льшую часть семейного бюджета на обучение своих детей. Слишком высокие расходы на образование становятся тяжелым бременем для китайских семей. Все это в целом неблагоприятно сказывается на развитии образования. К наиболее острым экономическим проблемам, сложившимся в сфере образования, относятся:
неравномерное развитие образования в разных регионах страны,
различия в качества обучения и подготовки педагогических кадров,
проблемы неравенства в образовании на гендерном и межнациональном уровнях, а также по линии город-деревня;
проблемы трудоустройства выпускников и отток молодежи за рубеж. Отмечено, что в стране произошло осознание проблем, вызванных недостаточным вниманием к системе образования и затрагивающих экономическую и социальную сферы общества. Однако, сложившаяся ситуация постепенно исправляется. За последние несколько лет властям удалось достичь немалых результатов в улучшении функционирования системы образования, в выравнивании шансов на обучение среди различных слоев населения.
Китая, как страны взявшейся за беспрецедентное дело модернизации образования миллиардного населения, вероятно, интересен для изучения отечественным специалистам. Положительные результаты развития данной сферы могут быть полезны современной Беларуси. Ситуация в сфере образования оказывает все более заметное влияние на социально - экономическое развитие страны. Китай постепенно переходит к качественно новой модели развития общества и государства, требующей немало усилий и продуманных политических решений. Создание инновационной экономики, основанной на знаниях и творчестве, невозможно без политической воли и государственной поддержки. Комплексный анализ ситуации в образовании в конкретном социально-экономическом контексте, оценка возможных тенденций, приобретают всё больший теоретический и практический интерес не только для Китая, но и для всего мирового сообщества. Опыт КНР может быть полезен России для разработки эффективной инновационной политики и стратегии развития собственной системы образования. В диссертации предоставляется материал для осмысления и более глубокого понимания экономических проблем в образовательной системе на современном этапе.2 Общественные организации являются важной составной частью политической жизни современного Китая, находятся в подчинении соответствующих ведомств, выдавших разрешение на осуществление их деятельности. Крупнейшие из них - Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Китайское научно-техническое общество, Ассоциация лиц, обучавшихся в Европе и Америке и др.
2. Образовательные системы Республики Беларусь и Китая в контексте сравнительной педагогики
В современных условиях развитие образовательных систем в разных странах, при сохранении национальных особенностей, происходит с учетом мировых тенденций в образовании, с использованием позитивного аналогового зарубежного опыта. Накопление информационно-аналитического материала о течении образовательных процессов, реализации образовательной отечественной и зарубежной практики обеспечивает сравнительная педагогика. Б.Л. Вульфсон определяет сравнительную педагогику как "область педагогической науки, которая изучает в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики, выявляет способы и формы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта" [1, с.100]. По мнению ученого функциональный комплекс сравнительной педагогики направлен на:
анализ тенденций развития теории и практики образования в мире;
соотношение общих тенденций и национальной специфики;
изучение позитивных им негативных аспектов международного опыта;
определение границ "переноса" зарубежного опыта на национальную почву. Изучение и понимание образовательных систем в контексте сравнительной педагогики обеспечивается через следующие исследовательские методы:
описательный метод, предполагающий описание внешних признаков, черт, характеристик педагогических явлений и требующий точности, объективности, систематизации фактов, накопления необходимой информации для анализа;
статистический метод, определяющий анализ количественных показателей развития систем образования и отражающий данные и параметры статистики в образовании;
исторический метод, подразумевающий анализ особенностей развития системы образования или её отдельных компонентов, а также педагогических проблем и позволяющий понять состояние исследуемой проблемы через изучение её истоков, первопричин, истории;
социологический метод, предполагающий анализ оценки соответствия организации образования потребностям общества на определённой ступени развития;
сравнительный метод, выявляющий черты сходства и различия образовательных систем, общие и частные закономерности, тенденции развития образования и обеспечивающий содержательное подтверждение показателей сравнения;
аналитические методы, включающие анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукцию, дедукцию и направленные на проведение основных исследовательских процедур в рамках изучаемой проблемы. Сравнительно-педагогические исследования, по мнению В.А. Капрановой, строятся по следующей схеме [3, с.14]:
описание и классификация педагогических фактов;
интерпретация и анализ; - предварительный сравнительный анализ;
синхронное сравнении по ранее разработанным критериям с целью проверки предположений. В.А. Капранова указывает, что по направленности и содержанию сравнительно-педагогические исследования подразделяются на две группы: страноведческие и проблемные. Страноведческие исследования посвящены изучению образовательной системы конкретной страны, тенденциям и проблемам её развития. Проблемные исследования сфокусированы на анализе конкретных проблем образования, вариантов их решения. Они выполняются на материале нескольких или целой группы стран. Отдельные исследователи особо выделяют бинарные (парные) исследования, строящиеся на основе парных сопоставлений. В настоящее время нами проводится сравнительно-педагогическое бинарное исследование систем образования Республики Беларусь и Китая. В рамках проводимого исследования были изучены:
нормативно-правовые основания функционирования образовательных систем двух стран;
структурные и содержательные характеристики систем образования;
особенности развития национальных систем;
аспекты научно-методического и организационно-технологического обеспечения систем образования;
развитие авторских научных школ и педагогической мысли в Беларуси и Китае на современном этапе. Исходными положениями для анализа образовательных систем двух стран является понимание категории "образование". Под образованием понимается:
конкретно зафиксированная культурно-историческая форма общественной практики, обеспечивающая передачу человеку социального опыта в целях обретения им образа, адекватного данной культуре;
единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, гармонично развитая личность и др.);
процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений. Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:
образование как ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;
образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, среднее специальное, высшее образование, постдипломное образование);
образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования;
образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.
В контексте данных теоретических определений изложены трактовки категории образования в национальных нормативных документах. В общих положениях Кодекса Республики Беларусь об образовании [4] приведены основные термины, в числе которых образование определено как обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося; образовательная деятельность определена как деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). В общих положениях Закона Китайской народной республики об образовании [2] акцент сделан на функциональном комплексе образования. Среди данных положений следующие:
образование является основой движения по пути социалистической модернизации, и государство отдает приоритет его развитию, общество должно проявлять заботу и оказывать поддержку развитию образовательных проектов;
образование должно служить делу социалистической модернизации и сочетаться с производством и физическим трудом с тем, чтобы воспитывать строителей и продолжателей дела социализма, всесторонне развитых личностей - морально, интеллектуально и физически;
образование должно продолжать и развивать лучшие историко-культурные традиции китайской нации, образование должно отражать все самые лучшие результаты развития человечества;
является одним из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;
представляет собой практику социализации человека и преемственности поколений;
выступает механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства;
обеспечивает трансляцию культурно-оформленных образцов человеческой деятельности;
развивает региональные системы и национальные традиции;
является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке. образовательного учреждения, отчетных письменных контрольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов. Важным аспектом развития систем образования в Республике Беларусь и Китае выступает повышение качества образования, что отражают основные нормативные документы двух стран. Качество образования определяется:
степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;
соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориентаций);
степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном их совершенствовании. Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Анализируемые образовательные системы динамично развиваются. Основания для развития образования - это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы. Развитие образования является предметом особых деятельностей:
проектирования и моделирования новых образовательных учреждений;
программирования управленческих действий в сфере образования;
прогнозирования культурно-исторических и социальных последствий новых образовательных реформ и инноваций в сфере образования;
сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуаций в содержании образования (в целом) и воспитания (в частности) молодого поколения.
3. Перспективы развития системы высшего образования в Китае и Беларуси
Ускоренные темпы развития экономики, науки и информационных технологий в Китае выдвигают на первый план постоянное совершенствование профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в различных сферах народного хозяйства. За 60 лет существования Китайской Народной Республики в области образования произошел существенный прорыв. Затратив неполные 2% от общемировых расходов на общественное образование, КНР решила проблему распространения обязательного девятилетнего образования среди населения. К 2001 г. образование трех ступеней (высшее, среднее и начальное) охватывало 229 млн. человек. Темпы роста почти в два раза превысили среднемировой уровень за аналогичный период. В информационно-статистическом справочнике "Китай" издательства "Синьсин" отмечено, что к настоящему времени 91 % районов страны охвачены обязательным начальным обучением, 99 % детей школьного возраста ходят в школу. Число неграмотных среди людей молодого и среднего возраста сократилось до 7 %. Заметим, что до 1949 года 80% 500 - милионного населения Китая было полностью неграмотно. Успешное решение этой задачи в решающей степени зависит от разработки и реализации национальной модели образования. Разработке современной модели образования предшествовало несколько базовых этапов. Долгое время система профессионального образования в КНР была организована по советскому варианту и ориентировалась на удовлетворение кадровых потребностей государственной экономики. Плановое реформирование системы образования происходило в соответствие с политикой руководства страны, ориентированной на развитие науки и образования. Однако экономика потребовала новых подходов к подготовке специалистов. Начало модернизации профессионального образования в Китае положил "Закон о профессиональном образовании", который был опубликован 15 мая 1996 г. и стал первым нормативно-законодательным актом в области профессионального образования. Закон закрепил стратегические направления реформы в системе профобразования (овладение профессионально-техническими знаниями в процессе общего образования: профессиональная подготовка для получения рабочего места по определенной профессии; непрерывное профессиональное обучение для совершенствования знаний в определенной области); определил требования к профессиональной подготовке вплоть до трудоустройства обучаемого; обозначил место высшего профессионального образования в системе профессионального и высшего образования КНР.24 сентября 2002 года Госсовет КНР принял решение о всемерном продвижении реформы и стимулировании развития профессионального образования. В решении отмечено, что в период десятой пятилетки (2001 - 2005 гг.) ежегодно профессиональное образование должны были получить 50 млн. рабочих и служащих в городах и 150 млн. тружеников в сельских районах; 3 млн. рабочих и служащих должны были проходить переподготовку в целях нового трудоустройства. На Всекитайском совещании по вопросам профессионального образования (7 ноября 2006 года) была отмечена необходимо совершенствования национальной системы образования, рационального размещения образовательных ресурсов, рассмотрения фундаментального, профессионального образования наравне с высшим образованием. В ходе совещания были определены и основные направления модернизации системы профессионального образования в Китае: развитие многоуровневых, многопрофильных и многофункциональных средних специальных учебных заведений; рациональное размещение образовательных ресурсов в регионах; повышение социального имиджа системы профессионального образования; осуществление мер по поддержке малообеспеченных детей; повышения квалификации педагогических кадров и развития социального партнерства профессиональной школы с производством. В настоящее время китайское правительство, исходя из принципа "подъем страны за счет науки и образования" и стратегии продолжительного развития, придает модернизации образования и повышению культурного уровня граждан приоритетное значение. Признав образование стратегически важным для социально-экономического развития страны, китайское правительство выработало в области образования курс: "В развитии образования - лицом к модернизации, внешнему миру, будущему". В Китае перед модернизацией систем профессионального образования поставлены общие стратегические цели, обусловленные требованиями рынка труда к высокому качеству подготовки кадров необходимой квалификации, децентрализации управления системой профессионального образования и реструктуризации учреждений. Эффективность развития профессионального образования в Китае достигается при условии изучения опыта организации профессиональной подготовки в зарубежных странах и внедрения передовых технологий в практику. Современная система высшего образования в Китае включает университеты, колледжи и профессиональные высшие школы. Большая часть университетов и колледжей действует под контролем Министерства образования страны, хотя остаются ВУЗы, управляемые органами власти провинций и городов. ВУЗы страны обеспечивают три уровня высшего образования. Первая ступень предполагает 4-5 лет обучения и заканчивается присвоением степени бакалавра. Вторая - рассчитана на 2-3 года обучения и завершается присвоением степени магистра. Третья ступень предполагает 3 года обучения и завершается присвоением степени доктора, аналогичной PhD. Ее получение предполагает сдачу экзаменов по основным предметам учебного курса и выполнение самостоятельного исследовательского проекта. В современном Китае насчитывается более 2 тыс. университетов, колледжей и профессиональных высших школ, в которых обучается около 9 млн. человек. На бакалаврских программах в них обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских - около 300 тыс. студентов. В негосударственных ВУЗах обучается около 20% студентов. С каждым годом увеличивается международное сотрудничество и обмен в области образования. Китай является страной, направляющей самое большое количество учащихся на учебу за границу. Образовательный сектор Китая добился значительных успехов, особенно в качестве и методиках обучения. Качество китайского высшего образования уже признано во многих странах мира, поэтому, в Китай приезжает очень много студентов по программе обмена. Более 450 ВУЗов страны имеют право принимать на обучение иностранных студентов ("лаовайлюсюэшэн"). Согласно статистическим данным, число иностранных студентов, приезжающих учиться в Китай, утроилось за период с 2000 по 2006 год. В 2006 году в Китай приехали на учебу более 162 000 студентов из 185 стран и областей. Правительство Китая подписало соглашения с 30 странами и областями по взаимному признанию университетских степеней и свидетельств об образовании. В связи с этим особую актуальность в политике развития высшего образования Китая приобретает оценка и предоставление гарантий качества высшего образования. За последние 10 лет количество ВУЗов в Китае увеличилось на 70%, в первую очередь за счет появления негосударственных учебных учреждений В соответствии с Планом развития образования КНР все вузы должны проходить процедуру оценки качества предоставляемых ими услуг каждые 5 лет. Процедура оценки качества вузов Китая осуществляется как на национальном, так и на региональном уровнях специально созданными организациями - Агентствами оценки качества. Помимо того, в вузах создаются подразделения, ответственные за качество образования внутри вуза. Можно сделать вывод, что в Китае произошел существенный прорыв в системе профессионального образования. Всего за 30 лет Китай превратился из отсталой по уровню образования страны в государство с эффективной системой среднего и высшего образования. Страна сумела создать условия для воспроизводства кадров, необходимых для экономического развития страны. Признание достижений в области профессионального образования Китая на международном уровне подтверждается ежегодным увеличением количества студентов, приезжающих на обучения из-за рубежа. Китай наравне с Японией являются лидерами по показателю притока иностранных студентов в Юго - Восточной Азии. Развитие высшей школы Китая нацелено на дальнейшую интеграцию в глобальное образовательное пространство, одним их приоритетов на сегодняшний день является создание совместных образовательных программ с ведущими вузами США, Западной Европы, странами Содружества независимых государств, в том числе и Республикой Беларусь, в которой обучается более 1300 студентов по экономическим, техническим, медицинским, филологическим специальностям.
Главы государств подписали Договор о дружбе и сотрудничестве между Беларусью и Китаем, а также совместную декларацию о дальнейшем развитии и углублении отношений всестороннего стратегического партнерства.
В целом, представители официальных делегаций подписали почти два десятка соглашений и меморандумов, которые предусматривают развитие сотрудничества в экономике, торговле, науке, образовании и культуре, реализации совместных проектов. Целый ряд соглашений связан с развитием межрегионального взаимодействия. Заключен также внушительный пакет белорусско-китайских кредитных соглашений, которые в том числе ориентированы на развитие транспортной инфраструктуры и финансирование инвестиционных проектов.
Отметим, что более 120 договоров прямого сотрудничества действует между высшими учебными заведениями Беларуси и вузами и центрами КНР.
Между высшими учебными заведениями неплохо развито региональное сотрудничество. Учреждения образования много сотрудничают и в сфере научно-технических разработок.
Одним из самых ярких проектов в сфере образования между Беларусью и Китаем, без сомнения, можно назвать работу институтов китаеведения имени Конфуция.
Сотрудничество с Китаем успешно развивается в рамках деятельности трех институтов Конфуция - Республиканского института китаеведения имени Конфуция, Института Конфуция приМГЛУ и, созданного в октябре 2014 года, Института Конфуция по науке и технике БНТУ.
Обращаем внимание, что новый филиал Института китаеведения имени Конфуция планируется открыть в Витебске. Такие филиалы уже есть в Гродно и Гомеле.
В белорусских вузах создаются совместные научно-образовательные центры с участием крупных китайских инвесторов. Благодаря таким отношениям в отечественном образовании наблюдаются новые тенденции: в школах китайский язык начинают изучать с первого класса как основной, а с этого года абитуриенты смогут сдавать централизованное тестирование по этому предмету.
В 2014/2015 учебном году впервые прошла республиканская олимпиада по китайскому языку.
Кроме того, сотрудничество с Китаем активно развивается в сфере научно-технических разработок. Так, уже в этом месяце в БГУИР откроется инженерно-образовательный центр китайской компании.
БГУИР принял участие в реализации таких крупных совместных проектов и программ, как разработка и изготовление приборов и устройств СВЧ-диапазона, программных и аппаратных средств для решения задач электромагнитной совместимости и помехозащищенности радиоэлектронных средств, создание и передача новых технологий в области микроэлектроники и гидроакустики.
БГУИР по заказам китайских корпораций и организаций в 2014 году выполнял 8 контрактов.
Одним из направлений деятельности научно-технического сотрудничества стало создание совместных предприятий. Создан Белорусско-китайский центр научных исследований в области дорожного строительства (учредителями которого выступили с белорусской стороны - Научно-технологический парк БНТУ "Политехник", с китайской стороны - компания "ХэнаньГаоюань").
Основной целью деятельности центра является проведение совместных исследований и освоение новых технологий в области проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. В рамках работы центра выполнен ряд контрактов, разработана система диагностики асфальтобетонных покрытий дорог провинции Хэнань, которой в КНР дана оценка "передовой международный уровень" и "передовой китайский уровень".
В 2014-2015 учебном году в учреждениях высшего образования Беларуси обучается 1 тыс. 851 китайский гражданин (33 из них на бюджетной основе).
По результатам вступительной кампании 2014 года по общему числу иностранных граждан, прибывших на обучение в Беларусь, КНР занимает второе место после Туркменистана, опережая по данному показателю такие страны, как Россия, Нигерия, Иран.
Заключение
Исследование показало, что для решения вышеобозначенных проблем целесообразны следующие меры:
создание государственных (федеральных) и региональных систем прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации, в том числе с учетом общемировых тенденций;
совершествование механизма социального партнёрства, формирование законодательной базы для организации системного партнерства государства, производства, бизнеса и профессионального образования, предусматривающих активное участие работодателей и их объединений в инновационном развитии профессионального образования;
совершенствование номенклатуры профессий и специальностей, оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями;
структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, разработка новой типологии образовательных учреждений;
переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность и адекватное
соответствие запросам рынка труда;
широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий "открытого образования", интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов;
разработка и введение новой системы финансирования, включая подушевое нормативное финансирование профессиональных образовательных учреждений всех видов и уровней;
повышение привлекательности и имиджа профессионального образования путём выделение различных дотаций и степендий студентам учебных заведений профессионального образования; обеспечения трудоустройства выпускников учебных заведений профессионального образования; открытия для выпускников перспектив для продолжения учёбы и карьерного роста;
формирование подхода к стратегии, тактике и механизмам адаптации системы профессионального образования к экономической, социальной и демографической ситуации в стране;
создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования (как составной части общей системы непрерывного образования), включающей все уровни профессионального образования.
Список использованных источников
1.Сяоган, Хэ. Становление и развитие системы высшего профессионально-технического образования в Китае (1980 - начало 2000 г.). // Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2004. - 22 с.
2.Фань Ган. Реформы по нарастающей и "двухколейный переход": осмысление опыта Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 3. - С.34-38.
.ЧэньЧжаомин. Высшая средняя школа Китая в условиях современных реформ образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Чита, 2011. - 25 с.
.Цао Ян. Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая. // Дис. кандидата педагогических наук. - М., 2004. - 149 с.
.. Министерство образования Китайской Народной Республики - Режим доступа: http://www.moe.edu. cn/edoas/en/
6.Посольство Китайской Народной Республики в Республике Беларусь - Режим доступа: http://by. china-embassy.org/rus/ <http://by.china-embassy.org/rus/>
.Успехи Китая в области образования // Газета "Жэньминьжибао" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian. peopledaily.com. cn/31517 <http://russian.peopledaily.com.cn/31517>/6519232.html
.Развитие образования в современном Китае: кризисные явления и поиски решений [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.easttime.ru/analitic/3/8/491.html>
.. Закон КНР об образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asia-business.ru/law/law3/education/: Дата доступа: 05.10.2015.
.Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учебное пособие / В.А. Капранова. - Минск: Новое знание, 2004. - 222 с.
.Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://etalonline. by/? type=text®num=Hk11002432011. - 400 с.