной дочерней компании, чьи операции составляют неотъемлемую часть деятельности Группы, была переведена в валюту данной отчетности, как если бы данные операции были произведены самой Компанией.

Операции в иностранной валюте, осуществляемые компаниями Группы, переводятся в рубли по курсу обмена на дату операции. Прибыли и убытки, возникшие в результате осуществления этих операций, а также при переводе денежных активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, учитываются в консолидированном отчете о прибылях и убытках. Остатки по денежным активам и обязательствам пересчитываются по курсу обмена на каждую дату составления балансового отчета.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включая, где это необходимо, чистую текущую стоимость затрат на демонтаж и ликвидацию актива в конце срока полезной службы. Основные средства отражаются по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации. Объекты незавершенного строительства отражены по первоначальной стоимости с начислением износа с момента ввода данного актива в эксплуатацию.

Запасы сырой нефти, используемые для технологических нужд в нефтепроводах, необходимые для функционирования сети (технологический запас), и принадлежащие Группе, отражается в составе основных средств, не подлежащих амортизации, так как они физически не потребляются в процессе оказания транспортных услуг. Излишек нефти отражается по средней рыночной стоимости, дефицит - по средневзвешенной балансовой стоимости технологического запаса, а соответствующие прибыли (убытки) отражаются в консолидированном отчете о прибылях и убытках.

Руководство утверждает конкретные планы возможной ежегодной ликвидации или вывода из эксплуатации частей трубопровода и связанных с ним объектов. В отношении этих объектов оценочный срок их полезной службы пересматривается, и, при необходимости, изменяется размер амортизационных отчислений за год. В случае если принимается решение прекратить строительство объекта, либо отложить запланированную дату завершения строительства на значительный срок, либо если есть другие показатели потенциального уменьшения стоимости объектов незавершенного строительства, их балансовая стоимость пересматривается.

Затраты на реконструкцию и модернизацию капитализируются, при этом заменяемые активы подлежат выбытию. Расходы на текущий ремонт относятся на затраты в том периоде, в котором они были понесены. Расходы на содержание и текущий ремонт включают все затраты, не приводящие к технической модернизации актива по сравнению с его первоначальными характеристиками, или представляющие собой замену участков трубопровода протяженностью менее десяти километров и не являющиеся поэтапной заменой участков трубопровода большей протяженности. Прибыль и убытки, возникающие вследствие выбытия основных средств (по причине списания или иной реализации), включаются в консолидированный отчет о прибылях и убытках.

Основные средства социальной сферы, которые были получены Группой во время приватизации, были исключены из данной консолидированной финансовой отчетности, в том случае, если согласно плану приватизации, данные основные средства должны быть безвозмездно переданы муниципальным органам.

Аренда основных средств, по которым Группа принимает на себя все существенные риски и выгоды от владения этими основными средствами, трактуется как финансовая.

Ликвидные ценные бумаги и прочие финансовые вложения, удерживаемые в течение неопределенного периода времени, которые могут быть проданы в соответствии с требованиями ликвидности или из-за изменений в намерениях по их будущему использованию, относятся к финансовым вложениям по рыночной стоимости с отражением на счете прибылей и убытков.

Финансовые активы и обязательства включают денежные средства и их эквиваленты, финансовые вложения, дебиторскую задолженность, заемные средства и кредиторскую задолженность поставщиков и подрядчиков, и первоначально отражаются по стоимости приобретения на дату, когда Группа становится одной из сторон договора.

Налог на имущество исчисляется по ставке, не превышающей 2,2% от среднегодовой остаточной стоимости основных средств. Действующим законодательством предусмотрено уменьшение размера налогооблагаемой базы на величину остаточной стоимости объектов магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

В составе расходов на страхование отражены расходы Группы, связанные с осуществлением пенсионного плана с установленными взносами, величина которых за три месяца, закончившихся 31 марта 2006 года, составила 383 млн. рублей (за три месяца, закончившихся 31 марта 2005 года - 468 млн. рублей).

Государству принадлежит 75% акций "Транснефти" (100% голосующих). Привилегированные акции распылены среди частных владельцев, сейчас торги ими приостановлены по решению Басманного суда. Выручка компании по МСФО в 2013 г. -181,5 млрд. руб., чистая прибыль -53 млрд. руб. Чистая прибыль по РСБУ за 2013 г. - 4,61 млрд. руб. В прошлом году президент "Транснефти" Семен Вайншток предупредил инвесторов, что дивиденды будут снижаться, так как компании предстоят большие затраты на новые проекты, в частности на строительство ВСТО. "Транснефть" сделала свои "дочки" центрами прибыли, снизив свои собственные заработки. В итоге за 2012 г. на "префы" было выплачено 500 млн. руб., а государству - 250 млн. руб. На таком уровне компания планировала сохранить выплаты в течение нескольких лет. Теперь компания предлагает увеличить выплаты на госпакет более чем втрое, рассказали "Ведомостям" два источника, близких к совету директоров монополии. Один из них уточнил, что выплаты по обыкновенным бумагам могут достигнуть 850 млн. руб. Владельцев привилегированных акций это не коснется. Они получат чуть меньше прошлогоднего - 460 млн. руб., 10% от чистой неконсолидированной прибыли, которые и положены по уставу компании. Как сообщил вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, рекомендуемый размер выплат будет утвержден на совете директоров 31 мая. Если планы "Транснефти" утвердят, то она выплатит акционерам (включая платежи по привилегированным акциям) больше 28% прибыли, или 1,3 млрд. руб. (Совет директоров ОАО «АК «Транснефть» на заседании 31 мая рекомендовал годовому собранию акционеров выплатить дивиденды по акциям компании по итогам деятельности за 2013 год в общей сумме 1 321 519 тыс. рублей. При этом доля чистой прибыли, направляемая на дивиденды, увеличивается с 20,2% до 28,7%, а по обыкновенным акциям - с 10,2% до 18,7%., говорится в сообщении компании). Для сравнения: РЖД планирует направить государству 10% от чистой неконсолидированной прибыли - 975 млн руб. "Газпром" по итогам 2013 г. собирается отдать акционерам 17% чистой прибыли, РАО "ЕЭС России" и "Алроса" - по 13%. "Роснефть" планирует выплатить государству ровно 20% чистой прибыли - 11,3 млрд. руб.

Относительно финансовой деятельности и дивидендной политики компании, г-н Вайншток сделал ряд заявлений, вносящих ясность в перспективы привилегированных бумаг компании:

. Транснефть не рассматривает никакие возможности выхода на рынки капитала с помощью акций

. Менеджменту не принадлежат акции Транснефти, поэтому разговоры о манипуляциях с дивидендами с теми или иными целями руководство считает бессмысленными

. Менеджмент не в силах перераспределять прибыль внутри группы, в чем его обвиняют многие участники рынка

. Рентабельность компании целиком и полностью определяется политикой правительства относительно тарифообразования

. Владельцы привилегированных акций не вправе рассчитывать на какие-либо дополнительные полномочия кроме дивидендов.

При построении модели денежных потоков от дивидендных выплат Транснефти мы исходили из того, что средний темп роста доходов компании в прогнозный период составит 6%, а в постпрогнозный - 2%. Мы полагаем, что это вполне адекватно отражает тенденции в российской нефтяной отрасли.

Ставка дисконтирования дивидендных потоков была принята нами как средняя доходность к погашению суверенных облигаций Россия-30 за последний год, поскольку Транснефть имеет кредитный рейтинг на уровне суверенного, а премию за риск рынка акций мы считаем излишней, поскольку по своей сути привилегированные акции Транснефти являются облигациями. Кроме того, Транснефть как правило кредитуется у банков под схожие ставки.

При построении нашей модели мы исходили из возможности трех основных вариантов развития событий:

. Оптимистический - уже в следующем году головная компания вновь станет центром прибыли. Мы оцениваем вероятность этого варианта в 25%

. Умеренный - доля чистой прибыли головной компании в общей консолидированной прибыли в дальнейшем будет меньше чем в последние годы, и зафиксируется на уровне 34-35%. Мы оцениваем вероятность этого варианта в 25%.

. Пессимистический - в дальнейшем доля прибыли головной компании сохранится на уровне текущего года - около 16%. Мы оцениваем вероятность этого варианта в 25%.

Заключение

Итак, наиболее важными угрозами для трубопроводного транспорта в настоящее время являются: увеличение затрат на ремонты в связи с износом оборудования; потеря выручки в связи с перебоями в трубопроводах; изменение тарифов; принятие решения о ликвидации монопольного положения на рынке основных трубопроводных компаний; изменение взаимоотношений с сопредельными государствами; разрывы трубопроводов и нарушение экологического баланса; переход на альтернативные источники энергии; изменение требований к составу мероприятий по профилактике отказов; основные социальные угрозы вытекают из экологических, это недовольство населения потенциальными авариями и экологическими катастрофами, возможные выплаты пострадавшим, необходимость эвакуации или временного отселения людей в случае экологической опасности. Совокупность вероятностей является основой построения стратегии экономической безопасности трубопроводного транспорта.

Анализ себестоимости услуг транспорта нефти, проводится на исследовании непосредственно затрат по их элементам. Базисные темпы характеризуют непрерывную линию развития. По ним для любого года можно ответить на вопрос, как вырос показатель по сравнению с годом, принятым за базу. Формирование уровня себестоимости изучается на основе системного подхода, что вызывает необходимость выделения круга факторов, от которых зависит этот показатель. Построение детерминированных факторных систем предусматривает моделирование факторов, воздействующих на результативный показатель. При этом моделирование факторной системы в анализе осуществляется путем расчленения факторов исходной системы.

Так как Группа «Транснефть» динамично развивающаяся, то, например, сейчас увеличилось количество дочерних обществ, которые в связи с выделением ремонтно-строительных служб из их состава стали составлять сводную отчетность. Нужно создать отраслевой стандарт-инструкцию по составлению сводной отчетности, и надеюсь, в ближайшее время нам в Компании удастся его подготовить. Вероятно, это приведет к изменению в применяемом плане счетов, введению новых уровней аналитики, разработке дополнительных отраслевых отчетных форм. Конечно, введение бюджетирования не могло не оказать влияния на работу бухгалтерии. В некоторых дочерних обществах это положительно отразилось на выполнении графика документооборота, так как производственные службы стали быстрее представлять в бухгалтерии первичные отчетные документы.

Быстро растущие потребности нефтяных компаний в транспортных мощностях «Транснефть» обеспечивает путем увеличения пропускной способности действующих магистральных нефтепроводов, а также развивая Балтийскую трубопроводную систему. Теперь остановимся на финансовых показателях деятельности. По предварительным результатам 2013 года, доходы Компании от всех видов деятельности составили 143,9 млрд. руб., что больше цифры 2012 года на 9,3 млрд. руб., или на 7 %. Чистая прибыль по системе АК «Транснефть» в 2013 году достигла 41,1 млрд. руб. и в 1,2 раза превысила уровень 2012 года. Налоговые выплаты за 2013 год в целом по системе «Транснефти» составили 26,5 млрд. руб. - почти на 8 млрд. руб. больше, чем в 2012 году.

Переход на бюджетные принципы финансирования и выделение специальных центров, отвечающих за конкретные виды расходов и платежей предприятия, способствовали укреплению финансовой дисциплины на предприятиях "Транснефти".

В Компании разработаны единые и обязательные формы бюджетов, внутренней финансовой отчетности, установлена четкая периодичность их представления. Для контроля за соблюдением финансовой дисциплины успешно применяются средства автоматизации. В структурах предприятий Компании организованы постоянно действующие контрольно-ревизионные отделы и службы, осуществляющие как плановые, так и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности. Решения, принимаемые на основании результатов проверок, также в значительной степени помогают совершенствовать методы использования финансовых ресурсов и направлены на укрепление финансовой дисциплины.

Список литературы

1.Алафинов С. В. Нефтяной бизнес - интеграционные процессы вчера, сегодня, завтра // Нефть и капитал. - 2013. - №11. - С.15-18.

2.Алекперов В.Ю. Вертикально-интегрированные нефтяные компании России. М.: Аутопан, 2014. - 294с.

.Алферов С. Е. Состояние ресурсной базы нефтяной промышленности мира // Экономика и управление нефтегазовой промышленности. - 2014. - №1-2. - С.16-18.

.Бирюкова В.В., Крайнова Э.А. Особенности формирования инновационной стратегии нефтяной компании // Проблемы и опыт экономического управления предприятиями. - Уфа: УГНТУ, 2012. - С.183 - 186.

.Богомолов А.В. Транпортировка нефти в современных условиях // Транспорт нефти. - 2014. - №5. - С.8-11.

6.Бройде И.М. Финансы нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 2014. - 328с.

7.Вайншток С.М. Объединить усилия по созданию евроазиатского нефтяного рынка // Мат. 11-й междунар. конф: «Нефть и газ - 2012» (Москва. 26 июня. 2012 г.). - М.: НОРМА, 2014. С.45-56.

8.Ветров П.И. Нефтеперекачка в России // Горный вестник. - 2014. - №6. - С. 7-14.

9.Дунаев Ф.Ф. Экономика нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 2014. - 428с.

10.Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти // Российский Экономический Журнал. - 2013. - № 2. С.34-41.

11.Лаптев А.А. Управление проектами и трубопроводным строительством на основе информационных технологий. Тюмень: Слово, 2014. - 176с.

.Хорошилов Ф.В. Управление и экономика нефтяного предприятия. Тюмень: Вектор Бук, 2014. - 172с.

.Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. М.: НОРМА, 2014. - 218с.

.Экономика транспорта и хранения нефти и газа. / А.Д. Бренц и др. - М.: Недра, 2014. - 287с.

Похожие работы на - Определение оптимальной величины затрат на перекачку, перевалку, налив нефти на примере ОАО 'АК Транснефть'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!