Методы анализа факторов внешней среды предприятии РУП ГЗ 'Гидропри-вод'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    377,14 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы анализа факторов внешней среды предприятии РУП ГЗ 'Гидропри-вод'

ВВЕДЕНИЕ

Организация существует и функционирует во взаимосвязи со множеством факторов. Эти факторы по разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда - это источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство белорусских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности.

Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Глава 1. Характеристика факторов внешней среды предприятия. методы их анализа

.1 Теоретические аспекты анализа факторов внешней среды предприятия

Любая фирма находится и функционирует в определенной среде. Каждое действие всех без исключения хозяйствующих субъектов возможно только в том случае, если среда допускает его. Внешняя среда является источником, питающим фирму ресурсами, необходимыми для формирования и поддержания ее потенциала.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды [14].

Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке. Она должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.

Внешняя среда, воздействующая на предприятие, может рассматриваться с двух точек зрения: а) как совокупность факторов, порождающих силы воздействия на предприятие; б) как совокупность сил воздействия, порожденных факторами.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния [17].

Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д. [5, с 14-17].

Оценка внешней среды осуществляется для того, чтобы:

-       выявить изменения, которые воздействуют на разные аспекты стратегии. Например, повышение цен на автомобильное топливо может создать определенные проблемы для фирм, производящих автомобили. Поэтому последние должны постоянно отслеживать динамику цен на рынке топлива в рамках стратегического планирования, чтобы выбирать оптимальный объем двигателей;

-       определить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для фирмы. Например, конкуренты могут неожиданно создать барьеры для товаров фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству фирмы постоянно быть готовым к любым действиям конкурентов, их потенциальным угрозам;

-       оценить, какие факторы внешней среды можно использовать для достижения стратегической цели. Это позволяет направить усилия фирмы в наиболее благоприятном для развития бизнеса направлении.

Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.

На рисунке 1.1 представлены факторы воздействия на внешнюю среду предприятия.

Рисунок 1.1 - Факторы внешней среды

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы, и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы [7,13-15].

Все факторы можно разделить на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. К ним относят следующие субъекты, которые будут рассмотрены далее: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы. Поставщики. С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Рисунок 1.2 - Среда прямого воздействия

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Организации обязаны соблюдать требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

Потребители. Самовыживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно.

Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. К основным факторам косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, социокультурные и политико - правовые, а также международные изменения.

конкурент экономический финансовый показатель

Рисунок 1.3 - Среда косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Состояние экономики. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем

Социокультурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером служит производство одежды. Люди зачастую готовы платить больше за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера.

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рывки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (даже к национализации иностранной собственности) или установлению специальных пошлин на импорт.

Отношения с местным населением. Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города [7,13-15].

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что на деятельность предприятия значительное влияние оказывают факторы внешней среды (как прямые, так и косвенные). Поэтому, внешней среде и ее факторам должно уделяться значительное количество времени, при проведении анализа деятельности предприятия.

1.2 Сравнительная характеристика и содержание известных методик анализа факторов внешней среды предприятия

Анализ факторов внешней среды помогает получить важные результаты:

-       прогнозировать непредвиденные обстоятельства;

-       разработать меры предупреждения неблагоприятных непредвиденных обстоятельств и угроз;

-       помогает превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Роль анализа факторов внешней среды заключается в получении ответа на вопросы:

-       где находится организация по отношению к другим участникам бизнеса;

-       где, по мнению высшего руководства, должна находиться фирма в будущем;

-       что необходимо сделать в фирме, чтобы она переместилась из положения, в котором находится, в то положение, где ее хочет видеть руководство.

Для анализа факторов внешней маркетинговой среды предприятия применяется множество различных методических приемов, которые можно разделить на две основные группы:

)        Общие методы анализа. Данная группа методов, вследствие их универсальности, применима ко всем группам факторов внешней среды.

)        Специальные методы. Данная группа методов применяется для анализа отдельных групп факторов внешней маркетинговой среды, например, конкурентных, или отдельных ее характеристик, например, нестабильности.

Рассмотрим подробнее наиболее известные методики.

)        Методика анализа факторов макросреды предприятия (методики «PEST»-анализа и «STEP»-анализа)

Цель использования методики «PEST»-анализа: выявить важнейшие факторы макросреды предприятия, оказывающие на его деятельность и ее перспективы решающее значение. Этот аналитический инструмент стратегического маркетингового планирования развивается с начала 60-х гг. XX века с появлением работ Ф. Селзника «Руководство в администрировании» (1957) и А. Чандлера «Стратегия и структура» (1962). Основная идея методики состоит в том, что в составе макросреды предприятия можно выделить четыре основных их группы - политические, экономические, социальные и технологические факторы. Именно они должны подвергнуться анализу в первую очередь. Анализ проводится в контексте выявления возможностей и угроз «дальнего окружения», факторы которого оцениваются в плоскости: влияние на предприятие - вероятность их реализации.

Методика «STEP»-анализа является модификацией описанной выше методики «PEST»-анализа. Цель использования методики «STEP»-анализа: провести анализ влияния внешней среды с точки зрения правового, политического, социально-демографического, экономического, научно-технического, экологического, культурного и т. п. воздействия, которое она оказывает на деятельность предприятия.

Основное отличие «STEP»-анализа от «PEST»-анализа является отсутствие этапа оценки значимости проанализированных факторов макросреды и их дальнейшего анализа при помощи специальных методик.

)        Методика качественного анализа важности факторов внешней маркетинговой среды предприятия.

Цель использования методики: выявить основные возможности и угрозы для предприятия и его деятельности, имеющие место в его внешнем окружении.

Основная идея методики: целевая направленность использования систем управления, в рамках которых применяется рассматриваемая методика, заключается в поиске таких сегментов внешнего окружения, степень нестабильности (и другие характеристики) которых соответствовали бы имеющемуся у предприятия потенциалу и в перепозиционировании предприятия в эти сегменты. При этом главным средством реализации данной задачи является стратегия предприятия. Целевая направленность использования стратегического управления как системы управления заключается в трансформации имеющегося у предприятия потенциала с целью обеспечения его соответствия степени нестабильности (и другим характеристикам) внешнего окружения, в котором оно функционирует. При этом главным средством реализации данной задачи является стратегия предприятия. Таким образом, и в том, и в другом случае важнейшим условием разработки эффективной стратегии предприятия является знание состояния его внешнего окружения, которое достигается путем проведения его анализа.

)        Методика количественного анализа важности факторов внешней маркетинговой среды предприятия.

Цель использования методики: выявить значимые для деятельности предприятия и ее результатов факторы внешней среды.

Основная идея методики: качественный анализ факторов внешней среды позволяет получить информацию об их воздействии на деятельность предприятия. Однако он носит качественный, а следовательно, субъективный характер. Для получения объективной информации о значимости фактора и силе его воздействия на деятельность применяется количественный анализ. Преимущество количественного анализа заключается еще и в том, что получаемые оценки являются количественными, что позволяет использовать их при прогнозировании и планировании деятельности предприятия. Для проведения количественного анализа факторов внешней среды могут применяться разные методы, однако наиболее часто используемыми являются корреляционный и регрессионный анализ.

)        Методика комплексной оценки возможностей и угроз во внешней среде предприятия, его сильных и слабых сторон (методика «SWOT»-анализа).

Метод СВОТ (SWOT - «сила», «слабости», «возможности», «угрозы») один из наиболее популярных методов оценки внешней и внутренней среды предприятия.

Цель использования методики: определить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы, исходящие из его внешней среды. Сильные стороны (strengths) - преимущества предприятия; слабые стороны (weaknesses) - недостатки предприятия; возможности (opportunities) факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества предприятию на рынке; угрозы (threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение предприятия на рынке.

«SWOT»-анализ - это промежуточное звено между формулированием стратегического видения и миссии предприятия и определением его целей и задач.

Основная идея методики: оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у него стратегических перспектив и возможностей их реализации. При этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует, что необходима переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на ранее достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы), на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы) и их преодоление при помощи новых товаров и технологий.

Результаты анализа оформляются в виде четырехклеточной матрицы.

)        Методика качественного анализа значимости факторов внешней маркетинговой среды предприятия.

Цель использования методики: выявить наиболее значимые факторы внешней среды с точки зрения их воздействия на предприятие.

Основная идея методики: в рамках анализа внешней среды предприятия исследуется множество факторов, результаты анализа которых потом должны быть учтены при разработке стратегии реагирования предприятия на изменения, происходящие во внешней маркетинговой среде. Однако учет всех факторов внешней среды при разработке стратегии чрезвычайно труден и даже невозможен как вследствие ограниченности имеющихся ресурсов, так и из-за отсутствия времени. Поэтому при разработке маркетинговой стратегии учитывают только наиболее значимые факторы внешней среды, которые выявляются при помощи специальных методов - метода «5х5», перечня из 4 вопросов, матрицы «вероятность усиления фактора - воздействие фактора на организацию» [4, c 18-37].

Таким образом, рассмотрев все вышепредставленные методы, можно сказать, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому фирма должна определить, какой из данных факторов будет наиболее выгодным и подходящим конкретно под ее цели и задачи.

1.3 Пути повышения эффективности деятельности предприятия на основе учета факторов внешней среды на деятельность предприятия

Внешняя среда включает в себя все факторы, которые находятся за пределами предприятия и могут на него воздействовать. Внешняя среда предприятия пребывает в непрерывном движении и изменении: меняются вкусы потребителей, изменяется законодательная система, новые технологии способствуют совершенствованию процессов производства, действуют еще и многие другие факторы.

Поскольку от руководства зависит выживание организации, то появляется проблема выявления существенных факторов, которые повлияют на деятельность организации и поиск подходящих способов реагирования на внешние воздействия. Т.е. иначе говоря, нужно найти методы, способствующие адаптации к условиям внешней среды. Безусловно, что учесть все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы просто невозможно, в связи с этим возникает проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит деятельность организации. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу. Весь этот процесс сопровождается разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причём, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

Руководство фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других. Способность предприятия адекватно реагировать и преодолевать эти изменения является одной из наиболее важных составляющих ее успех. Поэтому необходимо регулярно проводить анализ внешней среды своего предприятия, а именно анализ факторов внешней среды. Если возникают проблемы - обязательно искать пути их решения. Это можно делать при помощи методов анализа факторов внешней среды, представленных в пункте 1.2.

Анализ факторов внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы.

Анализ помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности.

Взаимодействие компании и внешней среды позволяет уменьшить присущую каждой системе энтропию. Именно во внешней среде находятся ресурсы и возможности для дальнейшего развития фирмы. Можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

-       особенностью производственного процесса;

-       характером внешней среды.

Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако ей не следует плыть в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Поэтому организации следует постоянно изучать среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывать стратегию взаимодействия, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.

Для того, чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности проведения анализа факторов внешней среды предприятия, необходимо рассмотреть то, как данный анализ в принципе проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что теперь ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. Об этом говорит то, что результаты проводимых маркетинговых исследований среди руководителей разных рангов показали, что в целом сегодня руководство осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы внутренней среды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие. В то же время факторам внешней среды, за исключением экономических условий в стране, получают довольно низкую оценку, хотя они могут иметь самое решающее значение для предприятия. В связи с этим можно сделать вывод, что еще не все руководители достаточно четко представляют значение для предприятий ряда факторов внешней среды.

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЕГО ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических и финансовых показателей РУП «ГЗ Гидропривод»

Республиканское унитарное предприятие «Гомельский завод Гидропривод» основано в 1961 году и является одним из ведущих предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь. В 1977 году на базе завода образовано объединение, в которое в настоящее время входят дочерние предприятия «Наровлянский завод гидроаппаратуры» и Хойникский завод «гидроаппаратуры».

Республиканское унитарное предприятие «Гомельский завод «Гидропривод» с момента своего создания и до начала 90-х годов специализировался на выпуске гидроприводов и гидрооборудования для станкостроительной промышленности СССР. В 1991г., в результате резкого снижения спроса на станочную гидравлику, значительная часть мощностей завода перепрофилирована на выпуск тракторных узлов для РУП «ПО «Минский тракторный завод». Современное оборудование, гибкие технологии и, прежде всего, квалифицированные кадры, позволяют изготавливать продукцию широкой номенклатуры и наладить производство по мировым стандартам.

К основным достижениям в деятельности завода следует отнести постоянную и целенаправленную работу по расширению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества, внедрению новых технологий и ресурсосберегающих мероприятий.

Наиболее существенным в выполнении плана новой техники явилось обеспечение программы выпуска тракторов РУП МТЗ.

Поэтому техническая и маркетинговая политики зависят от изменений структуры производства РУП МТЗ. Взятое на ближайший период направление по опережающему выпуску новых энергонасыщенных тракторов моделей 2522, 2822, 3022 по отношению к серийным моделям и наращиванию мощностей для выпуска тракторов и машин других моделей, завершение работ по замене гидрораспределителя Р80 на РП70 требует от РУП «Гомельский завод «Гидропривод» проведения работ по подготовке производства, модернизации действующих и вводу новых производственных мощностей, сертификации продукции в соответствии с требованиями систем менеджмента качества ISO 9000 и в перспективе - менеджмента окружающей среды ISO 14000.

Основной сферой деятельности РУП «Гомельский завод «Гидропривод» является производство узлов для сельхозмашин, мобильной техники и гидроаппаратуры для станочных гидроприводов. Выпускаемые на заводе изделия применяются практически во всех отраслях промышленности. Такая многопрофильность изделий завода определяет высокую степень зависимости производства от изменения спроса на рынках Беларуси, стран СНГ и дальнего зарубежья и требует постоянного оперативного реагирования на эти изменения.

Для комплектации тракторов и сельхозмашин ПО «Минский тракторный завод», РУП «Гомсельмаш» и филиала ОАО «МАЗ» «Завод «Могилевтрансмаш» предприятием выпускается широкая номенклатура изделий.

По номенклатуре товаров-представителей на 2012 год РУП «Гомельский завод «Гидропривод» выпускает 3 ассортиментные группы: комплектующие тракторов и сельхозмашин, гидрооборудование и ТНП.

Таблица 2.1 - Показатели ассортимента продукции РУП «Гомельский завод Гидропривод».

Широта

Глубина


2010г.

2011г.

2012г.

комплектующие тракторов и сельхозмашин

20

23

27

гидрооборудование

10

12

12

ТНП

8

8

11

Насыщенность

38

43

50

Источник: отчетность предприятия

Исходя из данных таблицы 2.1, показатель широты ассортимента равен 3 (он включает 3 ассортиментные группы). Можно судить, что предприятие нацелено на расширение своей основной номенклатуры. Глубина ассортиментных групп варьируется в пределах от 8 до 27 товарных единиц. Показатели насыщенности выглядят следующим образом: 2010г. - 38, 2011г. - 43, 2012г. - 50 видотипов. Это значит, что предприятие может удовлетворить потребности 50 различных покупателей.

Рассмотрим основные показатели хозяйственной деятельности предприятия в таблице 2.2. Источниками информации для анализа служит «Бухгалтерский баланс» за 2008, 2009 и 2010 годы и «Приложения к бухгалтерскому балансу» представленные в ПРИЛОЖЕНИИ А.

Таблица 2.2 - Основные технико-экономические показатели деятельности РУП «Гомельский завод «Гидропривод»

 

Наименование показателей

Года

Абсолютное изменение

Темп роста

 


2010 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г. /2010 г.

2012г /2011г

2011 г./2010 г

2012г. / 2011г

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Объем производства продукции в текущих ценах за вычетом налогов, млн. руб.

51279

93216

168560

41937

75344

181,78

180,73

 

Объем отгруженной продукции, млн. руб.

51911

96122

147560

44211

51438

185,17

153,51

 

Затраты на производство продукции (работ, услуг), млн. руб.

50824

85679

151140

34855

65461

168,58

176,40

 

- материальные затраты (МЗ), млн. руб.

20116

26019

42850

5903

16831

129,34

164,69

 

сырье и материалы

1858

2214

4840

356

2626

119,16

218,61

 

топливо

545

739

1295

194

556

135,96

175,24

 

электоэнергия

3129

3847

5950

718

2103

122,95

154,67

 

теплоэнергия

440

438

490

-2

52

99,55

111,87

 

- расходы на оплату труда, млн. руб.

13088

16397

24840

3309

6443

125,28

151,49

 

- отчисления на социальные нужды,, млн.руб.

4562

5307

8430

745

3123

116,33

158,85

- амортизация основных средств и нематериальных активов (Ао), млн. руб.

1148

591

1580

-557

989

51,48

268,34

- прочие затраты, млн.руб.

3923

2510

4270

-1413

1760

63,98

170,12

Выручка от реализации продукции с НДС, млн. руб.

52 263

61399

99490

9136

38091

117,48

162,04

Выручка от реализации продукции (без НДС), млн.руб.

41810

49119

79592

7309

30473

117,48

162,04

Себестоимость реализованных товаров (С), млн. руб.

43 340

50274

83887

6934

33613

115,99

166,86

Налоги, сборы, платежи, млн.руб.

7 506

9488

10150

1982

662

126,41

106,98

Прибыль отчетного периода, млн. руб.

311

217

1980

-94

1763

69,77

912,44

в т.ч. прибыль от реализации (ПР), млн.руб.

1 296

1434

5223

138

3789

110,65

364,23

Чистая прибыль, млн. руб.

293

181

1955

-112

1774

61,77

1080,11

Рентабельность реализованной продукции, %

3,1

2,9

6,5

-0,2

3,6

93,55

224,14

Рентабельность продаж, %

2,9

2,9

6,2

0

3,3

100

213,79

Численность персонала (Чп), чел.

1495

1443

1420

-52

-23

96,52

98,41

Производительность труда, млн.руб.

34,7

66,1

103,2

31,4

37,1

190,5

156,13

Фонд заработной платы (ФЗП), млн. руб.

13088

16397

24840

3909

8443

125,28

151,49

Среднемесячная заработная плата ППП, тыс. руб.

826,7

986,3

1596,3

159,6

610

119,31

161,85

Добавленная стоимость (ДобС), млн.руб.

19733

21845

34607

2112

12767

110,70

158,42

1441

772

3535

-669

2763

53,57

457,9

Материалоотдача, руб. / руб.

2,5

3,6

3,9

1,1

0,3

144

108,3

Зарплатоотдача, руб. / руб.

3,2

3,0

3,2

-0,2

0,2

93,75

106,67

 

Амортизациоотдача, руб. / руб.

36,4

83,11

50,4

46,71

-32,71

228,3

60,64

 

Выручка от реализации на 1 работника, млн.руб.

28

34

56,1

6

22,1

121,4

165,0

 

Прибыль от реализации на 1 работника, млн.руб.

0,87

0,99

3,68

0,12

2,69

113,8

371,7

 

Чистая прибыль на 1 работника, млн.руб.

0,20

0,13

1,38

-0,07

1,25

65

106,9

 

Чистая прибыль на 1 рубль заработной платы, руб.

0,02

0,01

0,08

-0,01

0,07

50

800

 

Добавленная стоимость на 1 работника, млн.руб.

13,20

15,14

24,37

1,94

9,23

114,7

160,9

 

Соотношение расходов на оплату труда и добавленной стоимости

66,33

75,06

71,78

8,73

-3,28

113,2

95,63

 

Доля налогов в выручке от реализации, %

14,36

15,45

10,20

1,09

-5,25

107,6

66,02

 

Доля чистой прибыли в составе прибыли отчетного периода, %

94,2

83,4

98,7

-10,8

15,3

88,5

118,3

 

Глубина добавленной стоимости, %

0,03

0,03

0,01

0

-0,02

100

33,3

Источник: отчетность предприятия

Проанализировав данные таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы:

Объем произведенной продукции с каждым годом растет, что является положительной тенденцией, т.к. это потенциально увеличивает возможную прибыль от ее реализации. Объем отгруженной продукции также растет, что свидетельствует о востребованности производимой продукции, а значит и о развитии предприятия.

Однако, превышение объемов произведенной продукции над выручкой от реализации является отрицательным моментом. Это говорит о том, что часть продукции остается на складах. Хотя сама выручка и увеличивается с каждым годом (темп роста 2011г к 2010г 117,48%, а 2012г к 2011г 162,04).

Помимо этого, возросла и себестоимость продукции, что также является негативным моментом. Это говорит о высокой стоимости сырья. В 2010 году она составляла 43340 млн.руб., а в 2012 уже 83887 млн.руб..

Что касается прибыли от реализации, то в 2011 году она снизилась по сравнению с 2010 (217 к 311), однако уже в 2012 году резко возросла до 1980 млн. руб.. Темп роста 2011г. к 2010г.составил 69,77%, а 2012г к 2011 912,44%.

Рассмотрим рентабельность реализованной продукции. Она показывает сколько прибыли предприятие получает из тех затрат, что были заложены в себестоимость продукции. Также как и показатель прибыли, данный показатель колеблется, сначала падает (с 331% в 2010 до 2,5% в 2011г.), а затем возрастает (6,5% в 2012г.).

Рентабельность продаж оставалась неизменной в 2010 и 2011 годах (2,9%), но в 2012г.возросла до 6,2%.

Численность работников на предприятии снижается: в 2010г. 1495чел., а в 2012 уже 1420чел. Однако данный показатель снижается вследствие автоматизации рабочего процесса. Производительность труда также увеличивается.

Фонд заработной платы и среднемесячная заработная плата с каждым годом растет.

Размер добавленной стоимости увеличивается из года в год. Темп роста 2011 к 2010г составил 110,70%, а 2012 к 2011г - 156,13%. Это является положительной тенденцией.

Чистый доход - это доход за вычетом из него обязательных платежей (налогов, процентов за банковский кредит и т.п.). В нашем случае данный показатель колеблется: подает в 2011 (до 772млн.руб.)и увеличивается в 2012 (до 3535млн.руб.).

Следующий показатель - материалоотдача. Материалоотдача - это отношение стоимости выпущенной продукции к стоимости затраченных материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов. Наш показатель постепенно увеличивается, что свидетельствует о том, что предприятие рационально и эффективно использует вои ресурсы.

Зарплатоотдача показывает величину результата, приходящуюся на один рубль выплаченной заработной платы. Этот показатель колеблется: 3,2 в 2010г., 3,0 в 2011г. и 3,2 в 2012 году.

Амортизациоотдача показывает, сколько денежных единиц выручки от продажи продукции приходится на одну денежную единицу потребления основных средств в процессе производства. В нашем случае показатель колеблется: в 2010г. 36,4руб, в 2011г. 83,11, а в 2012г. 50,4руб..

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предприятие имеет относительно стабильное положение. Однако все же необходимо устранять наиболее важные угрозы. Таковыми являются себестоимость продукции (ее необходимо снижать ,возможно, за счет снижения стоимости закупаемого сырья, посредством поиска новых поставщиков), а также нужно увеличивать объемы реализованной продукции.

2.2 Анализ реализации продукции РУП «ГЗ Гидропривод»

Основными потребителями продукции являются предприятия производители сельскохозяйственной и мобильной техники, предприятия общего машиностроения, производители универсального и специализированного станочного оборудования Республики Беларусь, СНГ и стран дальнего зарубежья.

В настоящее время основную долю выпускаемой продукции предприятие поставляет на рынок Республики Беларусь. Большую часть производимых нашим предприятием гидравлических узлов потребляют РУП «Минский тракторный завод», РУП «Гомсельмаш», РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», ОАО «Бобруйскагромаш» и другие.

Анализ рынка Российской Федерации и СНГ показывает существование значительного интереса потребителей к продукции нашего производства.

Таблица 2.3 - Реализация продукции по регионам в действующих ценах, без налогов за 2012 г. РУП «Гомельский завод «Гидропривод»

Регионы

Млн. руб.

Удельный вес, в %

Всего отгружено

49535

100

Беларусь

45569

92,0

Страны СНГ, в т.ч.

3273

6,6

Россия

3254

6,6

Другие страны СНГ

19

0,04

Дальнее зарубежье

693

1,4

Источник: документация предприятия

Из таблицы 2.2 видно, что основная доля реализованной продукции приходится на внутренний рынок. Наименьший объем реализуется в страны дальнего зарубежья.

Заводом выпускается гидрооборудования для станков и сельскохозяйственной техники. Аналоги изделий для станкостроения выпускаются машиностроительными предприятиями Российской Федерации. В конкурентной борьбе заводу удается удерживать стабильный сектор рынка. Доля продукции для станкостроения в общем объеме производства составляет 5,1 %. Основной продукцией для завода является гидроаппаратура для сельхозмашиностроения, ее доля составляет 91,4 %.

Аналоги гидроузлов для сельскохозяйственной и мобильной техники выпускает: ОАО «Мелитопольский завод тракторных гидроагрегатов» Украина, принадлежащее в данное время ЗАО «Гидросила» г. Кировоград, ОАО «Гидравлик» г. Грязи, Липецкой обл., РФ.

Аналоги станочной гидравлики в странах СНГ выпускают ОАО «Гидравлик» г. Грязи, Елецкая обл., Ульяновский ОАО «Гидроаппарат» г. Ульяновск, ОАО «Ковровский электромеханический завод» г. Ковров, ООО «Коммунар» г. Саракташ, Оренбургской обл., РФ.

Преимуществом продукции, выпускаемой заводом, является ее качество и приемлемая цена, обеспечиваемая за счет постоянной работы по снижению издержек производства, оперативности поставок, малой доли транспортных расходов, дифференцированного подхода в выборе формы оплаты, наличие на предприятии сервисного обслуживания. В связи с этим РУП «Гомельский завод «Гидропривод» стал основным поставщиком продукции на конвейер РУП «МТЗ». Анализ рынка сбыта основных видов продукции подтверждает прогнозы на увеличение спроса, который основывается на имеющихся заявках от РУП «МТЗ» и фирм из ближнего и дальнего зарубежья.

В связи с тем, что основная продукция завода является импортозамещающей и имеет более высокое качество - достигнут стабильный объем поставок на внутреннем и внешнем рынках.

Анализ динамики развития рынков сбыта продукции показывает, что ежегодно на внутренний рынок Республики Беларусь поставляется приблизительно 92,0 % всей продукции.

В 2010 - 2012 г. значительная доля отгружаемой продукции предприятием приходится на внутренний рынок (таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Поставки по регионам РУП «Гомельский завод «Гидропривод», %

Регион

Периоды


2010 г

2011 г

2012 г

Внутренний рынок Беларусь

93,7

92,0

92,0

Ближнее зарубежье

4,7

6,6

7,0

Дальнее зарубежье

1,6

1,4

1,0

Источник: документация предприятия

В таблице 2.5 представлены данные по отгрузке продукции РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в фактич. ценах, без налогов, млн. руб. 2011 год

Таблица 2.5 - Отгрузка продукции РУП «Гомельский завод «Гидропривод»по странам-грузополучателям в 2011г., в фактич. ценах, без налогов ( млн. бел. руб.)

Период

Всего

Внутренний рынок

Экспорт





Всего

РФ

СНГ без РФ

ДЗ

в т.ч. новая продукция

Январь

4502

4083

419

317

0

102

1474

Февраль

4720

4514

206

157

0

49

1132

Март

5795

5286

509

477

0

32

1368

1 квартал

15017

13883

1134

951

0

183

3974

Апрель

5980

5821

159

61

0

98

1744

Май

6561

5787

774

616

0

158

1455

Июнь

8031

7663

368

143

0

225

1889

1 полугодие

35589

33154

2435

1771

0

664

9062

Июль

7208

6514

694

694

0

0

1406

Август

7918

7464

454

341

0

113

2091

Сентябрь

9617

8646

971

699

119

153

2775

9 месяцев

60332

55778

4554

3505

119

930

15334

Октябрь

9085

8704

381

381

0

0

2149

ноябрь

11627

9280

2347

1430

112

805

2645

Декабрь

12929

11262

1667

811

267

589

3326

Год

96122

85024

8949

6127

498

2324

23454

Удельный вес %

100%

90,5

9,5

6,5

0,5

2,5


Источник: документация предприятия

Основными потребителями гидроузлов для тракторов и сельхозмашин, на рынках Республики Беларусь являются: РУП «Минский тракторный завод», РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», РУП «Гомсельмаш», ОАО «Амкодор», РУП «САЗ»; на рынках СНГ: ООО «ИнтерАгроЗапчасть» г. Липецк, РФ ООО «Агроснабженческая компания «БелАгроСервис», г. Ивантеевка, РФ, на рынках стран дальнего зарубежья: фирма «HABI Kft», Венгрия, агрофирма «Джейрана», Литва, ООО «Пронар», Польша.

Одним из стратегических аспектов в организации сбыта является налаживание прямых связей с хорошо отлаженной сбытовой сетью ПО «МТЗ», что позволит постоянно осуществлять реализацию продукции собственного производства на внешнем рынке. Главным условием успешного решения поставленной задачи является обязательное исполнение Торговыми домами ПО «МТЗ» требований, изложенных в руководящих документах, касающихся организации сотрудничества с предприятиями-производителями, входящих в состав ПО «МТЗ», а именно: совместное создание дилерской сети по реализации запасных частей, совместная маркетинговая, выставочная и рекламная деятельность.

С целью расширения рынков сбыта и дальнейшего сотрудничества в продвижении продукции РУП «ГЗ «Гидропривод» в страны дальнего зарубежья на 2011г. были заключены контракты с фирмами: «Universal for export & import», Египет, «Ветка машин», Вьетнам, TRUNG NAM PHAT Trading & Service Company Limited, Вьетнам.

Расширение внешнеэкономических связей, сопровождающееся усилением конкурентных отношений и укреплением товаропроводящей сети, опирается на продуманную структурную и организационную политику при оптимальном сочетании мер на каждом этапе, что не дает ослаблению позиций предприятия в сложившемся внешнем рынке. Прогноз на увеличение спроса продукции завода основывается на выполнении плана подготовки производства новых импортозамещающих и экспортоориентированных изделий, а так же за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и соблюдения всех требований действующей системы менеджмента качества.

Сбыт продукции собственными сбытовыми подразделениями свидетельствует о жизнеспособности данного вида сбытовой сети, ориентированной на реализацию исключительно продукции завода, и все усилия маркетологов и инженеров по сбыту которой распределены согласно её общей маркетинговой и сбытовой стратегии.

Таблица 2.6- Состояние и динамика развития собственной товаропроводящей сети

Вид ТПС

Местонахождение

Объем реализации (тыс. долл. США)



2010 г

2011 г

2012 г

Совместные предприятия с вложением капитала

-

-

-

-

Филиалы, представительства и т.д. с текущим финансированием

-

-

-

-

Дилеры, дистрибьюторы

РФ

1065,3

852,3

1050,0

1. ООО «ИнтерАгроЗапчасть»

г. Липецк

394,9

625,0

2. ООО «аТРиум»

г. Тольятти

67,7

75,5

95,0

3. ООО «ОГМ-Снаб»

г. Москва

75,1

127,7

140,0

4. ОАО «Агроснабженческая компания «БелАгроСервис»

г. Ивантеевка Московская обл.

191,3

150,5

190,0

5. ЗАО «Экспортно-промышленная фирма «Судотехнология»

г.Санкт-Петербург, РФ.

336,3

-

-

Консигнационные склады

-

-

-

-

Фирменные магазины

-

-

-

-

Фирменные секции

-

-

-

-

Источник :данные предприятия

С целью организации товаропроводящей сети заключены долгосрочные договоры на оказание дилерских услуг с: ООО «ОГМ-снаб» г. Москва, ООО «аТРиум» г. Тольятти, ООО «ИнтерАгроЗапчасть» г. Липецк, а так же с ООО «Агроснабженческая компания «БелАгро-Сервис», г. Ивантеевка, Московская обл., ЗАО ЭПФ «Судотехнология», РФ.

Дилером ЗАО ЭПФ «Судотехнология» была высказана заинтересованность в закупке МУ-466 для реализации на рынках следующих стран: Азербайджан, Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, Куба, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Чехия и Эстония. В Российской Федерации потребность в МУ-466 составляет до 50шт. на 1-2года.

В перспективе планируется увеличение объемов поставок изделий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

С целью увеличения количества заключенных договоров, поиска новых партнеров, снижение запасов готовой продукции а также закрепления взаимовыгодного сотрудничества, за отчетный период неоднократно проводились деловые переговоры и выезды представителей завода в Россию и Украину.

С целью увеличения объёмов продаж на внутреннем рынке, в марте 2009г. состоялось посещение руководством завода филиалов Республиканского объединения «Белагросервис», расположенных в Минской, Витебской, Брестской, Гродненской, Гомельской, Могилевской областях. В результате чего были заключены договоры с 10-ю филиалами

-       РО «Белагросервис»;

-       РО «Белагросервис» на сумму 31,1 млн. руб. РБ.;

-       ЧУП «Мозырьсельмашсервис» на сумму 17,9 млн. руб. РБ.;

-       ОАО «Гомельоблагросервис» 40,7;

-       ОАО «Кобринагромаш» 51,9;

-       ЧПУП «Мозырьагросервис» 5,8;

-       ОАО «Заднепровский межрайагросервис» 14,6 (договор реализации);

-       ОКУПТП «Брестоблагросервис» 6,2 (договор реализации);

-       ОАО «Западно-Двинский МРС» 58,3;

-       ОУП «Мостовский ремонтный завод» 25,6;

-       ОАО «Солигорский райагросервис» 7,2 ;

В результате встречи с представителями ОАО «Бобруйскагромаш» в августе изготовлена путём доработки из имеющихся на складе и отгружена опытная партия гидрораспределителей с тросовым управлением 4РП70 822 2-3000-0 в кол-ве 30 шт. Согласована к поставке имеющаяся в наличии продукция и отгружена на общую сумму 93,2 млн. рублей.

Выполнение заявок на продукцию основных потребителей, к которым относятся РУП «Минский тракторный завод», РУП «Гомсельмаш», РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и ОАО «Бобруйск-агромаш», позволяет обеспечить стабильный ежемесячный объем производства и реализации готовой продукции. Удельный вес поставок на внутренний рынок составляет 92,8 % от общего объема поставок, в том числе ТНП - 1,8 %. Удельный вес поставок на внешний рынок составляет 7,2 %.

Подводя итог по анализу реализации продукции предприятия, можно сказать, что РУП «ГЗ «Гидропривод» реализует свою продукцию во многих странах мира. Однако основная доля приходится на отечественный рынок. Поэтому, предприятию необходимо расширять список своих клиентов из зарубежных стран, особенно, в стран дальнего зарубежья.

2.3 Анализ организации и эффективности маркетинговой деятельности предприятия РУП «ГЗ Гидропривод»

Управление маркетинга и сбыта (далее управление или УМиС) является структурным подразделением РУП «Гомельский завод «Гидропривод». Руководство управлением осуществляется начальником УМиС, который назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором завода и подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по коммерческой работе - первому заместителю генерального директора. В своей работе управление маркетинга и сбыта руководствуется приказами и другими нормативными актами предприятия и вышестоящей организацией, в том числе стандартами системы менеджмента качества, документами системы управления охраной труда, планами работ, а так же настоящим положением. Распределение обязанностей между работниками управления производит начальник управления с учетом штатного расписания, исходя из необходимости охвата всех направлений деятельности в соответствии с настоящим положением.

В УМиС входят также и обязанности бюро маркетинговых исследований и ВЭС. Отдел обеспечивает весь комплекс работ, связанный с внешнеэкономической и маркетинговой деятельностью в соответствии с действующим положением на заводе; изучает рынок сбыта товарной продукции завода и предприятий конкурентов, делает сопоставительный анализ по ценам и качественным характеристикам аналогичной продукции отечественного и зарубежного производства, осуществляет рекламную деятельность производимой продукции, осуществляет комплекс мероприятий по изучению и учету всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров к потребителю на внутреннем рынке, на рынках стран СНГ и дальнего зарубежья посредством, тщательного и всестороннего изучения рынка, потребности в освоенной в производстве продукции и разработку концепции создания новых товаров.

Преимуществом изделий выпускаемых заводом является более высокое их качество. В связи с этим РУП «Гомельский завод «Гидропривод» стал основным поставщиком продукции на конвейер РУП «МТЗ». Это позволило обеспечить стабильный объем поставок на внутренний (конвейер РУП «МТЗ») и внешний (сервисные центры и торговые фирмы) рынки. Анализ рынка сбыта основных видов продукции подтверждает прогнозы на увеличение спроса, который основывается на имеющихся заявках РУП «МТЗ» и фирм из ближнего и дальнего зарубежья.

Завод ориентируется на высокий объём реализации или увеличение доли продаж по сравнению с конкурентами. В политике ценообразования РУП ГЗ “Гидропривод” придерживается нескольких целей - сбыт продукции и получение прибыли. Оно заинтересовано в насыщении рынка и росте сбыта. В связи с переводом изготовления деталей собственного производства на покупные основными поставщика заготовок стали ОАО «Оршанский инструментальный завод», ДРУП «Хойникский завод гидроаппаратуры», ДРУП «Наровлянский завод гидроаппаратуры», РУП «Сморгонский агрегатный завод». За последние два года на «покупные» переведено более 150 наименований заготовок.

Последующая оплата по заключенным договорам на поставку материалов и комплектующих, в объеме всех закупок, составляет 90%.

Доставка материалов осуществляется собственным автотранспортом или автотранспортом сторонних организаций за счет собственных средств.

Рекламная и выставочная деятельность предприятия направлена на привлечение новых покупателей и закрепление отношений с имеющимися потребителями, является стратегической составляющей маркетинговой деятельности предприятия. В качестве рекламных мероприятий опубликованы две статьи в ОАО «Народная газета» и «Гомельские ведомости»; опубликован рекламный модуль в международном журнале «Директор»; в информационном справочнике «Беларусь-XXI век»; размещена рекламная информация в бизнес-каталоге «Предприятия Гомельской области Республики Беларусь».

Расходы на маркетинговую, рекламную и выставочную деятельность приведены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Расходы на маркетинговую, рекламную и выставочную деятельность.

Вид деятельности

Период


2010

2011

2012

1. Рекламная деятельность:





Похожие работы на - Методы анализа факторов внешней среды предприятии РУП ГЗ 'Гидропри-вод'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!