Организация системы работы методического объединения начальной школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,71 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация системы работы методического объединения начальной школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского - II»

Кафедра управления и оценки качества образования







ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки

«Менеджмент в образовании» (061200)

Организация системы работы методического объединения начальной школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Работу выполнил(а):

Чабыева Татьяна Николаевна

Научный руководитель:

Корякина Федора Ивановна, к.п.н.



г. Вилюйск, 2015

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы системы работы методических объединений в общеобразовательных организациях

.1 Сущность работы методического объединения в общеобразовательных организациях

1.2 Организационно-педагогическое обеспечение системы работы методического объединения

.3 Управление работой методического объединения в начальной школе

Глава 2. Реализации системы работы методического объединения начальной школы в условиях ФГОС

.1 Направления работы методического объединения МБОУ "Вилюйская начальная общеобразовательная школа№1"

.2 Анализ работы методического объединения МБОУ "Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1"

.3 Рекомендации по организации системы работы методических объединений в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Заключение

Список литературы

Введение

Методическое объединение учителей начальной школы - структура, необходимая для качественного управления работой образовательной организации. Работа методического объединения педагогических работников школы помогает педагогам: овладевать более совершенными навыками, методами и приемами обучения и воспитания детей; систематически знакомиться с опытом коллег, достижениями педагогической науки, научно-популярной методической литературой; обобщать опыт работы учителей школы, что способствует повышению их профессионального уровня.

Актуальность темы обусловлена: обновление содержания работы методических объединений, его модернизация - это насущная потребность современной школы, это требование времени. Главной задачей является повышение качества и эффективности, значительное обновление содержание работы методических объединений, прежде всего привидение его в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Цель дипломной работы: совершенствование работы методического объединения начальной школы в условиях федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи исследования:

1. На основе анализа теоретической и методической литературы, выделить сущность работы методического объединения учителей начальных классов.

. Реализовать организационно-педагогическое обеспечение системы работы методического объединения в условиях начальной школы.

. Совершенствовать систему работы методического объединения начальной школы.

Объект дипломной работы - работа методического объединения

Предмет исследования - создание системы работы методического объединения.

Гипотеза исследования: если выявить особенности системы работы в условиях федерального государственного образовательного стандарта и реализовать организационно - педагогическое обеспечение то, можно ввести усовершенствованную работу методического объединения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и эмпирические (психолого-педагогическое наблюдение, обобщение опыта).

Научная значимость - определение содержания организации работы методического объединений в условиях федерального государственного образовательного стандарта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и научно обоснованные рекомендации по повышению результативности работы методического объединения в начальной школе способствуют успешной организации педагогической деятельности учителей в условиях федерального государственного образовательного стандарта.

Структура дипломной работы - введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы системы работы методических объединений в общеобразовательных организациях

Методические объединения являются частью системы образования в школах, благодаря которым организуется методическая работа. Методические объединения ориентированы на достижение и поддержание высоко качества учебно-воспитательного процесса, содействует развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований, органично соединяется с повседневной практикой педагога.

.1 Сущность работы методических объединений в общеобразовательных организациях

В последние годы российское образование претерпевает значительные изменения: существенно изменяется содержание образования; вводятся новые поколения государственных образовательных стандартов; повсеместно внедряются новые методы, средства и технологии обучения, воспитания и управления; создается общероссийская система оценки качества образования; вводится новый порядок аттестации кадров; внедряется отраслевая система оплаты труда; завершается введение новых квалификационных характеристик.

Главные фигуры и исполнители проводимых преобразований в системе образования всегда были и остаются педагогические и руководящие кадры образовательных организаций. Все выше перечисленные изменения не принесут существенных результатов, пока не повысится качество педагогической и управленческой деятельности.

Качество педагогической деятельности педагога - это интегративная характеристика, отражающая способность педагога компетентно и эффективно осуществлять функции педагогической деятельности.

Одним из основных каналов повышения качества педагогической и управленческой деятельности является система методической работы. Методическая работа в образовательных организациях представляет собой часть системы непрерывного образования руководящих и педагогических кадров организаций.

Методическая работа в образовательных организациях - это система взаимодействующих структур, форм и взаимосвязанных мер, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических работников образовательных организаций, и, в конечном итоге - на повышение качества образования.

Ю.К. Бабанский дает следующее определение методической работы: «Методическая работа в образовательном учреждении - …система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога (включая и мотивы по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников».

Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной инновационной, педагогической и методической деятельности в целом. Управление методической работой в образовательной организации включает в себя реализацию следующих функций:

анализ осуществления методической и инновационной работы в образовательной организации;

прогнозирование и планирование методической и инновационной работы;

организация методической и инновационной деятельности в образовательной организации;

контроль за осуществлением методической и инновационной работы;

стимулирование участия работников образовательной организации в методической и инновационной деятельности;

коррекция и координация процесса осуществления методической и инновационной деятельности в образовательной организации.

Администрации образовательных организаций необходимо создавать условия для регулярного профессионального общения педагогов в общеобразовательных организациях и ставить перед ними реальные и практические задачи, которые требуют совместной деятельности. Следовательно, возникает потребность в создании для педагогов самостоятельных структурных подразделений - методических объединений.

Именно, в основе работы методических объединений лежит суть методической работы общеобразовательных организаций.

Методическое объединение - одна из форм организации групповой методической работы, представляющее постоянное или временное, профессиональное, структурное методическое подразделение педагогов общеобразовательных организаций, которое осуществляет и координирует проведение учебно-воспитательной, организационно-методической, научно-методической, исследовательской, инновационной, экспертной, проектной деятельности по одному или нескольким предметам, ступеням обучения или направлениям деятельности.

В общеобразовательных организациях могут создаваться разнообразные постоянные и временные методические объединения, такие как методическое объединение классных руководителей или педагогов по предметным линиям.

Роль методического объединения образовательных организаций значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Следовательно, работу методических объединений можно представить как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив имеет возможность привести систему своих образовательных услуг в соответствии с запросами общества.

1.2 Организационно-педагогическое обеспечение системы работы методического объединения

методический педагогический школа общеобразовательный

Формы методической работы представлены группами по их основной цели, при этом каждая из форм решает комплект задач в методическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов в зависимости от собственной цели учителя (цели, которую он преследует, принимая участие в мероприятии) и степени личного участия.

В методической деятельности в школе используются различные групповые формы её организации. Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы - методические объединения учителей и педагогов.

Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги считают школьные методические объединения учителей (90,7%). Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности.

Основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед школой в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.

Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.

План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды. Цели, которые ставятся, должны быть реальными и достижимыми. При этом нужно помнить, что цель - это ожидаемый результат образования, а задачи - формулировки того, как мы хотим достичь этих целей и что для этого необходимо сделать. План - это программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в работе всех структур образовательного учреждения. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.

Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи, стоящие перед конкретным образовательной организацией в данный момент. План работы составляется председателем методического объединения в соответствии с планом работы школы, отражающим рекомендации методических кабинетов, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы.

Планирование работы методического объединения необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период.

В плане работы следует выделить основные приоритеты, такие как повышение качества обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка.

Строить работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы в данный период. В ходе обсуждения общешкольной темы на заседании методического объединения желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в целом и каждого педагога в отдельности. После определения темы, над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее практического выхода : выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т. д.

Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.

На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.

Заседание методических объединений, как правило, проводится один раз в четверть. Однако деятельность методических объединений не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание методических объединений должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.). Как итог работы методического объединения может быть методическая продукция для учителей. В конце учебного года завершить работу методического объединения может выставка, конференция, методический фестиваль.

В работе методических объединений может использоваться выпуск методических журналов, бюллетеней, выступление учителей и педагогов (кураторов) с обменом опыта на заседаниях педагогического совета, оформление стенда.

На заседаниях методических объединениях обсуждают планы воспитательной работы, уделяется внимание вопросам самообразования, развития уровня воспитанности обучающихся.

Формы занятий (заседаний):

теоретические семинары (доклады, сообщения);

семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, воспитательных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);

диспуты, дискуссии;

«деловые игры», ролевые игры; уроки (мероприятия)-панорамы;

лектории ученых, психологов, социологов, врачей;

обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки;

обсуждение открытых мероприятий;

обсуждение и оценка авторских программ;

обсуждение результатов тестирования, анкетирования;

разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;

обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;

профессиональные конкурсы;

педагогические советы и др.

Остановимся на некоторых формах заседаний методических объединений:

Теоретические семинары. Это форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы педагогического процесса, раскрывают содержание новых технологий, методов, приемов воспитания. К выступлениям и докладам должны привлекаться опытные педагоги, члены творческих групп. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации со специалистами, изучение научно-методической литературы.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогического коллектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.

На таких семинарах необходима связь теории с практикой, они способствуют развитию творческого потенциала, профессионализма.

Необходимо проводить и психолого-педагогические практикумы, во время которых, для большей эффективности следует создавать атмосферу неформального общения. Это дает возможность ознакомиться с новейшими достижениями психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом и заявить о своей позиции. Диспут, «круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия» обычно на практике обозначаются одним словом - «дискуссия». Часто дискуссией называют обсуждение или обмен опытом, мнениями, а также обсуждение-спор, т. е. столкновение точек зрения, позиций и т. д. Нередко дискуссию смешивают с полемикой - отстаиванием уже сформировавшихся взглядов, позиций. Дискуссия - целенаправленный обмен мнениями, суждениями, идеями, осуществляемый членами методического объединения с целью поиска истины. Ее существенной чертой является равный диалог всех участников. В педагогической практике получили распространение различные виды обмена мнениями: «круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия и др.

Методическое объединение учителей и педагогов - одна из форм методической работы в школе, дающая прекрасные возможности для повышения уровня профессионального мастерства педагогов.

1.3 Управление работой методического объединения

Управление методическим объединением, как любая деятельность, не может протекать спонтанно и бессистемно. В основе любой деятельности лежит управление этим процессом. Весь процесс управления любой организацией носит цикличный замкнутый характер. Управленческий цикл состоит из трех основных этапов:

предварительного управления;

оперативного управления;

заключительного управления;

Результатом данной цикличности является то, что управленческая деятельность разделяется на ряд взаимосвязанных, но обособленных видов деятельности - функции управления. Приведем несколько определений данного понятия.

Функция управления (от лат.- совершение, исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и (или) организованности управляемых объектов.

Функция управления - это определенный вид однородной, регулярно повторяющейся управленческой деятельности, требующей специализации труда в субъекте управления и применения специальных методов и приемов ее осуществления.

В современном образовательном менеджменте выделяют восемь функций:

анализ;

прогнозирование;

планирование;

организация;

контроль;

координация;

регулирование;

стимулирование.

Все эти функции управления полностью должны присутствовать в управлении методическим объединением.

Прогнозирование - это сложный процесс, от правильной реализации которого будет зависеть весь дальнейший путь процесса. Б.С. Гершунский дает следующее определение педагогического прогнозирования - это «специально организованное комплексное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм воспитательно-образовательной деятельности на разных ступенях образования».

В данном определении четко сформулированы основные задачи прогнозирования:

формирование и структуризация целей и задач;

определение возможных траекторий развития;

выявление динамики развития школы;

примерный подбор методов и средств по решению конкретных задач.

Выделяют три вида прогнозов по степени упреждения:

краткосрочное (2-4 года)

среднесрочное (5-10 лет)

долгосрочное (10-20 лет)

В прогнозировании работы методического объединения наиболее распространены краткосрочное и среднесрочное планирование. Долгосрочное планирование слабо применимо из-за высокой мобильности окружающей среды, в общем, и системы образования в частности. Планирование ставит конкретные цели и сроки, определяет исполнителей и ответственных, оно призвано обеспечить структуризацию процесса работы, выстроить всю технологическую цепочку для достижения целей.

Процесс планирования должен быть строго систематизирован и включать в себя следующие этапы.

анализ и оценка исходного состояния системы;

определение главных задач, которые необходимо решить в планируемом периоде;

спроектировать ожидаемые результаты. Обязательно в количественных и диагностируемых характеристиках;

подобрать комплекс мер для достижения задач;

установить сроки и ответственных за реализацию данных мероприятий;

определить объем и структуру ресурсов необходимых на разных этапах реализации плана.

Результатом планирования должен быть конкретный официальный документ методического объединения образовательной организации, обязательный для выполнения - план. В процессе реализации все остальные действия совершаются в соответствии с этим документом.

В ходе планирования особое внимание рекомендуется уделять целям и результатам. Правильно поставив цель для всех объектов работы в методическом объединении, мы сумеем обосновать и необходимость мероприятий по плану. Формальный подход к формированию целей и задач, приведет к непониманию всего процесса у педагогов, а, следовательно, небрежному и халатному отношению к осуществлению плана. Результаты работы обязательно должны быть измеряемыми. Выбор и определение диагностируемых параметров - залог успешности реализации плана.

Следующими функциями управления после создания плана является организация и контроль. Для успешного осуществления работы методического объединения контроль целесообразно осуществлять в течение всего учебного года. Он выявляет степень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогает своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживает динамику развития педагогического коллектива.

Самый замечательный план потерпит неудачу, если будет плохо организовано его выполнение. Что же мы понимаем под функцией «организация»?

Классический менеджмент дает следующее определение. Организационная функция - это совокупность действий и процедур, ведущих к упорядочению и согласованию взаимосвязей между компонентами системы. Организовать - это значит разделить на части и делегировать для выполнения какой-либо управленческой задачи, путем распределения ответственности, полномочий, а также сформировать устойчивые организационные структуры, процедуры и связи.

Следующей функцией управления методическим объединением, которая должна исполняться руководителем методического объединения, является функция контроля. Контроль - это функция управления, которая служит средством обратной связи между субъектом и объектом управления и представляет собой осуществляемый субъектом комплекс мер по надзору за реализацией управленческих решений, проверки жизнедеятельности организации с целью выявить возможные отклонения и осуществить коррекцию. Целью контроля является сбор, накопление, обработка и подготовка к анализу информации о состоянии управляемого процесса или объекта, фиксация отклонений в жизнедеятельности образовательной организации от установленных планов, стандартов и норм для принятия регулирующих мер.

состояние и эффективность инновационной работы; - раскрытие творческого потенциала учителей.

Любая школа как объект управления представляет собой очень сложный многокомпонентный комплекс. В ее состав входит множество уровней и подуровней, индивидуальных и коллективных, постоянных и временных субъектов, связей и отношений между ними. В задачу менеджера образования входит создание оптимальной системы взаимоотношений между ними для этого и существует функция координации. Координация - это процесс согласования, приведения в соответствие всех связей организации с внешней средой.

Функция анализа - это процедура мысленного или реального расчленения процесса, объекта или явления на свойства, признаки или составные части. Методами анализа является - синтез, сравнение, обобщение, сопоставление, абстрагирование. Главной задачей анализа является выделение первопричины появления положительных или отрицательных моментов в реализации плана методической работы. В случае успешного вычленения данных причин это позволяет в дальнейшей деятельности избежать ненужных ошибок или с успехом повторить полученный результат.

Функция регулирования вступает в действие в случае выявленных в ходе контроля отклонений, ведущих к снижению заданных темпов роста, показателей. С латинского «геgulо» - приводить в порядок. Если эта функция не отработана, то результаты любой работы очень редко будут совпадать с поставленными целями.

Таким образом, изучив методическую и теоретическую литературу по работе системы методических объединений можно сделать вывод о том, что целью работы методических объединений является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала и в конечном счете - повышение эффективности и качества педагогического процесса.

Через методическое объединение, являющейся главной структурой методической работы, осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.

Глава 2. Реализации системы работы методического объединения начальной школы в условиях федерального государственного образовательного стандарта

.1 Направления работы методического объединения МБОУ "Вилюйская начальная общеобразовательная школа№1"

Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной инновационной, педагогической и методической деятельности в целом.

Методическая работа в МБОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1» - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития потенциала и возможностей каждого обучающегося. Роль методической работы в обеспечении возможностей для получения качественного образования в условиях модернизации образования приобретает все большее значение. Главной целью методической работы МБОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1» - создание условий для совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, их эрудиции и компетентности в области определенных учебных предметов и методики их преподавания в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Основная методическая работа заключается в умелом управлении со стороны руководителей. Вся методическая работа строится на следующих принципах:

) Принцип «зоны ближайшего развития» (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна.

Реализация данного принципа предполагает:

изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при реализации федерального государственного образовательного стандарта;

актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);

определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;

составление программы профессионального роста педагога;

систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.

) Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.

Реализация данного принципа предусматривает:

изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;

определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;

предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;

возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.

В школе работает 4 методических объединения: методическое объединение 1-х классов, методическое объединение 2-х классов, методическое объединение 3-х классов, методическое объединение 4-х классов. Их деятельность направлена на повышение эффективности учебно-методической работы:

изучение опыта работы учителей;

оказание помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства;

формирования у обучающихся ответственного отношения к овладению знаниям;

оказание помощи во внутришкольном контроле.

Таблица 1. Руководители методических объединений на 2014-2015 уч.год:

МОруководительчлены методического объединенияУПД1-х классовЧабыева Т.Н.Степанова Е.П. Доранова С.А. Кузнецова Л.Н. Иванова М.И. Николаева Т.С.Высший Высший Высший Соответствие Высший2-х классовМитина Л.Н.Петрова В.С. Кириллина М.К. Крылова У.П. Степанова А.Н. Кириллин Нь.Д.Высший Соответствие Высший Высший Соответствие3-х классовПротопопова Е.А.Павлова И.И. Тихонова А.С. Потапова М.К. Кривошапкина В.В. Петрова Н.А.Высший Высший Высший Высший Соответствие4-х классовСтепанова А.Н.Чабыева Т.Н. Митина Л.Н. Протопопова Е.А. Константинова Н.И. Долгунова Н.Н.Соответствие Первый Высший Соответствие Высший

Исходя из темы методической работы "Совершенствование качества образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта" и анализа работы методических объединений за учебный год, каждое методическое объединение выбрало следующие темы работы.

Таблица 2. Темы работы методических объединений.

МОТемаруководитель1-х классовДеятельность учителей начальных классов, направленная на реализацию ФГОС НОО второго поколенияЧабыева Т.Н.2-х классовСовершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС путем внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных и ИК технологийМитина Л.Н.3-х классовПланирование учебно-воспитательной работы по ФГОСПротопопова Е.А.4-х классовКачество образования условиях реализации ФГОССтепанова А.Н.

Таким образом, работа методических объединений в начальной школе строится на традиционных подходах, где основной задачей является полная реализация федерального государственного стандарта.

2.2 Анализ работы методического объединения МБОУ "Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1"

В МБОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1» функционирует 4 методических объединений, в котором работают 26 педагогических работников.

Таблица 3. Образование педагогических работников:

Образование2012-2013 уч. год2013-2014 уч. год2014-2015 уч. годИтогоВысшее242424 стабильно Незаконченное высшее---Средне специальное-22

Таблица 4. Аттестация педагогических работников:

Категория2012-2013 уч. год2013-2014 уч. год2014-2015 уч.годВысшая111316Первая732Вторая111соответствие555Не имеют категорию42Итого:242626

Таблица 5. По стажу педагогической работы из 26 педагогических работников:

Года2012-20132013-20142014-2015менее 2-х лет-112-х до 51415 до 1054310 до 20468более 20141113

По возрасту

Года2012-20132013-20142014-201525 лет-2125-35 лет77835 и более171717

Пенсионеры

2012-20132013-20142014-2015По возрасту667По выслуге лет111

Средний возраст

2012-20132013-20142014-2015Средний возраст414142

Основными направлениями деятельности методического объединения в течение 2014-2015 учебного года были:

совершенствование и обогащение знаний педагогов ( знания различные по содержанию: предметные, частно-методические, дидактические, воспитательные, психологические, общекультурные);

развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций;

развитие современного стиля педагогического мышления (системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность), готовность к профессиональному самосовершенствованию.

Задачами деятельности методического объединения анализируемого периода являлись:

активно использовать во внеклассной работе разнообразные формы и методы развивающей направленности;

продолжать формировать нравственные качества в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики у обучающихся;

разрабатывать и применять в воспитательном процессе разнообразные формы и методы работы, направленные на формирование и развитие коммуникативных качеств, социального поведения учащихся.

Исходя из вышеизложенных задач, основных функций и направлений деятельности методических объединений за 2014-2015 учебный год были проведены следующие формы работы:

информационно-методическое (семинары, круглый стол, представление презентаций по темам методических заседаний).

практико-ориентированное (открытые внеклассные мероприятия.)

инструктивно-методическое (знакомство педагогов с нормативными документами, методические рекомендации, консультации, создание методического банка).

Вся деятельность методических объединений (организационная, содержательная, процессуальная, мотивационная) осуществлялась в рамках работы над единой методической проблемой: "Совершенствование качества образования в условиях реализации ФГОС", через проведение и организацию разнообразных форм методической работы, которые способствуют профессиональному росту педагогов.

Работа по проблеме методических объединений нашла отражение в темах и индивидуальных планах самообразования педагогов. В течение учебного года педагогические работники работали над темой самообразования, которую определили в начале учебного года, согласовали с завучем по учебно-воспитательной работе.

Таблица 6. Темы самообразование педагогических работников

Темы самообразованияФ.И.О.«Влияние ФГОС второго поколения на обученность младших школьников с якутским языком обучения»Чабыева Т.Н.«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников».Кузнецова Л.Н.Влияние межпредметных связей на уроках на всестороннее развитие личности младшего школьника.Митина Л.Н.Совершенствование техники чтения учащихся и обучение выразительному чтению художественных текстовИванова М.И.Работа со словарными словами.Протопопова Е.А.Технология внутриклассной дифференциации, технология полного усвоения знанийПавлова И.И.Инновационная форма работы с детьми младшего школьного возрастаКрылова У.П.Мониторинг обученностиТихонова А.С.Использование компьютера на уроках в начальной школеПотапова М.К.

Участие учителей в конкурсах, конференциях позволяет учителю найти формы самовыражения, саморазвития и самосовершенствования:

14 учителей стали лауреатами в рамках юбилейных мероприятий «Золотые уроки»;

все учителя приняли участие на первой улусной олимпиаде педагогов;

100% участие педагогов на республиканской дистанционной олимпиаде «Профи Учитель».

Участие педагогов в профессиональных, творческих педагогических конкурсах за 3 года:

Учебный год2012-20132013-20142014-20151088

В качестве основных форм работы для реализации задач работы методических объединений определены тематические заседания.

Заседания в методических объединениях проводились 1 раз в четверть. Тематика заседаний определялась основной темой методических объединений, планом методической работы школы.

Таблица 8. Темы заседаний

Тема заседанияМО 1 -х классовПлан работы на 2014-2015 уч.годНовый закон об образованииЗаседание МО по теме самообразованияИтоги работы методического объединения за учебный годМО 2- х классовПлан работы на 2014-2015 уч.годРеализация ФГОС, как основная методическая работаЗаседание МО по теме самообразованияИтоги работы методического объединения за учебный годМО 3-х классовПлан работы на 2014-2015 уч.годПланирование учебно-воспитательной работы по ФГОСЗаседание МО по теме самообразованияИтоги работы методического объединения за учебный годМО 4-х классовПлан работы на 2014-2015 уч.годКачество образования условиях реализации ФГОСЗаседание МО по теме самообразованияИтоги работы методического объединения за учебный год

Исходя из представленных заседаний методических объединений, можно сделать вывод о том, что заседания носят только дискуссионный характер, тематика заседаний однотипна, не раскрывают суть и содержание работы по методической теме школы.

Взаимопосещение уроков педагогическими работниками свидетельствуют об распространении опыта работы, внедрения новых технологий в учебной деятельности, саморазвития и самореализации. Анализ посещенных уроков показал, что учителя на своих уроках эффективно применяют различные формы организации обучающихся: парные, индивидуальные. Используют методику игровых технологий, деятельностного подхода, здоровье - сберегающих технологий. Активно внедряют в свою деятельность ИКТ технологии. Умело и в соответствии с методикой создают свои презентации, интерактивные дидактические игры для уроков. В течение каждого урока ведут контроль обучающихся по выполнению самостоятельных работ различного плана, поэтапно вводят систему самооценивания у обучающихся, что благоприятно влияет на формирование регулятивной компетенции.

Анализируя работу методических объединений МБОУ "Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1", можно отметить ряд положительных моментов:

поставленные задачи перед методическим объединением выполняются;

повысился профессиональный уровень педагогических работников;

возросла творческая активность педагогов;

внедряются новые технологии воспитания;

разрабатываются более эффективные формы работы с обучающимися.

Наряду с положительными моментами в работе методических объединений следует отметить и недостатки:

недостаточное раскрытие методической темы в темах самообразования педагогических работников;

тема заседаний методических объединений однотипны;

следует ввести обновление в планах методических объединений.

Таким образом, методическое объединение играет одну из ведущих ролей в совершенствовании и обновлении педагогического процесса в МБОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1». В целях создания необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства классных руководителей, повышения научности руководства воспитательным процессом в классных коллективах, используя накопленный опыт.

Методические объединения способствуют сплочению коллектива, сохранению и развитию традиций школы, стимулирует инициативу и творчество педагогов, активизирует их деятельность в научно-исследовательской и поисковой работе, выявляет и предупреждает недостатки, затруднения и перегрузки в работе.

.3 Рекомендации по организации системы работы методических объединений в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Целью методической работы является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала и, в конечном счете - повышение эффективности и качества педагогического процесса.

Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.

Главная цель в методических объединениях - оказание реальной, действенной помощи педагогу.

В то же время имеется ряд нерешенных проблем и недостатков в организации системы работы методических объединений. Массовая практика еще недостаточно вооружена знанием радикальных путей повышения эффективности методической работы, одним из которых является системный подход. Применительно к методической работе системный подход в самом общем виде представляет понимание методической работы (системой) и стремление к системному совершенствованию всех ее элементов: организации, содержания, форм проведения. При этом качественная реализация данного подхода предполагает разработку каждого из этих элементов.

Основными стратегическими задачами для достижения поставленной цели являются:

. Упорядоченное планирование работы методических объединений в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта;

2. Совершенствование образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

3. Создать мобильные творческие команды учителей для включения их в инновационные процессы, связанные с модернизацией образования;

4. Организовать оказание адресной методической помощи педагогам, испытывающим затруднения в овладении инновационными технологиями преподавания.

Если сравнить традиционную систему работы методического объединения, то она ведется по следующим направлениям:

.Изучение и анализ состояния преподавания и качества знаний, умений и навыков, уровень научной, нравственной и трудовой воспитанности учащихся (посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, проверка выполнения учебных программ, использование воспитательных возможностей учебного предмета, проведение контрольных работ и их анализ, просмотр тетрадей и т.д.).

.Изучение системы работы учителя (качество уроков, выполнение современных требований к уроку, знакомство с планированием, эффективность методов обучения, используемых учителем.).

.Коллективное и индивидуальное изучение и творческое применение прогрессивной методики обучения и воспитания.

.Изучение передового опыта учителей школы города, республики, федерации и творческое его применение.

.Опережающее рассмотрение отдельных, наиболее трудных тем программы (желательно с показом уроков по теме для учителей параллельных классов).

.Разработка наиболее трудных вопросов и тем учебной программы в помощь учителям и обучающимся.

.Разработка с учителями начальных классов по вопросам преемственности.

.Внеклассная работа.

.Методика применения технических средств обучения на уроках и во внеклассной работе.

.Взаимопосещение уроков и внеклассных занятий. Открытые уроки. Обмен опытом.

.Контроль и помощь учителям по самообразованию (отчеты учителей с предъявлением рефератов, обзоры педагогических и методических журналов, ознакомление с инструктивно-методическими письмами).

.Пополнение методкабинетов (уголков) необходимыми материалами.

При планировании работы методического объединения в школе рекомендуем также включить следующие направления:

. Изучение нормативных документов.

. Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

. Изучение вопросов по преемственности и межпредметных связей.

. Организация наставничества, стажировок в работе с молодыми специалистами.

. Организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, рефератов, творческих работ учащихся, лучших тетрадей.

Цель методической работы в школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта может быть сформулирована следующим образом: обеспечение профессиональной готовности педагогических к реализации федерального государственного образовательного стандарта через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Признаками такой готовности являются: освоение учителем системы ценности современного образования и положительная динамика его способности эффективно использовать учебно-методическое и информационно-методические ресурсы, т.е. овладение и использование педагогом технологий системно-деятельностного подхода, ставшего основным на современном этапе развития образования.

Задачи методической работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта могут быть сформулированы следующим образом:

) выявить затруднения, потребности и образовательные запросы учителей;

) обеспечить каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;

) создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач реализации федерального государственного образовательного стандарта;

) организовать работу проектных (проблемных) групп для решения новых задач профессиональной деятельности;

) обеспечить реализацию индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование и обучение непосредственно на рабочем месте;

) выявить, проанализировать и обеспечить тиражирование наиболее ценного опыта работы учителей по реализации новых образовательных целей в условиях реализации стандартов.

Не маловажным фактором качественной, целенаправленной работы методического объединения является управление со стороны председателя, который избирается на учебный год. Направления и формы работы методического объединения учителей любого цикла могут быть самыми разнообразными. На основе изучения нормативных документов, методических рекомендаций разработан вариант материалов для организации работы методического объединения учителей на новый учебный год. Материалы могут помочь председателю методического объединения в составлении плана и анализа работы, а также в оформлении документации, которую должен иметь каждый руководитель методического объединения школы.

На каждом очередном заседании методического объединения необходимо предусматривать задания учителям по реализации утвержденного плана работы. Рекомендуется на первом заседании методических объединений рассматривать следующие вопросы:

.Состояние учебно-воспитательной работы и качество знаний, умений и навыков учащихся по предмету за истекший учебный год и задачи методических объединений на новый учебный год.

.Итоги работы методических объединений над общешкольной проблемой. Задачи на новый учебный год.

.Ознакомление с инструктивно - методическими письмами.

.Утверждение плана работы методических объединений и самообразования учителей.

Посещение и анализ уроков, внеклассных занятий - одна из действенных форм методической помощи учителю. Администрация, руководители методических объединений должны регулярно планировать взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, в результате обмена мнениями делать практические выводы, принимать соответствующие рекомендации. Эффективной формой методической работы являются тематические семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.

Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно - практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педагогическим чтениям и научно - практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных учителей.

В особом внимании со стороны администрации школы, руководителей методических объединений нуждаются молодые учителя, начинающие свою педагогическую деятельность. Необходимо организовать качественное прохождение молодыми специалистами стажировки, оказывать им повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической помощи нуждаются учителя, получившие рекомендации по результатам аттестации. Индивидуальная помощь молодым специалистам и учителям, получившим рекомендации, может производиться в форме наставничества, индивидуального шефства со стороны опытных педагогов. Такое шефство предполагает взаимопосещение уроков и их анализ, совместное планирование уроков и внеклассных мероприятий, разработку планов самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей целесообразно спланировать по следующим трем основным направлениям:

.Вопросы общей педагогики, детской и педагогической психологии.

.Научно-теоретическая и методическая подготовка по преподаваемому предмету.

.Расширение общекультурного кругозора.

Таким образом, основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед школой в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ - компетентности.

Разработанная нами модель реализации «ФГОС - новый взгляд на образование» для работы методического объединения в условиях реализации федерального государственного стандарта, поможет достичь ожидаемых результатов:

рост качества знаний обучающихся;

овладение учителями методического объединения системой преподавания предметов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, универсальных учебных действий.

этап: Для решения проблемы подготовки учителя, в школе должно организоваться постоянно действующие компьютерные курсы «Современный педагог: оптимизация работы». Результатом работы на курсах являются созданные педагогами цифровые образовательные ресурсы, которые они в дальнейшем используют при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если педагог мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала.

этап: Для повышения компетентности педагогов в области современных образовательных технологий должен организоваться научно-методический семинар по их изучению. При организации работы семинара очень важно информационный подход к повышению квалификации педагогов, заменить на развивающее и личностно - ориентированное обучение, создавая условия, обучающую среду и деятельность, при которых происходит формирование и развитие личности педагога. Изучение современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, проблемного обучения, исследовательской организуется таким образом, что педагогу предлагается не руководить деятельностью обучающихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».

Деятельность педагога на первых двух шагах организована в нескольких направлениях: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, а последующие шаги предоставляют возможность проверки действенности своих инновационных идей.

этап: Практическая деятельность, включает в себя проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Для оказания педагогам методической помощи в режиме индивидуального консультирования работают заместитель директора по научно-методической работе, педагог информатики, руководители методических объединений.

этап: Весьма важным аспектом методической работы в школе является формирование проектной культуры отдельного педагога и всего коллектива в целом. Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность.

В школе должна вестись работа по разработке и реализации системы проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие образовательной организации, повышение квалификации педагогов. Процесс реализации этих проектов позволяет решить несколько задач: реализовать стратегию реализации нового стандарта, повысить проектную культуру педагогов, создать условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, организовать социальное партнерство между всеми участниками школьного образовательного пространства учителями, обучающимися, родителями.

этап: Участие педагогов в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации и распространение своего опыта работы. Работа на данном этапе строится в основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что условиями эффективности работы системы методических объединений являются: четкость и определенность целей; соответствие содержания, форм и методов методической работы целям ее организации; целостность подходов к решению проблемы повышения педагогического мастерства учителя; учет современных достижений педагогической науки и передового педагогического опыта; практическая направленность методической работы и использование активных форм обучения педагогических кадров; достаточное материально-техническое и дидактическое обеспечение процесса повышения квалификации педагогических кадров; наличие объективных методик и критериев оценки отдельных составляющих педагогического мастерства; личностно-ориентированный характер методической работы с педагогами; оптимальность сочетаний фронтальной, групповой и индивидуальной работы; адекватность понимания всеми участниками методического процесса прогрессивного характера вводимых инноваций; наличие полных и достоверных данных об уровне сформированности каждой составляющей педагогического мастерства учителя; поэтапное и поэлементное отслеживание движения учителя в ходе методической работы; сочетание специально организованной методической работы с целенаправленной творческой деятельностью самого учителя; оптимальный баланс новаций и накопленного опыта, нововведений и традиций; высокое качество управленческих действий и оптимальность их сочетаний.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ - компетентности.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Таким образом, приоритетным является активное формирование ИКТ - компетентности в образовательные программы образовательных организациях.

Таким образом, анализируя процесс реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе, можно предположить, что работа методического объединения заключалась в совершенствовании педагогами технологий, методов и приемов обучения по новому стандарту и усвоении требований к структуре всего урока.

Заключение

Как мы видим, процесс управления работой методического объединения далеко не такой однозначный, как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных планов. В этом исследовании сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта. Главное в управлении работой методических объединений создать систему с тесной взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Упорядоченная организованная и проводимая работа методических объединений является важной составляющей общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации федерального государственного образовательного стандарта, будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.

В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза: если выявить особенности системы работы в условиях федерального государственного образовательного стандарта и реализовать организационно - педагогическое обеспечение то, можно ввести усовершенствованную работу методического объединения.

Целью работы методического объединения в школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта может быть сформулирована следующим образом: обеспечение профессиональной готовности педагогических к реализации федерального государственного образовательного стандарта через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Признаками такой готовности являются: освоение учителем системы ценности современного образования и положительная динамика его способности эффективно использовать учебно-методическое и информационно-методические ресурсы, т.е. овладение и использование педагогом технологий системно-деятельностного подхода, ставшего основным на современном этапе развития образования.

Задачи работы методического объединения в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта могут быть сформулированы следующим образом:

) выявить затруднения, потребности и образовательные запросы учителей;

) обеспечить каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;

) создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач реализации федерального государственного образовательного стандарта;

) организовать работу проектных (проблемных) групп для решения новых задач профессиональной деятельности;

) обеспечить реализацию индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование и обучение непосредственно на рабочем месте;

) выявить, проанализировать и обеспечить тиражирование наиболее ценного опыта работы учителей по реализации новых образовательных целей в условиях реализации стандартов.

В начале работы нами были определены следующие задачи:

) на основе анализа теоретической и методической литературы, выделить сущность работы методического объединения учителей начальных классов;

) реализовать организационно-педагогическое обеспечение системы работы методического объединения в условиях начальной школы;

) совершенствовать систему работы методического объединения начальной школы.

Все вышеперечисленные задачи были решены.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его рекомендации могут быть использованы при разработке управления и совершенствования работы методическими объединениями в образовательных организациях.

Библиография

1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. \ 1. В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004,- 87с.

. Бессолицина Р.В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист.-2006.-№1.-С.25-27.

. Блохина, Е.В. Методическая работа: понятие, сущность, управление / Курган, 2003. С. 34

. Дереклеева, Н.И, Справочник завуча. Учебно-методическая. Воспитательная работа 5-11 классы/ Н.И.Дереклеева.-М.:ВАКО,- 2006.- 352с.

.Дружинин В.И. Методическая работа в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие. 2-ое изд. / В.И.Дружинин; ГАОУ ДПО ИРОСТ. - Курган, 2012. - 154с.

.Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении.-Курган, ИРОСТ, 2011.-138с.

.Дружинин, В.И., Бекишева С.Н., Васенева С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2009, - 38 с.

.Коростелева Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях // Методист.-2005.-№4.-С. 17-21.

.Кульневич, С.В.Организация и содержание методической работы/ С.В.Кульневич, В.И.Гончарова, Т.ПЛакоценина. Управление современной школой. Выпуск - 2. - Ростова-н/Д: Учитель, 2003,- 288с.

.НемоваН.В. Рекомендации по подготовке плана методической работы учителя // Практика административной работы в школе.-2005.-№7.-С.3-6.

. Немова,Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 1999.-176с.

. Никишина,И.В. Организация внутри школьной методической работы/ И.В.Никишина. -М.:Учитель, 2006..-127с.

. ПахомоваЕ.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы // Методист.-2005.-№2.-С.29-33.

. Управление школой: инновационная деятельность [Электронный ресурс]. - Волгоград: Учитель, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Административное управление образовательным учреждением).

. #"justify">.#"justify">. #"justify">. #"justify">.#"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности ОУ / сост.: И. Г. Норенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 188 с. - (В помощь администрации школы).

. Федорова Т.Т. Приоритетные направления деятельности методической службы // Методист.-2005.-№5.-С.24-26.

. Шафоростова, Е.Н. Инновационная деятельность школы как фактор роста профессионализма педагогов / Е.Н. Шафоростова // Образование и общество: науч., информ.-аналит. журн. - Орел, 2005. - N 1. - C. 28-33.

Похожие работы на - Организация системы работы методического объединения начальной школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!