Экономический анализ

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономический анализ

1. Методика экономического анализа

Принципы метода экономического анализа: сравнение, детализация, элиминирование, использование объективный основ взаимосвязи экономических показателей.

Методологическую основу экономического анализа предприятия представляет моделирование характера взаимосвязи результативного показателя с показателями-факторами.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными и традиционными приемами системы показателей с целью повышения эффективности производства.

Характерными особенностями метода являются: определение системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность; установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов, на них влияющих; выявление формы взаимосвязи между факторами; выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: методы моделирования (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы математического программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Методы экономического анализа находят свое практическое отображение в конкретных приемах или инструментах. Среди них можно выделить традиционные приемы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации, и нетрадиционные (специальные) приемы экономического анализа.

2. Сравнение как элемент методики анализа

Сравнение - сопоставление изучаемых данных и факто хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютны и относительных отклонений фактического уровня исследуемы показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ используемый для изучения структуры экономических явлений трендовый анализ, применяемый при изучении относительны темпов роста и прироста показателей за несколько лет к уровню базисного года, т. е. при исследовании рядов динамики.

Различают три вида сравнений:

динамические сравнения. Это сравнение во времени; база - данные за предыдущий период;

пространственные или статистические, или территориальные, или межзаводские и т.п. - в качестве базы применяются показатели деятельности других предприятий, другая анализируемая система за один и тот же период времени;

сравнение с планом, нормативом, нормой, проектом, с моделью.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

единство периодов времени, за которые производится сравнение;

сопоставимость условий производства;

сопоставимость методики исчисления показателей.

Указанные способы приведения показателей к сопоставимости являются важнейшими. В практике применяют и другие: устранение сезонных особенностей (сельское хозяйство, водный и воздушный транспорт), географических условий (добывающие предприятия), территориальных различий (сельское хозяйство) и т. д.

Результаты сравнений оформляются в виде абсолютных, процентных отклонений, в виде индексов.

3. Классификация видов экономического анализа

Экономический анализ - система специальных знаний, связанных с исследованием процессов, взаимосвязи процессов, которые в свою очередь складываются под воздействием объективных экономических законов, под воздействием факторов.

В зависимости от характера объектов управления принята следующая классификация видов анализа, отражающих:

отраслевую структуру народного хозяйства;

уровни общественного производства и управления.

стадии процесса расширенного воспроизводства - производства, обмена, распределения и потребления;

составные элементы производства (трудовые и материальные ресурсы).

Кроме того виды экономического анализа классифицируют по:

субъектам, т.е. кто проводит анализ (руководство и собственники, поставщики, покупатели, аудиторские фирмы, кредитные, финансовые органы);

периодичности (периодический годовой, квартальный, месячный, каждодневный, сменный анализ и разовый, непериодический анализ);

содержанию и полноте изучаемых вопросов (анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений);

методам изучения объекта (комплексный, системный анализ, функционально-стоимостной, сравнительный, сплошной и выборочный);

На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо. На каждом уровне управления каждодневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа.

Виды экономического анализа:

текущий (ретроспективный) анализ;

оперативный анализ;

перспективный (прогнозный) анализ.

4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности как база принятия управленческих решений

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и их чувствительность к управленческим воздействиям, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Комплексный анализ хозяйственной деятельности - это научная база принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой комплексного экономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.

В основе эффективного управления лежит объективный анализ условий, в которых организация действует в настоящий момент и которые предположительно будут иметь место в перспективе. С помощью анализа можно заранее выявить внутренние и внешние факторы, которые оказывают существенное влияние на функционирование и развитие организации и, подготовившись необходимым образом, своевременно на них отреагировать. Анализ позволяет исследовать тенденции в развитии организации, их направление и глубину, что позволяет создавать более обоснованные и надежные планы, особенно на перспективу. Анализ помогает выявить неизбежные в деятельности любой организации недостатки, ошибки, нарушения и оперативно принять необходимые меры по их устранению. Результаты анализа позволяют избежать в будущем негативных результатов деятельности, служат основой для оценки работы организации и ее персонала за определенный период. Важную роль в успехе управления играет эффективность распределения ресурсов. С помощью научно-обоснованного анализа может быть принято верное решение куда направлять ресурсы организации. Например, в первую очередь их можно направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем; их можно выделять пропорционально потребностям структурных подразделений; их можно предоставлять всем подразделениям поровну, если они близки по размерам и занимаются однородными видами деятельности. Таким образом, комплексный экономический АХД - важнейшая форма управления хозяйственными процессами и контроля за эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации. С помощью комплексного экономического анализа оценивается конкретная хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно-обоснованные решения для управления организацией.

5. Анализ в системе маркетинга

Анализ проводится по трем объектам:

. Покупатель, потребитель. Здесь изучаются запросы на те или иные товары, уровень образования доходности покупателей исследуемого региона.

. Сам товар, его специфические качества, как он ведет себя на рынке. Изучается график жизненного цикла. Его следует делить на стадии:

а) внедрения;

б) взлета;

в) зрелости;

г) упадка.

. Конкуренты. На этом объекте исследования проводится сравнительный межхозяйственный анализ.

Основные методы проведения прогнозного анализа:

. Эвристический (опросы специалистов).

. Трендовый анализ. Проводится в динамике показателей на базе прошлых результатов не менее чем за пять лет. В основу такого анализа берутся показатели изменения объема продаж, себестоимости реализационной продукции и финансовых результатов того или иного вида продукции, работ, услуг. По результатам анализа составляется прогноз на будущее (на три года вперед).

. Методы факторного анализа. Выделяются факторы самого товара, обстановка, связанная с потреблением товара, демографические слои населения.

. Пробный маркетинг. Небольшие партии товаров пускают в продажу, затем подсчитывают результат.

. Вариантный анализ - это сравнение нормативной, планируемой величины и фактической. Этот метод анализа используется для:

контроля за издержками;

поиска признаков появления текущих и перспективных проблем;

определения ответственности каждого за производство;

формирования целей предприятия;

помощи принятия решения.

Анализ маркировочной политики сводится к выбору производителя или дистрибьютора. Если производитель решает, наконец, поставить свою марку на свою продукцию, то необходимо оценить, в какой мере такая политика облегчает привлечение постоянных клиентов. И наоборот, если дистрибьютор ставит свою марку, то необходимо оценить экономические последствия и дополнительные прибыли в результате этого действия.

Анализ возможностей потребителя, иначе это называется "мощностью клиентуры", осуществляется в соответствии с результатами исследования потребителей отрасли. Основными критериями оценки являются характеристики поставляемой продукции (дифференцированный или не дифференцированный уровень качества с точки зрения клиентуры, наличие или отсутствие трансфертных цен), относительная значимость поставляемой продукции по отношению к покупкам потребителей, их концентрированность или распыленность, уровень рентабельности, уровень информированности и приверженность потребителей к начальной интеграции.

Анализ роста потребителей может быть проведен с учетом развития отрасли, стратегических сфер деятельности изучаемого предприятия, уровня рынка предприятия.

Анализ приспособления предприятия к запросам потребителей позволяет выявить силу и слабость предприятия по отношению к его конкурентам по специфичности закупок основных клиентов относительно качества, поставок и т.п. Диагностика уровня адаптации предприятия к потребностям клиентуры основывается на наличии универсальности оборудования, гибкости и надежности технологических процессов, возможности использования более эффективных ресурсов и т.п.

6. Анализ деловой активности (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Анализ и оценка деловой активности осуществляется на качественном и количественном уровнях. Анализ на качественном уровне предполагает оценку деятельности предприятия по неформальным критериям: широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей, долгосрочных договоров купли-продажи, имидж, торговая марка и пр. Данные критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами других хозяйствующих субъектов, действующих в данной отрасли или сфере бизнеса. Количественные критерии деловой активности характеризуются системой абсолютных и относительных показателей. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объём реализованной продукции, товаров, работ, услуг, прибыль, величину авансируемого капитала, оборотных средств, денежных потоков и др. Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет).

Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.

В ходе анализа решаются следующие задачи:

) изучение и оценка тенденции изменения показателей деловой активности;

) исследование влияния основных факторов, обусловивших изменение

показателей деловой активности и расчет величины их конкретного влияния;

) обобщение результатов анализа, разработка конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов.

Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов организации, который оценивается с помощью показателей оборачиваемости отдельных видов имущества и его общей величины и рентабельности средств организации и их источников.

7. Общая оценка финансового состояния организации на основе бухгалтерского баланса (цель и задачи анализа, информационная база, состав показателей, методика анализа)

Основная цель анализа финансового состояния - получение небольшого числа ключевых, т.е. наиболее информативных показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами

Особое значение в качестве информационной основы финансового анализа имеют бухгалтерские данные, а отчётность становится основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия.

Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (Форма №1 годовой и квартальной отчетности), дающий своеобразный "моментальный снимок" финансового состояния на начало и конец отчетного периода. Его значение в данном отношении настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Хотя углубленный анализ финансового состояния всегда предполагал использование и других форм годового отчета, а также данных бухгалтерского учета, бухгалтерский баланс играет определяющую роль.

Логика и характер задач анализа финансового состояния тесно взаимосвязаны с формой и структурой бухгалтерского баланса, составом разделов и статей его актива и пассива. Однако это не означает, конечно, что форма баланса определяет логику и задачи анализа. Бухгалтерский баланс обобщенно отражает хозяйственные средства предприятия в денежной оценке на определенную дату, сгруппированные по их составу и источникам образования. Поэтому бухгалтерский баланс, в сущности, является практически используемой системной моделью, обобщенно отражающей кругооборот средств предприятия и финансовые отношения, в которые вступает предприятие в ходе этого кругооборота.

Экономический анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха или неудач фирмы, однако внешним пользователям отчетности становится возможным достаточно объективно оценивать финансовое состояние предприятия, его деловую активность и рентабельность, не используя информацию, являющуюся коммерческой тайной.

Практика анализа финансового состояния выработала основные методы его проведения:

горизонтальный (временной) анализ, - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения);

вертикальный, (структурный) анализ - определение структуры финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Такой анализ позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения состава активов и их источников покрытия.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга, поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику ее отдельных показателей.

8. Анализ ликвидности активов организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. Кроме того, ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.

Итак, под ликвидностью организации понимается ее способность покрывать свои обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платежеспособность организации и предполагает постоянное равенство между ее активами и обязательствами одновременно по двум параметрам:

· по общей сумме;

· по срокам превращения в деньги (активы) и срокам погашения (обязательства).

Анализ ликвидности организации проводится по балансу и заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке убывания, с обязательствами по пассиву, расположенными в порядке возрастания срока погашения.

Различают ликвидность:

· текущую - соответствие дебиторской задолженности и денежных средств кредиторской задолженности;

· расчетную - соответствие групп актива и пассива по срокам их оборачиваемости, в условиях нормального функционирования организации;

· срочную - способную к погашению обязательств в случае ликвидации организации.

Так как анализ ликвидности может преследовать различные цели, а следовательно, акцентировать внимание на различных аспектах, характеризующих состояние оборотных активов и их соотношение с краткосрочными обязательствами, в аналитических целях можно выделить две группы показателей, характеризующих ликвидность организации: коэффициенты, характеризующие деятельность функционирующего предприятия, и коэффициенты, применяемые для анализа ликвидируемого предприятия.

При оценке ликвидности критерием отнесения активов и обязательств к оборотным (краткосрочным для обязательств) является возможность реализации первых и погашения вторых в ближайшем будущем - в течение одного года. Однако данный критерий не является единственным при определении тех статей баланса, которые должны быть причислены к оборотным. В частности, незавершенное производство в строительстве, несмотря на то, что оно может иметь срок оборота значительно больший, чем один год, тем не менее будет относиться к оборотным активам.

Для предварительной оценки ликвидности предприятия привлекаются данные бухгалтерского баланса. Информация, отражаемая в разделе II актива баланса, характеризует величину оборотных активов в начале и конце отчетного года. Сведения о краткосрочных обязательствах предприятия содержатся в разделе V пассива баланса и пояснениях к нему, раскрывающих качественный состав его составляющих.

9. Анализ эффективности использования основных средств организации (цель, задачи, информационная база, состав показателей, методика анализа)

По мере участия основных фондов в производственном процессе они теряют свои первоначальные качества а их стоимость постепенно переносится на вновь созданную продукцию. Для компенсации износа основных фондов в организациях формируется амортизационный фонд.

Степень и эффективность использования основных средств отражается на конечных результатах деятельности организации.

Эффективность использования основных средств характеризуют следующие показатели:

· Фондоотдача;

· Фондоемкость;

· Относительная экономия основных средств;

· Рентабельность основных средств.

Фондоотдача (КF) основных производственных фондов определяется отношением выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

КF= N / Fср

где:- выручка от реализации продукции;ср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Показатель фондоемкости (Кf) продукции является обратным показателем фондоотдачи и определяется как отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к выручке от реализации в отчетном периоде:

Кf = Fср / N

Использование основных средств организации признается эффективным если относительный прирост объема продукции или прибыли превышает относительный прирост стоимости основных средств.

10. Анализ состояния и использования материальных ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Анализ использования норм и затрат материалов и других ресурсов является одним из основных вопросов анализа производства. Изучая изменение норм затрат материальных ресурсов, следует учитывать что главные причины, которые обуславливают постепенное их снижение следующие:

конструктивные улучшения изделий, в том числе упрощение;

усовершенствование технологий производства;

повторное использование отходов производства;

корректировка рецептур;

уменьшение части конечного брака продукции;

изменение качества материалов (сырья), которые используются в процессе изготовления продукции;

другие.

Во время анализа следует, оценит обоснованность самих норм, своевременность их пересмотра. Современное нормативное хозяйство это важное условие для экономного использования ресурсов. Поэтому анализ качества норм и способов их формирования помогает избежать затрат ресурсов и тем самым облегчает эффективность работы предприятия.

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

К обобщающим показателям относятся материалоотдача, материалоёмкость, коэффициент соотношения темпов роста объёма производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.

В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения, а также влияние на объем производства продукции.

Материалоемкость, так же как и материалоотдача, зависит от объема валовой (товарной) продукции и суммы материальных затрат на её производство. В свою очередь объем валовой (товарной) продукции в стоимостном выражении может измениться за счет количества произведенной продукции, её структуры и уровня отпускных цен. Сумма материальных затрат также зависит от объёма произведенной продукции, её структуры, расхода материалов на единицу продукции и стоимости материалов. В итоге общая материалоёмкость зависит от структуры произведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.

На завершающей стадии анализа эффективности использования материальных ресурсов необходимо установить возможности дальнейшего снижения норм расхода материалов и материальных затрат, не использованные в отчётном году. Изучение конкретных условий производственно - хозяйственной деятельности анализируемого предприятия позволяет сделать выводы о том, что такие возможности на предприятии есть. В частности, имеются все условия для внедрения в производственный процесс комплекса организационно - технических мероприятий и мероприятий по новой технике, позволяющих обеспечить сокращение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и, в конечном счёте, экономию материальных ресурсов.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы увеличения производства продукции по всем основным факторам производства (лучшего использования трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда) и определить реальную его величину, сбалансированную по всем ресурсам.

11. Анализ показателей оборачиваемости запасов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

В большинстве теоретических источников коэффициент оборачиваемости запасов рассчитывается как отношение себестоимости продукции к средней за период величине запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе.

Чем выше оборачиваемость запасов, тем более эффективной является ее деятельность, тем меньше потребность в оборотном капитале и тем устойчивее финансовое положение предприятия при прочих равных условиях.

Рассчитанные периоды оборота конкретных составляющих текущих активов и текущих пассивов имеют реальную экономическую интерпретацию.

Например, период оборота запасов, равный тридцати дням, означает, что при сложившемся в данном периоде анализа объеме производства на предприятии создано запасов на 30 дней.

Учитывают несколько видов оборачиваемости запасов:

оборачиваемость каждого наименования товара в количественном выражении (по штукам, по объему, по массе и т.д.);

оборачиваемость каждого наименования товара по стоимости;

оборачиваемость совокупности наименований или всего запаса в количественном выражении;

оборачиваемость совокупности позиций или всего запаса по стоимости.



12. Анализ эффективности использования производственных ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Целями анализа материальных ресурсов на предприятии являются:

экономическая оценка использования материальных ресурсов;

выявление возможных резервов по повышению эффективности использования материальных ресурсов и разработка мероприятий по их мобилизации.

Задачами анализа использования предметов труда являются:

определение уровня обеспеченности предприятия, объединения необходимыми материальными ресурсами;

выявление сверхнормативных или дефицитных видов материальных ценностей;

установление степени ритмичности поставок, а также объема, комплектности, качества, сортности;

выяснение своевременности заключения хозяйственных договоров на поставки средств производства;

исчисление транспортно-заготовительных расходов.

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты" формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

Из затрат, на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса.

13. Анализ оборачиваемости текущих активов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Анализ оборачиваемости активов является неотъемлемой составляющей финансового анализа. Оборачиваемость активов, пожалуй, лучше всего позволяет оценить реальную эффективность операционной деятельности предприятия (при условии, конечно, что отчетность справедливо отражает ее финансовое положение). Зачастую менеджеры склонны ориентироваться в основном на быстрое наращивание операционной прибыльности (пусть даже краткосрочное), потому что именно этого от них ждут акционеры, при этом не думая о том, что на одном контроле за расходами и манипулировании не денежными позициями отчетности далеко не уедешь. Таким образом, адекватные показатели оборачиваемости позволяют оценить, в том числе и зрелость, и наличие долгосрочной стратегии развития компании.

Длительность нахождения средств в обороте предприятия определяется совокупным влиянием ряда факторов внешнего и внутреннего характера.

К числу внешних факторов следует отнести:

сферу деятельности компании (производственная, снабженческо-сбытовая, посредническая и др.);

отраслевую принадлежность;

размеры предприятия.

Решающее воздействие на оборачиваемость активов предприятия оказывает макроэкономическая ситуация. Разрыв хозяйственных связей, инфляционные процессы ведут к накоплению запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств.

К факторам внутреннего характера относятся ценовая политика предприятия, формирование структуры активов, выбор методики оценки товарно-материальных запасов.

Коэффициент оборачиваемости активов - отношение выручки от реализации продукции ко всему итогу актива баланса. Данный показатель характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их образования, т. е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль компании, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.

Для анализа скорости оборота оборотных активов в целом рассчитывают коэффициент оборачиваемости (Ко) - отношение выручки без учета НДС и акцизов (В) к средней сумме оборотных средств (ОБср) за период:

Ко = В / ОБср

где, ОБср = (ОБСн + ОБСк)/2, ОБСн, ОБСк - соответственно величина оборотных средств на начало и конец периода.

14. Факторный анализ показателей производительности труда (цель и задачи анализа, источники информации, методики факторного анализа)

Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей.

К обобщающим показателям относятся среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработка продукции на одного работающего в стоимостном выражении. Частные показатели - это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час. Вспомогательные показатели характеризуют затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени.

Обязательно анализируется изменение среднечасовой выработки как одного из основных показателей производительности труда и фактора, от которого зависит уровень среднедневной и среднегодовой выработки рабочих. Для анализа среднечасовой выработки воспользуемся методикой, разработанной, Н.А. Русак, согласно которой величина этого показателя зависит от факторов, связанных с изменением трудоемкости продукции и стоимостной ее оценки. Для расчета влияния факторов на среднечасовую выработку используется способ цепной подстановки. Кроме планового и фактического уровня среднечасовой выработки, необходимо рассчитать три условных показателя ее величины.

15. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Основная задача анализа использования труда на предприятии состоит в том, чтобы выявить все факторы, препятствующие росту производительности труда, приводящие к потерям рабочего времени и снижающие заработную плату персонала.

Помимо этой существует еще ряд задач - это такие как:

- определение структуры по классификации, т.е. средне разрядности;

анализ движения рабочей силы;

выполнение плана по численности;

измерение и использование рабочего места;

определение относительного отклонения численности от плановой;

оценка и анализ использования рабочего времени;

анализ коэффициента сменности.

В процессе анализа трудовых ресурсов изучается:

обеспеченность рабочих мест производственных подразделений персоналом в требуемом для производства профессиональном и квалификационном составе (обеспеченность производства трудовыми ресурсами);

использование трудовых ресурсов (рабочего времени) в процессе производства;

эффективность использования трудовых ресурсов (изменение выработки продукции на одного работающего и на этой основе изменение производительности труда);

эффективность использования средств на оплату труда. [1]

Основными источниками информации, используемой в анализе трудовых ресурсов, являются: данные отчетности по труду, форма № П-4 "Сведения о численности, зарплате и движении работников", данные табельного учета, единовременный учет работников по профессиям и квалификациям, данные выборочных наблюдений за использованием трудовых ресурсов, сведения о трудоемкости продукции и заданиях по ее снижению.

Основными показателями, характеризующими использование труда на предприятии, являются: использование рабочей силы, рабочего времени, производительность труда, относительные показатели расходов на заработную плату.

Анализ трудовых ресурсов проводится по следующим направлениям:

оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и движения рабочей силы;

оценка эффективности использования рабочего времени;

изучение производительности руда;

изучение трудоемкости продукции;

изучение расходов на заработную плату.

Важной составляющей анализа трудовых ресурсов организации является изучение движения рабочей силы. Рассматривая движение рабочей силы, следует иметь в виду, что частая смена работников сдерживает рост производительности труда. Необходимо проанализировать причины текучести кадров (состояние социального обеспечения, прогулы, уход по собственному желанию и др.), динамику состава увольнений: индивидуальное и коллективное, перемена служебного положения, число переводов на другие должности, уход на пенсию, истечение срока контракта и др.

16. Анализ использования рабочего времени (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию.

Важнейшим показателем эффективности использования труда является производительность труда.

Уровень производительности труда может быть выражен показателем реализованной продукции на одного работающего и показателем трудоёмкости единицы продукции. Об эффективности использования труда в отраслях материального производства судят по таким показателям, как:

темп роста производительности труда;

доля прироста продукции за счёт повышения производительности труда;

относительная экономия живого труда (работников в расчёте на год) в сравнении с условиями базисного года;

относительная экономия фонда оплаты труда;

отношение темпов прироста производительности труда к приросту средней заработной платы;

Классификация методов и способов исследования использования рабочего времени проводится по нескольким признакам: - по цели исследования,

по количеству наблюдаемых объектов, по форме проведения исследования,

по форме фиксации данных,

по виду наблюдения, по наблюдателю,

по форме записи.

Методы:

Фотография рабочего дня

Хронометраж


Одним из важнейших разделов экономического (управленческого) анализа деятельности промышленных предприятий является изучение себестоимости выпускаемой и реализуемой продукции.

Себестоимость - это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции.

Снижение себестоимости продукции является основным направлением увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности.

Важнейшими показателями, выражающими себестоимость продукции, являются себестоимость всей товарной продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции, себестоимость единицы продукции.

Источниками информации для анализа себестоимости продукции являются: форма 2 "Отчет о прибылях и убытках" и форма 5 Приложение к балансу годового отчета предприятия, калькуляции товарной продукции и калькуляции отдельных видов изделий, нормы расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сметы затрат на производство продукции и их фактическое выполнение, а также другие данные учета и отчетности.

В составе себестоимости продукции различают переменные и условно-постоянные расходы (затраты). Величина переменных затрат меняется с изменением объема выпускаемой продукции (работ, услуг). К переменным относятся материальные затраты на производство продукции, а также сдельная заработная плата рабочих. Сумма условно-постоянных затрат не меняется при изменении объема производства продукции (работ, услуг). К условно-постоянным расходам относятся амортизация, аренда помещений, повременная заработная плата административно-управленческого и обслуживающего персонала и другие затраты.

При анализе необходимо определить отклонения фактических затрат на производство по элементам от плановых, которые содержатся в смете затрат на производство.

Итак, анализ себестоимости продукции в разрезе калькуляционных статей и однородных экономических элементов позволяет определить величины экономии и перерасхода по отдельным видам затрат и содействует поиску резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

18. Анализ прямых и косвенных затрат (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

К обобщающим показателям, характеризующим группу прямых материальных затрат, относятся:

) удельный вес прямых материальных затрат в производственной себестоимости продукции;

) удельный вес прямых материальных затрат в полной себестоимости продукции;

) удельный расход прямых материальных затрат на 1 р. объема продукции;

) удельный вес прямых материальных затрат на 1 р. продукции в общих затратах на 1 р. продукции.

Изменение прямых материальных затрат изучается по статьям: сырье и материалы, возвратные отходы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, транспортно-заготовительные расходы.

Далее методика анализа прямых материальных затрат предусматривает проведение факторного анализа. В большинстве случаев все факторы изменения материальных затрат условно можно разбить на две группы:

) факторы, отражающие количественный расход материалов (факторы норм);

) факторы, определяющие стоимость их заготовления (факторы цен).

Влияние каждой группы факторов на изменение материальных затрат можно найти с помощью подстановки, т.е. условной величины, которая позволит ответить на вопрос: какова была бы сумма материальных затрат при фактическом удельном расходе материалов и базовой (плановой или фактической в предыдущий период) стоимости их заготовления.

Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путём сравнения фактической их величины на 1 руб. товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а так же с плановым уровнем отчётного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция - роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат. По своему составу это комплексные статьи, состоящие из нескольких элементов.

В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.

19. Анализ переменных и постоянных затрат (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Переменные затраты - это затраты, зависящие от объема производства.

В соответствии со стандартами МСФО существует две группы переменных затрат: производственные переменные прямые затраты и производственные переменные косвенные затраты.

Производственные переменные прямые затраты -- это расходы, которые можно на основе данных первичного учёта отнести непосредственно на себестоимость конкретных изделий.

Производственные переменные косвенные затраты -- это расходы, которые находятся в прямой зависимости или почти в прямой зависимости от изменения объёма деятельности, однако в силу технологических особенностей производства их нельзя или экономически нецелесообразно прямо отнести на изготовляемые продукты.

Переменные затраты изменяются прямо пропорционально уровню (объему) производственной деятельности. То есть увеличение уровня производства в два раза вызовет увеличение совокупных переменных затрат также в два раза. Следовательно, совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от объема производства, а переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной в определенной области релевантности.

Постоянные затраты - это затраты, не зависящие от его изменения.

Констатацию зависимости затрат от объема производства следует понимать исключительно в том смысле, что при заданных общих условиях (например, наличия производственных фондов, списочного состава работников или расширении рассматриваемого периода) постоянные затраты не зависят от объёма выпуска продукции.

Условно-постоянными являются расходы, не зависящие от изменения объёма производства. К ним, прежде всего, необходимо отнести общехозяйственные расходы. С увеличением объемов производства в абсолютном выражении расходы на управление остаются примерно теми же, но их относительная доля в себестоимости единицы продукции снижается.

Постоянные затраты остаются неизменными для различных масштабов производства (производственной деятельности) за определенный период времени. Примерами таких затрат являются амортизационные отчисления по зданиям; жалованье, выплачиваемое руководителям; сборы за лизинг автомобильного транспорта, используемого персоналом, занимающимся непосредственным сбытом продукции (продавцами).

20. Анализ производства продукции (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.

Основные задачи:

) оценка объема, качества, динамики, структуры продукции;

)проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей;

) выявление влияния отдельных факторов на конечный результат;

) разработка рекомендаций (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.

Объем производства промышленной продукции, как говорилось прежде, может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Анализ динамики производства продукции начинается с изучения динамики выпуска, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства за определенное количество лет.

21. Анализ движения денежных средств организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Основными задачами анализа денежных средств являются:

оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия;

прогнозирование способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки;

способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.

На практике используют два метода расчета денежных потоков -прямой и косвенный.

Прямой метод расчета основан на отражении итогов операций (оборотов) по счетам денежных средств за период. При этом операции группируются по трем видам деятельности:

текущая (основная) деятельность - получение выручки от реализации, авансы, уплата по счетам поставщиков, получение краткосрочных кредитов и займов, выплата заработной платы, расчеты с бюджетом, выплаченные/полученные проценты по кредитам и займам;

инвестиционная деятельность - движение средств, связанных с приобретением или реализацией основных средств и нематериальных активов;

финансовая деятельность - получение долгосрочных кредитов и займов, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, погашение задолженности по полученным ранее кредитам, выплата дивидендов.

Необходимые данные берется из форм бухгалтерской отчетности: "Бухгалтерского баланса" и "Отчета о движении денежных средств.

Расчет денежного потока прямым методом дает возможность оценивать платежеспособность предприятия, а также осуществлять оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств. В Росси прямой метод положен в основу формы "Отчета о движении денежных средств".

Косвенный метод основывается на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных средств, и последовательной корректировке чистой прибыли, т.е. исходным элементом является прибыль.

Косвенный метод предпочтителен с аналитической точки зрения, так как позволяет определить взаимосвязь полученной прибыли с изменением величины денежных средств. Расчет денежных потоков данным методом ведется от показателя чистой прибыли с необходимыми его корректировками в статьях, не отражающих движение реальных денег по соответствующим счетам.

22. Анализ дебиторской задолженности (Цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы и методика анализа)

Система контроля за движением и своевременным погашением дебиторской задолженности организуется как самостоятельный блок общей системы финансового контроля на предприятии.

В первую очередь контролируются наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности, затем средние и мелкие, не оказывающие серьезного влияния на общие результаты деятельности предприятия.

Для проверки правильности выбранного типа кредитной политики используют условие, когда средний размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии приносит такую дополнительную прибыль, которая больше суммы затрат по обслуживанию дебиторской задолженности и потерь от безвозвратных долгов недобросовестных покупателей.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя.

Существенную часть дебиторской задолженности составляют расчеты с покупателями, заказчиками и прочими дебиторами.

Момент возникновения дебиторской задолженности определяется прежде всего условиями заключенных договоров и связан с моментом реализации товаров (работ, услуг).

После того, как право собственности на товары переходит к контрагенту, или мы передаем ему результаты работ, выполняем услуги, у наших партнеров возникает обязанность встречных действий (оплаты, встречной поставки), а, следовательно, и возникает дебиторская задолженность.

при переходе права собственности на товары;

при передаче результатов работ, оказании услуг.

Для целей анализа дебиторская задолженность делится на текущую и долгосрочную. Текущая задолженность должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла.

Производственно-коммерческий цикл включает в себя: перечисление денежных средств в качестве аванса поставщикам, получение и хранение ТМЦ производства, хранение и реализацию готовой продукции, и погашение дебиторской задолженности.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии политика расчетов с клиентами, причем последний фактор особенно важен.

Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.

Потребность в этом возникает у руководителей соответствующих служб, аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам, у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры самого предприятия.

23. Формирование и расчет показателей прибыли

Формирование прибыли выглядит таким образом:

Выручка

Себестоимость (-)

Прибыль от реализации

Прибыль от прочей реализации

Внереализационные доходы (убытки)

Балансовая прибыль

Корректировка прибыли (-)

Налогооблагаемая прибыль

Не облагаемая налогом прибыль

Налог на прибыль (-)

Чистая прибыль

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

прибыль от продажи продукции и товаров;

прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

прибыль от реализации основных средств;

прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;

прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;

прибыль (убыток) от внереализационных операций

Существует три основных метода планирования прибыли :

. метод прямого счета

. аналитический метод

. метод совмещенного расчета

Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

24. Анализ финансовых результатов организации (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли. Внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации; результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну.

Внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.

По масштабам деятельности можно выделить анализ прибыли по предприятию в целом; по структурному подразделению; по отдельным изделиям. рентабельность экономический финансовый маржинальный

По объему исследования также выделяют полный и тематический анализ прибыли. Полный - проводится с целью изучения всех аспектов формирования, распределения и использования в комплексе.

Тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли.

По периоду и глубине проведения анализа выделяют предварительный анализ прибыли; оперативный (проводится в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли); последующий (углубленный), который осуществляется по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим анализом, выявления факторов, повлиявших на финансовые результаты, для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана; детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.

В процессе анализа финансовых результатов используются следующие показатели прибыли: маржинальная прибыль - разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами (переменные затраты) по реализованной продукции); прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода; общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные расходы и доходы; чистая прибыль - та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений; капитализированная прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов; потребляемая прибыль - та часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу организации или на социальные программы.

Одним из основных источников информации для проведения финансового анализа и соответственно базой для принятия управленческих решений является бухгалтерская отчетность, представляющая собой итоговую систему данных об имущественном и финансовом состоянии предприятия и о результатах его финансово-хозяйственной деятельности. Менеджеры предприятия используют данные бухгалтерской отчетности наряду с внутренними источниками информации, в том числе учетного характера.

В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов (горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный анализ). В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год, а также провести факторный анализ и выявить резервы роста прибыли.

25. Показатели рентабельности, методика их расчета и анализа

Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или его обратной величиной. (Т-С) / Т100, где Т товарная продукция в оптовых ценах предприятия; С - полная себестоимость товарной продукции.

Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула (Т-С) / С100.

Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.

Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.

По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле: прибыль до начисления процентов * 100 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА = валовая выручка. Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

26. Анализ финансового состояния организации: цель и задачи анализа, источники информации и их аналитические возможности, методы и методики анализа

Основные задачи финансового анализа:

оценка финансового состояния предприятия;

определение влияния факторов на выявленные отклонения по показателям;

прогнозирование финансового состояния предприятия;

обоснование и подготовка управленческих решений по улучшению финансового состояния предприятия.

Различают внутренний и внешний финансовый анализ.

Внутренний финансовый анализ осуществляется работниками предприятия. Внешний финансовый анализ (аудит) определяется интересами сторонних пользователей и проводится по публикуемым данным финансовой отчетности. Финансовое состояние организации характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью организации погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами. Оценка финансового состояния организации - операция неоднозначная. Вместе с тем достоверная и объективная оценка финансового состояния организации нужна многим пользователям. Чтобы получить ее на основе первичных документов, данных текущего учета, показателей бизнес-плана, баланса и других финансовых отчетов, необходимы определенные показатели, правила и методики их оценки.

Изучение экономической литературы и практики показало, что для целей оценки финансового состояния организации используются следующие блоки анализа:

общая оценка динамики и структуры имущества организации;

анализ финансовой устойчивости организации;

анализ показателей ликвидности;

анализ показателей деловой активности;

анализ показателей рентабельности.

Бухгалтерский баланс служит индикатором финансового состояния организации. Итог баланса носит название валюты баланса и дает ориентировочную сумму средств находящихся в распоряжении организации.

Помимо изучения изменений суммы баланса, сравнительный аналитический баланс позволяет проанализировать характер изменения отдельных его статей. Такой анализ проводится с помощью горизонтального /временного/ и вертикального /структурного/ анализа.

Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений.

На основе сравнительного аналитического баланса осуществляется анализ структуры имущества организации.

27. Анализ финансовой устойчивости организации на основе абсолютных показателей (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Ликвидность предприятия - это обширное понятие. Имеется в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Смысл определения состоит в том, что если процессы производства и реализации продукции идут в нормальном режиме, о денежных суммах, поступающих от покупателей в оплату полученной ими продукции, будет достаточно для расчетов с кредиторами, т.е. расчетов по текущим обязательствам. Оговорка о нарушении сроков погашения означает, что в принципе не исключены и сбои в поступлении денежных средств от дебиторов, однако в любом случае эти деньги поступят и их будет достаточно для расчетов с кредиторами.

Анализ финансовой устойчивости предприятия проводится в основном на основе данных формы № 1 "Бухгалтерский баланс" и формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" [Приложения 1-6].

Анализ бухгалтерского баланса (форма № 1) позволяет выявить: общую оценку структуры активов и их источников; ликвидность баланса; платежеспособность и кредитоспособность предприятия; вероятность банкротства; финансовую устойчивость; и классифицировать финансовое состояние предприятия по сводным критериям оценки бухгалтерского баланса.

Основным признаком ликвидности служит формальное превышение оборотных активов над краткосрочными пассивами. Чем больше это превышение, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия с позиции ликвидности. Если величина оборотных активов недостаточно велика по сравнению с краткосрочными пассивами, текущее положение предприятия неустойчиво - вполне может возникнуть ситуация, когда оно не будет иметь достаточно денежных средств для расчета по своим обязательствам и ему придется либо нарушать естественный технологический процесс, либо распродавать часть долгосрочных активов.

Уровень ликвидности предприятия оценивается с помощью специальных показателей - коэффициентов ликвидности, основанных на сопоставлении оборотных средств и краткосрочных пассивов.

Низкий уровень ликвидности - это отсутствие свободы выбора и ограничения на свободу действий администрации. Последствием неликвидности является неспособность предприятия оплатить свои текущие обязательства, что заставляет продавать активы, а в итоге ведет к банкротству.

Для собственников предприятия низкий уровень ликвидности ведет к понижению доходности, к потере части основных фондов.

Платежеспособность организации - внешний признак ее финансовой устойчивости и обусловлена способностью предприятия выполнять свои внешние краткосрочные и долгосрочные обязательства за счет активов. Она означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

Платежеспособное предприятие - это предприятие, способное своевременное и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным обязательствам, например, своевременно производить расчеты с работающими на предприятии по оплате труда, производить расчеты с поставщиками за поставленные материалы и технические ресурсы, производить расчеты с банками по ссудам.

Ликвидность и платежеспособность могут оцениваться с помощью ряда абсолютных и относительных показателей. Из абсолютных основным является показатель, характеризующий величину собственных оборотных средств.

Показатель WC характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия. Он является расчетным показателем, зависящим как от структуры активов, так и структуры источников средств, и имеет особо важное значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью и другими посредническими операциями. При прочих равных условиях этот показатель, как правило, увеличивается с ростом объемов производственной деятельности. Основным и постоянным источником увеличения собственных оборотных средств является прибыль.

28. Анализ финансовой устойчивости организации на основе относительных показателей (цель и задачи анализа, источники информации, состав показателей и алгоритмы их расчета, основные методы анализа)

Одна из важнейших характеристик финансового состояния организации -- стабильность деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой организации, степенью ее зависимости от кредиторов и инвесторов. Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. В мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система относительных показателей, комплексное рассмотрение которых дает объективную оценку степени финансовой устойчивости организации.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (финансового риска, капитализации, плечо финансового рычага) дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Он имеет довольно простую интерпретацию: показывает сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных.

Kфр = Привлеченные средства / Собственный капитал =

= (стр. 430 + стр. 480 + стр. 620 + стр. 630) / стр. 380 (15)

Оптимальное значение этoгo показателя, выработанное западной практикой - 0,5. Считается, чтo ecли значение eгo превышает единицу, тo финансовая автономность и устойчивость оцениваемого предприятия достигает критической точки, oднaкo вce зависит oт характера деятельности и специфики отрасли, к кoтopoй относится предприятие [6]. Рост показателя свидетельствует oб увеличении зависимости предприятия oт внешних финансовых источников, тo есть, в определенном смысле, o снижении финансовой устойчивости, и нередко затрудняет возможность получения кредита [10, с. 13].

Коэффициент финансового равновесия, или ассоциации, -- это показатель соотношения заемных и собственных средств, который характеризует объем заемных средств по отношению к собственным источникам их покрытия и изменяется в пределах от 1 до 0,1; при значении коэффициента более 1 возникает серьезная финансовая неустойчивость организации.

29. Маржинальный анализ: цель и задачи анализа, источники информации, показатели и алгоритмы их расчета, условия проведения анализа

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный (предельный) анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: "издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль" и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях..

Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

Значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, то выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Исчисление маржинального дохода позволяет определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.

В основе маржинального анализа основе лежит деление затрат на переменные и постоянные.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:

более точно исчислять влияние факторов на изменение себестоимости продукции (услуг), суммы прибыли, уровня рентабельности и на этой основе более - - эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования себестоимости и финансовых результатов;

определять критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

установить зону безопасности (безубыточности) предприятия и оценивать степень ее чувствительности к изменению внешних и внутренних факторов;

исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Важнейший недостаток применения маржинального анализа - условный характер разделения затрат на постоянные и переменные составляющие, что влечет за собой неточность полученных результатов. Кроме того, при многономенклатурном производстве возникает проблема разделения переменных затрат общего характера между отдельными видами продукции.

Другим недостатком применения маржинального анализа является проблема распределения косвенных постоянных затрат, относящихся на деятельность организации в целом.

Маржинальный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются?

Похожие работы на - Экономический анализ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!