Разработка мероприятий по совершенствованию управления потребительским кредитованием ОАО 'Россельхозбанк'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    133,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка мероприятий по совершенствованию управления потребительским кредитованием ОАО 'Россельхозбанк'

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ КРЕДИТОВАНИЕМ

.1 Сущность и классификация потребительского кредита

.2 Методы управления потребительским кредитованием в банке

.3 Зарубежный опыт управления потребительским кредитованием

. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ КРЕДИТОВАНИЕМ

В ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»

.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности банка

.2 Оценка основных финансовых показателей деятельности банка

.3 Анализ управления потребительским кредитованием

.4 Оценка методов управления потребительским кредитованием в банке

.5 Анализ качества управления кредитным портфелем

. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ

КРЕДИТОВАНИЕМ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»

.1 Пути совершенствования управления потребительским

кредитованием

.2 Рекомендации по комплексному оперативному управлению

финансами

.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

. ЛИЧНЫЙ ВКЛАД В НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Потребительское кредитование является неотъемлемой частью современного розничного рынка, покупателями на котором являются отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления. Сфера потребительского кредитования - пока еще недостаточно сформированная часть национальной экономики России. Цель ее функционирования - повышение доходов банков и торговых организаций, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах на основе кредитных ресурсов, расширение его покупательских возможностей, что, в свою очередь, способствует развитию национальной экономики. Но достижение этой цели требует использования научных принципов и эффективных методов управления взаимодействиями субъектов сферы потребительского кредитования.

Потребительский кредит имеет важное социально-экономическое значение: способствует повышению уровня жизни населения, повышению платежеспособного спроса и, как следствие, развитию производства товаров народного потребления. Все это особенно актуально в переходный период, когда необходимо запустить механизм развития экономики за счет внутреннего рынка.

На протяжении последних нескольких лет российский рынок потребкредитования переживает стадию стремительного развития. Потенциал этого рынка оценивается экспертами в несколько миллиардов долларов в год, что стимулирует все новые и новые банки выходить на сегмент розничного кредитования.

Усиливающаяся конкуренция привела к тому, что решение о выдаче кредитов выдается за минимально возможные сроки - от нескольких минут до одного дня.

Главная задача, стоящая сейчас перед банками - обеспечить минимальный уровень дефолтов при растущем объеме кредитов. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения по увеличивающемуся числу публикаций в прессе и ажиотажному интересу со стороны кредитных организаций.

С учетом роли, которую играет потребительский кредита развивающейся экономике, отсутствие достаточной теоретической проработки развития потребительского банковского кредитования на основе снижения рискованности данного вида операций несет ощутимые неудобства всем участникам системы потребительского кредитования- банки для снижения риска ужесточают условия кредитов, значительная часть населения не обладает тем уровнем платежеспособности кредитоспособности, которые позволяют привлекать кредиты коммерческого банка.

В этой связи выбор темы дипломной работы представляется актуальным, с учетом целей и задач исследования. В основу исследования положена гипотеза о том, что отличительные черты потребительского кредита, его роль в экономике, а также особенности переходной экономики оказывают влияние на формы проявления и степень действия кредитного риска, и обусловливают необходимость выработки специального подхода к управлению потребительского кредитования с учетом потребностей кредитования заемщиков.

Целью выполнения настоящей дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления потребительским кредитованием ОАО «Россельхозбанк» на современном этапе развития экономики России, выявление закономерностей в развитии потребительского кредитования.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

а) изучить общие теоретические основы управления потребительским кредитованием;

б) проанализировать уровень и динамику управления потребительским кредитованием в ОАО «Россельхозбанк»;

в) наметить пути по совершенствованию управления потребительским кредитованием в ОАО «Россельхозбанк».

В качестве объекта исследования дипломной работы выступает государственный специализированный сельскохозяйственный агробанк ОАО «Россельхозбанк», а предметом исследования - пути совершенствования управления потребительским кредитование ОАО «Россельхозбанк».

В работе были использованы методы сравнения, экономико -статистические, конструктивно - расчетные, аналитические, для анализа финансового состояния организации использовалась специализированная программа «Audit Expert».

Информационную базу составляют данные годовой отчетности деятельности ОАО «Россельхозбанк» за период с 2012 г. по 2014 г.

Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке новых эффективных методов управления потребительским кредитованием для руководства ОАО «Россельхозбанк».

Апробация дипломной работы заключается во внедрении разработанных методов управления потребительским кредитованием в банковскую деятельность ОАО «Россельхозбанк».

Структура дипломной работы состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка, приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ КРЕДИТОВАНИЕМ

.1 Сущность и классификация потребительского кредита

В банковском обороте понятие потребительского кредитования выделяют по двум признакам: статусу заемщика и целям кредитования. Потребительское кредитование связано с получением кредитов физическими лицами для удовлетворения своих личных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Одним из распространенных видов кредитования в России - это потребительское заимствование определенной денежной суммы. Данный вид является самым удобным и привлекательным для большинства потребителей, поскольку главным преимуществом этой процедуры является цель выдаваемых финансовых средств: тратить деньги можно на что угодно, так как финансовые организации не выдвигают определенных целей для заемщика. Когда, например, ипотечный заем и кредит на покупку машины предполагает четкий контроль над тратой средств.

В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди.

Через различные формы потребительского кредита обслуживается всё возрастающая доля розничного товарооборота [16].

Особое развитие потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся.

Кредит в экономике страны, выполняет определённые функции:

) Обличает перераспределение капиталов между отраслями хозяйства и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли.

) Стимулирует эффективность труда.

) Расширяет рынок сбыта товаров.

) Ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли.

) Является мощным орудием централизации капитала.

) Ускоряет процесс накопления и концентрации капитала.

) Обеспечивает сокращение издержек обращения:

а) Связанных с обращением денег.

б) Связанных с обращением товаров [16].

Кредит играет большую роль в обеспечении сокращения издержек обращения, связанных с обращением товаров и металлических денег. Благодаря тому, что потребительский кредит ускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки, связанные с их упаковкой и хранением. Экономия же на издержках обращения металлических денег достигается:

) Развитием системы безналичных расчётов. На основе развития кредитов и банков создаются возможности производства платежей без участия наличных денег путём перевода денежных средств со счёта должника на счёт кредитора.

) Увеличением скорости обращения денег.

С помощью кредита свободные денежные капиталы и сбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, а долг может оплачиваться немедленно после получения дохода.

Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени.

Но, как говорится, не бывает плохого без хорошего, а хорошего без плохого, так и здесь. Следует учесть, что 'потребительский кредит, временно форсируя рост производства, и создавая видимость высокой коньюктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов

По прогнозам специалистов в 2014 году потребительское кредитование физических лиц всё же будет по-прежнему популярным. Сегодня именно этот сегмент розничного бизнеса является наиболее прибыльным, а для клиента - наиболее доступным. Учитывая тенденцию стабилизации стоимости кэш-кредитов - спрос на них будет увеличиваться.

Средний размер потребительского кредита к апрелю 2014 года составил 170 тысяч рублей, за год он увеличился на 15 процентов. А быстрее всего растут займы по кредитным картам.

Ставки по потребительским кредитам в текущем году снизятся. И этому будет способствовать несколько факторов. Во-первых, стоимость ресурса в прошлом году достигла пика, и дальше расти ставкам уже некуда. Во-вторых, стабилизировалась политическая ситуация, спало напряжение на валютным рынке.

Банки всеми силами стараются привлечь новых клиентов и не потерять уже имеющихся. Кроме этого значительное количество усилий банка уходит на преодоление проблем потребительского кредитования.

Похожая статья: Перспективы потребительского кредитования на современном этапе в РФ <#"876246.files/image001.jpg">


К компетенции Правления относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Банка, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка.

Приведем основные функции и обязанности правления Банка:

предварительное обсуждение вопросов, подлежащие рассмотрению общим собранием акционеров Банка и Наблюдательным советом Банка, подготавливает по ним необходимые документы;

организация выполненных решений общего собрания акционеров Банка и Наблюдательного совета Банка;

рассмотрение и принятие решений по вопросам управления активами и пассивами Банка, организации и ведения расчетов, других банковских операций и сделок, определения полномочий по их совершению, осуществления внешнеэкономической деятельности, обеспечения внутрибанковского учета и контроля, сохранности имущества, повышения безопасности Банка и его клиентов и другим вопросам деятельности Банка;

предварительное рассмотрение возможности выдачи кредитов, гарантийных обязательств, обязательств по авалированию векселей, окончательное решение по совершению которых принимает Наблюдательный совет Банка.

утверждает положения о филиалах и представительствах Банка, решает вопросы, связанные с осуществлением общего руководства работой филиалов и представительств Банка, а также с выполнением определенных законодательством Российской Федерации функций в отношении организаций, учредителем (участником, акционером) которых является Банк, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению Наблюдательного совета Банка;

утверждает перспективные планы развития, годовые бизнес-планы филиалов и отчеты о результатах деятельности;

утверждает смету расходов Банка на предстоящий год;

принимает решение об открытии (закрытии) дополнительных офисов, операционных офисов, кредитно-кассовых офисов, операционных касс вне кассового узла, передвижных пунктов кассовых операций, обменных пунктов, а также иных внутренних структурных подразделений, предусмотренных нормативными актами Банка России; утверждает типовые (примерные) положения о внутренних структурных подразделениях;

рассматривает вопросы контроля исполнения и обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в деятельности Банка, его филиалов и представительств;

принимает решение об участии и о прекращении участия Банка в других организациях, за исключением случаев, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров Банка;

организует работу по подбору, расстановке, подготовке персонала, утверждает кандидатуры руководящих работников Банка в соответствии с установленной номенклатурой;

определяет условия и порядок оплаты труда персонала Банка, его филиалов и представительств, а также представление дополнительных трудовых, социально-бытовых и иных льгот;

рассматривает материалы ревизий, проверок, по которым требуется вмешательство Правления, а также отчеты руководителей филиалов и представительств Банка и принимает по ним решения;

предварительно рассматривает годовой отчет, баланс и другие финансовые отчетные документы Банка;

рассматривает вопросы о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности работников Банка в случаях, когда это имеет существенное значение для интересов Банка, в установленном законодательством порядке;

определяет с учетом требований законодательства Российской Федерации перечень информации, составляющей коммерческую тайну Банка, режим коммерческой тайны, устанавливаемый в Банке, и ответственность за нарушение установленного режима коммерческой тайны;

утверждает организационную структуру Банка;

принимает решения о ведении Банком благотворительной, спонсорской и иной некоммерческой деятельности;

утверждает внутренние документы Банка по вопросам, относящимся к компетенции Правления Банка;

решает другие вопросы текущей деятельности Банка.

По факсимильному или письменному требованию члена Наблюдательного совета Правление в течение трех рабочих дней с даты получения соответствующего запроса обязано предоставить в факсимильной форме и в течение этого же срока направить по почте или вручить под роспись надлежащим образом заверенную копию протокола заседания Правления.

Копии протоколов, содержащие конфиденциальные сведения, направляются только спецсвязью или вручаются под роспись.

Корпоративный секретарь ОАО «Россельхозбанк» обеспечивает соблюдение Банком корпоративных процедур, гарантирующих реализацию законных прав и интересов его акционеров.

В процессе прохождения производственной практики изучена отчетность Банка форма 0409806 «Бухгалтерский баланс», форма 0409807 «Отчет о прибылях и убытках», форма 0409808 «Отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов», форма 0409813 «Сведения об обязательных нормативах» и аудиторское заключение за период 2012-2014 годы, размещенная в открытом доступе на официальном сайте ОАО «Россельхозбанк».

В таблице ниже приведены основные показатели деятельности банка (таблицы 2.1).

Таблица 2.1 - Состав и структура активов ОАО «Россельхозбанк», млрд.руб.

Показатель

Абсолютные значения, млрд. руб.

Структура активов, %


2012 г.

2013 г.

2014 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Денежные средства

23,28

22,48

36,86

1,41

1,18

1,70

Средства кредитных организаций в ЦБ РФ

41,57

28,55

31,50

2,51

1,50

1,45

Средства в кредитных организациях, чистые

23,70

33,73

14,20

1,43

1,77

0,65

Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости

0,14

0,78

16,13

0,01

0,04

0,74

Чистая ссудная задолженность

1351,16

1536,42

1736,51

81,74

79,91

Чистые вложения в ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи

82,49

105,02

145,29

4,99

5,51

6,69

Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения

49,28

48,64

32,35

2,98

2,55

1,49

Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы

19,11

17,98

19,33

1,16

0,94

0,89

Прочие активы

62,35

112,31

127,55

3,77

5,89

5,87

Всего активов

1653,08

1905,91

2173,05

100,00

100,00

100,00


На основе анализа финансовых показателей банка оцениваются возможность и целесообразность дальнейшего развития кредитной организации, доступные источники ресурсов, перспектива их мобилизации. Кроме того, дается прогноз положения банка <#"876246.files/image002.jpg">

Рисунок 2.2 - Динамика корпоративного кредитного портфеля населения

Розничный кредитный портфель составил 247,3 млрд. руб., увеличившись с начала года на 24,9%, или на 49,3 млрд. руб.

Доля розничных кредитов в портфеле Банка выросла за отчетный период с 17,9% до 19,4%.

Основная доля кредитных вложений Банка приходится на заемщиков сферы АПК - в течение 2014 года объем вложений в отрасль увеличился на 27,5%, с 806,1 млрд. руб. до 1 027,5 млрд. руб. Доля АПК в кредитном портфеле Банка составила к концу отчетного года 80,7%.

Рисунок 2.3 - Объемов выдачи кредитов АПК по субъектам кредитования 2014 г.

Основные направления кредитной поддержки Банком российского АПК обусловлены его активным участием в реализации Госпрограммы - 2020. За 2014 год Банком выдана 541 тыс. кредитов АПК на общую сумму 562,9 млрд руб. На долю краткосрочных кредитов пришлось 55,0% всего объема выдачи

К 1 января 2014 года 46,0% кредитных вложений в АПК было сформировано за счет кредитов организациям - сельскохозяйственным товаропроизводителям. Доля кредитов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, составила 8,4%, крестьянским (фермерским) хозяйствам - 5,3%. В структуре вложений в АПК на кредиты предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности приходится 12,3%, а предприятиям, обслуживающим АПК, - 1,1%.

В рамках реализации мероприятий Госпрограммы-2020 сложились следующие пропорции выдачи кредитов: 76,0% (427,7 млрд. руб.) предоставлено предприятиям и организациям АПК; 6,9% (38,9 млрд. руб.) - гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство; 12,9% (72,8 млрд. руб.) - физическим лицам, проживающим в сельской местности и населенных пунктах с численностью до 100 тыс. человек; 3,9% (21,8 млрд. руб.) - крестьянским (фермерским) хозяйствам, 0,3% (1,7 млрд. руб.) - для СПК.

Одним из основных направлений корпоративного кредитования в Банке остается финансирование сезонных полевых работ. На эти цели в 2014 году Банком направлено 184,2 млрд. руб. Важным направлением деятельности Банка в рамках реализации Госпрограммы-2020 является финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих (в т.ч. птицеводческих) комплексов. В 2014 году по данному направлению было выдано 43,4 млрд. руб. кредитов, что на 13,9 млрд. руб. (47,1%) превышает показатель 2013 года. Банк успешно реализует специальные программы кредитования корпоративных заемщиков на приобретение сельскохозяйственной техники и/или оборудования. На указанные цели за прошедший год Банком предоставлено 28,8 млрд. руб. кредитных средств. За 2014 год на приобретение сельскохозяйственных животных ОАО «Россельхозбанк» было выдано кредитов на сумму 4,7 млрд. рублей.

Всего с 2012 по 2014 год - за период реализации Приоритетного национального проекта, трансформировавшегося в последующем в Государственную программу развития сельского хозяйства, Банк оказал кредитную поддержку предприятиям, 33 организациям и КФХ в реализации 4555 инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих (птицеводческих) комплексов и прочих объектов АПК с общим объемом финансирования 324,9 млрд руб. Из обще- го количества объектов, финансируемых Банком (4555), по состоянию на 01.01.2014 в эксплуатацию введено 3150, в том числе 86 объектов - в прошедшем году. Крестьянским (фермерским) хозяйствам в 2014 году было предоставлено 8,7 тыс. кредитов объемом 21,8 млрд руб. Гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, было выдано в отчетном году 136 тыс. кредитов на сумму 38,9 млрд. руб., что на 3,2% превышает показатель 2012 года. Чуть менее половины кредитов (48,2%), выданных гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, приходится на развитие животноводства. Кредиты на приобретение техники и оборудования занимают 11,4% от общей суммы выданных кредитов за 2014 год. Сезонные полевые работы составляют 5,0%. В 2014 году наибольший прирост объема кредитного портфеля произошел по программам Кредит «Пенсионный» (рост на 90%), «Ипотечное жилищное кредитование» (рост на 61,6%) и «Потребительский кредит без обеспечения» (рост на 69%). При этом потребительское кредитование населения продолжает оставаться наиболее востребованным банковским продуктом со стороны частных клиентов.

2.5 Анализ качества управления кредитным портфелем

Оптимальный кредитный портфель коммерческого банка - это такой кредитный портфель, при котором аккумулирование и распределение кредитных ресурсов происходят таким образом, что выданные ссуды соответствуют имеющимся кредитным ресурсам по срокам и суммам, уровень доходности по ним является максимально возможным в данных условиях, а степень риска сводится к минимально допустимому уровню. Формирование оптимального кредитного портфеля - одна из ключевых задач и главных проблем деятельности банка.

В системе мер управления кредитным портфелем немаловажную роль играет разработка и проведение кредитной политики. Стратегия и тактика кредитной политики разрабатывается в центральном офисе (головном банке) кредитным департаментом <#"876246.files/image004.gif">

Рисунок 3.1 - Принятие решений по управлению ресурсами банка

Принятые решения, часто в форме распоряжений, должны выполняться функциональными подразделениями банка.

Для организации функции управления финансовыми ресурсами в ОАО «Россельхозбанк» необходимо:

установить четкие полномочия и круг обязанностей между соответствующими отделениями, подразделениями и уровнями управления рисками;

выделить персонал и ресурсы с соответствующими полномочиями, навыками и квалификацией;

определить процесс принятия решений;

установить требования к управленческой информации;

построить соответствующую организационную структуру.

выбрать оптимальный тип управления.

По данным проводимого исследования было выяснено, что базовое управление пассивами не отвечает требованиям конкурентной стратегии. Поэтому здесь оптимальным является усложненное управление. Преимущество усложненного управления финансовыми ресурсами банка состоит в том, что оно соответствует конкурентной стратегии.

Усложненное управление финансовыми ресурсами означает разработку банком стратегии, которые позволяют:

наращивать баланс в соответствии с заданной структурой, обеспечивая скорректированные по риску ориентиры доходности по всем направлениям;

установление внутренних целевых величин достаточности капитала;

ликвидности и чувствительности процентных ставок;

отслеживания кредитного риска и качества активов по всему банку, так как низкое их качество может привести к уменьшению капитала и более высоким затратам на приобретение привлеченных средств.

Объем предоставляемых полномочий зависит от ряда факторов и прежде всего типов управляемых банком рисков и деловой культуры банка, которые в свою очередь, определяют численность персонала, занимающегося функцией управления финансовыми ресурсами.

Реализация функции управления финансовыми ресурсами банка ОАО «Россельхозбанк» нуждается в создании особой организационной единицы - специального комитета при Совете директоров - Комитета по управлению финансовыми ресурсами.

Комитет по управлению финансовыми ресурсами будет нести ответственность за определение совокупного размера рисков и их распределение, санкционирование стратегии риска, политики по управлению достаточностью собственного капитала. Иными словами, комитет по управлению финансовыми ресурсами будет нести ответственность за положение банка в области риска и прибыли. Он, анализируя деятельность банка, будет определять его стратегию.

Комитет по управлению финансовыми ресурсами выполняет следующие функции:

принятие решений о параметрах и характеристиках привлечения и размещения средств;

контроль за соответствием структуры баланса ориентирам, установленным стратегическим планом;

разработка ограничений по финансовым рискам;

разработка методик и регламентов, касающихся управления финансовыми рисками; разработка ценовой политики банка, установление маржи безубыточности и уровня рентабельности;

анализ и мониторинг эффективности работы банка;

координация работы между подразделениями банка, привлекающими и размещающими средства;

управление капиталом банка;

контроль за соблюдением банком законодательства и нормативов Банка России в отношении рисков.

В комитет по управлению финансовыми ресурсами должны будут войти: комитет по управлению рыночными рисками; комитет по кредитному риску; казначейство.

Комитеты ОАО «Россельхозбанк» по управлению рыночными, кредитными рисками и казначейство несет ответственность за управление рисками, входящими в их компетенцию.

Заседание комитета по управлению финансовыми ресурсами должны проходить не реже двух раз в месяц. Ход заседаний должен фиксироваться в подготавливаемом по специальной форме протоколах. Разработанные комитетом документы должны утверждаться Советом директоров (Правлением банка). В состав участников комитета по управлению финансовыми ресурсами могут войти руководители различных подразделений и отделов, ответственных за привлечение и размещение средств и управление рисками.

Структура комитета по управлению финансовыми ресурсами представлена на рисунке 3.2.

Казначейство осуществляет управление ликвидностью банка. Его основной задачей является формирование баланса финансовых ресурсов исходя из задач текущего планирования и стратегического развития, их оптимальное распределение по видам активов и пассивов на основе ликвидности, максимальной доходности и минимальной стоимости.

Рисунок 3.2 - Структура комитета по управлению финансовыми ресурсами

Казначейство должно рассматриваться как надстрочная система с главными задачами, такими как, планирование и управления финансовыми потоками, в режиме взаимодействия с самостоятельно функционирующими подразделениями в структуре банка.

Необходимым условием успешного управления финансовыми ресурсами является организация системы точной и регулярной информации и отчетности. При ее отсутствии комитет не в состоянии реализовывать цели своей деятельности. Не существует идеального, единого для всех банков набора требований, предъявляемой информации и отчетам. Однако комитет должен иметь в обязательном порядке следующие документы:

отчет о чувствительности баланса к изменению процентных ставок;

график сроков погашения активов и пассивов, чувствительных к изменению процентных ставок.

При совершенствовании системы управления финансовыми ресурсами банка необходимо руководствоваться следующими принципами:

) Стратегическое планирование и базовая политика. Правление банка должно установить стратегические направления развития банка и контролировать работу отделов по достижению целей. Цель стратегического планирования и управления - внедрение новых и развитие перспективных направлений деятельности банков и их продуктов так, чтобы они способствовали росту объема операций и увеличивали доход банка и рыночную стоимость его акций;

) Четкое разграничение полномочий и ответственности. Правление банка должно четко определить зоны ответственности каждого структурного элемента. Система управления должна быть основана на принципе делегирования полномочий с вышестоящих на нижестоящие уровни с параллельным созданием эффективной системы контроля;

) Уровень квалификации и независимости. Существенная часть директоров и специалистов по управлению финансовыми ресурсами обязана обладать необходимым уровнем квалификации и иметь возможность высказывать независимое и объективное экспертное мнение. Для повышения экспертного уровня может создаваться такой комитет, как аудиторский;

) Адекватный контроль со стороны руководства. В банке следует выполнение принципа «ни одно решение не должно приниматься единолично». Основными задачами внутрибанковского контроля являются: принятие своевременных и эффективных решений, на выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности, на сохранность активов банка и надлежащие состояние отчетности, позволяющей получить адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках;

) Активное использование в практике результатов работы внешних и внутренних аудиторов. Система внутреннего контроля банка (внутренний аудит) тесно взаимодействует с аудиторскими организациями, которые осуществляют ежегодный внешний аудит банка. Базовые цели системы внутреннего контроля - обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка требований законодательства РФ при выполнении своих служебных обязанностей; оценкой мер по минимизации рисков банковской деятельности. возникающие новые аспекты деятельности банка требуют наличия знаний и навыков в таких областях, как риск - менеджмент и оптимизация бизнес-процессов. кроме того, аудит финансовой отчетности больше не является единственным направлением деятельности внутреннего аудита. Все больше значение приобретает обеспечение эффективной поддержки руководства во всех областях деятельности;

) Система мотивации и поощрения. Система мотивации должна включать в себя следующие элементы: адекватное среднеотраслевым показателям материальное стимулирование; оценка работы каждого работника банка; поощрение за проявленную инициативу, эффективное выполнение задачи; гарантированный карьерный рост и обучение персонала;

) Повышение прозрачности управления. Практически невозможно организовать эффективные управлением банком и взаимоотношения между собственниками, советом директоров при отсутствии прозрачной и понятной структуры. Права и обязанности каждой группы акционеров также должны быть понятны и четко сформулированы. Банку надлежит раскрывать информацию о своих владельцах и делать все для повышения прозрачности своей отчетности, так как это приведет к повышению качества управления и облегчит доступ е инвестиционному капиталу.

Таким образом, предложенные пути совершенствования системы управления финансовыми ресурсами ОАО «Россельхозбанк» позволит повысить эффективность использования финансовых ресурсов банка и улучшить их структуру.

3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

. Рассчитаем экономический эффект от внедрения программы для скоринга Sascreditscoringforbanking 5.1. Информационные технологии, используемые компанией SAS, а также общепризнанный мировой авторитет компании SAS в области создания интеллектуальных систем обработки данных позволяют гарантировать внедрение системы кредитного скоринга в банке в короткие сроки с высоким качеством.

Компании, SAS Instituteпоможет решить следующие бизнес-задачи:

) Построение корпоративных хранилищ данных;

) Управление отношениями с клиентами (сегментация и профилирование клиентов, оценка прибыльности клиентов по сегментам, предсказание оттока клиентов и т.д.);

) Сбор финансовой информации и отчетность по ней;

) Обнаружение мошенничества в финансовой сфере, противодействие легализации незаконных доходов;

) Анализ финансовых, кредитных, операционных рисков в банке, управление рисками в соответствии требованиями Базельского комитета;

) Оценка доходности рыночных финансовых инструментов и оптимизация управления портфелями активов и пассивов банка;

) Прогноз и управление ликвидностью банка;

) Управление маркетинговыми кампаниями и стратегией развития банка.

Проведем расчет эффективности внедрения системы кредитного скоринга. Экономический эффект от внедрения системы кредитного скоринга можно рассчитать по формуле /31/:

Э = Д - З, (3.1)

где Д - доход от внедрения системы;

З - затраты банка на внедрение системы.

Стоимость внедрения системы кредитного скоринга составляет около

000 руб.

Известно, что скоринговые системы сокращают риск невыплат по кредитам на 15-40%. В расчет возьмем среднюю величину - 27,5 %. Потребительский кредитный портфель ОАО "Россельхозбанк" на конец 2014 года составил 1179 млрд. рублей. Если предположить, что доля просроченных и безнадежных ссуд в кредитном портфеле банка не изменится и останется на уровне 2014 года, то есть 2,5 % (без внедренияскоринговой системы), то в 2015 году величина просроченных и безнадежных ссуд банка составит:

млрд. * 2,5/100 = 29,475 млрд.руб.

,475 млрд.руб. - 27,5% =21,369 млрд. руб.

То есть эффективность внедрения системы скоринга составляет:

,369 млрд. руб. - 0,015 млрд. руб. = 21,354 млрд. руб. в год.

Таким образом, система скоринга позволит ОАО «Россельхозбанк» резко увеличить объем продаж кредитных продуктов банка путем сокращения сроков проверки кредитной заявки и индивидуальной настройки параметров кредита под каждого заемщика.

Система скоринга обеспечивает быструю и объективную оценку уровня рисков выдаваемых кредитов и принятие таких решений по ссудам, которые минимизируют кредитные риски портфеля.

Самым главным результатом, является то, что сотрудники банка получают в свое распоряжение мощный инструмент, который может быть использован для решения огромного ряда задач, в том числе и не связанных с построением скоринговых моделей. Повышение квалификации персонала, ускорение процессов принятия решений по выдаче кредитов, снижение % невозврата кредитов - все говорит об оправданности затрат на внедрение проектов по кредитномускорингу на базе решений SAS CreditScoring.

Необходимо отметить, что есть и отрицательные моменты вскоринге банка .Если оформление кредита сотрудником банка проводится вручную - возможен обман системы, например, в результате сговора сотрудника банка и клиента, когда сотрудник сам укажет нужные, желательные ответы для того, чтобы потенциальный заёмщик превратился в фактического. Однако следует иметь в виду, что это считается мошенничеством, а оно является наказуемым. Обмануть же автоматизированную систему скоринга невозможно. Существуют организации, предлагающие обмануть скоринг-систему, однако, даже если это - теоретически - удастся, в последствие это обязательно раскрывается. Обмануть скоринг почти невозможно.

. Рассчитаем экономический эффект от проведения рекламы потребительского кредита «Садовод».

Потребительский кредит «Садовод». Это кредит «на все случаи жизни» для владельцев садовых и дачных участков или тех, кто только собирается такие участки приобрести. Процентная ставка по «Садоводу» ниже, чем по стандартным кредитным продуктам.

Расчёт экономического эффекта рекламирования - это соотношение между прибылью, полученной от дополнительного товарооборота, вызванного рекламными мероприятиями и расходами на рекламу /15/:

Э = Пд П / 100 - (Зр + Рд), (3.2)

где Э оценивается в денежных единицах;

Пд - планируемая прибыль (в денежных единицах);

П- процентная годовая ставка кредита;

Зр - затраты на рекламу (в денежных единицах);

Рд - расходы дополнительные (в денежных единицах).

Результат рекламных мероприятий может быть положительным, отрицательным или нейтральным.

Экономическая эффективность рекламы может также определяться методом целевых альтернатив, путём сопоставления планируемых и фактических показателей, оцениваемых как вложения средств в рекламную кампанию /15/:

Э = (Пф - З) / (Пп - З) ·100 %, (3.3)

где Э - измеряется в процентах;

Пф - фактическая прибыль за период действия рекламы (в денежных единицах);

Пп - планируемая прибыль.

Этот метод показывает уровень достижения цели.

В таблице ниже представлены основные показатели для расчета эффективности проводимой рекламной компании.

Экономическая эффективность будет равна:

Э = 2 450 514, 3 *0,25 - 8601 = 628 532, 72 тыс. руб.

Таким образом, экономический эффект от внедрения рекламного проекта составит 628 532, 72 тыс. руб.

Рассчитаем уровень достижения цели:

(2130882-8601)/(2 450 514,3-8601)*100 = 2122281/244193,3*100 = 869,1%.

Как видно из расчетов, уровень достижения цели очень высок, а значит рекламный проект будет эффективным.

Таблица 3.2 - Затраты на проведение рекламного проекта

№ п/п

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

1.

Реклама на телевидении. 17.00, 22.00, Первый канал, в 12.00, 18.00, 21.00, канал Россия, в 12.00, 21.00 канал «Домашний». Срок проведения - 3 месяца

2 708

2.

Реклама на радио (радио «Дача», «Ретро ФМ», «Русское радио», на местных радиоканалах)

546

3.

Реклама на баннерах в зонах садоводческих товариществ, в городах

2 563

4.

E-mail рассылка, реклама в соц. сетях (интернет-маркетинг)

825

5.

Реклама в прессе

1 024

6.

Печатная реклама в виде листовок, буклетов и плакат формата А3, размещаемых в отделениях банка

705

7.

Услуги дизайнеров

230


Итого

8 601


Таким образом, изучив проблемы управления потребительским кредитованием в ОАО «Россельхозбанк» были выявлены пути совершенствования управления и рассчитан экономический эффект. Так, было предложено внедрение скоринга. Основные преимущества скоринга:

оптимизация затрат на рассмотрение заявки за счет автоматизации процесса принятия решения и выдаче кредита;

сокращение времени рассмотрения заявки, увеличение числа и скорости обрабатываемых заявок;

отсутствие субъективного мнения эксперта при принятии решения о выдаче кредита;

определение уровня доходности и риска кредитного портфеля и т.п.

Экономический эффект от внедрения программы составит 21,354 млрд. руб. в год.

В целях совершенствования управления финансовыми ресурсами ОАО «Россельхозбанк» была предложена структура комитета по управлению финансовыми ресурсами, которая будет заниматься разработкой методик и регламентов, касающихся управления финансовыми рисками; разработкой ценовой политики банка и пр. Также была разработана необходимая информация для управления пассивами.

Конкуренция одна из важных проблем, с которой сегодня сталкивается управление ОАО «Россельхозбанк». На сегодня существует огромное количество предложений для российского потребителя в сфере кредитования.

Банку необходимо совершенствовать и расширять линейку потребительского продукта. Преимущества банка в том, что не все предлагают кредиты именно для сферы сельского хозяйства. Предлагается прорекламировать потребительский кредит «Садовод» для владельцев садовых и дачных участков или тех, кто только собирается такие участки приобрести. Процентная ставка по «Садоводу» равняется 25%. Экономический эффект от проведения рекламной компании составит 628 532,72 тыс. руб.

Целью выполнения настоящей дипломной работы явилась разработка мероприятий по совершенствованию управления потребительским кредитованием на материалах ОАО «Россельхозбанк».

Для совершенствования управления потребительским кредитованием в банке разработаны следующие мероприятия:

) Совершенствования потребительского портфеля путём его расширения. Для снижения банковского риска невозвратности по потребительскому кредитованию предполагается меры по снижению ставки клиентам с положительной кредитной историей.

) Оптимизация рекламной политики банка в целях улучшения конкурентоспособности банка

) Внедрение программы скоринга для ускорения рассмотрения кредитной заявки.

Общий экономический эффект от предложенных мероприятий составит 21,983 млрд. руб.

4. ЛИЧНЫЙ ВКЛАД СТУДЕНТА

За период обучения в БГАУ на специальности «Финансы и кредит» я был активно вовлечен в научную деятельность университета: участвовал в публикации в сборниках нашего университета

По теме исследования необходимо отметить, что потребительский кредит имеет важное социально-экономическое значение: способствует повышению уровня жизни населения, повышению платежеспособного спроса и, как следствие, развитию производства товаров народного потребления. Все это особенно актуально в переходный период, когда необходимо запустить механизм развития экономики за счет внутреннего рынка.

В дипломной работе предложены к рассмотрению результаты исследования по теме потребительского кредитования на материалах ОАО «Россельхозбанк».

Изучив проблемы управления потребительским кредитованием в ОАО «Россельхозбанк» выявлены пути по совершенствованию управления потребительским кредитованием и рассчитан экономический эффект.

Так, мною было предложено внедрение скоринга., основными преимуществами которого является:

оптимизация затрат на рассмотрение заявки за счет автоматизации процесса принятия решения и выдаче кредита;

сокращение времени рассмотрения заявки, увеличение числа и скорости обрабатываемых заявок;

отсутствие субъективного мнения эксперта при принятии решения о выдаче кредита;

определение уровня доходности и риска кредитного портфеля и т.п.

Экономический эффект от внедрения программы составит 21,354 млрд. руб. в год.

В целях совершенствования управления финансовыми ресурсами ОАО «Россельхозбанк» я предложил новую структуру комитета по управлению финансовыми ресурсами, которая будет заниматься разработкой методик и регламентов, касающихся управления финансовыми рисками; разработкой ценовой политики банка и пр.

Конкуренция одна из важных проблем, с которой сегодня сталкивается управление ОАО «Россельхозбанк». На сегодня существует огромное количество предложений для российского потребителя в сфере кредитования.

В целях продвижения линейки потребительских кредитов, предложено регулярное проведение рекламных акций по потребительскому кредитованию «Садовод» для владельцев садовых и дачных участков или тех, кто только собирается такие участки приобрести. Процентная ставка по «Садоводу» равняется 25%. Экономический эффект от проведения рекламной компании составит 628 532,72 тыс. руб.

Таким образом, все выявленные пути улучшения управления потребительским кредитованием были обоснованы путем расчета экономической эффективности.

За время обучения в БГАУ на специальности «Финансы и кредит» я активно вовлекался в научную деятельность университета, участвовал в публикации в сборниках нашего университета, были опубликованы следующие статьи:

) Статья «О потребительском кредитовании», VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум -2015»;

) Статья «Анализ эффективности использования основных фондов» VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отметить, что цель выполнения настоящей дипломной работы достигнута, поставленные задачи решены.

ОАО «Россельхозбанк» - универсальный банк, предоставляющий широкий спектр услуг для физических и юридических лиц, среди которых кредиты, вклады, денежные переводы WesternUnion, овердрафт, кредитование корпоративных клиентов, депозиты и другие банковские продукты.

В первой главе дипломной работы был раскрыт теоретический аспект потребительского кредитования. Была изучить сущность потребительского кредита, факторы, оказывающие влияние на развитие объемов потребительского кредита; его роль на современном этапе развитии экономики России. Потребительский кредит можно классифицировать как непосредственно кредит на потребительские нужды (неотложные нужды, экспресс-кредиты, автокредитование) и кредит, имеющий инвестиционный характер (ипотечные кредиты, кредиты на образование, ссуды фермерским хозяйствам).

Вторая глава дипломной работы посвящена экономическому анализу банка и управлению потребительским кредитованием в нем. Так, в ходе анализа было выявлено, что показатели качества управления кредитным портфелем были снижены за исследуемый период.

Основную долю кредитного портфеля «Россельхозбанк» составляют кредиты, предоставленные корпоративным заемщикам. В 2014 году доля корпоративного кредитного портфеля составила 80,6% от общего портфеля. Но в то же время стоит отметить что, розничный кредитный портфель составил 247,3 млрд руб., увеличившись с начала года на 24,9%, или на 49,3 млрд. руб.

При анализе потребительского кредитования были выявлены следующие проблемы:

) Высокая угроза появления новых конкурентов;

) Длительный срок рассмотрения собранных документов (до 5 дней);

) Недостаточно широкий ассортимент банковских продуктов и услуг. Это является проблемой, поскольку, чем шире ассортимент продуктов у банка, тем больше его прибыль;

) ОАО «Россельхозбанк» требуют наличия стационарного телефона клиента в городе, где берется кредит, что лишает возможности воспользоваться кредитом иногородним;

) Обычно трудовой стаж заемщика должен составлять не меньше 6 месяцев, однако не все потребительские продукты ОАО «Россельхозбанка» выдвигают такие требования. Так, требуется наличие трудового стажа у заемщика не меньше трех лет;

) ОАО «Россельхозбанк» устанавливает возрастные ограничения: кредит можно получить по достижении 21 года и не позже 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин;

) Конечная стоимость товара оказывается выше;

) Неполная осведомленность работниками ОАО «Россельхобанка» большей части населения о полученной, при оформлении кредита, материальной ответственности, что может приводить к негативным последствиям.

Для устранения данных проблем были разработаны следующие пути улучшения управления потребительским кредитованием:

) Изменить маркетинговую политику путем усиления рекламной кампании банка; разработать рекламный проект и произвести расчет его экономической эффективности;

) Для руководства совершенствовать потребительский портфель путем его расширения. Например, новые предложения по ипотечному кредитованию, автокредитованию. Внедрение системы поощрения для клиентов;

) Для ускорения рассмотрения кредитной заявки предложено внедрить программу скоринга, а также произвести расчет его экономической эффективности.

Для организации функции управления финансовыми ресурсами в ОАО «Россельхозбанк» необходимо:

установить четкие полномочия и круг обязанностей между соответствующими отделениями, подразделениями и уровнями управления рисками;

выделить персонал и ресурсы с соответствующими полномочиями, навыками и квалификацией;

определить процесс принятия решений;

установить требования к управленческой информации;

построить соответствующую организационную структуру.

выбрать оптимальный тип управления.

Экономический эффект от внедрения программы скоринга составит 21,354 млрд. руб. в год.

Конкуренция одна из важных проблем, с которой сегодня сталкивается управление ОАО «Россельхозбанк». На сегодня существует огромное количество предложений для российского потребителя в сфере кредитования.

Банку необходимо совершенствовать и расширять линейку потребительского продукта. Преимущества банка в том, что не все предлагают кредиты именно для сферы сельского хозяйства. Так, было предложено провести рекламную компанию. Предлагается прорекламировать потребительский кредит «Садовод» для владельцев садовых и дачных участков или тех, кто только собирается такие участки приобрести. Процентная ставка по «Садоводу» равняется 25%. Экономический эффект от проведения рекламной компании составит 628 532,72 тыс. руб.

Общий экономический эффект от предложенных мероприятий составит 21,983 млрд. руб.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации: от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г.: (ред. от 05.05.2014) // СПС «Консультант Плюс».

.        О Центральном банке РФ (Банке России) Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ: ред. от 28.12.2013 // СПС «Консультант Плюс».

.        О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 02.12.1990 №395-1: ред. от 30.09.2013 // СПС «Консультант Плюс».

.        О страховании вкладов физических лиц в банках РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ: ред. от 28.12.2013 // СПС «Консультант Плюс».

.        О национальной платежной системе [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ: ред. от 28.12.2013 // СПС «Консультант Плюс».

.        О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ: ред. от 28.12.2013 // СПС «Консультант Плюс».

.        Положение Банка России от 26.03.2004 №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам и по ссудной привлеченной к ней задолженности» [Электронный ресурс]: ред. от 25.10.2013 2013 // СПС «Консультант Плюс».

.        Положение Банка России от 31.08.1998 №54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» [Электронный ресурс]: ред. от 27.07.2001 // СПС «Консультант Плюс».

.        Положение Банка России от 26.06.1998 №39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками» [Электронный ресурс]: ред. от 26.11.2007 // СПС «Консультант Плюс».

.        Инструкция Банка России от 28.04.2004 №113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в т.ч. дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» [Электронный ресурс]: ред. от 02.04.2010 // СПС «Консультант Плюс».

.        Положение Банка России от 09.10.2002 №318-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» [Электронный ресурс]: ред. от 07.02.2012 // СПС «Консультант Плюс».

.        Указание Банка России от 11.06.2004 №1446-У «О порядке бухгалтерского учета уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в т.ч. дорожными чеками)[Электронный ресурс]: в ред. Указания ЦБ РФ от 25.09.2007 №1887-У // СПС «Консультант Плюс».

.        Методика анализа и оценки финансового состояния заемщиков ОАО «Россельхозбанк» с учетом их отраслевых особенностей и особенностей организационно-правовой формы [Электронный ресурс]: Утверждена решением Правления ОАО «Россельхозбанк» Протокол от 19.04.2012 №32, в ред. от 17.05.2012 №246-ОД) // СПС «Консультант Плюс».

.        Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта [Текст] / учебное пособие / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - С. 54-57.

.        Балабанов, Н.Т. Основы финансового менеджмента [Текст]: учеб. пособие. / Н.Т. Балабанов / 2-е изд., доп., и перераб.. - М.: Финансы и статистика. - 2011. - 512 с.

.        Банковская система России. Настольная книга банкира [Текст] / В 3-х кн. - М.:ДеКА, 2013.Кн.1. - С. 51-54.

.        Банковское дело. Современная система кредитования [Текст]: учебное пособие / О.И. Лаврушин - Кнорус, 2013.- С. 66-90.

.        Белоглазова, Г.Н. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник / Г.Н. Белоглазова. - 2011. - 620с.

.        Бланк, И.А. Основы финансового менеджмент [Текст]: учебник /И.А. Бланк/ 3-е изд.- Ника Центр. - 2011. - 434 с.

.        Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ [Текст]: учебник для вузов / под ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2013. - С. 121-123.

.        Грязнова А.Г. Финансы [Текст]: учебник /ред. Грязнова А.Г./ 2-е изд., перераб. и доп. - Финансы и статистика. - 2012. - 496 с.

.        Кирисюк Г.М. Оценка банком кредитоспособности заемщика [Текст] / Г.М. Кирисюк, B.C. Ляховский // Деньги и кредит - 2013.- № 4 - С. 32-35.

.        Коновалова, Ю.В. Новый механизм банковского кредитования реального сектора экономики [Текст] / Ю.В. Коновалова // Финансы и кредит - 2014. -№10.- С. 9-14.

.        Лаврушин, О.И., Банковское дело [Текст]: учебник /О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова. - М.: КНОРУС, 2012. - 451 с.

.        Лаврушин О.И. Банковское дело. Современная система кредитования [Текст]: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко - Кнорус. - 2013. - С. 123-198

.        Ольшаный A.M. Банковское кредитование - российский и зарубежный опыт [Текст]/А.И. Ольшаный. - М.: РДЛ.- 2012. - С. 51-56.

.        Погоцкая В.Г. Основные направления комплексного анализа деятельности [Текст]/ В. Г. Погоцкая // Бухгалтерия и банки. - 2011. - № 7. - С. 13 - 14.

.        Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г. В. Савицкая - М.: ИНФРА - М, 2011. - 425 с

.        Севрук В.Т. Анализ кредитоспособности [Текст]/ СП/ ВТ. Севрук // Деньги и кредит.- 2013. № 3. - С. 43-49.

.        Смулов, А.М. Управление проблемной банковской задолженностью [Текст]: учебник - Изд. Инфра-М. - 2013 - 352 с.

.        Тренев Н. А. Организация эффективных продаж [Текст]/ Н. А. Тренев// Консультант директора. - 2011. - № 18. - С. 35 - 36 .

.        Чугришин Н. Г. Современный поход к оценке результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст] /Н. Г. Чугришин// Консультант директора. - 2012. - № 8. - С. 23 - 25.

.        Шеремет А.Д., Комплексный экономический анализ деятельности предприятия [Текст]/ А. Д. Шеремет // Бухгалтерский учет. - 2011. - № 13. - С. 22.

34.    Официальный сайт Банка России - Режим доступа: <http://www.cbr.ru>.

.        Официальный сайт ОАО «Россельхозбанк» - Режим доступа: http://www.rshb.ru.

.        Официальный сайт РосБизнесКонсалтинг - Режим доступа: http://www.rbc.ru/.

.        Портал банковского аналитика «Анализ банков» - Режим доступа:http://www.analizbankov.ru/.

.        Информационный портал «Банки.ру.» - Режим доступа: http://www.banki.ru/.

.        Информационный портал «Банки Уфы» - Режим доступа: http://fin02.ru/bank/.

.        Информационный портал «Рейтинг Банков России» - Режим доступа: http://www.sravni.ru/banki/rating/.

.        Информационный портал «КУАП. Финансовый анализ банков» - режим доступа: http://kuap.ru/.

Похожие работы на - Разработка мероприятий по совершенствованию управления потребительским кредитованием ОАО 'Россельхозбанк'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!