Экономическая мысль Древнего Мира

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,47 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая мысль Древнего Мира
















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Экономическая мысль Древнего Мира

по дисциплине: История экономических учений

Введение

Зачатки экономической науки появились еще в Древнем мире. Постепенно возникли определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Однако мыслители древности не выделяли экономические взгляды в специальную область знаний. Их основу составляли религиозные верования, мифы, легенды, сказания. В процессе исторического развития из отдельных идей возникали систематизированные экономические учения, формировалась целостная наука.

До нашей эры возникли два центра мировой цивилизации:

. Восточная цивилизация (Египет, государства «Междуречья», Индия, Китай) оформилась во втором-первом тысячелетиях до нашей эры.

Ее основные черты:

особая роль сельского хозяйства в жизни общества, обслуживаемого трудом общинников;

централизованный характер хозяйствования, государство - верховный распорядитель всех экономических ресурсов, главным образом, земли;

значимость ирригационных систем (оросительных систем, каналов, резервуаров для накопления воды) в хозяйственной деятельности;

организация труда рабов и общинников в храмовом хозяйстве, на строительстве грандиозных светских и культовых сооружений;

подчиненное положение человека, развитие долгового рабства, большое количество налогов и натуральных повинностей.

. Античная цивилизация (города-государства Древней Греции, Древний Рим) возникла в первом тысячелетии до нашей эры.

Ее основные черты:

формирование небольших государств-полисов с демократическими режимами правления;

децентрализованный характер хозяйствования;

всеобщая натуральная воинская повинность, отмена обязательных налогов в Древнем Риме;

развитие ремесла, торговли и меняльного дела;

получение свободными гражданами значительных политических прав.



Древний Рим

В этом государстве рабство было более развито, чем в Греции и имело иную точку приложения (сельское хозяйство). Наиболее известными работами являются работы Катона Старшего и Варрона. В своем трактате «О земледелии» Катон обосновывает преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Хотя Катон допускал использование нерабского труда ,но его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на рабском труде. При этом Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и предлагал ряд советов по увеличению доходности. Особое внимание он уделял проблемам организации рабского труда: он предлагал применять метод «кнута и пряника».

Проблемы организации рабского труда рассматривает в своей работе «О сельском хозяйстве» и Варрона. Он обосновывал преимущества сельского хозяйства и порицал переселение римлян в городские стены. Он также был сторонником самообеспечения вилл, а развитию рынка не придавал особого значения.

Древний Восток

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу, а экономическое знание носит догматический, априорный характер, носит форму закона. Первым дошедшим до нас памятником экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» Древний Египет, где особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в государственный аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо.

В отличие от Древнего Египта для первых государств Месопотамии характерно быстрое развитие частнособственнических начал и денежных отношений. Но у условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Основная тема этих законов, создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого». Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

мыслитель античный экономический хаммурапи

Древняя Индия

Крупнейшим памятником общественной мысли является «Артхашастра» - трактат об искусстве политики управления государством. Этот трактат показывает, какую большую роль играло государство в хозяйственной жизни страны. Государство контролировало все области хозяйства, вело четкую финансовую политику. Экономика Древней Индии была основана на жертвоприношениях. Накопление не рассматривалось как самоцель. Часть собранного урожая считалось необходимым принести в жертву богам огня, земли, воды (язычество).

В буддийской литературе все беды человека объясняются кармой- воздаянием за его греховодные поступки в прежней жизни. Провозглашается принцип отказа от собственности (только освободившись от имущества как «внешней оболочки тела» можно достичь конечного спасения - нирваны).

В литературе прослеживается отношение к различным сферам экономики. Тексты содержат списки лиц, которых нельзя было приглашать на праздники, а также тех, от которых не принято было принимать подарки, пищу (ростовщики, продавцы мяса, люди, занятые нечистыми промыслами, - игроки).

Основным источником экономической мысли Древней Индии является знаменитый трактат «Артхашастра» (от санскр. artha - учение, sastra - доход), состоящий из 15 книг.

Его автором считается Каутилья (IV в. до н. э.) - древнеиндийский государственный деятель, считавший, что накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев; каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время или навсегда. Каутилья выступал за регулируемый государством хозяйственный механизм, подчеркивая, что именно государство обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. (Предписания по образу жизни царя, деятельности руководителей различных ведомств, вопросы организации налогообложения.)

Древний Китай

Экономическая мысль Древнего Китая развивалась в рамках основных течений древнекитайской общественной мысли: конфуцианства, легизма, даосизма.

Учение Конфуция (551-479 гг. до н. э.) защищало интересы родовой знати. Будучи сторонником регламентированных патриархально-семейных отношений, Конфуций считал, что только образованный правитель - «отец народа» способен создать систему равномерного распределения общественного богатства.

Легисты выступали за управление страной посредством законов. Основатель легизма Ли Куй (IV в до н. э.) собрал все имевшиеся до него законы и составил «Свод», который стал основой законодательства. Наряду с прямым государственным регулированием, Ли Куй выдвигал мысли о необходимости косвенного регулирования экономики. Он высказал идею «амбаров справедливости», согласно которой государство должно в урожайные годы увеличивать налоги и накапливать запасы продуктов в своих амбарах, а в неурожайные - продавать эти запасы по низким ценам, а при необходимости раздавать нуждающимся.

Сторонники даосизма осуждали стремление к увеличению богатства и призывали ограничивать свои желания и освобождаться от страстей. Лао Цзы (VІ-V вв. до н. э.), основоположник даосизма, выступал против достижений цивилизации, препятствующих естественному, природному развитию вещей. Это учение было социальной утопией.

Ведущее место в истории общественной мысли Китая занимает коллективный трактат «Гуань-цзы» (была создана академия, где усилиями нескольких тысяч ученых написаны 500 сочинений, объединенных в трактат). Авторы «Гуань-цзы» считали необходимым «сделать государство богатым и народ довольным». Наиболее важными мерами по стабилизации натурально-хозяйственных отношений считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных продуктовых запасов, предоставление льготных кредитов землевладельцам, замену прямых налогов косвенными. Изучив действие товарно-денежных отношений, ставили задачу защиты хозяйства от рыночной стихии посредством выравнивания товарных цен. Предлагали ввести «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен - осенью зерно закупать «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого». Наряду с практическими рекомендациями в трактате встречается определение рынка, где просматривается теоретический подход к проблеме экономического равновесия: «Рынок - это то, по чему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства».

Было несколько направлений течения общественной мысли, но основным было конфуцианство, которое при Конфуции защищало позиции родовой знати. Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление общества на «управляемых и управляющих», а сюнь-цзы выступал уже за четкое разделение труда. По его мнению государство должно было строиться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу и необходимости сохранять излишки.

Особое место в древнекитайской идеологии занимает даосизм. Его основоположник Лаоцзы призывал вернуться к первобытным временам.

Особое место в истории экономической мысли Китая занимает трактат «Гуань-цзы», в котором достаточно глубоко разработаны принципы управления хозяйством. Они ратовали за защиту народного хозяйства от рыночной стихии, считая, что рынок привносит беспорядок в сельское хозяйство. Так же они были за «усиление земледелия»,создание государством постоянных зернохранилищ, увеличение гибкости податной системы, выдвинули принцип «уравновешивания хозяйства». Этот трактат сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Китая. Были выдвинуты идеи о возможности количественного анализа экономических явлений.

Древняя Греция

В Древней Греции экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы-мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель по праву могут считаться первыми учеными-экономистами, которые отошли от натурфилософского понимания мира к анализу отдельных категорий. Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.) дал начало научной экономике. Термин «экономика» (от греч. oikonomike - домоводство, искусство управления домашним хозяйством) он впервые использовал в названии одного из своих трактатов «Экономикос». Основное внимание в работе он уделяет полезному богатству, считая, что «экономика есть название науки, а эта... наука есть такая, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, согласно нашему определению, есть все без исключения имущество, а имуществом каждого мы назвали то, что полезно ему в жизни, а полезное мы как нашли, - это все чем человек умеет пользоваться».[2] В его учении экономика делится на отрасли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда с целью повышения его производительности, считается, что деньги следует накапливать для создания страхового фонда в случае войны или неурожая. По его мнению, это своеобразное концентрированное богатством, которое можно использовать в любое время.

Древний Египет

В Древнем Египте экономическая мысль была окутана религиозной оболочкой. Главной особенностью религиозного учения являлась вера в загробную жизнь. Значительная часть материальных и духовных ресурсов шла на обеспечение загробного существования (примером может служить грандиозное строительство пирамид, храмов, содержание «дома вечности», расходы, связанные с обслуживанием заупокойного культа).

Административно-хозяйственные документы, сохранившиеся от этого периода, отражают учет материальных и трудовых ресурсов, являются памятниками экономической мысли и позволяют охарактеризовать механизм управления хозяйством в Древнем Египте.

Наиболее известным документом, в котором представлены результаты учета земель, является «Папирус Вильбура». Это земельный кадастр, где отражены результаты осмотра и обмера государственных земель (выделялись три типа земли в зависимости от урожайности: лучшие, средние и худшие участки).

Вопросы управления наиболее полно рассмотрены в так называемых «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» - дидактических сочинениях, где перечислены экономические функции деспота, должностные инструкции верховного сановника. В них также приводятся правила государственного управления и руководства хозяйством, которыми должен был овладеть правитель.

Древнеегипетское понятие «собственность» включало в себя не только те предметы, которые находились в личной собственности, но и те, которыми египтянин мог владеть или пользоваться благодаря своей службе. Должностное владение переходило по наследству лишь в случае назначения сына на эту должность. Многие стремились превратить должностное владение в частную собственность. В целях предотвращения расхищения государственного имущества была создана сложная процедура доказывания прав частной собственности на объект.

Хозяйство Древнего Египта было в основном натуральным. Постепенно отдельные товары стали фигурировать в торговле. В качестве наиболее распространенных товаров-эквивалентов выступало зерно (ячмень). В период Позднего царства роль всеобщего эквивалента закрепилась за серебром. В целом высокая централизация хозяйства тормозила развитие товарно-денежных отношений.

В отличие от Египта Древняя Азия представляла собой совокупность непрочных государственных образований, враждовавших между собой. О развитии экономической мысли Древней Вавилонии свидетельствуют такие памятники культуры, как законы царей Эшнунны (XX в. до н. э.) и Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), особое внимание в них уделялось укреплению власти рабовладельцев, защите частной собственности, формам государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.

Древний мир, взгляды мыслителей

В древнем мире экономической науки как еще не существовало. В трудах мыслителей содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные за несколько сот лет до нашей эры, представляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Истоки современной экономической науки можно найти в идеях и трудах мыслителей прошлого - Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции. Их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня.

Платон (428-347 гг. до н. э.) развивает учение о разделении труда, видит в нем «основной принцип строения государства», показывает роль специализации, дает понятие профессионального труда. Появление государства Платон связывает с экономической несостоятельностью отдельных субъектов, что вызывает необходимость их объединения для лучшего удовлетворения потребностей. Он отстаивает, прежде всего, натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что видно из характеристики двух проектов идеального государства, нашедших отражение в его произведениях «Государство» и «Законы». Деньги же он считал исключительно инструментом обмена и отрицал необходимость их использования в качестве средства накопления.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) (ученик Платона) впервые исследует экономические процессы для выявления общих закономерностей. Он разделил все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их экономикой и хрематистикой. Критерием деления была выбрана цель деятельности. В экономику Аристотель включил земледелие, ремесло, торговлю производителей, продающих свои товары с целью приобретения других. К хрематистике он относил профессиональную торговлю, где товары приобретаются для перепродажи, и ростовщичество. Эта концепция носит классификационный характер. Все виды деятельности людей соотносятся с одной из двух сфер:

) естественной (экономика), которая должна поддерживаться государством, так как способствует удовлетворению жизненных потребностей населения;

) неестественной (хрематистика), которая основывается на бесчестных торговых, посреднических, ростовщических операциях, целью которых является все большее «обладание деньгами».

Он решительно осуждал использование денег не по истинному назначению, а ростовщичество у него вызывало ненависть. Суть дела состоит в том, что стремление к умножению денежного богатства в этот период еще не стало нормой поведения, поэтому осуждение накопления денег объясняется желанием Аристотеля предупредить угрозу сложившемуся жизненному порядку. В своих исследованиях он приблизился к пониманию стоимости вещей как их ценности с позиции потребления, выявил экономическую сущность обмена, определил цену как денежную меру стоимости.

Среди авторов Древнего Рима, затрагивавших в своих размышлениях экономические проблемы, можно выделить М. Катона (234-149 гг. до н. э.), написавшего трактат «О земледелии», который содержит множество хозяйственных советов и характеризует различные виды экономической деятельности; Л. Колумеллу (I в. н. э.) и его труд «О сельских делах», где представлены идеи о низкой производительности рабского труда, о рациональном использовании земли, позволяющем сохранить плодородие почвы; политического деятеля, оратора, адвоката М. Цицерона (106-43 гг. до н. э.), высказывавшего интересные мысли о собственности. Римские мыслители, досконально разработавшие римское право, дали правовое определение таким экономическим категориям, как деньги, цена, покупка, продажа. Однако после распада Римской империи экономическая мысль практически не развивалась в течение многих веков.

Ксенофонт был военным, философом, политиком (государственным деятелем). Сохранилось много его работ по этим вопросам, в том числе и трактат «Домострой» (Ойкономия). В центре трактата - описание образцового домашнего хозяйства афинского гражданина. Оно охватывает такие стороны быта, как распределение семейных обязанностей между мужем и женой; обустройство домашних помещений и поддержание в порядке хозяйственных запасов; подбор управляющего и слуг, обеспечение их лояльности; наконец, производственные задачи земледельца - от обработки почвы и посева до уборки урожая. Представление об экономике как единстве семейно-бытовых, организационных и производственно-технологических явлений гораздо шире современного. Речь в трактате идет о принципах разумного (рационального) хозяйствования. Однако содержание рациональности, сфера ее приложения, роль этого принципа в античную эпоху было совершенно иным.

Корни этих различий следует искать в особенностях античного общества. Как и другие докапиталистические общества, это было традиционное общество, в основе которого лежали принципы общины - объединения людей, которым легче выжить вместе, чем врозь. Хозяйственная жизнь в таких обществах была ориентирована на самообеспечение, причем свои повседневные нужды каждая семья обеспечивала самостоятельно. Домашние хозяйства были натуральными. Межсемейные отношения стро-ились на началах взаимопомощи. Даже в тех случаях, когда общины находились на грани выживания, их члены не умирали от голода.

Приобретение продуктов на стороне практиковалось, но не стало еще обязательным условием жизни. Поэтому коммерция занимала скромное место в трактатах античных мыслителей, и отражала ее объективную роль в хозяйстве. У Ксенофонта тема поведения на рынке появляется лишь мимолетно, в связи с упоминанием о купеческой профессии.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уде¬лил внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения про¬изводства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к прин¬ципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые ука¬зал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт - идеолог прежде всего натурального рабовладель-ческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хо¬зяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обра¬щения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимос¬ти - с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Заключение

Общая характерная черта экономических идей античности - это отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению.

С некоторой долей условности античную экономическую мысль можно разделить на два основных направления:

«политико-экономическое», сосредоточившиеся на проблемах, макроуровня (идеальное государство, социальное устройство, справедливая цена, общественное разделение труда, природа и функции денег, регулирование рабовладения и т. п.).

«агрономическое» направление занимавшиеся преимущественно практическими проблемами организации и функционирования крупного (латифундии) и среднего (виллы) хозяйства («микроуровень»). Их интересовали в первую очередь такие вопросы, как: оптимальный размер земельного надела, циклы сельскохозяйственных работ, колебания цен, разделение труда в поместье, эффективность работы раба и ее повышение.

Одним из вопросов, в наибольшей степени волновавших всех античных авторов, был вопрос правового регулирования рабовладения. Также большое внимание уделялось проблеме собственности, денег и ростовщичества. Особое внимание уделялось экономической политике государства, но эта тема, не стала главной. Гораздо большее внимание уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства.

В Древней Греции активнее разрабатывались теоретические вопросы, среди которых товар и его свойства, стоимость, деньги и их функции и др.

Так древне Греческие мыслители Платон, Аристотель и Ксенофонт понимали необходимость разделения труда. Революционной в этот период была мысль Ксенофонта о том, что разделение труда зависит от объема рынка. Все три философа сходились на том, что деньги - это результат созидательных действий людей. И выделяли три функции денег: средство обращения, измерения товаров и накопления.

В отличие от Греции в Древнем Риме философы большее внимание уделяли практическим рекомендациям по ведению домашнего хозяйства. В этом государстве рабство было более развито, чем в Греции и имело иную точку приложения (сельское хозяйство).

Основная форма экономического мышления древних римлян и греков - это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций. Мыслители античного Рима оказали влияние на развитие экономической науки, заложив основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, право собственности. У Греков, в отличие от римлян, большое внимание уделялось вопросам хозяйственной этики.

И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством, призванным удовлетворять потребности, и товарным производством, нацеленным на получение прибыли, однако относились к ним по-разному. Римляне определенно отдавали предпочтение товарному производству. Греки же фактически считали, что для полиса как единого экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительным является натуральное хозяйство, а внутри полиса полезно развитие мелкого товарного производства.

Список литературы

1.Березин И.С. Краткая история экономического развития / Учебное пособие. М.: Русская Деловая Литература, 2001.-197-243с.

.Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и Сервис, 2001.- 93-95с.

.История мировой экономики / Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2004.- 309-420с.

.Лойберг М.Я. История экономики. М.: Инфра-М, 2002.-92-106с.

.Экономическая история зарубежных стран /Под ред. В.И. Голубовича. Минск: Экоперспектива, 2003.- 526-530с.

Похожие работы на - Экономическая мысль Древнего Мира

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!