Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Московский государственный
университет путей сообщения (МИИТ)
Институт транспортной техники и
систем управления
Кафедра «Менеджмент»
Курсовая работа
по дисциплине
«Основы теории управления»
На тему: Основные методологические
подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте
Выполнил
студент группы ТУП-211
Андронов А.А.
Проверил
Профессор
Москвитин Г.И.
Москва - 2014
Введение
Управление человеческими ресурсами - деятельность, которая выполняется на
предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию рабочих
и обслуживающего персонала для успеха организации и личных целей. Политика
управления персоналом - общий менеджмент в принятии решения в главных направлениях
в области управления персоналом. Это подтверждает актуальность исследования,
что управление персоналом как экономическая наука - основание экономического
роста каждой отдельной фирмы и всего государство в целом.
Объект исследования - основные методологические подходы школы науки
управления и их роль в современном менеджменте.
Предмет исследования - открытое акционерное общество «Российские железные
дороги».
Цель данной работы - рассмотреть особенности ииспользования в менеджменте
и применение школы науки в ОАО «РЖД».
Задачи работы:
) определить роль в современном менеджменте методологических
подходов школ науки управления,
) составить характеристику методологических подходов школ
управления,
) провести анализ менеджмента в ОАО «РЖД»затраты на оплату труда и
фонд заработной платы,
) обобщить полученные в ходе написания данной работы ее
результаты.
В качестве теоретической основы исследования выступили в следующем
порядке (с единой нумерацией):
· нормативные документы и
нормативно-правовые акты Российской Федерации (кодексы, федеральные законы),
· учебники и учебные пособия (согласно
алфавитному порядку авторов),
· материалы периодической печати,
· источники на иностранных языках
(согласно последовательности латинского алфавита),
· материалы справочной литературы,
· открытые электронные источники
(согласно последовательности латинского алфавита в URL-адресах).
В качестве практической базы для настоящего исследования выступила
хозяйственная деятельность ОАО «РЖД».
Данная работа состоит из введения, 3 глав основной части, заключения,
списка литературы, приложений.
Методы исследования:
a. анализ и синтез,
b. анкетирование,. индукция
и дедукция,. метод абстрагирования,. метод графических изображений,. метод
моделирования,. метод системного анализа,. экономико-математический.
Глава 1. Роль
в современном менеджменте методологических подходов школ науки управления
1.1
Предпосылки становления школ науки и управления
Труд играет крайне важную роль в воплощении и развитии социума и каждого
его члена. С помощью труда многих тысяч поколений населения накоплен большой
потенциал производительных сил, огромное социальное богатство, образовалась
модернистская цивилизация. Следующий прогресс социума невозможен без развития
производства и труда.
Возникновение, становление и развитие школы науки менеджмента связано с
развитием таких наук, как:
· математическая наука,
· наука статистики,
· инженерные науки,
· прочие смежные с ними областей науки
и знаний
Одними из ннаиболее известных представителей данной школы являются
следующие ученые:
Þ Р.Акофф,
Þ Л.Берталанфи,
Þ С.Бир,
Þ А.Гольдбергер,
Þ Д.Фосрестер,
Þ Р.Люс,
Þ Л.Клейн,
Þ Н.Джорджеску-Реган.
Школа науки менеджмента сформировалась в начале пятидесятых годов
двадцатого века и весьма успешно функционирует и по сегодняшний момент времени.
В школе науки менеджмента различают 2 ключевых направления:
a. рассмотрение производственного процесса как «социальной
системы» с применением системного, процессного и ситуационного подходов
b. исследование проблем менеджмента на базе использвания системного
анализа и применения кибернетического подхода, в т.ч. использование
математических методов и электро-вычислительных машин.
Системный подход предполагает то обстоятельство, что каждый из элементов,
который составляет систему (рассматриваемый экономический субъект), имеет свои
строго определенные цели.
Процессный подход базируется на положении о том, что все функции
менеджмента зависят друг от друга.
Ситуационный подход прямо связан с системным и процессным подходами и
расширяет их использование в практической деятельности. Суть его состоит в
определении понятия ситуации, под которой имеется ввиду конкретный перечень
обстоятельств, переменных, которые влияют на тот или иной хозяйствующий субъект
экономики в строго определенное время. Заслуга школы науки менеджмента состоит
в том, что она сумела определить главные внутренние и внешние переменные
(факторы), которые оказывают влияние на экономический субъект.
Второе направление школы науки обусловлено развитием точных наук и, в
первую очередь, науки математики. В современных условиях большое число ученые
именуют данное направление новой школой. Начало использования математических
методов в хозяйственных исследованиях в девятнадцатом веке связывают с именем
экономиста из Франции А. Каунота (тысяча восемьсот первый - тысяча восемьсот
семьдесят седьмой года).
Возможность применения науки математики для решения хозяйственных проблем
вызвала огромный интерес в России. Некоторое число отечественных крупных
ученых-специалистов внесло серьезный вклад в разработку и развитие экономико -
математических методов (ЭММ), среди них можно выделить следующих ученых:
· В.К.Дмитриев,
· Г.А.Фельдман,
· Л.В.Канторович.
Важноое место принадлежит деятельности Д.Е. Слуцкому, известному своими
научными трудами по теории вероятности и матстатистике. В тысяча девятьсот
пятнадцатом году он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета
потребителя», сильно повлиявшую на развитие экономико-математической теории.
Через двадцать лет данная научная статья получила мировое признание.
Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана
в тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году в Академии наук Союза Советских
Социалистических Республик B.C. Немчиновым.
В тысяча девятьсот тридцатом году в городе Кливленде (Соединенные Штаты
Америки) была образована ассоциация «Международное общество для развития
экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили
известные буржуазные экономисты, такие, как:
· И.Шумпетер,
· И.Фишер,
· Р.Фриш,
· М.Калецкий,
· Я.Тинберген,
· и др.
Появление данной ассоциации послужило отправным моментом создания
матшколы экономистов.
Таким образом, пятидесятые годы двадцатого столетия характеризуются
формированием нового этапа в развитии менеджерской мысли. На базе синтеза идей,
которые были выдвинуты в ранние периоды времени, исследователи пришли к
пониманию нужности комплексного подхода к менеджменту.
Кроме того, была сформулирована идея о том, что менеджмент - это есть не
только наука, но и искусство.
1.2
Использование в современном менеджменте основных положений школ науки
управления
В реальности проблемы экономики труда сильно социализированы. Допустим,
чтобы добиться хорошего уровня трудовой организации, необходимо применить не
только хозяйственные, но и общественные критерии. Трудовые нормы д.б.
обоснованы не только технически и хозяйственно, но и общественно. Эти
категории, как трудовые условия, трудовая организация, комплекс материальных
стимулов, имеют как хозяйственный, так и общественные аспекты.
Оплата труда - это цена тр. ресурсов, которые задействованы в процессе
производства. В серьезной степени она определяется числом и качеством
затраченного труда, но на нее воздействуют и чисто хозяйственные факторы,
такие, как:
• трудовой спрос и трудовое предложение;
• сложившаяся конкретная рыночная конъюнктура;
• территориальные аспекты и, наконец, нормативно-правовая система того
или иного государства.
Зарплата - это форма награды за труд и ключевым стимулом работников того
или тинного хозяйствующего субъекта национальной экономике любой организационно-правовой
формы собственности, так как выполняет воспроизводственную и стимулирующую
(мотивационную) функции.
Формы и системы зарплаты - это способы установления зависимости между
размером оплаты труда и тр. вкладом персонала. Согласно нормам Трудового
кодекса Российской Федерации работодатель имеет право фиксировать разные
системы премирования, которые стимулируют доплаты и надбавки. В соответствии с
Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность раб. времени не может
быть больше сорока часов в неделю.
Хозяйственные принципы работы усиливают заинтересованность того или иного
хозяйствующего субъекта национальной экономике любой организационно-правовой
формы собственности в определении эффективных путей применения рабочих, в
определении определенных размеров числа рабочих.
Увеличить коммуникацию на рабочем месте путем его организации часто
облегчают для сотрудников выполнение их должностных обязанностей. Кроме того,
хорошо структурированная организационная система может повысить уровень самочувствия.
Чтобы рабочее место и организационные структуры в целом в организации
соответствуют нужным требованиям, необходимо пройти следующие пять шагов.
Шаг 1
Идентификация сотрудников для оказания помощи с их стороны в вопросе
установления организационных структур. Попросить, чтобы менеджеры или рабочие
рекомендовали людей, которые имеют хорошие организационные навыки для новой
организационной рабочей группы или чтоб они сами выбрали участников сами.
Шаг 2
Установить список, в котором нужно улучшить организацию. Например, этот
список может включать организацию поставки, улучшение систем регистрации и
обновление нового процесса создания счета.
Шаг 3
Создать логические организационные структуры. Разделить эти пункты,
назначая один нескольким членам созданной организационной рабочей группы, и
попросить, чтобы эти участники исследовали существующие системы, затем улучшите
их. Если нужно гарантировать готовность внедрения этих изменений, прежде чем
они будут завершены, попросить, чтобы каждая группа представила свои
запланированные изменения перед их практическим осуществлением.
Шаг 4
Контролировать организационный процесс. Поскольку отобранные организаторы
двигаются через утвержденный организационный проект, необходимо наблюдают этот
процесс, предлагая различные предложения при необходимости.
Шаг 5
Обучать своих сотрудников в связанных с организацией направлениях. Когда
нужно принять план развития, необходимо выбрать спикеров, которые имеют опыт в
организации и общении с рабочими, выдвигая на первый план важность организованного
рабочего пространства и давая подсказки относительно того, как достигнуть
этого, таким образом, показывая сотрудникам важность поддержания организации.
Производительность труда измеряется объемом произведенной продукции
(выполненной работы, оказанной услуги), который создан за определенное время
отдельным членом трудового коллектива, работником.
Производительность труда на предприятиях и в организациях - это есть
экономическая категория, которая выражает степень плодотворности целесообразной
деятельности людей по производству продукции (выполнению работы, оказанию
услуг).
Производительность труда вычисляется через систему показателей выработки
и трудоемкости:
a. выработка определяется частным от деления объема производства
продукции (выполнения работы, оказания услуг)на численность работников,
b. трудоемкость - делением численности работников на объем
производства продукции (выполнения работы, оказания услуг).
Данные об объеме производства продукции (выполнения работы, оказания
услуг) могут быть в натуральных единицах (кг, л, т, штуки, м и тому подобное),
в условно-натуральных единицах (пятнадцати сильные трактора, четырех осные
вагоны, тысячи условных банок (туб) и так далее), в трудовом и стоимостном
выражении (нормо-часы, человеко-часы, тысячи рублей и так далее).
Производительность труда на предприятиях и в организациях изменяется под
воздействием различных факторов, представленных на рисунке 1.1.
системный
процессный ситуационный управление
Рис. 1.1 Факторы, влияющие на производительность труда
Внешние факторы:
1. природные - в сложных природно-климатических условиях, таких, как
туман, жара, холод, влажность, производительность труда имеет тенденцию к
снижению
2. политические - по воле государственных органов власти происходит
накопление капитала в руках рабочих, что вызывает массовое охлаждение к
трудовому процессу
. общеэкономические - это кредитная, фискальная политика, система
разрешений (лицензий) и квот, свобода предпринимательской деятельности и так
далее.
Внутренние факторы:
1. изменение объема и структуры производства продукции (выполнения
работы, оказания услуг)
2. применение достижений научно-технического прогресса в
производственно-финансовой деятельности
. оптимизация организации производства и менеджмента
. оптимизация системы стимулирования и соцобслуживания работников.
Под резервами роста производительности труда подразумеваются
неиспользованные возможности по интенсификации труда, по количественному и
качественному наращиванию кадрового и производственного потенциалов.
Глава 2.
Характеристика методологических подходов школ управления
2.1
Процессный подход
Для всех типов организаций самой актуальной задачей является построение
эффективной системы менеджмента. Система менеджмента должна обеспечивать
выполнение задач организации и достижение успеха во внешней среде.
Программные продукты, которые присутствуют на рынке, и позиционируются
как «программа управления предприятием», применяют референтные модели, которые
не всегда соответствуют модели бизнеса компании. В лучшем случае, программный
продукт может быть адаптирован. И для этого нужно хорошо алгоритмизированное
управленческое пространство.
В число наиболее передовых методов построения такого пространства входит
процессный подход к менеджменту.
В основе процессного подхода к менеджменту хозяйствующих субъектов
экономики лежит выделение в организации системы бизнес-процессов и менеджменту
данными процессами.
Процессный подход к менеджменту - менеджменту хозяйствующих субъектов
экономики с помощью построения системы процессов, менеджмента ими, ведения
деятельности по улучшению процессов.
Итак, бизнес-процесс - набор операций, вместе взятые образующие итог, и
имеют ценность для покупателя, заказчика и прочего дебитора. Кстати, наиболее
простой пример бизнес-процесса, приводимый М. Хаммер и Дж. Чампи в своей
работе, это разработка нового продукта (товара, работы, услуги). При этом ясно,
нет внешних по отношению к тому или иному экономическому субъекту покупателей,
заказчиков и прочих дебиторов этой деятельности.
Субъект разработки нового продукта (товара, работы, услуги) -
производственное подразделение субъекта хозяйствования, которое будет его
создавать, маркетинговое подразделение экономического субъекта, которое будет
доводить до конечного покупателя, заказчика и прочего дебитора данный новый
продукт (товар, работу, услугу), сам менеджмент субъекта хозяйствования,
учитывающий при разработке стратегии создание новых продуктов (товаров, работ,
услуг), и так далее.
В итоге все конечные покупатели, заказчики и прочие дебиторы данной
деятельности являются частями внутрифирменной иерархии (субъекта
хозяйствования). На этой метод-базе может быть построена и прочая
(принципиально другая) структура экономического субъекта. В данном случае тот
или иной хозяйствующий субъект национальной экономики предстает не в виде
бюрократической организации, которая построена на базе техно единиц в
производительной и в функциональной сферах деятельности субъекта
хозяйствования, а виде комплекса бизнес-процессов, соотношение между которыми
внутри экономического субъекта не подчиняется принципам бюрократической
внутрифирменной иерархии.
Далее нужно уточнить определение бизнес-процесса - как комплекса разных
видов деятельности, в границах которой «на входе» применяется 1 вид ресурса или
более, а «на выходе» в итоге данной деятельности создается продукт (товар,
работу, услугу), который представляет ценность для покупателя, заказчика и
прочего дебитора. Т.е. бизнес-процесс сам по себе уже предполагает требуемость
соотнесения итога и издержек, становясь в силу данного именно хозяйственной
единицей организации.
Выделение в границах того или иного экономического субъекта
бизнес-процессов основывается на определенных требованиях к этим хозяйственным
единицам организации:
) в отношении них можно провести идентификацию и провести соответствующие
пределы: что относится к бизнес-процессу, а что не относится,
) у данной деятельности (комплекса операций) должен быть конечный
покупатель, заказчик и прочий дебитор либо внутри субъекта хозяйствования, либо
за ее границами,
) пределы бизнес-процесса не определяются техно, или функциональными,
принципами, в их базе запрос покупателя, заказчика прочего дебитора.
) важные фигуры в определении пределов бизнес-процессов - это не инженеры
и технологи, а управленцы и экономисты.
Структура экономического субъекта, которая построена на принципах
выделения бизнес-процессов, не является вертикальной иерархией. Это, вероятнее
всего, либо более горизонтальная организационная структура, либо сетевая
организационная структура. По этому процесс увязывания разных бизнес-процессов
в одну организацию - данный процесс координирования, согласования взаимных
интересов, а не организационно-административного подчинения.
Нужно заметить, что вопросы, которые связаны с бизнес-процессами
(определение пределов, принципы выделения, требования к бизнес-процессам, их
координирование и так далее), особо и подробно будут рассмотрены по причине
реинжениринга бизнес-процессов. Можно позволить привести только примеры
бизнес-процессов.
Ими могут быть и разработка стратегии, и оплата счетов того или иного
субъекта хозяйствования, и выдача кредита, и анализ рынка, и
материально-техническое снабжение, и планирование, и поддержание клиентской
базы, и выполнение заказов и т.д.
Вряд ли можно отмечать, что имеются типовые виды бизнес-процессов. Все
это, в реальности, индивидуализировано для каждого экономического субъекта. На
выделение бизнес-процессов в том или ином экономическом субъекте оказывают
влияние и объективные факторы (мощности производства и продукты, освоенный
бизнес-сегмент, утвержденная стратегия и прочие факторы SWOT-среды и PEST-среды
субъекта хозяйствования), и субъективные (пристрастия управленцев к рискованным
или малорискованным управленческим решениям, представления управленцев о
деятельности экономического субъекта, ее стратегии, идеологии и так далее).
Конструирование (выделение) бизнес-процессов становится новым независимым
видом управленческой работы, где правила, если они функционируют, касаются
наиболее общих моментов и подходов. Данная работа выводит управленческую
деятельность за узкие границы рационального (по сущности инженерного) подхода,
создавая широчайший простор для творческой инициативы и выработки нестандартных
менеджерских решений.
2.2 Системный
подход
В результате современных научных исследований, явлений и процессов,
которые имеют место на предприятиях широко используется системный подход.
Системный подход является современной формой диалектического метода познаний
действительности.
Рис 2.1 Иерархическая система предприятия
Система это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих свойствами
целостности. Выделяются три класса систем: технические, биологические,
социальные. Системам присущи следующие основные свойства:
Þ Организованность - свойство систем
проявлять взаимозависимое поведение частей в рамках целого для достижения
стоящих перед системой целей.
Þ Целостность - это появление в системе
новых системных свойств, не присущих отдельно взятому её элементу. Любой
элемент системы может обладать свойствами, не присущими системе в целом.
Предприятие является сложный иерархической системой, в которой в качестве
ступени иерархии выступает производство, цех, участок, рабочее место (см. рис.
2.1).
Каждая верхняя ступень представляет собой элемент внешней среды для
нижних ступеней, а нижняя является элементом внутренней среды для верхней. Все
ступени иерархии представляют собой совокупность следующих подсистем:
) Технические подсистемы- взаимосвязанный комплекс оборудования,
обеспечивает решение поставленных производственных задач, выражает
производственную мощность предприятия.
) Технологические подсистемы- определяют последовательность
технологических процессов, в ходе которых создается продукция определенного
качества в установленных количествах.
) Подсистема совместного труда определяют количественные и качественные
пропорции отдельных видов труда, их расчленения и взаимосвязи в процессе
производства.
) Экономические подсистемы выражают единство экономических связей всех
сторон производства.
Системами состоящих из взаимосвязанных элементов являются народное
хозяйство, отрасль промышленности, цех, участок.
Предприятие обладает свойствами систем и рассматривается как социальная
система. Всю деятельность предприятия можно рассматривать, как единую сложную
систему, которая состоит из сети подчиненных ей менее сложных систем.
Социальные системы реализующие себя в производстве товаров и услуг образуют
особый вид социальных систем, называемых организацией, где люди осуществляют
совместную деятельность, с определенной целью по заранее установленному плану.
Это открытая система, взаимодействующая с окружающей средой и находящаяся с ней
в динамичном равновесии. Равновесие поддерживается наличием входов и выходов с
помощью которых организация обменивается со средой. Для установления равновесия
со средой применяется регулирование(это обязательное воздействие на систему из
вне, саморегулирование(это формирование новых целей внутри самой системы)).
Сущность организации производства состоит в рациональном сочетании всех
элементов производства на основе установления производственных связей между
ними для реализации его цели. В основу понятия организации положено понятие
организованности, которое представляет собой внутренне упорядоченную
совокупность, согласованность взаимодействия относительно обособленных
элементов как единого целого.
Задачами организации производства являются:
обеспечение взаимосвязи между вещественными элементами производства;
обеспечение взаимосвязи между вещественными и личностными элементами
производства;
обеспечение взаимосвязи между людьми в процессе производства.
Если целью производства является выпуск продукции, выполнение работ,
оказание услуг, то целью организации производства является обеспечение процесса
выпуска и реализации продукции.
Объектом организации производства является не предприятие в целом, а его
производственная система включающая основное и вспомогательное производства, а
так же его обслуживание.
Содержанием организации производства являются методы и способы
обеспечения связей в производственной системе предприятия. Под обеспечением
связей понимается их установление поддержание и совершенствование.
Любую бизнес - организацию, как большую систему, можно структурировать по
разному. Менеджмент это совокупность методов соединения во времени и
пространстве всех ресурсов организации для достижения стоящих перед ней целей
наиболее рациональным способом.
Любой хозяйствующий субъект национальной экономики, любой
организационно-правовой формы собственности функционируют, это подразумевает,
что в его рамках люди осуществляют определенные действия, направленные как на
взаимодействие с внешней средой, так и на внутриорганизационное взаимодействие.
Первый тип взаимодействия - это ролевое функционирование предприятия.
Здесь функция выступает в своей социальной интерпретации и является
частью той общей роли, которую выполняет любое предприятие в системе общества,
т.е. в системе более высокого уровня организации.
Впервые функции того или иного хозяйствующего субъекта национальной
экономики любой организационно-правовой формы собственности предприятия были
выделены и систематизировано описаны французским практиком и ученым А. Файолем
в его работе «Общее и промышленное управление» в 1916 г. Усложнение
взаимодействия с внешним окружением позволяет сегодня говорить уже о большем числе
общих функций современного предприятия:
1. планирование,
2. финансы,
. кадры,
. разработки,
. информации,
. производство,
. рост,
. развитие,
. маркетинг.
Каждая из указанных общих функций является определенным видом работы по
управлению тем или иным хозяйствующим субъектом национальной экономики любой
организационно-правовой формы. Это относительно самостоятельные участки работы,
выделившиеся в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный
характер
Разделение труда в менеджменте, специализация и комбинирование различных
управленческих работ - процессы постоянные. Выделяются шесть стадий данного
процесса, соответствующих объемам и сложности управления организацией или
предприятием в целом.
-ая стадия.
Объем управления невелик, сложность управленческих действий невысокая,
управляет тот же работник, который выполняет производственные функции
(бригадир, глава семейного предприятия).
-ая стадия.
Объем менеджерской работы требует выделения специального работника,
освобожденного от производственных функций (начальник участка, мастер,
руководитель малого хозяйствующего субъекта национальной экономики).
-я стадия.
Объем работы по менеджменту возрастает настолько, что возникает
необходимость координации деятельности этих специальных работников, возникает
линейная иерархия (над группой мастеров появляется начальник цеха).
-ая стадия. Дальнейший рост объемов и сложности менеджерской работы
требует специализации управленческих работников на выполнении отдельных
функций, в менеджменте появляются специалисты: плановики, учетчики, контролеры.
-ая стадия.
Объем работы по общим функциям и число работников, занятых специальными
работами, увеличивается и требует координации усилий. Появляется необходимость
в начальнике для специалистов (главный бухгалтер).
-ая стадия.
Развитие менеджерской деятельности приводит к необходимости объединения
функциональной и линейной иерархий под общим менеджментом. Руководство
становится специализированным видом деятельности (директор того или иного
хозяйствующего субъекта национальной экономики любой организационно-правовой
формы).
Все эти стадии существуют одновременно и имеют вполне определенное
организационное оформление в виде различных должностей и структурных
подразделений.
2.3
Ситуационный подход
«Ситуационность» означает, что действия людей обуславливаются контекстом,
в котором они реализуются. Данное понятие лежит в базисе ситуационной теории
менеджмента, которая изучает зависимость эффективности методов менеджмента от
того, в каком положении находится применяющий их хозяйствующий субъект
экономики. Теория ситуационности в менеджменте говорит, что не может быть
единственного универсального набора управленческих принципов, одинаково
эффективных всегда и везде, потому что в различных условиях лучшие результаты
приносит применение различных стратегий. Когда сторонников данной концепции
спрашивают о правильном способе решения какой-нибудь орг.задачи, то их ответ
стартует со слов: «это зависит от...» и «если..., то...».
Нет 2-х совершенно одинаковых экономических субъектов. Попытки управлять
на базе каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает субъекты
хозяйствования непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются большими
проблемами. Ситуационный подход появился как помощь менеджерам, которые ищут
ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех
уникальных условиях, в которых находится их тот или иной хозяйствующий субъект
национальной экономики. Ситуационный подход противостоит не традиционной теории
менеджмента или теории человеческих отношений как таковым, а уверениям их
сторонников в том, что данные теории можно применять с одинаковым успехом в
любых условиях. В действительности и теория, и сформированная на ней модель
менеджмента могут эффективно использоваться в одном контексте и не давать ожидаемых
результатов в другом. Чтобы избежать этого, важно зафиксировать связи между
типом ситуации и применимостью к ней теорий и принципов менеджмента.
Применение ситуационного подхода при разработке и принятии практических
решений происходит в несколько этапов.
1. нужно изучить положение, в котором находится конкретный экономический
субъект,
2. оценить свойства всех имеющих место моделей менеджмента,
. исключительно после этого делается 3-й шаг - делается выбор той
модели менеджмента, которая окажется наиболее подходящей.
Среди переменных, наиболее важных для определения положения, в котором
располагается данный хозяйствующий субъект национальной экономики,
исследователи называют: применяемые в ней технологии, окружающую среду, ее
размер и стратегию. Иные серьезные параметры включают отношения между
представителями административно-управленческого аппарата и подчиненными и
характер встающих перед организацией задач - свойства, которые влияют на тип
лидерства. Связи между всеми данными переменными носят сложный комплексный
характер.
Глава 3.
Анализ менеджмента в ОАО «РЖД»
3.1
Характеристика организационной структуры и менеджмент организации
Рассматриваемое предприятие - открытое акционерное общество «Российские
железные дороги».
ОАО «РЖД» создано в соответствии с Федеральным законом №208-ФЗ «Об
акционерных обществах» от 26.12.1995.
Организация руководствуется в своей деятельности:
1. Гражданским кодексом Российской Федерации,
2. Трудовым кодексом Российской Федерации,
. Уставом ОАО «РЖД».
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для
Российской Федерации, являющийся связующим звеном единой хозяйственной системы
страны, обеспечивает стабильную деятельность промышленности, своевременный
подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные районы государства, а также
является самым доступным логистическим средством для миллионов людей.
ОАО «РЖД» входит в мировую тройку лидеров ж/д компаний, обуславливаемое
следующими факторами:
· большие объемы грузовых и
пассажирских перевозок
· высокие финрейтинги
· высококвалифицированные спецы во всех
областях ж/д транспорта
· серьезная научно-техническая основа
· проектные и строительные мощности
· большой опыт интернационального
сотрудничества.
Открытое
акционерное общество «Российские железные дороги» было учреждено постановлением
<#"876658.files/image003.gif">
Рис. 3.1 Организационная структура ОАО «РЖД»
Рис. 3.2 Структура управления ОАО «РЖД»
При этом всю узкоспециализированную работу, связанную с функционированием
отделов и обеспечивающую выполнение ими своих обязанностей, оставлять внутри
этих подразделений, например, для отдела бухгалтерии - разработку предложений
по повышению экономической отдачи вкладываемых финансовых средств в
деятельность компании. Более того, непосредственная передача функций ведения
учета и составления отчетности главному бухгалтеру позволяет достичь следующих
результатов:
1. повышать целевую ориентацию и координацию всех происходящих на
предприятии событий, а, главное, правильность отражения их в ее отчетности;
2. повышать эффективность аналитической работы по выявлению
финансовых и прочих экономических рисков при осуществлении рассматриваемым
предприятием своей финансово-хозяйственной деятельности;
. повышать гибкость и приспособляемость к изменениям объективных
(внешнеэкономических) и субъективных (внутренних экономических) факторов таких,
как, скажем, срочный вывод на повестку дня по вопросу о необходимости снижения
издержек производства продукции (оказания услуг) путем составления нового или
пересмотра существующего бюджета затрат и т.д.
В данной компании зарплата всегда выплачивается вовремя.
Время внеурочной работы также оплачивается или предоставляться
дополнительное время отдыха.
Премиальный фонд формируется только при выполнении двух показателей:
выполнение плана по валовой прибыли;
выполнение компанией плана доходов, который устанавливается помесячно.
Величина премиального фонда устанавливается приказом руководителя
компании.
Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного
воздействия с целью оперативного регулирования управленческих процессов.
Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства,
основанные на учении подчиненных правилам выполнения трудовых операций.
Достоинства данного метода - сведены к минимуму сроки и материальные
затраты для достижения основной цели предприятия.
Недостатки: указания даются в устной форме, следовательно, нуждаются в
четком контроле исполнения.
Так же руководителем и специалистами анализируемой компании применяются
способы психологического воздействия, это один из важнейших психологических
методов управления предприятием, приводимых в действие методом:
1) побуждения путем, например, подчеркивания положительных качеств
работы подчиненных со стороны их руководителей
2) похвалы - например, после каждого выполнения плана директор
хвалит персонал и т.д.
) совета - например, после неудачной сделки директор дает совет
подчиненным в отношении их работы.
Достоинства данного метода - позволяет повысить моральную значимость сотрудника
на предприятии.
Недостатки: советы даются в устной форме, следовательно, нуждаются в
четком контроле исполнения.
Схема мотивационного процесса, применяемого в компании, представлена на
рисунке 3.3.
Рис. 3.3 Мотивация деятельности сотрудников ОАО «РЖД»
Увольнение сотрудников предприятия происходит в 2-х основных случаях:
1. по инициативе работников
2. по инициативе руководства предприятия:
.1 в связи с несоответствием сотрудника профессиональным требованиям компании
.2 из-за сокращения должности
.3 по прочим причинам.
При этом процедура увольнения работника четко разграничена между отделом
кадров и юридической службой предприятия: отдел кадров отвечает за
экономическое обоснование увольнения сотрудника, юридическая служба за
соблюдение норм трудового права РФ.
Высокая заработная плата, полный социальный пакет для работников
предприятия позволяют на конкурсной основе скомплектовать добросовестный,
высококвалифицированный коллектив, который способен организовать надежное
сотрудничество, своевременное обслуживание заказчиков.
Заключение
По итогам теоретической части настоящего исследования необходимо отметить
следующее.
Управление хозяйственной деятельностью, также названное операционным
менеджментом, планированием и контролем хозяйственных процессов, чтобы
гарантировать, что хозяйственные процессы идут в запланированном режиме.
Управление хозяйственной деятельностью означает планировать, организовывать,
направляя и управляя хозяйственных действий.
Главная цель управления хозяйственной деятельностью состоит в том, чтобы
произвести товары и услуги правильного качества, правильного количества, в
нужное время и по минимальной стоимости.
Труд играет крайне важную роль в воплощении и развитии социума и каждого
его члена.
С помощью труда многих тысяч поколений населения накоплен большой
потенциал производительных сил, огромное социальное богатство, образовалась
модернистская цивилизация. Следующий прогресс социума невозможен без развития
производства и труда.
Нужно отметить, что тр. процесс - это процесс воздействия работника на
предмет труда или орудие труда для производства продукции (выполнения работ,
оказания услуг) сопровождаемых издержками физ. и нервной энергии работника.
Проектирование тр. процессов по своей сути - это метод постройки и
оптимизации трудовой организации на научной базе.
По итогам практической части настоящего исследования необходимо отметить
следующее.
Рассматриваемое предприятие, открытое акционерное общество «Российские
железные дороги», имеет особое стратегическое значение для Российской
Федерации, являющееся связующим звеном единой хозяйственной системы страны,
обеспечивает стабильную деятельность промышленности, своевременный подвоз
жизненно важных грузов в самые отдаленные районы государства, а также является
самым доступным логистическим средством для миллионов людей.
Установленный порядок управления персоналом в компании полностью
соответствует требованиям Трудового кодекса РФ.
Анализируя методы управления в рассматриваемой компании, можно сделать
вывод о том, что они построены, в основном, на неформальных взаимоотношениях,
что говорит о высоком доверии ее руководителей и специалистов к своим
подчиненным.
Список
литературы
I. Нормативные
документы и нормативно-правовые акты
. Трудовой
кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. 28.06.2014 №199-ФЗ) Справочно-правовая
система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
. Гражданский
кодекс РФ. Ч. 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. 2.11.2013 №302-ФЗ) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
. Гражданский
кодекс РФ. Ч. 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ (ред. 23.07.2013 №245-ФЗ) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
. Гражданский
кодекс РФ. Ч. 2 от 30.11.2011 №363-ФЗ (ред. 2.07.2013 №167-ФЗ) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
. Гражданский
кодекс РФ. Ч. 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. 30.12.2012 №302-ФЗ) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
. Федеральный
закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 28.12.2013
№410-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф». Учебники,
учебные пособия, монографии, брошюры
. Акулов
В.Б. Теория экономической организации: учеб. пособие. - Петрозаводск: Изд-во
ПетрГУ, 2009. - 296 с.
. Борисов
Е.Ф. Экономика: учеб. пособие. - М.: Юридическая фирма «Контракт»; ИНФРА-М,
2012. - 256 с.
. Экономика
труда: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. Ю.П. Кокина, проф.
П.Э. Шлендера. - М.: Магистр, 2010. - 686 с.
. Бюджетирование
в деятельности предприятия: учебное пособие / Наумова Н.В., Жарикова Л.А. -
Тамбов.: ТГТУ, 2009. - 112 с.
. Мишин
В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2012.
- 527 с.
. Никифорова
Н.А. Управленческий анализ / Н.А. Никифорова, Н.В. Тафинцева - Юрайт-Издат,
2012 - 475 с.
. Остапенко
Ю.М. Экономика труда : Учебное пособие / Гос. ун-т управления. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 270 с.
. Экономический
атлас организации: Учеб. пособие. / Поздняков В.Я., Казакова Р.П., Кукушкин
С.Н., Прудников В.М., Болкина Г.И.; Под ред. В.Я. Позднякова, В.М. Прудникова.
- М.: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.