Описание трансформации объектов государственной собственности в различных субъектах Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,14 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Описание трансформации объектов государственной собственности в различных субъектах Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра: экономической теории и менеджмента





Самостоятельная работа по теме:

"Описание трансформации объектов государственной собственности в различных субъектах Российской Федерации"


Выполнила: студентка гр. ГМУ-11

Мезенцева Ирина

Проверил: старший преподаватель

Уразаев Рустам Айратович




Нефтекамск

Собственность - важнейший институт современного хозяйства. Проблема собственности исключительно актуальна для российской экономики, тем более что в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России и сложившейся в данный момент кризисной экономической ситуации отношения форм собственности играют далеко не последнюю, и даже, одну из основополагающих ролей в стабилизации экономического положения в стране. Более того, важнейшую роль в российской экономике играет государственная собственность, которая не только является исторически наиболее развитой в экономике России, но и охватывает широкий спектр отраслей промышленности, жизненно важных для экономического развития страны. Государственная собственность в современной российской экономике является важнейшим фактором не только стабилизации, но и дальнейшего поступательного развития экономики. В тоже время государственная собственность России нуждается в модернизации, как по своей структуре, так и по принципам управления и развития. Государственные предприятия в большинстве своем малоэффективны, поэтому вопросы, связанные с трансформацией государственной собственности актуальны на сегодняшний день.

В первую очередь необходимо дать понятие "собственность". Собственность- это принадлежность вещей: материальных, духовных и информационных ценностей, определённым лицам. Собственность может принадлежать индивидуальным организациям, социальным группам, государству и обществу.

Отношения, возникающие между людьми, органами государственной власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела объектов собственности принято называть отношениями собственности.

Понятие собственности включает в себя три составляющие:

.Объект собственности.

.Субъект собственности.

.Отношения между субъектом и объектом собственности.

Рассмотрим все три составляющие.

Объектом собственности называют элементы условий производства и результатов деятельности людей, которые присвоенные данным субъектом. Все объекты собственности делятся на:

.Вещественные

.Невещественные.

Вещественные объекты собственности представлены двумя видами- это средства производства и предметы потребления, а к невещественным объектам относят научные знания, информацию и способности людей.

При законодательном закреплении обычно используют следующую классификацию объектов собственности:

.Недвижимое имущество.

К недвижимому имуществу относятся производственные и непроизводственные здания, дороги, транспортные сооружения, объекты производственной и непроизводственной инфраструктуры, а также земля.

.Движимое имущество.

К движимому имуществу относят то имущество, по отношению к которому возможно его перемещение. Например: оборудование, инструмент, автомобиль.

.Интеллектуальная собственность.

Объекты интеллектуальной собственности представляют собой научные труды, рукописи, изобретения, открытия и прочие продукты интеллектуальной деятельности людей. Очень важна правовая защита интеллектуальной собственности как условие её умножения и развития, как стимул творческого труда. Она также важна для любой страны, поскольку чем дальше, тем больше её прогресс, её богатство и благополучие зависят от творчества, от достижений науки и их использования.

Субъект собственности (собственник) - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

В строгом смысле слова субъекты собственности - заведомо одушевлённые лица , хотя нередко их заменяют категориями типа "государство", что приводит к "бессубъектной" собственности, являющаяся абстракцией.

Собственник несёт:

.Бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. (Бремя расходов по содержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии; уплата налогов.)

.Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

К правомочиям собственника относят:

.Право владения.

.Право пользования.

.Право распоряжения.

Право владения - предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержанию её собственному владенью, то есть фактическое обладание имуществом.

Правомочия владельца - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.

Право пользования - основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств или получения от него плодов и доходов.

Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления, так и в производственных целях. Так, швейную машину можно использовать для пошива одежды не только своей семье, но и на сторону за плату. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения. Но иногда можно пользоваться вещью, и, не владея ею. Например, ателье по прокату музыкальных инструментов сдает их напрокат с тем, что пользование инструментом происходит в помещении ателье, скажем, в определенные часы и дни. То же и при пользовании игровыми автоматами.

Право распоряжения - это предоставленная собственнику возможность по-своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества, путём изменения его принадлежностей, состояния или назначения.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью.

Субъектами собственности могут выступать:

.Граждане.

.Юридические лица.

.Муниципальные образования.

.Российская Федерация.

.Автономные округа.

.Автономная область.

.Республики в составе Российской Федерации.

.Области, города федерального значения.

.Края.

Согласно Конституции Российской Федерации и гражданскому кодексу в Российской Федерации признаются следующие формы собственности:

.Частная.

.Государственная.

.Муниципальная.

.Иная.

Под частной собственностью понимается одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.

К частной собственности относят:

.Индивидуальную.

.Корпоративную.

.Акционерную.

.Интеллектуальную.

.Авторскую.

.Другая негосударственная форма собственности.

Частная собственность эволюционирует, и её формы меняются. Изначально возникла индивидуальная частная собственность, то есть личное владение всем предприятием. Индивидуальные собственники трудятся сами, но могут привлекать и наёмный труд. Индивидуальный собственник отвечает за свою деятельность всем своим имуществом. В современных условиях вместе с индивидуальной частной собственностью активное развитие получила акционерная собственность, где личное владение капиталом заменяется коллективным совладением. При акционерной собственности результаты коммерческой деятельности предприятия не подчиняются интересам одного лица, а направлены на удовлетворение интересов предприятия в целом и каждого акционера в отдельности.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

Метод государственного воздействия на рынок является государственное предпринимательство. Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

.Государственными органами управления, которые уполномочены, в соответствии с законодательством, управлять государственным имуществом.

.Органами местного самоуправления.

Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности, то есть государство не отвечает по их обязательствам, на они сами не отвечают по обязательствам государства.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным органам.

В таблице представлена доля предприятий в государственном частном секторе России по состоянию на 1 января 2008г.

Госсектор, %Частный сектор ,%Лёгкая промышленность4159Пищевая промышленность4357Строительство5248Автотранспорт и авто ремонт5248Торговля оптовая4555Торговля розничная3367Общепит4456Бытовое обслуживание3565Прочее6832В среднем по России49,550,5

Какая собственность должна принадлежать государству?

Ответом на данный вопрос является решение проблемы удельного веса предприятий, остающихся в течение определённого времени в государственной собственности:

.Деятельность, которых оказывает решающее влияние на эффективность всей экономики или крупных региональных комплексов. К таким предприятиям относятся: энергетика, газоснабжение, железнодорожный транспорт, часть предприятий добывающей промышленности и прочее.

.Являющиеся естественными монополистами вследствие экономической эффективности за счёт высокой концентрации производства.

.Нуждающиеся в крупных инвестициях (конверсия оборонного производства, высокотехнологичные и наукоёмкие производства, предприятия с физически и морального устаревшим оборудованием)

.Образующие крупные вертикально и горизонтально интегрированные производственные системы.

Какие управленческие взаимоотношения надо установить между государственными структурами и предприятиями?

Ответ на данный вопрос вытекает из отношений собственности и организационно-правового статуса предприятий.

Государственное предприятия можно разделить на две группы: с прямым государственным и оперативным управлением.

Недостатком предприятий с прямым управлением является не достаточная заинтересованность в результатах производства. Они могут нормально функционировать только при условии жёсткой дисциплинарной ответственности, и едва ли их деятельность станет экономически эффективной.

Вторая группа предприятий может иметь более широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия. Исключением является право назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну. В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. Государственная собственность имеет плюсы и минусы. Плюсом государственной собственности выступает стабильность этого вида собственности, возможность практически безграничных инвестиций в данный вид собственности. Следует отметить, что государственная собственность отличается низким динамизмом. Это связано в первую очередь с тем, что управляющие государственной собственностью чиновники не обладают достаточными стимулами для ее эффективного развития. В то же время государственное предпринимательство необходимо и в условиях рыночной экономики для эффективного функционирования экономики страны. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса. В отличие от частной собственности, государственная не может способствовать решению задачи максимизации прибыли и в большинстве своем неэффективна. Но государственный сектор существует и достаточно в больших размерах. Эта ситуация объясняется задачами данной формы хозяйствования - поддержка малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, создание общественных благ населению, предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией и др. Однако проблема экономической эффективности использования государственной собственности существует во всех государствах, независимо от типа экономики. Причины низкой рентабельности государственной собственности общеизвестны. Среди основных причин отметим одну - специфическую отраслевую структуру предприятий государственной собственности. Значительная часть государственной собственности - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные; другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная, и т.д.. Рентабельность государственных предприятий, как правило, здесь ниже, чем частных. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, а также повышения прибыльности частного хозяйства.

Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов во многом зависит от степени их хозяйственной самостоятельности, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики. Разгосударствление представляет собой совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

.Основными способами разгосударствления являются:

.Либерализация рынков

.Коммерциализация

.Стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий

.денационализация

Структуру разгосударствления собственности можно определить через призму трёх аспектов собственности:

Прежде всего, разгосударствление - есть процесс изменения форм собственности (в переходной экономике происходит движение от государственной собственности к многообразию ее форм, причем в ходе приватизации движение идет преимущественно от государственной собственности к частной). Далее, разгосударствление можно рассмотреть как перераспределение прав собственности с их новой спецификацией (расщепление единого права государственной собственности на отдельные правомочия с их закреплением за различными собственниками). И, наконец, разгосударствление означает изменение отношений социально-экономического присвоения (переход от социалистического характера присвоения к капиталистическому и от общественно-регулируемой формы присвоения к рыночно-конкурентной форме). Денационализация государственной собственности в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам. Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов. Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации). В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Однако процесс разгосударствления не означает, что государство покидает рыночную экономику. Уменьшая собственную предпринимательскую деятельность, оно остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям, меняя формы своей деятельности. Современное разгосударствление не равнозначно денационализации, а последняя не сводится к одной приватизации. Разгосударствление - сложный процесс совершенствования экономики смешанного типа - означает предоставление предприятиям, независимо от формы собственности, полной экономической свободы и отказ государства от прямого управления их хозяйственной деятельностью. В связи с этим небезынтересно отметить, что в западной экономической литературе все негосударственные формы собственности принято относить к частной собственности.

Как свидетельствует опят стран развитой рыночной экономикой, основой участия государства в экономике являются экономические, в частности фискальные, меры. При этом государства стремятся уменьшить свое непосредственное участие в производственном процессе. В этой связи одним из основных способов управления федеральной собственностью становится приватизация предприятий.

Процесс приватизации в России рассматривался правительством как важнейшая часть экономической реформы преобразования командной экономики в рыночную и состоял из двух этапов: ваучерной и денежной приватизации. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (далее - Закон о приватизации 1991 года), с которого следует вести отсчет российской приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.

Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены "Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год". В основу выбора способа приватизации был положен размер предприятия. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации.

Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации, подлежали продаже через аукцион или на конкурсной основе выставлялись на торги. Такой шаг был нацелен на то, чтобы узнать их рыночную стоимость и создать конкуренцию между покупателями. Предусматривалось также, что малые предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия. На средних и крупных предприятиях приватизация проходила, как правило, в два этапа. Сначала проходило акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководства предприятия и посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях определяемых коллективом. Но проведение аукционов часто сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками , а после завершения аукционов возникли конфликты также между банками-залогодержателями и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская представителей банков в корпоративные органы управления, препятствуя открытию всей финансовой информации и, тормозя тем самым, начало реструктуризации предприятий. В первый этап приватизации было вовлечено все население России. Возможно, поэтому она получила название "народной".

Инструментом её проведения послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам России. Одновременно приватизация преследовала цель создать максимум заинтересованных трудовых коллективов в эффективной работе приватизированных предприятий. В связи с этим программа приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающиеся между собой по наборам льгот, предоставляемых работникам предприятий. По первому варианту работники предприятий получали следующие льготы:

.право на привилегированные акции в объеме 25% уставного капитала. Эти привилегированные акции не давали права голоса (их владельцы не могут голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное право на дивиденды по сравнению с другими акционерами. Они также получали право на получение своей доли в случае банкротства

.право на покупку 10% простых акций дающих право голоса на очень льготных условиях

.право использования ваучеров при приобретении акций- привилегированных и простых

.возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по номинальной стоимости на сумму не более 5% уставного капитала

По второму варианту действовали следующие условия:

.до 50% стоимости акций могут быть оплачены приватизационными чеками

.общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих вместе с ним в единых промышленный комплекс, не может превышать 51% от величины уставного фонда

При третьем варианте группе работников (не обязательно всему трудовому коллективу) предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа работников должна была провести в течение года реорганизацию предприятия, вложить в него свои личные средства размере не менее 200 минимальных зарплат, установленных на территории России. В случае выполнения условия члены коллектива получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости. Особых приемов потребовала приватизация крупных предприятий и объединений-гигантов. Здесь первым шагом стало преобразование их в акционерное общество открытого типа. Но акционирование это ещё не приватизация в общепринятом смысле, а изменение организационно-правовой формы предприятия. До продажи предприятие остается в собственности государства. В каждом конкретном случае органам приватизации и коллективам приходилось решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентно способные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие акциями и получившие названия холдингов. Холдинговые компании создаются, прежде всего, для проведения согласованной политики во всей группе подконтрольных предприятий. Важно, чтобы при этом холдинг не препятствовал их конкуренции с другими и не мог "грабить" непосредственных производителей извлекая из них сверхприбыль. Поэтому создание холдингов было запрещено в тех сферах, где конкуренция является единственным средством утверждения цен на приемлемом для потребителя уровне: в торговле, общественном питание, бытовом обслуживание, сельском хозяйстве, большинстве отраслей транспорта. Не допускается и создание суперхолдингов, объединяющих целые отрасли производства. Предусмотрены и другие меры антимонопольного характера.

Однако чековые аукционы заслуживают определенную критику. Дело в том, что установленные законом ограничения на количество приобретаемых акций мало что дают. Имеется возможность действовать через подставных лиц, о чем весьма наглядно свидетельствует опыт приватизации "Уралмаша". К особенностям приватизации можно отнести сохранение в собственности государства значительной части акций приватизированных предприятий.

В таблице приведена доля госсобственности в акциях приватизированных предприятий.

Отрасль %Целлюлозно-бумажная промышленность20Металлургия 15Телекоммуникации 38Машиностроение 55Нефте- и газодобыча42

Это означает, что эти предприятия стали смешанными. Наличие в России не только государственных предприятий, неподлежащих приватизации, но и полугосударственных предприятий дает государству более широкие возможности для использования различных форм экономического регулирования и госконтроля за значительным сектором промышленности. Рассматривая итоги ваучерной приватизации в России с точки зрения выбранных вариантов, то можно сделать вывод, что явное предпочтение было отдано второму варианту, позволяющему трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот вариант избрали около 75% предприятий. Однако такая форма перекрывает возможности внешнего влияния и контроля над ним. Эта ситуация сводится к минимуму при нормальном функционировании рынка ценных бумаг. Но, как показывает опыт, что во время закрытой подписки или по её завершению начинается скупка акций директоратом или внешним инвестором. Приватизация в России принесла с собой чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), которые собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество акционеров в них составило 22,8 млн. человек или 15,4% населения России. ЧИФ должны были стать одной из опор новой финансовой структуры, они должны были играть важную роль в мобилизации и свободном переливе капиталов, интересоваться в первую очередь инвестированием в производство с учетом рыночной ситуации. Однако практика первого этапа приватизации показала, что ЧИФ, в основном, были заинтересованы в получение максимальных дивидендов, а не в реальном развитии предприятия.

Если подводить позитивные итоги первого этапа приватизации, то следует отметить, что он позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 года уже была передана в частные руки, но они были приватизированы без зданий и сооружений, что характеризует некоторую неопределенность их положения. К концу 1994 года этот процесс завершился почти по всей территории России.

К особенностям первого этапа следует отнести, что земля практически не была вовлечена в этот процесс. А на базе средних и крупных предприятий к концу 1994 было создано более 20 тыс. акционерных обществ, подлежащих приватизации.

В таблице предоставлены основные показатели приватизации в России

Показатели 01.01.9501.01.96Госпредприятия на самостоятельном балансе(ед.)12684690778Подано заявок на самостоятельном балансе(ед.)143968147795Реализовано заявок(ед.)112625118797Продажная цена собственности(млрд.руб.)18672510Госпредприятия преобразованные в АО с выпуском акций в продажу(ед.)2404027040Предприятия на аренде, в том числе с выкупом(ед.)16826 1280614663 12198

По сведениям правительства более 40 млн. граждан России стали акционерами. Но невозможно по количеству участников точно оценить реальный результат, так как приватизация это не цель, а средство процесса реконструкции народного хозяйства, а следовательно, и экономики. В России, по мнению специалистов, было допущено два серьезных промаха:

.Невозможность для участников приватизации, в условиях неразвитого рынка реально оценивать стоимость имущества. А следовательно, никто не знает будущую эффективность предприятия, акции которого он получает.

.Равномерное распределение "приватизируемых денег" приводит к тому, что АО становится плохо управляемым, и его деятельность подчиняется интересам менеджеров.

Наиболее существенной чертой ваучерной приватизации в России являлось то, что механизм обмена ваучеров на акции не предусматривал четкого соответствия количества обмениваемого, что привело к дезориентации индивидуумов и спекулятивному характеру. Как результат, несмотря на огромные усилия правительства, класс частных собственников так и не сформировался. Не решена проблема привлечения иностранных инвестиций. Это объясняется просчетами в процессе приватизации, к которым можно отнести:

.Трудности в приобретении пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел

.Постоянное изменение законодательной базы

.Неопределённость иностранного инвестора

Таким образом, предоставление неоправданно больших льгот трудовым коллективам и неоправданная оценка предприятий привела к тому, что огромная часть государственного имущества за бесценок осела в частных руках. Произошел не просто переход к рыночной экономике, а ускоренная капитализация страны, приведшая к грандиозному перераспределению доходов и средств производства. Доходы большей части населения значительно упали, а очень узкого слоя - резко взлетели. Исправить сложившееся положение и внести новый интерес к процессу приватизации должен был, начавшийся с 1 июля 1994, второй этап приватизации.

Первый этап, как было сказано выше, закончился в июне 1994 г. Важнейшими моментами ваучерной приватизации в России можно считать следующие:

.Разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России, охватившем все основные субъекты общества: органы государственной власти, управления и контроля; предприятия и объединения предприятий; коммерческие структуры; общественные организации; граждан.

.Впервые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущества десятков тысяч предприятий. В 1993 г. было приватизировано более 60 тыс. предприятий сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что составляет около 70% всех приватизированных за этот период предприятий.

.Центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования: открытость, позволяющая привлечь дополнительных инвесторов; возможностью выбирать тактику инвестирования и тем самым увеличивать или снижать собственный риск (использованием двух типов заявок - содержащих и не содержащих ограничения на курс аукциона); гарантии на владение пакетами акций выставленного на продажу предприятия, поскольку результаты аукциона при внесении победителей в соответствующий протокол имеют законную силу. Следовательно, процедура чековых аукционов содержит рыночный механизм вступления инвесторов в права собственности.

Второй этап приватизации (денежная приватизация). (1994-1996 гг.) В связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России.

Новое в законе то, что он предусматривает проведение конкурсов, условия которых могут включать набор "социальных обременении". Например, сохранение и увеличение рабочих мест. При этом покупателю снижается цена продажи.

Этот законопроект разграничивает также приватизацию объектов федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной. Приватизация не будет распространяться на земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся у сельскохозяйственных предприятий, фермеров и крестьян. Допущена приватизация коммунальных квартир. Запрещено приватизировать объекты социально-культурной сферы.

Программа также предусматривала значительное укрепление роли инвестиционных фондов. Им, наконец, разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25 процентов, вместо прежних десяти, что позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции более крупным и сильным коллегам. Такая практика "поглощения" одних фондов другими была легализована Программой. Значительное место в Программе 1994 года было уделено защите прав акционеров. Среди главных ее постулатов - защита акционерного "меньшинства", которому обеспечена возможность "коммулятивного" голосования. И, наконец, третий путь - это была обязательная (принудительная) смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен. Такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. Причем ее план, принятый управлением, был обязателен для реализации. В этом случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычной приватизации. Ведь речь шла не о перераспределении собственности, а об экономическом оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно форсировать процесс принудительной приватизации.

Заключение

собственность экономика приватизация имущество

На протяжении 1992-2010 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и методами: - первый этап - массовая (так называемая ваучерная) приватизация (1992-1994 гг.). Основная задача - создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности; - второй этап - денежная приватизация (1994-1996 гг.). Основная задача - пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации. - третий этап - совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1996-2010 гг.). Приватизация объективно стала одним из важнейших системно-институциональных преобразований в экономике России. В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при относительном минимуме социальных конфликтов.

Несмотря на то что к концу 90-х годов ХХ века в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был:

.Не сформирован широкий слой эффективных частных собственников.

.Структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий.

.Привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий.

.В ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

На практике приватизация государственной собственности сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий, что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственной собственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам. Характерной особенностью приватизации явилось занижение стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество. Социальная эффективность приватизации оказалась крайне низкой. Принципы равенства граждан при осуществлении массовой приватизации и учет интересов и прав всех слоев населения не были соблюдены. Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение её форм.

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) привело к объяснимому торможению данного процесса в регионах. Если подвести итог выше сказанному, то, по моему мнению, процесс приватизации в России имеет скорее положительные, чем отрицательные итоги. Несмотря на все ошибки, допущенные правительством, приватизация все же произошла и более или менее успешно: появились частные организации и предприятия, акционерные общества; работники стремятся повысить производительность, ведь в большинстве случаев от неё зависит размер премии.

Приватизация процесс длительный и требует основательной и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране. В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

Очевидно, что цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.

Список литературы

1.Госсобственность и госсектор в рыночной экономике / В. Бирюков, Б.Кузнецова. - М.: МЭМО, 2002. - №12. - С. 234.

.Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов.- М.: Юристъ, 2007.-568 с.

.Ведяпин В.И. Общая экономическая теория / В.И. Ведяпин. - М.: Инфра-М, 2007. - 291 с.

Похожие работы на - Описание трансформации объектов государственной собственности в различных субъектах Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!