Эластичность спроса и предложения. Чистая монополия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    67,86 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эластичность спроса и предложения. Чистая монополия

Эластичность спроса и предложения

Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.

Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.

Эластичность предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.

Эластичность показывает, насколько процентов измениться одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ep равен:


где DQ - изменение величины спроса, %; DР - изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какай-то другой экономической величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Существует два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси, приведенный в графике 1.

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса.

График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси, приведенный в графике 2.

Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

< |Eр| £ ¥ - спрос эластичен;

£ |Eр| < 0 - спрос неэластичен;

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их:


Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема, или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

Существует еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции и какой уровень цены следует использовать при расчете? Существовавший до изменения или полученный после него?

На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса - к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

Важным моментом, оказывающем воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товар-заменитель.

Различия в эластичности спроса объясняется также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:


где «с» в индексе означает перекрестную эластичность. Значение коэффициента от того, какие товары рассматриваются - взаимозаменяемые или взаимодополняемые.

Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет положительным.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных.

Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:


где Q0 и Q1 -предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.

Предложение, поскольку оно связано с изменениям производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

а) в краткосрочном периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В этом случае предложение неэластично;

в) в долгосрочном периоде, когда возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.). Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения.

А.Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон - всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.

Цена и предельный доход в чистой монополии

Чистая монополия - это модель рынка, когда одна фирма является единственным производителем или продавцом данного товара или услуги.

Для чистой монополии характерен ряд следующих основных признаков:

наличие в отрасли только одной фирмы;

отсутствие хороших или близких по качеству и полезности заменителей продукции монополиста. Имеется в виду, что почти любому виду продукции можно найти заменитель. Однако в современных условиях, например, керосиновая лампа или свеча не являются хорошим или равноценным заменителем электроэнергии, используемой для освещения;

контроль над ценой со стороны фирмы. Данный признак логически связан с двумя предыдущими;

значительные трудности вступления в отрасль других фирм.

Наличие последнего признака связано с существованием экономических, технических, юридических и других препятствий, обусловленных рядом причин. Во-первых, низкими средними издержками крупных предприятий в ряде отраслей по сравнению с мелкими, которые в связи с этим не в состоянии конкурировать с монополистами. Во-вторых, предоставлением государством патентов и лицензий определенным гражданам и фирмам, что не позволяет остальным физическим и юридическим лицам использовать изобретения или заниматься соответствующими видами деятельности. И в-третьих, правом собственности на различные виды природного сырья, имущество и другие объекты собственности, что препятствует их использованию хозяйствующими субъектами, не являющимися владельцами данных видов ресурсов.

Понятие "монополия" связано с определенными географическими границами, т.е. фирма может быть, например, монополистом в городе, области или стране. Так, монополистами в городе могут быть телефонные станции, коммунальные службы, электрические компании.

Различия между чистым монополистом и совершенно конкурентной фирмой отражаются в форме графиков спроса на их продукцию.

В условиях совершенной конкуренции, как мы установили ранее, график спроса на продукцию отдельной фирмы совершенно эластичен и представляет собой горизонтальную линию, так как эта фирма не может влиять на рыночную цену и продает любое количество продукции по одной и той же цене, установившейся на конкурентном отраслевом рынке. Предельная выручка (предельный доход) конкурентной фирмы при этом равна цене (МР = Р).

В условиях чистой монополии график спроса фирмы имеет снижающийся вид, так как чистый монополист представляет собой всю отрасль и его график спроса аналогичен кривой спроса чисто конкурентной отрасли. Монополист действует в условиях закона снижающегося спроса: он может реализовать большее количество продукции, только уменьшив цену на нее.

Из анализа снижающейся кривой спроса на продукцию чистого монополиста вытекают следующие основные выводы, необходимые для последующего исследования:

Цена реализуемой дополнительной единицы продукции чистого монополиста превышает предельную выручку (предельный доход) от ее продажи (Р > МР.). Тогда для любого уровня выпуска продукции, кроме первой единицы, предельная выручка от продажи последней дополнительной единицы будет меньше, чем цена, по которой фирма реализует все единицы продукции. Это связано с тем, что по более низкой цене будет продаваться не только последняя, но и все предыдущие однородные единицы, которые ранее могли быть реализованы по более высокой цене. Это можно показать на примере отрезка графика спроса, приведенного на рис. 1

Монополист, выбирая объем производства (реализации) продукции, одновременно определяет и ее цену. Следовательно, он диктует покупателям комбинацию объема продукции и цены. Этот вывод можно сделать исходя из снижающегося графика спроса. Поскольку возможности выбора монополиста определяются графиком спроса на его продукцию, то есть доходом и предпочтениями потребителей, нельзя утверждать, что он полностью независим от действия рыночного механизма. Монополист не может продать любое количество продукции по любой цене. Однако он в состоянии продать больше продукции, снизив цену, либо установить более высокую, но реализовать меньшее количество товара.

При определении оптимального объема производства и цены монополисту целесообразно установить их комбинацию на эластичном участке графика спроса. Это связано с тем, что для выбора оптимального объема производства фирма использует правило МР = МС, которое недостижимо на неэластичном участке, так как предельная выручка на нем всегда имеет отрицательное значение, а предельные издержки - положительную величину. Кроме того, следует иметь в виду и следующее обстоятельство. Для увеличения объема продаж монополист должен снизить цену. Однако если снижение цены произойдет на эластичном участке кривой спроса, валовая выручка монополиста увеличится, если же на неэластичном отрезке, то она снизится, что при прочих равных условиях нежелательно для фирмы.

Монополист, нацеленный на дальнейшее развитие производства и расширение рынка, стремится выбрать комбинацию на эластичном участке графика спроса, избегая неэластичного отрезка.


Предположим, что функция проса на пшеницу в стране А имеет вид: D=100-20P, а функция предложения S=20+20P. Определите вид функции и спроса на импорт в стране А. Какова будет цена на пшеницу при отсутствии внешней торговли.

Решение:

D=100-20P;=20+20P.

Определим цену на товар в стране А, если из условия: спрос = предложению ( Qd=Qs).

спрос цена монополия

100-20Р=20+20Р

Р-20Р=20-100

Р=-80

Р=2 , равноценная цена на товар при отсутствии внешней торговли.

Qd=100-20*2=80 (равноценный спрос)=20+20*2=60 (равноценное предложение)

Список используемой литературы

1. Левина Е.А. Микроэкономика: задачи и решения. М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 492 с. 2. Маховикова Г.А. Микроэкономика. М.: Эксмо, 2009. - 224 с.

. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2008.- 448 с.

. Микроэкономика. Курс интенсивной подготовки. Под ред. И.В. Новикова, Ю.М. Ясимского. Мн.: ТетраСистемс, 2009. - 272 с.

. Микроэкономика. Учебник. В 3 т. Под ред. В.М. Гальперина. М.: Омега-Л, 2008. - 1040 с.

. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Норма, 2008.

. Самуэльсон Пол Э. Микроэкономика. М.: Вильямс, 2008. - 752 с.

. Сафрончук М.В. Микроэкономика. М.: КноРус, 2009. - 256 с.

. Фридман А.А. Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 375 с.

. Чеканский А. Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник / А. Н. Чеканский, Н. Л. Фролова. - М.: ИНФРА-М, 2008.


Приложение






График 1. График абсолютно эластичного спроса.




        

График 2. График абсолютно неэластичного спроса

Рис. 1. Цена и предельная выручка в условиях чистой монополии.

Похожие работы на - Эластичность спроса и предложения. Чистая монополия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!