Экономическая обоснованность эффективности расширения и модернизации зоны технического обслуживания или ремонта автотранспортного предприятия
БОУ ОО СПО
Омский колледж отраслевых технологий строительства и
транспорта
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Экономика автотранспортного предприятия»
Тема «Экономическая обоснованность эффективности
расширения и модернизации зоны технического обслуживания или ремонта
автотранспортного предприятия»
Выполнил
студент гр. 361
Тельжанов
Р.Г.
Омск-2014
Задание и исходные данные
Задание по первой ситуации. Экономически
обосновать эффективность расширения и модернизации зоны технического обслуживания
или ремонта автотранспортного предприятия (АТП).
Исходные данные к курсовой работе по первой
ситуации:
среднесписочное количество обслуживаемых
автомобилей, ед.;
марка подвижного состава (ПС);
среднегодовой пробег одного
обслуживаемого автомобиля, тыс. км;
годовая производственная программа
зоны технического обслуживания (ТО) или технического ремонта (ТР), тыс. чел.-ч;
площадь зоны, м2;
объем зоны, м3;
определяется умножением площади зоны на высоту потолка, которая принимается 6-7
м;
перечень и стоимость оборудования,
установленного в зоне, тыс. руб.;
стоимость здания основного
производства, тыс. руб.;
стоимость малоценного и
быстроизнашивающегося инструмента, приспособлений и инвентаря (МБП), тыс. руб.;
размер работ по ТО или ТР, выполняемых
для сторонних организаций, %.
Исходные данные по первой ситуации принимаются
из табл. 1
Введение
Важную роль в развитии экономики страны занимает
автомобильный транспорт. В настоящее время практически не существует таких
экономических проблем, которые бы его не затрагивали. Основной задачей
транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей
народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и
качества работы транспортной системы.
Автомобильный транспорт обеспечивает экономию
общественного времени в перевозках грузов, способствует развитию
производительных сил общества, расширению межрегиональных связей.
Главными задачами находящихся на территории
России автотранспортных предприятий и организаций являются полное
удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в автомобильных
перевозках, выполнение автомобильным транспортом планов перевозок грузов,
обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты
назначения.
Автотранспортные предприятия и организации,
учреждения - грузоотправители и грузополучатели обязаны при перевозках грузов
строго соблюдать государственные интересы и обеспечивать полное и ритмичное
выполнение плана перевозок грузов автомобильным транспортом, рациональное
использование подвижного состава, безопасность движения автомобилей и
максимальное сокращение транспортных расходов в народном хозяйстве.
Автомобильные перевозки подразделяются на
городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные.
Автотранспортные предприятия и организации
обязаны систематически улучшать свою экономическую работу, совершенствовать
методы перевозок и изыскивать дополнительные резервы для снижения себестоимости
и повышения рентабельности перевозок.
Основным методом работы автотранспортных
предприятий и организаций являются централизованные перевозки грузов.
Особенность экономики АТП заключается в том, что
чем больше проезжает машина в месяц, тем выше выручка и тем ниже себестоимость
километра пробега. Это связано с тем, что при сохранении переменных расходов
(на топливо, резину, запчасти) постоянные расходы (на офис, лизинг и т.д.)
«размазываются » более тонким слоем по каждому километру.
Умение экономически и технически грамотно
организовывать автомобильные перевозки, найти и реализовать внутренние резервы
производства, повысить эффективность транспортного производства - должно быть
неотъемлемым качеством управленческих работников, занятых планирование и
организацией перевозок грузов.
затраты ремонт прибыль инвестиция
1. Расчет численности производственного
персонала по первой ситуации
Штатная численность ремонтных рабочих (чел.)
, (1)
где - годовая производственная
программа участка, зоны, чел.-ч;-22тыс. - годовой фонд рабочего времени
одного ремонтного рабочего, ч; принимается 1770 ч /3/.
==12 чел-ч
Расчет численности вспомогательных
рабочих выполняется аналогично, для этого необходимо рассчитать трудоемкость
вспомогательных работ, которая принимается в процентах от годовой
производственной программы ремонтных рабочих: для предприятий, обслуживающих
300 автомобилей и более, - 20%, менее 300 - 30%.
Общая численность производственного персонала с
учетом вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих (чел.)
, (2)
где - коэффициент, учитывающий
численность руководителей, специалистов и служащих, включаемых условно в состав
бригады, принимается 1,1¸1,15.
N=(12+0.3)*1.1=14
чел
2. Расчет затрат на оказание услуг
Расчет затрат на оказание услуг по зоне ТО или
ТР
Затраты по производственным подразделениям АТП
(зонам ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, цехам и участкам) рассчитываются по следующим
статьям:
- фонд оплаты труда производственного
персонала;
- отчисления на социальные нужды;
затраты на запасные части;
затраты на материалы;
общепроизводственные (накладные)
расходы.
Рассмотрим методику расчетов заработной платы
ремонтных рабочих.
В АТП ремонтные рабочие распределяются по
разрядам, поэтому рассчитывается средняя часовая тарифная ставка по подразделению
(руб./ч):
, (3)
где - часовая тарифная ставка ремонтного
рабочего в зависимости от разряда, руб.; - число ремонтных рабочих i-го разряда,
чел.
=15руб./ч
Далее определяется сумма заработной платы по
тарифу за время работы при повременной системе оплаты (руб.):
, (4)
где - районный поясной коэффициент, для
Омской области принимается в размере 1,15.
=15*22000*1.15=379500( руб.)
Премии ремонтным рабочим устанавливаются в
процентах от заработной платы, начисленной по тарифу (руб.):
, (5)
где - процент премии, установленный по
подразделению, рекомендуется принимать =20¸40%.
==75900 руб.
Доплаты за тяжелые и вредные условия труда
, (6)
где - процент доплаты за тяжелые и
вредные условия труда, %, рекомендуется принимать 4¸24%.
==13200 руб.
Доплаты бригадирам, не освобожденным от основной
работы, за руководство бригадой (бригадная форма целесообразна при численности
рабочих на участке, зоне не менее 5 человек):
, (7)
- количество месяцев в году; - процент
доплат за руководство бригадой, %, рекомендуется принимать 20¸50%.
==24984 руб.
Общая сумма доплат:
. (8)
ЗПд=13200+24984=38184руб.
После расчета доплат определяется общая сумма
основной заработной платы ремонтных рабочих (руб.):
, (9)
При этом дополнительная заработная
плата ремонтных рабочих (руб.)
=379500+75900+38184=493584руб.
,
= =69101 руб.
где - процент дополнительной заработной
платы, %.
Процент дополнительной заработной платы (%)
, (10)
где - дни календарные, принимается 365
дней; -
праздничные дни, принимается 11 дней; - выходные дни, при 6-дневной
рабочей недели принимается 52 дня, при 5-дневной рабочей недели принимается 104
дня; - дни
отпуска, принимается 28 дней.
=*100+1.0=14 %.
Общая сумма фонда заработной платы ремонтных
рабочих (руб.)
, (11)
=493584+69101=562685 руб.
Определяется общий фонд оплаты труда по
производственному участку с учетом вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов
и служащих (руб.):
. (12)
Отчисления на социальные нужды в виде единого
социального налога составляют 26% (Пенсионный фонд - 20%, Фонд социального
страхования - 3,2%, Фонд обязательного медицинского страхования - 2,8%).
Отчисления в Фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний составляют 1,1% для ТО и ТР
грузовых автомобилей и автобусов; 0,5% - для ТО и ТР легковых автомобилей.
ФОТ=562685*1.1=618953,5 руб.
Отчисления на социальные нужды в виде единого
социального налога (руб.)
. (13)
ЕСН=618953,5*0.26=160927,9 руб.
Отчисления на страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний (руб.)
, (14)
где - норматив отчислений на страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, для
первой и третьей ситуации принимается 1,1%, для второй - 0,5%.
==6808 руб.
Общая сумма отчислений на социальные нужды
. (15)
ОСН=160927,9+6808=167735,9 руб.
Расход запасных частей и агрегатов i-й системы
автомобиля (двигатель внутреннего сгорания, коробка передач, задний мост,
передний мост, рулевой механизм) определяется по нормам затрат на ТО
и ТР.
При определении по нормам для
текущего ремонта
, (16)
где - норма расхода запасных частей и
агрегатов i-й системы
на 1000 км пробега, ед./1000 км; - общий пробег автомобилей
обслуживаемой марки, км.
Сумма затрат на запасные части определяется
по каждой системе автомобиля:
, (17)
где - стоимость запасных частей и
агрегатов i-й системы
автомобиля, руб./ед.
руб.,
руб.,
руб.,
руб.,
руб.
Общая сумма затрат на запасные части
определяется суммированием затрат по каждой системе автомобиля:
. (18)
=750+500+450+375+200=2275 руб.
Расход материалов i-го вида также
определяется по нормам затрат на ТО и ТР по видам технического воздействия (ЕО,
ТО-1, ТО-2, ТР) /5/:
, (19)
где - норма расхода материалов i-го вида на
1000 км пробега, л (кг)/1000 км.
Моторное масло
Трансмиссионное масло
Смазки специальные
Смазки пластичные
Обтирочные материалы
Инструмент
Амортизационная жидкость
Серная кислота
Этиловый спирт
Затраты на материалы рассчитываются
по каждому виду:
, (20)
где - стоимость материалов i-го вида,
руб./л (кг).
Моторное масло
Трансмиссионное масло
Смазки пластичные
Обтирочные материалы
Инструмент
Амортизационная жидкость
Серная кислота
Этиловый спирт
Общая сумма затрат на материалы
определяется суммированием затрат по каждому виду материалов:
. (21)
Общепроизводственные (накладные)
расходы определяются упрощенным или подробным расчетом. Для упрощенного расчета
общепроизводственные расчеты принимаются в процентном отношении от фонда
заработной платы работников в пределах от 150 до 200%. В курсовой работе
студент выполняет подробный расчет общепроизводственных расходов.
При подробном расчете
общепроизводственные расходы определяются по следующей методике:
. Затраты на текущий ремонт
зданий основного производства принимаются в размере 2-5% от
стоимости здания.
. Затраты на текущий ремонт
оборудования определяются
в размере 2-7% от стоимости оборудования.
. Затраты на амортизацию
основных производственных фондов рассчитываются на основании норм
амортизационных отчислений. Для этого необходимо выполнить подбор оборудования
по указанной в задании зоне ТО или ТР. Расчет выполняется отдельно по видам и
группам основных производственных фондов (руб.):
, (22)
где - стоимость основных
производственных фондов i-й группы, руб.; - норма
амортизационных отчислений по основным производственным фондам i-й группы.
Амортизация здания руб.
Амортизация оборудования руб.
Общая сумма амортизационных
отчислений по основным производственным фондам определяется суммированием
амортизационных отчислений по видам и группам основных производственных фондов:
руб. (23)
4. Затраты на электроэнергию определяются на
основании ее расхода на освещение и производственные нужды:
- затраты на силовую электроэнергию
, (24)
где - расход силовой энергии, кВт∙ч;
рекомендуется принимать 3000¸5000
кВт-ч на одного ремонтного рабочего в год; - цена электроэнергии, руб./кВт·ч,
принимается 1,18 руб./кВт·ч;
руб.
затраты на осветительную энергию
, (25)
где - норма расхода электроэнергии, Вт/м2,
принимается 20-25 Вт на 1м2 площади пола; -
продолжительность работы электрического освещения в течение года, ч;
принимается при односменном режиме 800 ч, при двухсменном - 2100 ч, при
трехсменном - 3300 ч; - площадь
пола зданий основного производства, м2; 1000 - переводной
коэффициент Вт в кВт.
руб.
Общая сумма затрат на электрическую
энергию (руб.)
. (26)
руб.
5. Затраты на водоснабжение определяются для
бытовых и технологических нужд раздельно.
Затраты на воду для технологических целей
, (27)
где - норма расхода воды на 1 мойку
автомобиля, л; - расход
воды на одну мойку агрегатов, л; принимается 15-30% от норм расхода воды на
мойку транспортного средства; , - количество моек автомобилей,
агрегатов (определяется количеством дней работы участка, зоны) за год; - цена воды
для технических нужд, руб./м3, принимается 1,4 руб./м3; А
- среднесписочное количество обслуживаемых автомобилей, ед.; 1000 - переводной
коэффициент л в м3.
руб.
Расход воды на мойку автомобилей учитывают
только для второй ситуации.
Нормы расхода воды на мойку установлены на
отечественное оборудование для уборочно-моечных работ в следующих размерах:
легковые автомобили - 400 л на 1 автомобиль, автобусы - 5000 л на 1 автобус,
грузовые автомобили - 1500 л на 1 автомобиль. Для агрегатов принять 0,15¸0,3
от норм расхода воды для грузовых автомобилей.
Затраты на воду для бытовых нужд
, (28)
где - норматив расхода бытовой воды, л;
принимается 25-40 л за смену на одного работающего; - количество
работников, чел.; - цена воды
для бытовых нужд, руб./м3, принимается 11,08 руб./м3; - количество
дней работы производственного участка за год, принимается в зависимости от
выбранного режима работы; 1,3 - коэффициент, учитывающий расход воды на прочие
нужды (уборку).
руб.
Общая сумма затрат на водоснабжение
(руб.)
. (29)
руб.
6. Затраты на отопление
, (30)
руб.
где - норматив расхода тепла, МДж/м3
год, принимается 220 МДж/м3·год; V - объем
отапливаемого помещения, м3; - цена за 1 Гкал отапливаемой
площади, руб./Гкал, принимается 345 руб./Гкал; 1 кал=4,187 Дж.
6. Затраты на возобновление малоценного и
быстроизнашивающегося инструмента, приспособлений и инвентаря
, (31)
где - стоимость малоценного и
быстроизнашивающегося инструмента, приспособлений и инвентаря, руб.; - норматив
отчислений на возобновление малоценного и быстроизнашивающегося инструмента,
приспособлений и инвентаря, %, принимается 10%.
руб.
Прочие расходы , которые
могут возникнуть в процессе производственной деятельности, но не могут быть
точно учтены и рассчитаны, принимаются в размере 2¸3% от суммы
расходов по предыдущим статьям.
Налоги и платежи планируются
в размере 15-20% от общей суммы расходов по предыдущим статьям.
Общая сумма общепроизводственных
расходов (руб.)
.
+650977+4023038=16874118 руб.
Общая сумма расходов на ТО или ТР по
зоне (руб.)
. (32)
16874118=21581185,6 руб.
После выполнения расчета общей суммы
расходов на ТО и ТР полученные данные сводят в табл. 1.
Калькуляция себестоимости может
составляться:
на 1000 км пробега:
; (33)
на один нормочас:
. (34)
(руб.-час.).
Статья
затрат
|
Условное
обозначение
|
Сумма,
руб.
|
Структура,
%
|
Фонд
оплаты труда
|
ФОТ
|
618953,5
|
|
Отчисления
на социальные нужды
|
ОСН
|
167735,9
|
|
Затраты
на запасные части
|
2275
|
|
|
Затраты
на материалы
|
3918103,2
|
|
|
Общепроизводственные
расходы
|
16874118
|
|
|
Итого
|
21581185,6
|
|
|
3. Расчет затрат по предприятию
автотехобслуживания
Составными частями себестоимости услуг
предприятия автотехобслуживания (станция технического обслуживания,
шиномонтажные мастерские и т. д.) по экономическим элементам являются:
- фонд оплаты труда всех работников;
- отчисления на социальные нужды по всем
категориям работников;
затраты на запасные части;
затраты на основные материалы;
прочие расходы.
Фонд оплаты труда складывается из фонда
заработной платы ремонтных, вспомогательных рабочих, руководителей,
специалистов, служащих, младшего обслуживающего персонала и пожарно-сторожевой
службы (руб.):
, (35)
где - фонд заработной платы ремонтных
рабочих, руб.; определяется по формулам (4) - (14); - фонд
заработной платы вспомогательных рабочих, руб.; определяется по формулам (4) -
(14); - фонд
заработной платы руководителей и специалистов, руб.; принимается в размере
17-20% от фонда заработной платы ремонтных рабочих; - фонд
заработной платы служащих, руб. рекомендуется 6-8% от фонда заработной платы
ремонтных рабочих; - фонд
заработной платы младшего обслуживающего персонала и пожарно-сторожевой службы,
руб. принимается 0,5-1% от фонда заработной платы ремонтных рабочих.
руб.
Группировка затрат предприятия
автотехобслуживания по экономическим элементам
Таблица 2
Статья
затрат
|
Условное
обозначение
|
Сумма,
руб.
|
Структура,
%
|
Фонд
оплаты труда
|
697728
|
|
|
Отчисления
на социальные нужды
|
259545.7
|
|
|
Затраты
на запасные части
|
2275
|
|
|
Затраты
на материалы
|
3918103,2
|
|
|
Прочие
затраты
|
16874118
|
|
|
Итого
|
21581185,6100
|
|
|
4. Расчет капитальных вложений
Капиталовложения - вклад инвестиций в
воспроизводство основных фондов путем строительства новых и реконструкции,
расширения и технического перевооружения действующих предприятий.
Стоимость капитальных вложений по проектируемому
участку, зоне включает: стоимость зданий, сооружений, оборудования и
инструмента (срок полезного использования которого более 12 месяцев).
. Капитальные вложения в технологическое и
энергетическое оборудование (электрические двигатели, компрессорные установки и
др.)
, (36)
где - стоимость единицы оборудования,
руб./ед.; - количество
оборудования, ед.
,
В случае приобретения (или
производства) нового оборудования стоимость единицы определяется:
или
, (37)
где - оптовая цена оборудования,
определяется по действующим прейскурантам или договору с предприятием-поставщиком,
руб./ед.; -
коэффициент транспортно-заготовительных расходов , связанных с приобретением
оборудования, для приближенных расчетов принимается 0,05¸0,1 /7/; -
коэффициент, учитывающий затраты на строительные работы , в том
числе устройство фундамента для оборудования, в зависимости от массы и
сложности оборудования принимается 0,02¸0,08 /7/; - коэффициент, учитывающий затраты
на монтаж и освоение оборудования , устанавливается на основе
стоимости монтажных работ, рекомендуется принимать 0,04¸0,06 от
оптовой цены оборудования /7/; - предпроизводственные текущие
затраты на выполнение научно-исследовательских работ, связанных с
использованием данного оборудования, руб./ед.; - затраты на подготовку и освоение
производства оборудования, в том числе на его проектирование, руб./ед.
2. Капитальные вложения в здания
, (38)
где - потребный объем здания для
изготовления продукции, м3; - стоимость строительства 1 м3
производственного здания, руб.; принимается 20 тыс. руб.
. Капитальные вложения в сооружения
и устройства слагаются
из вложений во внутрицеховые рельсовые пути, эстакады, воздухопроводы,
паропроводы, дымоходы, трубы, сливные устройства, отстойники и другие
сооружения и определяются аналогично расчету капвложений в оборудование.
. Капитальные вложения в оснастку
(приспособления, штампы, модели, режущий и мерительный инструмент и т. д.) определяются
аналогично расчету капитальных вложений в оборудование.
Общая стоимость капитальных вложений
. (39)
Расчет капитальных вложений по первой ситуации
. Расчет доходов, прибыли
Расчет доходов, прибыли по первой ситуации
Большинство АТП выполняют ТО и ТР сторонним
организациям, применяя для расчетов договорные цены. Размер цены определяется
исходя из затрат предприятия на ТО и ТР и желаемой нормы прибыли.
1. Цена одного нормочаса, (руб.)
, (40)
где - желаемая норма прибыли для АТП
составляет 30-35%, рекомендуется принимать 1,3-1,35.
руб.
1. Доход от выполнения ТО и ТР сторонним
организациям
, (41)
где - трудоемкость работ, выполняемых
для сторонних организаций, чел.-ч.
руб
1. Прибыль от выполнения ТО и ТР
, (42)
где - процент трудоемкости, выполняемой
для сторонних организаций, %.
=2130064,8
6. Экономический эффект и срок окупаемости
капитальных вложений
Экономический эффект - разница между стоимостью
услуги и затратами, связанными с ее оказанием, возникает в двух случаях: 1)
возрастает продукт (рост объема оказанных услуг), 2) сокращаются затраты
(экономия ресурсов):
Эффект=Результат - Затраты. (43)
Частный случай - экономический эффект равен
прибыли.
Экономический эффект и срок окупаемости
капитальных вложений по первой ситуации
В результате расширения и технического
перевооружения зоны технического обслуживания и ремонта годовая
производственная программа основных работ увеличивается на 15%, трудоемкость
вспомогательных работ не изменяется, увеличивается пробег 1 транспортного
средства на 5%, увеличивается объем услуг, оказываемых сторонним организациям,
на 20%.
В соответствии с указанными изменениями
пересчитываются затраты зоны технического обслуживания и ремонта.
Рассчитывается экономический эффект от внедрения
нового оборудования, применения новых технологических процессов, способов
организации производства и труда, механизации и автоматизации производственных
процессов при оказании одной и той же услуги:
, (44)
где - себестоимость одного нормочаса до
и после внедрения мероприятия соответственно, руб./чел.-ч; - годовая
производственная программа после внедрения мероприятия, чел.-ч.
Расчет экономической эффективности капитальных
вложений производится по «Типовой методике определения экономической
эффективности капитальных вложений», согласно которой коэффициент абсолютной
эффективности определяется:
. (45)
..
Кроме того, рассчитывается срок
окупаемости капитальных вложений (годы):
. (46)
Таблица 3. Экономическое обоснование расширения
и модернизации зоны текущего ремонта автотранспортного предприятия
Показатель
|
Значения
|
|
до
|
после
|
Объем
оказываемых услуг сторонним организациям, чел.-ч
|
|
|
Годовая
производственная программа, чел.-ч
|
22000
|
25300
|
Годовой
пробег подвижного состава, тыс. км
|
|
|
Затраты
по участку, тыс. руб.
|
21581185,6
|
|
В
том числе:
|
618953,5
|
802653,6
|
фонд
оплаты труда
|
|
|
отчисления
на социальные нужды
|
167735,9
|
193468,1
|
затраты
на запасные части
|
2275
|
2275
|
затраты
на материалы
|
3918103,2
|
3918103,2
|
накладные
расходы
|
|
|
Себестоимость
1 часа обслуживания автомобиля, руб./ ч
|
980,9
|
863.9
|
Цена
1 часа обслуживания автомобиля, руб./ ч
|
3996,5
|
4006.2
|
Доход
от выполнения ТО и ТР сторонним организациям, тыс. руб.
|
|
|
Затраты
участка по выполнению работ сторонним организациям, тыс. руб.
|
|
|
Прибыль
от выполнения ТО и ТР сторонним организациям, тыс. руб.
|
2130064,8
|
|
Капитальные
вложения, тыс. руб.
|
|
3300000
|
Заключение
В результате экономических расчетов по зоне
текущего ремонта автотранспортного предприятия было выяснено что, с увеличением
годовой производственной программы основных работ на 15%, пробега одного
транспортного средства на 5%, объема услуг, оказываемых сторонним организациям
на 20% происходит снижение себестоимости за счет получения большего дохода.
1. Методические указания к
выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика автотранспортного
предприятия» / Сост О. В. Демиденко.- Омск: Изд-во СибАДИ, 2005.-49с.
2. Общесоюзные нормы
технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта:
ОНТП-01-91/ Росавтотранс.- М.: Гипроавтотранс, 1991. - 184с.
3. Трудовой кодекс РФ от 30
декабря 2001года №197-ФЗ.
4. Туревский И.С. Экономика отрасли.
Автомобильный транспорт. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2011. - 288 с.
5. Тарифная политика на
автомобильном транспорте. - 5-е изд. перераб. и доп.- М.: Изд-во «ЦЕНТРОРГТРУДА
АВТОТРАНС, 2003.-271 с.
6. О составе затрат и единых
нормах амортизационных отчислений: Сб. нормативных документов.- М.: Финансы и
статистика, 1995.-206 с.
. «Технико-экономическое
обоснование тем дипломных проектов и экономическая оценка проектных решений» /
Н.Г. Певнев, Л.С. Трофимова, Е.О. Чебакова; под ред. Н.Г. Певнева. -
Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. - 98 с.
. Нормы расхода топлив и
смазочных материалов на автомобильном транспорте: Р3112194-0366-03/ ФГУП
НИИАТ.- М.: Департамент АТ, 2003.- 51 с.
. Краткий автомобильный
справочник / НИИАТ.- М.: ТРАНСКОНСАЛТИНГ,1998.- 458 с.
. Федеральный закон «О
минимальном размере оплаты труда» от 01.10.2003 №127-ФЗ.
. Экономика автотранспортного
предприятия : учеб.-метод. пособие / А.В. Зюзин. - Пермь : Изд-во Перм.
нац.исслед. политехн. ун-та, 2012. - 123 с.