Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере художественной литературы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере художественной литературы














Курсовая работа

Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере художественной литературы

Введение

дошкольный патриотизм воспитание литература

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [22, c. 5].

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Актуальность исследования вопросов патриотического воспитания определяется и недостаточной теоретической разработанностью проблемы в современных условиях. Как показывает анализ научно-педагогической литературы и практики работы общеобразовательных школ, патриотическому воспитанию учащихся уделяется недостаточно внимания. Кроме того, богатый опыт, накопленный в советский период развития нашего общества по данному направлению воспитательной работы, не может быть использован в полном объеме в новых условиях.

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и др.

В советской педагогике проблема патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывались такими учеными, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко и др.

Исходя из вышесказанного, темой нашей курсовой работы была выбрана: «Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере художественной литературы».

Объект исследования - патриотическое воспитание старших дошкольников.

Предмет исследования - художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников.

Цель исследования - рассмотреть специфику патриотического воспитание старших дошкольников на примере художественной литературы.

Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи исследования:

рассмотреть специфику понятия «патриотизм»;

определить особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

проанализировать детскую литературу как средство патриотического воспитания дошкольников;

провести практический анализ творчества Пушкина как одного из поэтов-творцов детской патриотической литературы;

дать практические рекомендации по патриотическому воспитанию старших дошкольников на примере художественной литературы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические аспекты воспитания патриотических чувств у дошкольников

1.1 Специфика понятия «патриотизм»

Понятие «патриотизм» большинство источников возводят ко временам расцвета греческой культуры времён античности (первая половина первого тысячелетия до н.э.). Именно поэтому нерусское по корневой базе слово «патриотизм» происходит от греческого πατριώτης - соотечественник, или πατρίς - отечество.

Если дальше продолжать рассуждения о том, что представляет из себя языковая и смысловая первооснова патриотизма, отталкиваясь от его греческого происхождения и греческой корневой базы, то патриотизм это - любовь и преданность отечеству.

Из этого следует расширенная первооснова определения патриотизма, как политического принципа, связанного с общественной необходимостью, содержанием которой является поддержка большинством населения какой-либо цивилизации или государства такого мировоззрения у людей, чтобы для них первоприоритетным была любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, из чего следует неуклонное стремление защищать интересы Родины и своего народа [8, c. 54-55].

Однако исторически так сложилось, что отечество у каждого своё, интересы целых цивилизаций и государств пока исторически никому до конца не удавалось загнать в рамки унифицированного списка «вечных ценностей», на основе которых можно было бы сформировать некое «унифицированное» мировоззрение для людей. Каждая региональная цивилизация или даже государство исторически всегда имело свой «набор» мировоззренческих ценностей, которые являлись и являются до сих пор основой понимания патриотизма в этих регионах. Именно поэтому понятие «патриотизм» большинство современных государств и цивилизаций взяли от греков для вывески, но содержание, что это такое - каждый вкладывает своё, специфическое.

По этой причине философы и учёные уже в более поздние времена зачастую спорили о том, что же такое патриотизм, хорошо, либо плохо это явление. Споры подобного рода продолжаются и в наши дни. В России особенно это касается разрешения вопроса о полезности патриотизма между либералами и консерваторами, между сторонниками некой «единой мировой культуры» и сторонниками «исконно национальной независимости» государств и цивилизаций. В то же время, если рассматривать российскую культуру, то российские патриоты делятся на сторонников реанимации советской империи и сторонников реанимации имперской монархии.

Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Это объясняется сложной природой явления, многообразием форм проявления, рассмотрением проблемы патриотизма разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях и в зависимости от многих позиций. Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея [3, c. 22].

В разные времена под патриотизмом понималось служение народу и своему государству (присяга херсонесцев в начале 3 ст. до н.э.), как чувство преданности определённой державе и её институтам он существовал в Древней Греции (гражданский патриотизм и панэллинистский патриотизм), Риме и средневековье. Во времена Киевской Руси - смерть за родную землю считали почётной славой, обязанностью перед Родиной, а при Петре Первом - Отчизна начала отождествляться с определённой территорией и истори-чески сложившейся на ней общностью. Но, несмотря на давность своего происхождения, это понятие до сих пор не имеет чёткого сущностного универсального определения, назрела необходимость его более полного и всеобъемлющего рассмотрения.

Современная социология предусматривает огромное многообразие подходов к определению понятия патриотизм. Их можно условно разбить по таким видам:

Конституционный патриотизм, направлен на защиту конституционного строя.

Этнический патриотизм, направлен на защиту национальных особенностей народа, цивилизации, её самобытности и политического строя.

Общинный патриотизм, направлен на поддержку какой-то общности со всеми её традициями и особенностями.

Либеральный патриотизм, направлен в основном на защиту «прав» граждан самовыражаться и своевольничать в каком-либо государстве, невзирая на национальные особенности, на политический строй, на власть.

Национал-патриотизм, направлен на возвышение какой-то нации над другими, как живущими в этом государстве, так и вне его; зачастую агрессивно относится к другим национальностям и государствам.

Полисный патриотизм, существовал в античных городах-государствах (полисах), направлен на защиту полисного порядка и его возвышение.

Имперский патриотизм, направлен на возвышение империи, её верхушки, порядков и прав.

Интернациональный патриотизм обязательно основан на какой-либо общей идее («христианство», «социализм»…) и направлен на поддержку глобального порядка вне национальных особенностей, входящих в глобальную общность народов.

Государственный патриотизм, направлен на воспитание чувства любви и преданности к государству.

Территориальный патриотизм, направлен на защиту какой-либо территории, что и объединяет таких патриотов [16, c. 75].

Примеры, приведённых выше разновидностей патриотизма можно перечислять и дальше. Однако важны совсем не дробление этого явления в жизни нашей цивилизации: так можно дойти и до рассмотрения фанатов какого-нибудь футбольного клуба, как истинных патриотов России, например.

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм оценивается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре.

Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернационализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт. Поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей.

Отнесение патриотизма к разряду социальных ценностей обусловлено тем, что он, представляя явление общественного сознания и выражая общественные интересы в идеальной форме, не просто описывает действительное явление реальности, но и выносит оценку, одобряет его, требует его осуществления.

Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.

1.2 Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что»… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине [17, c. 4].

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Патриотическое воспитание в детском саду - это сложная социально - психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания [18, c. 48-49].

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности [11, c. 65].

Чтобы успешно донести всю информацию к детям выделили основные педагогические задачи по формированию у детей патриотических чувств:

учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;

познакомить боевыми традициями нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к защитникам на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

обогатить знания детей о науке и космосе;

дать знания детям о Российской армии, воспитывать желание быть храбрыми, сильными;

создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным;

побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

формировать духовные отношения к родному городу, познакомить с историей города, с его достопримечательностями;

воспитывать любовь, гордость к Родине, познакомить с символами государства, с историей Москвы;

на основе расширения знаний воспитывать уважение к людям труда - хлеборобам, хлебопекам. - обобщить и систематизировать знания о хлебе, процессе его выращивания и изготовления;

воспитание гражданина и патриота своей страны, создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Говоря о специфике приобщения детей старшего школьного возраста к патриотическим вопросам, следует отметить, что важное место в этом процессе занимает книга. В старшей группе детей учат понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируют осознанное отношение к ним, обращают внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляют навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.

1.3 Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников

Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы - русской и переводной, без древних и новых произведений устного народного творчества.

Чем ближе к нашей эпохе, тем большую роль играет народное искусство - в воспитании и образовании детей, в развитии литературы для них. Если в прежние эпохи творения народного вымысла порой изымались из круга культуры детства, то сегодня практически любой писатель признает эти вымыслы неисчерпаемым источником мудрости и художественности.

Детские литературные произведения очень важны в целях патриотического воспитания дошкольников.

Неоднозначные по замыслу, многоплавные и многослойные, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.

В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств.

Это свойственно книгам Р. Погодина, И. Токмаковой, Э. Успенского и других авторов.

Детской литературой принято именовать то, что специально создано для детей, а кругом детского чтения - всю литературу, читаемую детьми. Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает детскую литературу, усиливает её идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость, патриотическую значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.

Настоящая литература призвана решать задачи нравственного воспитания. Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической секции, обязательный учет возрастного уровня юного читателя.

Выдающиеся литераторы разных эпох принимали участие в строительстве здания детской литературы, в формировании круга детского чтения.

Это были Пушкин и Крылов, Чуковский и Одоевский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов и Мамин-Сибиряк, Бианки и Пришвин и многие, многие мастера художественного слова.

В детское чтение вошли такие произведения Гоголя, Лермонтова, Кольцова, Тургенева, Достоевского, Гаршина, Короленко и многих современных поэтов и писателей, творчество которых рассматривается в соответствующих обзорных главах.

Неоценимый вклад в развитие детской литературы внесли многие передовые деятели русской культуры и общественной мысли. Яркий след в истории детской литературы оставил выдающееся русский просветитель XXIII века Новиков. Лучшее, что было создано в области теории и критики детской литературы XIX века, принадлежат Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову.

Будучи частью общей литературы, детская литература выросла в борьбе передовых реалистических и демократических течений против направлений, служивших целям реакции, классового угнетения.

Современная литература явилась достойной преемницей замечательных традиций передовой детской литературы. Эти традиции передовой детской литературы были укреплены, развиты и обогащены. Для детей писали В. Маяковский, А. Толстой, А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов и многие другие художники.

В детской литературе нашли выражение идеалы отечественной культуры - гуманизм и демократизм, патриотизм и гражданственность. Национальные художественные традиции - это уважение к Слову, стремление к поучительности без поучения, к познавательности без схоластики, слияние книжности и народной поэзии. Эти традиции и определили высоту требований к книге для детей [20, c. 27-28].

Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн, как они помогали устанавливать и укреплять Советскую власть. Впервые в истории литературы был создан образ юного борца, активного и сознательного участника социальной жизни. Книги увековечили подвиги уральского пионера Павлика Морозова, киргизского школьника Кычана Джакыпова, юного керченского партизана Володи Дубинина, комсомолки Гули Королевой, молодогвардейцев шахтерского Краснодона. Они навсегда подружили ребят с гайдаровским Тимуром, с Таней Сабанеевой из «Дикой собаки динго, или Повести о первой любви» Р. Фраермана, с Симой Крупицыной из «Великого противостояния» Л. Кассиля, Саней Григорьевым и Катей Татариновой из «Двух капитанов» В. Каверина, Антошкой из повести 3. Воскресенской «Девочка в бурном море», Юрой и Гизи из романа Ю. Коринца «Привет от Вернера».

Русская детская книга - настоящий праздник для читателя. Заразительный, жизнерадостный смех, словно солнечный луч, пронизывает произведения Н. Носова, А. Алексина, В. Драгунского, Ю. Сотника, Л. Давыдычева. Юмор, порой переходящий в иронию, в едкую сатирическую насмешку, - характерное свойство книг этих талантливых детских писателей. Но и юмор, и занимательный сюжет, и словесная игра в поэзии не самоцель. Юмор и занимательность, по словам А. Алексина, - это кратчайшее расстояние между серьезной проблемой и сознанием читателя. Они служат гуманным идеям, и в этом сила литературы для детей.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Персонаж в волшебных сказок всегда носитель определенных моральных качеств.

Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.

В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее [7, c. 37-40].

Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины - красавицы, величественная простота, мягкая гордость собой, недюженный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Сознанию русского народа именно такой представлялась женская красота.

Следует также отметить, что для ребенка-дошкольника Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Следует также отметить, что нравственное воспитание ребенка-дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Стихотворения о маме устойчиво вошли в детскую литературу. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери» [18, c. 59].

Патриотическое воспитание - это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки - уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

дружба помогает победить зло («Зимовье»);

добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова [13, c. 51]. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

2. Практические методические аспекты патриотического воспитания детей-дошкольников

.1 Анализ творчества Пушкина как одного из поэтов-творцов детской патриотической литературы

Мир сказок Пушкина - это когда возвращение к поэзии Пушкина происходит естественным образом. Когда ты маленький, то тебе читают сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под «мелодичный голос», заключенный в стихотворном ритме. Выразительно охарактеризован Белинским пушкинский стих: «Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической рифмой; все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря… Если бы мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по преимуществу поэтический художественный, артистический стих, - этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина…».

Его произведения потому считаются патриотичными, потому что они очень народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты:

«Жил старик со старухой

У самого синего моря:

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года,

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу».

и

«Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Видно, что жили старик со старухой, и не всегда у них хватало еды:

«Раз он в море закинул невод,

Пришел невод с одною тиной.

Он другой раз закинул невод,

Пришел невод с травою морскою.

Третий раз он закинул невод,

Пришел невод с одною рыбкой,…»

Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых людей. На Руси девушки проводили вечера за рукоделием и общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

Кабы я была царица,

Говорит ее сестрица,

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.

Кабы я была царица,

Третья молвила сестрица,

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

(Сказка о царе Салтане)

Таким образом, при чтении данного произведения детям прививаются первоэлементы и знания об исконно русских традициях, русском искусстве.

Как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав ее теремом:

«И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой

Видит девица, что тут

Люди добрые живут,…»

«Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась»

(Сказка о мертвой царевне)

Создается объем большого, светлого, надежного жилища и очень русского: светлая горница, лавки, стол дубовый под святыми, печь с лежанкой изразцовой. В каждом доме на Руси был угол, где висели иконы и стол в доме всегда ставили под святыми.

Город на старой Руси также описан в сказках:

«И дивясь перед собой,

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей»

Элементы произведений Пушкина, в которых речь идет о церквях дает детям информацию об их причастности и о причастности российского государства к православной религии. Дети на подсознательном уровне начинают понимать то, что патриотические чувства неразрывно связаны с религиозной составляющей жизни русского человека.

Сказки поэта народны также и потому, что А.С. Пушкин использует в них слова и обороты, свойственные большинству людей в России того времени:

«И пустили в Окиян»

«Девицу в живых оставил»

«Чародея подстрелил»

«Лебедь тешится моя»

«Мать и сын идут ко граду»

«И Ответ держать велит»

«За морем житье не худо»

«Не привальный, не жилой»

«Чуду царь Салтан дивится»

«Обмерла и окривела»

«Чудо-чудное завесть»

«Свет о белке правду бает»

«При честном при всем народе»

«Злыми жабами глядят»

«Молит князь: душа де просит,

Так и тянет и уносит…»

«У моря искать дичины»

«Со креста шнурок шелковый»

«Смотрит - видит дело лихо:

Бьется - лебедь средь зыбей»

«Молвит он: коль жив я буду»

«К нам он в гости обещался

А доселе не собрался»

«С сватьей бабой Бабарихой;»

«И засеян двор большой

Золотою скорлупой»

«В нем взыграла ретивое!»

»… и дух в нем занялся…

Царь слезами залился»

«Их нашли насилу там»

Все эти строки взяты из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Невозможно обойти вниманием следующие строки Пушкина, которые просто насыщены патриотизмом, любовью к своей родине.

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

Самое понятное и без-спорное в этой строке слово «там».

Там - это У Лукоморья.

И чей это Высший Приоритет, кто его Создал?

Что за Страна «Русь», кто в ней живёт?

Первое, что без раздумья (на Подсознании) приходит в голову подавляющему большинству:

Люди, говорящие «Я - русский» создали Русский Дух, а Русь - их страна, и они гордятся своей страной.

В других сказках Пушкина безусловно можно найти еще достаточно много подтверждений тому, что общение с крестьянами и его интерес к их песням и сказкам породили такое богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей на языке таком близком и знакомом им. И хотя мы живем в XXI веке, читая все эти строки, отдаешь дань восхищениям русскому языку, его многообразию, певучести и красоте, а А.С. Пушкину - память в сердце.

Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны и наглы зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. Правда Пушкин видел, что в жизни это бывает реже, чем в сказке, но тем приятнее было писать эти сказки.

Образно Пушкин показывает чувство сестер царицы и сватьи Бабарихи в сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»:

«В кухне злится повариха

Плачет у станка ткачиха

И завидуют оне

Государевой жене.»

«А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Извести ее хотят

Перенять гонца велят»

И добиваются своими злодеяниями результата, устраивающего их:

«Делать нечего: бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

В спальню к ней пришли толпой

Объявили царску волю

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян - …»

А.С. Пушкин вкладывал в свои произведение душу. Читаешь, и не надо комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта, воплощенные в бессмертно прекрасных словах, звуках, образах, воссозданных силой воображения, силой искусства. Образ царицы великолепно зрим и нагляден в этом отрывке, это необычайный дар Пушкина так создать образ, что лучше и сказать нельзя. Все рассмотренные элементы сказок А.С. Пушкина дают возможность сделать вывод «Им присуща народность».

2.2 Практические рекомендации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством литературы

Ниже рассмотрим практический пример подготовки занятия с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие патриотических чувств.

Определяем образовательную область: Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.

Формы работы:

беседы

экскурсия в музей

показ спектаклей и сказок

продуктивная деятельность детей

праздничные мероприятия

выставки творческих работ детей и родителей.

Предполагаемый результат: К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

Для того, чтобы определить, с какими литературными произведениями необходимо работать, нами установлено, на развитие каких навыков и изучение какой информации должно быть направлено изучение того или иного литературного произведения.

Рассмотрим следующую таблицу.

Таблица 2.1. Русские народные сказки в воспитании героико-патриотических чувств старших дошкольников

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - «Гуси-лебеди» - «Теремок»Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.- «Крылатый, мохнатый да масленый» - «Жихарка» - «Курочка, мышка и тетерев»Цель: Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку чувство товарищества.- «Лисичка со скалочкой» - «Лисичка-сестричка и серый волк» - «Лиса и журавль» - «Золотое веретено»Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и т.д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.- «Каша из топора»Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.- «Хаврошечка» - «Снегурочка» - «Морозко»Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.- «Заяц-хваста» - «У страха глаза велики»Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.- «Царевна-лягушка» - «Сивка-бурка»Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.- «Мужик и медведь»Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.- «Два мороза»Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).- «Предание о граде Китеже» - «Исцеление Ильи Муромца» - «Илья Муромец идолище» - «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» - «Алеша Попович» - «Алеша Попович и Тугарин Змей»Цель: Формировать понятие «единства всех живущих на земле людей». Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

Так, например, с помощью специально подобранной тематики сказок, можно решать такие задачи как:

Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.

О местах проживания наших предков.

О быте русских людей.

Об истории мужской и женской одежды.

Об истории русской кухни.

О народных праздниках.

О народных приметах.

О героизме русского народа.

В следующей таблице представлены виды деятельности, которые являются наиболее эффективными для прививания детям патриотических чувств.

Таблица 2.2. Организационные формы работы

Разделы проектаВиды деятельности воспитателяВиды деятельности детейХудожественно - речевая деятельностьЗанятие по развитию речи и художественной литературы, по окружающему мируРассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знанияНастольный кукольный театрПоказ сказок «Волк и семеро козлят» «Репка», «Теремок»Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены героиВарежковый театрПоказ сказки «Колобок», помогает детям делать выводыОзвучивают действия героевПальчиковый театр«Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театраРазвивают мелкую моторику рукИнсценировка сказок «Теремок», «Репка»Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы«Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказкаИгровая деятельностьДидактические игры: «Узнай сказку» «Собери сказку» «Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторикуИзобразительная деятельностьОрганизует выставку работ, оказывает практическую помощьВыражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделокРабота с родителямиПомогает в организации совместного досугаИнсценировка сказки «Теремок», совместный досуг «Путешествие по сказкам» совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок; сочинение сказок на патриотическую тему

Рекомендации к проведению занятий с элементами патриотического воспитания состоят в следующем.

При подготовке к занятиям следует придерживаться таких видов мотивации:

* социальной - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

* содержательной - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;

* прагматической - усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Важнейшей составляющей патриотического воспитания посредством художественной литературы является формирование у ребенка чувства языка. Прежде чем учить детей, взрослые, должны следить за своей речью и придерживаться правил речи.

Правильность - соответствие речи языковым нормам.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в его основе.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Выразительность - особенности речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи взрослых является мощным орудием воздействия на ребенка.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

При строгом соответствии содержания речи взрослых, которые окружают детей, дома и в детском учреждении, постоянном совершенствовании качества речи будет осуществляться развитие правильной речи у дошкольников и приобщение ребенка к родному слову.

В подготовительной к школе группе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя дошкольников с художественным произведением, педагог добивается, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки.

Беседы со старшими дошкольниками следует сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, часто возвращаться к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

. Работа с детьми

. Работа с родителями

Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе следует использовать многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы: беседы, занятия, сказкатерапия, креативные виды деятельности, игры-драматизации, развлечения, помогают детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину.

Каждый вид деятельности преследует решение своих задач и целей.

Заключение

В процессе написания нами курсовой работы мы комплексно изучили понятия патриотизма и патриотического воспитания, нами был рассмотрен вопрос развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Большое внимание в нашей работе мы уделили специфике патриотического воспитания детей-дошкольников посредством литературных произведений.

Мы пришли к выводам, которые заключаются в следующем.

Русская правда, русская культурно-информационная среда - от колыбельных песен, сказок, школьных учебников, книг, театров, музеев до средств массовой информации и культуры: газет, журналов, кино, радио, телевидения, интернета - основа общественного сознания, должна формироваться преимущественно русскими людьми в интересах русского народа и государства в русле русской культурной и исторической традиции, и патриотизма, используя собственный опыт, положительные мировые тенденции и популярные, модные приемы.

Что касается операционально-деятельного компонента процесса патриотического воспитания, то мы не считаем целесообразным выделять какие-либо особые формы, методы и средства воспитания. Вероятно, более обоснованным будет использование различных их сочетаний для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников.

Необходимым компонентом процесса патриотического воспитания является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченной цели и спрогнозировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и уже достигнутых результатов.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.

Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в дошкольном возрасте.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных выставок, литературных чтений.

Список использованной литературы

1.Афанасьев В.Г. О системном подходе к воспитанию // Советская педагогика. - 1991. - №2. - С. 77-80.

2.В. Белинский. Полн. собр. сочинений, в 13 т., т. 5. - М., 1954

.Голотвин Х.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. - М.: Мысль, 1975. - 200 с.

.Горький А.М. Собр. соч. в 30 - ти т., т. 27. 1953.

.Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. - М., 1987.

.Легенький Г.И. Педагогический процесс как целостная педагогическая система. - М.: Педагогика, 1979. - 134 с.

.М. Горький. О литературе. М. 1953

.Мухамедов М.А. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся: Учеб. пособие. - Казань: КГПИ, 1981. -112 с.

.Панин А.В., Алексеев П.В. Философия. - М., 1997. с. 156 - 159

.Педагогика: учеб. пособие для педучилищ / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1981. - 367 с.

.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 602 с.

.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К Бабанского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

.Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

.Пропп В.Я. Поэтика фольклора. - М., 1988

.Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. - М.: Политиздат, 1974. - 280 с.

.Рудченко Л.Т. Патриотическое воспитание как системное явление (на примере воспитания подростков старшего и среднего возраста): Автореф. дис…. канд. пед. наук. - М., 1971. -21 с.

.Русецкий А.В. Искусство и патриотическое воспитание // Художественная культура и развитие личности. - М.: Мысль, 1978.-С. 43-61.

.Русские народные сказки (сост. Аникин В.П.). - М., 1986.

.С.Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. - М., 1981.

.Савин Н.В. Педагогика: Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1978. - 351 с.

.Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. - Шадринск: ШГПИ, 2005. - 84 с.

.Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. т. 2. - М., 1948

Похожие работы на - Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере художественной литературы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!