Мировой рынок ссудных капиталов и международные финансовые институты

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мировой рынок ссудных капиталов и международные финансовые институты

Содержание

Введение

. Мировой рынок ссудных капиталов и его функции

2. Международные финансово-кредитные институты и их роль в международных экономических отношениях

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Специфика ссудного капитала наиболее полно проявляется в процессе его передачи от кредитора к заемщику и обратно. Ссудный капитал как капитал - это собственность, владелец которой передает, а точнее - продает заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование (например, по законодательству большинства стран товары, полученные на условиях еше не погашенного коммерческого кредита и находящиеся на складе обанкротившегося заемщика, не подлежат реализации в общем порядке, а возвращаются кредитору без учета очередности его финансовых требований).

Ссудный капитал - это своеобразный товар, потребительная стоимость которого определяется способностью продуктивно использоваться заемщиком, обеспечивая ему прибыль, часть которой используется для последующей выплаты ссудного процента.

Специфичная форма отчуждения ссудного капитала, процедура передачи которого от кредитора заемщику всегда имеет разнесенный во времени характер в части механизма оплаты (при обычной сделке стоимость проданного товара оплачивается немедленно, кредитные же ресурсы и плата за них чаще всего возвращаются через определенное время). Особенности движения ссудного капитала в отличие от промышленного и торгового на стадии передачи от продавца (кредитора) к покупателю (заемщику) заключаются в том, что ссудный капитал существует лишь в денежной форме.

Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Цель работы - изучить вопросы мировой экономики. Задачи работы:

описать рынок ссудных капиталов и его функции,

описать международные финансово-кредитные институты и их роль в международных экономических отношениях.

1. Мировой рынок ссудных капиталов и его функции

С развитием мирохозяйственных связей и переплетением денежных потоков между странами важное значение приобретают различия и связь между такими понятиями, как мировой, международный и национальные рынки ссудного капитала. Наиболее широкое из них - мировой рынок ссудного капитала, (МРСК). Он представляет собой совокупность национальных и международных рынков ссудных капиталов, каждый из которых обладает своими особенностями, известной самостоятельностью и обособленностью. Поэтому следует отметить, что мировой рынок ссудных капиталов не существует в форме единого рынка, подобно тому, как совокупность домов создает город, но не гигантский дом [4].

Мировой рынок ссудного капитала представляет собой систему отношений по аккумуляции и перераспределению ссудного капитала между странами мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития. С институциональной точки зрения это совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые совершается рыночное движение ссудного капитала между странами в зависимости от спроса и предложения на него.

Объектом сделки на мировом рынке ссудного капитала является капитал, привлекаемый из-за границы или передаваемый в ссуду юридическим лицам и гражданам иностранных государств. С функциональной точки зрения, речь идет о системе рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение ссудного капитала между странами в целях непрерывности и рентабельности процесса воспроизводства. Исторически мировой рынок ссудных капиталов возник на базе международных операций национальных рынков ссудных капиталов, затем сформировался на основе их интернационализации.

Ссудная форма капитала на рынке может функционировать в следующих операциях:

выдача государственных и частных займов;

приобретение облигаций другой страны, ценных бумаг, векселей, тратт иностранной компании (тратта - от итал. tratta- переводный вексель, основной расчетный документ во внешней торговле);

осуществление выплат по долгам;

межбанковские депозиты;

межбанковские и государственные задолженности [4].

Мировой рынок ссудного капитала имеет сложную структуру (рис. 1).

Рисунок 1 - Схема структуры мирового рынка ссудного капитала [4]

Мировой кредитный рынок - специфическая сфера международного движения ссудного капитала между странами на условиях возвратности и уплаты процента, где формируется спрос и предложение на заемный капитал. Традиционно разграничивались рынок краткосрочных ссудных капиталов (денежный рынок) и рынок средне- и долгосрочных капиталов (рынок капиталов). Мировой денежный рынок - это краткосрочные депозитно-ссудные операции от 1 дня до 1 года, главным образом между крупными банками. Мировой финансовый рынок - часть рынка ссудных капиталов, где преимущественно производится эмиссия и купля-продажа ценных бумаг, в том числе в евровалютах. На практике различия между мировым кредитным и финансовым рынками постепенно стираются, так как происходит взаимный перелив капиталов, а обычные банковские кредиты замещаются эмиссией ценных бумаг. Особым звеном мирового рынка ссудного капитала является еврорынок, на котором осуществляются депозитно-ссудные операции в евровалютах и в производных от них финансовых ресурсах.

Участники и структура мировых кредитных и финансовых рынков представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Участники и структура мировых кредитных и финансовых рынков [1]

Структура рынков

Национальные участники

Международные участники

Валютные рынки, в том числе рынок евровалют

Корпорации

Международные корпорации, ТНК

Рынки ссудных капиталов: денежный рынок рынок капиталов еврорынок

Банки и специализированные кредитно-финансовые институты, в том числе страховые компании

Международные банки, ТНБ Специализированные кредитно-финансовые институты, в том числе страховые компании

Финансовый рынок

Фондовые и товарные биржи

Крупнейшие фондовые и товарные биржи

 

Государство

Международные валютно-финансовые организации


Международный рынок ссудных капиталов характеризуется как наличием общих с другими мировыми рынками (рынки золота и валют) признаков, так и некоторыми специфическими особенностями. К ним относятся:

. Огромные масштабы.

. Отсутствие четких пространственных и временных границ.

. Институциональная особенность еврорынка - выделение категории евробанков и международных банковских консорциумов. Костяк образуют транснациональные банки (ТНБ) - гигантские международные кредитно-финансовые комплексы универсального типа, имеющие за границей разветвленную сеть филиалов, осуществляющих операции во многих странах, в разных сферах и валютах. Монополизация мирового рынка ссудных капиталов этими банками позволяет им диктовать своих условия менее крупным банкам благодаря централизованному руководству, единой стратегии и тактике головного учреждения. ТНБ ведут конкурентную борьбу за получение от клиентов мандата на организацию синдиката для размещения займа, что приносит прибыль, укрепляет их связи с клиентами и служит рекламой.

. Ограничение доступа заемщиков на мировой рынок ссудных капиталов. Основными заемщиками на этом рынке являются ТНК (транснациональные компании), правительства, международные валютно-кредитные и финансовые организации.

. Использование конвертируемых валют ведущих стран и евро (ранее - экю) в качестве валюты кредитных и финансовых сделок.

. Универсальность мирового рынка ссудных капиталов. На нем осуществляются международные валютные, кредитные, финансовые, расчетные, гарантийные операции. 2/3 операций еврорынка совершаются на межбанковском рынке, 1/3 - депозитно-ссудные операции с небанковскими клиентами.

. Упрощенная стандартизованная процедура совершения сделок с использованием новейшей компьютерной технологии.

. Стоимость кредита на мировом рынке ссудных капиталов. В нее входят проценты и различные комиссии. Специфика процентных ставок на еврорынке заключается в их относительной самостоятельности по отношению к национальным ставкам.

. Более высокая прибыльность операций в евровалютах, чем в национальных валютах; имеется в виду, что ставки по евродепозитам (депозит в валюте другой страны, при операциях на евровалютном рынке.) выше, а по еврокредитам (международный кредит, предоставляемый коммерческими банками корпоративному или правительственному заемщику за счет ресурсов евровалютного рынка) ниже, так как на евродепозиты не распространяется система обязательных резервов, которые коммерческие банки обязаны держать на беспроцентном счете в центральном банке, а также подоходный налог на проценты.

. Диверсификация секторов мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынок, а также инструментов сделок [1].

Особенности МРСК на современном этапе развития обусловлены как его внутренним строением, так и сложившейся ситуацией на международной арене. Поэтому можно выделить ряд особенностей, характерных для современного МРСК.

. Международные финансово-кредитные институты и их роль в международных экономических отношениях

Международные финансовые институты как международные валютно-кредитные и финансовые организации создаются в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества и решения проблем в области валютно-кредитных и финансовых отношений [2].

Международные финансовые институты стали формироваться главным образом после второй мировой войны. Их возникновение связано с рядом причин:

интернационализацией экономики и усилением глобализационных процессов;

необходимостью межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений;

потребностью решать проблемы устойчивого развития мировой валютной системы, рынков ценных бумаг, драгоценных металлов.

Международные финансовые организации призваны:

обеспечить стабилизацию международных финансовых отношений;

разрабатывать и реализовать международную политику в области валютно-кредитных и финансовых отношений;

осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование [2].

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.

Международный валютный фонд (МВФ) - специализированное учреждение ООН, межправительственная организация, предназначенная для содействия международному валютному сотрудничеству в области валютно-кредитных отношений. Цели МВФ обозначены в статьях соглашения, которые выполняют роль устава МВФ:

. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовым проблемами.

. Обеспечить стабильность валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использование девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами- членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой экономики.

. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам- членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

. Сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств- членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

. Поддерживать устойчивость валютных паритетов и устранение валютных ограничений.

. Предоставлять кредитные ресурсы любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов [3].

МВФ был создан на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия. Фонд также имеет представительства в более чем 80 странах по всему миру, что отражает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами.

Организационная структура. Совет управляющих - высший орган МВФ, состоит из представителей стран-членов (как правило, министра финансов или председателя центрального банка), назначаемых на 5 лет.

Совет управляющих занимается решением таких вопросов как:

изменение Статей Соглашения (Устава);

прием и исполнение членов фонда;

выборы исполнительных директоров;

определение и пересмотр квот.

Исполнительный совет - отвечает за текущие дела Фонда, состоит из Директора-распорядителя, являющегося его председателем и 24 исполнительных директоров, назначаемых каждые два года. Занимается широким кругом стратегических, оперативных и административных вопросов.

Международный валютно-финансовый комитет состоит из 24 членов (управляющие Фонда, министры и другие должностные лица сопоставимого ранга), собирается два раза в год. Готовит рекомендации Совету управляющих по вопросам функционирования международной финансовой системы.

Капитал МВФ формируется из взносов стран - членов. Каждая страна имеет квоту, которая зависит от экономического состояния страны, в частности от ВВП, золотовалютных резервов, объема операций по текущим операциям платежного баланса. Квоты деноминируются в расчетной единице, называемой специальные права заимствования (СДР). Квота играет весьма важную роль, ибо она определяет:

сумму подписки на капитал МВФ;

возможность получения кредита от фонда;

количество голосов в фонде;

величину СДР при их распределении.

Страны - участницы обязаны регулярно информировать МВФ о макроэкономических показателях, о платежном балансе, золотовалютных резервов и в целом о состоянии экономики.

Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, валютно-кредитные организации. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г.

Страна - член МВФ при присоединении к фонду должна внести в качестве подписки в капитал фонда 25% квоты в СДР или же в твердой валюте (доллар, евро, йена, фунт стерлингов), а остальные 75% - в национальной валюте.

Каждая страна - член имеет 250 голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100000 СДР квоты. Квоты пересматриваются каждые 5 лет, их изменения должны быть одобрены большинством голосов (85%). Процедура пересмотра квот, состоявшаяся в двенадцатый раз в 2003 г., не привела к росту квоты, они остались на уровне, установленном в 1998 г. Очередной раунд должен состояться в 2008 г.

К середине 2006 г. квоты обеспечили финансовые ресурсы фонда в размере 213,5 млрд. СДР или 317,3 млрд. долларов США. У США квота составляет 37,1 млрд. СДР (около 551 млрд. долл.) или 17,08% общей величины квот, у России- 5945,4 млрд. СДР или 2,79%.

Группа Всемирного банка представляет собой специализированное учреждение ООН, деятельность которой направлена на оказание помощи в целях развития экономики, решения социально- экономических задач, стимулирование развития рыночных отношений в развивающихся и транзитивных странах [1].

В группу Всемирного банка входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1944 г.), Международная финансовая корпорация (МФК, 1956 г.), Международная ассоциация развития (МАР, 1960 г.), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС,1966 г.), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, 1988 г.)

Всемирный банк создавался для оказания помощи Западной Европе в восстановлении экономики после мировой войны. Его первый заем на сумму 250 млн. долл. был предоставлен Франции в 1947 г.

На современном этапе Банк фокусирует свое внимание на достижении главной цели - обеспечение стабильности и сокращение бедности в мире, оказание беднейшим группам населения и беднейшим странам.

В настоящее время в состав Всемирного банка входит более 180 государств.

Участниками МБРР могут быть только члены МВФ.

Основные направления деятельности:

. Финансирование программ в системе образования

. Финансирование мероприятий по борьбе со СПИДОМ

. Финансирование программ здравоохранения

. Оказание помощи в сокращении бремени задолженности

. Борьба против коррупции в международном масштабе

. Помощь странам, пережившим вооруженные конфликты

. Оказание помощи бедным странам [3].

Всемирный банк осуществляет свою деятельность через департаменты вице - президентов (ДВП), занимающиеся конкретными регионами или секторами или борьбой с бедностью и содействием экономическому развитию. Всемирный банк управляется как своего рода акционерное общество, акционерами которого являются страны - члены этой организации. Крупнейшим акционером являются США (16,41 процента акции), за ним следует Япония (7,78%), Германия (4,49%), Великобритания(4,31%) и Франция (4,31%).

Высшим руководящим органом банка является Совет управляющих. Как правило, управляющими являются должностные лица правительств, например, министр финансов или управляющий центральным банком. Совет управляющих определяет политику банка, проводит свои совещания раз в год во время ежегодных сессий банка совместно с МВФ.

Сессии проводятся лишь раз в год, конкретные полномочия делегируются Директорату (исполнительному органу). Каждое государство- член группы Всемирного банка представлено исполнительным директором. Пять исполнительных директоров назначаются государствами- членами, обладающими крупнейшими пакетами акций,- США, Японией, Германией, Францией и Соединенным Королевством. Некоторые директора выбираются от одной страны - России, Саудовской Аравии, Китая.

Капиталы Всемирного банка формируется путем подписки стран - членов на акции, а также путем эмиссии облигаций на международном финансовом рынке.

Банк выдает кредиты непосредственно правительствам или же под их гарантию. Кредиты предоставляются, как правило, на длительный срок, от 12 до 20 лет, а льготные ссуды - на 3-5 лет. Традиционное направление предоставления кредитов дополняется предоставлением ресурсов на программы структурной адаптации, развитие финансового сектора, борьбы с бедностью, социальное развитие и экологию, инфраструктурных преобразований, стимулирование частного сектора, повышение человеческого потенциала. При этом спектр кредитных инструментов весьма широк: кредиты на основе корзины валют, одновалютные кредиты по плавающей ставке, и фиксированной ставке. Кредиты банка, как правило, покрывают 30% общей стоимости проектов.

Основными задачами реализации программ являются: снижение государственного воздействия на экономику, либерализация цен, стимулирование экспорта, реформирование финансовой, а в ряде случаев и административной системы.

Международная ассоциация развития (MAP; International Development Association), дочерняя организация Международного банка реконструкции и развития (МБРР). МАР была создана в 1960 году для предоставления развивающимся странам кредитов и займов на более льготных, чем в МБРР условиях.

Целью МАР является устранение неравенства между странами и внутри стран, особенно в получении начального образования, элементарного медицинского обслуживания, а также обеспечение доступа к общественным благам. Кроме того, МАР финансирует проекты на охрану окружающей среды, развитие частного предпринимательства, построение адекватной рыночной инфраструктуры.

МАР выдает кредиты странам, в которых доход на душу населения составлял менее 875 долл. США в год и у которых нет финансовых возможностей занимать средства у МБРР. Сроки погашения кредитов составляют 20, 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период погашения основной части. Проценты не взимаются, а комиссионный сбор составляет 0,75% фактически выделенных средств.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г., предоставляет займы и осуществляет долевое финансирование проектов в частном секторе развивающихся стран.

В состав МФК входят 178 стран- членов, которые совместно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК, стране необходимо быть членом Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Задача МФК заключается в содействии экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору, предоставлении своим клиентам долгосрочных кредитов, гарантий, оказывая им консультативные услуги различного рода.

МФК предлагает широкий ассортимент финансовых продуктов и услуг компаниям в развивающихся странах- членах. Важнейшие виды финансовых продуктов и услуг включают:

долгосрочные займы в основных валютах по фиксированной или плавающей ставке процента;

инвестиции в акционерный капитал;

синдицированные кредиты;

управление рисками (посредничество в организации сделок "своп" с валютой и процентными ставками, проведение операций по хеджированию);

МФК финансирует проекты в самых разных отраслях промышленности и секторах экономики. Проекты в сфере финансовых услуг составляют значительную долю и охватывают широкий спектр услуг - от развития лизинговых операций, рынка страхования, ипотечного кредитования до выдачи ссуд студентам и открытия кредитных линий банкам в отдельных странах, которые, в свою очередь, предоставляют малым и средним предприятиям микрокредиты и займы.

Максимальный объем финансирования по линии МФК не должен превышать 25% от сметы суммарных затрат по новым проектам, в исключительных случаях по небольшим проектам эта доля может быть увеличена до 35%. МФК может предоставлять средства в объеме до 50% затрат пролонгированным проектам, если требуется дальнейшее их развитие.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ) основано в апреле 1988г. и является самым молодым членом группы Всемирного банка.

Цель МАГИ - поощрение иностранного прямого инвестирования в развивающиеся государства- члены для ускорения их экономического роста.

МАГИ способствует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с такими некоммерческими рисками, как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. Кроме того, МАГИ оказывает странам техническую помощь в распространении информации об инвестиционных возможностях в различных регионах. Это агентство оказывает консультативные услуги в целях содействия правительствам в привлечении частных инвестиций.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) представляет собой независимую организацию, которая создана в 1965 г. на основании Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между странами и гражданами различных государств. Цель Центра - способствовать примирению сторон и оказывать арбитражные услуги на основе положений Конвенции при возникновении споров по инвестиционным вопросам среди стран, заключивших контракты с Центром. В настоящее время насчитывается около 90 стран - членов этой организации.

МЦУИС способствует привлечению иностранных инвестиций, обеспечивая международные механизмы урегулирования и разрешения инвестиционных споров в арбитражном порядке. Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.

Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1990 году с целью оказания помощи бывшим социалистическим странам Центральной и Восточной Европы в формировании рыночных отношений [3].

Членами ЕБРР могут быть европейские страны, а также члены МВФ. Штаб-квартира Банка находится в Лондоне.

В Уставе ЕБРР содержится политический мандат, в соответствии с которым страны, которым Банк оказывает помощь, должны соблюдать принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

Осуществление всех полномочий ЕБРР возложено на Совет управляющих - высший распорядительный орган, в его составе каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов или лицо, занимающее аналогичную должность.

Совет управляющих выбирает Президента сроком на 4 года и его заместителя, которые являются законными представителями ЕБРР.

Совет управляющих осуществляет решение следующих вопросов:

избрание директоров и президента Банка;

изменение размера уставного капитала;

внесение изменений в Устав ЕБРР.

Исполнительным органом является Совет директоров, в состав которого входят 23 члена, избираемые каждые три года. На Совет директоров возложено решение текущих вопросов, осуществление полномочий, делегированных Советом управляющих, реализация директивных документов Банка.

Основные цели ЕБРР заключаются в том, чтобы способствовать странам Центральной и Восточной Европы в создании полноценной рыночной экономики, развитии в этих странах частной собственности и предпринимательства. Для достижения данных целей ЕБРР ставит ряд задач, среди которых основными являются:

содействие формированию и развитию частного сектора;

привлечение зарубежного и национального капитала для функционирования рыночной экономики;

осуществление инвестиций в реальный сектор и сферу услуг для устойчивого развития рыночных отношений;

оказание поддержки проектам, направленных на структурные преобразования, реформирование отдельных секторов экономики, создание и развитие рыночной инфраструктуры, решение проблем окружающей среды.

Ресурсы ЕБРР включают уставный капитал, привлеченные средства и средства, которые Банк получает при погашении кредитов и в результате реализации коммерческих инвестиционных проектов. Наибольшие доли в капитале Банка имеют США (10%), Франция, Великобритания, Япония (8,5%) и Россия (4%).

ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, инвестируя средства как в новые производства, так и в действующие предприятия. Банк также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и их структурной реорганизации, а также модернизации коммунального хозяйства.

В своей деятельности ЕБРР способствует:

развитию промышленного производства и финансового сектора;

активизации инвестиционной деятельности;

проведению структурных и отраслевых реформ;

развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;

укреплению финансовых организаций и правовых систем;

развитию адекватной инфраструктуры для поддержки частного бизнеса; ссудный капитал международный финансовый

внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.

Европейский банк реконструкции и развития стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций, вовлекает отечественный капитал и оказывает техническое содействие [1].

Большинство своих полномочий Совет управляющих передоверил Совету директоров, отвечающему за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Совет управляющих выбирает Президента, который является законным представителем ЕБРР. Президент осуществляет оперативное управление деятельностью ЕБРР согласно указаниям Совета директоров.

ЕБРР финансирует различные отрасли, но основной акцент делается на финансовый сектор, энергетику, телекоммуникации и агробизнес.

Не финансируются следующие виды деятельности:

оборонная промышленность;

табачная промышленность;

производство средств, запрещенных международным правом;

игорный бизнес;

производства и процессы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду.

Доля ЕБРР в финансируемом проекте обычно составляет 25-30%, но может быть увеличена до 49% для краткосрочного проекта. Ставка процента по кредиту может быть как плавающей, так и фиксированной. Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов. Погашение основного долга обычно производится по частям равными долями каждые полгода. В соответствии с коммерческой практикой, при подписании кредитного соглашения удерживается разовый сбор на покрытие административных расходов, связанных с подготовкой проекта.

В осуществлении валютно-кредитных операций существенную роль играет Банк международных расчетов (БМР).

БМР - первый международный банк, который был создан в 1930 г. на основании межправительственного соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии. Эти государства подписали также конвенцию со Швейцарией, в соответствии с которой БМР был размещен в Базеле. Среди первых его учредителей, помимо центральных банков названных стран, были и отдельные коммерческие банки США. Россия является членом Банка с 1996 г.

Целью создания БМР провозглашалось содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними [2].

Являясь учредителями БМР, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому БМР часто называют международным банком центральных банков.

Управление деятельностью БМР осуществляется Общим собранием и Советом директоров, а сам Банк в сущности является расчетной палатой.

Основными его функциями являются:

обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций;

выполнение роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников.

проведение депозитно-ссудных, фондовых и других операций, в том числе с золотом, а также осуществление межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений;

укрепление сотрудничества между центральными банками;

совместное проведение международных операций;

проведение консультаций по валютно-кредитным операциям.

Одной из основных операций являются инвалютные кредиты центральным банкам. Также он активно осуществляет операции "своп" с центральными банками с целью нивелирования колебаний валютного курса. БМР создан в 1930 г.

Ресурсы Банка формируются за счет краткосрочных вкладов центральных банков в иностранной валюте или золоте. Стоит отметить, что денежной единицей в БМР служит франк с золотым содержанием 0,290332 г. чистого золота. Один золотой франк равен 1,941 долл. США. Другим источником ресурсов БМР являются заемные средства.

БМР является признанным в мире крупным экономическим информационно-исследовательским центром. Он проводит политику активного сотрудничества с другими международными кредитно-финансовыми организациями.

Лондонский и Парижский клубы кредиторов представляют собой неофициальные неформальные международные объединения [4].

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Это объединение получило название "Лондонского клуба" в силу того, что переговоры по реструктуризации долга между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне. Данный клуб является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер.

В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет Банковский консультативный комитет, в его состав входят представители около 15 банков, предоставивших кредиты. Соглашение между консультативным комитетом и страной-должником о реструктуризации долга может быть официально подписано только в том случае, когда это соглашение поддерживают банки, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника. В Лондонском клубе не пересматривают процентные платежи, но могут изменить сроки погашения.

В Лондонском клубе реструктуризация долга включает следующие этапы:

. Заявление о моратории. Это уведомление для всех кредиторов о том, чтобы они не осуществляли действия против страны-должника.

. Стратегическое планирование процесса урегулирования долга. Страна-должник должна разработать стратегию реструктуризации, определить объем дополнительных запрашиваемых средств, период консолидации и погашения долга. Необходимо также подобрать внешних финансовых советников и юридических консультантов.

. Взаимодействие с Банковским консультативным комитетом. БКК являются связующим звеном между должником и его кредиторами. Он согласовывает и документально оформляет соглашения о пересмотре долга от имени всех банков.

. Подготовка информационного меморандума. Информационный меморандум содержит необходимую информацию о положении страны-должника, которая требуется для принятия взаимного решения о пакете реструктуризации.

. Долги, подлежащие и не подлежащие реструктуризации (долги МВФ, Всемирному банку, ценные бумаги, размещенные по закрытой подписке и другие внешние долги правительства, его политических ведомств, учреждений и полугосударственных предприятий, а также долги, гарантированные любыми из этих органов) [1].

Парижский клуб кредиторов это неформальное финансовое объединение лидирующих банков мира. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский клуб, и объединяет представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. В отличие от Лондонского клуба, Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Когда возникает непосредственная угроза прекращения платежей, правительство страны-должника обращается к правительству Франции с официальной просьбой о проведении переговоров с представителями стран-кредиторов.

Назначаются прямые переговоры между страной-должником, которую представляют министр финансов или председатель Центрального банка, и ее кредиторами (страны-кредиторы представляют официальные лица из министерства финансов, экономики или иностранных дел). Представители МВФ, МБРР, региональных банков развития и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей. В ходе переговоров вырабатывается комплекс рекомендаций, составляется протокол в котором официально фиксируется согласованные условия. С юридической точки зрения протокол носит только рекомендательный характер; в нем содержится предложение кредиторам и правительству страны-должника провести переговоры о заключении двусторонних соглашений о пересмотре условий погашения долговых обязательств. Хотя содержание согласованного протокола не имеет юридической силы, но положения протокола являются обязательными для подписавших его сторон. Представители стран-кредиторов и страны-должника должны заключить на основе положения протокола двусторонние соглашения, которые имеют обязательную силу, и юридическое значение. Решения в Парижском клубе принимаются на основе консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраивать представителей всех стран-кредиторов.

Россия является членом Парижского клуба с 1995 г. В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед банками-кредиторами Парижского клуба.

Заключение

Мировой рынок ссудного капитала (МРСК) представляет собой систему отношений по аккумуляции и перераспределению ссудного капитала между странами мирового хозяйства, независимо от уровня их социально- экономического развития. С институциональной точки зрения МРСК - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые совершается рыночное движение ссудного капитала между странами в зависимости от спроса и предложения на него.

Международный рынок ссудных капиталов, осуществляя международный оборот ссудного капитала, способствует непрерывности кругооборота промышленного и торгового капиталов различных стран. На практике данный рынок выглядит как единство и взаимодействие рынков трех уровней: национальных, региональных, мирового. Последнее означает, что стираются границы между этими рынками (так как наблюдается либерализация международных перемещений ссудного капитала даже в развивающихся странах), сокращается степень автономности национальных рынков (они подвергаются тем же потрясениям, что и мировой), растет их интеграция и унификация операций.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

К международным кредитно-финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.

Список использованной литературы

1. Максимова В.Ф., Максимов К.В., Вершинина А.А. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты: Учебное пособие. / - М., 2013.

. Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения. М.: Кнорус, 2014.

. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. М.: Кнорус, 2013.

. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Красавиной Л.Н., М.: Финансы и статистика, 2015.

Похожие работы на - Мировой рынок ссудных капиталов и международные финансовые институты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!